ТИЦИАН.Кающаяся Мария Магдалина. около 1565,Холст, масло. 119 ; 97 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Кающаяся Магдалина

Мария Магдалина (из г. Магдалы), по евангельской легенде, была исцелена Иисусом, изгнавшим из нее "семь бесов", после чего она раскаялась в своей развратной жизни и стала одной из верных его последовательниц. Образ евангельской кающейся Магдалины был широко популяризирован мастерами итальянской живописи, в особенности Тицианом (1477-1576), Корреджо (1494-1534), Гвидо Рени (1575-1642). По ее имени "кающимися магдалинами" стали называть женщин, после развратной жизни вернувшихся к труду.

О КАРТИНЕ.

Для Тициана смысл картины не в пафосе христианского покаяния, не в сладостной истоме религиозного экстаза и тем более не в утверждении тленности плоти, из «темницы» которой рвется к богу «бестелесная душа» человека.

В «Магдалине» череп - мистический символ тленности всего земного - для Тициана лишь аксессуар, навязанный канонами сюжета, поэтому он и обращается с ним довольно бесцеремонно, превращая его в подставку для развернутой книги.
Взволнованно, передает нам художник пышущую красотой и здоровьем фигуру Магдалины, ее прекрасные густые волосы, ее бурно дышащую нежную грудь. Страстный взгляд полон земной, человеческой скорби. Тициан прибегает к мазку, передающему безукоризненно точно реальные цветовые и световые соотношения.

Волосы не лежат, а спадают, грудь дышит, рука дана в движении, складки платья взволнованно колышутся. Свет мягко мерцает в пышных волосах, отражается в подернутых влагой глазах, преломляется в стекле фиала, борется с густыми тенями, уверенно и сочно лепит форму тела, всю пространственную среду картины.

Художник восхищается Магдалиной: человек прекрасен, его чувства ярки и значительны. Но он страдает. Былое ясное и безмятежное счастье бесповоротно нарушено. Окружающая человека среда, мир в целом - уже не тот спокойный фон, покорный человеку, каким мы видели его раньше. На пейзаж, расстилающийся за Магдалиной, набегают темные тени, небо заволакивают грозовые тучи, и при тусклом свете последних лучей угасающего дня выступает образ охваченного горем человека.

Полотно с изображением Марии Магдалины было заказано Тициану в середине 1560-х годов. Для этой картины художнику позировала Джулия Фестина. Когда картина была готова, она была показана герцогу Гонзага, которому она так понравилась, что он заказал копию. После этого Тициан сделал ещё несколько копий, меняя наклон головы и положение рук женщины, а также пейзажный фон картины.

Согласно преданию, именно эту картину держал в своих руках умирающий Тициан. После его смерти, последовавшей в 1576 году, картина перешла по наследству к его сыну Помпонио Вечеллио (Pomponio Vecellio), который в 1581 году продал её вместе с домом и другими картинами Кристофоро Барбариго (Cristoforo Barbarigo) из Венеции.

В 1850 году при содействии русского консула Александра Хвостова собрание картин Барбариго было приобретено Николаем Первым для музейной коллекции Эрмитажа. Впоследствии «Кающаяся Мария Магдалина» была помещена в один из итальянских кабинетов Нового Эрмитажа, где она находилась вместе с другой известной картиной Тициана «Венера перед зеркалом"

Рецензии

Мария на картине взирает земной правдой плотивоплощённости
со Небесной всерастворяющей молитвенностью ко милости Отца Мироздания!..

Смысл метафизический картины:
- Отец, раз Ты создал Мир сей, - он имеет право Небесное на бесстрадательную благостность!..

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Жизнь Марии Магдалины, окутанная множеством мифов и легенд, до сих пор
вызывает среди историков религии и богословов отчаянные споры. Кто она, эта загадочная женщина, кем она приходилась Христу, почему намеренно искажался ее образ, и кому было выгодно приписывать ей прошлое блудницы. В этом обзоре ответы на эти неоднозначные вопросы.

В православном и католическом вероисповедании трактовка образа Марии Магдалины кардинально различается: в православии ее чтят как святую мироносицу, излеченную Иисусом от семи бесов, а в традиции Католической церкви ее отождествляют с образом кающейся блудницы Марии из Вифании, сестры Лазаря. Хотя из Библии достоверно известно, что в Священном писании прямо нигде не говорится, что Магдалина была блудницей в какой-либо период ее жизни.

