Она умела понять все то, что было во всяком русском человеке. Л. Н. Толстой Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Наташа Ростова - идеал женщины для Л. Н. Толстого. Это значит, что в ней воплощены те качества, которые писатель считал для женщины главными. Тринадцатилетняя черноглазая девочка, с большим ртом, некрасивая, но жи­вая - такой приходит Наташа Ростова в толстовскую эпопею. Естественная, ис­кренняя, переполненная жизнью, она любимица семьи. Наташа своевольна, она не придерживается чопорных светских правил. Это очень богатая натура: девочка умеет воображать, фантазировать, помнить сердцем. С нею не может быть скучно: живя полной жизнью, она вовлекает в эту жизнь всех вок­руг. Писатель не может сдержать своего восхищения, рассказывая о ее пляске в гостях у дядюшки: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, кото­рым она дышала... этот дух, откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские», которые стали возможны потому, что Наташа «умела понять все то, что было... во всяком русском челове­ке». Это понимание пришло от простой и доброй семьи, от близости к природе, к крестьянам. Наверное, отсюда и ее мечтательность, поэтичность, непосредственность, ее умное сердце. Только раз, при соприкосновении с «большим светом», неопытная, доверчивая девушка совершит роковую ошибку, которая обернется для нее душевной катаст­рофой. Любуясь своей героиней, рассказав о ее поэтической любви к Андрею Болконс­кому, писатель показывает, что проявления такой страстной, непосредственной натуры могут быть и опасными. Наташа не справилась со своим увлечением Анатолем Курагиным. Ее измена разрушает жизнь князя Андрея, причиняет горе близ­ким девушки. Но как страдает сама Наташа, как казнит себя! Тяжелое нравствен­ное потрясение приводит к тому, что она стала замкнутой, отчужденной, боялась вернуться к жизни. «Меня мучит только то зло, которое я ему сделала», - призна­ется девушка Пьеру. Из тяжелого нравственного кризиса Наташу выводит 1812 год. Не сразу поняла она весь трагизм происходящего, оставалась ко всему безразличной, почти не уча­ствовала в подготовке Ростовых к отъезду из Москвы. Однако узнав, что раненые остаются в Москве, потому что нет подвод, а графиня не соглашается снять вещи и отдать телеги под раненых, Наташа, «как буря», ворвалась к родителям и потребо­вала освободить подводы для раненых и принялась сама руководить всем. И как горькое вознаграждение ей была дарована встреча с тяжело раненным в Бородинском сражении князем Андреем. Об их свидании в Мытищах трудно чи­тать и невозможно рассказывать, настолько трагична и прекрасна эта встреча, на­столько правдиво раскрывает писатель их чувства, их любовь, которая, возродив­шись, стала еще «больше, лучше, чем прежде». «Ни одной мысли о себе... не было в душе Наташи». Теперь она любит Андрея со всей силой, на которую она способ­на, угадывает его желания, хочет понять, что он чувствует, «как у него болит» рана, живет его жизнью. Поэтому и ее жизнь кончилась, когда его не стало. Новая встреча с Пьером постепенно возвращает Наташу к себе самой, к жизни. Очень трудные вопросы ставит перед читателем Толстой. Имеет ли право человек, храня память об умершем, все-таки пережить свое горе и полюбить снова? Для Толстого красота и величие жизни в ее многообразии, в переплетении горя и радости. Наверное, еще и потому он так любит Наташу, что она переполнена силой жизни и способна возродиться после стыда, обиды, горя к новым радостям. И нельзя ее осуждать, иначе жизнь бы остановилась. Наташа не проходит сложного пути духовных исканий, не задает себе «вечных» вопросов. «Она не удостаивает быть умной», - скажет о ней Пьер. Ее нравствен­ная сила - в природных свойствах характера, в даре любви к жизни, к людям, к природе, в чувстве правды. Не всем нравится она в эпилоге романа. В растрепанной, опустившейся женщи­не, отказавшейся от своих «очарований», думающей только о муже и детях, труд­но узнать прежнюю «волшебницу». Но Толстой не осуждает свою героиню, а вос­хищается ею, любящей женой, преданной матерью, хранительницей домашнего очага. Она живет богатым духовным миром Пьера, отражая главное и лучшее в нем. Не понимая мужа умом, она чутьем безошибочно угадывала то, что было са­мым важным в его деятельности, разделяла его мысли, не колеблясь, только пото­му, что это были его мысли, а он для нее - самый умный, самый честный и справедливый человек на свете. Именно эти качества выше всего ценит Толстой в женщине. Вот почему Наташа Ростова - его любимая героиня, его идеал.

