Тест по ИЗО.

I вариант.

1. Что такое стиль в искусстве?

а) художественное отношение художника;

б) обобщенное представление о действительности;

в) почерк, приемы, особенности.

а) шрифт;

б) каллиграфия;

в) иллюстрация.

3. Художник, изображающий море.

а) маринист

б) анималист

в) баталист

г) портретист

4. Изображение, сопровождающее и образно поясняющее текст

а) репродукция

б) иллюстрация

в) рисунок

г) миниатюра

5. С чего необходимо начинать работу над тематической картиной?

а) эскиза

б) иллюстрации

в) наброска

г) рисунка

6. Титульный лист – это….

а) одна из первых страниц книги, предваряющая текст произведения.

б) лист, который одевают на обложку

в) последняя страница книги, на которой пишут всю информацию о книге

7. Кто является создателем галереи изобразительных искусств в Москве?

а) Ф.Рокотов

б) П.Третьяков

в) М.Врубель

8. Что не входит в понятие дизайн интерьера

а) оформление и декорирование стен, потолка, пола

б) проведение строительных и ремонтных работ

в) организация удобной и комфортной среды для человека

9. Что такое ландшафтная архитектура?

а) оформление и организация природной среды

б) строительство садов, парков, бульваров

в) строительство здания на сложном рельефе

10.

а) гараж

б) скамейка

в) фонтан

г) фонари

11. Слово, означающее то же, что и слово «скульптура»:

а) ваяние;

б) зодчество;

в) лепка.

12. Художественное произведение, повторяющее другое:

а) копия;

б) подлинник;

в) репродукция.

13. Один из видов изобразительного искусства, главным языком которого является линия, а роль цвета ограничена и условна.

а) графика;

б) живопись;

в) скульптура;

14. Дымковская роспись - это...

а) роспись глиняных изделий;

б) роспись русских глиняных (изделий) игрушек

15. Шарж - это...

а) Намеренное искажение персонажей;

б) сатирическое изображение, узнаваемых персонажей или явлений;

16. Самый древний рисовальный материал:

а) фломастеры

б) уголь

17. Кто такой живописец?

а) художник

б) скульптор

18. Что такое интерьер?

б) внешний вид здания;
в) название мебели.

II вариант.

1 . Что такое искусство?

а) часть духовной культуры человечества;

б) исторический стиль;

в) народное творчество.

2. Текст, который передаётся буквами определённого рисунка:

а) шрифт;

б) каллиграфия;

в) иллюстрация.

3. Буквица – это…

а) буква в алфавите

в) первая буква главы или раздела

б) последняя буква главы или раздела

г) заглавная буква в тексте

4. Рисунок в книге

а) набросок

б) плакат

в) иллюстрация

г) репродукция

5. Художник, изображающий животных

а) маринист

б) анималист

в) баталист

г) портретист

6. С чего необходимо начинать работу над тематической картиной?

а) рисунка

б) иллюстрации

в) эскиза

7. Какой рисунок Ленардо да Винчи символизирует внутреннюю симметрию?

а) "Джоконда" ;

б) "Витрувианский человек";

в) "Мона Лиза".

8. Что такое гармония?-

а) это созвучие, согласие, соразмерность;

б) признак живого организма;

в)структура произведения.

9. Что такое интерьер?

а) внутреннее убранство помещения;

б) внешний вид здания;
в) название мебели.

10. Что такое планировка помещений?

а) расположение и взаимосвязь помещений в здании

б) план – карта местности;

в) оформление и декорирование стен, потолка, пола

11. Что не относится к малым архитектурным формам?

а) скамейка

б) баня

в) фонтан

г) фонари

12. Организация и изображение внутреннего пространства:

а) дизайн;

б) интерьер;

в) экстерьер.

13. Монументальная живопись, изображение которой выполнено из цветных камней, смальты:

а) мозаика;

б) витраж;

в) фреска.

14. В чем заслуга русских художников XIX века А.Саврасова, И.Левитана, И.Шишкина?

