Не может не радовать то, что в Москве в последние полтора года образовался не просто широкий интерес к истории города и не просто праздный интерес, а ещё и подкрепляемый бумом реставраций.

В прошлом году отреставрировали внешний вид здании типографии товарищества Левенсон в Трёхпрудном переулке, а на этой неделе реставрационные работы завершились и внутри здания. Были восстановлены утраченные за советское время «ледяная» лестница, фонарь-медуза и барельеф Гутенберга.

Свою историю скоропечатня Левенсона ведет с 1881 года, когда у Набилковского училища была куплена одна печатная машина, и в Рахмановском переулке открылась небольшая типография. Спустя три года типография получает крупный заказ на печать газеты «Новости дня», что дает ей возможность значительно расширить производство. В 1887 году типография преобразовывается в Товарищество. А уже в 1896 году товарищество выполняло заказ Министерства императорского двора к коронации Николая II и Александры Фёдоровны и было удостоено звания Поставщика Двора Его Императорского Величества.

Для расширения производства в 1899 году был куплен участок в Трёхпрудном переулке и заказан проект знаменитому в то время архитектору Ф.О. Шехтелю.

Руководство Товарищества считало, что красивую печатную продукцию невозможно выпускать в некрасивом, плохо оснащенном фабричном помещении. Проект, предложенный Шехтелем, был необычен для производственного предприятия, он напоминал скорее европейский замок.

Скоропечатня А.А. Левенсона стала первой типографией, построенной в новом тогда стиле модерн.

На самом деле «Скоропечатня А.А. Левенсона» – это комплекс зданий, состоящий из двух частей:
1) Административное здание издательства и редакции со сторожкой слева вдоль переулка


Скоропечатня Товарищества А.А. Левенсон. Административная часть. 1900-1917гг

2) Производственный корпус, уходящий вглубь участка, предельно простой в исполнении и лишенный декоративного убранства. Здесь на четырех этажах расположились типографический и литографический цеха, мастерские типографской отделки, переплетный цех, а также кладовые для бумаги, красок и других материалов.

Переплетная типография скоропечатни Товарищества А.А, Левенсона.

Административный корпус выстроен в стиле небольшого романо-готического замка. В центре фасада высится увенчанная решеткой «русская» щипцовая двускатная крыша. В революцию она лишилась надписи «Т-во Скоропечатни Левенсонъ», которая была восстановлена буквально недавно. Вторая надпись шла орнаментом между вторым и третьим этажом: «Товарищество скоропечани АА. Левенсонъ» и также была восстановлена совсем недавно. Эркер фасада чуть сдвинут вправо, он создает красивую архитектурную перспективу от Тверской улицы, замыкая Мамоновский переулок. Его уравновешивают две башенки с шатровым верхом на левом углу фасада. Основание угловой башни украшено лепным орнаментом чертополоха – одним из «главных» цветков модерна. Плавные линии оконных переплетов, рисунок устоев ворот, изящная ковка – все напоминает о модерне.


Скоропечатня Товарищества А.А. Левенсона. 1902г.

Не менее прекрасны были и интерьеры. В административной части внимание приковывала лестница первого этажа, похожая одновременно на волну и растекшуюся лаву. Тот же мотив Шехтель потом использовал в доме Степана Рябушинского, но там лестница стала центром всей композиции. Но лестница издательства Левенсона безусловно, ее предшественница.

Лестница после недавней реконструкции.

Основные работы в ходе завершившейся реконструкции были проведены в административном здании – здесь расчистили фасады, отреставрировали стены, воссоздали лепнину, барельеф, исторические надписи и герб Российской империи.

Фасадам вернули первоначальный цвет, по фотографиям восстановили исторические интерьеры: декоративные арки, парадную лестницу, паркет, барельеф первопечатника Гутенберга, бра, потолочные светильники. На кровле смонтирован стеклянный витражный купол, предусмотренный проектом Шехтеля. В производственном корпусе и сторожке была выполнена реставрация фасадов.

Если бы это здание находилось в небольшом европейском городке, то однозначно было бы его главным украшением, достопримечательностью, к которой ходили бы толпами туристы, а в Москве оно спрятано в Трёхпрудном переулке. Если не были здесь, то обязательно сходите

Комплексная и сложная реставрация здания началась в 2013 году и закончилась к осени 2016 г.

