Сочинение "Пьер в плену (Анализ эпизода)"

Герои Толстого в романе «Война и мир» получают свои нравственные
уроки. Писатель, исследуя законы жизни, определяет
для каждого героя свой, трудный, порой даже страшный путь. Путем,
полным противоречий, нескладностей, но порой осененным счастливым
мигом познания истины, тайны бытия, идет любимый герой
Толстого Пьер Безухов.
Эпизод «Пьер в плену» является самым важным, в понимании
Толстого, этапом в поисках истины Пьером Безуховым. Именно на
этих страницах происходит нравственное перерождение Пьера.
Без плена, без встречи с Каратаевым не изменились бы сознание
и мировоззрение Пьера. Эти страницы были необходимы композиционно.
Должно было совершиться то, что изменило бы Пьера.
И это «то» должно было «потрясти» его. Толстой выбирает этим
потрясением войну и плен.
И в нужный момент брожения ума Пьера Толстой посылает
Каратаева, который направит Пьера на «путь истинный». Появись
Каратаев позже или раньше, ничего бы не произошло. Он появляется
только тогда, когда Пьер готов понять его, то есть Толстой сводит
внутреннее состояние Пьера с внешними условиями его жизни.
Но встреча с Каратаевым не единственная причина нравственного
перерождения Пьера. Эта встреча является окончательным и самым
важным условием его жизни, но без предыдущих внешних толчков
не было бы изменения его сознания.
Пьер еще ранее, на Бородинском поле, был поражен спокойствием
русского солдата. Не тем спокойствием, что на все «наплевать», а тем
спокойствием, которое показывает внутреннюю свободу.
Казалось бы, наоборот, простой народ, как самое зависимое
сословие, должен иметь ограниченное рабское сознание. Но вот
парадокс: несвободный народ имеет полную внутреннюю свободу,
а дворяне - самое свободное сословие - в большинстве своем, ее не
имеют. Не имел ее и Пьер. И он начал уже тогда размышлять над
этим парадоксом. Он хотел понять, почему он не имеет спокойствия
и внутренней свободы и в чем заключается причина присутствия их
в человеке? Как нужно жить, что надо делать, чтобы они появились в
нем? Разрешение этих вопросов Пьер находит в Платоне Каратаеве -
одном из тех загадочных людей, о которых он задумывался. Теперь
он мог видеть и познавать то, о чем он ранее только размышлял.
Ужасы войны: пожар Москвы, мародерство французов, плен, и,
наконец, страшное убийство молодого фабричного людьми, которые
не хотели убивать, - приводит Пьера в отчаяние. В нем
«уничтожается верав благоустройство мира, и в человеческую, и в свою
душу, и в Бога». «Мир завалился в его глазах и остались одни бессмысленные
развалины. Он чувствовал, что возвратиться к вере в
жизнь - не в его власти». Так думал Пьер до знакомства с Каратаевым,
но уже после первой их встречи Пьер почувствовал, что «прежде
разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых
основах воздвигался в его душе». То есть, уже только
с первого разговора Каратаев действует на Пьера своим спокойствием
и внутренней свободой.
Когда Пьер находился в отчаянии от всего случившегося, сидящий
с ним рядом Каратаев был совершенно спокоен. Ясно, что раз он
солдат, он видел еще больше ужасов смерти, чем Пьер. И находится
он в тех же условиях, что и Пьер, но он спокоен и занимается
своими житейскими делами, которыми он занимался и у себя в деревне,
и в полку, и сейчас здесь, в плену. Пьер, а вместе с ним и читатель,
находят в Каратаеве способность власти над самим собой. Обстоятельства
не влияют на Каратаева, они не могут изменить его, он всегда
