Анализ Рассказа Бунина ""Кавказ""

  1. В Кавказе автор изображает любовь как смысл жизни. Но бог с ним, лучше смерть, чем эти муки. Героиня рассказа готова на смерть, нежели жить и не иметь возможности быть с любимым. К гибели же приходит е муж: он лг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов. Но в конце герой погиб лишь физически. Когда он умер на самом деле? И был тмный отвратительный вечер - погода в природе отражает погоду в душах и сознании всех трх персонажей, когда они оказываеются на вокзале, когда решаются их судьбы. Но для героини и ее возлюбленного этот час- момент переживания: я похолодел от страха: опоздала или он в последнюю минуту вдруг не пустил е!. Офицер же в этот момент, возможно, уже понимал, что больше не увидится со своей женой. Но надежда умирает последней: Он искал е в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. Не найдя жену ни по одному оставленному ею адресу, герой окончательно убеждается, что у него больше не жены, нет смысла жизни. Здесь он умирает духовно, от пули же погибает лишь только тело героя.
    Винит ли автор в это смерти женщину? Я думаю, что он на вс способен при его жестоком, самолюбивом характере. Этими словами героини Бунин дат понять, что она никогда не любила мужа, в этой семье никогда не было духовной близости: он говорил: Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера! 4 она же и не предположила о его любви, так рассуждая о нм. Но мог ли жестокий человек, выбирая между защитой своей чести и унижением, выстрелить не в любовника своей жены, а в свой собственный висок? Герой благородно отступает перед соперником, не принуждая жену к мукам- свойственен ли такой поступок самолюбивому характеру? Итак, в рассказе Кавказ цикла Тмные аллеи Бунин Иван Алексеевич показывает читателю одну из граней чувства любви, любви как смысл жизни.

    1. Год создания рассказа
    Кавказ (1937)
    2.Тематика
    Основной темой рассказа становится тема любви, но это уже не просто любовь, а любовь, раскрывающая самые потайные уголки человеческой души, любовь как основа жизни и как-то призрачное счастье, к которому мы все стремимся, но, увы, так часто упускаем.
    3.жанровое своеобразие
    Это, прежде всего, многосюжетность, не свойственная малым-жанровым- формам. Все они органично переплетаются между собой и в конечном итоге образуют единое целое - произведение, в котором раскрывается-авторская философская концепция любви, счастья, бунинская система ценностей, я писателя. Это, прежде всего, символизм художественного времени и пространства. И. А. Бунин ни. место, ни время не выбирает случайно. Все несет у него определенную смысловую нагрузку. Все служит определенным символом.
    4.сюжет особенности строения конфликта
    И. А. Бунин вводит персонаж (муж героини), первоначально воспринимающийся как второстепенный, но по мере развития действия переходящий^в разряд главных. С ним связана отдельная сюжетная линия. Первоначально воспринимаемый как препятствие на пути героев к счастью, в конечном итоге он становится жертвой - своей любви к жене. Трагическая развязка этой сюжетной линии, открытость финала линии герои-любовники в конечном итоге подготавливают развязку подводной сюжетной линии, раскрывают авторский взгляд: счастье двух любящих лишь вспышка, короткий миг, но это стоит того,. чтобы его испытать.
    5.характеристика центральных персонажей или образа
    В рассказе Бунина нет имн, потому что автора больше интересуют не герои, а ситуация, е нравственный аспект. У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои счастливы вместе и мечтают о дерзком побеге вдвоем вдвоем к морю, на кавказское побережье. И этот побег им удается.

Одним из произведений, вошедших в цикл «Темные аллеи» И. Бунина, является «Кавказ». Этот рассказ - яркий пример необыкновенного художественного дара писателя. Удивительно, как в столь небольшом по объему произведении автор смог передать внутренний мир и душевное состояние совершенно разных людей. Познать настоящее мастерство русского художественного слова можно, совершив анализ рассказа Бунина «Кавказ» или любого другого творения из этого сборника.

Образ героя

Повествование ведется от первого лица, но имени главного героя читатель не знает. О нем, вообще говоря, почти ничего не известно. Кем является герой Бунина? Нет ни имени, ни других сведений. Понятно лишь, что он приезжает в Москву, где встречается с женщиной, с которой собирается отправиться на Кавказ.

