Древнерусской (или русской средневековой , или древней восточнославянской ) литературой называют совокупность письменных произведений, написанных на территории Киевской, а затем Московской Руси в период с 11 по 17 века . Древнерусская литература является общей древней литературой русского, белорусского и украинского народов .

Карта Древней Руси
Крупнейшими исследователями древнерусской литературы являются академики Дмитрий Сергеевич Лихачёв, Борис Александрович Рыбаков, Алексей Александрович Шахматов.

Академик Д.С. Лихачёв
Древнерусская литература не являлась результатом художественного вымысла и обладала рядом особенностей .
1. Вымысел в древнерусской литературе не разрешался, так как вымысел – это ложь, а ложь греховна. Поэтому все произведения носили религиозный или исторический характер . Право на вымысел было осмыслено лишь в 17 веке.
2. По причине отсутствия вымысла в древнерусской литературе отсутствовало понятие авторства , так как произведения либо отражали реальные исторические события, либо представляли собой изложение христианских книг. Поэтому у произведений древнерусской литературы есть составитель, переписчик, но не автор.
3. Произведения древнерусской литературы создавались в соответствии с этикетом , то есть по определённым правилам. Этикет складывался из представлений о том, как должен разворачиваться ход событий, как должен вести себя герой, как составитель произведения обязан описывать происходящее.
4. Древнерусская литература развивалась очень медленно : за семь веков было создано лишь несколько десятков произведений. Это объяснялось, во-первых, тем, что произведения переписывались от руки, а книги не тиражировались, так как до 1564 года на Руси не существовало книгопечатания; во-вторых, число грамотных (читающих) людей было очень мало.


Жанры древнерусской литературы отличались от современных.

Жанр Определение Примеры
ЛЕТОПИСЬ

Описание исторических событий по «летам», то есть по годам. Восходит к древнегреческим хроникам.

«Повесть временных лет», «Лаврентьевская летопись», «Ипатьевская летопись»

ПОУЧЕНИЕ Духовное завещание отца детям. "Поучение Владимира Мономаха"
ЖИТИЕ (АГИОГРАФИЯ) Жизнеописание святого. "Житие Бориса и Глеба", "Житие Сергия Радонежского", "Житие протопопа Аввакума"
ХОЖДЕНИЕ Описание путешествий. "Хождение за три моря", "Хождение Богородицы по мукам"
ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ Описание военных походов. "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище"
СЛОВО Жанр красноречия. "Слово о Законе и Благодати", "Слово о погибели Русской земли"

Древнерусская литература, как и любая средневековая литература, обладает целым рядом особенностей, отличающих ее от литературы нового времени. Характерным признаком литературы средневекового типа является широкое толкование понятия «литература» как письменного слова с обязательным включением в нее функциональных жанров, выполняющих обычно религиозно-обрядовые или деловые функции. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в средние века основу жанровой системы составляют именно функциональные жанры, имеющие особые внелитературные функции. Напротив, жанры с ослабленной функциональностью находятся на периферии этой системы. В переходный период от средневековья к культуре нового времени возникает обратный процесс: жанры с ослабленной функциональностью перемещаются в центр системы, а функциональные жанры оттесняются на периферию.

Таким образом, ДРЛ представляет собой сложный конгломерат художественные и деловых памятников (1). Эта ее особенность была обусловлена тесной связью с историей, христианской религией и письменностью вообще.

Рукописный характер бытования произведений ДРЛ (2) принципиально отличает ее от литературы нового времени. Произведение, как правило, бытовало не в одном, а в нескольких списках. Переписчик иногда просто копировал рукопись, создавая новый список , но нередко изменял ее идейную направленность в соответствии с требованиями времени, сокращал или расширял текст, изменял стиль памятника. В этом случае мы говорим о новой редакции произведения. Авторский список текста называется автографом . В процессе переработки произведения возникают его редакции . Поскольку сочинение в ДРЛ существовало на протяжении нескольких столетий и в разных регионах, то редакций могло быть несколько. Список, который оказывается основой для переработок, называется протографом . Им не всегда может быть авторский вариант. Исследователи движения и развития текстов в ДРЛ – текстологи и палеографы – рассматривают типы почерков книжников-писцов, особенности орфографии, грамматики, выявляют индивидуальные языковые отличия и на основании этого составляют гипотетическую схему развития и распространения редакций памятника. Текстология и палеография – это вспомогательные дисциплины, которые помогают в исследовании рукописных текстов. Текстология занимается изучением собственно текста, а палеография рассматривает материал, на котором и при помощи которого создавался рукописный памятник.

Анонимность (3) большинства произведений ДРЛ – другая ее отличительная особенность, связанная с христианской концепцией личности человека, согласно которой гордыня почиталась одним из самых великих грехов, а смирение – верхом добродетели. В силу этого индивидуальные особенности личности писателя в средневековой литературе не получили столь яркого проявления, как в литературе нового времени. Однако анонимность нельзя путать с имперсональностью . Давно доказано, что индивидуальное авторское начало в ДРЛ существовало, но формы его выражения были иными, чем в привычной нам литературе. Отношение к авторскому праву в ДРЛ было совсем иным. Анонимность позволяла авторам пользоваться частями «чужих» текстов для составления собственных. Исключения делались только для произведений авторитетных – текстов Священного писания и Предания, сочинений отцов церкви, государственных документов. На имена их создателей обязательно делались ссылки. Впрочем, авторитетные церковные тексты были узнаваемы по причине широкой известности.

Средневековый историзм (4). ДРЛ начиналась как литература, лишенная вымысла. Книжник строго следовал за фактом, связывал свое произведение с конкретным историческим событием или лицом. Даже тогда, когда речь идет о явлениях сверхъестественных, о лицах и событиях, с нашей точки зрения не существовавших или невозможных в реальной действительности, все равно и составитель произведения, и читатель в Древней Руси воспринимали все написанное как реально бывшее. И такое отношение к писаному тексту сохранялось весьма длительное время. Пожалуй только в XVII веке эта традиция была разрушена.

Принцип историзма связан с провиденциализмом (5), то есть идеей предопределенности. Так, любой герой агиографической литературы еще в детстве проявляет склонность к святому житию. Если же он начинает свою жизнь греховно, то его уверование, изменение качества духовного состояния неизбежно, заранее свыше предопределено. Также предопределены страдания русского народа «за грехи наши» в повестях о татаро-монгольском нашествии.

Особенностями мировоззрения средневекового человека обусловлена авторитарность мышления древнерусского книжника и авторитарность (6) как черта художественного метода ДРЛ. Ссылка на исторический, литературный или политический авторитет очень важна для древнерусского человека (об этом уже было сказано выше). Нередко новые сочинения подписывались именами отцов церкви, иерархов прошлых лет для того только, чтобы придать им большую весомость. Читатель, впервые знакомящийся с памятниками ДРЛ, обращает внимание на обилие прямых цитат и косвенных упоминаний текстов Нового и Ветхого Завета, многочисленные ссылки на творения авторитетных церковных писателей. В этих цитатах автор как бы закреплял свою морально-дидактическую, политическую и эстетическую оценку факта, события, лица, утверждал ее общезначимость и общепризнанность.