остается таким, каков он есть. Он имеет спокойствие и внутреннюю
свободу, которая не утрачивается при внешних обстоятельствах.
Каратаев спокоен, потому что, как он сам говорит, «не нашим
умом, а Божьим судом». Ему представляется жизнь простой и ясной,
и он так и живет: просто и ясно. Не надо ничего думать о будущем,
ни горевать о прошедшем, ни волноваться о настоящем. Он живет
настоящей минутой и принимает как должное все случившееся.
Логика его проста, но заключает в себе особую мудрость. Он спокоен,
потому что знает, что все обстоятельства совершаются не по его воле,
а по воле Бога. И также он знает: что бы ни случилось, даже кажущееся
вначале горем, оборачивается счастьем, ему же на благо. «Думали
горе, ан радость!» - говорит он. И главное то, что никто не
может отнять у него свободы, никто не властен над внутренним его
миром. Каратаев «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила
жизнь». И он жил, он любил жизнь и просто жил, не создавая себе
кажущихся проблем и неудобств. И поэтому он имел все: он имел
полную независимую ни от кого свободу, он имел бессмертную душу.
И Пьер через Каратаева тоже понимает, что и он имеет все это.
И поэтому он и смеется: «Ха, ха, ха! Не пустил меня солдат. Поймали
меня, заперли меня. В плену держали меня. Кого меня? Меня?
Меня - мою бессмертную душу! Ха, ха, ха! Ха, ха, ха.» Именно тогда
у Пьера возникает чувство внутренней свободы. Как они могут держать
его в плену, если они не властны над его душой. Пьер чувствует,
что он не просто человек, а частица чего-то общего, безграничного.
«И все это мое, и все это во мне, и все это я!»
Теперь он понимает, что раньше, когда он жил в богатстве и никогда
ни в чем себе не отказывал, он был несчастлив и несвободен.
А теперь, когда он ест лошадиное мясо, когда все его тело болит,
когда его едят вши, когда он еле держится на заструпелых ногах, он
счастлив и свободен! Потому что теперь Пьер узнал всем существом
своим, что человек сотворен для счастья и что счастье в нем самом.
Каждый сам делает себя несчастным или счастливым. «Чем труднее
становилось положение Пьера, чем страшнее была будущность, тем
независимее от того положения, в котором он находился, приходили
ему радостные и успокоительные мысли». Через Каратаева Пьер
духовно породнился с народом. А простой русский народ - это кладезь,
сочетающий в себе доброту, простоту и мудрость. Пьер обогатился
этой мудростью. Он перенимает от Каратаева любовь и веру
в Бога, любовь и веру в жизнь. И этим он делает свою жизнь простой
и ясной. И это дает ему полное, радостное создание свободы,
которая составляет его счастье!
Если Пьер обрел счастье, встретившись с Каратаевым, то почему
бы нам, читателям, не принять в себя мудрые слова Каратаева?
Мне кажется, что страницы о Каратаеве и его влиянии на Пьера, -
страницы на все времена. Именно в них читатель находит ответ на
вечные вопросы существования человеческого бытия, которые
интересовали людей раньше, сейчас, в настоящее время, и будут еще
волновать в будущем. Именно эти страницы учат читателя, как надо
жить. Именно в них сокрыт секрет человеческого счастья. И именно
в них говорится, как быть свободным.
Таким образом, эпизод «Пьер в плену» является не только удачей
в композиционном отношении, определившей появление Пьера
в другом, обновленном качестве, но и доводит до логического конца
идею Толстого: «Человек счастлив тогда, когда обретает внутреннюю
свободу». И только ради обретения этой истины стоит жить!

