Северные предания: Беломорско-Обнежский район / изд. под-готов. Н. А. Криничная. – Л.: Наука, 1978. – 254 с.

Семенов-Тян-Шанский, П. Россия. Полное географическое описание. Т. V. Урал и Приуралье. – СПб., 1914. С. 153, 170–182, 383, 413–414.

Сказ про уральские сокровища / зап. И. Зайцевым // Южный Урал. – 1955. – № 12. – С. 96–98.

Сказки и несказочная проза: сборник / РАН. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького / под ред. В. М. Гацака; сост., подгот. текстов Н. М. Ведерниковой, Е. А. Самоделовой. – М.: Наследие,1998. – 365 с.

Сказки Шадринского края / сост. В. Н. Бекетова, В. П. Тимофеев. – Шадринск: Исеть, 2001. – 86 с.

Сказки: В 3 кн. / сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ю. Г. Круглова. – М.: Сов. Россия, 1988–1989. Кн. 1: Сказки о животных. – 1988. – 544 с.; Кн. 2. Волшебные сазки. – 1989. – 576 с.; Кн. 3: Социально-бытовые сказки. – 1989. – 624 с.

Сказки-складки / собр. и сост. В. П. Тимофееев. – Челябинск: Изд-во Челяб. ун-та, 1996. – 160 с.

Сказы, песни, частушки / под ред. Е. М. Блиновой. – Челябинск: ОГИЗ, 1937. – 282 с.

Славянский фольклор: Тексты / сост. Н. И. Кравцов, А. В. Кулагина. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 256 с.

Сто сказок Южного Зауралья: учеб. пособие / сост., науч. ст. и коммент. В. П. Федорова, Е. В. Рычкова. – Курган: Изд-во Курганск. гос. ун-та, 2005. – 139 с.

Тайные сказы рабочих Урала / сост. Е. М. Блинова. – М.: Сов. писатель, 1941. – 171 с.

Турбин, Г. А. Южноуральские говоры: учеб. пособие. – Челябинск: Челяб. гос. пед. ин-т, 1982. – 96 с.

Тысяча лет русской истории в преданиях, легендах, песнях / сост. вступ. ст., коммент. С. Н. Азбелева. – М.: Русская книга, 1999. – 464 с.

У кота Баюна: Детский фольклор Зауралья / сост. В. П. Федорова. – Челябинск: Юж. – Урал. кн. Изд-во, 1992. – 288 с.

Урал в его живом слове. Дореволюционный фольклор / собр. и сост. В. П. Бирюков. – Свердловск: Свердлов. кн. изд-во, 1953. – 290 с.

Урал Советский. Народные рассказы и устное поэтическое творчество / собр. и сост. В. П. Бирюков. – Курган, 1958. – 178 с.

Уральские предания (о Петре I, Наполеоне и с. Разине) / зап. Е. М. Блинова и В. П. Бирюков // Челяб. рабочий. – 1939. – 15 сент. – С. 4.

Уральские сказки / [под общ. ред. О. В. Вострикова]. – Екатеринбург: Свердл. обл. Дом фольклора, 2002. – 347 с.

Уральский фольклор / под ред. М. Г. Китайника. – Свердловск: Свердл. обл. гос. изд-во, 1949. – 234 с.

Устные рассказы уральских рабочих / ред. и вступ. ст. М. Г. Китайника. – Свердловск: ОГИЗ, 1953. – 96 с.

Ученые записки [Рязанского гос. пед. ин-та]. Т. 38. Устное народное творчество Рязанской области / вступ. ст., подг. текстов и примеч. В. К. Соколовой, В. П. Гришина. – М.: Просвещение, 1965. – 117 с.

Фольклор и литература Зауралья: Из истории зауральской фольклористики: хрестоматия / сост. В. П. Федорова и Е. Н. Колесниченко. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. – 211 с.

Фольклор на родине Мамина-Сибиряка (В уральском горнозаводском поселке Висим) / сост. В. П. Кругляшова. – Свердловск: ОГИЗ, 1967. – 302 с.

Фольклор Новгородской области: история и современность / сост. О. С. Бердяева. – М.: Стратегия, 2005. – 352 с.

Фольклорные сокровища Московской земли. Т. 3. Сказки и несказочная проза. – М.: Наследие, 1998. – 368 с.

Фольклор Урала. Вып. 1. Исторические сказы и песни / зап. и сост. В. П. Бирюков. – Челябинск, 1949. – 95 с.

Фольклор Чкаловской области / под ред. Е. Е. Ефремова. – Чкаловск: Чкаловск. Изд-во, 1940. – 420 с.

Христианские легенды Западной Европы / сост. А. С. Джанумов. – М.: Совпадение, 2005. – 192 с.

Цветкова, А. Д. Русская устная мифологическая проза Центрально-Северного Казахстана. – Павлодар: ПГПИ, 2006. – 264 с.

Цибизов, Н. Р. Голубой городок: Легенды, предания, бывальщины старинных насельников реки Урала. – Челябинск: Юж. – Урал. кн. изд-во, 1989. – 142 с.

Черепанов, С. И. Озеро синих гагар: Уральские сказки и сказы. – Челябинск: Юж. – Урал. кн. изд-во, 1971. – 151 с.

Юматов, В. С. [Записки по археологии, истории края и народному творчеству его аборигенов] // Оренбургские губернские ведомости. – Уфа, 1848. – № 7. – С. 41–56.

Ястребов. Народные поверья, суеверья, знахарство, россказни и пр. в Троицком и Челябинском уездах // Оренбургские губернские ведомости. – 1851. – № 9. – С. 26–28.

Министерство культуры Свердловской области

Свердловский областной Дом фольклора

ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ

ПАСПОРТ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЕКАТЕРИНБУРГ


ББК??? – если у вас есть возможность – поставьте, нет – так нет

Фольклорно-этнографический паспорт Свердловской области / Редактор-составитель А.А. Бобрихин. – Екатеринбург: Форум-книга, 2008. – 84 с.

Настоящий сборник представляет собой ёмкое и сжатое изложение наиболее значительных явлений традиционной культуры уральцев и возможных «точек роста», важных очагов сохранения национального наследия. Самобытные традиционные культуры народов, населяющих Свердловскую область, придают всей культуре региона своеобразие и неповторимость. Их достойное и достоверное использование, являясь несомненной данью памяти предков, в то же время решает задачи воспитания подрастающих поколений и достойного представления Урала в ряду культур других территорий России.

В этом значении сборник адресован руководителям административных органов, ученым, руководителям и специалистам органов культуры, педагогам, туристическим операторам, педагогам.

© Бобрихин А.А., Ворончихина О.Б., Кучевасова С.Н., Сидорова Н.Г., Успенская Н.Н. 2008


ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий сборник составлен во исполнение важнейших решений и нормативных документов:

Поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 26 декабря 2006 года «О государственной поддержке традиционной народной культуры в Российской Федерации»;

Доклада Государственного совета Российской Федерации «О государственной поддержке традиционной народной культуры в Российской Федерации»;

Плана основных мероприятий по исполнению в Свердловской области Поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 26 декабря 2006 года «О государственной поддержке традиционной народной культуры в Российской Федерации»;



Международной Конвенции об охране нематериального культурного наследия, принятую Генеральной конференцией ЮНЕСКО в октябре 2003 г.

Для целей настоящей работы определяются следующие понятия, предложенные ЮНЕСКО:

«Нематериальное культурное наследие» означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважительному отношению к культурному разнообразию и творчеству человека.

«Нематериальное культурное наследие», проявляется, в частности, в следующих областях:

а) устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;

б) исполнительские искусства;

в) обычаи, обряды, празднества;

г) знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;

д) знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

«Охрана» означает принятие мер с целью обеспечения жизнеспособности нематериального культурного наследия, включая его идентификацию, документирование, исследование, сохранение, защиту, популяризацию, повышение его роли, его передачу, главным образом с помощью формального и неформального образования, а также возрождение различных аспектов такого наследия.

