Л. Н. Толстой - писатель огромного, по-
истине всемирного масштаба, и предметом
его исследований всегда являлись человек,
человеческая душа. Для Толстого человек -
часть вселенной. Ему интересно то, какой
путь проходит душа человека в стремлении
к высокому, идеальному, в попытках познать
самое себя. Не случайно при чтении Толсто-
го мы вспоминаем и термин, впервые введен-
ный в литературоведческий обиход Н. Г. Чер-
нышевским, - «диалектика души».г По его
словам, писателя больше всего интересует
сам психический процесс, его формы, его за-
коны, диалектика души…
Как показан этот процесс в бессмертном
романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»?
Главная проблема, которую ставит в своем
романе писатель, - проблема человеческого
счастья, проблема поисков смысла жизни. Его
любимые герои - Андрей Болконский, Пьер
Безухов, Наташа и Николай Ростовы, люди
ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них
характерна неуспокоенность души, желание
быть полезным, нужным, любимым. Самый
любимый и близкий писателю герой - Пьер
Безухов. Подобно Андрею Болконскому, Пьер
честен и высокообразован. Но если Андрей -
рационалист (у него рассудок преобладает над
чувствами), то Безухов «натура непосредст-
венная, способная остро чувствовать, легко
возбуждаться». Пьеру свойственны глубокие
раздумья и сомнения в поисках смысла жиз-
ни. Жизненный путь его сложен и извилист.
Вначале из-за безрассудства молодости и
под влиянием окружающей обстановки он
совершает много ошибок: ведет бесшабаш-
ную жизнь светского кутилы и бездельника,
позволяет князю Курагину обобрать себя и
женить на легкомысленной красавице Элен.
Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, по-
рывает с женой, разочаровывается в жизни.
Ему ненавистна всеми признаваемая ложь
светского общества, и он понимает необходи-
мость иного пути.
В этот критический момент Безухов
встречает масона Баздеева. Этот «проповед-
ник»’ лорко расставляет перед доверчивым
графом сети религиозно-мистического обще-
ства, которое призывало к нравственному со-
вершенствованию людей и объединению их на
началах братской любви. Пьер понял масонст-
во как учение о равенстве, братстве и любви,
и это помогает ему направлять свои силы на
улучшение жизни крепостных. Он собирался
освободить крестьян, учредить больницы,
приюты, школы.
Война 1812 года заставляет Пьера вновь
горячо взяться за дело, но его страстный при-
зыв помочь Родине вызывает всеобщее недо-
вольство московского дворянства. Он вновь
терпит неудачу. Однако охваченный патрио-
тическим чувством, Пьер на свои деньги сна-
ряжает тысячу ополченцев и сам остается в
Москве, чтобы убить Наполеона. Или погиб-
нуть, или прекратить несчастья всей Европы,
происходившие, по мнению Пьера, от одного
Наполеона. Так расставляет силы в этот мо-
мент автор.
Важным этапом на пути исканий Пьера
является посещение им Бородинского поля
во время знаменитого сражения. Здесь он по-
нял, что историю творит самая могуществен-
ная сила в мире - народ. Вид оживленных
и потных мужиков-ополченцев, с громким го-
вором и хохотом работающих на поле, «по-
действовал на Пьера сильнее всего того, что
видел и слышал.он до сих пор о торжествен-
ности и значительности настоящей минуты».
Еще более тесное сближение Пьера с про-
стыми людьми происходит после встречи
с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном
Каратаевым, который, по мнению Толстого,
является частицей народной массы. От Кара-
таева Пьер набирается крестьянской мудро-
сти, в общении с ним «обретает то спокойст-
вие и довольство собой, к которым он тщетно
стремился прежде».
Жизненный путь Пьера Безухова типи-
чен для лучшей части дворянской молодежи
того времени. Именно из таких людей со-
ставлялась железная когорта декабристов.
Многое роднит их с автором эпопеи, который
был верен данной им в молодости клятве:
«Чтоб жить честно, надо рваться, путаться,
биться, ошибаться, начинать и опять бросать,
и опять начинать и опять бросать, и вечно
бороться и лишаться. А спокойствие - ду-
шевная подлость».
Так же неспокойны душевно и другие ге-
рои романа Толстого: Андрей Болконский,
который достигает гармонии с самим собой
только на Бородинском поле, Наташа - ког-
да становится женой и матерью, Николай -
сделав карьеру военного. Судьбами героев
романа Толстой подтвердил основную свою
мысль: «Человек есть все… есть текучее ве-
щество». В своем творчестве Л. Н. Толстой
сумел выполнить главную задачу - уловить
и показать момент текучести жизни.

Эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” стала одним из самых значительных произведений мировой литературы, затрагивающих нравственные проблемы и дающих ответы на такие важные историко-философские вопросы, которые касаются смысла жизни отдельной личности и ее роли в истории всего человечества.

На примере нравственного поиска центральных героев автор романа помогает читателю научиться выделять в своей жизни самое главное, направлять свои силы и таланты в нужное русло. Изображая современное для своей эпохи общество, Лев Толстой четко разделяет его представителей на тех, кто постоянно в поиске, кого не удовлетворяют общепринятые нормы поведения, кто не останавливается на достигнутом и постоянно совершенствует свою душу, и тех, кто плывет по течению и боится свернуть в сторону, заглянуть вглубь себя, кто предпочитает поддаваться установленным жизненным правилам. Именно поэтому такие герои, как Андрей и Марья Болконские, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы, являющие собой лучших людей, рожденных в благородных русских дворянских семьях, четко противопоставлены семейству Курагиных, Борису Друбецкому, полковнику Бергу и многим другим представителям светского общества

Последние видят смысл своей жизни в приумножении благосостояния за счет выгодного брака, удобного служебного положения или даже выигрыша в карты. Эти люди красиво рассуждают о родине, патриотизме, политике, в сущности, не интересуясь этими понятиями. Все, что их действительно волнует, касается личного спокойствия, узкого семейного благополучия и карьерного роста. Князь Василий Курагин, считая себя тонким политиком, уважаемый многими в светском обществе как человек мудрый и справедливый, на самом деле занят мыслями о том, как бы лучше устроить своих детей: определить недалекого Ипполита в Вену, удачно выдать замуж бесчувственную и корыстную красавицу Элен. Ради приумножения своего состояния князь Василий готов продать свою дочь, похитить завещание Безухова. Ради богатства и высокого положения в свете он способен на любую подлость, и эта черта в полной мере передалась и детям: развратная и хитрая Элен готова дорого продавать свою красоту, Анатоль и Ипполит ведут праздный образ жизни за чужой счет и ради удовлетворения своих низменных желаний готовы идти по головам других, ломая чужие судьбы, не считаясь с чувствами окружающих.

Анна Михайловна Друбецкая готова часами льстить всему свету, лишь бы замолвить слово о своем сыне, а сам Борис женится на богатой, но немолодой Жюли Курагиной, надеясь, что состояние и знатное родство жены помогут ему достичь больших высот. Полковник Берг стремится, чтобы все у него складывалось в жизни “как у всех”. Особенно отвратителен он тогда, когда во время отъезда Ростовых из захваченной французами Москвы по дешевке скупает у них ценные вещи, мебель и просит у графа Ростова лошадей, чтобы вывезти все это добро.

И это далеко не все представители “благородного сословия”, стремления которых глубоко эгоистичны. Они готовы продать свою душу за деньги, они говорят, мыслят и живут фальшиво и напоказ. Именно

поэтому в трудные для всей страны минуты войны такие люди оказываются трусами, не способными не только к защите родины, но даже на спасение самих себя.

Совсем иначе относятся к жизни лучшие люди романа. Несмотря на свою юность и неопытность, Наташа Ростова сразу привлекает к себе внимание как искренняя и глубоко чувствительная натура, в которой заложены лучшие человеческие качества: доброта, способность к самопожертвованию и состраданию, умение любить и отдавать все свои силы на то, чтобы сделать счастливой жизнь своих близких и помочь всем нуждающимся. Потребуется время, чтобы беспечная и вечно восторженная юная девочка превратилась в Наталью Ростову - преданную и внимательную дочь, любящую и верную жену, заботливую мать. Наталья Ростова сумела сохранить свою душу чистой и любящей, способной понять чужую боль и беспрестанно совершать добрые и светлые поступки.

