Улица Ильинская - это старинная улица, которая расположена в центре Нижнего Новгорода, в Нижегородском районе. Названа в честь построенной в 1506 году деревянной церкви Святого Ильи Пророка.

Улица поднимается в гору и идёт до того места, где ранее находилась городская застава (или решётка), обозначавшая конец городской черты. По улице проходила дорога на Владимир и Москву. Изначально заселялась купцами, ремесленниками и ямщиками.

Начинается эта улица от Скобы, проходит до улицы Красносельской. (В давние времена являлась главной улицей в Започаинском районе; некоторые называют эту улицу Ильинкой).

По улице Ильинской проложены трамвайные пути, ходит общественный транспорт, до этой улицы доехать вам позволит трамвай № 2, 1,21.

На улице Ильинской очень много различных старинных достопримечательностей — это и дом Марковых (ныне здание студенческой поликлиники), и Мариинская гимназия, где некогда преподавал Ульянов Илья Николаевич- отец Ленина, и дом купца Ремлера, где находилась аптека (там впервые в городе начали продаваться лекарства, изготовленные химическим способом), усадьба купца Морозова, дом купца Грузеева, где на первом этаже продавали рыбу, особняк Арсения Морозова, а так же храм Вознесения Господня.
Улица Ильинская очень не похожа на другие улицы Нижнего Новгорода. Она является самой старинной улицей, на которой находятся исторические объекты и дома, как каменного строения, так и деревянных застроек, сохранившихся с 18-19 веков. Гуляя по этой длинной улице, замечаешь очень много интересных построек и всегда любуешься красотой и индивидуальностью многих зданий. Здесь Вы не найдете чистеньких, словно с выставки, зданий. Это не туристическая часть улицы, и дома здесь не реставрированные. Но именно в них сильнее всего чувствуется дух купечества, жившего здесь.

Множество зданий здесь связаны с жизнью и деятельностью выдающихся личностей отечественной науки, культуры, общественной жизни. Сейчас, в основном, это жилые дома.

Наиболее яркое впечатление вызывают такие объекты улицы Ильинской как усадьба А.В. Маркова, которая является памятником истории и культуры, дом купца Чеснокова и храм Вознесения Господня (Архиерейское подворье).

Дом усадьбы А.В. Маркова
Был возведён в 1905 г. для купца Арсения Васильевича Маркова. Автор проекта не установлен. Дом Маркова на фоне старинных нижегородских построек отличается необычной архитектурой, напоминающей ранний флорентийский Ренессанс пятнадцатого века, что редко встречалось в русской архитектуре 19-20 века
Однако во внутренней планировке и интерьерах отразилось новое архитектурное направление – декоративный модерн, начинавший заявлять о себе в это время в Нижнем Новгороде.

В 1918 г. главный усадебный дом был национализирован:
-Послевоенное время и до 1985 года — туберкулезный диспансер;

С 1985-2006 г. в здесь размещалась студенческая поликлиника.

В двухэтажном доме Маркова особенно выделяется характерный для флорентийских палаццо сильно выступающий от стены профилированный цоколь.
В отличие от большинства купеческих домов ХIХ века в этом доме все фасады поработаны с большой детализацией с повторением общего рисунка рустовки, профилей тяг и карнизов, с тонкой проработкой архитектурных деталей. Главное внимание архитектор уделил самому рисунку рустовки, используя ее в нескольких вариантах:

С включением различных барельефов растительного орнамента или маскаронов в виде львиных голов на основном фасаде;

В сочетании гладких и фактурных, с включением мелкой гальки или гравия, поверхностей на двух дворовых фасадах и простых гладких рустов на заднем фасаде.

К началу 21 века многие декоративные элементы были уничтожены без возможности восстановления (подлинных чертежей не сохранилось). В 2009 году особняк был передан в собственность ННГАСУ, который максимально восстановил прежний облик здания. В наши дни в особняке купца Маркова, являющемся архитектурным памятником, располагается корпус Нижегородского архитектурно-строительного университета.
Реконструкция объектов.

На наш взгляд некоторые дома надо отреставрировать, сделать небольшой ремонт зданий, но если будет застройка новыми зданиями, то обязательно нужно строить здания в стиле и с использованием архитектуры 18-19 веков, чтобы сохранить колорит, стиль, образ этой красивой улицы Ильинской.

