Часть 10. Тибетцы

Приблизительно 5,5 млн. тибетцев - это этническая группа, обладающая удивительными, почти экстраординарными характеристиками. Археологические и геологические открытия указывают, что тибетцы являются потомками коренных кочевых племен Цян (Qiang). История Тибета началась около 4000 лет назад.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Молитвенные флаги, небесные погребения, фестиваль дьявольских танцев, духовные ловушки, потирание святых камней - все это связано с тибетским верованиям, берущими начало в древней шаманской религии Бон. Местные наряды и украшения выдают не только привычки, но историю, верования, погодные условия Тибета и сам характер народа.

Дворец Потала (Potala), Лхаса, август 2011

Тибет известен как «крыша мира». Высота пяти горных массивов превышает 8000 метров. В их числе Эверест - самая высокая вершина мира. Лхаса является политическим, экономическим, культурным и религиозным центром. Она изобилует памятниками культуры. На территории Тибета имеется 1700 монастырей, некоторые из которых датируются 8-м веком.

Приблизительно 5,5 млн. тибетцев - это этническая группа, обладающая удивительными, почти экстраординарными характеристиками. Легенда гласит, что тибетцы произошли от обезьяны и самки людоеда. Археологические и геологические открытия, впрочем, доказывают, что тибетцы являются потомками коренных и кочевых племен Цян.

История Тибета началась около 4000 лет назад.

Маркхэм (Markham), Восточный Тибет, август 2011

Большинство тибетских традиций - таких, как многочисленные фестивали и т. п. - связаны с буддизмом, хотя не лишены и чисто практических аспектов. Говорят, что традиционная тибетская опера (Лхамо) возникла в 14-ом веке, когда лама Тхантонг Гьялпо (Thangthong Gyalpo) поставил первый спектакль с семью красивыми девушками, чтобы собрать средства для строительства мостов на железных цепях в целях облегчения перевозки товаров и паломничества. Тибетская опера с той поры стала популярна во всем регионе.

Выступления проводятся во время фестивалей, посвященных самым разным поводам. Буддийское учение и история Тибета являются источниками вдохновения для оперных постановок. Маски исполнителей указывают на их роль - будь то король, королева, лама или божество.

Кочевники Кхампа (Khampa), Нан-Цо (Nan-Tso), август 2011

Животноводство является основным занятием большинства тибетцев, и они продолжают вести полукочевое существование, проживая в толстых черных палатках из шерсти яков, уставленных мешками с драгоценным ячменём и в окружении домашнего скота.

Вездесущий як является наиболее полезным животным, хотя для мяса и шерсти выращиваются овцы, а также козы.
Жесткие маленькие горные пони являются основным транспортным средством и источником кобыльего молока - местного деликатеса и лекарства от всех болезней.

Воины Кхампа (Khampa), август 2011

Кухня Тибета отражает богатое наследие страны, несёт следы адаптации людей к большой высоте и регулируется определёнными религиозно-кулинарными ограничениями. Наиболее важной культурой является ячмень. Тесто из ячменной муки (цампа) - основной продукт питания Тибета. Мясные блюда готовят из яка, козы или баранины, которых часто сушат или тушат в пикантном картофельном соусе. В Тибете культивируется горчичное семя, поэтому горчица широко представлена в местном рационе. Йогурт, масло и сыр из ячьего молока очень популярны, а хорошо приготовленный йогурт считается даже «престижным» блюдом.

Монастырь Ганден (Ganden), август 2011

Тибетский буддизм является основной религией Тибета. Тибетцы молятся ежедневно, если не ежечасно. Большую часть своего времени они проводят в медитации или вращая молитвенные колеса, что духовно почти приравнивается к молитве. Как и все буддисты, тибетцы придерживаются ненасилия, делают добрые дела, дарят подарки монахам и стремятся избегать дурных помыслов.

Зародившись в 8-м веке н. э., тибетский буддизм впитал элементы религии Бон - древнего шаманистского культа с эзотерическими ритуалами, экзорцизмом, талисманами, заклинаниями, заговорами, игрой на барабанах, жертвоприношениями, пантеоном богов и злых духов и культом мертвых.

Это сильно повлияло на тибетский буддизм. Молитвенные флаги и колеса, небесные погребения, фестиваль дьявольских танцев, духовные ловушки, потирание святых камней и другие тибетские ритуалы пришли в буддизм из религии Бон.

Буддийские монахи, август 2011

Тибетские наряды и украшения выдают не только привычки, но историю, верования, погодные условия Тибета и сам характер народа. На протяжении всей своей истории они претерпели мало изменений. Наиболее яркими особенностями тибетского костюма и украшений является большой выбор материала (парча, мех, кожа, шелк, шерсть, хлопок и пр.) и - в зависимости от того, в какой местности человек проживает и чем занимается - дизайн.

«Жхатор» (Jhator) означает «милостыня для птиц», август 2011

«Небесное захоронение» является погребальной практикой в Тибете, при которой умершего помещают на вершине горы - на открытом воздухе (mahabhuta) и на виду у диких животных (хищных птиц, в частности). Здесь эта практика именуется «жхатор» - «ублажение птиц».

Монахи в Тибете

Тибетская одежда делается в основном из меха животных (овчина наиболее популярна). Традиционная шерстяная ткань называется «пулу» (Рulu). Летом носят одежду из хлопка. Тибетцы - особенно женщины в скотоводческих районах - любят яркие вещи. Кроме того, они любят украшения больше, чем представители любой другой этнической группы. Украшения являются символом богатства и социального статуса. Они носят все виды ювелирных изделий - таких, как ожерелья, заколки, серьги и браслеты, сделанные из раковин, костей животных, золота, серебра, жемчуга, нефрита и других драгоценных камней.

Войны Кхампа (Khampa), август 2011

В некоторых частях Тибета практикуется полигамия. Обычное дело, когда женщина вступает в брак с одним или несколькими братьями своего мужа. Это обычно делается, чтобы избежать раздела имущества и обеспечить финансовую безопасность. Тем не менее, в Тибете чаще встречается моногамия.

Монастырь Ганден, Тибет

Пастухам нужна свободная и просторная одежда, чтобы днём она не стесняла движений, а ночью могла служить одеялом. Когда с рассветом становится теплее, они могут легко выпростать одну руку из рукава, чтобы отрегулировать температуру тела. Так ношение халата с одной голой рукой снаружи стало символом раскованного характера тибетцев.
Сделанные из овчины, лисьего меха или золотого сатина, тибетские шапки исключительно эстетичны. Сапоги настолько длинны, что иногда достигают верхней часть ноги. В них часто вшивают супинаторы.

Монахи в монастыре

Тибетская народная медицина является одним из старейших целительских искусств в мире. В ней используется до двух тысяч видов растений, сорока видов животных и пятидесяти минералов. «Небесное захоронение» является погребальной практикой в Тибете, при которой умершего помещают на вершине горы - на открытом воздухе (mahabhuta) и на виду у диких животных (хищных птиц, в частности). Здесь эта практика именуется «жхатор» - «ублажение птиц».

В большей части Тибета земля слишком тверда и скалиста, чтобы вырыть могилу. А ввиду нехватки топлива и древесины небесные погребения считаются более практичными, чем кремация.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы расскажем вам об удивительной горной заснеженной стране на Тибетском плато. В соседях у неё — Бирма, Бутан, Непал и Индия. Ну и, конечно же, с ней соседствуют территории Китая, автономным районом которого и является Тибет с прошлого столетия.

Сам Тибет делится на 13 провинций. Самый крупный город – это Лхаса, он же является и столицей.Давайте же рассмотрим подробнее, как живут люди в Тибете и пополним свои знания об этой удивительной стране.

