Было бы естественным предположить наличие связи между вращением, описанным в Ритуале № 1 Пяти Тибетских Ритуалов и Кружащимися Дервишами, обнаруженными великим философом и писателем Руми в 13-м веке. Тем не менее, ниже приведены обнаруженные нами доказательства отсутствия такой связи.

Некоторые практикующие и преподаватели Пяти Ритуалов переняли определенные движения из Сема (религиозной церемонии дервишей) – такие как вращение против часовой стрелки и расположение одной руки ладонью вниз, а другой – вверх. Но, как Вы сможете прочесть ниже, это современная адаптация, не имеющая никакого исторического подтверждения.

Хотя обе эти процедуры (Первый Ритуал и религиозный обряд Сема) представляют собой вращение, они имеют разные результаты и существенно различаются в технике выполнения. Дервиши кружатся, чтобы вызвать состояние, подобное трансу, а тибетский 1-й Ритуал выполняется для стимулирования работы вихрей.

Церемония Сема вдохновила Мевлана Селаледдина Руми (1207-1273) не меньше, чем турецкие обычаи, история, верования и культура. Это часть священной церемонии, в ходе которой дервиш вращается в четком ритме. Кружась, он стремится освободиться от всех посторонних мыслей. Входя в транс, он освобождается от физического сознания и побеждает головокружение. Дервиши считают, что их душа освобождается от земных связей, получая возможность свободно и радостно общаться с божественным.

Дервиш в буквальном смысле означает «проход» и считается входом из нашего материального мира в духовный, небесный. В древности турецкие султаны часто обращались к дервишам за советом. Они считали, что дервиш в процессе молитвы и вращения создает гипнотическое и расслабляющее воздействие, открывая свое тело для получения божественной энергии.

В Первом Тибетском Ритуале обе ладони обращены вниз, а дервиши поворачивают правую ладонь вверх, для получения небесной силы, а левую – вниз, чтобы направить эту энергию в землю. Они видят себя проводником божественной силы, и не пытаются удержать или перенаправить ее.

Цитата с официального сайта семь и Руми:

"Во время вращения руки открыты, правая направлена в небо, готовая принять благодеяние Божие; глядя на левую руку, повернутую к земле, он поворачивается справа налево, вокруг сердца. Это его способ передачи духовного Божьего дара людям, на которых он смотрит глазами Бога. Вращаясь вокруг сердца, справа налево, он охватывает все человечество, все живое с привязанностью и любовью"

В книге Питера Кэлдера, где он описывает обучение полковника Брэдфорда у лам в тибетском монастыре, упоминаются такие суждения Брэдфорда о дервишах:

"Когда я заговорил об этом с одним из лам, он сообщил мне, что кружение дервишей наряду с положительным эффектом имеет также и разрушительное действие. Казалось бы, продолжительное вращение стимулирует активность вихрей (чакр) А, В и Е. Эти три вихря, в свою очередь, оказывают стимулирующее влияние на два других, С и D. Но в связи с повышенной активностью ног чрезмерно стимулируются вихри в коленях, F и G. В конце концов, они истощаются настолько, что накопление жизненных сил наряду с этим срывом заставляет их испытать своего рода «психологический провал», который они принимают за нечто духовное, или, во всяком случае, религиозное".

"Таким образом, - продолжал полковник, - мы не допускаем избытка вращательных упражнений. Хотя дервиши могут делать сотни оборотов, мы обнаружили, что большую пользу приносит ограничение этого числа до дюжины – этого достаточно для того, чтобы Первый Ритуал (вращение) смог стимулировать активность всех вихрей".

Еще одно отличие в том, что Брэдфорд учит нас вращаться по часовой стрелке, а обряд Сема выполняется против часовой стрелки.
Мы можем только догадываться об истинном происхождении вращения. Но исходя из того, что это довольно естественный процесс, почти наверняка оно возникло вследствие тщательного наблюдения законов природы.