Кургузова Екатерина, Алеся Акимова
школа 33 11″А»

Вогауштрассе – так в конце XIX века прозвали улицу Воронцово поле. Впрочем, этот красноречивый топоним, свидетельствующий о том, что здесь, от самого Земляного вала до самого Яузского бульвара что ни дом, то собственность многочисленных членов семейного клана Вогау, с полным правом можно распространить и на переулки. В Кривогрузинском (ныне — переулке Обуха) стоит великолепной краснокирпичной архитектуры лютеранская больница, построенная на средства семьи Вогау (впрочем, жертвовали и другие прихожане лютеранского собора Петра и Павла). А в Большом Николоворобинском — усадьба Тессена-Островских-Марков с особняком, который в 1884 году построил семейный архитектор клана Вогау – Виктор Коссов (он же строил кирху Петра и Павла в Старосадском) для одного из трех совладельцев фирмы Вогау – Моритца Марка и его жены Софии, урожденной Вогау.

Интересно, что когда-то на этом месте располагалось обширное владение, до самой Яузы, с живописным парком. Усадьбой (в московедческой литературе ее обычно называют усадьбой Тессина, Островских, Марков) владел удачливый судебный стряпчий — Николай Фёдорович Островский (отец драматурга. Кстати, сам Александр Николаевич провел здесь полжизни). Но когда в Большом Николоворобинском решили поселиться Марки-Вогау, они купили только небольшую часть усадьбы. Спрашивается, почему? Деньги-то у семьи Вогау были, и побольше, чем у любого стряпчего. Недавно, к 100-летию февральской революции, журнал Forbes оценил состояние крупнейших предпринимателей дореволюционной России. В этом рейтинге Вогау с капиталом 41 миллион рублей (492 миллиона $ в пересчете на нынешний курс) занимают пятое место. После лидера списка — Второва с его более чем 60 миллионами (720 миллионов $ по сегодняшнему курсу), нефтянников (60 млн рублей), с их 44 с лишним миллионами рублей (их посчитали всех вместе – Захаровичей, Абрамовичей, Викуловичей и Тимофеевичей, хотя это объединение весьма условно, дела-то они совместно не вели и единого концерна не составляли) и банкиров Поляковых (49,5 миллионов рублей).

За каждым коммерческим успехом есть своя история. Со своими секретами, позволившими за короткий срок проделать путь с нуля. Об этом, и еще о перипетиях семейной истории клана Вогау, мы и будем говорить на экскурсии. Мы осмотрим оставшиеся интерьеры особняка Марков-Вогау и настоящую жемчужину — дубовую столовую.

Записаться на эту

Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин

Особняк А.В. Маркова - образец архитектуры эклектики начала ХХ века

Главный дом усадьбы А.В. Маркова занимает одно из ключевых мест в исторически-сложившейся и хорошо сохранившейся застройке улицы Ильинской и относится к лучшим примерам купеческих домов Нижнего Новгорода. Особняк включен в список объектов культурного наследия регионального значения. В 2009г. проведена реставрация всех фасадов и отдельных исторических интерьеров здания.

Дом Маркова отличается на фоне других нижегородских построек начала ХХ века своим необычным архитектурным обликом, вызывающим ассоциации с флорентийскими палаццо периода Раннего Возрождения ХV века. В двухэтажном доме Маркова, высота которого едва достигает 12 м, кроме сплошной, относительно неглубокой и мелкой по рисунку рустовки стен, составляющей основу архитектурного построения фасадов, особенно выделяется характерный для флорентийских палаццо сильно выступающий от стены профилированный цоколь. В отличие от большинства купеческих домов ХIХ века, в этом доме все фасады поработаны с большой детализацией и выдержаны в одном характере, т.е. с повторением общего рисунка рустовки, профилей тяг и карнизов, с тонкой проработкой архитектурных деталей. Главное внимание архитектор уделил самому рисунку рустовки, используя ее в нескольких вариантах: с включением различных барельефов растительного орнамента или маскаронов в виде львиных голов на основном фасаде, обращенном на улицу Ильинскую; в сочетании гладких и фактурных, с включением мелкой гальки или гравия, поверхностей на двух дворовых фасадах и простых гладких рустов на заднем фасаде. Таким образом, по стилистической характеристике здание относится к довольно редко встречающемуся направлению в русской архитектуре эклектики второй половины ХIХ - начала ХХ века.