Древний Тибет

В древности Тибет был довольно воинственным и сильным государством и постоянно вёл с соседями войны за территории. К VII веку его площадь стала максимальной за всю историю существования.

С приходом сюда буддизма воинственности у населения поубавилось, и завоевательные войны постепенно прекратились.

В течение трёх столетий, с середины XVIII века и до середины прошлого века, размер территории (больше одного миллиона кв.км) и количество жителей страны (около полутора миллионов) оставались практически неизменными.

Немного политики

К этому времени Тибет стал теократическим государством, которое возглавлял тогда ещё молодой . Все внутренние вопросы были под контролем высшего духовенства, а количество монахов составляло примерно 10% всего населения. В стране было более 2500 монастырей.

Большинство населения было безграмотно и зависело от монахов и материально, и духовно. Люди не имели ни малейшего представления о том, что происходит во внешнем мире, так как изолированность от него Тибета была весьма высока.

В этих условиях лидер тибетского государства подписал соглашение с Мао Цзэдуном. В нём определялось, какую политику будет проводить Китай в Тибете.

Семнадцать пунктов документа описывали преобразования, которые должны были там произойти, и пути развития демократии в стране. Но на деле монастыри начали лишаться своих земель, а духовенство – терять власть.

Это спровоцировало восстание, которое было подавлено китайской армией. А Далай-лама вместе с поддерживающими его соратниками вынужден был покинуть страну.

Сейчас тибетское правительство в изгнании проживает в Индии, в городе Дхарамсала.


Жизнь обычного тибетца

За год средний горожанин зарабатывает примерно 1500$, в то время как сельский житель — всего 400$. Селяне составляют четыре пятых населения.

Несмотря на разительную бедность, в пещерах они, конечно, не живут, но дома очень и очень разные по качеству. Все более или менее качественные жилища появились в результате развития программы помощи скотоводам.

Тёплые, надёжные дома в горах – проблема номер один. В последние годы значительная часть тибетцев переселилась именно в такие жилища.


Кочевое скотоводство постепенно заменяется устройством животноводческих ферм. Во многих поселениях развиваются народные промыслы:

  • изготовление шерстяных ковров, сырьём для которых служит шерсть яков;
  • производство расписной резной мебели с ярко выраженным национальным колоритом.

Появляются на Тибете постепенно и «новые тибетцы» — предприниматели.

Образование

В прежние времена было популярно получение образования при монастырях. Практически в каждой семье кто-то был монахом.

XX век принёс в жизнь тибетцев светское образование. На момент вмешательства китайцев в жизнь коренного населения Тибета тут было около ста школ.

В настоящее время примерно половина тибетцев знакомы с грамотой. В начальных классах преподавание ведётся на тибетском языке, затем в обучении постепенно переходят на китайский.

Подрастает новая тибетская элита взамен утраченной. Многие молодые люди учатся в лхасских университетах. Среди абитуриентов очень популярен факультет тибетского языка и литературы.

Как туда попасть, знают и россияне — несколько петербуржцев являются его студентами.

Буддизм в повседневной жизни

Тибетцы – религиозные люди. Большое влияние на их жизнь оказывает древняя религия бон, причудливо сочетающаяся с укоренившимся в более позднее время .

Соответственно, все обычаи, традиции, значимые праздники и события в жизни, так или иначе, связаны с буддийским учением и бон.


Институт Мен-ци-кханг, который занимается вопросами астрологии и тибетской медицины, был создан для сохранения культуры Тибета, публикует специальный альманах.

В нём отмечаются благоприятные и неблагоприятные дни по тибетскому календарю, публикуется другая информация астрологического характера.

Все важные решения принимаются тибетцами на основе всевозможных предсказаний:

  • астрологических расчётов,
  • гаданий,
  • прорицаний медиумов,
  • сверки с соответствующими днями альманаха,
  • бросания игральных костей,
  • действий с чётками,
  • предзнаменований,
  • результатов геомантии.

В соответствии с ними выбирается дата свадьбы, поездки, начала строительства, посева ячменя, его уборки и многого другого.

Свадьба

Когда-то в Тибете была распространена полигамия. Причина полигамии проста: плодородные участки земли, да и вообще собственные наделы в Тибете — роскошь. Поэтому тибетцы, стремясь сохранить и без того небольшой участок земли при дележе наследства, женили сыновей на одной и той же женщине. Так земля оставалась в семейном владении.

Сейчас эта традиция активно уходит в прошлое, и тибетцы создают моногамные союзы.

Раньше и определяли, подходят ли друг другу жених и невеста. Церемония бракосочетания проходила обычно в доме жениха, в храм идти было не нужно.


Тибетская свадьба

Сейчас молодые люди, познакомившись, спрашивают разрешения пожениться у своих родителей. Церемония по-прежнему проходит в доме жениха.

А родственники невесты после официального заключения брака вывешивают на крыше дома молитвенные флаги, чтобы оградить пару от зла и благословить их на счастливую совместную жизнь.

Молитвенные флаги

Традиция вывешивания молитвенных флажков, символизирующих удачу и другие блага, существует повсеместно, и не только по поводу свадьбы.

Их протягивают от одной горной вершины к другой, украшают ими крыши домов, храмы, монастыри. Располагаемые над телом больного, они, по местным представлениям, помогают ему выздороветь.


Последний путь

Если в семье всё же случается смерть, родственники умершего делают монахам пожертвования в надежде на то, что он обретёт более хорошую реинкарнацию.

Когда смерть забирает важное духовное лицо, его тело может быть захоронено в ступе. Но, по традиции, усопшего могут просто оставить в горах хищным птицам.

Такая практика носит название небесного погребения, и обычай этот очень распространен в горах.

Дело в том, что твердые скальные породы не позволяют произвести привычное нам погребение в землю, для кремации же нужны дрова, на которые у небогатых горцев зачастую нет средств.

В некоторых районах практикуется и водное погребение, когда тело усопшего пускают вниз по течению реки. Все похоронные практики описаны в Бардо Тодол – Тибетской книге мёртвых.

Другие обычаи

Среди других самобытных особенностей Тибета есть интересная традиция белого шарфа — . Он символизирует чистоту и обычно даётся при встрече, подносится к алтарю, вручается на свадьбах, похоронах и по другим случаям.


Характерной приметой этих мест является наличие со свитками молитв внутри. Его вращение заменяет устное прочтение верующим всех тех мантр, которые в нём заключены.

Барабаны могут приводиться в движение ручкой или потоком воды, в последнем случае их вращение становится непрерывным. Таким же образом активируются мантры и на молитвенных флагах, только при помощи ветра, а не воды.

Что здесь едят

Пища большинства местных жителей неприхотлива. Хлеб тут не выпекают. Вместо этого поджаривают ячменные зёрна и делают из них муку.

Такое блюдо называется цампа . Её добавляют также и в напитки для сытности.


Из мясного в ходу баранина, свинина и мясо яков. Молочные продукты включают самодельный сыр и сквашенное молоко, сливочное масло.

Яйца и рыба тоже присутствуют на столе у тибетцев, а их фаворит среди овощей – редька.

Заключение

Друзья, сегодня вы узнали о том, какой народ населяет Тибет. На этом мы прощаемся с вами.

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

Также будем благодарны, если вы поддержите блог, порекомендовав статью в социальных сетях)

Всего вам доброго!

