Steadicam (Стедикам) - это система стабилизации, функция которой заключается в том, чтобы изолировать камеру от резких движений оператора (вибрация при ходьбе или беге). При этом система повторяет все движения оператора. Поэтому оператор должен контролировать свои движения, придавая плавность движениям камеры и сохраняя необходимую траекторию предполагаемой съемки. Только после освоения необходимых навыков можно добиться хороших результатов съемки со Стедикамом (Steadicam).

Основные типы движения камеры — пространственное и вращательное. Стедикам (Steadicam) создан для того, чтобы устранить их или сократить до минимума. Пространственное движение камеры — это перемещение камеры в пространстве. Вращательное движение — это наклоны и повороты камеры.

Начнем с того, что любое движение оператора с камерой - намеренное или случайное - делается вне центра тяжести (или сопротивления) самой камеры. И если вектор силы не проходит через этот центр (а чтобы направить его туда, оператор должен обладать невероятным талантом), камера будет совершать нежелательные пространственные или вращательные движения.

Добавляем к камере жесткую штангу и противовес на другом конце штанги. Теперь конструкция обладает большей массой и значительно большей инерцией по оси противовеса камеры. Кроме того, центр тяжести объекта теперь вне камеры, и оператор может до него дотронуться. Такая конструкция более устойчива к вращательным движениям в двух измерениях: наклонам и поворотам. Помимо этого, оператор, прикасаясь к объекту или поднимая его, взявшись за новый центр тяжести, не вызывает такого вращения объекта, как раньше. Более тяжелое устройство более устойчиво к пространственным колебаниям.
Если к камере добавить два противовеса, разнесенные в разные стороны, то конструкция будет более устойчива к колебаниям во всех трех измерениях. Третье измерение — это поворот по горизонтали. Второй компонент, который используется в устройстве Стедикам — это трехосный шарнирный узел около центра тяжести, необходимый, чтобы изолировать угол силы подъема от объекта. Обычно, чтобы направить камеру, требуется легкое прикосновение, а чтобы ее поднять — нужно приложить немалое усилие. Благодаря шарнирному узлу это усилие никак не сказывается на угле поворота камеры.
В-третьих, оператор больше не касается камеры — в такой конструкции она находится на значительном расстоянии от центра тяжести.В-четвертых, система, которая состоит из механической «руки» и жилета, сокращает нежелательные пространственные движения оператора, например, движения вверх и вниз при ходьбе или даже дыхании. Пружины, входящие в конструкцию «руки», с одной стороны, несут нагрузку, а с другой, изолируют консоль от вертикальных движений оператора. Помимо этого, с ее помощью вес проще нести. В отличие от других способов переносить груз, при работе со Стедикамом (Steadicam) оператору не приходится все время приподнимать всю эту конструкцию и ловить ее на каждом шагу, когда она начинает падать.
Благодаря шарнирам «рука» может сгибаться и повторять движения руки и плеча оператора. Шарниры помогают изолировать кадр от нежелательных колебаний оператора. Жилет оператора обеспечивает механическое соединение с «рукой», кроме того, он распределяет вес консоли и направляет его на ноги.
Благодаря распределенной массе, шарнирному узлу, жилету и механической «руке» камера остается неподвижной или двигается плавно, без нежелательных вращательных и пространственных движений. Однако, система не автоматическая, и искусство оператора играет очень большую роль в съемке с помощью Стедикама
(Steadicam) .

Несколько правил по работе со Стедикамом (Steadicam) :

1) Полезно знать принципы работы системы Стедикам (Steadicam) .
2) Вы должны научиться правильно ходить и стоять.
3) Подрегулировать жилет по фигуре оператора и настроить «руку» натяжением пружины, чтобы она могла нести определенную нагрузку.
4) Оператор с системой Стедикам (Steadicam) должен находиться в равновесии.
5) С каждым разом вы будете находить для себя что-то новое.
Вот несколько проблем, с которыми часто сталкиваются начинающие:
1) Для того чтобы отстраниться от консоли, оператор прогибается в талии вместо того, чтобы просто отодвинуть консоль от себя. Стойте прямо!
2) Оператор двигается, как утка. А должен - как танцор. Оператор идет, как будто в руке у него переносная камера. Танцуйте! Точность. Ритм. Цель. Осанка. Равновесие.
3) Оператор принимает позу борца сумо (стоит на широко расставленных ногах), когда камера не двигается. Когда останавливаетесь, постарайтесь перенести вес тела на одну ногу, тогда вы сможете сразу начать двигаться в любом направлении.
4) Еще хуже, если оператор переносит вес тела, пытаясь получить в этот момент неподвижную картинку. Не получится. Вы двигаетесь, и двигается камера, Правильная последовательность движений такова: камера двигается — оператор двигается, оператор останавливается — камера останавливается.
5) Левая рука (управляющая) задевает штангу, из-за чего консоль дрожит и дергается. Кроме того, левая рука может приподнимать и опускать консоль, уменьшая ее изоляцию и усиливая неустойчивость.
6) Правая рука (опорная) бессознательно поднимает камеру, особенно при начале и при остановке съемки. Помимо «ныряющих» кадров, теряются изоляция и плавность, которые обеспечивает «рука».
7) Часто пальцы правой руки (опять же бессознательно) пересекают шарнирный узел, дотрагиваясь до вилки. Из-за этого консоль дергается и отклоняется.
8) Оператор наклоняется и со всех сторон пытается посмотреть на кадр. Расслабьтесь. Нет никакой необходимости видеть экран все время, а Стедикам (Steadicam) остается в том положении, в котором вы ее оставили, прежде чем отвернуться.

После всех этих предупреждений, удивительно, как кто-нибудь вообще не боится начинать. Нужно время, чтобы разобраться со всеми проблемами и ответить на все вопросы. Вас никто не заставляет делать все и сразу.

Оператор Стедикам (Steadicam) должен не только выбирать кадр и удерживать оборудование в равновесии, он должен также ориентироваться на местности.

1) Запомните траекторию съемки, пройдя по ней.
2) Отрепетируйте свое перемещение без консоли, но по тому же пути, который вы прошли бы, снимая.
3) Потом пройдите этот путь с одетой консолью.
4) Отрепетируйте все малейшие движения. Например, встаньте в узкий дверной проход и оглянитесь. Вы должны понять, где вам надо быть, чтобы пройти через дверь.
5) Отойдите на два шага назад и вернитесь к двери.
6) Повторяйте это, пока вы это твердо не запомните.
7) Переходите к следующему сложному элементу и отрепетируйте его в мельчайших деталях.

