ТРИ ТОВАРИЩА

Главный герой, Роберт Локамп, приходит на работу рано утром и видит неуклюже танцующую старуху, уборщицу Матильду Штосс. Застает он ее в таком виде не первый раз и знает, что причина танцев - оставленный на виду вечером коньяк. Но у него сегодня день рождения, и, вместо того что­бы отругать старуху, Локамп угощает ее гавайским ромом. Обрадованная тем, что ее грешок забыт, старуха благодарит его и, прославляя именинни­ка, уходит. Локамп садится за стол, достает лист бумаги и пытается записать то, что было с ним за тридцать лет. Чувство у него такое, что ему одно­временно шестнадцать лет и шестьдесят. Настоя­щая жизнь для него началась с восемнадцати лет, когда он стал новобранцем. Война, революция, голод, путч, смерть матери. Сейчас он работает в «Аврема» - «Авторемонтной мастерской Кестера и Ко». Прошлое, по словам Роберта, иногда вдруг нака­тывает и впивается в него своими мертвыми гла­зами, но для этих случаев есть водка. Приходят Ленц и Кестер, фронтовые товарищи и компаньо­ны Локампа. Готтфрид Ленц преподносит другу гороскоп и амулет, шесть бутылок рома «вдвое старше» именинника решено распить на природе. Отработав день, друзья садятся в свой старенький гоночный автомобиль «Карл» и едут развлекать­ся. Главное развлечение на дороге - пользуясь неприглядным видом машины, провоцировать других водителей на обгон, в результате оставляя их с носом. Ленц, называющий себя последним ро­мантиком, утверждает, что «Карл» играет воспи­тательную роль: учит ценить творческое начало, заключенное в неприметной оболочке. На этот раз Отто Кестер обгоняет «бьюик». Когда товарищи ос­танавливаются у ресторации, водитель «бьюика», Биндинг, нагоняет их. Выходит из машины его мо­лодая спутница Патриция Хольман. Пассажирку в пылу азарта товарищи просто не заметили. Пос­ле знакомства решено поужинать вместе. Биндинг рассматривает «Карла», дискутирует об автомо­билях с Кестером, поет солдатские песни в бесед­ке с Ленцем.

За столом остаются Отто, Роберт и Пат. Робер­та притягивает девушка, но он не может привлечь ее внимание. Зато проходит утренняя грусть, и Ло­камп впадает в удивительное состояние: «Казалось, все безразлично, лишь бы быть живым». Новыми глазами он смотрит на Пат, и ему не хочется так просто отпускать ее. Сказав, что он беспокоится, как нетрезвый Биндинг доедет до дома, он спрашива­ет у девушки номер телефона.

Следующим утром, в воскресенье, Роберт нето­ропливо собирается и выходит из пансиона фрау Залевски. Пансион стоит рядом с кладбищем, луна-парком, кафе «Интернациональ», где ожидают клиентов проститутки, и залом собраний Армии спасения. Там Роберт живет уже много лет, его со­седи - одинокие, неустроенные в жизни люди, они или уже потеряли работу, или живут в страхе по­терять ее. Это постоянно ссорящиеся из-за безде­нежья супруги Хассе, секретарша Эрна Бениг, рус­ский граф Орлов - наемный партнер для танцев; студент Георг Блок, не находящий работы, чтобы оплатить учебу. Круг общения Роберта невелик: фронтовые товарищи и проститутки из кафе, счи­тающие его своим другом.

Весь день Робби бесцельно ходит по городу. Ве­чером приходит в мастерскую, помогает Отто с ре­монтом «кадиллака», который они намерены затем выгодно продать. Отказавшись идти на бокс, Ро­берт возвращается в пансион и навещает соседа. Решившись наконец позвонить Патриции, он заста­ет ее дома. Раздражение и недовольство исчезают. Роберт интересуется, как вчера доехали, и пред­лагает Пат встретиться послезавтра. После, пере­думав, идет на бокс. Теперь все окружающее ка­жется ему уютным.

Во вторник утром «кадиллак» готов. Друзья со­чиняют объявление о продаже и тут же получают новую работу: нужно восстановить «форд», попав­ший в аварию. Полупьяный булочник врезался на нем в кирпичную стену, его беременная жена по­гибла от потери крови, он же не скорбит, а стре­мится извлечь из страховки большую выгоду.

Свидание с Пат назначено на пять часов в ка­кой-то дамской кондитерской, им в ней неуютно, Роберт предлагает пройти в бар. Там привычная атмосфера: сослуживец Валентин Гаузер, ежед­невно отмечающий то, что остался жив; вышко­ленный бармен Фред, полумрак и прохлада. Пат ка­жется герою неприступной амазонкой, существом из другого мира. Он давно не общался с девуш­ками и просто утратил навык общения наедине.

Кафе слишком шумное, в тишине бара непринуж­денный разговор не получается. Тогда Роберт за­казывает ром, и он развязывает ему язык. Проводив Пат, Робби ужасается: чего он только ей не набол­тал, к тому же ничего не помнит! Поскандалив с прохожим, он возвращается в бар и напивается до зеленых чертиков. Друзьям о встрече с Пат Ро­берт не рассказывает.

Вечером в кафе «Интернациональ» чествуют Лилли, проститутку из отеля. Она выходит замуж и прощается с товарками. Так везет не каждой. Роза Железная Кобыла осталась с ребенком одна, дочь отдала в приют. У Мими муж погиб на войне от воспаления легких, а не в бою, поэтому никакой пенсии за него не дали, и женщина была вынуж­дена пойти на панель. Локамп приглашен как до­рогой гость этих женщин, потерявшихся в жизни. По словам Роберта, в мире «все распадалось, про­питывалось фальшью и забывалось. А если ты не умел забывать, то тебе оставались только бесси­лие, отчаяние, равнодушие и водка. Торжествова­ли дельцы. Продажность. Нищета». Одинокого че­ловека нельзя покинуть, у него нет ничего, кроме одиночества, - полагает Локамп. И поэтому он не решается на серьезные отношения с Пат, боясь привязаться к девушке: «Обладание - это уже утрата». Но утром он отправляет ей большой бу­кет роз, она благодарит его по телефону.

Авторемонтная мастерская пытается удержать­ся на плаву. Друзья ищут покупателя на отремонти­рованный «кадиллак». Кестер добивается в финан­совом управлении снижения налогов. Привозят на ремонт «форд». Ленц, Кестер и художник Ферди­нанд Грау, пишущий портреты покойников, назы­вают себя потерянными людьми; жизнь их разби­та, и склеить осколки невозможно. Все они. как и Роберт, прошли через войну. Но Роберт, по их мне­нию, еще не погиб.

Отношения с Пат развиваются. Роберт катает ее на «кадиллаке», который позже ему удается выгодно продать. Знакомит с друзьями, приводит к себе в комнату. Там молодые люди впервые це­луются. Но о влюбленности не говорят, наоборот, утверждают, что не влюблены, пытаясь убедить себя, что между ними нет серьезных отношений, хотя и проводят вместе ночь. Они ходят в привыч­ные для Локампа места, часто обедают у Альфон­са, друга Ленца и владельца пивной, девушка быст­ро становится в компании своей.

Друзья покупают на аукционе такси и начинают заниматься извозом, Роберт осваивает профессию таксиста. «Форд» отремонтирован, и хозяин, бу­лочник, его забирает. В аварии погибла его бере­менная жена. Несмотря на то что около него уже вьется другая женщина, вдовец заказывает пор­трет погибшей супруги художнику Грау.

Роберт впервые приходит в гости к Патриции и удивляется богатой, по его меркам, обстановке. Оказывается, Пат живет в своей бывшей кварти­ре, где снимает две комнаты, и мебель у нее своя. Девушка говорит временами о плохом самочувст­вии, о том, что год проболела, не выходя на улицу, но больше об этом не распространяется. Говорит о предстоящей работе - по протекции знакомого, Бройера, она может работать продавщицей пате­фонов, у нее музыкальное образование. Робби ос­матривает комнату и спальню, Пат угощает его специально купленным ромом - о нем еще так не заботились. Он чувствует, что становится сенти­ментальным, и впервые напивается не с горя, а от радости. По-обедав с товарищами, он возвращает­ся к девушке и чувствует, как исчезает его ско­ванность и появляется ощущение, что ничего в их отношениях не может быть фальшивым. Они ве­селятся с друзьями Роберта. Идут в театр и там встречают Бройера, который приглашает их в рес­торан. Рестораны и старые знакомые Пат сменяют друг друга, а Роберт начинает ревновать ее к про­шлому. К тому же Патриция любит танцевать, а Ро­берт не умеет. Она танцует с Бройером, и Локамп только злится и пьет ром. Когда Бройер развозит их по домам, Роберт даже не прощается с Пат, а сам просит высадить его у бара. Но опьянение не при­ходит, а чувства обостряются. Он испытывает бе­зумную тоску по Пат. Вернувшись домой, он обна­руживает замерзшую девушку у своей двери. Поняв, чем было для нее это возвращение, ожидание, Роб­би приходит в смятение. Он согревает Пат чаем, она остается у него до следующего вечера. «Настоя­щая любовь не терпит посторонних», - говорят они друг другу.

