Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская художественная школа»

Методическая разработка

«Приемы стилизации

природных форм в декоративно-прикладной композиции»

Преподаватель МОУ ДОД «ДХШ»

Шабалина Т.Н.

Качканар 2011год

1. Пояснительная записка.…………………………………………..……….…3

2. Задание для подготовительного класса ДХШ (9-10лет)

«Треугольная страна»…………………………………………………………..9

3.Заключение……………………………………………………………………12

Список литература………………………………………………………..……13

4 Приложения…………………………………………………………………...14

Пояснительная записка.

Чувство прекрасного у человека развивается и воспитывается с детства. Начинается это воспитание в семье, в процессе общения с природой, книгами и продолжается в школе, где формируется более глубокое восприятие прекрасного.

Знакомство с основами изобразительной грамоты, с историей изобразительного искусства начинается для ребёнка на уроках в ДХШ. Обучение изобразительному искусству осуществляется по видам деятельности: это рисование с натуры, рисование на темы, декоративная работа и беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Большое значение имеет комплексность обучения, то есть обучение практическим и теоретическим основам одновременно. В процессе такого обучения дети получают знания о простейших закономерностях строения, формы, линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования и лепки, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Главная задача преподавателя – развить художественно-творческие способности обучающихся, развить воображение, фантазию. Важно, чтобы ребенок был раскован, для творческой работы. Интерес обучающихся к изобразительному, декоративно-прикладному и народному искусству происходит в определенной последовательности. На каждом уроке дать им пофантазировать, поиграть, привнести в работу собственные образы и идеи. Высокое качество и прочность знаний, умений и навыков, полученных на уроках изобразительного искусства, развивают, у них художественные способности во многом зависит от того, как преподаватель организует и проведет урок.

Уроки по изобразительному искусству способствуют расширению кругозора детей, их интересов, развитию их мышления, творческого воображения, развивают зрительную память, формируется целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Ребята усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и окружающий их мир.

Большую помощь в формировании художественного мировоззрения обучающихся может оказать цикл заданий по стилизации. Термин «стилизация» широко используется не только в литературе, драматургии, он практически приравнивается к понятию «декоративность» в изобразительном искусстве. Стилизация это намеренная имитация или свободное истолкование художественного языка какого-либо стиля, характерного для определенного автора, течения, направления, национальной школы и т. п. в ином, применительном только к пластическим искусствам смысле, стилизация – декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приемов, упрощения рисунка и формы, объемных и цветовых соотношений. В декоративном искусстве стилизация – закономерный метод ритмической организации целого; наиболее характерна стилизация для орнамента, в котором объект изображения становится мотивом узора.

Занятия по стилизации являются одними из важнейших в процессе формирования художественного образного мышления обучающихся. Как показала практика, занятия по стилизации необходимо проводить в тесном взаимодействии с академическим рисунком и живописью, а так же осуществлять межпредметные связи, например с композицией, цветоведением.

Перед педагогами стоит важная задача – ребенок должен смотреть на вещи, явления, окружающие нас, анализируя внутреннюю конструкцию, состояние объекта, чтобы затем суметь трансформировать, видоизменить, упростить, сделать более удобным, наконец, создать новый, авторский образец. Таким образом обучающихся необходимо помочь развить плоскостно-орнаментальное видение натуры и образно-ассоциативное мышление.

Занятия по стилизации необходимо проводить поэтапно, четко следуя методике, начиная от простейших заданий на одно – трех предметные композиции и постепенно подводя к беспредметным, образно-ассоциативным, психологическим. Таким образом, вырисовывается общая картина системы заданий.

Понятие стилизации и стиля

В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией .

Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.

В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).

Стилизацию можно подразделить на два вида:

а) внешняя поверхностная , не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи);

б) декоративная , в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).

Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще своей связью с пространственной средой. Поэтому для полной ясности вопроса рассмотрим понятие декоративности. Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого. Можно сказать, что стиль – это художественное переживание времени, а декоративная стилизация – художественное переживание пространства.

Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях. При декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция (панно) отвечала принципу архитектоничности, т.е. нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения.

Роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды.

С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.

Стилизация природных форм

Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывал новые его стороны в зависимости от поставленной задачи.

В программе по композиции вопросу стилизации природных форм уделяется большое внимание, так как данные объекты всегда доступны и работа с ними помогает овладеть аналитическим мышлением и способами оригинального выражения натуры в трансформированных формах, т.е. производить преломление увиденного через индивидуальность художника. Стилизованное изображение изучаемых объектов дает возможность находить все новые оригинальные способы отображения действительности, отличные от иллюзорного, фотографического изображения.

Стилизацию природных форм можно начать с изображения растений. Это могут быть цветы, травы, деревья, мхи, лишайники в сочетании с насекомыми и птицами.

В процессе декоративной стилизации природных мотивов можно пойти двумя путями: изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а в дальнейшем перерабатывать их в сторону выявления декоративных качеств, либо же сразу выполнять стилизованную декоративную зарисовку, отталкиваясь от природных особенностей объектов. И тот, и другой путь возможны в зависимости от того, какой способ изображения близок автору. В первом случае необходимо тщательное рисование деталей и постепенное изучение форм по ходу работы. Во втором способе художник долго и тщательно изучает детали объекта и выделяет наиболее характерные для него. Например, колючий «чертополох» отличает наличие шипов и угловатости в форме листьев, стало быть, при зарисовке можно использовать острые углы, прямые линии, ломаный силуэт, применить контрасты при графической обработке формы, линию и пятно, светлое и темное, при цветовом решении – контраст и разные тональности. Также будет уместно применить прием геометрической стилизации, использовать геометрические фигуры как модуль (создать образ из треугольников). Количество модулей следует ограничить (не более трех).

Для вьюна характерна плавная тягучесть стволов и мягкая пластика форм листка и цветка, поэтому в зарисовке будут преобладать извилистые, округлые формы и деликатная проработка деталей с использованием преимущественно тонкой линии, мягких тональных и цветовых отношений.

Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако следует избегать слишком натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая узнаваемости. Можно брать один какой либо признак и делать его доминирующим, при этом форма объекта изменяется в сторону характерной особенности так, что приобретает символичность.

Предварительная эскизно- зарисовочная работа – очень важный этап в создании рисунка стилизованной композиции, так как, выполняя натуральные зарисовки, художник глубже изучает природу, выявляя пластику форм, ритм, внутреннее строение и текстуру природных объектов. Эскизно-зарисовочный этап проходит творчески, каждый находит и отрабатывает свою манеру, свой индивидуальный почерк в передаче всем известных мотивов.

Выделим основные требования к зарисовкам природных форм:

    Начиная работу, важно выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, животного его силуэта, ракурсных поворотов.

    При компоновке мотивов необходимо обратить внимание на их пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную) и соответственно ей располагать рисунок.

    Обратить внимание на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов: от того, прямолинейные или мягкие, обтекаемые конфигурации он будет иметь, может зависеть и состояние композиции в целом (статическое или динамическое).

    Важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм, делая отбор видимых деталей в изображаемой на листе среде.

    В работе с природными мотивами как кора, перед художником стоит задача превращения фактурной поверхности мотива в декор, выразительный по ритму и пластике, выявляющий особенности объекта.

Занятия по стилизации необходимо проводить поэтапно, четко следуя методике, начиная от простейших заданий на одно предметных композиций и постепенно подводя к беспредметным, образно-ассоциативным.

Методическая разработка рассчитана на подготовительный класс Художественной школы (9-10 лет) на 2 учебных часа.

Задание для подготовительного класса ДХШ (9-10лет)

«Треугольная страна»

по предмету «Декоративно-прикладная композиция».

Тема: Геометрическая стилизация природных форм.(2 часа)

Цель: Познакомить обучающихся с понятием «стилизация»; выполнить декоративную геометрическую стилизацию выбранного объекта

(на выбор: насекомые, птицы, звери).