Она умела понять все то, что было
Во всяком русском человеке.
Л. Н. Толстой
Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Наташа Ростова – идеал женщины для Л. Н. Толстого. Это значит, что в ней воплощены те качества, которые писатель считал для женщины главными.
Тринадцатилетняя черноглазая девочка, с большим ртом, некрасивая, но жи­вая – такой приходит Наташа Ростова в толстовскую эпопею. Естественная, ис­кренняя, переполненная жизнью, она любимица семьи.
Наташа своевольна, она не придерживается чопорных светских правил. Это очень богатая натура: девочка умеет воображать, фантазировать, помнить сердцем. С нею не может быть скучно: живя полной жизнью, она вовлекает в эту жизнь всех вок­руг. Писатель не может сдержать своего восхищения, рассказывая о ее пляске в гостях у дядюшки: “Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, кото­рым она дышала… этот дух, откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские”, которые стали возможны потому, что Наташа “умела понять все то, что было… во всяком русском челове­ке”. Это понимание пришло от простой и доброй семьи, от близости к природе, к крестьянам. Наверное, отсюда и ее мечтательность, поэтичность, непосредственность, ее умное сердце.
Только раз, при соприкосновении с “большим светом”, неопытная, доверчивая девушка совершит роковую ошибку, которая обернется для нее душевной катаст­рофой.
Любуясь своей героиней, рассказав о ее поэтической любви к Андрею Болконс­кому, писатель показывает, что проявления такой страстной, непосредственной натуры могут быть и опасными. Наташа не справилась со своим увлечением Анатолем Курагиным. Ее измена разрушает жизнь князя Андрея, причиняет горе близ­ким девушки. Но как страдает сама Наташа, как казнит себя! Тяжелое нравствен­ное потрясение приводит к тому, что она стала замкнутой, отчужденной, боялась вернуться к жизни. “Меня мучит только то зло, которое я ему сделала”, – призна­ется девушка Пьеру.
Из тяжелого нравственного кризиса Наташу выводит 1812 год. Не сразу поняла она весь трагизм происходящего, оставалась ко всему безразличной, почти не уча­ствовала в подготовке Ростовых к отъезду из Москвы. Однако узнав, что раненые остаются в Москве, потому что нет подвод, а графиня не соглашается снять вещи и отдать телеги под раненых, Наташа, “как буря”, ворвалась к родителям и потребо­вала освободить подводы для раненых и принялась сама руководить всем. И как горькое вознаграждение ей была дарована встреча с тяжело раненным в Бородинском сражении князем Андреем. Об их свидании в Мытищах трудно чи­тать и невозможно рассказывать, настолько трагична и прекрасна эта встреча, на­столько правдиво раскрывает писатель их чувства, их любовь, которая, возродив­шись, стала еще “больше, лучше, чем прежде”. “Ни одной мысли о себе… не было в душе Наташи”. Теперь она любит Андрея со всей силой, на которую она способ­на, угадывает его желания, хочет понять, что он чувствует, “как у него болит” рана, живет его жизнью. Поэтому и ее жизнь кончилась, когда его не стало.
Новая встреча с Пьером постепенно возвращает Наташу к себе самой, к жизни. Очень трудные вопросы ставит перед читателем Толстой. Имеет ли право человек, храня память об умершем, все-таки пережить свое горе и полюбить снова?
Для Толстого красота и величие жизни в ее многообразии, в переплетении горя и радости. Наверное, еще и потому он так любит Наташу, что она переполнена силой жизни и способна возродиться после стыда, обиды, горя к новым радостям. И нельзя ее осуждать, иначе жизнь бы остановилась.
Наташа не проходит сложного пути духовных исканий, не задает себе “вечных” вопросов. “Она не удостаивает быть умной”, – скажет о ней Пьер. Ее нравствен­ная сила – в природных свойствах характера, в даре любви к жизни, к людям, к природе, в чувстве правды.
Не всем нравится она в эпилоге романа. В растрепанной, опустившейся женщи­не, отказавшейся от своих “очарований”, думающей только о муже и детях, труд­но узнать прежнюю “волшебницу”. Но Толстой не осуждает свою героиню, а вос­хищается ею, любящей женой, преданной матерью, хранительницей домашнего очага. Она живет богатым духовным миром Пьера, отражая главное и лучшее в нем. Не понимая мужа умом, она чутьем безошибочно угадывала то, что было са­мым важным в его деятельности, разделяла его мысли, не колеблясь, только пото­му, что это были его мысли, а он для нее – самый умный, самый честный и справедливый человек на свете.
Именно эти качества выше всего ценит Толстой в женщине. Вот почему Наташа Ростова – его любимая героиня, его идеал.

