- 76.61 Кб

Итальянские народные танцы

Как и многие другие народы, народ, проживающий на территории Италии, создавал свою культуру с самого начала своего существования. Но более-менее оформляться такие ветви культурного наследия, как музыка и танцы, начали в пятнадцатом веке.

В это время свободные учителя танцев, философы своего дела начли разрабатывать некую систему движений, некоторые из которых были буквально придуманы заново.

Характерная особенность итальянских танцев – быстрота движения. Но, несмотря на скорость, танцевальные па довольно просты. Называются танцевальные па в танцевальном наследии Италии - балли.

Вторая характерная особенность итальянских танцев – частые переходы с полной стопы на носок. Переходы эти символичны, и обозначают они связь земного (когда танцор опускается на полную стопу) и божественного (когда поднимается на носок).

Итальянский народный танец стоит на шести «китах» - чувствах ритма и размера, осознания пространства и партнера, памяти танцора и на манере исполнения.

Главная роль в итальянских танцах отводится женщине. А женщины-итальянки исполняют его превосходно!

Тарантелла - итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина (старинного музыкального барабана цилиндрической формы) и кастаньет (ударного музыкального инструмента, представляющего собой две вогнутые пластинки-ракушки, в верхних частях связанные между собой шнурком), музыкальный размер танца - 6 / 8 , ³/ 8 .

С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с 15 в. в течение 2 столетий тарантелла считалась единственным средством излечения « тарантизма» - безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (название паука, так же как и танца, производят от названия южноитальянского города Таранто). В связи с этим в 16 в. по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Музыка тарантеллы обычно импровизировалась; для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура в ранних образцах - и в двудольном метре), многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих.

Хореография тарантеллы отличалась экстатичностью - самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов; музыкальное сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и некоторыми другими ударными инструментами, иногда с участием голоса.

Гальярда - старинный танец итальянского происхождения, распространённый в Европе в конце 15-17 вв., а также музыка к этому танцу.

По своему происхождению гальярда - народный танец, однако в конце 15 века её стали танцевать и при дворе. В 16-17 веках гальярда была одним из самых распространённых танцев в Англии, Франции, Испании, Германии, Италии.

Гальярда - весёлый танец с прыжками и скачками, его танцевали соло или парами. Основное па гальярды - «пять шагов». Состоит из четырёх шагов и прыжка («каденции»), за которым следует позировка. Шаги, прыжок и позировка занимают как раз два полных такта по 3/4. Основное па выполняется попеременно то с левой, то с правой ноги. Если после прыжка свободная нога остаётся приподнятой назад, положение называется «руада» («правая руада», если это правая нога, и «левая руада», если левая). Шаг гальярды, когда ставят вперёд правую ногу и одновременно выносят вперёд и сгибают левую ногу, называется журавлиный шаг. Если нога поднята не вперёд, не назад, а вбок, движение называется ляганье коровы. Ещё одно движение гальярды - «переступ» (правый или левый). При правом переступе делается небольшой шаг правой ногой вперёд, левая нога быстро подводится к правой, а правая тут же поднимается в воздух.

Павана - торжественный медленный танец, распространённый в Европе в 16 в., музыка к этому танцу.

Павана пришла на смену популярному в 15 веке бас-дансу («низкому» танцу, то есть танцу без прыжков). Считается, что она появилась в начале 16 века и быстро стала одним из самых популярных придворных танцев.

Были известны испанская, итальянская, французская и немецкая паваны, различающиеся характером танца.

Торжественный характер паваны позволял придворному обществу блистать изяществом и грацией своих манер и движений, демонстрируя обществу свою величавость и богатство костюмов. Народ и буржуазия этот танец не танцевали. Исполнялась павана строго по рангам. Начинали танец король и королева, затем в него вступал дофин со знатной дамой, потом принцы и т.д. Кавалеры исполняли павану в плаще и при шпаге. Дамы были в парадных платьях с тяжелыми длинными тренами, которыми нужно было искусно владеть во время движений, не поднимая их с пола. За королевой приближенные дамы несли шлейф. Перед началом танца полагалось обходить зал. Во время танца у дамы были опущены глаза; только время от времени она смотрела на своего кавалера. В конце пары с поклонами и реверансами снова обходили зал.

