Гоголя всегда интересно читать. Даже давно известные произведения начинаешь читать и увлекаешься. А тем более повести малоизвестные. Казалось бы, серьезный классический писатель, философ, но берешь его книгу и переносишься в интереснейший мир, порой мистический, а порой и самый житейский. В повести "Портрет" присутствует и то и другое. Автор ставит своего героя в небывалую ситуацию: бедный, талантливый художник получает вдруг все, о чем мечтает, через таинственный портрет, который он сам покупает на последние деньги у торговца. Его странно привлекают глаза изображенного на портрете. Словно живой взгляд удивляет всех своей силой и страшной правдоподобностью. В ту же ночь Чартков видит. странный полусон-полуявь. Ему снится, что старик, изображен” ный на портрете, "пошевелился и вдруг уперся в рамку обеими руками. Наконец приподнялся на руках и, высунув обе ноги, выпрыгнул из рам..." Во сне Чартков видит у старика 1000 червонцев, но наяву деньги действительно оказываются в раме портрета. Квартальный неосторожно задевает раму, и тяжелый сверток падает перед Чартковым. Первые мысли, подсказываемые рассудком, были благородны: "Теперь я обеспечен, по крайней мере, на три года, могу запереться в комнату, работать. На краски теперь у меня есть; на обед, на чай, на содержанье, на квартиру есть; мешать и надоедать мне теперь никто не станет; куплю себе отличный манекен, закажу гипсовый торсик, сформую ножки, поставлю Венеру, накуплю гравюр с первых картин. И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех и могу быть славным художником". Но давно бедствующий художник мечтал и о другом. "Извнутри раздавался другой голос, слышнее и звонче. И как взглянул он еще раз на золото, не то заговорили в нем двадцать два года и горячая юность". Чартков и не заметил, как накупил себе нарядов, "прокатился два раза по городу в карете без всякой причины", побывал в ресторане, у парикмахера и переехал на новую квартиру. Головокружительная карьера свалилась на него. О нем напечатали в газете, и появились первые заказчицы. -Знатная дама привела свою дочь, писать с нее портрет. Гоголь ни в одном из своих произведений не обходится без комичных моментов. Здесь очень меткая шутка восторгов дамы по поводу живописи:
"- Однако мсье Ноль... ах, как он пишет! Какая необыкновенная кисть! Я нахожу, что у него даже больше выраженья в лицах, нежели у Тициана. ты не знаете мсье Ноля?
- Кто этот Ноль?- спросил художник.
- Мсье Ноль. Ах, какой талант!"
Одной шуткой переданы уровень и интересы светского общества. Художник с большим интересом и еще не утраченным талантом начал писать портрет. Он передавал холсту все оттенки юного лица, не пропустил и некоторую желтизну и едва заметную голубую тень под глазами. Но матери это не понравилось. Она возразила, что это может быть только сегодня, а обычно лицо поражает особой свежестью. Исправив недостатки, художник с огорчением заметил, что пропала и индивидуальность натуры. Желая все же выразить то, что он подметил в девушке, Чартков переносит все это на свой старый эскиз Психеи. Дамы же приходят в восторг от "сюрприза", что худож ник придумал изобразить ее "в виде Психеи". Не сумев переубедить дам, Чартков отдает портрет Психеи. Общество восхищалось новым талантом, Чарткову посыпались заказы. Но это было далеко не то, что дает возможность развиваться живописцу. Здесь Гоголь тоже дает волю юмору: "Дамы требовали, чтобы преимущественно только душа и характер изображались в портретах, чтобы остального иногда вовсе не придерживаться, округлить все углы, облегчить все изъянцы и даже, если можно, избежать их вовсе...Мужчины тоже были ничем не лучше дам. Один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой - с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс; гражданский сановник норовил так, чтобы побольше было прямоты, благородства в лице и чтобы рука оперлась на книгу, на которой бы четкими словами было написано: "Всегда стоял за правду". И вот со временем Чартков становится модным, но, увы, пустым живописцем. Причиной тому, конечно, был купленный портрет с его дьявольскими чарами. Но через фантастический сюжет автор показывает, что могут сотворить с человеком слава и богатство. Не обязательно покупать волшебный портрет, чтобы стать рабом. Не зря еще в самом начале повести Чарткова предупреждает профессор, его наставник: "У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец". Постепенно пропадает творческое стремление, трепет. Занятый балами и визитами художник едва набрасывает основные черты, оставляя дорисовывать ученикам. Уже и тот талант, который пробивался в нем вначале, бесследно угас за приукрашиванием чиновников, дам, их дочерей и подруг. На пьедестал, который раньше занимала живопись, взгромоздилась страсть к золоту. Золото стало для Чарткова всем. Оно заполонило бы его жизнь полностью, если б не одно событие. Академия художеств пригласила знаменитого Чарткова оценить привезенную из Италии картину русского художника. Увиденная картина так поразила знаменитость, что он даже не смог выразить заготовленное пренебрежительное суждение. Живопись была так прекрасна, что всколыхнула в нем зачерствевшее прошлое. Слезы задушили его, и, не сказав ни слова, он выбежал из залы. Внезапное озарение погубленной жизни ослепило его. Осознав, что никогда не вернуть убитый талант, ушедшую молодость, Чартков становится страшным чудовищем. Со зловещей алчностью начинает он скупать все достойные произведения искусства и уничтожать их. Это становится главной страс тью и единственным его занятием. В итоге безумный и больной художник умирает в жуткой горячке, где везде ему чудится портрет старика. Отовсюду смотрят на него страшные глаза с портрета...
Но еще один герой, о котором говорится только во второй части повести, поступает иначе. Этот молодой художник встречает очень необычного человека, ростовщика, который просит написать его портрет. Слухи о ростовщике ходят очень таинственные. Все;" кто связывался с ним, обязательно попадали в беду. Но художник все же берется писать портрет. Сходство с оригиналом выходит поразительное, глаза словно смотрят с портрета. И вот, написав ростовщика, художник осознает, что не сможет больше писать чистые образы. Он понимает, что изобразил дьявола. После этого он навсегда уходит в монастырь, чтобы очиститься. Седым старцем он достигает просветления и, берясь за кисть, уже способен писать святых. Давая наставления сыну, он сам говорит как святой: "Намек о божественном, небесном заключен для человека в искусстве, и по тому одному оно уже выше всего... Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства". Но тем не менее повесть не заканчивается оптимистично. Гоголь дает портрету продолжить свое роковое путешествие, предупреждая, что никто не застрахован от зла.