Точно такой же душой обладает и Пьер Безухов, которому пришлось вынести не одно испытание, прежде чем прийти к своему истинному жизненному предназначению. Заслуга Пьера в том, что, несмотря на свой робкий от природы характер, он сумел-таки побороть в себе страх и нерешительность, научился управлять своей судьбой и судьбой близких, вверенных ему людей. Пьер не боится начать все заново, не боится совершать ошибки, все, что он делает, он делает от чистого сердца, от любви и от веры в лучшее. В переломные этапы Пьер ведет себя как настоящий герой, он не боится смерти и искренне готов пожертвовать своей жизнью ради спасения всего человечества.

Несколько другой путь к истине проходит Андрей Болконский. В самом начале он предстает неудовлетворенным светским существованием дворянином-офицером, с откровенным недовольством относящимся к общепринятым нормам поведения и светскому образу жизни. Будучи всецело охваченным тщеславными мечтами, он рвется на войну, на поле сражения. И сама война с ее жестокостью и жизненной правдой открывает ему глаза и заставляет взглянуть на мир иначе. Андрей сближается с простыми людьми, солдатами и крестьянами - и понимает, насколько пусты и никчемны его стремления.

Также прекрасен образ Марьи Болконской, которая свято верит в Бога, и эта вера ведет ее по жизни, помогает справляться с трудностями, не озлобиться и остаться доброй, честной, полезной другим людям. Настоящим мужчиной - смелым, щедрым и благородным - предстает перед читателями Николай Ростов. В семьях Болконских и Ростовых отсутствуют свойственные другим представителям знати ханжество, лицемерие, жажда наживы. Дети Ростовых безгранично любят и доверяют своим родителям, а те, в свою очередь, уважают стремления и желания своих детей. Разорение во время войны не ожесточило их сердца, а напротив, сплотило всех вместе и позволило сохранить верность семье и не запятнать свою совесть предательством и соблюдением мелких интересов. Князь Николай Андреевич Болконский более всего ценил в людях деятельность и ум и также прививал эти ценности своим детям - Андрею и Марье.

Все они, и Болконские, и Ростовы, воспитываются в духе истинного патриотизма, трудолюбия и высокой нравственности, вот почему эти люди огромное значение придают таким понятиям, как ум, совесть, порядочность, честность и т. п. Все эти люди способны по-настоящему любить и жертвовать собой ради счастья близких людей, умеют сострадать и бескорыстно помогать тем, кто оказался в беде и нуждается в помощи. Но самое главное, что возвышает этих персонажей романа и ставит их в центральный ряд произведения, - это их умение не поддаваться внешним обстоятельствам и сохранять свое человеческое достоинство несмотря ни на что, в любой ситуации оставаться верными самим себе и своим жизненным принципам.

Масштаб писательского дара Л. Н. Толстого громаден. Этот талантливый русский писатель имеет огромную популярность во многих странах мира, поскольку центром событий в его произведениях всегда был человек со своим душевным состоянием.

Для Льва Николаевича люди – это составляющие Вселенной. Он – исследователь пути, который проходит человеческая душа, стремясь в высоту, стараясь достигнуть идеала, желая познать свою суть. Л. Н. Толстого, как говорил Н. Г. Чернышевский, «…всего более занимал сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души…”

Здесь следует остановиться и рассмотреть подробнее, как данный процесс раскрывается в славном романе «Война и мир». Главный вопрос, которым задаётся русский писатель, это счастье человека и поиски смысла жизни.

Главные герои исторической эпопеи Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы – это люди, находящиеся в постоянном поиске, испытывающие мучения и страдания. Их души неспокойны, а сами герои стремятся быть необходимыми, приносить пользу, ищут любовь.

Самым любимым и близким автору образом, конечно же, является Пьер Безухов. Он, как и князь Андрей, правдив и высокообразован. Однако Болконский – рационалист (на первом месте рассудок, а не чувства), а Пьер – “натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться”. Безухов часто находится в глубоких раздумьях, он хочет найти смысл жизни, но его мучают сомнения.

