Формирование пенсионных средств осуществляется за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Для выяснения вопроса о порядке и источниках финансирования трудовых пенсий п. 1 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» отсылает нас к Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение, одной из целей расходования средств бюджета ПФР является выплата трудовой пенсии.

Бюджет Пенсионного фонда РФ в свою очередь формируется в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» за счет:

1) страховых взносов, в основном к ним относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – часть этих взносов направляется в федеральный бюджет, часть – в бюджет ПФР;

2) средств федерального бюджета, к которым в первую очередь относится часть единого социального налога, перечисляемого из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ;

3) сумм пеней и иных финансовых санкций;

4) доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

5) добровольных взносов физических и юридических лиц, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

6) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Структура трудовых пенсий, установленная Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», предполагает три составные части трудовых пенсий: страховую, базовую и накопительную. Части трудовых пенсий в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании» формируются за счет разных источников финансирования. Финансирование базовой части трудовых пенсий осуществляется за счет средств единого социального налога, финансирование страховой и накопительной части трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют единый объект налогообложения и налоговую базу. Как единый социальный налог, так и страховые взносы уплачивают организации, предприятия и частные предприниматели с заработной платы своих работников, а также с иных положенных работникам вознаграждений за трудовую деятельность, в том числе за трудовую деятельность по договорам гражданско-правового характера. Различаются эти два вида обязательных выплат тем, что единый социальный налог уплачивается за счет средств работодателя, исходя из размеров выплаченной заработной платы, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование взимаются работодателем с доходов работников. Общий размер отчислений в Пенсионный фонд, по взимаемых с доходов работников на обязательное пенсионное страхование, установлен на уровне 14 %.

Статья 238 НК РФ устанавливает перечень средств, которые не подлежат налогообложению и с которых не взыскиваются не только единый социальный налог, но и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Не подлежат налогообложению:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с:

а) возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

б) бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

в) оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

д) увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

е) возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

ж) трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

з) выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

б) членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщикам – финансируемым из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями – в пределах размеров, установленных законодательством РФ;

5) доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации – в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;

6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

8) взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

10) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта РФ, предусмотренном конституцией, уставом субъекта РФ и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума РФ, референдума субъекта РФ, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума РФ, иных групп участников референдума субъекта РФ, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

11) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

13) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период;

14) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в составе расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

15) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Пункт 3 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» регламентирует, что накопительная часть трудовой пенсии устанавливается только при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Основная функция накопительной части трудовых пенсий – защитить от инфляции и увеличивать размер трудовых пенсий. С этими целями устанавливается следующий порядок финансирования накопительной части трудовых пенсий: отчисления на накопительную часть трудовых пенсий поступают в Пенсионный фонд РФ и до поступления на индивидуальные лицевые счета граждан не являются персонифицированными. В период с момента поступления этих средств в Пенсионный Фонд и до момента их перечисления на индивидуальные лицевые счета граждан государство имеет право инвестировать данные накопительные отчисления в доходные активы. Таким способом обеспечиваются защита данных средств от инфляции и увеличение их размеров. После поступления страховых взносов из Пенсионного фонда РФ на индивидуальные лицевые счета граждан эти взносы уже не являются собственностью государства, и государство теряет право на распоряжение ими. С этого момента страховые взносы, перечисленные на финансирование накопительной части трудовых пенсий, являются собственностью гражданина.

