Композиция — это расположение, строение произведения.

Роман «Герой нашего времени» состоит из нескольких повес-тей, которые могут восприниматься как отдельные литературные произведения. Тем не менее каждая из составляющих является необъемлемой частью целого.

Особенность композиции в том, что отдельные повести рас-положены не в хронологическом порядке (т.е. согласно фабуле), а совершенно иначе. Сюжет, то есть совокупность событий в их композиционной последовательности, не совпадает с фабулой. Лермонтов одним из первых в литературе применил подобный приём. С какой целью он это сделал?

Сюжет, не совпадающий с фабулой, помогает переключить внимание читателя с событийной, внешней стороны на внутрен-нюю сторону, с детективной на духовную.

В «Герое нашего времени» воссоздана «вершинная компози-ция», характерная для романтической поэмы. Читатель видит ге-роя только в напряжённые, драматические моменты его жизни. Промежутки же между ними оказываются не заполненными. Мы встречаемся с героем в крепости и в последней сцене тоже видим его в крепости — это создаёт эффект кольцевой композиции.

В различных частях романа мы видим главного героя с точки зрения разных персонажей: рассказчика, Максима Максимыча, самого Печорина. Таким образом, читатель видит Печорина с по-зиций разных людей.

О роли каждой повести в романе можно говорить с разных точек зрения: можно делать акцент на композиционной роли, можно — на значении в раскрытии характера Печорина, на его способности действовать в различных ситуациях. Мы сосредото-чимся на содержании отдельных повестей.

«Бэла»: Печорин отрабатывает романтический стереотип «естественная любовь к дикарке». Лермонтов реалистически раз-венчивает принятую точку зрения, что подобная любовь может быть плодотворной. Печорин показан глазами бесхитростного Максима Максимыча.

«Максим Максимыч»: Печорин нарисован в его отношении с старому сослуживцу Максиму Максимычу как свидетелю своего прошлого: вероятнее всего, он был сух с Максимом Максимычем и поспешил с ним расстаться, так как не хотел будить воспоминания об ушедшем. О Печорине повествует рассказчик — молодой обра-зованный офицер, который уже слышал историю о Бэле.

«Журнал Печорина»: о себе рассказывает сам Печорин.

«Тамань»: Печорин отрабатывает романтическую ситуацию влюблённости в «честную контрабандистку», которая заканчива-ется для него плачевно. Особенность повести в том, что в ней нет фрагментов самоанализа, а есть повествование, приближенное к разговорной речи (так Печорин мог бы рассказать о произошед-шем с ним своим товарищам). Материал с сайта

«Княжна Мэри»: жанровая основа — светская повесть, со-бытия в которой, как правило, связаны с любовной интригой в светском обществе и идеей соперничества между двумя мужчи-нами. От разговорного повествовательного стиля «Тамани» отли-чается подробными описаниями окружающего и детальным са-моанализом (рефлексией), сходна остротой сюжета. Представляет собой дневниковые записи.

Содержит взгляд на Печорина со стороны Вернера, включает реплики других героев (Веры, Мэри, Грушницкого), описываю-щие различные проявления характера Печорина.

«Фаталист»: вновь перед нами стиль устного повествова-ния (как в «Тамани»). Содержание повести — попытка понять движущие силы мира (рок, судьба или осознанная воля человека).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • герой нашего времени строение романа

М. Ю. Лермонтов писал, что в романе «Герой нашего времени» он хотел исследовать «историю души человеческой», которая «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Этой цели подчинена вся сюжетно-композиционная структура произведения.

«Герой нашего времени» включает в себя пять повестей, каждая из которых рассказывает о какой-либо необыкновенной истории в жизни Печорина. Причем в расположении по вестей («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист») Лермонтов нарушает жизненную хронологию эпизодов романа. В действительности же события происходили в следующем порядке: встреча Печорина с контрабандистами в Тамани («Тамань»); жизнь героя в Пятигорске, его роман с княжной Мери, дуэль с Грушницким («Княжна Мери»); пребывание Григория Александровича в крепости N (в это же время происходит история с Бэлой) («Бэла»); двухнедельная поездка Печорина в казачью станицу, спор с Вули-чем о предопределении, а затем вновь возвращение в крепость («Фаталист»); встреча с Максимом Максимычем по пути в Персию («Максим Максимыч»); смерть Печорина (Предисловие к «Журналу Печорина»).

