Друзей приобретай не спеша, а приобретенных не отвергай.
Солон

Потеря друга – величайшая из потерь.
Публиций Сир

Цель :

  • воспитание способности к контролю над собственными чувствами; бережному отношению к чувствам другого человека;
  • формирование у учащихся представления об актуальности и современности произведений Пушкина, в частности романа “Дубровский”;
  • усвоение литературных понятий “конфликт”, “персонаж”, “герой”.

План урока:

  1. Краткая беседа на близкую для 6-классников тему: ссора друзей.
  2. Установление связи с изучаемым произведением.
  3. Чтение по ролям отрывка романа – момент ссоры. Беседа по вопросам.
  4. Проверка д/з: рассказ о героях в начале и в конце произведения по вопросам.
  5. Тестовая проверка понимания текста.
  6. Беседа о финале романа.
  7. Этическая беседа.
  8. Рефлексия.

Оборудование: текст романа “Дубровский” (учебник), аудиозапись (музыка из кинофильма “Дубровский), аппаратура для воспроизведения презентации, 3-4 иллюстрации Шмаринова к роману “Дубровский”.

Ход урока

1. Вводная, мотивационная беседа.

У вас есть друзья? У кого есть друзья в классе, поднимите руку? Подумайте, вам всегда просто с вашими друзьями? У вас бывают ссоры? Из-за чего вы ссоритесь? Что вы чувствуете во время ссоры?

Учитель подводит итог рассуждениям ребят: ссоры бывали у каждого, даже с самыми лучшими друзьями. Иногда вражда начинается с пустяка, иногда просто из-за плохого настроения или самочувствия. Сначала мы чувствуем злость, потом нам одиноко грустно без друга, а через некоторое время уже страстно хочется помириться.

2. Установление связи.

Как вы думаете, имеет ли наша беседа отношение к уроку литературы? Связана ли она с тем произведением, которое мы читаем?

(Герои произведения тоже хорошие старые друзья, между которыми происходит ссора).

Быстро ли смогли помириться герои? Как повлияла эта ссора на их жизнь? В процессе анализа эпизодов из рассказа нам предстоит с вами решить, кем же все-таки считать Андрея Гавриловича и Кирилу Петровича, друзьями или врагами? Запись темы в тетрадь.

(Учащиеся отмечают, что основной конфликт произведения начинается именно с инцидента на псарне, поэтому он очень важен для понимания произведения). Таким образом, дети подготовлены к внимательному, вдумчивому чтению отрывка.

3. Чтение по ролям. Глава 1. Со слов “Раз в начале осени…” до слов “…приписав к барскому скоту”.

Беседа после чтения:

Удалось ли, на ваш взгляд, передать ребятам характеры героев и их настроение? Что помогало нам понять чувства и настроение героев?

Какое чувство руководило Андреем Дубровским, когда он говорил “вряд людям вашим житье такое же, как вашим собакам”?

Что стало причиной обиды Андрея Гавриловича?

Что чувствовал Кирила Петрович, когда получил письмо от Дубровского? Это дружеские чувства?

Какая из представленных иллюстраций подходит к прочитанному отрывку, что на ней изображено?

4. Проверка домашнего задания.

Как нагляднее всего показать, что эта ссора, казалось бы, на пустом месте, вроде бы между людьми, которых связывала долголетняя искренняя дружба, изменила коренным образом жизни героев?

Да, нам необходимо проанализировать результаты вашей домашней работы с текстов.

Сравните в группах таблицы, отражающие положение героев до ссоры и в конце произведения. Подготовка 3-4 минуты. Выступление 1 группы, добавления.

5. Тестовая работа.

Итак, мы подтвердили, что именно с этого эпизода началась вражда между Троекуровым и Дубровским, которая привела к трагическим последствиям. Выполняя тестовые задания индивидуально, вы сможете оценить, насколько хорошо вы понимаете причины развития и обострения конфликта между друзьями-соседями. Чтобы вам лучше удалось погрузить в атмосферу произведения, будет звучать музыка из кинофильма по роману Пушкина (звучит мелодия до окончания времени работы над тестом).