В 2001 году ЮНЕСКО утвердило первый список шедевров устного и нематериального наследия человечества, в который вошли 19 шедевров. На мировом фоне традиционная культура в нашем регионе выглядит достойно, а перспективы ее сохранения, при условии выполнения Поручений президента и реализации региональной программы, внушают оптимизм. В культурном отношении регион Среднего Урала является уникальной территорией, в которой традиционные культуры разных народов сосуществуют в течении столетий, претерпевшей разнообразные этнические, конфессиональные и цивилизационные воздействия. В результате сложилась неповторимая по своему культурному разнообразию среда, представляющая интерес для широкого круга специалистов-фольклористов, этнографов, историков, искусствоведов и практиков культуры.

Организационной составляющей программ по сохранению и развитию традиционной культуры уральцев является разработка и реализация комплекса нормативных, административных, научных и организационных мер, направленных на выявление, описание и обнародование традиций, представляющих такую непреходящую культурную ценность как нематериальное наследие народов Урала, подлежащее охране.

В связи с этим проект направлен на создание заповедных мест, включающих поселения, проживающее в них население и его культурное наследие. При этом очевидно, что традиции каждой территории должны быть представлены не в застывшем виде, а в динамичных и развивающихся формах при сохранении исторической достоверности. Эти своего рода заповедники традиционной культуры или этнопарки призваны достойно и достоверно представлять самобытность культурного наследия различных этнических и субконфессиональных групп региона Среднего Урала (около семи различных локальных традиций).

Созданию и приданию статуса «охраняемого нематериального наследия» предшествует выявление и определение научного, правового, культурно-просветительского и рекреационного статуса локальной традиции, а функционирование такой областной площадки непременно сопровождается постоянным мониторингом.

Именно этой цели и служит работа, проведенная Свердловским областным Домом фольклора, результаты которой представлены в настоящем сборнике.

Задачи проекта:

· реализация конституционного права граждан Свердловской области на доступ и пользование национальным достоянием – нематериальным наследием народов Урала;

· выполнение поручений Президента, Постановлений Правительства, рекомендаций и программ ЮНЕСКО о сохранении нематериального наследия;

· создание центров и комплексов охраны нематериального наследия;

· разработка комплексных и целевых образовательных программ подготовки кадров для выполнения работ по сохранению нематериального наследия;

· создание благоприятной атмосферы в обществе, способствующей признанию, выявлению и сохранению памятников нематериального наследия.

Паспортизация памятников нематериальной культуры Свердловской области состоит из следующих этапов и направлений:

1. Изучение международного опыта и методологии выявления и описания памятников нематериальной культуры.

2. Разработка методики и инструментария выявления и описания памятников нематериальной культуры.

3. Экспедиционные выезды и фиксация актуального состояния локальной традиции.

4. Сравнительный синхронический и диахронический анализ локальных традиций, рассмотрение перспектив придания статуса охраняемого наследия.

5. Разработка кадастра локальных традиций региона, публикация его в СМИ, Интернете, распространение по региону.

6. Определение круга тем и вопросов, доведение которых до руководителей, служащих и специалистов органов муниципальной власти и учреждений является непременным условием реализации программы сохранения нематериального наследия народов Урала.

Значимость проекта связана с уникальной этнокультурной ситуацией Среднего Урала и необходимостью защиты памятников нематериального наследия народов Урала. Самобытные традиционные культуры народов, населяющих Свердловскую область, придают всей культуре региона своеобразие и неповторимость. Их достойное и достоверное использование, являясь несомненной данью памяти предков, в то же время решает задачи воспитания подрастающих поколений и достойного представления Урала в ряду культур других территорий России.

На Среднем Урале выделяются несколько субтерриторий, на которых существует целостный или разнообразный культурный комплекс: обряды и обычаи; песенный, хореографический и инструментальный репертуары; художественно-ремесленные традиции; игры и состязания; бытовые обряды и народная кухня.

1. Юго-запад области – Артинский, Красноуфимский, Нижнесергинский, Шалинский районы Свердловской области (в основном территория бывшего Красноуфимского уезда Пермской губернии). Заселялась в XVIII–XIX вв. русскими крестьянами с берегов Волги и Оки, старообрядцами-«кержаками», ранее – башкирами, марийцами, татарами и удмуртами.

2. Территории компактного проживания татар: Артинский, Красноуфимский, Нижнесергинский районы Свердловской области. Несмотря на то, что тюркское население присутствовало на Урале до XVI века, современные уральские татары в основном являются потомками казанских татар, ушедших из-под Казани во время насильственного крещения татар.

3. Территории компактного проживания марийцев: Артинский, Ачитский, Красноуфимский, Нижнесергинский районы Свердловской области. Восточные (уральские) марийцы – потомки луговых марийцев, расселившихся на пустующих и башкирских землях после падения Казани в 1552 г. и крещения поволжских народов.

4. Центральные районы по линии Уральского хребта (в основном территория бывшего Екатеринбургского уезда Пермской губернии): Первоуральск, Невьянский, Пригородный и Верхнесалдинский районы. Территории с горнозаводским населением, значительную часть которых составляли старообрядцы: беспоповцы, «австрийцы» и других согласий (16 552 человека по переписи 1898 г.).

5. Алапаевский, Режевской, Байкаловский, Ирбитский районы Свердловской области (в основном территория бывшего Верхотурского уезда Пермской губернии) – сельскохозяйственные районы с преобладанием переселенцев XVII – начала XVIII вв. из северных поморских уездов (с берегов Двины, Мезени, Устюга) и Перми Великой. Встречаются места компактного проживания «самоходов» – потомков переселенцев из западных губерний России начала XX в.

6. Юго-восток Свердловской области (в основном территория бывшего Камышловского уезда Пермской губернии): Камышловский, Богдановичский, Каменский, Сухоложский районы. Территория с русским крестьянским населением, заселявшаяся с Русского Севера, Поволжья. Значительную долю составляли старообрядцы (5940 человек по переписи 1898 г.).

7. Восток Свердловской области (частично территория бывшей Тобольской губернии и Шадринского уезда Пермской губернии): Талицкий, Слободотуринский, Тугулымский районы. Территория с русским крестьянским населением, значительную долю составляли старообрядцы, так называемые «двоедане».

8. Северо-восток Свердловской области (территория бывшей Тобольской губернии): Таборинский, Тавдинский и Туринский районы. Территория проживания различных этнических групп, селившихся компактно: «вогулы» (аборигенное население), «чалдоны» (старожильческое население), «самоходы» (переселенцы ХХ в.). Выявлено существование в недавнем прошлом украинских и чувашских этнических сообществ. Активное переселение белорусов происходило в период с 1901 по 1913 годы и продолжалось до 1920-х годов. «Самоходы» – переселенцы из западных губерний Российской империи: Витебской, Виленской, Могилевской, Смоленской, почти нетронутым сохранившие архаический пласт календарно-обрядового фольклора тех мест.

9. Мест компактного проживания народов, проживавших на Среднем Урале до прихода русских, – коми-пермяков и манси – в Свердловской области не осталось за редким исключением. Записи по традиционной культуре коми-пермяцкого населения, принявшего христианство еще до раскола, производились в Коми-Пермяцком округе Пермской области.

Предпринятое исследование, результаты которого представлены в настоящем сборнике, по мнению составителей, не имеет аналогов в современной России. Это ёмкое и сжатое изложение наиболее значительных явлений традиционной культуры уральцев и возможных «точек роста», важных очагов сохранения национального наследия. В этом значении сборник адресован руководителям административных органов, ученым, руководителям и специалистам органов культуры, педагогам, туристическим операторам, педагогам.

В то же время, материалы, представленные в сборнике, давая полное видение этнокультурной карты Урала, не являются исчерпывающими. Это объясняется ограниченностью ресурсов Дома фольклора в прежние годы, а также тем, что территория региона, как экспедиционное «поле» было распределено между различными структурами, результаты работы которых, не вполне могло удовлетворить содержанию настоящего сборника.