Задачи:

    Познакомить обучающихся с понятием «стилизация»;

    Совершенствование технических умений и навыков владения художественными материалами;

    Развить художественно-творческие способности обучающихся;

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: индивидуально-групповая работа.

Дидактические материалы и оборудование : рисунки и фотографии с изображением натуральных природных форм и стилизованных аналогов, презентация с изображениями стилизованных природных форм, примеры разработанных приемов стилизации.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук

Результат урока: выполнение каждым обучающимся композиции, применяя геометрическую стилизацию природных объектов.

Этапы урока:

Подготовительный

1.Проверка готовности к уроку.

2.Сообщение цели и задач урока

3. Создание игровой ситуации - мотивация обучающихся к созданию собственной композиции.

Основной

Практическая работа

Показ учителя

Поэтапное выполнение приема геометрической стилизации:

    Выбрать и проанализировать природную форму(объекта);

    Определение модуля(треугольник);

    Применение модуля в стилизации объекта, опираясь на его природную красоту и гармонию;

    Выполнение в материале (фломастеры);

Работа учащихся

Выполнение самостоятельной работы –

вначале упражнение на стилизацию простых форм, затем создание собственной композиции.

Индивидуальные консультации по ходу занятия.

Заключительный

Подведение итогов урока, анализ выполненных работ с точки зрения композиции, колорита.


Ход занятия.

Этапы

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Результат

Методы, формы работы

Организацион-ный этап

(3 мин.)

Проверяет отсутствующих, наличие необходимых материалов (бумага А-3, фломастеры, карандаш, резинка)

Готовятся к уроку

Готовность к уроку

Групповая форма работы

Основной этап

1. Раскрытие темы и цели урока

(3 мин.)

Вступительное слово.

Преподаватель освещает тему урока, сообщает комплексные задачи урока.

Словестный метод

2. Мотивация

(4 мин.)

Преподаватель создает игровую ситуацию (мы попадаем в Треугольную страну), мотивируя обучающихся на изучение темы урока.

Положительная мотивация обучающихся на учебную деятельность

Игровой прием. Беседа.

3. Выполнение упражнения с модулем

(треугольник).

(20 мин.)

Показывает примеры стилизации.

Простые упражнения с модулями.

Внимательно смотрят.

Выполняют упражнения.

Формы работы практические и

индивидуальные

4.Практическая работа

(50 мин.)

Самостоятельный выбор природного объекта и его стилизация (эскизные поиски).

Выполнение обучающимися композиции в материале.

Выполняют декоративную стилизацию выбранного объекта

Развивают фантазию, совершенствуют практические навыки.

Объяснительно-иллюстративный метод.

Формы работы практические и

индивидуальные

5. Подведение итогов работы

(10 мин.)

Предлагает сделать выводы по практической работе.

Говорят о результатах своей работы

Готовые композиции

Заключительный этап

(10 мин.)

1. Рефлексия

(подведение итогов занятия)

Задает вопросы.

Подводит совместно с обучающимися итоги.

Организует обсуждение деятельности на уроке.

Вместе с преподавателем подводят итоги занятия.

Выставка готовых работ

Анализ, сравнение.

Заключение.

Занятия по стилизации являются одними из важнейших в процессе формирования художественного образного мышления обучающихся, в качестве упражнений рекомендую применять на начальном этапе работы над любой декоративной композицией, независимо от темы и возраста обучающихся.

В данной методической разработке я рассматривала «стилизацию» в качестве процесса творчества, позволяющего развить и закрепить навыки в работе с художественными материалами, проследить на практике законы композиции, научиться методически правильно вести работу над декоративно-прикладной композицией.

Список литературы

    Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.

    Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.

    Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.– М.: Издательский центр «Академия»,2003.

    Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.

    Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.

Приложение

Приложение 1.

«Чертополох».

Приложение 2.

«Вьюнок».Пример декоративной стилизации (пластической).

Приложение 3.

«Носорог», Рубан Полина 9 лет,

Пример декоративной стилизации (геометрической).

Приложение 4.