Таким образом, Лермонтов завершает роман не смертью героя, а тем эпизодом, где Печорин, подвергаясь смертельной опасности, все же избежал смерти. Более того, в повести «Фаталист» герой ставит под сомнение существование предопределения, судьбы, отдавая приоритет собственным силам и интеллекту. Таким образом, писатель не снимает с Печорина ответственности за все совершенные им поступки, включая и те, которые он совершил после пребывания в казачьей станице. Однако Лермонтов говорит об этом в конце романа, когда читателям уже известна история с Бэлой, когда они прочли о встрече героя со штабс-капитаном. Как же объяснить такое несоответствие?

Дело в том, что характер Печорина статичен, в романе не представлена эволюция героя, его духовный рост, мы не видим происходящих с ним внутренних изменений. Лермонтов лишь варьирует жизненные ситуации и проводит по ним своего героя.

Благодаря специфической композиции Лермонтов изображает героя в «тройном восприятии»: сначала глазами Максим Максимыча, потом издателя, затем Печорин сам рассказывает о себе в своем дневнике. Подобный прием использовал А. С. Пушкин в новелле «Выстрел». Смысл подобной композиции состоит в постепенном раскрытии характера героя (от внешнего к внутреннему), когда автор вначале заинтриговывает читателя необычностью ситуаций, поступков героя, а затем открывает мотивы его поведения.

Сначала мы узнаем о Печорине из разговора издателя с Максимом Максимычем. Издатель едет «на перекладных из Тифлиса». В повести «Бэла» он описывает свои дорожные впечатления, красоту природы. Попутчиком его становится штабс-капитан, давно служивший на Кавказе. Максим Максимыч и рассказывает попутчику историю с Бэлой. Таким образом, «авантюрная новелла оказывается входящей в «путешествие», и наоборот — «путешествие» входит в новеллу как тормозящий ее изложение элемент».

Рассказ штабс-капитана, таким образом, перемежается его замечаниями, репликами слушателя, пейзажами, описанием трудностей пути героев. Такое «торможение» сюжета «основной истории» писатель предпринимает для того, чтобы еще сильнее заинтриговать читателя, чтобы середина и финал повести были резко контрастны.

«Кавказская история» Печорина дается в восприятии Максима Максимыча, который давно знаком с Печориным, любит его, однако совершенно не понимает его поведения. Штабс-капитан простодушен, духовные запросы его невелики — внутренний мир Печорина для него непостижим. Отсюда — странность, загадочность Печорина, невероятность его поступков. Отсюда и особая поэтичность повествования. Как замечает Белинский, штабс-капитан «рассказал ее по-своему, своим языком; но от этого она не только ничего не потеряла, но бесконечно много выиграла. Добрый Максим Максимыч, сам того не зная, сделался поэтом, так что в каждом слове его, в каждом выражении заключается бесконечный мир поэзии».

В «Бэле» перед нами предстает мир горцев — сильных, бесстрашных людей, с дикими нравами, обычаями, но целостными характерами и чувствами. На их фоне становится заметной противоречивость сознания героя, мучительная раздвоенность его натуры. Но здесь становится особенно заметной и жестокость Печорина. Черкесы в «Бэле» также жестоки. Но для них такое поведение является «нормой»: оно соответствует их обычаям, темпераменту. Справедливость поступков горцев признает даже Максим Максимыч. Печорин же — образованный, воспитанный молодой человек, обладающий глубоким, аналитическим умом. В этом смысле для него подобное поведение противоестественно.

Однако штабс-капитан никогда не критикует Печорина, хотя в душе нередко осуждает его. Максим Максимыч воплощает здесь мораль здравого смысла, «который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения» (Лермонтов «Герой нашего времени»). Однако для Лермонтова подобное поведение — духовная ограниченность штабс-капитана. За рассуждениями «издателя», пораженного гибкостью ума и здравым смыслом русского человека, угадывается мысль самого автора о необходимости бороться со злом, невзирая на какие-либо посторонние условия.

Повесть «Бэла» является своеобразной экспозицией в раскрытии образа Печорина. Здесь мы впервые узнаем о герое и его жизненных обстоятельствах, его воспитании, образе жизни.