а) были художниками-импрессионистами;

б) были художниками-портретистами;

в) открыли красоту русской природы.

15. Стенная роспись разведенными на воде красками по сырой штукатурке называется...

а) Темпера

б) Фреска

в) Пастель

16. Производством сувенирной продукции из фарфора издавна славится город...

а) Жостово

б) Тула

в) Гжель

17. Знаменитый портрет Джаконды написал итальянский живописец, скульптор, инженер...

а) Микеланджело

б) Леонарло да Винчи

в) Джорджоне

18. Карикатура - это...

а) изображеие персонажей или явления, намеренное искажение, подчёркивание уродливых, низменных чёрт и саркастическое изображение предмета

б) предварительные наброски, зарисовки

Ответы:

I вариант

в

а

а

б

а

а

б

б

а

а

а

а

а

б

б

б

а

а

II вариант

а

а

в

в

б

в

б

а

а

а

б

б

а

в

б

в

б

а

а) графика

б) музыка

в) живопись

г) архитектура

д) театр

е) скульптура

ж) ДПИ

    Один из видов изобразительного искусства, главным языком которого является линия, штрихи, точки, пятна:

а) живопись

б) графика

в) скульптура

г) архитектура

    Произведения какого вида искусства имеют объемную форму:

а) фотоискусство

б) графика

в) скульптура

г) живопись

    Искусство проектировать и строить называется:

а) скульптурой

б) ДПИ

в) архитектурой

г) графикой

    Создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту относится к:

а) скульптуре

б) ДПИ

в) архитектуре

6.Что относится к жанрам изобразительного искусства:

а) пейзаж, б) графика, в) батальный, г) скульптура, д) натюрморт,

е) портрет, ж) архитектура, з) исторический, и) дизайн, к) бытовой,

л) анималистический;

    Жанр изобразительного искусства, посвященный военной тематике:

а) исторический

б) батальный

в) анималистический

г) бытовой

    Жанр изобразительного искусства, который отображает повседневную жизнь человека:

а) портрет

б)бытовой

в)батальный

г) исторический

    Жанр, в котором главный герой – природа:

а) натюрморт

б) пейзаж

в) портрет

9. Жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных в единой среде и объединенных в группу:

а) натюрморт

б)пейзаж

в) портрет

10.Предварительный рисунок к произведению, отражающий поиски наилучшей композиции:

а) графика

б) эскиз

в) этюд

11. Как называется гравюра на дереве:

а) ксилография

б) литография

в) офорт

12. Соотнесите виды графики с их определением:

1) литография а)гравюра на линолеуме

2) ксилография б)гравюра на камне

3) линография в) гравюра на дереве

13.Из списка, приведенного ниже, выбери виды ДПИ:

а)гобелен б)рисунок в) батик г)оригами д)квиллинг е)станковая ж)гравюра з)скульптура и) вязание к)макроме

14.Видами живописи являются:

а)станковая и монументальная

б)книжная и журнальная

в)промышленная и прикладная

15.Автопортрет – это:

а) жанр ИИ, посвященный повседневной жизни

б) изображение неодушевленных предметов

в) портрет самого себя

16. Аллегория – это:

а)искусство проектировать, строить здания

б)условное изображение в искусстве отвлеченных идей, которые не ассимилируются в художественном образе

в)разновидность карикатуры

17.Шарж- это:

а) изображение неодушевленных предметов в ИИ

б) изображение на дереве

в) разновидность карикатуры, сатиры или доброе юмористическое изображение

18. Жанр ИИ, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов:

а)мифологический

б)батальный

в)народный

19.Пастораль – это:

а) портрет самого себя

б) разновидность карикатуры

в) жанр в живописи, изображает мирную и простую сельскую жизнь

20.Портрет — это:

а) жанр ИИ, специализирующийся на сюжетах из светской жизни

б) изображение какого-либо человека или группы людей

в) изображение неодушевленных предметов

21.Жанр, сочетающий в себе естественнонаучные и художественные начала:

