Все люди ошибаются. Да, это банальность. Но, даже признавая свою ошибку, мы зачастую не можем заставить себя попросить прощения. А уж если все-таки это делаем, выдавливаем что-то типа: «Прости, я больше так не буду». Детский сад какой-то! Что же происходит? Почему мы не умеем извиняться и можно ли это делать правильно?

Итак, вы вольно или невольно обидели близкого (или не близкого) человека. Ошиблись, нагрубили, опоздали на встречу, испортили чужую вещь. Что мешает извиниться? Мифы и стереотипы.

Миф 1. «Просят прощения только слабаки»

Культ успеха, стремление к совершенству не позволяют нам выставлять свои недостатки напоказ. В глубине души вы прекрасно осознаете свою неправоту. Но озвучить свое чувство вины очень сложно.

На самом деле готовность признать свои ошибки – признак зрелости личности.

Миф 2. «Достаточно произнести волшебное слово – и все будет как прежде».

Может, в раннем детстве так и бывало, помните: «Мирись, мирись, и больше не дерись»? Но эти безмятежные времена давно прошли, вы – взрослый. И теперь недостаточно буркнуть: «Ну, извини, если что». Если вам дороги отношения с человеком, которого вы обидели, придется постараться исправить ситуацию.

Миф 3. «Видно же, что я раскаиваюсь»

Да-да. Даже приготовили завтрак/принесли шоколадку/починили ноутбук. Этого недостаточно. Никто не обязан догадываться о ваших чувствах, их нужно проговаривать, и делать это правильно.

Алгоритм прощения

В журнале «Ведение переговоров и управление конфликтами» были опубликованы 5 аргументов, которые делают извинение действенным.

1. Выражение сожаления

Правильно : «Мне очень жаль, что я сломал твой телефон!»

Неправильно : «Угораздило тебя войти в тот самый момент, когда я собирал обломки».

2. Объяснение того, что было сделано неправильно

Правильно : «Мне не следовало брать твой телефон».

Неправильно : «Кто ж мог подумать, что он такой скользкий!»

3. Декларация о покаянии

Правильно : «Обещаю никогда не прикасаться к твоим гаджетам».

Неправильно : «Они еще пожалеют, что делают такие хрупкие телефоны!»

4. Предложение ремонта

Правильно : «Давай я куплю тебе новый телефон, еще лучше!»

Неправильно : «Да кому нужно это старье, тебе давно следовало его поменять»

5. Просьба о прощении

Правильно : «Я извиняюсь».

Неправильно : все остальные слова.

Психологи провели эксперимент – попросили участников протестировать извинения. Одна группа использовала все шесть аргументов, другая – только некоторые из них, причем в разных сочетаниях. Самой эффективной парой оказались «объяснение того, что ты сделал неправильно» + «предложение ремонта». Хуже всего было «просто просить прощения». Почему так получается? Оказывается, когда виновник предлагает исправить ситуацию (например, отремонтировать вещь), тем самым он переносит внимание пострадавшего с отрицательного момента на положительный. А признание неверности своего поступка – своеобразная моральная компенсация.

Просьбы о прощении – фиксация на негативном событии и перекладывание ответственности. Фразы «прости меня», «извини» – это ты-сообщения. Мол, я ошибся, а ты уж решай, что с этим делать. И попробуй не простить – сам же виноват будешь. Гораздо лучше работают фразы «я извиняюсь», «мне очень жаль», «я раскаиваюсь». Это я-сообщения, и говорят они о ваших чувствах.

К вышеперечисленным аргументам хотелось бы предложить еще один – проявление эмпатии.

6. Проявление эмпатии

«Я понимаю, как тебе обидно», «Я представляю, что ты сейчас чувствуешь», «Я знаю, как это неприятно/больно», «Я вижу, что ты огорчена» и т. п. Человеку всегда важно, что его чувства разделяют и понимают. Еще важнее, когда их осознает тот, кто нанес обиду, причинил вред. Проявление эмпатии может сработать гораздо лучше «извинительных подарков».

Желаем вам как можно реже обижать своих близких, а если уж это произошло, извиняться правильно!

Экология жизни. Психология: Кающиеся надеются, что их признание вины с покрасневшими лицами принесет прощение, но действительно ли достаточно сказать простите для восстановления доверия?

Из шести компонентов хорошего извинения два являются наиболее эффективными.

Согласно новому исследованию существует шесть компонентов эффективного извинения:

    Выражение сожаления

    Объяснение того, что было сделано неправильно

    Признание ответственности

    Добровольное признание

    Предложение самостоятельно исправить ситуацию

    Просьба о прощении

Однако два компонента более важны, чем остальные.

На первом месте стоит признание ответственности , - объясняет один из авторов исследования, профессор Рой Левицки.