Реформа пенсионного законодательства в Российской Федерации продолжается. В конце прошлого года был принят Федеральный закон "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", устанавливающий виды выплат за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица.
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" (далее - Закон N 360-ФЗ), о котором мы сказали выше, за исключением отдельных положений вступит в силу с 1 июля 2012 г.
В связи с принятием и вступлением в силу Закона N 360-ФЗ Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 359-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" внесены изменения в:
- Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ);
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ);
- Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (далее - Закон N 111-ФЗ);
- Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ);
- Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ).
Изменения, внесенные в перечисленные выше Законы, вступят в силу также с 1 июля 2012 г., и далее в статье мы будем приводить нормы законодательства, которые начнут действовать с указанной даты.
Как вы знаете, трудовая пенсия по старости может состоять из страховой части и накопительной части, что установлено п. 2 ст. 5 Закон N 173-ФЗ. Исходя из ст. 2 названного Закона, накопительная часть трудовой пенсии застрахованного лица - это суммы, учитываемые в специальной части индивидуального лицевого счета, а именно: страховые взносы, поступившие за это лицо и направляемые на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, взносы работодателей, уплаченные в пользу застрахованного лица, взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений и доходы от их инвестирования, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии и доход от их инвестирования.
Пенсионные накопления застрахованного лица представляют собой совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета либо на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии по старости, дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного капитала), направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования.
Установление накопительной части трудовой пенсии по старости осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, где и учитываются перечисленные выше средства пенсионных накоплений (п. 3 ст. 6 Закона N 173-ФЗ).
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости с 1 августа каждого года подлежит корректировке исходя из сумм пенсионных накоплений, которые не были учтены при определении величины суммы пенсионных накоплений для исчисления размера накопительной части трудовой пенсии по старости при ее назначении или предыдущей корректировке (п. 8 ст. 17 Закона N 173-ФЗ).
Следующий Закон, к которому мы обратимся, - это Закон N 111-ФЗ. Статьей 31 этого Закона определено, что при формировании накопительной части трудовой пенсии застрахованные лица до обращения за установлением накопительной части трудовой пенсии вправе:
- выбирать инвестиционный портфель управляющей компании, отобранной по конкурсу, либо расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг государственной управляющей компании;
- отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) и выбрать негосударственный пенсионный фонд в соответствии с Законом N 167-ФЗ. Напомним, что на основании ст. 32 Закона N 167-ФЗ застрахованное лицо вправе отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из ПФР и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ) начиная с 1 января 2004 г.;
- отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через НПФ и осуществлять формирование накопительной части трудовой пенсии через ПФР, выбрав инвестиционный портфель управляющей компании, отобранной по конкурсу, либо расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.
Порядок финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии за счет средств пенсионных накоплений установлен Законом N 360-ФЗ (п. 2 ст. 38 Закона N 111-ФЗ), который, как мы уже отмечали, за исключением отдельных положений вступит в силу с 1 июля 2012 г.
Виды выплат за счет средств пенсионных накоплений определены п. 1 ст. 38 Закона 111-ФЗ, ст. 2 Закона N 360-ФЗ, и эти выплаты таковы:
- выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости;
- срочные пенсионные выплаты;
- единовременные выплаты, предусмотренные Законом N 360-ФЗ;
- выплаты в случае смерти застрахованного лица правопреемникам застрахованных лиц в случаях, установленных Законом N 173-ФЗ.
Застрахованное лицо имеет право обратиться за назначением первых трех названных выше выплат к тому страховщику, у которого застрахованное лицо на день обращения за назначением соответствующей выплаты формирует пенсионные накопления (п. 1 ст. 3 Закона N 360-ФЗ). Размер этих выплат определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в ГПФ или НПФ, на день, с которого назначается соответствующий вид выплат (п. 3 ст. 3 Закона N 360-ФЗ).
Причем застрахованное лицо вправе по своему выбору получить указанные средства в виде срочной пенсионной выплаты, выплачиваемой в течение 10 лет со дня ее назначения или в составе накопительной части трудовой пенсии по старости (п. 2 ст. 3 Закона N 360-ФЗ). Лица, указанные в ст. 4 Закона N 360-ФЗ, при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, имеют право на получение указанных средств в виде единовременной выплаты (п. 4 ст. 6 Закона N 173-ФЗ).
Напомним, что пенсионный счет накопительной части трудовой пенсии - это форма индивидуального аналитического учета в НПФ, отражающая движение средств пенсионных накоплений, включая отдельно движение средств взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", и отдельно движение средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", начисление и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованному лицу, а в случае смерти застрахованного лица до ее назначения - выплаты правопреемникам (ст. 3 Закона N 75-ФЗ).
Итак, право на получение единовременных выплат имеют следующие категории застрахованных лиц (ст. 4 Закона N 360-ФЗ):
- лица, получающие трудовую пенсию по инвалидности или трудовую пенсию по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые не приобрели права на установление трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, - по достижении мужчинами возраста 60 лет, а женщинами - 55 лет. Напомним, что единовременная выплата средств пенсионных накоплений лицам, не приобретшим права на трудовую пенсию по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, является обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию, что установлено п. 1 ст. 9 Закона N 167-ФЗ;
- лица, размер накопительной части трудовой пенсии по старости которых в случае ее назначения составил бы 5% и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости (включая страховую и накопительную части), рассчитанному на дату назначения накопительной части трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ, - при возникновении права на установление трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной).
Правила единовременной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений лицам, которые не приобрели права на установление трудовой пенсии по старости, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1047.
Формы документов, необходимых для осуществления единовременной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений лицам, которые не приобрели права на установление трудовой пенсии по старости, утверждены Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 8 февраля 2010 г. N 66н.
Правила единовременной выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств пенсионных накоплений лицам, которые не приобрели права на установление трудовой пенсии по старости, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1048.
Срочная пенсионная выплата осуществляется застрахованным лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования, при возникновении права на установление трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной) (п. 1 ст. 5 Закона N 360-ФЗ).
Чтобы определить размер срочной пенсионной выплаты, необходимо сумму средств пенсионных накоплений, учтенных в ПФР или в НПФ, по состоянию на день, с которого застрахованному лицу назначается срочная пенсионная выплата, разделить на количество месяцев периода такой выплаты, которое не может быть менее 120 месяцев (10 лет). Период выплаты застрахованное лицо указывает в заявлении о назначении срочной пенсионной выплаты (п. 3 ст. 5 Закона N 360-ФЗ).
Размер срочной пенсионной выплаты с 1 августа каждого года подлежит корректировке исходя из сумм, которые не были учтены при определении суммы средств пенсионных накоплений для исчисления размера срочной пенсионной выплаты при ее назначении или предыдущей корректировке (п. 4 ст. 5 Закона N 360-ФЗ).
И последний вид выплат за счет средств пенсионных накоплений - это выплаты в случае смерти застрахованного лица правопреемникам застрахованных лиц в случаях, установленных Законом N 173-ФЗ.
Пунктом 12 ст. 9 Закона N 173-ФЗ определено, что в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета (за исключением средств материнского капитала и доходов от их инвестирования), выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в п. 12 ст. 16 Закона N 173-ФЗ.
При этом застрахованное лицо вправе в любое время определить конкретных лиц из числа указанных в п. 12 ст. 16 Закона N 173-ФЗ или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные средства. Чтобы сделать это, застрахованному лицу следует подать соответствующее заявление в ПФР, причем заявление может быть представлено в электронной форме.
Если застрахованное лицо не распорядится своими средствами пенсионных накоплений и не представит такого заявления, средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, будут распределены между ними в равных долях. Выплата производится родственникам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности:
- в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям);
- во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
Выплата средств родственникам умершего застрахованного лица одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего, только при отсутствии родственников первой очереди. В случае отсутствия у застрахованного лица родственников, эти средства учитываются в составе резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию. При этом специальная часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица закрывается.
Выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в ПФР в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Такой срок установлен п. 3 ст. 38 Закона N 111-ФЗ. Если этот срок будет пропущен правопреемником, он может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица.
Правила выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. N 741.
Отметим, что в порядке, предусмотренном п. 12 ст. 9 Закона N 173-ФЗ, производятся выплаты:
- в случае если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему срочной пенсионной выплаты либо до корректировки ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений (выплачиваются средства, учтенные в ПФР или в НПФ) (п. 6 ст. 5 Закона N 360-ФЗ);
- в случае если смерть застрахованного лица наступила после назначения ему срочной пенсионной выплаты (выплачивается остаток средств пенсионных накоплений (за исключением средств (части средств) материнского капитала), учтенных в ПФР или НПФ, не выплаченный умершему застрахованному лицу в виде срочной пенсионной выплаты).

