Первый немецкий «народный телевизор FE1

Что самое удивительное, эту роль телевещания сумели разглядеть ещё в Третьем Рейхе, где массированной пропаганде отводилось значительное место.
Общеизвестно также, что Третий Рейх был технократическим государством, а с телевидением тогда «игрались» во всём мире. В те годы телевещание было чем-то вроде экзотической технической штучки, в светлое будущее которой мало кто верил.
Считалось, что радио и газеты будут по-прежнему главными источниками информации в силу их доступности большинству населения. ТВ было слишком дорогим удовольствием, а телепрограммы не могли соперничать в увлекательности с фильмами, демонстрировавшимися в кинозалах. Тем не менее, именно в Третьем Рейхе телевидение получило если не массовое распространение, то хотя бы задумывалось, как массовое.
В современном немецком языке есть слово «Fernsehen» - буквально «дальновидение». Так пошло ещё с времён Третьего Рейха, когда предпочтение отдавалось «исконным немецким словам», а не международным, привычным во всём мире. Руководство «дальновидением» было поручено Рейхспочте.
Итак, первый телеэфир состоялся в 1935 году. У немецких телевизионщиков была тогда маленькая студия в Берлине, из которой три раза в неделю и велись программы.

Те немногочисленные кадры, которые сохранились в немецких архивах, говорят о том, что нацистское телевещание задумывалось, как сугубо «народное» зрелище для людей с низким уровнем интеллектуального развития. Новости там перемежались с эстрадными номерами, комплексы упражнений для поддержания стройности - с передачами, типа «Радости садоводства». Сохранились также кадры из «исторического сериала» - ненавязчивые костюмные сценки из жизни двора Фридриха Великого.
В рамках телепрограмм проводилось общеобязательное «расовое воспитание» населения. Так, телерепортёр Фриц Янике, бравший интервью у самых разных людей, не преминул заехать к учёному-расологу, который прямо в кадре измерил череп у маленькой девочки.
Передачи вели красивые и уверенные в себе дикторши - Эльза Эльстер и Урсула Патчке, девицы канонической «арийской» внешности. Бодрыми голосами они обращались к телезрителям, не забыв на прощанье крикнуть: «Хайль Гитлер!»
Персональных телевизоров было крайне мало - они были в распоряжении высших чинов Рейха. Зато существовали специальные телекомнаты, нечто вроде тех видеосалонов, которые имели место в перестроечном СССР. Так вот, в эти телекомнаты вход был совершенно бесплатным. Что это означало? Нацисты очень быстро поняли, что телеящик имеет большие возможности по части пропаганды и старались внедрить его в массы. Во-первых, прямой эфир. Где в кинотеатре можно увидеть прямой эфир? Конечно, перед каждым сеансом крутили общеобязательный еженедельник

«Die Deutsche Wochenschau», но всё это были новости вчерашнего дня в прямом смысле этого слова. Во-вторых - зрелищность. Да, по радио всегда можно услышать любую новостную информацию, но, как гласит народная мудрость, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так вот «Fernsehen» и было одной из пропагандистских задумок немецких нацистов. Интересно, что наци-телевидение не было коммерческим, его основная задача - «чтобы Фюрер вошёл в каждый дом».

Общеобязательный еженедельник «Die Deutsche Wochenschau

Руководство Рейхспочты даже представило Геббельсу «План обеспечения всех германских домашних хозяйств народным телевизором FE1». Считалось, что к Рождеству 1939 года в магазинах появятся первые образцы. Однако начавшаяся война помешала этим грандиозным планам.
Вернёмся немного назад - в 1936 год, ознаменовавшийся проведением Берлинской Олимпиады. Нацистам было важно, чтобы и немцы, и многочисленные гости столицы увидели всю ту показуху, которую приготовило гитлеровское руководство.
Зрители могли наблюдать за ходом Олимпиады из этих самых телевизионных салонов. Кроме того, специально для Олимпиады в помещении министерства

Телепередача для солдат Вермахта «Мы передаем веселье, мы жертвуем радость» (Wir senden Frohsinn, wir spenden Freude). 1941 г.

