Богатырь. Защитник Земли Русской. Мастер-класс с пошаговыми фото.

Мастер-класс по рисованию. Богатырь. Защитник Земли Русской.

Дьякова Ольга Сергеевна преподаватель класса ИЗО МБОУДО "ДШИ" г.Оханск
Описание: данный мастер-класс будет полезен учителям ИЗО, педагогам дополнительного образования художественно - эстетической направленности, учащиеся начиная с 3 класса вполне могут справится с данной работой.
Поэтапное рисование-поможет избежать наиболее часто встречающихся ошибок и придаст уверенности в собственных силах.
Назначение: использование на занятиях по рисованию, украшения интерьера или в качестве подарка.
Цель: выполнение композиции - Богатырь
Задачи: совершенствовать умения работать гуашью
способствовать развитию творческих способностей
развивать чувство композиции, умение анализировать форму изображаемых объектов, углубить чувство восприятия цвета и цветовой гармонии
воспитывать интерес к истории Отечества, уважение к его защитникам,
развить аккуратность в работе
Материалы:
гуашь
ватман формата А-3.,
нейлоновые кисти под номерами 2, 3, 5.

Последовательность выполнения:

Лист бумаги располагаем вертикально. Тонкой линией намечаем холмы. Больше карандаш нам не понадобится.


Крупными кольцами выполняем небо от солнечного диска к краям (постепенно увеличивая радиус и утемняя цвет). Цвета кругов последовательно - желтый(солнце), желто-белый, бледно голубой и насыщено голубой.


Размываем границы между "кольцами", делая переходы более плавными.



Холмы выполняем двумя цветами - светло зеленым и темно зеленым.


Размываем границы между цветами делая перехода более плавными.


Начинаем работу над главным персонажем.
Начнем с головы, так как именно от нее будет зависеть пропорции всей фигуры.
Голову выполняем светло розовым цветом.


Прорисовываем шлем.


Приступаем к проработке лица. Тонкой кистью рисуем нос и глаза.


Прорисовываем бороду и усы.


Черным цветом рисуем тени на бороде и шлеме богатыря.


Бело-желтым цветом рисуем свет на бороде и шлеме богатыря.


Темно-розовым цветом рисуем тени вокруг глаз и на щеках.


Рисуем кольчугу крепящуюся к шлему и прикрывающую уши и шею.


Прорисовываем верхнюю часть туловища.


Рисуем нижнюю часть и рукава кольчуги а так же пояс.


Намечаем тень и свет на кольчуге.


Размываем тени и свет по внутреннему контуру смягчая их границы.


Прорисовываем край рубахи и штаны.


Рисуем сапоги.


Прорисовываем щит и рукав рубахи.


Намечаем кулак и узор на щите.


Намечаем тени - на рукаве,штанах и сапогах, щите и под щитом, а так же складки на рубахе.


Размываем тени по внутреннему контуру смягчая их границы.


Намечаем свет - на рукаве,щите, штанах и сапогах.


Размываем свет по внутреннему контуру смягчая его границы.


Рисуем копье.


Намечаем флажок на копье.


Заполняем флажок цветом.


Рисуем тень и свет на копье и флажке.


Размываем свет и тени на копье и флажке, по внутреннему контуру смягчая их границы.


Прорисовываем пальцы на руке.


Прорисовываем металлические пластины на груди,выделяем ворот кольчуги, уточняем узор на щите.


Легкими волнистыми линиями создаем фактуру кольчуги.


Прорисовываем лес на дальнем плане.


Насыщенным белым цветом рисуем основные объемы церкви.


Прорисовываем купол.


Тонкой линиями делим "тело" церкви на части.


Прорисовываем окна и узорчатый пояс.


Рисуем тени и свет на куполах, дверях и стенах церкви.


Прорисовываем крышу и крест.


Легкими мазками придаем холмам фактурность, прорисовываем дорожку от церкви.


Рисуем траву на переднем плане.


Тонкой кистью намечаем колосья.


Прорисовываем колосья.

Слайд 2

Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, стойкости, отваги, наделенные необыкновенным умом и смекалкой.

  • Виктор Васнецов «Богатыри на конях.» 1896.
  • Слайд 3

    За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом.

    Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

    • Константин Васильев «Русский витязь»
  • Слайд 4

    Сказитель так и говорил:

    Расскажу я вам про дела старые,
    Да про старые, про бывалые,
    Да про битвы, да про сражения,
    Да про подвиги богатырские!

    Слайд 5

    Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.

    В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова.

    Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

    Слайд 6

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    Он представитель земледельческого быта, обладающий не количественной, как Святогор, а качественной силой, которую можно назвать выносливостью.

    Былина о нём так говорит:

    Он одной рукой камень вывернет,
    А двумя – то руками быка свалит,
    Зовут его Микула Селянинович.

    Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»

    Встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.

    Слайд 7

    • Георгий Юдин Микула Селянинович и Святогор.
    • Константин Васильев «Встреча Вольги и Микулы Селяниновича»
  • Слайд 8

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Основные былины о Вольге рассказывают о его чудесном рождении от змея, походе в Индию и противоборстве с Микулой Селяниновичем.

    Вольга Святославович, оборотень и охотник, относится к числу самых древнейших богатырей.