По старым фотографиям и чертежам восстановили вид фасадов и интерьеров, дополнительно была усилена кровля, при этом сохранён был даже «рисунок» раскладки кровельного листа.

Изящный «шехтелевский» потолок, также приведенный в надлежащий вид.

Проект реставрации типографии Левенсона номинирован на конкурс «Московская реставрация-2016»

В прошлом году в Москве завершилась реставрация первой городской типографии - Скоропечатни товарищества А.А. Левенсона . Башенки и щипцовая крыша выполнены в романо-готическом стиле, а рисунок на рамах, стекла второго и третьего этажей и другие элементы делают здание памятником модерна. Настоящий замок, а не издательство!

Ансамбль зданий по адресу Трехпрудный переулок, 9 был возведён в 1900 году по авторскому проекту архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Заказчиком выступило Товарищество скоропечатни А.А. Левенсона. Комплекс состоит из трех зданий: административного, производственно-типографического корпусов и сторожки.

В административном здании располагались редакция и издательство. Две угловые башенки имели шатровое завершение. Они и щипцовая крыша были стилизованы Шехтелем в романно-готическом духе, что больше присуще стилю европейской эклектики, наиболее распространенной в конце девятнадцатого столетия. На рисунке самого Шехтеля здание выглядело так.

1. Во время реставрации административного здания дополнительно усилили кровлю, при этом сохранили "рисунок" раскладки кровельного листа. Фасадам вернули первоначальный цвет.

2. На кровле смонтировали стеклянный витражный купол, предусмотренный проектом Шехтеля.

3. Центральную часть украшает щипцовая двухскатная кровля, венчает которую решетка с надписью "Т-во Скоропечатни Левенсонъ".

4. Такая же орнаментальная надпись находится на фасаде между вторым и третьим этажами.

5. Центральный эркерный выступ завершается витражом.

6. Оригинальным здание делает рисунок оконных рам, а также расстекловка фасада второго и третьего этажей.

7. Главное здание типографии смотрится эффектно с любой точки.

8. Очень наряден парадный вход с коваными светильниками.

10. На здании воссоздали лепнину, барельеф, исторические надписи и герб Российской империи.

11. Всего один барельеф, простой, художественно исполненный дрезденским скульптором, изображает двух типографских рабочих, занятых около печатного станка.

14. Основание расположенной на углу эркерной части декорировано лепниной с изображением чертополоха.

15. Ансамбль въездных ворот с кованым фонарём.

16. Завершение углового эркера.

17. Въездные ворота на территорию типографии.

19. Со стороны Трёхпрудного переулка просматривается весь комплекс типографии.

20. В сторону переулка...

21. Вид на Трёхпрудный переулок со двора типографии.

22. Второе важное здание ансамбля - производственный корпус. В своё время его возвели с применение новейших технологий и материалов того времени, в частности металлического каркаса, позволившего создать большие открытые пространства в цехах.

25. Четырехэтажное кирпичное строение имеет большое по площади остекление, что позволяло по максимуму использовать естественное освещение производственных помещений. Каждый уровень был занят отдельными цехами типографского производства: типографический, литографский, отделочный, переплетный.

27. В прошлом году была выполнена реставрация фасадов производственного корпуса и сторожки.

29. Рядом с типографией располагались кладовые, выполненные с фабричным корпусом в едином стилевом решении.

30. Интерьеры внутренних помещений главного здания восстанавливали по уцелевшим старым фотографиям и чертежам. Знакомый мотив видим на лестничном марше первого этажа - стилизация под две стихии, растекающуюся вулканическую лаву и морскую волну. Такой же мотив Федор Шехтель затем изберет для декора лестницы в .

31. Были восстановлены фонарь-медуза и барельеф Гутенберга.