Не секрет, что на ноги оператора Cтедикама (Steadicam) приходится двойная нагрузка, и от выбора обуви зависит здоровье.

1) Обувь должна быть удобной. Звучит банально, но у каждого человека своя форма ноги, и выбрать подходящую «колодку» порой непросто. Надев ботинок, попробуйте прыгнуть на пятку. Кроссовки, предназначенные для бега, имеют внутри пяточной части эластичные вставки, что хорошо. Однако это увеличивает высоту подошвы.
2) Подошва должна быть максимально низкой. Это уменьшает эластичность, но предохраняет вас от серьезных травм при подвороте ступни. Отсюда следующее правило.
3) Желательна фиксация голеностопа. Высокая обувь менее травмоопасна. Поэтому у солдат и альпинистов высокие ботинки. Но нельзя переусердствовать. При медленных и точных движениях вам будет неудобно.
4) Обувь не должна скользить. На относительно гладкой подошве вам тяжело придется на земле после дождя и при гололеде. Зимой всегда возите с собой бытовые «кошки», очень помогают, но создают проблемы для чистого звука - цокают!
5) Подошва не должна оставлять «следов». В музейных интерьерах вас заставят надеть неприемлемые бахилы. Идеально иметь пару ботинок «на манной каше», т.е. со светлой подошвой. Требуйте главного хранителя музея и докажите ей, что их трёхсотлетнему паркету ничего не будет!
6) После обеда поменяйте обувь! Звучит странно, однако, попробовав однажды, вы возьмете это за правило. Надев на уставшие ноги другие ботинки, вы почувствуете «второе дыхание». И брать их с собой будет не лень!
P.S. Становится ясно, что обуви, причем хорошей, должно быть немало. Что ж, придется потратиться.

Настройка Стедикама (Steadicam) (консоль) .

Необходимо сбалансировать консоль по трем осям: поперечной, продольной и сбалансированность верхней и нижней части. Сбалансируйте одну ось максимально точно, а потом займитесь другими осями. Возможно вам придется несколько раз возвращаться к одной и той же оси и уточнять настройки. Для равновесия верхней и нижней части, наклоните консоль так, чтобы она располагалась горизонтально. Возьмитесь крепко за консоль и ослабьте зажим шарнирного узла. Передвигайте узел, пока консоль не будут висеть горизонтально, — но не позволяйте консоли двигаться в горизонтальном положении при открытом зажиме. Подвиньте узел вверх к камере на расстояние приблизительно на 0,5 дюйма (1,2 см) и закрепите его. Отпустите консоль, пусть она качаются по вертикальной оси по инерции. Засеките время. Хорошее время — 2 секунды. Слегка поднимите или опустите узел, чтобы уменьшить или увеличить время. Очень важно: Закрепив камеру так, чтобы ее центр тяжести был на расстоянии 0,75 дюйма (1,9 см) позади центральной штанги, передвигайте аккумулятор либо балансирующие кольца ближе или дальше от штанги, чтобы сбалансировать консоль по продольной оси. Для более точной балансировки по продольной оси меняйте с помощью рычажков положение камеры на площадке для ее крепления. Для балансировки по поперечной оси, используйте рычаги на площадке для крепления камеры.

Полезные советы:

Проводя балансировку по продольной и по поперечной оси, передвиньте любой вес вверх, чтобы консоль висела вертикально. Для того чтобы быстро сбалансировать консоль для съемки с нижней точки, для начала делайте все как для съемки с верхней точки (камера в перевернутом положении), потом подвиньте шарнирный узел так, чтобы положение консоли было подходящим для съемки с нижней точки (камера в правильном положении).
Еще один очень полезный совет, который сэкономит вам много времени: Чтобы ускорить процесс балансировки по продольной и поперечной осям, всегда держите консоль вертикально и положите вашу управляющую руку на узел. Держите узел так, как вы бы держали его при съемке. Проводя балансировку по продольной и поперечной осям, держите консоль абсолютно вертикально.
Если консоль теряет равновесие, когда вы ее отпускаете, это значит, что она не сбалансирована, Если она сильно раскачивается, необходима большая корректировка. Если медленно — небольшая. Но всегда держите консоль управляющей рукой вертикально. Запомнили?

Поворачивайте регулирующие рычаги другой рукой, или же используйте передатчик. По мере того как вы будете приближаться к положению полного равновесия, корректировка будет все меньше и меньше, и усилия, которые вы прикладываете, чтобы удерживать консоль в вертикальном положении, будут сокращаться. Если ваша управляющая рука уже не испытывает никакого давления, консоль статически сбалансирована. Не слишком удачный вариант — дождаться, пока консоль перестанет качаться и остановится в каком-либо положении, которое, как вам теперь уже понятно, будет неправильным. Когда камера установлена, вы должны будете научиться настраивать статическое равновесие менее, чем за минуту.
Если нижняя часть Стедикама (Steadicam) тяжелее, чем верхняя (консоль быстро прекращает качаться), то консоль будет очень устойчива в вертикальном положении, если двигаться медленно и плавно. Это хорошо, если вы отдыхаете, но если вы двигаете камеру, то она начинает раскачиваться, как маятник, особенно если вы снимаете с транспортного средства, когда ускорение сильное или же длительное. Сложно также и наклонять камеру назад или вперед, если низ консоли значительно тяжелее верха.
Консоль с легкой нижней частью (консоль долго качается) упрощает наклоны камеры вперед и назад и при движении не раскачивается, как маятник, но получившиеся кадры могут оказаться кривыми из-за того, что оператор плохо чувствует «вертикальность» консоли. Правильное распределение веса между верхом и низом — это, пожалуй, дело вкуса. Экспериментируйте, чтобы понять, насколько вам подходит тот вариант, на котором вы пока остановились. В разных ситуациях вам могут потребоваться разные варианты распределения веса.
могут потребоваться разные варианты распределения веса.

Если у возникли вопросы, попробуйте воспользоваться поиском по интернету, либо

Купив видеокамеру, первым делом проверяем заряд аккумулятора, жмём кнопку с красным кружочком и... начинаем махать несчастным аппаратиком, будто садовой лейкой. Ну ладно, ладно. Есть ведь и аккуратные операторы, которые, бережно прижав к себе драгоценное устройство, стараются на время съёмки задержать дыхание, унять дрожь в ногах и не шарахаться от каждой тени.