Список литературы

1. Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".

За исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования и крестьянских (фермерских) хозяйств).

Таблица 2.2

Размеры страховых взносов для организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных обшин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования и крестьянских (фермерских) хозяйств.

На финансирование страховой части трудовой пенсии
До 280 000 рублей 14,0 % 8,0 % 6,0 %
От 280 001 рубля до 600 000 рублей 39 200 рублей + 5,5 % с суммы пре­вышающей 280 000 рублей 22 400 рублей + 3,1 % с суммы пре­вышающей 280 000 рублей
Свыше 600 000 1!ублей 56 800 рублей 32 320 рублей 24 480 рублей

Вышеуказанным Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 70-ФЗ введены переходные положения, которые говорят о том, что в течение 2005-2007 гг. для страхователей, лиц, производящих выплаты физическим лицам, в том числе:

Организаций;

Индивидуальных предпринимателей;

Физических лиц и выступающих в качестве работодателей для лиц 1967 года ро­ждения и моложе применяются другие ставки страховых взносов: (табл.2.3).

Застрахованное лицо вправе отказаться от получения накопи­тельной части трудовой пенсии из ПФР и передать свои накопле­ния, учтённые в специальной части индивидуального лицевого сче­та, в негосударственный пенсионный фонд начиная с 1 января 2004 г.

Контроль за использованием средств бюджета ПФР осуществля­ется Счётной палатой РФ. В Законе также предусмотрен контроль со стороны наблюдательного совета страховщика, которые должен создаваться в порядке, определяемом Правительством РФ.

Пенсионная реформа и введение в силу новых пенсионных законов было осуществлено на фоне устойчивого финансового положения ПФР в 2001-2002 гг., при наличии существенного резерва пен­сионных средств. Однако сложная система финансирования, не­сформированная до конца правовая база, а также ряд текущих и прогнозируемых макроэкономических показателей вызывают мно­го сомнений в гарантиях финансовой устойчивости системы. Одним из приоритетов доработки правовой базы является принятие закона о Пенсионном фонде России.