1. Комплекс календарного фольклора и обрядов русского населения Урала.

2. Свадебный фольклорно-этнографический комплекс русского населения Урала.

3. Песенная традиция русского населения Урала.

4. Народные музыкально-инструментальные традиции русского населения Урала.

5. Духовные песнопения и знаменные распевы.

6. Игровая культура русского населения.

7. Религиозно-бытовые традиции и культура старообрядцев.

8. Комплекс народно-религиозных традиций Свердловских татар.

9. Традиции изготовления узорных тканей, вышивки, ношения и обрядового использования народного костюма свердловских татар и башкир.

10. Традиции изготовления музыкальных инструментов и исполнительства на народных инструментов свердловских татар и башкир.

11. Религиозно-бытовые традиции и культура манси.

12. Комплекс народно-религиозных традиций марийцев в их семейно-бытовом и общинном выражении.

13. Традиции изготовления узорных тканей, вышивки, ношения и обрядового использования народного костюма марийцев.

14. Фольклорно-этнографический комплекс календарных обрядов белорусских «самоходов».

15. Художественно-ремесленные традиции гончарного ремесла Невьянского района.

16. Художественно-ремесленные традиции кузнечного ремесла.

17. Уральская кистевая роспись бытовых предметов и интерьера.

18. Традиции ручного ковроткачества Талицкого района.


РУССКОЕ НАСЕЛЕНИЕ УРАЛА

1. ТЕРРИТОРИЯ. ЗАСЕЛЕНИЕ. НАСЕЛЕНИЕ

Активное заселение русскими территории Урала началось со второй половины XV в. Вторая волна миграции была связана с освоением недр и постройкой на Урале первых заводов. В XVIII в., для обеспечения горнозаводской промышленности рабочей силой, из Центральной России переселяли крепостных крестьян, мастеровых, направляли солдат, рекрутов, ссылали преступников и бродяг. Одними из первых заселялись территории горнозаводского Урала – нынешних Кушвинского, Нижнесергинского, Артинского, Красноуфимского и других районов.

Крестьянское население начиная с ХVI в. осваивало земли по течению реки Тура и ее притоков – Салды и Тагила; затем, к концу ХVI в. – верховья рек Чусовой, Пышмы, Ницы.Потоки переселенцев направлялись из Среднего Поволжья и ранее обжитых районов Прикамья на Урал и далее.

Процесс заселения Урала русскими завершился в начале ХVIII в. Следующий всплеск крестьянской колонизации пришелся на конец XIX в. Наиболее значительный приток населения произошел в 30–50-е годы ХХ в. (постройка новых заводов в годы Советской власти, появление спецпереселенцев, а также переброска части промышленных предприятий и насильственное переселение некоторых народов СССР в Уральский регион в годы Великой Отечественной войны).

Во второй половине XVI – начале XVII в. земли Среднего Урала вошли в состав России. Правительство, заинтересованное в быстром заселении и освоении Урала русскими, предоставило ряд льгот (ссуды, временное освобождение от налогов) крестьянским и посадским людям, поощряло инициативу Строгановых, производивших принудительное переселение посадских и служилых людей в новые города и неосвоенные районы. Ведущей формой стала стихийная крестьянская колонизация. Основную часть переселенцев составляли черносошные крестьяне Северного Поморья. Сохранение внешней опасности до конца XVI в. сдерживало переселение. Кроме русских, на Урале поселялись коми-зыряне, татары, мари, чуваши.

В XVII – начале XVIII в. колонизация Урала приняла массовый характер. Основной формой оставалась крестьянская стихийная колонизация. В течение 1579–1679 гг. население Урала выросло более чем в 15 раз, сельское население составило 87,8%. Продолжался приток из Поморья и Поволжья. К началу XVIII в. в Прикамье старожильцы преобладали, а поток переселения направлялся на восточный склон Урала. В ходе посадской колонизации население городов выросло почти в 9 раз. Происходили массовые миграции со Среднего Урала с суровым климатом и малоплодородными почвами на Южный (Иньвенско-Обвинское, Сылвенско-Иренское, Тулвинское поречья) и в лесостепное Зауралье. К концу XVII в. правительство сократило льготы, пытаясь прекратить переселение извне, стимулируя внутреннее расселение в пределах Урала. К началу XVIII в. основная часть Среднего Урала была заселена, были созданы предпосылки для дальнейшего экономического развития региона.

В XVIII в. продолжалось заселение и освоение Среднего Урала, ставшего основным горнозаводским центром России. Благодаря созданию военно-оборонительных линий началась массовая колонизация Южного Урала. Население увеличилось в 6 раз за счет притока государственных крестьян Поморья, крепостных из Поволжья и Центра России. К концу XVIII в. русские на Урале составляли более половины всего населения.

В первой половине XIX в. крестьянская и промышленная колонизация Южного Урала приняла массовый характер, шло и проникновение в северные районы в связи с разработкой золота и других ископаемых. Правительство предоставляло льготы и ссуды переселявшимся из малоземельных уездов России (Рязань, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел и др.). Переселение шло волнами (от 10 до 18–19 тысяч человек в год), на местах создавались крупные поселения (до 500 человек). В переселение включались беглые крепостные крестьяне. В 1831–1835 гг. стихийное переселение было запрещено, но крестьяне переселялись самовольно, без ссуд и льгот, прорываясь через заслоны царской администрации. К середине XIX в. население Южного Урала выросло до 2 миллионов человек.

К середине XIX в. массовая колонизация на Урале была завершена, кроме северных районов. Продолжалось внутреннее переселение, в том числе административным путем, на башкирские земли Южного Урала, в горнозаводские центры Северного Урала, на водоразделы Северного Урала в виде выселков из ранее основанных поселений. Население Урала за вторую половину XIX в. выросло в 1,5 раза, причем более значительно в Оренбургской и Уфимской губерниях., куда шло переселение из центра и с Украины. Плотность населения составила 14 человек на 1 кв. км. Основной массой (88%) являлись старожильцы. Русское население составило от 38% в Уфимской до 90% в Пермской губерниях. Городское население выросло вдвое. Процесс внутреннего переселения продолжался в период столыпинской реформы 1906 г.

Старожильческое и пришлое население Урала на 1926 г.

Округ Все население В том числе
Постоянное население В составе постоянного населения Неместные уроженцы
Местные уроженцы Неместные уроженцы (свыше 10 лет) Прожившие в округе до 5 лет Прожившие в округе 6–9 лет
Верхне-Камский 78,0 67,5 10,5 10,9 3,6
Златоустовский 80,6 71,9 8,8 14,9 2,2
Ирбитский 82,5 71,8 10,7 10,1 3,2
Ишимский 88,1 78,8 9,3 6,0 2,3
Коми-Пермяцкий 90,1 79,5 10,6 5,7 2,5
Кунгурский 89,4 81,2 8,2 6,0 1,8
Курганский 87,8 87,8 7,2 7,5 2,4
Пермский 81,0 67,5 13,6 10,4 2,8
Сарапульский 87,9 78,5 9,4 8,0 1,9
Свердловский 77,7 70,7 7,0 13,0 2,9
Тагильский 77,7 67,0 10,7 15,7 2,5
Тобольский 89,1 82,3 6,8 5,0 1,8
Троицкий 85,1 77,0 8,0 8,7 1,7
Тюменский 84,3 76,0 8,3 9,5 3,1
Челябинский 84,2 74,5 9,7 9,5 2,7
Шадринский 91,3 84,9 6,4 4,9 1,9
Уралобласть 84,6 75,6 9,0 9,0 2,4

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА

В начале 1720-х годов, к завершению русской колонизации, на Урале насчитывалось:

· русских – 76351 человек (74,84%);

· коми-пермяков – 7789 (7,64%);

· башкир – 10082 (9,89%);

· татар – 4870 (4,78%);

· марийцев – 1136 (1,13%);

· удмуртов – 930 (0,9%);

  • манси – 820 (0,82%).