С авторитарностью мышления тесно связан принцип ретроспективной исторической аналогии (7) , являющийся важнейшим средством авторской оценки того или иного исторического события. Вот что по этому поводу пишет В.В. Кусков: «Ретроспективная историческая аналогия позволяет глубже раскрыть значение того или иного исторического события, дать оценку поведения его участников, прославить их или осудить, установить своеобразную типологическую общность событий Древней Руси с событиями мировой истории и тем самым указать на их определенную закономерность». На материале памятников Куликовского цикла исследователь показывает, как устанавливается непрерывная цепь побед, одержанных русскими князьями Ярославом Мудрым, Александром Невским, Дмитрием Донским. «Традиционный прием, - продолжает В.В. Кусков, - ретроспективной исторической аналогии с библейскими персонажами в «Сказании о Мамевом побоище» подчеркивает значение одержанной победы на поле Куликовом. Она приравнивается к победе Гедеона над мадиамами, Моисея над Амаликом и фараоном, Давида над Голиафом. Войска московского князя подобны войску Александра Македонского, мужество русских воинов подобно Гедеоновым союзникам. И небесные силы помогают Дмитрию так же, как некогда помогали царю Константину в его борьбе с нечестивыми. Полки Дмитрия Волынца подобны отрокам Давидовым, «иже сердца имущи, аки лвовы, аки лютии влъци на овчии стада приидоша». В своих молитвах Дмитрий просит Бога помочь ему так же, как Иезекию, - укротить сердце свирепому зверю Мамаю».

Авторитет господствовал и в области художественной формы. ДРЛ можно назвать литературой образца, литературой устойчивого этикета. Традиционность (8) охватывает не только содержание произведений, но и их форму: принципы изображения человека, сюжет, композицию, язык. Традиционность средневековой литературы нельзя воспринимать как результат «детской непосредственности», неспособности или «неумелости» книжника. Это явление эпохи, насущная потребность времени, факт нравственного сознания человека, без которого он не мог объяснить мир и ориентироваться в нем.

Авторитарность ДРЛ отражает сословно-корпоративный принцип существования древнерусского человека. Четкое осознание невозможности разорвать сословно-корпоративное начало накладывает отпечаток на литературу. Если ты князь, то ты обязан быть им и вести себя в соответствии с представлением о достойном княжеском поведении. «Как котлу нельзя избыть черноты и жженья, так и холопу нельзя избыть холопства» («Моление» Даниила Заточника»). Поведение человека в средневековом обществе определяется чином. Лихачев эту черту жизни назвал этикетностью. Но точнее пользоваться терминами чинность и урядство. Даже одежда средневекового человека является знаком чина. Чинность – это порядок. Бесчиние, бесчинство – беспорядок. Человек должен занимать свое место в общем ряду. Порядок, рядность становятся показателями устройства мира. В сочиненииXVII века «Урядник сокольничего пути», созданном не без участия царя Алексея Михайловича, четко сформулировано кредо поведения человека, порядка. Древнерусское «чин» как литературоведческое понятие соответствует в какой-то степени современному понятию «ритма», ибо именно размеренное следование порядку, чинности создает жизненную основу церемониальности русской литературы.

Традиционность становится типом средневекового творчества, важнейшим фактором интеллектуального освоения действительности. Она покоится на глубоком убеждении, что в мире существует единственно правильное мировоззрение – христианская идеология. Традиционализм идейно-художественного мышления, отражая средневековые представления о новом как еретическом, не допускал иного подхода к оценке явления, расценивая любую другую точку зрения как идущую от дьявола.

Древнерусский писатель творит в рамках определенной традиции. Истинная ценность средневекового искусства видится ему в точном следовании образцу. Высшим образцом и высшей истиной является, конечно, авторитет Священного Писания.

Д.С. Лихачев ввел понятие литературного этикета (9) , под которым мы будем понимать систему канонических литературных приемов – композиционных, системы образов, языка, стилистических клише и пр., необходимых для создания произведений тех или иных жанров, образов тех или иных персонажей.

Существенной особенностью ДРЛ является ее прямая и более устойчивая связь с идеологией (10) . А.Н. Робинсон объясняет это тем, что в средние века «художественное литературное творчество развивалось не самостоятельно (как особая форма идеологии), а как бы «внутри» или в составе по-разному практически целенаправленных жанров письменности (например, и в летописании, и в торжественной проповеди, и в агиографии, и т.п.)… Подобные объединенные и практически целенаправленные функции литературы задерживали выделение собственно художественного творчества из письменности и обусловливали более непосредственную (чем в литературе нового времени) зависимость эстетики от идеологии в целом». Отсюда вытекает и дидактизм ДРЛ. Автор всегда ставил перед своим произведением практические и дидактические цели, ибо средневековая литература утилитарна, она создается ради пользы души. Даже история – всегда назидательное поучение.

Процесс создания литературного произведения в Древней Руси был тесно связан с процессом познания, который в свою очередь был обусловлен особенностями миросозерцания средневекового человека. Для мировоззрения древнерусского книжника характерна бинарность , противопоставление реального ирреальному, временного – вечному. Эти особенности видения мира и сказались на теории познания: окружающую действительность, вещи обыденные книжник постигает «телесными очима». Тайны идеального мира открываются человека через духовное прозрение, божественное откровение, поэтому познание горнего возможно только «духовными очима».

С точки зрения средневекового человека божественные силы могли проявиться в жизни либо прямо, либо опосредованно, при помощи различных намеков. Воспринимая действительность как символ идеального мира, человек воспринимал любое явление, любой предмет реального мира как знак, выражающий сакральную сущность этого явления или предмета. На почве такого видения мира активно развивается символизм (11) – одна из характернейших особенностей средневековых литератур. Возникновение символизма в ДРЛ не следует связывать исключительно с господством христианской идеологии. Он присущ искусству и дохристианских эпох. Так, А.Н. Веселовский различал языческий символизм и символизм христианский. По его мнению, в язычестве «символ выходил из жизни», в то время как в христианстве «жизнь начинает определяться внесенным в нее умственным материалом».

Средневековая литература и искусство построено на символах. Дионисий Ареопагит утверждает: «Вещи явленные суть образы вещей незримых». Каждая вещь – символ незримого. В средневековом сознании мир удваивается. Реальный, дольний мир есть символ и прообраз мира идеального, горнего. В мир горний может проникнуть только тот, кто обрел совершенство путем внутреннего созерцания, тогда открываются внутренние взоры и рождаются пророки. Заметим, что литература ничего не забывает. На основании принципа удвоения мира в романтической эстетике появляются образы поэтов-пророков.

События также удваиваются. Они имеют аналоги в прошлом, в первую очередь в библейской и евангельской истории, которая мыслится как реальность. В историческом событии важно найти скрытый смысл. Бог – умный и мудрый наставник, который пытается своим батогом воспитать человечество. Обратите внимание, что символизм также, как и историзм ДРЛ, оказывается связанным с идеей предопределения, провиденциализмом. Символичны предметы. Меч – символ власти и правосудия, щит – защита, оборона. Церковь – символ неба, земное небо, ковчег спасения (как Ноя спас Бог в ковчеге, так храм спасает человека). Золото символизирует вечность и Христа. Крест – спасение, крестная мука. Отметим, что символизм ДРЛ породил преобладание жанра притчи, который явился первоосновой жанровых систем.

Разумеется все эти черты ДРЛ не могли оставаться неизменными в течение семи веков, они постепенно трансформировались по мере развития литературы.

Литература Древней Руси возникла в 11 в. и развивалась в течении семи веков до Петровской эпохи. Древнерусская литература-это единое целое при всем многообразии жанров, тем, образов. Эта литература является сосредоточием русской духовности и патриотизма. На страницах этих произведений ведутся разговоры о важнейших философских, нравственных проблемах, о которых думают, говорят, размышляют герои всех столетий. Произведения формируют любовь к Отечеству и своему народу, показывают красоту земли русской, поэтому эти произведения затрагивают сокровенные струны наших сердец.

Значимость древнерусской литературы как основы развития новой русской литературы очень велико. Так образы, идеи, даже стиль сочинений унаследовали А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой.

Древнерусская литература возникла не на пустом месте. Ее появление было подготовлено развитием языка, устного народного творчества, культурными связями с Византией и Болгарией и обусловлена принятием Христианства как единой религии. Первые литературные произведения, появившиеся на Руси, переводные. Переводились те книги, которые были необходимы для богослужения.

