Критерии оценки эссе

При оценке эссе преподаватель руководствуется следующими критериями:

Соответствие содержания текста выбранной теме;

Наличие четкой и логичной структуры текста;

Обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и выводов автора;

Отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, а также фактических ошибок;

Соответствие оформления работы предъявляемым требованиям (требования к оформлению изложены в разделе «Технические требования»);

Сдача эссе в установленный срок.

Учитывая перечисленные выше критерии оценки эссе, преподаватель оценивает данный вид работы по 10-балльной системе следующим образом:

ОЦЕНКА

КРИТЕРИИ

«Отлично»: 10

Данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе всем критериям. Оценка «10» может быть выставлена только при условии, что при анализе литературы для написания эссе использовалось не менее двух источников на иностранном языке, вышедших за последние 5 лет.

«Отлично»: 9, 8

Данные оценки могут быть выставлены только при условии соответствия эссе всем критериям при наличии незначительных ошибок в оформлении, отдельных неточностей в логике обсуждения. Оценки «8» и «9» могут быть выставлены только при условии, что при анализе литературы для написания эссе использовалось не менее одного источника на иностранном языке, вышедшего за последние 5 лет.

«Хорошо»: 7, 6

Оценка «7» может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 6 из 7 предъявляемым критериев, а 1 критерий выполнен частично.

Оценка «6» может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 5 из 7 предъявляемым критериев, а 2 критерия выполнены частично.

«Удовлетворительно»:

Оценка «5» может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 4 из 7 предъявляемым критериев, а 3 критерия выполнены частично.

Оценка «4» может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 4 из 7 предъявляемым критериев, а 1 критерий выполнен частично.

«Неудовлетворительно»:

Данные оценки выставляются в случае несоответствия работы большинству предъявляемых критериев.

«Работа не

принимается»: 0

Технические требования

Текст письменной работы печатается на стандартном листе бумаги формата А4.

Поля оставляются по всем четырем сторонам печатного листа: левое поле – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Шрифт Times New Roman размером 14, межстрочный интервал – 1,5.

Правила оформления ссылок на литературные источники

В зависимости от того, какой способ построения библиографического списка выбран, следует использовать один из двух способов оформления ссылок в тексте.

    При использовании нумерованного списка литературы ссылка в тексте оформляется в виде номера источника в списке, заключенного в квадратные скобки: .

    При использовании ненумерованного списка литературы ссылка в тексте оформляется в виде фамилии автора и, через запятую, года издания, заключенных в квадратные скобки: [Выготский, 1984] . Если у работы, на которую приводится ссылка, больше двух авторов, то в квадратных скобках указывается фамилия только первого автора, а вместо фамилий остальных пишется «и др. » – в случае русскоязычного источника, и «et al. » – в случае литературного источника на английском языке:[Мескон и др., 1995] , . В случае, когда в вашем списке приводятся работы разных авторов с одинаковыми фамилиями, приводится фамилия с инициалами:[Петровский В., 2003] . Если за один год вышло несколько работ одного и того же автора, то в ссылке добавляются строчные буквы, соответствующие порядку расположения работ в библиографическом списке:[Болотова, 2007б] .

Ссылаться в тексте на литературные источники приходится в различных ситуациях: прямое цитирование, изложение оригинальных мыслей без цитирования, цитирование не по первоисточнику, перечисление авторов, работавших над сходной проблемой, приведение из другого литературного источника рисунка, схемы, таблицы (примеры ссылок для разных ситуаций см. в Примере).

Нумерованный список литературы

Ненумерованный список литературы

Прямое цитирование

[Шадриков, 2006, С. 175]

Изложение оригинальных мыслей без цитирования

[Выготский, 1984]

Цитирование не по первоисточнику

[Цит. по: 14, С. 236]

[Цит. по: Андреева, 2008, С.

[Баранова, 1993; Баклушиский, Белинская, 1998; Павленко, 2000; Стефаненко, 2001]

Приведение из другого литературного источника рисунка, схемы, таблицы

[Привод. по: 14, С. 236]

[Привод. по: Андреева, 2005, С. 236]

Прямое цитирование

При прямом цитировании в тексте приводится фраза или часть фразы из какого-либо другого источника. Цитата обязательно должна быть заключена в кавычки. После цитаты в тексте в квадратных скобках указывается:

1. фамилия автора, год издания цитируемой работы и через запятую – номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст.

2. В случае нумерованного списка литературы : номер источника в списке литературы и через запятую – номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст.

Общие правила цитирования

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск второстепенных слов, не влияющих на смысл, обозначается многоточием.

3. Если, приводя цитату, необходимо выделить в ней какие-то слова, важные дляВашего текста, топосле такого выделения необходимо указать начальные буквы своего имени и фамилии: (курсив мой – И.Ф.), (подчеркнуто мною – И.Ф.) и т.д.

4. Не следует злоупотреблять цитатами. Оптимальное количество цитат в тексте – не более двух на странице.

5. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, откуда она была позаимствована.

Изложение оригинальных мыслей без цитирования

В случае пересказа чьих-либо идей, мыслей, концепций, но без прямого цитирования, также необходимо ссылаться на источник, в котором эти идеи, мысли, концепции изложены. Пересказ / изложение идей, мыслей, концепций в скобки не заключаются. После пересказа / изложения в квадратных скобках указывается:

1. В случае ненумерованного списка литературы: фамилия автора, год издания работы, в которой эти идеи, мысли, концепции изложены.

2. номер источника в списке литературы.

Цитирование не по первоисточнику

В случае, когда первоисточник недоступен, а в наличии есть другой источник, в котором приводится необходимая цитата, то можно привести в тексе эту цитату, сославшись на источник, имеющийся в наличии. Цитата оформляется также, как и в случае прямого цитирования, но после цитаты в тексте в квадратных скобках указывается:

1. В случае ненумерованного списка литературы: в начале приводят слова: «Цит. по: » (цитируется по), затем фамилия автора, год издания работы, по которойприводится цитата, и через запятую – номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст.

2. В случае нумерованного списка литературы: в начале приводят слова: «Цит. по: » (цитируется по), затем номер источника в списке литературы, по которомуприводится цитата, и через запятую – номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст.

1. В случае ненумерованного списка литературы: фамилии авторов и года издания их работ, в которых их идеи изложены, разделенные точкой с запятой.

2. В случае нумерованного списка литературы: номера их работ в списке литературы, разделенные точкой с запятой.

Приведение из другого источника рисунка, схемы, таблицы

В случае, когда в тексте приводятся рисунки, схемы, таблицы из других литературных источников, то необходимо указывать, откуда они были взяты. При этом после указания названия рисунка, схемы, таблицы в квадратных скобках указываются:

1. В случае ненумерованного списка литературы: в начале приводят слова: «При-вод. по: » (приводится по), затем фамилия автора, год издания работы, из которого взят рисунок, схема, таблица и через запятую – номер страницы, на которой в

2. В случае нумерованного списка литературы: в начале приводят слова: «Привод. по: » (приводится по), затем номер источника в списке литературы, из котороговзят рисунок, схема, таблица и через запятую – номер страницы, на которой вэтом источнике помещен данный рисунок, схема, таблица.

