Китай занимает первое место во всем мире по количеству промышленных предприятий. В настоящий момент около 3/5 всех трудовых ресурсов индустрии работают в тяжелой промышленности. Китай не отстает от других стран мира и по внедрению в производство новых технологий.

Промышленность Китая сосредоточена в приморских провинциях на востоке страны, где расположены основные индустриальные центры. Это Цзянсу, Шаньдун, Шанхай и многие другие. В крупных городах, население которых превышает 500 тысяч человек, находится более половины фондов гос. Промышленности. То есть это 13,1% от всех предприятий промышленности, около 10% пищевой промышленности и машиностроения, около 5% текстильной промышленности.

Китай занимает четвертое в мире место по добыче нефти. Нефть различна по качеству – от тяжелой парафинистой до легкой малосернистой.

В Китае есть запасы природного газа и железорудного сырья мирового значения. В стране есть месторождения вольфрама, молибдена и марганца. Однако они не могут полностью обеспечить потребности отрасли.

В сфере машиностроения очень развиты станкостроение и транспортное машиностроение. Строительство автомобилей в стране стремительно развивается, в том числе и выпуск автомобилей на совместных производствах.

Отрасли промышленности Китая затрагивают и химическую промышленность. Например, Китай занимает первое место в мире по производству минеральных удобрений. Сырьевую базу обеспечивает горно-химическая промышленность, где добывается поваренная соль, фосфориты, пириты и многие другие вещества.

Но сильнее всего развита легкая промышленность. Именно она имеет огромное влияние на внутренний товарооборот, развитие сельского хозяйства и занятость населения. Самые важные подотрасли – текстильная, швейная, обувная, трикотажная, кожевенная.

Кроме того, Китай давно держит лидерство по выпуску чайной продукции, табака, а в последние годы еще и пива. Хотя по производству чая Китай несколько уступает Индии. Но на экспорт идет только чайная продукция.

Но самыми главными остаются текстильная и пищевая отрасли легкой промышленности. На них приходится почти 22 % всей производимой продукции. Большая часть этих предприятий расположена в Северном, Восточном и Центрально-Южном районах.

Пищевая промышленность Китая развита на Юго-Западе страны. В пищевой промышленности задействовано более 70 тысяч предприятий. Текстильная промышленность четко разделена. На севере страны производят шерсть, на юге – шелк, кенаф и джут. Всего в текстильной промышленности 25 тысяч предприятий.

Машиностроение в Китае тоже развито. Основные предприятия по машиностроению сосредоточены в Шанхае, Чаньчуне, Харбине, Пекине, Далянь. Потребности Китая в автомобилях практически полностью обеспечиваются собственным производством. Очень развиты совместные производства с другими странами – Ниссан, Ситроен, БМВ, Тойота и прочие.

Сельское хозяйство в Китае развито очень хорошо. Настолько, что позволяет обеспечить продукцией все многочисленное население Китая и еще отправлять товары на экспорт.

Гуанчжоу – один из самых крупных промышленных центров Китая

Легкая промышленность Китая сосредоточена в крупнейшем промышленном центре Гуанчжоу. Здесь находятся сотни тысяч промышленных фабрик, заводов, предприятий и рынков. Именно здесь дважды в год проходит Кантонская ярмарка. Это открытый город, экспортирующий товары в другие города и страны. Многие брендовые заводы расположились именно здесь.

Шанхай

Шанхай является очень важным промышленным центром Китая. Основными промышленными отраслями этого города являются машиностроение, нефтехимическая промышленность, производство электробытовых приборов, производство средств коммуникации и связи и установок для электростанций, металлургия.

Пекин

Столица Китая и крупный промышленный центр. Автомобильная промышленность Китая сосредоточена именно здесь. Самым крупным предприятием по производству автомобилей является Beijing Automotive Import & Export Corporation. Филиалы этой компании работают в 26 городах Китая. В год они выпускают порядка 700000 автомобилей. Большую их часть составляют джипы, минивэны и легкие грузовики. Также они занимаются выпуском запчастей для этих автомобилей.

Также в Пекине развита фармацевтика. Предприятие, расположенное в этом городе обеспечивает больницы Пекина на 30% лекарственными средствами и медицинским оборудованием.

Пекин является крупнейшим промышленным центром в сфере информационных технологий. В этом городе зарегистрировано более 3500 компаний, занимающихся программным обеспечением.

Также в Пекине есть металлургические и химические заводы, заводы по производству транспортного оборудования и телекоммуникаций.

Чунцин

Чунцин является крупным промышленным центром Китая. Во-первых, он является одним из главных производителей алюминия. Во-вторых, в нем очень развита и растет с невероятными темпами автомобильная промышленность. Есть предприятия, занимающиеся совместным выпуском автомобилей, таких как Форд и Сузуки. Этот город ежегодно выпускает с конвейеров до 1,3 миллионов единиц автомобилей. Всего в Чунцине расположено более 20 автомобильных заводов.

Текстильная промышленность Китая также очень развита в Чунцине. Она стабильно продолжает развиваться.

Кроме того, в этом городе сосредоточились крупнейшие производители информационных технологий. Всего в городе более 260 исследовательских центров, колледжей и университетов.

Нанкин

Крупный центр культуры, промышленности и важнейший транспортный узел Китая. Промышленность этого города представлена машиностроением, турбиностроением, станкостроением и прочей тяжелой промышленность. Также развита химическая промышленность Китая, текстильная, пищевая.

Китай – уникальная страна, все возможные отрасли производства развиты в ней в полной мере и постоянно продолжают совершенствоваться. В этой статье мы назвали только самые крупные промышленные центры Китая. Помимо них, есть еще огромное количество центров чуть меньших по размеру, но не последних по значимости.

В связи с динамичным развитием промышленного производства сталь, уголь, нефть, цемент и другие сырьевые материалы, которые одно время были в дефиците, стали поставляться с избытком. Это привело к наращиванию экономического потенциала Китая, обеспечило и стимулирует поступательный и стремительный рост народного хозяйства. Одновременно с этим рынок Китая как никогда изобилует одеждой, бытовой электротехникой, пищевыми продуктами и другими товарами легкой промышленности.

Ганьсу – цветная металлургия, электроэнергетическая, нефтехимическая промышленность, производство строительных материалов.

Гуандун - бытовая техника, производство пластмассовых изделий, продуктов, одежды, текстиля, электроники, электроэнергетика и металлургия.

Тяньцзинь - автомобилестроение и оборудование для механической промышленности, микроэлектроника и оборудование для связи, химическая промышленность на базе ресурсов морского дна и нефтехимическая промышленность, качественные стальные трубы и качественный стальной прокат.

Аньхой – металлургия, сельскохозяйственное машиностроение, угледобывающая промышленность, мукомольная, рисоочистительная, маслобойная, табачная, чаеобрабатывающая, хлопчатобумажная, бумажная промышленность.

Гуйчжоу – металлургическая, химическая промышленность, промышленность по добыче золота, электроэнергетика, пищевая индустрия, лесная промышленность, гидроэнергетика.

Ляонин – машиностроение, нефтехимическая и горнодобывающая промышленность, металлургия.

Сычуань – электроника, металлургия, химическая промышленность, фармацевтика, пищевая промышленность.

Фуцзянь – электроника, нефтехимия и машиностроение, легкая промышленность.

Хайнань – машиностроение, туризм, добыча полезных ископаемых, сахарная промышленность, стройматериалы и пищевая промышленность.

Хубэй – автомобилестроение, электромеханика, металлургия, химическая промышленность, легкая промышленность, строительная индустрия.

Хунань – пищевая и текстильная промышленность, производство электроники, стройматериалов, фармацевтика и металлургия.

Хэбэй – химическая (фармацевтическая), металлургическая, машиностроительная, пищевая промышленность, производство строительных материалов.

Хэйлунцзян – нефтяная промышленность, база производства зерновых, угледобывающая, лесная, химическая промышленность и база производства крупного оборудования для электростанций.

Хэнань – угольная, нефтяная, химическая, пищевая, текстильная промышленность, стройматериалы, машиностроение, энергетика, фармацевтика.

Цзилинь – автомобилестроение, нефтехимия, пищевая, фармацевтическая, электронная промышленность.

Цзянси – автомобилестроение, машиностроение, электроника, химическая промышленность, производство стройматериалов, фармацевтика, текстильная и пищевая промышленность.

Цзянсу – текстильная промышленность и индустрия продуктов питания, добыча и обработка каменной соли, серы, фосфатови мрамора, химическая промышленность, производство строительных материалов, нефтяная промышленность.