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Слайд 9

    Константин Васильев «Вольга Святославович»

    Слайд 10

    Самые известные былинные богатыри:

    • Илья Муромец, Алеша Попович,
    • Добрыня Никитич.
    • В.М.Васнецова «Богатыри».
  • Слайд 11

    ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

    Представитель всех русских богатырей и в глазах народа является представителем крестьянского сословия.

    Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера.

    Слайд 12

    • Памятник Илье Муромцу в Муроме.
  • Слайд 13

    АЛЁША ПОПОВИЧ

    Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом.
    !Не топтать их коням Землю Русскую
    Не затмить им солнце наше красное!
    Век стоит Русь – не шатается!
    И века простоит – не шелохнётся!
    А преданья старины
    Забывать мы не должны.
    Слава русской старине!
    Слава русской стороне!

    Посмотреть все слайды

    Елизавета Байкузина
    Конспект ИЗО «Защитники земли русской. Образ богатыря»

    Тема : «Защитники земли русской . Образ богатыря

    Вид занятия : тематическое рисование;

    УМК : перспектива;

    Цель : познакомить учащихся с образом русского богатыря и учить изображать его ;

    Задачи :

    Воспитательные : воспитывать культуру восприятия произведений изобразительного искусства ;

    Развивающие : развивать образное мышление , зрительно – образную память ;

    Обучающие : совершенствовать умение изображать образ человека ;

    Планируемые результаты :

    Предметные : умение описывать образ человека ;

    Метапредметные :

    1. Познавательные : формировать интерес к изобразительной деятельности ;

    2. Коммуникативные : совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;

    3. Регулятивные : учить анализировать и оценивать работу сверстников;

    Личностные : познакомить учащихся с репродукцией картины В. Васнецова «Богатыри »

    Место проведения : МБОУ СОШ №1, кабинет №4.

    Время проведения : 9.45 – 10.25

    Оборудование : доска, учебник «Изобразительное искусство » (Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, наглядный материал (картины богатырей , доспехов, воинских орудий, картина В. М. Васнецова «Богатыри » .

    Технологическая карта урока.

    I.Организационный момент.

    Учитель приветствует детей :

    Здравствуйте, дети. Сегодня урок изобразительного искусства буду вести у вас я, меня зовут Елизавета Владимировна. Давай повернемся к соседу справа и улыбнемся ему, повернемся к соседу слева и помашем ему. Я вам желаю творческих успехов на нашем уроке, садитесь.

    Проверка готовности класса к уроку :

    На урок вам будут необходимы акварельные краски, кисточки, простой карандаш, стирательную резинку, баночку с водой и альбом.

    II. Нацеливание.

    Учитель задает вопрос :

    Ребята, а вы любите разгадывать загадки?

    Здорово, давайте я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать, только слушайте внимательно и не выкрикивайте с места.

    Учитель загадывает загадку :

    Знаю взрослые и дети,

    Нет его сильней на свете

    Одного напомню я –

    Это Муромец Илья.

    Правильно ребята, это богатырь .

    Учитель выводит тему урока вместе с детьми :

    Так значит, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?

    Верно, сегодня мы с вами будем говорить о русских богатырях .

    III. Работа по новой теме.

    Учитель задает вопрос детям :

    - Богатырь – он какой , как вы его представляете?

    Молодцы, все эти слова, подобранные вами , можно найти в сюжете картины, которую мы будем рассматривать. Откройте учебники, на странице 93.

    Учитель работает с учебником :

    Перед вами репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри » . Посмотрите внимательно на нее и послушайте, что я вам о ней расскажу.

    Учитель представляет свой рассказ :

    На заставе три богатыря , в центре на вороном коне сидит Илья Муромец – славный богатырь . У него русское лицо , широкая борода с проседью. Богатырь хорошо вооружен : одет он в железную кольчугу, а на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. У него длинный нос, светлые волосы и борода. Он одет богато и нарядно . Сидит на белом, длинногривом коне. Третий богатырь – Алеша Попович . Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья и Добрыня, но берет ловкостью, быстротой и находчивостью. У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными тучами.

    Учитель задает вопросы :

    Понравилась ли вам картина Васнецова?

    Какой из богатырей вам понравился больше?

    Учитель предлагает детям нарисовать богатыря :

    Я вам предлагаю изобразить своего богатыря , так, как вы его представляете. Его можно нарисовать в доспехах с различным оружием. Богатыря нужно изобразить на всем листе бумаги. Можно изобразить его в движении , на коне. Старайтесь выполнять рисунок аккуратно, при рисовании спина должна быть прямая.

    Учитель вывешивает на доску картинки орудий и одежды богатыря . А у меня получился вот такой богатырь :

    Учитель вывешивает картину своего нарисованного богатыря и предлагает детям приступить к работе.

    IV. Физкультминутка.

    Учитель проводит физкультминутку вместе с детьми :

    Вы наверное устали, и поэтому все встали.

    Физкультминутка :

    Раз – подняться, подтянуться,

    Два – небес скорей коснуться.

    Три – белы ручки поднапреч,

    Головой достать до плеч.

    На четыре руки шире -

    Лучшая зашита в мире.

    Друг на друга посмотри – чем мы не богатыри ?

    Как услышим цифру «5» - тихо сядем рисовать.

