В течение четырех лет войны не было ни одного хоть сколько-нибудь значительного события, которое не находило бы немедленного отражения в литерату-ре. Произведения тех лет на военную тему создава-лись буквально по горячим следам. Эту прозу называ-ют «лейтенантской», что многое говорит о ее авторах.

Вячеслав Кондратьев — фронтовик, свидетель и участник описываемых им событий. Его первая же повесть «Сашка» оказалась удачной. «История «Саш-ки» — это история человека, оказавшегося в самом трудном месте и на самой трудной должности — сол-датской»,— так сказал о повести Кондратьева К. Си-монов.

Герой повести — Сашка, простой деревенский па-рень двадцати двух-двадцати трех лет. Его молодость выпала на нелегкое для страны время. Прежнее пред-ставление Сашки о войне резко отличается от того, чем война в действительности оказалась. Проводя своего героя через многие испытания, автор раскры-вает читателю его характер. Показателен в этом отно-шении эпизод с валенками. Рискуя собственной жиз-нью, Сашка решает достать валенки для ротного. Ротного ему жалко. «Для себя ни за что бы не полез»,— замечает герой. Писатель подчеркивает добродушие и бескорыстие Сашки, его любовь к ближнему.

Сообразительным, смелым, ловким показывает себя герой, когда неожиданно появляются немцы. Сначала у него перехватывает дыхание, затем он при-ходит в себя, начинает быстро соображать и предпри-нимает решительное действие: «резанул длинной оче-редью по немцам». Мужественно выглядит герой на фоне «битой-перебитой» роты, которая, едва получив приказ, с удовольствием ретируется за овраг. Сашка же бросается на помощь ротному. Идя с ним в атаку и заметив, что у того расстрелян диск, Сашка отдает ротному свой, не думая о своей жизни. У него одно же-лание: «настичь немцев и обязательно перестрелять их».

Кульминационным моментом повести является схватка героя с немцем и то, что последовало дальше. С горячей ненавистью бросается герой на врага и, не-смотря на разницу сил, побеждает его. Однако после захвата немца Сашка вдруг замечает, что пленник — его ровесник, такой же молодой, такой же, наверное, жизнелюбивый, да и «на вид он прямо русский». Со-чувствие проникает в сердце Сашки. В обращении с немцем герой ведет себя гуманно, замечая, что «не та-кой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться». Сашка не только сам не применяет насилия, он против того, чтобы другие пользовались своей «страшной властью». Подробно Кондратьев описывает Сашкины мытарства, которые он переносит ради одного — со-хранения жизни врагу. «Много, очень много видал Сашка смертей за это время — проживи до ста лет, столько не увидишь,— но цена человеческой жизни не умалялась от этого в его сознании». И это опреде-ляющая черта в образе Сашки — умение в нечеловече-ских условиях сохранить в себе человеческое, «есть у него в душе заслон какой или преграда, преступить которую он не в силах». «Ну, Сашок... Ты человек...» — говорят о нем товарищи.

Человечен Сашка и к своим, и к чужим. Снова рискуя собственной жизнью, он приводит к раненому солдату, которому он дал слово помочь, санитаров. Не может обмануть человека Сашка, крепко держит свое слово, дорожит человеческий жизнью.

Сложно складываются взаимоотношения героя с Зиной. После первой же встречи привязавшись к ней, Сашка надеется и с ее стороны увидеть любовь и преданность. Снова повстречав Зину, герой обнаруживает, что она любит другого. Сашка находит в себе муже-ство простить ей все, потому что он ее понимает: Зина молодая, ей надо как-то устраивать свою жизнь, и ни-какой уверенности в том, что Сашка с войны вернет-ся, у нее нет. «Неосудима Зина... Просто война....» — делает заключение герой.

Понимание свойственно Сашке и в других эпизо-дах. Предельно корректно ведет он себя с местным на-селением по пути своего следования, зная: осуждать их за негостеприимство нельзя — война. Герой умеет найти к человеку подход, знает, как не обидеть его.

Когда в госпитале происходит конфликт из-за ка-чества пищи, он обнаруживает необыкновенную сме-лость, беря на себя чужую вину. Сашка понимает, что друг его, Володька очень горяч нравом и может наделать глупостей, а он, Сашка, «благоразумнее», а пото-му попытается как-то сгладить сложившуюся ситуа-цию. О наказании за содеянное герой не думает, глав-ное для него — спасти друга.

Когда очарованный красотой подснежника Жора подрывается на мине, Сашка, ни минуты не раздумы-вая, бросается за отброшенной в сторону его шапкой. Не собственная жизнь волнует его в этот момент, а осознание долга перед товарищем: накрыть его лицо и отдать таким образом последнюю дань уважения. Сашка снова не думает о себе, проявляет способность к самопожертвованию.

На вокзале герой знакомится с двумя девушками, отправляющимися на фронт. Им жаль израненного, измученного Сашку, а Сашке — их. Он отлично по-нимает, что ждет этих юных, не нюхавших пороху девчат там, на передовой, и проявляет огромное со-чувствие.

Наплыв патриотических чувств вызывает у Сашки Москва. Он вдруг понимает всю важность и нужность того дела, которое он делал «там».

В повести «Сашка» Кондратьев нарисовал образ че-стного, смелого, мужественного, доброго и отзывчи-вого человека.

Писатель развернул перед читателем объективную картину войны, беспощадной и смертоносной.

Цели урока: вызвать у обучающихся размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока:

Методические приёмы: анализ текста, беседа.

Ход урока

I . Слово преподавателя

Вячеслав Кондратьев предваряет свой рассказ так: «Всем павшим подо Ржевом — живым и мертвым посвящена эта повесть». Насколько она автобиографична? Наверное, это неважно. Судьба автора во многом сходна с судьбой его героя, с судьбой его боевых товарищей. Насколько важна правда факта, документальность в произведении? Главное, как писал Виктор Некрасов, даже не «так было», а «не могло быть не так».

II. Беседа

(Автор сразу вводит читателя в повествование, без всяких предварительных слов: «К вечеру, как отстрелялся немец, пришло время заступать Сашке на ночной пост». Он не называет бойца по фамилии, не называет его звания, герой — просто Сашка.