Численность русского населения в %

ДРУГИЕ СЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ. БЕЛОРУСЫ И УКРАИНЦЫ

До революции 1917 г. восточные славяне на Урале были представлены почти исключительно русскими. Первые украинцы появились здесь в начале 1740-х гг.: 209 семей, пожелавшие переселиться в Оренбургский край на основе указа от 20.08.1739 г. Большая часть их впоследствии возвратилась на родину. Во второй половине XIX в. началось в небольших размерах переселение на Урал белорусов, которые на новых местах, как правило, консолидировались с русскими и украинцами. По переписи 1897 г., на Урале проживало 47 тыс. украинцев (0,4% всего населения). В 1930-е гг. сюда ссылались украинцы и белорусы из числа раскулаченных. Перепись 1989 г. зарегистрировала в регионе 442,8 тыс. украинцев (2,2% всего населения) и 114 тыс. белорусов (0,6%); общая численность восточных славян составляла 15 325,8 тыс. человек. На Северном Урале и в средней полосе, где широко распространились смешанные украинско-русские и белорусско-русские браки, происходило интенсивное обрусение выходцев из Украины и Белоруссии. В южных районах украинцы сохраняли основу своей традиционно-бытовой культуры. Дома строились часто без каркаса, преимущественно из глиносоломенной смеси; костюм включал женские сорочки с поликами и цельнокроеным рукавом, юбку в качестве повседневной одежды (реже – плахту и запаску), мужскую туникообразную рубаху с разрезом ворота посредине груди, свиту, кожух, сиряк и прочее. Но и здесь в конце XIX – начале XX вв. под влиянием русских в украинскую среду проникают женский сарафан, мужская рубаха «косоворотка», лапти, валенки; отмечались также культурные заимствования у башкир, татар, других народов.

2. МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ

Основу славянского населения составляют православные христиане, а также старообрядцы различных согласий. Небольшую часть составляют представители других конфессий – католики, баптисты и т.д. Традиционное народное мировоззрение крестьянского населения включает в себя как христианские, так и языческие элементы, что отражается в верованиях, обрядах и обычаях, языке, укладе повседневной жизни.

1. Календарные обряды. Народный календарь на Урале по структуре, срокам и основным совершаемым обрядовым действиям близок северорусскому и, отчасти, среднерусскому вариантам календарей. В традиционный крестьянский календарь входят праздники и дни постов, а также даты и периоды, связанные с трудовыми процессами. Числа начала и окончания земледельческих работ в различных районах региона колеблются в пределах двух-трех недель в зависимости от климатических условий. При этом на Урале имеются свои особенности как в деталях календарных обрядов, так и в сопровождающих их текстах.

Целостный календарь существует только как модель. В реальности каждый населенный пункт отличается своим набором отмечаемых дат, особенностями их проведения, своим фольклорным репертуаром и т.п. Повсеместно на Урале праздники годового календарного круга распределялись по разным селениям церковного прихода (престольные , съезжие праздники), по количеству престолов в местном храме или часовне с добавлением народных праздничных дат (в том числе языческих и так называемых обещанных праздников). Наибольшее количество отмечаемых дат на Урале приходится на первую половину года. В православном народном зимне-весеннем календаре наиболее широко отмечаются Рождество, Новый год/Васильев день, Крещение, Сороки, Средокрестие, Благовещенье, события Страстной недели (особенно Чистый четверг), Пасха и последующая Святая неделя, Радуница, Вознесение, Троица, Духов день, Троицкое заговенье, Девятая пятница, а также Егорьев день, царя Константина /Алены и Никола Вешний. Из нехристианских праздников – Масленица, Семик, а также такие природно-хозяйственные события, как первый выгон скота, сев, ледоход и т.д.

Лето и осень в основном насыщены сельскохозяйственными работами. Наиболее крупные народные праздники – Иванов день (Ивана Купала), Петров день, Ильин день, Спасы , Фрола и Лавра , Покров, Кузьминки . Из трудовых и сельскохозяйственных обрядов в календарь включаются начало летней страды, окончание жатвы (обжинки , зажинки , дожинки ), помочи летне-осеннего периода. Летний календарь включает в себя также совершаемые по необходимости крестные ходы и моления о дожде в периоды засухи.

2. Семейно-бытовые обряды наиболее полно представлены свадебным фольклорно-этнографическим комплексом, похоронно-поминальной обрядовостью, родино-крестинными обрядами и обычаями, а также обрядами, связанными с проводами рекрутов в армию. Отмечаются также устойчивые обряды и обычаи, связанные с хозяйственной деятельностью, земледелием и животноводством, – строительством дома, новосельем, покупкой скота и т.д.

3. ФОЛЬКЛОР

Русский музыкальный фольклор . Сформировался в конце XVI–XVIII в. в среде первопоселенцев – выходцев с Русского Севера, из среднерусских областей и Поволжья. В Прикамье и на Среднем Урале обнаруживает связи в основном с северорусскими, на Южном Урале и в Зауралье – с северорусскими, среднерусскими и казачьими традициями. Местная народно-музыкальная система включает в себя жанры песенного и инструментального фольклора. Ранний пласт образуют приуроченные жанры – обрядовые (календарные, семейно-бытовые) и необрядовые (хороводные, колыбельные, игровые). Среди календарных наиболее древними являются песни святочные, масленичные, троице-семицкие. Важную роль в местном календаре играют необрядовые жанры – хороводные, лирические, частушки, выступающие в значении сезонно приуроченных. Исполняются в основном детьми, неженатой молодежью, ряжеными (шуликунами). Музыку традиционной свадьбы составляют причитания и песни. Первые, сопровождавшие прощальные эпизоды ритуала, бытуют на Урале в сольном и ансамблевом исполнении. Две формы причети могут звучать одновременно. Свадебные песни разделяются на прощальные, величальные, корильные и комментирующие обрядовую ситуацию. Исполняются женскими ансамблями. Связанная с погребальным обрядом похоронная причеть соединяет в напеве пение, плач; нередко сопровождается «хлестанием» – припаданием к могиле, столу и т.п. Исполняются соло. Для обрядовых жанров характерны политекстовые напевы (исполняются с несколькими текстами).

К группе необрядовых приуроченных принадлежат хороводные песни. Наиболее типичны 4 хореографические разновидности хороводов: «паровые», «половые», «поцелуйные» (пары ходят по избе вдоль половиц или по кругу и в конце песни целуются); «стенка на стенку» (шеренги девушек и парней попеременно выступают вперед); «круги» (участники хоровода ходят кругом, либо приплясывают, двигаясь по кругу; иногда содержание песни разыгрывается); «шествия» (участники свободно идут по улице с пением «походячих», «походенских» песен). Паровые хороводы исполняются в избах на молодежных вечеринках. Остальные, называемые «луговыми», «еланными», водили весной и летом на лугах, нередко приурочивая их к календарным праздникам. Приуроченными являются также колыбельные и пестушки – сольные женские песни, обращенные к ребенку. Во время игр детьми исполняются детские игровые песни, небылицы, потешки.

Неприуроченные жанры имеют более позднее происхождение и нередко обнаруживают влияние городской песенной культуры. Один из них – лирические проголосные песни, к числу которых в местной традиции относятся любовные, рекрутские, исторические, тюремные. С проголосной песней связано народное выражение «качать мотив» – широко, с мелодическими изгибами распевать слова. В настоящее время проголосные исполняются женскими, реже – смешанными ансамблями. Плясовые песни бытуют на Урале с тремя типами плясок: круговыми, переплясами, кадрилями и их разновидностями (ланцеями и другими). Кадрили исполняются в сопровождении инструментальных наигрышей, под песни или частушки. Распространены кадрили «под язык». Хореография кадрилей основана на смене различных танцевальных фигур (5–6, реже 7), каждая из которых строится на одном ключевом движении. Плясовые песни исполняются соло и ансамблями (вокальными женскими и смешанными, вокально-инструментальными) в различной бытовой обстановке. Как неприуроченные, а иногда как вторично приуроченные к календарным праздникам, проводам в рекруты, свадьбе бытуют местные частушки («припевки», «наговорки», «повертушки»). В каждом населенном пункте распространены общерусские и местные частушечные мелодии, именуемые по названию села или деревни. Народные исполнители дифференцируют частушечные напевы на скорые («крутые», «частые», «короткие») и медленные («растяжные», «пологие», «длинные»). Часто исполняется соло, дуэтом либо группой певцов без сопровождения или под балалайку, гармонику, мандолину, скрипку, гитару, инструментальные ансамбли, «под язык». Среди уральских старообрядцев популярны духовные стихи. Особую область музыкального фольклора Урала составляет народная инструментальная музыка.