Тибетское нагорье, находящееся в центре Азии, - одно из самых больших и высоких в мире. Его площадь 2 млн. 200 тыс. кв. км. Значительная часть расположена на высотах 3 - 4 тыс. м над уровнем моря, высота гор достигает 5–7 тыс. м. Вершины высоких гор покрыты ледниками и снегом. Поэтому Тибет часто называют Страной снежных гор. Здесь, на границе Тибета и Непала, расположена самая высокая гора мира - Джомолунгма (Эверест), высота которой 8848 м. На границе Тибета, Непала и индийского штата Сикким находится другая высокая гора - Канченджанга - 8598 м. Тибет окаймляют, как ожерелье, многие высокие горы: Кайлас, Цари, Ярлха Шамбо, Чомо Кэнрег, Канкар Шаме, Ньянчен Тангла, Мачен Помра (Амне Мачен). Ледники покрывают огромную площадь - 105 тыс. кв. км.

Из Тибета берут начало величайшие реки Азии: Инд, Брахмапутра, Меконг, Сатледж, Салуин, Янцзы, Хуанхэ. Общая площадь бассейнов рек, берущих начало в Тибете, достигает 5477700 кв. км, причем в одном Китае 30% пресной воды приходится на реки, текущие отсюда. Тибет опоясан высокогорными системами Каракорума и Куньлуня с запада, Наньшаня с севера, Гималаями с юга, хребтами Баян-Хара-ула и так называемых Сычуаньских Альп. В широтном направлении плато пересекают горы Кайлас и Ньенчен-Танглха. Примерно 2/3 Тибетского плато составляет плоскогорье Чантанг, расположенное в основном на высоте 5 тыс. м. Это преимущественно каменистая пустыня с суровым климатом. С северо-востока к нему прилегает Цинхайское плоскогорье. Вместе они формируют Цинхай-Тибетское плоскогорье. Север Тибета покрыт горными лугами. Здесь хорошие пастбища, много рек и озер. Климат континентальный, суровый. На юге климат умеренный, больше осадков. Здесь растут густые леса, возделываются плодородные поля, выращиваются плодовые деревья.

Исторически Тибет разделяется на несколько областей. Его центральная часть - Бод (тиб.: bod, что произносится «Пё») тянется от р. Тисе и оз. Манасаровар у горы Кайлас вдоль р. Цангпо (Брахмапутра). Тибетцы называют свою страну Бод, а себя - бодпа. Происхождение и время появления этих названий неизвестны. Некоторые предполагают, что «Бод» означает «родина» или «место происхождения». Наименование «Тибет» («Тëбëт») впервые встречается в древнетюркских орхонских надписях в Монголии. По-видимому, от древних народов, населявших Монголию, оно попало в другие языки: тайский - «Тибет», арабский - «Туббат» и т.д. На современном монгольском языке будет «Төвд». Возможный источник этого названия - клан Туфа, из которого вышел один из царей Ярлунгской династии (см. ниже). С этим кланом связывают старое китайское название «Туфа». Сам тибетский язык принадлежит к тибето-бирманской ветви сино-тибетской языковой семьи (или, как сейчас пишут в КНР, ханьско-тибетской). В ней он группируется с языками некоторых народов Северной Индии и Юго-Восточной Азии, тогда как китайский язык образует отдельную ветвь. Разные тибетские племена говорят на разных диалектах. После введения письменности письменный язык стал единым для всех тибетских племен и сыграл важную интегрирующую роль.

Горы около Лхасы (фото: С.Л. Кузьмин).

Географическая область Бод разделяется на две части: У и Цанг. Тибетцы часто объединяют их в один край - У-Цанг. Он простирается от Нгари-Корсум на западе до Согла Кьяо. Цанг занимает западную часть. Здесь расположены крупные города Шигацзе и Гьянцзе. У расположен на востоке. Здесь находится Лхаса. Она стоит на р. Кийчу, притоке Цангпо. Климат здесь относительно мягкий, способствующий земледелию и скотоводству. Излюбленное сельскохозяйственное растение тибетцев - ячмень, дающий хорошие урожаи даже на больших высотах (до 4 тыс. м), где трудно выращивать другие культуры. В нем много железа, что предотвращает анемию, отеки, проблемы с легкими. Все это важно в условиях высокогорья, где мало кислорода, пища однообразна. Из ячменя готовят традиционное тибетское блюдо цампу - обжаренную муку, замешанную с маслом на горячей воде или молоке. В горах разводят яков на мясо, молоко и шерсть. Они очень выносливы, нетребовательны к корму, хорошо переносят горные условия, зимние морозы. Их используют и как вьючный скот.

Итак, исторический Тибет - это не только высокие горы и безжизненные плато. Его общая площадь гораздо больше площади Тибетского нагорья - 3 млн. 800 тыс. кв. км. Тибетцы говорят, что лучшая религия - в У-Цанге, лучшие люди - в Каме, лучшие лошади - в Амдо. Это потому, что жители У-Цанга очень религиозны, Кама - хорошие воины, Амдо - хорошие предприниматели. Три исторические области: У-Цанг (включая Нгари), Кам и Амдо тибетцы называют также Три Области (тиб.: Чолка Сум). Иначе эту территорию называют Большой Тибет. Она вся включена в КНР. В настоящее время в КНР действует следующее административное разделение тибетских территорий. У-Цанг преобразован в основном в Тибетский автономный район (ТАР), Кам разделен между ТАР, китайскими провинциями Сычуань, Юньнань и Цинхай, Амдо - между провинциями Цинхай и Ганьсу. В китайских провинциях есть следующие тибетские автономные единицы. Провинция Цинхай: монголо-тибетский округ Хайси (тиб: Цонуб), тибетские округа Юйшу, Хайнань (тиб.: Цолхо), Хайбэй (Цочжанг), Хуанань (Малхо) и Голо (Голок); провинция Ганьсу: тибетские уезд Тяньчжу (Пари) и округ Ганьнань (Канлхо); провинция Сычуань: тибетско-цянский округ Аба (Нгаба), тибетские округ Ганьцзы (Кардзе) и уезд Мули (Мили); провинция Юньнань: тибетский округ Дацин (Дэчен).

Легенды тибетцев о своем происхождении неоднородны. Как и большинство народов, они возводят свое происхождение к первопредку, который понимается по-разному. В исторических текстах древнетибетской религии бон широко распространено повествование о появлении древнего мира-вместилища и находившихся в нем существ из яйца-пространства бытия. Космогония описывается как образование изначальных элементов, из которых образовались «первоначальные яйца», давшие начало миру и живым существам. По древнетибетским представлениям, мир делится на небо (Нам), землю (Бар), или «средний [мир]» (Са), и «нижний», подземный мир (Ог). Этим сферам соответствуют божества Лха, Лу и Цэн (или Ньен).

Согласно детально разработанным представлениям, признанным в религии бон, люди произошли из рода Ньен. По одному из древнебонских трактатов, из восемнадцати хрящей яйца возникли восемнадцать больших областей пространства и населяющие их существа, причем из одного яйца-раковины возник великий прародитель людей стран Шангшунг и Тибет - Менпэй Миво Лумлум. Страна Шангшунг располагалась в Западном и Северном Тибете. Ее центр, как считают, находился у горы Тисе (Кайлас) и оз. Мапам (Манасаровар). После прародителя было много поколений людей, на смену которым пришли четыре великих рода - Дон, Дра, Дру и Га (или пять - с родом Го), а также два рода Вал и Да. Все они известны как шесть (или семь) человеческих кланов. Эти кланы - предки всех тибетских родов. Потомки рода Дон и рода Сен, постепенно перемешиваясь между собой, образовали шангшунго-тибетский этнос.
Другая легенда возводит происхождение тибетцев к обезьяне, вызывая в памяти теорию Ч. Дарвина. По этой легенде, в древности в Тибете жили только демоны и демоницы. Чтобы заселить страну людьми и сделать ее оплотом учения Будды, бодхисаттва Авалокитешвара (по другой версии - его ученик) принял облик обезьяны и стал мужем одной из этих демониц. От этого брака и пошли тибетцы. Все это происходило недалеко от Цетанга, в центре области У-Цанг. Возможно, эта легенда является буддийской обработкой более раннего предания. Есть также легенда об их царе Ньяти Цэнпо - что он спустился с неба.