    V. Продолжение работы по новой теме.

    Учащиеся садятся на свои места и продолжают рисовать богатыря . Подходят к завершению работы.

    VI. Итог урока.

    Учитель подводит итог урока :

    Ребята, ваши рыцари получились очень сильными и могущественными. Они способны стоять на страже Руси и охранять ее.

    VII. Рефлексия.

    Учитель предлагает ученикам закончить фразу.

    Ребята, помогите мне закончить предложения :

    Мне на уроке было интересно …

    Мне на уроке было трудно…

    Теперь я могу…

    Учитель завершает урок :

    Мне было очень приятно работать с вами, но наше время подошло к концу. Урок окончен, до свидания.

    Публикации по теме:

    Конспект занятия «Богатыри земли русской» План занятия по ИЗО, посвященный Дню защитника Отечества. Твердохлебова Ирина Александровна, воспитатель. Задачи: познакомить детей с.

    Занятие на тему «Былинные богатыри – защитники земли Русской». Интеллектуальная игра турнир эрудитов «Умники и умницы». Цель: приобщение.

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Защитники земли русской» Интегрируемые области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Защитники Земли Русской» Цель: Формирование у детей интереса к героическому прошлому своей страны. Задачи: Образовательные: познакомить детей с некоторыми событиями.

    Конспект НОД «Богатыри земли русской» Тема: Богатыри земли русской. Интеграция: Познание, коммуникация, социализация, Цель: обобщить и систематизировать знания детей о.

    Внеурочное занятие для младших школьников

    Конспект занятия, составленный методистом, педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦВР "Гармония" г. Тихорецка Краснодарского края Шилко Надеждой Алексеевной
    Цель:
    - показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей, воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину в разные периоды ее истории.
    Задачи:
    - развивать музыкальное мышление, чувство ритма, воображение;
    - создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных произведений;
    -поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей;
    -воспитывать в детях гордость за свой народ, желание, став взрослым, встать на защиту своей страны;
    -раскрытие образов героев - богатырей в каждой исторической эпохе с помощью музыки.
    Ключевые понятия: русский богатырь, воин-монах, храм, колокольный звон, благовест, Родина, Отечество, мужество, любовь к Родине.

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, детские музыкальные инструменты.

    Возраст обучающихся: 6-10 лет

    Ход занятия

    I Организационный этап

    Звучит запись песни «Богатырская наша сила».

    Методист : Ребята, вы уже догадались, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? (о богатырях)
    Правильно, сегодня мы узнаем о наших славных русских богатырях.
    Кто же такие богатыри, какие они? (сильные, храбрые, защитники Родины).

    А сейчас проверим, правильно ли вы отвечали. Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь (обращение к словарю)

    II Проверочный этап
    «Богатыри – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой».
    Слово «богатырь» очень древнее, оно встречается в летописях, начиная с 13 века.
    «Богатырь - человек рослый, дородный, дюжий и видный;
    необычайный силач;
    смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».

    Каких богатырей вы знаете? (Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец).

    III Подготовительный этап
    Посмотрите на картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Кто на ней изображен? (на картине Васнецова изображены три богатыря: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец).

    Как изображены богатыри? (художник изобразил богатырей в виде сказочных героев).
    Как вы догадались, что это русские богатыри? (по внешнему виду, по снаряжению).

    Отгадайте, пожалуйста, загадки о богатырском снаряжении (отгадывание загадок с последующей взаимопроверкой).
    1.Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
    2.Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
    3.Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же…(Меч)
    4.Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(Щит)

    IV Основной этап
    А теперь давайте внимательно рассмотрим каждого героя картины.
    В центре на дородном, могучем вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын.
    Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Палица - "палка, посох, полено", ударное или метательное оружие из прочных и тяжелых сортов дерева.

    Во что одет Илья Муромец?
    Правильно, одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Любит богатырь Родину и честно служит ей.
    Как вы думаете, почему его называют Муромец?
    Илья Муромец родом из Муромского села Карачарово, что во Владимирской области. Но он не только былинный герой – он русский святой воин-монах. День памяти Ильи Муромца - 1 января, каждый Новый Год начинаем с воспоминания великого Русского воина.

    Из-за поразившей с детства немощи ног Илья неподвижно прожил 30 лет в смирении, любви и молитвах к Богу. Предания донесли до нас чудо исцеления будущего защитника земли русской. Однажды, когда немощный молодец находился в одиночестве, ему явились святые старцы и говорят властно: «Поди и принеси нам напиться». Воспитавший в себе монашескую кротость и послушание, Илья искренне желает выполнить волю старцев и встает на ноги, получив при этом силу свыше. И через всю свою жизнь несёт веру, как крепкий меч, помогая не только бороться с врагами Отечества, но и утверждать на русской земле православную веру. Илья Муромец – почитаемый на русской земле – святой воин.
    Илья Муромец строил храмы на родной земле, а также соборную церковь в городе Киеве.

    Троицкая церковь в селе Карачарово, по преданию, была заложена богатырем. В настоящее время храм находится в стадии восстановления. Местное предание гласит, что в основании церкви лежат три вековых дуба, вырванные из земли и внесённые в гору самим Ильёй Муромцем.

    Что напоминает вам форма купола? Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани (сражении), которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
    Звучит колокольный звон.