Таблица 2.3

Размеры страховых взносов для работодателей (за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования и крестьянских (фермерских) хозяйств).

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года Для лиц 1966 г. рождения и старше Для лиц 1967 г. рождения и моложе
На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 280 000 рублей 10,3 % 4,3 % 6,0 %
От 280 001 рубля до 600 000 рублей 28 840 рублей + 5,5 % с суммы пре­вышающей 280 000 рублей 12 040 рублей + 3,1 % с суммы пре­вышающей 280 000 рублей 16 800 рублей + 2,4 % с суммы пре­вышающей 280 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 46 440 рублей 2960 рублей 24 480 рублей

Таблица 2.4

Размеры страховых взносов для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования и крестьянских (фермерских) хозяйств.

С 1 января 2010 г. вступили в силу поправки, внесенные в Налоговый кодекс РФ. Изменения затрагивают первую часть Кодекса, а также главы об НДС, акцизах, НДФЛ, спецрежимах, транспортном и земельном налогах, налоге на имущество организаций. Большое количество внесенных изменений касается порядка расчета налога на прибыль. Однако самым значимым событием текущего года стала замена ЕСН страховыми взносами.

Предельная величина доходов каждого физлица для начисления страховых взносов будет составлять 415 тыс. руб. (она будет определяться нарастающим итогом с начала календарного года). При превышении лимита страховые взносы взиматься не будут. Регрессивной шкалы, применявшейся для целей ЕСН, в отношении страховых взносов не предусмотрено;

Претерпел изменения перечень сумм, не облагаемых страховыми взносами: некоторые выплаты из него исключены (например, компенсация за неиспользованный отпуск), но при этом имеется и ряд дополнений;

Что касается тарифов, то в 2010 г. плательщики, производящие выплаты и начисляющие иные вознаграждения физлицам, всего должны перечислить в страховые фонды взносов 26 процентов за каждого работника с суммы, не превышающей 415 тыс. руб. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, ЕСХН или уплачивающих ЕНВД, а также для лиц, использующих труд инвалидов, на 2010 г. установлен пониженный тариф;

отчитываться по страховым взносам плательщики, производящие выплаты физлицам, должны будут четыре раза в год. Расчеты по начисленным и уплаченным взносам нужно будет подавать в территориальные органы ПФР и ФСС РФ (по месту учета плательщика).

24 июля 2009 года был принят федеральный закон № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», установивший:

С 1 января 2014 года вступают в силу поправки, внесенные в законодательство о страховых взносах. Некоторые из них коснутся всех компаний.

В 2014 году для основной массы компаний в государственные внебюджетные фонды сохранятся на уровне 2013 года.

Общие тарифы страховых взносов

Большинство компаний в новом году будут платить страховые взносы в пределах установленной предельной базы по совокупному тарифу 30%, из которых 22% направляются в бюджет ПФР, 2,9% — ФСС РФ и 5,1% — ФФОМС.

Как и в 2013 году, с выплат сверх установленной предельной величины базы страховые взносы начисляются только в ПФР по тарифу 10% на финансирование страховой части трудовой пенсии. Это следует:

  • из пункта 1 статьи 33.3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ);
  • части 1 статьи 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ).

Обратите внимание! Предельная величина облагаемой базы в 2014 году
С 1 января 2014 года для начисления страховых взносов составляет 624 000 руб. (п. 1 постановления Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101). Базу определяют в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала года. В 2013 году предельная база была равна 568 000 руб. (п. 1 постановления Правительства РФ от 10.12.2012 № 1276).

Изменения тарифов страховых взносов внесены Федеральным законом от 04.12.2013 № 351-ФЗ. Они затронули порядок распределения страховых взносов в ПФР.

Накопительная часть трудовой пенсии для работников 1967 года рождения и моложе

Работники 1967 года рождения и моложе участвуют в формировании накопительной части трудовой пенсии. До 31 декабря 2015 года они имеют возможность выбрать тариф страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии.

Право выбора страхового тарифа регулирует Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-ФЗ, внесший поправки в Федеральный закон от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Примечание. Работники, вступающие в трудовые отношения впервые, могут сделать выбор в течение первых пяти лет с начала трудовой деятельности.

Работники 1967 года рождения и моложе могут выбрать один из двух вариантов:

  • вариант 1 — оставить 6%, как в настоящее время. Для этого нужно предпринять ряд определенных действий;
  • вариант 2 — отказаться от финансирования накопительной части пенсии, то есть уменьшить тариф с 6 до 0%,а на эти 6% увеличить тариф на формирование страховой части трудовой пенсии с 10 до 16%. Этот вариант действует по умолчанию, никаких действий работнику предпринимать не нужно.