Мало кто знает, что Российская государственная библиотека ведет свой блог в жж . И в нем она постоянно напоминает, что сейчас проходит большой проект по оцифровке книг и выкладыванию их в интернет для всеобщего доступа. Еще меньше людей знает о том, что на отбор книг для оцифровки могут повлиять и простые читатели.
Но уже сейчас в оцифрованном и выложенном можно отыскать много всего интересного.
Например, мне удалось найти книгу о скоропечатне Левенсона (Трехпрудный переулок, 9), выпущенную о себе самой типографией в 1903 году!
Скоропечатня Левенсона - одна из известнейших построек архитектора Федора Шехтеля. Она выпускала художественные издания, альбомы с картинами живописцев, программы для всех Императорских театров.
В ней же были напечатаны первые поэтические сборники Марины Цветаевой "Вечерний альбом" и "Волшебный фонарь".

Сами авторы так характеризуют подготовленную ими книгу: «Предпринимая настоящее издание, Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсонъ задалось целью не только представить в иллюстрированном описании вновь сооруженное здание своей типо-литографии, но и познакомить попутно своих уважаемых клиэнтов со всеми процессами, совершающимися в ея мастерских.
Нет сомнения, что сущность типо-литографского дела известна в настоящее время едва ли не всякому, но далеко не всякий, даже близко стоящий к делу печати знаком со всеми манипуляциями типо-литографского дела. Между тем, подобное знакомство положительно необходимо в интересах самих же лиц, обращающихся к типо-литографии за исполнением того или другого их заказа.
Поэтому даже поверхностное описание типо-литографских процессов, которое дается здесь, может оказать большую услугу всем нашим многочисленным заказчикам. Им это издание мы и посвящаем».

В книге подробно рассказывается об этапах становления дела:
«В истории больших коммерческих предприятий часто наблюдается те же стадии развития и постепенного роста, как и в жизни каждого отдельного человека.
Действующее ныне "Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсонъ" создалось далеко не сразу. Оно возникло из очень маленького дела, постепенно развивавшегося и разросшегося в громадное предприятие, которое существует в настоящее время.
История этого развития такова:
31-го марта 1881 года в Москве, в Рахмановском переулке на Петровке открылась "типография А. А. Левенсона". Новорожденное предприятие имело в своем распоряжении: маленькую типографскую машину, ручной станок, резальную машину и несколько реалов и касс. С этим, нельзя сказать, чтобы очень богатым инвентарем, купленным случайно о Набилковского училища, новая типография и начала свою деятельность».

Владелец скоропечатни Александр Александрович Левенсон. О его личности известно до обидного мало, нельзя даже точно назвать годы жизни, родился он предположительно в 1851. Но неоспоримо, что вся его жизнь была тесно связана с его предприятием.

«Первые годы оказались для нее далеко не легкими: приходилось иметь дело все с мелкими работами, притом немногочисленными, и выжидать больших заказов. Каждый посетитель, являвшийся в типографию, и не подозревал, как он возбуждал надежды, разрешавшиеся, большею частью... заказом какой-нибудь сотни визитных карточек или тысячи коммерческих счетов!
Так прошли два-три года... Наконец, явился и "большой заказ" в виде печатания газеты "Новости дня".
В 1887 году "типография А. А. Левенсона" преобразовалась в товарищество на вере, под фирмою "Торговый дом А. Левенсонъ и К", в которое вошли, помимо владельца типографии, А. А. Левенсона, нынешний председатель Товарищества, В. А. Красовский и, крупный пайщик, С. Я. Уманский. В это время типография уже пользовалась известностью, - имела значительное количество больших заказов, и, вообще, дела ее шли хорошо.
В 1890 году "Торговый дом А. Левенсонъ и К" был вновь преобразован: учредилось существующее ныне "Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсонъ", с основным капиталом в 210 000 р., при инвентаре, стоимость которого оценивалась в 102 500 р. Устав новаго Товарищества удостоился Высочайшего утверждения.

Мастерские Товарищества оказывались способными исполнять одинаково, как мелочные работы, так и огромные заказы, и что всего важнее - они одинаково были приспособлены к выполнению как простейших работ, так и сложнейших художественных репродукций. Образцом последних могут служить, например, все печатные работы для празднеств Священного Коронования Их Величеств, которые Товарищество имело счастие исполнить в 1896 году по заказу Министерства Императорского Двора. Эти работы потребовали высоко-художественного исполнения, и мастерские Товарищества с честью их выполнили. Многие из служащих Товарищества получили тогда за эти работы Высочайшие награды.