Мария Магдалина - евангельская блудница

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0021.jpg" alt="Мария Магдалина, омывающая ноги Христу. " title="Мария Магдалина, омывающая ноги Христу. " border="0" vspace="5">


Это римская Католическая церковь то ли случайно, то ли намеренно в лице Папы Григория Великого, придумала обидное для Магдалины прозвище - «блудница» и отождествила ее с евангельской грешницей.

Мария Магдалина - равноапостольная святая мироносица


Однако против того, чтобы считать Марию продажной женщиной, высказался православный святитель Дмитрий Ростовский, который так аргументировал свое мнение: "Если бы Магдалина имела подмоченную репутацию, этим не преминули бы воспользоваться оппоненты Христа. Но при всей своей ненависти к Спасителю, фарисеи ни разу не уличили Его в том, что среди апостолов находится бывшая блудница".


Православная же церковь была склонна видеть в Марии одну из исцеленных Христом женщин, одержимой бесами. Это освобождение стало смыслом ее жизни, и в благодарность женщина решила посвятить Господу всю свою жизнь. И по православной традиции, в отличие от католицизма, Мария считается символом олицетворения женщины-христианки и почитается как равноапостольная святая мироносица.


Мария Магдалина - лучшая ученица Христа и автор Четвертого Евангелия

Среди учеников Спасителя Мария занимала особое место. Ее почитали за столь искреннюю и горячую преданность Христу. И совсем не случайно Господь удостоил Марию чести стать первым свидетелем, кто увидел его воскресшим.


Мало того, большинство исследователей Библии сегодня утверждают, что Четвертое Евангелие было создано неизвестным последователем Иисуса, упомянутый в тексте как любимый ученик. И есть предположение, что это и была Мария Магдалина, которая была одним из первых апостолов-основателей и лидеров ранней Христианской церкви.

Но со временем ее образ стал банальной жертвой борьбы за церковную власть. К IV-V векам даже вообразить себе женщину-лидера уже стало ересью, и Марию Магдалину решили ниспровергнуть."Эта тема стала частью постоянной внутрицерковной борьбы между сторонниками авторитета Церкви и защитниками личного богооткровения".

Мария Магдалина - жена Иисуса Христа и мать его сыновей

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0004.jpg" alt="«Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Автор: Тициан Вечеллио." title="«Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Образ евангельской Магдалины был широко популяризирован мастерами итальянской живописи, в особенности Тицианом, Корреджо, Гвидо Рени. По ее имени "кающимися магдалинами" стали называть женщин, после развратной жизни одумавшихся и вернувшихся к нормальной жизни.

По традициям западного искусства Мария Магдалина всегда изображалась в виде кающейся полуобнаженной изгнанницы с непокрытой головой и распущенными волосами. И все творения искусства на эту тему настолько однотипны, что большинство из нас до сих пор уверенны в ее великой грешности.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0005.jpg" alt="«Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США). Автор: Тициан Вечеллио." title="«Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США).

В 1850 году первый вариант этого полотна был приобретен Николаем I для музейной коллекции Эрмитажа. Сейчас оно находится в одном из итальянских кабинетов Нового Эрмитажа.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0016.jpg" alt="Мария Магдалина, держащая терновый венец Христа. Автор: Carlo Dolci" title="Мария Магдалина, держащая терновый венец Христа.

1485/90-1576

Кающаяся Мария Магдалина

Между 1566 и 1570 гг. Холст, масло. 118x97 см.

Слева: Titianus p.

"Кающаяся Мария Магдалина" потрясает силой и глубиной человеческого чувства, прекрасно понятого и переданного Тицианом. Художник воспроизвел не религиозный экстаз раскаявшейся и удалившейся от мира грешницы, а страдание женщины, земной и прекрасной, оставшейся наедине со своим горем.

Картина написана широко и свободно, мастерски моделированы светом и цветом тело и лицо Марии, великолепно передана фактура предметов. Тяжелые, отливающие золотом волосы струятся по округлым плечам и упругой груди, губы распухли, глаза воспалены от обильных слез, мягкие драпировки одежды окутывают тело; холодом веет от гладкого серовато-зеленоватого черепа, сдержанные блики играют на стеклянном сосуде.

