Читаешь ли сегодня статьи о происходящем вокруг Боголюбского монастыря, или о «деле Агеевых», либо смотришь видеоролик о происходящем в Михалевской школе-интернате, - не покидает ощущение ирреальности происходящего. Это какая-то другая, выходящая за рамки разумной, действительность. Первая реакция нормального, здравомыслящего человека на совершаемое вот сейчас, на наших глазах, беззаконие: «это абсурд», «бред», «этого не может быть». Но это есть. И то, что сейчас происходит, лучшее доказательство, что материалистический взгляд на жизнь, вбивавшийся в головы человечества на протяжении нескольких веков, это блеф. Дьявольская уловка. Ибо объяснить происходящее с точки зрения разума невозможно, а вот исходя из того, что руководит всеми этими людьми, всей этой огромной массой сотрудников правоохранительных органов, правозащитников, прокуроров и даже некоторыми священнослужителями некая темная сила, мощно навязывающая им свою злую волю, вполне даже допустимо. Не другие люди руководят ими и заставляют играть неприглядные роли в этом чудовищном по своей жестокой нелепости спектакле. Они - игрушки в руках высших существ, духов злобы поднебесной, которые вышли на открытый бой так же, как они выходили на бой против носителей божественной любви еще задолго до явления Спасителя. Эта война тянется через всю историю человека. Прописные истины, не так ли? «Здесь Бог с дьяволом борются, а поле битвы - сердца людей» (Ф.М. Достоевский). Но мы забываем об этом, мы забываем, что, когда людей, отвернувшихся от Бога, открывших свою душу другой силе, становится достаточно много, дьявол объединяет их для совершения любого беззакония. Еще живы те, кто помнит годы репрессий, помнит то отчаяние, ту абсурдность, невозможность происходящего, когда вопреки всему - вопреки очевидности, вопреки законам человеческим - юридическому, моральному, закону логики, - свершалось самое страшное, и - ломались жизни, судьбы, ломались души...

Души ломались именно от абсурда, когда разум - то, что мы гордо называем единственным отличием нашим от прочих живых существ, пасовал перед ирреальностью, перед очевидностью того, что «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда», а оно есть, есть чья-то - высшая - злая воля, которая делает из людей, облеченных властью, духовных зомби.

Посмотрите внимательно на лица тех, кто остался глухим к мольбам безутешного отца, разлученного с любимой дочерью, к доказательствам невиновности оклеветанных Ларисы и Антона Агеевых - они словно подернуты ледком, неподвижны, в глазах застыло общее выражение какого-то напряженного тупого упорства. Они внезапно душевно оглохли, перестали воспринимать объективно слова и поступки других, словно перешли в другую реальность и действуют, подчиняясь чьим-то неслышным приказам. Общее помешательство? В какой-то степени, да. Но лучше сказать, духовное помрачение. Мрак объял их души, и они потеряли дарованную человеку Господом свободу. Теперь они не люди, а орудия. Безжалостные, бездумные. Пусть никого не обманывает то, что они в остальном ведут себя вполне логично и «по-человечески». Они запрограммированы на ложь в отношении определенной ситуации, только и всего.

Почему это стало возможным? - а почему стал возможен 1917-й год, 1937-й? Потому что в один далеко не прекрасный момент в некоем духовном пространстве, духовной реальности люди, повернувшиеся от света в другую сторону, в сторону тьмы, - ибо нет третьего состояния между светом и тьмой, и сумерки означают лишь шаг в ту или иную сторону, - эти люди, объединившись, образовали войско князя мира сего. Он стал их владыкой, и они подчинились ему, потому что своей цели - властвовать над миром, он может достичь только с помощью живых существ, носителей того самого пресловутого разума, который отрицает дарованную Богом человеку бессмертную душу. И, слепо, бездумно, выполняя негласный приказ, они пошли войной на своих же собратьев по этому разуму, не понимая, что они творят, не понимая, что эта война есть в первую очередь война их против себя же.