Тест.

1. Когда Троекуров перестает испытывать дружеские чувства к Дубровскому?

а) Когда не застает Дубровского утром в Покровском.

б) Когда Дубровский требует прслать ему для суда Парамошку.

в) Когда терпит неудачу на охоте.

2. Из-за чего конфликт между Дубровским и Троекуровым обострился?

а) Из-за того, что Кирила Петрович не выслал псаря Парамошку.

б) Из-за того, что “покровские мужики” воровали лес у Дуровского.

в) Из-за того, что Дубровский высек “покровских мужиков”.

3. “Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, он взглянул нечаянно в окно и увидел у ворот остановившуюся тройку; маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги и пошёл во флигель…” Кого увидел Троекуров?

а) помощника судьи Шабашкина.

б) приказчика Ивана Демьяновича.

в) псаря Парамошку.

4, Почему у Дубровского не было доказательств, что Кистенёвка принадлежит ему?

5. Почему Троекуров начал судебное дело против Дубровского?

а) Потому что сельцо Кистеневка действительно принадлежало Троекурову.

б) Потому что он был разгневан поступком Дубровского.

в) Потому что его подговорил на это помощник судьи Шабашкин.

Самопроверка по слайду. Разбор спорных ситуаций с опорой на текст.

Учитель подводит итог: обратите внимание, что к трагическим последствиям приводит не череда объективных причин, а поступки, основанные на сильных негативных чувствах (злоба, зависть, гордыня, самолюбие).

6. Беседа о финале романа.

Какие чувства у вас вызывает финал романа? Из-за чего нам особенно горько, в чем мы разочарованы, чувствуем несправедливость? (Когда оглашали решение суда, когда дворянин стал разбойником, когда Троекуров собрался выдавать Машу за богатого старика. Но самое большое разочарование вызвано тем, что Владимир Дубровский не успел увезти Марью Кирилловну). Скажите, пожалуйста, а Троекуров что-нибудь потерял из-за этой вражды, чего-нибудь лишился? Пострадал ли он? (Если самостоятельных ответов не последует, прибегаем к помощи эпиграфов ). Кто же понес самую страшную потерю, если исходить из слов Публиция Сира? Запишите эпиграфы в тетрадь.

Что бы вы считали счастливой развязкой этого произведения? Могла бы она быть? В какой момент повествования после ссоры нужно изменить слова и поступки героев?

7. Этическая беседа.

Как вы думаете, такая история могла произойти на самом деле? А в современной жизни? Что описанное Пушкиным не истлевает и не устаревает? (Чувства людей, межличностные отношения).

Наверное, каждый взрослый человек сможет вспомнить хотя бы один случай в жизни, когда ссора с другом или приятелем обернулась чередой неудач разочарований бед. Несколько минут назад мы с вами проектировали как можно изменить поведение героев, чтобы привести их к счастливому финалу, а в жизни так получится? Представьте, что по истечению десятков лет вы вдруг поймете, что однажды оттолкнули, предали лучшего друга, хорошего человека, потому что в какой-то момент ваши личные интересы оказались выше и важнее его интересов и чувств? Стоит ли ради сохранения дружбы напрягать свои душевные силы и бороться с завистью, ленью, злословием? Вы способны на это?

Настало время ответить на поставленный в начале урока вопрос: друзья или враги? (Вывод: Дубровский и Троекуров – друзья, которые не смогли вовремя совладать со своими чувствами, дали волю сиюминутному порыву и гордыне, что, к сожалению, разрушило их дружбу, но причины быть врагами у них не было никакой).

8. Рефлексия.

На такой глубокий и важный разговор нас настроил роман Пушкина “Дубровский”. И это лишь начало нашего знакомства с романом.

Чем вы можете объяснить, что “Дубровского” читают по прошествии более 180 лет после написания?

Подготовьте ответ в группах. Выступление 1 группы, добавления. По итогам обсуждения записывают выводы в тетрадь.