При каждом упоминании фамилии авторов обсуждаемых работ, необходимо указывать их инициалы. При этом между инициалами и фамилией необходимо делать неразрывный пробел, для того чтобы инициалы и фамилия всегда располагались на одной и той же строке. При ссылке на еще не опубликованную на русском языке работу при первом упоминании в тексте фамилии ее автора после русскоязычной транскрипции указывается в скобках ее оригинальное написание. Например:Дж. Ливайн (J. Levine) .

Правила оформления библиографического списка

Библиографический список (раздел в конце текста под названием «Список используемых источников») включает в себя литературные, статистические и другие источники, материалы из которых использовались при написании работы. Он состоит из таких литературных источников, как монографическая литература, периодическая литература (статьи из журналов и газет), докторские и кандидатские диссертации и их авторефераты, законодательные и инструктивные материалы, статистические сборники, а также другие отчетные и учетные материалы, web-сайты. Способ построения списка определяется автором. Для эссе рекомендуется два способа.

1. Библиографический список оформляется как нумерованный список по алфавиту фамилий авторов. При алфавитном способе фамилии авторов и заглавий произведений (если автор не указан) размещаются строгопо алфавиту . В одном списке разные алфавиты не смешиваются, иностранные источники размещают в конце перечня всех материалов. Принцип расположения в алфавитном списке – «слово за словом», т.е. при совпадении первых слов – по алфавиту вторых и т.д., при нескольких работах одного автора – по алфавиту заглавий, при авторах-однофамильцах – по идентифицирующим признакам (младший, старший, отец, сын – от старших к младшим), при нескольких работах авторов, написанных им в соавторстве с другими – по алфавиту фамилий соавторов.

2. Библиографический список составляется по тому же алфавитному принципу, но не нумеруется .

Объектами составления библиографической ссылки также являются электронные ресурсы локального и удаленного доступа. Ссылки составляют как на электронные ресурсы в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты, веб-страницы, форумы и т. д.), так и на составные части электронных ресурсов (разделы и части электронных документов, порталов, сайтов, веб-страниц, публикации в электронных сериальных изданиях, сообщения на форумах и т. п.). При указании работ, размещенных в Интернете, необходимо соблюдать те же требования: фамилия и инициалы автора, название работы, место опубликования (URL) и дату посещения Web-ресурса. При оформлении библиографического списка все реквизиты источника указываются строго в определенном порядке (см. Пример).

Пример – Порядок указывания реквизитов разных литературных источников

Тип литературного источника

Порядок указания реквизитов

2) название книги,

3) место издания,

4) название издательства,

5) год издания,

6) количество страниц.

Книга под заглавием

1) название книги,

2) инициалы и фамилия редактора(ов), составителя(лей)

3) место издания,

4) название издательства,

5) год издания,

6) количество страниц.

Статья из журнала

2) название статьи,

3) наименование издания,

4) год издания,

5) номер, выпуск,

6) занимаемые страницы

Статья из сборника

2) название статьи,

3) наименование издания (сборника),

4) место издания,

5) название издательства,

6) год издания,

7) занимаемые страницы.

Источник из Интернет

4) дата посещения Web-ресурса.

Видеозапись

1) название фильма,

2) фамилия и инициалы режиссера,

3) фамилии и инициалы основных актеров,

4) название компании-создателя,

5) место издания,

6) название издательства,

7) количество и тип носителя,

8) год выхода на экран.

Общие требования к написанию эссе на заданную тему

    Эссе должно демонстрировать содержательно-теоретический уровень владения обществоведческой тематикой (проблематикой).

    Текст эссе должен быть сбалансирован. Если высказывается одна точка зрения, то желательно, чтобы в тексте присутствовала и была проанализирована и противоположная ей.

    Необходимо указать источники информации, фактов, цифр, на которые ссылается автор эссе.

    В эссе должно присутствовать творческое начало.

Структура эссе

Эссе должно иметь следующую структуру:

    Вступление (введение) - это отправная идея (проблема), связанная с конкретной темой. Введение определяет тему эссе и содержит определения основных встречающихся понятий.

Наиболее важные понятия, входящие в эссе, систематизируются, иллюстрируются примерами. Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны. Доказательство - совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Структура любого доказательства включает в себя:

    тезис - суждение, которое надо доказать;

    аргументы - суждения, опирающиеся на категории, которые используются при доказательстве истинности тезиса;

    вывод - суждение, логически вытекающее из приводимых автором аргументов.

    Заключение - это окончательные выводы по теме, то, к чему пришел автор в результате рассуждений. Заключение суммирует основные идеи. Заключение может быть представлено в виде суммы суждений, которые оставляют поле для дальнейшей дискуссии.

В ходе проверки эссе перед проверяющим ставятся следующие задачи:

1. Выяснить, адекватно ли понимание выпускником смысла высказывания.

2.Проверить, соответствует ли текст эссе выявленному смыслу высказывания.

3. Установить, соответствует ли раскрытие смысла высказывания заданному содержательному контексту (контексту базовой науки). При этом важно помнить. Что для раскрытия смысла высказывания и аргументации могут привлекаться теоретические положения других содержательных составляющих курса.

4. Выявить наличие/отсутствие в тексте эссе собственной позиции выпускника по анализируемой проблеме.

5. Проанализировать разносторонность и убедительность аргументации выпускником собственной позиции, полноту и адекватность использования понятийного аппарата. Выводов соответствующей базовой науки.

6. Выявить наличие/отсутствие фактического материала, конкретизирующего рассуждения выпускника.

7. Выявить и учесть при оценивании отсутствие обществоведческих (сущностных и терминологических и пр.) и иных (фактических, логических, этических и пр.) ошибок.

Эссе по обществознанию имеет массу своих особенностей, отличающих его от эссе по другим предметам. И главная заключается в том, что оно представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Учащийся должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта.

Структура эссе

Вступление

Очень оригинальная мысль…

Никогда не думал, что ….

Оказывается, что идея о том, что...

Основная часть

Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих, …

Рассмотрим несколько вариантов...

Давайте попробуем порассуждать…

С одной стороны, ...

Заключение

Таким образом,…

К какому же выводу мы пришли...

Выбор темы эссе – ответственная задача и выпускник должен быть уверен в том, что он:

    имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;

    ясно понимает смысл высказывания;

    может выразить свое отношение к нему;

    владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для теоретически грамотного анализа темы;

    сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

Алгоритм написания эссе:

1. Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

а) она интересна вам;

б) вы понимаете смысл этого высказывания;

в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);

3. Определите смысл высказывания (проблему).

4. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания.

    для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта, литературных произведений;

    распределите подобранные аргументы в последовательности;

    придумайте вступление к рассуждению;

    изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

5. Сформулируйте общий вывод работы.