Русский фольклор на Урале – сложное культурное явление, сформированное в конце XVI–XVIII вв. в среде первопоселенцев – выходцев с Русского Севера, из среднерусских областей и Поволжья. В Прикамье и на Среднем Урале преобладают связи с северорусской, на Южном Урале и в Зауралье – с северорусской, среднерусской и казачьими традициями.

Жанровая система русского уральского фольклора близка общерусской. Из обрядовых жанров наиболее полно представлен календарный фольклор зимнего и весенне-летнего периодов: колядки и виноградья, поздравительные песни, пародийные жанры святочного и масленичного периодов, весенние заклички и календарные песни (троице-семицкие). Широко бытуют также музыкальные образцы различной приуроченности, основу которых составляют варианты канонических православных текстов (в основном тропари и кондаки). Особо следует отметить существование на Урале народной драмы, исполняемой в Святки. В отличие от Центра и Юга России в музыкальном календаре Урала отсутствуют некоторые жанры календарных песен весеннего, летнего и осеннего периодов – веснянки, пасхальные, жнивные песни и т.д. Семейно-бытовой обрядовый фольклор составляют свадебный и похоронно-поминальный фольклорные комплексы (свадебные и похоронные причитания, свадебные величальные и опевальные песни, лирические и плясовые песни, приуроченные частушки), а также лирические песни и частушки, приуроченные к проводам рекрутов. Особое место в жанровой системе уральского фольклора занимают духовные стихи. Их исполнение приурочено к дням постов, а также к похоронно-поминальным обрядам. Значительная часть записанных фольклорных образцов связана с магическими обрядами (заговоры). Совсем не представлен в музыкальном плане родинно-крестинный комплекс.

В составе необрядовых жанров выделяются преимущественно лирические (любовные, исторические, солдатские, тюремные, поздний романс и так далее), плясовые, хороводные и игровые песни; наигрыши на гармони, балалайке, народной скрипке, шумовых и ударных инструментах; частушки, игры, сказки и легенды, загадки, поэзия пестования и детский фольклор. Не зафиксированы на Урале такие наиболее архаические жанры русского фольклора, как былины (кроме записей двух былин из неопубликованных рукописей Стяжкина И.Я.), трудовые песни и т.д.

Типичная для Урала хореография представлена несколькими разновидностями хороводов, сольной и общей (обычно круговой) пляской, кадрилью и ее разновидностями (ланце).


Свердловская область

ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ

1. КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ

Календарные обряды и обычаи распространены повсеместно. Основной событийный корпус географически распределен в соответствии с системой престольных, съезжих праздников. Большинство календарных обрядов сопровождается устойчивым фольклорно-этнографическим комплексом, поэтому они включены в таблицу «Народный музыкальный календарь». Свадебная обрядность в составе свадебного фольклорно-этнографического комплекса включена в таблицу «Обрядовый музыкальный фольклор. Семейно-бытовой фольклор».

2. СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ

Владимир Бирюков

НАРОДНОЕ ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

После длительного затишья в издании произведений устно-поэтического творчества на Южном Урале совсем недавно появился в издании Челябинского книжного издательства новый сборник «Русские народные песни Южного Урала». Составлен он бывшим преподавателем Челябинского педагогического института, а теперь работником института русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР, В. Е. Гусевым. Редкий выход подобных книг объясняется двумя причинами. С одной стороны, недооценкой значения народного устно-поэтического творчества, а с другой, - и тем, что создание таких сборников - дело длительное и далеко не легкое. Отобрать ценное и по содержанию, и по поэтическим качествам сможет лишь опытный и всесторонне грамотный человек.

Собирательная работа сопряжена с необходимостью странствования в самых разнообразных условиях.

Немало трудностей преодолели экспедиции студенческих групп Челябинского педагогического института, собиравшие материал по различным районам Челябинской области и Башкирии. Где только не побывали собиратели: Белорецк, Брединский, Полтавский, Октябрьский, Миньярский, Багарякский районы, Копейск и т. д. Челябинские студенты-собиратели ездили не одни, а в сопровождении и под непосредственным руководством самого составителя книги. От этого-то и зависело ее высокое качество, делающее книгу В. Е. Гусева образцом для многих других авторов этого рода трудов.

Обратимся теперь к содержанию самой книги.

В статье «От составителя» рассказывается, что сборник составлен из записей, производившихся в течение 1947-1955 годов, преимущественно во время летних каникул. Из собранного в очень большом количестве взято лишь немногое, а остальное пока остается на хранении в Челябинском областном краеведческом музее.

При подготовке песен к печати устранены местные особенности произношения, но сохранены местные слова, с объяснением их в особом словарике в конце книги. Сохранены также и все особенности исполнения: разрывы слов, междометия, стяжения, повторения и др., - чтобы не разрушалась ритмическая структура песни.

За предисловием следует статья «Песня на Южном Урале». Это непосредственные наблюдения над жизнью песни на Южном Урале, история заселения края, особенности условий труда и быта местных жителей до и после Октябрьской революции. Статья несомненно будет очень ценным пособием при чтении курса народного устно-поэтического творчества в уральских вузах, а также и для преподавателей институтов в средних общеобразовательных и специальных школах.

Песенно-текстовая часть книги разбита на три отдела: а) дореволюционные песни; б) советские песни; в) частушки.

Д о р е в о л ю ц и о н н ы е песни содержат такие разделы: исторические песни, лирические песни, свадебные песни, игровые и хороводные песни, плясовые и шуточные песни. Песни литературного происхождения.

Из исторических песен обращают на себя внимание три: «Ветер с поля, гуляй в море», «Салават наш был герой» и «Во уральском было славном городе». Все они посвящены народному движению под руководством Е. И. Пугачева. Известно, что песни пугачевского цикла крайне редки, и открытие каждой новой - это праздник для фольклорной науки. А в этой книге таких песен - целых три. «Урожайность» небывалая! И по сообщению автора книги, и по нашим наблюдениям, среди русского населения Южного Урала, особенно на западе, имя сподвижника Пугачева - Салавата Юлаева так же популярно, как и среди башкир. Больше того, русские старики нередко знают песни о Салавате не только на русском языке, но и на башкирском, как это пришлось наблюдать в селе Муратовке Миньярского района.

Из лирических песен наиболее интересны записанные от рабочих г. Белорецка. Здесь не только жалоба на тяжесть заводской работы:

Распроклятый наш завод

Перепортил весь народ:

Кому - палец, кому - два

Кому - по локоть рука.

Здесь и издевка над царским слугой - земским начальником:

К нам приехал ведь нахальник -

Земский, стало быть, начальник…

В другой песне слышится глубокая вера в лучшее будущее:

Погодите, все изменится,

Переменится житье.

Пусть рабочий не поленится

И возьмется за ружье.

С о в е т с к и е песни содержат разделы: песни гражданской войны, песни 20-30-х годов, песни Великой Отечественной войны и песни послевоенных лет.

Вероятно, лишь «теснотой» книги объясняется небольшое количество песен времен гражданской войны, песенный урожай был тогда необычайно велик. Немного песен и 20-30-х годов. А было бы интересно видеть их больше. Зато радует относительное обилие песен Великой Отечественной войны. Пока что вообще на Урале публикаций песен этого времени у нас еще немного.