    Педагог музыки : Различают несколько видов звона. Благовест - это звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Удары в разные колокола поочередно называются перезвоном или перебором. Слово "звон" также имеет узкий смысл, означающий удары в несколько колоколов одновременно.

    По своей внешней форме колокол - не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе Божию благодать.
    Давайте мы сейчас вместе с вами поиграем. Один колокол мы назовём – Дон. А два колокола – Дин-Дин. Мы будем с вами поочерёдно называть их имена, а теперь мы с помощью музыкальных инструментов изобразим колокольный перезвон.
    А теперь давайте попробуем передать колокольный звон на музыкальных инструментах.

    Игра на музыкальных инструментах «Колокольный перезвон».
    Методист: Ребята, есть такое выражение «Бить во все колокола». Оно произошло из древности и означает бить тревогу, собирать всех для защиты Родины.
    Вернёмся к героям картины «Богатыри».

    По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука.
    Самого молодого богатыря, который стоит слева от Ильи Муромца, зовут Алёша Попович. Его отличает не сила, но мужество, удаль, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие - с другой.
    У русских богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.
    Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы стать за честь Родины против недруга, за Отчизну, если понадобится, сложить голову.

    Ребята, что для каждого из нас означает слово Отечество? Правильно, это место нашего рождения, это наша страна, это наш народ.

    Какое слово близко ему по значению? (Родина). Какие хорошо известные родные слова мы слышим в словах РОДИНА и ОТЕЧЕСТВО? (родить - мать, отец)
    А как стать богатырями? Правильно, нужно заниматься спортом. Но для начала приучитесь делать зарядку. Сейчас мы сделаем её и станем немножко сильнее.

    Физкультминутка «Богатыри»
    Богатырь – вот он каков: (Показывают силача)
    Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
    Метко палицу бросал,
    На границе стоял,
    Зорко – зорко наблюдал, (Ладонь к глазам)
    Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
    Станем, как богатыри!

    Как вы думаете, богатыри остались в древности, в сказках или они во все времена жили на русской земле?
    Посмотрите на слайд. Перед вами картины, на которых изображены воины-герои Великой Отечественной войны. Можно ли назвать этих людей богатырями?
    Это богатыри, потому что они любили и защищали Родину в годы войны. Сильные духом и смелые, они пожертвовали своей жизнью ради достойной и мирной жизни других людей.
    А в наше время, сейчас есть богатыри-защитники России? Кто стоит на защите Родины? Кто охраняет её границы и бережет спокойный сон её детей? Кто сражается в современных войнах?

    Это молодые солдаты, воевавшие в Чечне, которые сложили свои головы за мирное небо. Это наши десантники и моряки. И сейчас такими героями мечтают стать современные мальчишки, это наши будущие воины.

    Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли и духа, любящий свою Родину, – тоже богатырь.
    А сейчас давайте послушаем музыку.

    Звучит «Богатырская симфония» (главная тема)
    Слушание «Богатырской симфонии».

    Педагог музыки: Есть ли сходство музыки с образом богатырей на картине?
    В чём оно заключается?
    (Музыка наполнена могучей силой, звучит мужественно, сурово и мощно).
    В обоих произведениях воплощены черты характера, которые всегда присущи русскому народу. Вот почему эти произведения не теряют силы своего воздействия и в наши дни. И в картине и в музыке – главные герои это люди, могучие, сильные, характер которых раскрывается в критических ситуациях.

    Что можно сказать о характере и качестве главной темы?
    (Яркий, могучий, широкий, решительный, суровый, маршевый. Звучит в низком регистре у струнных, передает клич, призыв, воплощает неодолимую силу героев).

    Звучит «Богатырская симфония» (побочная тема)
    Каков характер побочной темы?
    (Певучая, светлая, распевная, близка народной песне, звучит у виолончелей. Это образ Родины).

    Какая из тем рисует нам богатырский образ?
    (Первая то есть – главная).
    Делаем вывод, что в музыке переданы два образа: первый- это образ защитника, богатыря, а во второй передано чувство любви, заботы, трепетного отношения к Родине, природе.
    Методист: Скажите, ребята, а в мирное время богатыри бывают?
    Кто они?

    Богатырями мы называем наших спортсменов. Например, это Алексей Немов – четырёхкратный олимпийский чемпион по спортивной гимнастике, обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством», ордена Мужества, ордена Почёта.
    Александр Карелин - трёхкратный олимпийский чемпион по греко – римской борьбе, Герой Российской Федерации, награждён орденами Дружбы народов, Почета, «За заслуги перед Отечеством».

    Хочу вас, ребята, познакомился ещё с одним «русским богатырём» - Иваном Максимовичем Поддубным, легендарным борцом, своими победами прославившим Россию на мировой арене.

    На родине Поддубного (городе Ейске) установлен мраморный бюст "Чемпиону чемпионов". На памятнике золотыми буквами высечено: "Здесь русский богатырь лежит».

    V Контрольный этап
    Методист: Ребята, ответьте пожалуйста на мои вопросы.
    - Кто такие богатыри? (Богатыри – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой).
    - Кто изображен на картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»? (На картине Васнецова изображены три богатыря: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец). Расскажите о них.
    - Что напоминает нам форма купола? (Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани (сражении), которую ведет Церковь с силами зла и тьмы).
    - Что такое благовест, перезвон. (Благовест - это звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Удары в разные колокола поочередно называются перезвоном или перебором).
    - Ребята, что для каждого из нас означает слово Отечество? (Это место нашего рождения, это наша страна, это наш народ). Какое слово близко ему по значению? (Родина).
    - Скажите, ребята, а в мирное время богатыри бывают? (Богатырями мы называем наших спортсменов, чемпионов мира).