Усадьба, где построен дом, имеет большую историю. Особняк расположен на месте старого дома, возведенного в первой половине Х1Х века и отмеченного на плане-съемке города 1853 года.

Согласно «Списку домов Нижнего Новгорода» за 1900 год это было владение Михаила Ивановича Сафонова, принадлежавшее ему по наследству с 4 мая 1893 года. Оценка дома составляла 1113 рублей. В «Списке домов» домовладение значится под № 18. До 1893 года владение принадлежало Екатерине Асафовне Сафоновой.

В первые годы ХХ в. владение переходит к Арсению Васильевичу Маркову - последнему представителю известного нижегородского купеческого рода. Главной фигурой рода являлся Василий Кузьмич Марков, крупный рыботорговец. В середине ХIХ века ему в Нижнем Новгороде принадлежали домовладения на Малой Покровской, Ильинской и Рождественской улицах, в Вознесенском переулке (ныне улица Нижегородская), а также несколько торговых лавок в гостином дворе на Рождественской улице. Марковы широко занимались благотворительностью, в том числе строили сельские школы и училища. А.В. Марков в 1905 году оборудовал амбулаторию в селе Желнино. В Нижнем Новгороде на средства Марковых было построено и оборудовано здание детского приюта нижегородского губернского земства, известного как «дом подкидышей».

Главный восточный, выходящий на Ильинскую улицу, фасад отличается богатым декором, архитектурной пластикой и разнообразным рисунком оконных наличников. Дворовый южный фасад имеет более упрощенное построение, менее пластичную рустовку, главным акцентным элементом является широкий балкон. Дворовый западный фасад еще немного проще по архитектурной прорисовке рустов и отделке наличников окон, отличается двумя металлическими, симметрично поставленными навесами над входами. Северный фасад, который просматривается только в узкой щели двора, имеет еще более скромную отделку, включает большие гладкие поверхности стен и в тоже время повторяет общую архитектурную структуру членений всех остальных фасадов.

Особый интерес в доме Маркова имеют полностью или фрагментарно сохранившиеся художественные интерьеры отдельных помещений. Наибольшую художественную ценность представляют вестибюль и холл с мраморными лестницами, объединенными арочными проемами. Здесь также сохранились как деревянные резные панели с большим зеркалом, так и декоративная лепка стен и потолков, представляющие собой единственный законченный пространственный образец интерьера модерна в Нижнем Новгороде

Особняк Маркова является уникальным в нижегородском зодчестве примером дома, в пространство которого включены художественно выполненные витражи. Витражи расположены в разных частях дома и придают дому специфическую цвето-световую характеристику. Самым ярким и многоцветным является витраж, размещенный на парадной лестнице.

Огромное окно-витраж выполнено в характерной манере модерна и по рисунку представляет собой раскрывшего хвост павлина среди цветов. Этот цвет витража в сочетании со светло-серыми мраморными ступенями и пластичными ограждениями лестницы и раскрашенным декоративным орнаментом стен создает удивительно эмоциональный интерьер.

Исключительное значение имеют лестницы, в которых марши, ограждения и площадки выполнены из беломраморных плит. Пластику их характеризуют четкие сложные профили и высокое качество строительных работ. Подобные мраморные лестницы сохранились в Нижнем Новгороде лишь в двух особняках (ныне музеях), принадлежавших С.М. Рукавишникову и В.М. Бурмистровой. Особый пространственный интерес представляет лестница в вестибюле. Она имеет криволинейное волнообразное очертание в плане и включает спиралевидные скульптурные объемы. В отдельные ячейки ограждения главной парадной лестницы первоначально были вставлены металлические декоративные элементы. По первому этажу художественный интерес представляют полотна двух дверей и панели с большим зеркалом, выполненных в одном характере с элементами модерна.

Таким образом, в результате реставрации и приспособления особняка под учебный корпус ННГАСУ, с включением кафедры ЮНЕСКО, сохранен и частично восстановлен архитектурный декор на фасадах, а также разнообразный первоначальный лепной декор на стенах и потолках исторических залов, из которых особое внимание было сосредоточено на двух интерьерах - вестибюля и холла с мраморными лестницами.