Радуют песни послевоенного времени. Это лишний раз говорит о том, что устное песенное творчество советского народа не только не умерло, но и продолжает жить полнокровно и обильно.

Ч а с т у ш к и разбиты на такие разделы: дореволюционные частушки, советские частушки, шуточные и сатирические.

В справочном разделе даны толковый словарь старых редких и местных слов, указатель условных сокращений и карта Южного Урала.

Карта - очень ценное начинание! Надо, чтобы этому примеру последовали составители новых сборников устно-поэтического творчества.

Очень важно отметить, что песенные тексты снабжены ссылками на варианты, опубликованные в прежних сборниках других составителей. Обращение к этим источникам поможет читателю выяснить своеобразие песен, записанных на Южном Урале, и проследить изменения в народном песенном творчестве местного населения, происшедшие, примерно, на протяжении восьмидесяти лет.

В общем, книга В. Е. Гусева производит отличное впечатление. О небольших огрехах говорить не стоит.

Если еще говорить, так вот о чем.

Значительная часть представленного в книге материала относится к заводскому населению Южного Урала. В наше время все чаще и чаще раздается голос ученых и писателей о необходимости использования произведений устного творчества при исторических работах. Особенно горячо ратовал за это покойный П. П. Бажов. Он говорил, что по-настоящему-то история Урала еще не написана, говорил о том, что писать ее надо непременно, использовав произведения устно-поэтического творчества.

Появившееся в одном из майских номеров «Правды» обращение выдающихся ученых страны о необходимости возобновить поднятое А. М. Горьким изучение и публикацию истории фабрик и заводов СССР целиком перекликается с вопросом издания «живого слова» рабочих. Книга В. Е. Гусева поможет этому большому делу у нас, на Южном Урале.

Из книги Кромвель автора Павлова Татьяна Александровна

2. «Народное соглашение» Роскошный загородный дворец Гемптон-Корт, построенный еще во времена Генриха VIII, с подобающей пышностью принял своего хозяина. Забегали слуги, потянуло ароматным дымком жареной оленины, прибыли разодетые придворные. Каждый день толпа визитеров

Из книги Письма к русской нации автора Меньшиков Михаил Осипович

НАРОДНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ IВ воскресенье открывается в Петербурге первый съезд Всероссийского национального союза. Столица "всея России" должна встретить съезд сердечным "добро пожаловать", ибо из всех политических партий национальная совпадает, конечно, всего полнее с

Из книги А. Е. Ферсман автора Баландин Рудольф Константинович

НА УРАЛЕ В каждом камне написана его история, надо только суметь ее прочитать. А. Е. Ферсман Летом 1912 года Ферсман работал на Южном Урале в районе Златоуста, Миасса, Челябинска. Об этих краях, как принято у геологов, Ферсман заранее собрал множество сведений. Не только о

Из книги История Андрея Бабицкого автора Панфилов Олег Валентинович

Юрий Бирюков, заместитель Генерального прокурора РФ По всей видимости, как и в МВД, роль ответственного по «делу Бабицкого» исполнял Иван Голубев, в Генеральной прокуратуре заниматься журналистом было поручено заместителю Генерального прокурора, начальнику Главного

Из книги Стихи про меня автора Вайль Петр

ПИСЬМЕННОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Владимир Высоцкий 1938-1980Старый дом Что за дом притих, Погружен во мрак, На семи лихих Продувных ветрах, Всеми окнами Обратись в овраг, А воротами - На проезжий тракт? Ох, устал я, устал, - а лошадок распряг. Эй, живой кто-нибудь, выходи,

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

БИРЮКОВ Владлен БИРЮКОВ Владлен (актер театра, кино: «Горячий снег» (1973; Скорик), т/ф «Вечный зов» (1976–1983; чекист Яков Алейников), «Молодая жена» (главная роль – вдовец Алексей Иванович Терехов), «У меня все нормально» (главная роль – полковник Баташов) (оба – 1979), «Приказ:

Из книги Вблизи сильных мира сего автора Ерёменко Владимир Николаевич

3. На Урале Встречи со Сталиным и Жуковым- Близко наблюдал я Сталина, пожалуй, все послевоенные годы, - рассказывал Кружков. - Только личных встреч у меня было восемь. В его кабинетах в Кремле, в ЦК на Старой площади, на ближней даче в Волынском… Это не считая совещаний,

Из книги Никита Хрущев. Реформатор автора Хрущев Сергей Никитич

Народное правосудие На XXI съезде отец заговорил о взаимоотношениях общества и государства, реализации его правоохранительных функций. В стране росло число заключенных, не политических, а бытовиков, мелких уголовников. Их осуждали за украденную бутылку водки, за пьяные

Из книги Каменный пояс, 1989 автора Карпов Владимир Александрович

Народное средство Вьюхов, оседлав жену, раскатывал березовой скалкой белую, будто пшеничный сочень, и смятую по краям кожу на пояснице. Жена поскуливала жалобно в подушку, сучила полными изрисованными варикозной синюхой ногами, пыталась освободиться от Вьюхова, но тот

Из книги Южный Урал, № 5 автора Бажов Павел Петрович

В. Бирюков РАССКАЗ ОБ ОДНОЙ ВСТРЕЧЕ С Павлом Петровичем Бажовым на протяжении многих лет я встречался неоднократно. Хочется рассказать об одной из последних встреч.Это было в конце 1947 года. Свердловский областной дом народного творчества организовал семинар сказителей

Из книги Каменный Пояс, 1980 автора Филиппов Александр Геннадьевич

Из книги Как знаю, как помню, как умею автора Луговская Татьяна Александровна

НАРОДНОЕ ГУЛЯНЬЕ По-видимому, силовые упражнения с Чуйкой повлияли на Володю, потому что в один из вечеров, когда родители уехали в Художественный театр, а няня и Лиза играли в кухне в «свои козыри», он, отложив в сторону книги, предложил Нине и мне устроить народное

Из книги Южный Урал, № 6 автора Куликов Леонид Иванович

В. Бирюков ПУТЬ СОБИРАТЕЛЯ (Автобиографический очерк) IЯ родился в селе Першинском в 1888 году. Предки моего отца больше столетия жили в селе Коневском, Багарякского района, Челябинской области.Мне было, вероятно, года два, когда в моем родном селе Першинском получился

Из книги Жизнь для книги автора Сытин Иван Дмитриевич

П. Бирюков. И. Д. Сытин и дело «Посредника» Моя скромная литературная деятельность вращалась вокруг личности, жизни и имени моего великого друга Л. Н. Толстого. Вот в этой-то деятельности мне и пришлось столкнуться с крупной фигурой издателя и человека - с Иваном

Из книги «В институте, под сводами лестниц…» Судьбы и творчество выпускников МПГУ – шестидесятников автора Богатырёва Наталья Юрьевна

Народное признание Сергей Яковенко, как и многие МГПИшники, обладает чувством товарищества, наделён оптимизмом, трудолюбием, остроумием. Он непревзойдённый рассказчик, в его памяти огромное количество историй из жизни, знания его энциклопедичны. Он знает себе цену, но

Из книги С. Михалков. Самый главный великан автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Юрий Бирюков История песни «Эх, дорожка моя фронтовая!» («Сторонка родная») Слова этой песни – она называется «Сторонка родная» – написал Сергей Михалков незадолго до победного завершения Великой Отечественной войны. А музыку на них сочинили сразу несколько

Изучение родного края на уроках литературы посредством фольклора.