Эти легенды, в сочетании с традиционными тибетскими представлениями, что их страна - центр мира, указывают на то, что тибетцы осознают себя коренным, а не пришлым народом Тибетского нагорья. Научные данные подтверждают это. По генетическим данным, предки тибетцев имеют североазиатское и сибирское происхождение; есть сведения о следах пребывания человека на Тибетском плато уже 18–22 тыс. лет назад. Стоянки человека нового каменного века - эпохи неолита исчисляются десятками. Обнаружены и более древние стоянки - времен палеолита. Некоторые стоянки найдены в высокогорье, выше 4 тыс. м над уровнем моря. Три - пять тысяч лет назад в районах современных городов Чамдо и Лхаса были высокоразвитые неолитические культуры, уровень которых сопоставим с уровнем некоторых неолитических культур Китая. На рубеже нашей эры древние жители Тибета вступили в эпоху бронзы. А в I в. н.э. они уже научились выплавлять железо. Представители этих культур - по-видимому, предки тибетского народа, который возник и развивался на Тибетском нагорье.

Восточная часть Тибета - историческая область Кам (тиб.: kham), северо-восток - область Амдо. Кам простирается от Согла Кьяо до поворота р. Мачу (верхнее течение р. Хуанхэ). От этого поворота до Белой ступы (тиб.: чойтен Карпо) - область Амдо. Это северо-восточная граница Тибета. Обе области изобилуют пастбищами, в долинах развито земледелие, склоны гор покрыты лесами. На юго-западе находится Ладак (Малый Тибет). Значительная его часть покрыта небольшими горами и лесами.


Тибет (по http://perso.wanadoo.fr/tibetmap/tibet21.jpg , с изменениями).
1 – историческая граница;
2 – граница между 1914 и 1950 гг.;
3 – современная административная граница.
Курсивом обозначены современные провинции КНР.


Современное административно-территориальное деление Тибета.

Некоторые тибетские ученые считают, что их народ имеет индийские корни. По их мнению, некий царь или военачальник по имени Рупати участвовал в знаменитой войне Пандавов с Кауравами, описанной в индийском эпосе «Махабхарата». Он воевал на стороне Кауравов и после их поражения вместе с приверженцами бежал в Тибет. Другие предполагают, что тибетцы произошли от иранцев. Антропологические данные опровергают это. Тибетцы относятся к восточноазиатскому типу монголоидной расы вместе с монголами, японцами, корейцами, ханьцами и др. Дивергенция (разделение) тибетцев и ханьцев от общих предков, по некоторым данным, произошла очень давно, 5–6 тыс. лет назад. Некоторые исследователи полагают, что тибетцы имеют общую генетическую основу с монголами, хотя ясно, что существовали и другие сильные влияния. Возможно, в том числе индийские.

Об очень древней дивергенции (разделении) ханьцев и тибетцев свидетельствуют и уникальные приспособления последних к условиям высокогорья, где низкая концентрация кислорода у неприспособленных людей ведет к горной болезни. Эти адаптации дают тибетцам преимущества перед ханьцами в заселении высокогорья. У тибетцев более высокая насыщаемость крови кислородом, чем, например, у ханьцев, это закреплено генетически. Тибетцам позволяет избегать горной болезни также то, что у них более частое дыхание, более широкие артерии и капилляры, по которым кислород доставляется к органам. У них в выдыхаемом воздухе повышена концентрация окиси азота. Это связано с повышенным энзиматическим синтезом этого вещества в организме. Польза от этого в высокогорье - расширение легочных кровеносных сосудов, усиление кровотока в легких, уменьшение легочной гипертензии, усиление окисляемости гемоглобина. Все это способствует обогащению организма кислородом и улучшению функции легких.

Организм тибетцев лучше переносит высокогорье, чем организм акклиматизировавшихся там ханьцев. Так, в высокогорье Тибета частота аномалий ЭКГ выше у ханьских мигрантов (даже тех, кто мигрировал туда в молодом возрасте), чем у тибетцев. С увеличением высоты у ханьских мужчин сильнее повышается концентрация гемоглобина, чем у ханьских женщин, а у тибетцев этого нет.

Новорожденные ханьцы гораздо сильнее подвержены горной болезни, чем тибетцы. Соответственно, различается смертность. По респираторным характеристикам, связанным с высокогорьем, потомство мужчин-ханьцев от тибеток занимает промежуточное положение между чистыми ханьцами и тибетцами. Следовательно, оно лучше приспособлено к этим условиям, чем ханьцы, но хуже, чем тибетцы. Однако смешанные браки ханьцев и тибеток весьма редки.

Эти особенности - одна из причин того, что ханьцы не могут успешно колонизировать высокогорья Тибета, тогда как тибетские районы на низких высотах они успешно заселяют.


Озеро Ямдрок-цо (фото: С.Л. Кузьмин).

Все это не означает, что тибетцы с древних времен живут в полной изоляции. По археологическим данным, древними пришельцами в Тибет с северо-востока были цяны - народ тибето-бирманской группы. Другие возможные предки тибетцев - моны, а также племена индоевропейского происхождения. Определенное влияние могли оказывать также монголоидные племена, которые могли относиться и к цянам. Моны были ассимилированы как тибетцами, так и китайцами. Цяны известны, по крайней мере, со второго тысячелетия до н.э. как соседи древнекитайского государства Шан-Инь. Цяны поддерживали с иньцами торговые контакты, роднились, воевали и т.д. Цяны платили иньцам дань. Последние приносили цянов в жертву (наряду с другими), в Шан-Инь было много рабов-цянов. С другой стороны, знать обоих народов роднилась между собой, и один из знатных родов Древнего Китая - Цзян имел цянское происхождение.

Генетическая связь цянов с тибетцами не выяснена. Одни считают их предками тибетцев, другие - наоборот. Так или иначе, именно в то время в китайскую писаную историю стали входить сведения о первых контактах предков тибето-бирманских народов с предками китайцев. Предполагают, что цяны одомашнили яка около 5 тыс. лет назад, як был их тотемным животным, с ним связан ряд легенд и поверий.

В первые века нашей эры цяны попали под владычество сяньби - кочевых племен, вероятных предков монголов, в районе оз. Кукунор (совр. монг.: Хөх нуур - Синее озеро; тиб.: Цо Нгонпо; кит.: Цинхай ху). Это были одни из самых ранних контактов предков тибетцев и монголов, впоследствии образовавших общую цивилизацию.

Таким образом, в этническом отношении тибетцы и китайцы разделились очень давно. Каким бы ни было их изначальное родство, дальнейшее развитие их проходило в разных условиях, и культурная экология была разной. С тех пор Тибет и Китай развиваются как две разные цивилизации, и ни одна из них не стала частью другой.

