Купечество являлось особым своеобразным миром, где выработались свои порядки и обычаи жизни, особые типы и условия существования. Мир этот, темный, дикий, внезапно был освещен рукой художника и предстал в книге и на сцене перед публикой во всем своем страшном своеобразии.

Есть здесь конечно и светлые стороны, есть типы людей редкой душевной красоты, как Катерина и Кулигин в «Грозе », с богатыми задатками, как Любим Торцов в пьесе «Бедность не порок », но этим одиночкам приходится жить в тяжелой удушливой атмосфере насилия, деспотизма, грубости и невежества, созданной отрицательными типами купечества, среди которых преобладает тип всесильного в своей семье самодура.

Островский. Свои люди - сочтёмся. Спектакль

Почти сплошь драматическое действие пьес Островского вызывается борьбой грубого самодурства с людьми, силящимися свергнуть с себя тупой деспотизм и зажить более осмысленной и свежей жизнью. Многоразличные типы этого мира, метко схваченные художником, проходят перед нами в его комедиях и драмах. Великой общественной и художественной заслугой Островского является то, что он первым проникнул в этот темный мир и реально, с натуры рисовал картины его жизни.

Типичным представителем самодурства является купец Самсон Силыч Большов в комедии «Свои люди – сочтёмся» (см. полный её текст и статью «Свои люди – сочтёмся» – герои). История жизни большинства самодуров – одинакова: с детства тяжкий труд, побои и всякое измывательство со стороны тех, кто постарше и повластней, а отсюда упорная мечта нажиться, каким угодно путем, и самому стать тем, кто может издеваться и помыкать другими. Когда эта заветная мечта осуществляется, когда самодур становится во главе собственного дела и семьи, тогда-то и наступает для него время насладиться своей волей и своею властью.

Таким образом, самодурство является естественным последствием испытанного насилия и деспотизма. В этом мирке, насыщенном злобою, животным эгоизмом и исключительно материальными интересами, вырабатываются своеобразные идеалы, сводящиеся к достижению возможности быть не жертвой деспотизма, но самому стать деспотом, терпеть не от чужого насилия, но самому насиловать волю других.

Нередко мы видим в героях Островского какое-то упоение деспотизмом, наслаждение деспотизмом; они всячески ухищряются, придумывая всевозможные приемы насилия, как бы мстя за все испытанное в прошлом. Цену этому деспотизму, этой возможности самодурства придает именно то, что эти самодуры десятки лет испытывали тяжкий гнет самодурства своих отцов и вообще старших и теперь дорвались до всесильного проявления своей животной воли, как до какой-то желаннейшей жизненной цели.

Таков и Большов. Весь дом трепещет под гнетом самодурства; трезвый, он угрюмо молчит, и весь дом замирает, подавленный угрюмостью самодура; когда же он пьян, то дом наполняется криками купца, и плачем избиваемых жены пли детей. Для воли самодура препятствий нет, он не может и представить себе необходимости считаться с волей и потребностями домашних, судьбу которых он решает. Из самодурства объявляет он себя банкротом и не платит кредиторам, из самодурства же издевается он над женой, дрожащей и обезличенной, и над дочерью, которую выдает замуж, не спросив её согласия.

Но над старым самодуром разразился удар судьбы. Превращаясь в банкрота, он отдает имущество дочери и зятю Подхалюзину, своему старшему приказчику, расчетливому и осторожному плуту, который медленно забирает все имущество хозяина в свои руки. Когда кредиторы сажают Большова в долговую тюрьму, Подхалюзин отказывается прийти на помощь тестю и предоставляет его своей участи. Опозоренный и обнищавший, Большов на старости лет приходит к мысли о том, что за деньги он продавал свою совесть и в этом грехе провел жизнь: однако это раскаяние не особенно высокой цены, так как вызывается только материальным бедствием, которое Большову пришлось испытать.

Подхалюзин же, освободившись от власти и опеки хозяина, готовится сам насладиться возможностью проявлять свою злую волю над другими. «Будет с них, – говорит он о Большове, – почудили на своем веку, теперь нам пора». Этого счастливого момента подневольный, вечно дрожавший перед хозяином, Подхалюзин ждал всю свою жизнь. Подымаясь по своей служебной лестнице и терпя холод, голод, побои и самодурство хозяина, он мечтал о времени, когда сам будет хозяином и получит право силы и власти. Дождавшись этого момента, он обнаруживает черную неблагодарность к хозяину, обогатившему его, и строит на позоре и бедствии старика свое благополучие.