Примеры вращения можно наблюдать повсюду. Земля вращается вокруг солнца, и если смотреть на нее из космоса, окружена спиралевидными облачными образованиями, похожими по форме на нашу галактику. Даже Ваше собственное тело содержит многочисленные спирали – от ДНК до уникальных узоров на кончиках пальцев. Замедленная съемка позволяет увидеть, что прорастание семян направлено не вверх, как считалось ранее. Оно происходит по спирали.

Древние давно считали, что Вселенная полна вращающихся вихрей, через которые входит ее энергия, оживляющая наше тело и прочее. Некоторые древние культуры считали, что энергия земли собирается в вихри, и в этих предполагаемых местах они строили храмы, церкви и другие места центры поклонения и обучения. Некоторые люди верят, что необычное строение Стоунхенджа, пирамид и гигантских каменных монолитов на острове Пасхи – примеры таких мест, где, как утверждали древние, накапливается «особая энергия».

Каким бы ни было объяснение вращения (Первый Тибетский Ритуал), действительно, самым разумным кажется версия, что оно имеет некоторым образом вселенское значение – с точки зрения связи вращения с производством и распределением энергии.

Поскольку эту церемонию, упрощенно называемую «танец крутящихся дервишей» или, еще проще, «танец дервишей» в оригинальном исполнении можно посмотреть только в Стамбуле, то не воспользоваться таким случаем было бы просто непозволительной роскошью. И я … не воспользовался! График моей работы был слишком плотным, и я или не успевал на представление, или был настолько уставшим, что мне уже было не до шедевров мирового культурного наследия. Но в один из последних вечеров, проходя мимо ресторанчика недалеко от отеля, я увидел знакомую рекламу и на секунду задержал на ней свой взгляд. Этого оказалось достаточно чтобы турок-зазывала нежно подхватил меня за рукав повыше локтя и потащил ко входу одновременно объясняя мне на хорошем русском языке какое счастье и удача ожидает меня всего за 42 лиры.

Далее я, конечно, мог бы расставить в нужном порядке фотографии и описать как все происходило. Но, к сожалению, впечатление от увиденного у меня осталось не самое лучшее - жующие и пьющие, в том числе и вино, зрители лишили мистическую церемонию всякого смысла, изначально в нее заложенного.

Поэтому я решил вместо описания танца дервишей в стамбульском ресторане рассказать о настоящем ритуале сема суфиев братства мевлеви . Но прежде нам нужно познакомиться с некоторыми понятиями, которые необходимы для понимания того культурного пласта, небольшой частью которого является танец вертящихся дервишей. Это очень важно хотя бы только для того, чтобы не выглядеть безграмотными невежами, не уважающими чужую культуру.
И начинать нам придется из далека:

Суфизм – мистика Ислама.

Всего три слова в заголовке – суфизм, мистика и Ислам. Какие-то ощущения рождаются, но точный смысл, если честно, как-то не доходит. Если вы также как и я пребываете в подобной растерянности, не огорчайтесь, мы не одни. Немного найдется на свете людей способных вразумительно объяснить это сочетание, потому, что:

Несомненно одно - суфизм так или иначе связан с Исламом (как минимум отрицанием), и он не ограничивается общепринятой религиозной практикой, дополняя или частично замещая ее мистикой, то есть непосредственным общением с Создателем. Последнее достигается в состоянии транса (экстаза), в которое вводит себя суфий во время радений (коллективных служб) или индивидуально. Важнейшим элементом мистических практик суфиев является пост, уединение и медитация. Образ жизни приветствуется аскетический, но строгого отрицания мира нет.

Суфии, дервиши, факиры.

Я родился и получил образование при советской власти, за что, кстати, ей большое спасибо. Естественно, что о суфиях нам ни в школе, ни в институте в курсе марксистско-ленинской философии ничего не говорили. Но были замечательные советские фильмы про злых и жестоких басмачей, рядом с которыми вертелись и визжали, выпучив глаза грязные и плохо пахнущие (!) оборванцы, которых называли дервишами. Вот так я познакомился с суфиями. И этот путь прошел не только я - думаю, что и ваши первоначальные сведения о дервишах, которые и есть суфии, недалеко ушли от моих!