 Tibetan Plateau, 2009, p.7.
 The Sino-Tibetan etymological dictionary...
 Шакабпа, 2003.
 Шакабпа, 2003.
 Кычанов, Мельниченко, 2005.
 Намкай Норбу, 2008, с. 16–20.
 Кычанов, Мельниченко, 2005.
 Намкай Норбу, 2008, с. 16–27, 104, 109–111.
 Намкай Норбу, 2008, с. 187–189.
 Кычанов, Мельниченко, 2005.
 Aldenderfer, 2003, р. 542–549.
 Кычанов, Мельниченко, 2005.
 Шакабпа, 2003.
 Gelek. A Brief Description...
 Jong L. DNA profiles...
 Beall, 2006, p.18–24.
 Biello, 2007.
 Beall et al., 2001, p. 411–412.
 Halperin et al., 1998, p.237–437.
 Wu et al., 2005, p.598–604.
 Niermeyer et al., 1995, p.1248–1252; Wiley, 2004.
 Gantenbein, 1993; Curran et al., 1997, p.2098–2104.
 Кычанов, Мельниченко, 2005.
 Smith, 1996.
 Wu K., Wu C., 2004.
 Бичурин, 1833, с. 74–123.
 Smith, 1996.

Основные моменты

Тибетский автономный район стал доступен иностранным туристам всего 30 лет назад. Несмотря на административные и природные препятствия, стоящие перед путешественниками: необходимость получать разрешение на въезд от китайских властей и разреженный горный воздух, число туристов из-за границы увеличивается из года в год.

Регион расположен на высокогорном плато, подавляющая часть территории находится на высотах более 4 тысяч метров. Тибет полон загадочности и таинства со своей тысячелетней историей. Тут воедино слились красоты гималайских гор и древние философские учения. Попав в Тибет, сразу чувствуешь, что мистические тайны этой страны не просто слухи. Они вокруг вас.


Природные достопримечательности Тибета


Монотонные пейзажи Тибета с плоскими долинами, лежащими между заснеженных гор, располагают к медитации. Наиболее выразительные природные объекты одновременно служат предметом поклонения буддистов. На пирамидальной горе Кайлас, достигающей в высоту 6714 м, по преданию, обитает одно из воплощений Будды. Добраться до места паломникам технически крайне сложно: нужно проехать несколько сотен километров к западу от города Лхасы, а потом передвигаться пешком, совершая кору, или ритуальный обход, вокруг горы.

На самую вершину Кайласа никто еще не поднимался: против попыток альпинистов бурно протестовали верующие со всего мира. У подножия горы лежит озеро Манасаровар, кора вокруг которого займет несколько дней. Еще одно почитаемое озеро, Ямдрок Тцхо, расположенное между Лхасой и Гьянгдзе, славится необычным цветом своих вод, постоянно меняющим оттенки.

Основная статья:

Тибетский пейзаж

История и современность

Сонгцен Гампо

На большем протяжении своей истории Тибет был независим, однако не всегда представлял собой единое государство. Первым, кто объединил страну под своей властью в VII в., был царь Сонгцен Гампо, взошедший на престол в 629 г.; этот год считается самой ранней исторически достоверной датой в истории страны. Впрочем, Сонгцен Гампо правил не всем нынешним Тибетом, а только районом долины Ярлунг вокруг Шигадзе и Лхасы, то есть, центром Тибета. Правда, этот царь совершал большие завоевательные походы. Долгосрочную славу Сонгцен Гампо снискал своей брачной политикой: он женился на непальской принцессе Бхрикути и китайской принцессе Вэньчэн, установив родственные связи с соседними государствами, - ныне обе принцессы почитаются как святые покровительницы Тибета под именами Зеленая Тара и Белая Тара. Обеим приписывается значительная роль в распространении буддизма в стране.

Жители Западного Тибета. В. Верещагин

Тибет продолжал крепнуть, и в VIII в. он даже покорил большие территории империи Тан, в том числе, на 67 лет овладел оазисом Дуньхуан. После эпохи распада государства, которой предшествовали гонения на буддистов в IX в., в XI в. буддизм вновь укоренился па этой земле. Собственная неповторимая версия тибетского буддизма сложилась только в XIV-XV вв. благодаря основанной реформатором Цонгкхапой «школы добродетели» или «школы желтых шапок» (гелугпа), в лоне которой в XVI-XVII вв. зародился институт Далай-ламы.

Проблема автономии

С 1722 г. Тибет принадлежал к империи маньчжуров. Ее представляли в Лхасе двое так называемых амбанов, которые осуществляли также политическое влияние; благодаря им владычество маньчжуров было не только формальным. В 1913 г. 13-й Далай-лама провозгласил независимость Тибета (который тем временем попал в сферу британского влияния), однако Республика Китай не признала ее.

13й Далай Лама в 1910 году

Неясный юридический статус подкреплялся противоречивыми фактами: Республика Китай никак не обозначала свою власть над Тибетом, для других же государств (кроме в какой-то степени Великобритании) Тибет во внешнеполитическом смысле не существовал. Расплата за отсутствие дипломатических сношений последовала в 1950 г., когда Китай насильно реализовал свои территориальные притязания на Тибет. Последний пробовал протестовать в рамках ООН, но союзнической поддержки практически не нашел.

Притеснения

Тибетский вопрос до сих пор стоит на повестке дня, и это связано не только с фактом китайского владычества, но и с тем, как оно осуществляется. Мао Дзэдун и коммунистическая партия, творившие произвол во всем Китае, распространили его и на Тибет, хотя здешнее население не признавало китайское правительство «своим» и оказывало чужеземной власти сопротивление.


Конфликт достиг своей кульминации в 1959 г., когда силой было подавлено народное восстание, в результате чего Далай-лама, а с ним и многие монахи, бежали из страны. С тех пор в городе Дхарамсала (Индия) действует «правительство Тибета в изгнании» и проблема Тибета приобрела международное значение. Еще хуже тибетцам пришлось в годы культурной революции, когда были распущены монастыри и «красная гвардия» Мао разрушила многие священные произведения искусства. Хотя эти варварские злодеяния творились не только в Тибете, но и по всему Китаю, здесь их несправедливость, в силу большего значения религии в общественной и повседневной жизни, сознавалась гораздо острее.

Непростые отношения Тибета и Китая в наше время

До наших дней дошли более поздние памятники религиозной архитектуры, построенные 300-400 лет назад, да и они серьезно пострадали в период маоизма, когда в Китае боролись с любыми проявлениями веры. К концу XX века правительство постаралось загладить свою вину перед Тибетом, восстановив древние достопримечательности в первозданном виде.

Предупреждение на трех языках: "Не распространять запрещенные мысли и предметы"

Широкая, по мнению китайцев, но недостаточная, как считают тибетцы, автономия была предоставлена району в 1965 году. Юные граждане получают начальное образование на тибетском языке, на нем же ведется делопроизводство. Время от времени Тибет охватывают волнения. Мировое сообщество на словах поддерживает их, но вмешиваться в процесс не рискует, учитывая вес Китая на международной арене.

Тибетский буддизм

Свой особый характер тибетско-буддистское учение поначалу приобрело вследствие того, что оно вобрало в себя элементы местной шаманистской религии бон, бытовавшей задолго до усвоения буддизма. К отличительным признакам относится важная роль ритуалов, которым приписывается магический эффект, практическое применение учения о реинкарнации для избрания духовных наследников покойных лам и гораздо более обширный в сравнении с китайским буддизмом пантеон с обилием наводящих ужас божеств, отчасти злых, отчасти добрых. Поэтому тибетская иконография очень сложна.

Храм Обезьян в Катманду

Согласно верованиям тибетских буддистов, носителем учения становится Далай-лама, воплощение Авалокитешвары, символизирующего сострадание. Самый почитаемый храм Тибета, Джоканг, расположен в Лхасе, столице района. Это центр притяжения для буддистов, совершающих поклонение, но и простым туристам вход в храмовые помещения не запрещен. Десятки важных религиозных объектов разбросаны по всему Тибету, к большинству из них проложены качественные автомобильные дороги. Иностранных послушников в тибетских монастырях не принимают, это связано и с сопротивлением китайской администрации, и с отсутствием такой традиции в местной ветви буддизма. В отсутствие Далай-ламы XIV, проживающего в изгнании в индийской Дармсале, высшим религиозным деятелем формально признается очередной Панчен-лама, проживающий в монастыре Ташилунпо, в городе Шигадзе.