Рейхспочты был сооружен большой экран для 300 зрителей.
Интересно, что жена Геббельса - Магда Квандт, женщина крайне практичная, очень быстро поняла преимущества ТВ. Она принялась обращаться в самые разные инстанции, чтобы ей выделили средства для устроения телекомнат для женщин. Эти «красные уголки» должны были располагаться при специализированных прачечно-бытовых центрах. То есть образцовые арийские дамочки пойдут сдавать свои вещи в стирку, заодно и телевизор посмотрят. Однако эта идея не получила поддержки - в условиях начавшейся войны никому не было дела до женских телеуголков.

Два диктора нацистского ТВ: Урсула Пачке (Ursula Patzschke) и Аннемари Бек (Annemarie Beck)

Во время войны нацистское телевидение быстро перепрофилировалось - оно стало выпускать программы для раненых солдат, лежащих в госпиталях. Бодряческий тон информационных программ теперь перемежался с фривольными танцами в духе варьете.
Последний эфир гитлеровского «дальновидения» состоялся осенью 1944 года.
…Страшно себе даже представить, какой эффект могло бы иметь внедрение того самого «народного телевизора FE1» и распространение нацистского телевещания. Хотя в одном им следует отдать должное - именно в Германии впервые увидели в телевизоре уникальное средство для промывки мозгов населению. Прошло семь десятков лет, но доведенные до совершенства принципы этой технологии по-прежнему крайне актуальны и востребованы. В чем каждый может легко убедиться, скажем, на примере «Малахов +», «Ледниковый период» и программы «Время».

Дата: 2011-12-04

Тот факт,что телевидение уже существовало в 30-е годы и в СССР, и в Германии, и в других развитых странах малоизвестен. В СССР первый опытный сеанс телевещания состоялся 29 апреля 1931 года. 15 ноября 1934 года впервые состоялась трансляция телевизионной передачи со звуком. Парадокс заключался в том, что регулярное вещание телепередач существовало, но советская промышленность телевизоры еще не производила... См. С чего все начиналось http://www.podberi.tv/review/458 . У истоков телевидения стоял американский инженер русский эмигрант Владимир Козьмич Зворыкин. В 1929 году Зворыкин разработал высоковакуумную телевизионную приемную трубку - кинескоп, к 1931 году завершил создание конструкции передающей трубки - иконоскопа.

В Германии телевидение вещало в эпоху Третьего Рейха целых 9 лет.

Изобретённый Паулем Нипков (Paul Julius Gottlieb Nipkow) диск, послужил основой для появления механического телевидения в 1920-x годах. В 1935 году студия Пауля Нипкова начала осуществлять регулярное вещание в Берлине.
Вначале только несколько сот партайгеноссе имели возможность смотреть телевизионные передачи, но в скором будущем планировалось, что каждая немецкая семья будет иметь телевизор и наблюдать за успехами национал-социалистического общества. С 1935 года телевидение в Германии стало реальностью. Телевещательные каналы передавали новости со всей территории 3 рейха, а также начала вещание маленькая телестудия в Берлине по производству развлекательных программ. Это были первые в мире телевизионные репортажи. Программы шли в режиме прямого эфира, техники записи на телевидении ещё не существовало. Казалось, что образы, мелькавшие в телевизорах, тех лет исчезли навсегда. Однако в Берлинском Федеральном киноархиве в 90-х годах были обнаружены 285 рулонов киноплёнки, свидетелей ранних дней телевидения Германии. Этот материал принадлежал бывшей государственной телекомпании Рейха и после войны попал в киноархив Восточной Германии. Там он лежал не использованным много лет. Теперь работники федерального архива имеют возможность просматривать эти материалы, сохранять на другие носители.

В 1935-1944 г.г. специальное телеподразделение занималось выпуском репортажей, интервью и шоу для телевидения на 35 мм киноплёнке. Телевидение в ранний период не сводились только к пропаганде, хотя её было предостаточно. Об этом свидетельствуют явно развлекательные интервью с нацистскими знаменитостями. Стиль телерепортажей раннего периода специфичен - длительные эпизоды, практически отсутствует монтаж, как результат - очень подробное освещение момента. Студия в Берлине выходила в эфир 3 раза в неделю. Репортёры и артисты работали в маленькой комнатке площадью в 2 кв.м., не пропускающей свет и звук. В телевизионную рамку попадали только голова и плечи. Поэтому большое значение приобретала прическа. Метод передачи изображения был механический, картинка получалась расплывчатой.