Почему суфиев называют «дервиш» ? На персидском языке слово «дервиш» означает «стоящий за дверью». Просто и понятно – слышишь стук в дверь, открываешь и видишь потрепанного человека, просящего милостыню, то есть, дервиша.

Есть еще арабское слово «факир» , что означает «бедняк». И оно тоже может означать суфия, если не означает индийского фокусника.
Таким образом, дервиши и факиры тоже, что и суфии.

Ну, и наконец, о самом слове «суфий» . Оно наиболее распространено вне исламского мира и на востоке исламского ареала. В арабском мире используется слово «тасаввуф» .

Происхождение слова суфий имеет несколько версий:

  • Наиболее распространена версия происхождения его от арабского слова «суф» - шерсть, поскольку обычным одеянием суфия была шерстяная накидка.
  • Сами суфии чаще производят свое название от слов «сафа» (чистота), «сифат» (свойство, качество), или от арабского выражения «ахль ас-суффа» - люди, сидящие на скамье (вспомним известную нам мебель «софа») – так назвали группу бедных сподвижников Пророка (с.г.с.), у которых не было жилья и они все время сидели на скамейке под навесом перед мечетью и жили за счет подаяний.

Суфийские братства.

Суфии разделены на братства . Некоторые называют их «орденами» по аналогии с христианскими монашескими орденами, однако такое сравнение более похоже на первое впечатление от непонятого еще явления, чем на определение познанного. Каждое братство имеет свой «путь постижения» (тарика) и свою цепочку наставников (сильсиля) . Первым звеном в цепи наставников во всех братствах считается посланник Аллаха Мухаммад (с.г.с.) . Суфий может получить звание суфия только от наставника, то есть, путем некоторой инициации.

Суфии могут быть бродячими, или оседлыми, проживать в обители, называемой ханака (текке), или даже в собственном доме – ограничений на этот счет нет.

Поэзия суфиев.

Пытаясь хоть как-то передать свой мистический опыт суфии создали великую поэзию, преимущественно на персидском и арабском языках. На самом деле суфийская поэзия достойна звания «величайшая», но инъекция европоцентризма, получаемая большинством из нас с раннего детства, не позволяет мне так рисковать психическим здоровьем читателей. Скажу за себя – вынеся из советской школы, скажем мягко, нелюбовь к стихам я только годам к тридцати добровольно прочитал целую книжку стихов. И это были стихи поэтов суфиев.

В поэзии суфиев среди прочего выделяется любовная и винная темы. Но! Поэзия суфиев использует свой символический язык и для ее восприятия необходимо если не посвящение, то хотя бы некоторое просвещение. Вот один пример из винной поэзии:

Лишь утром голубым блеснет просвет окна
Хрустальный мой фиал налейте дополна.
Ведь люди говорят, что истина горька
Не скрыта ль истина и в горечи вина?

Омар Хайям (Гиясатдин Абу-ль-Фахт ибн Ибрагим Омар Хайям Нишапури), ок.1048-1131, перевод В. Солоухина.

На взгляд большинства из нас речь в этом рубаи идет об утонченной просьбе опохмелиться после ночной попойки. На самом деле здесь звучит призыв к утренней молитве - в символике суфиев молитвенный экстаз описывается как опьянение вином…

Музыка суфиев. Сама (Сема).

Суфийские братства имеют свои техники вхождения в молитвенный транс. Большинство из них основано на медитации путем повторения имен Аллаха. Но есть некоторые братства, которые используют в своих радениях музыку и пение. Это называется «сама» от арабского слова «слушание» . Мусульмане-тюрки произносят слова «сама» как «сема» . Именно оно было написано на рекламном щите в Стамбуле.

Самое известное братство, практикующее сама это братство чиштия из Афганистана. Музыка этого братства получила мировую известность.

О запрете музыки в Исламе.

