Воспитанием Светланы с трех лет занималась ее приемная мать Лия Давыдовна – кандидат биологических наук и бабушка Зоя Михайловна. Биологические родители отказались от девочки практически сразу после ее рождения. Первые годы жизни Сурганова провела в доме малютки.

Первый блин комом

На момент удочерения Светлана сильно отставала в развитии, как физическом, так и умственном. Благодаря упорству и силе ее близких, девочка обрела полноценную семью и жизнь. Лия Давыдовна, любившая поэзию русских авторов, привила дочери любовь к литературе. В школьном возрасте Сурганова стала посещать музыкальную школу – класс скрипки и вокала.

Новое увлечение настолько покорило ранимую Светлану, что вместо плюшевого медведя под подушку она клала любимый инструмент. В это же время девочка начала писать лиричные тексты песен, задумалась о карьере певицы.

Первыми творениями стали: «22 часа разлуки», «Время», «Дождик», «Музыка». Но после окончания школы Сурганова поступила в Педиатрическую академию. Получив диплом, творческая натура осознала, что сделала не верный выбор.

Реализация задуманного

Еще в школе Светлана создала группу «Камертон», которая просуществовала несколько месяцев. Обновив состав участников, Сурганова сменила название коллектива на «Лигу». С этим коллективом будущая певица участвовала во многих музыкальных фестивалях и конкурсах, но особого успеха достичь не удалось.

Новый этап в творческой карьере Светланы настал после знакомства с музыкантом и педагогом Петром Малаховским. Девушка принимает неожиданное решение распустить коллектив «Лига», сразу же набирает новых музыкантов в проект «Нечто иное». В репертуаре группы были, как авторские песни, так и каверы на зарубежные хиты.

Настоящая популярность обрушилась на Светлану после знакомства с талантливой певицей Дианой Арбениной. Сильные вокалистки решили объединить усилия, и создали группу «Ночные снайперы». Первое время девушки выступали в формате акустического дуэта. Позже команда расширилась до электрического рок-проекта.

За время проведенное в составе группы «Ночные снайперы», Светлана участвовала в записи следующих альбомов: «Алмазный британец», «Капля дегтя в бочке меда», «Детский лепет», «Живой», «Рубеж», «Цунами». До 1996 года Сурганова успевала выступать и вместе с коллективом «Нечто иное». Но в 2008 году команда распалась из-за постоянных сор Малаховского с другими участниками группы.

В том же 1996 году Светлана вместе с Арбениной выпустила несколько сборников стихов: «Дрянь» и «Цель», написанные в формате самостоятельного издательства.

Сурганова успевала сотрудничать с мурманским коллективом «Кузя BAND» , а также записала саундтрек к популярному российскому сериалу « ». 17 декабря 2002 года Светлана официально покинула проект «Ночные снайперы» по просьбе Дианы Арбениной.

Новый проект, новые цели

После ухода из популярной рок-группы, Светлана на протяжении нескольких месяцев выступала в дуэте с гитаристом Валерием Тхаем на акустических концертах, собирая большую аудиторию. В декабре 2002 году Сурганова получила приглашение от лидера группы «Сплин» принять участие в записи свежей пластинки «Новые люди». Артистка согласилась, сыграв партию на скрипке в таких песнях, как: «Блокада» и «Валдай».

В поддержку альбом команда отправилась в гастрольный тур, начавшийся 30 сентября 2004 года и закончившийся в конце декабря 2005 года.

Интересные заметки:

За это время группа «Сурганова и оркестр» дали полсотни концертов по всей территории России. В 2005 году Светлана предложила начинающей рок-группе ExNN из Приднестровья сыграть несколько совместных концертов в Санкт-Петербурге и Москве. Идея оказалась удачной, аудитория тепло приняла неизвестную команду.

Весной 2009 года Сурганова презентовала оригинальный фильм-концерт «Проверено временем. Часть I: Вечное движение», посвященный релизу четвертого одноименного альбома. Премьера дебютной ленты Светланы состоялась 9 марта в кинотеатре «Родина», а 1 июня в столичном киноцентре «Художественный». На сегодня группа «Сурганова и оркестр» записала девять студийных альбомов:

  • «Возлюбленная Шопена»;
  • «Неужели не я»;
  • «Соль»;
  • «Проверено временем. Часть I: Вечное движение»;
  • «Чужие, как свои»;
  • «Увидимся скоро»;
  • «Игра в классики»;
  • «#МируМир»;
  • «Песни военных лет».

Также в творческой копилке коллектива есть три концертных пластинки: «Живой», «Кругосветка», «Парижская акустика». В 2018 году коллектив «Сурганова и оркестр» отметил 15-летний юбилей. Осенью команда Светланы отправилась в гастрольный тур в Канаду и США, где их ожидает армия фанатов.