Только через два года удалось получить изображение лучшего качества. Для решения проблемы продюсеры обратились к предварительной записи на плёнку. Первой развлекательной передачей немецкого телевидения стала программа «Сад на крыше», которую снимали в помещении студии радиовещания. 19 июня 1935 года состоялась премьера фильма на телевидении. Само шоу представляло сцены в виде водевиля, в котором играли актёры радиостудии.

Для работы на телевидении были отобраны верные партийцы, технический персонал почтового управления и несколько журналистов. Телевещание велось на несколько телезалов в Берлине.

Телевизионное изображение в те дни было совсем маленьким - около 20х25см, зал собирал около двух десятков зрителей, и почтовый служащий, когда все занимали свои места, включал телевизор. Во время сеанса он регулировал параметры изображения, иногда изображение пропадало совсем, и тогда приёмник приходилось поднастраивать.

Летняя олимпиада 1936 года дала шанс телевидению сделать прорыв и привлечь публику. Для олимпиады приготовили дополнительно 20 телезалов, ожидали, что число телевизионных зрителей достигнет 160 тыс. Три совершенно новые телекамеры должны были гарантировать достойное качество изображения. Для репортажей с олимпиады почтовое управление использовало метод съёмки в почти реальном времени - отснятая плёнка опускалась в студийный автобус, в котором она проявлялась и с задержкой в несколько минут передавалась в кинозалы. Но даже при таком методе экран часто напоминал «черную дыру».

Не было тогда ещё и такой профессии как телерепортёр, эта профессия только складывалась. Одним из первых был Фриц Янеке.

Министр пропаганды Геббельс предрекал новому средству массовой информации большое будущее. Однако репортажи с партийных съездов, маршевая музыка и интервью с портайгеноссе не пользовались у населения таким успехом как освещение событий олимпиады. Тем временем качество изображения значительно улучшилось благодаря техническому усовершенствованию камер и трансляций.


На съёмке телепрограммы


В музее техники в Берлине сохранился бесценный экспонат - электронная телекамера выпуска до начала второй мировой войны, производства компании TELEFUNKEN. Приблизительно 1939 года. Изображение этих телекамер было очень приличным, и камеры можно было использовать даже на улице.

В 1938 году студия германского радио и телевидения переехала в новое помещение, в распоряжение продюсеров было предоставлено 5 павильонов. Можно приглашать больше гостей, устраивать театральные представления и пр. Помещение было круглым, все его части были отведены под определённые программы. Сейчас это трудно представить, но камера (сначала она была всего одна, потом две, и три) находилась в центре круга и перемещалась в разные сектора для различных шоу. С точки зрения технического развития телевидение дошло до уровня, когда операторы и Государственное почтовое управление радио и телевещания были готовы сделать решающий шаг по превращению телевидения в настоящее средство массового вещания. Телевидение должно стать доступным для самого широкого круга потребителей. 10000 телевизоров для домашнего пользования должны были поступить на рынок к рождеству 1939 года.

Качество телевизионного изображения до начала, и уже во время второй мировой войны, поражает всех, кто сейчас связан с телевидением. Но в то время оно не приобрело популярности, т.к. использовалось ограниченно. Для того чтобы находиться в курсе происходящих событий, тогда нужно было слушать радио. С началом военных действий массовое производство телевизоров стало практически не реальным. Все производственные мощности были затребованы военной связью и разведкой. К этому времени Йозеф Геббельс потерял всякий интерес к телевещанию.

Военный период ознаменовался активной борьбой в международном эфире между радиослужбами государств-союзников по антигитлеровской коалиции и иновещанием стран оси «Берлин-Рим-Токио». Во время войны внешнее радиовещание широко использовалось противоборствующими сторонами для ведения подрывной пропаганды и психологических операций. В этот период получили развитие многообразные методы и приемы пропагандистского и психологического воздействия радиовещания на зарубежные аудитории и войска противника.