У Пьера непростая судьба, она готовит ему много неприятных сюрпризов. Ещё, будучи молодым, попав в неблагоприятную среду, он постоянно ошибается. Пьер, светский гуляка-бездельник, не успевает даже опомниться, как князь Куракин присваивает почти всё графское состояние и способствует его свадьбе с ветреной красавицей Элен. Безухов идёт на дуэль с Долоховым, рвёт супружеские связи, а в итоге имеет полное разочарование в жизни. Он не может смириться с ложью в дворянском обществе, Пьер понимает: необходимо бороться.

В этой переломной ситуации доверием графа завладевает масон Баздеев, и Безухов примыкает к религиозно-мистическому обществу, цель которого состоит в совершенствовании человеческой нравственности и всеобщем единении, поскольку все люди – братья, которые должны любить друг друга. Граф Безухов истолковывает учение масонов, как призыв к равенству, братству, любви, и это в дальнейшем сподвигает его задуматься над созданием лечебницы, приюта и школы для бедных. Он даже планировал дать своим крестьянам вольную.

Военные действия 1812 года воодушевляют Пьера, он с энтузиазмом приступает к делу, однако московское дворянство не одобряет его пламенного призыва стать на защиту Росси. Вновь ему не повезло. Но под влиянием патриотического чувства Безухов выделяет личные средства на снаряжение тысячи солдат и не покидает столицу в трудную минуту. Его цель – «или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы», происходившие, как считал граф, по вине Наполеона, которого он задумывает убить.

Пьер находится на Бородинском поле, когда там происходит историческая битва, и это важный момент на пути поисков смысла жизни. Здесь он приходит к выводу, что историю создаёт народ – самая могучая сила в мире.

Пьер с одобрением внимает словам одного из ополченцев: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят». Образ оживлённых и потных солдат, которые сражаясь на поле, громко смеялись и разговаривали, “подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал он до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты”.

Безухов сблизится с крестьянами еще сильнее, после встречи с Платоном Каратаевым – солдатом и в прошлом крестьянином. Лев Толстой считал этот образ одной из частиц народа. Платон учит графа крестьянской мудрости, и Пьер в его обществе «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде».

На примере Пьера Безухова автор показывает, как жила большая часть молодых дворян 200 лет назад. Такие люди, как они, становились истинными декабристами. И сам Лев Николаевич солидарен с ними: “Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие – душевная подлость”.

Так же неравнодушны и остальные герои романа Л. Н. Толстого: князь Андрей, который обретает душевную гармонию в битве под Бородино, Наташа, когда становится супругой и мамой, Николай, сделав военную карьеру. Раскрыв в произведении жизненные пути главных героев, Лев Толстой в очередной раз доказал, что «человек есть все, все возможности, есть текучее вещество». Великий русский писатель сумел поймать и донести до читателей момент жизненного движения.

Война и мир””.

Лев Толстой - писатель огромного, всемирного масштаба. Главный предмет его исследования – человек, его душа. Писателю интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении понять самое себя. Не случайно, говоря о героях эпопеи Толстого “Война и мир”, мы вспоминаем термин, впервые введенный в литературоведческий обиход Н.Г. Чернышевским - “диалектика души”.

(Н.Г. Чернышевский писал: “Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и столкновений на характеры, третьего – связь чувств действиями … Графа Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души”).

Главной проблемой, которую ставит в своем романе писатель, является проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Любимые герои Толстого – Болконский, Безухов, Ростова – герои идущие, страдающие. Для них характерна неуспокоенность души, желание быть полезным, нужным, любимым. Их многое роднит с писателем, прежде всего желание жить честно. Толстой в молодости писал: “Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость”. Путь проб, ошибок, потерь и обретений проходят его любимые герои.

Андрей Николаевич Болконский – главный герой романа, сын известного князя Николая Андреевича Болконского. Дороживший своей честью, независимый, отличавшийся прямотой суждений старый князь ценил знания, образованность, аккуратность, педантичность; эти качества он и прививает своему сыну.