Первые же оригинальные сочинения, т. е. написанные самими восточными славянами, относятся к концу XI-началу XII в. в. Происходило становление русской национальной литературы, складывались ее традиции, особенности, обуславливающие ее специфические черты, определенную несхожесть с литературой наших дней.

Цель данной работы - показать особенности древнерусской литературы и ее основных жанров.

Особенности древнерусской литературы

1. Историзм содержания.

События и персонажи в литературе, как правило, плод авторского вымысла. Авторы художественных произведений, даже если описывают подлинные события реальных лиц, многое домысливают. Но в Древней Руси все было совсем не так. Древнерусский книжник рассказывал лишь о том, что, по его представлениям, реально произошло. Только в XVIIв. Появились на Руси бытовые повести с вымышленными героями и сюжетами.

И древнерусский книжник, и его читатели свято верили, что описанные события реально происходили. Так летописи были для людей Древней Руси своеобразным юридическим документом. После смерти в 1425 г. московского князя Василия Дмитриевича его младший брат Юрий Дмитриевич и сын Василий Васильевич стали спорить о своих правах на престол. Оба князя обратились к татарскому хану, чтобы тот рассудил их спор. При этом Юрий Дмитриевич, отстаивая свои права на московское княжение, ссылался на древние летописи, в которых сообщалось, что власть прежде переходила от князя-отца не к сыну, а к брату.

2. Рукописный характер бытования.

Еще одной особенностью древнерусской литературы является рукописный характер бытования. Даже появление печатного станка на Руси мало изменило ситуацию вплоть до середины XVIII в. Бытование литературных памятников в рукописях вело к особому почитанию книги. О чем писали даже отдельные трактаты и наставления. Но с другой стороны, рукописное бытование вело к нестабильности древнерусских произведений словесности. Те сочинения, которые дошли до нас, являются результатом работы многих и многих людей: автора, редактора, переписчика, а сама работа могла продолжаться в течение нескольких веков. Поэтому в научной терминологии существуют такие понятия, как "рукопись" (написанный от руки текст) и "список" (переписанное произведение). Рукопись может содержать списки разных сочинений и может быть написана как самим автором, так и переписчиками. Еще одним основополагающим понятием в текстологии является термин "редакция", т. е. целенаправленная переработка памятника, вызванная общественно-политическими событиями, изменениями функции текста или различиями в языке автора и редактора.

С бытованием произведения в рукописях тесно связана такая специфическая черта древнерусской литературы, как проблема авторства.

Авторское начало в древнерусской литературе приглушено, неявно, Древнерусские книжники не были бережливы с чужими текстами. При переписывании тексты перерабатывались: из них исключались или в них вставлялись какие-то фразы или эпизоды, добавлялись стилевые "украшения". Иногда идеи и оценки автора заменялись даже на противоположные. Списки одного произведения существенно отличались друг от друга.

Древнерусские книжники вовсе не стремились обнаружить свою причастность к литературному сочинению. Очень многие памятники так и остались анонимными, авторство других установлено исследователями по косвенным признакам. Так невозможно приписать кому-то другому сочинения Епифания Премудрого, с его изощренным "плетением словес". Неподражаем стиль посланий Ивана Грозного, дерзко смешивающего велеречивость и грубую брань, ученые примеры и слог простого разговора.

Бывает, что в рукописи тот или иной текст подписывался именем авторитетного книжника, что может в равной степени и соответствовать и не соответствовать действительности. Так среди сочинений, приписанных известному проповеднику Святому Кириллу Туровскому, многие ему, по-видимому, не принадлежат: имя Кирилла Туровского придавало этим сочинениям дополнительный авторитет.

Анонимность памятников словесности обусловлена и тем, что древнерусский "писатель" сознательно не пытался быть оригинальным, а старался показать себя как можно более традиционным, т. е. соблюдать все правила и предписания сложившегося канона.

4. Литературный этикет.

Известный литературовед, исследователь древнерусской словесности академик Д.С. Лихачев предложил особый термин для обозначения канона в памятниках средневековой русской словесности - "литературный этикет".

Литературный этикет слагается:

Из представления о том, как должен был совершаться тот или иной ход события;

Из представлений о том, как должно было вести себя действующее лицо сообразно своему положению;

Из представлений о том, какими словами должен был описывать писатель совершающееся.

Перед нами этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный. Герою полагается вести себя именно так, и автору полагается описывать героя только соответствующими выражениями.

Основные жанры древнерусской литературы

Литература нового времени подчинена законам "поэтики жанра". Именно эта категория стала диктовать способы создания нового текста. Но в древнерусской литературе жанр не играл такой важной роли.

Жанровому своеобразию древнерусской литературы посвящено достаточное количество исследований, но четкой класс классификации жанров так и нет. Однако некоторые жанры сразу выделились в древнерусской литературе.

1. Житийный жанр.

Житие - описание жизни святого.

Русская житийная литература насчитывает сотни произведений, первые из них были написаны уже в XI веке. Житие, пришедшее на Русь из Византии вместе с принятием христианства, стало основным жанром древнерусской литературы, той литературной формой, в которую облеклись духовные идеалы Древней Руси.

Композиционная и словесная формы жития отшлифовывались веками. Высокая тема - рассказ о жизни, воплощающей идеальное служение миру и Богу, - определяет образ автора и стиль повествования. Автор жития ведет повествование взволнованно, он не скрывает своего восхищения святым подвижником, преклонения перед его праведной жизнью. Эмоциональность автора, его взволнованность окрашивают все повествование в лирические тона и способствуют созданию, торжественного настроения. Такую атмосферу создает и стиль повествования - высокий торжественный, насыщенный цитатами из Священного Писания.

При написании жития агиограф (автор жития) обязан был следовать целому ряду правил, канонов. Композиция правильного жития должна быть трехчленной: вступление, рассказ о жизни и деяниях святого от рождения до смерти, похвала. Во вступлении автор просит прощения у читателей за неумение писать, за грубость повествования и т. д. За вступлением следовало само житие. Его нельзя назвать "биографией" святого в полном смысле этого слова. Автор жития отбирает из его жизни только те факты, которые не противоречат идеалам святости. Рассказ о жизни святого освобождается от всего бытового, конкретного, случайного. В составленном по всем правилам житии бывает мало дат, точных географических названий, имен исторических лиц. Действие жития происходит как бы вне исторического времени и конкретного пространства, оно разворачивается на фоне вечности. Абстрагированность - одна из особенностей житийного стиля.

В заключении жития должна быть похвала святому. Эта одна из наиболее ответственных частей жития, требовавшая большого литературного искусства, хорошего знания риторики.

Древнейшие русские агиографические памятники- два жития князей Бориса и Глеба и Житие Феодосия Печорского.

2. Красноречие.

Красноречие-область творчества, характерная для древнейшего периода развития нашей литературы. Памятники церковного и светского красноречия делятся на два вида: учительное и торжественное.

Торжественное красноречие требовало глубины замысла и большого литературного мастерства. Оратору необходимо было умение эффектно построить речь, чтобы захватить слушателя, настроить на высокий лад, соответствующий теме, потрясти его пафосом. Существовал специальный термин для обозначения торжественной речи- "слово". (Терминологического единства в древнерусской литературе не было. "Словом" могла называться и воинская повесть.) Речи не только произносились, но писались и распространялись в многочисленных копиях.

Торжественное красноречие не преследовало узкопрактические цели, оно требовало постановки проблем широкого общественного, философского и богословского охвата. Основные поводы создания "слов"- богословские вопросы, вопросы войны и мира, обороны границ Русской земли, внутренняя и внешняя политика, борьба за культурную и политическую независимость.

Древнейшим памятником торжественного красноречия является "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона, написанное в период между 1037 и 1050 годами.