Германия уже в начале войны располагала мощным аппаратом иновещания, активно использовала возможности радио для проведения информационно-психологических операций против стран антинацистской коалиции. К лету 1940 г. германские передачи велись уже более чем на 30 языках. Один из руководителей нацистского иновещания сравнивал немецкие коротковолновые станции с дальнобойными орудиями, стреляющими через все границы. Чтобы пресечь влияние зарубежного иновещания на германское население, нацисты с 1 сентября 1939 г. запретили прослушивание иностранных радиопередач на территории Германии, была введена смертная казнь за распространение почерпнутых из них сведений.

Персонал Берлинской телестудии опасался, что трансляции прекратят в связи с войной. Телевидение не снимало военных репортажей, использовали официальные фронтовые киносборники. Целью телевещания стало поддержка морального духа населения и развлечение солдат, создание иллюзорной картины мира. Для масштабных представлений берлинская студия была слишком маленькой. И телевизионщики переехали в амфитеатр, расположенный рядом с олимпийским стадионом. Ещё в 1936 году для трансляции олимпийских состязаний здесь по всему зданию были проведены кабели. И теперь операторам оставалось только установить камеры. Амфитеатр насчитывал 2000 сидячих мест. «Мы принесём вам радость, и вы будете смеяться» – вот главная идея телевидения в этот период. Из лазаретов привозили раненых, рассаживали и размещали, где это было возможно. Всего было дано около сотни представлений.

Солдаты стали последними зрителями на крупномасштабных шоу германского телевидения. 500 кинозалов на территории 3 рейха поступили в распоряжение армии. Только в Берлине 11 военных госпиталей были подключены к вещанию. Идея телевещания для солдат была реализована и во Франции. Парижская студия вела трансляции с Эйфелевой башни, и стала самым большим телевизионным центром своего времени. Командование было довольно. Для шатающихся без дела солдат появилось развлечение. Но основной контингент составляли раненные, врачи им рекомендовали отвлечься от войны.
Осенью 1944 года немецкая телерадиовещательная организация прекратила свою работу.


Фрагменты передач "Альманах" 1943 г., "Радость и Воля" 1943 г."Deutscher Fernsen-Rundfunk"

Michael Kloft "Television under the Swastika" 1999г. TV Spiegel .

8 августа 1935 года - Герман Геринг назначен ответственным за новую индустрию Германии - телевидение.

15 января 1936 года состоялось помпезное открытие нового германского телевещания. Теперь за ним согласно «Указу фюрера номер 2» присматривал лично вождь. Впрочем, народу от этого проку было мало: телевизор считался одной из высших партийных привилегий, аппараты выдавали по строго установленному списку в несколько десятков фамилий - функционерам и начальству рейхспочты, ведавшей технической стороной передач. Не попавшие в число избранных берлинцы с весны 1935 года могли ознакомиться с чудом техники в общественных «телевизионных комнатах», куда вход, в отличие от кино, был бесплатным.

Первый немецкий «народный телевизор FE1»

В первые годы в эфир выходило все, что только попадалось под руку телевизионщикам-первопроходцам, - десятиминутные недельные обозрения, актуальные кинокадры, снятые на пленку исполнения музыкальных произведений, «живые» выступления артистов и отрывки из кинофильмов. Именно отрывки - представить, что зрители смогут высидеть перед голубым экраном весь полнометражный фильм, не могли даже самые отчаянные телеоптимисты.

Внутри телестудии, 1940 г.

Лишь пару лет спустя нацисты открыли для себя пропагандистские возможности вещания. Руководство рейхспочты даже представило фюреру «План обеспечения всех германских домашних хозяйств народным телевизором FE1», но его реализации помешала война. В предвоенные годы в Германии насчитывалось не более 500 телевизоров, а зона уверенного приема ограничивалась Берлином. Важной вехой стал 1936 год - берлинская Олимпиада.