Цинхай – машиностроение, текстильная, химическая промышленность, производство строительных материалов, металлургия, легкая и пищевая промышленность.

Чжэцзян – фармацевтика, электроника и химическая промышленность.

Шаньдун – энергоресурсы, химическая промышленность, металлургия, строительные материалы, машиностроение, электроника, текстильная, пищевая промышленность.

Шаньси – угольная промышленность, металлургия, механическая промышленность, электроэнергетика, химическая, легкая и текстильная промышленность.

Шэньси – электроника, механическая промышленность, фармацевтика, химическая промышленность, энергетика, пищевая промышленность, туризм.

Юньнань – цветная металлургия, машиностроение, производство электроэнергии, текстильная, кожевенная, пищевая, химическая промышленность, стройматериалы, полиграфическая промышленность, приборостроение.

Тайвань – текстильная, химическая промышленность, машиностроение, электронная промышленность.

Шанхай – автомобилестроение, оборудование электроники и связи, металлургия, нефтехимическая промышленность, комплектное оборудование для электростанций, хлопчатобумажная промышленность, судостроение.

Тибетский автономный район – энергетика, горная промышленность, легкая и текстильная промышленность, традиционные ремесла.

АР Внутренняя Монголия – переработка продукции сельского хозяйства и животноводства, энергетика, металлургия, химическая промышленность.

Гуанси-Чжуанский автономный район – металлургия, машиностроение, производство сахара, пищевая промышленность.

Синьцзян-Уйгурский автономный район – черная металлургия, нефтяная, угольная промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия, машиностроение, химическая промышленность, производство кожи и текстиля, сахарная промышленность.

Нинся-Хуэйский автономный район – угледобывающая промышленность, электроэнергетика, нефтепереработка, добыча известняка, слюды и асбеста.

Пекин – сталелитейная промышленность, машиностроительная и текстильная промышленность, автомобилестроение и нефтехимия, торговля.

Чунцин – машиностроение, металлургия, легкая, пищевая, химическая промышленность, электроника, электротехника, производство стройматериалов, оборудования для охраны окружающей среды.

Гонконг – текстильное и швейное производство, электротехническая и электронная промышленность, часовое производство, изготовление изделий из пластмассы и игрушек, полиграфическая промышленность. Макао– швейная и текстильная промышленность, радиоэлектроника, оптика, пищевая промышленность, традиционные ремесла.

Промышленность Китая, без сомнения, одна из самых развитых – по общему количеству промышленных предприятий и числу занятых в них работников страна занимает первое место в мире. С начала 21 века Китай является мировой промышленной сверхдержавой.
Основные центры Китайской промышленности — Цзянсу, Шанхай, Ляонинь, Шаньдунь, Гуандунь, Чжецзянь. Основу экономики страны составляет тяжелая промышленность.
Так стремительно развиваться как сейчас китайская промышленность начала после провозглашения в 1949 году КНР и перехода от традиционной аграрной экономики к индустриальной. С 1979 года китайское правительство стремится к большей открытости, так как для модернизации и дальнейшего развития производства требуются иностранные инвестиции. Также принимаются такие меры для привлечения иностранных инвесторов как налоговые льготы законодательное разрешение заграничным компаниям создавать в Китае холдинги.

Топливно-энергетический комплекс

Основу электроэнергетики Китая составляет уголь, ежегодно в стране его добывается свыше 1 млрд. тонн. Самые крупные угольные бассейны находятся на севере и северо-востоке Китая, всего около 100 крупных добывающих центров и свыше десяти тысяч более мелких шахт.
75 % энергии в Китае вырабатывается на ТЭС. Однако, в последнее время идёт развитие гидроэнергетики, что в долгосрочной перспективе положительно скажется на экологии страны. Основным источником гидроэлектроэнергии является река Янцзы.

Нефтедобыча

Китай четвертая в мире страна по величине добычи нефти, а также является её активным экспортёром. Наиболее богатые нефтью районы – север, северо-восток и северо-запад, также развита добыча в шельфовых зонах Желтого и Южно-Китайского морей. Несмотря на такой высокий уровень добычи, Китай остаётся одним из ведущих в мире импортёров нефти, по прогнозам доля импортной нефти в будущем будет только возрастать, являясь одной из проблем китайской экономики.

Металлургия Китая.

Китай занимает первое место в мире по производству черных металлов. В стране есть свои запасы железной руды, на которых основана отрасль, однако они небогаты, так как содержат лишь около 30% железа. Также присутствуют запасы коксующегося угля и легирующих металлов, которые являются важным сырьём для чёрной металлургии. Центрами черной Китая являются Аньшань, Шэньян, Пекин, Баотоу, Тянцзинь, Ухань.
Развита и цветная металлургия, так как в стране обнаружены достаточно богатые запасы меди, сурьмы, оловянных руд и других более редких цветных металлов. Так, китайские запасы марганца и молибдена имеют мировое значение. Предприятия этой отрасли требуют высокого уровня развития технологии, поэтому расположены в развитых областях.

Машиностроение Китая.

Машинстроение в Китае – одна из наиболее развитых и важных отраслей специализации. Машиностроительные предприятия располагаются в основном рядом с крупными торговыми узлами, такими как порты, а также в крупных промышленных центах и неподалёку от сырьевых баз. В настоящее время позиции страны как крупнейшего на мировом рынке производителя машиностроительной продукции только укрепляются.
Одним из самых развитых в мире является китайское станкостроение – ежегодно экспортируется около 1 миллиона станков, в их числе очень высокотехнологичное оборудования с автоматическими системами управления.

Автомобилестроение

Относительно недавно, лишь с 1990х годов стремительно развивается китайская автомобильная промышленность. С 2009 года КНР является самым крупным производителем автомобилей в мире и производит в два раза больше чем второй и третий(США и Япония) вместе взятые. Местные марки, например BYD, Lifan, Geely, Chery, Great Wall и еще множество менее известных, являются очень многочисленными и составляют примерно половину всех продаваемых автомобилей. Остальные производятся на общих с крупными иностранными концернами предприятиях. Подавляющее большинство производимых автомобилей используются внутри страны, а не идут на экспорт. Большой приоритет в стране уделяется разработке более экологичных автомобилей и электромобилей, что позволяет обеспечивать и дальнейший рост отрасли.

Судоостроение

Судостроение, как и многие другие стратегически важные отрасли, в Китае находится под государственным контролем. Государственная судостроительная корпорация называется CSSC, в нее входят более 20 верфей, 67 заводов и 30 НИИ. Ориентировано китайское судостроение в основном на экспорт, за счёт больших объёмов производства и дешевой рабочей силы эта отрасль экономически очень выгодна.
В Китае наблюдается большая потребность в пассажирском авиатранспорте, поэтому страна собирается развивать именно это направление. В стране есть собственная гигантская государственная компания AVIC, занимающаяся также разработками в военной авиации и вооружении.
С 2003 года Китай является третьей мировой космической сверхдержавой: в стране производятся и запускаются космические корабли, в том числе и пилотируемые. По количеству проводимых запусков Китай уступает только России, обгоняя США. Китайская космическая программа очень амбициозна и включает в себя такие цели как разведка космического пространства, использование его в мирных целях и защита национальных интересов Китая.

Электронная промышленность Китая.

В Китае производится подавляющее большинство всей электроники и мобильной техники мира, включая такие известные бренды как Apple, Dell, HP. В Китае расположены не только предприятия по сборке техники, но и по её разработке. Существуют в стране и собственные производители электроники, однако по производительности они, как правило, сильно уступают иностранным, хотя их качество и не такое низкое, как принято считать. На сегодняшний день существуют китайские фирмы-производители качественных и известных на мировом рынке смартфонов, такое как Lenovo, ZTE, Xiaomi, Meizu. Обширно развито и производство копий и подделок мировых брендов.

Химическая промышленность Китая.

В настоящее время химическая промышленность Китая активно развивается и страна выходит в мировые лидеры. В химической промышленности развиты много отраслей, в частности, производство азотных и фосфорных удобрений, химия органического синтеза и полимеров. Развитая горно-химическая промышленность обеспечивает эти отрасли сырьём. Темпы роста выпуска химической продукции растут из года в год, что закрепляет за Китаем звание одного из мировых лидеров в этой отрасли. Расширяется и внутренний рынок, так как химические продукты необходимы для всех отраслей промышленности Китая, таких как машиностроение и производство упаковки. Из-за этого спрос превышает предложение, и на внутреннем рынке возникает дефицит химических продуктов, что приводит к расширению доли иностранных корпораций, более развитых в научно-техническом плане, чем местные, в химической промышленности Китая.