Дочь Большова, Липочка, точно также равнодушна к горю отца; воспитанная в атмосфере грубой и пропитанной эгоизмом и самодурством, она в своем равнодушии и черствости является достойной дочерью своего родителя. Самодур что посеял, то и пожал. Липочка выросла грубой и сухой девушкой, мечтающей жить «по-образованному», коверкающей книжные выражения и смешной в своей наивной претензии казаться «образованной». В её лице Островский осмеял неумелые попытки купечества привить себе внешнюю культурность, сохраняя старое невежество и дикость жизни.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИРКУТСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ

(РПА МИНЮСТА РОССИИ)»

Реферат на тему: пьеса «Свои люди – сочтемся». Островский Александр Николаевич

Введение. 3

Характер и жанр пьесы.. 5

Анализ пьесы.. 6

Заключение. 9

Список литературы.. 10


Введение

Известный русский драматург Александр Николаевич Островский (родился 12 апреля 1823 года в Москве на Малой Ордынке, умер 14 июня 1886 года) получивший юридическое образование, некоторое время работал в Московском коммерческом суде, где разбирались имущественные споры между ближайшими родственниками. Этот жизненный опыт, наблюдения, знание быта и психологии мещанско-купеческого сословия и были положены в основу творчества будущего драматурга.

Первым крупным произведением Островского стала пьеса «Банкрот» (1849), позже получившая название «Свои люди – сочтемся», под которым она и ставится сейчас во всех театрах страны и мира. Однако тогда, в 1850 году, после опубликования в журнале «Москвитянин», пьеса была запрещена к постановке на сцене; более того, за написание этого произведения Островского взяли под негласный надзор полиции.

Рисунок 1. Островский Александр Николаевич - известный русский драматург

Характер и жанр пьесы

Что же трагического происходит в произведении, которое сам автор отнес к жанру комедии? Уже эта первая комедия демонстрирует черты поэтики, которая будет присуща всем пьесам Островского, составившим репертуар новой русской драмы: сосредоточенность на нравственной проблематике помогает не только анализировать социальные стороны жизни, но и понимать семейно-бытовые конфликты, в которых и проявляются яркие черты характера героев.

В пьесе «Свои люди-сочтемся» сложная композиционная структура, объединяющая описание быта наподобие очерка с напряженной интригой. Замедленная экспозиция включает нравоописательные эпизоды, помогающие читателю понять «жестокие нравы» семьи купца Большова. Небольшие стычки Липочки с матерью, визиты свахи, встречи Самсона Силыча Большова с потенциальными женихами дочери – все эти сцены почти не приводят к действиям, но дают возможность проникнуть в замкнутый купеческий мир, отражающий на самом деле процессы во всем русском обществе.

Рисунок 2. Пьеса «Свои люди-сочтемся» 1849 год

Анализ пьесы

Драматург выбрал сюжет, в основу которого положен распространенный в то время случай мошенничества среди купцов. Самсон Силыч занимает у своих собратьев-купцов большую сумму. А вот возвращать теперь долги ему не хочется, и он не придумывает ничего лучше, чем объявить себя банкротом – несостоявшимся должником. Свое приличное состояние (об этом говорит и фамилия Большов, и отчество Силыч) он переводит на имя Лазаря Подхалюзина, а для упрочения сделки отдает за него единственную дочь Олимпиаду. Большова отправляют в долговую тюрьму, но он спокоен, так как верит, что Лазарь внесет за него нужную сумму долга из полученных им денег. Да вот только «свои люди», Подхалюзин и родная дочь Липочка, не дают ему ни копейки.

В комедии молодого драматурга идет война всех против всех. Традиционный для литературы XIX века конфликт «отцов» и «детей» приобретает истинный размах: автор изображает пошлую и достойную только осмеяния купеческую среду. Поначалу ни один из героев пьесы не вызывает положительного отношения. Липочка мечтает только о женихе «из благородных» и по любому поводу спорит с матерью. Отец-самодур, сам определивший жениха дочери, оправдывает свой поступок следующими словами: «За кого велю, за того и пойдет. Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю… Даром что ли я ее кормил!»