Повесть Гоголя «Портрет» делится на две части. В первой говорится о неком молодом художнике Чарткове, увидевшем портрет старика в каком то захолустном магазинчике, и этого живописца зацепили глаза старика, они были настолько выписаны, что казались просто живыми. На последние деньги он купил этот портрет, и принеся его домой ему показалось, что старик, изображенный на портрете, сам полностью живой и вот-вот вылезет из портрета. Между тем у Чарткова была мечта- разбогатеть и стать модным живописцем. И в эту же ночь ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. На следующее утро он и вправду находит деньги. И после этого момента его дела идут в гору, он и вправду становится модным художником, но его работы лишаются индивидуальности, и как последствие, художник лишается таланта. Однажды его просят раскритиковать картину одного молодого художника, и Чартков видит талант молодого художника и в ужасе понимает, что променял талант на деньги. И тут он начинает скупать все картины талантливых художников с целью уничтожить их. Все это время ему мерещатся глаза старика. Вскоре он умирает ни оставив после себя ничего.

Вторая часть рассказывает об аукционе на котором продается эта картина. Многие хотят ее купить, но один человек говорит, что портрет должен достаться ему, так как он давно его искал. Человек, купивший портрет рассказывает невероятную историю. Давным-давно жил в Петербурге некий ростовщик, отличавшийся от прочих возможностей ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Однажды ростовщик попросил художника, отца покупателя, изобразить его. Но чем дольше художник рисует, тем больше отвращения испытывает к старику. Когда портрет оказывается нарисованным, ростовщик говорит, что теперь будет жить в портрете, вечером следующего дня умирает. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика… Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет – кто успел украсть его. Так заканчивается повесть Н.В.Гоголя Портрет.

Что такое искусство? Мнения у всех свое. Возьмем пример.

В своей статье «что такое искусство» Лев Толстой убедительно обрисовал хаос и противоречия в суждениях философов и эстетиков о сущности искусства. По словам Толстого, искусство должно создать определенные эмоциональные связи между художником и аудиторией, которые «заражают» зрителя. Таким образом, настоящее искусство требует способности объединить людей по каналу связи.

Я согласна с Толстовым, но в своей статье он делит искусство на «хорошее» и «плохое». «Хорошее»- способствует развитию чувства всеобщего богатства, а «плохое»- нет. В этом я с ним не согласна, ведь нельзя поделить искусство на такие критерии, само искусство должно передавать некую энергию, эмоцию, возникавшую у автора при создании этой работы. У нас в художественной школе был предмет «история искусств» и каждый год нам говорили, что искусство-это эмоция воплоти. Я считаю искусство, как и эмоции нельзя разделить на хорошие и плохие.