9. Домашнее задание: Написать текст по мотивам романа Дубровский, изменив поведение одного или обоих героев после ссоры, привести сюжет счастливой развязке.

Написание романа «Дубровский» было окончено в 1833 году. Он был написан в авантюрно-приключенческом жанре. В основу романа был положен сюжет дружбы, которая переросла во вражду двух, как казалось, заклятых друзей.

Это история о Кирилле Петровиче Троекурове и Андрее Гавриловиче Дубровском. Два человека, служили вместе. Один ушел в отставку в звании поручика гвардии, а другой – генерал-аншефа. Между друзьями было много общего, которое дало почву для дружбы: оба были одного возраста, оба овдовели, у обоих было по ребенку. Троекуров уважал Дубровского за то, что тот был отличным собеседником, был гордым и решительным.

Поселившись в своих имениях, они оказываются соседями. И Троекуров и Дубровский этому очень рады. Троекуров даже предлагал отдать свою дочь замуж за сына Дубровского. Но Андрей Гаврилович был против такого брака. Дубровский говорил, что муж должен быть главой в семье, нечего избалованной барышне командовать лучше уж пусть женится на бедной дворянке. Многие завидуют Троекурову и Дубровскому, ведь они живут мирно и дружно. Однажды слуга Троекурова унизил Дубровского. Дубровский же потребовал извинений и требовал наказать обидчика. Он сказал, что нужно судить псаря Парамошку, а суд уже решит, виноват тот или нет. Кирилл Петрович разозлился на Дубровского. Он был против суда. Вместо того чтобы заступиться за друга своенравный богач Троекуров решает нагрубить Андрею Гавриловичу. Казалось бы, вскоре друзья должны помириться, но этого не происходит.

Однажды Андрей Гаврилович обнаруживает, что крестьяне Кирилла Петровича воруют в его имении лес и решает самостоятельно наказать воришек, избив их розгами. За такой поступок Кирилл Петрович решает мстить Андрею Гавриловичу. Между двумя бывшими друзьями вспыхивает ненависть друг к другу. Они не перестают ругаться, напротив еще больше начинает разгораться конфликт. Троекуров решил отнять имение Андрея Гавриловича. Он вызывает Дубовского в суд, заранее подкупив чиновников, чтобы выиграть суд. На суде бедный старик Андрей Гаврилович сходит сума от потрясений. Выиграв суд, и утешившись своей победой, Троекуров решает замять конфликт и помириться со старым другом ведь его мучает совесть. Увидев в имении Дубровских своего, уже нынешнего, врага у Андрея Владимировича случается паралич. Дубровский умирает.

Чиновники тут же отбирают имение, ранее принадлежавшее Дубровскому, и предают его во владение Кириллу Петровичу. По возвращению Владимир Дубровский остаётся сиротой, не имея даже дома. Всё это дало начало для того, чтобы Владимир Дубровский стал разбойником…

Становится интересно, почему такая, как казалось, сильная дружба так быстро и с легкостью переросла в ненависть? Значит, не было настоящей дружбы и взаимопонимания. Если бы двум людям была дорога их дружба, они бы извинились друг перед другом, а не продолжали мстить, как это сделал Кирилл Петрович. Долгая дружба сломалась как карточный дом. Их гордость разрушила всё, что строилось долгие годы. Взаимопонимание - это плацдарм, на котором строится настоящая дружба.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по повести Тарас Бульба Гоголя

    Гоголь написал огромное количество разных произведений. И одним из них является «Тарас Бульба». Данное произведение изучается в школе. В нем жители Украины стараются сделать все для того чтобы отстоять свою независимость

  • Сочинение Письмо учителю

    Здравствуйте дорогая Мария Сергеевна! В первых строчках своего письма, хочу поблагодарить Вас, за тот труд, веру в нас и терпение, заботу и внимание, которое было вложено за все эти годы.