Просмотр содержимого документа
«Урок 5. Обсуждение повести В. Кондратьева «Сашка»»

Урок 5. Обсуждение повести В. Кондратьева «Сашка»

Цели урока: вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока: можно попросить принести на урок какие-нибудь семейные реликвии времен войны: письма, документы, фотографии, газеты, вещи.

Методические приёмы: анализ текста, беседа.

Ход урока

I . Слово преподавателя

Вячеслав Кондратьев предваряет свой рассказ так: «Всем павшим подо Ржевом - живым и мертвым посвящена эта повесть». Насколько она автобиографична? Наверное, это неважно. Судьба автора во многом сходна с судьбой его героя, с судьбой его боевых товарищей. Насколько важна правда факта, документальность в произведении? Главное, как писал Виктор Некрасов, даже не «так было», а «не могло быть не так».

II. Беседа

(Автор сразу вводит читателя в повествование, без всяких предварительных слов: «К вечеру, как отстрелялся немец, пришло время заступать Сашке на ночной пост». Он не называет бойца по фамилии, не называет его звания, герой - просто Сашка. Повествование ведется, кажется, от лица автора, но в то же время создается впечатление, что рассказывает сам герой. Этому способствует и сталь рассказа - простой, разговорный, и инверсии, характерные для разговорной речи: «У края рощи прилеплен был к ели редкий шалашик для отдыха, а рядом наложено лапнику густо...», и просторечия: «середка», «побоязничали», «подремливали», «свербит» и т. д.)

Чем занимается Сашка на фронте?

(В первом эпизоде мы видим Сашку, когда он задумывает достать валенки с мертвого немца для своего ротного. Речь идет не о боеприпасах, не о боевой задаче - о валенках, это жизненно важно. Вообще «жизнь такая» - откладывать ничего нельзя».)

Как изображается война?

(«А ночь плыла над передовой, как обычно... Вплескивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле... Порой небо прорезывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулеметные очереди или отдаленная артиллерийская канонада... Как обычно...» Дважды повторяется «как обычно», хотя речь идет о страшных вещах. «Привык уже Сашка к этому, обтерпелся и понял, что непохожа война на то, что представлялось им на Дальнем Востоке...» Война оставляет следы разрушения и смерти: «Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые... Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих. Из живого видели они лишь танки...» Странное сочетание - «живые танки».)

Автор показывает военный быт: «Ни окопов, ни землянок у первой роты не было, ютилась битая-перебитая в шалашиках (это зимой!). Только у ротного был жиденький блиндажик. И со жратвой туго, и с боеприпасами... нету силенок ребят хоронить, нету... Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах». Жалкие слова - «шалашик», «окопчик», «блиндажик» подчеркивают шаткость, ненадежность положения.

Мы узнаем о численности личного состава Сашкиной роты:

«- Сколько у вас в роте было человек? - спросил Сашку капитан.

Сто пятьдесят...

Сколько осталось?

Шестнадцать…»

Выходит, меньше чем за два месяца из каждых десяти человек девять погибли!

(Сашка добывает валенки для ротного; раненый Сашка возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат; Сашка ведет санитаров к раненому; Сашка берет в плен немца и отказывается его расстрелять; встреча с Зиной; Сашка выручает лейтенанта Володю. Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходил испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью над другим человеком.)

III. Пересказ и работа с эпизодом пленения немца

Сашкина рота напоролась на немецкую разведку и стала поспешно отходить. Фашисты хотели отрезать от наших свою разведку: полетели мины. «Но все это было привычное, испытываемое ими каждодневно и потому особого страха не вызывало». Сашка оторвался от своих, рванул через огонь и тут увидел немца. Сашка проявляет отчаянную храбрость - берет немца голыми руками, патронов у него не было, свой диск он отдал ротному. При этом вовсе не считает себя героем - на вопрос ротного, как это вышло, отвечает: «А шут его знает. Дуриком». На допросе немец молчит, и ротный приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге Сашка думает, что немец не трус, раз не поддакивает на его «Гитлер капут» говорит, немцу, что у нас пленных не расстреливают, обещает ему жизнь. Комбат в штабе, не добившись от немца никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчинился.

Почему Сашка не подчиняется приказу?

Как расценивать этот его поступок?

Сашке нетрудно было бы убить немца в бою. Этот же был пленным, расстрелять его, после того как обещал сохранить жизнь, Сашка не мог. Между двумя солдатами - русским и немецким - завязываются человеческие отношения: оба умываются и чистят одежду перед тем, как прийти в штаб; немец угощает Сашку сигаретами; Сашка обращается к пленному уже не так, как сначала, - «фашист», а «фриц», более нейтрально, ведь Фриц - немецкое имя; Сашке уже хочется поговорить с немцем, жаль, немецкого не знает. И главное вдруг понял Сашка - «какая у него сейчас страшная власть над немцем. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. И стало Сашке не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком». Сашка увидел в пленном не просто врага, а другого человека: «когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым... Потому и мог разговаривать с ним по-человечески, принимать сигареты, курить вместе».

Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Удивительно огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что он не мог отвечать. Стыдно ему было перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб не видел тот наших убитых и не захороненных бойцов, а когда натыкались на них, стыдно было Сашке, словно он в чем-то виновен.

Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. «Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании». И не выполнить приказ комбата тоже невозможно. Сашка ведет пленного немца на расстрел, изо всех сил тянет время, и автор растягивает их путь, заставляя читателя переживать: чем же это кончится? Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляда, чувствуя свою правоту. «И отвернул глаза капитан», отменил свое приказание. Сашка же испытывает необыкновенное облегчение, видит будто впервые и «церкву разрушенную», и «синеющий бор за полем, и нешибко голубое небо» и думает: «коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабывным...»

Можно обсудить этот поступок Сашки в классе, найдутся те, кто считает его неправым - приказы на войне надо выполнять.

Какова роль эпизодического героя, связного комбата Толика?

(Девиз Толика - «наше дело телячье», он уже примеривается к часикам еще не расстрелянного немца, готов торговаться с Сашкой, чтобы «трофей» не упустить. Нет у него в душе заслона, преграды как у Сашки. И Сашка понимает, что «Толик похвалиться любит, а сам слабак». Сашка и Толик противопоставлены как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.)

Какое качество героя подчеркивает Кондратьев в эпизоде возвращения раненого Сашки в роту?