В каждой стране характер движений и манера исполнения паваны имели свои особенности: во Франции - шаги плавные, медленные, грациозные, скользящие, в Италии - более оживленные, беспокойные, чередующиеся с маленькими прыжками. Вероятнее всего, свое название павана получила от слова «павлин». И действительно, танцующие павану как бы подражают паве, важно шествующей с красиво распущенным хвостом. Также существует паванилья – танец популярный в Италии в 1-й половине 17 века и родственный паване. Отличался более оживленным характером и темпом.

Сальтаре́лло , реже сальтаре́лла - жанр итальянской танцевальной и инструментальной музыки, распространённый в 14 и 16 веках; начиная с конца 18 века возродился как народный танец (существует и поныне).

Сальтарелла с 18 века и поныне (на римском карнавале; также популярен в провинциях центральной Италии) - парный народный танец, который пишется в размере 6/8 или 2/4 с триолями из восьмых на каждую четверть, в двухколенном складе, с повторениями.

Сальтарелла исполняется под звуки цимбал и особенного устройства мандолины (calascione). Музыка этого танца жива, грациозна и вполне согласуется со всеми его движениями.

Сальтарелло представляет собой чередование двойных шагов с поклонами, переходящими на кадансы. С точки зрения исполнения у этого танца есть много общего с гальярдой.

Пиццика считается разновидностью тарантеллы. Пик этого танца приходится на 70-е гг. 20 века..

Пиццика считается парным танцем, однако его принято исполнять на семейных праздниках, соответственно пару могут образовать родственники одного пола.

В технической составляющей также есть много общих моментов с тарантеллой: это танец в кругу, который сопровождают жесты руками и кистями, а также выразительные повороты. Раньше было принято при исполнении танца иметь платок на плечах.

Широко известна также пиццика с мечами. Здесь уже есть место и некой инсценировке, а именно развертыванию сцены баталий или дуэли. Вообще, следует отметить, что в Италии есть несколько региональных танцев, где незаменимым атрибутом является меч или палка.

Бергамаска считается танцем крестьян из Бергамо. По своей манере исполнения, размерами и своей живостью он очень похож на тарантеллу. Несмотря на то, что его танцевали отнюдь не богатые люди, он получил известность и за пределами Италии.

Маскарата - известно, что этот танец в начале 20 в. эмигрировал вместе с частью итальянцев в США. За океаном этот танец считается одним из самых узнаваемых.

Для его исполнения требовался национальный костюм, который по внешнему виду был похож на форму рыбаков 17 века, позже он был вытеснен нарядом испанского придворного.

Маскарата является ярким представителем танца с саблями. В одной руке у танцующих как раз шпага (она должна быть синего цвета), а в другой – палка. Среди участвующих есть также главный исполнитель традиционной для маскарата песни.

Балет - именно Италия подарила всему миру искусство балета. Однако следует признать тот факт, что не эту страну ассоциируют с его зарождением, а Францией. Дело в том, что именно там балет окреп и стал популярным. Балет возник при итальянских придворных дворах в Эпоху Возрождения. Изначально этот термин обозначал танцевальный эпизод в опере, который передавал настроение произведения. Как самостоятельный вид искусства балет оформился как раз во Франции.

Италия – одна из немногих стран, удавшейся сохранить региональные танцы в старом, нетронутом виде, которые до сих пор с удовольствием исполняются итальянцами по случаю празднеств. Островные считаются настоящим предметом для изучения. Кроме того, популярность многих не могла не отразиться на танцевальных привычках и вкусах остальных стран Старого Света. Что же, Италия была и будет законодательницей в этой сфере, а ее секрет – в простоте, легкости и искренности движений.

РЕФЕРАТ

на тему: «Итальянские танцы»


Краткое описание

Итальянский народный танец стоит на шести «китах» - чувствах ритма и размера, осознания пространства и партнера, памяти танцора и на манере исполнения.

Главная роль в итальянских танцах отводится женщине. А женщины-итальянки исполняют его превосходно!