Однако поколение «отцов» в лице Самсона Силыча вызывает больше симпатий, нежели «дети». Фамилия героя от слова «большак» - то есть глава семьи. Это показательно, ведь сам он в прошлом мужик, а купец лишь в первом поколении. Став купцом, он усвоил торгашеский закон: «Не обманешь – не продашь». Большов решается на махинацию ради будущего своей дочери и искренне верит, что со стороны Липочки и ее жениха не может быть никакого подвоха, ведь они «свои люди – сочтутся». Но жизнь готовит ему жестокий урок.

Молодое поколение в пьесе представлено не в лучшем свете. Липочка говорит со свахой о просвещении и эмансипации, но даже не знает значения этих слов. Она не мечтает о равноправии или свободе личного чувства – ее идеал сводится к стремлению разбогатеть и «зажить по своей воле». Образованность для нее – всего лишь дань моде и презрение к обычаям, поэтому она предпочитает «бородастым» женихам «благородных» кавалеров.

Автор комедии, показывая «отцов» и «детей», сталкивает два купеческих поколения. Но симпатии остаются на стороне старшего – Большова. Ведь он еще верит в искренность родственных чувств и семейных отношений: свои люди сочтутся, то есть не подведут друг друга. Прозрение приходит в финале: самодур с говорящим именем Самсон становится жертвой своей же аферы. Замыслив подлог, он считает, что обмануть чужого можно, ведь не обманешь – не проживешь. Но он даже не представляет, что к нему такая философия тоже может быть применима. Доверив деньги Подхалюзину, наивный и простоватый купец остается обманутым.

Но если в Большове еще живет наивная, простодушная вера в людей, то для бывшего приказчика нет ничего святого, и он с легким сердцем разрушает последний нравственный оплот – крепость семейных уз. В нем остается лишь изворотливость и гибкость дельца- прощелыги. Прежде ему приходилось только поддакивать и угождать своему хозяину, то теперь тихий приказчик превращается в наглого и жестокого тирана. Ученик превзошел своего учителя - справедливость восстанавливается, но не по отношению к купцу.

Родная дочь в ответ на просьбу отца заплатить долги упрекает отца в том, что у него до 20 лет жила и света не видела. А потом возмущается: дескать, что ж теперь все деньги отдавать и в ситцевых платьях опять ходить? Новоиспеченный зять вообще рассуждает так: «Нельзя же нам самим ни при чем остаться. Ведь мы не мещане какие-нибудь».

Когда единственная дочь жалеет десять копеек кредиторам и с легким сердцем отправляет отца в тюрьму, происходит прозрение Большова. В нем просыпается страдающий человек, и комедия превращается в трагедию.

Рисунок 3. «Свои люди – сочтемся!». Большов и Подхалюзин. Художник П. Боклевский. 1850-1860-е

Заключение

В своей пьесе Островский показывает мир бездушных и бездуховных людей. «Отцы» живут по законам обмана, а «дети», взрослея, легко перенимают эти законы, оставаясь равнодушными к тем, кто их произвел на свет.

Островский сумел в комедийном свете передать со всей полнотой значение термина «самодурство». Помимо положенного в основу характера героя невежества, Большов, как и любой человек, имеет травмы прошлого и вкупе с грубой системой мышления он подсознательно вымещает всё накопленное с годами зло на своих домашних. В свою очередь аналогично ведёт себя и Подхалюзин - едва добившись власти в доме, в нём мгновенно начинают пробуждаться все наболевшие со временем негативные качества. И если раньше он мог лишь трусливо прятаться за Самсоном Силычем, во всём его поддакивая и угождая, - то теперь этот тихий приказчик на глазах превращается во властного, жестокого и наглого тирана.

Эта комедия также показывает читателю всю бедность жизни, лишённую душевной развитости, истинного интеллекта и подлинного благородства.


Список литературы

1. Островский А.Н. пьеса «Свои люди – сочтемся» // Фортуна ЭЛ. 2003

2. Ревякин А. И. Искусство драматургии А. Н. Островского. С. 166.

3. Островский А. Н. Избранные сочинения. М. – Л., 1947.

4. Журавлева А. И. Мир драматургии Островского // Русская речь. 1983. №2

5. Лотман Л. М. Драматургия Островского в свете проблем современной культуры // Современность классики. Л., 1989. С. 88 – 118.