Личная жизнь

Светлана открытый человек со своими жизненными принципами. Артистка никогда не скрывала свою сексуальную ориентацию. Она положительно относится к однополым бракам. В 2014 году новостные порталы пестрели заголовками о новом возлюбленной Сургановой. Им стал младший на 20 лет музыкант Никита Межевич, которого певица ласково называла Аполлон.

В 2015 году стало известно, что Никита женился на другой девушке. Светлана эту новость восприняла с гордо поднятой головой. Более того, артистка сохранила теплые отношения с экс-бойфрендом. Свободное время Сурганова проводит с мамой, которой построила шикарный особняк недалеко от Санкт-Петербурга.

Судьбу нашей героини легкой назвать нельзя. В ее жизни были “Ночные снайперы” и непростой уход в сольную карьеру, она пережила онкологию и утонула в поздней любви, в зрелом возрасте узнала, что выросла в приемной семье, до сих пор мечтает о детях и продолжает восхищать неиссякаемым талантом.

Светлана Сурганова - лидер группы “Сурганова и Оркестр” в честной и искренней беседе в преддверии своего дебюта в на рижской сцене.

ЖЕНЯ: На мой взгляд, вы - иная. В вас много “слишком”: слишком особенная, слишком талантливая, слишком самодостаточная. Как так вышло?
СВЕТЛАНА: Это началось еще со школьных лет, когда появлялись свои музыкальные коллективы, но большим толчком стало знакомство с Петром Малаховским – питерским талантливым музыкантом, который преподавал в медицинском училище, где я училась на тот момент. Он был абсолютным хиппи! Его внешний вид и мировосприятие никак не вязались с педагогикой. Именно с ним мы стали вместе записывать песни. А дальше было знакомство с Дианой Арбениной и группа успешный проект “Ночные снайперы”.

В 2002 году мы с Дианой разошлись. Она оставила себе бренд “снайперов”, а я создала свой коллектив “Сурганова и Оркестр”. И вот уже 12 лет, как мы в свободном плавании и существуем как авторский проект. Считаю это успехом, потому что (смеется) “не каждая птица долетит до середины Днепра”, то есть не каждый коллектив может похвастаться стабильной гастрольной жизнью на протяжении более десяти лет.

Фотографии : сайт

ЖЕНЯ: Все дети мечтали о куклах, вы - о скрипке. Какое было отношение к этому инструменту, когда взяли его в руки?
СВЕТЛАНА: Скрипка была моим осознанным выбором в пять лет. Даже не знаю, откуда пришло очарование этим инструментом… Может быть, где-то услышала или увидела, но я была влюблена в нее. Даже не помню, чем я восхищалась больше: звуком или внешним видом, изящными изгибами и эфами. Это было намного интереснее, чем какая-то лохматая кукла, будь она хоть разодета в тридцать шелков. И когда настал момент выбора инструмента – однозначно скрипка и только скрипка.

С вокалом мне тоже повезло. Мы жили в коммунальной квартире, а над нами обитала соседка, моя будущая преподавательница по сольфеджио, Зенина Людмила Ефимовна, которая как-то сказала моей маме: “Лиечка! Хватит уже терзать соседей! Давай отдадим твою дочку в музыкальную школу, и она будет горлопанить там?”

ЖЕНЯ: А вы дома горлопанили?
СВЕТЛАНА: (Хохочет) Исключительно!

ЖЕНЯ: (Смеется) В расческу перед зеркалом?
СВЕТЛАНА: (Смеется) В ванной! Во время водных процедур мы с мамой орали патриотические песни: “Шел отряд по берегу”, “Расцветали яблони и груши” и так далее. В итоге я попала в музыкальную школу.

ЖЕНЯ: Кстати о детстве. Талантливые дети очень часто выпадают из коллектива. Вам в школе легко было заводить друзей, слушать учителей, двойки носить… Двойки же получали?
СВЕТЛАНА: (Смеется) Двойка еще ладно! Есть оценка намного обиднее – тройка! С двойкой как раз все предельно ясно: на тебе можно ставить крест! Двойка – это конкретика. Ясно же, что ты – полный дурак! А вот тройка… ты вроде бы что-то и можешь, но вроде бы и не дотягиваешь.

ЖЕНЯ: (Смеется) Можешь, но плохо!
СВЕТЛАНА: Вот да! И это, конечно, ужасно! Особенно мне не давались точные предметы – там всегда была стабильная тройка, что постепенно вызывало и формировало какой-то комплекс недочеловека. С гуманитарными науками было попроще, там иногда проскальзывали четверки и даже пятерки.