Я писала это к тому, что Гоголь в своем произведении ставит вопрос, о том является ли эта картина искусством. Позиция автора –нет, она не искусство, а просто материальная ценность, от которой лучше избавится.

Да, в принципе, что это за искусство, которое несет только негатив для своего обладателя. Но в тоже время это выражение эмоций, она несет в себе энергию, пусть и отрицательную. Я думаю вопрос нужно ставить по другому - все ли искусство нужно для человечества? Тут мой ответ тоже положительный. Да, любое искусство нужно. Одна из важных функций искусства- учить, поучать. Отрицательное искусство показывает нам, что все не так уж и плохо, могло быть и хуже. Вот и в этом произведении Чартков жил плохо, или просто ему так показалось, а искусство показало ему, что бывает намного хуже.

Сюжет, герои, проблематика одной из повестей Н. Гоголя Путешествие портрета. Гоголя всегда интересно читать. Даже известные, потертые вещи начинаешь читать и увлекаешься. А тем более повести малоизвестные. Казалось бы, серьезный классический писа­тель, философ, но берешь его книгу и переносишься в интерес­нейший мир, порой мистический, а порой и самый житейский. В повести «Портрет» присутствует и то и другое. Автор ставит своего героя в небывалую ситуацию: бедный, та­лантливый художник, получает вдруг все о чем мечтает: день­ги, славу, через таинственный портрет, который он сам покупает на последние деньги у торговца. Его странно привле­кают глаза изображенного на портрете. Словно живой взгляд удивляет всех своей силой и страшной правдоподобностью. В ту же ночь Чартков видит странный полусон-полуявь. Ему снится, что старик, изображенный на портрете, «пошевелился и вдруг уперся в рамку обеими руками. Наконец приподнялся на руках и, высунув обе ноги, выпрыгнул из рам…» Во сне Чартков видит у старика 1000 червонцев, но на яву деньги дей­ствительно оказываются в раме портрета. Квартальный неос­торожно задевает раму, и приснившийся сверток падает перед Чартковым. Первые мысли, «подсказываемые рассудком», были благородны: «Теперь я обеспечен, по крайней мере, на три года, могу запереться в комнату, работать. На краски те­перь у меня есть; на обед, на чай, на содержанье, на квартиру есть; мешать и надоедать мне теперь никто не станет; куплю себе отличный манкен, закажу гипсовый торсик, сформую ножки, поставлю Венеру, накуплю гравюр с первых картин. И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех, и могу быть славным художником». Но дав­но бедствующий художник мечтал и о другом: «извнутри раз­давался другой голос, слышнее и звонче. И как взглянул он еще раз на золото, не то заговорили в нем двадцать два года и горячая юность». Чартков и не заметил, как накупил себе на­рядов, « прокатился два раза по городу в карете без всякой при­чины», побывал в ресторане, у парикмахера и переехал на новую квартиру. Головокружительная карьера свалилась на него. О нем напечатали в газете, и появились первые заказчи­цы. Знатная дама привела свою дочь, писать с нее портрет. Го­голь ни в одном из своих произведений не обходится без комичных моментов. Здесь очень меткая шутка восторгов дамы по поводу живописи:

«…Однако мсье Ноль… ах, как он пишет! Какая необыкно­венная кисть! Я нахожу, что у него даже больше выраженья в лицах, нежели у Тициана. Вы не знаете мсье Ноля? Кто этот Ноль?- спросил художник. Мсье Ноль. Ах, какой талант!»

Одной шуткой передан и уровень и интересы светского об­щества. Художник с большим интересом и еще не утраченным талантом начал писать портрет. Он передавал холсту все от­тенки юного лица, не пропустил и некоторую желтизну и едва заметную голубую тень под глазами. Но матери это не понра­вилось. Она возразила, что это, может быть, только сегодня, а обычно лицо поражает особой свежестью. Исправив недостат­ки, художник с огорчением заметил, что пропала и индивиду­альность натуры. Желая все же выразить то, что он подметил в девушке, Чартков переносит все это на свой старый эскиз Пси­хеи. Дамы же приходят в восторг от «сюрприза», что худож­ник придумал изобразить ее «в виде Психеи». Не сумев переубедить дам, Чартков отдает портрет психеи. Общество восхищалось новым талантом, Чарткову посыпались заказы. Но это было далеко не то, что дает возможность развиваться живописцу.