У многих из нас Италия ассоциируется с черно-белыми фильмами, где играли незабвенные Софи Лорен и Марчелло Мастроянни: зажигательный итальянский темперамент, отчаянная мимика, оживленная жестикуляция, смех сквозь слезы, кипящие страсти, песни и… танцы. Вот именно о танцах и пойдет сегодня речь. Причем у каждого региона Италии есть свой танец.

Танец в Италии всегда считался обязательным компонентом сбора народа по какому-либо случаю: праздника, ярмарки, свадьбы, карнавала, празднования урожая винограда… Танцующие получали удовольствие от процесса, а в сторонке остальные просто наслаждались кружащимися в вальсе парами. До сих пор в итальянских городках - особенно летом - организовывают праздники, где каждый желающий может потанцевать: только, к сожалению, вальсирует или лихо отбивает чечетку в основном пожилая публика, да весело прыгает рядом детвора!

Зимой танцы организовывали в закрытых помещениях, зато летом наступало раздолье: танцевали на свежем воздухе, на городских площадях, на природе и даже … на угольных складах! Очень по-итальянски, не правда ли? Ну, и как всегда в Италии, у каждого региона есть свой типичный танец или, если хотите, манера танцевать. На севере Аппенинского полуострова танцы похожи на многие танцы северной Европы, более современные, с варьирующимся темпом.

На юге страны пляшут по-простому, незатейливо и памятуя о традиционных танцевальных движениях. В центре Bel Paese особенно популярны народный saltarello (от итальянского "прыгать") и самозабвенная tarantella. А вот происхождение архаичных плясок родом с Сардинии до сих пор неизвестно. Подавляющее большинство народных итальянских танцев восходит к XVI веку, когда буржуа начинают "удаляться" от народа, обосабливаться, танцевать по-европейски в отличие от народных совсем незамысловатых традиционных плясок, что танцуют крестьяне и ремесленники.

За пределами Италии, наверное, больше прочих известны тарантелла и сальтарелло. Тарантелла, распространенная в южной части страны, была поначалу танцем-ухаживанием. С историей тарантеллы связано много легенд: своим именем этот танец обязан южноитальянскому городу Таранто, а также виду паука, тарантулу, от укуса которого, как считалось, и помогал этот танец. По Италии XVI века странствовали специальные оркестры, под игру которых и плясали укушенные пауком - больные тарантизмом! Музыка тарантеллы, зачастую импровизированная, характеризовалась чрезвычайно живым ритмом с резкими переходами и бесконечными повторениями, оказывающими чуть ли не "гипнотическое", излечивающее действие по выводу яда из организма, как верили в народе.

Итальянский танец pizzica-pizzica (от слова "щипать"), хоть и более раннего происхождения, очень похож на тарантеллу и тоже родом из Саленто. Обязательный элемент этого танца-ухаживания - это платок, который женщина дарит мужчине. Сальтарелло - типичный римский танец, возникший в XVI веке, но очень популярный в центральной Италии и поныне. Есть и региональные вариации этого танца, например, сальтарелло из Болоньи или области Эмилья-Романья. Это один из самых старинных народных танцев, исполняемый парами или группами шаркающими движениями. Как и в случае с тарантеллой, ритм здесь задает тамбурин.

Сегодняшний выпуск посвящен итальянской народной музыке – песням и танцам этой страны, а также музыкальным инструментам.

Те, кого мы привыкли называть итальянцами, – наследники культуры великих и малых народов, которые проживали с давних времен в разных районах Апеннинского полуострова. Греки и этруски, италики (римляне) и галлы оставили свой след в итальянской народной музыке.

Богатая событиями история и пышная природа, земледельческие работы и веселые карнавалы, задушевность и эмоциональность, красивый язык и музыкальный вкус, богатое мелодическое начало и разнообразие ритмики, высокая певческая культура и мастерство инструментальных ансамблей – всё это проявилось в музыке итальянцев. И все это завоевало сердца других народов за пределами полуострова.

Народные песни Италии

Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки: ироничное замечание итальянцев о себе как о мастерах сочинять и петь песни, подтверждается мировой славой. Поэтому народную музыку Италии в первую очередь представляют песни. Конечно, мы мало знаем об устной песенной культуре, поскольку первые ее образцы были записаны в позднее средневековье.

