Михайловский театр
14.09.2014 (утро)
Адан "Жизель"

В Михайловском "высокий сезон" балета начался для меня с царского подарка моей подруги Ирины - билета на "Жизель" с Анжелиной Воронцовой (1 ярус, 1 ряд).
В субботних утренниках есть своя прелесть, после спектакля есть ещё уйма времени, чтобы переварить впечатления и насладиться оставшимся вечером. До этой "Жизели", признаюсь, знала Воронцову только по видео в интернете ("Щелкунчик", "Спящая красавица", "Тщетная предосторожность"), а также по скандальным делам в передачах типа "Человек и закон".
Появление Анжелины в первом акте в образе крестьянской вострушки, кокетливой и озорной, меня не удивило. Амплуа "инженю" очень подходит ей. Миленькая, с удивительно приятным лицом, эмоциональная, она сразу покоряет зрителя. Хочу отметить, что девушка небольшого роста, совсем не "анорексичная", а скорей наоборот, и ножки очень даже плотненькие. Но это её совсем не портит. Хотя мне больше импонируют современные высокие хрупкие балерины с "теловычитанием" как у Лопаткиной или Кондауровой.
Первый акт прошел на одном дыхании, ножки Воронцовой легко и непринужденно плели замысловатые кружева. Под стать главной героине был Альберт (Виктор Лебедев), настоящий балетный принц, романтичный, с красивыми стройными линиями, Но наслаждаясь любовными вариациями Жизели и юного графа, внутренне я переживала за второй акт. Сможет ли эта симпатичная озорница перевоплотиться в неземное существо. Конец первого акта, а именно, сцена сумашествия (Жизель узнает об измене жениха) для меня прозвучала несколько маловыразительно. В памяти сохранился спектакль Мариинки с Алтынай Асылмуратовой, которая с растрепанными черными волосами, обезумев, металась по сцене и умирала, что называется на лету. У Воронцовой всё было мягче, и, скорей, печальнее.
Второй акт начался с появления из могил вилис. Кордабалет был на высоте, поражая синхронностью и слаженностью движений, и полностью подтверждая афоризм Геннадия Малкина, что "лучше балета может быть только кордабалет". Повелительница вилис (Ирина Кошелева) оказалась весьма суровой и несколько мужеподобной. Со спины напомнила переодетых "прим" мужского балета Валерия Михайловского. И вот восстает из земли Жизель, Мирта касается волшебной веткой её головы и Жизель, кружась, как бы пробуждаясь от мертвенного сна, начинает свой неземной танец. Мои страхи и сомнения относительно Воронцовой были совершенно напрасны, она предстала настоящей потусторонней ундиной. Показалось, что руки стали длинее, вытянулась шея, на неподвижном лице замерла печаль. Необычайно легкая и нежная балерина.
Сняла небольшое видео (не хотелось отвлекаться на камеру):

Фото-отчет.
Программка.




Эти чудесные русские борзые перед спектаклем прогуливались на площади Искусств, а я не знала, что это "артисты", иначе сфоткала бы. На сцене вели себя идельно, ни одного "гава".








Крестьянский дуэт.














Мирта - повелительница вилис.











Николай Цискаридзе рассказал, что наша землячка, талантливая балерина Анжелина Воронцова , которую после "кислотной атаки" на худрука Большого театра Сергея Филина стали называть роковой (многие считали, что именно из-за того, что Филин притеснял танцовщицу, не давая ей исполнять главные партии в спектаклях, ее возлюбленный Павел Дмитриченко таким образом отомстил за нее ), вышла замуж.

Экс-премьер Большого театра, а ныне ректор Вагановского училища в отметил также, что у нашей землячки все хорошо, несмотря на то, что «замешав» ее имя в кислотный скандал, тем самым ее пытались сломить завистники.