Далее о герое рассказывает «издатель», проезжий офицер и литератор. В восприятии «издателя» даны встреча Печорина с Максимом Максимычем и подробный психологический портрет героя (повесть «Максим Максимыч»),

В этой повести практически ничего не происходит — здесь нет того сюжетного динамизма, который присутствует в «Бэле» и «Тамани». Однако именно здесь начинает раскрываться психология героя. Думается, эту повесть можно считать завязкой в раскрытии образа Печорина.


«Тамань» — история взаимоотношений Печорина с «честными контрабандистами». Как и в «Бэле», Лермонтов вновь помещает героя в чуждую для него среду — мир простых, грубых людей, контрабандистов. Однако романтический мотив здесь (любовь цивилизованного героя и «дикарки») почти что пародируется: Лермонтов очень быстро обнажает истинный характер отношений Печорина и «ундины». Как замечает Б. М. Эйхенбаум, «в „Тамани" снимается налет наивного „руссоизма", который может почудиться читателю в „Бэле"».

Красавица-ундина из дикого, свободного, романтического мира оказывается помощницей контрабандистов. Она по-мужски решительна и коварна: Печорину чудом удается избежать смерти в схватке с ней. Таким образом, мир природы и цивилизации вновь оказываются несовместимыми у Лермонтова. Однако в определенном смысле повесть восстанавливает смысловое равновесие в романе. Если в «Бэле» Печорин грубо вторгается в мерный ход жизни горцев и разрушает его, «оскорбляя» в их лице саму природу, то в «Тамани» «природный мир» не желает больше терпеть вмешательств извне и едва не забирает жизнь Печорина.

Как и в «Бэле», в «Тамани» герой сопоставляется с окружающими персонажами. Храбрость и удаль соседствуют в характерах контрабандистов с бессердечием и жестокостью. Снявшись с постоянного места, они бросают на произвол судьбы слепого мальчика, несчастную старуху. Жизнь человеческая в их глазах не имеет никакой ценности: ундина могла бы с легкостью утопить Печорина, если бы он не оказывал сопротивления. Но черты эти в героях психологически мотивированы и оправданы их «дикой, бесприютной жизнью», принадлежностью к «преступному миру», постоянной угрозой опасности, постоянной борьбой за выживание.

Но, отмечая храбрость и бессердечие в характере Печорина, мы не находим в его жизни подобных мотивировок. Для контрабандистов (как и для горцев в «Бэле») такое поведение — «норма». Для Печорина оно противоестественно.

Следующая часть повествования, «Княжна Мери», напоминает нам светскую повесть и психологический роман одновременно. Печорин здесь изображен в окружении людей своего круга — светской аристократии, собравшейся на водах. Как замечает Б. М. Эйхенбаум, после фиаско Печорина, которое он потерпел в Тамани, он «оставляет мир дикарок» и возвращается в гораздо более привычный и безопасный для него мир «знатных барышень и барынь».

С этим обществом героя многое объединяет, хотя он и не хочет признавать этого. Так, Печорин прекрасно ориентируется в мире интриг, сплетен, клеветы и фарса. Он не только разоблачает заговор против себя, но и наказывает его инициатора — убивает на дуэли Грушницкого. От скуки Печорин начинает ухаживать за княжной Мери, но, добившись ее любви, откровенно признается ей в собственном равнодушии. В Кисловодске появляется Вера, единственная женщина, которую Печорин «никогда не смог бы обмануть», но и ей он не может дать счастья.

Несостоятельность в любви — в русской литературе едва ли не самая яркая и многозначительная характеристика персонажа, являющаяся предпосылкой несостоятельности жизненной позиции героя. Печорин нравственно несостоятелен, и в повести «Княжна Мери» он задумывается об этом, анализирует собственный характер, свои мысли и чувства. Повесть является кульминационной в понимании образа Печорина. Именно здесь он раскрывает свою психологию, свои жизненные установки.

Перед дуэлью с Грушницким он размышляет о смысле собственной жизни и не находит его: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные, но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни...».

«Княжна Мери» в определенном смысле является и развязкой в сюжетной линии Печорина: здесь он доводит до логического завершения особенно важные для него человеческие связи: убивает Грушницкого, открыто объясняется с Мери, порывает с Вернером, расстается с Верой.

Кроме того, стоит отметить схожесть сюжетных ситуаций трех повестей — «Бэлы», «Тамани» и «Княжны Мери». В каждой из них возникает любовный треугольник: он — она — соперник. Таким образом, стремясь избежать скуки, Печорин попадает в похожие жизненные ситуации.

