Элизабет Тейлор

Мужчины уходят, а вот украшения остаются навсегда. Об этом как никто другой знала Элизабет Тейлор, которой 27 февраля исполнилось бы 83 года. Многочисленные супруги и поклонники голливудской дивы обожали её и буквально осыпали роскошными ювелирными изделиями, которые и составили знаменитую на весь мир «Коллекцию Элизабет Тейлор».


Элизабет Тейлор рассказывала, что когда она родилась, то не открывала глаза в течение восьми дней. Но когда сделала это, то первое, что увидела, было обручальное кольцо её матери


С юношеских лет Элизабет Тейлор увлекалась коллекционированием украшений с брелоками, рассказывающими о каких-либо памятных событиях в ее жизни. На данном золотом браслете можно увидеть брелок в виде кинохлопушки в память о фильме «Укрощение строптивой», а также сферу с четырьмя медальонами внутри, на которых написаны имена и даты рождения её детей

Исторические, культовые, легендарные и даже эпохальные – вот лишь некоторые из слов, которыми можно описать украшения, составляющие роскошную коллекцию Элизабет Тейлор. Главную Клеопатру Голливуда называли собирательницей не только драгоценных камней, но и мужей, которые ей эти камни и дарили.

Без сомнения, одним из самых щедрых дарителей был Ричард Бартон, за которого Элизабет Тейлор выходила замуж дважды! Именно этот актёр, с которым наша героиня познакомилась на съёмках фильма «Клеопатра», сделавшего её знаменитой, преподнёс ей в качестве подарка кольцо с бриллиантом весом в 69 карат. Драгоценный камень, получивший название «Тейлор-Бартон», до сих пор считается одним из самых крупных в мире.


Элизабет Тейлор покоряла сердца мужчин, готовых сложить к ее ногам все драгоценности мира. Как, например, это кольцо с бриллиантом, получившим название «Тейлор-Бартон»


Знаменитый бриллиант «Тейлор-Бартон» весом чуть более 69 каратов, история которого началась ещё в 1966 году, когда необработанный алмаз нашли в ЮАР. Ювелир Гарри Уинстон сделал из него бриллиант в форме груши, который в скором времени и купил Ричард Бартон

Во время работы над «Клеопатрой» Ричард осыпал свою Элизабет и изумрудами. Сногсшибательный гарнитур от Bulgari стал напоминанием о чудесном времени в их жизни. Именно тогда Бартон произнёс фразу, ставшую знаменитой: «Я познакомил Лиз с пивом, а она меня – с Bulgari».


Элизабет Тейлор со своим самым щедрым мужем, Ричардом Бартоном


Напомним, роман Бартона и Тейлор закрутился на съёмках картины «Клеопатра»


«Зеркало Клеопатры», созданное ювелирами Дома Bulgari специально для съёмок фильма с участием Элизабет Тейлор и Ричарда Бартона. Выполненное из золота и бирюзы, оно стало одним из уникальных предметов коллекции актрисы


Элизабет Тейлор в роли Клеопатры в одноимённом фильме


Изумрудное колье Bulgari, ставшее частью гарнитура, подаренного Бартоном Тейлор в память о съёмках в «Клеопатре»


На вручение премии «Оскар» в 1967 году Тейлор пришла именно в этом ожерелье. Оно стало для неё счастливым: актриса получила заветную золотую статуэтку за роль в фильме «Кто боится Вирджинии Вульф?»


Бриллиантовая брошь с изумрудами и сапфирами, подаренная Тейлор Бартоном в 1965 году. По словам Элизабет, это украшение от Tiffany&Co навсегда осталось для неё символом первых бурных дней брака с Ричардом

Показателем огромной страсти Ричарда к Элизабет стал ещё один внушительный бриллиант (на этот раз весом 33 карата), названный в честь актрисы. Она получила его от своего благоверного на День святого Валентина в 1968 году. Это сверкающее произведение ювелирного искусства было одним из самых любимых у Тейлор. Она не расставалась с ним до самой смерти в 2011 году.


Кольцо с бриллиантом «Крупп», которое Тейлор получила от Бартона на День святого Валентина в 1968 году


«Это кольцо приносит мне самое удивительное ощущение красоты», - любила повторять Тейлор


Элизабет Тейлор и Ричард Бартон


В 1971 году, в честь рождения первого внука Элизабет Тейлор, когда ей было 39 лет, Ричард Бартон подарил ей гарнитур от Van Cleef & Arpels со словами «Ты настолько красива, что никто не поверит, что ты – бабушка»

Многие недоброжелатели утверждают, что столь щедрыми подарками Бартон старался загладить свою вину за измены. Так это или нет, уже никто не узнает, но нужно отдать должное актёру - он дарил не просто украшения, а целую историю. Как, например, бриллиант «Тадж-Махал», который актриса получила на своё 40-летие.


Элизабет Тейлор в подвеске с бриллиантом «Тадж-Махал»

Дух захватывает не столько от красоты, сколько от его «биографии». Как становится ясно из названия, камень связан с одним из новых семи чудес света - мавзолеем, построенным в память о молодой супруге императором Шах-Джаханом. Именно он преподнёс этот бриллиант своей любимой Мумтаз-Махал за четыре года до её внезапной смерти.


Сапфировый сотуар от Bulgari в стиле ар-деко стал одним из подарков Ричарда на 40-летие Элизабет. Чуть поже она дополнила его таким же кольцом

Восхищает и история со знаменитой «блуждающей» жемчужиной Перегриной. Как гласит легенда, перламутровый камень весом в 55 карат был найден в XVI веке и впоследствии стал частью испанской короны, в которой королева Изабелла позировала легендарному Веласкесу. Заполучив «самую безупречную жемчужину в мире» (не без помощи Бартона, конечно же), Тейлор отдала её в руки ювелирам Дома Cartier, сделавшим из неё роскошную подвеску.