Требования, предъявляемые к эссе:

    Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

    Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

    Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

    Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

    Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

Тезисные (краткие) примеры эссе – т.е. пример того, как правильно раскрыть смысл предложенного для эссе высказывания!!!

С 9.1 Философия «Самое большое счастье для людей, когда государь философ» (Вольтер) 1.Вольтер не единственный мыслитель, который считал, что истинным правителем может быть только философ. 2.За две с лишним тысячи лет до рождения великого француза Платон сформулировал теорию происхождения государства, которую назвал «органической». 3.«Государство, - говорил Платон, - подобно человеческому организму, оно имеет самостоятельную волю и сознание». 4.Правитель, согласно вышеназванной теории, – голова, главная черта его характера – мудрость, а желание состоит в «познании идеальных форм». 5.Идеальные формы «упорядочивают» реальность, превращая ее в организованный порядок. 6.В таком государстве люди, по мысли Платона, счастливы, ибо порядок - это мир, безопасность и благополучие. 7.Следовательно, только философ, размышляющий об идеальных формах, может быть могущественным и одновременно справедливым правителем.С.9.2. Социальная психология «Вы посмотрите на моих детей. Моя былая свежесть в них жива. В них оправдание юности моей» (У. Шекспир) 1.Семья – важнейший социальный институт общества, так как еще Аристотель считал, что именно разрастающаяся семья является исторической предтечей государства. 2.С развитием отношений внутри семьи развивается все общество в целом: важнейшей характеристикой «дикости» является институт «групповой семьи», ступень «варварства» определяет «парный брак», а «цивилизацию» - «моногамия» (терминология Л.Г. Моргана). 3.Семья на всех этапах развития общества обеспечивает важнейшую составляющую бытия человека – процесс «социализации», то есть внутренней и внешней адаптации, трансформирующий индивида в личность. 4.В результате этого процесса – в игре, общении, учебе и труде - формируются социальные и психические свойства личности, ее неповторимая индивидуальность. 5.Прежде всего в семье, в том числе на личном примере родителей, из врожденных способностей складывается психологический облик личности: мировоззрение, моральные устои и ценности. 6.Однако переоценивать возможности социальной функции современной семьи не следует. Огромное влияние на развитие юной личности оказывают школа, масс-медиа (СМИ), молодежные субкультуры. 7.И все же на протяжении всей истории человечества, по меткому выражению русского философа И. Ильина, именно «семья является первичным лоном человеческой культуры», основой любого общества и государства.С 9.3 Экономика «О чем не нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, оно сначала забрало» (Д. Колеман) 1.В условиях тотальной глобализации, интеграции рынков, ограниченности ресурсов государство призвано стать важнейшим субъектом экономической жизни общества. 2.Бюджет, система налогов и сборов, антимонопольное законодательство – вот лишь некоторые рычаги финансово-экономического регулирования, позволяющего обеспечить стабильность общественной жизни. 3.Статьи и объем расходов национального бюджета неразрывно связаны с эффективностью экономических, финансовых и правовых регуляторов государства в области налоговой политики. 4.Так высокие налоговые ставки на экспортируемые природные ресурсы оправданы, в том числе, необходимостью создания льготных режимов, призванных стимулировать, например, развитие малого бизнеса. 5.В экономически развитых странах эффективность социальной инфраструктуры (больницы, школы и т.д.) определяются, в том числе, наличием прогрессивной шкалы подоходного налога, когда «богатые платят за бедных». 6.Перераспределение общественного блага, основанное на экономической эффективности и социальной справедливости, есть единственное оправдание утверждения, вынесенного в заголовок эссе. 7.Забирая налоги «сегодня», государство обязано возвращать их нам «завтра» в виде государственной поддержки национальной экономики, строительства социальных объектов, развития науки, образования, здравоохранения и культуры.С 9.4. Социология «Законы обязаны своей силой нравам» (К.А. Гельвеций) 1.В системе социальных отношений нормативно-правовые акты государства занимают доминирующее место. 2.Однако не только правовые постулаты определяют жизнь общества, но и нормы морали, нравственности, этики и эстетики. 3.Первоначально законы возникают из обычаев, которые в свою очередь формируются на основе нравственно-этических представлений людей о добре и справедливости. 4.Так заповеди Ветхого Завета «Не убий!», «Не укради!» лежат в основе всех правовых систем современности, главными положениями которых являются право на жизнь и право на обладание собственностью. 5.Следует заметить, что в мусульманском (традиционном) праве, напротив, нет четкого разделения на моральные и правовые нормы: ведь Коран – это точное слово Аллаха. 6.Итак, в основе любого закона – христианского, иудейского, мусульманского – лежит не только сила государственного принуждения, но и философско-религиозные, нравственные (то есть социальные) нормы. 7.Ибо, как писал французский государственный деятель XVIII века Жак Неккер: «Люди слишком умны, чтобы рано или поздно не заметить, что нравственность – в природе вещей».С 9.5 Политология «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной» (Б.Н. Чичерин) 1.В современном конституционном праве принято различать права «первого» (личные и политические), «второго» (социально-экономические и культурные) и «третьего» (права отдельных социальных групп – дети, молодежь, женщины и т.д.) поколений. 2.Права «первого поколения», осознание и декларация которых начинается в период Великой Французской революции, являются основными: они призваны обеспечить свободу индивида как члена общества, определяют право участия гражданина в общественно-политической жизни. 3.Реализация личной свободы невозможна без свободы политической: так, провозглашенный Декларацией Независимости США фундаментальный принцип «права на жизнь, свободу и стремление к счастью» в дальнейшем был подкреплен государственной и политической волей – принятием Конституции Северо-Американских Соединенных Штатов. 4.Политические права и свободы граждан (право на мирные собрания, создание профсоюзов и общественных объединений, свобода слова и т.д.) позволяют сформировать гражданское общество для защиты, в том числе, личных прав и свобод от противоправных посягательств со стороны государственной власти. 5.Однако, на мой взгляд, не стоит излишне уповать на возможности и ресурсы «парламентаризма»: например, в современной России у граждан нарастает явное разочарование самой процедурой выборов как инструментом и мерилом демократии. 6.Раздражение и безразличие части избирателей к самому электоральному процессу можно объяснить открытым манипулированием, популистскими обещаниями, некорректными предвыборными PR-акциями и «грязными» предвыборными технологиями. 7.Поэтому каждый гражданин обязан знать свои политические права, умело ими пользоваться, активной жизненной позицией утверждать и защищать ценности Human Rights в повседневной жизни.С 9.6 Правоведение «Плохие законы – худший вид тирании» (Э. Берк) 1.При любой форме государственного устройства социума взаимоотношения между обществом и индивидом характеризуются иерархичностью, следовательно – несоблюдением «золотого правила» правоведов о равнообъемности прав и обязанностей в диалоге личности и государственной власти. 2.Поэтому законы (нормы права) должны точно описывать наиважнейшие общественные отношения, создавать механизмы для максимально комфортного удовлетворения потребностей человека, социальных групп и институтов. 3.Несовершенство законов делает право персонифицированным, судопроизводство – неэффективным, а отношение людей к своим обязанностям – амбивалентным (двойственным). 4.В связи с высокой динамикой развития современного мира часто принятые правовые стандарты и нормы быстро теряют свою актуальность, не будучи заменены новыми. 5.Несовершенство правовой нормы зачастую ведет к девиантности (отклонению) от правила поведения, предписанного государством. 6.К тому же потенциальная угроза применения государственной негативной санкции (наказания) ведет к дискомфорту, фобиям (страхам) у отдельно взятой личности, что в целом отрицательно сказывается на конструктивном диалоге власти и общества. 7.Вот почему плохой закон можно считать высшей формой тирании, вот почему великий римский оратор Марк Туллий Цицерон утверждал, что «несправедливые законы не создают право».