Учительное красноречие- это поучения и беседы. Они обычно невелики по объему, часто лишены риторических украшений, написаны на общедоступном для людей того времени древнерусском языке. Поучения могли произносить деятели церкви, князья.

Поучения и беседы имеют чисто практические цели, содержат необходимую человеку информацию. "Поучение к братии" Луки Жидяты, новгородского епископа с 1036 по 1059 год, содержит перечень правил поведения, которых следует придерживаться христианину: не мстить, не молвить "срамные" слова. Ходить в церковь и вести себя в ней смирно, чтить старших, судить по правде, чтить князя своего, не проклинать, соблюдать все заповеди Евангелия.

Феодосий Печорский- основатель Киево-Печерского монастыря. Ему принадлежат восемь поучений к братии, в которых Феодосий напоминает монахам о правилах иноческого поведения: не опаздывать в церковь, класть три земных поклона, соблюдать благочиние и порядок при пении молитв и псалмов, при встрече кланяться друг другу. В поучениях Феодосий Печорский требует полного отрешения от мира, воздержания, постоянного пребывания в молитвах и бдении. Игумен сурово обличает праздность, стяжательство, невоздержанность в пище.

3. Летопись.

Летописями назывались погодные (по "летам"- по "годам") записи. Годовая запись начиналась словами: "В лето". После этого шел рассказ о событиях и происшествиях, которые с точки зрения летописца были достойны внимания потомков. Это могли быть военные походы, набеги степных кочевников, природные катаклизмы: засухи, неурожаи и т.д., а также просто необычные происшествия.

Именно благодаря труду летописцев у современных историков есть удивительная возможность заглянуть в далекое прошлое.

Чаще всего древнерусским летописцем был ученый монах, который проводил порой за составлением летописи долгие годы. Рассказ об истории в те времена было принято начинать с глубокой древности и лишь затем переходить к событиям последних лет. Летописцу нужно было прежде всего отыскать, привести в порядок, а зачастую и переписать труд своих предшественников. Если в распоряжении составителя летописи оказывался не один, а сразу несколько летописных текстов, то он должен был "свести" их, т. е. соединить, выбирая из каждого то, что считал нужным включить в свой собственный труд. Когда материалы, относящиеся к прошлому были собраны, летописец переходил к изложению происшествий своего времени. Итогом этой большой работы становился летописный свод. Спустя какое-то время этот свод продолжали другие летописцы.

По всей видимости, первым крупным памятником древнерусского летописания стал летописный свод, составленный в 70-ые г. г. XI в. Составителем этого свода, как полагают, был игумен Киево-Печерского монастыря Никон Великий (?- 1088).

Труд Никона лег в основу другого летописного свода, который был составлен в том же монастыре два десятилетия спустя. В научной литературе он получил условное название "Начальный свод". Безымянный его составитель пополнил свод Никона не только известиями за последние годы, но и летописными сведениями из других русских городов.

"Повесть Временных Лет"

На основе летописей традиции 11 в. Родился величайший летописный памятник эпохи Киевской Руси - "Повесть временных лет".

Она была составлена в Киеве в 10-е гг. 12 в. По мнению некоторых историков, ее вероятным составителем был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, известный также и другими своими сочинениями. При создании "Повести временных лет" ее составитель привлек многочисленные материалы, которыми пополнил Начальный свод. В число этих материалов попали византийские хроники, тексты договоров Руси с Византией, памятники переводной и древнерусской литературы, устные предания.

Составитель "Повести временных лет" поставил своей целью не просто рассказать о прошлом Руси, но и определить место восточных славян среди европейских и азиатских народов.

Летописец подробно рассказывает о расселении славянских народов в древности, о заселении восточными славянами территорий, которые позже войдут в состав Древнерусского государства, о нравах и обычаях разных племен. В "Повести временных лет" подчеркивается не только древности славянских народов, но и единство их культуры, языка и письменности, созданной в 9 в. братьями Кириллом и Мефодием.

Важнейшим событием в истории Руси летописец считает принятие христианства. Рассказ о первых русских христианах, о крещении Руси, о распространении новой веры, строительство храмов, появление монашества, успеха христианского просвещения занимает в "Повести" центральное место.

Богатство исторических и политических идей, отраженных в "Повести временных лет", говорит о том, что ее составитель был не просто редактором, но и талантливым историком, глубоким мыслителем, ярким публицистом. Многие летописцы последующих веков обращались к опыту создателя "Повести", стремились подражать ему и почти обязательно помещали текст памятника в начале каждого нового летописного свода.

Начнем с того, что появились они вместе с принятием на Руси христианства. Интенсивность его распространения является неоспоримым доказательством того, что появление письменности было вызвано потребностями государства.

История появления

Письменность использовалась в различных сферах общественной и государственной жизни, в юридической сфере, международных и внутренних отношениях.

После возникновения письменности стимулировалась деятельность переписчиков и переводчиков, начали развиваться разнообразные жанры древнерусской литературы.

Она обслуживала потребности и нужды церкви, состояла из торжественных слов, жития, поучений. В Древней Руси появилась светская литература, начали вести летописи.

В сознании людей этого периода литература рассматривалась вместе с христианизацией.

Древнерусские писатели: летописцы, агиографы, авторы торжественных фраз, все они упоминали о пользе просвещения. В конце X - начале XI в. на Руси была осуществлена огромная работа, направленная на перевод с древнегреческого языка литературных источников. Благодаря такой деятельности древнерусским книжникам удалось за два столетия ознакомиться со многими памятниками византийского времени, на их основе создать разнообразные жанры древнерусской литературы. Д. С. Лихачев, анализируя историю приобщения Руси к книгам Болгарии и Византии, выделял две характерные черты подобного процесса.

Он подтверждал существование литературных памятников, которые стали общими для Сербии, Болгарии, Византии, Руси.

Такая литература-посредница включала в себя богослужебные книги, священные писания, хроники, сочинения церковных писателей, естественнонаучные материалы. Кроме того, в этот перечень входили и некоторые памятники исторического повествования, к примеру, "Роман об Александре Македонском".

Большая часть древнеболгарской литературы, славянской посредницы, представляла собой переводы с греческого языка, а также произведения ранней христианской литературы, написанной в III-VII вв.

Нельзя механически подразделять древнеславянскую литературу на переводную и оригинальную, они являются органически связанными частями единого организма.

Чтение в Древней Руси чужих книг является свидетельством вторичности национальной культуры в области художественного слова. Сначала среди памятников письменности было достаточное количество текстов нелитературного вида: труды по богословию, истории, этике.

Основным видом словесного искусства стали фольклорные произведения. Для понимания самобытности и оригинальности русской литературы достаточно ознакомиться с произведениями, которые находятся «вне жанровых систем»: «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление» Даниила Заточника.

Первичные жанры

К жанрам древнерусской литературы относятся такие произведения, которые стали строительным материалом для иных направлений. К ним причисляют:

  • поучения;
  • повести;
  • слово;
  • житие.

В такие жанры произведений древнерусской литературы включают летописный рассказ, погодную запись, церковную легенду, летописное сказание.

Житие

Был заимствован из Византии. Житие как жанр древнерусской литературы стал одним из самых любимых и распространенных. Житие считалось обязательным атрибутом, когда человека причисляли к святым, то есть канонизировали. Его создавали люди, непосредственно общающиеся с человеком, способные достоверно рассказать о ярких моментах его жизни. Составлялся текст после смерти того, о ком в нем говорилось. Он выполнял существенную воспитательную функцию, так как житие святого воспринимали в качестве эталона (образца) праведного существования, подражали ему.

Житие помогало людям преодолевать страх перед смертью, проповедовалась идея бессмертия человеческой души.