Те, кто не знает лично ни Павла, ни Анжелину, ни правды об их взаимоотношениях, делают неправильные выводы. Да, они были вместе, но на момент этого скандала уже расходились. Сейчас у каждого своя жизнь. Как я слышал, Павел год назад женился. Анжелина на днях вышла замуж. Спустя два года после всего этого ужаса, - сказал Николай Цискаридзе. - Она блистательная балерина и талантливый человек, доказала это недавним, еще одним великолепным спектаклем «Корсар». Но то, что пытались испортить жизнь – это факт. Кто? Балетные интриганы, давайте так отвечу, без имен…

Оказалось Анжелина Воронцова вышла замуж пять недель назад.



Желаем ей счастья! И творческих успехов! Ведь сама балерина была всегда сосредоточена только на творчестве, никогда не участвовала в некрасивых историях. И чтобы избежать излишнего полоскания своего имени, летом 2013-го уволилась из Большого, поступила в труппу Михайловского театра Санкт-Петербурга и уже к концу года получила премию «Душа танца» в номинации «звезда».

Кстати, о том, что Воронцова переехала из столицы в Питер очень сожалел известный балетмейстер Генрих Майоров , в интервью «КП» в октябре 2014-го он очень хвалил Анжелину:

Ваша землячка - прекрасная девочка. Я ее хорошо помню, она при мне поступила в академию. Великолепная, потрясающая. У нее все поставлено. Я в этот момент понимаю, что были хорошие педагоги, - сказал тогда Генрих Александрович. - Я очень переживаю за вашу девочку. Этот рыжий дурак (Павел Дмитриченко, – ред .) испортил ей все – ну куда он лез? А она удивительная девочка, понятно, почему ушла в Михайловский театр...

Напомним, для большой сцены воронежское дарование открыл мэтр балета Владимир Васильев. В 2008 году в Перми на конкурсе «Арабеск» 16-летняя Анжелина, второкурсница Воронежского хореографического училища, поразила все жюри во главе с Васильевым (). Когда летом того же года Владимир Викторович приезжал в воронежском театр оперы и балета, «Комсомолка» разговаривала с мэтром, и он восторженно отзывался о пластике и грации юной балерины (подробнее):

- …Анжелина Воронцова произвела фурор! Она настолько яркая, что я до сих пор под впечатлением! У нее прекрасные внешние и физические данные - необыкновенно большой шаг, великолепный подъем, красивые линии. Плюс ред кий артистический дар. И в Мариинке, и в Большом театре есть танцовщицы, одаренные физически, но я нигде не видел девочки, которая в 16 лет обладала бы таким артистизмом! Мы уже имеем имя, которое может стать гордостью всего русского балета! Я горжусь, что именно фонд Улановой , который я возглавляю, ее отметил, дав ей эту премию («Арабеск» - ред.), - признался тогда Владимир Васильев " Комсомолке".

Васильев тогда о воронежской звездочке не забыл, номинировал Воронцову на всероссийскую премию в области литературы и искусства премию «Триумф», которую она получила в 2009-м (). После успеха на конкурсе Анжелина перевелась в Московскую государственную академию хореографии. После ее окончания Воронцова сразу же пополнила свою копилку достижений новой победой - на XI Московском международном конкурсе артистов балета и хореографов взяла золотую медаль в дуэте с Артемом Овчаренко (подробнее). После академии танцевала в Большом театре, в том числе с Николаем Цискаридзе главную партию в «Щелкунчике». С июля 2013-го служит в Михайловском театре Санкт-Петербурга.


Потом взялись за мотив ревности. Его с удовольствием подхватили СМИ: молодая балерина Анжелина Воронцова, неравнодушный к чарам девушки Филин и ревнивый злодей Дмитриченко. Любовно-криминальное либретто для небольшого балета. Но и этот мотив отпал. Анжелину приплели к делу, потому что она была ученицей Николая Цискаридзе. А поскольку у нас с ней были хорошие отношения, решили все красиво «увязать» в один узел. История получилась бы, если бы я не выдержал угроз, постоянного давления и дал показания против Цискаридзе, как хотел следователь. Поскольку от меня этого не добились, последнего звена в цепочке не хватало...