Вариант 1. На накопительную часть трудовой пенсии — 6%

Работники, которые хотят, чтобы на их накопительную часть трудовой пенсии работодатель перечислял страховые взносы по тарифу 6%, не позднее 31 декабря 2015 года должны обратиться в ПФР с заявлением:

  • о переходе в негосударственный пенсионный фонд (далее — НПФ);
  • выборе инвестиционного портфеля управляющей компании;
  • расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании;
  • инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

Обратите внимание : в последних двух случаях можно изменить вариант своего пенсионного обеспечения — направлять 0% индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Соотношение тарифов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии в соответствии с пунктом 1 статьи 33.3 Закона № 167-ФЗ показано в табл. 1.

Таблица 1 Распределение тарифа страховых взносов в ПФР для работников 1967 года рождения и моложе, если на накопительную часть пенсии направляется 6%

Тариф 6% будет и у тех работников, которые в предыдущие годы хотя бы один раз подавали заявление о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, включая Внешэкономбанк, или о переходе в НПФ.

Тариф 6% сохраняется даже в тех случаях, когда средства накопительной части трудовой пенсии будут возвращены в ПФР, а именно (п. 8 ст. 33.3 Закона № 167-ФЗ):

  • у НПФ будет аннулирована лицензия на деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • арбитражный суд примет решение о признании НПФ банкротом;
  • договор об обязательном пенсионном страховании был заключен ненадлежащими сторонами;
  • прекратит свое действие договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений между ПФР и какой-либо управляющей компанией из числа выбранных работником.

Обратите внимание! По какому тарифу в 2014 году платить взносы в ПФР за работников 1966 года рождения и старше
В 2014 году тариф пенсионных взносов для этой категории работников остается прежним — 22%. Вся сумма страховых взносов, исчисленная по этому тарифу, идет на страховую часть трудовой пенсии.

Вариант 2. На накопительную часть трудовой пенсии — 0%

Примечание. До 31 декабря 2015 года у работника сохраняется право выбора, он может подать заявление в ПФР и формировать накопительную часть трудовой пенсии.

Если работник 1967 года рождения и моложе в 2013 году не подал заявление в ПФР, с 1 января 2014 года на формирование его пенсионных накоплений страховые взносы не направляются, а на страховую часть идет 22%, из которых:

  • 6% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

Такой порядок установлен в пункте 3 статьи 33.1 Закона № 167-ФЗ. Соотношение тарифов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии показано в табл. 2.

Таблица 2 Распределение тарифов страховых взносов в ПФР для работников 1967 года рождения и моложе, если тариф на финансирование накопительной части пенсии не выбран

Изменилось соотношение тарифов на страховую и накопительную части пенсии для компаний, применяющих пониженные тарифы

Соотношение тарифов будет зависеть от выбора застрахованного лица — финансирует он накопительную часть трудовой пенсии (направляет 6% тарифа) или нет.

Поскольку до 2014 года законодательство о страховых взносах не предусматривало отказ от финансирования накопительной части пенсии, в него были внесены соответствующие изменения.

Соотношение тарифов для компаний, применяющих льготный тариф 21%

В 2014 году льготный тариф 21% по взносам в ПФР сохранен:

  • для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в статье 346.2 НК РФ;
  • организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог;
  • плательщиков страховых взносов на выплаты инвалидам;
  • общественных организаций инвалидов;
  • организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов;
  • учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам.

Это следует из пунктов 1—3 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ и подпунктов 1—3 пункта 4 статьи 33 Закона № 167-ФЗ.

Однако с 2014 года для работников 1967 года рождения и моложе изменилось соотношение тарифов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии (п. 5 ст. 33 Закона № 167-ФЗ). Соотношение тарифов представлено в табл. 3.

Тарифы страховых взносов в ФСС РФ и ФФОМС в 2014 году сохраняются для компаний в прежнем размере 2,4 и 3,7% соответственно (ч. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Таблица 3 Распределение тарифов страховых взносов в ПФР для льготного тарифа 21%

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

1966 г. р. и старше

1967 г. р. и моложе

1967 г. р. и моложе

21%, из них:

15%, из них:

5% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

21%, из них:

5% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Обратите внимание : компании, применяющие льготный тариф, не уплачивают страховые взносы в ПФР с выплат работникам, превышающих предельную базу, по тарифу 10% (ч. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ).