Сочинение по литературе на тему: Наташа Ростова – толстовский идеал женщины

Другие сочинения:

  1. Как А. С. Пушкин показал нам в своем романе “Евгений Онегин” свой любимый женский образ, так и Л. Н. Толстой нарисовал образ женщины, близкой и дорогой его сердцу. Если у Татьяны Лариной – главной героини романа Пушкина – долг преобладает Read More ......
  2. Княжна Марья Болконская во многом не похожа на Наташу Ростову. В то время как Наташа живет преимущественно сердцем, княжна Марья, привыкшая к одиночеству, любит размышлять. Насколько Наташа жизнерадостна и экспансивна, настолько княжна Марья робка и сдержанна. Наташа ищет личного счастья, Read More ......
  3. Одна из главных героинь романа, дочь графа и графини Ростовых. Она “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая…”. Отличительные черты Н. – эмоциональность и чуткость. Она не очень умна, но у нее есть поразительная способность угадывать людей. Она способна на Read More ......
  4. Наташа Ростова и Андрей Болконский, по сути, являются основными персонажами произведения “Война и Мир”, вокруг которых построена сюжетная линия, а именно жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Как в то время Наташа, для писателя, представляла образ с воплощенными истинными Read More ......
  5. В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” множество персонажей, но любимой героиней Толстого, без сомнения, является Наташа Ростова. Она занимает центральное место среди образов романа, потому что воплощает саму жизнь с ее крайностями и бесконечными изменениями. Наташа непосредственна и Read More ......
  6. Лев Толстой – признанный мастер создания психологических образов. В каждом случае писатель руководствуется принципом: “Кто больше человек?”, живет ли его герой настоящей жизнью или лишен нравственного начала и духовно мертв. В произведениях Толстого все герои показаны в эволюции характеров. Женские Read More ......
  7. Наследие Льва Толстого – явление, переросшее масш­табы одной страны, одной национальной культуры. Нео­бычайная сложность и разнообразие проблематики, описа­ние “движения народов”, философское осмысление хода человеческой истории, внушительное число действующих лиц (как вымышленных, так и исторических), географи­ческий простор романа “Война и мир” Read More ......
  8. В чем секрет освежающего и обновляющего влияния Наташи Ростовой на героев? Почему общение с ней и даже воспоминание о ней делают ненужными размышления о смысле жизни: она сама и есть этот смысл. Наташа более чем кто-либо из людей дворянского круга Read More ......
Наташа Ростова – толстовский идеал женщины

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Какой должна быть идеальная женщина? Исследование женских образов романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

2 слайд

Описание слайда:

…Что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий

3 слайд

Описание слайда:

Цели и задачи исследования: Проанализировать женские образы романа «Война и мир»; 2. Выяснить, какую из героинь романа – эпопеи можно назвать идеальной женщиной? 3. Найти образы идеальной женщины в тувинской литературе

4 слайд

Описание слайда:

Гипотеза исследования: Идеальной женщиной можно назвать героиню романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Наташу Ростову, так как она красива внутренне («черноволосая с большим ртом, некрасивая, но живая девочка»), или Элен Курагину, которая поражает всех своей необыкновенной красотой («была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто было совестно за свою.. победительно действующую красоту»)

5 слайд

Описание слайда:

Составить характеристики героинь романа «Война и мир», сравнить свои наблюдения с мнениями критиков, литературоведов; 2. Выяснить, кто же из героинь соответствует образу идеальной женщины? Ход исследования:

6 слайд

Описание слайда:

Она нисколько не утрачивает своего обаяния от того, что ее изменчивое, выразительное лицо делается некрасивыми в минуты сильного душевного волнения или огорчения. Узнав, что раненых оставляют в Москве, она вбегает к матери "с изуродованным злобой лицом". В сцене у постели раненого Андрея "худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно". Но неизменно прекрасны ее глаза, полные живых человеческих чувств страдания, радости, любви, надежды. Простота и одухотворённость делают Наташу привлекательной. Наташа Ростова

7 слайд

Описание слайда:

Наташа, войдя в жизнь Андрея Болконского, духовно воскрешает его после тяжелых семейных испытаний (смерти жены) и трудного периода разочарованности в честолюбивых надеждах. Нечаянно подслушав у окна в Отрадном ночной разговор девушек, в котором Наташа мечтала летать, как птицы, князь Андрей вдруг увидел красоту мира вокруг себя и понял, что жить стоит. Девушка вносит в его жизнь надежду. Наташа Ростова и Андрей Болконский Свое счастье Наташа находит в тихой счастливой семейной жизни

8 слайд

Описание слайда:

Наташа Ростова – идеальная женщина? Сравнение полученных результатов с гипотезой

9 слайд

Описание слайда:

Итоги, полученные в ходе исследования: По Толстому, идеальная женщина – это Хранительница очага, основа семьи; Добрая, простая, искренняя, бескорыстная; Естественная; Понимающая проблемы общества; Для нее характерно движение души.

10 слайд

Описание слайда:

“Сущность её жизни – любовь”, – писал Л. Н. Толстой. Именно она выводит из тяжелого душевного кризиса князя Андрея и возвышает к жизни убитую горем – после гибели Пети – мать, она вся наполнена “страстным желанием отдать себя всю на то, чтобы помочь умирающему Андрею и его сестре, а после замужества с той же безграничной страстью отдать себя интересам семьи”. Образ Наташи выражает тот идеал женщины, которому всю жизнь поклонялся великий писатель. Любовь помогает ей найти свое место в жизни, её любовь воскрешает душу других людей, помогает им поверить в свои силы, найти себя.