Является обязательным на уроке литературы анализ рассказа Бунина «Кавказ». 8 класс - этап в школьной программе, когда ученик уже должен обладать определенными навыками и владеть основными понятиями, такими как композиция, сюжет, фабула. Однако стиль этого писателя и его манера изложения сложны для восприятия ученика. Анализ рассказа Бунина «Кавказ» в 8 классе включает характеристику персонажей, определение композиции и художественных средств. Но если в произведениях других представителей русского реализма сделать это относительно просто, то проза этого писателя создает в этом смысле определенные сложности.

На первом плане в рассказах Бунина - чувства, эмоции героев, страсти, которые движут их поступками. Эта темы была некогда заимствована русским писателем в творчестве немецкого автора Томаса Манна, но позже, проработанная в необыкновенном художественном стиле, приобрела неповторимые формы. Персонаж Бунина - человек, охваченный страстью. Пребывая в страхе быть обнаруженным, он останавливается в номерах незаметных гостиниц. Его действиями руководят чувства, но он не способен нести ответственность за свои поступки.

Героиня

Анализ рассказа Бунина «Кавказ» - это прежде всего характеристика всех его персонажей. О героине известно, что она бледна и взволнованна. Такой видит ее возлюбленный. Она посещает его тайно, и страх перед обманутым супругом отравляет ее счастье. Но, упоминая в разговоре мужа, она беспокоится лишь об одном - о возможной мести человека, который «ни перед чем не остановится, защищая свою честь». Только в последнем абзаце произведения становится ясен смысл этих слов, как и главная характерная черта героини, а именно эгоизм. Женщину не волнуют душевные переживания мужа, он для нее лишь препятствие ее любви и счастью.

Москва

Делая анализ рассказа Бунина «Кавказ», следует обратить внимание на пейзаж. Вначале это Москва. На столичных улицах льют холодные дожди; грязно, сумрачно и темно от черных раскрытых зонтов. Погода в Москве созвучна с внутренним состоянием героя. Он в предвкушении счастья, которое они вместе испытают вдалеке от мрачного на солнечном морском берегу. Но влюбленный опасается, что в последнюю минуту все планы расстроятся, обманутый муж узнает обо всем и не пустит ее. Рай на побережье пока слишком далек.

Сочи

Морской пейзаж описан автором более богатым в художественном смысле языком. Это следует учесть, делая анализ рассказа Бунина «Кавказ». Здесь и чинаровые деревья, и цветущие кустарники, и Писатель в ярких сочных тонах передает животный и растительный мир Сочи. Герои словно оказались в раю. Они проводят вместе время, наслаждаясь видом южного пейзажа. Они счастливы, что наконец вдвоем. Единственное, что может огорчить их, - это мысль о скором возвращении в Москву.

Антитеза

Эти два пейзажа создают четкое противопоставление. В Москве - холод и слякоть, в Сочи - солнце и тепло. Следует делать анализ рассказа Бунина «Кавказ» по плану:

  • характеристика героя;
  • образ героини;
  • Москва и Сочи;
  • гибель третьего персонажа.

Необходимо обратить внимание также на художественный язык. Москву автор изображает сухо, не прибегая к излишним описаниям. На сочинскую картину он не жалеет красок. И особенно яркая антитеза присутствует между рассказом главного героя и последним абзацем, в котором повествование ведется уже от третьего лица.

Он

Обманутый муж изображен сухо, вкратце: высокая фигура, офицерский картуз, узкая шинель. Таким видит его главный герой. Затем лишь местоимение «он». Ни слова о его душевных терзаниях и муках ревности. Только несколько строк о том, как он искал свою жену и, не найдя, купался в море, завтракал, пил шампанское, а потом... выстрелил себе в висок из двух револьверов. Сдержанный стиль, в котором Бунин изобразил последние минуты жизни этого человека, помогает в создании портрета. Обманутый муж - офицер. Все в жизни он совершает взвешенно и четко. И даже узнав об измене, он не предается безумию, не предпринимает попыток найти ее и расправиться. Он покончил с собой, но прежде побрился, надел чистое белье и белоснежный китель. Все это дает представление о человеке решительном и смелом, который является противоположностью главного героя.