Сочинения по литературе? Какие из них являются обязательными для получения зачета за данный вид выпускных испытаний? Эти вопросы актуальны для старшеклассников, их родителей, педагогов русского языка, а потому заслуживают пристального внимания.

Особенности оценивания

Рассмотрим основные критерии оценивания сочинения по литературе, установленные ФИПИ (Федеральным институтом педагогических измерений). Сочинение рассматривается на соответствие пяти критериям. Первые два считаются основными, именно они влияют на получение зачета за этот вид итогового испытания в 11 классе. Если хотя бы за один из этих двух критериев школьник получает незачет, в таком случае вся работа автоматически не засчитывается. Кроме того, для общего зачета по итоговому сочинению в целом, помимо положительной оценки по двум обязательным критериям, оно должно соответствовать как минимум одному из оставшихся трех.

В критерии оценивания итогового сочинения по литературе входит и учет объема работы (не менее 250 слов). Эксперты советуют выпускникам использовать в своей работе 350 слов, включая служебные частицы. На всю работу дается 3 часа 55 минут.

Соответствие теме

В критерии оценивания итогового сочинения по литературе входит проверка содержания. Выпускник демонстрирует свои рассуждения по предложенной теме, выбирает путь для ее полного раскрытия. К примеру, он предлагает свой ответ на вопрос, который поставлен в предложенном задании. Также старшеклассник может продемонстрировать свои размышления над заданной проблемой, построить на основе тезиса связный рассказ.

Критерии оценивания сочинения по литературе предполагают выставление незачета в том случае, если содержание не связано с темой, нет коммуникативного замысла, не прослеживается определенной цели взятого высказывания.

Привлечение аргументов из литературного материала

В критерии оценивания сочинения по литературе входит анализ умения применять при построении собственного суждения на заданную тему конкретного литературного материала. Предполагается оценка способности аргументировать позицию.

В критерии оценивания декабрьского сочинения по литературе входит обязательное привлечение выпускником одного произведения мировой либо отечественной литературы.

В своем рассуждении школьник самостоятельно выбирает способ применения литературного материала, демонстрирует различный уровень его осмысления. Например, от проблематики, сюжета, тематики осуществляется переход к комплексному анализу художественного текста в аспекте заданной темы.

Критерии оценивания сочинения по литературе предполагают выставление незачета по этому показателю в том случае, если при написании рассуждения не был привлечен литературный материал. Также неудовлетворительная отметка выставляется при искажении смысла и основного содержания источников, при беглом упоминании текстов, то есть при отсутствии опоры на литературное произведение.

Композиция

Что еще должно включать итоговое сочинение по литературе? Критерии оценивания, требования к работам старшеклассников предполагают анализ композиции работы. Этот критерий направлен на анализ умения выстраивать логически рассуждение на выбранную тему.

Выпускник должен аргументировать собственные мысли, выдерживая соотношение между доказательствами и предложенным тезисом. Незачет выставляется за данный критерий в том случае, если выявлены серьезные логические нарушения, которые мешают осознанию смысла рассуждения. Также неудовлетворительная отметка выставляется при отсутствии тезисной и доказательной части в работе.

Качество речи

В официальные критерии оценки итогового сочинения входит проверка речевого оформления текста работы. Выпускник должен точно выражать свои мысли, использовать различную лексику, несколько грамматических конструкций. В случае необходимости допускается употребление терминов. В итоговом сочинении не должно быть речевых штампов.

Незачет по этому критерию выставляется в том случае, если из-за низкого качества речи существенно затрудняется осознание общего смысла работы. Во всех остальных случаях старшеклассник получает зачет по данному критерию.

Грамотность

Критерии и нормы оценивания по литературе предполагают анализ грамотности выпускника. Незачет выставляется в тех случаях, когда в сочинении допущены грамматические, речевые, пунктуационные, орфографические ошибки (и суммарное количество определяется соотношением: на 100 слов 5 ошибок).

Алгоритм работы над итоговым сочинением

Какие требования установлены ФИПИ? Сочинение по литературе, критерии оценивания которого приведены выше, пишется по определенному алгоритму. Преподаватели литературы знакомят старшеклассников с методикой написания выпускного сочинения, чтобы ребята успешно справились с этим серьезным испытанием.

Шахматистом Давидом Бронштейном было придумано 18 способов проведения шахматной партии за 40 минут. Каково количество итоговых сочинений по литературе? Вопрос о том, актуален для всех старшеклассников. Проанализируем несколько вступлений, которые помогут выпускникам получить зачет за декабрьское сочинение.

Вступление

Оно должно быть небольшим по объему. Достаточно составить два-три предложения, которые помогут привлечь внимание рецензентов к творческой работе. Существует несколько видов вступлений:

  • лирическое;
  • сравнительное;
  • биографическое;
  • аналитическое;
  • историческое.

При выборе исторического вступления необходимо дать небольшую характеристику используемой эпохи. Такой вариант начала творческой работы обладает существенным недостатком: сочинение нельзя будет считать оригинальным.

Аналитический вид предполагает толкование того понятия, что вынесено в заголовок. Например, можно дать определение чести, рассуждая о гражданском долге и нравственности.

Биографическое вступление базируется на особенностях работы над произведением, фактах из жизни и деятельности ее автора.

При выборе сравнительного начала для своей творческой работы, выпускник приводит несколько литературных произведений, схожих по тематике, дает их сравнительный анализ.

В лирическом вступлении можно использовать связь темы сочинения с собственным жизненным опытом. Е.И. Ильин предложил пользоваться следующими видами таких вступлений:

  • академическим, для этого нужно знать в совершенстве биографию писателя;
  • от своего лица, демонстрируя в творческой работе собственные суждения по предложенной проблематике;
  • цитатным, подразумевающим использование литературного произведения;
  • киношным, в котором придется выдержать всю творческую работу.

В книге В.Н. Мещерякова «Учимся начинать и заканчивать текст» предлагаются интересные виды вступлений для выпускного сочинения:

  • реальное и возможное;
  • приглашение к интересному диалогу;
  • сущее и должное;
  • свершившееся и ожидаемое.