Последняя повесть, завершающая роман, носит название «Фаталист». В раскрытии образа Печорина она играет роль эпилога. Лермонтов поднимает здесь философскую проблему судьбы, рока, фатума.

Вулич погибает в повести, как и предсказал Печорин, и это наводит на мысль о том, что предопределение существует. Но вот Печорин сам решил испытать судьбу и остался жив, мысли героя уже более оптимистичны: « ..как часто мы принимает за убеждение обман чувств или промах рассудка!... Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает».

Таким образом, завершение «Героя нашего времени» философской повестью многозначительно. Печорин часто творит зло, прекрасно сознавая истинный смысл своих поступков. Однако «идеология» героя разрешает ему подобное поведение. Сам же Печорин склонен объяснять свои пороки злым роком или судьбой, жизненными обстоятельствами и т. д. «С тех пор, как я живу и действую, — замечает герой, — судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог ни умереть, ни прийти в отчаяние. Я был как необходимое лицо пятого акта: невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя». Лермонтов же не снимает с Печорина ответственности за его поступки, признавая автономность свободной воли героя, его возможность выбора между добром и злом.

Таким образом, роман проникнут единством мысли. Как отмечал Белинский, «линия круга возвращается в точку, из которой вышла»1. Основная идея романа — вопрос о внутреннем человеке, о его поступках и наклонностях, мыслях и чувствах и причинах, породивших их.

Сюжет романа «Герой нашего времени» строится на основных темах, объединяющих всё произведение: темах родины, души человека, любви, общества, судьбы, истории, войны. В каждой из повестей романа эти темы так или иначе переплетаются.

Основной составляющей сюжета повестей и всего романа являются место действия, общественная и национальная среда, историческая обстановка. Конфликты повестей рождаются в тесной связи с реальностью созданного художественного мира. Так, любовный конфликт — история любви Печорина и Бэлы, как бы высоко и абстрактно мы о ней ни рассуждали, изображена во всей исторической и национальной конкретности, психологически верно, с вниманием к социальным нюансам отношений героев. Повесть «Тамань» представляет точную художественную картину нравов приморского городка, жестокость и коварство преступного мира, сонную отупелость гарнизонных служащих. В повести «Княжна Мери», помимо тонкого изображения темы любви и дружбы, замечательной находкой Лермонтова стал выбор социальной среды и места, где разворачиваются события. Конфликт Печорина и «водяного общества» оказался точкой пересечения многих сюжетных мотивов повести — социальных, моральных, духовно-нравственных. Очень точно соотносятся тема «Фаталиста» и временное пребывание героя на переднем крае военных действий, в глухой провинции, где он так остро и ясно ощущает своё одиночество и неприкаянность.

Композиция романа «Герой нашего времени» отличается особой сложностью. Прежде всего необходимо сказать о том, что роман состоит из автономных частей — повестей, которые тем не менее представляют собой художественное целое. Повести объединяются общим героем, однако известную трудность для понимания целостности романа представляют вопросы: почему автор выбирает именно эти, а не какие-нибудь другие события в жизни Печорина и почему располагает их именно в таком порядке?

Идея романа представлена через раскрытие образа Печорина. Ведущим конструктивным приёмом в этом плане является изображение героя в двух основных ракурсах: в первых двух повестях и предисловии рассказ о герое ведётся со стороны, поначалу мы узнаём о нём от Максима Максимыча. Затем читаем записки Печорина о его приключениях на Кавказе в «Журнале Печорина», то есть, пользуясь словами Белинского, встречаемся на страницах журнала с «внутренним человеком». Повесть «Тамань», первая в «Журнале Печорина», соединяет два ракурса изображения героя — «со стороны» и «от него самого», важно при этом, что герой в ней ни разу не назван по имени.