Тем временем новая пассия булочника подби­вает его на покупку «кадиллака». Он приходит в мастерскую, где узнает, что машина продана. Уви­дев возможность перепродажи, Локамп договари­вается с предыдущим покупателем и совершает сделку с выгодой для всех.

Взяв двухнедельный отпуск, Роберт везет Пат­рицию на море. Они наслаждаются красотой при­роды и уединением, но вдруг происходит несчастье. У Пат внезапно начинается легочное кровотечение. Выясняется, что она уже давно больна туберкуле­зом. Роберт часто замечал, что жизнерадостность Пат резко сменяется усталостью, но девушка скры­вала болезнь от Роберта, думая, что он станет ее опасаться. Местный врач делает все, что может, но нужна помощь постоянного доктора Пат. Роберт звонит друзьям, и Кестер привозит профессора

Жаффе на своем «Карле» за немыслимо короткое время. Кровотечение останавливается, Пат понем­ногу приходит в себя. Вердикт профессора - ехать домой, здешний климат девушке не подходит.

Уезжая, Роберт думает, что все было просто пло­хим сном. Мечтает перевезти Пат в пансион, там как раз освобождается соседняя с ним комната. Тогда Роберт сможет постоянно ухаживать за боль­ной девушкой.

Но Пат не желает, чтобы ее считали больной Прия­телям приходится быть изобретательными и за­менять ингредиенты в коктейле на безалкогольные, показывать, что они уходят из кафе не в числе пер­вых и относятся к ней, как обычно. Неожиданно для Робби Пат соглашается переехать к нему. Чтобы девушка не скучала днем, когда он на работе, Ро­берт дарит ей щенка ирландского терьера.

Выручка от извоза у товарищей небольшая, к то­му же рабочие моменты иногда приходится разре­шать кулаками. Герою нужно теперь зарабатывать вдвое больше, а безработица растет, и близится не­выгодная для авторемонтной зима.

Локамп встречается с врачом Патриции. Жаф­фе рассказывает ему, что два года назад девушка прошла полугодовой курс лечения в санатории, после чего ее состояние улучшилось. Надо снова ехать на лечение в горы. В городе Пат оставаться нельзя: оба легких поражены. Неизвестно, чего ожи­дать, улучшения или ухудшения. Видя состояние Роберта, Жаффе проводит его по палатам. Жен­щина без носа, мужчина в агонии, парализован­ный, ребенок-калека, женщина с ампутированной грудью, рабочий с раздавленными почками - не­скончаемая цепь страданий завершается взглядом одной больной, в котором Роберт читает мужест­венность и спокойствие. «Было бы бессмысленно успокаивать вас словами, - говорит Жаффе, - многие из этих людей страдают сильнее, чем Пат, но большинство выживает. Смертельно больной может пережить здорового».

У самого профессора девять лет назад умерла от гриппа двадцатилетняя жена. Роберту он дает совет не показывать своего беспокойства и осенью отправить Пат в санаторий.

С деньгами все хуже. Случайный выигрыш на скачках немного спасает финансовое положение Робби. Цветы для любимой он вынужден не поку­пать, а обрывать в парке и церковном садике. Ма­шина, восстановленная после аварии, оказывается принадлежащей банкроту, ее продают с молотка, мастерская лишается возможного заработка. «Карл», технически улучшенный, участвует в гонках и при­ходит первым, но этих денег хватит ненадолго. Жизнь сводится к борьбе за существование. На фо­не этого счастье любви кажется ошеломляющим.

Но все вокруг говорит о том, что любви недо­статочно для того, чтобы выжить. От соседа Хассе уходит жена, она нашла мужчину побогаче. Про­исходит это как раз тогда, когда супруг добивается долгожданной прибавки к зарплате. Не в силах пе­режить уход жены, Хассе сводит счеты с жизнью - вешается. Многие уходят таким образом от нераз­решимой проблемы - безработицы. Роберт и Пат идут в музей на выставку персидских ковров и ви­дят довольно много посетителей, но, по словам сто­рожа, сейчас люди приходят в музей по бесплат­ным дням не от тяги к прекрасному, а оттого, что им нечего делать; зимой же, замерзнув, заходят согреться. «Человечество создало бессмертные про­изведения искусства, но не сумело дать каждому из своих собратьев хотя бы вдоволь хлеба», - раз­мышляет Локамп.

В середине октября доктор Жаффе говорит Ро­берту, что Патриции пора ехать на лечение. Для девушки устраивают прощальный ужин у Альфон­са. Роберт отвозит ее. В поезде они знакомятся с попутчиками, многие едут на лечение не в первый раз. Роберт успокаивает себя: глупо тревожиться, люди же вернулись оттуда и прожили дома це­лый год. И Пат вернется. Санаторий больше по­хож на отель. Неделю Робби проводит во флигеле для гостей, но нужно ехать домой, зарабатывать деньги на лечение, пока оплаченное до января. Пат предстоит пробыть в горах до мая. Локамп должен зарабатывать больше, чем до сих пор, но слишком много неудач свалилось на мастерскую.

В начале ноября товарищи вынуждены продать «ситроен». На эти деньги еще можно было содер­жать мастерскую, но положение ухудшается с каж­дой неделей. Роберту предлагают подрабатывать в кафе «Интернациональ», играя на пианино. Пат пишет письма.

После сочельника начинаются демонстрации, люди требуют работы и хлеба. Полиция разгоняет демонстрантов, есть жертвы. Кестер и Локамп идут искать Ленца, он на одном из политических со­браний. Находят его друзья как раз вовремя, вы­таскивают из драки и уходят за считанные мину­ты до приезда полиции. Готтфрид задерживается около уличного астролога и получает предсказа­ние: он будет жить до восьмидесяти лет. Букваль­но через несколько минут Ленц гибнет - в него стреляет прохожий. Кестер решает сам наказать преступника. Убийцу выслеживают, но он прячет­ся. Наконец друзья встречают его в кафе, Кестер преследует его, но Альфонс опережает Отто. Он отомстил за друга сам. Мастерская выставлена на продажу. Кестер идет работать гонщиком в фирме.

Робби по-прежнему играет в кафе для проститу­ток. В пансион приходит телеграмма от Пат с про­сьбой поскорее приехать. Роберт звонит в санато­рий, ему говорят, что у девушки несколько дней назад было небольшое кровотечение. Кестер при­возит друга на «Карле». О смерти Ленца Патри­ции не говорят. Она радуется встрече, ведет дру­зей в бар, они катаются на «Карле», подъезжают к шоссе, по которому Кестер поедет домой. Пат с тоской смотрит вдаль, и все понимают, что обрат­но она не приедет. Врач дает неутешительные прогнозы. Девушка просит, чтобы Роберт остался с ней. Отказать он не может, но нужны деньги па лечение. Кестер уезжает и обещает помочь.

Робби получает разрешение поселиться и со­седней с Пат комнате. Знакомится с некоторыми обитателями санатория. Ведут они себя по-разно­му, но нет ощущения, что это тяжелобольные лю­ди. К одной из пациенток приезжает муж и гром­ко восхищается, как ей здесь здорово и хорошо. «Да нехорошо мне!» - не выдерживает женщина, уже два года заточенная в горах. Особенно тяжело обитателям санатория, когда дует ветер фен и на­ступает «лихорадочная погода».

Больные катаются на лыжах, устраивают ве­чера и незлобно разыгрывают счастливчиков, ко­торые выписываются здоровыми.