а) мифологический

б) анималистический

в) бытовой

22.Жанр ИИ и ДПИ, специализирующийся на сюжетах из светской жизни:

а)галантная сцена

б)пастораль

в)ню

23.Жанр ИИ, посвященный историческим событиям и деятелям:

а)исторический

б)мифологический

в)бытовой

24. Жанр ИИ, изображающий красоту обнаженного человеческого тела:

а) пастораль

б) гравюра

в) ню

25.Вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира:

а) ДПИ

б) изобразительное искусство

в) скульптура

26.Установи соответствие:

1)автопортрет а) жанр в живописи, изображающий мирную, простую жизнь

2)аллегория б) портрет самого себя

3)шарж в) условное изображение отвлеченных идей

4)натюрморт г) разновидность карикатуры

5)пастораль д) изображение неодушевленных предметов

27. Искусство бумагокручения:

а) квиллинг

б) графика

в) батик

28. Ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов:

а) оригами

б) батик

в) дизайн

29. Вид декоративно-прикладного искусства, древнее искусство складывания фигурок из бумаги:

а) оригами

б) гравюра

в) ню

30.Искусство создания художественных фотографий:

а) фотоискусство

б) пастораль

в) квиллинг

Ответы:

1.а, в, г, е, ж

2. б

3. в

4. в

5. б

6. а, в, д, е, з, к, л

7. в

8. б

9. а

10. б

11. а

12. 1)б 2)в 3)а

13. а, в, г, д, и, к

14. а

15. в

16. б

17. в

18. а

19. в

20. б

21. б

22.а

23. а

24. в

25. б

26. 1)б 2)в 3)г 4)д 5)а

27.а

28.б

29.а

30.а

Татьяна Яловченко
Диагностика способностей к изобразительному творчеству

Диагностика способностей к изобразительному творчеству

Для определения художественных способностей у 6-7-летних детей было предложено им два задания :

Тест «Круги» - на выявление творческих способностей ;

Тест «Домик» - на зрительно-моторную координацию.

Тест «Круги»

Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание : «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги) ». На выполнение задания дается 5 мин

Обработка результатов

Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.

Оригинальность изображения проявляется в том , что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга.

Обычными, т. е. стандартными, будут изображения , которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.

Оригинальными можно считать изображения предметов , которые не так часто рисуют дети (кнопка звонка, торт, пуговица, ежик, свернувшийся в клубочек, Колобок, смайлик, планета Марс, зеркальце, хоккейная шайба, вишенка и т. п.). Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.

Гибкость - это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.

Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек» .

Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например : «небесные тела» (Луна, Солнце, планета, «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз) . Так, можно включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные» , «растения» , «посуда» , «аксессуары» и др.

Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается - по 1 баллу за каждую группу. при анализе и подсчете групп учитываются все изображения , а не только оригинальные.

Беглость - это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов . За каждый кружок-рисунок дается 1 балл.

Интерпретация результатов

Критерии творческих способностей Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Оригинальность 0-2 балла 2-6 баллов свыше 8 баллов

Гибкость 1-2 балла 3-4 балла свыше 5 баллов

Беглость 0-9 баллов 10-13 баллов свыше 14 баллов

Тест «Домик»

Данное задание используется для исследования согласованности действий в системе «глаз-рука» . Тест показывает, насколько глаз управляет движениями руки, ведь художественные способности проявляются не только в оригинальности идеи, но и в технике исполнения, в умении точно, ясно эту идею передать, сделать замысел понятным другим. Также в рисовании важны твердость руки, точность проведенной линии, умение правильно передать размер и пропорции объекта. Ребенку предлагается образец рисунка домика и предлагается нарисовать точно такой же домик, глядя на образец.

Обработка результатов

За каждую ошибку начисляется по 1 баллу (штрафному) .

1. Отсутствие какой-либо детали рисунка. На рисунке могут отсутствовать забор (одна или обе половины, дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика - 1 балл.