(Сашка очень совестливый человек чувством ответственности, ему, раненому, «неловко как-то и совестно - вот он уходит, а ребята и небритый осунувшийся ротный должны остаться здесь, в этой погани и мокряди, и никто не знает, суждено ли кому из них уйти отсюда живым, как уходит сейчас он, Сашка». Сашка все эти страшные два месяца только и делал, чего неохота. И в наступлении, и в разведке - все это ведь через силу, превозмогая себя, заколачивая страх и жажду жить на самое донышко души, чтоб не мешали они делать ему то, что положено, что надо».)

I V . Работа с эпизодом о любви Сашки к Зине

Война не убивает в Сашке человеческого, а даже обостряет жажду жить, любить. Какое место в жизни Сашки занимает Зина?

(Сашка спас Зине жизнь. Это его первая любовь. По дороге в госпиталь, когда страшное напряжение передовой постепенно отпускает и радость, что он все же живой, нахлынула в душу, Сашка разрешает себе подумать о Зине, сестренке из санроты, которую прикрыл своим телом от обстрела. Ожидание встречи с Зиной постоянно прерывается тревогой о родной роте: ей опять дрожать в шалашиках, а «кого-то беспременно сегодня шлепнет». Предстоящая вечеринка, о которой он узнает от Зины, вызывает у него гнев: «Какие танцы! Врешь, Зина! Быть этого не может!», и шатнуло его даже. Он говорит строго: «Понимаешь, нельзя это... Веселиться нельзя, когда все поля в наших! Понимаешь?»

Думается Сашке, что любовь их с Зиной будет такой же короткой, как вспышка ракеты. «Погорит немного, согреть как следует не успеет и... погаснет - разведет их война в разные стороны».

А потом Сашка узнает, что Зина все-таки пошла на вечер, танцует с лейтенантом, и «нарастало комом в груди что-то холодное, тяжелое, подступало к горлу, давало...» Будто разорвалось что-то в Сашкиной голове», когда он увидел в окне Зину, услышал ее разговор с лейтенантом и понял, что «любовь у них...»

Но, несмотря на потрясение, боль и обиду, припомнив их с Зиной разговоры и представив ее жизнь тут за эти месяцы, пришел он к тому - неосудима Зина... Просто война... И нету у него зла на нее...» А раз любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Он по-другому не может, справедливость и доброта опять берут верх.)

Обсуждение в классе - может, Зина достойна осуждения, предала их с Сашкой любовь, изменила ему?

Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?

(В эпизоде в эвакогоспитале румяный, сытый майор успокаивает возмущенных раненых - дали всего две ложки каши. В сердцах лейтенант запустил в майора тарелкой, и Сашка выгораживает друга, которого подведут под трибунал, а ему, рядовому, ничего не будет - дальше передовой не пошлют. Автор сочувствует Сашке: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказывается сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи выручает его из беды. «История эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке».)

V . Заключительное слово преподавателя

Характер Сашки - открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства - все это соединилось в цельном характере гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени. «История Сашки - это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности - солдатской». «…Не прочитав я Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг, полюбившийся мне человек», - писал К. Симонов.

Домашнее задание

1. Написать сочинение по повести Кондратьева «Сашка» по следующему плану:

1) Мое впечатление от повести «Сашка».

2) Легко или трудно иметь такого друга, как Сашка?

3) Что главное в Сашки ном характере?

4) Время и пространство в повести.

Кондратьев Вячеслав Леонидович(1920 - 1993) - русский
писатель советского периода.
Вячеслав Кондратьев -
фронтовик, свидетель и
участник описываемых им
событий.
Писал с начала 1950-х, но
впервые опубликовался
только в возрасте 49 лет.
Первую повесть -
«Сашка» - опубликовал в
феврале 1979 года в
журнале «Дружба народов».

История создания повести

В течение четырех лет
войны не было ни одного
хоть сколько-нибудь
значительного события,
которое не находило бы
немедленного отражения
в литературе.
Произведения тех лет на
военную тему создавались
буквально по горячим
следам. Эту прозу называют «лейтенантской», что
многое говорит о ее
авторах.
Кондратьева спрашивали, как
случилось, что в немолодые уже
года он вдруг взялся за повесть
о войне.
«Видимо, подошли
лета, пришла зрелость, а вместе
с ней и понимание того, что
война-то – что самое главное,
что было у меня в жизни»,
признавался писатель.
- «О самой войне рассказать
могу только я сам. И должен
рассказать. Не расскажу – какаято страничка войны останется
нераскрытой».

Ржевская битва

В 1942 году 132-я
стрелковая бригада, в
составе которой воевал
В. Кондратьев, вела
тяжёлые бои
подо Ржевом.
Ржевская битва 1941-1943 гг. - самая кровопролитная битва за всю
историю человечества. На Ржевском плацдарме стояли 2/3 дивизий
армии "Центр" для наступления на Москву. Потери советских войск в
боях под Ржевом составили более 2 миллионов человек. В лесах подо
Ржевом погибла 29-я армия. Сам город был превращен в лунный
пейзаж. От 40.000 населения города осталось всего 248 человек.
После ожесточенной 15-месячной битвы Ржев так и не был взят немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции.

Повесть «Сашка»

Свою правду о войне,
пропахшую
потом
и
кровью, открыл нам и
Кондратьев, хотя сам он
считал, что "Сашка" "лишь малая толика того,
что нужно рассказать о
Солдате-Победителе".
Время действия повести страшный
1942
год,
изнурительные бои подо
Ржевом. Кругом мертвые
деревни, развороченная
снарядами и минами
земля.
Как поведет себя человек
на войне? Поступится ли
он, оказавшись в
экстремальной ситуации,
своими жизненными
принципами, либо же
останется самим собой?
Именно эти вопросы
находятся в центре
внимания автора.

Образ главного героя

Повествуя о событиях
минувших военных лет,
писатель убеждает нас, что
даже на войне человек может
остаться верным себе. Молодой
кадровый боец Сашка – главный
герой повести.
Для него главным в жизни является защита Родины, он исполняет
свой долг, руководствуясь уже сложившимися жизненными
ценностями. Сашке присуще чувство жалости, сострадания. Он для
других готов сделать то, чего никогда не сделал бы для себя. Уже в
начале произведения Кондратьев показывает нам героизм
молодого бойца: Сашка, рискуя жизнью под обстрелом,
отправляется за валенками для своего товарища.