Вступление необходимо для того, чтобы тема сочинения стала конкретным вопросом, ответ на который будет представлен в основной части. Он должен содержать некий конфликт, противоречие, направлять на серьезные размышления. На протяжении всего сочинения школьник должен проверять, найден ли им ответ.

К примеру, при написании сочинения по теме «Образ Чацкого в комедии "Горе от ума"» можно использовать такой вариант вступления.

«Одним из основных вопросов современного общественного сознания считаю следующую формулировку: "Умен либо глуп Чацкий?"» Выбран вопрос, внутри которого находится серьезный конфликт.

В основной части сочинения можно рассуждать о глупости, уме, привести цитату, дать ее подробный анализ. Заключение в творческой работе должно содержать ответ на вопрос, поставленный во вступлении.

Основная часть сочинения

По объему она должна составлять примерно ¾ всей работы. Ученик здесь излагает свои мысли так, чтобы показать ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения. Итак, в экзаменационной работе по литературе, которая является обязательной для всех одиннадцатиклассников, должно быть три компонента: вступление, основная часть, логическое заключение. Каждый абзац содержит одну тему, одну мысль.

Для связи их между собой необходимо применять следующие обороты:

  • «хочу сказать…»;
  • «теперь рассмотрим».

Неплохой связкой станет применение соединительных слов, противопоставлений, переходов.

Заключение

Для того чтобы получить аттестат о среднем образовании, нужно успешно пройти несколько испытаний. В их числе - итоговое сочинение по литературе. ФИПИ разработало определенные критерии, по которым проводится проверка итоговых сочинений старшеклассников. Для того чтобы их рассуждение было оценено положительно (зачтено), эксперты должны отметить не меньше двух обязательных критериев.

Этого достаточно для допуска к основной экзаменационной сессии, но мало для выпускников, планирующих после школы обучение в престижных высших учебных заведениях. Только при получении зачета по всем пяти критериям можно рассчитывать на дополнительные баллы.

Критерии оценивания

Для начала остановимся на критериях оценки эссе, потому что если завалить один важный критерий, то всё эссе пойдёт насмарку. Речь идёт о критерии K1 – раскрытие смысла высказывания . Если выпускник неверно раскрыл смысл высказывания, то есть не обозначил поставленную автором проблему, и эксперт выставил по критерию K1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется, и по остальным критериям (K2, KЗ) выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание C9

Баллы

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт
ИЛИ содержание ответа даёт представление о его понимании

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании

Характер и уровень теоретической аргументации

Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл

Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы

Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения

Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют)
ИЛИ используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой

Качество фактической аргументации

Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников)

Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления
ИЛИ приведен(-ы) пример(-ы) из источника одного типа

Фактическая информация отсутствует
ИЛИ приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису

Максимальный балл

Именно в соответствии с указанными критериями будет проверяться и оцениваться ваше эссе.

Структура эссе

3. Смысл высказывания.

4. Собственная точка зрения.

5. Аргументация на теоретическом уровне.

6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.

1. Выбор высказывания

Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что

Владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;

Чётко понимаете смысл высказывания;

Можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);

Знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);

Сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

2. Определение проблемы высказывания
Для более чёткой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто:

Основные проблемы базовых социально-гуманитарных наук

Философия

Соотношение материи и сознания.

Пространство и время как формы бытия.

Движение и развитие как способы существования.

Проблема сущности сознания.

Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного.

Бесконечность процесса познания.

Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм.

Соотношение субъекта и объекта познания.

Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.

Интуиция и ее роль в познании.

Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.

Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

Взаимодействие природы и общества.

Экологическая проблема и пути ее решения.

Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение.

Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности.

Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.

Многовариантность общественного развития.

Сущность цивилизации.

Основные подходы к изучению общества.

Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.

Духовная жизнь общества.

Общественное сознание, его структура и формы.

Наука как форма общественного сознания.

Эстетическое сознание. Философское понимание искусства.

Религия как форма культуры, тип мировоззрения.

Нравственное сознание. Философское понимание морали.

Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.

Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.

Роль народных масс и личности в истории.

Глобализация общественной жизни.

Социальная психология

Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.

Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения.

Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека.

Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений.

Психологический климат коллектива.

Человек среди людей.

Сущностные характеристики малой группы.

Взаимоотношения индивида и группы.

Особенности формирования групп.

Роли, нормы и статус личности.

Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы.

Самоопределение как выбор собственной позиции.

Рассогласование между притязаниями и возможностями людей.

Взаимосвязь основных сфер социализации личности.

Национальная идентичность.

Социальное взаимодействие.

Значение коммуникационного процесса.

Сущность социального конфликта.

Взаимоотношения личности и коллектива.

Источники социального прогресса. Социальное развитие.

Семейные взаимоотношения.

Конфликт «отцов и детей».

Сущность толпы и стадный инстинкт.

Социально-психологический портрет лидера.

Семейные взаимоотношения.

Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.

Экономика

Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей.

Проблема экономического выбора.

Факторы производства и их значение в экономике.

Труд как вид деятельности и экономический ресурс.

Капитал как экономический ресурс.

Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности.

Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике.

Сущность и функции денег в экономике.

Эффективность использования ресурсов.

Значение общественного разделения труда.

Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация.

Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.

Роль торговли в развитии общества.

Стимулы и эффективность производства.

Справедливость в распределении социальных благ.

Сущность рыночных отношений.

Роль государства в регулировании экономики.

Социология

Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы.

Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей.

Социальные неравенство и борьба.

Сохранение стабильности общественной жизни.

Поступательное изменение (прогресс) организации общества.

Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей.

Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.

Специфические качества города.

Социальная природа знания, мышления, деятельности общества.

Процессы передачи информации между социальными группами.

Молодёжь как социальная общность.

Особенности социализации вступающих в жизнь поколений.

Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций.

Социальная мобильность.

Выполнение различных социальных ролей.

Наука как социальный институт.

Социальные функции науки.

Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.

Взаимодействие религии и общества.

Семья как социальный институт и малая группа.

Структура и функции семьи, образцы семейного поведения.

Отношение человека к труду, его социальная активность.

Влияние глобализации на локальную жизнь.

Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения.

Национальное самосознание.

Тенденции межнациональных отношений.

Межэтнические конфликты.

Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения.

Политология

Политическая система общества и ее роль в жизни общества.

Место и роль государства в политической системе общества.

Партии и общественные движения в политической системе общества.

Особенности современных политических отношений.

Субъекты политики.

Мировая политика и международные отношения.

Типы отношения человека к политике.

Регулирование политического поведения и политической деятельности.

Соотношение целей и средств в политике.

Политический прогресс и его критерии.

Соотношение экономики, политики и права.

Сущность и особенности политической власти.

Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы.

Политический режим: понятие и признаки.

Сущность демократического режима.

Тоталитарный режим.

Политическая система общества: понятие, функции и структура.

Происхождение государства.

Сущность и признаки государства.