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (окошка, забора, крыши) при относительно правильном сохранении пропорций рисунка в целом - 1 балл.

3. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. Расположение забора выше линии основания домика, смещение трубы влево, размещение окна не по центру - 1 балл.

4. Значительное отклонение линий от заданного направления, из-за чего домик, например, заваливается, забор перекашивается, крыша становится прямоугольной, а дым из трубы идет вверх - 1 балл.

5. Неправильно изображенный элемент рисунка : неверное изображение колечек дыма , штриховки на крыше, неверно нарисованы элементы забора - 1 балл. Ошибки в передаче количества элементов не считаются.

Интерпретация результатов 0-1 балл - высокий уровень зрительно-моторной координации;

2-3 балла - средний уровень;

Свыше 4 баллов - низкий уровень.

Было проведено анкетирование родителей старших дошкольников с целью выявления знаний о сущности творчества и необходимости развития творчества , а также использование родителями различных средств повышения творческой деятельности в системе семейного воспитания.

Анкета для родителей

Любит ли Ваш ребёнок рисовать, выполнять какие-либо поделки, фантазировать, размышлять?

Всегда ли доделывает свою работу до конца?

Советуется ли при выполнении работы с взрослыми? Даёте ли вы советы и по поводу чего?

Как поощряете Вашего малыша? Чем стимулируете?

Удовлетворены ли Вы художественно – эстетической деятельностью Вашего ребёнка? Необходима ли Вам какая-либо помощь в этом направлении, и какая?

На этом же этапе экспериментальной работы была проведена беседа-консультация с родителями старших дошкольников, тема которой «Уголок творчества ребенка дошкольного возраста в домашних условиях». Целью этой беседы было раскрытие значение творчества для ребенка дошкольного возраста и пути развития творческой деятельности

Вопросы для беседы с детьми.

1. Какие виды деятельности в детском саду тебе нравятся больше всего?

2. Нравится ли тебе придумывать разные истории, сказки?

3. Любишь ли ты сочинять занимательные задачки, загадки?

4. Хочется ли тебе изобрести что-нибудь ?

5. Любишь ли ты рисовать?

6. Нравится ли тебе конструировать?

7. Ты сам справляешься со всеми заданиями или тебе необходима помощь взрослого

анализируя ответы детей, можно сказать, что дети испытывают желание творить , любят выполнять различные творческие работы , но отдают предпочтение двум видам деятельности : изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) и словесному творчеству . Некоторые дети указали на то, что для выполнения работы творческого характера им необходима помощь взрослого.

Изучение особенностей творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе констатирующего эксперимента позволило получить качественные характеристики творческих способностей и выделить три качественно различных уровня их сформированности : низкий, средний, высокий.

Качественные характеристики уровней творческих способностей .

Низкий уровень – потребность в пополнении знаний, умений и навыков не проявляется. Отсутствует познавательный интерес к творческой деятельности . Дошкольники низкого уровня творческой деятельности не стремятся к выполнению заданий нестандартного характера. В процессе творческой деятельности такие дети не проявляют высокой умственной деятельности, склонны к репродуктивной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений на новые ситуации отказываются. При возникновении трудностей преобладают отрицательные эмоции. Не могут порой и не желают преодолевать трудности в поисках способов деятельности . Живая эмоциональная реакция на задания творческого характера почти всегда отсутствует.

Средний уровень – потребность в пополнении знаний, и навыков проявляется редко. Познавательный интерес не постоянен, ситуативен. Неустойчивый интерес к творческой деятельности . Дошкольники среднего уровня развития творческих способностей стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но решить их самостоятельно могут редко, необходима помощь взрослого. В процессе специфической деятельности они стремятся проявлять умственную активность : могут находить новые способы или преобразовать известные им, придумывать интересные идеи, при сильной заинтересованности осуществляют поиск нового решения.

Преодолевают трудности только в группе со сверстниками или с помощью взрослого. В случае получения искомого результата испытывают радость.