Для показа состязаний сконструировали специальные электронные телекамеры Ikonoskop, которые в духе национал-социализма называли телепушками. Именно в 1936 году, как отмечают историки, телевидение начало входить в сознание публики. Приблизительно 150 тысяч зрителей в Берлине, Потсдаме и Лейпциге смогли следить за Играми в 28 «телевизионных комнатах». Специально для Олимпиады в помещении министерства рейхспочты на Лейпцигерштрассе, 13, был сооружен «гигантский» экран для 300 зрителей.


Телеавтобус у стадиона. Олимпиада 1936 года.

Телеоператоры на Олимпиаде-36. Олимпийские игры были первым событием в Германии, массово освещавшимся телевидением. Поскольку телевизоры были огромной редкостью, по всей стране были сооружены специальные открытые для публики «телекабачки», Fernsehstuben, в которых можно было наблюдать за ходом игр.

Первый берлинский «телекабачок», 1936 г.

Очередной вехой должна была стать прямая трансляция футбольного матча между командами Германии и Италии в ноябре 1936 года. Учитывая политико-пропагандистское значение этой передачи, готовились к ней особо. Однако немцев ждало полное фиаско: едва только небо заволокли первые облака, качество передачи упало настолько, что трансляцию пришлось прервать из-за «плохих метеоусловий».

Диктор программы новостей Эльзе Эльстер (Else Elster)

В феврале 1937 года начались работы по созданию первого кабельного телевидения, которое должно было быть доступным не только берлинцам, но и жителям других крупных городов. Широкополосный кабель длиною 2500 километров (как писали газеты рейха, самый длинный в мире) проложили между Берлином и Нюрнбергом. На экране появились телепостановки, например сценки из жизни Берлина XIX века, отрывки из опер и оперетт. Показывали и «полезные» вещи: какие учреждения рейха чем занимаются, как правильно делать семейную гимнастику и т.п.

Два диктора нацистского ТВ: Урсула Пачке (Ursula Patzschke) и Аннемари Бек (Annemarie Beck)

Именно в это время возникли предтечи нынешних популярных передач и серий. Хотя привычных сегодня боевиков еще не было, полиция уже в середине 30-х начала использовать телевидение для розыска преступников. Было и то, что ныне называется ток-шоу: в 1937 году показали дискуссию с участием известных артистов на тему: «Могут ли быть поцелуи на сцене и в кино настоящими?»

Автогонщик Рудольф Караччьола (Rudolf Caracciola) со своим гоночным «Мерседесом» в телестудии. Кстати, из-за неспособности тогдашней техники осуществлять видозапись, все телепередачи в 1940-х гг. шли в прямом эфире.

Zarah Leander

Те немногочисленные кадры, которые сохранились в немецких архивах, говорят о том, что нацистское телевещание задумывалось, как сугубо «народное» зрелище для людей с низким уровнем интеллектуального развития. Новости там перемежались с эстрадными номерами, комплексы упражнений для поддержания стройности – с передачами, типа «Радости садоводства». Сохранились также кадры из «исторического сериала» - ненавязчивые костюмные сценки из жизни двора Фридриха Великого. В рамках телепрограмм проводилось общеобязательное «расовое воспитание» населения. Так, телерепортёр Фриц Янике , бравший интервью у самых разных людей, не преминул заехать к учёному-расологу, который прямо в кадре измерил череп у маленькой девочки.

Подобным вольностям на голубом экране, правда, скоро поставили заслон - телевизионную цензуру. По мере приближения войны она становилась все более жесткой, эфир отдали выступлениям фюрера и патриотическим программам.

Телепередача для Вермахта. Wir senden Frohsenn, Wir spenden Freude. Мы передаем веселье, мы жертвуем радость.

24 августа 1939 года, накануне вторжения в Польшу, телеэкраны в Германии снова погасли на некоторое время, а с октября 1939 года вещание было полностью сосредоточено в руках командования вермахта. Рейх был единственным воюющим государством, которое вело регулярные телепередачи. В лазаретах, казармах и квартирах офицеров насчитывалось в общей сложности 500 телевизионных приемников. Еще около 200 «ящиков» было установлено на производстве. Воюющая Германия инвестировала колоссальные по тем временам деньги (63,3 млн рейхсмарок с 1939 по 1943 годы) в развитие телевидения. Но 23 ноября 1943 года союзники полностью разбомбили передатчик вермахта в Берлине. Тем и окончилась первая серия мыльной оперы по имени «телевидение».