    VI Итоговый этап
    Педагог музыки: И на нашей малой Родине были и есть воины и богатыри земли Кубанской – кубанские казаки. Давайте мы вместе с вами исполним песню «Кубанские казаки».

    Исполнение песни «Кубанские казаки».

    VII Рефлексивный этап
    Сегодня я узнал (а)…
    Было интересно…
    Было трудно…
    Я понял (а), что…
    Я почувствовал (а), что…
    Я приобрел (а)…
    Я попробую…
    Меня удивило…
    Урок дал мне для жизни…
    Мне захотелось…
    Список использованной литературы, сайтов
    1.Былины/ Под ред. Подивиловой О.В., Нечаева А.Н. – М.: Самовар, 2010г.
    2.Илья Муромец и Соловей-разбойник. Сказки о русских богатырях. – М.: Эксмо, 2012г.
    3.Русские богатыри. – М.: Эксмо, 2014г.

    Проектная задача

    «Богатыри земли русской…»

    Название проектной задачи

    Богатыри земли русской…

    Предмет

    Интегрированная (изобразительное искусство, история)

    Класс

    Тип задачи

    Предметная, одновозрастная

    Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

    Создать условия для организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении проектной задачи, для создания стенгазеты «Богатыри земли русской…».

    Знания, умения и способы действий на которые опирается задача

    Предметные:

      умение работать с текстом, извлекать нужную информацию в явном и неявном виде.

      учить строить композицию плаката, используя средства выразительности

      приобретение опыта работы с различными художественными материалами в процессе создания творческого продукта;

    Личностные:

      развивать готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

    Регулятивные:

      уметь сотрудничать в совместном решении проблемы

      анализировать, делать выводы;

    Коммуникативные:

      обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиции творческих задач.

    Планируемый педагогический результат

    Демонстрация учащимися:

      Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;

      Умения, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт» стенгазету «Богатыри земли русской...»

    Способ и формат оценивания результатов работы

    При подведении итогов работы учителем оценивается:

      владение предметным материалом, умение применять его в нестандартной ситуации;

      правильность выполнения задания;

      способность на протяжении всего решения задачи удерживать её специфику;

      умение планировать собственные действия, распределять задания в соответствии с возрастными возможностями;

      перенос способов действий, освоенных в одном учебном предмете или теме, на другие предметы или темы;

      умение работать с предложенным текстовым материалом, выделять из него главное, отсеивать лишнее, не имеющее отношения к оставленной цели;

      коммуникативные умения при работе в малой группе и их влияние на конечный результат;

      умение проводить взаимооценку по разработанным коллективно критериям.

    Оборудование и материалы

    Набор текстовых заданий в нескольких вариантах, листы формата А4, картон, карандаши, маркеры, ножницы, клей, стикеры для голосования

    Замысел проектной задачи

    Учащимся предлагается принять участие в оформлении мероприятия по истории в рамках предметной недели.

    Учащиеся получат возможность самостоятельно отобрать материал, оформить его в виде стенгазеты, анализируя содержание представленных текстов.

    Воспитательный смысл представленной проектной задачи заключен в самостоятельном поиске информации, посвященной любви к родному отечеству, популяризации русских богатырей, их самоотверженности, верности и смелости по отношению к Родине.

    Проектная задача рассчитана на участие 4 человек в каждой группе с осуществлением взаимоконтроля выполнения действий. На последнем этапе работы должна быть выполнена презентация плаката. В процессе выполнения проектной задачи учащиеся оказывают взаимопомощь друг другу, учиться кооперации.

    Такой подход расширяет возможности детей, даёт простор их для их воображения и фантазии, делает этап презентации более интересным для учащихся, а действие оценивания не формальным.

    Цель, которую должны достичь учащиеся: создать итоговый продукт –стенгазету.

    Сюжет проектной задачи

    Дорогие семиклассники! Приближается предметная неделя по истории. Учитель попросила нас о помощи: необходимо выполнить плакаты о русских богатырях для того, чтобы оформить мероприятие по истории Отечества в рамках предметной недели.

    Итак, приступайте к работе! Удачи вам!

    Начните свою работу с чтения инструкции к работе.

    Тщательно отбирайте материал. По окончанию работы предлагается сверить полученный «продукт» с эталоном, проверить правильно ли выбрали иллюстрации и текст. При защите каждая группу должна обосновать выбор материала.

    1 этап. Подводящий диалог

    Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить небольшое путешествие во времени, в прошлое нашей страны. Мы узнаем о тех, кто давно-давно охранял и защищал границы нашей Родины. Все вы наверное смотрели мультфильмы про Алешу Поповича и Тугарина Змея, Добрыня Никтича и Змея Горыныча, Илью Муромца и Соловья-разбойника? (ответы учеников). В них рассказывается о некогда существовавших на нашей земле могучих воинах.