Тут необходимо сделать одно серьезное замечание – принято считать, что Ислам запрещает музыку . Но ни в Коране, ни в Сунне нет прямого запрета на музыку. Однако авторитетные мусульманские ученые пришли к мнению, что Ислам запрещает музыку, вернее, музыкальные инструменты. Дозволена лишь игра на одностороннем маленьком барабане (бубен без погремушек) и пение женщин в его сопровождении, но! Только на праздниках Разговения (Ураза байрам), Жертвоприношения (Курбан байрам) и на свадьбе!

Отсутствие прямого запрета в источниках Ислама послужило основанием для имама Абу Мухаммад Ибн Хазм аль-Андалуси (имам мазхаба захиритов , скончался в 456 г.х. (1064 год)), настаивавшего на буквальном принятии текстов Корана и Сунны, не принимать запрет музыки.

Отношение суфиев к музыке.

Большинство братств суфиев поддерживает запрет музыки, но некоторые братства разработали для себя свод правил, в соответствии с которым они считают для себя музыку, пение и даже танцы дозволенными. Вот несколько пунктов из этих правил:

  1. Сама (сема) запретна для простого люда, дабы им не потерять своей души, но она позволительна для аскетов, дабы те могли достичь цели всех своих усилий и она желательна для суфиев.
  2. Перед слушанием сама (сема) необходимо иметь намерение достигнуть молитвенного экстаза, совершить омовение и переодеться во все чистое.
  3. В процессе сама (сема) необходимо сосредотачиваться на духовном содержании, а не на красоте голоса или исполнителя.
  4. Сама (сема) есть проявление любви к Богу, а не эстетическое наслаждение. Египетский суфий Зу-н-Нун сказал: «Сама есть восхищение Богом, которое побуждает сердца стремиться к Богу».
  5. И, наконец, запоминаем три арабских слова – макан, заман, ихван, что значит место, время и с кем.

Таковы вкратце некоторые условия дозволенности музыки, принимаемые суфиями. Если вы научитесь воспринимать музыку подобно суфиям, то и для вас она станет дозволенной. Только учтите, что и музыка тоже должна соответствовать – музыку следует оценивать по ее нравственному содержанию!

Кружащиеся дервиши. Amedeo Preziosi, 19 век.

Участвуя в сама (сема) и входя в экстаз (ваджд) суфии иногда совершали непроизвольные движения. Но братство суфиев мевлеви намеренно используют в ритуале сама (сема) вращательное движение для более полного и простого вхождения в транс. За это их прозвали «вертящиеся (кружащиеся) дервиши». На английском – whirling dervishes.


Говорят, суфий и поэт Мевлана Джелаледдин-и Руми (1207-1273) однажды на базаре услышал мелодичный перестук молоточков ремесленников, ковавших изделия из золота. В этих звуках ему послышались слова шахады – «ЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯ-ЛЛАХ», повторяя их он впал в экстаз, поднял руки и закружился. Сын Руми, Султан-Велед Челеби , в городе Конья (современная Турция) основал братство суфиев мевлеви, в обрядах которого использовались произведения Руми и его вращающийся танец. Так возник известный на весь мир танец вертящихся дервишей. Этот танец (?) свойственен только братству мевлеви и никаким другим братствам. По тюркской традиции они называют его "сема", а не "сама".

Сема начинается с входа музыкантов. Музыканты могут быть как дервиши, так и простые наемные исполнители. Музыка, которую они начинают исполнять, завораживает и ее звучание постепенно переходит из ушей в грудную клетку и сердце становится центром чувств. Во всяком случае, я именно так прочувствовал этот момент. Под музыку может исполняться декламация священных текстов.


Церемония сема состоит из 7 частей, каждая из которых имеет свой собственный смысл.

Часть 1. Свидетельство единства Аллаха. В зал по одному входят дервиши. Они кланяются и медленно обходят зал по кругу. На голове у них войлочные колпаки, символизирующие надгробную плиту над собственным эго. Одеты они в черные накидки, которые символизируют могилу их эго. Последним в зал входит шейх.