  • Роль искусства в жизни человека 9, 11 класс ЕГЭ ОГЭ сочинение

    Искусство в жизни человека существует с древних времен. Наши предки рисовали на стенах в пещерах углём и соками растений, силуэты животных. Благодаря сохранившимся фрагментам их творчества мы теперь представляем

  • Сочинение Что такое поколение?

    Часто слышишь сочетания: военное поколение, перестроечное… Ещё, например, что кто-то из одного поколения, поэтому друг друга понимают. Или из разных, поэтому, наоборот, не понимают.

  • Добро и зло в сказке Андерсена Снежная королева сочинение 5 класс

    Противостояние добра и зла – тема, которая затрагивается всегда и везде. Впервые дети начинают знакомиться с добрыми и злыми героями, учатся давать им оценку, читая сказки. Одним из великих сказочников является

Урок русской литературы. 6 класс.
Тема урока: Изображение русского барства. Цели урока:

  1. Анализируя роман А.С.Пушкина, проследить, как изображено русское барство, сравнить главных героев, Троекурова и Дубровского-старшего, как представителей этого сословия.
  2. Совершенствовать навыки работы учащихся с текстом художественного произведения.
  3. Повторить литературные понятия.
  4. Вызвать интерес к нравственным проблемам жизни.
Ход урока:
  1. Анализ домашней работы. Учащимся было задано приготовить иллюстрации по прочитанным главам романа А.С.Пушкина. Демонстрация рисунков.
  2. Работа по произведению.
  1. Что такое антитеза? Знание этого теоретического термина пригодится на уроке.
  2. Задача нашего урока проследить, где и какие противопоставления в романе «Дубровский» показаны.
Вопросы учителя Ответы учащихся
Куда переносит нас роман А.С.Пушкина «Дубровский»? Где происходят описываемые события? В русские усадьбы.
Какие два поместья изображены в романе? Кистеневка и Покровское
Кто является владельцем этих имений? Андрей Гаврилович Дубровский и Кирилла Петрович Троекуров
Что известно об имении Дубровского? а)сколько в нем душ? Как понимаете выражение «владел 70 душами»? б)у кого оно куплено? в)Как автор описывает дом и двор А.Г.Дубровского?(вспомните сцену приезда Владимира)
Что известно об имении Троекурова? Найдите и зачитайте описание дома в Покровском. Что является гордостью Троекурова? Псарня (зачитывают описание)
Кто же такие Троекуров и Дубровский? Поговорим о них. Автор сам определяет социальный статус Троекурова. Как? Старинный русский барин.
Нам известно, что Трекуров служил. До какого чина он дослужился? Он генерал-аншеф (высший генеральский чин)
Что давало Троекурову большой вес в соседних губерниях? Его богатство, знатный род, связи.
Как относились к нему помещики-соседи, губернские чиновники? Как к ним относился Торекуров? Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова? Есть одно слово – вседозволенность.
Каким Кирилла Петрович был в «домашнем быту»? Его образ жизни?
  1. Его дом всегда полон гостей.
  2. Он любит шумно повеселиться, много поесть.
Чем занимался Троекуров?
  1. Выдумывал проказы.
  2. Ездил на охоту.
  3. Объезжал свои владения.
Подведем небольшой итог. Троекуров выказывал все пороки человека необразованного.
Перейдем к образу Дубровского. Что известно о его характере? Он был беден, но независим. Нетерпелив и решителен.
Какой случай об этом говорит? 1.Троекуров предлагал Дубровскому покровительство, но он отказался. 2.Он один мог высказывать свое мнение.
Гордостью Троекурова является псарня. А есть ли такая у Дубровского? Нет, его состояние позволяло держать только 2 гончих и одну свору борзых.
Подведем небольшой итог. Несмотря на бедность, Дубровский не теряет человеческого достоинства.
Почему же такие разные Дубровский и Троекуров стали друзьями? Как вы можете объяснит выражение «они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях»? - они были товарищами по службе; - рождены в одном сословии; - одинаково воспитаны; - их судьбы одинаковы.
В чем выражалась дружба героев? Они приезжали друг к другу, вместе охотились.
Что же за «нечаянный случай» вдруг произошел? Эпизод на псарне.
Как вы думаете, почему Дубровский сказал, что собакам живется лучше, чем людям? Каким он показан? Справедливым
Какой случай подлил масло в огонь? Покровский мужики валили деревья в роще Дубровского.
Почему бывшие друзья не могут примириться? Сошлись два характера, никто не хочет уступать.
Как ведет себя Дубровский, получив запрос заседателя? Он спокоен, т.к. уверен в своей правоте.
Один «нечаянный случай» поссорил друзей, а другой, тоже «нечаянный случай», привел затем к самой настоящей беде. Что это за случай? Кого случайно увидел в окно Троекуров? Троекуров увидел заседателя Шабашкина и задумал отобрать имение у Дубровского
Как чиновники уездного суда ведут себя по отношению к героям? Как встретили героев? Кто подносит бумагу для подписи? Одному поднесли кресло, все вскочили со своих мест, выбежали встретить, а другого будто не заметили, даже не предложили сесть. Одному заседатель, а другому секретарь.
Говорят ли уже эти детали, почему суд вынес решение в пользу Троекурова?
Как решение суда повлияло на Дубровского?
Почему внезапное «сумасшествие» Дубровского отравило торжество Троекурова? Рад он решению суда?
Почему примирение бывших друзей не состоялось?
  1. Подведем итоги. Изображая русское барство в романе «Дубровский» А.С.Пушкин использует прием антитезы, он противопоставляет Дубровского-старшего и Троекурова, Дубровского и других соседей-помещиков. Троекуров является представителем «дикого барства», но все же и он наднлен положительными чертами (об этом говорит его порыв). Ему противопоставлен независимый и благородный Дубровский, верящий в справедливость.
  2. Домашнее задание. Подготовить пересказ от лица А.Г.Дубровского «В уездном суде».