Три испытания

О многом говорит
заведенный на передовой
порядок:
"ранило - отдай автомат
оставшемуся, а сам бери
родимую трехлинейку".
Про житье-бытье хвастаться нечем: "со жратвой туго, и с
боеприпасами, ...нету силенок ребят хоронить". Из ста пятидесяти
человек в роте осталось шестнадцать, а воюет рота всего два
месяца. Кондратьев проводит своего героя через испытания
властью, любовью и дружбой. Как выдержал Сашка эти
испытания?

Три испытания. Испытание властью

Проявляя отчаянную храбрость, практически
голыми руками Сашка берет в плен немца. Но
"язык" молчит, и ротный приказывает вести
пленного в штаб. По дороге Сашка обещает немцу
жизнь, говоря, что у нас пленных не расстреливают.
Но комбат, не добившись от "языка" никаких
сведений, приказывает его расстрелять. Сашка
приказу не
подчинился. Он понял, что
неограниченная власть над жизнью и смертью
другого человека страшна. Сашка наделен
обостренным чувством ответственности за все
происходящее. Он свято верит в правдивость
нашей листовки, обещающей военнопленному
«хорошую жизнь».
Решение Сашки и его сомнения повлияли на
комбата: он отменил приказ о расстреле пленного.

Три испытания. Испытание любовью

Испытание любовью не менее важно для
понимания сути характера Сашки. Он спас Зине
жизнь, полюбил ее, ждал встречи. Но радость
свидания омрачена думами о родной роте: "когото беспременно сегодня шлепнет".
А потом на Сашку обрушивается известие, что Зина на вечеринке
танцует с лейтенантом. Тяжелую ночь проводит Сашка, и все-таки
приходит к выводу, что "неосудима Зина... Просто война... И нету у него
зла на нее!" Справедливость и доброта и тут берут верх. Сашка
понимает, что у Зины и лейтенанта - любовь. Юноша готов понять, а
значит, и простить даже то, что ему предпочли другого. Он готов
перетерпеть любую боль. А боится только одного – лжи и жалости.

10. Три испытания. Испытание дружбой

Краткая
фронтовая
дружба
связывает Сашку с лейтенантом
Володей, встречаются они по
дороге в госпиталь, и когда
отъевшийся
майор
приходит
успокоить недовольных раненых,
которым дают на ужин по две
ложки пшенки, летит в него
тарелка,
брошенная
рукой
разъяренного Володи, а Сашка всю
вину берет на себя.
Он рассудил так: лейтенанту эта выходка с рук не сойдет, трибунал
в военное время суров, а его, рядового, "дальше передка не
пошлют", а там ему не привыкать.

11. Своеобразие главного героя

По мнению критика И. Дедкова, "Повесть о Сашке становится
повестью о жизни, мучимой войной, но сохраняющей поистине
героическим усилием живое разнообразие, достоинство и
человеческое лицо…"
«Много, очень много видал Сашка смертей за это время -
проживи до ста лет, столько не увидишь,- но цена человеческой
жизни не умалялась от этого в его сознании». И это определяющая черта в образе Сашки - умение в нечеловеческих
условиях сохранить в себе человеческое, «есть у него в душе
заслон какой или преграда, преступить которую он не в
силах». «Ну, Сашок... Ты человек...» - говорят о нем товарищи.
Есть «надо», а есть «сверхнадо».
делает сверх надобного.
Сашка, по мнению критика,

12. Образ рядового

В повести «Сашка» Кондратьев
нарисовал образ честного, смелого,
мужественного,
доброго
и
отзывчивого человека.
Писатель
развернул
перед
читателем объективную картину
войны,
беспощадной
и
смертоносной.
«История «Сашки» - это история человека, оказавшегося в самом
трудном месте и на самой трудной должности - солдатской»,- так
сказал о повести Кондратьева Константин Симонов.

13. Примеры использования повести в качестве аргументов

Определение
проблемы
Примеры раскрытия
Проблема
нравственного
выбора
Автор в повести показывает нам солдата честного, отзывчивого,
человечного. Бывая в сложных ситуациях, он нередко вставал перед
тяжелейшим выбором, но всегда оставался человеком.
Истинная дружба
Истинная
дружба
подразумевает
духовную
близость
и
бескорыстную самоотдачу.
В. Кондратьев рассказывает о фронтовой дружбе Сашки с
лейтенантом Володей, с которым он познакомился по пути в
госпиталь. Сашка принимает вину Володи, бросившего тарелку в
толстого майора, который приходит в эвакогоспиталь утихомирить
недовольных питанием солдат. Сашка понимает, что Володе не
простят этот поступок, накажут по всей строгости военного
времени, а его, рядового солдата, не накажут строго – дальше
ставшего привычным «передка не пошлют».
Проблема
героизма
Сашка голыми руками схватил немца – тема подвига на войне, когда
человек не думает о собственной жизни.
Человек и война
Показывается бессмысленность, жестокость войны. Человеческая
жизнь обесценивается.

«Ну Сашок… Ты человек».

11 класс

Конспект урока по литературе, 11 «Б» класс
Тема урока: «Ну Сашок… Ты человек».
Цели урока: знакомство с писателем В. Кондратьевым; размышления о герое, об авторе, представление о необычном подходе писателя к изображению войны; воспитание патриотического чувства, чувства ответственности и долга; обсуждение повести В.Кондратьева "Сашка» с целью осмысления характера простого человека во время Великой Отечественной войны; развитие умения анализировать текст.

Средства обучения: раздаточные листы с опорной схемой, презентация.

Этап урока

Структура учебного материала

Деятельность учащихся

Использование ПК и других форм наглядности

Вступление (проблемный вопрос)

Для вас, сегодняшних школьников, война – это далёкая история.

Чем больше проходит лет после Великой Отечественной войны, тем больше мы осознаём величие народного подвига. Но мы ещё очень многого не знаем о войне, об истинной цене победы. Наверное, в этом нам и помогают писатели, говорящие правду.

Вот что рассказывал Василь Быков – один из тех писателей, которые в полной мере знают, что такое та война: «В той войне нам не хватало всего: машин, горючего, снарядов, винтовок... Единственное, чего не жалели, – так это людей»

Трагический и страшный лик войны показан в книгах Быкова, Юрия Бондарева, Якова Бакланова и др.

Среди книг, способных взволновать, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, повесть фронтовика, очевидца, участника военных событий - Вячеслава Кондратьева «Сашка».