Здесь Гоголь тоже дает волю юмору: «Дамы требовали, что­бы преимущественно только душа и характер изображались в портретах, чтобы остального иногда вовсе не придерживаться, округлить все углы, облегчить все изъянцы и даже, если мож­но, избежать их вовсе… Мужчины тоже были ничем не лучше дам. Один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс; гражданский сановник норовил так, чтобы побольше было прямоты, благородства в лице и чтобы рука оперлась на книгу, на которой бы четкими словами было написано: «Всегда стоял за правду». И вот, со временем, Чарт­ков становится модным, но, увы, пустым живописцем. Причи­ной тому, конечно, был портрет, с его дьявольскими чарами. Но через фантастический сюжет автор показывает, что может сотворить с человеком слава и богатство. Не обязательно поку­пать волшебный портрет, чтоб стать рабом. Не зря еще в самом начале предупреждает профессор, его наставник: «У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец».

Постепенно пропадает творческое стремление, трепет. За­нятый балами и визитами художник едва набрасывает основ­ные черты, оставляя дорисовывать ученикам. Уже и тот талант, который пробивался в нем вначале, бесследно угас за приукрашиванием чиновников, дам, их дочерей и подруг. На пьедестал, который раньше занимала живопись, взгромозди­лась страсть к золоту. Золото стало для Чарткова всем. Оно за­полонило бы его жизнь полностью, если бы не одно событие. Академия художеств пригласила знаменитого Чарткова оце­нить привезенную из Италии картину русского художника. Увиденная картина так поразила знаменитость, что он даже не смог выразить заготовленное пренебрежительное суждение.

Живопись была так прекрасна, что всколыхнула в нем зачер­ствевшее прошлое. Слезы задушили его и не сказав ни слова выбежал он из залы. Внезапное озарение погубленной жизни ослепило его. Осознав, что никогда не вернуть убитый талант, ушедшую молодость, Чартков становится страшным чудови­щем. Со зловещей алчностью начинает он скупать все достой­ные произведения искусства и уничтожать их. Это стало главной страстью и единственным его занятием. В итоге бе­зумный и больной умирает он в жуткой горячке, где везде ему чудится портрет старика. Отовсюду смотрят на него страшные глаза с портрета.

Но еще один герой, о котором говорится только во второй части повести, поступает иначе. Как и Чартков, еще молодым художником, он встречает очень необычного человека, ростов­щика, который просит писать его портрет. Слухи об этом рос­товщике ходят очень таинственные. Все, кто связывался с ним, обязательно попадали в беду. Но как художник, он все же берется писать портрет. Сходство с оригиналом выходит пора­зительное, глаза словно глядят с портрета. Но, написав ростов­щика, художник осознает, что не сможет больше писать чистые образы. Художник понимает, что написал дьявола. После этого он навсегда уходит в монастырь, чтоб очиститься. Седым старцем он достигает просветления и, берясь за кисть, уже способен писать святых. Давая наставления сыну, он сам говорит, как святой: «Намек о божественном, небесном за­ключен для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего… Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но ти­хой небесной страстью: без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созда­ние искусства». Но тем не менее повесть не заканчивается оп­тимистично. Гоголь дает портрету продолжить свое роковое путешествие, предупреждая, что никто не застрахован от зла.

Цели: путем аналитического изучения показать сквозную тему – тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести – это предназначение и положение художника в обществе и вопрос о самой сущности искусства; совершенствовать навыки анализа текста, монологической речи, навыки работы в группах.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-беседа.

Наглядность: портрет Н.В. Гоголя,иллюстрации к повести, книга «Петербургские повести». Рабочие принадлежности художника (кисть, краски, палитра, мольберт), репродукция с картины А.И. Иванова «Явление Христа народу».

Оборудование: проектор, компьютер.

Эпиграфы к уроку:

«Спасайте чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою…»
«Художник должен присутствовать в своем произведении, как Бог во вселенной: быть вездесущим и невидимым». (Густав Флобер )

Опережающее домашнее задание.

  1. Прочитать повесть.
  2. Подготовить сообщение об истории создания повести.
  3. Работа в группах:

А) подготовить сообщение на тему: «Что такое искусство?»
Б) подготовить сообщение на тему: «Что такое творчество?»