Остался третий мотив - якобы я хотел занять место худрука. Но и тут вышел облом. Мне было двадцать девять лет, я хотел танцевать, а что самое главное - меня это вообще не интересует. И потом по уставу Большого театра худрука назначает генеральный директор по согласованию с Министерством культуры. Не думаю, что они стали бы назначать на административную должность плотно задействованного в репертуаре молодого артиста.

- Анжелина Воронцова призналась, что вы собирались пожениться. Но очень скоро уехала в Петербург, стала выступать на сцене Михайловского театра и вышла замуж за его музыкального руководителя и главного дирижера Михаила Татарникова. Что между вами произошло?

Приятели, приезжая в колонию, говорили, что Анжелина дала интервью о наших отношениях, и не одно. Это ее право. Но она не была моей невестой, я не собирался на ней жениться. Считаю, что связывать свою судьбу нужно только с душевно очень близким человеком. А мы с Воронцовой просто друзья, ничего большего между нами нет и не было. Искренне рад, что она танцует на сцене Михайловского театра, что вышла замуж. Очень здорово, что в жизни Анжелины все сложилось прекрасно.

- Так какой мотив преступления в итоге был выбран?

Остановились на следующей версии: я был недоволен распределением ролей и зарплат для двухсот пятидесяти артистов балета. Да у меня памяти не хватило бы держать в голове, кто что танцует! И не буду же я всех обходить и спрашивать, довольны они зарплатой или нет. Дон Кихота из меня сделали! Да у меня и времени на это не нашлось бы. Помимо театра было полно занятий: и спорт, и борьба. В замечательном городе Ступино устраивал благотворительные концерты для ветеранов Великой Отечественной войны, бесплатные мастер-классы для балетных школ, даже был награжден грамотой за вклад в развитие культуры города. В единственный свой выходной занимался строительством дачного поселка артистов Большого театра.

- А как вы вообще попали в балет?

Родители танцевали в ансамбле Игоря Моисеева и меня решили отдать в балет. С шести лет занимался во Дворце пионеров, потом поступил в хореографическое училище. На госэкзаменах в 2002 году меня пригласили в Большой театр, и я прошел весь путь от артиста кордебалета до солиста. Помню, как вначале статистом стоял в заднем ряду.

Григорович меня заметил благодаря моему дорогому педагогу Василию Степановичу Ворохобко. Мы записали на камеру партию Яшки из балета «Золотой век», и он отнес видео Юрию Николаевичу. Тот посмотрел и даже пожурил: «Ты почему его раньше мне не показывал?» Потом пошли «Спартак», «Лебединое озеро», «Иван Грозный»...

Красота Анжелины Воронцовой неотразима. Увидела ее впервые Одиллией с Денисом Родькиным. 12 апреля 2012 года Андрис Лиепа на сцене Большого театра устроил юбилейный концерт в честь своего выдающегося отца Мариса Лиепы. Выбор концертной программы был безупречен. На сцене блистали звезды отечественные и зарубежные, исполняя и классику и творения современных балетмейстеров. Но у меня в памяти от всего этого великолепия остались два дуэта - Воронцова и Родькин в «Лебедином», и Цискаридзе с Валентиной Терешкиной в «Легенде о любви».
На тот момент имя Воронцовой мне ни о чем не говорило, но изумительный танец завораживал. Ее невозможно было спутать ни с кем.