11 слайд

Описание слайда:

Княжна Марья - идеологическая героиня Толстого. «Из всех лиц… ближе всего душе автора, несомненно, княжна Марья Болконская с ее глубокими лучистыми глазами и такой же душой», - подтверждал личный секретарь Толстого Н. Н. Гусев. «Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света изредка снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Можно ли Марью Болконскую назвать идеальной женщиной? В чём-то она похожа на Наташу, но в чём-то и противопоставлена ей.

12 слайд

Описание слайда:

Сопоставительная характеристика НАТАША МАРЬЯ БОЛКОНСКАЯ По-детски непосредственная, жизнерадостная, легкая в общении, легкомысленная и влюбчивая Наташа с первой же встречи располагает к себе окружающих. Всегда печальная, тихая и задумчивая княжна Марья, напротив, совершенно не умеет нравиться. Наташа минуты не может пробыть в одиночестве. Она привыкла быть в центре внимания, быть всеобщей любимицей. Марья о себе говорит:«Я… всегда была дикарка… Я люблю быть одна…» Влюбчивость Наташи не знает границ. Борис Друбецкой, учитель, блистательный Василий Денисов, опять Борис, но уже красавец-адъютант, наконец, князь Андрей. Марья созревает для своей любви постепенно, долго, как бы боясь ее и не веря в ее возможность. Наташа идет к своей настоящей любви через множество увлечений Марья - в скромном одиночестве

13 слайд

Описание слайда:

Обе они открыты для сочувствия и готовы прийти на помощь. Есть у них и некоторое внешнее сходство: они обе не очень красивы. Но в минуты, когда Наташа и Марья проявляют лучшие качества своей души, они преображаются и становятся прекрасными. При первом знакомстве с героинями можно заметить в них общие черты: любовь к людям и искренность. Толстой, подчеркивая это обстоятельство, выражает свое глубокое убеждение, что истинная красота человека не внешняя, а внутренняя. Наташа Марья Наташа может броситься на шею совершенно незнакомому человеку, чтобы выразить ему свою признательность. Марья же выражает свою любовь терпением в отношениях с отцом и помощью своим «божьим людям».

14 слайд

Описание слайда:

Наташа и Марья вначале очень далеки от цели, к которой их ведет автор, - от тихой и счастливой семейной жизни, поглощающей без остатка. Княжна Марья не считает возможным для себя уйти от отца, от своего печального затворничества. Марья ничего не хочет для себя лично и готова отдать жизнь в жертву другим людям. Легкомысленная Наташа долго не может пожертвовать своим образом жизни, свободой для любимого человека. Самопожертвование - вот девиз жизни Марьи. Девиз же Наташи -жизнерадостность. Княжна Марья Болконская хочет быть покорной Богу. Марьей движут Долг и Вера Наташа Ростова стремится быть счастливой Наташа - вся тщеславие и чувственность

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Выводы: По мнению Л.Н. Толстого, назначение женщины семья, нравственное влияние на мужа и детей, она обладательница красоты внутренней, искренности, доброты, это «живая натура», лишенная «душевной подлости». Именно такой мы видим героиню романа Наташу Ростову.

17 слайд

Описание слайда:

Элен становится для Пьера причиной нравственных мук, стыда, разочарования, по ее вине он вынужден стреляться на дуэли с Долоховым. Фальшь и ненатуральность своих отношений с Элен Пьер чувствовал еще до брака с ней. «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, - думал он. - Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное». Когда Безухов, женившись на Элен, узнает о ее связи с Долоховым, он ясно вспоминает грубость ее мыслей, вульгарность выражений («Я не какая-нибудь дура... поди сам попробуй...»). Элен вступает в брак только ради собственного обогащения. Не случайно Толстой оставляет ее «Я не такая дура, чтобы иметь детей»,- произносит она кощунственные слова. Элен олицетворяет безнравственность и порочность. Героиня по-своему влияет на жизнь людей и по-своему раскрывается в любви и браке. Элен Курагина

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

Вот что пишет об Элен Курагиной современник Толстого Д. И. Писарев: «Глупая красавица, достойная сестра Ипполита Курагина, графиня Элен Безухова, пользующаяся репутацией прелестной и очень умной женщины и привлекающая в свой салон все, что блестит умом, богатством, знатностью или высоким чином...» «По сути дела, в романе только одна безусловная красавица - Элен Безухова, но она же и один из самых отталкивающих персонажей, олицетворение безусловно осуждаемого автором разврата и зла.» Похожее мнение в статье «Мозаика эпопеи» выражает и советский критик П.Л. Вайль: Элен Курагина Внешний и внутренний облик "блестящей красавицы" Элен писатель показывает нам всегда в однообразно красивой улыбке. Мы понимаем, что это маска, скрывающая душевную пустоту, глупость и безнравственность "великолепной княгини". В Элен воплощен дух петербургских салонов, аристократических гостиных. "Где вы - там разврат, зло", – в этих словах Пьера, обращенных к Элен, выражена сущность ее и окружающего ее общества.