Картина была создана Тицианом в позднюю пору творчества, в 1560-х годах. По-видимому, она произвела большое впечатление на современников, и многие хотели иметь экземпляр этой композиции: до нашего времени дошло несколько вариантов и копий с нее.

Тема Марии Магдалины интересовала Тициана и в более раннюю пору. В 1530 или 1531 году по заказу мантуанского герцога художник написал картину, ныне находящуюся в галерее Питти во Флоренции. Через три десятилетия Тициан вернулся не только к этой теме, но и к композиции, создав более глубокое и совершенное произведение, которое повторил в нескольких экземплярах. Джордже Вазари в жизнеописаниях итальянских художников сообщает, что Тициан написал "Марию Магдалину" для испанского короля Филиппа II, но Сильвио Бадоэр упросил художника продать картину ему. Для Филиппа II Тициан сделал другой экземпляр, который упомянут в инвентаре дворца Эскориал в 1666 году, но к концу века заменен копией работы Луки Джордано. Более о нем ничего не известно. Картина, принадлежавшая Бадоэру, по словам биографа венецианских художников Ридольфи, была после смерти владельца отправлена во Фландрию. Некоторые предполагают, что это именно то полотно, которое было у Рубенса. Местонахождение его в настоящее время неизвестно. В 1668 году Ридольфи писал, что после смерти Тициана в его мастерской оставался ряд картин, среди которых он назвал "Марию Магдалину", купленную семейством Барбариго в 1581 году. Она пробыла в этом собрании до приобретения ее Эрмитажем в 1850 году.

Кто такая Мария Магдалина? В СССР мы представляли это смутно. Что кающаяся грешница это конечно понятно. Но что это святая, спутница Христа, мироносица, свидетельница его распятия, первая увидевшая его воскресшим - это конечно не представляли (я точно не представлял). Вообще прошу этот пост сильно верующих не считать святотатством-это скорее воспоминание и размышление.

Мозаика Н.К. Бодаревского в Храме Спаса на крови. (Отметим что Храм Спаса на Крови стоит на месте убийства народовольцами Александра 2 и оттуда тянутся длинные нити российской истории и российских исторических персонажей, это конечно Николай Иванович Кибальчич, который перед казнью придумал космическую ракету, рисунки его были опубликованы только в 1918г.) Что 1 марта 1881г Александр 1 был убит знают, но даже имена покушавшихся и казнённых народовольцев знают далеко не все. Скажут они были террористы... А вы прочитайте их биографии, какие это были люди! Они могли составить Славу России, а совершенно бездарно были погублены царским режимом. А с чего всё началось? С хождения в народ, когда они хотели народ обучить и просветить. А их на каторги и в ссылки. Так что и царизм виноват что царя убили. По крайней мере простить по христиански их надо, тем более они заповедь нарушили и в отношении них заповедь нарушили)


Казнь народовольцев - первомартовцев
Казнённые: Андрей Желябов
Николай Кибальчич
Софья Перовская
Тимофей Михайлов
Николай Рысаков

К первомартовцам примыкал проведший долгие годы в заключении Николай Морозов, вообще самый интересный человек с биографией которого удалось в жизни познакомиться. Да, внуком Кибальчича был главный маршал авиации и любимец Сталина Александр Голованов
Ну мы отошли от Марии Магдалины. Не столкнуться с образом Марии Магдалины было почти невозможно. Дело в том, что в Эрмитаже есть картина Тициана. А в СССР искусство широко пропагандировалось и тиражировалось. Естественно эта репродукция появилась в массе журналов и изданий, а также телепередач (а про ЭРМИТАЖ был снят огромный сериал)


Эрмитаж
Ну откуда мы могли тогда знать (в школе), что это не единственная Мария Магдалина Тициана Вечеллио Были ещё и повторы (образ зацепил и автора и зрителей)

Музей во Флоренции

Музей Поля Гетти (США)
Естественно все копии сделаны с одной женщины (Джулии Фестины)
Обратите внимание, что картины несколко отличаются ракурсом, накалом раскаяния и...степенью обнажённости модели.
Теперь знаменитая интермедия Ефима Шифрина о Марии Магдалине (автор Семён Альтов)