April 18th, 2013

Сегодня мне хочется рассказать вам о одном доме, который расположен на ул. Ильинской в Нижнем Новгороде - особняк А,В.Маркова. Сейчас дом принадлежит Нижегородскому Государственному Архитектурно-строительному университету - моему родному ВУЗу. На четвертом году моего студенчества в нем была открыта студенческая поликлиника и я, будучи студентом, частенько бывал там (то справка для профилактория нужна, то просто насморк). Еще тогда меня поражала роскошь этого купеческого особняка, а сейчас, после последней реставрации, здание превратилось в 9-й корпус строительного университета.

Главный дом усадьбы А.В. Маркова , который является памятником истории и культуры. Здание входит в границы исторической территории «Старый Нижний Новгород», включено в комплекс исторической застройки улицы Ильинской - основной композиционной оси исторического района - «Започаинье».

Дом вместе с хозяйственными постройками (службами и прачечной) был возведён в 1905 г. для купца Арсения Васильевича Маркова. Автор проекта здания не установлен. Здание было возведено в стиле ретроспективизма и напоминало итальянское палаццо эпохи Возрождения.


Однако во внутренней планировке и интерьерах отразилось новое архитектурное направление - декоративный модерн, начинавший заявлять о себе в это время в Нижнем Новгороде. В дом проводится водоснабжение, а в 1916 г. - канализация.

В 1918 г. главный усадебный дом был национализирован (муниципализирован), После национализации использовался различными организациями, в послевоенное время и до 1985 года- туберкулезный диспансер. В 1985-2006 г. в здесь размещалась студенческая поликлиника. Несмотря на ряд переделок, первоначальная планировка была сохранена.

Дом Маркова отличается на фоне других нижегородских построек начала ХХ века своим необычным архитектурным обликом, вызывающим ассоциации с итальянскими, а точнее флорентийскими, палаццо периода Раннего Возрождения ХV века.

В двухэтажном доме Маркова, высота которого едва достигает 12 м, кроме сплошной, относительно неглубокой и мелкой по рисунку рустовки стен, составляющей основу архитектурного построения фасадов, особенно выделяется характерный для флорентийских палаццо сильно выступающий от стены профилированный цоколь.

В отличие от большинства купеческих домов ХIХ века, в этом доме все фасады поработаны с большой детализацией и выдержаны в одном характере, т.е. с повторением общего рисунка рустовки, профилей тяг и карнизов, с тонкой проработкой архитектурных деталей. Главное внимание архитектор уделил самому рисунку рустовки, используя ее в нескольких вариантах: с включением различных барельефов растительного орнамента или маскаронов в виде львиных голов на основном фасаде, обращенном на улицу Ильинскую; в сочетании гладких и фактурных, с включением мелкой гальки или гравия, поверхностей на двух дворовых фасадах и простых гладких рустов на заднем фасаде. Таким образом, по стилистической характеристике здание относится к довольно редко встречающемуся направлению в русской архитектуре эклектики второй половины ХIХ - начала ХХ века.

В подобной ренессансной стилистике выдержано и большинство парадных интерьеров второго этажа дома. Но в тоже время в архитектуре отдельных помещений (вестибюль, парадная лестница) присутствуют черты модерна. В целом это говорит об общей эклектичности архитектуры этого здания, столь характерной для построек рубежа ХIХ - ХХ века.

Поскольку особняк является объектом охраняемого культурно-исторического наследия, в нём был сохранён интерьер, витражи, роспись, лепнина, что потребовало немалых усилий. В ремонте здания приняли участие студенты ННГАСУ. Архитектурный облик здания практически не изменён.

Вопрос об авторстве дома Маркова остается открытым. Никаких подлинных чертежей дома не обнаружено. Однако, с уверенностью можно сказать, что автор проекта столичный, скорее всего петербургский, мастер. Петербургские архитекторы активно работали особенно в конце Х1Х века в Нижнем Новгороде . То есть это был заказной проект. Но строителем дома, ведущим надзор за постройкой, безусловно, был нижегородский архитектор.