В одной из статей критика Дедкова написано, что « герои Кондратьева, особенно Сашка, привлекательны тем, что, подчиняясь категоричному «надо», думают и действуют сверх надобного: что-то неистребимое в них самих заставляет их это делать». Сашка, по мнению критика, делает сверх надобного.

Какой вопрос вытекает из этих слов? (Что же Сашка делает сверх?)

А еще в повести встречаются слова: «Ну Сашок… Ты человек». Кто говорит их? Какой еще вопрос, основываясь на этих словах, мы можем сформулировать? (Почему Сашка человек?). Я предлагаю записать эти слова темой занятия, так как, на мой взгяд, они очень важны.

Помните, что мы будем говорить о военном времени, о тяжелом, нечеловеческом времени, когда оставаться человеком подчас было сложно. Основываясь на этих словах и той записи, что вы видите на доске, сформулируйте, что станет целью нашего рассмотрения в повести?

(Что помогло Сашке остаться человеком? Какие качества?)

Ответы на поставленные вопросы, записи в тетрадь.

Сообщение о писателе

Еще раз повторюсь, что автор – участник военных событий. Его герой – это некий собирательный образ таких вот «Сашек». Скажите, где еще, кроме текста, мы сможем найти ответы на вопросы, поставленные в начале урока? (в биографии автора)

Вам было дано предупредительное задание, связанное с жизнью В.Кондратьева, давайте попробуем проанализировать тот материал, с которым вы работали. При прослушивании, записывайте в тетрадь факты, которые помогут ответить на вопросы, записанные ранее.

1-й учащийся. Константин Симонов сумел сказать об авторе «Сашки» коротко, но ёмко. Мы узнаём, что Кондратьев по профессии художник-оформитель, а по призванию, верил Симонов, он большой писатель. В 1939 г. с первого курса вуза ушел в армию, служил на Дальнем Востоке. Как помните, у героя повести такая же судьба. В декабре 41-го после многочисленных рапортов он в числе 50 младших командиров отправляется на фронт. На переломе от зимы к весне 1942 года Кондратьев под Ржевом. О тяжести доставшихся там бойцам боев мы можем судить по тому, что только первую неделю он был помкомвзвода, командиром взвода, принял роту убитого командира, а после пополнения – снова взвод. Потом новые бои, тягостные, неудачные

Убит – эта чаша миновала автора «Сашки», на его долю досталось ранение и медаль «За отвагу» – за отвагу под Ржевом. После отпуска по ранению снова фронт, служба в железнодорожных войсках, разведке. В конце 43-го года тяжелое ранение, полгода в госпитале, после – ограниченная годность, инвалидность. «До Берлина не дошел, но свое дело на войне сделал», – так заканчивается повествование Симонова о военной судьбе писателя-фронтовика В. Кондратьева.
Повесть «Сашка» написана в 1979 году.

- На что вы обратили внимание, прослушав этот отрывок?

2-й учащийся. Писатель признавался: «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни». Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Понял, что «о своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется нераскрытой». Кондратьев начал разыскивать своих ржевских однополчан, но никого не нашел и вдруг подумал, что, может, уцелел он один. Значит, тем более он должен обо всем рассказать! Это его долг.

Что важного вы услышали в этом отрывке?

3-й учащийся . И вот «поехал весной 62-го подо Ржев. Протопал 20 километров пехом до самой своей бывшей передовой. Увидел ту истерзанную, всю испещренную воронками ржевскую землю, на которой валялись еще и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки... торчали еще оперения невзорвавшихся мин. Увидел – это было самым страшным – незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жидню – пшёнку или с кем жался в одном шалашике при минном обстреле, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно».

Писатель открыл нам правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считает, что «Сашка» – «лишь малая толика того, что нужно рассказать о солдате, солдате-победителе».

Какая информация главная в этом отрывке?

Устные выступления учащихся.

Ответы по прослушанному.

Ответы по прослушанному.

Ответы по прослушанному.

Работа по повести

Чтобы перенестись в то время и на ту землю, о которой узнали по воспоминаниям В.Кондратьева, обратимся тем событиям, на которые обращает наше внимание писатель, но сначала ответьте на вопрос:

Сколько времени воюет Сашка? (два месяца) Два месяца на передовой, это много или мало? Вспомните разговор Сашки с капитаном о том, сколько погибло людей за это время? Из 150-ти – 16! Значит, за два месяца из каждых 10-ти погибли девять. И однополчан-дальневосточников осталось 1-2 на роту.

Какие же события выбрал автор из двухмесячной Сашкиной фронтовой жизни?

1) Сашка добывает валенки для ротного;
2) Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять;
3) Сашка под огнём возвращается в роту проститься и отдать автомат;
4) Сашка ведёт санитаров к раненому;
5) Встреча с Зиной;
6) Сашка выручает лейтенанта Володю.

Почему именно к ним привлёк наше внимание?

Именно в этих эпизодах с особой силой раскрывается Сашка как человек и как боец. Автор доказывает, что бесчеловечность войны так и не смогла обесчеловечить Сашку.

Как вы считаете, какие события наиболее ярко обрисовывают качества Сашки, которые помогли остаться ему человеком? (Эпизод с пленным немцем, эпизод с Зиной, эпизод с лейтенантом Володькой)

Испытание властью

Рассмотрим, как выдержал Сашка эти испытания.

Очень важный эпизод, который мы проанализируем, история с пленным. Как вы считаете, почему это один из самых важных эпизодов? (потому что испытание властью над человеком, наверное, одно из самых сложных).

Но вначале расскажите, как Сашке удалось взять «языка».

Когда Сашка почувствовал свою власть над другим человеком? Как он относится к этой власти? (со слов Озлился Сашка и, вспомнив немецкое слово «генуг», прервал немца резко до слов Немец сразу в лице изменился, оживел, бледнота сошла... Курил он мелкими неглубокими затяжками, не как они - взахлеб, вдыхая дым что есть мочи, чтобы продрало до самого нутра. ).

Выводы: Сашке не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком. Он понял, какой страшный может стать эта власть над жизнью и смертью.

Почему Сашка ослушался приказа и так отстаивает жизнь пленного? Что же было написано в листовке? ( «Немецкий солдат! Этот счастливый час не вернется для тебя, если ты не сдашься в плен...» Ну и, конечно, что будет обеспечена жизнь, возвращение домой после войны и прочее... )

Выводы: Самое главное, почему Сашка ослушался приказа – немца в расход – он объясняет немцу: «Мы не вы. Пленных не расстреливаем. Потому как люди мы! А вы фашисты!»