Последний счастливчик - Рот, два года назад ему обещали, что он умрет, но неожиданно насту­пает выздоровление. Проблема Рота в том, что он растратил деньги за эти два года, и теперь он мрач­но шутит, что умрет точно по предсказанию вра­чей, но от пули. Роберт готов убить его, если бы это спасло Пат.

Есть среди них и влюбленные - пожилой рус­ский и восемнадцатилетняя испанка Рита. За ее внимание своеобразно борется скрипач, как бы со­ревнуясь с русским: кто выживет - тот победит. Но умирает Рита, состояние которой было менее опасным, чем у Пат. Патриция начинает панико­вать, запрещает Робби пить с ней из одной рюмки и целовать ее, боясь, что он заболеет. Она говорит, что хочет, чтобы он был здоров, женился и имел детей. Но ироничная жизнь переворачивает си­туацию. Роберт простудился и становится опасен для Пат, его изолируют. Простуда быстро прохо­дит, но этим он развеселил девушку. Оба приходят к одной мысли: «У нас все удалось, только длилось слишком недолго». Снова дует фен. Пат уже не вста­ет с постели и слабеет с каждым днем. Особенно стра­шится она последнего часа между ночью и утром. Роберт переносит свою кровать в комнату любимой и каждую ночь сидит рядом с ней, рассказывая все, что может вспомнить, приносит радиоприем­ник. Единственное, по словам Пат, о чем она дума­ет, - о жизни и смерти: «Лучше умереть, когда еще хочешь жить, чем умереть, когда и впрямь хочешь смерти. Когда еще хочется жить, то это значит, что есть у тебя что-то любимое. Так, конечно, тяжелее, но вместе с тем и легче… я благодарна судьбе за то, что у меня был ты». Каждое утро девушка встре­чаете облегчением: не умерла. Роберт знает: ей уже не встать. Пат тает на глазах, не хочет, чтобы Ро­берт видел ее, истощенную болезнью. Тиканье ча­сов ее пугает, Робби разбивает их о стену, «разорвав время на самой середине». Умирает Пат мучитель­но, именно в тот час, которого боялась. До послед­него Роберт держит любимую за руку. Затем сам смывает с тела кровь, причесывает Пат, кладет на свою кровать, накрывает одеялом и, не сводя с нее глаз, сидит у постели до утра. «Потом настало утро, а ее уже не было».

4.4 (87.69%) 13 votes

Здесь искали:

  • ремарк три товарища краткое содержание
  • анализ первой главы три товарища

К работе над романом «Три товарища» Ремарк приступил в 1932-м году. Спустя четыре года произведение увидело свет в датском издательстве Gyldendal. Книга о дружбе трёх фронтовых друзей впервые была переведена на русский язык в 1958 году. В настоящее время роман «Три товарища» считается классикой немецкой и мировой литературы. По нему снимаются фильмы, ставятся спектакли.

Художественная проблематика романа связана с темой «потерянного поколения» - молодых людей, попавших на фронт Первой Мировой войны в очень юном возрасте, от 14 до 18 лет. Время действия «Трёх товарищей» - конец 20-х годов XX века, предположительно 1928-й год. Место действия – послевоенная Германия, предположительно – Берлин. На немецкую столицу указывают упоминания в произведении берлинских зданий и особый столичный диалект, содержащийся в оригинальном, немецкоязычном тексте.

Главные герои романа – Роберт Локамп, Отто Кестер и Готтфрид Ленц – связаны друг с другом тесными узами дружбы. Они вместе воевали в Первую Мировую: теряли боевых товарищей, пытались преодолеть ужасы войны и выжить. «Мирное» (голодное и безработное) время ещё больше сплотило трёх друзей: корпя над ремонтом автомобилей в мастерской днём и выпивая ночью, герои стремятся не столько забыть своё прошлое или устроиться в настоящем, сколько просто жить, поскольку жизнь – единственная ценность, которую имеет смысл сохранять что в военных, что в мирных условиях.

Повествование в «Трёх товарищах» ведётся от лица тридцатилетнего механика и пианиста Роберта Локампа. С ним же связана любовная линия романа. Со своей возлюбленной – девушкой из высшего общества, смертельно больной туберкулёзом Патрицией Хольман – Роберт знакомится в День своего Рождения, на дороге. Время и место встречи героев – глубоко символично: оно предопределяет развитие их взаимоотношений во времени (Роберт и Пат знакомятся до того, как перед автомастерской расцветает старая слива, то есть, где-то в конце зимы – начале весны, проводят вместе год и вынужденно расстаются со смертью Патриции следующей весной) и пространстве (дорога в «Трёх товарищах» - это не только символический образ жизни, на которой возможно всё (новые встречи и знакомства, попытки утвердить своё превосходство, естественные трудности и препятствия, аварии и драки), но и самое обычное асфальтовое полотно, по которому несётся гоночный автомобиль Кестера – «Карл»).

История любви Роберта Локампа и Патриции Хольман начинается так же, как у всех послевоенных пар – с телефонных звонков и нескольких свиданий, развивается – в рамках уличных прогулок и автомобильных поездок, посещений кафе, театров и автогонок, совместных ночей, проведённых в пансионной комнате Роберта, и резко меняется с первого совместного отпуска героев, во время которого у Патриции открывается лёгочное кровотечение.

Первая половина романа для Локампа проходит под знаком лёгкой, счастливой, ни к чему не обязывающей влюблённости; вторая – становится настоящим откровением: герой понимает, что в Патриции сосредоточена вся его жизнь. Если раньше ему всё было безразлично и он жил по принципу «живи, пока жив», то сейчас Роберт хочет жить ради любимой – не ввязываться в драки, чтобы сохранить здоровье, и много работать, чтобы было, чем оплатить санаторное лечение Пат.

Боевые товарищи Роберта не бросают его в трудную минуту. Они готовы помочь ему всем, что у них есть: компанией, чтобы прогнать от влюблённых грустные мысли о смерти; временем - например, по просьбе Роберта Кестер не просто разыскивает лечащего врача Патриции, Феликса Жаффе, но и привозит его на море в рекордно короткие сроки; деньгами – Кестер продаёт своего «Карла» для того, чтобы Роберт и Патриция могли провести последние месяцы жизни девушки вместе.

Патриция Хольман в «Трёх товарищах» становится равноправным другом Локампа, Кестера и Ленца. Роберт не случайно называет девушку «дружище», как только понимает, что любит её: дружба для героя – гораздо более привычная и стабильная субстанция, нежели любовь. Чувственная страсть делает Роберта счастливым, товарищеские узы – наполняют его жизнь смыслом.

Дружба для героев романа – важнее личных устремлений, желаний и жизни. Отто Кестер, не раздумывая врёт полиции о том, что не видел, кто убил его товарища – Готтфрида Ленца, и Роберт с полувзгляда понимает его намёк, и подыгрывает ему в этой версии. Правосудие для прошедших войну героев начинается там, где заканчивается жизнь их друга: предать убийцу в руки полиции – всё равно, что оставить его жить – вещь невозможная. Отто методично, день за днём, выслеживает убийцу на улицах Берлина. Роберта он «бережёт» для Патриции. Отто же от убийства спасает общий друг героев – Альфонс – владелец бара, в котором они часто проводят время. У Роберта есть Пат (он должен жить для неё), у Отто есть Роберт, у Альфонса нет ничего, кроме чувства товарищества и желания восстановить справедливость.

Жизнь в послевоенной Германии можно было бы назвать ещё одной темой «Трёх товарищей» , если бы бытовые трудности, описываемые Ремарком, не заслонялись Жизнью и Смертью, как таковыми. На фоне уходящей в небытие Патриции ни материальные проблемы (отсутствие работы, продажа Кестером автомастерской и т.п.), ни морально-этические недостатки окружающих людей, стремящихся к лёгкой, обеспеченной жизни (новая жена булочника), быстро забывающих умерших (клиенты Фердинанда Грау), продающих своё тело ради грошового заработка (проститутки из «Интернационаля»), не выглядит чем-то ужасным. Всё это существует и будет существовать ещё очень долго после смерти Патриции, у которой не будет больше ничего – ни мыслей о том, на что жить, ни возможности что-то исправить.

Болезнь девушки, вызванная голодным военным временем, - это болезнь всего общества , медленно идущего к духовной смерти. Внешне здоровая и внутренне угасающая Патриция Хольман чем-то похожа на Германию, силы которой были истощены Первой Мировой войной, а будущее стало погружаться в антиправительственные митинги и зарождающиеся на фоне экономического кризиса и безработицы фашистские настроения.