Для Пьера Безухова князь Андрей – совершенство, он соединяет в себе те качества, которые нет у Пьера, прежде всего силу воли.

Знакомясь с ним на вечере в салоне Анны Павловны Шерер, мы видим красивого молодого человека с усталым, скучающим взглядом; гримаса портит его лицо, когда он обращается к жене, очаровательной княгине Лизе. Он устал от мира блеска и суеты, хотя полностью принадлежит ему. Кумиром князя Андрея в этот период жизни является Наполеон, полководческой славой и талантом которого он восхищается. Андрей тоже хочет достичь высот славы, мечтает о том, чтобы он был известен, чтобы его любили и им восхищались. С этой целью он и отправился на войну 1805 г. Во время событий этой войны он многое понимает. В Шенграбенском сражении он становится свидетелем того, как батарея Тушина до последнего сражалась с неприятелем, между тем как штабные офицеры даже не передали приказ об отступлении и не позаботились о прикрытии батареи. Люди, подобные Тушину, простые солдаты помогают князю Андрею понять, что такое настоящий воинский подвиг.

Князь Андрей искал случая проявить себя, и этот случай представился: во время Аустерлицкого сражения он, подхватив знамя, пытается остановить бегущее войско и ведет солдат в бой. В этот момент ему кажется, что цель, к которой стремился, достигнута. Но его ранят. И на Аустерлицком поле, придя в себя, он слышит голос своего кумира, Наполеона, и слова, сказанные им о князе Андрее: “Вот прекрасная смерть!” Но они не приносят ему счастья. Князю Андрею открывается бескрайнее высокое небо с плывущими по небу облаками, которые символизируют жизни. Его идеал оказывается ничтожным и мелочным, “маленьким Наполеоном”.

Следующим этапом нравственных исканий князя Андрея стала встреча с Пьером Безуховым в Богучарове. Пьера поразила перемена, происшедшая с Андреем, его “мертвый, потухший взгляд”. Разочаровавшись в славе Наполеона, для которой принесены в жертву тысячи человеческих жизней, Андрей признается Пьеру: “Если б Бонапарт стоял здесь – у Смоленска, и тогда бы я не стал служить в русской армии…”, “Я живу – и в этом не виноват; стало быть надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти”.

Андрей сосредотачивается на воспитании сына, строительстве дома, помогает отцу заниматься ополчением, от должности предводителя дворянства отказывается. Андрей настроен мрачно, скептически, но Пьер заряжает энергией своего друга, и поэтому “свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась… во внутреннем мире его новая жизнь”.

Прожив 2 года в деревне, Андрей сумел осуществить немало полезных дел. Одно его имение в триста душ было перечислено в вольные хлебопашцы, в других барщину заменяют оброком. В Богучарово была выписана акушерка, а священник обучал крестьянских детей грамоте.

Особенностью творчества писателя является то, что все политические и социальные проблемы он переносит в нравственный план. По Толстому, лучшие герои -- это люди, способные к развитию, душевным переживаниям, которые ошибаются, но не останавливаются, идут дальше, ищут более верные пути. А статично застывшие, не стремящиеся к усовершенствованию, пусть даже идеальные внешне (Элен), не вызывают симпатии ни у автора, ни у большинства читателей.

Одним из положительных героев романа-эпопеи "Война и мир" является князь Андрей Болконский, который ищет свое место в жизни, желая принести пользу обществу. Мы застаем Андрея Болконского, одного из главных героев, на втором этапе его жизненного пути, уже сложившимся, определившимся в жизни, пережившим любовь, обласканным светом и обществом, знаменитым в высших кругах человеком

Путь исканий персонажа начинается с того, что он презирает условности света, неестественность взаимоотношений в салоне А. П. Шерер, хочет поступить на военную службу. "Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество -- вот заколдованный круг, из которого не могу выйти". Ему противна эта обстановка праздности, царящая в салонах, ему наскучило постоянное кокетство женщин, пустые разговоры. Он не принимал этой неестественности отношений, отсутствие теплоты, задушевных разговоров, которые не были приняты в высшем обществе. Андрей был холоден со своей женой Лизой, потому что она светская женщина, вносящая в домашнюю обстановку кокетство и игривый тон. Она просто не представляла существование каких-либо других отношений, кроме тех, которые были приняты в аристократических гостиных. Он сам говорит, что эта жизнь не для него, так как она, с его точки зрения, бесполезна. В этот период жизни Андрей переживает нравственный подъем, он живет ожиданием чего-то героического перед своим уходом на войну. Идти на войну его заставляют две причины: мечта о славе ("...но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу") и желание убежать из этого "искусственного" мира.