ХОД УРОКА

Учитель: Ребята! Во все времена русские писатели задумывались о роли художника в обществе, о предназначении искусства в мире. Эта тема вызывала споры и по-разному решалась разными авторами. Её рассматривали и как социальную (искусство должно отражать нужды общества, решать социальные проблемы), и как эстетическую (искусство – отражение идеала), и как философскую (искусство – это отражение высшей правды, истины, которая раскрывает художнику в минуты божественного вдохновения, поэтому он свободен от социального заказа общества), и как антропологическую (искусство как отражение стихийных сил в человеке), и как метафизическую (искусство как возможность нарушить поставленные пределы человеческого познания мира).
Наиболее значимым произведением для понимания темы искусства является повесть « Портрет» Н.В. Гоголя, в которой она приобретает не только социальное и эстетическое, но и метафизическое значение.

Учитель. Расскажите об истории создания повести.

Ученик. Впервые повесть «Портрет» напечатан в сборнике «Арабески» в 1835 году.
Повесть начата одновременно с «Невским проспектом» в 1831 году. На первую редакцию Повести в 1834 году критик Белинский написал резко отрицательный отзыв: «Портрет» есть неудачная попытка господина Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но и в самом падении остается талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения…Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно господина Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия».
Позже Гоголь значительно переработал повесть. В письме к издателю журнала «Современник» П.А. Плетневу он писал: «Посылаю повесть мою «Портрет». …Вы увидите, что осталась одна только канва прежней повести, что все вышито по ней вновь». Вторая редакция повести была впервые опубликована в третьей книжке «Современника» за 1842 год.

Учитель. Какие события: реальные или вымышленные отразились в повести?

Ученик. В повести отразились впечатления, полученные Гоголем от знакомства с жизнью и бытом художников Петербурга. Писатель в первые годы жизни в столице брал трижды в неделю уроки живописи в Академии художеств. Среди возможных прототипов гоголевского ростовщика исследователи называют известного в Петербурге ростовщика-азиата, который жил в Коломне. Современники, в частности актер П.А. Каратыгин, отмечали его запоминающееся лицо и выразительные глаза: «Бронзовое лицо его было татуировано разноцветными красками, черные зрачки его, как угли, блистали на желтоватых белках с кровяными прожилками…»
В образе художника, чья гениальная картина поразила воображение Чарткова, угадываются черты А.А.Иванова, хорошо знакомого писателю. Его жизнь и творчество стали для Гоголя образцом истинной преданности искусству. Возможно, Иванов стал прототипом и другого персонажа – идеального старца художника, о котором говорится во второй части повести.

Учитель. Искусство. Объясните значение этого слова.

Ученик.

Искусство – 1) Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. (Искусство – одна из форм общественного сознания.) 2) Умение, мастерство, знание дела. (Владеть искусством шитья.) 3) Самое дело, требующее такого умения, мастерства. (Военное искусство)

Искусство одна из форм общественного сознания, важнейший элемент человеческой культуры. Специфическая особенность искусства состоит в том, что оно отражает действительность в художественных образах. Искусство активно воздействует на мысли, волю и чувства людей и играет огромную роль в жизни общества.
Своеобразие познания действительности средствами искусства заключается в том, что, обобщая отдельные наблюдения, выявляя общее и типическое, существенное в характерном, единичном, доступном, способствует непосредственному чувственному восприятию человека.
Искусство, таким образом, не есть простое воспроизведение отдельных вещей и явлений; художественный образ – результат большого обобщения. Большая советская энциклопедия. Том 18, стр. 507

Учитель. Предоставим слово представителям второй группы, подготовившим сообщение об истолковании слова «творчество».

Ученик.

Творчество Создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. Художественное творчество. Народное творчество. Творчество Пушкина. Творчество новаторов.Словарь русского языка С.И. Ожегова.

Творчество деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творчество, являясь результатом труда и усилий отдельного человека, вместе с тем всегда носит общественный характер.
Вид человеческой деятельности, заключающейся в создании произведений искусства, носит название художественного творчества. Для художественного творчества, его направленности имеет огромное значение характер мировоззрения художника и применяемый им художественный метод. Художественное творчество проявляется в избранной художником теме, в характере трактовки тех или других явлений жизни, в оригинальности созданных художественных средств для наиболее адекватного выявления содержания, в обобщении жанров данного вида искусства, Высшей формой выражения художественного творчества является создание произведений, прокладывающих новые пути в искусстве и литературе. Большая советская энциклопедия. Том 42, стр. 54

Учитель. В повести есть такие слова: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем».
Как вы понимаете эти слова?