Поиск идеала присутствует у всех русских писателей. В связи с этим в XIX веке особенно значимым становится отношение к женщине, не только как к продолжательнице рода, но и как к существу, способному мыслить и чувствовать гораздо тоньше и глубже, чем герои-мужчины. С женщиной связывается, как правило, идея спасения, возрождения, сфера чувств. В своих произведениях он создал потрясающие по героике и силе женские образы. Толстой не пытается создавать идеалы; он берет жизнь, как она есть, и в романе «Война и мир» выводит несколько типов характеров русской женщины начала XIX столетия, замечательных по глубине и верности психологического анализа и жизненной правде, которою они дышат. Мы видим, что это - живые женщины, что именно так они должны были чувствовать, мыслить, поступать, и всякое другое изображение их было бы ложно; мы не можем не ощущать свою духовную близость с ними.

Надо сказать, что на изображение женских образов в романе (Война и мир) повлияли личные факты биографии Л.Н. Толстого и многие моменты из семейных воспоминаний вошли в роман-эпопею (как священная реликвия хранилась у деда Л. Толстого, Николая Сергеевича. Писатель воспользуется семейным преданием в "Войне и мире", где княжна Марья упрашивает Андрея, уходящего на войну, надеть образок). Очень большое влияние на создание женских образов в романе оказала мать писателя Мария Николаевна, которая скончалась во время родов. Левушке не было тогда еще и двух лет, о матери остались у него смутные воспоминания, но духовный ее облик по рассказам близких людей Толстой бережно хранил всю жизнь.

В романе Толстого показана эволюция героинь. Автор не отказывает им в способности мыслить, их, по сути, волнуют глобальные проблемы - проблемы счастья, любви служения людям и др. Идея «простого женского счастья» у героинь Толстого оказывается выстраданной. «Лучшие», любимые героини Толстого, как и герои-мужчины, способны к развитию.

Наташа - любимая героиня Толстого. Автор раскрывает её характер в непрерывном внешнем и внутреннем движении. Поэтому впервые в романе она не просто появляется, а именно «вбегает» в залу, непосредственная, полная жизненных сил девочка. Наташа, выросшая в нравственной и чистой атмосфере семьи Ростовых, сразу очаровывает нас искренностью, бесконечной любовью к жизни, к окружающим её людям. Она живёт так, как подсказывает ей сердце, потому что имеет от рождения то, что так долго ищут в себе Андрей Болконский и Пьер Безухов - естественность души, которая столь свойственна неиспорченному духовному миру детей. Вот почему так часто Толстой сравнивает Наташу с ребёнком. Любовь составляет сущность жизни Наташи Ростовой. Юная Наташа любит всех: и безропотную Соню, и мать-графиню, и отца, и Николая, и Петю, и Бориса Друбецкого. Сближение, а затем разлука с князем Андреем, сделавшим ей предложение, заставляют внутренне страдать Наташу. Переизбыток жизни и неопытность - источник ошибок, необдуманных поступков героини (история с Анатолем Курагиным).

В чем-то похожа на Наташу, но в чем-то и противопоставлена ей княжна Марья Болконская. Главный принцип, которому подчинена вся ее жизнь, - самопожертвование. Это самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Покорность всем прихотям своего властного отца, запрет на обсуждение его действий и их мотивов - так понимает свой долг дочери княжна Марья. Но она может проявить твердость характера, если это необходимо, что обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма. Она не только уезжает из родового имения, несмотря на предложение мадемуазель Бурьен, но и запрещает пускать к себе свою компаньонку, когда узнает о ее связях с неприятельским командованием. Но ради спасения другого человека она может пожертвовать своей гордостью; это видно, когда она просит прощения у мадемуазель Бурьен, прощения за себя и за слугу, на которого обрушился гнев ее отца. И тем не менее, возводя свою жертвенность в принцип, отворачиваясь от “живой жизни”, княжна Марья подавляет в себе нечто важное. И все же, именно жертвенная любовь привела ее к семейному счастью: при встрече с Николаем в Воронеже “в первый раз вся эта чистая, духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу”.

Этим двум, во многом похожим, женщинам противопоставлены дамы высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина. Эти женщина во многом похожи между собой. В начале романа автор говорит, что Элен, “когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины”. Характернейшая примета Анны Павловны - статичность слов, жестов, даже мыслей. Жюли- такая же светская дама, “самая богатая невеста России”, получившая состояние после гибели братьев. Как и Элен, носящая маску благопристойности, Жюли носит маску меланхолии (неестественная).

Итак, женщины, близкие к естественной жизни, народным идеалам, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают семейное счастье, пройдя определенный путь духовно-нравственных исканий. А женщины, далекие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества.