Нет, слезами их не пронять. И попытки взывать к сердцу, к состраданию - бесполезны. И апеллировать к здравому смыслу не стоит. Потому что с таким же успехом можно долбить по клавиатуре компьютера, пораженного «трояном» или каким-нибудь зловредным вирусом. Глухо. Заблокировано. Вывести их из этого омраченного состояния нам не под силу. Это может только Создатель, по нашим молитвам о «ненавидящих и обидящих» нас. Потому что если и мы возненавидим их, то добра, света, станет меньше, а тьма удвоится. Враг улавливает наши души именно на этом, и усиливает свое войско нами же, его недавними противниками. Их, эти слепые орудия дьявольской злобы, очень трудно жалеть, почти невозможно. Но надо. Ради нас же, ради них, ради того, что вот сейчас, своими молитвами, мы создаем себе, России будущее. Ибо дух поднебесный может быть силен только по попущению Божию. Господь не навязывает нам Свою волю, но вот такими ирреальными, запредельными ситуациями Он показывает нам до пронзительности отчетливо, что разум, которым мы так привыкли гордиться, ничто по сравнению с Духом. Все наши, человечеством созданные, законы - ничто по сравнению с установлениями Божиими. Нет разделения на красных и белых, либералов и консерваторов, власть имущих и власти подчиняющихся - есть лишь один критерий: Божественный, Спасительный свет - и дьявольская, погибельная тьма.

Чем еще можно заставить людей осознать себя носителями не разума, но бессмертной души, как не тем, что поставить их в положение алчущих правды, но не находящих ее в человеческих промышлениях? Что еще способно пробудить ее, эту душу от спячки, в которую ее вверг «всесильный» разум? Многие средства за века нашей истории были испробованы. Дьявол несчетное количество раз искушал людей, и собирал свои войска в очередной поход, но, чем полнее была его победа над носителями добра и света, тем очевиднее для всех становились Божия правда и его ложь. Ибо чем гуще тень, тем, значит, ярче солнце. Сейчас, возможно, близится конец пути, и наши дети - это один из последних рубежей. Некоторые из них - новые мученики, но иные - будущий авангард войска князя тьмы. Битва ведется уже не в сердцах людей, наделенных разумом, но в детских, неразумных, сердцах. И нам остается одно: отринуть разумное объяснение разворачивающегося сейчас на наших глазах сражения, стать «как дети», и с детской, искренней верой и надеждой обратиться к Спасителю, с мольбою взывая: «Господи! Спаси, сохрани и помилуй нас, грешных! И вразуми нас, и наставь на путь истинный, на Тебя, Господи, уповаем!»

Галина Пырх , редактор епархиального Издательства и газеты «Новосибирский епархиальный вестник»

«А поле битвы - сердца людей»

На День студента в Академическом русском театре драмы им. Георгия Константинова пришлась премьера спектакля «Солдатики» по пьесе современного драматурга Владимира Жеребцова. «Чморик» (Подсобное хозяйство) - таково оригинальное название произведения - в своё время был замечен и отмечен на фестивале «Новая драма». «Чморика» ставили разные театры в Москве («Табакерка», спектакль «Солдатики») и других городах, по мотивам пьесы был снят короткометражный фильм «Подсобное хозяйство». Теперь «Солдатиков» увидели и в Йошкар-Оле.

Солдатики, солдатики, зеленые жучки,

Хлопушки, автоматики, звездочки, значки…

В «Архипелаге ГУЛАГ» Александр Исаевич Солженицын пишет: «…Один и тот же человек бываетв разных жизненных положениях - совсем разным человеком. То к дьяволу близко. То и к святому. А имя - не меняется, и ему мы приписываем все». Познать самого себя, как завещал нам Сократ, удается не всегда. Порой необходим какой-то внешний толчок, встряска, что-то должно произойти или кто-то должен прийти. Для младшего сержанта Хрустяшина такой «пришелец» - Новиков. В каком-то смысле он в этом Богом забытом подсобном хозяйстве - инопланетянин. Вернее - чморик. Пьеса обращена в прошлое стилистически. Но не идейно. Ее тема - армия - для кого-то окажется скучной, для кого-то - актуальной, для кого-то - заезженной. Но дело здесь не в суровых армейских буднях и вовсе не в доскональном воспроизведении реалий конца 80-х. Просто помещение действия в армейскую обстановку наиболее удачно. Наверное, на нее полнее проецируется наша, российская действительность. За простым текстом, незамысловатым сюжетом - многослойность и неоднозначность; вечные вопросы отыскиваются в самых наиреальнейших ситуациях. Стоит только поглубже копнуть и задуматься.

Спектакль был преподнесен зрителям на большой сцене в «малом формате», в этом - «фишка», удачный ход режиссера - засл. арт. России Александра Сучкова (г. Нижний Новгород). Разговор со зрителем ведётся с глазу на глаз, в непосредственной близости, в камерной обстановке. Правда, некоторой постановочной цитации избежать не удалось, но это нисколько не повредило спектаклю. Вопросы задаются не «в лоб». Линия режиссерского замысла не переходит границ, движется деликатно, ненавязчиво и в то же время выверенно-четко. Никакой дидактики, никакой назидательности. Свобода выбора.