Высокий уровень – стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера . Часто предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на нестандартные задания, как правило, завершается успешно.

Высокий средний низкий

Маша Ф низкий

Илья У высокий

Настя М высокий

Максим Н средний

На основании полученных результатов данного эксперимента можно сделать следующий вывод : в экспериментальной группе высокий уровень развития творческих способностей показал 1 ребенок Настя М. Девочка всегда очень активна. Живо откликается на все, что привлекает ее внимание. Любая, даже самая скучная информация, способна увлечь ее . Любит общаться со взрослыми. Главный мотив такого общения – получение информации о мире явлений и предметов. Задает много вопросов. Любит поиск решений. Особенно интересны нестандартные задания. Успех побуждает выбирать трудные задания, но при неудачах интерес к ним не ослабевает, а растет. Все задания выполняет самостоятельно. Очень редко обращается за помощью.

У девочки высокая степень ответственности. Начатую работу доводит до конца. Хорошо развито воображение. В изобразительной , конструктивной, сочинительской деятельности преобладают обычно оригинальные решения. Сюжеты ее работы разнообразны. Проявляет интерес к рисованию, музыке. С удовольствием участвует в мероприятиях и может продемонстрировать свои исполнительские способности .

В контрольной группе высокий уровень творческой деятельности показал тоже один ребенок Илья У. Все вышесказанное о Настя М. можно также сказать и о Илье У. Оба ребенка проявили высокую творческую деятельность на занятии, были активны и ответственны, проявили инициативность, повышенную эмоциональность, интерес к творческой деятельности . Рисунки этих детей отличаются оригинальностью, содержание замысла было доведено до образа.

Средний уровень творческой деятельности в экспериментальной группе показал Максим Н.

Мальчик подвижный, эмоциональный. В общении со взрослыми еще может контролировать свои эмоции, в общении со сверстниками нередко ведет себя развязано.

Предпочтительный вид деятельности – игра. Любит игровые и занимательные формы работы на занятиях. Удачное преодоление трудностей при выполнении заданий вызывает радость, энтузиазм, стремление попробовать свои возможности в более трудном задании. Но при первой же неудаче охладевает к выполнению задания, хотя и берется за него с энтузиазмом. Не всегда может самостоятельно поставить цель деятельности, удерживать ее. Планирование деятельности вызывает затруднения. Не всегда активен на занятиях. Однако в свободное от занятий время пытается себя проявить. Всегда живо откликается на то, что привлекает его внимание. Охотно берется за работу, но в его творческой деятельности преобладаю стереотипы.

Часто не уверен в себе. Любит выполнять задания, работу либо в паре, либо в группе. Очень редко может быть лидером в группе детей своего уровня. Любит конструировать, но творчество проявляет недостаточно. Хотя его поделки разнообразны

Типичный представитель группы детей с низким уровнем творческой деятельности – Маша Ф. Девочка пассивная, медлительная. С трудом сосредотачивает свое внимание. На занятиях чаще всего вяла и апатична. Очень трудно переключается с одного вида деятельности на другой. Трудно привыкает к другому виду деятельности и обстановке.

В числе последних улавливает суть заданной проблемы, при поиске использует только известные решения. Не стремиться к самостоятельному поиску ответов на вопросы. При первой же неудаче отказывается от дальнейших стремлений найти решение. В случае непонимания не задает вопросы, а в ответах и действиях обычно подражает другим детям. Не проявляет самостоятельности и инициативы.

Уровни сформированности предпосылок детского творчества .

Высокий Средний Низкий

Способен объяснить изображаемый предмет , при возможности добавляет детали к рисунку; быстро включается в игру, может продолжить созданный на занятии сюжет; свободно владеет изобразительным Способен объяснить изображаемый предмет ; быстро включается в игру, но не всегда может продолжить сюжет; иногда добавляет детали к рисунку; хорошо владеет изобразительным материалом Неспособен объяснить , изображаемый предмет , плохо владеет кисточкой, карандашом; не может продолжить развивать сюжет.