Комедия - жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом

Олимпиада Самсоновна (Липочка), дочь купца Самсона Силыча Большова

Лазарь Елизарыч Подхалюзин, приказчик

Проблема отцов и детей не раз поднималась в русской литературе. Является она лишь частью той бесконечной естественной борьбы старого с новым, из которой новое не всегда выходит победителем. К проблеме отцов и детей разные авторы подходят по-разному.

Трагедия - жанр литературы. Трагедия – драматическое произведение, изображающее глубокие, чаще всего неразрешимые жизненные противоречия.

В 1846-1849 гг. Островский напряженно работает над созданием большой комедии, название которой менялось в ходе творческого процесса: «Несостоятельный должник» - «Банкрот» - «Свои люди - сочтемся!». Но толчком к интенсивной работе в драматическом роде был успех первого опыта - «Картины семейного счастья», прочитанной 14 февраля 1847 г. перед очень компетентными ценителями на квартире профессора Шевырева.

Если первый драматический опыт Островского принес ему признание, то комедия «Свои люди - сочтемся!» поставила его в ряд лучших русских драматургов. 17 марта 1850 г., сразу после выхода комедии в свет (она была опубликована в мартовской книжке журнала «Москвитянин») Герцен писал из Парижа Георгу Гервегу о письме Грановского из России: «Он пишет, что появилась новая комедия, написанная молодым человеком, неким Островским... его комедия - крик гнева и ненависти против русских нравов: он отзывается об этом произведении как о дьявольской удаче; пьеса была запрещена, название ее «Свои люди - сочтемся!».

Действительно, пьеса Островского была напечатана с большим трудом, а о сценическом ее воплощении не могло быть и речи. Пьеса удостоилась высочайшего осуждения: «...напрасно напечатано, играть же запретить...» Естественно, что переиздание комедии стало возможным только после смерти Николая I, в 1859 г., да и то со значительными изменениями и новой благополучной развязкой, в которой «порок» был наказан. В этом смягченном виде пьеса в 60-е годы появилась на сцене (раньше всего - 18 апреля 1860 года - в Воронежском кадетском корпусе). В 1861 г. ее поставили Александринский театр в Петербурге и Малый - в Москве, и лишь с 1881 г. было разрешено представление комедии Островского по тексту первой редакции.

Естественно, что главной причиной такого нелегкого пути к читателю и зрителю была острота содержания и нравственная бескомпромиссность молодого автора. По справедливому замечанию В. Я. Лакшина, автора монографии об Островском, ключевое слово для понимания комедии - обман: «Обман в «Банкроте» выступает как потайная пружина всей жизни».

Богатый московский купец Самсон Силыч Большов, стремясь стать еще богаче, решает объявить себя несостоятельным должником, имитировать банкротство. Чтобы ложный («злостный») характер банкротства не был установлен, он переписывает свое состояние - дом и лавки на имя главного приказчика - Лазаря Елизарыча Подхалюзина, которого, по его собственным словам, «поил, кормил вместо отца родного, в люди вывел». Подхалюзин, однако, не так прост, каким он представляется своему благодетелю. По крайней мере, он хорошо знает две особенности Большова - человека опытного, тертого и житейски очень неглупого, которые делают его чрезвычайно уязвимым. Во-первых, Самсон Силыч падок на лесть, и Подхалюзин не устает льстить ему. Во-вторых, (и это главное) Большов как истинный самодур не любит менять свои решения и признавать ошибки.

Дочь Большова, Олимпиада Самсоновна, Липочка - девица на выданье, до того сосредоточена на мыслях о женихе, что у нее, по ее собственному выражению, «рябит меланхолия в глазах», но жених ей нужен благородный, желательно военный, а не купец: «Затем разве я так воспитана: училась и по-французски, и на фортопьянах, и танцевать!». Однако Самсон Силыч, растроганный льстивыми речами Подхалюзина, решает быть благодетелем до конца и отдает Липочку за своего приказчика. Что же до желаний самой Липочки, то они мало волнуют Большова: «Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю». Впрочем, и Липочка быстро меняет гнев на милость, получив у Подхалюзина обещание полной независимости от родителей и возможность покупать самые дорогие наряды. Дом и лавки, переписанные на имя приказчика, Большов отдает вместо приданого, советуя при этом не спешить при расчетах с кредиторами, добиваясь наибольшей выгоды.