Вышеприведённые примеры описывают разные методы хвата, удерживания видеокамеры, но способ съёмки, увы, один и тот же: с рук . Неважно, как вы держите видеокамеру - в вытянутых руках или прижав к носу, груди, поясу... Стоит лишь сделать шаг, второй, третий, как все ваши потуги удержать в кадре снимаемый объект превращаются в ничто. Никакой самый разволшебный стабилизатор, будь он хоть трижды оптическим, не поможет сохранить ту плавность движения, которую мы всегда видим в кино (он рассчитан только на гашение тряски рук и мелких случайных толчков). Вспомните: герой или объект движется в кадре, а камера, словно на облачке, следует за ним без единого толчка, без всякой тряски. А что у нас, в нашем любительском видео?

Эти съёмки можно смело отправлять в помойку, то есть, конечно же, в Корзину. А ещё лучше - Shift+Del, поскольку они не годятся ни для каких целей. Таким образом, не имея возможности передвигаться с работающей видеокамерой, оператор стоит как приколоченный к одному квадратному метру асфальта, играя роль стационарного наблюдательного пункта. Для очистки совести всё-же скажем, что в большинстве случаев такая неподвижность и требуется, ведь не вся жизнь проходит в движении. Но всё-таки, если вдруг потребовалось вести съёмку и при этом передвигаться, чтоб «как в кино»?

Конечно, кино - дело... дорогое. Сравнивать «их» возможности и бюджет с нашим «богатством» просто неприлично. Память тут же выпихивает на поверхность кадры из какого-то «фильма о фильме»: тележка с оператором, толкаемая суровыми мужиками... десятки метров рельсовых дорожек, проложенных для съёмки единственной короткой сцены. Или кран - плавно движущееся металлическое чудовище с длиннющей коленчатой стрелой, на конце которой торчит обдуваемый ветрами оператор либо управляемая сервоприводами конструкция. Всё это хорошо, нарядно и... недоступно. Но как же быть? Неужели нет на свете сколь-нибудь подходящей замены суровым мужикам, тележкам, рельсам и кранам?

Есть такой заменитель!

Стедикам . А также глайдкам, флайкам, стабикам (steadicam, glidecam, flycam, stabicam) - всё это родственные понятия. Родился такой агрегат совсем не вчера, свой возраст он отсчитывает аж с 70-х годов прошлого века, и (предположительно) использовался при съёмках таких кинофильмов, как «Рокки», «Чужие» и пр. В нашей стране стедикамом пользовались гораздо позже, уже в нынешнем веке: «Антикиллер», «Турецкий гамбит» и т.д. Тропинка этого устройства «из кино в массы» чертовски крива и труднопроходима; неизвестно, доковыляет ли когда-нибудь стедикам до обыкновенного оператора-любителя. Надеемся, что всё-таки дойдёт: ведь уже сегодня такими агрегатами с удовольствием пользуются «свадебщики» и видеографы, профессионально занимающиеся съёмкой каких-либо событий.

Перед тем, как мы разберём наш стедикам на составные части (виртуально, конечно! - за реальную разборку автору руки оторвут), кратко охарактеризуем этот агрегат. Назначение стедикама очевидно: обеспечение мягкого, плавного перемещения видеокамеры при съёмке в движении. Преимущества перед прочими «киношными» системами стабилизации: мобильность и низкая стоимость (низкая по меркам видеокухни). Конструкция и комплектность стедикама может быть самой разной, в зависимости от запросов и толщины кошелька вопрошающего: кустарная система противовесов или механизм посложнее, с использованием фирменных деталей. Продвинутые киношники используют и совсем уж невероятные сооружения, состоящие из специального носимого жилета, жёсткого рукава, вертикальной стойки, при этом вся конструкция может быть оснащена монитором, куда выводится картинка с камеры, и прочими необходимыми в хозяйстве предметами вроде дополнительных аккумуляторов. Оператора в таком облачении и разглядеть-то трудно - ну зато ему работать удобнее, знай себе перебирай ногами да удерживай равновесие.

Но опять мы ударились в профсектор, где царствуют бездонные сметы. Давайте вернёмся на нашу любительскую землю, и внимательно изучим конструкцию одного из представителей стеди-глайд-стаби-устройств. Одного из самых, можно сказать, «бюджетных» вариантов (хотя, если поискать, то можно найти действительно примитивные конструкции).

Устройство имеющегося в нашем распоряжении стедикама следующее:

Пусть некоторые мелкие неточности, которые бросятся в глаза профессионалу, не испортят общей картины. Но суть именно такова: на площадку, прикрепленную к низу выдвижной штанги, навинчиваются грузики (противовесы), помогающие уравновесить систему. Таким образом, эта выдвижная штанга с площадкой, на которой покоятся противовесы, является плечом с изменяемой длиной.

Внутреннее кольцо подшипника жёстко закреплено на центральной (главной) оси-трубке, обёрнутой пористой резиной (при съёмке вторая рука должна легонько касаться этой резины, дабы предупредить кручение или качание системы). К внешнему кольцу подшипника прикреплен в двух точках кронштейн, к которому, в свою очередь, крепится вращающаяся рукоятка. Таким образом, имеется свобода вращения по трём осям.

В заключение «разберём» ту самую площадку, которая венчает всю конструкцию. Это сложный узел, требующий при кустарном изготовлении высокой точности и аккуратности. Площадка представляет собой статичную основу, на которой покоится ещё одна площадка, подвижная. К ней-то и привинчивается видеокамера. Вращающиеся резьбовые регуляторы предназначены для изменения положения площадки с камерой по двум осям в пределах статичной площадки.