В таком виде Бартон преподнёс Тейлор легендарную жемчужину Перегрина. Чуть позже она заказала для неё оправу, украшенную рубинами, у Cartier


Легендарная «блуждающая» жемчужина Перегрина


«Блуждающую» жемчужину Тейлор называла самой совершенной в мире


Высказывание «Мужчины уходят, а украшения остаются» было в какой-то мере определением всей жизни Тейлор


Элизабет Тейлор


Бриллианты актриса обожала за блеск, который они придавали образу

Особые отношения Элизабет Тейлор с ювелирными изделиями характеризует и то, что свою самую знаменитую книгу она написала именно о драгоценностях. В ней актриса рассказала о том, что для всех своих мужей она была царицей. Ведь не зря Майк Тодд, третий супруг звезды, преподнёс ей старинную бриллиантовую тиару со словами «Ты - моя королева!». Именно в ней она и блистала на церемонии вручения «Оскара» в 1957 году.


Элизабет Тейлор с Майком Тоддом, который преподнёс ей в качестве одного из подарков винтажную тиару со словами «Ты - моя королева»


Та самая бриллиантовая корона, изготовленная 1880 году


В августе 1957 года Элизабет Тейлор и Майк Тодд (ее третий спуруг) отдыхали на вилле во Франции. Элизабет плавала в бассейне, когда Майк неожиданно преподнёс ей три красные коробочки с логотипом Cartier, внутри которых оказался изумительный рубиновый гарнитур


Элизабет Тейлор


Рубиновый гарнитур Cartier

Впрочем, столь щедрые подарки актриса время от времени преподносила и сама себе. Например, однажды она заказала сапфировые клипсы французскому ювелиру Жоэлю Артуру Розенталю. Для их изготовления использовались камни разных оттенков, чтобы передать особый оттенок глаз Элизабет. «Она сказала мне, что её глаза голубые, как мои, иногда зелёные, ну а всем остальным они кажутся фиолетовыми», - вспоминал дизайнер.


Те самые серьги от французского ювелирного Дома JAR, передающие едва уловимый оттенок глаз актрисы

Расставалась с украшениями Элизабет Тейлор столь же легко, как и принимала их. «Я знаю, что в моих драгоценностях есть некая доля магии, и надеюсь, что она будет передаваться другим людям, хранить и оберегать тех, кто ими станет обладать, потому что мы все лишь временные хранители этой красоты», - признавалась актриса в последние годы своей жизни.


Элизабет Тейлор


На аукционе, устроенном после смерти голливудской звезды, её коллекция украшений была продана за рекордную сумму в $119 миллионов


Практически все свои украшения Тейлор носила до конца жизни

В ходе аукциона в 2012 году, позже названного самым экстраординарным, стартовая цена в 20 миллионов долларов (именно в эту сумму оценили коллекцию звезды) была превышена практически в 6 (!) раз. Все вырученные средства были направлены в различные благотворительные организации, как того и хотела сама Тейлор.
Может быть, за столь большое сердце, а не только за свою красоту и чувственность, она и была так любима этими щедрыми мужчинами?

О самой романтической истории любви прошлого столетия звезд мирового кино Элизабет Тейлор и Ричарда Бартона

В середине сентября в Демонстрационном зале ГУМа выставлялись удивительные вещи – наряды и драгоценности восхитительной Элизабет Тейлор. После смерти неугасающей звезды наследники решили продать ее украшения, которые уйдут с торгов в декабре этого года, а сейчас бриллианты отправились в тур по миру.

Бриллианты любимой

Большая часть драгоценностей, привезенных в Москву, была подарена Элизабет Ричардом Бартоном – главным мужчиной в ее жизни, за которого Тейлор выходила замуж дважды. Их отношения были страстными, и бриллианты, которыми осыпал Ричард свою любимую тому подтверждение.

Ричард тратил огромные деньги, чтобы разыскать для своей королевы самые удивительные камни. Она же благосклонно принимала дары, преподносимые Бартоном в оригинальной манере. Например, шикарное кольцо с рубином от ювелира Van Cleef & Arpels актер бросил в рождественский носок, висевший над камином, и Лиз пришлось вытряхивать носок, чтобы найти подарок.

Если разглядывать эти камни, можно задуматься, насколько “высоковольтной” была их страсть.

История любви — встреча

Их любовь началась с того момента, когда на съемках фильма “Клеопатра” Лиз и Ричард продолжали целоваться после того, как режиссер крикнул снято. Когда зародились их отношения, оба актера были несвободны, но на глазах у всех они совершали прогулки на яхте, а папарацци фиксировали каждый момент.

Тейлор и Бартон ускользали от публики и занимались любовью везде, где это только было возможно. Лиз говорила, что Ричард мог шептать на ухо такие слова, от которых улетучиваются все неприятности и проблемы.

Свадьба

Бартон и Тейлор поженились в Монреале в Ритц-Кралтоне. На Лиз было желтое шифоновое платье, которое было дополнено изумрудно-алмазной брошью, подаренной Ричардом на ее день рождения. Безнадежно влюбленный Актер писал тогда: ”Теперь моя мечта здесь, рядом со мной, и если вы не встретили ее, вы много потеряли в жизни”.

Но накал страстей возрастал. К ним можно отнести измены и пристрастие к алкоголю. Но Бартон всегда говорил, что он никогда не предавал их отношения, ни в поступках, ни в словах, потому что слишком любил Лиз. Пара все время сходилась и расходилась. Они закатывали сцены друг другу, устраивали громкие скандалы, которые заканчивались не менее громкими примирениями. Любовь этих двух людей стала одной из самых романтичных и ярких историй двадцатого века.

Творчество

За время этого звездного брака, актеры снялись вместе в нескольких нашумевших фильмах. Игра в кинофильме “Кто боится Вирджинии Вульф” принесла Тейлор второго Оскара, а Бартон был номинирован на эту премию в шестой раз. Только они могли играть роли, которые зачастую отражали их реальные отношения.

Неугасающая любовь

После развода в 1974 году пара помирилась, и затем они тайно снова поженились в Ботсване. Второй брак оказался намного короче, распавшись меньше, чем через год. Они оставались друзьями до самой смерти Ричарда Бартона в 1984 году. Но до конца своих дней актриса хотела, чтобы весь мир знал, какое место занимал Бартон в ее жизни: ”С самого первого мгновения в Риме, мы всегда были сильно и безумно влюблены друг в друга”.