Перед войной германское телевидение почти полностью перешло на трансляцию «тематических вечеров». Ниже приводится программа передач на 12 января 1938 года, специально посвященная службе СС.

20.00 Актуальные сообщения
20.38 Штурмовое подразделение СС 8/75 им. Эдмунда Бенке поет старинную солдатскую песню на фоне занавеса с руническим символом СС.
20.39 "Слово о главном". Говорит член штурмового подразделения СС
20.40 "Германское прошлое живет". Фильм снят по заказу рейхсфюрера СС.
20.45 Штурмовое подразделение СС 8/75 им. Эдмунда Бенке поет еще одну солдатскую песню.
20.48 «Слово фюрера». Отрывки из фильма.
20.49 «В борьбе - к победе». Фильм, снятый по заказу рейхсфюрера СС.
21.00 Повторение программы.


Кадры из кинофильма об истории развития и становления Германского телевидения 30-40 годов ХХ века "Television Under The Swastika" (Телевидение под знаком Свастики)

Spiegel TV в 1999 г. выпустила программу про телевидение в нацистской Германии - "Телевидение под знаком свастики". репертуар нацистского ТВ на удивление привычен. Основное содержание телепередач составляла даже не пропаганда и речи вождей, но развлекательный канкан полуголых девиц, выступления каких-то комиков, народное песенное творчество и гимнастика. Правда, в “прямом эфире” фюрер с народом не общался - все-таки аудитория была ограниченной: несколько тысяч владельцев “народных телеприемников”, ну и в почтовых отделениях были оборудованы “телевизионные комнаты” - всего штук двадцать. Однако же в 1939 году нацисты планировали наладить массовое производство “народных телеприемников”, только война помешала.

Что интересно, если верить словам 93-летнего бывшего телерепортера, прямого давления на журналистов не оказывали - существовала самоцензура. Например, диктор, рассуждая о состоянии современной музыки, не забыл упомянуть о тех, кто не согласен играть в унисон с "основным ритмом" - мол, их отправили в "музыкальные лагери", где они поют, чтобы получить ужин.

Нацисты уделяли внимание семейным ценностям - в фильм вошел эпизод с довоенным репортажем из "школы невест", которых учили навыкам "правильной арийской матери и домохозяйки". Такое вот сочетание полуэротической развлекухи с пропагандой семейных добродетелей - вполне в современном духе. Общий настрой нацистского эфира не изменился даже во время войны - по словам упомянутого экс-репортера, работники телевидения видели свою задачу в том, чтобы отвлечь солдат вермахта от тяжелой реальности. По рекомендации докторов в госпиталях устанавливались передвижные телеприемники.

Очень популярный в Рейхе мальчик-актер Вольфганг Килинг (Wolfgang Kieling), в данном случае исполняющий роль девочки. 1939 г.

Съемки развлекательной передачи, 1939 г.
Одним словом, содержание телепрограмм нацистской Германии сложно отличить от большей части современной телепродукции.
Источники.

Если бы Ойген Хадамовский знал наперед, что случится совсем скоро, то в пламенной речи 22 марта 1935 года на открытии первой мире телепередачи наверняка нашел бы синоним слову «неугасимо». Шеф службы радио- и телевещания Третьего рейха, назначенный министром пропаганды Геббельсом, произнес с голубого экрана: «В этот час на нас возлагается величайшая и святейшая миссия -- неугасимо нести во все немецкие сердца лик фюрера». Чем, собственно говоря, хорошо телевидение, никто из его первых начальников в нацистской Германии толком не понимал: на премьеру не явился ни Гитлер, ни Геббельс.

Однако в августе 1935 года «неугасимый лик» погас. На радиотехнической выставке в Берлине из-за замыкания дотла выгорел первый в мире «передатчик звука и изображения». С этого пожара, как ни странно, и началась настоящая эра мирового телевидения.