В балетное училище пришла поздно в 12 лет и сразу попала в третий класс. Лауреат многих конкурсов. Первым был «Хрустальный башмачок» в Харькове. Вторым в 2008 году «Арабеск» в Перми, где на юную ученицу обратили внимание Екатерина Сергеевна Максимова, любимая ученица Улановой, и ее супруг, председатель жюри Владимир Васильев.
Великий артист балета, видевший на своем веку все и вся, так охарактеризовал ученицу Воронежского хореографического училища: «Анжелина Воронцова произвела фурор! Она настолько ярка, что я до сих пор под впечатлением! У нее прекрасные внешние и физические данные - необычно высокий большой шаг, великолепный подъем, красивые линии. Плюс редкий артистический дар. И в Мариинке, и в Большом театре есть танцовщицы, одаренные физически, но я нигде не видел девочки, которая в 16 лет обладала бы таким артистизмом! Мы уже имеем имя, которое может стать гордостью всего русского балета! Я горжусь, что именно фонд Улановой, который я возглавляю, ее отметил, дав ей эту премию («Арабеск»)».
Васильев номинировал Воронцову на всероссийскую премию в области литературы и искусства «Триумф», которую она получила в следующем 2009 году. После успеха на конкурсе юная балерина перевелась в Московскую государственную академию хореографии. По ее окончанию Анжелина пополнила свою копилку достижений новой победой - на XI московском международном конкурсе артистов балета взяла золото в дуэте с Артемом Овчаренко.
По просьбе Екатерины Максимовой негласное руководство над Анжелиной взял Николай Цискаридзе: «Мне предстояло работать с уникальной натурой. Но следует отметить, что когда у молодой девушки, помимо редких творческих способностей, есть еще и безупречные внешние данные, то это настоящая трагедия. Такие люди зачастую становятся объектами для зависти».
Воронцова дебютировала на сцене Большого театра в «Пахите» в дуэте с лучшим премьером Николаем Цискаридзе в 2010 году.От записи Гран па от 18 января у меня до сих пор мурашки по коже. Эти потрясающие 32 фуэте с руками на талии, сложнейший вариант, который делала в «Дон Кихоте» Екатерина Максимова. Редко кто может повторить. После того выступления стало ясно — на небе Большого театра зажглась новая звезда.

Увы, предсказание многоопытного танцовщика оказалось верным. С 2011 года Воронцовой перестали давать главные партии, за исключением новогоднего «Щелкунчика», которого Цискаридзе отказывался танцевать с кем то еще. Евгений Маликов написал несколько статей а защиту «русской балерины». Его поддержал Александр Дольчев. Но ситуации в Большом это не меняло. С изумлением я узнала, что вместе с Цискаридзе Анжелина подготовила роль Одетты -Одиллии, но ей не дают ее танцевать! Слова балетного худрука: «Посмотри в зеркало. Ну какая из тебя Одетта?» заставили меня усомниться в компетентности этого балетного деятеля. И я все ждала пояления Анжелины в образе Лебедя хотя бы в концертах. Белого лебедя уже видела, хотелось взглянуть на Черного.
В ноябре 2012 года Андрис Лиепа праздновал уже свое пятидесятилетие на сцене Кремлевского дворца съездов. Первым актом шла «Шехерезада» с участием самого юбиляра в роли царя Шахрияра, Илзе Лиепы как Зобеиды и Николая Цискаридзе как Золотого раба. Второе отделение отводилась концертным номерам. И я была уверена в том, что увижу опять Анжелину и Дениса, но уже в черном па-де-де, запись которого гуляла в интернете с 2011 года.