ЖЕНЯ: А со сверстниками как общались?
СВЕТЛАНА: С пацанами в основном возилась. Были у меня друганы, с которыми мы играли в войнушку и очень любили бегать по крышам и прыгать с гаражей, стараясь ничего не сломать себе.

ЖЕНЯ: Светлана, давайте о медучилище. Врачи - известные циники, а поэты - романтики, чувственные, ранимые люди. Медицина не мешала творчеству?
СВЕТЛАНА: Мне кажется, что такой альянс довольно часто встречается. Тот же Булгаков, Чехов, Розенбаум и многие другие. Медицинская профессия накладывает определенный отпечаток на мировоззрение и мироощущение, поэтому не вижу противоречий между медицинским цинизмом и творчеством. Они идут рука об руку по жизни.

ЖЕНЯ: Вы как-то сказали, что “не отсюда”, что в последний момент вас спасает что-то или кто-то. Во что вы верите? В Бога, провидение, судьбу, случай?
СВЕТЛАНА: Мне кажется, у меня есть ангел-хранитель. Потому что целый ряд событий в моей жизни случился именно с поддержки ангела-хранителя. Например, тот факт, что я, детдомосвский ребенок, в три года оказалась в удивительной семье Сургановых, где меня воспитали. Попади я в другое окружение – моя судьба сложилась бы совершенно по-другому.

Потом произошел ряд знакомств с людьми, которые определили мою историю и мой путь. Буквально на развилке встречался человек, который вел меня по определенному вектору. Поэтому да, я верю в своего ангела-хранителя, потому что у меня однозначно есть какая-то небесная поддержка.

ЖЕНЯ: Вы часто улыбаетесь. Совершенно обезоруживающе, между прочим. “В чем сила, брат?” Откуда в Свете столько света?
СВЕТЛАНА: (Смеется) Имя обязывает, знаете ли! Ведь как корабль назовешь, так он и поплывет! А если серьезно, то трудно сказать… Это и некая жизненная установка, и воспитание, и те люди, которые меня окружают, и те прекрасные фильмы, которые я смотрела, и те книги, которые были прочитаны… И на самом деле, есть всеобщие очень простые правила, которые даны всему человечеству – заповеди. Если к ним прислушиваться, если их придерживаться, то этот свет сам придет и будет тебя поддерживать изнутри. Все просто!

ЖЕНЯ: А про “ангела и Аполлона” Никиту можно спросить?
СВЕТЛАНА: (Хохочет) Конечно, можно! Он чудесный! Это очень талантливый музыкант и мой очень близкий друг, и мне кажется, что у него сейчас тоже все хорошо складывается. И… его будущую супругу зовут Светлана. Это абсолютно точно! (Хитро улыбается) Я пока ограничусь этим комментарием.

ЖЕНЯ: А что любите? Что доставляет удовольствие?
СВЕТЛАНА: Люблю путешествовать пешком, на велосипеде и на машине. Это лечит, это отвлекает, это дает сосредоточиться. В дороге очень хорошо размышляется. Я вот очень полюбила путь от Питера до Риги, который обычно проезжаю на машине – у меня в Каугури небольшая квартирка, так что я наведываюсь в ваши края.

Люблю свой дом, хотя я там так редко бываю! Но он однозначно нужен – теперь у меня есть место, куда я могу пригласить друзей. Обожаю одиночество, но с годами начинаю его очень бояться и тяготиться. Оно должно быть, но в очень дозированных моментах, в качестве терапии. Поэтому люблю одиночество как отдых, как паузу в пути, как возможность побыть наедине со своими мыслями.

Люблю классическую и современную музыку – это колоссальный источник эмоциональной и физической энергии. Причем, когда звучит музыка и в этот момент со мной кто-то пытается разговаривать, сосредоточиться удается с трудом. Музыка всегда доминанта. И в ресторане мне стоит некоторых усилий, чтобы отвлечься от музыки и включиться в разговор!

ЖЕНЯ: Ваше идеальное утро?
СВЕТЛАНА: Раннее солнечное утро. Пять утра – самое энергоемкое время! И непременно зарядка по Питеру Кэлдеру. Отличная вещь, кстати! Я стала меньше болеть и, кажется, неплохо выгляжу для своих 146 лет (Смеется) . Рекомендую!

ЖЕНЯ: На фоне пережитого опыта можете сформулировать, что такое жизнь?
СВЕТЛАНА: Путешествие! Жизнь – это путешествие и радость от этого путешествия. Это новые открытия, опыт. И к любому опыту нужно относиться как к опыту. Какая бы беда с тобой ни случилась, нужно это воспринимать как урок. И я всегда говорю “спасибо!” за возможность пережить событие, боль, потерю, потому что это воспитывает, формирует меня и дает мне возможность кого-то чему-то научить…

Благодарим за сотрудничество пиар-агентство

Известная российская рок-группа "Сурганова и Оркестр" впервые выступила в Гомеле, порадовав любителей своего творчества "Редким концертом". Набитый до отказа зал Дворца культуры железнодорожников несколько минут аплодировал стоя, чтобы музыканты вышли на бис. Но даже после грандиозного выступления экс-участница "Ночных снайперов" Светлана Сурганова нашла силы для общения с журналистами. Исполнительница рассказала о творческих планах, ностальгии по "снайперским" временам, общении с Богом, огромной любви к белорусам и многом другом.