Регулировка стедикама - дело тонкое, почти как восток. При желании в Сети можно разыскать даже видеоинструкцию по настройке (но нужна ли она, если стедикама в наличии нет и не предвидится)? Если вкратце, то всю настройку требуется производить с закреплённой на площадке видеокамерой, причём она должна находиться в рабочем состоянии: открыт экран, выдвинут видоискатель, пристёгнута нужная бленда, вставлен тот аккумулятор, с которым впоследствии будет вестись съёмка. Теперь можно размещать грузики на нижней площадке, двигать подвижную площадку с камерой вперед-назад и влево-вправо до тех пор, пока вся система не примет строго вертикальное положение. Кстати, существует надёжный способ проверки правильности регулировки: из горизонтального положения в вертикальное вся система должна прийти за полторы секунды (скорость эту можно увеличить или уменьшить, изменив длину плеча путём вытягивания или втягивания штанги). При таком качании камера, закреплённая на верхней подвижной площадке, не должна поворачиваться вокруг оси штанги. И ещё один способ проверки: резко выбросить вперёд или вбок руку со стедикамом. Если система начала раскачиваться, значит, следует вернуться к самому началу настройки.

Ну, а теперь взглянем на всю систему вживую:

И сразу видим ошибку: система неуравновешена, имеет склонность к раскачке. Виновата... видеокамера. Да, это так: увы, но камеры потяжелее у нас нет в наличии. Дело в том, что вес видеокамеры, да и вообще всей системы в целом - это критический фактор, о чём обычно не упоминается. Ведь само собой разумеется: говорим «стедикам» - подразумеваем «оператор-профессионал». И наоборот. А следовательно, при упоминании стедикама речь непременно идёт о видеокамере, весом своим в несколько раз превосходящей любительскую «мыльницу».

Таким образом, стедикам - это уравновешенная система, работающая на принципе инерции массы. Чем большей массой обладает вся система, тем она устойчивее, это очевидно любому, кто может отличить вес от момента инерции . Кстати говоря, вовсе необазятельно использовать именно подшипник, кронштейн и поворотную рукоятку. Этот сложный узел вполне можно заменить обыкновенной шаровой опорой. Однако у последней есть один серьёзный недостаток: полной свободы движения по всем осям шаровая опора не даст, да и сила трения скольжения у таких опор довольно велика. Чтобы компенсировать трение, потребуется бо льшая масса, а это снова означает тяжёлую видеокамеру и соответствующую систему противовесов.

Но даже будь у нас самая претяжёлая видеокамера, абсолютно прямолинейного движения с одним лишь стедикамом достичь всё равно затруднительно, тем более вот так, с наскока. Во-первых: практика и ещё раз практика. Во-вторых, более-менее ровная съёмка с долгим проходом возможна только при наличии дополнительных «навесов»: жилета, рукава, вертикальной стойки (фотографии приведены выше). Но и в этом случае результат не гарантирован - если требуется длинное ровное прохождение, то тут уже никак не обойтись без тележки с теми самыми угрюмыми мужиками (или оператору придётся освоить курс катания на роликовых коньках).

К счастью, в подавляющем большинстве случаев стедикам применяется лишь для коротких проходов и пробежек, облётов, а также может быть использован для «зума ногами». Эта фраза - не поэтическая вольность, именно так «зуммируют» в кино. Вспомните - в хорошем фильме почти не эксплуатируется зум самой видеокамеры. Вместо банального зуммирования объективом оператор приближает к объекту саму видеокамеру, зум камеры при этом не используется вовсе.

Поскольку теорию полезно перемежать практикой, тряхнём стариной и пробежимся по чистому снегу дважды: без стедикама, привычно держа камеру в вытянутых руках, и со стедикамом. Ну а потом, разумеется, сравним результат:

Разница, мягко говоря, ощутима. Даже очень. Несмотря на присутствие раскачивания (а оно, как мы уже убедились, неизбежно с такой лёгкой видеокамерой), теперь такое видео вполне можно использовать для модных нынче игр с таймшифтингом. Исключительно прелестно выглядит видео, снятое со стедикамом из движущегося автомобиля - тряски как не бывало! Правда, высовываться из окна автомобиля с конструкцией в руке не рекомендуется: сдувает. Открытый ЖК-экран видеокамеры действует подобно парусу, из-за чего камеру ведёт в сторону, и систему приходится крепко удерживать.

Впрочем, несколько дней практики, и вот уже начинает получаться нечто похожее на ровную съёмку. Высунув от усердия язык, автору удалось-таки пройти несколько метров со стедикамом в руке, при этом матушка-земля и стедикам не успели войти в шокирующий резонанс. Что-ж, теперь такое ровное видео (для любительского уровня, разумеется) вполне можно использовать в давно задуманных целях, «подвесив» в воздух трёхмерные объекты. И «трекить» снежинки пришлось совсем немного. Получилось хоть и бестолково, зато зрелищно: для домашнего кино в самый раз!

Что касается удобства съёмки со стедикамом - забудьте о всяком комфорте, если вы не человек с тренированными мышцами и крепкими запястьями: теннисист, гребец, потомственный знаменосец... Автор изо всех сил пытался вспомнить, в каких случаях и когда ему приходилось вот так подолгу держать нагруженную кисть. Безуспешно. Ничего, кроме давным-давно сданного табельного ПМ, на ум так и не пришло.

Нет, пожалуй, наиболее комфортно со стедикамом в руке будет чувствовать себя человек, который длительное время и часто практикует съёмку со стедикамом. К счастью, нам довелось познакомиться с одним из таких профессионалов, который не представляет себе видеокамеру без стедикама, и не замечает дискомфорта от нескольких килограммов в вытянутой руке. , видеограф из Запорожья, проводивший , охотно делился опытом и секретами съёмки. Впрочем, если о стедикаме и было сказано, то лишь вскользь, поскольку тематика встречи была иная. А именно - съёмка и монтаж клипа в сумбурном, энергичном, или, по-сегодняшнему говоря, трэшевом стиле. Кстати говоря, клип, получившийся в итоге всей работы, вполне можно рассматривать как пример грамотного использования стедикама. Вот и мы взглянем на результат, но не с одной точки зрения, а с двух одновременно: в те секунды ролика, когда применялся стедикам, в правом нижнем углу будут появляться кадры, снятые со стороны - обратите на них внимание. Ведь лучше один раз увидеть.

Как видим, стедикам использовался не всегда. И правильно, ведь в клипе, как и в фильме, сцены, ракурсы и способы подачи материала должны чередоваться. Внимательный зритель, наверное, подметил ещё один момент: в некоторых случаях Алексей удерживал систему вверх тормашками. Почему? Потому, что траектория движения камеры по его задумке должна была почти касаться травы. Ну, а перевернуть видео в процессе монтажа - не проблема (кстати, некоторые профессиональные видеокамеры имеют для таких случаев два резьбовых отверстия для крепления площадки: в днище и вверху, на рукоятке).

