Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Мария Новикова-Охонская, корреспондент:

Олимпийские пиктограммы, экскаватор-каналокопатель, электробритва, прогулочно-экскурсионный теплоход. Вопрос: что общего между этими и десятками других изобретений? Правильный ответ: ленинградские дизайнеры. Узнать истории тех, кто стоял у истоков отечественного дизайна - промышленного, графического и бытового - можно на выставке «Сделано в СССР».

Александр Тимофеев, председатель Санкт-Петербургского Союза дизайнеров:

В декабре Петербургскому Союзу дизайнеров исполняется 30 лет, и мы традиционно в юбилейные дни устраиваем выставку отцов основателей. Очень важно и самим отцам основателям и молодёжи - членам Союза дизайнеров и вообще петербургским дизайнерам - не забывать корни своей истории. Корни очень крепкие, очень ветвистые, очень жизнеспособные, вот этому и посвящена выставка.

Существует множество определений понятия дизайн. Для советских специалистов по технической эстетике была близка лаконичная формула: функция плюс красота. А удобство будущего потребителя ими ставилось выше собственных творческих амбиций. Проектирование любого предмета - от оправы очков до транспортного средства - шло с заботой о том, чтобы использовать его было комфортно и приятно.

Светлана Мирзоян, соавтор проекта первого советского микроавтобуса:

Что значит микроавтобус? Маленький автобус на десять мест. Кто пользуется? Какая разница кто? Мужчина, женщина, молодой человек, девушка. Чтобы было удобно, чтобы было комфортно, чтобы было светло в вечернее время, чтобы легко было зайти, легко было выйти, чтобы удобно было сидеть. Я вот даже вам раскрою секрет, вот это я клеила, клеила бумажку, и потом это всё задувалось, всё вручную. Любовь и желание о том, чтобы не было видно, что всё это сделано кустарным способом, всё-таки двадцатый век.

Полёт творческой мысли не раз прерывался из-за невозможности реализовать конкретную задумку по бюрократическим или экономическим причинам. И всё же ежегодно разработки ленинградских дизайнеров внедрялись во все сферы жизни советских граждан. Техника и электроника, спорт и досуг, производство и домашний быт.

Сергей Дужников, куратор выставки, промышленный дизайнер:

Я живой свидетель этому был, когда Валерий Николаевич Тимошенко, с которым я тогда работал, он взял шведский удлинитель, и вместо двух деталей сделал три, и получился рулеточный удлинитель, который был в семье у каждого. А основное в этом изобретении было не эта общая система, а запатентованная как изобретение сбоку входящая шайбочка, через которую входил шнур. Такое яркое выражение технического решения, но связанного с эстетическим восприятием.

Алексей Печкин, председатель клуба ветеранов Санкт-Петербургского Союза дизайнеров:

Опыт советского дизайна, он очень велик, он до сих пор не до конца понят может быть, а сегодня надо сделать ударение на подготовку специалистов.

Приобщиться к истории отечественного дизайна, поностальгировать по атрибутам советского прошлого, увидеть ретроспективу «Первые в России. Первые в СССР. Первые в мире» и вдохновиться на творческие поиски и подвиги ради славы современного петербургского дизайна можно абсолютно бесплатно. Выставка в креативном пространстве «Мойка, 8» продлиться до конца 2017 года.

29 июня в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова открылась выставка неподцензурных текстов, распространявшихся в 1950-80-х гг. в СССР «Самиздат. Сделано в СССР»

Сегодня слово САМИЗДАТ уже требует расшифровки. Это способ неофициального (минуя цензуру, издательства и даже автора) распространения копий текстов, изготовленных машинописным или фотоспособом. А в более широком смысле Самиздат - это уникальное культурное и общественное явление, которое сформировалось в СССР и других соцстранах в послевоенный период.

Произведения многих выдающихся писателей пришли к широкому читателю именно через Самиздат. В Самиздате велись философские и идеологические споры, распространялась информация о протестах против несвободы и репрессиях власти. Изготовление, распространение Самиздата преследовалось властями и могло повлечь за собой даже уголовное наказание.

Сегодня советская цензура ушла в прошлое. То немногое, что нельзя купить в магазине, легко найдется в интернете. Мы свободны в выборе. Но может ли современное качество чтения сравниться с тем, которое было в эпоху Самиздата?

Посетители выставки обнаружат тексты знакомых и любимых авторов в необычном формате. А тот, кто впервые на нашей выставке откроет для себя имена известных авторов Самиздата, возможно, расширит свой список «главных книг».

Выставка организована при участии:

  • Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова
  • Архива Сахарова
  • Государственной Публичной Исторической Библиотеки
  • Международного Мемориала
  • Мытищинского историко-художественного Музея

Дизайн и художественная концепция выставки – Александр Ермолаев, мастерская-таф

Куратор выставки – Людмила Василовская

Выставка осуществлена при финансовой поддержке Посольства Королевства Дания в РФ.
В рамках проекта Историческая библиотека представляет уникальные издания литературного и музыкального андерграунда (переданные нам в составе коллекции «Гуманитарного фонда»), материалы из собрания «Библиотеки Игрунова», политический и религиозный самиздат.