Человеческая трагедия в рассказе разыгрывается в курортном городе Сочи. Обманутый муж после безрезультатных поисков своей жены стреляет в виски в гостиничном номере.

Но об этом Бунин говорит не сразу. В основной части рассказа описываются любовники. Замужняя женщина уезжает из Москвы на юг якобы одна, но в поезде соединяется с любовником. Они рассчитывают прятаться в течение месяца, это не окончательный побег – только хотят провести время вместе, вдали от ее очень ревнивого и подозрительного мужа.

Бунин описывает их чувства («воровски остановился в незаметных номерах», «жил томительно, затворником», у нее «голос срывался», она была «взволнованная», это потрясало его «жалостью и восторгом»), мучения обмана (в поезде он немедля опускает занавеску, запирает дверь, он боится даже выглянуть в окно, а когда видит ее мужа «отшатнулся от окна, упал в угол дивана», она «совсем не могла обедать»), ненависть и отвращение к ее мужу, страхи («я должна быть страшно осторожна», «был темный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги холода»).

А потом романтические переживания их совместной жизни в хижине у моря, где все кажется им восхитительной негой, раем («горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно», «часть моря…лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте», «слышался…горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль как будто все одной и той же бесконечной песни», «раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома»).

Героиня даже плачет, когда вспоминает, что это должно закончиться.

В то же время сильный контраст этому Бунин создал в конце, показав через какой ад должно быть прошел ее муж, когда не смог вынести бесчестия, моральных мук, оскорбления, убедившись в измене жены.

Для меня трагедия заключается в том, что героиня, любя «чужого» человека, настолько далека от собственного мужа, что совсем не понимает его, не догадывается, что он может убить не их, а себя. Она считает его жестоким, самолюбивым, думает, что он подбирал ключи к ее столу и угрожал ей.

Но следует обратить внимание и на то, что Бунин столь мало уделил внимания обманутому мужу: говорится только с каким внешним спокойствием и четкостью он проживает последний день – он очень прост и понятен, он не испытывает оттенков чувств.

Кажется, автор считает жизнь любовников более важной. Они идут на риск, чтобы недолго побыть друг с другом («лучше смерть, чем эти муки…»). Им даже все равно, что будет после, и они полностью отдаются своей в их понимании настоящей любви. Вместе с тем ее муж хоть и является высоконравственным человеком (по-видимому, он убивает себя, потому что не может найти негодяя и вызвать на дуэль) не понимает божественной цельности жизни с ее положительными и отрицательными моментами. Он не может пережить свою человеческую трагедию и совершает большой грех.