В ходе войны 1805 года мы видим его естественность. Болконский преображается, не осталось и следа от его надменности, язвительности и скуки: "В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени... Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее". Он действительно верил в то, что он делал, полностью отдаваясь службе, он был "одним из немногих офицеров, полагавших свой главный интерес в общем ходе военного дела". Кумиром его в то время был Наполеон, поражавший князя Андрея своим военным гением, силой воли и духа. Князь Андрей принимает живое участие в деятельности окружающих и мечтает о "своем Тулоне". Но его мечты расходятся с буднями воинской жизни, и, желая в ответственный момент повернуть ход сражения и тем самым спасти армию от поражения, он всего лишь по дороге в штаб спасает лекарскую жену. Он считает себя тем человеком, за которым пойдет армия, весь народ, который один может спасти всех. Но приходит разочарование и в военной службе, Андрей понимает, что в одиночку ему ни с чем не справиться, что только всем вместе можно победить. Рушатся его представления об идеальности личности Наполеона, когда в плену, столкнувшись с ним, Болконский видит мелочность и несовершенство этого человека.

С высоты неба, которое он видит и куда стремится его душа, ему кажутся мелочными и незначительными все его мечты о славе и о "Тулоне". По сравнению с вечностью неба людские дела кажутся пустотой, У Болконского возникает вопрос: что есть человек перед лицом вечности? В душе князя происходит переворот. Он понимает, что в жизни есть вещи важнее славы. Он вспоминает о своей жене, и его тянет домой, в свое имение. По возвращении домой его постигает горе: умирает жена. Андрей испытывает чувство вины за то, что, подчиняясь своим эгоистическим желаниям, ушел на войну, оставив жену одну. Он переживает духовный спад, находится в состоянии моральной апатии, одиночества, считая, что жизнь в 31 год кончена.

После войны 1805--1807 гг. Болконский полностью посвящает себя хозяйственным делам в своем имении, уединившись и не встречаясь ни с кем, кроме родственников. Когда Пьер приезжает к нему, он замечает перемены, произошедшие в характере его друга: некоторое безразличие, апатию. "Жить для себя, избегая только этих двух зол (угрызения совести и болезнь) -- вот вся моя мудрость теперь", -- говорил Андрей. Даже чисто внешне изменился князь: он стал "нахмуренным и постаревшим", "взгляд был потухший, мертвый", в улыбке выражалась "сосредоточенность и убитость".

После разговора с Пьером Андрей начинает вести другую жизнь -- читает, интересуется политикой, проводит демократические преобразования. В имении отца он освобождает крестьян и облегчает им жизнь в Богучарове. И в отличие от Пьера доводит все до конца и делает все с толком. Заезжая по делам в имение Ростовых, Андрей по дороге видит старый дуб, который в отличие от остальных деревьев по весне не оделся листвой. И Болконский олицетворяет его с собой. Но Болконский все равно возвращается к жизни, и происходит это после встречи в Отрадном, когда он видит Наташу Ростову, живую, естественную, непосредственную, и понимает, что он никому не нужен, что до его жизни, никому кроме близких, нет дела. Проезжая по этой дороге позже, он видит тот же самый дуб, но уже покрывшийся маленькими зелеными листочками. И это явление природы, созвучное душевному состоянию князя, дает ему понять, что жизнь не кончена в 31 год. Если во время войны 1805 года он жил для других, но отдельно от них, то сейчас в нем проснулась жажда жить среди других, жить в людях.