Прочитайте диалог капитана и Сашки о том, почему Сашка не может выполнить приказ: немца в расход («И ты этого гада жалеешь?»). Какие слова вы бы выделили в этом отрывке?

Прочитайте мысленный разговор Сашки и немца, когда Сашка идёт исполнять приказание. (И захотелось Сашке сказать: «Эх, задурили тебе голову! За кого смерть принимать будешь? За Гитлера-гада! Эх ты...» - однако не сказал, понимая, не до слов сейчас, не до разговора, когда такое страшное впереди). Какие чувства испытывает Сашка?

Сашка не выполнил приказ. У него своя точка зрения на события.

Сравните жизненные принципы Сашки и Толика

(со слов Когда Сашка повернулся, немец, понявший все до слов А капитанский ординарец, когда немец сигареты доставал, ухватил цепким взглядом часы на его руке и уже не отпускал.)


– На чьей вы стороне? Почему? Если рядовой, значит, дело телячье? (выслушиваются мнения учащихся). В любой момент нужно оставаться человеком.

Как вы можете объяснить такое отношение Сашки к «своему» немцу, ведь все поля в наших, он должен за это отомстить Сашка не может стрелять в безоружного, он ему пообещал, руководствуясь тем, что было написано в листовке. Он не может обмануть, ненависть у Сашки на этого немца не распространяется)

Как этот эпизод характеризует Сашку? Какие качества проявляются в нем? (Сашка не смог выполнить приказ капитана, так как ценность человеческой жизни очень велика для героя, для Сашки фриц – это уже не враг на поле боя, это человек, а убить безоружного, да еще и после обещанного он не мог, не мог перешагнуть через себя. Качества – гуманность, нравственность, мужество).

Устный ответ одного учащегося

Фронтальная работа, работа

с текстом

Высказывание собственного мнения.

Качества записываются на листках в опорную схему, затем зачитываются.

Физкультминутка.

Перед тем как приступить к следующей части нашей работы, я предлагаю вам немного размяться. Встаньте, выпрямите спину, расправьте плечи. Выполним наклоны головой, наклоны туловищем. Спасибо, садитесь, старайтесь сохранять осанку.

Испытание любовью

Мы продолжим разговор о Сашке, его отклике на добро и зло.

Итак, встреча с Зиной, испытание любовью. Что значит Зина в Сашкиной жизни? Как они встретились, почему Зина так много значит для Сашки?

Это первая Сашкина любовь. Он так ждёт встречи. С каким чувством он едет в тыл?

-А какие чувства движут ею? (А ею движет только жалость: «миленький, родненький»). Зачитаем отрывок, на какие слова стоит обратить внимание?

Как отнесся Сашка к предстоящей вечеринке, о которой говорит Зина?

Вывод: Умом понимает, а душой принять не может, потому что война, каждый день гибнут ребята. Вячеслав Кондратьев, в отличие от многих наших писателей, избежал поэтизации и возвеличивания войны как войны. Война, хоть она и Отечественная, священная, это смерть и горе.

Когда Сашка узнает об отношениях Зины и лейтенанта, как он поступает?

Противоречит ли это его решение вашему мнению о его характере или, наоборот подтверждает уже сложившееся представление о нем

Тяжелую ночь переживает Сашка. Ему горько, больно. И все-таки к какому выводу он приходит в итоге? (Что Зину осудить нельзя)

А ваше мнение, отношение к поступку Сашки, измене Зины?

Запишите в ваших листах, какие качества Сашки раскрываются в этом эпизоде? (Справедливость, доброта, Сашка остается Сашкой. Сашка не считает себя вправе мешать. Он подумал не о себе, а о ней. Он по-другому не может поступить. Наверное, это и есть настоящая любовь, которая помогает и понять, и простить любимого человека и не даёт сделать ему плохо, больно.

Устное выступление учащихся.

Высказывание мнений учащихся.

Запись качеств в опорные листы-схемы. Чтение ответов.

Испытание дружбой

Восстановим эпизоды, связанные с испытанием дружбой.

Расскажите историю краткой фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей.

Немаловажное место занимает в этом эпизоде рассуждение лейтенанта и Сашки о командирах и рядовых. Давайте зачитаем этот отрывок.

(со слов Присели, завернули по цигарке, задымили... )

Каком мы видим здесь Сашку?

Сашка, по его поступкам судя, чувствует ответственность за всё, что происходит на войне.

Обратим внимание на случай в эвакогоспитале .

(Когда майор приходит утихомирить недовольных солдат: две ложки пшёнки выдали на ужин. На справедливые требования и гневные вопросы майор отвечает по-хамски, и... полетела в него тарелка, брошенная Володей. Он рассудил, что лейтенанту это с рук не сойдёт – трибунал в военное время суров, а его, рядового, быть может, не накажут строго).

Осуждаете ли вы Сашку за этот поступок или оправдываете его? (Скорее, нет, ведь Сашка думает не о себе, а о друге)

Какие качества Сашки раскрывает нам этот эпизод? (Храбрость перед начальством, способность на самопожертвование).

Устное выступление учащихся.

Устное выступление учащихся.

Мнения учащихся.

Ответы учащихся, запись в листы-схемы.

Итоги (проблемный вопрос)

Вернемся к вопросам, которые мы обозначили в начале занятия.

Какие качества помогают Сашке остаться человеком на войне? (обобщение схемы, зачитывание ее).

Что же Сашка делает сверх?

Сашка думает прежде не о себе, Сашка думает о других. Наверное, это и есть человечность, это и есть человек. И если бы все были такие, как Сашка, поступали по совести, не считали за подвиг каждое совершенное дело, то и мир был бы добрее.

Один из учащихся зачитывает те качества, что записаны в опорной схеме.

Добавление записи в листы-схемы.

Слайд – опорная схема

Выводы

Американский журналист Хенрик Смит писал: “Люди Запада подчас знают о некоторых исторических событиях в Советском Союзе больше, чем русская молодежь. Такая историческая глухота привела к развитию поколения молодых, не знающих ни злодеев, ни героев и поклоняющихся разве что звездам западной рок-музыки. Среди книг, способных взволновать молодежь, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, повесть В. Кондратьева “Сашка”.