Государственный суверенитет.

Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

Форма государства и ее элементы.

Соотношение общества и государства.

Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

Соотношение и взаимосвязь государства и права.

Правовое государство: понятие и принципы.

Разделение властей как принцип правового государства.

Государство и личность: взаимная ответственность.

Понятие, функции, виды и структура политических партий.

Партийные системы.

Общественно-политические движения, группы давления.

Политические отношения.

Политический плюрализм.

Сущность и структура политического процесса.

Революция и реформа как виды политических преобразований.

Политическая модернизация.

Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса.

Политические кампании: их стратегия и тактика.

Популизм: понятие и признаки.

Прямая и представительная демократия.

Политическое решение.

Сущность и функции политического лидерства.

Политическое сознание: понятие, структура, функции.

Роль идеологии в политике.

Политическая культура: понятие и структура, типы.

Взаимодействие личности, общества и государства.

Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.

Взаимодействие института права с другими социальными институтами.

Правоведение

Право как регулятор общественной жизни.

Социальная ценность права.

Сущность и специфические признаки государства.

Политическая система и роль государства в ней.

Право и мораль: сходства и различия.

Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс.

Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.

Государство и гражданское общество.

Понятие, признаки социального государства.

Правовой нигилизм и пути его преодоления.

Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений.

Сущность юридической ответственности.

Правовая культура.

После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:
Данная проблема является актуальной в условиях...

...глобализации общественных отношений;

...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;

...обострения глобальных проблем современности;

...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;

...развития международной интеграции;

...современной рыночной экономики;

...развития и преодоления мирового экономического кризиса;

...жесткой дифференциации общества;

...открытой социальной структуры современного общества;

...формирования правового государства;

...преодоления духовного, нравственного кризиса;

...диалога культур;

...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).

3. Формулировка основной мысли высказывания
Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише:

«Смысл данного высказывания состоит в том, что...»

4. Определение своей позиции к высказыванию
Здесь можно согласиться с автором полностью , можно частично , опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише:

«Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»

«Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»

«А не задумывались ли вы над тем, что...?»

5-6. Аргументация собственного мнения
Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения.
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
1. Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).
2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:
а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
б) обращение к личному опыту.

При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:
1. Подтверждают ли они моё мнение?
2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
4. Убедительны ли они?
Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы» .

7. Вывод
Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений , подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.
Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:
«Таким образом, можно сделать вывод...»
«Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»

Оформление эссе

Нужно помнить, что эссе - небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляется связный текст, используются слова-связки, уделяется внимание грамотному написанию обществоведческих терминов .
Текст эссе желательно разбить на абзацы , каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку.
Готовое эссе нужно проанализировать на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы (см. выше).

Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него

Краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.);

Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;

Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

Указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Требования к работам выпускников

При всем разнообразии подходов к технологии написания эссе по обществознанию можно выявить ряд требований, которые в любом случае необходимо выдержать:

2) соответствие содержания эссе заявленной проблеме;

3) выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы, на которые указывает автор высказывания;

4) аспекты проблемы должны быть раскрыты в заданном научном контексте;

5) четкая определённость позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания;

6) обоснование собственной позиции на теоретическом уровне;

7) подкрепление приведённых теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта;

8) логичность рассуждений выпускника;

9) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок;

10) соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка.

К объёму эссе по обществознанию нет жёстких требований. Он зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления выпускника, наличие времени. Главное внимание уделяется качеству работы, адекватности и полноте раскрытия проблемы.

Основные ошибки и недостатки в работах выпускников

Анализ работ выпускников позволяет выделить некоторые типичные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания эссе.

При формулировании проблемы и смысла высказывания автора:

1) С одной стороны, непонимание и неумение вычленить проблему высказывания связано с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе.

2) Неумение сформулировать проблему часто связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам.

3) Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний.

4) Подмена проблемы авторской позицией - связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема - это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора - это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.

При высказывании и аргументации собственной позиции:

1. Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре.

2. Довод выпускника лишь повторяет высказывание.

3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий.

4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).

5. Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе.

6. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.

Для удобства на черновике можно составить таблицу с основными идеями, например:

Примеры для работы с выказывания

1. Цитата

«Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны».

(Ф.Аквинский)

Проблема сознательного регулирования поведения людей является актуальной в условиях современного общества, характеризующегося усилением взаимозависимости и взаимосвязи людей друг с другом.

3. Смысл высказывания

Главным проявлением сознательности поведения человека Фома Аквинский считает возможность человека определять свое поведение в соответствии с личным свободным выбором. Автор уверен, что лишь в этом случае он должен нести ответственность за свои действия, только тогда социальные санкции имеют смысл и способны воздействовать на индивида.

Способы сознательного регулирования поведения человека.
Свобода и ответственность в поведении человека.
Пределы, в которых осуществляется выбор.
Роль социальных санкций в формировании определённого типа поведения людей в обществе.

5. Примеры

1. Солдат, исполняющий приказ, не несет ответственности за свои действия, если он находится при исполнении обязанностей, так как у него нет свободы выбора.
2. Невменяемый душевнобольной человек в силу психического расстройства не в состоянии делать осознанный выбор поведения, поэтому УК РФ не рассматривает его в качестве субъекта совершения преступления и не предусматривает его уголовной ответственности.

1. Цитата

«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество».

(В.Г.Белинский)

Проблема биосоциальной сущности человека, механизмы социализации.

4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:

Человек – живой организм, биологические потребности, биологически наследуемые черты.
Понятие социализации, её этапы, механизмы, направления.
Агенты социализации.
Роль социального контроля в формировании личности.

5. Примеры

1. Длительное отсутствие сна у человека разрушает его способность к познавательной деятельности, к адекватному поведению, самоконтролю.
2. Факты существования детей-маугли.

1. Цитата

«Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования».

(Лао-Цзы)

Проблема характера взаимоотношения государства и граждан, степени легитимности государственной власти является актуальной в условиях современных политических процессов, происходящих в мире.

3. Смысл высказывания

Автор утверждает, что степень уважения и готовность населения подчиняться государственной власти зависят прежде всего от личностных качеств правителей, их профессионализма, средств и методов воздействия на общество.

4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:

Какими качествами обладают правители – великие мудрецы?
При каких условиях государственная власть не раздражает общество?
Государство должно выражать интересы всего общества, чтобы не было угнетенных.
Оно должно реализовывать принцип социальной справедливости.
Преобладающим методом должно стать убеждение, а не принуждение.
Нравственный, моральный облик правителей, их преданность делу, строгое соблюдение закона.

5. Примеры

1. Реализация идеи социального партнерства в современных Швеции, Дании, Австрии, основанного на согласии и взаимной ответственности бизнеса, власти, наемных работников. В Дании самые высокие в мире налоги, а жители этой страны считают себя самыми счастливыми людьми.
2. Противоположным примером является фашистская Германия: дискриминационная, агрессивная политика Гитлера привела к расколу немецкого общества, многочисленным жертвам и краху государства, что тяжелым бременем легло на плечи простых граждан.