Грустно: информацию о существовании стедикамов, а уж тем более о них самих, найти неподготовленному человеку крайне сложно. Но если и найдёте - будьте уверены, вам эта информация не предназначена. Она для тех, кто уже как минимум держал в руках стедикам, либо вовсе для полноправных владельцев подобных устройств. Публично рассказывать о стедикаме и об особенностях съёмки с этим устройством тоже охотников мало. Ситуация - прямо как в анекдоте советской эпохи: «А что его пробовать? Сало как сало». А ведь конструкция, работающая на таком бесхитростном, но чертовски действенном принципе, как равновесие и инерция масс, не представляет никакой тайны. К сожалению, все представители этой элементарной механики - кустарные самоделки. Как, например, следующий механизм:

Всё это довольно странно: простейшая, но эффективная технология до сих пор так и не приползла к обыкновенному, массовому потребителю. Зайдите в магазин фото- видеотоваров, и поинтересуйтесь... штативами. Наряду с фирменными изделиями, цена которых начинается с тысячи ненаших денег, в наличии имеется и широкий выбор штативов стоимостью тысяча-другая кровных российских. Стедикама же в магазине вы не увидите - это гарантированно. Только на заказ, при этом нужно ещё знать «где» и «как». Ну а его стоимость... Он стоит нереальных денег. По меркам рядового любителя, разумеется: отдать 300 долларов (это самый минимум) за пусть нужную, но всё-таки редко используемую железку - это слишком дорогое удовольствие.

Отчего столь высокая цена? Объяснение может быть следующим: высокий спрос плюс ручная (фактически) работа. Так каким же образом подобные вопросы, касающиеся дисбаланса спроса и предложения, обычно решаются на акулье-капиталистическом рынке? Ответ очевиден.

А что, если перевести эту статью на китайский? Чем чёрт не шутит, глядишь, вскорости и за 50 долларов стедики появятся .

Стедика́м , Стэдика́м (англ. Steadicam ;) - носимая система стабилизации съёмочной камеры для кино- или видеосъёмки в движении. В советских/российских источниках «Стедикам» классифицируется как поясно-плечевой демпфирующий штатив или опора . Относится к вспомогательному операторскому оборудованию. Название Steadicam зарегистрировано как торговая марка компании «Тиффен» (англ. Tiffen ), полное торговое название системы - Tiffen Steadicam . Кроме торговой марки слово «Стедикам» используется в кинематографе для обозначения принципа съёмки со свободным движением стабилизированной камеры .

Оператор «Steadicam» с ассистентом во время телетрансляции футбольного матча

История

Партия «Стедикамов» всё же была закуплена для центральных киностудий позже, несмотря на огромную цену в 50 тысяч долларов за комплект . Один из первых советских фильмов, в которых применялась импортная система - «Иди и смотри » Элема Климова . В фильме очень много сцен, снятых движущейся камерой. Режиссёр Александр Сокуров в 2001 году создал уникальный фильм «Русский ковчег », изобразительный ряд которого полностью снят при помощи системы, создавая ощущение полёта камеры по всем помещениям за главным героем . При съёмках сцен большой длительности телесериала Алексея Мурадова «Человек войны» использовалась система «Стедикам», изготовленная российской фирмой «Пультекс» . Из российских фильмов, снятых с применением «Стедикам», можно также назвать картины «Антикиллер », «Старые клячи », «Турецкий гамбит », «Спартак и Калашников », «9 рота », «Трудно быть богом » . Система применялась при съёмках новогодних мюзиклов «Старые песни о главном 2» и «Старые песни о главном 3 » .

Видео по теме

Конструкция

Кинооператор с цифровой кинокамерой, установленной на «Стедикам»

Конструкция оригинального «Стедикам», так же, как и большинства его аналогов, состоит из жилета, который надевается на оператора, стрелы (англ. Spring Arm ) называемой «пантографом» или «рукой», и вертикальной штанги (англ. Post ), крепящейся к стреле через карданный шарнир . Вся конструкция сбалансирована так, что камера удерживается не руками оператора, а стрелой . Оператор только придаёт нужное положение камере, закреплённой таким образом, что угол её поворота не зависит от движения корпуса человека. Шарнир позволяет оператору, сохраняя положение своего корпуса, панорамировать камерой в пределах 360° в горизонтальной плоскости и до 45° вверх и вниз по вертикали. Стрела представляет собой сложный шарнирно-рычажный демпфирующий механизм с калиброванными пружинами , удерживающими массу всей системы вблизи положения её равновесия. Она является главным элементом компенсации линейных колебаний и сохранения положения камеры относительно снимаемой сцены . Демпфер гасит линейные перемещения, а шарнир изолирует камеру от резких вращательных движений. К штанге сверху крепится камера, а на противоположном конце - внизу - противовес (англ. Sled Module ), в котором обычно смонтированы аккумуляторы и монитор телевизи́ра , являющегося неотъемлемой частью системы, поскольку при движении со «Стедикам» у оператора нет возможности пользоваться традиционным окулярным визиром . Самые первые системы «Стедикам» оснащались оптоволоконным видоискателем, окуляр которого, находящийся на конце гибкого оптоволоконного кабеля , закреплялся на глазу оператора, давая возможность непрерывного визирования из любого положения .

Главный стабилизирующий эффект «Стедикам» заключается в большом моменте инерции вращающейся части, сводящем к минимуму угловые перемещения. Свободное перемещение инертной массы системы относительно жилета служит дополнительной стабилизацией, изолируя штангу с камерой и противовесом от резких случайных движений и тряски. Для предотвращения встряхивания камеры при регулировке параметров объектива применяется дистанционное управление фокусом и диафрагмой ассистентом оператора . При этом видеосигнал с телевизира передаётся на пульт ассистента специальным радиопередатчиком , избавляющим от необходимости прокладки проводов, ограничивающих подвижность оператора . Для работы с «низкой точки» камера и противовес могут меняться местами. В этом случае камера подвешивается на нижний конец штанги. В некоторых случаях используется дополнительная угловая стабилизация системы при помощи гироскопов. К таким мерам прибегают в случае внешних воздействий, например в виде сильного ветра, раскачивающего стабилизатор с камерой .