Нехитрым на первый взгляд выглядит решение сценического пространства. Бочка с водой, обклеенная картинками с Гагариным и запускаемой ракетой - вот и все, что подсказывает о близости Байконура; ящики; двухэтажная казарменная кровать. Затерянные в степях Казахстана, «солдатики» несут свою службу. Они действительно «отрезаны» от всего света. Напоминание о связи с ним - телеграфный столб, линии от которого тянутся к кулисам, образуя треугольник, вершиной устремленный в нарисованную степь. Эта телеграфная «птичка» и круг, вписанный в треугольник, функционально ограничивают и «сакрализуют» выхваченный из мира клочок сцены: он становится ареной нешуточной борьбы, которая, по слову Достоевского, ведется между дьяволом и Богом в сердцах людей.

Актеры немало посодействовали автору. Здесь тоже - свои находки и свои нюансы. Хотя каких-то «жутких» сцен в спектакле нет, напряжение постоянно присутствует. Сержант Хрустяшин (арт. Игорь Новоселов) оказывается в нелегкой ситуации выбора. Его метания «между ангелом и бесом» не могут не передаться залу. Вместе с «декабристкой» Катей (арт. Ксения Немиро) на сцену врывается трогательно-домашнее начало. Старший лейтенант Алтынов (арт. Антон Типикин) бдительно следит за «неуставным бардаком». Страшный в своей спокойной самоуверенности Бес (арт. Сергей Васин) является, как и положено, всегда неожиданно - в клубах не инфернальной серы, а сигаретного дыма. Замечательно стоит на табуретке Новиков (арт. Ярослав Ефремов), а Аня (арт. Юлия Охотникова) внимает игре «скрипача», которому все-таки малость не хватает питерско-гатчинской «закваски». Несколькими штрихами актрисе удается передать переход от напускной хмельной веселости к внезапной «тоске по идеале», охватывающей исстрадавшуюся буфетчицу.

В спектакле режиссерский замысел раскрывается через детали. Письмо домой с бравым враньем о запуске ракет диктуется Хрустяшиным под прозаическое хрюканье свиней; банка тушенки торжественно открывается солдатиками под бодрый «Авиамарш». Вот сержант обреченно, но почти по-жречески, вытаскивает из-под кровати свое облачение - заляпанный кровью фартук мясника, в руках его сверкает большой нож, а «чморик» на коленях умоляет сослуживца не резать свинью. Вот завернутый в одеяло Хруст трижды обходит кругом кровати после беседы с Бесом. И неспроста переодеваются ребята в чистые рубашки. По сюжету, Новиков читает стихотворение. Какое - автор не указывает. Режиссер останавливает свой выбор на строках Булата Окуджавы, и ясно - почему:

В земные страсти вовлеченный,

Я знаю, что из тьмы на свет

Однажды выйдет ангел черный

И крикнет, что спасенья нет.

Но простодушный и несмелый,

Прекрасный, как благая весть,

Идущий следом ангел белый

Прошепчет, что надежда есть.

Надежда, понятно, умирает, но все-таки последней.. Да, разбивается стекло. Да, на пороге является Бес. Да, все погружается во тьму. Но в финале снова звучит «Марш авиаторов».

Итак, доверительный разговор по душам состоялся, диалог со зрителем, надо думать, удался. И «выстрел» в сердца зрителей произошел. Заигравшиеся в солдатики мальчики подросли и разыграли историю про Каина и Авеля. Игра вышла без хэппи-энда. Взрослая. «Всамделешная».

Уж не знаю почему, прочитав дневник "И я полностью согласен", вспомнила эту фразу из книги Достоевского.

Красота! Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил. Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота? Верь, что в содоме-то она и сидит для огромного большинства людей, - знал ты эту тайну иль нет? Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с богом борется, а поле битвы - сердца людей.

И классики ошибаются.. но слова эти он написал персонажу буйному с бурей в душе, который дьявола своего победил смирением.

Помните знаменитую фразу Достоевского: «Здесь диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»? Несмотря на ее хрестоматийность, мне кажется, что классик не совсем прав. Точнее, эти слова допускают не совсем христианское понимание. Или совсем не христианское.