Хромо-типография в 4 краски из программы парадного спектакля 17 мая 1896 года

В 1896 году за исполненные работы для празднеств Священного Коронования Товарищество было удостоено звания "поставщика Двора Его Величества".

Растущее с каждым годом предприятие, все увеличивающееся поступление заказов: казенных, железнодорожных, банковских и частных, новые требования от типо-литографского дела и пр. - все это вызывало необходимость увеличения количества рабочих и постановки новых машин, между тем, как мастерские и другие помещения Товарищества уже не отвечали современным потребностям ни по своему устройству, ни по размерам. <...>
Решено было приобрести в центральной части Москвы место, и на нем - выстроить специальное здание для типографии и ее мастерских. Такое место и было приобретено в Трехпрудном переулке, против Мамоновского переулка, выходящего к Тверской улице.

Вопрос о постройке новой типографии оказался в высшей степени сложным и, при современных требованиях, не мог быть решен просто. Прошло уже, к счастию, время, когда фабрики, заводы и всевозможные ремесленные заведения строились по одному и тому же шаблону, в виде унылых, безвкусных бараков, в которых спертый воздух, отсутствие света, вентиляции и простора были обычными явлениями. Современную, хорошо построенную и устроенную фабрику, фабрику наших дней, возможно себе представить лишь как комбинацию всех последних слов новейшей техники, гигиены и архитектурного искусства. Тем более это относится к учреждениям, подобным типографиям, литографиям и др. посредницам авторской мысли и художественного творчества, передающим их обществу прямо от автора и художника. К тому же, нельзя и требовать от мастера и рабочего безукоризненного исполнения репродукции, если им приходится работать при отсутствии чистого воздуха, достаточного света и т. п. элементарных условий всякого успешного труда. Никакие успехи современной типо-литографской техники, никакие машины, как они ни совершенны в наше время, тут не помогут, и всякое исполнение всегда оставит желание лучшего...

Товарищество остановилось на проекте нашего талантливого архитектора Ф. О. Шехтеля, представившего планы и фасад будущего здания. Этот проект и был приведен в исполнение, причем все постройки, отделка здания и оборудование всех мастерских и других помещений были закончены с поразительной быстротой, в течение всего нескольких месяцев.

Новое здание явилось не только одним из красивейших в Москве по своему фасаду и общему стилю, но и соединило в себе все новейшие условия и требования, как архитектурно-художественные и технические, так и гигиенические. В это здание, в конце 1900 года, Товарищество и перевело с Петровки, из старого помещения, все свои мастерские, а также помещения Правления и главной которы. Для удобства же заказчиков, привыкших к прежнему местонахождению типографии, и для исполнения на месте экстренных мелких работ, для приема заказов на всевозможные типо-литографские, фототипные и переплетные работы, Товарищество открыло отделение на Петровке, в д. Коровина, при котором имеется писчебумажный магазин, с полным выбором канцелярских принадлежностей и книг.

Парикмахерская Ивана Андреева на Петровке, 19, в доходных домах Коровина. 1910 год

Здание "Товарищества Скоропечатни А. А. Левенсон" хотя и выстроено во вкусе средневековых сооружений, но в его наружной отделке сильно чувствует так называемый "новый стиль". Этот стиль, черпающий все свои вдохновения в архитектурном искусстве средних веков, гармонируя основному стилю, в то же время вполне соответствует постройке, предназначенной служить искусству, созданному средневековым гением. Он смягчает некоторую строгость и сумрачность средневекового зодчества, и поэтому впечатление от фасада нового здания скорее веселое, без малейшей вычурности, на которую так падок "новый стиль".

Новое здание видно еще с Тверской улицы, при повороте в Мамоновский переулок. Издали оно красиво выступает своими легкими линиям, высокой шатровой крышей и остроконечиями своих башенок. Вблизи впечатление значительно более выигрывает. Несмотря на свои размеры, постройка не кажется черезчур массивной, а, напротив, поражает своею легкостью. В наружных украшениях полная умеренность: всего один барельеф, простой, художественно-исполненный дрезденским скульптором, изображающий двух типографских рабочих, занятых около печатного станка.