Диагностика изодеятельности детей

Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности.

Для выявления степени овладения учащимся навыками изобразительной деятельностью предлагается методика диагностирования детей.

Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них.

Выделенные критерии объединены в две группы:

    первая применяется при анализе продуктов деятельности;

    вторая – при анализе процесса деятельности.

1.Содержание изображения (полнота изображения образа)

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.

2.Передача формы:

    форма передана точно;

    искажения значительные, форма не удалась.

3.Строение предмета:

    части расположены, верно;

    есть незначительные искажения;

    части предмета расположены неверно.

4.Передача пропорции предмета в изображении:

    пропорции предмета соблюдаются;

    есть незначительные искажения;

    пропорции предмета переданы неверно.

5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а)расположение изображений на листе;

    по всему листу;

    на полосе листа;

    не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

    соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

    есть незначительные искажения;

    пропорциональность разных предметов передана неверно.

6.Передача движения:

    движение передано достаточно чётко;

    движение передано неопределённо, неумело;

    изображение статичное.

7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):

а) цветовое решение изображения:

    передан реальный цвет предметов;

    есть отступления от реальной окраски;

    цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

    многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;

    преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

    безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Анализ процесса изобразительной деятельности.

1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):

а) характер линии:

    слитная;

    линия прерывистая;

    дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

    средний;

    сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);

    слабый (иногда еле видный);

в) раскрашивание (размах):

    мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

    крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

    беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

г) регуляция силы нажима:

    ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;

    ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;

    ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

    адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;

    эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

    безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребёнком созданного им изображения:

    адекватна;

    неадекватна (завышенная, заниженная);

    отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:

    к предложенному заданию;

    к процессу деятельности;

    к продукту собственной деятельности.

3.Уровень самостоятельности:

    выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

    требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

    необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4.Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла; 2-й – 2 балла; 3-й – 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, - 45, низшее – 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему. Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части. Так, если в группе диагностировалось 20 человек, то в каждой подгруппе может в среднем получиться 6 – 7 детей, но могут быть и резкие различия. Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных балов).

Следующее диагностическое обследование, проведённое после целенаправленных занятий с детьми, должно изменить количество детей в каждой подгруппе за счёт увеличения школьников в подгруппах высокого и среднего уровня и сокращения числа тех, кто выполнял изображение на низком уровне, что будет свидетельствовать об эффективности работы воспитателя.

Для текущей диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определить уровень овладения детьми навыками рисования, лепки, аппликации (опуская те критерии, которые не характерны для некоторых видов деятельности, как, например, цвет для лепки). Для определения уровня развития творчества к этим показателям следует присоединить диагностику с дорисовыванием кругов.

Можно составить сводную таблицу, в которой будут представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю. Возьмём за основу данные показателей анализа продукта деятельности (их восемь). С целью выявления результатов опытно – экспериментальной работы и уровня развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста в конце учебного года можно провести следующее диагностическое обследование.

Всем детям предлагается задание на дорисовывание шести кругов: детям выдаётся стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нём в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их.

Выполнение этого задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» - количество кругов, оформленных ребёнком в образы, и составляется количество баллов, полученных ребёнком. Так, если в образы оформляются все шесть кругов, по выставляется оценка 6, если 5, то оценка 5 и т.д. Все баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по трехбалльной системе. Оценка «3» – высокий уровень – ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко или мордочки зверюшек). Оценка «2» – средний уровень – ставится детям, которые наделяют образным значением все или почти все круги, но допускают практически буквальное повторение (например, мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мячик и т.п.). Оценка «1» – низкий балл – ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

Оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания). Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для класса (общее число баллов, полученное классом, делиться на количество детей в нем).

Анализ продуктов изобразительной деятельности.

Ф.И.

ребёнка

форма

строение

пропорции

Композиция

передача

движения

цвет

Общее

кол-во

баллов

Итого

баллов по критериям

возможное высшее число

Ранговый ряд, построенный на основе полученной детьми суммы баллов

(от высшего числа к низшему).