В селе Покровском жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. Он был знатен, богат и отличался самодурством. у него даже су шествовал своего рода гарем; в одном из флигелей проживали шестнадцать горничных, которых время от времени выдавали замуж, заменяя новыми. Ближайшим соседом Троекурова был бедный помещик Андрей Гаврилович Дубровский, который был очень независим и в свое время отказался от помощи и покровительства Троекурова. Оба рано овдовели.

У Дубровского был сын Владимир, который воспитывался в Петербурге, у Троекурова — дочь Маша, жившая в имении. Троекуров часто говорил, что, когда лети подрастут, он отдаст Машу замуж за Владимира, на что Дубровский, качая головой, отвечал, что бедный дворянин не пара богатой невесте. Все завидовали согласию, царившему между соседями.

Однажды в начале осени, собираясь на охоту, Троекуров показывал гостям псарный двор, где содержалось более пятисот гончих и борзых. Все присутствующие были в восхищении, кроме Дубровского. который по бедности мог иметь только двух гончих и одну свору борзых. Один из псарей на замечание Андрея Гавриловича заявил, что на псарне у Троекурова условия лучше, чем в некоторых усадьбах. Дубровский принял эти слова на свой счет. обиделся и уехал. С этого началась вражда, которая все разгоралась и кончилась тем, что Троекуров мошенническим образом отсудил у Дубровского его родовую деревню Кистеневку. На суде у Андрея Гавриловича случился припадок сумасшествия, а через несколько дней ему стало совсем плохо.

Старая нянька Егоровна написала Владимиру в Петербург письмо, в котором сообщила о болезни отца, о решении суда и просила его приехать. Владимир сразу же начал хлопотать об отпуске и через три дня уже был в дороге.

Подъезжая к Кистеневке, он узнал у кучера, что во всем виноват Троекуров. у которого все куплено, и что крестьяне не хотят другого барина кроме Дубровского. На отца встреча с сыном произвела сильное впечатление: он был очень слаб и мысли путались в его голове. Впадимир был поражен его состоянием.