Эта часть надолго задержала внимание Толстого при создании ранней редакции романа. Многое там рассказано о Пьере: как изменилась его внешность, как его допрашивал Даву (близко к завершенному тексту), какой ужас вызвала у Пьера казнь поджигателей. Но ничего почти не было известно о людях, окружавших его в плену. Упомянуты лишь старик-чиновник, пятилетний мальчик, которого Пьер спас, и солдат-сосед, научивший Пьера завязывать веревочкой на щиколотках серые чужие панталоны. Пленный солдат ничем еще особенно не выделяется и в жизни Пьера роли но играет. Много позднее он преобразится в Платона Каратаева, а в ранней редакции тема Каратаева едва намечена. Подробно описано, как пришел в балаган к Пьеру ого «тайный друг» Пончини; изложена их босо да. После разговора с французом Пьер «еще долго думал о Наташе, о том, как в будущем он посвятит всю жизнь свою ей, как он будет счастлив ее присутствием и как мало он умел ценить жизнь прежде».

Сцена допроса и расстрела «поджигателей» не только по содержанию, но и текстуально была с самого начала близка к окончательному тексту. Предметом напряженнейшей работы оставался глубокий переворот в сознании Пьера, свершившийся после «преступного убийства», которое он видел. Рукописи говорят, как долго, и главное, взволнованно трудился над этим Толстой.

В тот же день Пьер познакомился и сблизился с товарищами по плену – солдатами, крепостными и колодниками, и в этом сближении нашел «еще не испытанные им интерес, спокойствие и наслаждение». Ему доставляли наслаждение «обед из соленых огурцов», «тепло, когда оп укладывался рядом со старым солдатом», «ясный день и вид солнца и Воробьевых гор, видневшихся из двери балагана». Еще более детально анализируются «нравственные наслаждения» Пьера: на душе у него теперь «ясно и чисто», и те мысли и чувства, которые прежде ему казались важными, были как будто «смыты». Он понял, что «для счастья жизни нужно только жить без лишений, страданий, без участия в зло, которое делают люди, и без зрелищ этих страданий».

Толстой долго искал, как начать знакомство Пьера с Каратаевым, и, главное, как точно определить то впечатление, которое произвело на Пьера это знакомство. Вначале сцена в балагане была построена иначе, нежели в окончательной редакции: не в хронологической последовательности развивалось действие. Раньше, чем рассказать об обстановке и людях, среди которых очутился Пьер, автор сообщил о состоянии Пьера в «новом товариществе пленных»: он «почувствовал в первый раз, что все те условные преграды – рождения, воспитания, нравственных привычек, которые до тех пор отчуждали его от товарищей, были уничтожены». И самое основное, к чему автор вел Пьера, также было заранее известно: «Прежде Пьер старался сблизиться с народом, теперь же вовсю не думал о нем; сближение ото сделалось само собою и доставило Пьеру новые неиспытанные им до сих пор наслаждения».

Казнь «поджигателей» стала самым сильным толчком к перемене мировоззрения Пьера. «Был казнен, казалось, тот старый человек, которого так тщетно пытался победить в себе Пьер посредством масонских упражнений». В нем теперь жил «новый, другой человек».

Главная мысль в работе над этой частью (когда спустя два года Толстой начал подготовку тома к печати) – связать впечатления Бородина и впечатления плена, показать, как «в эти четыре недели плена, лишений, унижений, страданий и, главное, страха Пьер пережил больше, чем во всю свою жизнь», и как все испытаршя отразились на его отношении к жизни, дав то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. «Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою, того, что так поразило его в солдатах в Бородинском сражении. Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования в наборной рукописи добавлено: «в романтической любви к Наташе», он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через страдания физические и нравственные, через ужасные полчаса, которые он провел с мнимыми поджигателями на Девичьем поле». Таким вступлением начался теперь рассказ о Пьере.

Толстой пытался было раскрыть, что разумелось под понятием «прежде»: «во время сражения и после в Москве во время выхода народа за Трехгорную заставу», но тотчас отказался от толкования – и без того ясно, что означало это «прежде».