В написанной в тюрьме статье ”Душа русской литературы” Р. Люксембург дала такую поэтически-вдохновенную характеристику образу Катюши Масловой, гуманному искусству ее создателя, какой не найдешь, пожалуй, во всей огромной литературе о романе: «Русский художник видит в проститутке не “падшую”, а человека, душа которого, страдания и внутренняя борьба требуют от него, художника, глубочайшего сострадания. Он облагораживает проститутку, дает ей удовлетворение за совершенное над ней обществом насилие, в споре за сердце мужчины он делает ее соперницей героинь, являющих собой образ самой чистой и нежной женственности; он увенчивает ее розами и возносит, как Магадэв баядеру, из чистилища разврата и душевных страданий на высоты нравственной чистоты и женского героизма».

Неизменное восхищение большинства зарубежных читателей вызывал образ Катюши Масловой. Наиболее отзывчивые из них по достоинству оценили тонкость чувств, доброту и благородство героини, те бесценные качества, которые она сумела сохранить, несмотря на тяжелые жизненные испытания.

Вот несколько характерных отрывков из писем корреспондентов Толстого:

”Катюша - это восхитительное создание, она грешит вопреки собственной натуре и, несмотря ни на что, в самых постыдных обстоятельствах сохраняет потребность мыслить и благородство просто замечательное” (Ж. Дюпюи. 4 июня 1900 г.).

”Как прекрасно, как трогательно нарисовали Вы образ Катюши. Конец романа кажется мне трагическим. В нем слышится и тихо замирает отзвук большого чувства, которому уже не суждено возродиться” (Тюмен фон Эдуард. Март 1900 г.).

«... Ваше “Воскресение” потрясло меня и заставило плакать. Катюша Маслова... Этот образ, как живой, преследует меня. Ее любовь, страдания... Брат Вы мой, сколько раз Вы заставили меня плакать» (Хаокин. Акинерабола. Испания. 11 сентября 1908 г.).

Рисуя на страницах романа горькую судьбу девушки из народа, Толстой продолжал гуманистические традиции русской литературы в трактовке этой больной темы.

Как известно, в романе нарисован иной путь духовного воскресения Катюши: возрождение в ней веры в добро и справедливость под влиянием ”чудесных людей” - народных заступников, с которыми ее свела судьба.

…Уроженки Дании и Японии, Аргентины и Бразилии с жаром утверждали, что ”Анна Каренина” - это роман о них, а героиня Толстого - их ”родная сестра”.

Особенности литературного процесса 1880-90-х г.г. Основные тенденции и закономерности, обусловленные общественными явлениями. Изменения жанрового состава литературы. - Грекова Кристина

Во второй половине 19 века, литературный процесс в России пережил период кардинальных изменений.

Реализм, близкий народу.

В 80-х годах в русской литературе активно развивается реализм. Писатели использовали различные художественные приемы для раскрытия тем глубины и правды жизни: одни включали в свои произведения черты романтизма, другие – перенимали методы европейских предшественников.

Именно благодаря этому, литература конца 19 века была по-особенному близка народу – ведь в произведениях изображалась реальная жизнь, вместе со своими драмами и радостями, всем тем, что было близко любому человеку.

Качественно новой восстает перед нами и драматургия конца 19 века, здесь появляются новые герои – представители купечества. Именно драматургия смогла полноценно раскрыть все пороки и добродетели общества. Яркими примерами пьес, в которых фигурировало купечество стали произведения великого русского драматурга Н. Островского «Бесприданница», «Свои люди – сочтемся», «Гроза».

В прозе изображались и представители нового поколения, мышление и жизненные позиции которых кардинально отличались от предшественников. Таким мы видим главного героя произведения Тургенева «Отцы и дети» - Базарова. Нашлось место в литературном процессе этого периода и для лишнего героя – Обломова, из одноименного романа И. Гончарова.

В отличие от прозы, лирика этого периода основывалась исключительно на романтизме. Для изображения внутреннего образа героя, его чувств и любовных переживаний поэты часто использовали метод сравнения психологической сущности человека с окружающей природой. Талантливейшими поэтами этого периода были Тютчев, Фет, Некрасов.

Многие прозаики конца 19 века находились под своеобразной защитой Л. Н. Толстого, который заслужил славу человека, давшего путевку в литературный мир многим писателям. Лев Николаевич обладал непревзойденным даром выделять людей, которые обладали истинным талантом.

Одним из таких литераторов стал Г. И. Успенский, произведения которого впервые увидели мир на страницах журнала Толстого «Ясная поляна». В 80-х годах 19 века Успенский довольно близко начал общаться с народниками, поэтому в своих очерках и рассказах особое место уделял проблемам крестьянства и городской бедноты. Прогрессирующая болезнь не давала возможности писателю полноценно заниматься творчеством, однако, несмотря на короткий литературный век, Успенский вошел в русскую литературу как настоящей борец за права и свободы человека.

Еще одним талантливым писателем, который уделял в своем творчестве большое внимание социальным проблемам, был В. Н. Гаршин. Уже первое произведение прозаика – «Четыре дня»- принесло ему ошеломляющий успех. В своих рассказах Гаршин осуждал войну и любые противостояния в обществе, так как считал, что нет ничего худшего, нежели бессмысленное человекоубийство.