Сын хотел заняться делами, но не смог получить ясного представления о тяжбе и отступился. Время для подачи апелляции было упущено. Андрею Гавриловичу становилось все хуже, он впал в детство, и Владимир не отходил от него. Между тем Троекуров. удовлетворив свои амбиции, уже жалел о том, что произошло, и решил помириться с соседом. Он приехал в имение, когда старый Дубровский сидел у окна в спальне.

Увидев и узнав Троекурова, старик пришел в сильное волнение и упал. Сын, бывший тут же, послал в город за лекарем, а Троекурову
велел передать, чтобы тот убирался. Кирила Петрович выслушал ответ слуги, помрачнел и поехал со двора. В этот момент Дубровский-старший умер в своем кресле.

Похоронили его на третий день, а после поминок появились судебные чиновники, чтобы ввести во владение имением Троекурова, молодому же Дубровскому предложили покинуть дом. Владимир успокоил крестьян, которые чуть не растерзали чиновников, сказав, что будет хлопотать о пересмотре дела у государя. Судейские попросились пере ночевать, так как боялись крестьян, а Владимир заперся в комнате отца. Ночью он поджег дом. Кузнец Архип, которому он приказал отпереть дверь в прихожую, наоборот, запер ее, и чиновники заживо сгорели. Дубровский со слугой Гришей, сыном Егоровны, сел в коляску и уехал, назначив своим крестьянам местом встречи кистеневскую рощу. В это время кузнец заметил на крыше пылающего сарая кошку и, рискуя жизнью, спас ее из огня.

Весть о пожаре разнеслась по всему околотку. Все обсуждали причины этого события и гадали, куда делись люди, бывшие в доме. Вскоре пошли слухи о том, что в лесах появились разбойники, которые грабили богатых путешественников, а также разоряли помещичьи дома и жгли их. Все были уверены, что предводитель шайки – молодой Дубровский. Не трогали разбойники только владений Троекурова. Кирила Петрович приписывал это тому, что его боятся.

Дочери Троекурова, которую отец любил до безумия, было в эту пору семнадцать лет. Она жила в имении, образование получила, читая французские романы. Была у нее когда-то гувернантка мамзель Мими, после которой остался черноглазый шалун Саша, признанный Троекуровым своим сыном. Для воспитания мальчика Кирила Петрович выписал из Москвы француза-учителя, который как раз в это время прибыл в Покровское. Учитель, по фамилии Дефорж, предоставил рекомендации от одного троекуровского родственника, у которого четыре года служил гувернером. Кириле Петровичу француз понравился всем, за исключением молодости. Он позвал Машу в качестве переводчицы и сказал Дефоржу. чтобы тот не смел волочиться за дворовыми девушками. Маша, покраснев, перевела. что отец надеется на скромность и порядочное поведение гувернера. С тем учитель и остался.

Некоторое время Маша не обращала на Дефоржа особого внимания, но потом произошёл следующий случай. В доме Троекурова держали медведей. Хозяин иногда забавлялся тем, что какого-нибудь гостя вталкивали в комнату к зверю, Сидящему, естественно, на цепи, и запирали дверь. Гость забивался в безопасный угол, а медведь рвался к нему, ревел. прыгал, становился на дыбы, пытаясь достать несчастного. Так поступили и с французом. Оказавшись в одной комнате с диким зверем, Дефорж, не смутившись, вынул из кармана маленький пистолет, вложил дуло в ухо медведю и выстрелил. Зверь повалился. Кирила Петрович был изумлен такой выдержкой и захотел узнать, зачем у учителя в кармане был заряженный пистолет. Дефорж отвечал, что всегда носит с собой пистолет, так как его звание не позволяет ему требовать удовлетворения за обиду, которую он не намерен терпеть. С этой минуты хозяин полюбил француза, а на Машу поступок последнего произвел неизгладимое впечатление. Вскоре Дефорж начал давать девушке уроки музыки, так как у нее был прекрасный голос. Кончилось это тем, что Маша влюбилась.