Дервиши сбрасывают с себя черные накидки и остаются в белых длинных одеждах. Белый цвет символизирует духовное перерождение и готовность к постижению истины. Дервиши скрещивают руки на груди и кладут ладони на плечи. Это положение символизирует число 1 (один) и означает свидетельство единства Аллаха.

Затем дервиши приветствуют шейха. Участие в сема шейха является обязательным.

  • Часть 2. Звуки барабана, символизирующие сотворение мира Аллахом и Его приказ «Будь!».
  • Часть 3. Является инструментальной импровизацией таксим, которая символизирует Божественное Дыхание - первый вдох, давший жизнь всему.
  • Часть 4. Дервиши приветствуют друг друга и шейха. Это приветствие символизирует приветствие душ, скрытых в телесной оболочке.
  • Часть 5. Кружение. Кружение состоит из четырех приветствий (салямов). В конце каждого саляма дервиш встает в позу свидетельствования единства Аллаха.
    Само кружение дервиша символизирует вечное движение Мира и подобно движению планет вокруг Солнца – вращение идет справа налево. Ось вращения проходит через сердце дервиша. Для того чтобы усвоить это движение дервиши учатся вращаться вокруг деревянного колышка, который обхватывают большим и соседним пальцем левой ноги. Руки дервиша поднимаются к верху. Ладонь правой руки обращена вверх, символизируя связь с Небом, а ладонь левой руки обращена вниз, к Земле. Голова дервиша во время вращения обращена к левой руке и наклонена. Некоторые считают, что это соответствует наклону оси земного шара к плоскости вращения.
    • Салям 1. Рождение человека для постижения истины через чувства и познание. Осознание Аллаха как создателя и понимание своего положения создания.
    • Салям 2. Выражает восторг перед величием и могуществом Аллаха и Его созданием.
    • Салям 3. Символизирует перерастание восторга в любовь и принесение разума в жертву любви. Это полное подчинение, уничтожение своего эго в любви и единение с Аллахом. Это состояние высшего экстаза, называемое в Буддизме – нирвана, а в Исламе – фенафиллах. Однако целью сема является не экстаз и потеря сознания, поэтому это состояние прекращается осознанным и прочувствованным свидетельством единства Аллаха.
    • Салям 4. Подобно тому, как Пророк (с.г.с.) восходил к Трону Аллаха и возвращался назад к своей земной миссии, кружащийся дервиш возвращается из состояния фенафиллах к своей задаче в этом сотворенном мире и прекращает свое духовное путешествие и восхождение. Он - слуга Бога, Его Книг, Его Пророков и всего созданного Им мира.
  • Часть 6. Чтение Корана. Обычно сура 2 Бакара, аят 115.
  • Часть 7. Сема завершается молитвой за души всех пророков и их последователей.

Такова общая схема проведения церемонии сема суфийского братства мевлеви. В Интернете довольно много записей танцев дервишей и вы легко найдете их на youtube. Вот один из примеров видео танца дервишей .

Танец дервишей – молитва или представление?

До начала двадцатого века Турция была исламским государством, причем, отличалась от других исламских государств беспрецедентной терпимостью к суфиям. Нет, пожалуй не терпимостью, а даже любовью. Сами турецкие султаны позволяли себе вставать в ряды дервишей. В одном Стамбуле было около 300 суфийских обителей, четыре из которых принадлежали братству мевлеви. Суфии были чрезвычайно популярны среди народа и имели большой авторитет.

После революции младотюрков под предводительством Мустафы Кемаля Ататюрка авторитет суфиев представлял собой реального конкурента новой светской власти. Поэтому Ататюрк в 1923 году издает закон запрещающий суфийские братства и их публичные ритуалы. Только в 1953 году с согласия администрации города Конья было разрешено проводить сема дервишей братства мевлеви, но! исключительно как эстрадное представление. И таковым оно является до сих пор.

Вот почему я смотрел его в ресторане. Но вам советую посмотреть его в более достойном месте!

В Стамбул с ГлобЭкс!

Требуйте туры в Стамбул в турагентстве ГлобЭкс-тур! Пусть порабатают на вас!