Прочитав "Кавказ", подумала, насколько бунинский рассказ актуален для нас и могла ли история, описанная в рассказе, случиться в наши дни? Конечно, затронутые писателем темы, вдохновляли многие поколения поэтов и художников, ведь любовь и измена - две извечные неразлучные спутницы, волновавшие людей на протяжении всей истории человечества, не оставляя равнодушным никого. Так можно ли перенести бунинскую историю в наши дни, если не обращать внимания на детали старины? Но повременю с ответом и, с Вашего позволения, сделаю небольшое отступление.
К счастью, лично мне повезло с преподавателем литературы, которая не только не препятствует выражению собственной точки зрения на произведение, но и всячески способствует этому. Собственно, так и появились на свет два моих небольших сочинения, одно из которых решила посвятить рассказу И. А. Бунина "Кавказ".
Но, увы и ах, как часто можно слышать, что на уроках литературы учителя буквально навязывают свою точку зрения, как единственно правильную, что, по моему мнению, является большой ошибкой. Так и приходят на память слова из известного фильма о школе: "Вы - учитель словесности. Вам ученик написал стихи - это хорошо или плохо?". Не говоря уже о таких важных понятиях, как свобода мысли, собственное мнение и самовыражение, учитель словесности должен развивать стремление ученика мыслить самостоятельно, а не по "указке" банальными избитыми чужими фразами, ведь литература - это, в первую очередь, искусство, в ней нет места готовым штампам, аксиомам и прочим "прелестям" точных наук. Мы смотрим на картину, скульптуру, смотрим кинофильм и увиденное вызывает в нас определенные чувства или оставляет равнодушными, но всегда формирует мнение, пусть даже на уровне "нравится или нет", но собственное мнение - и это неотъемлемое свойство любого искусства и литература не исключение.
Так можно ли перенести бунинскую историю в наши дни? Не знаю, насколько категоричным покажется Вам мой ответ, но он скорее отрицательный. И дело тут не в любви и измене, им уж точно не грозит стать старомодными и спустя века, но в рассказе присутствует одна важная деталь, практически полностью исключающая возможность повторения этой истории. Итак, "Кавказ"...
Из трех героев рассказа самым безликим и, наверное, самым жалким мне показался герой, от лица которого идет повествование. В начале вкратце о нем, чтобы больше не вспоминать и не пренебрегать ни Вашим вниманием, ни своим временем. Трудно представить, что мужчина, не способный на решительный поступок, может составить счастье женщины, и заметьте, как Бунин употребляет слово "воровски" описательно к действиям героя. Человек слабый и нерешительный, он боялся за себя, боялся всего вокруг и постоянно опасался мужа, вероятно, чувствуя его превосходство над собой.
Образ жены, вызывает двоякое чувство. Не зная всех подробностей жизни и истории замужества, трудно судить о причинах, побудивших ее к измене. С одной стороны, трудное положение, в котором оказалась женщина, невольно заставляют сочувствовать. Можно восхищаться и ее дерзостью, с которой она придумала и осуществила путешествие на юг, но... С другой стороны, ей не хватало сил и решимости на полный разрыв с супругом, что заставляло ее плакать и произносить: "Еще две-три недели - и опять Москва!". Вот это ее согласие на ложь и желание и дальше обманывать, пусть уже и не любимого, но, по-прежнему, близкого человека не могут красить ее.
И, наконец, образ мужа - человека, действия которого и послужили поводом дать отрицательный ответ на вопрос о возможности повторения всей этой истории в наши дни. Кажется странным, что из всех трех героев рассказа, мне, девушке, оказывается ближе и понятнее именно этот человек, к которому чувствуешь расположение на уровне чувств и восприятий. Ответ, в общем-то, лежит на поверхности - он единственный порядочный человек, если судить о нем только по изложенному в рассказе, а благородство и порядочность всегда вызывают уважение и участие. К сожалению, именно эти качества и привели к роковому для героя исходу.
Его смерть, конечно, можно рассматривать с разных позиций и точек зрения. Можно говорить, что он покончил с собой из-за утраты любимого человека, убедившись в ее измене. Можно говорить, что убив себя, он освободил от обязательств жену, тем самым поступив благородно, хотя, очень странное благородство заставить человека всю оставшуюся жизнь считать себя виноватым в смерти и раскаиваться.
Да, причина смерти этого человека кроется в благородстве, но в благородстве совершенно иного рода. "Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!" - читаем мы в рассказе. Вот и ответ на все вопросы. Мужская честь дороже, чем что-либо на свете! И этому не стоит удивляться, в прежние века люди, в особенности офицерство и дворянство, в большинстве своем дорожили личной честью и были щепитильны даже в мелочах, касавшихся вопросов собственного достоинства. И герой рассказа был готов "не останавливаться ни перед чем". "Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи..." и, вероятно, если бы он нашел любовников, то убил бы их. Ему хватило бы и решимости, и хладнокровия, и силы воли - прочтите описание смерти мужа и вы совершенно другими глазами взглянете на этого человека. В его жилах текла настоящая "голубая" кровь, заставлявшая в свое время людей умирать на дуэлях за один только косой взгляд или неосторожный жест.
И не найдя любовников, он посчитал, что единственным способом смыть бесчестье, измену жены, будет застрелиться... Да, неразделенная любовь, утрата любимых и в наши дни бывают причиной ухода из жизни, но станет ли кто-то в наши дни так дорожить собственной честью, что измена жены послужит безусловным поводом для самоубийства и возможностью спасти собственное имя? Лично я очень сильно сомневаюсь...