Соотношение тарифов для компаний, получивших статус участников проекта «Сколково»

Для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре “Сколково”», сохранен пониженный тариф в ПФР 14% (п. 6 ст. 33 Закона № 167-ФЗ).

Если работник решил направить на финансирование накопительной части пенсии 6%, на финансирование его страховой части пойдет 8% (п. 4 ст. 33.3 Закона № 167-ФЗ).

По умолчанию финансирование накопительной части пенсии не производится, значит, на финансирование страховой части трудовой пенсии работника будет направлено 14% (п. 6 ст. 33 Закона № 167-ФЗ) (см. табл. 4).

Таблица 4 Распределение тарифов страховых взносов в ПФР для участников проекта «Сколково»

Тариф страхового взноса

1966 г. р. и старше

1967 г. р. и моложе

1967 г. р. и моложе

14% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Тарифы страховых взносов в ФСС РФ и ФФОМС для организаций, получивших статус участников проекта «Сколково», в 2014 году сохраняются в размере 0% (ч. 1 ст. 58.1 Закона № 212-ФЗ).

Соотношение тарифов для компаний с льготным тарифом 8%

В 2014 году льготный тариф страховых взносов в ПФР в размере 8% сохранен для компаний, перечисленных в подпунктах 4—6 пункта 4 статьи 33 Закона № 167-ФЗ, а именно:

  • для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;
  • организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших соглашения об осуществлении технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности;
  • организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

Если работник решил направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6%, на финансирование его страховой части пенсии пойдет 2% тарифа (п. 5 ст. 33.3 Закона № 167-ФЗ).

По умолчанию финансирование накопительной части пенсии не производится, значит, на финансирование страховой части будет направлено 8% тарифа (п. 7 ст. 33 Закона № 167-ФЗ).

Соотношение тарифов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии показано в табл. 5.

Таблица 5 Распределение страховых взносов в ПФР для компаний с льготным тарифом 8%

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии лиц

На финансирование накопительной части трудовой пенсии лиц

1966 г. р. и старше

1967 г. р. и моложе

1967 г. р. и моложе

8% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

2% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

8% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Тарифы страховых взносов в другие внебюджетные фонды — ФСС РФ и ФФОМС — для указанной категории плательщиков страховых взносов в 2014 году сохраняются в размере 2 и 4% соответственно (ч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Повышены тарифы для СМИ

С 1 января 2014 года изменились тарифы страховых взносов для компаний, осуществляющих производство, выход в свет (в эфир) и (или) издание СМИ, основным видом экономической деятельности которых является:

  • деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта — в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;
  • издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации — в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.

Для них тариф страхового взноса в ПФР увеличен с 21,6 до 23,2% (п. 9 ст. 33 Закона № 167-ФЗ и ч. 3.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Если работник решил направлять на финансирование накопительной части пенсии 6%, на финансирование его страховой части пойдет 17,2% (п. 6 ст. 33.3 Закона № 167-ФЗ). Соотношение тарифов показано в табл. 6.

В 2014 году для СМИ сохраняется тариф страховых взносов в ФСС РФ на уровне 2,9%, но увеличивается тариф в ФФОМС с 3,5 до 3,9% (ч. 3.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Таблица 6 Распределение тарифов страховых взносов в ПФР для СМИ

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии лиц

На финансирование накопительной части трудовой пенсии лиц

1966 г. р. и старше

1967 г. р. и моложе

1967 г. р. и моложе

23,2%, из них:

17,2%, из них:

7,2% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

10% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

23,2%, из них:

7,2% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Сохранен тариф страховых взносов для отраслей, которые поддерживает государство

Период применения льготного тарифа страховых взносов в ПФР в размере 20% продлен до 2018 года включительно, чтобы создать стабильные и предсказуемые условия ведения деятельности для следующих категорий плательщиков взносов:

  • для компаний и индивидуальных предпринимателей на упрощенной системе налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах (подп. 8 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ и ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);
  • социально ориентированных некоммерческих организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (подп. 11 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ, п. 11 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);
  • благотворительных организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (подп. 12 п. 4 Закона № 167-ФЗ, п. 12 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);
  • аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД (подп. 10 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ, п. 10 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);
  • индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения (кроме видов деятельности, указанных в подп. 19, 45—47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ) (подп. 14 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ, п. 14 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Распределение тарифов страховых вносов в ПФР для указанных категорий плательщиков взносов приведено в табл. 7.