Легендарный голливудский актер — Ричард Бартон — несчетное число раз номинировался на «Оскар», но победы так и не одержал, что, впрочем, не помешало ему войти в историю мирового кинематографа. На его счету премии «Грэмми» и «Золотой Глобус», а также главные роли в десятках фильмов. Его любили женщины, что подтверждалось его неоднократными браками и романами, а самый известный из них до сих пор обсуждается на страницах глянцевых журналов.

Юные годы

Ричард Уолтер Дженкинс родился в 1925 году в Уэльсе, в семье шахтера, в которой на тот момент уже было 11 детей.

Живя в нищете, он начал актерскую карьеру со школьной скамьи. Уже с первых ролей его преподаватель Филипп Бартон рассмотрел в мальчике настоящий талант и сделал все, чтобы довести его до совершенства. Ричард понимал, что своим актерским мастерством обязан учителю, который верил в него и вкладывал в ученика душу. В знак признательности тот взял себе, как сценический псевдоним, фамилию Бартон и сделал ее известной во всем мире. Кроме того, судьба подарила Ричарду встречу с Тенагером Риччи. Этот меценат оценил природные способности сына нищего «угольного забойщика» и снабдил его крупной суммой, которая позволила парню получить прекрасное образование в Оксфордском университете.

Начало карьеры

В 1943 году актер Ричард Бартон дебютировал на профессиональной сцене. Однако вскоре его призвали в армию, и вплоть до 1947 года он служил в американских ВВС. Демобилизовавшись, молодой человек поступил в один из лондонских театров. Уже через год Ричард успешно дебютировал в кино в картине «Последние дни Долвина», в которой сыграл одну из главных ролей. Параллельно с этим он много работал на радио, а чуть позже ему дали роль в знаменитом Мемориальном Шекспировском театре в Стратфорде-на-Эйвоне. Став знаменитым на родине, Ричард Бартон отправился покорять Голливуд. Там он дебютировал в кинокартине «Моя кузина Рейчел», в которой сыграл главную мужскую роль.

Последствия неудач

Сложный характер творца и его непризнанность в свое время сделали свое дело: последние годы своей жизни Ричард Бартон страдал алкоголизмом и сопутствующими ему болезнями. Актер пытался лечиться, но постоянное состояние стресса приводило к постоянным срывам, и, как результат, — смерь в 58 лет. Алкоголь еще при жизни наложил отпечаток на его судьбу: выпивка стала причиной его разрыва с любимой женщиной — Элизабет.

О романе этих великих актеров в свое время писала вся мировая пресса. Это, несомненно, одна из самых знаменитых пар всех времен. Даже история Джоли и Пита, по сравнению с этими сорвиголовами, кажется скучной и примитивной. Миллионы людей во всем мире смаковали подробности их отношений: публичные любовные признания, неоднократные разводы и свадьбы, ссоры и скандалы - все это только часть их бурной жизни. Но, к сожалению, два таких творческих и вспыльчивых характера не могут жить спокойно и счастливо. Несмотря на большую любовь, они расстались, однако при упоминании имени Ричард Бартон сразу же вспоминаешь об Элизабет Тейлор, и наоборот.

Совместные работы

Элизабет Тейлор и Ричард Бартон, фильмы с участием которых практически всегда имели успех, снялись вместе в 11 картинах. Первой из них стала знаменитая «Клеопатра». На момент начала работы над картиной Элизабет была замужем за Эдди Фишером, а Бартон женат на Сибил Уильямс, от которой имел двух дочерей. Через несколько месяцев после съемок они поженились и прожили вместе более десяти лет. Самой известной совместной картиной пары стал фильм «Кто боится Вирджинию Вульф?», за который Элизабет получила второго «Оскара», а Бартон — очередную номинацию на эту награду, которую ему так и не удалось никогда подержать в руках. Сам Ричард считал, что участие в этом фильме было его ошибкой, так как именно эта работа сформировала его имидж подкаблучника, от которого он тщетно старался избавиться.

В то же время под конец жизни он однажды признался журналистам, что его главной ролью в жизни оказалась роль супруга Элизабет Тейлор.

Другие женщины Ричарда Бартона

Актер, которого сама называла «мужчиной, заставляющим биться сердце женщины сильнее», имел несчетное количество мимолетных романов со многими признанными красотками Голливуда своего времени и был женат 5 раз (дважды на Элизабет Тейлор). Кроме Лиз и Сибил Уильямс, о которой уже упоминалось, женами Бартона были модель Сюзан Хант и гример Сали Хэй. Первая жена Ричарда Бартона не только целый год терпела разворачивающийся на ее глазах роман с Лиз Тейлор, но и задолго до этого делала вид, что не замечает отношений супруга с английской актрисой Клэр Блум. В дуэте с ней в 1958 году актер снялся в картине «Оглянись во гневе», которую критики признали одной из лучших его работ.

Любовь бывает не только к людям

Наверное, неудача в личной жизни преследовала его потому, что единственной истинной и безоговорочной любовью Ричарда была сцена. Ведь в то сложное время, когда он был маленьким мальчиком из многодетной семьи, которого некому было воспитывать, потому что родители изо всех сил пытались заработать на жизнь, его единственным утешением стала игра. Когда некому было дать ему жизненное напутствие, в руки ему попался томик Шекспира, который и определил его дальнейшую судьбу. А учитель, который взялся за его воспитание с усердием отца, окончательно привил Бартону любовь к актерскому мастерству.

Имя Бартона обросло легендами. Однако многие истории о нем, которые кажутся вымыслом, подтверждены фактами:

  • его брак с Элизабет Тейлор состоялся через 9 дней после развода Лиз;
  • единственной женщиной, которая могла гордиться, что отвергла Бартона, стала актриса которая снялась с ним в картине «Атрибуты страсти»;
  • звездная пара сразу же удочерила девочку из Германии;
  • однажды Ричард преподнес Элизабет кольцо за 1 100 000 долларов, за которое на аукционе «бился» с самим Онассисом;
  • Лиз пережила Бартона на 27 лет, причем он предсказал, что так произойдет, сразу же после их второго развода;
  • актера похоронили вместе с томиком стихов Дилана Томаса.