Патриция уходит из земной жизни, наполненная любовью. Она жалеет только о разлуке с Робертом. Всё остальное девушка считает удавшимся: она понимает, что лучше хотеть жить, умирая, нежели стремиться к смерти, ненавидя жизнь. Жизнеутверждающее начало скрашивает последние страницы романа, пронизанные страданием Патриции и горьким одиночеством Роберта.

Мужская дружба, верность в любви - последнее прибежище в мире эла. Такова основная мысль «Трех товарищей». Тематически роман примыкает к антивоенной дилогии: Ремарк повествует о судьбах тех, кто прошёл через кошмар войны и остался жив. Роберта Локампа, Отто Кестера и Готтфрида Ленца связывает не просто фронтовая дружба, а общность взглядов и судьбы.
В романе рассказывается о послевоенной Германии, о юношах, теперь мужчинах, которые если не внешне, то внутренне противостоят миру, где обесцениваются такие понятия, как любовь, брак, человечность, дружба. Следы минувшей войны - в судьбах и душах поколений людей, ставших ее свидетелями. Бедность, безработица послевоенного времени, жестокая конкуренция, борьба за выживание - почва, на которой укреплялись позиции национал-шовинистов, обещавших нации процветание, сытую жизнь.
Герои романа постоянно обращаются к военному и послевоенному первых лет прошлому. Однако нет здесь подробного описания сцен военной жизни. Читателю достаточно было сопоставить вехи жизни главного героя романа Роберта Локампа и героя книги «На Западном фронте без перемен» Пауля Боймера, чтобы убедиться: они из одного поколения. Это поколение самого автора. Восемнадцатилетними они уходили на фронт, чтобы или не вернуться, как Пауль и его товарищи, или чтоб вернуться опустошенными и разбитыми, как Локамп, Кестер, Ленц.
В день своего тридцатилетия Роберт подводит своеобразный итог прожитому. Он немногословен. На лист бумаги последовательно ложатся даты, в памяти - воспоминания. Первая из дат - 1916 год, когда он, «тощий восемнадцатилетний верзила стал новобранцем». В 1917 году ранило Кестера и их подразделение подверглось газовой атаке. 1918 - лазарет. 1919 - революция, голод. «На улицах то и дело строчат пулеметы. Солдаты против солдат. Товарищи против товарищей». В 1920 году были арестованы Кестер и Ленц. Они пробовали отстаивать передовые взгляды, но после реакционного путча 20-го года больше не борются. В последующие годы судьба разводит их. Ленц отправляется в Южную Америку, пестрые наклейки на чемодане, подаренном Роберту, - свидетельство его экзотических путешествий. В эти годы Локамп работает железнодорожником в Тюрингии, руководителем рекламы фабрики резиновых изделий, пианистом в «Интернационале». Все это в прошлом, как в прошлом и попытка получить образование, воспоминание о которой «документально» осталось, может быть, лишь в визитной карточке у кнопки звонка входной двери: «Роберт Локамп. Студ. фил. Два продолжительных».
Война незримо продолжает присутствовать на каждой странице романа. Голодом, недоеданием военных лет объясняет свой туберкулез Патриция. Мими стала проституткой, потому что ее муж умер на войне от воспаления легких, умер, а не погиб в бою, поэтому пенсию ей не назначили. Соседка Роберта по меблированным комнатам тоже потеряла мужа, теперь фрау Бендер служит медсестрой в приюте для младенцев. В 1918 году двое ее детей умерли от голода. Когда приют закрыли, она оказалась выброшенной на улицу. Прошлое незримо присутствует и в сознании героев. Они «мастерски» напиваются, потому что оно «впивается... мертвыми глазами» в них, в их память. Но для таких случаев существовала водка», - говорит Роберт.
Они привыкли и современную жизнь оценивать с позиций прошлого, порою не сознавая этого. Вот в пансионе, а точнее, в меблированных комнатах, фрау Залевски появился ребенок в коляске - его привезла фрау Бендер. Чисто по-женски обитательницы дома склонились над ним, «будто бы перед ними оказался первый младенец, народившийся на свет божий», и требуют участливого внимания от Роберта. «Ведь он совсем не представляет себе, что его ждет. Хотел бы я знать, к какой войне он поспеет», - заявляет он. Временные рамки романа раздвигаются не только в прошлое, но и в будущее.
Одна из наиболее колоритных фигур романа - Валентин Гаузер, служивший в одной роте с Робертом. Этот человек «из великого несчастья воздал себе маленькое счастье», по словам Локампа. После войны он получил наследство и «начал его методически пропивать». Он помнил каждый день, каждый час войны, он словно продолжал жить в измерении тех страшных событий, вспоминая даты. «Робби, тридцать первое июля семнадцатого года», - произносит Валентин, поднимая рюмку. И если на его товарищей события «той войны» «накатывают» по вечерам (эта мысль проходит в подтексте: «по вечерам этот кабачок становится... чем-то вроде дома» для них), то Валентин постоянно живет воспоминаниями, потрясшими его психику.
Автор детально выписывает жизнь того микромира, в котором обитают его герои. Это мастерская, которая принадлежит Кестеру, но доходы от которой они делят поровну, это меблированные комнаты, бары, кафе, где они выпивают, едят, общаются с друзьями, это улицы, на которых несут патрульную вахту и делают «большие патрульные обходы» их подружки-проститутки, «солдаты любви», как иронично называет их автор. Это мир «маленьких людей», противопоставленный ханжам и толстосумам. В этом мире своя этика, свои взаимоотношения. Приглашенный в компанию проституток Роберт знает, что во время торжества (провожают замуж Лилли, поднявшуюся за годы своей службы в рядах «солдат любви» на более высокую ступень «дамы из отеля» и накопившую почти четыре тысячи марок) он не должен допустить ни одного неделикатного намека - все, как в «порядочном» обществе. «Короче, разговоры за этим столом сделали бы честь даже самому изысканному дамскому обществу», - читаем в романе. Побывавший в квартире Патриции Роберт и увидевший фешенебельную обстановку уже не принадлежавшей ей квартиры (надо было на что-то жить), ведёт ее по улице и не скрывает своего знакомства со «жрицами любви». Он не стыдится своей бедности, своих знакомых, друзей.
Как и главные герои, их соседи, знакомые сохранили душевную чуткость и доброту. Они остро чувствуют чужое горе, стремятся, по возможности, помочь. Ремарк показывает аукцион, на котором бедные распродают последние пожитки за гроши, среди них - владелец довольно поношенной, но чистой и ухоженной машины. Видя, что ее пытается за бесценок прибрать к рукам ухарского вида спекулянт, Кестер и Локамп набивают цену и сами покупают автомобиль хоть и за невысокую, но вполне устраивающую владельца цену. «Все тут же уйдет на оплату долгов», - говорит его жена. Все свои выигрыши в луна-парке друзья отдают случайным знакомым: кухарке, кузнецу, женщине с ребенком. Несмотря на перенесенные утраты, боль которых не утихает в их душах, Локамп и его товарищи сохранили светлый взгляд на людей труда, душевную чуткость, прикрываемые часто налетом циничного остроумия.
Автора волнует растущая бездуховность общества, усиление потребительских настроений. Отличные пейзажи художника Фердинанда Грау не пользуются спросом, и он живет тем, что рисует портреты умерших людей по их фотографиям. Это угнетает художника, чей талант по-настоящему не востребован обществом. Символическое значение приобретает его портрет: «голубые глаза, вправленные, точно два кусочка неба, в обрюзгшее, морщинистое лицо». Его постоянная неудовлетворенность собою послужила причиной выработки своеобразной философии, чуждой активному творческому поиску подлинного художника: «Никогда, Робби, не стремись знать слишком много! Чем меньше знаешь, тем проще живется. Знание делает человека свободным, но и несчастным. Давай выпьем за наивность, за глупость и все, что к ним относится, - за любовь, за веру в будущее, за мечты о счастье - за божественную глупость, за потерянный рай».
Роберт наблюдает, как публика в театре во время антракта осаждает буфет, и делает неутешительный вывод: «Музыка удивительным образом пробуждает у многих аппетит. Горячие сосиски расхватывались так, словно вспыхнула эпидемия голодного тифа». Сам он, как и Патриция, способен остро переживать, тонко чувствовать музыку: «Она была как южный ветер, как вздувшийся парус под звездами, как теплая ночь, совсем нереальная. Казалось, что шумит глухой поток нездешней жизни; исчезала тяжесть, терялись границы, были только блеск, и мелодия, и любовь, и просто нельзя было понять, что где-то есть нужда, и страдание, и отчаяние, если звучит такая музыка». Но сам же Локамп с грустью отмечает, что в театре не был давно и не пошел бы туда, если б не любовь к Пат. Любовь входит в роман с первых его страниц. В мире, где, по твердому убеждению Локампа, нельзя полагаться ни на кого, кроме себя и в лучшем случае товарища, в мире, где царят отчаяние и пустота, чувство к прекрасной девушке заполнило все существо Роберта. Теперь жизнь становится осмысленной, и смысл ее во встречах с Патрицией, в близости с нею, в борьбе за ее жизнь. И это Локамп, философия брака которого сводилась к тому, что женщина пробуждает в мужчине самые худшие инстинкты - «страсть к обладанию, к общественному положению, к заработкам, к покою». Словно драгоценный подарок, получает он встречу с Патрицией в день своего рождения, еще не догадываясь, что она будет значить в его жизни. Он испытывает к Патриции такое чувство, когда другое, дорогое тебе существо становится частичкой твоего «я», словно постепенно в тебе разрастаясь. Во время посещения луна-парка в лабиринте привидений Патриции вдруг стало страшно и она на секунду, на мгновение оказалась в объятиях Роберта. «Я отпустил ее, но что-то во мне не могло расстаться с ней», - говорит он. Любовь эта прошла испытание бедностью: Патриции практически не за что жить, но есть богатый Бройер, который ее любит. Это «милый человек», по словам девушки, но любит она Роберта. Ему же фрау Залевски категорически заявила, что эта девушка не для него, и Локамп перепивает минуты отчаяния из-за того, что не может дать ей всего, чего она заслуживает. «Это любовь и все-таки нечто другое. Что-то такое, ради чего стоит жить. Мужчина не может жить для любви. Но жить для другого человека может», - размышляет Роберт в час, когда Патриция сказала, что счастлива с ним.
Патриция действительно не просто любимая - это и друг, способный прощать мальчишеские выходки Роберта, понимающий его, честный с ним, преданный. Роберта и окружающих восхищает в девушке ее простота, естественность, отсутствие какой бы то ни было рисовки. Слово «друг» в обращении к Пат пришло не сразу, а в момент наивысшего напряжения, когда у девушки открылось кровотечение: «Пат, - сказал я, - дружище мой отважный».
В трудную минуту рядом с Патрицией и Робертом друзья. Кестер расстается сначала с гоночным автомобилем «Карлом», собранным им по винтику, а потом с мастерской для того, чтобы Патриция могла лечиться в горном санатории, а Роберт находиться с нею, когда болезнь девушки обострилась. Он привозит на консультацию к Патриции в деревушку, где та с Робертом отдыхала, профессора Жаффе.
Отто Кестер, Готтфрид Ленц и Роберт Локамп прошли войну, долгое время они были друг для друга той единственной опорой, которая помогает выстоять и на войне, и в борьбе с самым страшным - одиночеством, памятью прошлого, которая «не отпускает». Роман кончается на трагической ноте: умирает Патриция, гибнет Готтфрид. Его убивают «парни в высоких сапогах». Ремарк прямо не говорит кто, но понятно, что это были фашиствующие молодчики. Две невосполнимые для Кестера и Локампа потери...
В «Трех товарищах» Ремарк еще пытается сохранить позицию человека, стоящего «над схваткой», но всем смыслом написанного он утверждает ненависть к войне, к хищному корыстолюбию, лицемерию, жестокости, эгоизму. И хотя автор делает читателя свидетелем дорожных и трактирных похождений, потасовок, ведущая мелодия «Трех товарищей» трагически печальна. Ремарк чувствовал, что в обществе зреет сила, которая поведет народ по страшному, разрушительному пути, посулив уставшим людям соблазн легкой наживы.
Роман читается с интересом еще и потому, что авторская манера повествования рассчитана на читательскую фантазию, заставляет сопереживать героям. Речь романа динамична, даже афористична. Жизненные выводы героев, их размышления выливаются в афоризмах типа: «Питаемся иллюзиями из прошлого, а долги делаем в счет будущего», «Хороший конец бывает лишь тогда, когда до него было плохо. Уж куда как лучше плохой конец», «Но ведь без любви человек - не более чем покойник в отпуске» и др.
Гуманистический пафос романа в утверждении непреходящих человеческих ценностей - труда, любви, дружбы, в этом причина его успеха у читателя.