- Светлана, вы часто бываете в Беларуси?

В Беларуси мы были в прошлом году, частенько бываем в Минске. А в Гомеле "Сурганова и Оркестр" вообще впервые. Но сегодняшний прием меня сразил в хорошем смысле. Для первого посещения города, первого концерта, по-моему, это очень хороший результат. Удивительно теплый прием, хороший зал. Все такие ласковые, все такие любящие.

- Вы успели посмотреть город? Или сразу начали репетировать…

Мы сразу начали репетировать. (Смеется. ) Такой профессионализм достигается постоянными репетициями, тренировками. Шучу, конечно. Мы прибыли к вам поездом. Сутки ехали из Симферополя. Добрались успешно, кучу дел переделали. Благо, электричество в поезде было, и компьютеры с собой были. Конечно, еще пару часов в голове стучали рельсы. Мы попытались немножко поспать для накопления сил, чтобы сегодня отдаться вам без остатка. Кроме вокзала, гостиницы и того, что между ними, ничего не видели. И все это находится на одном пятачке. Для нас, артистов, такое расположение гостиницы, концертного зала и места прибытия идеально.

- Вы знаете, что в Гомеле есть ваш фан-клуб? Как вы вообще к этому явлению относитесь?

От вас об этом узнала, и вы меня порадовали. (Смеется. ) Всегда приятно услышать, что в каком-то городе есть фан-клуб. Очень хорошо отношусь к этому. Наверное, каждый артист мечтает, чтобы в городе Гомеле у него был свой фан-клуб.

- Что значит "редкий концерт"?

Мы позволили себе включить в него не только песни, но и стихи. Я выступила в роли чтицы.

- Из поэтов, которые сегодня звучали, кто вам ближе?

Хуан Рамон Хименес, которого я сегодня не исполняла.

- Светлана, на сцене вы такая маленькая, хрупкая…

А в жизни такая большая! (Смеется. )

- Нет-нет. Просто у вас такие огромные музыканты, а вы, миниатюрная, в центре. Специально подбирали?

Валерку я специально подобрала. (Смеется. ) Моего роста мужчин, сами знаете, подобрать непросто. Поэтому уж пускай они будут богатырями, а я - такой хрупкой, маленькой Золушкой.

- У вас есть белорусские корни?

Я слышала, что то ли в Минске, то ли в каком-то другом городе Беларуси есть улица Сурганова. Видимо, это какой-то партийный деятель. Не знаю, имею ли я какое-то отношение к этому персонажу, но мне приятно.

- Чем, по вашему мнению, белорусы отличаются от россиян?

Конечно, симптоматически можно определить какие-либо черты для той или иной нации. Например, эстонцы и грузины - это две большие разницы. А если взять белорусов и русских, сложно будет уловить разницу. Потому что, мне кажется, мы во многом очень родственны. Я больше скажу: русским есть чему поучиться у белорусов. Вы, мне кажется, чище, добрее, хлебосольнее. Я не перестану признаваться в любви вашей нации. Белорусов я люблю еще с давних времен. И первое мое очарование этой страной произошло из-за симпатии к моему преподавателю по хирургии, который был из Беларуси. Очаровательнейший человек, потрясающий педагог. Единственный предмет, который я до сих пор хорошо знаю, это хирургия. А потом появилась Диана Сергеевна Кулаченко (Арбенина. - П рим. ред. ), которая тоже имеет белорусские корни, - и симпатия к Беларуси только усилилась. Поэтому у меня субъективное, но очень теплое отношение к белорусам.

Светлана, как вы относитесь к тому, что до сих пор сравнивают творчество Сургановой и Арбениной? Кстати, на концерт "Ночных снайперов", который должен был состояться в Гомеле, так и не раскупили билеты…

Ребята же, наверное, не в первый раз выступали в Гомеле. Они, наверняка, до этого здесь были. Поэтому нет смысла сравнивать ситуации. Посмотрим, сколько людей придет, когда мы к вам приедем во второй раз.

- Скучаете по "снайперским" временам?