Сознание человека и его мечты формируются еще в детстве. Так, Ричард Бартон, фильмы которого многие с удовольствием смотрят до сих пор, с юных лет точно знал, чего он хочет и о чем мечтает, и работал над воплощением своей мечты до последних дней своей жизни.

Сегодня актера считают легендой, а его работы изучают все ценители кинематографа. И все благодаря не только таланту, но и упорству и полной самоотверженности Ричарда Бартона, фанатично посвятившему свою жизнь кино и сцене. Он, как настоящий гений, бросался навстречу любому испытанию, которое попадалось на его творческом пути, и смог оставить неизгладимый след в искусстве.

Элизабет Тейлор и Ричард Бартон

Роман Ричарда и Элизабет, стартовавший в 1962 году на съемочной площадке «Клеопатры», сразу стал событием века. В сравнении с которым страсти современного голливудского клана номер один - Бранжелины - выглядят вялым сюжетом пьесы провинциального драмкружка. Именно «Лиз и Дик» открыли эру папарацци. От них ждали капризов, причуд, глупостей. И побольше - чтобы потом посмаковать подробности и снова приникнуть ненасытным оком к замочной скважине.

Злые языки поговаривали, что в стремительности этого романа виноват был не только хороший секс. И уж тем более не родство душ. Для английского театрального актера связь с главной голливудской красавицей стала билетом в большой мир.

Если и так, то расчет вскоре сменился настоящей любовью. Письма, которые Бартон написал Тейлор за время брака, тому подтверждение: «Мои глаза слепнут, не видя тебя. Ты не осознаешь, как фантастически красива...».

В начале 1950-х Бартон, двенадцатый ребенок в семье уэльских шахтеров, оспаривал пальму сценического первенства в Лондоне, а затем вместе со своей тогдашней женой Сибил отправился покорять Голливуд, где впоследствии быстро приобрел репутацию неутомимого любовника, пьяницы и разгильдяя. Как-то раз Бартон очутился на пышной вечеринке. Он выпивал, болтал и глазел по сторонам, ошеломленный тоннами сверкающей женской плоти. «Вдруг одна девушка на другом конце бассейна отложила книжку, опустила солнечные очки и глянула прямо на меня. Она была столь красива, что я чуть не расхохотался в голос. Она была потрясающей. Великолепной. Засасывала, как черная дыра. И плевать ей было на меня». На самом деле не совсем плевать. Суровое безразличие, с которым Элизабет тогда глядела на мужчин, служило ей броней от пустого внимания. К тому же она уже год как была замужем за своим вторым мужем, английским актером Майклом Уилдингом. Не считая нескольких случайных оказий, следующие девять лет Бартон и Тейлор не виделись.

Настоящая их встреча случилась в Риме на съемках «Клеопатры». Элизабет приготовилась обдать партнера холодом: его романам (предпочтительно с брюнетками) не было числа, и Лиз собиралась сразу дать понять, что она не «одна из этих». Бартон поначалу тоже ее будто игнорировал, а потом собрался с духом и выпалил: «Кто-нибудь говорил вам, что вы красотка?». Тейлор ушам своим не поверила: «Великий любовник? Остроумец? Интеллектуал? И тут на тебе. Выдал». То был блестящий гамбит: все старались понравиться Тейлор, Бартон просто ее рассмешил.

В первой же сцене с поцелуем актеры почувствовали себя словно в наркотическом дурмане. Режиссер давно скомандовал: ­«Снято», а сцена все продолжалась.

Однако Элизабет была не готова пройти через еще один публичный развод (ее тогдашний муж «номер четыре» Эдди Фишер оставил ради Тейлор жену), поэтому какое-то время она и Ричард пробовали держаться дальше друг от друга. На съемочной площадке актеры не говорили друг другу ничего, чего не было в сценарии. Но долго это не продлилось. Вскоре они тайно сбежали на крошечную виллу в Порто-Сан-Стефано, и это были счастливейшие моменты в жизни. «Я жарила мясо на гриле. Душ едва капал, а простыни всегда были влажными. Но мы все это просто обожали».

Затем съемочная команда отправилась на Искью, чтобы снять сцену морского сражения между Марком Антонием и Октавианом. Там, на берегу Тирренского моря, была сделана фотография, облетевшая весь мир: она в купальнике, черные волосы развеваются на ветру, он лежа целует ее, у их ног валяются две пачки «Мальборо».

В марте 1964 года Элизабет получила развод, Ричард развелся еще в декабре. После улаживания всех формальностей пара прилетела в Монреаль и поселилась в «Ритце» под фамилией Смит. Тем же вечером в узком кругу они зарегистрировали брак. На Элизабет было желтое шифоновое платье по дизайну Ирен Шараф, автора костюмов к «Клеопатре», в волосах - гиацинты и лилии. Ярко сияла изумрудная брошь ценой в сто пятьдесят тысяч тогдашних долларов, подаренная Бартоном. Ее дополняла пара столь же броских серег - тоже подарок, но уже к свадьбе. Для Ричарда это был второй брак. Для Элизабет – пятый.

Они уехали в Торонто, где на следующий день Бартону надлежало перевоплотиться в Гамлета. Когда спектакль закончился, актер за руку вывел Элизабет на авансцену. Вибрирующим голосом он еще раз произнес реплику принца датского, обращенную к Офелии: «Я говорю: больше никаких браков!». Зрители рыдали.

Ричард и Лиз на съемках фильма «Укрощение строптивой», 1973

В 1967 году Ричард и Элизабет вместе или порознь заработали двести миллионов долларов. Они были не просто мужем и женой, они были брендом. За миллион долларов купили двухмоторный джет, рассчитанный на десять пассажиров и нареченный «Элизабет», принялись коллекционировать Моне, Пикассо, Ван Гога и даже потянули Рембрандта. У каждого было по «роллс-ройсу»: серебристый у него и зеленый у нее. Они инвестировали в недвижимость: на Тенерифе (для выращивания бананов), в Ирландии (тоже в дело: разведение лошадей). Купили виллу Каза Кимберли в мексиканской Пуэрто-Вальярте, которую по такому случаю даже нанесли на карту. Плюс три дома – его в Cелиньи и английском Хэмпстеде и ее шале в Гштааде.