Об этом романе можно долго рассказывать. Одно то, что он переполнен различного рода афоризмами и весомыми жизненными истинами выводит его на один уровень с произведениями известных современников. И это умение непревзойдённо у Ремарка, писать такие книги в моменты душевных невзгод, словно живя в них и вместе со своими героями решая проблемы того времени, ничуть не фантастические, а реальные, которые коснулись в первой половине XX века всех жителей Европы.

«Три товарища» — третья по счету книга Ремарка, замыкающая трилогию о потерянном поколении («На западном фронте без перемен» и «Возвращение»). Ее автор писал почти 4 года, известно, что сначала он выпустил небольшой роман «Пат», а потом переделал его в полномасштабную картину нравов послевоенной Германии. Сам писатель в это время уже жил в изгнании, в нейтральной Швейцарии, опасаясь за свою жизнь. Его творения сжигали на немецких площадях, именуя предательскими и вражескими происками. Потому произведение было пропитано скорбью и отчаянием человека, которого так же убивали на нацистских митингах, как его героя Ленца.

Как раз перед изданием романа ему предложили вернуться в Германию, но он, зная порядки тайной полиции, отказался. После публикации на немецком языке (изначально он напечатал книгу в Дании) его официально лишили гражданства.

О чем роман?

Анализ романа «Три товарища» Ремарка уходит своими корнями глубоко в историю. Германия только что оправилась от крови и разрушения Первой Мировой войны. Но, помимо разрушенных зданий и погибших людей, она оставила множество живых, чьи судьбы были изодраны в клочья застигшим их кризисом. Страдающие от безработицы, нищеты, отсутствия должного социального обеспечения – эти люди находили утешение в барах и увеселительных заведениях. Там, где можно было забыть и забыться одновременно, где даже самая остро болевшая душа под действием спиртного на мгновение успокаивалась, а боль временно стихала.

И в этой мрачной картине из криков, послевоенных политических всплесков, призраков прошлого и кошмарных пробуждений в холодном поту Э. Ремарк показывает нам трёх друзей, военных товарищей, которые уже теперь в мирное время вместе продолжали свой путь (это Роберт Локамп, Готфрид Ленц и Отто Кестер). Вот, про что написана книга «Три товарища». Они работают в автомобильной мастерской, которой владеет Кестер, благодаря чему и держатся на плаву. Живут, по сути своей, воспоминаниями, так как никакого светлого будущего сквозь мглу разрушения и смерти не видно. Главный герой часто вспоминает, как вместе они воевали, как складывалась жизнь после войны. И, несмотря на гнёт воспоминаний, друзья не потеряли своё чувство юмора и старались не слишком часто поднимать запутанные и тёмные задворки своих судеб, чтобы не сойти с ума. Ведь, если слишком много думать о плохом и не уметь шутить, то наверняка можно лишиться рассудка.