И Андрей продолжает путь исканий, поступая на государственную службу, желая принести пользу пусть ни на военном, так на мирном поприще. Позже Андрей уезжает в Петербург для представления начальству проекта военных преобразований. Но постепенно его увлекает деятельность комиссии Сперанского и еще более личность самого Сперанского. Он восхищается Сперанским, не видя в нем качеств, присущих светскому человеку, для князя Андрея он, прежде всего, был дальновидным политиком. Андрею льстило внимание и доверие, которое оказывал ему высокопоставленный уважаемый чиновник. Но после встречи с Наташей на первом для нее балу к нему возвращается ощущение "естественных" и "искусственных" ценностей жизни. Именно после общения с ней он замечает фальшь Сперанского, и какая-то брезгливость появляется в нем, когда он видит неестественно белые руки Сперанского и слышит его смех. Болконский начинает понимать, как далека от жизни деятельность комиссии, и приходит в недоумение, как долго он мог заниматься столь праздными вещами.

Единственным душевным спасением для князя Андрея теперь является его любовь к Наташе Ростовой. Эту девушку он увидел еще в Отрадном, может, отчасти благодаря ей князь покинул свое уединение и вернулся к нормальной жизни. Следующая их встреча произошла на первом для Наташи балу, здесь Андрей понял, что эта хрупкая, подвижная девушка сыграет немаловажную роль в его судьбе. После бала Андрей часто ездит в дом Ростовых. И то чувство, которое просыпается в нем к Наташе, как бы приближает его к земной жизни. Он влюбляется в эту простую, естественную, жизнерадостную девушку и делает ей предложение. Наташа соглашается, но заранее предчувствуется невозможность счастья. Об этом говорит отношение семьи Ростовых, которая с тревогой наблюдает за отношениями Наташи и жениха, считая, что этот брак странен и неестествен. Для Наташи Андрей таинствен и загадочен. Между ними нет понимания. Андрей, уезжая в имение отца за благословением, не предупреждает Наташу, тем самым, заставляя ее мучиться и страдать. Андрей откладывает свадьбу на год и уезжает, не понимая, что ей нужно счастье сегодня, сейчас. Наташа, в отличие от Андрея, живет чувством. И это непонимание и отъезд приводят к измене Наташи, которую он в силу своей гордости не смог простить.

Наташа, молодая и неопытная, в поисках чего-то нового, оставляет князя Андрея ради Анатоля Курагина. Это был ужасный удар для Болконского. Он не смог сразу понять и простить Наташу, хотя до этого в разговоре с Пьером он говорил о необходимости глубокого и объективного осознания внутреннего мира падшей женщины.

Новый подъем в жизни Андрея -- это война 1812 года, которая многое в ней изменила. Он нарушает данное себе обещание никогда не воевать, потому что сейчас французы стали его личными врагами, вступив на русскую землю, приближаясь к Лысым Горам и разоряя деревни. Находясь в военном лагере, князь Андрей старался избегать людей, знакомых ему по светскому обществу, так как они могли пробудить в нем мучительные воспоминания о Наташе и о его неудавшемся счастье. Во время этой войны Болконский стал ближе к народу, понимая, что основная сила, приносящая победу, есть определенный дух, состояние войск, чувство патриотизма, находящееся в каждом из солдат, то есть он пришел к идее о "роевой истории". Во время Бородинского сражения Андрей старался поддерживать это особое настроение, но потом понял, что в этом нет необходимости, люди и без того способны в такой момент на подвиги. В разговоре с Пьером перед Бородинским сражением он говорит о том, что исход битвы зависит от морального духа солдат. После ранения, лежа рядом с Анатолем, которому отрезали ногу, он испытывает чувство сострадания к нему. Сострадание к человеку, сделавшему его несчастным. Андрей, испытывая "любовь к врагу своему", обогащается духовно.

Рассматривая путь исканий Андрея Болконского, нельзя не сказать об отношении этого героя к религии. Сначала она для него ничего не значит, он даже иронизирует над своей сестрой княжной Марьей, которая искренне верит в Бога. Истинное осознание религии, приход к духовной жизни, христианской любви -- все это понимает и чувствует князь Андрей после своего ранения на войне 1812 г. Он прощает своего врага Анатоля Курагина, понимает проступок Наташи.