Хорошее было время… Благодарна, безусловно... Потому что не будь того времени, наверное, не было бы и моего проекта. Да, теплая ностальгия обуревает иногда. Холодными зимними и летними вечерами иногда в подушку уткнусь - и вспоминаю… (Улыбается. )

- Вы сотрудничаете с поэтессой Верой Полозковой. Расскажите об этом сотрудничестве. Продолжится ли оно?

Поживем - увидим. Она, конечно, гений. Как минимум - талантище. Неуловимая, правда. Будем ловить. У меня вообще была идея записать следующий альбом на ее тексты. Но стихи и песенные тексты - это две разные вещи, как выяснилось. Насколько это будет интересно и как получится, время покажет. Обоюдный интерес есть.

- Недавно ваш коллектив отпраздновал юбилей. Можете подвести итог: что получилось, что не удалось?

Подводить итоги - сложное занятие. И не всегда приятное. С одной стороны, 10 лет - это огромный срок, за который можно, конечно, много чего достичь. Сидеть, например, за одним столом с президентом России. С другой стороны, мы пели для супруги премьер-министра. Тоже неплохо, в общем-то. Был у нас концерт в Кремле. Наверно, не каждый артист может себе это позволить. Но даже не это было приятно. Больше было приятно, когда директор Кремлевского концертного зала сказал, что теперь стены Кремля всегда нам будут рады. А вообще, главный итог - то, что ребята, начинавшие "Сурганову и оркестр", дружны и сегодня. Мы со всеми рады встречаться, играть юбилейные концерты. Сохранились теплые отношения, симпатия друг к другу и желание музицировать.

Вопрос к теме Кремля и российской власти. Как вы относитесь к недавно принятому в России закону о запрете пропаганды гомосексуализма? Может, некоторым знаменитостям стоило бы высказаться на этот счет?

Что называть пропагандой - вопрос очень тонкий. Я вообще не сторонница афишировать эти отношения. Я не против их, конечно. Я за лояльность, за толерантность, за понимание в этом вопросе. Но афишировать и противопоставлять эту категорию людей всем остальным тоже неправильно. Это как раз вызывает эту бурную ответную реакцию. Некая провокация получается. Это дело личное, это дело каждого. И не нужно друг к другу лезть в постель. Ты должен быть нормальным человеком с нормальными человеческими понятиями, должен быть доброй матерью, добрым отцом, нести какие-то гуманные идеи. А с кем ты живешь, делишь хлеб и постель - это только твое личное дело. Мне кажется, никто не имеет права вмешиваться в мою личную жизнь. И я стараюсь не вмешиваться. Вот такое мое отношение. В принципе, этот закон тоже сгущает краски. Поэтому отношусь к нему неоднозначно. С одной стороны, я и не против принятия закона, с другой - это слегка выглядит как ущемление гражданских прав.

- То есть вы не против и против одновременно?

- Как-то да. Я еще не определилась. Как тот ребенок: вырастет - сам определится. (Улыбается. )

Светлана, у вас не возникало мысли заняться каким-то своим бизнесом? Среди звезд сегодня это модно. Мадонна, например, открыла фитнес-клубы по всему миру...

Отличная идейка, кстати. (Смеется ) У нас были две подобные идеи: массажный салон, так как Валерка и я обладаем соответствующими навыками, и проведение шаманических сеансов. В недалеком будущем баба Света и дед Валера будут проводить спиритические сеансы, заряжать, завораживать, отвораживать, отмораживать… Будем тихо и верно переходить в разряд артистов разговорного жанра. Вот сейчас разминаемся в стихах.

- Как продвигается строительство вашего загородного дома?

Несколько дней назад я была свидетельницей того, как делаются дверные сваи. Буровая машина бурит в земле почти до самого центра дырку, потом ставится металлоконструкция, куда льется жидкий бетон. Затем он застывает в течение 28 дней. Мне было любопытно посмотреть на эту технологию. Вообще, я стараюсь прослеживать все этапы строительства. Это очень интересно.

- Как вы себя ощущаете в роли прораба?

Пока никак. Но когда появляюсь на площадке, страх навожу. (Смеется. ) "Эффект присутствия" тонизирует строителей. Они немножко напрягаются, думают, что я пришла проверить, как они работают. А я говорю: "Да нет, мне просто любопытен этот процесс".

- Как вы отдыхаете?

Активно. Люблю велосипед, лодки, прогулки. Очень люблю ездить на машине. Могу легко доехать из Питера до Латвии, до Португалии. Сейчас хочу прокатиться в Болгарию.

- Во время болезни вы часто обращались к Богу и давали различные обещания. Одно из них - перестать ругаться матом. Сдержали?

- Обещания Богу не особо помогли, а обещание любимому человеку сработало. Хотя сейчас я не меньше обращаюсь к нему и, мне кажется, мы находимся в диалоге. К Богу надо прислушиваться: он плохого не посоветует.