Предполагаемые ответы учеников. Гоголь был глубоко верующим, религиозным человеком. Мировоззрение его отразилось в повести «Портрет», где писатель обращается к теме художественного творчества и Добра и Зла в искусстве.

Учитель. В чем проявляется борьба Добра со Злом, светлого и дьявольского начал в жизни художника Чарткова?
– Чартков – способный художник, но ему хочется скорее прославиться.

Учитель . Какой портрет он купил однажды?

– Портрет ростовщика.

Словарная работа.

Ростовщик – тот, кто дает деньги в долг под большие проценты.
Палитра небольшая дощечка, пластинка, на которой живописец смешивает краски.
Мольберт подставка, на которой помещается подрамник с холстом, картон или доска для работы художника.

Учитель. О чем думал художник, писавший портрет ростовщика в облике дьявола для церковной росписи? Прочитайте это место в повести.

– «Экая сила! Если я хотя вполовину изображу его так, как он есть теперь, он убьет всех моих святых и ангелов, они у меня побледнеют перед ним. Какая дьявольская сила!

Учитель. Убьет святых и ангелов… Сказано страшно, но верно. Искусство способно нести зло и беды в мир, если служит злу. Искусство, выпускающее на волю нечистый дух, само становится жертвою, то есть превращается в средство служения этому духу, как случилось в повести с мастером, создателем бесовского портрета, либо вырождается в бездушное ремесло, что сказалось в судьбе художника Чарткова (в первой редакции повести – Черткова), соблазненного страстью корыстолюбия.

Учитель. Что узнаем мы об этом художнике в начале повести?

– Он бедный, неизвестный, голодный, но очень способный.

Демонстрация портрета этого художника, нарисованного одной из учениц.

Учитель. О чем предупреждал Чарткова профессор живописи?

– Чтение отрывка. «Смотри, брат, у тебя есть талант, грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец».

Учитель. О каких двух путях раздумывает Чартков, когда видит деньги, найденные в раме портрета?

Демонстрация рисунка – иллюстрации к повести.

– Он думает о том, что можно спокойно поработать года три для себя, не торопясь, не на продажу, и быть славным художником. Но в нем раздался и другой голос, который хотел «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую…»

Учитель. Первый путь – это Добро, второй – зло. Какой путь выбрал художник?

– Он выбрал зло. Приоделся, «накупил духов, помад», дал о себе объявление в газету и стал писать картины и портреты для продажи.

Учитель. Каким живописцем он стал, угождая неразборчивой публике, рисуя «портретики за деньги»?

– Чартков стал модным живописцем.

Учитель. Как Гоголь говорит о том, что он стал терять талант, мастерство?

– Чтение отрывка «...Кисть его хладела и тупела, и он нечувствительно заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы.
Однообразные, холодные, вечно прибранные и, так сказать, застегнутые лица чиновников, военных и штатских не много представляли поля для кисти: она позабыла и великолепные драпировки, и сильные движения и страсти…»

Учитель. Понимал ли это сам художник?

– Многие его знакомые не могли понять, «как мог в нем исчезнуть талант, признаки которого казались уже ярко в нем самом начале, и напрасно старались разгадать, каким образом может угаснуть дарованье в человеке,… но этих толков не слышал упоенный художник».

Учитель. Какую картину он увидел в Академии художеств, куда его однажды пригласили?

– Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии.

(Демонстрация репродукции картины Иванова «Явление Христа народу»)

Учитель. Что теперь понимает Чартков, хотя им полностью завладела страсть к золоту?

Чтение цитаты: «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном её. И потому все чувства, и порывы его были обращены к золоту».

Учитель. Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант?

Чтение цитаты: «С очей его вдруг слетела повязка. Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности, истребить, погасить искру огня… Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства…»

– Зависть – один из смертных грехов. Чартковым «овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта».

Учитель. Какое намерение родилось в его душе? Удалось ли ему привести его в исполнение?

Чтение цитаты: «Он начал скупать все лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал её, изрезывал на куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслаждения».

Учитель. Какую литературную параллель проводит Гоголь, олицетворяя Чарткова со страшным демоном?

– С произведением Пушкина «Моцарт и Сальери». Далее Гоголь говорит «Хула на мир и отрицание изображалось само собой в чертах его. Казалось, в нем воплотился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин. Кроме ядовитого слова и вечного порицанья, ничего не произносили его уста. Подобно какой-то гарпии, попадался он на пути, и все его даже знакомые, завидев его издали, старались увернуться и избегнуть такой встречи, говоря, что она достаточна, чтобы отравить потом весь день».