«Змея», Богаева Кира 9 лет,

Пример декоративной стилизации (геометрической).

Приложение 5.

«Зайка», Синцова Саша 8 лет,

Пример декоративной стилизации (геометрической).

Приложение 4.

«Ящерица», Елфимова Настя 9 лет,

Пример декоративной стилизации (геометрической).

Разглядывая орнамент или декоративное панно, мы замечаем, что природная форма силой воображения перевоплощается с помощью условных линий, пятен во что-то совершенно новое. Мы угадываем растение или животное, хотя оно все же не такое, как на фото.

Панно – картина или барельеф, который заполняет часть стены, потолка; так иногда называют и просто декоративную картину.

Существующая форма упрощается до предельно обобщенной, геометрической формы. Это позволяет много раз повторять мотив орнамента без лишних усилий и специальных приспособлений. То, что было утрачено природной формой при упрощении и обобщении, привело к плоскостности изображения и дало возможность использовать ее как художественный орнаментальный мотив: ритмически повторять, разворачивать, воссоздавать в разных масштабах.

Как природные формы превращаются в мотивы орнамента? Сначала выполняют зарисовку с натуры, максимально точно воссоздавая сходство и подробности (этап «фотографирование»). Дальше - перевоплощение - переход от зарисовки к условной форме. Надо будто упростить, разложить изображение на простые геометрические формы. Это - трансформация, стилизация мотива. Из одной зарисовки можно создать разные орнаментальные мотивы.

Ритмически повторяя или чередуя орнаментальный мотив, можно создать собственный, неповторимый орнамент.

Лягушки. Иван Семенюк. Шитье

Этапы стилизации дикой мальвы

Настя Фомичева. Пример стилизации жука (1). Ксения Головина. Пример стилизации мотылька (2)

Этапы стилизации колокольчиков: зарисовка карандашом, цветная зарисовка, стилизованное изображение

  1. Что такое стилизация?
  2. Какие черты присущи стилизованной форме?

Выберите реальную модель в природе (можете использовать зарисовки цветов или растений, которые вы делали осенью) и попробуйте создать ее стилизованное изображение.

Инструменты и материалы: лист бумаги, акварельные краски, карандаш, резинка, кисти, фломастеры, цветные карандаши.

План работы:

  • Выполните несколько набросков с натуры природных объектов (это можно сделать заранее) или используйте те ботанические зарисовки или зарисовки цветов, которые вы делали осенью. Проанализируйте их.
  • Выделив характерные, узнаваемые детали изображения, перенесите их на бумагу. Возможно, это будет лишь промежуточный этап стилизации, а может, у вас с первого раза получится удачное изображение. В любом случае необходимо попробовать несколько раз по-разному стилизовать один и тот же объект.
  • На отдельный лист бумаги перенесите самое удачное изображение. Решите, какой тип симметрии вы примените, а может быть, создадите асимметричное изображение.
  • Цвета могут быть естественными, хотя стилизованное изображение допускает и некоторые нарушения. Поясните причину изменения цвета (гармония цветовой гаммы, символика цвета).

Обратите внимание на детали, фон.

Екатерина Белокур (1900-1961) -народный художник Украины. Родилась в с. Богдановка на Киевщине, где и прожила всю жизнь. Необыкновенное дарование мастера раскрылось в таких ее картинах, как «Цветы», «Цветы и овощи», «Натюрморт с колосками и кувшином». Екатерина Белокур создала жизнерадостные, поэтические композиции. Она рисовала пышные букеты, уделяя внимание каждому цветочку, каждой детали. Произведения народного мастера поражают богатством красок, утонченностью и завершенностью.

Е. Белокур. Натюрморт с колосками и кувшином

Мария Приймаченко (1908-1997) родилась в с. Болотня на Киевщине. В своих работах художница создала неповторимый мир с цветами, зверями и птицами. Звери у нее добрые и злые, неуклюжие и симпатичные, выдуманные и реальные. Яркие и разнообразные краски в произведениях Марии Приймаченко: «Калиновый берег», «Гороховый зверь», «Свадьба в лесу», «Древний болотный зверь», «Медведи-пасечники». Неотъемлемой частью содержания картин стали самобытные авторские подписи - стихи, поговорки, притчи. Произведения М. Приймаченко привлекают внимание своеобразностью видения мира, любовью к жизни, людям и родной земле.