Каноны жития

Анализируя особенности жанров древнерусской литературы, отметим, что каноны, по которым создавалось житие, сохранились без изменения до XVI века. Сначала говорилось о происхождении героя, затем отводилось место подробному рассказу о его праведной жизни, об отсутствии страха перед смертью. Заканчивалось описание прославлением.

Рассуждая над тем, какие древнерусская литература жанры считала наиболее интересными, отметим, что именно житие позволило описать существование святых князей Глеба и Бориса.

Древнерусское красноречие

Отвечая на вопрос о том, какие жанры существовали в древнерусской литературе, заметим, что красноречие было в трех вариантах:

  • политическое;
  • дидактическое;
  • торжественное.

Поучение

Система жанров древнерусской литературы выделяла его в качестве разновидности древнерусского красноречия. В поучении летописцы пытались выделять эталон поведения для всех древнерусских людей: простолюдина, князя. Наиболее ярким образцом данного жанра считается «Поучение Владимира Мономаха» из «Повести временных лет», датируемое 1096 годом. В то время максимального накала достигли споры за престол между князьями. В поучении Владимир Мономах дает рекомендации относительно организации своей жизни. Он предлагает спасение души искать в затворничестве, призывает помогать нуждающимся людям, служить Богу.

Мономах подтверждает необходимость молитвы перед военным походом примером из собственной жизни. Он предлагает выстраивать общественные отношения в гармонии с природой.

Проповедь

Анализируя основные жанры древнерусской литературы, подчеркнем, что этот ораторский церковный жанр, который имеет своеобразную теорию, привлекался к историко-литературному изучению только в том виде, что был на некоторых этапах показательным для эпохи.

Проповедь называла «отцами церкви» Василия Великого, Августина Блаженного, Иоанна Златоуста, Григория Двоеслова. Проповеди Лютера признаны неотъемлемой частью изучения становления новонемецкой прозы, а высказывания Бурдалу, Боссюэта, иных ораторов XVII в., - важнейшими образцами прозаического стиля французского классицизма. Высока роль проповедей в средневековой русской литературе, они подтверждают своеобразие жанров древнерусской литературы.

Образцами русских старинных домонгольских проповедей, которые дают полное представление о создании композиции и элементов художественного стиля, историки считают «Слова» митрополита Иллариона и Кирилла Турвоского. Они искусно пользовались византийскими источниками, на их базе создавали неплохие собственные произведения. В них в достаточном количестве используются антитезы, сравнения, олицетворения отвлеченных понятий, иносказание, риторические фрагменты, драматизм изложения, диалоги, частичные пейзажи.

Следующими примерами проповеди, оформленной в необычном стилистическом оформлении, профессионалы считают «Слова» Серапиона Владимирского, «Слова» Максима Грека. Расцвет практики и теории проповеднического искусства пришелся на XVIII в., в них шла речь о борьбе Украины с Польшей.

Слово

Анализируя основные жанры древнерусской литературы, отдельное внимание уделим слову. Оно представляет собой разновидность жанра древнерусского красноречия. В качестве примера его политической вариативности назовем «Слово о полку Игореве». Данное произведение у многих историков вызывает серьезные споры.

Исторический жанр древнерусской литературы, к которому можно отнести и «Слово о полку Игореве», поражает необычностью приемов и художественных средств.

В этом произведении нарушен хронологический традиционный вариант повествования. Автор сначала переносится в прошлое, потом упоминает о настоящем, использует лирические отступления, которые дают возможность вписывать различные эпизоды: плач Ярославны, сон Святослава.

"Слово" содержит разные элементы устного традиционного народного творчества, символов. В нем есть былины, сказки, налицо и политическая подоплека: русские князья в борьбе с общим врагом объединялись.

«Слово о полку Игореве» относится к числу книг, которые отражают ранний феодальный эпос. Оно находится в одном ряду с другими произведениями:

  • «Песнь о Нибелунгах»;
  • «Витязь в тигровой шкуре»;
  • «Давид Сасунский».

Эти произведения считаются одностадиальными, принадлежат к одной стадии фольклорно-литературного формирования.

В «Слове» объединены два фольклорных жанра: плач и слава. Через все произведение происходит оплакивание драматических событий, прославление князей.

Подобные приемы характерны и для других произведений Древней Руси. Например, «Слово о погибели Русской земли» является соединением плача умирающей земли русской со славой могущественного прошлого.

В качестве торжественной вариации древнерусского красноречия выступает «Слово о Законе и Благодати», автором которого является Митрополит Илларион. Это произведение появилось в начале XI века. Причиной написания стало окончание строительства в Киеве военных укреплений. В произведении заложена идея полной независимости Руси от Византийской империи.

Под «Законом» Илларион отмечает Ветхий Завет, отданный иудеям, не подходящий для русского народа. Бог дает Новый Завет, называемый «Благодатью». Илларион пишет о том, что как почитают в Византии императора Константина, также русский народ уважает князя Владимира Красное Солнышко, крестившего Русь.

Повесть

Рассмотрев основные жанры древнерусской литературы, уделим внимание и повестям. Это тексты эпического вида, повествующие о воинских подвигах, князьях, их деяниях. Примерами подобных произведений являются:

  • «Повесть о житии Александра Невского»;
  • «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем»;
  • «Повесть о битве на реке Калке».

Наиболее распространенным в древнерусской литературе стал жанр воинской повести. Были опубликованы различные списки произведений, относящихся к нему. Многие историки уделяли внимание анализу повестей: Д. С. Лихачев, А. С. Орлова, Н. А. Мещерский. Несмотря на то что традиционно жанр воинской повести считался светской словесностью Древней Руси, он неотъемлемо принадлежит кругу церковной литературы.

Многогранность тематики таких произведений объясняется объединением наследия языческого прошлого с новым христианским мировоззрением. Эти стихии порождают новое восприятие воинского подвига, совмещающего героическую и житейскую традиции. Среди источников, которые повлияли на формирование данного жанра в начале XI в., специалисты выделяют переводные сочинения: «Александрия», «Девгениево деяние».

Н. А. Мещерский, занимающийся глубоким исследованием данного литературного памятника, считал, что в максимальной степени «История» оказала влияние на формирование воинской повести Древней Руси. Свое мнение он подтверждает значительным количеством цитат, используемых в разных древнерусских литературных произведениях: «Житии Александра Невского», Киевской и Галицко-Волынской летописях.

Историки допускают, что при формировании этого жанра были использованы исландские саги и воинские былины.

Воин наделялся мужественной доблестью и святостью. Представление о нем аналогично описанию былинного богатыря. Изменилась суть воинского подвига, на первое место выходит желание смерти за великую веру.

Отдельную роль отводили княжескому служению. В смиренное самопожертвование переходит желание самореализации. Реализация этой категории осуществляется в связи словесных и ритуальных форм культуры.

Летопись

Она представляет собой некое повествование об исторических событиях. Летопись считается одним из первых жанров древнерусской литературы. В Древней Руси она играла особую роль, поскольку не просто сообщала о каком-то историческом событии, но и являлась юридическим и политическим документом, была подтверждением того, как вести себя в определенных ситуациях. Самой древней летописью принято считать «Повесть временных лет», дошедшую до нас в Ипатьевской летописи XVI века. Она рассказывает о происхождении киевских князей, о появлении древнерусского государства.

Летописи считают «объединяющими жанрами», которые подчиняют себе следующие компоненты: воинскую, историческую повесть, житие святого, похвальные слова, поучения.

Хронограф

Это тексты, которые содержат подробное описание времени XV-XVI вв. Одним из первых таких произведений историки считают «Хронограф по великому изложению». Это произведение не дошло в полном объеме до нашего времени, поэтому информация о нем достаточно противоречивая.

Помимо тех жанров древнерусской литературы, которые перечислены в статье, существовало еще множество иных направлений, каждое из которых обладало своими отличительными характеристиками. Многообразие жанров является прямым подтверждением многогранности и неповторимости литературных произведений, создаваемых в Древней Руси.