Особенно же эффектен контраст наружной отделки из белого камня и буроватого кирпича голубоватыми тонами воздуха: получается изящное весело впечатление. По вечерам, освещенное электричеством, увенчанное транспарантным изображением Государственного герба, здание это невольно обращает внимание среди обыденных низеньких построек, его окружающих.

Главных входов в здание Товарищества - два. Один со стороны двора, через оригинальную сторожку-контроль, предназначается для служащих и рабочих, другой - для публики. Последний устроен по наружному фасаду, несколько отступая от его центра. Он ведет в помещение конторы и Правления Товарищества, хотя через него можно войти и в мастерские.
Самый фабричный корпус, примыкающий к названным помещениям, занимает глубину двора и состоит из четырех этажей. В каждом из них имеется по 11 огромных окон, снабжающих мастерские массой света. Около окон проходит широкая железная лестница на случай пожара, с площадками перед каждым этажом. Перед фабричным корпусом, во дворе, устроены каменные и железные кладовые для хранения бумаги, красок, смазочных масел и других материалов, необходимых для производств.

Главный вход для публики открывает вестибюль и обширное помещение конторы Товарищества. Это последнее помещение отлично освещено тремя большими окнами, очень просто обставлено и лишено всяких украшений по стенам и на потолке, если не считать терракотового барельефа Гутенберга над подковообразным окошечком кассы. Бледная зеленовато-серая окраска стен, особенно при электрическом освещении, придает всему помещению серьезный и мягкий тон.

Рядом с конторой помещается бухгалтер и корреспондент Товарищества: это небольшая комната, соединяющаяся винтовой лестницей с приемным кабинетом директора-распорядителя во втором этаже.
Непосредственно из помещения конторы другая лестница из светло-серого мрамора соединяет второй этаж с первым. Эта лестница - главная или парадная, и едва ли не самое импонирующее, красивое и удачное из всего того. что создала фантазия архитектора, г. Шехтеля, в новом здании Товарищества. Несмотря на свою легкость и сравнительно небольшие размеры, она кажется необыкновенно массивной и грандиозной и напоминает лестницы старых флорентинских палаццо. А освещающий ее превосходный электрический фонарь по своей художественной простоте и оригинальности - прямо шедевр "нового" искусства».

Не будем увлекаться и перепечатывать сюда всю книгу, тем более, что она находится в открытом доступе , и любой желающий может прочитать ее целиком. Что и весьма рекомендую сделать, так как там еще много фотографий внутреннего убранства мастерских, всяких сложных типографических агрегатов и людей, за ними работающих. Рассказывается даже про местную столовую и про то, что рабочие ходят петь в хор. Ну и, конечно, замечательные примеры разнообразных иллюстраций.
И можно почувствовать себя Мариной Цветаевой, живущей через дорогу, там же, в Трехпрудном переулке, и пришедшей в типографию печатать свой первый стихотворный сборник.

Трехпрудный переулок получил свое название по трем прудам, находившимся в XVII веке в Патриаршей слободе. Когда-то здесь располагалось Козье болото, недалеко от которого был Козий двор, поставлявший шерсть к царскому и патриаршему дворам. В начале XVII века это живописное место выбрал для своей резиденции патриарх Московский и всея Руси Гермоген. По приказу патриарха была построена деревянная моленная церковь священномученика Ермолая, что на Козьем болоте (в миру Гермогена звали Ермолай). При патриархе Иоакиме в 1680-х годах вырыли три пруда, чтобы на патриаршем столе всегда была свежая рыба.


После отмены императором Петром I патриаршества слобода пришла в упадок и местность возле прудов оказалась заброшенной. В начале XIX века два пруда зарыли, а вокруг оставшегося разбили прекрасный сквер, который получил название бульвар Патриаршего пруда. В этом районе любили селиться студенты, которые тогда, как и во все времена, любили безудержное веселье, коим славились окрестности Патриаршего пруда в XIX столетии. В старину эту местность знали как «Три прудка». К счастью, память о ней осталась в названии Трехпрудного переулка. В этом переулке родилась поэтесса М.И. Цветаева. Она очень любила Трехпрудный и в своих стихах призывала:

Этот мир невозвратно-чудный
Ты застанешь еще, спеши!
В переулок сходи Трехпрудный,
В эту душу моей души.