"Наше исследование показало, что наиболее важным компонентом извинения является признание ответственности. Скажите, что это ваша вина, что это вы совершили ошибку".

Вторая наиболее эффективная после признания ответственности стратегия -это предложение исправить ситуацию .

Профессор Левицки говорит:

Одна из главных проблем извинений заключается в том, что само по себе извинение ничего не стоит. Выражение готовности чинить то, что сломано, отражает принятие ответственности за причиненный ущерб.

Следующей важной вещью является выражение сожаления , объяснение того, что пошло не так, а также выражение раскаяния.

Самым последним шагом является просьба о прощении , - говорит Левицки:

В случае необходимости этот шаг можно пропустить.

Эти выводы базируются на исследовании, в котором люди читали различные сценарии, в которых человек совершал ошибку, за которую должен был извиниться.

Извинение содержало один, три или шесть компонентов. Люди оценивали эффективность различных видов извинений. В исследовании тестировалась только эффективность указанных компонентов.

Левицки также указал на еще один очень важный фактор:

"Ясно и то, что когда вы извиняетесь, очень важен зрительный контакт и соответствующий искренний тон"

Также можно очень легко переоценить силу извинения, как я написал прежде.

Насколько эффективно извинение?

Мы предполагаем, что извинения способны помочь наладить отношения, но переоцениваем ли мы значимость извинения?

Не проходит и недели без очередного извинения того или иного общественного деятеля за невероятные разрушения. Бесконечный парад политиков, бизнесменов и знаменитостей на ТВ и в прессе, признающих ошибку и извиняющихся за то, что они сделали неправильно.

Мы пришли к тому, что как только день сменяет ночь, публичная фигура извиняется за тот или иной проступок. Иногда эти извинения выглядят искренними и сердечными, а иногда они просто формальны и неискренни.

Кающиеся надеются, что их признание вины с покрасневшими лицами принесет прощение, но действительно ли достаточно сказать простите для восстановления доверия?

Для многих людей это действительно трудный шаг. Считается, человек, который первым делает попытку к примирению, — слаб. «Извинение само по себе не стыдно и не унизительно, — успокаивает сис­темный расстановщик Ирина Рябова. — Мы просто просим прощения за конкретный поступок и при этом сохраняем уважение к себе в целом».

Чтобы найти силы для откровенного разговора и попросить прощения у любимого, важно принять факт, что своим поведением мы сильно обидели другого человека. Канадский психолог Элизабет Хайд в своем исследовании« Сила извинения в решении семейных конфликтов» объясняет: «Признание вины нужно для того, чтобы слова сожаления прозвучали искренне. Иначе адресат может отнестись к ним с недоверием». Самый простой шаг — подумать, какие конкретные слова или действия задели друга или коллегу. «Постараемся поставить себя на место обиженного и реально оценим свой вклад в случившееся, — рекомендует педагог-психолог Галина Чекмарева. — Возможно, получится понять, чем конкретно расстроили человека, какими словами и поступками причинили ему боль». Цель подобных действий — самой прочувствовать, за что же именно собираешься просить прощения.

Готовимся к извинениям

Залог многих успешных переговоров кроется в тщательной подготовке. Так и с выражением сожаления: если хотим, чтобы нас услышали, лучше заранее продумать, как донести свои сожаления. В идеале — подумать о человеке, к которому планируем обратиться, чтобы подобрать понятные именно ему слова. Может быть, такая стратегия подходит только для извинений перед близкими людьми, но все же стоит попытаться найти индивидуальный подход к коллегам и знакомым. «Выражение сожалений обычно включает признание того, что ты была не права в каких-то своих словах или поступках», — говорит Элизабет Хайд. Можно упомянуть о том, что мы понимаем, почему обиженный чувствует себя оскорбленным. И нам очень жаль, что стали причиной его переживаний. Саму просьбу о прощении нужно формулировать четко — чтобы было понятно, к чему идет разговор. Для того чтобы извинение было максимально эффективным, важно заост­рить внимание именно на чувствах обиженного, а не­ на своих собственных. Адресат должен ощутить, что именно он находится в центре внимания, а мы, со своей стороны, стараемся, чтобы он почувствовал себя лучше. Поэтому после краткого описания собственных горестей и сожалений, нужно переключиться на сочувствие и понимание обиды того, перед кем извиняемся.

Как попросить прощения: время и место

Если мы не попросили прощения сразу после того, как обидели кого-то, в дальнейшем стоит выбрать подходящий момент для этого разговора. В своей книге« Психология любовных отношений» специалист по межличностным отношениям Андрей Зберовский пишет, что спустя какое-то время извинения могут утратить смысл. Большинство опрошенных им мужчин и женщин согласились: любое примирение должно происходить естественно и быстро.