Лесная промышленность Китая

Китай – один из самых крупны потребителей древесины в мире, из-за чего в стране очень остро стоит проблема нехватки лесных ресурсов. Государственная политика по охране лесов очень активна, так как из-за высоких объёмов промышленного производства с экологией и качеством воздуха в частности в стране большие проблемы. Заключается она в увеличении площадей новых лесопосадок и запрете вырубки во многих районах. Так, в районе реки Янцзы после сильного наводнения 1998 года запрещена вырубка деревьев на 50 лет. В планы входит полный отказ от вырубки естественных лесов Китая и заготовка древесины, выращенной на специальных плантациях. Пока же Китай вынужден импортировать огромные объёмы древесины из-за границы. В свою очередь, страна является крупнейшим экспортёром деревянной продукции, такой как мебель и игрушки. Также развито и бумажное производство, являющееся специализацией страны с давних времен.

Лёгкая промышленность Китая.

Лёгкая промышленность в Китае тоже очень развита, главные её отрасли – пищевая и текстильная.
Текстильная отрасль представлена предприятиями по производству шерсти, льна и конопли на севере Китая и шёлка и джута – на юге. Китай занимает первое место в мире по экспорту одежды из х\б тканей, в стране расположены производства многих международных фирм. Как и в электротехнической отрасли, широко распространён контрафакт и подделки брендовых вещей. Китайская легкая промышленность играет очень важную роль в экономике страны и является одной из самых крупных по объемам производства. Такое развитие обусловлено доступностью основных факторов производства: Китай очень богат дешевыми трудовыми ресурсами, также развито и производство тканей, как натурального хлопка, так и синтетических волокон. Одним из преимуществ Китая перед другими экспортёрами в отрасли — наличие иностранных инвестиций и выгодные для них экономические условия.

Пищевая промышленность

Больше всего предприятий пищевой промышленности Китая расположено на юго-западе страны. Эта отрасль также очень развита – Китай полностью обеспечивает свои потребности в продовольствии с 80х годов прошлого века, несмотря на огромные размеры своего внутреннего рынка. На сегодняшний день страна является крупным экспортёром морепродуктов и рыбы, а также фруктов и овощей. Исторически развита чайная промышленность — с 19 века Китай не теряет свой статус одного из главных поставщиков чая. Размещены предприятия чайной отрасли в основном исторически, так как собранное сырье необходимо сразу перерабатывать, что делается на уже построенных заводах.

С конца 1970-ых Китай переориентировался от закрытой, центрально-плановой системы до экономики более ориентированной на рынок, которая является одной из крупнейших в мире - в 2010 году Китай стал самым большим в мире экспортером. Реформы начались с коллективизированного сельского хозяйства и расширились путем постепенной либерализации цен, финансовой децентрализации, увеличения автономии для государственных предприятий, создания разнообразной банковской системы, развития фондовых рынков, быстрого роста частного сектора и повышения открытости к внешней торговле и инвестициям. Китай осуществил реформы постепенно.

В последние годы Китай возобновил свою поддержку государственных предприятий в секторах, которые он считает важным для "экономической безопасности," явно нацелившись на лидерство в глобальной конкуренции. После поддержки курса валюты в жесткой привязке с доллару США в течение многих лет, в июле 2005 года Китай переоценил курс юаня и двинулся в сторону оценки его обменного курса по отношению к корзине валют. Вместе с тем, обменный курс все же оставался фактически привязанным к доллару до июня 2010 года, когда Пекин вновь решился на постепенную переоценку юаня.

Реструктуризация экономики и повышение эффективности способствовало более чем десятикратному увеличению ВВП Китая за период с 1978 по 2010 год. Измеренный исходя из паритета покупательной способности валют (PPP), данный показатель в 2010 году стал вторым по величине в мире после США, превзойдя Японию в 2001 году. Долларовая стоимость объем сельскохозяйственного и промышленного производства Китая уже превышает аналогичные показатели США; Китай является вторым после США по совокупной стоимости сектора услуг, которые он производит. Однако, доход на душу населения остается ниже среднемирового.

Китайское правительство сталкивается с многочисленными экономическими трудностями, включая: (a) сокращение высокой внутренней нормы сбережений и соответственно низкого внутреннего спроса; (b) поддержка соответствующего роста занятости для десятков миллионов мигрантов и создание новых рабочих мест; (c) сокращение коррупции и других экономических преступлений; и (d) нанесение вреда окружающей среде и рост социального неравенства, которое имеет отношение к быстрому преобразованию экономики. Экономическое развитие шло гораздо более быстрыми темпами в прибрежных областях чем в глубине страны и приблизительно 200 миллионов сельских чернорабочих и их дети переселились в города, чтобы найти работу. Последствие политики "одного ребенка" - то, что Китай - теперь одна из наиболее быстро стареющих стран в мире. Ухудшение в окружающей среде - особенно загрязнение воздуха, эрозия почвы, и устойчивое падение горизонта грунтовых вод, особенно на севере - является другой долгосрочной проблемой. Китай продолжает терять пахотную землю из-за эрозии и экономического развития. Китайское правительство стремится добавить способность выработки энергии из источников кроме угля и нефти, сосредотачиваясь на ядерном и альтернативном энергетическом развитии.

В 2009 году глобальный экономический кризис понизил спрос на китайский экспорт впервые за многие годы, но Китай быстро восстановился до роста примерно 10% в год, выиграв у всех других крупных промышленно-развитых стран. Экономика Китая, как представляется, будет расти устойчивыми темпами и в 2011-2016 гг., в основном по причине политике стимулирования, которую правящий режим проводил во время глобального финансового кризиса. Правительственные обещания, содржащиеся в 12-ом Пятилетнем Плане, принятом в марте 2011 года, направлены на продолжение преобразования экономики и подчеркивают необходимость увеличить внутреннее потребление, чтобы сделать экономику менее зависящей от экспорта в будущем. Однако, Китай, вероятно, сделает только отдельные успехи на пути к этим целям. Двумя экономическими проблемами, с которыми в настоящее время сталкивается Китай, является инфляция - которая, в конце 2010 года, превысила целевые показатели правительства 3% и долги местных органов власти, которые резко возросли в результате политики стимулирования и которые можно отнести к долгам плохого качества.

Китай в начале XXI века является космической и ядерной державой. Построение рыночной экономики осуществляется в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет свою многоукладность. При высокой доле иностранных инвестиций почти 80% всех иностранных инвесторов в экономику КНР - это этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом. К 2020 году Китай должен по планам КПК догнать США по совокупному доходу ВВП.

Чтобы способствовать структурным изменениям, Китай развивает собственную систему образования, обучение студентов за рубежом (особенно в США и Японии), поощряет импорт технологий, позволяющих развивать такие прогрессивные секторы экономики как производство программного обеспечения, новых материалов, телекоммуникационную индустрию, биотехнологии, здравоохранение. В КНР свыше 384 млн пользователей Интернета, страна также лидирует в мире по числу пользователей мобильной телефонной связи (487,3 млн пользователей на апрель 2007 года). В районе Хайдянь севернее Пекина создана китайская «Силиконовая долина». Интенсификация производства приносит и побочные результаты: уровень скрытой безработицы в сельской местности примерно вдвое превышает официальные показатели (4,6 %). Китай негласно поощряет эмиграцию.

ВВП Китая в 2010 году составил 6,27 трлн. долл. по сравнению с 5,02 трлн. долл. годом ранее. ВВП Китая в 2010 году, рассчитанный с учётом паритета покупательной способности (ППС) валют, по данным МВФ составил 10,1 трлн. долл., а в 2011 году - 11,2 трлн.

Промышленность Китая

Реформы в Китае привели к изменениям в распределении деловой активности и промышленности. Во времена Мао Цзэдуна новые чугуно- и сталеплавильные заводы, предприятия автомобильной промышленности и машиностроения строились преимущественно на севере и северо-востоке страны, в таких городах, как Аньшань, Шэньян, Гирин (Цзилинь) и др. От прошлого унаследованы крупные промышленные центры, например город Шанхай.