Тибетская медицина

Народная медицина Тибета тесно связана с религиозными практиками. Многие путешественники приезжают в регион ради визита к врачу, чтобы услышать диагноз и пройти курс лечения. Желающие могут пройти краткосрочные курсы обучения основам тибетской медицины, но обольщаться насчет их ценности не стоит: истинные целители учатся своему ремеслу долгие годы.

Иллюстрации Традиционной Тибетской Медицины в пекинском музее Науки и Техники

Достопримечательности Лхасы

Туристам, приехавшим в Тибет всего на несколько дней, рекомендуется ограничиться Лхасой, сочетающей в себе черты китайского, непальского, индийского архитектурного стиля.

Самый узнаваемый объект города, расположенный на холме на высоте 3700 м над уровнем моря в западной части столицы, – гигантский дворец Потала, возведенный в XVII веке. Мощная крепость, предназначенная для защиты от чужеземцев, представляет собой обильно декорированное массивное прямоугольное здание из красного камня в окружении белых стен и лестниц. Резиденция Далай-лам вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе обширного комплекса.

Дворец Потала

Кроме Поталы, в него включена Норбулинка, или «Драгоценный парк», разбитый в 10 минутах езды к западу от Красного дворца. Летом и осенью здесь отмечаются светские и религиозные праздники. Самый популярный из них – августовский Фестиваль йогурта, или Шотон. По преданию, его придумали светские власти, чтобы подбодрить монахов, вынужденных проводить пол-лета в добровольном заточении из боязни наступить на порхающих на свежем воздухе насекомых. Во время торжества парк открыт всю ночь, в нем горят костры, выступают труппы с этническими песнями и танцами.

В храме Джоканг, который легко узнать по символу – двум золотым ланям, с двух сторон тянущимся к колесу дхармы, хранятся древние статуи Будды, привезенные в дар царю Сонгцэну Тампо, основателю тибетского буддизма. Фигуру монарха и его жен можно увидеть в соседнем зале Джоканга. Объект открыт для посещения с 8 утра до полудня ежедневно, часы работы во второй половине дня нужно уточнять на месте. Вокруг здания располагаются лавки ремесленников и торговцев сувенирами.

Второй по значимости монастырь Лхасы – Рамоче. В нем хранится бронзовая статуя юного Будды, по легенде, изготовленная мастером Вишвакарманом, заодно создавшим нашу Вселенную. На расстоянии примерно 10 км от города построены монастыри Сера и Дрепунг.

Паломники перед храмом Джоканг

Памятники Шигадзе

Город Шигадзе

Второй по величине город Тибетского автономного района, Шигадзе связан с Лхасой автомобильным и железнодорожным сообщением. Один из крупнейших монастырей тибетской ветви буддизма, Ташилунпо, служит резиденцией для Панчен-ламы, второго по значимости иерарха, наставника Далай-лам. Туристы приезжают сюда понаблюдать за повседневной жизнью монахов и полюбоваться 26-метровой золотой статуей Будды Майтрейи – «новоделом», которому недавно исполнилось 100 лет.

Светский памятник, городскую крепость-дзонг, в которой когда-то жили цари страны, в результате волнения 50-х годов и при маоистах полностью разрушили, но несколько лет назад в точности восстановили по сохранившимся фотографиям и рисункам.

Гьянгдзе

Знаменитая ступа поселка Гьянгдзе

Скромный поселок Гьянгдзе, лежащий в 240 км езды к юго-западу от Лхасы, известен монастырем Пелкор Чедё с четырехэтажной ступой Кумбум. Внутри изящного культового сооружения нашлось место для 108 залов и алтарей. Населенный пункт, практически не подвергшийся китаизации, обычно посещают путешественники, направляющиеся из Тибета в Непал.

В каждом доме в Центральном Тибете развеваются флажки пяти разных цветов. Голубой цвет символизирует небо, белый - облака, красный - солнце, зеленый - воду, а желтый - землю. На многих дверях нарисован лежащий серп, между концами которого парит круг, от которого отходит огненный шлейф: это Солнце и Луна. Изображение скорпиона на стене дома защищает его обитателей от напастей.

Разноцветные тибетские флажки

Информация для туристов

Туристы будут чувствовать себя комфортно с поздней весны до конца осени, насколько это возможно на высоте 3000-4000 м над уровнем моря. Зимой путешественникам недоступны некоторые высокогорные районы. Для минимальной акклиматизации и осмотра Лхасы достаточно одной недели, отдаленные монастыри и природные объекты потребуют поездки на 2-3 недели. Категорически не рекомендуется находиться в автономном районе 10 марта – это памятный день Тибетского восстания, когда возможны беспорядки. Власти Китая обычно не дают разрешения на въезд в регион на эти числа.

Где остановиться

За последние годы в Лхасе и других городах построено немало приличных отелей. В горах можно снять комнату у местных жителей: особых удобств гостям не предложат, но чистоту гарантируют. С собой обязательно брать теплую одежду, поскольку перепады между дневной и ночной температурой в любых частях Тибета весьма значительны. Дожди идут в июле и августе, но они не слишком обильны.

Еда

Цампа - традиционное тибетское блюдо

Кухня Тибета не создает дополнительной нагрузки на желудок: пряностями здесь, в отличие от других стран Азии, не злоупотребляют, предпочитают вареные блюда. Из-за особенностей местоположения в традиционном меню нет фруктов и рыбы. Алкогольных напитков, кроме слабого рисового вина и пива, не употребляют, пьют соленый чай с добавлением масла. Кредитные карты принимают в пределах столицы, в остальных случаях лучше брать с собой наличные мелкими купюрами.

Момо с курицей (похоже на наши пельмени)

Традиционная пища тибетцев - цампа, тесто из обожженного ячменя, которое едят с чаем и маслом яка, но это не ресторанное блюдо.

Популярны «момо», пельмени с начинкой; их можно заказать в любом из кафе Старого города. В Лхасе можно отведать также хорошую непальскую и индийскую, а также, разумеется, китайскую кухни.

Климат и здоровье

Восхождение на Эверест

Приезжающие в горные районы из Пекина туристы могут испытывать в пути кислородное голодание. В поездах на этот случай предусмотрены кислородные маски. Дышать в условиях высокогорья без привычки сложно даже спортсменам; сердечникам, гипертоникам, беременным женщинам и детям находиться здесь просто противопоказано. Чтобы облегчить адаптацию к недостатку кислорода, не рекомендуется во время путешествия употреблять алкоголь, переохлаждаться, нервничать, сидеть на диете или, напротив, переедать. Необходимо много пить, дозировать физическую нагрузку.

Уже в Лхасе, лежащей на высоте 3700 над уровнем моря, что для Тибета не очень высоко, может случиться приступ высотной болезни в форме сильных головных болей. После прибытия на самолете надо обязательно запланировать медленный процесс акклиматизации, в течение которого надо пребывать в покое - независимо от возраста и физического состояния. Тем более это касается более высокогорных районов. Также угрозу для здоровья представляют сильное солнечное излучение и большие перепады дневных и ночных температур. Помимо того, к северу от Трансгималаев зимой бывает холодно, как в Сибири.