Аппаратуру восстановили лишь к Рождеству, и 15 января 1936 года состоялось помпезное открытие нового германского телевещания. Теперь за ним согласно «Указу фюрера номер 2» присматривал лично вождь. Впрочем, народу от этого проку было мало: телевизор считался одной из высших партийных привилегий, аппараты выдавали по строго установленному списку в несколько десятков фамилий - функционерам и начальству рейхспочты, ведавшей технической стороной передач. Не попавшие в число избранных берлинцы с весны 1935 года могли ознакомиться с чудом техники в общественных «телевизионных комнатах», куда вход, в отличие от кино, был бесплатным.

Автогонщик Рудольф Карачола и его "Мерседес" - неоднократные победители, гордость нации.

В первые годы в эфир выходило все, что только попадалось под руку телевизионщикам-первопроходцам, - десятиминутные недельные обозрения, актуальные кинокадры, снятые на пленку исполнения музыкальных произведений, «живые» выступления артистов и отрывки из кинофильмов. Именно отрывки - представить, что зрители смогут высидеть перед голубым экраном весь полнометражный фильм, не могли даже самые отчаянные телеоптимисты.

Лишь пару лет спустя нацисты открыли для себя пропагандистские возможности вещания. Руководство рейхспочты даже представило фюреру «План обеспечения всех германских домашних хозяйств народным телевизором FE1», но его реализации помешала война. В предвоенные годы в Германии насчитывалось не более 500 телевизоров, а зона уверенного приема ограничивалась Берлином. Важной вехой стал 1936 год - берлинская Олимпиада.


Для показа состязаний сконструировали специальные электронные телекамеры Ikonoskop, которые в духе национал-социализма называли телепушками. Именно в 1936 году, как отмечают историки, телевидение начало входить в сознание публики. Приблизительно 150 тысяч зрителей в Берлине, Потсдаме и Лейпциге смогли следить за Играми в 28 «телевизионных комнатах». Специально для Олимпиады в помещении министерства рейхспочты на Лейпцигерштрассе, 13, был сооружен «гигантский» экран для 300 зрителей.

Телеавтобус у стадиона. Олимпиада 1936 года.

Очередной вехой должна была стать прямая трансляция футбольного матча между командами Германии и Италии в ноябре 1936 года. Учитывая политико-пропагандистское значение этой передачи, готовились к ней особо. Однако немцев ждало полное фиаско: едва только небо заволокли первые облака, качество передачи упало настолько, что трансляцию пришлось прервать из-за «плохих метеоусловий».

В феврале 1937 года начались работы по созданию первого кабельного телевидения, которое должно было быть доступным не только берлинцам, но и жителям других крупных городов. Широкополосный кабель длиною 2500 километров (как писали газеты рейха, самый длинный в мире) проложили между Берлином и Нюрнбергом. На экране появились телепостановки, например сценки из жизни Берлина XIX века, отрывки из опер и оперетт. Показывали и «полезные» вещи: какие учреждения рейха чем занимаются, как правильно делать семейную гимнастику и т.п.

Хорошая девочка - истинная арийка!

Именно в это время возникли предтечи нынешних популярных передач и серий. Хотя привычных сегодня боевиков еще не было, полиция уже в середине 30-х начала использовать телевидение для розыска преступников. Было и то, что ныне называется ток-шоу: в 1937 году показали дискуссию с участием известных артистов на тему: «Могут ли быть поцелуи на сцене и в кино настоящими?»

Подобным вольностям на голубом экране, правда, скоро поставили заслон - телевизионную цензуру. По мере приближения войны она становилась все более жесткой, эфир отдали выступлениям фюрера и патриотическим программам.

Телепередача для Вермахта. Wir senden Frohsenn, Wir spenden Freude. Мы передаем веселье, мы жертвуем радость.