Идеальный промежуток — сутки с момента ссоры. Максимум, сколько могут вытерпеть обиженные, — три дня. После этого наступает психологическая« зона отчуждения»: падает уровень доверия к обидчику, уменьшается количество связанных с ним надежд и становится практически все равно, продолжатся ли эти отношения. И в этом случае придется приложить усилия, чтобы не только принести извинения, но и восстановить доверие.

Что касается места, то оно может быть любым, лишь бы разговор происходил без свидетелей. Если по каким-то причинам это сделать сложно, можно выразить свои сожаления письменно, подготовив послание« от руки». «Такое признание своей вины вполне может заменить личную беседу», — считает психотерапевт Фредерика Келлерова. Этот вариант особенно удобен, если обиженный человек не дает высказаться при личной встрече. Главное в этом случае — внимательно прочитать текст перед отправкой и постараться устранить любые неясности, чтобы нас точно поняли правильно. А вот просить прощения по электронной почте лучше только в случае, если мы не знакомы с человеком лично. Извинение по телефону возможно, если собеседник находится далеко. И абсолютно неприемлемым способом передать свои чувства психологи единогласно признают смс-сообщение.

5 главных аспектов извинения: как попросить прощения у парня

Американский психолог Гэри Чепмэн и консультант Дженнифер Томас в своей книге« Пять языков, на которых просят прощения» предлагают несколько простых, но эффективных фраз:

« Мне жаль» — способ выразить сожаление

« Я была не права» — готовность отвечать за свои поступки

« Что мне сделать, чтобы исправить положение?» — стремление возместить ущерб

« Я сделаю все, чтобы не повторять этого вновь» — искреннее раскаяние

« Пожалуйста, прости меня» — открытое желание получить прощение у обиженного

Даже самая тщательная подготовка может оказаться бесполезной, если в самый ответственный момент ты растерялась и забыла все подготовленные заранее слова. В таком случае главное — постараться быть искренней. Ирина Рябова считает, вполне достаточно сказать« Извини» или« Прости» и обозначить, за что извиняемся. Помним и еще обо одной волшебной фразе, которую многим людям произнести легче: «Мне жаль». Она освобождает нас от принятия на себя всей вины за сложившуюся ситуацию, но вполне подходит для просьбы о прощении.

Как попросить прощения? Разговор стоит сделать максимально коротким и без затянутых оправданий. Предпочтительно воздержаться и от использования слов вроде« если» и «но». Подобные отговорки могут смазать впечатление, поскольку явно указывают на принужденность. «Просьба о прощении должна быть сдержанной и выглядеть максимально естественно», — говорит Фредерика Келлерова. Мольбу, несчастное выражение лица, надрыв в голосе и всхлипывания лучше оставить для театральных подмостков. В реальной жизни это выглядит фальшиво. Мужчины просят прощения: трогательные истории.

Следим за языком тела

Чтобы оппонент воспринял наши извинения как искренние, жесты в ходе разговора не должны противоречить смыслу произносимых слов. Если человек отводит глаза в сторону, отворачивается корпусом от собеседника, напряжен и цедит слова сквозь зубы, мы можем счесть его слова фальшивыми. И будем правы, подтверждает Ирина Рябова. Чтобы извинение было подлинным, нужно встать или сесть рядом с человеком, у которого просим прощения(лучше справа), и постараться при разговоре поднять на него глаза. В такой сложный момент можно даже прослезиться, если трудно сдержаться. Искренность всегда лучше желания казаться самостоятельной, независимой и сильной.

Принимаем реакцию собеседника

« После наших извинений обиженному человеку может потребоваться время, чтобы разобраться в своих чувствах», — отмечает Андрей Зберовский. Поэтому в завершение разговора просто благодарим собеседника и мысленно готовимся к тому, что его реакция на наши слова может быть любой — от положительной до резко негативной. Если обиженный воспользовался случаем и начал высказывать тебе свое недовольство, возникает риск усугубить ссору. В этом случае лучше спокойно выслушать ответную речь, поблагодарить и на этом закончить. Ведь главное, по сути, уже сделано — мы извинились по всем правилам.

Почему мы не чувствуем себя виноватыми?

Признавать свою вину сложно не только из-за чувства стыда и неловкости. Исследователи из Института когнитивной неврологии при Лондонском университетском колледже доказали, что нам требуется много времени, чтобы понять: наши поступки кого-то расстроили. Мозг больше заинтересован в «награде», ведь с биологической точки зрения положительные результаты поведения — способ выжить. То есть мы всегда замечаем, если кого-то порадовали, и игнорируем свой вклад в ситуации, где кто-то пострадал исключительно из-за нас.