Tibet Travel Permit

Как добраться

Для въезда в Тибетский автономный район, помимо обычной китайской визы, туристам необходимо получить «Tibet Travel Permit» – специальное разрешение на посещение Тибета. Его предоставляют только организованным группам от 5 человек, поэтому одиночкам приходится объединяться хотя бы на этапе выдачи въездных документов.

После въезда разрешение «Tibet Travel Permit» больше не понадобится. По отдельным регионам, включая Лхасу с окрестностями и Шигадзе, можно передвигаться свободно, для других же в свою очередь требуется другое разрешение, которое можно получить, например, в Лхасе через туристическую фирму, в которой вы заказываете тур.

При путешествии через Непал необходимо дополнительно оформлять двукратную непальскую визу, чтобы без проблем вернуться обратно в Катманду для вылета на родину.

В окрестностях Лхасы, в часе езды от столицы, открыт высокогорный аэропорт Гонггар, связывающий регион с Катманду и китайскими мегаполисами. Остальные аэропорты района предназначены для местных нерегулярных рейсов.

Из Пекина в столицу ежедневно отправляется поезд, добирающийся до места назначения через двое суток. Железная дорога со множеством туннелей и мостов, проложенная на высоте 4000 м, связывает Лхасу и Шигадзе. Крупные населенные пункты Тибета объединены сетью автомагистралей.

Тибето-бирманские народы в Китае по данным переписи 1953 г. насчитывают около 8.400 тыс. чел. (28.06% общей численности национальных меньшинств КНР) и являются второй по величине, после чжуан-дунских народов, группой. В группу входят: тибетцы, ицзу, бай, туцзя, хани, лису, наси, лаху, цзинпо, цян, пум и, куцун, ачан, ну, дулун, лоб а. Эти народы расселены в следующих провинциях КНР: Цинхай, Ганьсу, Юньнань, Сычуань, Гуйчжоу, Хунань, в Тибетском автономном районе, в районе Чамдо, в Гуанси-Чжуанском автономном районе. Собственно бирманских народов на территории КНР нет, все они живут в Бирманском Союзе.

В языковом отношении тибето-бирманские народы КНР подразделяются на три подгруппы: тибетскую, ицзу, цзинпо. В тибетскую языковую подгруппу входят народы, говорящие на тибетском языке, а также на языках цзяжун, сифань, лоба, цян, ну и дулун. Языки ну и дулун некоторые китайские исследователи выделяют в самостоятельную подгруппу в тибето-бирманской группе или же относят их к языковой группе ицзу.

Возможно, языки дулун и ну занимают промежуточное положение между языковыми подгруппами ицзу и тибетской, однако небезынтересно отметить, что по материальной культуре дулун и ну сближаются с лису, а через них и с другими народностями подгруппы ицзу. Языковую подгруппу ицзу составляют языки ицзу, хани, бай, лису, наси, лаху, ачан. К этой же группе китайские лингвисты относят язык туцзя. Специфика этого языка во многом объясняется длительными контактами с китайцами.

Особую подгруппу составляет язык цзинпо, сохраняющий черты, которые сближают его с бирманским языком.

Тибето-бирманские народы являются древним населением западных районов материковой Восточной Азии. В материальной и духовной культуре их до настоящего времени прослеживается ряд общих элементов. Эта близость тибето-бирманских народов друг другу в значительной мере определяется общностью происхождения и единым в прошлом хозяйственно-культурным типом.

Вероятно, исторически и генетически они связаны с той группой «западных варваров», которые в древнейших хрониках назывались жуп, а затем цян и синанъи, и которые заселяли районы современных провинций Шэньси и Ганьсу (частично), Цинхай, Сычуань, северо-восточной Юньнани, восточного и юго-восточного Тибета.

Предки этих народов занимались скотоводством и отчасти мотыжным земледелием. Завоевание их территории войсками Цинь еще в IV в. до н. э. заставило часть этих народов переселиться в другие районы, в результате чего предки тибето-бирманских народов расселились на территории современных провинций Гуйчжоу (в ее западной части), Гуанси (на северо-западе), на северо-востоке и севере провинции Юньнань.1 К VI в. н. э. в этих районах существовали шесть чжао — крупных этнических объединений, которые впоследствии послужили ядром при сформировании народов группы ицзу. Значительно раньше началось продвижение предков современных тибето-бирманских народов в западные районы (заселение Тибета), а наиболее древняя, отделившаяся от этого потока ветвь переселилась на территорию Бирмы, где составила основное ядро при формировании бирманцев. На основе другой, более поздней ветви сложились этнические группы, ставшие предками современных цзинпо.

До 1949 г. тибето-бирманские народы стояли на разных ступенях социально-экономического развития. Дулун и ну переживали разложение первобытнообщинного строя, зарождение и постепенное развитие феодальных отношений. Народность ицзу перешла к феодализму, однако.вплоть до 1956 г. в их общественном строе еще сильны были элементы рабовладельческого уклада. Народности лису, хани, лаху, видимо, перешли от первобытнообщинного строя непосредственно к феодальному; к 1950 г. общественный строй этих народов был феодальным, но со значительными первобытнообщинными пережйтками. У тибетцев и цяп существовал развитый феодализм. В Тибете вплоть до 1959 г. господствовал крепостной строй при теократической форме правления. У скотоводческих тибетских народов сохранились значительные патриархальные пережитки.

Численность и расселение

Общая численность тибетцев составляла более 2776 тыс. чел. Кроме Тибета, они живут в провинциях Ганьсу, Цинхай, Сычуань, Юньнань, а также в районе Чамдо. В Ганьсу тибетцы расселяются к юго-западу от г. Ланьчжоу; здесь они живут в Ганьнаньском тибетском автономном округе (178 397 чел.), в Тибетском автономном уезде Тяньчжу (20 077 чел.), в автономном уезде Сунань национальности юйгу (1674 чел.) и т. д.

В Цинхае тибетцы занимают около 70% всей территории провинции. Здесь они живут в следующих тибетских автономных округах: Хайбэй- ском (24489 чел.), Хайнаньском (81 280 чел.), Хуаннаньском (61 398 чел.), Юйшуском (125 309 чел.), Голо (100102 чел.), а также в Хайсиском монголо-тибетоказахском автономном округе (8744 чел.), в Хуалунском -автономном уезде народности хуэй (26 775 чел.), в Хучжуском автономном уезде народности салар (72 647 чел.) и др.

Небольшая группа тибетцев (около 500 чел.) живет в Эвенкийском автономном хошуне Хулун-Буирского аймака автономного района Внутренняя Монголия.

В Сычуани тибетцы расселены в Ганьцзыском тибетском автономном округе (450 314 чел.), в Абаском тибетском автономном округе (230 500 чел.), в Мулиском тибетском автономном уезде (24 393 чел.) и др.

В Юньнани тибетцы живут в Дицинском тибетском автономном округе (64 611 чел.), в Гуншаньском автономном уезде народностей дулун и ну (594 чел.) и т. д.

Тибетское население собственно Тибета (вместе с районом Чамдо) составляет более 1274 тыс. чел. В Тибете проживают также китайцы (в городах), хуэй и монголы.

Юго-восточную часть Тибета и южную часть района Чамдо занимают лоба — группа тибетоязычных народностей. В северо-западные районы Тибета иногда заходят кочевые скотоводы-уйгуры (таглыки) из Синьцзяна.

На занимаемой территории тибетцы расселены крайне неравномерно. Основная масса населения сосредоточивается в долинах рек и других пригодных для земледелия местах. На севере Тибета оседлого населения почти нет. Поселения в Тибете расположены не выше 4.5— 4.9 тыс. м над уровнем моря.