- Вы замечали, что для вас дети - это какие-то инопланетяне...

- Они по-прежнему остаются для меня инопланетянами. Просто мало практики. Раньше у меня это хорошо получалось, когда сама была ребенком. Со сверстниками все было хорошо. Потом произошел какой-то скачок: то ли я от них улетела, то ли они от меня. Надо налаживать контакт с инопланетянами. Пора. 3 числа мы едем в детский онкологический диспансер, в который нас пригласили по гуманитарной программе. У меня давно не было общения с детьми, особенно с больными детьми.

- Светлана, у вас возникало желание найти свою биологическую мать?

- Сама найдется, если она жива-здорова. Поговорим. Мне же интересно знать, в кого у меня такой фантастический профиль. (Улыбается. )

Светла́на Я́ковлевна Сурга́нова (род. 14 ноября , Ленинград) - российская певица , музыкант , автор песен, солистка и скрипачка группы «Ночные снайперы » в -2002 годах . Ныне - лидер группы «Сурганова и Оркестр ».

Биография

Детство и юность

Начала писать песни в 14 лет. К раннему периоду творчества относятся такие её песни как «Дождик» (), «22 часа разлуки» (), «Музыка» (1985), «Время» () и др. В 9 классе создала свою первую музыкальную группу «Камертон ».

Второй коллектив с её участием - «Лига » - был сформирован в период обучения в медицинском училище. Эта группа принимала активное участие и завоёвывала призовые места на ряде студенческих музыкальных конкурсов Петербурга .

После знакомства Светланы с Петром Малаховским, преподававшим обществоведение в её медучилище, ими была создана группа «Нечто иное ». В последующие годы коллектив дал ряд сольных концертов, принимал участие в различных акциях, фестивалях и сборных концертах с участием представителей неформальной молодёжной культуры Петербурга.

В репертуар группы входили песни, написанные главным образом её участниками, в том числе и Сургановой, а также на стихи различных современных и классических поэтов. Официальных альбомов группа «Нечто иное» не записала, однако сохранилось некоторое количество студийных и концертных записей группы, объединённых в сборники под неофициальными названиями «Шагая по тротуарам » и «Фонари », относящиеся приблизительно к 1992 году .

К этому же периоду относится совместное творчество Светланы Сургановой и Светланы Голубевой , с которой они познакомились в Педиатрической академии. Сурганова исполняла несколько песен, написанных Голубевой (например, «Ангел седой», «Ночь», «Сказка»), а некоторые песни, написанные Сургановой, они исполняли дуэтом. Об этом свидетельствует, в частности, акустическая запись (44 песни), известная под неофициальным названием - альбом «Дохлый Сурик » (), на которой дуэтом исполняются песни «Друг для друга» и «Когда устанешь».

«Ночные Снайперы»

В снайперский период также издавались стихи и тексты песен Светланы. В 1996 году она совместно с Дианой Арбениной выпустила поэтические сборники «Дрянь » и «Цель » (также в формате самиздата). В 2002 году они официально издали свои стихи и песни - в книге «Патронташ ».

«Сурганова и Оркестр»

Покинув группу «Ночные снайперы» 17 декабря 2002 года , Светлана Сурганова в течение нескольких месяцев выступала с акустическими концертами (совместно с гитаристом Валерием Тхаем). В декабре 2002 года была приглашена сыграть партию скрипки в песне «Валдай» для альбома «Новые люди » группы «Сплин ».

В октябре 2014 года вышел альбом «Игра в классики ».

Личная жизнь

В 27 лет Сурганова узнала, что у неё онкологическое заболевание. Пережила клиническую смерть и серию операций по удалению раковой опухоли сигмовидной кишки .

Является открытой лесбиянкой.

Прочая творческая деятельность

Поэтические и живописные произведения Светланы Сургановой были опубликованы в следующих книгах:

  • «Дрянь» (1996, стихи, картины)
  • «Цель» (1996, тексты песен, картины)
  • «30 песен Ночных Снайперов» (2002, ноты, аккорды, тексты песен)
  • «Патронташ» (2002, тексты песен, стихи, картины)
  • «Поэты русского рока. Том 10» (2005, тексты песен, стихи)
  • «Тетрадь слов» (2012)
  • «Книга писем» (2013)

В мае 2009 года Светлана Сурганова как профессиональный зритель вошла в состав жюри (вместе с режиссёрами Юрием Маминым - игровое кино и Владимиром Непевным - документальное кино) первого фестиваля студенческого короткометражного фильма «Актуальная Смесь » (учредитель фестиваля - SPb Cinema Club), выбрав и наградив двух победителей в номинации «лучший мультипликационный фильм 2009».