Ну это конечно все тогда жившие слышали и смеялись. Но всё на свете неисповедимым путём связано. Что Шифрин дитя репрессий, так как родился в Магаданской области, где его отец отбывал ссылку знают многие, но уже далеко не все. А вот дальше интересней. Всё время со мною спорят, что адмирал Павел Степанович Нахимов не еврей. Попробуйте найти одного единственного Нахима хоть русского, хоть украинца (намякивают, что предок Нахимова был казак Нахименко), хоть кого угодно, но не еврея. Вот вам хоть гугл, хоть яндекс. Ну и кто у вас вылетает первый? Конечно - Нахим Залманович Шифрин. Сразу говорю, мне как интернационалисту абсолютно не важно, кто человек по национальности, но попытки антисемитов обязательно сделать адмирала Нахимова русским, ну хотя бы славянином конечно вызывают только улыбку.
Но вот ещё что интересно. Говорит - то он про картину Эль Греко. (А мы конечно представляли тогда картину Тициана). Но что это за картина??? Оказывается их тоже было несколько и про какую всё это написано не совсем ясно.

1577

1590

С Эль Греко можно уже тихо тронуться умом. У него это вообще разные Марии, от слова вообще. Это разные женщины. И похоже я не все его картины на этот сюжет нашёл.
Но и Эль-Греко далеко не исчерпал тему, тема эта для художников одна из самых любимых

Гверчино

Carlo DOLCI

Виктор Васнецов

Эдельфельд 1890

Carlo Crivelli - Mary Magdalene, 1476

Периджино - Мария Магдалина, ок. 1500

Караваджо

Э. Ф. Сандис - Мария Магдалина

Maestro della Maddalena di Capodimonte - Maddalena penitente, 17 ст.

José de Ribera - Maria Magdalena,1641

Гвидо Рени - Кающаяся Мария Магдалина

Хайес - Молитва Марии Магдалины 1825

Хайес-Кающаяся Мария Магдалина

Джампетрино

Ла Тур, Жорж де. Кающаяся Мария Магдалина


Арнольд Бёклин -Плачь Марии Магдалины над телом Христа 1868

Джеймс Тиссо- Кающаяся Мария Магдалина

Жан Беро - Магдалина в Доме Симона фарисея 1891

Джузеппе де Рибера

Хендрик Тербрюгген- Меланхолия или Мария Магдалина 1628

Альфред Стевенс 1887

Антонио Канова

Доменико Фетти 1621
Вот то что размещено здесь-это ничтожная часть того, что есть. То есть это ОГРОМНЫЙ пласт мировой культуры. Смысл самого образа. Если согрешил, то можно покаяться и жить как честный человек. Художники стараются отображают образ раскаявшейся грешницы ставшей святой, а люди...люди пока продолжают благополучно грешить (стяжать, убивать, прелюбодействовать и лгать). Но тем не менее раскаяться никогда не поздно (пока жив).

Про жизненный путь Марии Магдалины ходит множество легенд. Историки так до сих пор и не сошлись в едином мнении, какое именно отношение она имела к Иисусу Христу. Большинство из нас знает, что она блудница, хотя доказательств этому нет. Возможно, ее образ искажался намеренно? Этот вопрос остается риторическим. Множество художников рисовали кающуюся Магдалину. В этой статье речь пойдет об образе легендарной женщины в живописи и ее роли в религии.

Роль Марии Магдалины в православии

Магдалина в переводе с греческого языка означает, что женщина родилась в городе Мигдал-Эль. В Евангелии о ней сказано, что Христос изгнал из нее семь бесов, после чего она стала его ученицей и верной соратницей. Женщина находилась рядом с Иисусом в момент после распятия, принимала участие в его погребении и первая увидела его после воскрешения. Марии также выпала честь стать одной из жен-мироносиц, коих было семеро. Им первым ангел поведал о том, что Христос воскрес. В православии она является равноапостольной святой.

Образ Магдалины в католической вере

У католиков Мария Магдалина — сестра Марфы и Лазаря, которые приняли Иисуса в Вифании. Она же блудница, которая умастила волосы Спасителя миром и омывала ноги Иисуса своими слезами и вытирала их своей шикарной копной золотистых волос. Эта сцена также является распространенным сюжетом на полотнах европейских художников.