Автор работы: Печникова Альбина Анатольевна, учитель литературы МОУ «Зайковская СОШ №1»
Название работы:
Описание работы:
В данной работе содержатся методические рекомендации по включению произведений УНТ в программу по литературе или развитию речи в 5-7 классах. Уральский фольклор исследует многообразие малых жанров: интересный материал о пословицах, поговорках, небылицах, загадках, сказках, колыбельных песнях, закличках. Изучение родного края на уроках литературы посредством фольклора может заинтересовать учителей начального и среднего звена школьного сообщества. Использование публикации возможно для любого педагога с небольшой корректировкой применительно к своему краю и традициям местности.
Цель: сохранение и передача наследия уральского фольклора
Задачи:
1) прививать интерес к родному слову через знакомство с традициями Урала;
2) включить исследовательские материалы о пословицах, поговорках, небылицах, загадках, сказках, колыбельных песнях, закличках и других малых жанрах в программу по литературе;
3) формировать познавательную активность школьников и сближение родительского сообщества и школы.

Копилка фольклорных традиций Урала.


Наивно думать, что деревенские дети впитывают фольклор с "молоком матери", казалось бы, более близкие, чем городские, к природным истокам, дети почти не интересуются произведениями УНТ.
Программа по литературе в 5-7-х классах предполагает изучение УНТ, что включает интересный исследовательский материал о пословицах, поговорках, небылицах, загадках, сказках, колыбельных песнях, закличках, однако таких уроков очень мало. Для реализации нового стандарта образования ФГОС считаю целесообразным включение в программу по литературе дополнительных уроков по изучению фольклора Урала. Возможно, это будут и уроки по речи и культуре общения, либо внеклассные занятия по НРК. Дети становятся собирателями народных традиций своей семьи, что, бесспорно, способствует формированию познавательной активности школьников и сближению родительского сообщества, а как следствие, служит укреплению семейных уз. Ребята получают творческие задания, расспрашивают родных, бабушек, дедушек, старших братьев и сестёр, других родственников, какие пословицы и поговорки они знают. Затем в домашнем кругу дети и родители оформляют свои работы, у кого-то они уместятся на листочке - «Пословицы и поговорки моей семьи», у кого-то получится маленькая рукодельная книжка-малышка «Фольклор в моей семье» или «Сборник пословиц и поговорок, употребляемых в нашем доме». Как правило, такая совместная работа взрослых и детей очень привлекает учащихся, ребята с удовольствием выступают перед классным коллективом, не испытывают дискомфорта (даже слабоуспевающие), получают высокие оценки и оформляют выставку в уголке читателя, рассказывают о своих успехах друзьям. В 19-м веке произведения УНТ записывали известные писатели, учёные, фольклористы и этнографы.


Павел Петрович Бажов писал: «Каждый приносил на Урал что-то своё в быт, свою терминологию, своё в песнях, в сказках, в прибаутках. Копилка уральского фольклора вместила в себя многие образцы древнерусской народной поэзии и песенности, массу вариантов общерусского фольклора, а также уникальные произведения, созданные творчеством народных мастеров края». В широком смысле фольклор - это всё, что сочетается со словом и словесным искусством. Поскольку фольклор тесно связан с историей края, знакомство с явлениями народной культуры может быть представлено в широком спектре местных форм, взятых из литературных источников. Обращение к местным корням, считаю, поднимает в глазах школьников значимость местного традиционного искусства, поможет укрепить ослабленные связи с родителями, родственниками и, быть может, позволит преодолеть негативно-пренебрежительное отношение к устному народному творчеству в целом.


Подготовку к урокам по фольклору условно можно разделить на несколько этапов. Прежде всего - это знакомство с историей края, с людьми, носителями фольклорных традиций (а их с каждым годом всё меньше) Так как в нашей школе учатся дети из разных деревень, предлагаю задания поискового характера: узнать историю своей деревни, рассказать об интересном человеке, написать эссе о природе родного края, взять интервью у «старожилов» посёлка, сочинить стихи о малой родине и так далее.


Уроки в 6 классе провожу как путешествие по страницам народного земледельческого календаря, своего рода энциклопедией тружеников земли, выраженных с помощью поэтического слова. В календарной поэзии 2 основных раздела:
1) фольклор, связанный с подготовкой земли и ростом хлеба;
2) фольклор, воспевающий завершение года, жатву и уборку хлеба.
В таком порядке шёл по земле календарный год, так строю и свои уроки, на которые отвожу 3 часа.
Класс по желанию делю на группы, которые творчески защищают календарные циклы. Весенняя обрядовость слилась с празднованием Пасхи. Летний цикл связывали с праздниками Троицы и Днём Иоанна Крестителя. На страницах календаря оживут произведения обрядовой поэзии: песни, приметы, загадки, пословицы, игры, обряды, мифы. Последний (зачётный) урок даёт возможность детям «дописать» ту или иную страницу календаря, рассказать о крестьянских праздниках своих бабушек или прабабушек, различных обрядах уральцев как результате собирательской работы. Особенно интересен детям брачный обряд, ребята узнают о таинстве брака, интересуются о свадьбе своих родителей.


Программа по литературе позволяет познакомить школьников с народными представлениями о мире наших предков посредством мифов о богах, связанных с природой и различными обрядами. Многое сейчас потеряно, забыто, и лишь негромкие отголоски преданий, легенд, поверий нашли своё отражение в мифологии. Детям я стараюсь дать чёткое представление о мифе. Народным, земледельческим культом был солнечный культ. Солнечные божества олицетворяли собой солнце, которое оплодотворяло землю.


Оказывается, во многих уральских семьях сохранились платки, рушники, на которых видны узоры, напоминающие лучи солнца и работу землепашца. Культ солнца нашёл яркое воплощение в архитектуре. «Священное» изображение коня (представление о дневном пути солнца по небу на конях) увенчивало самую высокую точку дома. Дети выяснили, что этот оберег делал дом "чистым", зло не могло проникнуть внутрь. Такое убежище оберегало всех членов семьи. В орнаменте полотенца – различных вариантах ромбической фигуры – передаётся идея бесконечности и вечности мира, тесно связанная с идеей плодородия. Дома у бабушек дети узнали, что ромб с крючком – древнее изображение богини плодородия, а на рушниках, которыми встречали молодых на свадьбах, этот знак был в особом почёте.


В посёлке Зайково много игровых песен, поэтому даю творческое задание: какое божество упоминается в песне «А мы просо сеяли, ходит лада, сеяли?» Или прошу школьников провести опрос старых людей и узнать, какие «духи» всё ещё обитают в уральских деревнях? «Суседка» - нечистый дух, «суседок» никто не видел, чаще всего они приходят к человеку во сне и душат его. Сторожилы утверждают, чтобы не умереть, надо спросить: «К худу или к добру?» «Суседка» дунет и исчезнет. На следующий день человек узнает, к плохому или к хорошему дунула «суседка». «Полудинка» - существо женского рода, обитает в огороде, чаще всего в огуречных грядках.
«Полудинкой» пугали маленьких детей, чтобы они не топтали грядки. Работая на уроках речи и культуры общения с детьми, даю задания творческого характера: написать сочинение – рассуждение или эссе по темам: «Люби и охраняй природу», «Моё село раздольное…», «История села Зайково», «Ретневские зори», «Слово о малой родине. Село Скородум». Ученики не только пишут интересные работы, но и сочиняют стихи, оформляют рисунки, составляют семейное древо, любовно подбирают фотографии о родном крае, а затем предъявляют школьному сообществу свои лучшие работы.

Анастасия Степанова
Ознакомление детей с народным искусством Южного Урала

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям. Поэтому воспитание любви к своей Родине, уважения к культуре народов необходимо начинать в детские годы. Современные исследования в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Региональная культура является первым шагом для дошкольника в освоении общечеловеческих богатств мировой культуры. В формировании собственной личности. Это обусловливает необходимость разработки содержания национально – регионального компонента дошкольного образования, учитывающего местные условия : социальные, экономические, культурно-исторические, природно-климатические, языковые и др.