132.78kb.

  • Житие Феодосия Печерского. Тема Паломническая литература , 616.19kb.
  • Предпосылки возникновения древнерусской литературы, ее периодизация, жанровая система. , 195.8kb.
  • Вопросы к экзамену по курсу «русская литература XVIII в.» , 69.41kb.
  • Список литературы для чтения летом. 6 Класс. Из древнерусской литературы , 22.38kb.
  • Программа к государственному экзамену по литературе , 543.12kb.
  • 1. Возникновение Древнерусской литературы , 730.2kb.
  • Вопросы к государственному экзамену по фольклору и истории русской литературы , 49.18kb.
  • Задачи: 1 Познакомится с теоретическим обоснованием жанров и стилей древнерусской , 411.57kb.
    1. Условия возникновения и особенности изучения древнерусской литературы.

    Условия возникновения древнерусской литературы.

    Был период, когда литературы не было. Существовало устное народное творчество.

    Условия для создания литературы:

    • Существование государства (складывается в IX веке). В 862 году племена для прекращения войн решили призвать иноземных правителей. Было призвано 3 брата. Звали их Синеус, Трувор и Рюрик. Было доказано, что существовал только один Рюрик. Он создал свою династию в Новгороде. После его смерти трон занял Олег. Варяги заявили свое право на власть, но доказательств было мало, т.к. осталось мало устных преданий. Требовались письменные предания.
    • Принятие христианства (первой его приняла жена Игоря Ольга). В 988 году Владимир принял христианство государственной религией. Нужны были церковные книги. Христианство предполагало перестать верить в язычество. После принятия христианства началась канонизация к лику святых.
    • Письменность (древний русский язык вариант болгарского). Олег, Ольга, Святослав умели писать, но не теперешним русским (не кириллицей).
    Периодизация древнерусской литературы:
    1. Конец X – начало XII века. Литература Киевской Руси, летопись (Киев и Новгород).
    2. Конец XII – первая треть XIII века. Единая Русь раскалывается на княжества. Уничтожается единая летопись, в отдельных княжествах создаются свои летописи.
    3. Вторая треть XIII – конец XIV века. 1240 – 1380 гг. – Татаро-монгольское иго (почти нет литературы – «Слово о погибели Русской земли». Автор плачет о погибели Руси).
    4. Конец XIV – первая половина XV века. Объединение земель вокруг Москвы. Снова возникает одна общая летопись («Задонщина»; «О борьбе с татарами» - одни из немногих летописей).
    5. Вторая половина XV – середина XVI века. Централизованное государство (в летописях прославляют правителей). Появляется публицистика.
    6. Середина XVI – конец XVII века. Переходный этап от древнерусской литературы к новорусской, меняется система жанров, начинают задумываться о взаимоотношении и власти.

    Особенности изучения древнерусской литературы.

    • Рукопись (1564 – «Апостол» - церковная книга. Первая печатная книга. Первопечатник – Иван Федоров). Обычно книги переписывались. Тот, кто переписывал книгу, считал себя соавтором. Он имел право переписывать текст так, как ему это нравилось. «Задонщина» - переписанное «Слово о полку Игореве». Большинство текстов образовались при переписывании совсем других текстов.
    • Анонимность (писатели не подписывали свои произведения. Авторами являлись образованные монахи). Монахи рассматривали свои книги, как служение Богу.
    Не возможна датировка произведений (под произведениями дат не ставили и поэтому люди не могут определить дату написания книги).
    1. Жанры древнерусской литературы.

    Жанры – группы произведений, одинаковых по форме и близких по содержанию.

    Были привезены из разных стран церковные книги, но вместе с ними на Русь попали и другие произведения. По переводу этих произведений стали писаться оригинальные русские книги (жития святых «житие Бориса и Глеба»). Существовал жанр апокриф, противоположный житию. Это рассказы о святых, но святые представлены там как живые люди, которые тоже могут совершать грехи. Писали апокрифы и об Иисусе Христе. «Хождение Богородицы по мукам» - Богородица добрая, а Христос – злой. Богородица просит простить грешников, но Христос отказывается. Люди начинают сомневаться, что в Библии написана правда. Хождение (Хожение). Люди редко путешествовали. В основном путешествовали только купцы. Их поражала жизнь иностранцев. Этот жанр заметил о других землях («Хождение за три моря» - Афанасий Никитин книга написана об его путешествиях). Летопись . Возник из жанра хроника (хронограф). В хрониках писалось с сотворения мира. Писалось о разных странах (возникло в Византии). Поначалу русские монахи их переводили, но потом они начали их дополнять. В летописи записывались устные предания. Все летописи начинаются тоже от сотворения мира и византийских хроник. Сейчас публикуют летописи от создания Руси. В XVII веке на стыке древней и новой литературы начнется жанровый прорыв, когда появятся новые жанры. Там и будет конец древней Руси.

    1. Источники, редакции и основные идеи «Повести временных лет».

    Источники и редакции «Повести временных лет».

    Источники – те документы, из которых брали информацию (своды – «сказание о принятии Русью христианства». 1039 – Ярослав Мудрый. Принятие Русью христианства).

    Редакция – вариант текста, возникший путем переписывания.

    1050 – «Новгородская летопись». Так же принятие христианства.

    1095 – «Второй Киево-Печерский свод» («Начальный свод») был составлен на основе двух предыдущих.

    1113 – ПВЛ (автор – монах Нестор). Первая редакция ПВЛ: текст этой летописи утерян. Составление летописи – задача политической летописи. Задача: прославить княжащего в это время князя. Когда писалась первая ПВЛ княжил Святополк. Летопись еще не закончили, а Святополк умер и на трон вступил Мономах. Летопись пришлось переписывать, потому что Владимир отобрал ее у Нестора. Киево-Печерский монастырь перестал быть главным. Выдубицкий монастырь занял его место. 3 года переписывали ПВЛ, и в 1116 году появилась вторая редакция. Ее составителем был Сильвестор. Эта редакция летописи дошла до нас. Третья редакция ПВЛ: 1118 год – на престол вступает сын Мономаха Мстислав. Он забрал из монастыря летопись и вернул ее в Киево-Печерский монастырь. Она не сильно отличалась от второй редакции. Мстислав велел включить «Поучение чадам» своего отца. Она тоже дошла до наших времен.

    Основные идеи ПВЛ.

    Можно выделить две главные идеи:

    1. Идея единства русской земли (раздробленность).
    Все придания начинаются от призвания варяг. В сюжетах прославляют князей. В «Поучениях чадам» есть письмо Олегу.
    1. Независимость русской церкви. Много сюжетов о походах на Царьград.
    1. История опубликования, проблемы подлинности и авторства «Слова о полку Игореве».

    История публикации.

    В 90-х годах XVIII века в городе Ярославле в Спасо-Приображенском монастыре А.И. Мусин – Пушкин нашел летопись «Слово о полку Игореве». В печати начались упоминания о находке, но эта летопись была не настоящая. На престоле тогда была Екатерина II. В 1796 году она попросила снять копию с летописи. Копия получила название «Екатерининский список». В 1800 году впервые была опубликована летопись. В 1812 году была война с Наполеоном, и Москва сгорела => летопись тоже. Когда же война закончилась, то стали высказывать сомнения о «Слове о полку Игореве». До нас дошло только несколько экземпляров.

    Причины споров:

    1. Слово написано очень ярким языком. Летопись – это сухое перечисление фактов, а здесь есть художественное осмысление текста.
    2. В летописи много непонятных мест. Специалисты не могут прочесть некоторые места. А может это произведение писали не русские? В XIX веке была найдена «Задонщина». Она целыми страницами повторяет «Слово о полку Игореве». Общество настаивало, что Мусин – Пушкин сам написал «Слово о полку Игореве». Называли и Жуковского, и Карамзина. Мы не можем точно сказать, является этот текст древним или это подделка XVIII века. Единственный способ – это найти оригинал, но мы все – таки считаем его древним.
    1. Сатирическое творчество Антиоха Кантемира.