Раскрыв вступлением свою идею, Толстой сообщил, что «из числа 23 человек самых разнообразных характеров и званий: офицеров, солдат, чиновников, которые потом как в тумане представлялись Пьеру, в памяти его остался навсегда унтер-офицер Томского полка, взятый французами в госпитале, с которым он особенно сблизился. Унтер-офицера этого звали Платон Каратаев». В воспоминании Пьера он «остался олицетворением всего русского, доброго, счастливого и круглого». Затем нарисован внешний портрет Каратаева и определен его духовный облик как идеал народной житейской мудрости. Он был, пишет Толстой, «как бы живой сосуд, наполненный чистейшей народной мудростью». Поговорки, которыми с первого варианта насыщена речь Каратаева, также были «большей частью изречения того свода глубокой житейской мудрости, которой живет народ». Пьер «никому с таким удовольствием и подробностями не рассказывал свою жизнь,

Пьер в плену (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. IV, ч.I, гл. XI, XII.)

Вернувшись из плена, Пьер впервые испытал чувство непонимания радостей и горестей других людей.
"В день своего освобождения он видел, труп Пети Ростова. В тот же день узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. И в тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговорами упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это давно уже известно. Он чувствовал, что не может понять значения всех этих известий".
Но для Пьера это странное чувство стало шагом на пути к возрождению, к той новой жизни, которая через двенадцать лет приведет его на Сенатскую площадь.
Почему он стал в плену другим человеком? Можно предположить, что страдание очистило его душу, но мы ведь знаем, что душа его и раньше была чиста, и раньше он стремился к добру и правде. Чем обогатил его плен? Первые дни в плену, под арестом, были мучительны для Пьера не столько физически, сколько духовно. Он чувствовал себя чужим среди арестованных: "… все они, узнав в Пьере барина, чуждались его2. Никогда еще он не был так несвободен: не потому, что был заперт на гауптвахте, а потому, что не мог понять происходящего и "чувствовал себя ничтожной щепкой, попавшей под колеса неизвестной ему, но правильно действующей машины".
Сначала его допрашивала целая комиссия, и он понимал, что "единственная цель этого собрания состояла в том, чтобы обвинить его".Потом он предстал перед маршалом Даву, который "для Пьера был не просто французский генерал; для Пьера Даву был известный своей жестокостью человек".
Толстой не изображает Пьера гордым героем; он говорил с маршалом Даву " не обиженным, но умоляющим голосом", назвал ему свое имя, хотя скрывал его до сих пор, и, вспомнив Рамблая, "назвал его полк и фамилию", в надежде, что у Рамблая справятся о нем. Но все это не могло помочь ему. "Даву поднял глаза и пристально посмотрел на Пьера. Несколько секунд они смотрели друг на друга, и этот взгляд спас Пьера… Оба они в эту минуту смутно перечувствовали бесчисленное количество вещей и поняли, что они оба дети человечества, что они братья". Может быть, Даву увидел в глазах Пьера не только страх, но и ту силу личности, которую создала незаметная со стороны душевная работа.
После казни поджигателей Пьер был присоединен к военнопленным и провел четыре недели в солдатском бараке, хотя французы предлагали ему перейти в офицерский. Он "испытал почти крайние пределы лишений, которые может переносить человек "; но именно в этот месяц он понял что-то очень важное, самое важное для себя- для духовной жизни его этот месяц был счастливым. После расстрела Пьер впервые с огромной силой почувствовал, что разрушилась его вера в благоустройство мира. "Прежде, когда на Пьера находили такого рода сомнения,- сомнения эти имели источником собственную вину… Но теперь он чувствовал, что не его вина была причиной того, что мир завалился в его глазах…" Но только здесь, в плену, Пьер понял, что нужно улучшать мир, а не только себя.
Самое сильное из всех впечатлений Пьера – встреча его с пленным солдатом Апшеронского полка Платоном Каратаевым. Для Толстого Каратаев – воплощение народного,естественного образа жизни: круглый, добрый человек с успокоительными аккуратными движениями, все умеющий делать " он очень хорошо, но и не дурно".
Каратаев ни о чем не задумывается: живет, как птица, так же внутренне свободно в плену, как и на воле; каждый вечер говорит: "Положи, господи, камушком, подними калачиком" ; каждое утро: "Лег-свернулся, встал-встряхнулся"-и ничто его не заботит, кроме самых простых естественных потребностей человека, всему он радуется, во всем умеет находить светлую сторону. Его крестьянский склад, его прибаутки, доброта стали для Пьера "олицетворением духа простоты и правды". Но ведь Каратаев никак не мог заронить в душу Пьера стремление улучшить мир. Две любимые истории Платона: одна о том, как его отдали в солдаты за порубку чужого леса и как это получилось хорошо, потому что иначе пришлось бы идти младшему брату, а у того пятеро ребят, и другая - о старом купце, которого обвинили в убийстве и ограблении, и через много лет настоящий убийца, встретив его на каторге, пожалел старичка и признался в своей вине, но пока дошли бумаги об освобождении, старичок уже умер.