М. Приймаченко. Черный зверь

Урок Дизайн-проектирование.

Тема: "Стилизация простых природных форм".

Тип урока: - изучение нового материала Форма: традиционная

Цель урока:

Нравственное и эстетическое воспитание учащихся по средствам изучения искусства силуэтной графики, получение знаний практических умений и навыков по выполнению изображений стилизованных природных форм.

Задачи урока:

Образовательные:

Формирование знаний о силуэтной графики;

Формирование умений и навыков выполнения изображения стилизованных природных форм.

Развивающие:

Развитие творческого воображения в технике работы силуэтной графики;

Развитие внимания, мышления, памяти;

Развитие познавательной и творческой активности;

Развитие интереса к искусству силуэта;

Развитие аккуратности и графических навыков.

Воспитательные :

Воспитание интереса к силуэтной графики;

Воспитание эстетического вкуса к искусству силуэтной графики. Оборудование:

Для учителя: наглядное пособие.

Для учащихся: карандаши, ластик, лист А3, художественные и графические средства.

Ход урока:

Приветствие.

Организационный момент.

Основная часть урока.

Понятие стилизации и стиля

Сегодня на мы с вами узнаем, что такое «стилизация». Познакомимся со средствами и приемами стилизации. И попробуем сами создать свою стилизованную композицию.

Стилизация - это упрощение или усложнение какого-либо предмета или изображения. Упрощенность - главная черта стилизованного объекта. Чтобы стилизировать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета.

В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией. Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.

Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же объект можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывая новые его стороны. Нужно научиться видеть в природе образы, необходимо присматриваться и вглядываться в них. А стилизация дополнит эти образы - в ней вы можете фантазировать и импровизировать. Каждое растение, каждый цветок уникальны и обладают своими особенностями. Подмечая эти особенности, их нужно использовать в стилизации.

Стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).

Стилизация природных форм Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывая новые его стороны в зависимости от поставленной задачи. Работа над стилизацией природных форм помогает овладеть аналитическим мышлением и способами оригинального выражения натуры в трансформированных формах, т.е. производить преломление увиденного через индивидуальность художника. Стилизованное изображение изучаемых объектов дает возможность находить все новые оригинальные способы отображения действительности, отличные от иллюзорного, фотографического изображения.

Стилизацию природных форм можно начать с изображения растений. Это могут быть цветы, травы, деревья в сочетании с насекомыми и птицами.

Нужно тщательно изучить детали объекта и выделить наиболее характерные для него.

Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако следует избегать слишком натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая узнаваемости. Можно брать один какой либо признак и делать его доминирующим, при этом форма объекта изменяется в сторону характерной особенности так, что приобретает символичность. Стилизация используется в логотипах, плакатах, орнаментах, портретах, пейзажах, натюрмортах, здесь задействована стилизация, как главное средство выражения идеи автора.

Обратить внимание на наглядный материал.



Предварительная эскизно-зарисовочная работа – очень важный этап в создании рисунка стилизованной композиции, так как, выполняя натуральные зарисовки, художник глубже изучает природу, выявляя пластику форм, ритм, внутреннее строение и текстуру природных объектов. Эскизно-зарисовочный этап проходит творчески, каждый находит и отрабатывает свою манеру, свой индивидуальный почерк в передаче всем известных мотивов. Выделим основные требования к зарисовкам растительных форм:

Начиная работу, важно выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта, ракурсных поворотов.

Обратить внимание на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов: от того, прямолинейные или мягкие, обтекаемые конфигурации он будет иметь, может зависеть и состояние композиции в целом (статическое или динамическое).

Важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм (стеблей, листьев), делая отбор видимых деталей в изображаемой на листе среде.

Давайте рассмотрим приемы стилизации, каждый подробно на наглядностях.