Две свадьбы Ричарда Бертона и Элизабет Тейлор

Однако жили супруги в основном в отелях, занимая целиком этаж, чтобы разместить детей и свиту: троих от предыдущих браков Элизабет, сообща усыновленную девочку и дочку Бартона (его вторая дочь находилась в госпитале для душевнобольных, и актер исправно платил по немалым счетам за медицинское обслуживание). Кто-то подсчитал, что Бартон одновременно содержал сорока двух человек, включая своих братьев и сестер. И денег не жалел: в Риме Лиз хотелось чили из ресторана в Беверли-Хиллз - заказ доставляли самолетом. В Париже - свиных сосисок из Лондона. Он обожал выискивать для жены редчайшие драгоценности, устанавливая на аукционах рекорды цен, которые сам же позже и побивал. Бартон купил тридцатитрех­каратный бриллиант Круппа за триста пять тысяч долларов (сейчас он стоит два миллиона). Затем умыл самого Аристотеля Онассиса, перебив у него бриллиант Cartier за миллион сто тысяч. «Этот бриллиант должна была носить прекраснейшая в мире женщина, - записал Бартон в дневнике. - Я не мог допустить, чтобы таковой считалась Джеки Кеннеди или София Лорен».

А затем их фильмы перестали приносить прибыль. «Доктор Фауст», «Комедианты» и особенно «Бум» и «Его развод - ее развод» были так тесно связаны с частной жизнью актеров, что критика упрекала их в пародийном вуайеризме. Бартон обнаружил, что гораздо больше денег ему приносят экшены. И чтобы не отправлять родных обратно в угольные шахты, более не брезговал ни сериалами, ни откровенным кинотрэшем. В письмах Элизабет он сетовал: «Я никогда не оставлял мысли, что актерство для мужчины – смешно и постыдно. Я, конечно, никуда не денусь от Понти и Лорен по одной причине: тупо нужны деньги. Но сердце, в отличие от тебя, сюда никогда не вкладывал». Алкоголь и Элизабет были немногим, что придавало Ричарду сил. Несколько раз он честно пытался бросить пить и всякий раз срывался.

В апреле 1970 года Бартоны прилетели в Лос-Анджелес на «Оскара» в надежде, что Ричард наконец обретет желанный трофей. Это бы­ла его шестая номинация - за роль короля Генриха Восьмого в фильме «Тысяча дней Анны»

Ричард Бартон и Элизабет Тейлор (июнь 1977 года)

Блистательная пара сделала все, чтобы добиться премии. Они посетили официальный ланч «Золотого глобуса», Элизабет посверкала там своим новым большим бриллиантом, согласилась объявить на церемонии «Лучший фильм», оделась у самого модного в то время дизайнера по костюмам Эдит Хед. И ради чего? Выиграл Джон Уэйн!

После «оскаровской» неудачи Элизабет и Ричард продолжали сниматься, но уже порознь. Бартон снова стал выпивать. Со съемок писал: «Милая моя щебечущая дурочка, меня так трясло, что я решил вовсе не ходить на студию. Я уже выпил, но обещаю - больше ни капли до твоего прихода. Постарайся прийти домой пораньше - вместе посмотрим бой Кассиуса Клея. Люблю тебя, моя маленькая заноза».

К тому моменту было очевидно, что их развод не за горами. Но несмотря на ссоры и пьянство Ричарда, его сексуальная энергия была видна невооруженным глазом. Ножка Элизабет, промелькнувшая под одеялом «в этой голубенькой пижамке, которая мне так нравится», означала, что дверь сейчас с грохотом захлопнется и пара начнет куролесить. Они, как тогда, в шестидесятые, чувствовали себя тайными любовниками, предающимися зап­ретной страсти назло всему миру. И это их страшно возбуждало.

Ричард Бартон и Элизабет Тейлор (сентябрь 1970 года)

За несколько месяцев до объявления о разводе Бартон написал Элизабет, спавшей в соседней комнате: «Мое дорогое спящее дитя. Я привык обращаться с женщинами скверно, используя их скорее для упражнений в собственной мужественности. Но я чувствовал, как глупо бы­ло с моей стороны даже пытаться обращаться с тобой так, как я привык. В один из дней я просто проснулся влюбленным. Было чертовски трудно отдать всего себя другому человеку».

Вот еще одно горестное письмо с пометкой «очень личное». «Все, что меня сейчас волнует - счастлива ли ты, а уж с кем - не так важно. Никогда не забывай свои странные достоинства, не забывай, что твой острый язычок скрывает замечательную и пуританскую леди. Не забывай, что ты, вероятно, величайшая актриса в мире. Хотел бы я одолжить у тебя на минуточку огня и страсти, но уж получи меня, каков есть: холодным, как лед. Я люблю тебя и всегда буду любить. Вернись».

Все так же пребывая в запое, Ричард позвонил Элизабет и потребовал, чтобы она встретилась с ним на Лонг-Айленде. Едва в аэропорту Хитроу Элизабет села в лимузин, поняла, что муж пьян. По пути Ричард обернулся к ней и проворчал: «Какого черта ты вообще сюда приехала?». К моменту, когда машина добралась до дома, в салоне кипела яростная ссора. Элизабет приказала водителю отвезти ее обратно в Нью-Йорк. Она поселилась в отеле «Ридженси» на Парк-авеню, где несколько лет назад оба супруга наслаждались своим счастьем и триумфом «Гамлета». Теперь же Элизабет написала здесь официальное заявление для прессы. «Пожив вдали друг от друга, мы, быть может, снова станем самими собой - и это залог того, что мы снова могли бы быть вместе. Молитесь за нас».

Ричард стал пить сильнее прежнего, а его случайным подружкам не было числа. Однако несмотря на внешнюю браваду, он тяжко переживал расставание с Элизабет. Из Венеции он писал ей: «Прометей был наказан богами за то, что раздобыл для людей огонь, украв его у богов, и обречен на вечные муки. А я обречен на муки за то, что упустил дарованный богами огонь. Тебя».