Главные герои

  1. Роберт Локамп – главный герой романа. Человек тонкой душевной организации, чувствительный, рефлексирующий и глубоко несчастный. Большую часть действия он сидит в баре в поисках забвения. Его сердце больно ранили испытания военных лет, утраты и ощущение хаоса вокруг. Ему уже исполнилось 30, но ни семьи, ни работы, ни даже своего дома он не нажил. К кризису среднего возраста прибавился кризис мировоззрения уцелевшего солдата, который мысленно все еще в обороне. Свои горькие думы мужчина заглушает болтовней и выпивкой, но судьба дает ему шанс пересмотреть свою жизненную позицию: он влюбился и совершил подвиг, впустив женщину в свой ощетинившийся внутренний мир. Любовь преображает героя, он становится чутким, внимательным и даже счастливым, его цинизм уступает место сентиментальности. Однако все его надежды на будущее умирают после смерти Патриции.
  2. Патриция Хольман – главная героиня романа «Три товарища», возлюбленная Роберта. Болезненно красивая женщина с тонкими чертами лица и стройной фигурой. Внешняя хрупкость объясняется тем, что Пат больна туберкулезом. В детстве она пережила лишения, недоедала, и в результате, как и сотни таких детей, приобрела затаенную в груди смерть. Девушка, тем не менее, весела и открыта новым впечатлениям. Она искренне любит и дарит всю себя без остатка. Чувство юмора, жизнелюбие, отзывчивость и открытость делают ее верной подругой товарищам Локампа.
  3. Готтфрид Ленц – один из товарищей, «бумажный романтик». Молодой мужчина с легким и веселым нравом, заводила и холерик. Всегда в приподнятом расположении духа. Немного болтлив, часто иронизирует, балагурит и высказывает общее мнение. Судя по огромному количеству фотографий из разных стран, много путешествовал, возможно, служил в разведке. Тоже имеет насыщенное фронтовое прошлое. Трагически погибает на митинге фашистов, где его смертельно ранят по ошибке.
  4. Отто Кестер – серьезный и вдумчивый человек, самый педантичный персонаж в романе «Три товарища». Во время войны был летчиком, а после увлекся любительскими гонками, переделав кадиллак в гоночный кар. Именно ему принадлежит мастерская, где работают все товарищи. Он обладает практической сметкой и волевым характером, не раз выручает менее приспособленных к существованию друзей из беды. Отзывчив и добр, воспринимает беду Роберта, как свою, и погружается в его проблемы с головой, хотя сам живет не лучше. Его щедрости Пат обязана последними месяцами своей жизни, с трудом вырванными у болезни.
  5. Карл (гоночная машина кадиллак) – изобретение Кестера, феноменально быстрый автомобиль, не раз побеждавший в гонках. Он же помогает товарищам в любой экстренной ситуации и чутко реагирует на эмоциональное состояние водителя.
  6. Смысл произведения

    Ремарк хотел показать, как война порождает потерянное поколение, как калечит жизни ни в чем не повинных людей по обеим сторонам баррикад. Молодые люди хоть и воевали на стороне агрессора, сами не хотели мирового господства, но сполна познали расплату за амбиции своего государства. Упадок во всех сферах деятельности общества, изображенный в романе, — результат поражения Германии в Первой мировой. Отсюда и все беды трех товарищей: полнейшая неустроенность, внутренние кризисы, бедность, отсутствие перспектив, проблемы с алкоголем и разочарованность. Жертвой социального катаклизма (зарождающегося фашизма) стал Ленц, от недоедания в связи с дифицитом военного положения смертельно заболела Пат. На судьбе героев писатель изобразил черную метку войны, поэтому главной идеей романа «Три товарища» можно считать антимилитаристский, гуманистический посыл в вечность, предостережение потомкам о том, как уродлива и ужасна кровавая бойня на самом деле. Когда зрелищные баталии проходят, остаются перемолотые в жерновах истории люди.

    Проблематика

    1. Проблема послевоенной депрессии в обществе: экономический, социальный и личностный кризис. Война никогда не приносит ничего хорошего и полезного. Она сеет лишь хаос и разрушения. И наши герои знали это как никто другой. Тяжелейшие попытки подняться со всеобщего дна, карабкаться вопреки законам времени, пытаться приумножить те гроши, которые есть, наконец, сохранить самого себя – в этом заключался смысл существования общества Германии в начале 20 века. Многие из тех, кому посчастливилось иметь свой угол, могли, по крайней мере, не платить за него, или же попросту сдавать, чтобы иметь чуть больше денег. Прочие же зарабатывали, как могли, в том числе и не самыми гуманными методами, колеблясь между мелкими аферами и откровенным разбоем. Единственными местами, пользовавшимися очевидным успехом, – были бары и кафе, в которых люди заседали в силу своей безысходности и желания забыться. Но со временем деньги кончались, и даже у этих заведений постоянные гости сменялись пустующими креслами.
    2. Проблема маргинализации общества и зарождающегося фашизма неслучайно поставлена в романе «Три товарища». Агрессивный режим преследовал автора и изгнал его из Германии. Внутри этой среды нашлось немало людей, которые приступили не только закон, но и потеряли чувство собственного достоинства. Именно по вине одного из таких людей жертвой стычки на митинге фашизма становится один из товарищей Готфрид Ленц, который, видимо, своей активностью привлёк внимание сторонников нового режима. В этот день Роберт, Кестер и Пат теряют одного из своих друзей. Впрочем, последняя из них так и не узнает об этом.
    3. Проблема тотальной безысходности. Очень печальна судьба и самого Роберта. Устав от бесконечной пелены смерти перед глазами, наш герой продолжает получать удары судьбы один за другим. Сначала погибает Ленц, потом кончаются деньги и рушится их и без того скудный бизнес. Приходится пожертвовать мастерской. А когда обнаруживается, что и Пат тяжело больна, то для того, чтобы спасти одного друга, Отто и Роберту приходится пожертвовать другим. Они продают Карла – свой гоночный автомобиль, который они так заботливо собирали по крупицам, ведь денег на новую машину у них, конечно же, не было. И даже несмотря на помощь, силы Пат становятся всё слабее и слабее. Роберт только встретил своего человека, которого полюбил, как тут же она стала буквально таять на глазах. Сам он, Роберт, понимал, что неспособен обратить этот процесс впять. Тяжёлая болезнь Патриции Хольман высасывала из неё силы, тянула в тот мир, о котором Локамп знал не понаслышке. И куда ни за что не хотел её отпускать. Но человек не всесилен. В этой ситуации герой не мог что-либо изменить. Как и в своей разрушенной жизни. Как и в жизни Ленца. Ничего нельзя было поделать.
    4. Проблема потери близкого человека. В книге «Три товарища» особое место занимают переживания Роберта о постепенной утрате любимой женщины. И они с каждым моментом обостряются, нарастают, а после смерти Пат как будто стихают и замирают, словно один, оставленный и забытый всей Вселенной огонёк маленькой звезды вдруг решил потухнуть, не оставляя после себя ни взрыва, ни чего-либо ещё. Только огромную чёрную дыру, засасывающую в небытие человеческую душу.
    5. Проблема безверия: Смерть Бога в 20 веке. И в этом смысле очень легко объясняется потеря веры в Бога Робертом и другими жителями Германии. Ещё на митинге друзья дали понять, что обществу нужна своеобразная «религия». И кто бы мог подумать, что ещё через десяток лет этой религией станет тоталитарный режим, который обратит их соотечественников в бегство? Бог умирает в сердцах людей в 20 веке. Там остаются только раны от гремящих ранее, а ныне умолкших пушек. Роберт очень хорошо характеризует веру в Бога в тот период «…серое бесконечное небо сумасшедшего бога, который придумал жизнь и смерть, чтобы развлекаться». Без божества покинутый мир начал искать смысл жизни и нравственную опору в сумасбродных теориях идеологов Третьего Рейха. Эта удручающая тенденция лишь угадывается в недалеком будущем, которое ощущается нами в романе «Три товарища».
    6. Утрата смысла в жизни. Возлюбленная Роберта, постепенно угасая, будто бы оставляет его наедине с этим хаосом, в котором он не видит света. С враждебностью той страны, в которой он живёт, с отсутствием веры во что-то. Здесь герою нет места, единственным смыслом для него оставалась Пат. Но вот она умирает, и Локамп, оставленный Богом, страной и своей женщиной оказывается уже непросто разорванным в клочья, больным и старающимся свести концы с концами. Он теряет всякий смысл бытия, и отсутствие продолжения повествования после смерти Патриции Хольман сухо и твёрдо говорит нам о том, что жизненная нить человека оборвалась.
    7. Проблема дружбы. Хочется упомянуть и о названии произведения, ведь, по сути, товарищей было вовсе не трое. Прочитав роман, я нашёл там гораздо больше друзей. Это и Альфонс, который с теплотой душевной относился к гостям, шофер Густав, ставший другом Роберту и впоследствии оказавший ему немалую поддержку. Даже автомобиль «Карл» - главное транспортное средство наших героев, даже он являлся товарищем, достаточно только вспомнить, с какой теплотой вносил его описания Ремарк, зачастую олицетворяя в машине надёжного друга, который всегда выручал трёх товарищей. Но главной причиной, по которой книгу можно было бы назвать «Четыре товарища», была, конечно же, возлюбленная Локампа Патриция Хольман. Моя рецензия во многом посвящена ей – как одному из центральных персонажей романа. Пат была не только отличной подругой для его друзей, она сумела стать другом и самому Роберту. Именно здесь раскрывается тема любви. Это чувственная, сердечная связь, а рядом с ней крепко на ногах стоит дружба, по силе ничуть не уступавшая отношениям между тремя боевыми товарищами. И сам Роберт уже начинал говорить Пат не о том, что она милая и все те прочие комплименты, которые так приятно слушать девушкам. Он называл её «Пат-дружище», будто бы стараясь тем самым подчеркнуть, насколько значима и многогранна была для него эта женщина. Она и была четвертым товарищем.