1. Цитата

«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».

(М.Бакунин)

Проблема свободы личности в обществе является актуальной в условиях формирования правового государства.

4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:

Понятие свободы.
Границы свободы.
Свобода и ответственность.
Социальные гарантии свободы.
Закон как ограничитель свободы в правовом государстве.

5. Примеры

1. Право слушать громкую музыку, заниматься творчеством (КоАП РФ вводит ограничение до 23.00) не должно препятствовать осуществлению права на отдых других людей.
2. Свобода предпринимателя в области производства продуктов питания ограничивается требованиями соблюдения определённых санитарных норм, установленных законом.

1. Цитата

«Культура есть неотвратимый путь человека и человечества».

(Н.Бердяев)

Проблема культуры как совокупности средств и способов преобразования мира человеком и все результаты этого преобразования.
ИЛИ Проблема духовной культуры как способа реализации творческих потребностей и способностей человека. Аспект культурной преемственности как способ сохранения и развития человечества.

4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:

Понятие культуры в широком и узком смысле слова.
Виды культуры: индивидуальная, коллективная.
Типология культуры: народная, массовая, элитарная.
Проблема диалога культур.
Роль культуры в формировании личности индивида.

5. Примеры

1. Школьница пишет стихи, занимается живописью – она вносит свой вклад в культуру.
2. Проявления молодежных субкультур (эмо, готы, панки).

Памятка.

Убедительны ли они?

Какие существуют основания для повышения (и понижения)оценки за эссе?

Рассмотрим основания для выставления высоких и низких баллов

Основания для более высокого балла.
  1. При раскрытии смысла высказывания выделены несколько взаимосвязанных аспектов.
  2. Теоретические положения развернуты в систему обоснования.
  3. Приводимые примеры взяты из различных областей общественной жизни.
  4. В рассуждениях используется «доказательство от противного».
  5. Уместно и корректно использованы примеры из личного социального опыта.
  6. Используются примеры из других учебных курсов – истории, географии, литературы.
  7. Работа отличается целостностью, завершенностью и соразмерностью частей.
Основания для более низкого балла.
  1. Среди приведенных теоретических положений встречаются ошибочные суждения и неточности.
  2. Содержится много «информационного шума» - положений, не имеющих непосредственного отношения к теме, повторы одной и той же мысли, поданной в другом словесном выражении.
  3. Используемые примеры слабо связаны с теоретическим обоснованием.

Также хотелось бы добавить, что экзаменационное эссе оцениваются конкретными людьми. Чтобы эксперт, проверяющий в день от 50 до 80 работ, отметил какое-то эссе как заслуживающее внимание, данное эссе должно не только отвечать всем вышеизложенным требованиям, но и отличаться определенной оригинальностью, неординарностью и самобытностью - это подразумевается самим жанром эссе. Поэтому выпускнику необходимо не только изложить теоретический и фактический материал по теме, но и приятно удивить нестандартностью и гибкостью своего мышления.

Какова структура эссе?

Напоминаем: на экзамене по обществознанию существуют временные ограничители, которые влияют на написание эссе. Поэтому целесообразно продумать структуру вашего мини-сочинения, которая позволит высказать и аргументировать собственную точку зрения.

1. Понимание высказывания ясно и четко выраженное. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание и сущность.

2. Определение личной позиции по выбранному высказыванию: «Я согласен(на) с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен(на), и то, что кажется мне спорным».

3. Основная часть эссе представляет собой развернутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Здесь должны быть представлены:

Суждения (аргументы), определение ключевых обществоведческих понятий, помогающих раскрытию темы;

Доказательства, т.е факты и примеры, поддерживающие суждения, точку зрения;

Рассмотрение и опровержение контраргументов.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта. Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше не перегружать работу бесчисленными аргументами, при этом конечно нужно помнить, что один аргумент кажется неубедительным.

4. Вывод, кратко подводящий итог размышлениям и рассуждениям. Заключение может содержать повторение основного суждения, мнения; краткий обзор аргументации в защиту главного вывода.

Самые ответственные части работы - вступление и заключение. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет обществоведческие аспекты темы. Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая рассуждения.

Что должно быть в эссе?

Мини-сочинение (эссе) на тему афористичного высказывания должно:

Восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной;

Иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре;

Демонстрировать знание и осмысленное использование вами теоретических понятий, терминов, обобщений;

Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

Философия.

1. Соотношение материи и сознания.

2. Пространство и время как формы бытия.

3. Движение и развитие как способы существования.

4. Проблема сущности сознания.

5. Особенности психики человека.

6. Соотношение сознательного и бессознательного.

7. Бесконечность процесса познания.

8. Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм.

9. Соотношение субъекта и объекта познания.

10. Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.

11 .Интуиция и ее роль в познании.

12. Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.

13.Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

14. Взаимодействие природы и общества.

15.Экологическая проблема и пути ее решения.

16. Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение.

17. Соотношение личности и общества.

18. Соотношение свободы и ответственности личности.

19. Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.

20. Многовариантность общественного развития.

21. Сущность цивилизации.

22. Основные подходы к изучению общества.

23. Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.

24. Духовная жизнь общества.

25. Общественное сознание, его структура и формы.

26. Наука как форма общественного сознания.

27. Эстетическое сознание.

28. Философское понимание искусства. 29.Религия как форма культуры, тип мировоззрения.

30. Нравственное сознание.

31. Философское понимание морали.

32. Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.

33. Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.

34. Роль народных масс и личности в истории.

35. Глобализация общественной жизни.

Социальная психология

1. Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.

2. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения.

3. Внутриличностный конфликт-конфликт социальных ролей одного человека.

4. Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений.

5. Психологический климат коллектива.

6. Человек среди людей.

7. Сущностные характеристики малой группы.

8. Взаимоотношения индивида и группы.

9. Особенности формирования групп.

10. Роли, нормы и статус личности.

11. Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы.

12. Самоопределение как выбор собственной позиции.

13. Рассогласование между притязаниями и возможностями людей.

14. Взаимосвязь основных сфер социализации личности.

15. Национальная идентичность.

16. Социальное взаимодействие.

17. Значение коммуникационного процесса.

18. Сущность социального конфликта.

19. Взаимоотношения личности и коллектива.

20. Источники социального прогресса.

21. Социальное развитие.

22. Семейные взаимоотношения.

23. Конфликт «отцов и детей».

24. Сущность толпы и стадный инстинкт.

25. Социально-психологический портрет лидера.

26. Семейные взаимоотношения.

27.Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.

Экономика

1. Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей.

2. Проблема экономического выбора.

3. Факторы производства и их значение в экономике.

4. Труд как вид деятельности и экономический ресурс.

5. Капитал как экономический ресурс.

6. Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности.

7. Факторы, определяющие производительность и конкурен­тоспособность производства в современной экономике.

8. Сущность и функции денег в экономике.

9. Эффективность использования ресурсов.