    Богатырь - воин, который отличается необычной силой, мужеством, удалью и умом. В давние-давние времена ещё в Древней Руси стояли богатыри на страже нашей Родины на заставе (границе). Без устали разъезжали они на могучих конях, зорко всматриваясь вдаль: не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.

    Богатырь – это человек очень большой силы, стойкости отваги. На Руси богатыри появились в то время, когда чужеземные захватчики грабили и убивали простых людей.

    На их защиту стали люди сильные, мужественные, горячо любившие свою родину. И о них слагали былины. Ребята, а что такое былина? Былина от слова «было». Безусловно, события в былине могут быть приукрашены, но тем не менее все события подлинны.

    Некоторые былины передавались из уст в уста, поэтому определенного автора, имя которого мы могли бы назвать, у них нет.

    Учитель демонстрирует картину «Богатыри»

    - Ребята, знаменитая картина «Богатыри» была создана в подмосковном селе Абрамцево. Это полотно сегодня часто называют «Три богатыря». Васнецов описание картины дал в короткой, но емкой реплике: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого». Работа над великим холстом заняла у художника почти семнадцать лет, а началась она с эскиза, сделанного карандашом, в далеком Париже. Едва художник сделал финальный штрих, как Павел Михайлович Третьяков (это был очень богатый человек, купец, покупающий все произведения искусства, которые он встречал, путешествуя и общаясь с разными талантливыми людьми своего времени, чтобы объединить в одном месте и таким образом сохранить для будущих поколений, для нас с вами, чтобы мы имели возможность изучать историю, повышать свою культуру и наслаждаться этими произведениями искусства) купил полотно для своей коллекции. Так обрела свое место в Третьяковке эта картина Васнецова. Три богатыря и по сей день смотрят на нас со стены знаменитой галереи.

    Ребята, я открою вам секрет: дело то в том, что Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич не могли встретится, так как жили в разных веках! Нам и предстоит выяснить подробную информацию о каждом из них, и выяснить в какое время жил каждый из них.

    Я предлагаю каждой из групп разработать стенгазету об одном из героев. У одном группы должна получится стенгазета о Илье Муромце, у другой – о Алеше Поповиче, у третьей – о Добрыне Никитиче.

    Но для того, чтобы оценить результат своей работы нам нужны критерии. Давайте их разработаем (разрабатывают критерии).

    Давайте вспомним этапы работы над проектной задачей

      Обсуждаем цель и предназначение результата

      Составляем план действий

      Выполняем задания

      Контролируем исполнение

      Презентуем результат

      Заполняем лист самооценки

    2 этап. Решение проектной задачи

    Задание №1 (1 группа)

    А) Найди портрет Ильи Муромца в приложении №1 (или фото с его изображением)

    Б) Прочти тексты и выбери тот, в котором приводятся факты биографии Ильи Муромца (приложение №2)

    В) Прочти тексты и выбери тот, в котором приводятся факты подвига Ильи Муромца (приложение №3)

    Г) Найти имя князя, которому служил Илья Муромец (приложение №4)

    Задание №1 (2 группа)

    Ф.И. учащегося, выполнявшего работу ______________________________

    А) Найди портрет Алеши Поповича в приложении №1 (или фото с его изображением)

    Б) Прочти тексты и выбери тот, в котором приводятся факты биографии Алеши Поповича (приложение №2)

    В) Прочти тексты и выбери тот, в котором приводятся факты подвига Алеши Поповича (приложение №3)

    Г) Найти имя князя, которому служил Алеша Попович (приложение №4)

    Д) Обоснуй свои ответы. Приготовь этот материал для оформления «конечного продукта»

    Задание №1 (3 группа)

    Ф.И. учащегося, выполнявшего работу ______________________________

    А) Найди портрет Добрыни Никитича в приложении №1 (или фото с его изображением)

    Б) Прочти тексты и выбери тот, в котором приводятся факты биографии Добрыни Никитича (приложение №2)

    В) Прочти тексты и выбери тот, в котором приводятся факты подвига Добрыни Никитича (приложение №3)

    Г) Найти имя князя, которому служил Добрыня Никитич (приложение №4)

    Д) Обоснуй свои ответы. Приготовь этот материал для оформления «конечного продукта»

    Приложение №1 (к заданию №1)

    Приложение №2 (к заданию №1)

    Предполагается, что богатырь богатыря богатырь

    богатырь

    Богатырь

    По разным сведениям, богатырь богатыря богатыря

    богатыря. Принято считать, что образ богатыря

    Богатырь

    Богатыря

    Богатырь относится к древнейшим и популярнейшим былинным героям. Само его имя указывает на связь с природой. Он велик ростом и могуч, с трудом носит его земля. Обладатель огромной силы, он не в состоянии ни совладать с ней. Былина повествует о смерти Святогора, который встречает по дороге гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет», и решает испытать судьбу. Едва Святогор ложится, крышка гроба сама наскакивает и богатырь не может ее сдвинуть. Перед смертью Святогор передает Илье Муромцу свою силу, таким образом герой древности передает эстафету выступающему на первый план новому герою эпоса.

    Приложение №3 (к заданию №1)

    Самый известный его подвиг - победа над Соловьем-разбойником.