1) реалистичная рисунок.

2) Превращение реалистичных изогнутых округлых плавных форм в резкие более прямые и острые. (Обрубовка)
3) Представление реалистичных форм в формы геометрические. (Геометризация форм)
4) Замена основной формы предмета на геометрические. (Замена главного)
5) Работа с штрихом, или точкой. (Трассировка формы)
6) Силуэт - разновидность графической техники в искусстве портрета. Техника используется для чётко профильного изображения человека. 7) Декор - совокупность элементов, составляющих внешнее оформление, украшение объекта, формы и так далее.

Введение

Понятие стилизации

Способы стилизации

Выбор объекта для стилизации

Зарисовки растительных форм

Заключение

Введение

Тема данной курсовой работы: «Стилизация природных форм». В качестве обоснования необходимости проведения курсовой работы можно сказать следующее: она является итоговой при изучении дисциплины « Рисунок » и предусмотрена с целью закрепления материала дисциплины, приобретения навыков рисования и стилизации.

Также можно с уверенностью сказать, что тема данной курсовой работы очень актуальна, ведь роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды.

С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.

Целью данной курсовой работы является выполнение стилизованной композиции, нахождение оригинального пластического решения при разработке стилизованного мотива.

Задачи, стоящие при выполнении этой работы: дать понятие стилизации и ее способам, выбрать объект для стилизации, сделать зарисовки растительных форм, а затем выполнить на основе изученного и проанализированного материала свою композицию.

Понятие стилизации

Прежде чем говорить о стилизации, немножко о том, что такое декоративность, как одна из форм выражения красоты.
Декор – значит украшение, декоративный – украшенный нарядный. Декоративность - особое качество художественной формы, повышающее ее эмоциональную выразительность. Декоративность – это и повышенная цветовая яркость, и цветовая гармония, и тональное или контрастное решение, и плоскостность изображения, и орнаментальность, и условность решения темы, а подчас, и ограниченность в цвете, то есть все то, что присуще народному искусству. Стилизация - один из путей, ведущих к декоративности.
Стилизация – видоизменение и переработка природного мотива при наибольшем художественном обобщении с целью выявления условных декоративных его качеств. Иногда стилизацию называют декоративной переработкой.

Стилизацией называют намеренную имитацию наиболее характерных признаков того или иного стиля в необычном для него художественном и культурном контексте. Этот прием вошел в практику работы различных художников начиная с конца XVIII века. Они не только использовали приемы, заимствованные из произведений античности и Возрождения, но и переосмысливали в их стиле современные им образы. Стилизация всегда подразумевает творческое переосмысление, а не простое копирование. Вот почему ее надо отличать от подражания, которое также встречается в искусстве.

В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией.

Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приёмов изменения формы, объёмных и цветовых отношений.

В декоративном искусстве стилизация-метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).

Прежде чем говорить о различных способах стилизации, имеет смысл обратиться к сути термина «стиль».

В ходе исторического процесса определённые черты, свойственные целым историческим эпохам, отрабатывались, доводились до совершенства, таким образом, возникали исторические стили.

Стиль - наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определённого этапа исторического развития. Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех его компонентов, содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи. Чаще всего стиль определяют как систему внутренних связей между всеми компонентами творческого процесса. Содержанием и формой, колоритом и техникой выполнения, пространственными построениями. Если сравнить стиль и манеру, то манера – это особенные черты творческого процесса, а стиль - его конечный результат, обязательный синтез, целостность всех компонентов художественного произведения.

Такие изобразительные средства композиции, как пространственный объём, цвет, линия, фактура, благодаря определённой организации художником, приобретают индивидуальный характер и, следовательно, стилевую окраску.

Искусствовед Б. Винер писал: «Метод и манера есть у каждого художника, а стиль может не состояться».

Стиль произведения несёт в себе черты стиля эпохи, которые трансформируются на индивидуальном уровне творчества конкретного человека. Стиль произведения возникает, когда в мышлении художника происходит творческая работа, в результате которой изображаемый объект приобретает новую реальность, отличную от обыденной действительности и превосходящую её силой впечатления; когда в природную окраску предмета вливаются цветовые оттенки чувств, а динамика форм передает движение мысли автора.