Первый поэтический сборник Цветаевой «Вечерний альбом» был напечатан в 1910 году в типографии А.А. Левенсона, которая располагалась также в Трехпрудном переулке. Заниматься печатным делом Александр Александрович Левенсон начал в 1881 году. В доме своего отца – известного московского доктора А.С. Левенсона – в Рахмановском переулке начинающий издатель открыл типографию с одной типографской машиной и ручным типографским станком. Через шесть лет удачливый предприниматель сумел привлечь пайщиков и основал «Типографию А.А. Левенсона и Ко», которая в 1890 году была преобразована в «Товарищество скоропечатни А.А. Левенсона.

В 1892 году в типографии в Рахмановском переулке случился пожар, уничтоживший оборудование, материалы и продукцию. Однако случившееся не помешало Левинсону вновь встать на ноги, да так, что через год объем печатной продукции уже превышал допожарный. Кроме книг типография выпускала дешевые народные картинки, плакаты, типографские воспроизведения икон. В июне 1884 года в маленькой типографии отпечатали тысячу двести экземпляров книги «Сказки Мельпомены. Шесть рассказов А. Чехонте». В 1896 году «Товарищество скоропечатни Левенсона» удостоилось звания поставщика Двора Его Императорского Величества.

Особой удачей было получение права печатать материалы, связанные с коронацией царя Николая II. К концу XIX века стремительно развивающейся типографии стало тесно в помещениях в Рахмановском, и Левенсон решил приобрести владение в Трехпрудном переулке для строительства современного здания. Он имел четкое представление о своей будущей типографии. Это должна была быть современная, хорошо построенная и устроенная фабрика, представляющая собою комбинацию всех последних слов новейшей техники, гигиены и архитектурного искусства. Для реализации грандиозного проекта Левенсон пригласил выдающегося архитектора Ф.О. Шехтеля.


Знаменитый архитектор находился тогда на взлете своей карьеры. Говорят, он прошел строгий отбор с конкурсом и одержал в нем уверенную победу. Результатом работы остались довольны все: и заказчик, и архитектор, и москвичи. В 1900 году в Трехпрудном переулке появилось неповторимое по красоте и изящности строение, сочетающее в себе строгие готические каноны и художественную экспрессию модерна. Именно в то время формировался новый стиль промышленной архитектуры Москвы. Здания, построенные в этом стиле, не были похожи на типичные промышленные объекты того времени – лаконичные, строгие, функциональные.


Федору Осиповичу удалось не просто создать типографию, а стилизовать ее под замок с арочками, каменным узором и готическими башенками. Исследователь архитектуры Л.В. Сайгина отмечает: «Скоропечатня Левинсона – переход в эволюции стиля Шехтеля на пути к рационализму. Фасад не скрывает, а, наоборот, четко выявляет каркасную структуру здания. Облицовку фасадов, в которой использованы и прочные строительные материалы, фактуру стекла, глазурованного кирпича и штукатурки Шехтель превращает в средство художественной выразительности. Простота и целесообразность – основные черты, определяющие архитектурную сущность».

Конечно, архитектор не забыл о пожеланиях заказчика. Шехтель сумел найти золотую середину: избавиться от строгости и мрачности зданий подобного типа, избежать чрезмерной вычурности и перегруженности элементами декора и создать при этом «современную, хорошо построенную и устроенную фабрику». Дело в том, что производственный корпус Шехтель расположил вдоль узкого участка, который практически не виден со стороны Трехпрудного переулка. Его оформление было очень просто и лаконично. На красной линии расположился корпус с редакцией и конторами, который обращал на себя все внимание. В нем пластика крупных форм играет большую роль, чем декорация.


Из крупных внешних украшений на фасаде можно выделить разве что барельеф, изготовленный в Дрездене. Зато, если присмотреться, можно разглядеть многочисленные мелкие детали, например, цветы чертополоха – характерные украшения московского модерна. Центр главного фасада Шехтель выделил эркером на нарочито тяжелых консолях, затемняющих окно под ним. Еще один эркер был помещен на углу здания, увенчанного узким граненым шатром. Трехчастные окна с плавным изгибом и прямоугольниками в верхней части – типичны для Шехтеля. Лестница, соединившая передний и типографский корпусы, выходила в круглую башенку с конусообразными завершениями.

