Шкалы: типы личности – руководитель, ответственный исполнитель, тревожно-мнительный, ученый, интуитивный, изобретатель, эмотивный, нечувствительный к переживаниям других

Назначение теста

Выявление индивидуально-типологических различий.

Инструкция к тесту

«Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишнее, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие. Выполните рисунок по данной инструкции».

Люди не подключены, чтобы ничего не делать. с долгой предысторией неустойчивого существования люди должны постоянно заниматься производственными действиями. Лень - верный рецепт исчезновения. Мы также не подключаемся к чисто церебральной деятельности, к которой так многие из нас сейчас работают. Мы созданы для того, чтобы работать своими руками, отсканировать горизонт глазами и пройти долгие мили. Итак, мы ерзаем, дергаемся, играем и каракули всякий раз, когда мы вынуждены сидеть неподвижно и неактивно в течение какого-то периода времени.

Тест

Материал: испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10×10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок; далее, соответственно, на листе № 2 - второй, на листе № 3 - третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.

Эти фундаментальные выходы для творческого выражения были заглушены сочетанием социального давления и отсутствия обучения. Когда мы в другом месте заняты - по телефону, на собрании или лекции, написание списка - в основном, любая умеренно привлекательная умственная деятельность с ручкой в ​​нашей руке, цензура в нашей голове может быть отключена, и мы позволяем себе выражать которые заперты в нашей голове. Дети изучают набор формальных символов: лицо, дом, солнце, луну, цветок, дерево, птицу, рыбу и основные геометрические формы, которые установлены в начальной начальной школе.

Обработка и интерпретация результатов теста

Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где

. сотни обозначают количество треугольников,
. десятки - количество кругов,
. единицы -количество квадратов.

Позднее они могут добавлять более сложные формы, но редко учатся наблюдательному рисунку. В раннем подростковом возрасте, когда реалистичное выражение и детали становятся важными, дети остро ощущают неадекватность в своей способности реалистично рисовать и прекращают рисовать. Люди, которые перестали рисовать очень рано, будут стремиться ограничить свои каракули повторными геометрическими формами и изученными символами с детства.

Те, кто продолжал рисовать в подростковом возрасте, будут включать в себя более сложные шаблоны и сложные символические представления, в то время как люди, которые проявляют интерес к творческому выражению, могут создавать замысловатые каракули и полные рисунки. Как указано в этих статьях, Дудлы не являются действительными мерами психологических состояний. Хотя существует несколько психологических тестов, которые включают визуальные изображения или рисунок, они не являются обычными и используются только в определенных обстоятельствах.

Эти трехзначные цифры составляют так называемую «формулу рисунка», по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам, которые представлены в таблице.

Интерпретация результатов теста

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг - фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, «технический модуль».

Дадлс, несомненно, может что-то сказать о человеке, но что? Интерпретировать их, по меньшей мере, неточно. Как ручные марки на бумаге, они имеют много общего с графологией. Однако графолог не использовал их как единственный показатель. Глядя на коллекцию разнообразных каракулей, вы получите самое полезное представление, особенно в сочетании с другой информацией, такой как анализ почерка.

Интерпретация сновидений, как правило, следует за юнгианскими представлениями о коллективном бессознательном или более эзотерическом, символическом значении. Но также следует учитывать, является ли вдохновение для каракули внутренним или внешним. Является ли художник выражением озабоченности текущей ситуацией или опытом или является отражением внутреннего состояния? Некоторые формы имеют значение, которое присуще - среди них могут быть самые основные формы, такие как круг, солнце и квадрат, а иногда свойства, такие как агрессия, повторение, текучесть или аккуратность, естественно, будут иметь значение в интерпретации.

Типы личности

I тип - «руководитель ». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

Некоторые символы имеют культурно приобретенное значение, такое как любовь-сердце или христианский крест, но тот, который настолько универсален, что считается почти неотъемлемым. Некоторые символы имеют культурный смысл, который выпал из употребления или принадлежит к определенной области знаний - это включает знаки хобо, типы крестов, алхимические и научные символы и астрологические символы, чтобы назвать несколько. Наличие этих символов в каракули может происходить случайно или может указывать на знакомство с областью знания, к которой они принадлежат.

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

Подтипы:

Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820;
. ситуативно -у 703, 712, 721, 730;
. при воздействии речью на людей - вербальный руководитель или «преподавательский подтип» - 604, 613, 622, 631, 640.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне развития могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

Обратите также внимание на то, что «каракули» на самом деле относятся к рассеянным строкам, а не к сознательным произведениям искусства, которые попадают на клочок бумаги. Отказ от ответственности: эта информация предоставляется только для вашего развлечения и не должна использоваться для психологической оценки в любой форме. Если у вас есть какие-либо вопросы или опасения по поводу психического здоровья, обратитесь к своему врачу. Проверка личности любой формы требует обширной подготовки и должна проводиться экспертами.