Открытие Китая для притока иностранных инвестиций и образование специальных экономических зон стимулировали перемещение новой волны индустриальной активности в прибрежные районы, в частности в Южный Китай. Провинция Гуандун воспользовалась своим соседством с Сянганом (Гонконгом), а провинция Фуцзянь – связями с Тайванем. Рост экономической активности в Гуандуне имел особо важное значение, и этот район сейчас превратился в основной источник валютных поступлений. Былое превосходство Шанхая как промышленного центра было восстановлено после создания нового индустриального комплекса на р.Хуанпу. Прибрежные города северных провинций также извлекли пользу из иностранных инвестиций и новых связей с мировым рынком.

В настоящее время Китай лидирует в мире по добыче угля, железных, марганцевых, свинцово-цинковых, сурьмяных и вольфрамовых руд, а также древесины; является крупнейшим в мире производителем кокса, чугуна, стали и стальных труб, алюминия, цинка, олова, никеля, телевизоров, радиоприемников и мобильных телефонов, стиральных и швейных машин, велосипедов и мотоциклов, часов и фотоаппаратов, удобрений, хлопчатобумажных и шелковых тканей, цемента, обуви, мяса, пшеницы, риса, сорго, картофеля, хлопка, яблок, табака, овощей, шелковичных коконов; имеет крупнейшие в мире поголовья птицы, свиней, овец, коз, лошадей и яков, а также лидирует по вылову рыбы. Кроме того, КНР является крупнейшим мировым автопроизводителем (18 млн в 2010 году). На территории КНР ведется добыча нефти, газа, редкоземельных металлов (молибден, ванадий, сурьма), урана.

По состоянию на 2010 год промышленность и строительство составили 46,8% ВВП Китая. В 2009 году приблизительно 8% полного выпуска продукции обрабатывающей промышленности в мире имели китайское происхождение, и Китай занял третье место во всем мире в объеме промышленного производства в 2009 году (первое - ЕС и второе - США). Исследования показывают, что в 2010 году Китай произвел 19,8% продукции обрабатывающей промышленности в мире и стал крупнейшим производителем в мире, после того, как США занимали ту позицию в течение приблизительно 110 лет.

Главные отрасли промышленности включают горную промышленность и переработку руды; производство железа и стали; алюминия; угля; машиностроение; производство вооружения; текстиля и одежды; нефти; цемента; химическую промышленность; производство удобрений; пищевую промышленность; производство автомобилей и транспортного оборудования, включая вагоны и локомотивы, суда и самолеты; производство потребительских товаров, включая обувь, игрушки и электронику; телекоммуникации и информационные технологии. Китай стал привлекательной площадкой для размещения заводов. рост производства способствовал повышению доходов и занятости в Китае. Государственный сектор в промышленности все еще составляет приблизительно 30% ВВП. В последние годы власти уделяли большее внимание управлению государственными активами на финансовом рынке.

Начиная с основания Народной республики промышленному развитию в КНР уделили значительное внимание. Среди различных отраслей машиностроение и металлургическая промышленности получили самый высокий приоритет. Одни только эти две отрасли теперь дают приблизительно 20-30% стоимости полного объема промышленного производства в стране. Правда, в данных отраслях, как в большинстве других отраслей промышленности, экстенсивный рост преобладал над интенсивным, в результате чего страдали ассортимент и качество продукции. Объем промышленного производства рос в среднем более чем на 10% ежегодно в течение последних двух десятков лет, превзойдя все другие сектора по темпам экономического роста и степени модернизации. Некоторые отрасли тяжелой промышленности и производители товаров национального стратегического значения, остаются в государственной собственности, однако остальные компании являются частными или частно-государственными совместными предприятиями.

Развитие химической промышленности направлено на увеличение производства химических удобрений, пластмасс и синтетических волокон. Рост этой промышленности поставил Китай среди ведущих в мире производителей азотных удобрений. В секторе товаров народного потребления главный акцент делается на текстиле и одежде, которые также являются важной частью экспорта Китая. Текстильное производство, быстрый рост которого происходит благодаря в основном производству синтетических тканей, составляет приблизительно 10% от объема промышленного производства и продолжает быть важной отраслью, однако менее значимой чем прежде. Промышленность рассредоточена по всей стране, но есть много текстильных центров, включая Шанхай, Гуанчжоу и Харбин.

Главные государственные отрасли промышленности - производство железа, стали, угля, машиностроение, легкая промышленность, производство вооружений и текстильная промышленность. В результате проведенных экономических реформ, существенно увеличилось производство на предприятиях, поддерживаемых местными органами власти, особенно в небольших городах и деревнях и, все более и более, частными предпринимателями и зарубежными инвесторами. Промышленная перепись 1996 года показала наличие в стране 7342000 индустриальных предприятий (по ссстоянию на конец 1995 года); полная занятость на промышленных предприятиях составляла приблизительно 147 миллионов человек. Согласно переписи 1999 года, в стране уже было 7930000 индустриальных предприятий (на конец 1999 года, включая небольшие городские и деревенские предприятия); полная занятость на принадлежащих государству предприятиях составила приблизительно 24 миллиона человек. С 2000 года значительно выросла автомобильная и нефтехимическая промышленности страны. Продукция машиностроения и электронная продукция стали главными экспортными товарами Китая. Строительный сектор Китая также значительно вырос с начала 1980-ых. В 21-ом столетии инвестиции в капитальном строительстве ежегодно росли опережающими темпами. В 2001 году инвестиции увеличились на 8,5% за предыдущий год, в 2002 году - на 16,4%, в 2003 году - на 30%. Промышленный сектор в 2004 году составил 44,1% ВВП и обеспечил 22,5% полной занятости. В 2005 году объем ромышленного производства и строительства составил 53,1% ВВП.

Китай - крупнейший производитель стали в мире, и сталелитейная промышленность быстро увеличивала свое производство в последние годы. Производство железной руды шло в ногу с производством стали в начале 1990-ых, но значительно отстало в связи с началом импортом железной рудой и других металлов в начале 2000-ых. Производство стали выросло с приблизительно 140 миллионов тонн в 2000 году до 419 миллионов тонн в 2006 году. Большая часть стали производится на небольших предприятиях. Китай - основной экспортер стали в мире. Объем экспорта стали в 2008 году составил 59,23 миллионов тонн (снижение на 5,5% по сравнению с 2007 годом).

К 2006 году Китай стал третьим по величине производителем транспортных средств в мире (после США и Японии) и вторым по величине потребителем (только после США). Производство автомобилей буквально взлетело за время реформ. В 1975 году было произведено только 139800 автомобилей, но к 1985 производство достигло 443377 единиц, затем подскочило к почти 1,1 миллионам в 1992 году и далее увеличивалось равномерно каждый год вплоть до 2001 года, когда достигло 2,3 миллионов единиц. В 2002 году производство автомобилей в Китае выросло до почти 3,25 миллионов, в 2003 году - до 4,44 миллионов, в 2004 году - до 5,07 миллионов, в 2005 году - до 5,71 миллионов, в 2006 году - до 7,28 миллионов, в 2008 году - до 8,88 миллионов, в 2009 году - до 9,35 миллионов и в 2009 году - до 13,83 миллионов единиц. Китай стал автомобилестроителем номер один в мире в 2009 году. Внутренние продажи шли в ногу с производством. После представительных ежегодных приростов в середине - и в конце 1990-ых, продажи легкового автомобиля взлетели в начале 2000-ых. В 2006 году в Китае было продано в общей сложности 7,22 миллионов автомобилей, включая 5,18 миллионов единиц легковых автомобилей и 2,04 миллиона единиц грузовиков. С 2010 года Китай стал самым большим в мире производителем транспортных средств так же как и крупнейшим их покупателем.

Следует отметить также, что Китай - крупнейший производитель секс игрушек в мире (70% мирового производства секс игрушек). В стране около 1 000 предприятий в этой промышленности, которая производит продукции приблизительно на 2 миллиарда долларов в год. С 2011 Китай - самый большой в мире рынок для персональных компьютеров.

Энергетика Китая

На протяжении 1950-х годов Китай импортировал относительно небольшое количество нефти из СССР, однако в середине 1960-х годов, после разведки крупного нефтяного месторождения в провинции Хэйлунцзян, перешел на самообеспечение. С последующими открытиями нефтяных месторождений, особенно в провинциях Шаньдун и Хэбэй, потенциальные возможности добычи нефти увеличились более чем вдвое. По данным на начало 1997 года, общие запасы нефти в КНР составляли 94 млрд. т. Крупные запасы нефти разведаны в Северо-Западном Китае – в провинции Ганьсу, Синьцзян-Уйгурском автономном районе, в Цайдамской впадине (Тибетское нагорье); в Северо-Восточном Китае – в долинах рек Сунгари и Ляохэ. В начале 1980-х годов Китай предпринял интенсивную разведку шельфа. Выявлены перспективные месторождения нефти в Бохайском и Ляодунском заливах, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. В 1996 году Китай вышел на пятое место в мире по добыче нефти.