Учитель. Как закончил жизнь Чартков?

– У него началась «жестокая горячка, соединенная с самою чахоткой… К этому присоединились все признаки безнадежного сумасшествия… Наконец, жизнь его превратилась в последнем, уже безгласном, порыве страдания».

Учитель. Как отзывались люди о портрете ростовщика?

– «В нем сидит нечистая сила».

– Он ушел в монастырь каяться и молиться.

Учитель. Какую картину он написал в конце жизни?

– Икону «Рождество Христово».

Учитель. Прочитайте выразительно описание картины, которую нарисовал художник, автор портрета ростовщика в образе дьявола в повести Гоголя «Портрет», чтобы замолить свой грех.

Чтение цитаты: «Предмет, взятый им, было Рождество Иисуса. Целый год сидел он за ним, не выходя из кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно.
По истечении года картина была готова. Это было, точно, чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур. Чувство божественного смирения и кротости в лице Пречистой Матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах божественного Младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчание пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, Святая, невыразимая тишина, обнимающаяся всю картину, – все это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое»

Учитель. Гоголь считал, что истина в духовном искусстве есть результат молитвенно- аскетического опыта. Подтверждение находим в «Портрете», в том месте, где рассказывается о судьбе создателя бесовского портрета, ушедшего в монастырь и затем долгим монашеским подвигом очищавшем душу, чтобы оказаться достойным написания иконного образа «Рождество Христово». Вот почему один из героев Гоголя, выражая мысли автора, восклицает: «Нет нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину, святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем».

Учитель. Какое напутствие дал этот художник своему сыну? Обратите внимание на эпиграф урока на доске.

Чтение цитаты: «Я ждал тебя, сын мой. Тебе предстоит путь, по которому отныне потечет жизнь твоя. Путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его… Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуту одним пятном грязи из-под колеса, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».

Учитель. Это идеалы, достойные человека?

– Да. В словах отца сыну есть духовная зависимость от внешних обстоятельств, предпочтение ценностей духовных. Истинное искусство служит Добру.

Учитель. Ребята! Хочу закончить нашу беседу словами И.Ф. Анненского: «Тема искусства была для Гоголя глубоко личной и выстраданной. Не случайно в повести «Портрет» Гоголь вложил себя более чем в какое-либо другое из своих произведений».

Задание на дом: Написать эссе на тему «Искусство в моей жизни».

Намек о божественном, небесном заключен
для человека в искусстве, и потому одному
оно уже выше всего...
Н. Гоголь, «Портрет»

Гоголя всегда интересно читать. Даже известные, потертые вещи начинаешь читать и увлекаешься. А тем более повести малоизвестные. Казалось бы, серьезный классический писатель, философ, но берешь его книгу и переносишься в интереснейший мир, порой мистический, а порой и самый житейский. В повести «Портрет» присутствует и то и другое. Автор ставит своего героя в небывалую ситуацию: бедный, талантливый художник, получает вдруг все о чем мечтает: деньги, славу, через таинственный портрет, который он сам покупает на последние деньги у торговца. Его странно привлекают глаза изображенного на портрете. Словно живой взгляд удивляет всех своей силой и страшной правдоподобностью. В ту же ночь Чартков видит странный полусон-полуявь. Ему снится, что старик, изображенный на портрете, «пошевелился и вдруг уперся в рамку обеими руками. Наконец приподнялся на руках и, высунув обе ноги, выпрыгнул из рам...» Во сне Чартков видит у старика 1000 червонцев, но на яву деньги действительно оказываются в раме портрета. Квартальный неосторожно задевает раму, и приснившийся сверток падает перед Чартковым. Первые мысли, «подсказываемые рассудком», были благородны: «Теперь я обеспечен, по крайней мере, на три года, могу запереться в комнату, работать. На краски теперь у меня есть; на обед, на чай, на содержанье, на квартиру есть; мешать и надоедать мне теперь никто не станет; куплю себе отличный манкен, закажу гипсовый торсик, сформую ножки, поставлю Венеру, накуплю гравюр с первых картин. И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех, и могу быть славным художником». Но давно бедствующий художник мечтал и о другом: «извнутри раздавался другой голос, слышнее и звонче. И как взглянул он еще раз на золото, не то заговорили в нем двадцать два года и горячая юность». Чартков и не заметил, как накупил себе нарядов, «прокатился два раза по городу в карете без всякой причины», побывал в ресторане, у парикмахера и переехал на новую квартиру. Головокружительная карьера свалилась на него. О нем напечатали в газете, и появились первые заказчицы. Знатная дама привела свою дочь, писать с нее портрет. Гоголь ни в одном из своих произведений не обходится без комичных моментов. Здесь очень меткая шутка восторгов дамы по поводу живописи:

«...Однако мсье Ноль... ах, как он пишет! Какая необыкновенная кисть! Я нахожу, что у него даже больше выраженья в лицах, нежели у Тициана. Вы не знаете мсье Ноля?