Стилизацию можно подразделить на 2 вида:

А) внешняя поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приёмов хохломской росписи);

Б) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчинённое среде интерьера, сложившегося ранее).

Для декоративной стилизации характерно абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях. При декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция (панно) отвечала принципу архитектоничности, т.е. нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения.

Способы стилизации

В основе стилизации лежит природный мотив. В дальнейшем, мотив станет частью орнамента или главным его элементом. Любая стилизация начинается с линейной зарисовки природного мотива. Линия лежит в основе изобразительного языка. Линейные элементы, подчиняясь художественному решению, могут превратиться в неповторимые пластические образы.
Природа таит в себе неисчерпаемые ценности, она бесконечно разнообразна в единстве гармонии. Работа над линейными зарисовками дает возможность ближе соприкоснуться с природой, разглядеть красоту там, где раньше взгляд не останавливался. Важно почувствовать пластику, изгиб, движение, всмотреться в каждую деталь и прочувствовать ее с карандашом (пером, кистью, ручкой, фломастером) в руке. Нужно в рисунке передать наиболее существенные черты, то, что является самым главным, несущественные детали можно опустить или ослабить. В дальнейшем это позволит сделать стилизацию максимально выразительной.

После линейных набросков следует силуэтное изображение мотива. Силуэт позволит увидеть зарисовку в целом, без излишней детализации. Здесь играет важную роль пятно. В нем должен быть выражен характер растительного мотива. В природе каждый предмет имеет форму, иногда простую, а иногда весьма сложную. Нужно осмысливать предмет своего изображения, попытаться передать форму силуэтом, при этом можно откинуть несущественные подробности. Чтобы декоративно переработать природный мотив подчас ненужно что-то выдумывать, достаточно лишь внимательно всмотреться в красоту, уже созданную природой. Возможно, нужно что-то упростить, что-то упорядочить или систематизировать, ввести или усилить ритм.

Стилизация – это создание определенного образа, раскрытие какой-то идеи. При этом желательно сохранять или усиливать природную пластику. Декоративные элементы должны подчеркивать форму мотива, а не разрушать ее.
Существует четыре основных принципа стилизации: 1) обобщение формы в ее границах; 2) обобщение формы с изменением абриса и упрощением конструкции; 3) превращение объемной формы в плоскостную; 4) изменение характера формы на более декоративный.
Первый этап стилизации графический, когда используется только два цвета: черный и белый. Здесь используются такие приемы как ритм, линия, пятно, штрих. После графической следует стилизация цветом.

Различные виды использования стилизации
Выбор объекта для стилизации

Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывая новые его стороны в зависимости от поставленной задачи.

В качестве объекта для разработки в своей работе я выбрала такой цветок как гардения. Я остановила свой выбор именно на этом цветке, так меня очень заинтересовала удивительная пластика и утонченность этого растения.

Сам цветок имеет округлый силуэт, а его листья овальный. Гардению отличает наличие остроконечности в форме листьев, стало быть, можно использовать при зарисовке заострённые углы, применить контрасты при графической обработке формы, линию и пятно, светлое и тёмное, различные светлотные тональности.

Для гардении характерна мягкая пластика форм цветка, поэтому в зарисовке будут преобладать извилистые, округлые формы и деликатная проработка деталей с использованием преимущественно мягких тональных решений.
Заключение

В данной курсовой работе мы достигли поставленных целей и задач, так как полностью раскрыли понятие стилизации и её способы.

Вследствие долгого и тщательного изучения деталей объекта и выделении наиболее характерных для него деталей, выявлении пластики формы, ритма, внутреннего строения и текстуры были сделаны зарисовки растительных форм. Стилизация объекта достигалась за счёт использования различных приёмов: штрих, чёткая линия, пятно, точка как элемент обработки поверхности, различные виды декора.