Самооценка

Насколько вы поняли ту мысль, что попытался донести до вас автор?

Над чем помогла задуматься книга?

Устные ответы.

Выставление оценок

Обобщение работы на уроке.

Выставление оценок за устные ответы.

Домашнее задание (дифференцированное)

Выполнить одно из предложенных заданий:

        1. Моё впечатление от повести В. Кондратьева «Сашка». (сочинение-рассуждение)

          Легко или трудно иметь такого друга, как Сашка? (сочинение – эссе)

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Урок литературы в 11 классе по повести В.Кондратьева «Сашка»

Цели: 1) обсуждение повести В.Кондратьева "Сашка» с целью осмысления характера простого человека во время Великой Отечественной войны;

2) развитие умения анализировать текст;

3) нравственное и патриотическое воспитание учащихся на художественном материале, связанном с родным краем в годы Великом Отечественной войны.

0борудование урока: выставка литературы по теме, портрет писателя, аудиокассеты с записями военных песен, магнитофон.

Оформление доски:

У каждого писателя должна быть сверхзадача. И для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана.

В.Кондратьев.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Приветствие классу, объявление темы и цели урока.
  2. Звучит фонограмма песни М.Ножкина "Под Ржевом".
  3. Вступительное слово учителя.

Шестьдесят восемь лет назад, осенью 1941 г., на ржевской земле шли тяжёлые бои. Они длились почти 15 месяцев. И каждым день, каждый час, каждый миг могла оборваться чья - то жизнь. Да не одна! Потери в Ржевской битве были самые огромные.

Каждый, кто прошёл через «ржевскую мясорубку», помнит о ней до сих пор.

Как помнил о ней бывший солдат Вячеслав Кондратьев, написавший целый цикл произведений о боях на ржевской земле. Одно из произведений - повесть "Сашка".

  1. Несколько слов об авторе повести "Сашка" Вячеславе Кондратьеве. (Прослушать сообщение ученицы)

Вячеслав Кондратьев вошел в литературу позже других писателей фронтового поколения: Бакланова, Быкова, Астафьева, Константина Воробьёва. Они вошли в конце 50-х, в период "оттепели", а он чуть не двадцать лет спустя, в конце 70-х, когда ему было уже под шестьдесят. Вошёл активно, словно бы предугадывая, что судьбою отпущено не так уж и много, а рассказать надо то, что видел и испытал именно он и что другой за него не расскажет.

Оказывается, Кондратьев много лет писал что называется в стол, и, начиная с 1979г., когда в журнале "Дружба народов» появилась повесть «Сашка», он стал активно печататься.

Первоначально Кондратьев смотрел на своё предназначение просто: рассказать правдиво, не выдумывая, как происходили бои на ржевской земле. Рассказывал о боях под Ржевом, а получилось, что рассказал обо всей стране, обо всём воюющем народе. Повести «Сашка», «Селижаровский тракт», «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке» составляют своеобразную тетралогию о путях фронтового поколения на войне и сразу после неё.

Род Кондратьевых корнями уходил в Ивановский край. Родившийся в 1920 году Вячеслав учился в Москве, кадровую службу проходил на Дальнем Востоке, воевал подо Ржевом и принадлежал к тому поколению, для которого четыре года войны навсегда остались «самыми главными» в жизни.

5. Слово учителя

Одно из интервью Вячеслава Кондратьева было озаглавлено «О войне придумывать не надо». В нём он так сказал о своем творчестве: «У каждого писателя должна быть сверхзадача, для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана». Эта сверхзадача, владевшая им всю жизнь, заставила Вячеслава двадцать лет спустя после войны , летом 1961 года, пройти по местам своих ржевских боев. Работал он в то время художником-плакатистом и не помышлял, что когда-то станет известным писателем.

После возвращения из поездки Кондратьев написал поэму «Деревни русские». В этой поэме всё - правда. Не претендуя на совершенство стиха, автор точно отразил время и чувства, им владевшие.

6. Фонограмма песни «На безымянной высоте». (1 куплет)

7. Учащиеся читают в отрывках поэму "Деревни русские".

8. Слово учителя.

Мы увидели с вами ещё одну грань В.Кондратьева как человека, который всю свою жизнь посвятил тем, кто был с ним на фронте, и тем, кому не суждено было вернуться.

Повесть "Сашка" была напечатана в 1979г., а в 1981вышла первая книга В.Кондратьева под тем же названием. Автор книги приезжал в Ржев, встречался с читателями. На память Центральной библиотеке имени А.Н.Островского он подарил книгу со своим автографом.

Эпиграф книги: «Всем, воевавшим подо Ржевом, – живым и мёртвым – посвящена эта повесть».

9. Беседа с ребятами:

  • А вам, ребята, интересно было читать повесть "Сашка"?
  • А почему?
  • Каким вы представляете себе Сашку по характеру? (Надёжным, совестливым, находчивым, смелым)
  • Назовите ключевые эпизоды, в которых раскрывается характер Сашки.

(1 - с валенками, 2 - пленение фрица, 3 - противостояние комбату, 4 - забота о раненом, 5 - встреча с Зиной в медсанбате, 6 - дорога в госпиталь по тыловым деревням, встреча со стариком, с Пашей, 7 - эпизод с тарелкой, 8 - встреча с девушками, отправляющимися на фронт)

Кондратьев ставил задачу рассказать правду о войне. Удалось ли ему это? Подтвердите примерами.

(«С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидкой пшёнки на двоих - и будь здоров. Распутица!»

«Но ещё большее удивление, если не сказать недоумение, вызвало у немца то, как Сашка, вынув кресало и трут - катюшей они это называли, - начал выбивать искру... и трут никак не разгорался».

«Ротный обмундированием от Сашки не отличался, такая же телогрейка, грязью заляпанная, ремня широкого командирского ему ещё не выдали, такое же оружие у него солдатское – автомат».

«Про своё житье-бытьё Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал, хвалиться пока нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами. Но это всё временное, далеко от железном дороги оторвались, распутица».)

Когда, в какой момент Сашка думает: «Жизнь такая - откладывать ничего нельзя»?

(эпизод с валенками)

  • Почему Сашка, рискуя жизнью, пополз за валенками?

(«Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко».)

  • На какие детали обращает наше внимание автор в этом эпизоде?