    Концовка

    Книга, безусловно, трагическая, наполненная глубинным смыслом, прежде всего, о том возвышенном чувстве, которое всегда волновало всё человечество и не теряло актуальности. Этим чувством была роковая любовь Роберта к Патриции. Вместе с ней в нем умирает жизнь. Женщина в романе символизирует надежду: после ее гибели стране суждено вновь погрузиться во мрак бесплодных амбиций государственных деятелей, а ее народу в лице Роберта выпадет на долю безысходная тоска по мирному небу. Пат и была этим оазисом посреди хаоса. Глядя на нее, даже друзья Роберта почувствовали обновление и радость, однако им нет места в мире, где вновь назревает война: мы видим митинги фашистов, которые вскоре перерастут в самое кровавое событие 20 века. Так изящно, через любовную историю, Эрих Мария Ремарк, являющийся очевидцем и участником событий, выражает мрачное предсказание своей стране. Теперь мы знаем, что оно сбылось, и Роберту, и Отто не удалось выстроить новую жизнь. Конец книги «Три товарища» так и остался открытым финалом, где трагедия лишь ощущается, а не передается буквально.

    Критика

    «Три товарища» — третий роман Ремарка – писателя, который к моменту его выхода пользовался мировой известностью. Он стал голосом потерянного послевоенного поколения, неустроенного, разочарованного и циничного. Однако не всем этот голос нравился. Нацистам сентиментальные истории солдат вермахта явно не могли быть по нраву. Милитаристы по убеждениям отвергали мирный посыл автора, им казалось, что он портит общество, которому нужно собрать все силы для мести. Именно поэтому после публикации новой работы литератора лишили немецкого гражданства.

    В США, куда он бежал от преследований, его творчество оценили выше. В Голливуде сразу же взялись за экранизацию романа, а такие литературные акулы пера, как Хэмингуэй, лично познакомились с эмигрантом и выразили свой восторг по поводу нового произведения. Ремарка благосклонно принимает пресса, рецензии на его работы исключительно положительные, зато в Германии за родственные связи с автором казнили (так, была убита его сестра, а ему по почте был прислан счет за проведенную казнь).

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Отрывок из рецензии Г. Бергельсона на тему «Три товарища»