Таблица 7 Распределение тарифов страховых взносов в ПФР для компаний, применяющих льготный тариф 20%

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии лиц

На финансирование накопительной части трудовой пенсии лиц

1966 г. р. и старше

1967 г. р. и моложе

1967 г. р. и моложе

20%, из них:

14%, из них:

4% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

10% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

20%, из них:

4% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

В 2014 году тарифы страховых взносов в другие государственные внебюджетные фонды для указанной категории плательщиков по сравнению с 2013 годом не изменились и составляют: в ФСС РФ — 0%, ФФОМС — 0% (ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Для IT-компаний могут снизить требования к условиям применения пониженных тарифов

На период с 2014 по 2019 год IT-компаниям могут облегчить условия ведения бизнеса. Им не только сохранят пониженный тариф страховых взносов в ПФР, установленный в размере 8% (п. 6 ч. 1 и ч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ), но и смягчат требования к условиям применения пониженных тарифов, перечисленные в части 2.1 статьи 57 Закона № 212-ФЗ.

Для IT-компаний, во-первых, снизят порог средней численности работников — с 30 до 7 человек. То есть за 9 месяцев 2013 года она должна быть не менее 7 человек.

Во-вторых, из объема доходов IT-компании, из которых исчисляется доля профильных доходов, будут исключены доходы в виде курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, а также вследствие переоценки валютных ценностей, требований (обязательств) в иностранной валюте. В настоящее время такие доходы включаются в непрофильные доходы, доля которых не должна превышать 10%, что не способствует поддержке экспорта.

Инжиниринговые компании лишили права применять льготные тарифы

В 2013 году компании, оказывающие инжиниринговые услуги, уплачивали страховые взносы по общему тарифу 30% (в ПФР — 22%, ФСС РФ — 2,9%, ФФОМС — 5,1%) и не уплачивали взносы в ПФР с выплат сверх установленной предельной базы по тарифу 10% (ч. 3.5 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

С 2014 года они не относятся к льготной категории плательщиков страховых взносов и должны уплачивать взносы в ПФР с выплат работнику, исчисленных нарастающим итогом с начала года в сумме свыше 624 000 руб., по тарифу 10%.

Страховые взносы нужно уплачивать одной платежкой

Начиная с расчетного периода 2014 года уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование компании будут по единому расчетному документу (ст. 22.2 Закона № 167-ФЗ).

Обратите внимание : в платежке нужно указывать КБК, предназначенный для страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, — 392 1 02 02010 06 1000 160.

Определение суммы страховых взносов — обязанность ПФР

С 2014 года Пенсионный фонд обязан определять суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии на основании данных индивидуального (персонифицирован- ного) учета в соответствии с выбранным работником вариантом пенсионного обеспечения — 0 или 6% тарифа на финансирование накопительной части трудовой пенсии (п. 2 ст. 13 и п. 2.1 ст. 22 Закона № 167-ФЗ).

Повышены размеры дополнительных тарифов страховых взносов

С 1 января 2014 года на выплаты работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, кроме обычных страховых взносов в ПФР, работодатель, как и в 2013 году, будет начислять взносы по дополнительным тарифам, но только в повышенном размере.

Виды работ с вредными и опасными условиями труда указаны в подпунктах 1—18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 173-ФЗ).

Обратите внимание : страховые взносы по доптарифам нужно уплачивать независимо от предельной базы для исчисления взносов (ч. 3 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ и п. 3 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ).

При этом компания может быть освобождена от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ и п. 4 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ).

Дополнительный тариф увеличен с 4 до 6%

Если сотрудник занят на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ), к выплатам и вознаграждениям, начисленным в его пользу, в 2014 году нужно применять дополнительный тариф в размере 6% (в 2013 году тариф был равен 4%). Это следует из части 1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ и пункта 1 статьи 33.2 Закона № 167-ФЗ.

Дополнительный тариф увеличен с 2 до 4%

Дополнительный тариф в размере 4% с 1 января 2014 года нужно применять к выплатам и вознаграждениям сотрудников, занятых на работах, которые перечислены в подпунктах 2—18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ. К их числу относятся:

  • работники, занятые на работах с тяжелыми условиями труда (подп. 2 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • женщины, работающие трактористами-машинистами в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (подп. 3 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • женщины, занятые в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (подп. 4 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • рабочие локомотивных бригад, работники, непосредственно осуществляющие организацию перевозок и обеспечивающие безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также водители грузовых автомобилей, занятые непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы (подп. 5 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (подп. 6 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • рабочие, мастера (в том числе старшие), занятые непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования (подп. 7 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • механизаторы (докеры-механизаторы) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах (подп. 8 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (кроме портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) (подп. 9 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • водители автобусов, троллейбусов, трамваев, работающие на регулярных городских пассажирских маршрутах (подп. 10 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (подп. 11 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (подп. 12 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые в летном составе гражданской авиации (подп. 13 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации (подп. 14 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (подп. 15 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • спасатели в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России и участвовавшие в ликвидации чрезвычайных ситуаций (подп. 16 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • рабочие и служащие учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятые на работах с осужденными (подп. 17 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России (подп. 18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ).