Как правило, в комплект системы входят крепления к различным транспортным средствам. Для отдыха оператора в перерывах съёмки подвижная часть системы может временно подвешиваться на специальный штатив-опору, входящую в комплект. Стабилизирующий эффект, получаемый при работе с тяжёлыми профессиональными киносъёмочными и телевизионными камерами, недостижим с современными лёгкими видеокамерами. Для получения качественной стабилизации масса закрепляемого аппарата не должна быть ниже 5 килограммов . Некоторые производители «Стедикамов» специально для крепления лёгких камер выпускают утяжелённые площадки массой 2-5 кг.

Облегчённые версии «Стедикам»

Системы стабилизации, обеспечивающие плавное перемещение камеры, в последние годы получили широкое распространение не только на телевидении и в кинопроизводстве, но и в видеографии . Кроме упрощённых версий, предназначенных для профессиональных видеокамер, выпускаются компактные стабилизаторы без жилета, рассчитанные на лёгкие, чаще всего - ручные камеры. Наибольшее распространение получили системы типа Glidecam , Flycam , Stabicam , PR-Line ST-2 , "Merlin", "Hague" и другие. Конструкция их достаточно проста, что позволяет некоторым видеографам самостоятельно создавать системы, подобные «настоящим» . Во второй половине 2010-х годов некоторые производители начали налаживать выпуск стабилизаторов для смартфонов . Даже правообладатель бренда Steadicam начал производство компактного устройства «Tiffen Smoothie» для камерафонов и экшен-камер .

Принцип действия всех этих устройств - изолирование камеры от резких поворотов с помощью карданова подвеса - основан, как и у настоящего «Стедикама» на угловой стабилизации, за счёт момента инерции системы, её статической и динамической балансировки. «Рука» в большинстве облегчённых версий отсутствует, поскольку изоляция камеры от линейных перемещений не так критична, как от угловых. Отсутствие линейной стабилизации заметно только при съёмке объектов, расположенных близко: это проявляется в колебаниях их положения относительно неподвижного фона.

Устройства требуют обязательной статической и динамической балансировки, которую производят для каждой камеры и её «обвеса» индивидуально. Статическая балансировка производится с таким расчётом, чтобы в рабочем положении центр тяжести конструкции был немного ниже точки опоры в шарнире, но так, чтобы время возвращения из горизонтального положения в рабочее было достаточно велико (1,5-3 секунды). Благодаря динамической балансировке одна из главных осей инерции всей конструкции проходит через центр тяжести и точку опоры. Только тогда камера способна совершать панорамирование, не раскачиваясь.

Альтернативные способы стабилизации

Параллельно с системой «Стедикам» разрабатывались и совершенствовались специальные панорамные головки с индикаторным гиростабилизатором , позволяющие вести съёмку не только с операторского крана, но и с движущихся транспортных средств . Однако, эти устройства непригодны для движения по непредсказуемой траектории в стеснённых пространствах, требуя закрепления на кранах или тележках. Самодельные устройства для видеографии, основанные на тех же принципах, позволяют осуществлять стабилизацию в движении . Однако, в этом случае происходит лишь угловая стабилизация, а линейная должна обеспечиваться другими устройствами. Последняя особенно критична при съёмке близких объектов, линейное перемещение относительно которых заметно на экране. То же относится к оптическим и цифровым стабилизаторам , использующимся, например, в экшн-камерах и любительских видеокамерах. Цифровая стабилизация, непригодная для киносъёмочной техники, характерна меньшей эффективностью использования поля изображения объектива и площади матрицы , поскольку необходим их существенный «запас», зависящий от амплитуды компенсируемых колебаний. Однако, главным недостатком оптических, цифровых и гиростабилизаторов является недостаточная эффективность в низкочастотном диапазоне колебаний . По этому параметру система «Стедикам» не имеет конкурентов.

Использование

Облегчённый ручной «Стедикам» для лёгких видеокамер

В современном кинематографе «Стедикам» хотя бы однократно применяется практически во всех фильмах. В телевизионном производстве эта система также стала неотъемлемой частью, особенно при организации трансляций спортивных соревнований или музыкальных шоу. Система используется в кино-, видеосъёмках и телетрансляциях, так как это наиболее простой способ получить изображение с подвижной камеры без тряски. В отличие от операторской тележки и крана, «Стедикам» более мобилен, однако не вытеснил их полностью и часто используется совместно при многокамерной съёмке . Иногда «Стедикам» используется с лёгкой операторской тележкой, не требующей прокладки рельсов, а в последнее время при съёмке спортивных мероприятий оператор «Стедикам» перемещается при помощи сегвея . В этом случае неизбежные колебания при езде демпфируются системой.

«Стедикам» наиболее удобен, когда любая другая техника для перемещения камеры неприменима по причинам недостаточной жёсткости или грузоподъёмности опоры, и в случаях, когда диапазон перемещения камеры невозможно определить заранее. Наилучшим образом система подходит для следующих ситуаций :

  • съёмка объектов, перемещающихся непредсказуемым образом;
  • сложные пространственные перемещения камеры по коридорам, лестницам, вокруг персонажей, через проходы и т. п.;
  • съёмка на пересечённой местности;
  • пересечение порога или движение по ступеням лестницы;
  • съёмка сцен, в которых движение камеры несёт эмоциональную нагрузку;
  • в случае необходимости изоляции камеры от вибраций, например, транспортного средства;
  • съёмка с вертолёта, в том числе длиннофокусным объективом, эффектные сцены в фильмах о природе;
  • для имитации «неустойчивости» окружающего пространства;
  • съёмка движения персонажа «субъективной камерой»;
  • съёмка коротких статичных планов, когда основной организационный фактор - быстрота перестановки камеры с точки на точку;

«Стедикам» практически неприемлем в следующих случаях:

  • съёмка длиннофокусным объективом долгих статичных планов (исключение - устройства оснащённые гироскопной платформой);
  • съёмка очень резких движений из-за угрозы падения оператора;
  • перемещение по скользким поверхностям;
  • при сильном порывистом ветре на натурной площадке;

Оператор «Стедикам»

См. также

  • Steadyshot - система, обеспечивающая стабилизацию части объектива фото- или видеокамеры