Мистический танец кружащихся дервишей связан с возникновения суфийского ордена Мелвеви. Танец дервишей был изначально храмовым ритуалом, действом для посвященных. Чтобы быть допущенным к сама, монах три года проводил в монастыре, в жесткой аскезе: первый год он служил ближним, второй - Богу, и третий совершенствовал свою душу.

Так получилось, что закрытый ритуал оказался чрезвычайно зрелищен, в нем очевидна и художественная ценность. Вихрь, создаваемый кружением дервишей, ритмичная музыка, гипнотизируют, захватывают зрителя. Поэтому танец-молитву персидских суфиев сейчас активно исполняют в Турции на сцене, и ежегодно на могиле Руми проводят фестиваль дервишей.

В суфизме ум считается «убийцей реальности», так как он отделяет человека от духовного пути, который можно найти только в своем сердце. Вращения помогают Искателю достичь гармонии с внутренним миром, с мистической реальностью, и преобразить его с помощью этой реальности. Считается, как только в голове танцора возникает хоть одна мысль — юбка падает.

Технически танец дервиша может исполняться в двух вариациях. Например, одиночно, когда происходит исступленное вращение вокруг своей оси на одной ноге, а ускорение толчками придает другая нога. Одна рука поднята кверху - берет энергию неба. Другая рука слегка опущена, чтобы передать энергию земле. Взгляд направлен на палец поднятой руки.

Есть коллективный вариант исполнения Танца дервиша в виде хоровода, с быстрым движением вокруг неподвижного центра - якоря. Кружение начинается сначала умеренно, затем всё увеличивая темп, живая карусель движется по кругу.

Окружающее теряет свои очертания, становится смазанным, нереальным. Но камень в центре неподвижен и сосед в живой цепи все время рядом. Люди находятся в круговороте, н6о вместе с тем есть чувство стабильности! Движение вызывает положительный стресс. Уходят страх, беспокойство. Появляется чувство эйфории, душевного подъема и ощущение бесшабашной радости. И вот резкий сигнал остановиться высвобождает сжатую пружину энергии, которая выбрасывает участников за круг. На автопилоте тело падает: животом, всем телом ощущаем надежность земной опоры. Но сознание еще находится в бешеной динамике карусели.

В танце дервиша зрительные и тактильные анализаторы дают взаимоисключающую информацию. С одной стороны - опора, земля, мир стабильны, реальны (камень в центре круга, опора на землю). С другой стороны - мир летит, он смазан, туманен, зыбок. Человек входит в транс, переходящий в расширенное состояние сознания. Мир внутри нас продолжает свое вращение и летит в необыкновенное путешествие, открывая неизведанное, скрытое от нас в обычном состоянии сознания.

Состояние транса с переходом в расширенное состояние сознания, в которые входят при выполнении Танца дервиша - это особые состояния измененного сознания, когда снимаются блоки памяти и зажимы стереотипов мышления, и человек может осознать свои скрытые резервы, увидеть новый вектор своего развития.


Наверняка вы слышали о мистических танцах дервишей. А может быть, и присутствовали на этом уникальном представлении, которое завораживает и раскрывает в глубинах души доселе незнакомые переживания. В наше время, танцы дервишей настолько популярны, что это действо стало одним из главных символов турецкой культуры. А все дело в том, что это не просто загадочный танец, здесь речь идет о древнем искусстве, таинственном ритуале, суфийской философии.

У слова «дервиш» есть несколько значений, в частности его можно перевести как «бедный», «неимущий», или «тот, кто стоит за дверью». В давние времена дервиши были странствующими монахами, жили на подаяние, оттого часто стучали в дверь незнакомых домов.