Усадьба, где построен дом, имеет большую историю. Особняк расположен на месте старого дома, возведенного в первой половине Х1Х века и отмеченного на плане-съемке города 1853 года. Границы первоначального владения городской усадьбы, сложившиеся к середине ХIХ века, не изменялись до 1917 года и по фронту улицы составляли 34 м. По плану 1853 года видно, что старый дом располагался на красной линии улицы Ильинской и северной боковой стороной примыкал к границе владения. Размеры дома в плане составляли 9х13 м, что соответствует небольшому дому в три окна по фасаду. К югу от дома находился небольшой двор, отделенный от улицы узкой хозяйственной постройкой, а с противоположной стороны корпусом служб, за которым находился просторный сад.

Согласно «Списку домов Нижнего Новгорода» за 1900 год это было владение Михаила Ивановича Сафонова, принадлежавшее ему по наследству с 4 мая 1893 года. Оценка дома составляла 1113 рублей. В «Списке домов» домовладение значится под № 18. До 1893 года владение принадлежало Екатерине Асафовне Сафоновой. На участке располагались: полукаменный двухэтажный дом (возведенный возможно в первой половине ХIХ в.), службы, сарай и два деревянных погреба. Все постройки оценивались в 1113 рублей. Это владение в свою очередь перешло Е.А. Сафоновой 16 марта 1887 года от И.М. Рогозильникова. Более ранних архивных материалов не обнаружено. Однако можно отметить, что в период 1880-х, а, скорее всего, с 1840-х годов, и по 1900 год крупных перестроек, в том числе возведения нового главного дома усадьбы, на участке не проводилось.


В первые годы ХХ в. владение переходит к Арсению Васильевичу Маркову - последнему представителю известного нижегородского купеческого рода. Главной фигурой рода являлся Василий Кузьмич Марков, крупный рыботорговец, который в низовьях Волги владел огромными водными пространствами. В середине ХIХ века ему в Нижнем Новгороде принадлежали домовладения на Малой Покровской, Ильинской и Рождественской улицах, в Вознесенском переулке (ныне улица Нижегородская), а также несколько торговых лавок в гостином дворе на Рождественской улице. Главное домовладение (ныне существующий дом № 63) располагалось на углу Ильинской улицы и Вознесенского переулка. Марковы широко занимались благотворительностью, в том числе строили сельские школы и училища. А.В. Марков в 1905 году оборудовал амбулаторию в селе Желнино. В Нижнем Новгороде на средства Марковых было построено и оборудовано здание детского приюта нижегородского губернского земства, известного как «дом подкидышей».

С 1905 года новым владельцем исследуемой усадьбы значится А.В.Марков, при этом оценка владения по сравнению с прежней, когда владельцем являлся М.И.Сафонов, возросла в более чем в 15 раз. Это говорит о новом широком строительстве, проведенном Марковым в первые годы ХХ века. В его владении числился дом, прачечная и службы. Общая оценка владения составила 16380 рублей . Данная оценка владения А.В. Маркова не изменялась до 1918 года, что доказывает о неизменности вновь выстроенных построек данного времени. Таким образом, дата 1905 год, как предположил нижегородский исследователь В.В. Краснов, является вероятной датой постройки ныне существующего дома.


Особый интерес в доме Маркова имеют полностью или фрагментарно сохранившиеся художественные интерьеры отдельных помещений. Наибольшую художественную ценность представляют вестибюль и холл с мраморными лестницами, объединенными арочными проемами.



Здесь также сохранились как деревянные резные панели с большим зеркалом, так и декоративная лепка стен и потолков, представляющие собой единственный законченный пространственный образец интерьера модерна в Нижнем Новгороде.

По первому этажу художественный интерес представляют полотна двух дверей и панели с большим зеркалом, выполненных в одном характере с элементами модерна.

Особняк Маркова является уникальным в нижегородском зодчестве примером дома, в пространство которого включены художественно выполненные витражи. Витражи расположены в разных частях дома и придают дому специфическую цвето-световую характеристику. Самым ярким и многоцветным является витраж, размещенный на парадной лестнице.

Огромное окно-витраж выполнено в характерной манере модерна и по рисунку представляет собой раскрывшего хвост павлина среди цветов. Этот цвет витража в сочетании со светло-серыми мраморными ступенями и пластичными ограждениями лестницы и раскрашенным декоративным орнаментом стен создает удивительно эмоциональный интерьер.

Два других витража украшают входные двери в угловой парадный зал. Они имеют геометрически сложный рисунок. Цветовую гамму их дополняют свинцовые переплеты, которые создают свой ажурный из пересекающихся линий рисунок.