п/п

Фамилия, имя ребёнка

Общее число баллов

Наивысшее число баллов

Итого

баллов по критериям

возможное высшее число

Тестовые задания

«Т еория и методика развития детского ИЗО творчества»

Ф.И.О. педагога:__________________________________

Обведите кружком тот ответ, который Вы считаете правильным.

1. В какой возрастной группе, каждый ребенок должен готовить себе рабочее место и полностью убирать его по окончании работы?

а) в средней группе

б) в старшей группе

в) в подготовительной к школе группе

г) ни в какой

2. Кисть, смоченная в краске, прикладывается всем ворсом к бумаге, получается отпечаток - этот приём называется…

а) придавливание

б) примакивание

в) прикладывание

г) прижимание

3. Процесс занятия по рисованию…

а) не делится на части

б) состоит из 2 частей

в) состоит из 3 частей

г) состоит из 4 частей

4. Обычно в детских садах раздача материала и мелкого оборудования для занятия…

а) возлагается на дежурных детей

б) возлагается только на помощника воспитателя

в) возлагается только на воспитателя

г) возлагается на воспитателя и помощника воспитателя

5. Освоение изобразительных умений детьми начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий…

а) при рисовании по точкам

б) при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем

в) при рисовании по контуру

г) при закрашивании силуэта рисунка

6. Дети учатся представлять себе, что такое ритм и симметрия знакомясь…

а) с предметным рисованием

б) с сюжетным рисованием

в) с декоративным рисованием

г) с нетрадиционными техниками рисования

7. В какой группе во втором квартале дети рисуют снеговика, форма которого состоит из кругов разных размеров, и елку с ритмично расположенными ветвями?

а) в 1 младшей группе

б) во 2 младшей группе

в) в средней группе

г) в старшей группе

8. Изобразительная деятельность включается в педагогический процесс…

а) с первой младшей группы

б) со второй младшей группы

в) в средней группе

г) в старшей группе

9. В какой возрастной группе к концу учебного года дети могут правильно пользоваться карандашом, кистью, красками?

а) в старшей группе

б) в подготовительной к школе группе

в) в 1 младшей группе

г) во 2 младшей группе

10. Целью обучения изобразительной деятельности детей является…

а) подготовка руки к письму

б) формирование знаний о приёмах рисования

в) формирование умений и навыков в рисовании

г) развитие творческих способностей детей

а) фломастер

б) акварель

в) гуашь

г) карандаш

а) Т. С. Комарова

б) Е. А. Янушко

в) И. А. Лыкова

г) Л. В. Куцакова

13. Каждое дерево имеет вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону - эти признаки передаются детьми…

а) подготовительной группы

б) старшей группы

в) средней группы

г) младшей группы

14. В каком возрасте детям доступно для понимания и передачи в рисунке человека в движении?

а) в младшем дошкольном возрасте

б) в старшем дошкольном возрасте

в) в среднем дошкольном возрасте

г) только в младшем школьном возрасте

15. Коллективные работы создаются с детьми…

а) начиная со средней группы

б) только в подготовительной к школе группе

в) начиная со старшего возраста

г) начиная с младшего возраста

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

Результаты тестовых заданий:_____________________________

_________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика развития детского изобразительного творчества

В презентации рассматриваются педагогические условия организации изобразительной деятельности детей от 2-7 лет. Раскрыта методика работы по руководству изобразительной деятельностью и предс...

Контрольная работа по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» «Влияние цвета на выразительность детского рисунка»

ПланВведение.Цветовое восприятие и его значение в изобразительном творчестве детей.Особенности восприятия цвета детьми и использование его в изобразительной деятельности.Уровень цветового восприятия у...

Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 1 Теоретические основы развития творческой деятельности детей.

Тема 1 - Теории творчества в психолого-педагогическом наследииТема 2 - Виды творчества детей.Тема 3 - Музыкальное творчество дошкольниковПрактическое задание...