Автором мистического танца является суфийский философ и знаменитый персоязычный стихотворец Мевлана Джелаледдин Руми, живший в период с 1207 до 1273 года, в сокращенном варианте его называют Руми, или Мевляна. Как-то Руми, бродя по местному базару, обратил внимание на кузнецов, которые ковали гравированные украшения. Уж очень благозвучно перестукивались молоточки мастеров, и умиленный суфий стал им в такт напевать шахаду «Ля иляха илля-Ллах, Мухаммаду расулю-Ллах». Руми, которого еще при жизни называли «учитель, у которого сияющее сердце», «проводником каравана любви», долго произносил заветные слова - символы веры, затем стал кружиться с поднятыми вверх руками и постепенно вошел в транс. Лицо суфия просто излучало доброту, а от всей фигуры исходило мягкое свечение.

Позже, сыном Мевляны - Султаном Велед Челеби был создан суфийский орден мевлеви (на территории современного турецкого города Конья), в котором исповедовали философию Руми, изучали его творческие сочинения и конечно практиковали ритуальный танец дервишей (называется - «сема»).

В братство мевлеви мог вступить практически любой желающий, у которого отсутствуют движимое и недвижимое имущество, а также, если ему чужды все мирские соблазны, злоречие, чревоугодничество. Это были главные условия. У дервиша не могло быть собственных вещей, во всяком случае, он не мог называть их своими - «мой дом, моя одежда», и т.д.

Дервиши могли объединяться в общины, где жили под руководством шейха или пира, либо странствовать и вести затворническую жизнь вне обители. Вечные странники, аскеты, долгое время скитающиеся по чужим городам и тягостным дорогам, имея в качестве собственного богатства - только открытую душу, дервиши, среди местного населения стали считаться приближенными ко Всевышнему и мудрыми философами. Встретить на своем пути дервиша стало хорошей приметой, люди верили, что странники приносят счастье и благополучие.

В годы правления Кемаля Ататюрка был введен запрет на деятельность всех суфийских братств, в том числе и ритуальные выступления дервишей. Лишь с 1953 года, вращающиеся танцы дервишей были разрешены городскими властями Коньи, но уже только в качестве эстрадного представления, которое остается популярным и в наши дни.

И все же танец дервишей - это целый обряд и принять в нем участие может только дервиш, хорошо показавший себя в учении и труде. Сема состоит из музыки, танца и молитвы. Участники - семазены одеты в просторные белоснежные юбки, на головах у них - высокие шапки конусной формы красного цвета.

Перед кружением дервишей обязательно читают гимн, написанный Мевляной, прославляющий Всевышнего.

Начинается головокружительное представление!

Дервиши появляются в зале под музыкальное сопровождение. Их руки сложены на груди, они медленно вращаются, их взоры пространные и умиротворенные. Обязательный поклон шейху - как выражение своей благодарности всему суфийскому ордену всех времен. Также, этим они демонстрируют свою готовность сблизиться со Всевышним, ибо ритуал вращения вокруг своей оси - это знак единения с Божественным началом, со Вселенской любовью. Дервиши искусно склоняют голову так, чтобы слегка прижималась сонная артерия, так они могут легко войти в состояние транса.

Дервиши кружатся медленно, синхронно передвигаются в круговом хороводе. Ритм усиливается, семазены двигаются в ускоренном темпе и распахивают руки. Правая рука вздымается вверх - таким образом, в нее поступает божественная энергия. Левая рука направлена вниз - это значит, что божественную любовь дарят всем присутствующим в зале. В процессе танца, дервиши делают несколько пауз, каждая из который имеет свой смысл. Первая пауза - символ познания творца. Второй интервал символизирует восхищение миром. С третьим перерывом ассоциируется любовь, рожденная этим ликованием, которое переходит в чувство благоговения и душевной гармонии.

Наступает кульминация танца, когда семазены в замедленном темпе преклоняют колени перед зрителями, таким образом, передавая им Божественную любовь.

В наше время танцы дервишей исполняются в различных местах, в том числе ресторанах, туристических комплексах, на всевозможных мероприятиях.

Но, конечно же, большинство почитателей танца дервишей желают прикоснуться к мистическому ритуалу именно в месте его создания, т.е. в городе Конья. Для этого, устраиваются ежегодные фестивали дервишей, которые проходят с 10 по 17 декабря. Кроме того, представителями братства устраиваются выступления семы по субботам, не зависимо от времени года.