Сама мысль о борьбе диавола с Богом для христианина абсурдна. Особенно хорошо это видно в евангельском эпизоде искушения Христа в пустыне. Когда диавол предлагает Иисусу все царства мира, если Тот поклонится ему, Христос отвечает искусителю: «Отойди от меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». В славянском переводе Евангелия от Матфея эта фраза звучит так: «Иди за мною, сатано: писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися, и тому единому послужи». С языковой точки зрения русский текст более точен, а славянский является калькой с греческого и искажает смысл фразы (буквально: иди по направлению «за меня»). Но в каком-то смысле эта языковая неточность более жестко указывает на реальное положение вещей – на невозможность диаволу искусить Бога, на несоизмеримую «разность в весовых категориях». Недаром толкователи Библии традиционно отмечают, что в искушении в пустыне Христос отвергает все те соблазны, на которые в свое время прельстилась Ева: соблазн духа, души и тела.

А вторую часть фразы («написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи») можно истолковать не только как то, что Христос пришел послужить Богу, но и как то, что сам сатана, вместо бесплодных попыток искусить Спасителя, должен ему покориться и ему служить.

Повторяю, диавол не борется с Богом, потому что в этой борьбе он обречен. Он может бороться только с нами и побеждать нас. Но если мы выберем Победителя, а не побежденного, то, по мере продвижения по пути к Добру, сердце наше все больше будет превращаться из поля битвы в эдемский сад.

Желаю всем выбрать Победителя.

Слепой и зрячий в невежестве - оба одинаково «слепы» и равно бесполезны.

Спорят, что лучше - капитализм или социализм. По существу обсуждается, что в человеке лучше - эгоизм или альтруизм, скупость или щедрость, зло или добро. Так, что же лучше - хороший человек или плохой?

Ответ, единодушно не вызывает сомнений.

«Полем битвы - Он избрал сердца наши»

Капитализм, это выраженная в физический мир черта характера личности - эгоизм. Так же, как и социализм - это отображенный в материальный мир предметов, альтруизм личности. Рабовладение и феодализм - неограниченный деспотизм.

Деспотизм, эгоизм, альтруизм (рабовладение, феодализм, капитализм, социализм, коммунизм) - внутри нас. Все они одновременно присутствует во всяком человеке. Они есть во всех - в разных пропорциях. Если же черты явно и не проявлены, это не значит, что их нет - просто, они находятся в подавленном зародышевом, не раскрытом состоянии.

Всякая наша черта характера предметно выражается в мире материи и межличностных отношениях. Щедрость, жадность, смелость, хвастовство, глупость, черствость и т.д. (Установлена и прямая связь черт характера с болезнями). Если посмотреть на человека внимательно, то все проявления характера можно увидеть в созданном им окружающем материальном мире предметов. Каких качеств в личности больше, тем он в жизни и само представлен. Вспомнить, например, персонажей Н.В. Гоголя в «Мёртвых душах»: - Коробочку, Манилова, Плюшкина и других. (Иному человеку, стоит, только заговорить, как о нём всё сразу становится ясно).

Таким образом. - Не существует обособленно капитализма и социализма. Они порождение ума человека и «живут» одновременно вместе - в одном человеке.

Абсолютно во всех государствах, (а ещё раньше и в первобытном племени) - есть и был социализм. Во всяком обществе в разной степени присутствует бесплатная помощь, и забота. Также в обществе, есть и был капитализм, выражением которого сегодня являются деньги. А, в доисторическом мире роль денег выполнял любой необходимый для жизни предмет (рубило, скребок, кусок мяса, пригоршня воды и прочее).

Спор политиков о лучшем строе - это «война добра и зла» в сознании человека.

Каждый спорящий, придерживается ценностей - согласно достигнутого уровня индивидуального развития. Подобно, ослик выбирает для себя морковку, а человек - человеческое (всякому своё).

Обнаружив, что «корень» капитализма (эгоизма) и социализма (альтруизма) «растёт» из человека, то среди здоровых и разумных людей, можно положить конец политическим спорам и войнам. Сложив силы «слепого и зрячего невежественного» воедино, можно перенести растраченную энергию конфликта на проблемы развития личности .

В конечном счёте, на изменение существующего общества и мира - в лучшую сторону!

Всякий человек, в течение дня, одновременно бессчётное число раз может быть стяжателем и проявлять заботу о других (хотя бы это действие происходило и в семье). Что свидетельствует о гибкости, подвижности, изменчивости ума, о способности мыслью менять себя и окружающий материальный мир.

Если посмотреть шире - то, в человеке есть всё. В нём сосредоточено от всех черт характера его предков. Все одинаковы по структуре генетического кода и различаются проявленной активностью генов. В сумме выраженность всех черт личности - называется характером.