24 августа 1939 года, накануне вторжения в Польшу, телеэкраны в Германии снова погасли на некоторое время, а с октября 1939 года вещание было полностью сосредоточено в руках командования вермахта. Рейх был единственным воюющим государством, которое вело регулярные телепередачи. В лазаретах, казармах и квартирах офицеров насчитывалось в общей сложности 500 телевизионных приемников. Еще около 200 «ящиков» было установлено на производстве. Воюющая Германия инвестировала колоссальные по тем временам деньги (63,3 млн рейхсмарок с 1939 по 1943 годы) в развитие телевидения. Но 23 ноября 1943 года союзники полностью разбомбили передатчик вермахта в Берлине. Тем и окончилась первая серия мыльной оперы по имени «телевидение».

Перед войной германское телевидение почти полностью перешло на трансляцию «тематических вечеров». Ниже приводится программа передач на 12 января 1938 года, специально посвященная службе СС.

20.00 Актуальные сообщения

20.38 Штурмовое подразделение СС 8/75 им. Эдмунда Бенке поет старинную солдатскую песню на фоне занавеса с руническим символом СС.

20.39 "Слово о главном". Говорит член штурмового подразделения СС

20.40 "Германское прошлое живет". Фильм снят по заказу рейхсфюрера СС.

20.45 Штурмовое подразделение СС 8/75 им. Эдмунда Бенке поет еще одну солдатскую песню.

20.48 «Слово фюрера». Отрывки из фильма.

20.49 «В борьбе - к победе». Фильм, снятый по заказу рейхсфюрера СС.

21.00 Повторение программы.

Увы, Советского Союза в заголовке нет. Хотя телетрансляции началось в Москве в 1931 году - мы были, если не первыми, то одними из первых. К великому сожалению, внятной хроники пока найти не удалось (а иллюстрировать пост про телевидение картинками - дурной тон). Под катом, вы можете посмотреть на немецкие, британские телепередачи тридцатых годов. Почему посмотреть на передачи, а не посмотреть сами передачи? Да, только потому лишь, что сохранилось кадры, которые обычные кинооператоры сняли на обычную пленку. А сняли они многое - студии, аппаратные, картинки на экранах первых телевизоров - так что перед нами, своего рода, "экранки" и репортажи из студии. Если кому интересно, посмотреть на ролики про телевидение тридцатых годов - прошу под кат (а привиденная картинка - работа телерепортеров на Берлинской Олимпиаде 1936-го года).

Начнем с Германии. Там телевидение заработало еще в 1929 году. Правда телевидением в современном понимании этого слова, то что работало в 29-ом году, назвать сложно. Начнем с того, что кинескоп к тому времени еще не изобрели (а на рассказ о том, что было вместо него, уйдет приличное количество букв). А почти современное телевидение заработало в Берлине заработало 15 января 1936 года.

Как видите, ничего с тех пор на телевидении не поменялось - музыка, танцы, плоские шутки юмористов. Да, разумеется, поменялись и музыка, и танцы, и шутки. А так - как был "зомбоящег" так и остался:). В качестве средства пафосной пропаганды нацисты стали использовать уже во время Второй Мировой. А в тридцатые годы - обычное "развлекалово".

В этой подборке отрывков можно найти и образцы пропаганды. Но пропаганды не совсем не пафосной.

В Лондоне телевизоры заработали в тот же год, что и Берлине. И тоже все началось с музыки. Говорю же - ничего на телевидении не меняется.

А это на экране дожившего до наших британского телевизора HMV 901 крутится "картинка" образца 1937-года. Как автору ролика удалось добиться выведения картинки на экран - читайте на английском в "полном описании" ролика.

Американская компания RCA c гордостью представляет! Встречайте! Вот оно - телевидение!
Как всегда - по-американски пафосно. Правда и повод для пафоса есть - в Америке считают, что кинескоп изобрел американский инженер русского происхождения В. К. Зворыкин. Свое эпохальное открытие он сделал в 1931 году. В нашей стране считают, что кинескоп изобрел советский инженер С. И. Катаев. И свое эпохальное он сделал в... 1931 году. Одним словом, опять та же история, что и с Поповым и Маркони.
Тем не менее, Зворыкин работал именно на RCA и пафосная рекламная короткометражка посвящена новому продукту от этой компании - массовому, доступному телевизору. Опять та же история - изобретать умеем, а превращать изобретение в коммерческий продукт - не умели тогда, не умеем и сейчас. Грустно, как-то.