Увы, надеждам моим не суждено было сбыться. Год спустя из интервью Николая Максимовича осенью 2013 года узнала о закулисных интригах тех вечеров, зрителем которых я являлась. Сергей Филин объявил выговор Цискаридзе за неявку на генеральную репетицию «Жизели», хотя премьер заранее оговорил свое отсутствие. Анжелину же не отпустили. Денис Родькин танцевал с солисткой из «Стасика» Семеняченко. Он был неотразим, но партнерша в тот вечер, увы, подкачала. Как же не хватало в тот вечер на кремлевской сцене прекрасной Анжелины, которая была вынуждена репетировать одну из двух вилисс в «Жизели».
На следующий вечер на новой сцене Большого шла эта «Жизель» (в редакции Владимира Васильева, то есть с вилиссами в свадебных нарядах) с Николаем Цискаридзе и Анной Антоничевой. Все закулисные страсти ощущались зрителями. В воздухе того вечера повисла духота как затишье перед бурей. Многие опасались замены Цискаридзе в последний момент. Это зрительское волнение чувствовали капельдинерши, которые сразу предупреждали: «Сегодня Цискаридзе».
Но во втором акте я не могла оторвать глаз от одной из двух вилисс по имени Анжелина: «Боже, какая бы это была Жизель! Какой фантастический по красоте дуэт они бы составилис Цискаридзе!» Вместо Антоничевой (пусть не обижается на меня) я представляла с Николаем Максимовичем Анжелину! Она была настолько хороша, что на поклонах заслужила огромный букет.
Я видела их вдохновенный танец в двух новогодних «Щелкунчиках» 31 декабря 2012 и 2 января 2013 года. Последние «Щелкунчики» Цискаридзе на сцене Большого театра.
А Анжелина после этой новогодней феерии, когда Цискаридез танцевал Конрада и принца Дезире, была безбожно разлучена с ним и задвинута во второстепенные роли двенадцатой одалиски в «Корсаре» 1 марта и феи Серебра в «Спящей красавице» 16 марта 2013 года, когда вместо Дмитриченко Синюю птицу танцевал Денис Родькин. В последующих интервью балерина признавалась, что танцевала на автомате.
Моя мечта о дуэте Цискаридзе с Воронцовой в «Жизели» сбылась в мае того же года, но не на сцене Большого театра, а в Казани на Нуриевском фестивале. В последних интервью Николай Максимович рассказывает как тяжело ему давались последние «Жизели» — к домику Жизелю граф Альберт уже не бежал, но шел, а это неправильно. Но он лукавил. Та «Жизель» с Анжелиной вдали от Большого была особенной. Смогла посмотреть ее в записи. И поняла, что тогда в ноябре не ошиблась - это был фантастический дуэт! Особенно второй акт. Невесомые, высокие, пролетные прыжки Анжелины - это чудо! Она летала, парила над сценой, еще раз заставляя сожалеть о невозможности это станцевать на сцене Большого.

В мае 2013 года вела анонимно «репортаж» об этом выступлении у балетфрендов, получая зуботычины и зубоскальство. А попытка завести отдельную тему «Анжелина Воронцова» вызвали отповедь модератора Михаила Александровича, который тему просто удалил. Кстати, его спор с Николайем Цискаридзе случился как раз из-за трактовки образа графа Альберта.
Последнее же выступление Цискаридзе в роли графа Альберта 5 июня 2013 года, увы, было не с Анжелиной и едва не закончилось сердечным приступом от всего перенесенного и пережитого за год - у Большого театра по свидетельству зрителей дежурила скорая помощь.
Летом 2013 года Анжелина вслед за своим педагогом и партнером Николаем Цискаридзе покинула Большой театр. Началась новая жизнь в Петербурге в Михайловском театре. Главные роли следовали одна за другой. В дуэте с другим беглецом из Большого знаменитым Иваном Васильевым (фамилия Васильев воистину судьбоносная для Воронцовой) блистательно станцованы Жанна из «Пламени Парижа», Китри из «Дон Кихота» и Лауренсия в «Лауренсии» Крейна. Их выступления произвели фурор.