По сравнению с Японией, Западной Европой и Северной Америкой, фабрики и заводы в Китае на единицу выпускаемой продукции, как правило, расходовали в три раза больше электроэнергии. Однако с принятием мер по рационализации экономики в 1980-е годы Китай открыл для себя новый «источник» энергии – экономию энергоресурсов. Результат вышел далеко за рамки простого повышения эффективности конкретных промышленных процессов и привел к корректировке структуры энергопотребления. Различные энергосберегающие мероприятия, включающие закрытие наиболее устаревших заводов и привлечение в страну новых зарубежных предприятий и технологий, позволили сократить общее потребление энергии почти на 40%.

С начала 1970-х годов было предпринято несколько попыток решения проблемы дефицита электроэнергии в сельской местности. Так, строительство мелких гидроэлектростанций принесло заметные перемены в отдельных горных районах Южного Китая, где выпадает большое количество осадков. В других местах на пустующих склонах отводились участки для посадки деревьев специально на дрова. Повсеместно стали применяться более совершенные печи для приготовления пищи. Открытие частных небольших угольных шахт облегчило проблему снабжения топливом в некоторых провинциях.

Китай некогда обеспечивал энергоресурсами не только себя, но и своих соседей - Южную Корею и Японию. С 1993 года он переместился из первой группы поставщиков энергоресурсов во вторую, став нетто-импортёром нефти, а ещё через 10 лет - в 2003 году он занял второе место в мире после США по импорту нефти. С этих пор Пекину требуется проводить чётко проработанную стратегию энергетической безопасности во внешней политике.

В структуре энергобаланса в Китае всегда доминировал каменный уголь, за ним следовали гидроэнергия, нефть и атомная энергия. В Китае сосредоточены богатейшие залежи каменного угля, страна занимает первое место в мире по его добыче. Месторождения сконцентрированы преимущественно в северных и северо-восточных провинциях (только на провинцию Шаньси приходится около четверти всей добычи угля). Среди наиболее крупных центров угледобычи выделяются Хуайнань, Хэган, Кайлуань, Датун, Фушунь, Фусинь. Кроме того, по всей стране рассеяна масса мелких месторождений, и примерно половина угля добывается на 11 тыс. мелких угольных шахт.

Правда, после того, как в 2003 году экспорт угля достиг отметки в 70 млн тонн, объёмы экспорта стали падать. Происходило наращивание импорта в основном из Австралии и Индонезии. Руководство крупнейших угольных корпораций заверяет, что это лишь временная мера, и проблема будет в скором времени решена за счёт наращивания местного уровня производства. Однако по оценке Energy Information Administration, импорт коксующегося угля будет только расти, и если в 2004 году он составил 7 млн тонн, то в 2030 году будет равен 59 млн тонн.

Бурный экономический рост ставит КНР во всё большую зависимость от импорта энергоресурсов. Это двусторонний процесс, в результате которого Китай всё больше влияет на мировые рынки энергоресурсов, энергетическую политику других стран, мировые цены на энергоресурсы, стимулирует прирост производства, а также перераспределение и создание новых каналов поставок. Так, в настоящее время доля импорта Китая на мировом рынке нефти - 8%, а в мировом росте спроса с 2000 года - 30% . При этом по расчётам Кембриджской ассоциации энергетических исследований (CERA), на всю Азию в течение следующих 15 лет придётся половина совокупного роста потребления нефти. Таким образом, можно с полной уверенностью говорить о том, что наметился постепенный переход доминирования в сфере энергетики от развитых к развивающимся странам. Энергобезопасность становится при этом вопросом национальной безопасности, сохранения темпов экономического развития, а также экологии.

В целях диверсификации потребления энергетических ресурсов Китаю необходимо увеличить долю потребления природного газа. На газ приходится лишь 3-4 % энергопотребления, в то время как в большинстве остальных стран эта цифра составляет 20-25 %. По оценкам Energy Information Administration, потребление этого вида топлива, начиная с 2003 по 2030 год, будет расти в среднем на 6,8 % ежегодно. К 2020 году Китай будет потреблять 200 млрд кубометров природного газа, и только 120 млрд из них будут покрываться за счёт внутренних источников. Между тем, внутренние источники газа сильно ограничены, к 2010 году нехватка достигла 20 млрд кубометров, а к 2015 году достигнет 40 млрд кубометров, по оценкам Центра энергетических исследований Комитета по развитию и реформе.

В последней обнародованной национальной стратегии развития китайской энергетики на период до 2020 года, большую долю составляют планы развития ядерной энергетики. Планируется вводить в строй не менее 1,8 ГВт ядерных генерирующих мощностей ежегодно, чтобы к 2020 году суммарная мощность китайских АЭС выросла до 40 ГВт, что к тому времени должно составлять около 4 % в общем энергобалансе страны. Китайская ядерная энергетика за предыдущие 20 лет развития построила АЭС с суммарной мощностью энергоблоков на уровне 6,7 ГВт, что дает чуть больше 1 % всей выработки электроэнергии в стране.

В 2009 году Китай вышел на третье место в мире по сумарным мощностям ветроэнергетики - 25104 МВт. В конце 2009 года около 90 китайских компаний производили ветряные турбины, более 50 компаний производили лопасти и около 100 компаний производили различные компоненты.

Во время 11-й пятилетки Китай собирался построить около 30 крупных ветряных электростанций мощностью по 100 МВт и более. Согласно национальному плану развития, установленные мощности Китая должны были вырасти до 30 тыс. МВт к 2020 году. Однако бурное развитие ветроэнергетики в стране позволило пройти этот рубеж уже в 2010 году. В том же году Китай опередил США и стал мировым лидером по установленной мощности ветрогенераторов, превзойдя порог в 40 тыс. мегаватт.

В 2009 году в Китае на возобновляемых источниках энергии работали электростанции суммарной мощностью 226 ГВт. Из них 197 ГВт гидроэлектростанций, 25,8 ГВт ветряных электростанций, 3200 МВт на биомассе, и 400 МВт фотоэлектрических электростанций, подключённых к электрическим сетям. К 2020 году правительство Китая планирует построить 300 ГВт новых гидроэлектростанций, 150 ГВт ветряных электростанций, 30 ГВт станций, работающих на биомассе, 20 ГВт фотоэлектрических электростанций. Суммарная мощность электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии достигнет 500 ГВт., мощности всей электроэнергетики Китая вырастут до 1600 ГВт. к 2020 году.

Сельское хозяйство Китая

Важнейшей отраслью экономики Китая является сельское хозяйство. Ведущая отрасль сельского хозяйства – растениеводство. В 2007 году Китай собрал урожай зерновых в 500 млн. тонн. Это рекордный показатель за всю историю страны. Правительство проводило политику всесторонней поддержки крестьян, стремилось улучшить их жизнь. Крестьянство было полностью освобождено от сельскохозяйственного налога, налога на забой скота и налога на особую сельскохозяйственную продукцию, а также было определено предоставление специальных субсидий, например, субсидии для крестьян, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью, субсидии для выведения селекционных семян, для покупки сельскохозяйственных орудий и оборудования. Возросли дотации хлеборобам и платежи уездам, производящим большое количество зерна. Была введена политика минимальных закупочных цен на основные сорта зерновых. В ряде районов введен государственный заказ с гарантированной закупкой урожая у крестьян по гарантированным ценам. Еще одним направлением помощи крестьянам стало упрощение выдачи кредитов крестьянам и оказание безвозмездной помощи.

Китайское правительство отменило все три вида сельских отчислений: в фонд накопления, социальный фонд и фонд административного управления на уровне деревни, а также взимаемые властями дополнительные сборы на просвещение, плановое деторождение, строительство дорог и некоторые другие. Теперь все эти расходы покрываются из государственного бюджета. Таким образом, китайское крестьянство получило большой выигрыш. Среднегодовые доходы крестьян выросли более чем на восемь процентов в последние три года.