Сегодня в качестве развлечения танец дервишей предлагают многие турецкие рестораны. Кто же такие дервиши и откуда появился этот танец?

Дервишем называли нищих людей, приверженцев суфизма. Чем-то они похожи на монахов. Однако они себя к таковым не относят.

У дервишей нет понятия собственности. Слово «мое» для них не применимо. Все, что есть – все во власти Бога. Дервиши могли странствовать по свету или вести оседлый образ жизни с женой и детьми. В их обязанности входил еженедельный сбор в обители для проведения совместного ритуала.

По приданию первым придумал танец поэт и суфий Мевлана Джелаледдин-и Руми. Гуляя по базару, он услышал звуки молотков ремесленников, которые занимались ювелирными работами. Руми послышались слова шахады. Он повторил их несколько раз и, впав в транс, начал кружиться с поднятыми руками. Сын Руми основал братство мевлеви, которые танцуют вращающийся танец Руми. Только это братство может его исполнять. Сам танец называется «сема» или танец дервишей.

Танец дервишей

В танце большую роль имеет музыка. Дервиши полагали, что она помогает воссоединяться с Богом. В семе первыми выходят музыканты. Они могут быть наемными или дервишами. Музыка с первых нот увлекает слушателя и завораживает. Постепенно она начинает звучать не в ушах, а в грудной клетке. Серце становиться центром души.

Каждое движение имеет свою смысловую нагрузку.

Сперва происходит молчаливая молитва от 30 минут. Все танцоры в это время совершают вращательные движения. Если молитва длиться более часа, то допустимы остановки каждые полчаса. Смысл подобных действий – воссоединение Бога со Вселенной. Сегодня можно встретить в вступительной части декламацию священных текстов.

Во время вращения правая рука дервиша поднята вверх, а левая опущена вниз. Правой рукой принимается энергия Вселенной, а через левую отдается людям. Голову склоняют в правую сторону. Скорее всего это физическая потребность – так легче кружиться.

Дервиш совершает два вращательных движения одновременно – по кругу и вокруг своей оси.

Сема состоит из семи частей, у каждой свой смысл:


  • Единство Аллаха. По очереди выходят дервиши, совершают поклон и спокойно обходят зал. Завершает выход шейх, участие которого обязательно. Дервиши резко снимают черные плащи и оказываются в белой одежде. Единство Аллаха символизируется скрещенными руками на груди и ладонями на плечах – число 1.
  • Звучат барабаны – сотворение Аллахом мира и приказ «Будь!».
  • Инструментальная импровизация таксим – первый вдох, Божественное дыхание.
  • Приветствие всех членов танца. Таким образом приветствует душа, спрятанная в теле.
  • Начинается кружение танцоров. Оно состоит из 4 салямов – приветствий. Каждый салям заканчивается позой единства Аллаха. Кружение означает вечное движение во Вселенной подобно планетам вокруг Солнца. Причем вращение обязательно должно быть с лева на право. Во время обучения этим движениям используют деревянный колышек. За него держаться средним и большим пальцами левой ноги. Правую руку дервиш поднимает к небу – вверх, а левую направляет в Землю – вниз. Это напоминает земную ось.
  • Читается Каран (аят 115 сура 2 Бакара).
  • Молитва за пророков и их учеников.

В финальной части танца дервиши падают на колени, что символизирует прояснение сознания и просветление человека.

Расцветка у каждого ордена своя. Форма одежды – хирки с тюрбаном на голове. Под хирки обязательно надевают нижнее белье. Каждая деталь в наряде имеет мистическое значение. Например, колпак символизирует надгробную плиту собственного эго, а черные накидки – могила эго.

В дервиши просто так не попасть. Для этого предлагают пройти ряд испытаний, которые занимали 1001 день. Ежедневно претендент отчитывается главе ордена – шейху. Он должен рассказать про искушения, которые его настигли, и про способ их одоления.

Дервиши существуют во большинстве стран, проповедующих исламскую веру.