Не обошла мимо тема жизнеописания пореформенной России и Д. Н. Мамина – Сибиряка. В своих рассказах и очерках он описывал жизнь простого русского народа, часто – выходцев из сибирских глубинок, которые стойко переносили все метаморфозы аграрной реформы и утеснения со стороны правительства. Несмотря на это, произведения Д.Н. Мамина - Сибиряка насыщенны легкостью и нескрываемой надеждой на лучшее.

Особое место среди литераторов конца 19 века занимает Н. С. Лесков. Писателя заслуженно называют самым патриотичным автором того периода. Его произведения стали своеобразным кривым зеркалом, в котором отображались все недостатки монархического режима. В своих рассказах автор восхищался простым русским человеком, его силой и выдержкой, добротой и искренностью. Интересным является тот факт, что именно творчество Лескова вдохновило знаменитого советского писателя Максима Горького на писательскую деятельность, о чем неоднократно упоминал последний.

Антинигилистические романы Лескова. Феномен нигилизма в понимании и изображении автора. «Негилисты» и псевдонигилисты в романах Лескова. Сатирическая основа в создании образов псевдонигилистов.

Мудрое слово от Алины Бурьян:

Ну, если своими словами, то Лесков вообще был такой парень, он любил старые порядки, веры, традиции, русскую душу, какая бы она там несовершенная и идиотская ни была бы. Вот в тех же «Соборянах», если кто читал, там чуваки церковные ссорятся с нигилистами, которые прут скелет с кладбища и хотят его себе заиметь для научных целей. Плюс эти нигилисты задают вопросы сложные про Евангелие, которые доказывают, что Библия нелогична и ваще какая-то отстойная. А церковники, хоть и ответить не могут ниче дельного, этим недовольны. Они хотят душу, а не логику. Лесков еще писал «На ножах». Поговаривают, там про нигилистов очень много. но роман гигантский и даже на брифли его осилить невозможно, поверьте мне. Вот, так что там теоретически про это полно.

Википедия:

Нигилисты - это огромная сила, бурлящая. Они приносят новые идеи - отрицание старого, атеизм. Они увлечены ес­тественными науками - естествознание, химия, математика, физика.

«Соборяне»

Как отмечает литературный критик В. Коровин, положительных героев - протопопа Савелия Туберозова, дьякона Ахиллу Десницына и священника Захарию Бенефактова, - повествование о которых выдержано в традициях героического эпоса, «со всех сторон обступают деятели нового времени - нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа». Произведение, темой которого стало противодействие «истинного» христианства казённому, впоследствии привело писателя к конфликту с церковными и светскими властями.

… наиболее резкий по тону антинигилистический роман «На ножах»… области творчества писателя, связанной с религиозной и антинигилистической тематикой (хроника «Соборяне», роман «Некуда»)…

«Некуда», сатирически изображавший быт нигилистической коммуны, которому противопоставлялись трудолюбие русского народа и христианские семейные ценности, вызвал неудовольствие радикалов. Было отмечено, что у большинства изображенных Лесковым «нигилистов» были узнаваемые прототипы (в образе главы коммуны Белоярцеве угадывался литератор В. А. Слепцов).

На эту тему Лесков пишет романы «Некуда» и «На ножах». Эти произведения вызвали страх, беспомощность, раздражение, злобу в демократической нигилистической среде. Лесков бежит в Париж. Пережив общественное презрение, обрушившееся на него после выхода этих романов, писатель вернется к этим темам в романе-хронике «Соборяне». «Некуда» (1864) - один из самых сильных антинигилистических романов, злой, но в некоторых частях беспомощный. Нигилизм в то время охватывает всю передовую Россию, что и засвидетельствовано художественной литературой - Тургенев, Достоевский, Писемский.

Нигилизм пронизывает сознание молодого поколения: «Я над всем, что существует, ставлю nihil!» Нигилисты отрицают все, что есть, в первую очередь быт, традиционный уклад - то, что мешает идти вперед, развиваться и видеть мир по-другому.

Лесков 60-х годов живет в пред- реформенную и пореформенную эпоху: с одной стороны, Крымское поражение, с другой - вдохновляющая эпоха реформ. Писатель не верил, что на место цепей придут другие цепи. «Куда идет Россия?» - этот вопрос не раз поднимался в литературе. Лесков понимает, что нигилисты ведут ее революционным путем. Но для него это не путь - это бездорожье. Народническое бездорожье. В романе показана Россия накануне катастрофы. Пророческие предсказания Лескова сбудутся.

Лесков - писатель не антинигилистического направления. Просто по честности, по боязни ужаса нигилизма он заговорил об этом. Террор, начавшийся с появления нигилизма, продолжается до наших дней - нет высшего судии, все дозволено. Нигилизм говорит: «Убий!» Христианство: «Не убий». Чтобы был порядок, надо убивать, нарушать закон Божий - на этом держится коллизия «На ножах». Как найти гармонию?