Появление народных итальянских песен в начале XIII столетия связывают с переходом к эпохе Возрождения. Тогда появляется интерес к мирской жизни, горожане во время праздников с удовольствием слушают менестрелей и жонглёров, которые поют о любви, повествуют семейные и бытовые истории. Да и сами жители сёл и городов не прочь попеть и потанцевать под нехитрый аккомпанемент.

Позднее сформировались основные песенные жанры. Фроттола (в переводе «народная песенка, выдумка») с конца XV столетия известна на севере Италии. Это лирическая песня на 3–4 голоса с элементами имитационной полифонии и яркими метрическими акцентами.

Уже к XVI веку светлая, танцевальная, с мелодией в три голоса вилланелла (в переводе «деревенская песня») была распространена по всей Италии, но каждый город называл ее по-своему: венециана, неаполетана, падована, романа, тосканелла и другие.

Её сменяет канцонетта (в переводе означает «песенка»), – небольшая песня, исполняемая в один или несколько голосов. Именно она стала родоначальницей будущего знаменитого жанра арии. А танцевальность вилланеллы перешла к жанру баллетто , – более легким по композиции и характеру песням, подходящим для танца.

Самым узнаваемым жанром народных итальянских песен сегодня является неаполитанская песня (южноитальянский регион Кампания). Распевная, веселая или грустная мелодия сопровождалась мандолиной, гитарой или неаполитанской лютней. Кто не слышал гимн любви «O sole mio» или гимн жизни «Santa Lucia» , или гимн фуникулёру «Funiculi Funicula» , который несет влюбленных на вершину Везувия? Их простота только кажущаяся: при исполнении выявится не только уровень искусности певца, но и богатство его души.

Золотой век жанра начался в середине XIX столетия. А сегодня в Неаполе – музыкальной столице Италии, проводится фестиваль-конкурс лирической песни Пьедигротта (Festa di Piedigrotta).

Еще один узнаваемый бренд относится к северному региону Венето. Венецианская песня на воде или баркарола (barca переводится как «лодка»), исполняется в неспешном темпе. 6/8 и фактура аккомпанемента обычно передают покачивание на волнах, а красивому исполнению мелодии вторят удары вёсел, легко входящие в воду.

Народные танцы Италии

Танцевальная культура Италии развивалась в жанрах бытового, постановочного танца и морески (мориски). Морески танцевали арабы (которых так и называли – в переводе это слово означает «маленькие мавры»), принявшие христианство и поселившиеся на Апеннинах после депортации из Испании. Постановочными назывались танцы, которые специально ставились к праздникам. А самым распространенным был жанр бытовых или социальных танцев.

Зарождение жанров относят к средним векам, а их оформление – к XV столетию, началу Ренессанса. Эта эпоха привнесла изящество и грациозность в грубоватые и веселые народные итальянские танцы. Быстрые простые и ритмичные движения с переходами к легким прыжкам, подъемы с полной стопы на носок (как символ духовного развития от земного к божественному), жизнерадостный характер музыкального сопровождения – вот характерные черты этих танцев.

Веселая энергичная гальярда исполнялась парами или индивидуальными танцорами. В лексике танца – основное пятишаговое движение, много прыжков, скачков. Со временем темп танца стал медленнее.

Близкий по духу к гальярде другой танец – сальтарелла – родился в центральной Италии (области Абруццо, Молизе и Лацио). Название ему дал глагол saltare – «прыгать». Этот парный танец сопровождался музыкой с размером 6/8. Его исполняли на пышных праздниках – свадьбах или по окончании сбора урожая. Лексика танца включает череду двойных шагов и поклонов, с переходом на каданс. Его танцуют на современных карнавалах.

Родина еще одного старинного танца бергамаска (баргамаска) находится в городе и провинции Бергамо (Ломбардия, северная область Италии). Этот крестьянский танец полюбили жители Германии, Франции, Англии. Весёлая живая и ритмичная музыка с четырёхдольным размером, энергичные движения покорили людей всех сословий. Танец упомянул У. Шекспир в комедии «Сон в летнюю ночь».