Самоназвание и название

Общее самоназвание тибетцев — бодпа, что в разговорной речи звучит как пёба. Однако более распространены самоназвания по месту обитания. Так, у жителей Цзана (юго-западный Тибет) существует самоназвание цзанба, у жителей Нари (запад Тибета) — нариба или дуйба, у жителей всего восточного Тибета — вэйба. Район верхнего течения р. Хуанхэ и к югу от него до р. Янцзы известен пбд местным названием Амдо, и население его называет себя амдоба. Тибетцы западной части Сычуани и Чамдо объединяются под названием камба (от Кам — исторического названия этой области).

Население обширной территории, простирающейся от северо- западной части Сычуани до истоков р. Хуанхэ, объединялось под общим названием голоки (голо). Существуют также названия в зависимости от рода хозяйства. Так, кочевники-скотоводы известны под общим названием докба (жители пастбищ), а земледельцы — ронба (жители долин). Монголы называют тибетцев тангит и тибот, китайцы — изан или изанизу.

Исторические сведения

Предки современных тибетцев еще в эпоху позднего неолита были расселены на территории современных провинций Ганьсу и Цинхай. По-видимому, с ними можно связать цянов — один из древнейших народов на территории Китая.

Впервые упоминания о цянах содержатся в надписях на гадательных костях, датируемых XIV—XI вв. до н. э. В то время цяны обитали на территории современных провинций Ганьсу и Шэньси (соответственно в восточной и западной частях). Они занимались кочевым скотоводством и охотой. По сообщению китайских летописей (VI—IV вв. до н. э.), у цянов, живших по соседству с китайцами, земледелие нередко являлось основным занятием.

С глубокой древности цяны то расширяли свою территорию, то под натиском китайцев отступали на запад. В начале н. э. цяны были окончательно вытеснены с территории современной Шэньси в Ганьсу и далее к западу и юго-западу. Еще приблизительно в IV в. до н. э. племена танмао и фацян отделились от основной массы племен цян (к этому времени их насчитывалось, по данным китайских летописей, около 150) и переселились от истоков р. Хуанхэ на территорию современного Тибета.

Древние племена цян в процессе своей истории постоянно сталкивались и смешивались на всей обширной территории своего расселения с современными им народами и племенами — сюнну, юэчжи, жунами, ди, древними китайцами и рядом других. Цяны были основным компонентом не только в этногенезе собственно тибетцев, но оказали также известное влияние на этногенез других тибетских народностей Восточной Азии.

С конца V—начала VI в. н. э. на территории Тибета начинается процесс объединения населявших ее цянских племен. Наиболее сильным племенем к этому времени были туфани.

Постепенно они подчинили себе другие племена цянов, и к VII в. н. э при царе Сонгцзангамбо (Сонг-цэн-гам-по) сложилась тибетская держава. Колыбелью ее была долина р. Ярлунга.

История Тибета связана с историей его соседей. В VII в. политические, экономические и культурные связи Тибета и Китая становятся довольно тесными. В это время прибывшие в Тибет китайские мастера передали тибетцам свои познания в области земледелия и различных ремесел. Тибетцы создали календарь по образцу китайского и первый свод законов.

В царствование Сонгцзангамбо в Тибете начал распространяться буддизм, проникший сюда из Китая, Индии и Непала.

В последующее время усиление могущества Тибета привело к столкновению с Китаем. Продолжительная борьба закончилась в 822 г. подписанием мирного договора. В X в. тибетское государство из-за внутренних междоусобиц распалось на множество княжеств и отдельных владений. Часть земель Туфань вошла в состав тангутского государства Си Ся. Только в 1015 г. тибетцы вновь объединились под властью правителя Го- сыло, но феодальные смуты продолжались и после этого. Государство получило прежнее название Туфань. В 1131 г. оно было покорено чжурчжэнями. В 1253 г. войска хана Мункэ захватили Тибет, который вошел в состав складывавшейся монгольской империи. В 1275 г. император Хуби- лай передал светскую и духовную власть в Тибете Пакба-ламе, что способствовало дальнейшему усилению там буддизма. Монгольские власти реорганизовали управление Тибетом — разделили эту часть своей империи на провинции и уезды, создали там почтовые станции. Тесные связи между Тибетом и Китайской империей поддерживались и после свержения Юаньской династии.

В конце XVI в. верховный ламаистский жрец принял титул далай- лама, вскоре после этого появился титул панчен-лама — второго лица в иерархии Тибета. В 1652 г. Далай-лама V, прибыв в Пекин, был признан правителем Тибета первым императором маньчжурской (цинской) династии Китая. Таким образом, тибетские власти признавали свою зависимость от императорского Китая. С этого времени государственный строй в Тибете стал принимать более четко выраженные теократические формы правления.

В 1791 г. в Тибет вторглись гурки из Непала. Тибетские войска совместно с китайскими изгнали захватчиков. В 1792 г. императорское правительство Китая издало «Положение об упорядочении Тибета». Внешние сношения Тибета стали осуществляться только через китайских представителей — амбаней (их должность в Тибете была учреждена около 1725— 1727 гг.), для посещения иностранцев Тибет был закрыт. Избрание нового далай-ламы стало контролироваться цинским правительством.

С конца XVIII в. Тибет стал объектом экспансии со стороны Англии. В 1888 г. Англия осуществила прямое вооруженное вторжение в Тибет. Массовое сопротивление тибетского народа вынудило англичан отказатьсяют расширения агрессии. По соглашению 1893 г. Англия получила право вести торговлю в Тибете и другие льготы.

Стремясь усилить свои позиции в Тибете, британское правительство во второй половине 1903 г. послало туда вооруженную экспедицию.. Англия навязала цинскому Китаю договор, по которому она получила право иметь торговые представительства в главных городах Тибета, потребовала возмещения расходов в сумме 500 тыс. фунтов стерлингов, связанных с посылкой войск в Тибет, и т. д. Успеху Англии в немалой степени способствовало то, что английские колонизаторы сумели создать свою агентуру среди правящей верхушки Тибета. Политика угнетения, проводившаяся правительством цинского Китая в отношении национальных меньшинств страны, в свою очередь также способствовала разрыву этих связей.

После I мировой войны Англия, опираясь на проанглийскую партию, сумела установить контроль над экономикой Тибета и его армией. Сепаратистские круги Тибета повели вооруженную борьбу против Китая, затянувшуюся на длительное время.

Во время и особенно после II мировой войны Тибет стал объектом американской экспансии. Англо-американский блок, отводивший Тибету важное место в своих стратегических планах, стремился к отторжению его от Китая. В 1949 г. местное правительство Тибета, возглавлявшееся проимпериалистически настроенными лицами, провозгласило «независимость» Тибета.

В это время патриотически настроенные представители тибетского народа обратились к Центральному народному правительству КНР € просьбой направить в Тибет армию для его освобождения. В октябре 1950 г. части Народно-Освободительной армии Китая начали освободительный поход в Тибет. Центральное народное правительство гарантировало защиту жизни и имущества тибетского населения, свободу вероисповедания, развитие Тибета в политическом, экономическом и культурном отношениях.

23 мая 1951 г. в Пекине между Центральным Народным правительством КНР и местным правительством Тибета было подписано «Соглашение по мирному освобождению Тибета». Тибетскому народу по этому соглашению обеспечивались необходимые условия для создания национальной автономии, для развития экономики и культуры. Вопрос о времени проведения социальных реформ в Тибете целиком отдавался на усмотрение тибетского народа и его руководителей. Соглашение гарантировало сохранение политической системы, существовавшей в Тибете, уважение обычаев и религиозных верований населения; сохранялись статус, функции и полномочия далай-ламы и панчен-ламы.