    Исследователи считают, что Соловей-разбойник - не сказочное чудище, а тоже реальная историческая личность, разбойник, промышлявший в лесах по дороге к Киеву. А Соловьем этого разбойника прозвали за то, что он извещал о своем нападении свистом (или, возможно, давал свистом сигнал своей банде к нападению

    Самым известным подвигом богатыря является сражение богатырь

    Для совершения главного подвига он отправляется к Пучай-реке, месту обитания Змея Горыныча. Прилетает Горыныч, дождит дождем и сыплет огненными искрами на богатыря, оставшегося безоружным. Но богатырь Богатырь богатырю

    Приложение №4 (к заданию №1)

    Служил князю Святославу

    Служил князю Мстиславу Старому

    Служил князю Владимиру Ясное Солнышко

    Задание №2 (1 группа)

    Ф.И. учащегося, выполнявшего работу ______________________________

    Подбери нужные иллюстрацию:

    А) Подбери нужные иллюстрацию для подвига Ильи Муромца (приложение №1)

    Б) Подбери портрет князя, которому служил Илья Муромец (приложение №2)

    В) Подбери фото памятника Илье Муромцу (приложение №3)

    Задание №2 (2 группа)

    Ф.И. учащегося, выполнявшего работу ______________________________

    Подбери нужные иллюстрацию:

    А) Подбери нужные иллюстрацию для подвига Алеши Поповича

    (приложение №1)

    Б) Подбери портрет князя, которому служил Алеша Попович (приложение №2)

    В) Подбери фото памятника Алеше Поповичу (приложение №3)

    Г) Обоснуй свой выбор. Приготовь для оформления.

    Задание №2 (3 группа)

    Ф.И. учащегося, выполнявшего работу ______________________________

    Подбери нужные иллюстрацию:

    А) Подбери нужные иллюстрацию для подвига Добрыни Никитича (приложение №1)

    Б) Подбери портрет князя, которому служил Добрыня Никитич (приложение №2)

    В) Подбери фото памятника Добрыне Никитичу (приложение №3)

    Г) Обоснуй свой выбор. Приготовь для оформления.

    Приложение №1 (к заданию №2)

    Приложение №2 (к заданию №2)

    Приложение №3 (к заданию №2)

    Задание №3 (1 группа)

    Ф.И. учащегося, выполнявшего работу __________________________

    Б) Выбери слоган о Илье Муромце (приложение №2)

    Задание №3 (2 группа)

    Ф.И. учащегося, выполнявшего работу __________________________

    А) Выбери заголовок для своего продукта (приложение №1)

    Б) Выбери слоган о Алеше Поповиче (приложение №2)

    В) Обоснуй свой выбор. Приготовь для оформления.

    Задание №3 (3 группа)

    Ф.И. учащегося, выполнявшего работу __________________________

    А) Выбери заголовок для своего продукта (приложение №1)

    Б) Выбери слоган о Добрыне Никитиче (приложение №2)

    В) Обоснуй свой выбор. Приготовь для оформления.

    Приложение №1 (к заданию №3)

    Приложение №2 (к заданию №3)

    3 этап . Презентация работы, взаимооценка и самооценка


    «Памятка»

    ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫПУСКАЮЩИХ ГАЗЕТУ

      Газета имеет название.

      Каждый из материалов, помещенных в газету, размещается отдельно и имеет свое название.

      Все материалы газеты размещаются на одном листе плаката.

      На газете указываются фамилии и имена ее авторов.

      Художественное оформление газеты зависит только от фантазии и умений ее авторов.

      Подготовленная газета должна быть представлена читателям.

    ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

      Умей выслушать товарища;

      Своё мнение должен высказать каждый;

      Закончив дело, помоги другу;

      Работай тихо, чтобы не мешать другим;

      Распределяйте задания между парами в группе, чтобы сэкономить время выполнения общего задания.

      Рабочее место содержи в порядке.

    Просмотр содержимого документа
    «Эталон №1»

    Эталон №1

    «Богатыря узнаешь на поле брани»


    Долго могучая сила в нём зрела,

    А пробудилась от горя она.

    Встал богатырь за Отчизну

    И смело бился – себя не щадя и врага.

    Предполагается, что богатырь родился около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, сына Тимофеева и его жены Евфросиньи. Эксперты определяют временной период жизни богатыря с 1148 по 1203 годы. С современной точки зрения, росту богатырь был чуть выше среднего - 177 см, но в XII веке такой мужчина считался великаном.

    В детстве и юности страдал параличом. Все попытки вылечить его не увенчались успехом. Однажды в дом вошли странники и властно сказали ему: «Поди и принеси нам напиться!». Искренне желая выполнить их волю, он встал на ноги и, таким образом, исцелился. От этих же странников богатырь получает благословение биться с врагами земли родной.

    Богатырь был официально канонизирован в 1643 году. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем.

    Служил князю Святославу

    Самый известный его подвиг - победа над Соловьем-разбойником.

    Исследователи считают, что Соловей-разбойник - не сказочное чудище, а тоже реальная историческая личность, разбойник, промышлявший в лесах по дороге к Киеву. А Соловьем этого разбойника прозвали за то, что он извещал о своем нападении свистом (или, возможно, давал свистом сигнал своей банде к нападению.

    Памятник

    Илье Муромцу

    Просмотр содержимого документа
    «Эталон №2»

    Эталон №2

    «Славна богатырями земля русская»

    Храбрый и смелый – отважный смельчак.