Список использованных источников

1.Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция» - М.: изд. центр ВЛАДОС,2006.

2.Кирцер Ю.М. «Рисунок и живопись» - М.: Высш. шк., 2007.

3.Сокольникова Н.М. «Основы композиции», «Основы рисунка». Обнинск. Издательство «Титул». 1996.

Формообразование каждого изделия должно определяться прикладным назначением вещи. Когда польза предмета определена, обозначены полные, связные очертания всей формы, то художник-прикладник наделяет изделие художественными качествами. Данное творческое отношение к изделию осуществляется декором, изобразительными видами которого служат сюжетное изображение, символическое изображение и орнамент.
Между рисованием с натуры и декоративным рисованием существует большое различие. Если при работе с натуры вы изображаете природные формы в разных положениях и с различными светотеневыми отношениями и цветовыми отношениями, то в декоративном рисовании эти формы нужно показать в виде определенного орнаментального мотива - условно, стилизованно.

Стилизация- обобщение изображаемых фигур с помощью условных приемов).Таким образом, декоративный рисунок есть результат найденной взаимосвязи между восприятием природы и декоративным отображением действительности.
Определенный характер рисунка и особый строй мотива узора ставят перед мастером сложные задачи превращения природных форм в декоративные образы за. счет упрощения элементов. Выполняя задание по разработке узора, вы обязаны как бы забыть то, что предмет имеет объем, находится в пространстве, наделен разнообразием цветовых оттенков в условиях световоздушной среды и т.д. Здесь главное не изображение как таковое, а преобразование реальной формы в задуманный мотив. При этом орнаментальную форму передают плоскостно, даже специально подчеркивают плоскостную условность языка декоративно-прикладного искусства.

Принципы стилизации (примеры на Рис.1): а)превращение объемной формы в плоскостную и упрощение конструкции, б)обобщение формы с изменением абриса, в)обобщение формы в ее границах, г)обобщение и усложнение формы, добавление деталей, отсутствующих в натуре.

Психологическая работа над созданием обобщенного декоративного образа представляет собой процесс отвлечения от ряда частных подробностей. Как известно, обилие деталей в предмете мешает целостному его восприятию. Точно так же обилие частностей в одних образах затрудняет создание новых, более оригинальных образов. Значит, нужно стремиться к выделению самых общих признаков из частных образов и объединению их в новом образе. По такому пути должно идти декоративное рисование.

В творческом процессе проектирования орнамента приходится отбрасывать несущественные детали и подробности предметов и оставлять только общие, наиболее характерные и отличительные черты.Например,цветок ромашки или подсолнуха может выглядеть в орнаменте упрощенно.Вначале выполняется зарисовка с натуры, максимально верно передающая сходство и подробности (этап «фотографирования»).

Рис.3 Рис.4

Художник может изменять предмет в любой степени, отход от натуры бывает очень значительным. Цветок, лист, ветку можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания. Например, преобразовать живописными средствами реальный образ цветка в декоративный и даже абстрактный можно так

Обобщение формы живописными средствами (Рис.5): а)реалистическое изображение, б)декоративное изображение,в)абстрактное изображение
Степень обобщенности формы и выбор средств художественной выразительности определяются поставленной задачей, задуманным образом.

Одним из примеров стилизации может быть процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне. Отличительные особенности знака - обобщенность и условность в изображении предметных форм, обозначающих какую-либо фигуру или явление окружающего мира.

Знак коренным образом отличается от конкретно-предметного изображения, он только указывает или обозначает внешние признаки какого-нибудь объекта. Знак можно назвать абстрактным символом.

В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).

Стилизацию можно подразделить на два вида:

а) внешняя поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи);

б) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).

Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще своей связью с пространственной средой. Чтобы не путать декоративную стилизацию с общей, необходимо четко определить понятие декоративность.

Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого.

Можно сказать, что стиль – это художественное переживание времени, а декоративная стилизация – художественное переживание пространства.

Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.

При декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция (панно) отвечала принципу архитектоничности, т.е. нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения.

Роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды.

С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.