Богатая культура уральского края имеет большие возможности для воспитания и образования подрастающего поколения. Знакомя детей с красотой уральской земли культурой и традициями народов , живущих на Южном Урале , с работами талантливых художников, писателей и поэтов, мы даем возможность детям почувствовать себя частичкой великого народа , пробуждаем гордость и любовь к своей Родине. Но, начиная работу по ознакомлению детей с культурой и искусством , педагогу необходимо самому знать природные, культурные, социальные экономические особенности своего региона. Необходимо продумать, о чем рассказывать детям, особо выделив характерное только для данной местности, доступно показать связь родного города или села со всей страной. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева : «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле». В настоящее время обращение к культуре родного края как к средству формирования у детей духовно-нравственных ценностей актуально и общезначимо. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности родного края - верный путь повышения качества воспитания и обучения. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Ознакомление детей с культурой и искусством Урала помогает решить следующие задачи :

Развитие у детей эмоционального , активного отношения, действенного интереса к культуре и искусству родного края ;

Обогащение интеллектуальной, информационной стороне ребенка;

Способствовать приобщению детей к народной культуре .

В настоящее время созданы программы, такие как «Росток» (Шестакова А. В., «Наш дом - Южный Урал » (Бабунова Е. С., Градусова Л. В. и др., в которых нашли отражение традиции и искусство народов Урала , в педагогической печати представлен опыт педагогов по данной теме.

«Урал – это сокровищница России, это природная крепость, «жемчужина будущего» ». Во все века был приметен и славен наш край. Воспета уральская земля , вековавшая особый характер, чуждый духу стяжательства, характер мастерства, искренности и удали.

Само введение регионального компонента, признание серьезного значения – знамение нашего времени, проявление того, что российская образовательная система переходит от общего образования гражданина вообще, к образованию представителя конкретного территориального социокультурного сообщества и человека со всеми его индивидуальными особенностями и способностями. Образование сегодня призвано помочь ребенку адаптироваться к жизни в конкретных условиях. Именно в этом авангардная роль программы «Наш дом - Южный Урал » в развитии российского регионального образования.

В воспитательно-образовательной работе необходимо исходить из того, что каждый гражданин должен знать конкретную, точную и достоверную информацию о своей стране, о своем регионе, городе, селе.

Нравственно-патриотическое воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим людям, к коллективу, к Родине.

Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества . Это творчество несет в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живет народ в настоящее время , и чем он жил в прошлом.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присуще русскому народу черты характера , мышления. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа , его обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре русского народа . Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к родному краю, Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью.

Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были часть труда и быта народа , мы даем возможность детям познакомиться с историей народа ,с его укладом жизни и народной мудростью . Праздничные традиции русских Южного Урала носили сезонный характер,связанный с сельским хозяйством. В каждый праздник вкладывался символический смысл : весной-праздники связывались с началом полевых работ, осенью- с заботой об урожае. Зимние праздники открывали Святки. На Святки пели песни,проводили игры,обходили дома,устраивали посиделки, гадания.

Также на Урале бытовал и старинный русский праздник проводов зимы-Масленица. На празднике постоянно изображался круг (солнце) : катались на лошадях по кругу, на высоких шестах носили горящие старые колеса- символ солнца; пекли блины, сжигали на костре Масленицу –соломенное чучело,куклу в женском образе. Пепел после сожжения разбрасывали по полю или зарывали в снег. Это должно было сделать землю более плодородной.

С особой радостью на ЮУ справляли летние праздники : Троица, Иван Купала. Троица была связана с березкой. Это девичий праздник, т. к. береза считалась символом счастья. Девушки украшали березы лентами, плели венки, водили вокруг березы хороводы, устраивали девичники, гадали и пели троицкие песни.

Праздник Ивана Купала, связанный с поклонением свету, солнцу, всему живому,отмечался в день летнего солнцеворота. В ночь на Ивана Купала жгли костры, вокруг них устраивали пляски, пели песни. С Ивана Купала на Урале начинали сбор различных лечебных трав. Слово «Купала» происходит не от слова «купаться» , а от слова «кипеть» , олицетворяет солнце, огонь, жар. Поэтому обязательным считались прыжки через костер.

Татары, проживавшие на ЮУ,имели свои народные праздничные традиции. Сабантуй-

Проводился перед посевом поочередно в разных деревнях : устраивались спортивные состязания, различные забавы, всех угощали кашей из собранных продуктов. Обязательным элементом сабантуя был сбор детьми крашеных яиц. После сбора яиц дети устраивали на улице различные игры.

Джиен фиксированный по времени проведения праздник продолжался 3-5 дней до начала сенокоса и жатвы. Днем и вечером проводились молодежные гулянья и игрища; молодые жены переезжали в дома своих мужей; девушки ощипывали гусей и обмывали их в ручьях.

Башкиры отмечали праздники в весеннее - летнее время : каргатуй, сабантуй,джин,телек.

Каргатуй-(граничный праздник) .В празднике принимали участие только дети и женщины. Каргатуй проводился после прилета грачей. Башкиры угощали друг друга кашей, водили хороводы, соревновались в беге.

Сабантуй (праздник плуга) проводился на кануне весенних полевых работ,перед пашней. Праздник длился несколько дней. Башкиры забивали кобылу или баранов,приглашали на пиршество гостей,угощали друг друга кумысом. Во время праздника устраивали спортивные игры,скачки,песни и пляски.

Джин-праздник среди лета;проводился совместно несколькими деревнями. Во время праздника организовывались ярмарки, торговли.

Телек - праздник, связанный с обрядом вызывания (заклинания) дождя в засушливые годы. Во время праздника обливались водой, приносили в жертву животное, готовили угощение.

Каждый народ Южного Урала в жизни надеялся на лучшее, радостное, хорошее, но человек может сам делать добро, совершать хорошие поступки. Эта народная традиция доброго отношения к людям, радостного восприятия жизни нашла отражение в словесном и игровом фольклоре русских, башкир, татар и других народов Южного Урала .

Пословицы и поговорки являются ценнейшим воспитательным средством. В пословицах и поговорках отражены все ведущие идеи народной педагогики .

У детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время тяжелого расставания с родителями хорошо помогает переключение внимания на яркую игрушку (кошечку, собачку, петуха, сопровождая движением игрушки чтением потешки. Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок , потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам : умыванию, причесыванию, приему пищи и т. п. Эти процессы, сопровождаемые припевками, приговорками, становятся для ребенка более интересными.

Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа , с истоками игровой культуры в целом. Необходимо использовать народные игры , придерживаясь идей народной педагогики , чередуя игры разных национальностей, поочередно включая подвижные, словесные, хороводные.

Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, чувства напряжены, действия организованы.

Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой древности. Искусство это неразрывно связано с трудовой деятельностью людей. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники, с детства и до старости.

Изобразительное народное искусство , сильное образами, красками, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного. И. Репин приводит слова И. Тургенева : «Да, искусство хорошо и вполне понятно только на своей почве, только выросшее из своих недр старины». Народное искусство живет наблюдением за окружающей жизнью и природой, поэтому произведения искусства легко воспринимается детьми.

Творцы народного искусства постоянно наблюдали за миром животных и растений, образы которых использовали в своем творчестве.

Наиболее ярко народное искусство проявилось в декоративной росписи. В декоративно-прикладном искусстве народных мастеров выделяются два вида изображений – сюжетные и орнаментальные. Среди сюжетных изображений это животные и птицы. Значительное расположение получил и геометрический орнамент в виде кругов, ромбов, розеток, звезд и т. п.

Пониманию детей дошкольного возраста доступны работы декоративной росписи, резьбы, вышивки, искусство народной игрушки . Народная игрушка забавляет и радует ребенка, учит творчеству и труду, а также учит видеть и понимать окружающую его жизнь. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру своего народа , к которому он принадлежит, свое место и место своих детей в окружающем мире , уметь уважать себя, учить этому детей . А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много разных аспектов : традиции и обычаи народа , историю его развития, духовное наследие и т. д.

Вот почему с раннего детства необходимо воспитывать у детей патриотизм , гуманизм по отношению к окружающему его миру, нравственные и этические качества.

В. Г. Белинский советовал : «Давайте детям все больше и больше созерцать общего, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».