Кто этот Ноль?- спросил художник.
- Мсье Ноль. Ах, какой талант!»

Одной шуткой передан и уровень и интересы светского общества. Художник с большим интересом и еще не утраченным талантом начал писать портрет. Он передавал холсту все оттенки юного лица, не пропустил и некоторую желтизну и едва заметную голубую тень под глазами. Но матери это не понравилось. Она возразила, что это, может быть, только сегодня, а обычно лицо поражает особой свежестью. Исправив недостатки, художник с огорчением заметил, что пропала и индивидуальность натуры. Желая все же выразить то, что он подметил в девушке, Чартков переносит все это на свой старый эскиз Психеи. Дамы же приходят в восторг от «сюрприза», что художник придумал изобразить ее «в виде Психеи». Не сумев переубедить дам, Чартков отдает портрет психеи. Общество восхищалось новым талантом, Чарткову посыпались заказы. Но это было далеко не то, что дает возможность развиваться живописцу.

Здесь Гоголь тоже дает волю юмору: «Дамы требовали, чтобы преимущественно только душа и характер изображались в портретах, чтобы остального иногда вовсе не придерживаться, округлить все углы, облегчить все изъянцы и даже, если можно, избежать их вовсе... Мужчины тоже были ничем не лучше дам. Один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс; гражданский сановник норовил так, чтобы побольше было прямоты, благородства в лице и чтобы рука оперлась на книгу, на которой бы четкими словами было написано: «Всегда стоял за правду». И вот, со временем, Чартков становится модным, но, увы, пустым живописцем. Причиной тому, конечно, был портрет, с его дьявольскими чарами. Но через фантастический сюжет автор показывает, что может сотворить с человеком слава и богатство. Не обязательно покупать волшебный портрет, чтоб стать рабом. Не зря еще в самом начале предупреждает профессор, его наставник: «У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец».

Постепенно пропадает творческое стремление, трепет. Занятый балами и визитами художник едва набрасывает основные черты, оставляя дорисовывать ученикам. Уже и тот талант, который пробивался в нем вначале, бесследно угас за приукрашиванием чиновников, дам, их дочерей и подруг. На пьедестал, который раньше занимала живопись, взгромоздилась страсть к золоту. Золото стало для Чарткова всем. Оно заполонило бы его жизнь полностью, если бы не одно событие. Академия художеств пригласила знаменитого Чарткова оценить привезенную из Италии картину русского художника. Увиденная картина так поразила знаменитость, что он даже не смог выразить заготовленное пренебрежительное суждение.

Живопись была так прекрасна, что всколыхнула в нем зачерствевшее прошлое. Слезы задушили его и не сказав ни слова выбежал он из залы. Внезапное озарение погубленной жизни ослепило его. Осознав, что никогда не вернуть убитый талант, ушедшую молодость, Чартков становится страшным чудовищем. Со зловещей алчностью начинает он скупать все достойные произведения искусства и уничтожать их. Это стало главной страстью и единственным его занятием. В итоге безумный и больной умирает он в жуткой горячке, где везде ему чудится портрет старика. Отовсюду смотрят на него страшные глаза с портрета.

Но еще один герой, о котором говорится только во второй части повести, поступает иначе. Как и Чартков, еще молодым художником, он встречает очень необычного человека, ростовщика, который просит писать его портрет. Слухи об этом ростовщике ходят очень таинственные. Все, кто связывался с ним, обязательно попадали в беду. Но как художник, он все же берется писать портрет. Сходство с оригиналом выходит поразительное, глаза словно глядят с портрета. Но, написав ростовщика, художник осознает, что не сможет больше писать чистые образы. Художник понимает, что написал дьявола. После этого он навсегда уходит в монастырь, чтоб очиститься. Седым старцем он достигает просветления и, берясь за кисть, уже способен писать святых. Давая наставления сыну, он сам говорит, как святой: «Намек о божественном, небесном заключен для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего... Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства». Но тем не менее повесть не заканчивается оптимистично. Гоголь дает портрету продолжить свое роковое путешествие, предупреждая, что никто не застрахован от зла.