Обе эти истории вызывают восторг и радость Каратаева, но обе они о смирении, о том, как человек притерпелся к жестокости и несправедливости.
Встретившись с Каратаевым в самые трудные дни своей жизни, Пьер многому у него научился. Доброта Каратаева, умение легко переносить жизненные трудности, его естественность, правдивость- все это привлекает Пьера. Но "привязаннностей, дружбы, любви, как понимал Пьер, Каратаев не имел никаких"; он жил среди людей, в сущности, одиноко, смиряясь с окружающим злом,- и в конце концов это зло убило его: Каратаева пристрелили французские солдаты, когда он ослабел и не мог идти вместе со всеми пленными. Пьер запомнит каратаева на всю жизнь- как воплощение добра и простоты.
Но при этом Пьер преодолеет каратаевское смирение, из горьких дней плена он вынесет свое собственное открытие: человек может стать сильнее окружающей жестокости, он может быть внутренне свободен, как бы ни был оскорблен и унижен внешними объстоятельствами.
Поэтому во время мучительного перехода вслед за французской армией, когда многие пленные погибали дорогой и судьба Пьера тоже могла быть решена выстрелом французского солдата, он на одном из привалов, одиноко сидя на холодной земле, вдруг "захохотал своим толстым, добродушным смехом так громко, что с разных сторон с удивлением оглянулись люди на этот странный, очевидно одинокий смех.
-Ха, ха, ха!- смеялся Пьер. И он проговорил вслух сам с собою: - Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня?.. Меня – мою бесссмертную душу! Ха, ха, ха!.. …Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. "И все это мое. И все этво мне, и все это я! – думал Пьер.- И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!" Он улыбнулся и пошел укладываться спать к своим товарищам".
Может быть, из этого чувства внутренней свободы выросла та новая, духовная жизнь Пьера, которую сразу заметила Наташа: "Он сделался какой-то чистый, гладкий, свежий; точно из бани; ты понимаешь? – морально из бани". Но и внешне Пьер очень изменился за время плена. "Он не казался уже толст, хотя и имел все тот же вид крупности и силы, наследственной в их породе… Выражение глаз было твердое, спокойное и оживленно-готовое, такое, какого никогда не имел прежде взгляд Пьера. Прежняя его распущенность, выражавшаяся и во взгляде, заменилась теперь энергической, готовой на деятельность и отпор- подобранностью".
В первые дни плена мучения Пьера обострялись тем, что товарищи по бараку чуждались его: он барин! Но теперь Пьер остался барином, а товарищи по бараку поставили его в положение "почти героя". Тогда, в начале, эти люди презирали ее. Теперь их уважение вызывает собранность Пьера и "его сила, пренебрежение к удобствам жизни, рассеянность, простота" - все те стороны его характера, над которыми смеялись в свете, здесь оказались достоинствами. История духовного обновления Пьера – очень важное открытие Толстого, и вслед за ним мы, читая "Войну и мир", делаем это открытие для себя. Люди со слабыми характерами часто склонны объяснять все свои неудачи обстоятельствами. А вот Пьер – в самых трудных, мучительных объстоятельствах плена – имел силы совершить огромную духовную работу, и она принесла ему то самое чувство внутренней свободы, которого он не мог обрести, когда ыл богат, владел домами и поместьями, имел управляющего и десятки обслуживающих его людей. Значит дело не в объстоятельствах, а в душевной стойкости и силе самого человека. Но после нравственного подъема, испытанного в плену, Пьер пережил духовную опустошеность и почувствовал, что не может понять радостей и горестей других людей. Слишком сильны были потрясения, пережитые Пьером. Еще живо в нем воспоминание о взгляде Каратаева, сидевшего под деревом,- перед тем, как его застрелили, он смотрел на Пьера "своими добрыми круглыми глазами", но Пьер не подошел: ему было страшно за себя.
Тогда он не позволил себе понять до конца, что Каратаев сейчас будет убит,- услышав выстрел, и он, и его товарищ по плену не оглянулись и продолжали свой путь, хотя " строгое выражение лежало на всех лицах". Постепенно, внутренняя работа, совершенная в плену, начинает приносить плоды. То новое, что он принес из плена, была "улыбка радости жизни", которую он оценил теперь, и то, что "в глазах его светилоось участие к людям- вопрос:довольны ли они так же, как и он?"
В день казни Пьер понял: все люди, которых убили на его глазах, "одни знали, что такое для них была их жизнь…" Теперь он научился ценить эту единственную и непонятную друг другу жизнь каждого человека – он готов к тому, о чем мечтал с юности: он может стать опорой, защитником, руководителем других людей, потому что научился уважать их внутренний мир не меньше, чем свой.