Каракули - это серия линий или фигуры, которые мы рисуем с помощью наших ручек или карандашей, обычно не задумываясь, иногда, когда мы слушаем учителя в классе или ожидаем, что «вдохновение» придет во время классного теста, или также, когда мы разговариваем с кем-то по телефону. Обычные каракули включают мультяшные версии учителей или одноклассников, крошечные маленькие цветы, нацарапанные в углу страницы, звезды, сердца, глаза, пейзажи или геометрические фигуры. Очень часто мы продолжаем добавлять один каракули за другим, пока не сформируем полную картину.

II тип - «ответственный исполнитель » обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания.

Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

Поделитесь психогеометрическим тестом в социальных сетях!

Обычно мы печатаем каракули в наших учебниках, тетради, карандаш-шкафах, школьных столах и так далее. В следующий раз, когда вы рисуете на листе бумаги, не оставляйте его, потому что он может раскрыть все ваши секреты! 😉. Каковы ваши самые распространенные каракули?

Стрелки указывают человека, который честолюбив с очень решительным и страстным характером. Квадрат или ряд квадратов представляют собой трудолюбивого и практичного человека. Плитки с петлями наверху показывают образное, добродушное расположение. Чередки с петлями внизу указывают на защитное, тревожное расположение. Зигзаги могут сигнализировать о необходимости комфорта или необходимости возвращаться в детство, чтобы избежать тяжелой повседневной реальности. Точки указывают фокус и концентрацию на деталях. Точки, образующие узор или рисунок, иногда являются каракулями фрагментированной личности. Лестницы и ступени демонстрируют желание двигаться вверх в мире. Лестница особенно показывает большие амбиции. Трехмерные формы символизируют интеллектуальный, логический ум. Коробки обычно рисуются мужчинами. Закрытые коробки означают желание уединения. Они также могут представлять собой желание убежать от ограничительной ситуации. глаза часто являются глазами, которые показывают внутреннее я человека, который его рисует. Большие глаза имеют исходящие личности, а маленькие - сдержанны. Закрытые глаза могут указывать на отказ заглядывать внутрь. Большинство цветов украшены женщинами и романтичны по своей природе. Оружие с дудлами является признаком подсознательной агрессии. Дома являются одним из самых распространенных каракулей. Обычно рисуются женщины, они могут показать, как человек чувствует себя в своей домашней обстановке. Несчастный дом обычно представлен асимметричными структурами без окон. Длинный ключ может означать, что вы отчаянно ищете средства для выхода из клаустрофобной ситуации. Замысловатый лабиринт предполагает, что вы чувствуете, что у вас нет выхода в ситуации. Лица обычно украшают девушки-подростки, которые хотят создать свой идеальный автопортрет. Лица в профиль, однако, могут быть признаком интровертной личности. Комические лица обычно рисуются мужчинами, что указывает на желание быть центром внимания. Вопросительные знаки означают сложное решение, которое необходимо принять или сомневающееся в вашей роли в жизни. Неоднократное рисование вашего имени может быть признаком проблемы с идентификацией. Повторяющиеся звезды часто рисуются неповторимо романтичными. Дерево, которое украшено без листьев или корней, может показать, как вы себя чувствуете: изолированы и без крепких семейных связей. Зонтик обычно означает желание помочь кому-то, кого вы любили, или желание защитить себя от нежелательных внешних воздействий. автомобили обычно представляют собой стремление к материальным вещам в жизни. Однако караульный поезд означает кого-то, кто с большей вероятностью будет действовать осторожно, но решил добраться туда, в конце концов. Веб-страницы могут символизировать ощущение захвата. Сети пауков показывают, что человек постоянно стремится расширить свои горизонты и улучшить себя - обычно с гораздо большим усложнением, чем это необходимо. Облака могут указывать на счастливого человека, который любит мечтать, но имеет сильное чувство свободы вокруг них. Сердитые, бурные облака могут указывать на депрессию. Наверх страницы: вы энергичный, свободно мыслящий человек, с большим количеством идей. Если каракули близки к названию, это может указывать на то, что вы думаете, что у вас есть что-то более важное, чем то, что написано на бумаге. в левой части страницы: они говорят, что это область прошлого, ностальгия или сожаление. Это может указывать на опасность для будущего. в центре страницы: вы можете быть экстравертом и нуждаться в внимании. Если вы используете центр страницы, это может также указывать на необходимость личного пространства. в правой части страницы: каракули в правой части страницы очень редки. Заполнение этого пространства каракулями может показаться сильной необходимостью сообщить ваши внутренние чувства. в нижней части страницы: рисование вдоль нижней части страницы означает, что у вас есть практический характер, но это может также указывать на неуверенность в себе и даже депрессию.