Католики считают, что кающаяся Магдалина решила провести остаток жизни в пустыне, приняв строжайшую аскезу. Она оплакивала свои грехи и вымаливала у Господа прощение. Со временем ее одежды сильно обветшали. Именно поэтому на полотнах художников кающаяся Магдалина часто изображена полуобнаженной. Ее шикарные волосы частично заменили ей одеяния.

В западном искусстве ее образ представлен в жанре Vanitas. Он означает, что суета мирская больше не интересует женщину, изображенную на полотне. На картинах кающаяся Магдалина зачастую изображена с черепом. Он свидетельствует о том, что блудница осознала всю бренность земной жизни, и все мысли ее занимает вечная жизнь на Небесах.

Полотно «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана

Самое знаменитое полотно было создано художником Тицианом Вечеллио в 16-м веке. Итальянский живописец в качестве натурщицы пригласил девушку, которая поразила его струящейся, как водопад, отливающей золотом копной волос. Позже ее ангельский лик и шикарные золотые локоны поразили герцога Гонзага настолько, что он решился заказать копию Художник не отказал заказчику. После этого Тициан написал еще несколько полотен с изображением Магдалины. На картинах женщина была изображена в разных позах, также менялся задний план.

До наших дней дошла легенда о том, что картина «Кающаяся Мария Магдалина» — это последнее, что держал в руках Тициан перед смертью. Это полотно вместе с множеством других унаследовал его сын — Помпонио Вечеллио. Наследник продал картины вместе с домом отца покупателю по имени Кристофоро Барбариго в 1581 году.

Три столетия спустя, в 1850 году, Николай I пожелал выкупить полотно, для того чтобы украсить им один из залов Государственного Эрмитажа в Зимнем дворце. Императору посодействовал в этом русский консул Александр Хвостов. Картину поместили в итальянский зал Эрмитажа. Вместе с этим полотном также здесь расположилось другое творение Тициана - «Венера перед зеркалом».

Анализ картины

Тема произведения искусства была выбрана Тицианом не зря, ведь сам он вел далеко не праведный образ жизни. Для того чтобы смыть с себя позор блуда и усмирить свою плоть, он написал шедевр, который восхищает любителей искусства до сих пор. Образ кающейся Магдалины вызывает ощущение благодати и любви. Фигура дамы прикрыта невесомой и полупрозрачной материей. Золотые локоны рассыпаны по груди, а взгляд устремлен в небесную даль. Магдалина умоляет творца небесного простить ее со слезами на глазах.

Еще одной из знаменитых картин, где увековечена Магдалина, является полотно под названием «Не прикасайся ко мне» художника Паоло Веронезе. Художник изобразил сцену, когда Магдалина увидела Христа и бросилась обнять его, на что он ответил: «Не прикасайся ко мне!» На Марию была возложена миссия — сообщить о воскрешении Учителя апостолам.

Эта картина относится к сценам ночных раздумий. Живописец по имени Жорж де Латур был незаслуженно забыт длительное время. На созданном им полотне изображена Мария в момент, когда она решила принять христианство. На полотне дама думает над скоротечностью земной жизни. Ее светлый лик освещает луч. Красивые волосы обрамляют нежное лицо.

В центре композиции можно наблюдать свечу и зеркало. Они также имеют аллегорическое значение. Зеркало — символ самолюбования, женского тщеславия и обольщения, а за ним и сластолюбия. Свеча же, наоборот, является символом чистоты и веры, а также символизирует быстротечность человеческой жизни.

На коленях кающейся Магдалины также находится череп — атрибут отшельников, которые приняли аскезу во имя веры. Это говорит о том, что она готова к окончанию своей земной жизни.

О том, что Мария занимала особое место среди учеников Иисуса, также говорит то, что Леонардо да Винчи на своем полотне «Тайная вечеря» изобразил Магдалину по правую руку от Христа.

Исследователи Библии в последнее время в один голос твердят, что Четвертое Евангелие, возможно, было создано Марией Магдалиной. В тексте есть упоминание о том, что его создал любимый ученик. Это только гипотеза, поскольку достоверных доказательств этого нет.