Пьер Безухов ищет ответ на вопрос: что делать, к какому большому и нужному практическому делу приложить свои силы, чему посвятить свою жизнь. От людей аристократического круга Пьер отличается независимостью своих взглядов. В салоне Шерер он чувствует себя совершенно посторонним человеком. Не видя своего места в жизни, не зная, куда деть огромные силы, Пьер ведет разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина. Он понимает, что такая жизнь не для него, что должен вырваться из этого привычного жизненного круговорота, но у него не хватает на это сил.

Он не может сразу правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. Он искренен, доверчив, слабоволен. Эти черты характера ярко проявляются во взаимоотношениях с развращенной Элен Курагиной. Вскоре после брака Пьер понял свою ошибку, понял, что был обманут, и "перерабатывал один в себе свое горе". После разрыва с женой, находясь в состоянии глубокого кризиса, он вступает в масонскую ложу. Пьер видит, что именно здесь он "найдет возрождение к новой жизни". Под влиянием масонских идей Безухов решает освободить принадлежащих ему крепостных крестьян. Это не удается сделать, но все же он как-то пытается облегчить жизнь своих рабов. Делая добро людям, Пьер уверен, что в этом и состоит смысл его жизни. Однако через некоторое время разочаровывается и в "братстве вольных каменщиков", где тоже царят корысть и нечестность.

Гроза 1812 года совершила крутой переворот в мировоззрении Пьера. Война выводит его из ничтожной среды, устоявшихся привычек, которые связывали и подавляли его. Поле Бородинского сражения открывает Пьеру новый, ранее незнакомый ему мир простых людей. В окружении солдат он освобождается от страха смерти, ему хочется стать таким же, как они. "Солдатом быть, просто солдатом! "

Оставшись в Москве, Пьер попадает в плен. Там ему пришлось пережить все ужасы военного суда, казни русских солдат. Знакомство в плену с Платоном Каратаевым способствует формированию нового взгляда на жизнь. "... Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого".

Стоит сказать, что Платон Каратаев - любимый образ самого Толстого. После возвращения из плена Безухов сильно внутренне изменился. Женившись на Наташе, Пьер чувствует себя счастливым. Но его волнуют общественные проблемы. Он считает, что политический гнет, тяжелое положение общества могут быть преодолены усилиями честных людей, которые должны быть связаны между собой.