Третий витраж-окно расположен в центральном просторном холле второго этажа. В нем преобладает готическая, средневековая тема - стрельчатая арка включает круглые элементы. Насыщенные контрастные оттенки желтого и голубого на нейтральном белом фоне выделяют символические, фантастические цветы.

Исключительное значение имеют лестницы, в которых марши, ограждения и площадки выполнены из беломраморных плит. Пластику их характеризуют четкие сложные профили и высокое качество строительных работ. Подобные мраморные лестницы сохранились в Нижнем Новгороде лишь в двух особняках (ныне музеях), принадлежавших С.М. Рукавишникову и В.М. Бурмистровой.


Особый пространственный интерес представляет лестница в вестибюле. Она имеет криволинейное волнообразное очертание в плане и включает спиралевидные скульптурные объемы. В отдельные ячейки ограждения главной парадной лестницы первоначально были вставлены металлические декоративные элементы.

Наиболее ценные интерьеры расположены на втором этаже. Три из них образуют парадную анфиладу вдоль главного фасада дома. Так в центральном зале с большими полуциркульными зеркальными окнами поверхность стен расчленена пилястрами-панелями с включением сложных барельефных растительных орнаментов, рисунок которых выдержан в стиле архитектуры итальянского Возрождения.

Особую ценность в парадных интерьерах представляют филенчатые двери. Они отражают стилистику залов. Так в парадной анфиладе комнат полотна дверей украшены объемной резьбой на тему морских раковин, то на парадной лестнице этот рисунок дверей выдержан в характере модерна и включает плоские композиции из рельефных и раскрашенных цветов.

В купеческой среде начала XX века дом был не просто стенами и крышей, под которой проводили вечера. Он являлся чем-то средним между паспортом, декларацией о доходах и дресс-кодом. По жилищу судили о состоятельности, статусе и вкусе его владельца.

Заказчик проекта - будущий хозяин дома - в его создании участия практически не прини-мал, по-видимому, полностью полагаясь на талант столичного архитектора. В свою очередь, исполнитель к своей работе отнёсся не просто с ответственностью - с любовью. Каждая де-таль, каждый элемент декоративного оформления здания выполнен очень качественно, как будто здание делали не для чужого - для себя. Цветы, украшающие перила лестницы, выточе-ны из камня. Для этого требовались руки настоящего скульптора.

Дом, при всей его монументальности, - это масса деталей, которым уделяли не меньше внимания, чем общей композиции здания.

Когда проводились историко-архитектурные обследования здания, обнаружилось, что трубы на крыше выполнены в виде ступенчатых пирамид из чугуна - нескольких рядов по-вторяющихся рамных элементов.
Неэстетичные водопроводные трубы (здесь была проведена «современная» канализация и устроена система отопления, поставлены полиэтиленовые трубы) «прятали» в стены, остав-ляя только «скромные» декоративные решётки. Но радиаторы отопления были оставлены оригинальными. Сейчас они спрятаны за резными дубовыми панелями.

Но чего стоят барельефы с изображением женских лиц или двери с резьбой на тему морских раковин! Охранник, видимо интересующейся историей, поведал мне о том, что на скульптурных изображениях вестибюля изображено лицо Машеньки Марковой - дочери первого владельца особняка. Девушка была горбатой от рожденья, но очень много помогала обездоленным, шила для них одежду.

Каждый домовладелец стремился украсить своё жилище чем-то оригинальным, иметь хотя бы одну «изюминку», - добавляет архитектор. - Если не было средств на пышный инте-рьер, деньги вкладывали, к примеру, в нарядную изразцовую печь.

Говорят, что, если бы дома умели говорить, они бы рассказали немало интересного. Стены особняка Маркова, это точно, видели много интересных, необычных и даже страшных вещей. Ходят слухи, что и сейчас по ночам из подвала доносятся звуки чьих-то шагов. Может быть, это Арсений Васи-льевич Марков проверяет свои владения.

В ремонт с элементами реставрации здания университетом было вложено около 1 млн. долл. США. Были полностью заменены системы теплоснабжения, водоснабжения, а также канализация и электричество; проведены системы информационного обеспечения. В новом корпусе располагается 2 потоковые аудитории (на 50 человек каждая), полностью оборудованные для обучения при помощи компьютеров (ноутбуков), два специализированных компьютерных класса, аудитории для семинарских занятий по иностранному языку, две кафедры - международного менеджмента и прикладной информатики, а также дирекция Международного института экономики, права и менеджмента (МИЭПМ). Здесь же размещены и преподают профессора зарубежных стран - Германии, Нидерландов.