Элизабет вернулась в Лос-Анджелес и попыталась жить с чис­того листа. Она начала встречаться с Генри Вайнбергом, очаровательным голландским бизнесменом с репутацией повесы. А в ноябре 1973 года актриса попала в больницу - ей предстояла операция по удалению кисты в яичниках. Ричард полетел в Калифорнию, примчался в больницу, выкинул Генри из комнаты и... воссоединился с Элизабет! «Я ее муж, и мне нужна здесь кровать», - заявил он потрясенному персоналу.

Они снова были вместе и поженились во второй раз (церемония состоялась в Африке). Но Ричард так и не обуздал своих демонов, и после того, как алкоголь едва не убил его (актер шесть недель провел в больнице с трясущимися руками и пепельно-серым лицом), Элизабет решилась на второй развод с Бартоном.

Развод состоялся в маленьком, обшитом деревянными панелями зале суда швейцарского города Саанен. Ричард на ­заседании не присутствовал. Но судья по обязанности задал неизбывный вопрос: «Правда ли, что дальнейшая совместная жизнь с мужем не представляется вам возможной?». «Да. Жить с Ричардом невозможно», - тихо ответила Элизабет, одетая в коричневый костюм. Ее слезы были скрыты солнечными очками. Это было больнее всего: признать в казенных формулировках, что сделать ничего нельзя.

Через четыре месяца Ричард объявил о своей помолвке с югославской принцессой. Элизабет возобно­вила интрижку с Вайнбергом. Но никому из них не удалось превратить любовную связь в прочные отношения. Помолвка Ричарда была расторгнута после того, как папарацци поймали его гуляющим с чернокожей актрисой и моделью Джин Белл, а Элизабет окончательно порвала с Вайнбергом.

Когда бывшие супруги прибыли на встречу с адвокатами, чтобы обсудить свои деловые проекты, плачущая Элизабет упала в объятия Ричарда. Несколькими днями позже пресс-атташе объявил, что его клиенты снова планируют поже­ниться. Повторную церемонию решили провести в Ботсване. Во время этого скромнейшего действа Элизабет, дурачась, напи­сала: ­«Дорогой супружник, как тебе все это? Ты и правда снова мой муж. И у меня для вашей милости новости: никаких больше браков - и разводов тоже. Ваша жена». Но, конечно, были потом и браки, и разводы. Через девять месяцев они снова расстались, и Ричард женился на двадцати­семилетней модели Сюзан Хант. Элизабет вышла за Джона Уорнера, будущего сенатора от штата Вирджиния. Но в начале восьмидесятых оба вновь оказались свободными, и публика бросилась гадать, не сойдутся ли Лиз и Дик.

А много лет спустя после того, как брак Бартона с Тейлор рухнул и из жизни актера навсегда ушли бриллианты, яхты и джеты, он с новой женой Салли осел в швейцарском городке Селиньи. Работа над фильмом по роману «1984» Оруэлла была завершена. Терзаемый головной болью, Ричард все чаще уединялся в своей мансарде. Там, в окружении сотен книг, подаренных когда-то Элизабет, он однажды написал письмо своей былой возлюбленной. Ответа не дождался. Ночное крово­излияние в мозг свело Бартона в могилу.

Элизабет Тейлор и Ричард Бартон на съемках «Клеопатры»

РАЗВЕ эта толстая девка еще не пришла?» Изрядно подвыпивший Бартон поднял руку и потряс кулаком: «Клянусь вам, она у меня опоздает к Страшному cуду!» Смиренно сидящий в углу пастор неодобрительно посмотрел на жениха.


НАКОНЕЦ на восьмом этаже отеля «Ритц-Карлтон» звякнул лифт, и из него вышла Элизабет. Одна, без сопровождающих, в ярко-желтом шифоновом платье с глубоким декольте. Пастыря тридцатидвухлетняя невеста одарила обворожительной улыбкой. Элизабет стоило немалых трудов найти служителя культа, который «сквозь пальцы» смотрел на ее предыдущие четыре развода. Церемония заняла десять минут. Бартон, хоть и стоял на ногах, но время от времени покачивался. Впрочем, невесту это ничуть не смущало. С ее лица не сходила счастливая улыбка. «Я на седьмом небе. Мы будем вместе с Бартоном до конца наших дней», - заявила Элизабет журналистам, поджидавшим на улице. В машине Бартон признался, что «изрядно перенервничал». «Глупыш, ну что волноваться? Мы уже два года спим вместе», - сказала Элизабет и крепко сжала руку мужа.

…ОНИ встретились в Риме на съемках «Клеопатры». Элизабет накануне получила долгожданный «Оскар», сыграв проститутку в картине «Баттерфилд, 8». За роль египетской царицы ей предложили сенсационный для 60-х годов гонорар - более миллиона долларов. В картине Тейлор предстояло играть с англичанином Ричардом Бартоном, за которым закрепилась слава отъявленного ловеласа.

Впервые увидев Элизабет на съемочной площадке, он шепнул ей на ухо: «Ты малость толстовата, но у тебя смазливая мордашка». А вечером, сидя в баре в компании друзей, Бартон подражая писклявому голосу Тейлор, выдал порцию отборной брани. Все просто умирали от хохота, ведь Элизабет при своей ангельской внешности по части ругательств могла заткнуть за пояс сапожника. Однако Бартону, который и сам любил крепкие словечки, поведение Элизабет пришлось по душе.

«Смотри, Риччи, будь осторожен, не попадись к ней на крючок», - пошутил кто-то из друзей. «Не волнуйся, она такая черная, как пить дать бреется», - ответил Бартон. У смуглой Элизабет действительно были проблемы с «усиками», которые приходилось брить.

Тем не менее уже первые любовные сцены показали, что, изображая страсть, актеры вовсе не играют. Поцелуи были настолько затяжными, что режиссеру приходилось то и дело командовать: «Стоп». По окончании съемок Ричард и Элизабет продолжали «репетиции» в ее гримерной. Их стоны не давали покоя рабочим, менявшим декорации. Неудивительно, что пресса моментально разнюхала о романе и раструбила о нем на весь мир.