10. Значение общественного разделения труда.

11 .Две стороны общественного разделения труда - специализация и кооперация.

12. Польза общественной кооперации труда: совместная работа,

обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

13. Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.

14. Роль торговли в развитии общества.

15.Стимулы и эффективность производства.

16. Справедливость в распределении социальных благ.

17. Сущность рыночных отношений.

18. Роль государства в регулировании экономики.

Социология.

1. Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы.

2. Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей.

3. Социальные неравенство и борьба.

4. Сохранение стабильности общественной жизни.

5. Поступательное изменение (прогресс) организации общества.

6. Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей.

7. Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.

8. Специфические качества города.

9. Социальная природа знания, мышления, деятельности общества.

10. Процессы передачи информации между социальными группами.

11. Молодёжь как социальная общность.

12. Особенности социализации вступающих в жизнь поколений.

13. Особенности образа жизни молодёжи.

14. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентации.

15. Социальная мобильность.

16. Выполнение различных социальных ролей.

17. Наука как социальный институт.

18. Социальные функции науки.

19. Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.

20. Взаимодействие религии и общества.

21. Семья как социальный институт и малая группа.

22. Структура и функции семьи, образцы семейного поведения.

23. Отношение человека к труду, его социальная активность.

24. Влияние глобализации на локальную жизнь.

25. Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения.

26. Национальное самосознание.

27. Тенденции межнациональных отношений.

28. Межэтнические конфликты.

29. Национальные особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения.

Политология.

1. Политическая система общества и ее роль в жизни общества.

2. Место и роль государства в политической системе общества.

3. Партии и общественные движения в политической системе общества.

4. Особенности современных политических отношений.

5. Субъекты политики.

6. Мировая политика и международные отношения.

7. Типы отношения человека к политике.

8. Регулирование политического поведения и политической деятельности.

9. Соотношение целей и средств в политике.

10. Политический прогресс и его критерии.

11. Соотношение экономики, политики и права.

12. Сущность и особенности политической власти.

13. Природа и функции политической власти.

14. Легитимность политической власти и ее типы.

15. Политический режим: понятие и признаки.

16. Сущность демократического режима.

18. Тоталитарный режим.

19. Политическая система общества: понятие, функции и структура.

20. Происхождение государства.

21. Сущность и признаки государства.

22. Государственный суверенитет.

23. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

24. Форма государства и ее элементы.

25. Соотношение общества и государства.

26. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

27. Соотношение и взаимосвязь государства и права.

28. Правовое государство: понятие и принципы.

29. Разделение властей как принцип правового государства.

30. Государство и личность: взаимная ответственность.

31. Понятие, функции, виды и структура политических партий.

32. Партийные системы.

33. Общественно-политические движения, группы давления.

34. Политические отношения.

35. Политический плюрализм.

36. Сущность и структура политического процесса.

37. Революция и реформа как виды политических преобразований.

38. Политическая модернизация..

39. Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса.

40. Политические кампании: их стратегия и тактика.

41. Популизм: понятие и признаки.

43. Политическое решение.

44. Сущность и функции политического лидерства.

45. Политическое сознание: понятие, структура, функции.

46. Роль идеологии в политике.

47. Политическая культура: понятие и структура, типы.

48. Взаимодействие личности, общества и государства.

49. Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентации и стремлений, свойственных различным социальным группам.

50. Взаимодействие института права с другими социальными институтами.

Право

1. Право как регулятор общественной жизни.

2. Социальная ценность права.

3. Сущность и специфические признаки государства.

4. Политическая система и роль государства в ней.

5. Право и мораль: сходства и различия.

6. Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс.

7. Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.

8. Государство и гражданское общество.

9. Понятие, признаки социального государства.

10. Правовой нигилизм и пути его преодоления.

11. Правонарушения: понятия, признаки и состав.

12. Виды правонарушений.

13. Сущность юридической ответственности.

14. Правовая культура.

Как приводить аргументы?

Напоминаем, что аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом.

Теоретический уровень предполагает опору прежде всего на знания обществоведческого материала (понятий, признаков, факторов, направлений научной мысли, раскрытия противоречий, освещение гипотез и т.д.)

Эмпирический уровень предусматривает освещение проблемы в трех направлениях:

1) использование примеров из истории и литературы;

2) обращение к социальным реалия;

3) опора на личный опыт.

Памятка.

1. Познакомьтесь с предложенными темами

2. Определите, к какой базовой науке относится каждая тема

3. Определите смысл предложенных высказываний, ответив на вопрос: Что хотел сказать автор?

4. Осмыслите проблему в контексте базовых наук, ответив на вопросы:

С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема?

Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?

5. Выбирая тему, вы должны быть уверены, что:

Имеете неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;

Ясно понимаете смысл высказывания (что хотел сказать автор);

Можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);

Владеете обществоведческими терминами, необходимыми для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые вы хотите употребить должны относиться непосредственно к теме эссе);

Сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции

Видите различные стороны (аспекты) поднятой в высказывании проблемы и сможете их охарактеризовать.

Помните, что Вы должны строить свой ответ на основании именно конкретного высказывания, а не области знаний в целом.

6. Сформулируйте свое отношение к высказыванию, ответив на вопросы:

7. Выявите основные аспекты проблемы.

8. Определите обществоведческие термины, понятия и обобщения, необходимые вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне. Ответьте на вопросы:

Какие известные вам из курса обществознания понятия и термины вы должны использовать?

Какие теоретические обобщения вы должны учесть?

9. Отберите факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, убедительно обосновывающие вашу позицию. Ответьте на вопросы:

Какими фактами, примерами вы можете подтвердить свое мнение?

Убедительны ли они?

10. Напишите текст своего мини-сочинения. Перечитайте его. Помните, что суждения и аргументы в эссе должны быть раскрыты с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал, а в самом тексте должны быть освещены различные аспекты проблемы.

Каковы критерии оценивания эссе?

Экзаменационная работа ЕГЭ по обществознанию в части С оценивается специально обученными экспертами. В их состав входят учителя школ и преподаватели общественных дисциплин ВУЗов.

На едином государственном экзамене по обществознанию при оценивании ответа по заданию С9 экспертами учитываются следующие элементы:

К1 - Раскрытие смысла высказывания - 1 балл.

К2 - Представление и пояснение собственной позиции - 1 балл.

К3 - Характер и уровень приводимых суждений и аргументов (здесь учитывается раскрытие разных аспектов проблемы, характер аргументации, способность экзаменуемого сочетать теоретическое обоснование и фактическое подтверждение, выходящее за рамки повседневных представлений) - 3 балла.

Само оценивание идет по накопительной схеме: реализация каждой новой позиции прибавляет к уже накопленным новые баллы. Их количество по критерию К1 и КЗ колеблется от одного до трех баллов в зависимости от уровня реализации данной позиции.

Таким образом, за выполненное задание С9, соответствующее в полном объеме представленным критериям можно получить максимальный балл 5.

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, КЗ) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.