Следующая особенность композиции состоит в том, что хронология событий в жизни героя не совпадает с хронологией рассказа о них. Так, путь Печорина вне романной последовательности таков: приезд на Кавказ («Тамань»), отпуск после военных действий («Княжна Мери»), двухнедельная военная миссия во время службы в крепости («Фаталист»), история любви Печорина и Бэлы во время службы в крепости («Бэла»), встреча с Печориным четыре года спустя («Максим Максимыч»), смерть Печорина (предисловие к «Журналу Печорина»). Расположены эти события в романе в ином порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Этот принцип построения романа получил название «двойная хронология». Объяснений «двойной хронологии» существует много. Можно выделить из них два основных. С точки зрения сюжета такую последовательность можно объяснить тем, что странствующий литератор, издающий роман о Печорине, составил книгу в той последовательности, в какой сам узнавал о жизни её героя. С точки зрения смысла композиции — тем, что повести до объединения в роман представляли собой разрозненные эпизоды из жизни отдельного человека, после объединения стали представлять этапы его жизненной судьбы и душевного развития.

Важное значение приобретает принцип «обратной хронологии», проявляющийся в том, что более ранние события жизни Печорина отнесены во вторую половину романа — в «Журнал Печорина», а им в повествовании предшествуют более поздние события. С помощью этого приёма автор стремится избежать предвзятого отношения к герою, которое возникает, когда мы узнаем о человеке «со стороны». Эту же цель автор преследует, последовательно сменяя повествователей-рассказчиков, которые представляют героя в разных ракурсах. Странствующий литератор, впоследствии издатель книги о Печорине, выступает наблюдателем, Максим Максимыч — непосредственным свидетелем и участником событий, Печорин переживает их в своей жизни.

Образ Печорина становится отчётливее, реальнее и глубже по мере развития повествования. Логика последовательности повестей такова, что в каждой из них возникает вопрос, ответ на который предполагается в следующей. Так, в «Бэле» мы узнаём о Печорине из рассказа Максима Максимыча, однако не видим его своими глазами.

В конце повести пробуждается интерес к личности героя в вопросе: кто он такой? И вот в «Максиме Максимыче» мы, казалось бы, получаем на него ответ. Печорин появляется в повести физически, в ней даже приводится развёрнутый портрет героя с элементами психологизации. Однако необычное поведение Печорина вызывает следующий вопрос: почему он такой? «Журнал Печорина» призван дать объяснение состоянию героя, однако события «Тамани» вызывают в нас очередное недоумение: что же ему нужно? Из повести «Княжна Мери» мы получаем чёткое разъяснение: Печорину нужны любовь и дружба, но в конце повести происходит катастрофа. Печорин теряет всё, что привязывает человека к жизни, тогда естественно встаёт проблема выбора: что делать герою, не отказаться ли от дальнейшей борьбы в жизни? Повесть «Фаталист» завершается позитивным выбором Печорина в пользу жизни, она заканчивается оптимистически: «Офицеры меня поздравляли — и точно, было с чем!» Именно в этом свою решающую роль играет кольцевая композиция романа: Печорин возвращается в крепость к Максиму Максимычу, и роман словно бы начинается вновь — Печорин похитит Бэлу, всё повторится, но значение событий будет иным, новым.

Мотив странничества связывает всё произведение, его герои постоянно пребывают в пути, вне дома. Таков Печорин, таков одинокий штабс-капитан Максим Максимыч, не имеющий ни семьи, ни постоянного пристанища, таков и странствующий литератор.

Наконец, глубочайшую идейную роль играет ещё один композиционный приём романа: герой умирает в середине произведения и тут же «воскресает» в «Журнале Печорина». Этот эффект даёт возможность показать вечное нравственное возрождение человека.

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова является социально-психологическим романом. Лермонтов хотел раскрыть в романе "Герой нашего времени" все тайны человеческой души. Роман был написан во времена, когда человек не мог высказать свое мнение, не пострадав. Роман написан и состоит из многих повестей собранный в одно произведение.

Повести написаны в разном хронологическом порядке, но от этого его смысл не теряется. Каждая из них может существовать отдельно, ведь в них описаны разные события, случившиеся в жизни Печорина. Человек на протяжении всего романа пытается себя найти, но не знает, каким он хочет быть на самом деле.

Михаил Юрьевич взял за основу раскрытие характера главного героя Печорина. Очередность глав Лермонтов менял не один раз, все хотел выстроить идеальный порядок в своем романе. Михаил Юрьевич хотел выстроить философский порядок, чтобы читателю было понятно, о чем идет речь.