Супруга Бартона Сибил отреагировала на происходящее по-спартански спокойно: «Мой муж в очередной раз тренирует фаллические мышцы». А супруг Элизабет, певец Эдди Фишер , хранил дипломатическое молчание. Он тоже был в Риме, но старался не замечать, что творится у него под носом. До тех пор пока Бартон не заявил ему:

Послушай, мне кажется, тебе стоит знать, что я люблю твою бабу.

Она мне не баба. Она мне жена.

Какая разница, значит, я люблю твою жену.

В этот же день после бурного объяснения с Элизабет, во время которого она заявила: «Если я влюбляюсь, я влюбляюсь», - Фишер упаковал чемоданы и отправился на родину. Тейлор же позвонила в Америку адвокату, чтобы тот начинал бракоразводный процесс.

Элизабет была уверена, что и Ричард в ближайшее время предпримет то же самое. Однако Бартон вовсе не разделял энтузиазма любовницы. «Я не брошу Сибил. Она любит и понимает меня, - сказал он. - А потом, дорогая, - Ричард хлопнул Лиз по заду и хитро улыбнулся, - Сибил вовсе не мешает нам отдаваться тому, чем мы так любим заниматься».

Действительно, на протяжении двенадцати лет Сибил прощала любые выходки мужа. При этом была ему преданным другом, а если требовалось, то и нянькой. Она терпела, что своим любовницам Бартон на Рождество преподносил бриллианты, а ей - скромные сувениры. Единственно, чем могла похвастаться Сибил, - это манто из серой норки, которое так шло к ее рано поседевшим волосам.

Решение Бартона привело «полуразведенную» Элизабет в бешенство. Она заявила, что прекращает сниматься в фильме, и заперлась в своем номере: «Катитесь к черту! И передайте этому поганцу, что он у меня еще попляшет!»

Бартон же сидел в баре, пил текилу и уверял, что «эта стерва перебесится». Известие о том, что Элизабет пыталась покончить с собой, выпив пузырек снотворного, застало актера врасплох. Он тут же примчался в больницу и вел себя как побитая собака. Актриса пробыла в госпитале неделю.

Шумиха вокруг отношений актеров достигла таких масштабов, что на нее был вынужден отреагировать Ватикан. Католическая церковь осудила прелюбодеяние, творившееся у нее под носом, в Риме. А одна из итальянских газет назвала Элизабет «необузданной хищницей, которая разоряет чужие семьи и пожирает чужих мужей».

Тем временем съемки «Клеопатры» подходили к концу, а значит, близилась развязка романа. Волей-неволей Бартону нужно было определиться - вернуться в Лондон к жене либо отправиться с Элизабет в Штаты. На этот счет в съемочной группе даже заключали пари. А предусмотрительный продюсер в последний день заказал карету «скорой помощи», которая дежурила рядом со съемочным павильоном. Мало ли что опять выкинет Элизабет?

Карета не пригодилась. Элизабет успела приручить строптивого англичанина. Она почти не расставалась с Бартоном. В гостиничном номере актера над камином висел подлинник Ван Гога - один из подарков Элизабет. К слову, стоимость картины - 250 тысяч долларов - равнялась всему гонорару Бартона за съемки в «Клеопатре». В Америку скандальная пара отправилась вместе. Бартон начал бракоразводный процесс и заявил журналистам: «Я хочу жениться на Элизабет Тейлор , и я на ней женюсь. Никаких «если», никаких «но».

Став миссис Бартон, Элизабет использовала все свое влияние, чтобы в те фильмы, где она играет, на главную мужскую роль обязательно приглашали мужа. Получился своеобразный семейный подряд, в высшей степени прибыльный. Вместе супруги снялись в 11 картинах, заработав 50 миллионов долларов. При этом они обычно оговаривали, что съемки должны проходить за границей, в этом случае значительно уменьшались налоги.

ДЛЯ Элизабет, которая начала сниматься в 9 лет, а статус звезды приобрела в 15, деньги не были самоцелью. «Не помню, когда я не была знаменита», - сказала как-то кинодива. К этому можно было бы добавить: «и богата». Зато Бартон, познавший в детстве откровенную нищету, благоговел перед богатством. Ричард был двенадцатым ребенком в семье английского шахтера. Мать умерла рано. «Те десять фунтов, которые мы были вынуждены занять на похороны нашей матери, тяжким грузом висели на нас еще несколько лет, - вспоминал актер. - День, когда наша семья наконец расплатилась с долгом, стал для нас настоящим праздником. Были годы, когда мы существовали только благодаря бесплатному супу».

Получая миллионные гонорары, звездная пара могла позволить себе жить на широкую ногу. Бартон купил реактивный самолет, чтобы семье было вольготней путешествовать по миру. Они останавливались в самых роскошных отелях. Чета появлялась в сопровождении ста пятидесяти чемоданов, детей, гувернантки, трех секретарей, парикмахера, няни, четырех собак, черепахи и двух сиамских кошек в ошейниках с бриллиантами. И для служащих наступал ад. Собаки кинодивы гадили, где им вздумается.

Когда Элизабет вышла замуж за Бартона, у нее было трое детей от предыдущих браков - двое сыновей и дочь. Она часто брала их с собой в поездки, но, приехав на съемки, просто забывала о их существовании.»У Элизабет действительно был очень напряженный график съемок, - вспоминал один из учителей звездных отпрысков, - но когда в Париже мы жили в отеле «Ланкастер», то от детей нас отделял лишь один этаж. И все равно они не видели мать неделями».

Потакая мужу, Элизабет соглашалась на любую роль, если гонорар исчислялся шестизначными цифрами. Это не могло не сказаться на отношении к звездной паре. Все чаще, открывая газеты, они читали нелестные отзывы о собственной работе. «Время от времени приходится делать халтуру», - отмахивался Бартон. Однако со временем репутация неразборчивых актеров грозила окончательно закрепиться за Элизабет и Ричардом. Тейлор, которая почти 20 лет царствовала в Голливуде, нутром почувствовала, что «пришло время сняться в шедевре». Такая возможность представилась в картине «Вирджиния Вульф». Тридцатишестилетней Элизабет предстояло сыграть сорокапятилетнюю сварливую бабу, которая вымещает злость на муже. Актрисе пришлось поправиться на десять килограммов. Из красавицы с помощью грима сделали неряшливую, опустившуюся женщину. Мужа, как нетрудно догадаться, играл Бартон. Его герой был затюканным подкаблучником.