«Он взял семьдесят две краски, Он бросил их в чан. Он вынул их все белыми и сказал: - Подобно этому, воистину, Сын человека пришёл»… (От Филиппа, 54).

Состоящий из «семидесяти двух красок», человек пришёл в жизнь. Осознавший себя Человек - по своему знанию и желанию, может стать «белым» (чистым).

Количество социализма (сумма социальных благ) в государстве - определяется уровнем морально-нравственного развития общества. Если уровень высокий, то и заботы больше. Чем выше сознание, тем - социализма больше. С демократическими переменами, количество социализма повышается, а с диктатурой, самодержавием, деспотизмом - снижается.

Нравственно низкий уровень общества, никогда не способен построить более развитое социальное государство. Подобно - и обезьяна не сделает ничего человеческого.

Есть восточная поговорка: - «Новое седло и золотая уздечка - не сделает из осла арабского скакуна». Если упряжь с одного осла перевесить на другого осла - то, жеребца, тоже не получится.

Одни материальные перемены в стране бесполезны. - Требуется, упреждающее морально-нравственное развитие.

Истине в доказательство служит всё, в том числе и противоположность. - Чтобы сотворить «зверя», надо вытравить из людей человеческое, лишив их возможности думать и свободно получать знания. Тогда, рождённый зверь (в награду) уничтожит своих слепых и бездарных родителей.

Политики, фокусники, мошенники, чтобы завладеть: имуществом, свободой, любовью, симпатией, доверием, властью или ещё чем другим - отвлекают внимание. Отвлеченный на «ложную подставку», разум людей, ослеплён и не способен правильно видеть суть вещей.

Хорошо знать, что всё, что есть внутри нас, то воплощается во внешнее.

Каждый может быть своей противоположностью - эгоистом или альтруистом. Английская поговорка подтверждает: - «наши недостатки - это продолжение наших достоинств». Люди, под внешним доминирующим воздействием в одно мгновение, легко способны изменяться в любую сторону - хорошую и плохую.

При низком уровне развития сознания в обществе, свободы слова и институтов демократии - от личности, во главе государства, в полной мере зависит, будет ли такое общество развиваться или деградировать.

Насколько хорошо человек себя знает - зависит возможность внешнего воздействия на его разум и манипулирование его сознанием.

«Наши слабости нам уже не вредят, когда мы их знаем». (XVIII век, немецкий учёный, публицист Георг Лихтенберг).

Знающие, могут разобраться и в себе, и в других. Они способны выбирать лучшее для себя - лучшего президента, правительство, они в силах ограничивать плохое. … «И познаете истину, и истина сделает вас свободными" (От Иоанна: 8 - 32).

(11 голосов : 4.82 из 5 )

Владимир Легойда

Помните знаменитую фразу Достоевского: «Здесь диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»? Несмотря на ее хрестоматийность, мне кажется, что классик не совсем прав. Точнее, эти слова допускают не совсем христианское понимание. Или совсем не христианское.

Сама мысль о борьбе диавола с Богом для христианина абсурдна. Особенно хорошо это видно в евангельском эпизоде искушения Христа в пустыне. Когда диавол предлагает Иисусу все царства мира, если Тот поклонится ему, Христос отвечает искусителю: «Отойди от меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». В славянском переводе Евангелия от Матфея эта фраза звучит так: «Иди за мною, сатано: писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися, и тому единому послужи». С языковой точки зрения русский текст более точен, а славянский является калькой с греческого и искажает смысл фразы (буквально: иди по направлению «за меня»). Но в каком-то смысле эта языковая неточность более жестко указывает на реальное положение вещей – на невозможность диаволу искусить Бога, на несоизмеримую «разность в весовых категориях». Недаром толкователи Библии традиционно отмечают, что в искушении в пустыне Христос отвергает все те соблазны, на которые в свое время прельстилась Ева: соблазн духа, души и тела.

А вторую часть фразы («написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи») можно истолковать не только как то, что Христос пришел послужить Богу, но и как то, что сам сатана, вместо бесплодных попыток искусить Спасителя, должен ему покориться и ему служить.

Повторяю, диавол не борется с Богом, потому что в этой борьбе он обречен. Он может бороться только с нами и побеждать нас. Но если мы выберем Победителя, а не побежденного, то, по мере продвижения по пути к Добру, сердце наше все больше будет превращаться из поля битвы в эдемский сад.