Левенсону творение Шехтеля пришлось по вкусу. Он отзывался о типографии с любовью и теплом: «Здание хотя и выстроено во вкусе средневековых сооружений, но в его наружной отделке сильно чувствуется так называемый «новый стиль». Он смягчает некоторую строгость и сумрачность средневекового зодчества, и поэтому впечатление от фасада нового здания скорее веселое, без малейшей вычурности. Издали здание красиво выступает своими легкими линиями, высокой шатровой крышей и остроконечностями. Вблизи впечатление значительно выигрывает. Несмотря на свои размеры, постройка не кажется чересчур массивной, а, напротив, поражает своей легкостью».


В типографии были литографский и типографский цеха, фотоцинкография, словолитня, переплетная мастерская. В Рахмановском переулке остались филиал типографии и писчебумажный магазин. Заведующим книгоиздательской деятельностью «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона» был И.Н. Кнебель – известный издатель и книгопродавец, специализировавшийся на красивых альбомах по изобразительному искусству. К 1910-м годам типография Левенсона стала одной из крупнейших фирм, в ней работало четыреста пятьдесят человек. Она была известна выпуском роскошных и подарочных изданий, памятников древнерусской письменности.


В 1913 году в типографии вышел материал, посвященный трехсотлетию Дома Романовых. В скоропечатне Левенсона издавалась театральная газета «Ежедневное либретто», в которой публиковались либретто опер и балетов. Кроме того, газета содержала все последние новости культуры и многочисленную рекламу. Абонентам на афиши московских театров газета рассылалась бесплатно. Как уже говорилось выше, в типографии Левенсона был напечатан первый поэтический сборник Цветаевой «Вечерний альбом». К молодой поэтессе пришла первая слава и… первые почитатели ее таланта. Ее сестра Анастасия Ивановна Цветаева вспоминала об одном таком поклоннике:

«– Вы Марина Ивановна Цветаева, автор «Вечернего альбома»? – спросил вошедший, небольшой, плотный, остроглазый, низколобый человек.
– Я.
– А я – Цибербиллер. Я пришел с вами потолковать об убеждениях и о мнениях. Я не могу установить ваши по стихам. У меня много вопросов. Вы не заняты сейчас?
Что ему отвечала Марина? Но довольно скоро она привела его наверх ко мне и, только поведя в его сторону глазами, сказала все. И мы бросились в бой. Что мы только говорили! Это было совершенное вдохновенье отчаяния! Мы говорили все, что нам шло в голову – и не шло – в его. Бред за бредом. Ликовали, опьяняясь свободой вымысла и его все мрачневшим взглядом. Наконец Марина подвела его к окну, где за инеем светились окна фантастического здания типографии Левенсона – с башенками.
– А тут живет наш дед, он – феодальный барон, – сказала Марина. – И мы с Асей…
– … каждый день ездим к нему в карете с гербами, – продолжала я, – и он…
Но наш гость сказал твердо:
– Мне надо идти заниматься. Я, может быть, еще к вам приду».

Во время революции 1905 года рабочие всех московских типографий участвовали в забастовке. В скоропечатне Левенсона производились лишь частные работы в отделении театральных афиш, причем работали исключительно женщины под охраной роты солдат. В 1917 году в одном из помещений типографии находилась редакция газеты Московского комитета большевиков «Социал-демократ». Если верить газете «Московский вестник», в 1918 году в издательство Левенсона ворвались вооруженные маузерами большевики. Они обратились к хозяину с необычным предложением – напечатать деньги. Левенсон, конечно, отказался, потому что это было уголовное преступление.


Комиссары стали объяснять, что деньги нужно напечатать новые – большевистские. Хозяин успокоился и хотел уже ударить по рукам, но вспомнил, что не решен вопрос с оплатой. Большевики усмехнулись и сказали, что он может взять, сколько захочет, из напечатанных денег. Но Левенсона такие условия сделки не устроили, а у комиссаров настоящих денег не оказалось. В советское время типография в Трехпрудном переулке национализировали и преобразовали сначала в государственную типографию треста Мосполиграф Московского совета народного хозяйства, потом – в Ордена Трудового Красного Знамени Московскую типографию «Искра революции», но в том виде, в каком она была до 1917 года, уже не существовала.