(Лицо мёртвого немца сравнивается с куклой, т.к. оранжевого цвета; Сашке неловко стало, что оказался он случайно в безопасности во время артналёта; «курнуть захотелось смертно»)

Вывод: Решившись на поступок, Сашка всё тщательно планирует. Иначе – смерть.

  • При каких обстоятельствах Сашка впервые встретился с немцами?
  • Что помогло Сашке пережить ужас от встречи с немцами?

(Заминка фрицев перед тем, как выполнить приказ: значит, они тоже боятся.)

  • Взаимовыручка в бою - самое важное. Как помог Сашка ротному?

(отдал свой запасной диск)

  • Почему даже без патронов пополз Сашка за немцем?

(«Сколько ребят из разведки положили, пока за языком лазили, Сашка знал»)

  • Поединок с немцем был честный. Сашка немца взял в плен (ротный помог), и вести его в штаб Сашке. Зачитайте размышления героя об этом.

(«И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет - доведет до штаба живым, захочет - хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало, и немец, конечно, понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться".

Вспомнил Сашка, был у них в роте один больно злой на немцев, из белорусов вроде. Тот бы фрица не довёл. Сказал бы: «При попытке к бегству», - и спросу никакого.

И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком».)

Вывод: Как легко переступить грань дозволенного нравственным сознанием, но Сашка, хоть и молодой, оказался на высоте.

Почему у Сашки нет ненависти к пленному фрицу?

(«Вот когда поднялась они из-под взгорка - серые, страшные, нелюди какие-то, это были враги! Их-то Сашка готов бел давить и уничтожать безжалостно! Но когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым…»,

  • Комбат отдал приказ Сашке: пленного расстрелять. Отчего мучается Сашка? Как быть? Выполнить приказ надо, но для Сашки - невозможно. И не выполнить - нельзя. Прав ли был комбат, отдав такой приказ?
  • Какие попытки предпринял Сашка, чтобы отменили приказ? (1 - обратился к дежурному лейтенанту, 2 - думал забежать в санчасть, чтобы военврач, тоже капитан, отменил приказ. «Что же мне теперь делать? что?» - мучается Сашка)
  • Почему для Сашки был мучителен вопрос, как решить судьбу пленного? Какой человек Сашка?

(Совестливый)

Как автор показывает метания Сашки? («Тут подумал Сашка, а как бы ротный на его месте поступил? Ротного на горло не возьмешь! Он бы слова для капитана нашёл! А что Сашка - растерялся начисто, лепетал только «не могу».... да что может Сашка, рядовой боец, которому каждый отделенный! - начальник? Ничего вроде бы. Но хватало же у него духу начальнику перечить, а сейчас такое умыслил, душа переворачивается - приказ не выполнить! Да кого? Самого командира части.

Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. И ещё третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может, и всё!»)

  • Как разрешились мучительные размышления Сашки? (Комбат отменил приказ. А в жизни было по-другому.)
  • Почему Сашка, раненный в руку, вернулся в роту? Как это его характеризует? (Надежный товарищ)
  • Почему Сашка возвращается за раненым в лес, хотя только что пережил страх от обстрела? («А ведь он слово дал. Умирающему - слово! Это понимать надо»)

10. Сценка «В медсанбате»

  • Целую гамму чувств испытал Сашка в медсанбате. Что это были за чувства? (1 - радость от встречи с Зиной, 2- негодование по отношению к старшему лейтенанту, 3 - обида, что в штабе будет вечеринка по поводу 1 Мая)

Вывод: Сашка и Зина. Как всё сложно складывается в их судьбе: любовь и ревность переплелись. И всё же после расставания Сашка говорит: «Неосудима Зина. Просто война... И нету у него зла на неё». Это равносильно пушкинскому «Как дай вам бог любимой быть другим».

Вот и опять мы увидели зрелость Сашки. А ведь ему - чуть-чуть за двадцать: отслужив срочную службу на Дальнем Востоке, попал на ржевскую землю, где принял боевое крещение.

  • Почему Сашку так обидела вечеринка в штабе? («Что ни говори, пока война, пока истекает кровью его батальон, пока белеют нижним бельём незахороненные, какие могут быть праздники, какие танцы?»)
  • Сколько обиды, злости было у Сашки, Жоры и лейтенанта Володьки, пока брели до госпиталя. Им, фронтовикам, побираться? просить еду, как нищим?

Вспомните деда, что дал раненым дельный совет копать картошку на поле и жарить лепёхи. Снабдил и махоркой, а на прощанье подколол: «Как дальше воевать-то будете?»

(Философский ответ: «Не беспокойся, дед, провоюем и немца погоним», - сказал Сашка.)

  • Разбередил дед душу Володьке. А Сашка, утешая, сказал: «Война всё спишет». Согласны ли вы этими словами?
  • Какие мысли не дают покоя лейтенанту Володьке?

(« Вы, рядовые, вам что, вы никого на смерть не гнали. Ничего не спишется. Всю жизнь помнить буду, как глядели на меня ребята, когда я им приказ на наступление выкладывал. Всю жизнь»)

  • Почему Сашка взял на себя вину лейтенанта Володьки, метнувшего тарелку в офицера? (именно потому, что готов защитить Володьку: ему трибунал грозил бы худшими последствиями. А что с рядового взять? Сашку никто не просил, он сам всё видит, понимает и поступает по совести)
  • Лейтенант особого отдела тоже поступил по-человечески: отпустил Сашку в отпуск, чтобы он не попал под трибунал. И вот Сашка отправляется домой долечиваться. Встреча с девушками, едущими на фронт, на вокзале в Клину - небольшой штрих к портрету Сашки. Вспомните, о чем думал герой, размышляя об этой встрече?

11. Обобщение: В образе Сашки Вячеслав Кондратьев нам открывает характер человека из народа, сформированный своим временем и воплотивший черты своего поколения. Сашка-человек не только с обостренным нравственным чувством, но и с твердыми убеждениями. И прежде всего он человек размышляющий, проницательно судящий о происходящем.

Константин Симонов так сказал о герое повести Кондратьева: «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самой трудной должности – солдатской».

12. Домашнее задание: мини-сочинение «О чём меня заставила задуматься повесть Кондратьева «Сашка»?

Использованная лит-ра: учебник 11кл.автор Агеносов В.И., Методическое пособие того же автора