В начале прошлого века летом в Желнине было особенно оживленно. На отдых в свои родовые гнезда съезжались наши доморощенные купцы, их взрослые дети со своими семьями, многочисленные родственники с друзьями. Без крымских курортов, заморских путешествий, конечно, не обходились, однако родные пенаты не забывали. Находили здесь душевный покой и отдохновение.

Сосновые боры, дубравы, окаймленные величественной Окой - дивная картина. Если кто хоть раз бродил по тихим улочкам старинного селения, то наверняка обратил внимание на старые, но по-прежнему добротные дома Кузнецовых, Солиных, Крицковых, Рябиковых. Уютно им на улочках Желнина, в далеком прошлом носивших такие добрые названия: Елховка, Гуселки, Слободка… Одно удовольствие пройтись по ним, но сделаем мы это в другой раз. А сегодня поспешим вслед за нашими купцами в Нижний Новгород.

По осени возвращались они туда из Желнина в свои особняки на долгую зиму. Не простые дома построили чернорецкие купцы Марков и Солин в губернском городе. Каждый значится теперь уникальным памятником истории и архитектуры областного центра. Такие чудные островки старины на улицах Нижнего вполне можно было бы превратить в музеи, а новые здания вписать в окружающий ландшафт, в исторический контекст полюбившегося места. Но это происходит только тогда, когда все решают не только деньги, но еще и уровень культуры не тоньше кошелька…

Василий Кузьмич Марков - коренной желнинец-чернореченец. «Справный мужик из Желнина, наживший миллионы на рыбном деле» - так охарактеризовал Василия Кузьмича краевед Ф.Хитровский в своей статье о старой купеческой Волге. В низовьях Волги старший Марков владел землями и рыбными ловлями «размеров необычайных: до ста двадцати семи тысяч десятин». По сведениям 1892 года, у супругов Марковых были дети: Анатолий - 23 года, Константин - 21 год, Лидия - 18 лет, Валентина - 15 лет, Арсений - 12 лет. Разбогатев, Василий Кузьмич не скупился на пожертвования: построил приемный покой, библиотеку, здания для Бабинского и Горбатовского училищ. Умер «рыбный король» в 1898 году в день Знамения в возрасте 50 лет и 9 месяцев. О чем сохранилась надпись на его надгробном памятнике в семейной усыпальнице на кладбище в Желнине.

Он оставил после смерти жене и детям многомиллионное состояние. Агния Николаевна неустанно умножала капитал. По примеру мужа, огромные суммы жертвовала на благотворительность. Может, потому, что родительская вина тревожила сердце матери: не сложилась судьба старшего сына Анатолия, спившегося и умершего от чахотки. По словам, Ф. Хитровского, он был из тех купеческих сыновей, «неудовлетворенных жизнью», которые дали писателю М. Горькому материал для создания знаменитого романа «Фома Гордеев».

По примеру отца, благими делами прославился младший сын Арсений Васильевич: в 1905 году он оборудует амбулаторию в родном селе Желнине, строит начальное училище с открытием класса для обучения столярному делу, вносит крупные суммы на строительство туберкулезного санатория на станции Желнино. В Н.Новгороде на средства Марковых было построено и полностью оснащено здание детского приюта нижегородского губернского земства, известного как «дом подкидышей», принимавшего младенцев чуть ли не со всей России.

Когда наступало время женитьбы, многие из купцов предпочитали выбирать избранницу из своего круга. Это позволяло укрепить связи с торговым партнером, увеличить свой капитал за счет приданого, повысить репутацию. Но не только оттого, что следовал Арсений Васильевич этому негласному купеческому правилу, женился в 1901 году на Любови Васильевне из зажиточной семьи Тарасовых в Желнине. Они дружили с детства и, соединившись в браке, прожили вместе двадцать семь лет. В любви и согласии у них родились дочери Ольга и Валентина.

Спустя шесть лет после женитьбы Марков построил на улице Ильинской в Нижнем Новгороде особняк. Собственный дом всегда занимал особое место в жизни купечества. Вот и для Маркова он стал не просто жилищем, но и символом богатства, мерилом общественного положения. О роскошном особняке и его хозяине по Нижнему ходили легенды.