Для повышения заинтересованности крестьян в производстве зерновых, Правительство решило крестьянам, занимающимся зернопроизводством выделить специальные средства в размере около 1,4 млрд. долл. США в 2006 г. Еще одним составляющим успеха, которого достигли китайские крестьяне в 2006 году является уверенность в завтрашнем дне. В 2006 году центральное правительство выделило почти 1,94 млрд. долл. США на пособия для сельских жителей. Эта сумма на 20% больше, чем в 2005 году. Правительство пообещало охватить все сельское население страны социальной системой страхования, которая будет включать в себя социальные пособия, социальное страхование, медицинское страхование и т.д.

Медицина остается одной из главных забот для китайских крестьян. Для ее решения сейчас активно внедряется система кооперативного медицинского обслуживания. На конец 2006 года системой такого обслуживания было охвачено население 80% сельских уездов. Участник этой системы выплачивает ежегодно взнос в размере десяти юаней. Еще десять юаней добавляет местное правительство. И, если крестьянин заболел, то практически все расходы на его лечение берет на себя страховая компания.

Большой вклад внесли китайские ученые-селекционеры. Они вывели сотни новых сортов зерновых. Самым большим успехом китайских селекционеров стал гибридный рис, урожайность которого намного превышает урожайность обычных сортов и позволил увеличить сбор зерновых на сотни миллионов тонн за 25 лет. В соответствии с планами китайского правительства к 2020 году страна должна превратиться в ведущую силу в области сельской науки, несмотря на изменения климата и нехватку природных ресурсов.

Приоритетами развития сельского хозяйства в настоящее время и в ближайшие годы являются:

1) укрепление, улучшение и интенсифицирование политики в интересах сельского хозяйства и значительное увеличение;

2) гарантирование основных поставок главных видов сельскохозяйственной продукции и активное содействие роста доходов крестьян;

3) приоритет инфраструктурного строительства в сельском хозяйстве и форсирование совершенствования производственных условий этого сектора;

4) усиление роли науки, техники и людских ресурсов в развитии сельского хозяйства и всемерное развитие обобществленных услуг;

В 2007 году китайское Правительство продолжало укреплять финансовую поддержку сельского хозяйства. Прямые общие субсидии на нужды сельского хозяйства в 2007 году достигли 59 млрд. долл. США, увеличившись на 63% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года.Министерство сельского хозяйства Китая в 2007 г. начало проводить в жизнь «десять программ», направленных на развитие современного сельского хозяйства. Цели, установленные на 2007 г., предполагали, что чистый доход крестьян вырастет не менее чем на 5%, а валовой сбор зерна будет не меньше, чем в 2006 году.

Производство зерновых в стране в 2007 году превысило 500 млн. тонн против 497 млн. тонн, произведенных в 2006 г. Аналитики министерства отмечают постепенное снижение годового потребления зерна на душу населения - с 412 кг в 1996 г. до 378 кг в 2006 г.

Китай занял первое место в мире по объемам экспорта овощей и производства фруктов. В последние годы в стране значительно расширены посевные площади под овощные культуры. Если в 1996 году их общая площадь составляла 11 млн. га, то в 2006 году она достигла 15 млн. га. Объем производства овощей способен не только удовлетворить внутренний спрос, но и увеличить их экспорт. В 2007 г. на 676 оптовых рынках сельскохозяйственной продукции крупных и средних городов был создан механизм мониторинга качества и безопасности продуктов.

Общая площадь фруктовых садов увеличилась с 9 млн. га в 1996 году до 10 млн. га в 2006 году, за данный период объем урожая фруктов повысился с 46,53 млн. т. до 95,99 млн. т. В настоящее время производство фруктов в Китае составляет 17% мирового объема. В 2007 году валовое производство аквапродукции автономного района Внутренняя Монголия (Северный Китай) достигло 94 тыс. тонн, увеличившись на 8%. Чистые среднедушевые доходы рыбаков составили 740 долл. США с приростом в 10%.

В 2007 году в Китае стабильно развивается рыбоводство, на китайском рынке представлен широкий ассортимент продукции водного промысла, цены на морепродукты стабильные, растет торговый оборот. Валовый объем производства в этой сфере за 2007 г. составил около 69,4 млрд. долл. США.

Быстрому развитию рыбного хозяйства во Внутренней Монголии содействует местная и государственная финансовая поддержка. Только в 2007 году государство выделило владельцам 568 рыбацких лодок 158,3 млн. долл. США в виде дотаций, Минсельхоз выделил более 1,7 млн. долл. США на строительство в районе инфраструктуры рыбного хозяйства. В 2008 году главный акцент в работе будет сделан на управлении законодательной базы в сфере животноводства и рыбоводства, речь в основном идет о гарантиях качества и безопасности продукции водного промысла, а также о расширении открытости внешнему миру и повышении уровня международного сотрудничества в этой сфере.

Рост населения страны ведет к увеличению потребления основных видов сельхозпродукции. Основной задачей в 2008 г. министерство называет дальнейшее наращивание производства зерновых культур в стране, как за счет увеличения посевных площадей, так и за счет роста урожайности.

По данным аналитиков Центрально-европейской информационной группы, высокие мировые цены на пшеницу приведут к резкому росту экспорта муки из Китая в текущем сезоне. В частности, по различным оценкам, страна экспортирует в 2007-2008 МГ от 0,7 до 1 млн. тонн муки, поставки будут осуществляться в основном в страны Юго-Восточной Азии (Филиппины, Вьетнам, Индонезия).

Китай располагает развитой мукомольной отраслью, кроме того, довольно высокий урожай пшеницы в текущем сезоне позволяет производить и экспортировать значительные объемы пшеничной муки. Однако экспортеры муки опасаются, что Правительство может ввести ограничения на экспорт пшеницы, поскольку в 2007 г. на рынке Китая наблюдался значительный рост цен на пшеницу и муку, а также на другие продовольственные товары. В 2008 году Китай вновь обеспечил объем сбора зерновых в таких же пределах и сделал все необходимое для достаточного снабжения населения основными видами сельскохозяйственной продукции. Со второго полугодия 2007 г. в Китае наблюдалось быстрое повышение цен на сельскохозяйственную продукцию, включая свинину и пищевые масла. Это вызвано повышением мировых цен на подобные продукты, повышением себестоимости рабочей силы и ускорением процесса урбанизации в Китае.

Развитие производства и увеличение предложения являются ключевыми для стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию в Китае. В 2008 году Министерство сельского хозяйства продолжило оказывать сельским районам активную помощь в производстве зерна, масличных культур и свинины с тем, чтобы сдержать чрезмерно быстрый рост отечественных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Внешняя торговля Китая

Характерная черта современной китайской экономики - зависимость её от внешнего рынка. По объёму экспорта КНР занимает 1-е место в мире. Экспорт дает 80% валютных доходов государства. В экспортных отраслях занято около 20 млн человек. На внешний рынок вывозится 20 % валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. Номенклатура экспорта насчитывает 50 тыс.наименований. КНР поддерживает торгово-экономические отношения со 182 странами и районами мира, с 80 из них подписаны межправительственные торговые соглашения и протоколы. Основными торговыми партнерами Китая являются развитые капиталистические страны, прежде всего Япония, США, западноевропейские государства, на которые приходится 55% внешнеторгового оборота. Самой конкурентоспособной продукцией пока остаются обувь, одежда и игрушки, но все активнее развивается экспорт электроники, вело-, мото- и автотехники, транспортного и строительного машиностроения. С 2004 года Китай уверенно лидирует в мире по объемам экспорта офисного и телекоммуникационного оборудования, с 2005 года - в целом по объемам высокотехнологичного экспорта.

Текстильная индустрия КНР - первая в мире, поэтому экспортная продукция Китая представлена в большинстве стран. Текстильные предприятия специализируются на изготовлении одежды из синтетических тканей. Предприятия этой отрасли рассеяны по всей стране, но наиболее крупные находятся в Шанхае, Кантоне и Харбине. Китайская экспортная продукция, поставляемая в Северную Америку, Японию, страны Западной Европы имеет высшие стандарты качества. Эта продукция производится в приморских провинциях страны, где сосредоточены многочисленные филиалы зарубежных корпораций. В северных и внутренних районах базируются многочисленные кустарные предприятия, выпускающие контрафактную продукцию ведущих брендов мира. Эта продукция отличается низким качеством и ценой, совпадающей с ценой аналогичных качественных продуктов.

С середины 1980-х гг было достигнуто обеспечение населения продовольствием. Сегодня фрукты, рыба, морепродукты экспортируются (основной рынок сбыта продовольствия - страны СНГ, особенно Дальневосточный регион России, обеспеченный китайским продовольствием на 44 %). Кроме того, ведущим сельскохозяйственным продуктом экспорта является хлопок. С открытием перевала Нату-Ла в 2006 году увеличился торгового оборота с Индией.