    В XVIII веке возникает неофициальная литература. Первым был Антиох Дмитриевич Кантемир. Он был грек. Его отец являлся правителем Молдавии. Он считал, что Молдавия должна быть свободна. Заключил договор с Петром. 1711 год - Петр проигрывает сражение за освобождение Молдавии и награждает Дмитрия. Сын Дмитрия получил очень хорошее домашнее образование. Антиох был знаком с Феофаном Прокоповичем - четвертым придворным поэтом. После смерти Петра в 1729 году он написал «На хулящих учение. К уму своему». Эта сатира не была опубликована. Его приближенных называли «ученой дружиной». Кантемир и Прокопович были за Анну и против дворян. Феофан Прокопович хотел вновь стать придворным поэтом, но Анна обманула их ожидания. Она решила проучить Кантемира. 1735 год – он посол в Англии и Франции. В 1744 году он скончался. Вышло одно издание его сатир в Париже на французском языке, а в 1784 году – в России на русском. Всего он написал восемь сатир. Они делятся на две группы: российские и заграничные.

    1. Творчество М.В. Ломоносова (реформы русской поэзии, стилистическое учение, одическое творчество).

    (1711 – 1765) Он был крестьянином, но не крепостным. Отец у него был богатый. Был рыбаком. Владел собственным судном. Родился в деревне Денисовка, находящейся на реке Северная Двина. 200 км от деревни находился город Архангельск. Отец Ломоносова был не грамотен, как и мать. Она умерла, когда сыну было пять лет. С детства Ломоносов помогал отцу. Был матросом на китобойном судне. Вдруг ему захотелось учиться. Он быстро научился читать у дьяка в местной церкви, потом перечитал все церковные книги, а потом решил сбежать в Москву. В 1730 году, когда ему было 19 лет, он сбежал. Тогда был декабрь. По дороге его подобрали рыбаки. Они довезли его до Москвы, но там было всего одно учебное заведение, куда не брали крестьян. Ломоносову пришлось подделывать документы, для того, чтобы его приняли. Через год обман раскрылся, но его не выгнали. Отец, узнав, что его сын сбежал в Москву, не стал давать ему деньги на обучение. Жилось Ломоносову трудно. Его одноклассниками были маленькие дети, которые были намного младше его. Он учился пять лет. Был лучшим учеником. В 1735 году его отправили учиться в Петербург. В 1736 году он поехал учиться в Германию, в Марбург. Был химиком, занимался горным делом. Являлся человеком не уживчивым. Поругавшись со своим учителем, он ушел. Два года пытался вернуться на родину. В Германии женился. У него родилось двое детей. В 1741 году он вернулся в Петербург и поступил на службу. В 1745 году стал академиком-химиком. В этом же году Тредиаковский стал академиком элоквенции. Ломоносов стал придворным поэтом Елизаветы. Подружился с Шуваловым. Вместе с ним в 1755 году он основывает Московский университет. Он был не только мастером во всех делах, но и художником. Ему было проще учиться, чем нам в наше время. Когда он учился, то задумался о реформе стихосложений. Уезжая в Германию, он взял с собой трактат Тредиаковского. Ломоносов много с чем не соглашался. Например, с ограничениями. Он написал еще один трактат «Письмо о правилах российского стихотворства» - 1739 год. Это действительно было письмо, которое он послал в Россию, но оно не было опубликовано. Оно было напечатано только в 1742 году.

    Трехсложные размеры:

    Дактиль.

    Анапест.

    Амфибрахий.

    Силлабо-тоническая система; рифма равноправна; ямб – лучший размер.

    К письму Ломоносова было приложение со стихом, которое было написано 4-х стопным ямбом.

    «Ода на взятие Хотина» (написана в Германии, посвящена Турции). После этой оды перешли с силлабической на силлабо-тоническую систему.

    Одическое творчество Ломоносова:

    Ломоносов писал оды, которые делились на торжественные и духовные (главное чувство – восторг). «Ода на взятие Хотина» - он не был свидетелем боя, не знал, что на самом деле произошло. О событиях узнал из немецкой газеты. Поэтический беспорядок, мифологическая география, дело происходит на Олимпе, действующие лица в основном боги. Он писал в основном от лица всего народа. Все его оды символичны.

    Обращается к монарху, который лишен личных черт (является символом России). В своих одах Ломоносов критиковал лишь умерших монархов.

    Теория трех штилей.


    I

    Учение о типах речений.

    Церковно-славянские

    Общеупотребительные

    Разговорные


    II

    Учение штилей

    Средний

    Низкий


    III

    Учение о жанрах

    Высокие (духовная, торжественная оды; героическая поэма; трагедия)

    Средние (другие лирические стихотворения;

    Низкие – относятся все комические произведения (басня, сатира, комедия, эпиграмма)


    -устаревшие – «подлые» - ругательства и диалекты

    Была предложена в статье «предисловие

    О пользе книг

    Церковных в российском языке»

    1757 год.

    1. Поэтическое новаторство Державина.

    Г.Р. Державин родился в Казани. Он был из бедного дворянского татарского рода. Его предок был мурза Багрим. У них было небольшое поместье под Казанью с десятью крепостными. Когда Державину было пять лет, у него умер отец, и матери пришлось продать поместье. Он не имел образования. Мать нанимала ему учителей, но они были плохими преподавателями. Они с трудом научили его читать. Три года он проучился в Казанской гимназии, но потом ее бросил. В 1762 году он поступил солдатом в гвардию на службу, где 10 лет служил солдатом, так как для повышения надо было сдать экзамен, но он его сдать не мог. У Державина был сложный характер. Наконец он получил офицерский чин, где прослужил шесть лет, затем он стал секретарем в Сенате. До 35 лет он даже не думал становиться поэтом. В 1770-х годах, когда он служил в Сенате, он встретился с петербургским литератором Н.А. Львовым. Он был дилетантом. Львов еще был художником, архитектором и т.д. Он был человеком вдохновения. Любил воспитывать таланты. Когда с ним познакомился Державин, то Львов решил сделать из него поэта. В 1779 году Державин опубликовал три своих стихотворения: «Ключ», «На рождение парфирародного отрока» и «На смерть князя Мещерского». В 1782 году он написал оду «Фелица». Эта ода была посвящена Екатерине. В 1782 году ее опубликовали, и Екатерина видела эту оду. Державина назначили губернатором в Олонце, а затем в Тамбове. Каждое губернаторство заканчивалось крахом, т.к. он ссорился с начальством. В 1785 году его передали суду, но его оправдали и отправили в отставку. Державин написал еще несколько од Екатерине. Она решила покровительствовать ему. В 1791 году он стал секретарем и придворным поэтом, но он не годился на эту должность. Он считал, что беды в России происходят от того, что Екатерина о них не знает. Державин при докладах позволял себе ругаться. Екатерине надоело поведение Державина. Тот перестал ее прославлять, т.к. у него перестало это получаться. В 1793 году он был снят с должности секретаря, но после отставки он остался на высшей должности. Его последней должностью был министр юстиции. Тогда уже правил Александр I. В 1803 году он отправил Державина в отставку, но тот был награжден и поэтому стал богат. Он стал классиком. Он участвовал в торжественных мероприятиях. В 1815 году он присутствует в Царскосельском лицее, где он встречается с Пушкиным. Умирает в 1816 году.

    Поэзия Державина.

    Он разрушил Ломоносовскую оду. Державин сделал это не специально.