Режиссер заставлял Лиз дубль за дублем плевать Ричарду в лицо, добиваясь, чтобы зрители почувствовали ненависть героини к мужу. Постепенно звезды «заразились» своими ролями. Они перенесли игру со съемочной площадки в реальную жизнь. После работы, нагрузившись текилой, Ричард обзывал Элизабет «обезьяньими сиськами», а она, все еще одетая в костюм своей героини, грозила: «Закрой свою вонючую пасть! Я еще не закончила говорить!»

За роль в «Вирджинии Вульф» Тейлор присудили второго «Оскара», но получать его она не поехала. Муж отговорил. Бартон тоже был номинирован на приз Киноакадемии, но награда досталась другому. Как всегда, он не нашел лучшего выхода, как напиться. А потом поссориться с женой.

Понятно, что с годами голливудская богиня не становилась красивее. Второй «Оскар» практически никак не сказался на ее карьере. «Вирджиния Вульф» стала пиком, после которого кривая успеха стремительно пошла вниз. В 1968 году Тейлор лишилась своего места в десятке самых популярных кинозвезд. Ее имя уже не было синонимом кассового успеха. Но главным для нее было другое - ее перестали снимать вместе с Ричардом, а значит, у него появились новые молодые партнерши, и она не могла больше стопроцентно контролировать своего мужа. Бартон взялся за старое. Не упускал случая закрутить роман с молоденькой актрисой. Интрижки, конечно, быстро пресекались. Не в характере Тейлор было делить с кем-то своего мужчину. В качестве «мольбы о прощении» Ричард после каждого «хождения налево» дарил Элизабет бриллианты. Часто это были драгоценности, известные во всем мире. Например, «крупповский» бриллиант, принадлежавший ранее семейству немецких промышленников. Он обошелся Бартону в 300 тысяч долларов. Потом последовала знаменитая жемчужина «Ла Перегрина». Венцом стал бриллиант «Картье-Бертон» стоимостью более миллиона долларов.

БРИЛЛИАНТЫ были слабостью актрисы с юных лет. Однажды она решила произвести настоящий фурор, надев разом всю коллекцию. Пальцы украсила кольцами, обе руки увешала браслетами, затянула талию бриллиантовым поясом, вставила в уши переливающиеся на свету серьги, на голову надела бриллиантовую тиару, а «Картье-Бертон» водрузила на знаменитую грудь. В Голливуде ее поспешили обозвать вульгарной. «Я знаю, что вульгарна, но неужели вы хотели бы, чтобы я была другой?» - удивилась Элизабет. Впрочем, даже бриллианты не всегда могли погасить гнев Элизабет. Как-то она не разговаривала с Бартоном несколько дней из-за того, что на одном из приемов, желая представить Элизабет, он сказал: «Это моя жена, эээ…. Филлис». Тейлор едва не лишилась дара речи - муж забыл ее имя!

Это был период, когда скандалы в доме Бартонов случались чуть ли не ежедневно. Ричард запирался в своей комнате, чтобы не дай бог Элизабет не могла к нему войти. Зная характер жены, он боялся, что та запустит в него чем-нибудь тяжелым. Чаще всего причиной ссор были пьяные выходки Бартона. Чашу терпения Элизабет переполнило поведение мужа на званом обеде у английского посла в Будапеште. За ужином Ричард оказался рядом с женой посла. Он положил руку на ее колено и, пьяно улыбаясь, произнес: «Надеюсь, ты ужасно рада, киска, что познакомилась со мной?»

Лиз предложила Ричарду выбирать - либо она, либо выпивка. Бартон пообещал «завязать». Но продержался трезвым несколько дней. И Элизабет в пятый раз в своей жизни подала на развод. Только если раньше актриса расставалась с мужьями из-за того, что в ее жизни появлялась новая любовь, то в этот раз она продолжала любить Бартона, а жить с ним уже не могла.

Каждый по-своему объяснял случившееся. Бартон устроил пресс-конференцию, на которой сидел со стаканом водки в руке. «К тому все шло, к тому все шло, - говорил актер. - Знаете, когда двое вспыльчивых людей обрушивают друг на друга свой гнев, всякое может случиться. К тому же женщины - странные создания. Кто возьмется сказать, что происходит у них в голове?»

«Возможно, мы слишком сильно любили друг друга, - рассуждала в свою очередь Элизабет. - Мы то и дело «залезали друг другу в карман», никогда не разлучаясь. Как мне кажется, это и стало причиной нашего непонимания».

Тем не менее даже после развода окружающих не покидало ощущение, что точка в этом бурном романе еще не поставлена. Элизабет и Ричард перестали жить вместе, но при этом все время созванивались друг с другом. Элизабет села на диету. Она вновь постройнела и приобрела былой шарм. Ричард зализывал раны в Швейцарии, пытаясь избавиться от привычки напиваться с раннего утра. В телефонных разговорах он уверял бывшую жену, что «дела продвигаются». А вскоре пригласил Лиз самой убедиться, что он в полном порядке.

Увидев Бартона, раскинувшего навстречу ей руки, Элизабет бросилась к нему на грудь. На этот раз плакали оба. За ужином Ричард поднял в честь жены бокал с апельсиновым соком.

Элизабет понадобилось около полутора месяцев, чтобы уговорить Бартона вновь стать ее мужем. Для вторичного бракосочетания по желанию актрисы они отправились в Африку. Обряд был совершен на берегу реки в присутствии вождя местного племени. А через две недели обоим стало ясно - разбитую чашку не склеить. Официально какое-то время они продолжали оставаться мужем и женой, но почти не общались друг с другом. Вторичный развод прошел тихо, не привлекая общественного внимания.

Ричард Бартон ушел из жизни в 1984 году, не дожив до шестидесятилетия. Элизабет Тейлор уже отметила свое 75-летие, заявив, что «для своих лет выглядит очень даже ничего». После развода с Бартоном она еще несколько раз выходила замуж. Сейчас вновь свободна. Надолго ли? «Пока не подвернется мужчина с хорошим чувством юмора», - говорит актриса.