Между тем, положительное сальдо торгового баланса Китая по итогам 2011 года составит 150 млрд. долл. Такой прогноз представило Министерство торговли страны. Таким образом, данный показатель существенно сократится - в 2010 году он составлял 183 млрд долл., а в 2009 году и вовсе превышал 196 млрд долл. В документе отмечается, что перспективы роста экспорта ухудшились в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры.

Транспорт Китая

Восточный Китай, на который приходится треть территории страны, является самым густонаселенным районом мира, однако даже здесь транспортная сеть остается слабо развитой. Общий прирост протяженности китайских железных дорог по сравнению с 1979 составил менее 10%. За этот же срок число пассажирских вагонов увеличилось почти на 70%, а объем пассажирских перевозок – в три раза. Железнодорожные грузовые перевозки за период с 1970 по 1990 возросли вдвое, превысив 1,5 млрд. т в год. Основной объект грузовых перевозок на железнодорожном транспорте – каменный уголь, составляющий более 40% общего тоннажа. В связи с тем, что подавляющая часть залежей высококачественного угля сосредоточена на севере страны, а бурно развивающиеся отрасли промышленности – на юге, среднее расстояние перевозки угля в настоящее время составляет ок. 750 км. В середине 1990-х годов при общей протяженности железнодорожных путей 54 тыс. км двухколейные дороги составляли лишь 25%, а электрифицированные – ок. 12%. Локомотивный парк примерно наполовину состоит из паровозов и лишь на 15% из электровозов.

Быстрыми темпами увеличивались автомобильные перевозки. Общая протяженность шоссейных магистралей в 1995 составила 1,15 млн. км (ок. 85% дорог проложены до 1992), а суммарный объем пассажирских автоперевозок – 10,5 млрд. человек и грузовых – 9,5 млрд. т. Благодаря дотациям проезд в общественном городском транспорте стоит недорого, но автобусный парк устарел и автобусы вечно переполнены. Несмотря на то, что число личных автомобилей остается очень низким (один автомобиль на 480 человек), улицы крупных городов быстро заполнили такси и автомашины, принадлежащие государственным учреждениям и фирмам.

На внутренние водные пути, традиционно игравшие главную роль в перевозке людей и грузов, в настоящее время приходится лишь несколько процентов пассажирских и менее 10% грузовых перевозок. Внутренние судоходные пути имеют протяженность ок. 110 тыс. км, причем 2 тыс. из них принадлежат древнему Великому каналу. Большая часть внутренних речных грузо- и пассажироперевозок приходится на р. Янцзы и ее бассейн (с общей длиной судоходных путей 17 тыс. км).

Выйдя на арену международной торговли, Китай вынужден был заняться развитием морского судоходства. В 1996 году КНР по тоннажу морского флота (17 млн. т) заняла 10-е место в мире. Морской флот состоит из универсальных и комбинированных судов, сухогрузов, танкеров. Суммарный объем грузов, обрабатываемых ежегодно в крупных китайских портах, достигает 500 млн. т. Китайские авиакомпании, образованные после раздела единой национальной авиакомпании в 1984, провели модернизацию самолетного парка, главным образом за счет закупки «Боингов-747» и других американских авиалайнеров. Однако уровень обслуживания на китайских авиалиниях и статистика в сфере безопасности полетов оставляют желать лучшего. Всего в стране действуют ок. 500 внутренних и 60 международных авиалиний; в 1995 авиатранспортом было перевезено почти 1 млн. т грузов и 5,5 млн. пассажиров. Развитию инфраструктуры и транспорта в стране дается высокий приоритет, потому что это стратегически привязано к народному хозяйству и национальной обороне. Между тем, инфраструктура и транспорт полностью все еще не развиты во многих аспектах и областях, и они составляет главную помеху экономическому росту.

Китай инвестирует ежегодно около 9% ВВП на развитие транспорта и создание инфраструктуры, в то время как другие развивающиеся страны - от 2% до 5% ВВП. В 2007 году Китай стал одной из немногих стран мира, начавшей эксплотировать скоростные поезда. Развитие железных дорог связано в первую очередь с необходимостью перевозки большого количества грузов ввиду бурного экономического роста.

Сфера услуг Китая

Сектор услуг Китая является пятым по величине в мире и, как ожидается, с учетом развития телекоммуникаций будет продолжать расти в долгосрочной перспективе. В 2005 году на долю сектора услуг пришлось 40,3% ВВП Китая. Однако, доля сектора услуг в ВВП все еще низка по сравнению с аналогичным показателем в большинстве развитых стран мира, а аграрный сектор КНР все еще задействует значительную часть трудовых ресурсов страны.

До начала экономических реформ в 1978 году сфера обслуживания Китая характеризовалась управляемыми государством магазинами, нормированием и регулируемыми ценами. В связи с проведенной реформой в секторе услуг стало развиваться индивидуальное предпринимательство, пришли крупные частные компании. Оптовая торговля и розничная торговля получила быстрое развитие в городах, теперь имеющих множество торговых центров, розничных магазинов, сетей ресторанов и отелей. Между тем, государственное управление пока все еще осталось главным компонентом сектора обслуживания, в то время как туризм стал значимым фактором для занятости и как источник иностранной валюты. Потенциал для дальнейшего роста сектора услуг в Китае огромен.

Перспективы экономики Китая

Темпы роста ВВП Китая снизились с 9,5% во II квартале 2011 года до 9,1% в третьем - это минимум с 2009 г. Экономика страны замедляется уже третий квартал, беспокоится Цянь Кимин из Shenyin Wanguo. Но снижение пока не сильное: темпы роста стабильны, - сообщил Марк Уилльямс из Capital Economics. Динамика промышленного производства и розничных продаж хорошая, продолжает Уилльямс: в сентябре они выросли с 13,5 до 13,8% и с 11 до 11,7% соответственно.

Беспокоят экономистов высокая инфляция (6,1% при целевом уровне правительства в 4%), а также разрыв почти в 2 раза между темпами роста строительства (24%) и продажами недвижимости (13%). Это говорит о неустойчивости ситуации, считает Уилльямс, если спрос не укрепится, объемы строительства упадут. Фондовый рынок страны отреагировал на макроэкономическую статистику снижением.

Китаю не избежать жесткого приземления, а это ударит по восстановлению всей мировой экономики, - таколе мнение высказал профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини. Вклад КНР в восстановление глобальной экономики растет, так как импорт растет быстрее экспорта, успокаивал вчера представитель национального бюро статистики: чистый экспорт сократил темпы экономического роста на 0,1 процентного пункта.

Главный риск для китайской экономики - cнижение спроса на внешних рынках, - отметил Алистер Торнтон из IHS Global Insight. Но если КНР станет остывать слишком быстро, правительство для поддержки экономики может задействовать имеющиеся в его распоряжении рычаги - например, ослабит кредитно-денежную политику, считает он. Предприятия Китая слишком зависимы от внешней конъюнктуры и поэтому любой негативный сценарий развития мировой экономики сильно ударит по отраслям страны, заявил бывший вице-министр торговли Вэй Цзяньго. В сентябре общий экспорт КНР сократился на 2,1%, особенно сильно - на 7,5% - со стороны Европы, следует из опубликованной на прошлой неделе статистики. Слабеет и внутренний спрос, отмечают аналитики Societe Generale: он снизился с 35% ВВП до 33,8% в 2010 году.

Катастрофического замедления КНР пока не ожидается, оптимистичен Уилльямс: темпы роста ВВП составят около 8,5% в 2011-2012 гг. Скорее всего, они останутся на уровне 9%, согласны аналитики Barclays Capital.

Кто бы мог подумать, но практически до середины XX века Китай был не очень развитой с экономической и промышленной точки зрения страной. В экономике прослеживалась сильная сырьевая и аграрная ориентация. С 1949 года, когда была создана КНР, ситуация стала меняться в лучшую сторону. За несколько следующих десятков лет в Китае появилось около четырехсот новых предприятий, а объем производства за полвека вырос в 39 раз.