Очень скоро, однако, Большову придется пожинать плоды самодурства. Когда дело доходит до «ямы» - долговой тюрьмы, Подхалюзин не спешит выручить своего тестя, следуя его же советам - поторговаться с кредиторами. Ни малейшего признака жалости к отцу не испытывает Липочка, наслаждающаяся положением замужней женщины. Финал пьесы выразительно подтверждает иронический смысл ее названия «Свои люди - сочтемся!» Нравственная грубость, неразвитость, примитивизм, своекорыстие - такова изнанка патриархального купеческого быта в изображении молодого драматурга. Первая комедия была свидетельством духовной зрелости писателя.

Источник (в сокращении): Русская литературная классика XIX века: Учебное пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. - Воронеж: Родная речь, 2003

Одним из ярких примеров драматургической русской литературы считается комедия Александра Николаевича Островского «Свои люди - сочтемся». В ней автор с присущим ему юмором описывает проблематику взаимоотношений в купеческой среде, наделяя своих героев яркими и самобытными чертами. Предлагаем литературный анализ пьесы по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1849 год.

История создания – Пьеса была опубликована в журнале «Москвитянин», и была очень тепло принята в литературных кругах. Однако из-за поднятой тематики произведение оказалось под запретом, и пьесу смогли поставить в театре лишь после смерти императора Николая I.

Тема – Конфликт двух поколений, который происходит в купеческой среде, живущей по принципу «не обманешь - не продашь».

Композиция – Особенность композиции пьесы заключается в отсутствии экспозиции. Завязка - купец Большов занимает крупную сумму денег, его дочь Липочка мечтает о замужестве. Развитие событий - Большов признает себя банкротом, и все свои деньги переписывает на Подхалюзина, и для упрочнения сделки женит его на Липочке.

Кульминация - отказ Липочки выплачивать долги отца, оказавшегося в долговой тюрьме. Развязка - логический итог - обманщик обманул обманщика.

Жанр – Пьеса. Комедия.

Направление – Реализм.

История создания

Первым серьезным произведением Александра Николаевича стала пьеса «Свои люди - сочтемся», написанная в 1849 году. Островский в течение трех лет упорно работал над комедией, название которой менялось на протяжении всего творческого процесса: «Несостоятельный должник», «Банкрот», окончательной же версией стало название «Свои люди - сочтемся».

Впервые пьеса была опубликована в 1850 году в мартовском номере журнала «Москвитянин». Ее появление вызвало большое оживление в литературных кругах России, поскольку молодой автор в ироничной форме поднял серьезные проблемы общества. Неудивительно, что остросоциальная пьеса была запрещена цензурой, а Островский оказался под негласным полицейским надзором.

Лишь после смерти императора Николая I в 1859 году постановка пьесы оказалась возможной, но только при условии более «смягченного» ее варианта. Представление комедии на суд публики в оригинальной версии состоялось только в 1881 году.

Тема

Для своего произведения Островский выбрал одну из популярных в 19 веке тем - противостояние двух поколений , «отцов» и «детей». Однако фоном для развития конфликта им был выбран мощный социальный пласт в России - купечество. Сквозь призму взаимоотношений главных героев автору удалось в полной мере раскрыть насущные проблемы общества.

Купеческую среду, в которой царит пошлость и невежество, Островский изображает во всей своей неприглядности. Примечательно, что ни одни из главных героев пьесы не вызывает положительных эмоций. Большов отталкивает своей жадностью и тяжелым характером, а его дочь Липочка видит в образовании лишь дань моде и мечтает лишь об одном - удачно выйти замуж и избавиться от гнета отца-самодура.

Видя смысл жизни только в получении наживы и считая абсолютно нормальным жить по принципу «не обманешь - не продашь», Большов сам остается у разбитого корыта. Для него страшным ударом становится предательство Липочки, которая отказывается выплачивать его долги и равнодушно оставляет «гнить» в долговой тюрьме.

Основная мысль произведения заключается в простой истине - «что посеешь, то пожнешь». Невозможно требовать от своих детей быть честными, благородными и душевно чуткими, если сам не обладаешь этими качествами.

Композиция

При проведении в пьесе «Свои люди - сочтемся» анализа композиции, следует отметить, что в произведении отсутствует экспозиция. Автор не раскрывает перед читателем предысторию событий, и сразу приступает к повествованию.