А какой комический дуэт Редисочки и сеньора Помидора они представили публике несколько лет спустя на представлении «Чиполлино» в честь Владимира Кехмана! Театр едва не разнесла восторженная публика.
У Анжелины в Питере стала появляться своя публика, которая ходит в театр на «Воронцову». Энергетика новых партий была такова, что вернула балерину на сцену Большого театра! Эта сцена как магнитом притягивает своих потерянных звезд вопреки воле и мнению начальства. В ноябре 2015 года Большой театр праздновал 90 летие Майи Михайловны Плисецкой концертом, составленным с ее пожеланиями. Должны были быть представлены ее самые знаменитые роли. И не нашлось другой балерины, которая могла бы станцевать прыжковую вариацию Лауренсии. Была приглашена Анжелина Воронцова. И это был невероятный успех. На вечере после концерта ей об этом сказал супруг Плисецкой композитор Родион Щедрин.

Михайловский театр под руководством главного балетмейстреа Михаила Мессерера проводит мудрую репертуарную политику, сочетая классику, советское наследие и современных балетмейстеров. Анжелина станцевала Машу и Аврору в «Щелкунчике» и «Спящей красавице» в редакции испанского балетмейстера Начо Дуато, а также Джульетту в его «Ромео и Джельетте» и в его одноактных балетах «Белая тьма» и «Прелюдия».
Но я снова ждала ее Одетту. Дебют в «Лебедином озере» был объявлен 5 июля 2014 года. Но дебютировала балерина на день раньше. Старнцевала два «Лебедных» подряд. Я была на втором спектакле. В царской ложе присутствовал Николай Цискаридзе. В Михайловском театре идет старая редакция Асафа Мессерера со счастливым концом. Анжелина была великолепна и Белым и Черным лебедем. Она доказала всем скептикам, что она - настоящая и непревзойденная Одетта, ни на кого не похожая.


А вместе с Николаем Максимовичем они танцуют в бесподобной «Тщетной предосторожности»! Это настоящий праздник для зрителя! На спектакле в июне 2015 года занавес поднимался 8 раз! Зрители не хотели отпускать Анжелину и ее строгую матушку, вдову Симон в исполнении….Цискаридзе. Этот дуэт тоже очень органичен для них. Фактически на сцене Цискаридзе исполняет ту роль, которую он играл в жизни Воронцовой своей помощью, советом, поддержкой. Публика обожает их новый дуэт.
Анжелина продолжает осваивать классический репертуар. «Корсар» она начала Гульнарой, а продолжила Медорой. В «Баядерке» дебютировала сначала Гамзатти, а потом Никией. Их дуэт с Денисом Родькиным продолжается на «выездах» — например, недавно они станцевали Никию и Солора в Новосибирском театре. Анжелина там частая и любимая гостья. И снова Большой позвал Анжелину! 6 июня 2018 года вместе с Денисом Родькиным они блестяще станцевали Гамзатти и Солора на Гала Бенуа де ля Данс.


Первый приз юности «Хрустальный башмачок» оказался пророческим. Золушка Воронцовой стала настоящим украшением феерического спектакля в Михайловском со всеми 3 D эффектами.
Сейчас она готовится дебютировать в «Спартаке». Памятуя ее опыт исполнения двух партий в «Кормаре», «Пламени Парижа» и «Баядерке», не удивлюсь, если Анжелина станцует и верную Фригию, и коварную Эгину.
«Лебединое озеро» на некоторое время исчезло из репертуара Воронцовой, но вот к моей радости появились записи ее июльского выступления этого года. И если сравнить запись из 2011 года с июлем 2018, то прогресс очевиден: вихревой темп двойных фуэте!


Анжелине Воронцовой всего 26 лет, но она - признанная прима Михайловского театра, одного из ведущих мировых театров. Не только красавица и умница, но и великая труженница. «Работает как пчелка» — улыбаются коллеги по цеху. За пять лет с лета 2013 года ею станцовано свыше 20 (!) главных партий! Увы, статья в Википедии не приводит и трети из станцованного балериной в Михайловском.