Тарантелла – самый известный из народных танцев. Им особенно увлекались в южноитальянских областях Калабрии и Сицилии. А название происходит от города Таранто (область Апулия). Город дал название и ядовитым паукам – тарантулам, от действия укуса которых якобы спасало долгое, до изнеможения, исполнение тарантеллы.

Простой повторяющийся мотив сопровождения на триолях, живой характер музыки и особый рисунок движений с резким изменением направления отличают этот танец, исполняемый парами, реже – соло. Увлечение танцем превозмогло гонения на него: кардинал Барберини разрешил исполнять его при дворе.

Некоторые из народных танцев быстро завоевали всю Европу и даже пришлись ко двору европейских монархов. Гальярду, например, обожала властительница Англии Елизавета I и на протяжении всей жизни танцевала её в свое удовольствие. А бергамаска поднимала настроение Людовику XIII и его придворным.

Жанры и мелодии многих танцев продолжили свою жизнь в инструментальной музыке.

Музыкальные инструменты

Для аккомпанемента использовались волынки, свирели, губные и обычные гармошки, струнные щипковые инструменты – гитары, скрипки и мандолины.

В письменных свидетельствах мандола упоминается с XII столетия, возможно, её изготовили как более простой вариант лютни (с греческого так и переводится – «маленькая лютня»). Её называли также мандора», «мандоле», «пандурина», «бандурина», а мандолиной называли маленькую мандолу. Этот инструмент с овальным корпусом имел четыре двойные проволочные струны, настроенные в унисон, а не в октаву.

Скрипка же среди других народных музыкальных инструментов Италии стала одним из любимейших. И была доведена до совершенства итальянскими мастерами из семейств Амати, Гварнери и Страдивари в XVII – первой четверти XVIII веков.

В XVII столетии бродячие артисты, чтобы не утруждаться музицированием, стали использовать шарманку – механический духовой инструмент, который воспроизводил 6–8 записанных излюбленных произведений. Оставалось только крутить ручку и перевозить или переносить её по улицам. Первоначально же шарманка была изобретена итальянцем Барбьери для обучения певчих птиц, но со временем стала услаждать слух горожан и за пределами Италии.

Танцоры часто помогали себе выбивать четкий ритм тарантеллы с помощью тамбурина – разновидности бубна, попавшего на Апеннины из Прованса. Часто исполнители использовали флейту вместе с тамбурином.

Такое жанровое, а также мелодическое разнообразие, талант и музыкальное богатство итальянского народа обеспечили не только взлёт академической, особенно оперной, и эстрадной музыки Италии, но и с успехом заимствовалось композиторами других стран.

Лучшую оценку народному искусству дал русский композитор М.И. Глинка, который как-то сказал, что настоящим создателем музыки является народ, а композитор исполняет роль аранжировщика.

«Италия по-русски » - крупнейший информационный портал об Италии

Быстрота движения, простота, чувство ритма и партнера, - вот основные особенности итальянского танца, чья история насчитывает несколько веков. Однако было бы неправильно утверждать, что речь идет о народных танцах, поскольку, как правило, для каждого региона есть свой уникальный танец, которым он славится до сих пор.

История танца в Италии

Принято считать, что танцевальные традиции в Италии зародились в XV веке, так как ранее это были все же более простые движения, в которых не было четкой закономерности и кодифицированности. В становлении танцевального искусства не обошлось и без «заморских» учителей: известно, что в свое время знатные особы приглашали марокканца Доменико делла Пьяченца и еврейского хореографа Гуглиелмо Эбрео, который был танцмейстером при дворах Л. Медичи и Изабеллы д’Эсте. Именно знаменитые на весь мир Gelosia, Belfiore, La vita cholina появились благодаря Доменико. Общие характеристики итальянского танца сложились уже в Средневековье:
1. быстрота движения;
2. переходы с полной стопы на носок;
3. переход от беспрыжковых па к легким балли.
Эпоха Возрождения также отложила отпечаток на концепции танца того времени: он предназначался для Бога, а значит, все движения должны быть грациозны, легки и по внешнему облику походить на волны Мирового океана. Однако эта необычайная изящность сохранилась в итальянских танцевальных традициях до сих пор.
Упоминания о танцах встречаются и в народных сказках. Так, например, в «Дары феи Кренского озера» содержится следующая фраза.«Между тем дубинка кончила тарантеллу и принялась отплясывать весёлый крестьянский танец трескон»