Но ощущение полной гармонии для такого умного и пытливого человека, как Пьер, невозможно без участия в конкретной полезной деятельности, направленной на достижение высокой цели - той самой гармонии, которая не может существовать в стране, где народ находится на положении раба. Поэтому Пьер закономерно приходит к декабризму, вступая в тайное общество, чтобы вести борьбу со всем тем, что мешает жить, унижает честь и достоинство человека. Эта борьба становится смыслом его жизни, но не делает его фанатиком, который ради идеи сознательно отказывается от радостей бытия. Мы видим в финале романа счастливого человека, у которого хорошая семья, верная и преданная жена, который любит и любим. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в "Войне и мире" духовной гармонии с миром и собой. Он проходит до конца трудный путь поисков смысла жизни и находит его, становясь передовым, прогрессивным человеком своей эпохи.

/ / / Пьер в плену (анализ эпизода из романа Толстого «Война и мир»)

Пьер Безухов – персонаж, за судьбой которого читатель наблюдает с начала и до конца романа «Война и мир». Его можно уверенно причислить к любимым толстовским героям. Лев Николаевич с симпатией описывает не очень красивого незаконнорожденного сына вельможи. Позже оказывается, что писатель симпатизирует н внешности, а душе героя.

Переживает множество ударов судьбы, он противостоит не только придворным интригам, но и самому себе. В его жизни несколько переломных моментов. Один из них – пребывание в плену. Война 1812 года оставила отпечаток на жизни каждого русского. Пьер участвовал в бое под Бородином. Служба в армии, участие в боях помогли Пьеру освободиться от страха смерти. Во время военных действий герой попадает в плен.

Заточение тела оказалось ступенькой к свободе душевной. В плену Пьер Безухов знакомится с Платоном Каратаевым, мужиком из деревни. Платон поражает молодого героя круглым телом, приятным голосом и жизненной мудростью. Именно Каратаев учит Пьера относиться к жизни как к данности. Он утверждает, что все происходит так, как должно быть, нужно просто смириться с происходящим и если будет Божья воля, все наладится.

Пьер попадает в плен в то время, когда переживает руину своей души. Он разуверился в любви, в искренности окружающих. Он чувствует, что должен что-то изменить в своей жизни и внутри себя. Платон Каратаев помогает переоценить ситуацию. После разговоров с ним Пьер чувствует спокойствие и душевную гармонию. Пьер, наконец, понимает, что не всегда нужно жить умом, порой следует прислушиваться к своим чувствам. Если раньше Пьер искал смысл в любви к Наташе, в героизме, теперь он понял, что насильно счастье не притянешь, его просто нужно уметь видеть в окружающем мире.

Освободившись из плена, Пьер Безухов некоторое время следует философии Каратаева. Но долго плыть по течение жизни без внутренних поисков у героя не получается. Его натура не дает герою жить пассивно, без поиска себя. Тем не менее, теперь герой не так надрывает свою душу, относясь к жизненным проблемам с Каратаевской простотой.

Каратаев остался в памяти и душе Пьера как символ русского народа, его мудрости и спокойствия. Но общественные проблемы остаются для Безухова на первом месте. Он является членом масонский ложи. Доказывает свою позицию в кругах аристократов, которые привыкли жить только для себя. Чтобы показать серьезность намерений мужчины, Лев Николаевич подает спор Пьера с Николаем Ростовым.

В конце романа читатель видит нового Пьера. Это любящий муж и заботливый отец. Но он не уходит в тихую гавань семейной жизни. Герой остается верным общественным интересам. Он выступает против реакции, воровства и других проявлений нового порядка в России. Возможно, в этой борьбе помогает сам русский народ, воплощенный в воспоминании Пьера о Каратаеве. Ведь после плена Безухов знает, что борется за таких людей, как Платон.

Анализируя изменения, которые произошли с Пьером в плену, читатель может понять, как сам Лев Николаевич Толстой относится к понятиям счастья, смысла жизни, предназначения человека.