Живя в эмиграции, Ремарк продолжал творить. Но следующее свое произ
ведение он опубликовал лишь в 1938 году. Это был роман "Три товарища".
Место действия книги - Берлин. Об этом мы судим по отдельным приметам
города, таким, например, как знаменитая клиника "Шарите", а тот, кто чи-
тает роман в оригинале, - по ряду слов и выражений на берлинском диалек-
те, которые автор вкладывает в уста некоторых персонажей. Что же касает-
ся времени действия, то это 1928 год. Время обозначено совершенно точно,
ибо оно является важным объектом художественного исследования, проведен-
ного автором романа.
Хотя с того момента, как прозвучали последние выстрелы, прошло
опять-таки десять лет, жизнь была еще пропитана памятью о войне, пос-
ледствия которой сказывались на каждом шагу. Не зря ведь они, эти воспо-
минания, и самого автора привели к созданию его знаменитого антивоенного
романа.
Память о фронтовой жизни прочно входит в нынешнее существование трех
главных героев романа, Роберта Локампа, Отто Кестера и Готтфрида Ленца,
как бы продолжается в нем. Это ощущается на каждом шагу - не только в
большом, но и в малом, в бесчисленных деталях их быта, их поведения, их
разговоров. Даже дымящиеся асфальтные котлы напоминают им походные поле-
вые кухни, фары автомобиля - прожектор, вцепляющийся в самолет во время
его ночного полета, а комнаты одного из пациентов туберкулезного санато-
рия, к которому пришли в гости его товарищи по несчастью, - фронтовой
блиндаж.
Война наложила неизгладимый отпечаток на образ мышления трех товари-
щей. "Как ни странно, - замечает, например, Роберт, почувствовав, что из
кухни доносится аромат только что заваренного кофе, - но от запаха кофе
я повеселел. Еще со времен войны я знал: важное, значительное не может
успокоить нас... Утешает всегда мелочь, пустяк..." И если он говорит:
"Наше прошлое научило нас не заглядывать далеко вперед", - то мы понима-
ем, что под "прошлым" здесь тоже имеются в виду военные годы.
Постоянные воспоминания героев об их фронтовой юности не имеют ничего
общего с героизацией и романтизацией войны. Напротив, и этот роман Ре-
марка о мирной жизни является таким же антивоенным произведением, как и
два предыдущих. "Слишком много крови было пролито на этой земле, чтобы
можно было сохранить веру в небесного отца!" - к такому выводу приходит
Локамп после беседы со священником в церковном саду.
Но мысли о войне относятся не только к прошлому: они порождают и
страх перед будущим, и Роберт Локамп, глядя на младенца из приюта,
горько иронизирует: "Хотел бы я знать, что это будет за война, на кото-
рую он поспеет". Эти слова Ремарк вложил в уста героя-рассказчика за год
до начала второй мировой войны.
В "Трех товарищах" Ремарк показал себя искуснейшим мастером индивиду-
альных характеристик. Каждый из трех главных героев имеет свое лицо и
действует в полном соответствии с внутренней логикой своей натуры. В са-
мом начале они выступают как некий триединый персонаж, но очень скоро
читатель начинает любого из них сразу же узнавать по поведению, по язы-
ку, по манерам, даже по жестам. Несколько позднее двух своих товарищей
"раскрывается" Отто Кестер, и это оказывается закономерным, оправданным,
- ведь сдержанность едва ли не главное свойство этой удивительно цельной
натуры. Но по мере того как мы знакомимся с Кестером, мы все больше
убеждаемся в силе его воли, в его целеустремленности, умении быстро ори-
ентироваться в трудной обстановке, принимать и выполнять единственно
возможное решение, иногда даже идти ва-банк, особенно когда речь идет о
выручке друга. И как непохож на него со своим веснушчатым лицом, голубы-
ми глазами и рыжим чубом, то по-мальчишески озорной, то по-хорошему сен-
тиментальный Готтфрид Ленц, которого он сам и его друзья не зря прозвали
"последним романтиком"!
Менее всего "узнаваем", пожалуй, Роберт Локамп. Это объясняется тем,
что повествование в романе ведется от его лица, и, вместо объективных
суждений о персонаже, читателю преподносится глубинная автохарактеристи-
ка, в которой ему приходится разбираться "своими силами". Но фигура Ро-
берта представляет особый интерес: она более всех других идентична само-
му автору и очень часто используется им для передачи его собственных
мыслей. Не случайно, видимо, именно этого героя Ремарк заставил во мно-
гом повторить свой собственный жизненный путь, как он поступал ранее в
отношении Пауля Боймера и Эрнста Биркхольца: Роберту Локампу тридцать
лет, ровно столько, сколько было самому писателю в 1928 году; он тоже
был мобилизован в 1916 году и тоже был тяжело ранен; его мать, как и
мать Ремарка (и Пауля Боймера), умерла от рака; он тоже должен был стать
учителем и тоже перепробовал после войны много профессий, в том числе и
профессию пианистатапера. Таков далеко не полный перечень деталей, подт-
верждающих автобиографический характер образа героя-рассказчика.
Роберт Локамп в гораздо большей степени, нежели его сотоварищи и во-
обще кто-либо из других персонажей книги, показан изнутри. По его
собственным словам, долгие годы после войны он жил "тупо, бездумно и
безнадежно". И если он, недоучившийся студент университета, распростив-
шийся с книгами, концертами и театральными спектаклями, в шутливой сло-
весной перепалке с Ленцем говорит, что у него давно уже пропала охота
чему-нибудь учиться и что он сам не знает, для чего живет на свете, то в
этой шутке есть большая доля правды.
Заставляя Роберта заниматься самоанализом, Ремарк исследует думы и
настроения "потерянного поколения" в целом. Многое из того, что
свойственно ему, характерно и для его товарищей, только у Ленца это та-
ится под покровом шутки, а скупой на слова Кестер вообще редко высказы-
вает свои мысли вслух. Впрочем, то же самое можно сказать и о целом ряде
других героев. Ведь фактически это роман не только о трех товарищах.
Разве не относятся к "потерянному поколению" Фердинанд Грау, Валентин
Гаузер, Альфонс и некоторые прочие персонажи из тех, кто уцелел в огне
войны, но утратил душевное спокойствие и теперь пытается выйти из состо-
яния шока с помощью бесконечных выпивок и потасовок?
Более того, в известной степени к "потерянному поколению" относится
также одна из главных фигур книги - Патриция Хольман. Хотя обаятельная
Пат моложе своего возлюбленного Робби и его друзей и, естественно, не
знает, что такое жизнь во фронтовом окопе, она тоже жертва войны: как
констатируют врачи, ее смертельная болезнь является последствием недое-
дания в детские и юношеские годы, приходившиеся на военные времена. Кес-
тер, Ленц и их прочие друзья охотно принимают Пат в "ряды товарищей"
(Альфонс: "Ведь вы теперь наша. Никогда бы не подумал, что женщина может
стать своей в такой компании"), и это объясняется не только уважением к
любовному чувству Роберта, но еще и тем, что печально-ироническое отно-
шение девушки к жизни близко их собственным взглядам. Владелица пансиона
фрау Залевски находит прямолинейные, но довольно меткие слова, характе-
ризующие их душевную травму: "Прошлое вы ненавидите, настоящее презирае-
те, а будущее вам безразлично".
"Три товарища" - роман с широким социальным фоном. Это достигается, в
частности, тем, что он густо "населен" эпизодическими и полуэпизодичес-
кими персонажами, представляющими различные круги и слои немецкого наро-
да, и среди них нет, кажется, ни одного, кто не остается в читательской
памяти, хотя некоторые из них, как, например, старый казначей-национа-
лист, живущий в пансионе фрау Залевски, запечатлены с помощью всего
двух-трех штрихов. Запоминаются и все остальные обитатели этого заведе-
ния, как и сама владелица его и ее служанка Фрида, а также другие персо-
нажи романа, которые лишь мимолетно появляются на пути главных героев.
Особое место в этом хороводе занимает вереница пациентов туберкулезного
санатория, с которыми в последних главах романа болезнь сводит Пат.
Здесь, кстати, нельзя не отметить, что в том, как рассказы о судьбах
этих столь различных по происхождению и положению людей вплетены в общее
повествование, очень заметно влияние романа Т. Манна "Волшебная гора"
(1924).
Заявка на тему товарищества как главнейшую в романе дана уже в загла-
вии. Закоренелые холостяки Отто Кестер, Готтфрид Ленц и Роберт Локамп
живут, по существу, совместной жизнью. Они не прочь погрубить друг дру-
гу, как это делают юноши или молодые мужчины, но интересы товарища неиз-
менно оказываются для каждого из них выше собственных. Судьба товари-
щества складывается здесь по-иному, чем в "Возвращении": оно не оказыва-
ется иллюзией, выдерживает испытание временем, не распадается, а превра-
щается в дружбу в самом высоком смысле слова, причем дружбу действенную,
активную, которой угрожают только внешние силы вроде револьвера убийцы
Ленца.
Самую серьезную проверку товарищество проходит после вспышки заболе-
вания Пат вплоть до ее смерти, накануне которой Отто совершает жертвоп-
риношение: продает своего "Карла", автомобиль, который был как бы их
четвертым товарищем и о котором Кестер ранее говорил, что он скорее сог-
ласится продать руку, чем эту машину.
В этом романе Ремарку удалось создать удивительную по своей поэтич-
ности картину любви. Тут все - от зарождения взаимного чувства Робби и
Пат до трагической развязки - дышит правдой и доставляет истинное эсте-
тическое наслаждение. Искренняя и естественная, начисто лишенная всякого
жеманства, всякой игры любовь выводит героя и героиню из состояния ду-
шевного оцепенения. У Робби она прорывает панцирь равнодушия, и он приз-
нается самому себе, что познал счастье. Тема любви тесно сплетается с
темой товарищества. Вместе они образуют якорь спасения для людей "поте-
рянного поколения", освобождают их от одиночества.
Товарищество, активная дружба и любовь - важные аспекты гуманистичес-
кой программы Ремарка. Еще одной ее существенной стороной является сост-
радание. "Жалость - самый бесполезный предмет на свете, - запальчиво
бросает Роберт в разговоре с фрау Залевски. - Она - обратная сторона
злорадства, да будет вам известно". Но эти слова, как признается сам ге-
рой-рассказчик, произнесены с раздражением. Они маскируют истинные мысли
и чувства Локампа и вызваны как раз этим "самым бесполезным предметом на
свете", жалостью, состраданием к несчастной доле бухгалтера Хассе и даже
его жены, хотя ее измена явилась причиной самоубийства мужа. Такая пози-
ция свойственна и Роберту и его друзьям: за грубоватостью и цинизмом
скрывается подлинно человечное отношение к тем, кто нуждается в состра-
дании.
А людей, которым сочувствие необходимо, в романе много, ибо Ремарк
хорошо ощущает зависимость судеб своих героев от нелегкой судьбы Герма-
нии той эпохи. В ткань книги искусно вплетено множество микросюжетов,
посвященных людям, чья жизнь "свелась к одной только мучительной борьбе
за убогое, голое существование". К этим людям относятся, например, вла-
дельцы идущего с молотка жалкого скарба, которых встречают на аукционе
Кестер и Локамп, покупающие здесь старый автомобиль. Невозможно забыть
ни супружескую пару, которую нужда заставляет расстаться с этим автомо-
билем, ни одинокую старушку, купившую здесь же попугая, чтобы у нее дома
был хотя бы кто-то, кто будет с ней "разговаривать". Да и сами три това-
рища тоже ведут непрерывную борьбу за существование, дела их мастерской
идут все хуже и хуже и в конце концов кончаются крахом.
Сквозной темой, превращающейся в один из лейтмотивов романа, стано-
вится тема безработицы. Много раз здесь говорится о берлинцах, мечтающих
найти хоть какой-нибудь заработок. Мы встречаем их в самых неожиданных
местах - на бегах, где они надеются на улыбку фортуны, в музеях, где
есть возможность погреться, - узнаем истории целых семейств, отравивших-
ся газом из-за того, что главы этих семейств окончательно отчаялись по-
лучить работу. Но и те, у кого работа есть, живут в страхе: боятся поте-
рять ее, так как за каждым увольнением зияет "пропасть вечной безработи-
цы".
Явной антифашистской тенденции "Три товарища" не содержат, если не
считать того, что в погромщиках, убивающих Ленца, хотя их партийная при-
надлежность не обозначена, определенно угадываются нацистские головоре-
зы. Видимо, в 1938 году Ремарк не вступил еще, как это сделали многие
другие писатели-эмигранты, на путь открытой борьбы с ненавистным ему
гитлеровским режимом. Но затем вести, приходившие из Германии, и события
мировой истории активизировали позицию писателя и заставили его отка-
заться от политического нейтрализма. Ведь в том самом году, когда были
напечатаны "Три товарища", нацисты оккупировали Австрию и Чехословакию,
а еще через год навязали человечеству вторую мировую войну. И уже в 1940
году выходит антифашистский роман Ремарка "Возлюби ближнего своего".
Фашистское "правосудие" отомстило Ремарку, отправив на гильотину
младшую сестру писателя, жительницу Дрездена, портниху Эльфриду Ремарк,
в замужестве Шольц, обвиненную в высказываниях против политики фюрера и
лично против него и в пораженческих настроениях. Сохранившиеся архивные
материалы свидетельствуют о том, что на заседании трибунала, проходившем
29 октября 1943 года под председательством палача немецкого народа Ро-
ланда Фрайслера, упоминалась и "грязная книжонка "На Западном фронте без
перемен", состряпанная братом обвиняемой".