С домом № 9 по Трехпрудному переулку связано рождение пионерии. Именно здесь в 1922 году комсомольцами Краснопресненского района был проведен сбор первого пионерского отряда в СССР. На сборе присутствовали первые пятьдесят два пионера Москвы. В память об этом значимом для страны Советов событии на здании установили гранитную доску. Поэтому в 1924 году Патриаршие пруды были переименованы в Пионерские. Однако новое название не прижилось, и москвичи продолжали называть пруды по-старому. Помните начало «Мастера и Маргариты»: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина».

Сегодня типография занимает лишь небольшую часть здания бывшей скоропечатни Левенсона – остальное пришлось уступить бизнес-центру. Можно только позавидовать тем людям, которые впервые оказались в районе Патриарших прудов и, заблудившись в лабиринтах Козихинских и прочих переулков, случайно набрели на типографию Левенсона. По-настоящему сказочный уголок Москвы! Характерные разнообразные башенки, крытые шатры и высокие щипцовые кровли делают это производственное здание похожим на средневековый замок. Рельефное панно в левой стороне уличного фасада, на котором изображены двое рабочих у печатного станка – эмблема типографии.

Денис Дроздов

Одной из достопримечательностей Ново-Переделкино считается так называемый «домик» архитектора Шехтеля «Теремок». К сожалению, его красоту могут созерцать только те, кто закажет экскурсию в Москомнаследии. В этой организации сообщили, что внутрь дома попасть нельзя: экскурсия ограничивается только видами с наружи. Хотя в «Теремке» и существует комнатка с документами, повествующими о его истории и судьбе. А судьба «Теремка» не проста.

С этого домика-теремка, можно сказать, как с малого деревца получила своё развитие национально-романтическая ветвь модерна в русской архитектуре. В конце Х1Х века Фёдор Шехтель, отходя от увлечения «готикой», изучал древнерусские архитектурные формы, пытаясь найти свой «русский стиль». Поэтому он, известный архитектор, автор особняков, промышленных зданий, торговых и доходных домов, и принял в 1900 году скромное предложение С.Я.Левенсона спроектировать ему дачу.

А место для дачи богач Левенсон выбрал замечательное: на возвышенности, среди зелени, внизу речушка, а за прибрежными зарослями ольхи - купола Преображенской церкви. Эта округа напомнила Фёдору Осиповичу родные саратовские просторы. Архитектор захотел вдруг привлечь к работе над росписью дома своего земляка, живописца В. Борисова-Мусатова. Однако возможности пригласить сюда тяжело больного художника он не нашёл. Орнаментальные вставки в домике - это творение самого архитектора. В них, бесспорно, есть что-то мусатовское. Так подсказала окрестная природа.

«Теремок» - дача Левенсона (арх. Ф. Шехтель)

на 3-й Чоботовской аллее Ново-Переделкина

Русское входило в моду. В 1901 году на Международной выставке в Глазго по проектам Шехтеля было сооружено несколько «теремков-павильонов». Они походили на тот, затерявшийся в Чоботах, - первый. После выставки англичане не разбирали эти временные строения четыре года, договаривались об их покупке. Сделка почему-то не состоялась.

В том же году Шехтель взялся за большую работу - проект здания Ярославского вокзала. Домик в Чоботах, если внимательно к нему приглядеться, очень напоминает это здание. И своей формой, и даже росписью.

После революции вплоть до 80-х годов в даче Левенсона жили по 8-12 семей. В годы перестройки домик пустовал и сильно нуждался в реставрации, о чём и позаботились в ГУОП. Теперь полюбоваться его видами приезжают не только со всей России, но из-за рубежа.

Заведующий Отделом краеведения ЦБС «Солнцево»
Олег Каменецкий
(По материалам Отдела краеведения)

Книги по теме

(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

(чтобы посмотреть описание, кликните по картинке)