Танцы эпохи Возрождения. Фото salvatoreloleggio.blogspot.com

Классификация танцев сложилась еще в Средневековье:

1. Мориски. Вообще, морисками называют крещеных арабов. Отношение к ним в целом было не очень хорошим, однако все без исключения со времена Средневековья любили смотреть на их танцы. В экранизации «Ромео и Джульетты» знатные особы исполняли как раз мориску.
2. Постановочные. Они создавались хореографами и предназанчались для определенных празднеств.
3. Танцы на мотив кватенария, пиве и сальтарелло. Как правило, под одну и ту же музыкальную композицию можно было исполнять разные композиции.
Далее представляем вашему вниманию ряд танцев.

Гальярда (gagliarda)

Гальярда (итал. gagliarda, «веселая», «бодрая») считается одним из древнейших итальянских танцев. Первые упоминания о нем приходятся на XV век. В дальнейшем он получил широкое распространение в Англии, Франции и Германии.
Гальярда считается веселым танцем, в котором большое количество прыжков и скачков. Он парный, однако, его можно исполнять и соло. В нем есть одно основное движение - «пять шагов». Следует также отметить, что в дальнейшем гальярда приобрела более медленный темп. Гальярда по праву считалась придворным танцем.

Гальярда - утонченный придворный танец. Фото it.wikipedia.org

Тарантелла (Tarantella) и ее разновидности

Этот танец распространен на Юге Италии, в Калабрии и на Сицилии. Согласно одной из легенд, если человека укусил паук тарантул, то избежать заражения можно, лишь танцуя тарантеллу в течение нескольких часов. Жители в Средневековье верили, что именно это насекомое способно заразить безумием. Пытаясь избавиться от него, народ на улицах исполнял это зажигательный танец. Сама болезнь называлась тарантизмом. Однако позже ученым удалось выяснить, что укус паука вовсе не вызывает помутнение рассудка. Музыку для этого танца играют на гитаре или тамбурине, его можно танцевать в паре или соло. Люди образуют круг, сначала двигаются ритмично в одну сторону, а затем должны резко поменять направление. Сейчас его также можно увидеть на свадьбах, однако ранее этот танец чуть ли не запрещали: дело в том, что его танцевали люди из низших слоев, и его называли даже похотливым. При кардинале Барберини ситуация изменилась: тарантелла иполнялась при дворе. Несмотря на то, что тарантелла получила широкое распространение на всем юге Италии, классикой все же считается неаполитанская тарантелла. Посмотреть на исполнение этого экспрессивного танца можно во время фестиваля Notte della Taranta в городе Мелпигнано в провинции Лечче. Одно остается неизменным: тарантелла буквально завораживает, а танцевать ее можно часами.

Тарантелла - визитная карточка Юга Италии. Фото viverecalabria. blogspot.com

Пиццика (pizzica)
Пиццика считается разновидностью тарантеллы. Пик этого танца приходится на 70-е гг. ХХ века. Он характерен также для южных регионов: Апулии и Базиликаты. Первые упоминания о пиццике относятся к концу XVIII века, когда знатная особа из Таранто пригласила на танец короля Фердинанда IV Бурбона. Пиццика считается парным танцем, однако его принято исполнять на семейных праздниках, соответственно пару могут образовать родственники одного пола. В технической составляющей также есть много общих моментов с тарантеллой: это танец в кругу, который сопровождают жесты руками и кистями, а также выразительные повороты. Раньше было принято при исполнении танца иметь платок на плечах, сейчас подобный «дресс-код» встречается гораздо реже. Широко известна также пиццика с мечами (pizzica-scherma, danza delle spade). Здесь уже есть место и некой инсценировке, а именно развертыванию сцены баталий или дуэли. Вообще, следует отметить, что в Италии есть несколько региональных танцев, где незаменимым атрибутом является меч или палка.

Пиццика - танец эмоций. Фото informatissimo.net

Бергамаска
Бергамаска считается танцем крестьян из Бергамо. По своей манере исполнения, размерами и своей живостью он очень похож на тарантеллу. Несмотря на то, что его танцевали отнюдь не богатые люди, он получил известность и за пределами Италии.