ТЕКСТ: Елена Капитонова

Если долго помнить обиду, смаковать её, не прощать близких, то трудно будет наладить отношения не только в семье, но и за её пределами.

Человек учится жить рядом с другими в одной семье. Именно умение строить отношения, прощать, просить прощения, искать компромисс, стараться не обижать и не обижаться по пустякам — эти навыки приобретает каждый первоначально в семье. Именно учится строить отношения. Человеку не передаётся по наследству это умение, он с ним не рождается, а постепенно учится этому в своей семье.

Давно известно, что человек может чаще обижать своих близких. Иногда эта обида бывает очень тяжёлой. Если случилось обидеть словом или делом родных, то не надо эту проблему загонять в угол. Её надо уметь сразу же разрешить. Чаще всего, обидчик делает вид, что ничего страшного не случилось. Чего не скажешь в пылу ссоры. Эта позиция чревата будущими конфликтами. Если человек не умеет прощать и отпускать обиду, не умеет просить прощения, то конфликты в семье могут перерасти в разрыв отношений.

К чему может привести неумение просить прощения?

Была вполне благополучная семья. Роза, назовём девушку так, считала, что мама слишком вмешивается в её жизнь. Такое вмешательство часто заканчивалось ссорой девушки с матерью. При этом, Роза не скупилась на резкие и обидные слова. И однажды девушка заявила, что она ненавидит мать и не хочет жить с ней. Роза ушла из дома, уехала в другой город подальше от дома. Спустя несколько лет она вышла замуж, у неё родились дети, но с мамой она порвала все отношения. Дети не знали своей бабушки по матери. Сама Роза не смогла построить правильные отношения с мужем, а потом и с подросшими дочками. С мужем она развелась, а дочери, став взрослыми, ушли от матери и редко её навещают. Круг замкнулся. Смогут ли дочери Розы наладить правильные отношения в своих семьях?

Так что надо учиться просить прощения и прощать и учить этому своих детей. Человек, который не может сказать; «Прости» (или не умеет), после ссоры строит из себя святую наивность, делая вид, что ничего страшного не случилось, подумаешь, поговорили на высоких тонах. Члены семьи будут тоже делать вид, что ничего не случилось и на первых порах все довольны. Но спорная, конфликтная ситуация никуда не исчезла. И до тех пор, пока она не разрешена, ссоры будут вспыхивать. А в ходе ссоры часто произносятся обидные слова, которые очень ранят. И на сердце остаются рубцы, обида накапливается.

Надо понимать, что «принцип за давностью лет» в межличностных отношениях не работает. Во время бурной ссоры на поверхность выливаются обиды десятилетней давности. Если замалчивать проблемы, то в глазах близких такой человек выглядит равнодушным, который не придаёт серьёзного значения чувствам близких. Поэтому слова; «Пожалуйста, прости меня!» снимут всё напряжение и будут началом разговора о самой проблеме.

Но вот как раз сказать эти простые слова может не каждый. Есть немало способов попросить прощения так, чтобы не глядеть в глаза обиженному человеку. Гораздо проще для многих написать письмо. Сегодня можно послать электронное письмо, пообщаться в социальных сетях, отправить СМС и многое другое. Но нет способа лучше, если смотреть в лицо друг другу, видеть выражение глаз. Поэтому решать конфликты надо лицом к лицу.

Как лучше всего это сделать?

Что останавливает тех, кто готов попросить прощения? Если не будет слушать, не поймёт, не простит. Вот что мучает. Мысль: «А если не поймут» — останавливает. Поэтому первым идёт на примирение, просит прощения человек сильный (чаще менее виноватый в ссоре). Но если появилась мысль попросить прощения, это уже достижение. Как лучше это сделать?

При встрече надо избегать громких фраз, театральности, наигранности. Это отталкивает. Просто надо пояснить, что не хотели задеть чувства человека и сожалеете, что так получилось. И если даже не решите проблемы, которые вызвали ссору, просто предложите заключить перемирие. Каждый может остаться при своём мнении и не испортить отношения друг с другом. Поговорить о проблеме можно в более спокойной обстановке и вполне попытаться понять точку зрения каждого.

Иногда обидные слова приводят к неприятным последствиям. В такой ситуации надо максимально приложить усилия, чтобы исправить или смягчить эти последствия. В данном случае дела будут важнее слов.

Надо быть готовым к тому, что даже после извинения обида не проходит. Близкие люди уже не могут относиться друг к другу с полным доверием. И если человек дорог, стоит приложить все усилия, чтобы вернуть прежнее доверие. Внимательность, чуткость, готовность оказать поддержку. Надо помнить, что гораздо проще испортить отношения, чем вернуть подорванные ссорой. Поэтому надо набраться терпения. Ведь отношения с близким человеком дороже обиды.