Активное развитие экономики и промышленности Китая началось еще в далеком 1978 году. Именно тогда руководство страны начало проводить в жизнь либеральные экономические реформы, тот самый «новый курс», способствующий естественному стабильному развитию Китая. И прежде всего преобразования коснулись основных отраслей промышленности: в страну стали привлекать инвестиции, многие производства переориентировали на экспорт, создавали особые экономические зоны с благоприятным деловым климатом, налоговыми льготами и упрощенным администрированием. В итоге к сегодняшнему дню Китай стал одним из мировых лидеров по производству многих товаров. Также сегодня Китай - одна из ведущих стран по количеству заводов. В стране представлено свыше 360 отраслей производства. Самые крупные центры промышленности Китая сконцентрированы преимущественно в восточных провинциях (Ляонин, Шанхай, Цзянсу, Гуандун и т. д.).

Легкая промышленность

25 ТЫСЯЧ

текстильных компаний рассредоточены по всему Китаю

Легкая промышленность - одна из системообразующих отраслей Поднебесной, так сложилось исторически, еще с дореволюционных времен.

В структуре экономики страны на пищевую и текстильную отрасли приходится примерно пятая часть всей промышленной продукции.

25 ТЫСЯЧ

текстильный компаний рассредоточены по всему Китаю

Всего на территории Поднебесной насчитывают около 25 тысяч текстильных компаний, они рассредоточены по всей стране.

Пищевая промышленность и сельское хозяйство

И без того многочисленное население Китая постоянно растет, что приводит и к росту потребления продовольствия. В связи с этим пищевая промышленность и аграрная отрасль также являются ключевыми в Китае и признаны системообразующими на уровне государства.

Предприятия пищевой промышленности располагаются в основном на юго-западе страны. На северо-западе сосредоточены компании, занимающиеся животноводством, на северо-востоке - масломолочные и сахарные производства. Всего в Китае работает около 65–70 тысяч предприятий пищевой индустрии.

Кроме того, в КНР всячески поддерживают фермеров на государственном уровне, например, крестьяне освобождены от сельскохозяйственного сбора, налогов на продукцию, забой скота и других сборов. Также фермерам доступны субсидии, дотации, льготные кредиты и даже безвозмездная помощь. Помимо всего прочего, государство гарантирует фермерам закупку урожая, то есть крестьяне могут не беспокоиться о поиске рынка сбыта, сезонности, скоропортящейся продукции (например, если они производят молоко и фрукты). Все эти меры поддержки привели к тому, что в Китае очень сильная селекционная наука: китайцам удалось вывести ряд сельскохозяйственных культур с урожайностью, в разы превышающей показатели по подобным сортам.

Нефте- и газодобыча

4 МЛН БАРРЕЛЕЙ

В Китае располагаются большие залежи сырьевых ресурсов, нефти, газа, угля, однако страна нацелена больше на развитие перерабатывающих производств, нежели на добычу.

Китай - крупный производитель нефти. В стране добывают около 4 млн баррелей в сутки. Нефть разная - от легкой малосернистой до тяжелой парафинистой.

4 МЛН БАРРЕЛЕЙ

нефти в сутки добывают в Китае

Газовая промышленность представлена добычей природного и попутного газа, получением искусственного промышленного (коксового, сланцевого) и полукустарного (биометан) газа. Объем запасов природного газа Китая, по разным оценкам, составляет более 4000 млрд тонн. Причем всего 4% месторождений разработаны.

Тяжелая промышленность

Высокими темпами развивается и тяжелая промышленность Китая. Это не только системообразующая для производства сфера, но и социальный сектор: на предприятиях тяжелой промышленности работают около 60% «производственников».

Наиболее развитые направления - станкостроение, тяжелое и транспортное машиностроение.

В последние годы прослеживается тенденция сокращения объемов производства в этой сфере, однако этот тренд характерен для многих стран. Во всем мире происходит замедление темпов роста потребления, поэтому избыточные мощности приходится перераспределять или ликвидировать.

Сегодня в Китае насчитывается, например, около 60 заводов в сфере машиностроения, 1500 металлургических заводов (преимущественно черной металлургии).

В Китае производится более 1000 видов стали, в том числе с высокими техническими характеристиками (например, сплавы для авиационной отрасли, отличающиеся высокой жаропрочностью, сплавы для добывающих предприятий, устойчивые к работе в сложных температурных условиях, и др.). Также активно развивается цветная металлургия: в недрах Китая располагаются залежи меди, марганца, цинка, серебра, золота, свинца и других руд.

Считается, что по числу промышленных предприятий Китай - мировой лидер. Кроме того, КНР - ведущая страна по внедрению инноваций, технологий энерго- и ресурсосбережения.

Автомобильная индустрия

Для экономики Китая вообще важную роль сегодня играют технологические отрасли, например автопром. Эффективность курса на технологии, взятого властями страны некоторое время назад, довольно высока, что отражается и на отдельных отраслях, например на автопроизводстве.

Дело в том, что все иностранные автопроизводители, желающие производить машины в Китае, согласно принятому порядку, должны создавать совместные предприятия и передавать технологии местным компаниям. Поэтому примерно половина произведенных авто - это местные бренды (BYD, Lifan, Chang’an, Geely, Chery, Hafei, Jianghuai, Great Wall, Roewe и др.), остальные производятся на совместных предприятиях с зарубежными автобрендами (Volkswagen, Mitsubishi, General Motors, Hyundai, Nissan, Honda, Toyota). При этом в Китае до конца 2016 года отменен налог на продажи 70% авто, что также стимулирует развитие индустрии.

В отличие от США, Европы и других стран, где продажи авто продолжают снижаться, спрос на них в Китае остается стабильным. К примеру, Китайская ассоциация автопроизводителей подсчитала, что в августе 2016 года иностранные и отечественные автопроизводители продали 1,8 млн авто, на 26% больше, чем за аналогичный период 2015 года. В текущем году уже продано 14,4 млн машин, темпы явно превышают прошлогодние. Объем продаж 2015 года - 24,5 млн авто. Спрос на внутреннем рынке обеспечивается собственным производством, импорт составляет около 10% от объема продаж.

В автомобильной индустрии Китай нацелен не только на преемственность технологий, но и на развитие инноваций. Например, власти рассматривают электрические транспортные средства (электрокары) в качестве стратегически важных для экономического роста Китая. Планируемое ежегодное производство электрокаров к 2025 году - 3 млн. Сегодня в Китае продается 330 тысяч таких авто, что больше, чем в США. С помощью электрокаров в стране планируют повысить экономию топлива на 30% к 2020 году. Пока большинство электрокаров местного производства, но Китай нацелен и на расширение международного сотрудничества, к примеру, на днях стало известно, что Volkswagen создал совместное предприятие по разработке новых моделей электрокаров с китайской государственной компанией.

Девелопмент

В строительной отрасли Китай известен производством цемента, керамической плитки и кирпича. На территории страны располагаются гигантские запасы гипса, графита, кварца, высококачественных глин, асбеста, известняка и слюды.

Государство в этой отрасли, как и во многих других системообразующих отраслях, обеспечивает застройщикам львиную долю рынка сбыта. Оно заказывает строительство производственных объектов, дорог, жилых домов и тем самым обеспечивает занятость и экономический рост в индустрии.

В последние 20 лет строительная отрасль Китая также добилась существенных прорывов в применении новых технологий. Например, бетон изготавливается по современным технологиям на химических и минеральных добавках, что улучшает его состав, делая его более плотным и прочным. Кроме того, Китай - лидер по производству стальных конструкций для высотных домов.

Химическая отрасль

Эта индустрия представлена крупной горно-химической промышленностью (поваренная соль, фосфориты, пириты), растущей нефтехимической и значительным количеством сырья растительного происхождения.

По производству минеральных удобрений КНР занимает одно из первых мест в мире. По другим направлениям Китай пока не занимает лидирующие места, но стремительно развивается.

Существенное влияние на химическую сферу оказывает активный темп развития страны и масштабная урбанизация - люди и предприятия нуждаются в огромном количестве топливных и химических ресурсов.

Финансовая отрасль

И, конечно, одной из ключевых и системообразующих отраслей экономики Китая, которая оказывает влияние и на другие сферы, а также определяет их развитие, является финансовый сектор.

Финансовой базой для развития этой отрасли стала поддержка со стороны государства и наличие национальной платежной системы UnionPay. Таким образом, был задан стратегический вектор развития системы, ориентированный на международный рынок.

Масштабы и темпы развития системы обоснованы ее структурой, она учреждена государством совместно с крупнейшими китайскими банками, однако сегодня ее участниками являются финансовые институты по всему миру. При этом сегодня UnionPay – одна из крупнейшых платежных систем мира по объему транзакций и числу выпущенных карт.