Традиции танца Бергамаска сильны до сих пор. Фото baghetband.it

Итак, подведем итоги. Тарантеллу сегодня в различных вариациях представляют: -сардинский «балло тондо»;
-салтарелла (классическую версию исполняют во Фрозиноне);
-тресконе (в области Романья);
-«цветочный танец» (Карния);
-«танец с саблями» (Пьемонт и юг Италии);
-’ндреццата (на острове Искья этот танец исполняли мужчины с деревянными саблями и пиками).

Сальтарелла (saltarella)

Еще в литературе встречается название сальтарелло (saltarellо). Этот танец (итал. saltare - прыгать) характерен для Абруццо, Молизе, а также для некоторых областей Лацио. Его популярность пришлась на 60-е гг. прошлого века, когда устраивались пышные свадьбы, праздники по случаю завершения полевых работ. Сальтарелла считается парным танцем, исполняется в размере 6/8. Мелодии этого народного танца нередко используются в сюитах и увертюрах. Так, например, Г. Берлиоз использовал сальтареллу в увертюре «Римский карнавал». В свою очередь Мельденсон использовал мелодии сальтарелл в финале «Итальянской симфонии». Ранние образцы музыки к сальтатрелло (приблизительно XIV век) хранятся в Лондоне. Сальтарелло представляет собой чередование двойных шагов с поклонами, переходящими на кадансы. С точки зрения исполнения у этого танца есть много общего с гальярдой.

Павана (Pavana)

Павана считается медленным танцем, который исполняли в Европе в XVI — нач. XVII вв. Ряд исследователей утверждает, что павана - испанский танец, однако в большинстве источников указано, что он именно итальянский. По одной из версий, танец берет начало в городе Падуя (в некоторых диалектах название этого города произносилось как «пава»). Кроме того, нельзя не заменить лексического родства слова «павана» и латин. pavo (павлин). Павана считалась также торжественным танцем, который исполнялся высшими знатными особами на торжественных церемониях. Обязательным условием была одежда из бархата и парчи. У женщин были шлейфы, которые они держали во время танца. В свою очередь у кавалеров была шпага и богатый плащ.

Танцы на Сардинии (ballo sardo, ballu sardu)

Под этим термином понимается совокупность танцев, характерных для острова Сардиния. О происхождении танцев данного региона известно не все, есть невыясненные моменты: как правило, крестьяне их исполняли в честь хорошего урожая, удачной охоты или в честь религиозных торжеств. Ряд исследователей отмечает, что обязательным атрибутом ранее был костер, около которого и происходило исполнение танца. Также участвовавшие брали друг друга за руки («a manu tenta»), ведь таким образом происходило единение человека не только с музыкой, но и с коллективом. Также остается не очень понятным, было ли изачально музыкальное сопровождение, поскольку сегодня многие танцы исполняются под аккомпанемент голосов. Существуют несколько разновидностей танца на Сардинии:
-серпентина (serpentina): танцующие образуют своеобразную очередь;
- ballu tzivile: некая разновидность танца, которая по своей внешней форме похожа на мазурку и польку;
- ballu antigu: танец исполнялся на площади в честь региональных праздников. Музыкальные иснструменты при этом не использовались, только голос одного тенора;
-ballu tundu. Собственно, от него и берет начало предыдущий танец. Для него характерны простые, но веселые движения. Исполнялся также по случаю большого праздника.

Островные танцы полны неизведанного. it.wikipedia.org

Танцы на острове Искья

’Ндреццата ("ndrezzata)
’Ндреццата как нельзя лучше выражает характер искитанцев. 16-18 мужчин с палками и в народных костюмах исполняют его на главной площади города. Если у вас есть желание увидеть этот старинный танец, то приезжайте на сельскую площадь в Буонопане 24 июня (там проходят торжества в честь святого покровителя) или в пасхальный понедельник. Стоит отметить, что ’ндреццата исполняется под определенный текст. Далее приводим отрывок на стандартном итальянском:
Sul monte San Nicola con piacere
si reca gente da tutto il mondo:
chi con la chitarra, chi con il mandolino
vanno a vedere l"alba.
Che bellezza sul monte San Nicola
e quando spunta il sole c"è da restare senza fiato!
Перевод:
На гору Святого Николая с радостью
Оправляются люди со всего мира:
Кто с гитарой, кто с мандолиной -
Все идут встречать рассвет.
Какая красота на горе Святого Николая,
И когда восходит солнце, захватывает дыхание!