В завязке Островский знакомит читателя с купцом-самодуром Большовым, который занимает крупную сумму денег, но не спешит ее возвращать. Его дочь Липочка страстно мечтает удачно выйти замуж, и навсегда покинуть дом, в котором так тяжело живется под отцовским гнетом.

Развитие действий пьесы сводится к тому, что Большов, не желающий выполнять свои долговые обязательства, решает признать себя банкротом. Он переписывает все свое огромное состояние на приказчика Подхалюзина, и выдает за него Липочку, чтобы таким образом обеспечить сохранность своего капитала. Большов отправляется в долговую тюрьму, но он не сомневается в том, что Липочка и Подхалюзин вызволят его оттуда.

Кульминация пьесы - решительный отказ Липочки, довольной своей новой жизнью, оплачивать кредиты отца.

Жанр

Александр Николаевич отнес свое произведение к жанру комедии, хотя, по мнению многих литературных критиков, оно имеет в себя ряд трагических черт. Направление - реализм.

Пьеса Николая Островского « Свои люди – сочтемся» щедро насыщена гоголевскими традициями. Она, подобно «Мертвым душам», метко описывала недостатки и пороки, но не дворянского, а уже купеческого мира. В основу сюжета легла обычная распространенная в тех годах история о мошенничестве в среде купечества.

Двуличие и метаморфозы героев комедии

Самсон Большов – знатный купец в городе, он занимает у своих товарищей большую суму денег, но не имеет никакого желания ее отдавать, чтоб еще больше приумножить свое состояние.

Воспользовавшись тем, что в Москве уже довольно широкого распространения получила тенденция объявления себя банкротом, Большов придумал гениальную на его взгляд аферу, заручившись поддержкой своей дочери Липочки.

Девушка страстно мечтала выйти замуж. Но в ее понимании жених должен отвечать всем запросам высшего общества: быть благородного происхождения, модно одеваться, иметь состояние.

Но отец приготовил для дочери другую партию – приказчика Лазаря Подхалюзина. Брак с непримечательным Лазарем вызывает у Липочки настоящую истерику, ведь ее девичьи мечты необратимо крушатся.

Однако девушка не может идти против воли своего отца и выходит за него замуж. Тем временем, Большов воплощает свою аферу в жизнь – он переписывает на имя Подхалюзина все свое имущество, объявляет себя банкротом и отправляется в тюрьму.

Но в тюрьме Большов не страдает, ведь он свято верит в свой предварительный договор с дочерью и Подхалюзиным: они должны были сразу внести залоговую суму за его освобождение.

Но Подхалюзин и Липочка решают не тратить деньги на свободу отца и не платят за него выкуп. Таким образом, молодое семейство без тени зазрения расходует отцовское благосостояние, тем временем пока их отец сидит в заключении.

Двуличие Липочки

Липочка, которая на первых страницах романа предстает перед нами светлой и доброй девушкой, в ходе развития сюжета оказывается достойной своего жадного алчного отца.

Для Большова, который не смотря на свое желание разбогатеть обманным путем, все таки существуют понятия чести и семейного родства. Он даже подумать не мог, что его родная дочь сможет бросить его в беде.

Но у Липочки были совсем другие взгляды на жизнь: она без сомнений идет в сговор с мужем, которого ранее ненавидела и делит с ним семейные богатства.

Двуличие Подхалюзина

Приказчик Подхалюзин, во время службы у Большова, мастерски завоевывает его доверие к себе. Более того, играя роль покорного слуги, ему удается манипулировать купцом.

Ради денег приказчик готов на многое, в том числе и изменить свой образ жизни, чтобы максимально соответствовать запросам Липочки. Жизненная мудрость не помогает Большову раскусить истинные планы своего будущего зятя, и он без сомнения передает ему все свое состояние.

Из множества героев, только Большов вызывает у читателя подобие жалости. В своем поступке он руководствовался желанием еще больше разбогатеть, но не следует забывать, что он сохранил в своей душе понятия доверия, чести, семейных отношений, как надежного жизненного оплота.

К сожалению, это не было присуще двуличным Липочке и Подхалюзину, которые в погоне за деньгами потеряли все духовные ценности.

В пьесе очень ярко показаны изменения жизненных ориентиров главных героев. Ради материального достатка они предают родного человека, обрекают его на мучения, страдания и позор.