Примечания

  1. , с. 143.
  2. , с. 10.
  3. Garrett Brown (англ.) . Персональный сайт Гарретта Брауна. Проверено 22 октября 2012. Архивировано 23 октября 2012 года.
  4. Ariston Anderson. Тестовые ролики прототипа «Стедикам» (англ.) . Steadicam Inventor Reveals the "Impossible Shots" That Changed Filmmaking Forever . The Hollywood reporter (14 August 2014). Проверено 26 августа 2014.
  5. , с. 9.
  6. В танце со штативом (рус.) // «Техника и технологии кино»: журнал. - 2011. - № 1 . Архивировано 2 января 2012 года.
  7. , с. 11.
  8. Р. Келли. Стабилизирующая система Игоря Черныха (рус.) // «Мир техники кино»: журнал. - 2006. - № 1 . - С. 35 . - ISSN 1991-3400 .
  9. Dmitry Silyanov. Sovscope 70 - 70mm Films in USSR (англ.) . Widescreen . In70mm (23 December 2014). Проверено 26 июня 2015.
  10. , с. 145.
  11. Елена Ермакова. Стедикам как образ мышления (рус.) // «Техника и технологии кино»: журнал. - 2006. Архивировано 10 апреля 2008 года.
  12. Павел Орлов. Как это снято: «Иди и смотри» (рус.) . «Tvkinoradio» (28 июня 2015). Проверено 10 января 2018.
  13. Сергей Афандеев, Андрей Мигачев, Александр Раевский, Роберт Филатов. 35 килограммов удовольствия (рус.) // «625»: журнал. - 2004. - № 9 . - ISSN 0869-7914 . Архивировано 15 марта 2014 года.
  14. , с. 144.
  15. Тимур Мусаев. Системы стабилизации движения и радиоконтроль параметров объектива (рус.) . Каталог «Техника кино» . Broadcasting.Ru (2006). Проверено 9 декабря 2012.

История и принцип действия

Исторически, для съёмки приходилось применять одну из трёх технологий.

  • Неподвижная камера. Жидкостные головки избавили камеру от дрожания при панорамировании.
  • Съёмка с тележки или крана . Требуется прокладывать рельсы, развёртывать кран и т. д.
  • Съёмка с плеча. Даже очень умелый оператор не способен полностью избавить камеру от толчков, поэтому такая съёмка применялась только для документальных кадров и как творческий инструмент.

В 1970-е годы появилась удачная альтернатива. Система Steadicam изобретена кинооператором Гарретом Брауном (англ. Garrett Brown , ) , который в 1973 году продал права на свое изобретение компании Cinema Products.

Использование

Система стабилизации камеры типа стедикам обеспечивает плавное движение камеры в разных плоскостях. Стедикам используется в кино- и видеосъёмках, часто при съёмке сериалов, так как это максимально простой способ получить картинку в движении без тряски, при этом с минимальными затратами. В отличие от операторских рельс и использования операторского крана, стедикам более мобилен. Транспортные расходы, количество рабочих и ассистентов, время подготовки к съёмке значительно сокращаются при использовании стедикама.

Конструкция стедикама состоит из жилета, который надевается на оператора, пантографа и вертикальной стойки. Также система может быть дополнена просмотровым монитором, аккумуляторами, иногда в комплект стедикама входят крепления для автомобиля и вертолета.

Первый фильм с применением системы Steadicam был снят в 1976 году, это был фильм «Bound for Glory» . Позднее технология развивалась и система стала применяться всё чаще: фильмы «Рокки », «Житие Брайана по Монти Пайтону », «Чужие » были сняты с применением этой технологии съёмки.

В Россию технология впервые пришла в 2002 году когда Александр Сокуров создал уникальный фильм «Русский ковчег ». Из последних российских фильмов снятых с применением этой технологии можно назвать фильмы «Антикиллер », «Старые клячи », «Турецкий гамбит », «Спартак и Калашников», «9 рота », «Трудно быть Богом ».

Также с помощью данной технологии был снят новогодний мюзикл Старые песни о главном 3 .

Системы стабилизации Steadicam последние годы получили широкое распространение не только в коммерческом кинопроизводстве, но и в любительском видео. Как правило, используются стабилизаторы без жилета, так как в любительском видео используются камеры весом до 3-х кг, что позволяет использовать облегчённую и упрощённую конструкцию. Наибольшее распространение получили системы типа Glidecam и их аналоги - Easy Step, Flycam, Stabicam, MY Steadicam и другие.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Стедикам" в других словарях:

    Стедикам (англ. Steadicam) cистема стабилизации камеры во время съёмки. Иногда называется «подвесным штативом». Оператор Стедикам за работой Система Steadicam изобретена кинооператором Гарретом Брауном (англ. Garrett Brown, en). Первый фильм… … Википедия

    - «Free as a Bird» Сингл The Beatles из альбома Anth … Википедия

В последние годы из сферы кинопроизводства в любительское видео перешли системы стабилизации Steadicam, которые стали пользоваться немалой популярностью. Стабилизаторы, используемые в любительском кино, не оснащаются жилетами, поскольку работают с камерами весом до трех килограмм, благодаря чему видеографы могут использовать упрощенные и облегченные конструкции или прибегать к созданию стедикама для камеры своими руками. Системы типа Glidecam не только получили наибольшее распространение, но и чаще всего используются в качестве образца для создания самодельных стедикамов.

Для чего нужен стедикам

Плавное передвижение камеры в разных плоскостях обеспечивается системами стабилизации камеры - теми самыми стедикамами. Такое оборудование часто применяется при видео- и киносъемках. Особенно при съемках сериалов, поскольку данный способ позволяет без лишних затрат получить высококачественное изображение без тряски. Стедикамы, в отличие от операторских рельс, характеризуются большей мобильностью. Использование такой системы позволяет значительно сэкономить транспортные расходы и выплаты ассистентам и рабочим, сократив при этом время подготовки к съемкам и сам съемочный процесс.

Конструкция стедикама

Создание стедикама своими руками во многом возможно за счет простой конструкции оборудования: профессиональные модели систем состоят из надеваемого на оператора жилета, вертикальной стойки и пантографа. Нередко система оснащается дополнительным оборудованием: аккумуляторными батареями, просмотровым монитором, креплениями для вертолета и автомобиля, входящими в комплект стабилизатора.

Принцип работы системы стабилизации камеры

Стедикам функционирует на основе физического закона о сохранении энергии.