Судьба предложила ей такие сценарии, что впору было не только на сцене в «Жизели» сойти с ума, но и в жизни. Все испытания она выдержала с честью и достоинством. К ней с полным правом применимы любимые слова ее педагога Цискаридзе. Из лорда Теннисона. Из «Улисса». Нашему читателю они известны из романа Каверина «Два капитана»:
Но воля непреклонно нас зовет
Бороться и искать, найти и не сдаваться.
Вот так и Анжелина Воронцова боролась и искала, нашла и не сдалась. Николай Цискаридзе может гордиться своей ученицей.

СПИСОК РОЛЕЙ АНЖЕЛИНЫ ВОРОНЦОВОЙ В МИХАЙЛОВСКОМ ТЕАТРЕ за 2013-18 годы.
1. Жанна. «Пламя Парижа».
2. Диана. «Пламя Парижа».
3. Китри. «Дон Кихот».
4. Лауренсия. «Лауренсия».
5. Балерина. «Класс- концерт».
6. Мария. «Привал кавалерии».
7. Редисочка «Чиполлино».
8. Маша. «Щелкунчик».
9. Аврора. «Спящая красавица».
10. Джульетта. «Ромео и Джульетта».
11. Девушка. «Белая тьма».
12. Гульнара. «Корсар».
13. Медора. «Корсар».
14. Гамзатти. «Баядерка».
15. Никия. «Баядерка».
16. Лиза «Тщетная предосторожность».
17. Сильфида. «Сильфида».
18. Золушка. «Золушка».
19. Одетта-Одилия. «Лебедтное озеро».
20. Жизель. «Жизель».
21. Балерина. «Прелюдия».

Российский дирижёр, музыкальный руководитель Михайловского театра.

Михаил Татарников. Биография

Михаил Петрович Татарников родился в семье петербургских художников 21 сентября 1978 года. В родном городе окончил факультет симфонического и оперного дирижирования Санкт-Петербургской консерватории. В 2006 году дебютировал в качестве дирижера в Мариинском театре - балет «Метафизика» на музыку Второй симфонии Прокофьева.

В 2007 году проявил себя как оперный дирижёр - постановка «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева. В дальнейшем под управлением Татарникова в Мариинке прозвучало свыше четырех десятков произведений, включая такие, как «Летучий голландец», «Тристан и Изольда» Р. Вагнера; «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро» В.-А. Моцарта; «Псковитянка», «Садко» Н. А. Римского-Корсакова; «Атилла» Дж. Верди.

Михаил работал c оркестрами Йены, Турина, Осло, Токио, Дрездена, Евле, Роттердама, Стрезы, Санкт-Петербурга, Новосибирска. Он ассистировал Валерию Гергиеву в рамках исполнения тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга» в Метрополитан-опере.

Дирижировал в «Комической опере» Берлина («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), «Ла Скала» (балет Дж. Кранко «Онегин» на музыку П. И. Чайковского), Опере Бордо («Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» В.-А. Моцарта), Баварской госопере («Русалка» А. Дворжака), Национальной опере Бергена («Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова), австрийском театре «Ан дер Вин» («Чародейка» П. И. Чайковского), Польской национальной опере («Троянцы» Г. Берлиоза), Рижской опере («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), брюссельском театре «Ла Монне» (одноактные оперы «Алеко», «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь» С. В. Рахманинова).

В 2012 году Михаил Татарников получил должность музыкального руководителя и главного дирижёра Михайловского театра.

Он также музыкальный руководитель российской премьеры оперы Бенджамина Бриттена «Билли Бадд». Являлся приглашённым членом жюри проекта «Большой балет» телеканала «Россия-К». Стоял за дирижёрским пультом в Большом театре на гала-концерте в честь пятидесятилетия творческой деятельности Елены Образцовой .

2014 год: специальный приз высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» за «театральную выразительность дирижёрских решений». 2016 год: Памятный знак «Чайковский» за вклад в развитие музыкальной культуры России.

Михаил Татарников. Личная жизнь

Михаил Петрович - внук советского дирижёра и переводчика либретто Джемала Далгата . В сентябре 2015 года Татарников женился на балерине Анжелине Воронцовой .