Она умела понять все то, что было

во всяком русском человеке.

Л. Н. Толстой

Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Наташа Ростова — идеал женщины для Л. Н. Толстого. Это значит, что в ней воплощены те качества, которые писатель считал для женщины главными.

Тринадцатилетняя черноглазая девочка, с большим ртом, некрасивая, но жи-вая — такой приходит Наташа Ростова в толстовскую эпопею. Естественная, ис-кренняя, переполненная жизнью, она любимица семьи.

Наташа своевольна, она не придерживается чопорных светских правил. Это очень богатая натура: девочка умеет воображать, фантазировать, помнить сердцем. С нею не может быть скучно: живя полной жизнью, она вовлекает в эту жизнь всех вок-руг. Писатель не может сдержать своего восхищения, рассказывая о ее пляске в гостях у дядюшки: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, кото-рым она дышала... этот дух, откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские», которые стали возможны потому, что Наташа «умела понять все то, что было... во всяком русском челове-ке». Это понимание пришло от простой и доброй семьи, от близости к природе, к крестьянам. Наверное, отсюда и ее мечтательность, поэтичность, непосредственность, ее умное сердце.

Только раз, при соприкосновении с «большим светом», неопытная, доверчивая девушка совершит роковую ошибку, которая обернется для нее душевной катаст-рофой.

Любуясь своей героиней, рассказав о ее поэтической любви к Андрею Болконс-кому, писатель показывает, что проявления такой страстной, непосредственной натуры могут быть и опасными. Наташа не справилась со своим увлечением Анатолем Курагиным. Ее измена разрушает жизнь князя Андрея, причиняет горе близ-ким девушки. Но как страдает сама Наташа, как казнит себя! Тяжелое нравствен-ное потрясение приводит к тому, что она стала замкнутой, отчужденной, боялась вернуться к жизни. «Меня мучит только то зло, которое я ему сделала», — призна-ется девушка Пьеру.

Из тяжелого нравственного кризиса Наташу выводит 1812 год. Не сразу поняла она весь трагизм происходящего, оставалась ко всему безразличной, почти не уча-ствовала в подготовке Ростовых к отъезду из Москвы. Однако узнав, что раненые остаются в Москве, потому что нет подвод, а графиня не соглашается снять вещи и отдать телеги под раненых, Наташа, «как буря», ворвалась к родителям и потребо-вала освободить подводы для раненых и принялась сама руководить всем.

И как горькое вознаграждение ей была дарована встреча с тяжело раненным в Бородинском сражении князем Андреем. Об их свидании в Мытищах трудно чи-тать и невозможно рассказывать, настолько трагична и прекрасна эта встреча, на-столько правдиво раскрывает писатель их чувства, их любовь, которая, возродив-шись, стала еще «больше, лучше, чем прежде». «Ни одной мысли о себе... не было в душе Наташи». Теперь она любит Андрея со всей силой, на которую она способ-на, угадывает его желания, хочет понять, что он чувствует, «как у него болит» рана, живет его жизнью. Поэтому и ее жизнь кончилась, когда его не стало.

Новая встреча с Пьером постепенно возвращает Наташу к себе самой, к жизни. Очень трудные вопросы ставит перед читателем Толстой. Имеет ли право человек, храня память об умершем, все-таки пережить свое горе и полюбить снова?

Для Толстого красота и величие жизни в ее многообразии, в переплетении горя и радости. Наверное, еще и потому он так любит Наташу, что она переполнена силой жизни и способна возродиться после стыда, обиды, горя к новым радостям. И нельзя ее осуждать, иначе жизнь бы остановилась. Материал с сайта

Наташа не проходит сложного пути духовных исканий, не задает себе «вечных» вопросов. «Она не удостаивает быть умной», — скажет о ней Пьер. Ее нравствен-ная сила — в природных свойствах характера, в даре любви к жизни, к людям, к природе, в чувстве правды.

Не всем нравится она в эпилоге романа. В растрепанной, опустившейся женщи-не, отказавшейся от своих «очарований», думающей только о муже и детях, труд-но узнать прежнюю «волшебницу». Но Толстой не осуждает свою героиню, а вос-хищается ею, любящей женой, преданной матерью, хранительницей домашнего очага. Она живет богатым духовным миром Пьера, отражая главное и лучшее в нем. Не понимая мужа умом, она чутьем безошибочно угадывала то, что было са-мым важным в его деятельности, разделяла его мысли, не колеблясь, только пото-му, что это были его мысли, а он для нее — самый умный, самый честный и справедливый человек на свете.

Именно эти качества выше всего ценит Толстой в женщине. Вот почему Наташа Ростова — его любимая героиня, его идеал.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • почему наташа ростова идеал женщины для толстого
  • сочинение на тему идеал женщины для толстого
  • Наташа Ростова как нравственный идеал женщины для Толстого
  • духовные поиски наташи ростовой реферат
  • почему наташа ростова выбрала курагина а не андрея цитата