К 120-летию Анны Ахматовой Светлана Сурганова презентовала в клубе А2 (Санкт-Петербург) и саду Эрмитаж (Москва) проект аудиокниги стихов Анны Андреевны, в записи которой приняли участие, кроме самой Сургановой, Елена Погребижская , Евгения Дебрянская , Каринна Москаленко , Кира Левина , Маргарита Бычкова , Оксана Базилевич , Алла Осипенко . Аудиокнига была издана в конце 2009 года.

В 2013 году участвовала в музыкальном шоу «Живой звук» на телеканале «Россия-1 », где заняла первое место.

Вместе со Светланой Иванниковой играет в спектакле «Моя счастливая жизнь», постановка Александра Цоя.

Напишите отзыв о статье "Сурганова, Светлана Яковлевна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сурганова, Светлана Яковлевна

Гостья, не зная, что сказать, покачала головой.
– Совсем не из дружбы, – отвечал Николай, вспыхнув и отговариваясь как будто от постыдного на него наклепа. – Совсем не дружба, а просто чувствую призвание к военной службе.
Он оглянулся на кузину и на гостью барышню: обе смотрели на него с улыбкой одобрения.
– Нынче обедает у нас Шуберт, полковник Павлоградского гусарского полка. Он был в отпуску здесь и берет его с собой. Что делать? – сказал граф, пожимая плечами и говоря шуточно о деле, которое, видимо, стоило ему много горя.
– Я уж вам говорил, папенька, – сказал сын, – что ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что я никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую, – говорил он, всё поглядывая с кокетством красивой молодости на Соню и гостью барышню.
Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и выказать всю свою кошачью натуру.
– Ну, ну, хорошо! – сказал старый граф, – всё горячится. Всё Бонапарте всем голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры. Что ж, дай Бог, – прибавил он, не замечая насмешливой улыбки гостьи.
Большие заговорили о Бонапарте. Жюли, дочь Карагиной, обратилась к молодому Ростову:
– Как жаль, что вас не было в четверг у Архаровых. Мне скучно было без вас, – сказала она, нежно улыбаясь ему.
Польщенный молодой человек с кокетливой улыбкой молодости ближе пересел к ней и вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор, совсем не замечая того, что эта его невольная улыбка ножом ревности резала сердце красневшей и притворно улыбавшейся Сони. – В середине разговора он оглянулся на нее. Соня страстно озлобленно взглянула на него и, едва удерживая на глазах слезы, а на губах притворную улыбку, встала и вышла из комнаты. Всё оживление Николая исчезло. Он выждал первый перерыв разговора и с расстроенным лицом вышел из комнаты отыскивать Соню.
– Как секреты то этой всей молодежи шиты белыми нитками! – сказала Анна Михайловна, указывая на выходящего Николая. – Cousinage dangereux voisinage, [Бедовое дело – двоюродные братцы и сестрицы,] – прибавила она.
– Да, – сказала графиня, после того как луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с этим молодым поколением, исчез, и как будто отвечая на вопрос, которого никто ей не делал, но который постоянно занимал ее. – Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться! А и теперь, право, больше страха, чем радости. Всё боишься, всё боишься! Именно тот возраст, в котором так много опасностей и для девочек и для мальчиков.
– Всё от воспитания зависит, – сказала гостья.
– Да, ваша правда, – продолжала графиня. – До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, – говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них. – Я знаю, что я всегда буду первою confidente [поверенной] моих дочерей, и что Николенька, по своему пылкому характеру, ежели будет шалить (мальчику нельзя без этого), то всё не так, как эти петербургские господа.
– Да, славные, славные ребята, – подтвердил граф, всегда разрешавший запутанные для него вопросы тем, что всё находил славным. – Вот подите, захотел в гусары! Да вот что вы хотите, ma chere!
– Какое милое существо ваша меньшая, – сказала гостья. – Порох!
– Да, порох, – сказал граф. – В меня пошла! И какой голос: хоть и моя дочь, а я правду скажу, певица будет, Саломони другая. Мы взяли итальянца ее учить.
– Не рано ли? Говорят, вредно для голоса учиться в эту пору.
– О, нет, какой рано! – сказал граф. – Как же наши матери выходили в двенадцать тринадцать лет замуж?
– Уж она и теперь влюблена в Бориса! Какова? – сказала графиня, тихо улыбаясь, глядя на мать Бориса, и, видимо отвечая на мысль, всегда ее занимавшую, продолжала. – Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела: они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и всё мне расскажет. Может быть, я балую ее; но, право, это, кажется, лучше. Я старшую держала строго.
– Да, меня совсем иначе воспитывали, – сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь.
Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно.
Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.
– Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что нибудь необыкновенное, – сказала гостья.
– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
– Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.

Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.
Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.
– Соня! Что с тобой? Можно ли это? – сказал Николай, подбегая к ней.
– Ничего, ничего, оставьте меня! – Соня зарыдала.
– Нет, я знаю что.
– Ну знаете, и прекрасно, и подите к ней.
– Соооня! Одно слово! Можно ли так мучить меня и себя из за фантазии? – говорил Николай, взяв ее за руку.
Соня не вырывала у него руки и перестала плакать.
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она.
– Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе.
– Я не люблю, когда ты так говоришь.
– Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал.
«Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса.
– Борис, подите сюда, – сказала она с значительным и хитрым видом. – Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда, – сказала она и привела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, шел за нею.
– Какая же это одна вещь? – спросил он.
Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки.
– Поцелуйте куклу, – сказала она.
Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал.
– Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх.
– А меня хотите поцеловать? – прошептала она чуть слышно, исподлобья глядя на него, улыбаясь и чуть не плача от волненья.
Борис покраснел.
– Какая вы смешная! – проговорил он, нагибаясь к ней, еще более краснея, но ничего не предпринимая и выжидая.
Она вдруг вскочила на кадку, так что стала выше его, обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала его в самые губы.
Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась.
– Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но…
– Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа.
– Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки.
Наташа подумала.
– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено?
И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.
– Кончено! – сказал Борис.
– Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти?
И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини.
– С тобой я буду совершенно откровенна, – сказала Анна Михайловна. – Уж мало нас осталось, старых друзей! От этого я так и дорожу твоею дружбой.
Анна Михайловна посмотрела на Веру и остановилась. Графиня пожала руку своему другу.
– Вера, – сказала графиня, обращаясь к старшей дочери, очевидно, нелюбимой. – Как у вас ни на что понятия нет? Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя? Поди к сестрам, или…

История группы «Сурганова и Оркестр» началась 7 лет назад, когда в декабре 2002 г. одна из основательниц группы «Ночные Снайперы» Светлана Сурганова покинула коллектив, наделав этим много шума в прессе и в рядах поклонников.

Меньше чем за год Светлана прошла грандиозный путь, создав свою группу из профессиональных питерских музыкантов, сочинив, записав и уже в 2003 году выпустив дебютный альбом «Неужели не я», ставший настоящим прорывом и проданный тиражом свыше 100 000 (официальных!) экземпляров.

В следующем, 2004 году, Сурганова и Оркестр становятся номинантами премии «лучший живой коллектив года» и получают престижную премию журнала FUZZ «Песня года». Песни из «Неужели не я» поставили рекорды продолжительности пребывания на верхних строчках музыкальных чартов («Мураками» – 16 недель на 1 месте «Чартовой Дюжины» радиостанции «Наше радио», песня «Больно» - 10 недель»). Группа записала клип «Корабли», с успехом ротировавшийся в эфире MTV и МУЗ-ТВ и отправилась в первый суперуспешный тур «Кругосветка».

Вслед за первым альбомом последовали «Живой» (2003), «Возлюбленная Шопена»(2005), презентованный в Международном Доме Музыки в Москве, "Соль" (2007). Эти альбомы повторили успех первого: почти все песни из них стали хитами и также побывали на вершинах музыкальных чартов, альбом "Соль" вошел в десятку лучших рок-альбомов России по версии журнала Русский репортер.

На сегодняшний день «Сурганова и Оркестр» - одна из самых активно концертирующих групп с географией выступлений от Дальнего Востока до Западной Европы и Америки. В туре «Кругосветка» музыканты проехали уже более 100 городов России и зарубежья, неизменно собирая полные залы фанатов и любителей сложной, полифоничной, качественной музыки и поэзии. Записанный в декабре 2005 г. по итогам тура 50-тый концерт «Кругосветки» выпущен тройным видео-аудио концертным альбомом, прослушав который, Вы убедитесь в том, что «Сурганову и Оркестр» недаром называют лучшим живым коллективом страны. «Сурганова и Оркестр» - желанный гость на самых престижных площадках и неизменный фаворит рок-фестивалей.

Определение, придуманное Светланой музыке, которую играет группа "Сурганова и Оркестр": VIP-Punk-Decadence, что расшифровывается как: V - эстетически выверенный сценический образ человека элегантного и думающего, образ артиста, сочетающий в себе опыт и неискушенность; P- энергичная и искренняя подача, с хулиганским шармом и большой долей самоиронии, D - изысканная и интеллигентная, но доступная при этом поэзия, затрагивающая вечные темы и имеющая своими аналогами произведения художников слова Серебряного века и поэтики французского символизма. И при этом все это – драйв, заставляющий публику «стоять на головах» в клубах и едва удерживаться в креслах в сидячих залах.

Осенью 2008 г. группа выпустила первую часть акустического альбома "Проверено временем" с DVD.