Роман Лермонтова состоит из пяти повестей, но выстроены они в хаотичном порядке. Вначале выставлены повести, которые завершают жизнь Печорина, а потом уже события которые произошли с главным героем ранее. Русский офицер в каждой из повестей хочет найти в этом мире для себя место, но никак не может определиться. Ему очень быстро становится скучно с девушками, и он никого не любит.

Роман начинается с того что Печорин увлекается девушкой Бэлой и решает ее украсть от возлюбленного, но в тот момент он не знает о том что она ему быстро наскучит. Он затачивает девушку в крепости, где он сам находится, но через какое-то время Печорину становится скучно и он не понимает, зачем он украл ее ведь так и не смог ее полюбить. Печорин так хочет свободы и не любит когда его пытаются сковать в своих действиях. Офицер пытается сбежать из крепости куда-то в дали, чтобы найти себя и свое место. В последней заключительной повести Печорин все же возвращается в крепость, с которой сбежал.

В первой повести «Бэла» читатель знакомится с Печориным со слов его друга Максима Максимыча. Он описывает, что офицер романтик и украл девушку, потому что влюбился в нее. В другой повести, название которой «Максим Максимыч» раскрывается образ Печорина со слов рассказчика. Именно в ней описывается внешний вид Григория Александровича Печорина и разрушается миф и его романтичности. В остальных частях романа этап за этапом разрушается добрый и светлый образ Печорина.

В завершительной части романа «Фаталист» Михаил Юрьевич пишет о том, что Печорину стоит сделать выводы о своей жизни. Печорин считает, что не все так просто и ему стоит задуматься, как он себя вел на протяжении всего времени. Он сделал определенные выводы о своей жизни и очень бы хотел исправить некоторые моменты. Григорий Александрович готов бороться с судьбой, но читателю понятно, что это приведёт к быстрой смерти Печорина. Лермонтов хотел раскрыть всю суть человеческой души, а именно Григория Александровича Печорина. Михаил Юрьевич высветил реалистическую характеристику русского офицера, который искал себя по жизни и совершил немало ошибок.

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» увидел свет в 1840-м году. Произведение написано в пяти частях. Пять отдельных повестей объединяет главный герой - Печорин Григорий Александрович. Само построение романа (его композиция) не имеет чёткой хронологии. Расположение повестей в существующем порядке призвано решить определённые художественные задачи.

Первая часть романа состоит из двух повестей: «Бэла» и «Максим Максимыч». Повествование идёт от имени Максима Максимовича. Он рассказывает о Печорине третьему лицу, который в следующих главах будет и сам повествовать от имени автора. В «Бэле» описана трагедия молодой девушки-черкешенки. Герой романа, изнывающий от скуки, крадёт сначала коня, а потом и Бэлу. Пренебрежение традициями горцев приводит к ужасному финалу. От рук разбойника Казбича погибает красавица Бэла и её отец. Сподвижник Печорина – Азамат – вынужден навсегда покинуть свою семью.

Описывая в «Максим Максимыче» Печорина, Лермонтов даёт характеристику и самому Максимычу. Показывая два типа людей, два разных характера, автор противопоставляет их друг другу. Два героя встретились. Но говорить им, в общем-то не о чем. Максим Максимович, как ни пытался, не сумел постичь внутренний мир Печорина.

В «Тамани» герой романа показан смелым и решительным. Случайная встреча с контрабандистами могла привести его к смерти. Сравнения с контрабандистами Григория Печорина не в его пользу. Безрассудная храбрость и жестокость оправданы образом жизни, который они вынуждены вести. У Печорина же мотивация для таких поступков отсутствует.

Апофеозом сюжетного замысла романа является «Княжна Мэри». Здесь герой оказывается в привычной для себя среде - в обществе аристократов. У этих людей за внешним лоском вполне уживаются фарс и интрига, подлость и ложь, сплетни и лицемерие. Печорин – неотделимая часть этого мирка. Отсутствие нравственного начала не даёт ему шанса быть счастливым в любви. Собираясь на дуэль с Грушницким, Григорий Александрович задумался о смысле собственной жизни. Но не нашёл его.

Заключает роман «Фаталист». Рассуждая о прожитом, Печорин считает, что во всех злоключениях виноват «фатум». Мысль о том, что человек сам выбирает между Добром и Злом, не приходит ему на ум.

Несколько интересных сочинений

    Каждый задумывается о выборе будущей своей профессии. Невозможно перечислить все имеющиеся профессии на земле. Есть лишь одна, без которой не может обойтись общество - это учитель.