"Ндреццата - танец характера. Фото it.wikipedia.org.

Маскарата (Mascarata)
Известно, что этот танец в начале ХХ в. эмигрировал вместе с частью итальянцев в США. За океаном этот танец считается одним из самых узнаваемых. Для его исполнения требовался национальный костюм, который по внешнему виду был похож на форму рыбаков 17 века, позже он был вытеснен нарядом испанского придворного. Маскарата является ярким представителем танца с саблями. В одной руке у танцующих как раз шпага (она должна быть синего цвета), а в другой - палка. Среди участвующих есть также главный исполнитель традиционной для маскарата песни.

Балет

Именно Италия подарила всему миру искусство балета. Однако следует признать тот факт, что не эту страну ассоциируют с его зарождением, а Францией. Дело в том, что именно там балет окреп и стал популярным. Но, несмотря на это, бель паэзе до сих пор славится соими танцорами как прошлого, так и современности. Балет возник при итальянских придворных дворах в Эпоху Возрождения. Изначально этот термин обозначал танцевальный эпизод в опере, который передавал настроение произведения. Как самостоятельный вид искусства балет оформился как раз во Франции, чему способствовали реформы балетмейстера Жан Жоржа Новера.

Родина балета - Италия. Фото layousparks.com

Италия - одна из немногих стран, удавшейся сохранить региональные танцы в старом, нетронутом виде, которые до сих пор с удовольствием исполняются итальянцами по случаю празднеств. Островные считаются настоящим предметом для изучения. Кроме того, популярность многих не могла не отразиться на танцевальных привычках и вкусах остальных стран Старого Света. Что же, Италия была и будет законодательницей в этой сфере, а ее секрет - в простоте, легкости и искренности движений.


Те, кто был подростком в 80-х и 90-х годах помнит, какой популярность пользовалось диско. По всем модным клубам Европы гремели популярные заводные мелодии, а молодежь лихо отплясывали зажигательные танцы, движения которых знали все. Однако те годы прошли, а вместе с ними ушла и мода на подобные танцы. Сегодня уже никто не помнит, как их нужно танцевать.


Это заставляет предположить, что современные популярные клубные танцы никто и не вспомнит через 10-20 лет. Тем не менее, существуют некоторые виды музыки и танцевальных стилей, которые остаются неизменными на протяжении столетий. Это происходит потому, что подобные традиционные танцы глубоко укоренились в культуре страны, став частью ее исторического наследия.


Традиции танцев в Италии

В течение всей истории в Италии существовали традиции передачи танцев и песен от одного поколения к другому. Эти фольклорные танцы стали живым свидетелем древней местной культуры и наследия. Они часто исполняются в небольших деревнях, где никакие современные веяния не могут повлиять на них. Танец любви, танец ухаживания, ряд танцев, исполняемых при уборке сельскохозяйственных культур и сборе винограда: существовал танец для каждого случая. Танец был не только истинным средством коммуникации между людьми, но и основной формой самовыражения.


Естественно, региональные фольклорные танцы отличаются друг от друга, но у них есть один общий знаменатель: они появились, чтобы выразить чувства. Танцы считались настоящим волшебным средством, которое могло повлиять на характер и настроение любого человека.

Фольклорные танцы в Италии сегодня

Тому, кто приходит в гости к итальянцам (особенно в деревнях), стоит знать о некоторых из традиционных танцев, потому что темпераментные итальянцы, наверняка, вовлекут гостя за собой в пляс.


Основными принципами итальянских народных танцев являются чувство ритма, чувство пространства и партнера и манера исполнения. Характерной чертой для всех итальянских танцев является быстрота движений и их простота. Также практически во всех традиционных танцах встречаются постоянные переходы со всей стопы на носок.