    1. Есть общие идеи между Ломоносовым и Державиным. Державин писал торжественные оды. Ломоносов считал, что человек должен быть всегда гражданином, а Державин считал, что человек должен быть гражданином только на службе. В остальное время он мог делать что угодно.
    2. У Державина в стихах было много бытовой конкретики. У него монарх был не только символом, он был и просто человеком. 1800 год – «Снегирь» - посвящается Суворову. Она называлась так, потому что у Державина был снегирь (по его словам). Державин дружил с Суворовым. Державин научил «снегиря» петь военную песню. Когда он, вернувшись с похорон, увидел снегиря, то тот пел марш. Это было несправедливо, т.к. Суворов уже умер. В «Снегире» Державин писал, что Суворов был человек со странностями. Он ездил на старой лошади, ел сухари и спал на соломе даже вне похода.
    3. Державин сломал теорию трех штилей. Например, ода «Вельможа».
    4. Он внес изменения в образ автора. Автор стал конкретным лицом.

    «Фелица» - 1782 год.

    Фелица – за год до публикации этой оды Екатерина написала сказку «О царевиче Хлоре». Хлор искал розу без шипов. Там была героиня Фелица (лат. Счастливая). Был отрицательный персонаж – Лентяг. Хлор нашел розу без шипов.

    1. Фелица взята из этой сказки. Фелица – Екатерина. Державин описывает ее конкретные черты. Она любила гулять пешком. Мурза – сатирический образ (высмеиваются придворные). Например, высмеивает Потемкина. Ода написана от лица Мурзы, т.к. он был предок Державина. Он хочет стать хорошим, поэтому идет к Екатерине.
    8) Основные этапы развития русской журналистики XVIII века.
    1. Появилась первая русская газета – «Ведомость». Основал ее Петр I. 15 декабря 1702 года вышел указ о выходе газеты. 2 января 1703 года вышел первый номер. Он учитывал опыт своего отца Алексея. Куранты – рукописные книги (выдержки из иностранных газет). Они рассказывали о жизни на западе. Писались для царя. Петр I хотел сделать эту газету общедоступной. Он хотел сделать читателей союзниками в деле реформ. В этой газете не было больших статей. В основном там были краткие заметки. Писались они на маленьких листочках. В газете было написано об открытии новых школ, о повышении рождаемости, о том, что нашли полезные ископаемые, о том, что индийский царь подарил царю подарок, русские бьют шведов и т.п. Петр сам писал и редактировал газету. Стоила она одну копейку, но чаще ее раздавали просто бесплатно. Тираж был около 100 экземпляров, но ее не разбирали, т.к. почти все люди были безграмотными.
    2. Появление первого российского журнала – «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие». Издавался при академии наук. Редактором являлся Г.Ф. Миллер – автор «Норманнской теории». В этом журнале печатались самые лучшие писатели 50-х годов. Журнал делился на несколько разделов. Там писалось практически обо всем, и Миллер старался его сделать не политическим. Власть не влияла на журнал. Там велась полемика.
    Выпуск первого частного журнала – «Трудолюбивая пчела». Этот журнал издавал Сумароков только один 1759 год. Этот журнал ввел в русскую журналистику новую форму. Это был «моножурнал». Его писал сам Сумароков. Это был политический журнал. Там Сумароков критиковал придворных, которые занимались только личным обогащением.
    1. Золотой век. Он длился 1769 год. Была сатирическая журналистика. Начало ей дала Екатерина II. Она выписывала много иностранных журналов, где писали, что в Англии и других странах были сатирические журналы. Екатерина хотела сделать так же и в России. Она хотела поставить очень жесткие рамки и объяснить, о чем можно писать, а о чем нельзя. 2 января 1769 года – «Всякая всячина». На обложке стояло имя одного из секретарей Екатерины. В первом номере была помещена статья о том, чтобы все литераторы следовали ее примеру и издавали сатирические журналы. Этот журнал являлся «бабушкой русских журналов». Появилось их 7, но они были сомнительного качества. Но один журнал составлял конкуренцию – «Трутень». Издавал его Н.И. Новиков. Этот журнал вел спор с Екатерининским о сатире. Екатерина II объясняла, что есть сатира, и призывала осмеивать не конкретных людей, власть и «хранить человеколюбие» («Улыбательная сатира»). Она подавала свои примеры. Новиков же предлагал сатиру социальную: направленную на конкретных людей. Целый год они соперничали. И 6 журналов присоединились к этому спору. В «Трутне» был поставлен крестьянский вопрос. Новиков писал, что они несчастны. Сатирическая журналистика начала выходить за рамки. Журнал закрыли вместе с другими сатирическими журналами.
    2. 90-е годы – начало XIX века. Это время связано с Н.М. Карамзиным. Он издавал два журнала. 1791 – 1793 – «Московский журнал». Идея культурного сближения России с Европой. Было много переводов к западной культуре. Он был сентименталистом. Карамзин много писал в этот журнал, как и другие литераторы. Журнал был очень популярен.
    1802 год – «Вестник Европы». Карамзин рано ушел из него, но тот был закрыт лишь в 1918 году. Журнал существовал 116 лет! Там сложилась система постоянных рубрик.
    1. Классицизм как литературное направление.

    Русская драматургия 18 века связана с таким литературным направлением, как классицизм.

    1. Классицизм сложился во Франции еще в 16 – 17 веках, им пользовались многие страны. 18 век – угасание, но при этом он только появляется в России. 16 – 17 в. в Европе время абсолютизма. Монархия. Человек в государстве не имел никакого значения. Он – слуга государства. Слуга правителя.
    2. В основе классицизма лежало учение «Рационализм» (Картезианство). Ratio (лат.) – разум. Основателем был французский философ Рене Декарт – Картезий (лат.). Таким образом он пытался доказать существование Бога. Доказательство – человеческий разум. Все человеческое общество устроено разумно (рационалистически). Классицисты считали так же. От этого происходит конфликт между страстью и разумом (чувством и долгом). Положительные герои подчинялись долгу. Отрицательные – эмоциям. Классицизм был подражательным (даже название – «Классика» - античная литература). Классицисты заимствовали построение произведений из античной литературы. Аристотель написал книгу «Поэтика» (совокупность правил по написанию произведений). Он сформулировал правила литературы. Классицисты на нее и ориентировались.
    1. Правило трех единств. Это единства места, времени, действия. В античности не было возможности для смены декорации. Действие не могло длиться больше суток. Не было разницы между сценическим и обычным временем. В пьесе должен был быть один сюжет.
    2. Была заимствована схема построения пьесы. Было пять частей. 1 – экспозиция; 2 – завязка конфликта; 3 – развитие действия; 4 – кульминация; 5 – развязка (еще часть неопределенной развязки входила в пятую – deux ex mahina – Бог из машины. В финале вмешивались высшие силы (государство)).
    В русскую литературу классицизм вошел в XVIII веке, когда в других странах он увядал.

    Классицизм – 1747 год. А.П. Сумароков написал два трактата:

    «Эпистола о стихотворстве»

    «Эпистола о русском языке»

    Он был поэтом и журналистом – «певец дворянства». Он считал, что дворянские роды самые главные.

    «Сатира о благородстве».

    Он был противником Ломоносова. Сумароков считал, что надо писать ясно и просто. Являлся классиком средних жанров. Классицист – драматург. Его называли российским Расином.

    Первая его пьеса была написана в 1747 году – «Хорев» (имена взяты из ПВЛ). Первая пьеса классицизма. Главный герой Кий и его брат Хорев. Есть девушка Оснельда. Она дочь правителя, которого убил Кий. Хорев влюблен в Оснельду, а Кий в этом видит измену брата и приказывает ее убить. Из-за этого Хорев кончает жизнь самоубийством, а Кий после этого очень сильно мучается.

    Один канон отсутствует (единство времени). Она была поставлена на сцене школьного театра при Кадетском корпусе. Постановка была очень хорошая.