  • Образ и характеристика Штольца в романе Обломов Гончарова сочинение

    Андрей Штольц - один из центральных персонажей в известном романе И.А.Гончарова «Обломов». Внимательный читатель сразу догадается, что Штольц является противоположностью своего лучшего друга

  • Тема свободы в поэме Мцыри сочинение

    Приемник знаменитого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича, который сам смог добиться значительных успехов в данном деле, и так же стать знаменитым и не менее великим, Лермонтов Михаил Юрьевич очень часто не соглашался

  • Образ и характеристика Шеиной Веры Николаевны в рассказе Гранатовый браслет Куприна сочинение

    Главная героиня повести – Вера Николаевна Шеина – супруга Василия Львовича Шеина. Княжна, светская дама, Вера Николаевна была женщиной красивой и утончённой. Всё в ней было прекрасно: и стать, и лицо. Внешне немного холодная и высокомерная

  • Анализ рассказа Чехова Крыжовник сочинение 10 класс

    Удивительный и неповторимый Антон Павлович Чехов славится своими непревзойденными рассказами, которые затрагивают до глубины души. Глубоким смыслом не обделено и произведение Крыжовник

Иван Сергеевич Тургенев - наш выдающийся классик, создавший правдивую, незабываемую галерею образов русских людей. Писатель всегда шел впереди своего времени, видел дальше современников, поэтому часто подвергался ожесточенной критике и правых, и левых. Обществу не нравилась та беспощадная правда, с которой Тургенев показывал своих героев: бездеятельных и пустословов, ходульных и с напускным аристократизмом.

Гениальный писатель видит необходимость изменений в русском обществе и нежелание этого общества вершить что-то новое. Большинство боится перемен, даже малейших изменений. Эту ситуацию писатель правдиво и образно показал в своем романе “Отцы и дети”.

Базаров - представитель нового поколения. Он ничего не принимает на веру, все хочет проверить опытным путем. Для него не существует признанных авторитетов. Поэзию и искусство он отвергает, как бесполезные обществу занятия.

Оппонентом ему в романе выступает Павел Петрович Кирсанов, вальяжный барин, блестящий аристократ, ставящий традиции выше всего. Даже в деревне Кирсанов одет по последней моде, требует соблюдения всех условностей. Появление Базарова, нигилиста, раздражает Павла Петровича. Он сразу становится в оппозицию к Евгению Базарову. Кирсанова раздражают грязные ногти, общительность и демократизм Базарова, его умение общаться с простыми людьми. За всем этим Кирсанов видит опасность для себя и своего класса. Базаров и подобные ему расшатывают устои того общества, в котором привык жить Павел Петрович, и он будет защищать свой “мир” всеми доступными ему способами. Недаром он вызывает Базарова на дуэль. Кирсанов не Фенечку и брата своего защищает, а устои и традиции того общества, в котором привык жить.

В споре Базаров часто агрессивен, он пытается навязать собеседнику свое мнение. Порой он непоследователен в суждениях (отвергая любовь, сам любит глубоко и безответно) . Уважая и любя своих родителей, не может выдержать в отчем доме даже нескольких дней. Отношение у Базарова к природе очень своеобразное: “Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней - работник”, - говорит он. Евгений Васильевич лишен всякой романтики, часто нарочито культивирует в себе прагматизм. Он высмеивает любовь Николая Петровича к музыке и поэзии; восторженность Аркадия отвергает и осуждает, но все это кажется нарочитым, ненатуральным. Иногда Базаров кажется нам искусственно придуманным героем, а не увиденным в жизни. Он не вызывает симпатии своей прямолинейностью. Раздражает его категоричность и максимализм. А концовка романа убеждает в несостоятельности теории героя. Гибнет не Базаров, а его искусственная теория. А может быть, тогда еще время не наступило?

Роман “Отцы и дети” остается для нас наглядным примером своего времени, зеркалом, отражающим эпоху с ее конфликтами и достижениями. Читая роман, мы сопереживаем героям, не соглашаемся с ними, вступаем в споры, но никогда не остаемся равнодушными, и это главная заслуга писателя.

Тургенев создал классический роман, вот уже более ста лет будящий воображение, желание мыслить, искать свой путь в жизни, не оставаться равнодушными. В этом главная заслуга романа и классики в целом.