Примечание. Дополнительные тарифы страховых взносов могут дифференцировать
В Госдуму внесен законопроект № 337978-6, в котором предлагается дифференцировать дополнительные тарифы в зависимости от условий труда — чем вреднее и опаснее труд, тем выше тариф. Такие поправки могут быть внесены в статью 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Действует Редакция от 11.03.2002

ПИСЬМО ПФ РФ от 11.03.2002 N МЗ-09-25/2186

Часть IV. ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен статьями и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ.

Данными статьями тариф страховых взносов установлен отдельно для финансирования страховой части трудовой пенсии и для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Для правильного применения тарифов страховых взносов необходимо разделить всех физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, на три возрастные группы:

1) мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше;

2) мужчины с 1953 по 1966 годы рождения и женщины с 1957 и 1966 годы рождения;

3) мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе.

Для первых двух групп применяется тариф страховых взносов, установленный статьей 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, для третьей группы - в 2002 - 2005 годах применяется тариф переходного периода, установленный статьей 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, а с 2006 года и дальше - тариф, установленный статьей 22 , как и для двух первых групп.

Следует также отметить, что в пункте 3 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, регулирующем порядок применения регрессивной шкалы тарифов страховых взносов, содержится ссылка на аналогичную норму статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть доступ к регрессии по страховым взносам аналогичен доступу к регрессии по единому социальному налогу.

Вместе с тем пункт 2 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2002 претерпел значительные изменения. Начиная с указанной даты страхователь может применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога (тарифов страховых взносов) независимо от размера выплат застрахованным лицам в предыдущем году. Таким образом, теперь осталось только одно условие для применения регрессивной шкалы, согласно которому налоговая база в среднем на одного работника, разделенная на количество месяцев, прошедших с начала года, должна составлять сумму не менее 2500 руб. (в 2001 году указанный норматив составлял 4200 руб.). Но если хотя бы в одном из месяцев данное условие будет нарушено, страхователь не сможет применять регрессивную шкалу до конца налогового периода (года).

Как и прежде, в данном расчете нельзя учитывать суммы, выданные 10 процентам (если численность работников превышает 30 человек) или 30 процентам (если работает менее 30 человек) наиболее высокооплачиваемых сотрудников.

С 2002 года применяются следующие тарифы страховых взносов:

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100 000 рублей 14,0 процентов 0,0 процента 12,0 процентов 2,0 процента
14 000 рублей + 7,9 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 0,0 процента 12 000 рублей + 6,8 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
29 800 рублей + 3,95 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 0,0 процента 25 600 рублей + 3,39 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 41 650 рублей 0,0 процента 35 770 рублей 5 880 рублей

2) для выступающих в качестве работодателей - организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года Для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше Для мужчин с 1953 по 1967 год рождения и женщин с 1956 по 1967 год рождения
на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100 000 рублей 10,3 процента 0,0 процента 8,3 процента 2,0 процента
От 100 001 рубля до 300 000 рублей 10 300 рублей + 7,9 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 0,0 процента 8 300 рублей + 6,8 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 2 000 рублей + 1,1 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
От 300 001 рубля до 600 000 рублей 26 100 рублей + 3,95 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 0,0 процента 21 900 рублей + 3,39 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 4 200 рублей + 0,56 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 37 950 рублей 0,0 процента 32 070 рублей 5 880 рублей

Для лиц 1967 г.р. и моложе будут действовать следующие тарифы страховых взносов:

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств составят:

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года 2002 - 2003 годы 2004 год 2005 год 2006 год и далее
на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100 000 рублей 11,0 процентов 3,0 процента 10,0 процентов 4,0 процента 9,0 процентов 5,0 процентов 8,0 процентов 6,0 процентов
От 100 001 рубля до 300 000 рублей 11 000 рублей + 6,21 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 3 000 рублей + 1,69 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 10 000 рублей + 5,64 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 4 000 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 9 000 рублей + 5,08 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 5 000 рублей + 2,84 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 8 000 рублей + 4,5 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 6 000 рублей + 3,4 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
От 300 001 рубля до 600 000 рублей 23 420 рублей + 3,1 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 6 380 рублей + 0,85 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 21 280 рублей + 2,82 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 8 520 рублей + 1,13 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 19 160 рублей + 2,54 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 10 640 рублей + 1,41 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 17 000 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 12 800 рублей + + 1,69 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 32 720 рублей 8 930 рублей 29 740 рублей 11 910 рублей 26 780 рублей 14 870 рублей 23 780 рублей 17 870 рублей

2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года