В праздник у Троекурова собрались гости. Разговор зашел о Дубровском-младшем, и одна из соседок, добрая и простая Анна Савишна Глобова, рассказала, что он обедал у нее в прошлый вторник. Дело было так. Однажды приказчик. с которым она послала сыну деньги, вернулся бледный и оборванный И заявил, что его ограбил Дубровский. Через две недели к ней приехал смуглый усатый генерал лет тридцати пяти И, сказав, что Дубровский не мог этого сделать, велел обыскать вещи приказчика. деньги нашли, генерал увез мошенника с собой, и спустя несколько дней его нашли в лесу привязанным к березе. А вдова потом догадалась, кто был ее гостем.

После обеда старики играли в карты и пили пунш, а молодежь танцевала. Все были веселы, кроме Антона Пафнутьича Спицына, на основе ложных свидетельских показаний которого Кистеневка перешла во владение Троекурова, и теперь он боялся мести Дубровского. К тому же у Спицына при себе были немалые деньги, спрятанные в кожаной суме на груди. Услышав про историю с медведем, он попросил смелого гувернера разрешить ему переночевать в его комнате. Во сне Спицын почувствовал, что кто-то Тихонько дергает его за ворот рубашки, и, открыв глаза, увидел Дефоржа с пистолетом в руке, отстегивающего заветную суму. Француз на Чистом русском языке приказал ему молчать и назвался Дубровским.

Дело в том, что Владимир встретил настоящего Дефоржа на станции и купил у него за десять тысяч рекомендательные письма, а также его отсутствие в доме Троекурова. Прибыв в дом своего врага, Дубровский снискал всеобщую любовь его обитателей и сам, казалось, полюбил их, но близость одного из виновников его несчастий, с которым он ночевал в одной комнате и которого почитал своим личным врагом, привела его в бешенство, и Владимир не смог удержаться от искушения, Утром бледный и расстроенный Спицын последним вышел к чаю, с ужасом Поглядывал на учителя, сидевшего тут же как ни в чем не бывало, и, ничего никому не сказав, скоро уехал.

Через несколько дней учитель, прервав под предлогом головной боли урок музыки, передал Маше записку и вышел из комнаты. В записке просилось прийти вечером в беседку у ручья. На свидании он известил девушку о своем необходимом немедленном отъезде и признался ей, что он Дубровский. Маша испугалась. но Владимир успокоил ее, сказав, что оставил мысль о мщении Троекурову, полюбив его дочь. Раздался свист. Дубровский поцеловал девушке руку, обещал защитить ее, если она окажется в трудном положении, и уехал. Когда Маша вернулась в дом, она увидела у крыльца тройку исправника, приехавшего за Дефоржем. Когда полицейский рассказал Кириле Петровичу о Спицыне, Троекуров не поверил и заявил, что не отдаст ему своего француза. Но Дефоржа так нигде и не нашли.

Некоторое время все было спокойно, а в конце мая в свое поместье из-за границы вернулся князь Верейский, которому было около пятидесяти лет. Он приехал к Кириле Петровичу с визитом, за обедом познакомился с Машей и влюбился в нее. Спустя два дня Троекуровы были в гостях у князя, и его имение и богатство произвели на них очень приятное впечатление.

Однажды вечером, когда Маша сидела в своей комнате у окна и вышивала, чья-то рука положила ей на пяльцы записку. и в тот же момент в комнату вошел слуга и позвал ее к отцу в кабинет. Там ждал князь, который сделал ей предложение. Девушка заплакала, и отец отослал ее к себе в комнату. Рыдая, она вспомнила о письме и бросилась читать. В нем ей было назначено свидание. Вечером она рассказала обо всем Дубровскому, который предложил избавить ее от ненавистного человека, но Маша не согласилась. Тогда он дал ей кольцо и добавил, что, если ей все-таки понадобится помощь, пусть она положит кольцо в дупло старого дуба. Они расстались.