Во время движения оператора рычагу сообщаются резкие короткие толчки, которые полностью гасятся специальными пружинами-амортизаторами. Одновременно происходит полная компенсация вибраций, передаваемых от тела оператора к системе. Получается, что так называемая рука стабилизатора соединяет две движущиеся массы и колеблется между ними. По аналогии можно рассмотреть автомобиль, движущийся по неровной трассе на высокой скорости: благодаря силе инерции, кузов остается неподвижным, несмотря на то, что колеса ходят вверх и вниз. Амортизаторы машины в данном примере выполняют ту же роль, что и пружины руки стедикама.

Система стабилизации камеры соединена с пружиной руки, причем данное соединение оптимизируется посредством трехосевого гимбл-шарнира, который позволяет вращать стедикам вокруг двух осей и переворачивать его вверх ногами. Такие конструктивные возможности позволяют осуществлять в движении панорамирование съемки. Проще говоря, при использовании даже сделанного своими руками стедикама камера может одновременно вращаться, наклоняться и выполнять панорамирование. Дополнительный способ балансировки основывается на том же принципе, согласно которому эквилибристы удерживают равновесие. Если на поставленный строго вертикально шест закрепить камеру и противовес в нижней его части, то образуется конструкция с двумя силами и расположенным посередине между противовесом и камерой центром тяжести.

Практически в центре несущей стойки стедикама находятся три оси гимбл-шарнира. Силы тяжести противовеса (монитора, электронной части и аккумуляторной батареи) и камеры уравновешивают друг друга в точке крепления камеры.

При создании электронного стедикама своими руками гимбл, как и в заводских моделях систем стабилизации, желательно размещать несколько выше нейтральной точки между противовесом и камеры для утяжеления основания в сравнении с ее площадкой. Это позволяет системе сохранять равновесие по оси вертикали.

Эффект амортизации и стабилизации камеры создается не только пружиной руки, но и самим механизмом. При сдвижении центра тяжести камеры на стедикам можно добавить практически идентичный по весу противовес, поскольку под его действием начинает работать закон момента инерции массы. При этом не требуется, чтобы противовес и камера обладали аналогичным весом.

Больший вес камеры компенсируется по принципу рычага гимбл-шарниром, который может двигаться по несущей стойке вверх и вниз.

При создании чертежей стедикама своим руками и сборке всей конструкции необходимо иметь четкое представление о физических основах и принципах работы оборудования, дабы избежать ошибок при его настройке.

Комплектующие для сборки стедикама

  • Сантехнические трубы диаметром 20 мм в количестве трех штук, причем одна должна быть длиннее двух других.
  • Фитинг с диаметром отверстия 20 мм, выполненный в форме буквы Т.
  • Две гайки.
  • Винт.
  • Заглушки для труб аналогичного диаметра - 20 мм.
  • Фланец с отверстиями диаметром б20 мм.
  • Для фланца саморезы по древесине.
  • Скотч.
  • ПВХ-труба длиной 15 см и диаметром 25 мм.
  • Лакокрасочный материал черного цвета.

Создать своими руками стедикам для смартфона и тем более камеры без специального оборудования не получится. Можно арендовать необходимую технику либо обратиться к знакомым, располагающим необходимым инструментарием.

Необходимые инструменты и приборы

  • Ленточная пила.
  • Торцовочная пила.
  • Станок для шлифовки.

Как сделать стедикам своими руками: шаг первый

Основа системы стабилизации собирается их трех труб, прикручиваемых к фитилю. На расположенную перпендикулярно остальным трубу устанавливается заглушка, после чего к основанию стабилизатора крепится фланец.

Создание разъема для штатива: шаг второй

В оставшейся заглушке для труб высверливается отверстие диаметром 20 мм, в которое в дальнейшем будет закручен винт шляпкой внутрь. С обратной стороны винт крепится двумя гайками, одна из которых фиксирует сам винт, а вторая остается незакрепленной, поскольку будет фиксировать камеру. Заглушка закрепляется на трубе.

Держатель стабилизатора: шаг третий

От ПВХ-трубы отрезается кусок длиной 10-15 см, на котором ленточной пилой выполняется продольный разрез ровно посередине. С оставшимися обрезками трубы повторяется аналогичный процесс. В итоге на руках останутся четыре слегка загнутые пластины, три из которых понадобятся для дальнейшего создания стедикама своими руками. ПВХ-пластины обкатываются на шлифовальном станке для избавления от заусениц и стачивания углов.

Обрезки ПВХ-труб размещаются на полотне из скотча. Края скотча аккуратно обрезаются с трех сторон, в то время как четвертая полоса пригодится для крепления держателя к корпусу стабилизатора.

Четвертый шаг

Выполненному своими руками стедикаму из сантехнических труб необходимо придать привлекательный внешний вид. С этой целью самодельную систему стабилизации покрывают лакокрасочными материалами, к примеру, черной краской. Перед окрашиванием обязательно снимаются винт для штатива и держать стедикама. Фланец прикручивается к деревянному брусу, что позволяет закрепить у основания стабилизатора груз.

Подготовка к съемке: пятый шаг

Самодельный стедикам позволяет компенсировать перепады высоты в горизонтальной плоскости, однако абсолютно бессилен при направлении камеры вверх-вниз. Для устранения такого нюанса к деревянному основанию крепится груз с целью балансировки веса.

Особенности стедикама

Оператор при использовании системы стабилизации практически не притрагивается к камере, поскольку она находится на большом расстоянии от центра тяжести. Стедикам позволяет сократить передвижения видеографа в пространстве.

Рука выполненного своими руками стедикама для телефона сгибается и идеально повторяет движения руки оператора. Нежелательные колебания со стороны видеографа полностью гасятся шарнирами. Механическое соединение с рукой осуществляется посредством жилета оператора, помимо этого, вес консоли равномерно распределяется и направляется на ноги.

Корректная балансировка всех осей - продольной и поперечной - обеспечивает надежную и качественную работу со стедикамом. Специалисты с многолетним опытом съемок рекомендуют для ускорения процесса балансировки размещать одну руку на узле, а саму систему держать строго вертикально.

Распределение веса между низом и верхом стедикама не играет особой роли: видеографы и операторы, как правило, пробуют сразу несколько настроек для определения наиболее подходящего параметра. Зачастую настройки распределения веса на систему стабилизации приходится менять во время съемок для получения качественных кадров.

Система стабилизации камеры (стедикам) - незаменимое для видеографа и оператора оборудование, позволяющее снимать качественное видео без тряски кадра.