    Рода поповского наш весельчак.

    Самый младой из троих богатырь,

    Русь защищал, врагов он разил.

    По разным сведениям, богатырь был сыном попа ростовского Леонтия. Несомненно, одно, отцом богатыря был поп. Но вот версии места рождения богатыря не сходятся. По одной версии, он был родом из городка Пирятин, который находится в Полтавской области. В другом варианте рассматривается деревня Селище (нынче покинутая), которая расположена в Ростовском районе Ярославской области.

    Но существует и другая версия происхождения богатыря. Принято считать, что образ богатыря взят с реального человека. Прототипом его был боярин из Ростова, которого звали Александр. Александр Попович был известным воином своего времени.

    Богатырь не отличается особой силой (конечно, в сравнении с другими богатырями), но он обладает мужеством, удалью, ловкостью, упорством, находчивостью, но одновременно он хвастлив, лукав, увертлив.

    Служил князю Мстиславу Старому

    Самым известным подвигом богатыря является сражение с Тугарином - змеем. Он позволяет в его счет едкие замечания, сравнивает его с собакой. В битве богатырь одерживает победу за счет своей хитрости. Он использует отвлекающий маневр и побеждает Тугарина. В этом его основное отличие от своих “собратьев”- богатырей.

    Памятник

    Алеше Поповичу

    Просмотр содержимого документа
    «Эталон №3»

    Эталон №3

    «Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать»


    Доброе имя носил богатырь –

    Врагов не жалел, Отчизну любил.

    Вместе с Муромцем служил,

    Супостатов сокрушил.

    Богатырь часто изображается служилым богатырем при князе Владимире. Жена – Настасья. Богатырь самый близкий к князю богатырь. Богатыря иногда величают князем, а иногда племянником Владимира Красного Солнышка. Историческим прототипом богатыря считают воеводу. Богатырь умен, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, отлично стреляет, поет и играет на гуслях.

    Служил князю Владимиру Ясное Солнышко

    Для совершения главного подвига он отправляется к Пучай-реке, месту обитания Змея Горыныча. Прилетает Горыныч, дождит дождем и сыплет огненными искрами на богатыря, оставшегося безоружным. Но богатырь несколько раз ныряет в глубь реки, прежде, чем оказывается на берегу, и, вступив в поединок, сокрушает Змея “шапкой земли греческой”. Тот пал на сыру землю. Богатырь хочет срубить “змеищу” головы. Змей вымаливает пощаду, но, пролетая над Киевом, похищает любимую племянницу князя Владимира Забаву Путятишну. Князь поручает богатырю освободить ее: он достигает «нор змеиных», спускается в них, освобождает Забаву и “полоны русские”.

    Памятник Добрыне Никитичу

    Просмотр содержимого документа
    «Инструкция»

    ИНСТРУКЦИЯ

    Дорогие ребята!

    Итогом нашего урока должен быть «продукт», давайте назовём критерии оценивания

    1.Верно отобран материал (по 2 балла за каждое задание, 1 балл - верно сделано, 1 балл – защита)

    2.Оригинальность работы

    3.Соответствие теме.

    4.Эстетичность оформления

    ШАГ 1

    Выберите руководителя группы. Каждый в группе должен ознакомиться со всеми заданиями. Обсудите задания. Распределите между собой обязанности . Запишите план своих действий его в ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ПО ЗАДАНИЮ

    ШАГ 2

    Решите, как вы будете представлять результаты – в виде презентации стенгазеты, альбома, брошюры, буклета.

    ШАГ 3

    Выполняйте намеченные этапы работы и отмечайте выполненное в листе планирования и продвижения. В нижней части выполненного продукта обязательно укажите состав вашей группы.

    ШАГ 4

    Представьте результаты вашей работы другим группам. Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы . Выступление должно занять 5-7 минут.

    ШАГ 5

    Выслушайте отчеты других групп.

    ШАГ 6

    ШАГ 7

    Просмотр содержимого документа
    «Лист оценивания группы и себя»

    ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

    «Богатыри земли русской…»

    Город,село(посёлок)______________________________

    Школа_______________________________ Класс ________

    Номер группы _______ Мой номер в группе_________

    Фамилия и имя_______________________________________

    Оцени работу своей группы.

    Отметь V вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

    1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектной задачей?

    □ А. Да, все работали одинаково.

    □ Б. Нет, работал только один.

    □ В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

    2. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

    □ А. Работали дружно, ссор не было.

    □ Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

    □ В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

    3. Тебе нравится результат работы группы?

    □ А. Да, все получилось хорошо.

    □ Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше (Напиши, что можно было сделать лучше?___________________________________________________)

    □ В. Нет, не нравится (Напиши, почему тебе не понравился результат работы вашей группы?_______________________________________________________________________________________________________________________________________)

    4. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.

    Просмотр содержимого документа
    «Лист самооценки»

    Оценочный лист индивидуальной работы

    Фамилия, имя _____________________________________________________

    Поставь отметки на оценочных шкалах:

    1. Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.

    2.Оцени, насколько сложными оказались для тебя предложенные задания.

    3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе в решении задачи).

    4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа

    5.Хотел бы ты работать ещё раз в той же группе? Обведи.

    Почему?______________________________________________________________________

      Пригодятся ли полученные знания в дальнейшем?