  • Круги представляют собой необходимость найти единство и мир.
  • Треугольники сигнализируют сильный и хорошо развитый ум.
  • Перевернутый треугольник представляет собой интроверсию.
Числа в древних традициях считались наиболее важными принципами, которые организовывали вселенную.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

III тип - «тревожно-мнительный » -характеризуется разнообразием способностей и одаренности - от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

Числа - это мощные креативные символы. Те разные каракули, которые мы делаем бессознательно во время разговора с кем-то по телефону или во время встречи, могут немного рассказать о наших личностях и мотивах наших действий. Когда мы каракули, наше перо управляется нашим подсознанием, которое держит наши мысли и секреты и контролирует наше поведение. «Яркая сторона» хочет рассказать вам об истинных значениях паттернов, которые мы каракули бессознательно ежедневно.

Если вы производите маленьких людей, вы, вероятно, чувствуете себя небезопасными и беспомощными или пытаетесь уйти от некоторых своих обязанностей. Рисование простых рисунков указывает, что вы эмоционально неустойчивы и чувствуете необходимость изолировать себя от других людей.

Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.

Подтипы:

415 - «поэтический подтип» - обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью;
. 424 - подтип людей, узнаваемых по фразе: «Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать». Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.

IV тип - «ученый ». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

Подтипы:

316 характеризуется способностями создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу;
. 325 - подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.

Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.

V тип - «интуитивный ». Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью.

Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества.

Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.

Подтипы:

235 - часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей;
. 244 - обладает способностью литературного творчества,
. 217 - обладает способностью к изобретательской деятельности;
. 226 - большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.

VI тип - «изобретатель, конструктор, художник ». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме само контроля.

Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.

Подтипы

019 - встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией;
. 118 - тип с наиболее сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

VII тип - «эмотивный». Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают жестокие кадры фильма, могут надолго быть выбитыми из колеи и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

VIII тип - «нечувствительный к переживаниям других ». Обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей.

Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна «черствость», которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.

Этот оригинальный тест взят из книги «Графические методы в психологической диагностике», анонсированной выше.

Цель применения теста - выявление индивидуально-типологических различий.

Инструкция: «Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из десяти элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друга на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие. Выполните рисунок по данной инструкции».

Испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10x10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок; далее, соответственно, на листе № 2 - второй, на листе № 3 - третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.

Обработка данных производится следующим образом. Под-считывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни обозначают количество треугольников, десятки - количество кругов, единицы - количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую формулу рисунка, по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам, которые представлены в таблице.

Собственные эмпирические исследования, в которых получено и проанализировано более 2 тысяч рисунков, показали нам, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет вьщелить 8 основных типов, которым соответствуют описанные ниже типологические характеристики.

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг - фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, «технический модуль». Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода «систему» индивидуально-типологических различий.

Система индивидуально-психологических различий, выявленных при выполнении конструктивных рисунков на основе предпочтения геометрических фигур 901 802 1 ----1 703 1 604 505 406 307 208 109 910 811 712 613 622 514

325 217 226 118 127 136 019 028 037 820 721,

730 631 532 433 334 235

640 541 442 343 244 145 046

550 451 352 253 154 055 064 073 082 091

I тип - «руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах. Обычно выбирают зеленый цвет (по М.Лю-шеру) и рисуют «елку» в тесте «Дерево».

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно - у 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей - вербальный руководитель или «преподавательский подтип» - 604, 613, 622, 631, 640.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне развития могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

II тип - «ответственный исполнитель» обладает многими чертами типа «руководитель», являясь рядоположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

III тип - «тревожно-мнительный» - характеризуется разнообразием способностей и одаренности - от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь.

Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460. Кроме того, 415 - «поэтический подтип» - обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 - подтип людей, узнаваемых по фразе «как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать». Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.

IV тип - «ученый». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Подтип 316 характеризуется способностями создавать теории, по пре-

имуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325 - подтип, характеризуется большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.

Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.

V тип - «интуитивный». Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. Подтип 235 - часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей; 244 - обладает способностью литературного творчества, 217 - обладает способностью к изобретательской деятельности; 226 - большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.

VI тип - «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интровертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046. Подтип 019 - встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией; 118 - тип с наиболее сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

VII тип - «эмотивный». Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают «жестокие кадры фильма», могут надолго быть «выбитыми из колеи» и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочувствие, на ко-

торое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

VIII тип - обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна «черствость», которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.