Готовилась свадьба. Маша написала письмо Верейскому с просьбой отказаться от нее, но на него это не произвело никакогo впечатления. Девушка просила отца пощадить ее, однако тот счел это капризом и заявил, что свадьба назначена на послезавтра. Тогда Маша сказала, что прибегнет к помощи Дубровского; в ответ Троекуров запер дочь в ее комнате. Утром к ней зашел брат, и девушка попросила
его отнести кольцо в дупло старого дуба. На беду Саша увидел какого-то незнакомого мальчишку, который забрал из дупла это кольцо. Они стали драться, а в результате оба оказались перед барином. Саша, под страхом наказания, все рассказал отцу, и тот послал за урядником. Полицейский допросил мальчишку, который прикинулся дурачком, ничего от него не добился и отпустил.

В день свадьбы бледную плачущую Машу нарядили, посадили в карету и повезли в церковь. Она все ждала Дубровского, но священник уже начал венчание, а того все не было. Наконец обряд был закончен. Молодые сели в карету и отправились в имение князя. Ехать нужно было около десяти верст. Вдруг экипаж остановили: толпа вооруженных людей окружила его, а человек в полумаске, отворив дверцу кареты, сказал Маше, что она свободна. На вопрос князя Маша ответила, что это Дубровский. Тогда Верейский достал пистолет и выстрелил во Владимира.

0 / 5. 0

Одним из центральных героев романа Александра Пушкина "Дубровский" был богатый помещик Троекурову, бывший сослуживец и хороший приятель Дубровского. Невольно всплывает вопрос о том, что же такое дружба и как она показана в произведении?

С одной стороны это общение с близкими по духу людьми, но в то же время это что-то очень хрупкое и абстрактное. Ведь даже обидное слово может разрушить отношения двух друзей и превратить их в злейших врагов. Отношения Троекурова и Дубровского это яркий пример дружбы и вражды - ранее они были друзьями, но потом повздорили: "Некогда были они товарищами по службе и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера."

Троекуров был богаче, Дубровский более бедный. Впервые их знакомство произошло на службе, а затем и вовсе Троекуров был ему ближайшим соседом и владел семидесятью душами. Переезд послужил отличным поводом для их крепкой дружбы - так и началась история дружбы двух этих людей.

Отношения у героев складывались наилучшим образом. Но их искренняя и крепкая дружба быстро переросла в откровенную ненависть. В этом моменте Пушкину удалось наглядно показать тонкую грань, когда два друга становятся злейшими врагами. Причем дружба рухнула по смешной причине, которую легко можно было бы обойти стороной. Дерзкий ответ слуги Троекурова послужил причиной разрушения таких прекрасных взаимоотношений, которые казались нерушимыми. "Прошло несколько дней, и вражда между двумя соседами не унималась. Новое обстоятельство уничтожило и последнюю надежду на примирение."

Потом Дубровский заметил, что Троекуров ворует у него лес. "...наехал на Покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес. Увидя его, они бросились было бежать". Это была вторая их "крупная" ссора, которая оказала существенное влияние на отношения в итоге.

В конечном итоге, незначительные ссоры привели не только к разрушению крепкой товарищеской связи, но и к болезни Дубровского. Также, стоит отметить, что война двух помещиков нанесла отрицательный отпечаток на их детей. Казалось бы, для решения такого конфликта достаточно было одного "прости", но дворяне из романа были слишком гордые и властолюбивые. Никто из них не смог сделать первый шаг для того, чтобы не потерять друга. А была ли тогда дружба? Скорей всего, это невозможно назвать настоящей дружбой, это были самые обычные соседские отношения бывших сослуживцев. А такие отношения, обычно, носят кратковременный характер. Невозможно назвать дружбой то, что разрушилось, как тот карточный домик, легко и быстро, и, возможно, именно эту мысль вкладывать писатель, описывая отношения этих двух героев произведения.

Рассуждать о том, помирились ли Троекуров и Дубровский можно достаточно долго, так как Пушкин позволил читателю самостоятельно предложить какими будут отношения двух соседей. Остается только строить различные предположения насчет того, помирились ли бывшие друзья в конечном итоге, или так и остались непримиримыми врагами на всю оставшуюся жизнь.