Вот одна из них. Слыл Арсений Васильевич большим ценителем породистых лошадей. Чудо-скакуны Маркова считались лучшими среди коней нижегородских конезаводчиков. Лето купец с семьей в Желнине проводил, а зиму - в своем особняке на Ильинке. Но с любимым вороным жеребцом по кличке Бедуин не расставался. Завсегда брал коня с собой в Нижний. Здесь позади особняка располагалась теплая конюшня. Купец однажды немало гостей удивил, сюрприз преподнес: оседлал любимого коня и прямиком в дом с парадного крыльца въехал. Вороной жеребец по мраморной лестнице стремительно вынес хозяина на второй этаж - в залу, где знатные гости дорогими винами угощались. Долго восхищались они ловкостью хозяина, любовались конем-красавцем. Когда улеглось волнение, Марков взял коня под уздцы, свел его осторожно вниз. Этот «сюрприз» Маркова в Нижнем немало обсуждали.

Но в 1918 году главный усадебный дом желнинского купца национализировали (муниципализировали). В советское время здесь размещалась студенческая поликлиника. Арсению Васильевичу вместе с семьей пришлось перебраться в Москву. Там до конца своей жизни в 1928 году трудился шофером-механиком при гараже Высшей артиллерийской школы комсостава на автомобилях «Паккард» и «Мерседес». Дочери купца, Ольга и Валентина, прожили в Москве долгую жизнь, но, оставаясь одинокими, так и не продолжили рода Марковых.

Почти век минул, но по-прежнему выделяется особняк Маркова на Ильинке своей неповторимой архитектурой неизвестного зодчего. Его фасады выполнены в стиле ретроспективизма (отдаленно напоминает итальянское палаццо эпохи Возрождения), а интерьеры - в декоративном модерне. Стены украшает горельеф - женская головка, волнистые пряди волос которой переплетаются с листьями фантастических растений. В особняке сохранили интерьер, витражи, роспись, лепнину. Несмотря на ряд переделок, первоначальная планировка сохранена.

Особняк Маркова является уникальным в нижегородском зодчестве примером дома, в пространстве которого сохранились художественно выполненные витражи, расположенные в разных частях здания. Самый яркий и многоцветный из них - на парадной лестнице: огромное окно-витраж выполнено в манере модерна и по рисунку представляет собой раскрывшийся хвост павлина среди цветов. Этот цвет витража в сочетании со светло-серыми мраморными ступенями, ограждениями лестницы и раскрашенным декоративным орнаментом стен создает удивительно эмоциональный интерьер.

Особая художественная ценность - вестибюль и холл с мраморными лестницами, объединенными арочными проемами. Исключительное значение имеют лестницы, в которых марши, ограждения и площадки выполнены из беломраморных плит отменной по качеству работы старых мастеров. Здесь также сохранились как деревянные резные панели с большим зеркалом, так и декоративная лепка стен и потолков.

В 2009 году на ремонт с элементами реставрации здания нижегородским строительным университетом (ННГАСУ), в ведении которого находится особняк купца Маркова, было затрачено около 1 млн долларов. В новом корпусе располагаются аудитории для семинарских занятий по иностранному языку, специализированные компьютерные классы, две кафедры - международного менеджмента и прикладной информатики, а также дирекция Международного института экономики, права и менеджмента (МИЭПМ).

Особняки желнинского купечества стали подлинным украшением облика губернского города. И в следующий раз мы расскажем вам об усадьбе купца М.С. Солина, что родом из Желнина. Она также одна из самых примечательных в архитектуре Нижнего Новгорода. Находится на Черниговской улице в Мельничном переулке, под самыми стенами древнего Благовещенского монастыря. И стоит там больше столетия, немало повидав на своем веку.

Станислав Шальнов, краевед

(В материале использованы документы фондов ЦАНО, ГАНО

г. Балахны, сведения из публикаций НПО «Этнос», ННГАСУ. г. Нижний Новгород.)

Купец-благотворитель А.В. Марков. 1910 г.

Дом А.В. Маркова в Нижнем Новгороде. 2012 г.
Внутренний вид интерьера дома А.В. Маркова. 2012 г.