Экспозиция выставки


Директор ГПИБ России М.Д. Афанасьев с журналистом "Пятого канала".

Экспозиция выставки. Сотрудники ГПИБ России

(Е.Н. Струкова и А.М.Коротеева) на открытии выставки.

В Бердянском художественном музее им. И.И. Бродского проходит интерактивная выставка под названием «Прикоснуться к прошлому», или «Сделано в СССР».

«В «50-х годах» мы воссоздали картину «Школьница». Все пришедшие могут присесть за стол, попробовать что-то написать пером и чернилами»

Как рассказала Марина Бучакчийская, директор музея, идея этого проекта созрела давно.

– Нам очень хотелось показать работы, написанные в стиле соцреализма. Эти работы хранятся в наших фондах, но еще ни разу не экспонировались, потому что не было концепции выставки. Еще в 2012 году мы обратились к жителям Бердянска с просьбой принести вещи, которые бы отражали жизнь людей, характеризовали разные периоды в истории страны - СССР. К нашей радости, люди откликнулись, принесли вещи обихода, одежду, предметы интерьера. Это позволило воплотить нашу идею в жизнь. Мы разделили период от тридцатых до девяностых годов 20 века на десятилетия. Каждому десятилетию посвящен отдельный зал, в котором сохраняется атмосфера этого времени.

В зале, отражающем 40-е годы, можно завести и послушать настоящий патефон, возле которого есть выбор пластинок

Экскурсию по экспозиции для нас провела главный хранитель фондов Бердянского художественного музея Галина Мириленко.

Для нас очень важно было заинтересовать зрителя, поэтому мы оживили нашу экспозицию. В каждом зале есть предметы, которые можно трогать. Обычно в музеях не разрешают брать в руки экспонаты, у нас тоже это запрещено. Но изюминка этой выставки в том, что к истории действительно можно прикоснуться. Так, например, в зале, отражающем 40-е годы, можно завести и послушать настоящий патефон, возле которого есть выбор пластинок, а также зажечь лампаду, при которой писали и работали по вечерам. Картины в этом зале описывают военное время. Практически уникальную видеозапись можно посмотреть в зале 30-х годов. Это видеообращение самого И.И. Бродского, записанное где-то в 35 году. Эти годы характеризуют картины из жизни Бердянска, а также описывающие голодомор. В «50-х годах» мы воссоздали картину «Школьница». Все пришедшие могут присесть за стол, попробовать что-то написать пером и чернилами. А вот зал 60-х годов больше заинтересует женщин. Здесь можно воспользоваться пудрой, тушью и духами «Красная Москва». Мы подготовили настоящий косметический столик. 70-е годы – это кримплен, нейлон… Мы показали, что художник на полотне может остановить мгновение, и наши инсталляции это подтверждают. Очень приятно, что эти работы могут увидеть посетители – впервые в истории нашего музея. Это уникальная экспозиция, и она достойна того, чтобы ее посмотреть.

Художник Годлевский. «Набережная Бердянска в 1936 году». Такой вид имела набережная от памятника рыбачку в сторону Песок

28 ноября в Креативном пространстве «Мойка-8» открывается выставка «Сделано в СССР», посвященная 30-летию Санкт-Петербургского Союза дизайнеров. Экспозиция представляет лучшие работы членов-учредителей Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, стоявших у истоков создания этой творческой организации в 1987 году.

На выставке представлены самые разнообразные проекты — от телевизоров КВН и первого советского коротковолнового радиоприемника до микроавтобуса РАФ — наглядно демонстрирующие активность развития отечественного дизайна во второй половине ХХ века. Это были годы сложения Ленинградской школы дизайна, годы возрождения и расцвета крупнейшего профильного вуза страны — Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной, ныне СПб государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица.

Тогда же происходило системное осознание дизайнерами значимости своей роли в отечественной культуре и экономике, в улучшении качества жизни и формировании достойной среды обитания граждан, результатом чего стала организация дизайнерами Ленинграда своего творческого союза, позволившего объединить усилия профессионалов для становления дизайна как важного инструмента в социальном и экономическом развитии не только города на Неве, но и всей страны.

Большая часть представленных на выставке работ относится к 1960-м — 1980-м годам — пику творческой активности членов-учредителей, когда профессия дизайнера как специалиста по проектированию эстетических свойств промышленных изделий была чрезвычайно востребована.


Оригинальность идей и разнообразие художественных почерков, широкий диапазон авторских индивидуальностей характеризуют представленные работы, при этом нельзя не отметить, что подавляющее большинство проектов не осталось на бумаге и было реализовано, а некоторые из них отмечены наградами на отечественных и международных конкурсах.

Режим работы:

  • понедельник — четверг с 12:00 до 18:00;
  • пятница — с 12:00 до 17:00;
  • суббота, воскресенье — выходные.