Кто такой литературный персонаж? Этому вопросу мы посвящаем нашу статью. В ней мы расскажем, откуда пришло это название, какими бывают литературные персонажи и образы и как описывать их на уроках литературы по своему желанию или требованию учителя.

Также из нашей статьи вы узнаете, что же такое "вечный" образ и какие же образы называют вечными.

Литературный герой или персонаж. Кто это?

Часто мы слышим понятие "литературный персонаж". Но о чем речь, объяснить могут немногие. И даже школьники, недавно вернувшиеся с урока литературы, часто затрудняются ответить на вопрос. Что же это за загадочное слово "персонаж"?

Пришло к нам из древней латыни (persona, personnage). Значение - "личность", "особа", "лицо".

Итак, литературный персонаж - это действующее лицо Речь преимущественно идет о прозаических жанрах, так как образы в поэзии обычно носят название "лирический герой".

Без действующих лиц написать рассказ или поэму, роман или повесть невозможно. Иначе это будет безсмысленным набором если не слов, то, возможно, событий. Героями выступают люди и животные, мифологические и фантастические существа, неодушевленные предметы, например, стойкий оловяный солдатик у Андерсена, исторические личности и даже целые народы.

Классификация литературных героев

Могут запутать своим количеством любого знатока литературы. А ученикам средних школ особенно тяжело. А особенно тем, что предпочитают поиграть в любимую игру вместо выполнения домашнего задания. Как же классифицировать героев, если этого потребует учитель или, того хуже, экзаменатор?

Наиболее беспроигрышный вариант: классифицировать героев по степени их важности в произведении. По данному признаку литературные герои делятся на главных и второстепенных. Без главного героя произведение и его сюжет будут набором слов. А вот при потере второстепенных персонажей мы утратим определенную ветку сюжетной линии или выразительность событий. Но в целом произведение не пострадает.

Второй вариант классификации более ограниченный и подойдет не всем произведениям, а сказкам и фантастическим жанрам. Это деление героев на положительных и отрицательных. Например, в сказке о Золушке сама бедная Золушка - положительный герой, она вызывает приятные эмоции, ей сочувствуешь. А вот сестры и злая мачеха - явно герои совершенно иного склада.

Характеристика персонажа. Как писать?

Герои литературных произведений иногда (особенно на уроке литературы в школе) нуждаются в развернутой характеристике. А как же ее писать? Вариант "жил-был такой герой. Он из сказки о том и том" явно не подойдет, если оценка важна. Мы поделимся с вами беспроигрышным вариантом написания характеристики литературного (и любого другого) героя. Предлагаем вам план с краткими пояснениями, что и как писать.

  • Вступление. Назовите произведение и героя, о котором вы будете рассказывать. Сюда же можно добавить, почему именно его вы хотите описывать.
  • Место героя в рассказе (романе, повести и т. п.). Сюда вы можете написать, главный он или второстепенный, положительный или отрицательный, человек или мифический или историческая личность.
  • Внешность. Не лишним будет можно с цитатами, что покажет вас как внимательного читателя, да еще и добавит объема вашей характеристике.
  • Характер. Тут все понятно.
  • Поступки и их характеристика на ваш взгляд.
  • Выводы.

Вот и все. Сохраните себе этот план, и он не раз вам пригодится.

Известные литературные персонажи

Хоть само понятие литературного героя может показаться вам совсем незнакомым, но если назвать вам имя героя, вы, скорее всего, много вспомните. Особенно это касается известных персонажей литературы, например, таких как Робинзон Крузо, Дон Кихот, Шерлок Холмс или Робин Гуд, Ассоль или Золушка, Алиса или Пеппи Длинный Чулок.

Таких героев называют известными литературными персонажами. Эти имена знакомы детям и взрослым из многих стран и даже континентов. Их не знать - признак недалекости и необразованности. Поэтому, если вам некогда прочитать само произведение, попросите кого-то рассказать об этих героях.

Понятие образа в литературе

Наряду с персонажем часто можно услышать понятие "образ". Что это? То же, что и герой, или нет? Ответ будет и положительный, и отрицательный, потому что литературный персонаж вполне может быть и литературным образом, а вот самому образу не обязательно быть персонажем.

Часто того или иного героя мы называем образом, но тем же образом в произведении может выступать природа. И тогда темой экзаменационного листа может служить "образ природы в рассказе...". Как быть в таком случае? Ответ в самом вопросе: если речь о природе, ее место в произведении вам и нужно характеризовать. Начните с описания, добавьте элементы характера, например "небо хмурилось", "солнце немилосердно пекло", "ночь пугала свей темнотой", и характеристика готова. Ну а если потребуется характеристика образа героя, то, как ее написать, смотрите план и подсказки выше.

Какими бывают образы?

Следующий наш вопрос. Здесь мы выделим несколько классификаций. Выше мы рассмотрели одну - образы героев, то есть людей/животных/мифических существ и образы природы, образы народов и государств.

Также образы могут быть так называемыми "вечными". Что такое "вечный образ"? Это понятие называет героя, созданного когда-то автором или фольклором. Но он был настолько "характерным" и особенным, что спустя года и эпохи другие авторы пишут с него своих персонажей, возможно, давая им другие имена, но суть от этого не меняя. К таким героям относятся борец с Дон Кихот, герой-любовник Дон Жуан и многие другие.

К сожалению, современные фантастические персонажи вечными не становятся, несмотря на любовь фанатов. Почему? Чем лучше этот смешной Дон Кихот Человека-Паука, например? Сложно объяснить это в двух словах. Только прочтение книги даст вам ответ.

Понятие "близости" героя, или Мой любимый персонаж

Иногда герой произведения или кино становится настолько близким и любимым, что мы пытаемся подражать ему, быть похожим на него. Такое случается не просто так, и не зря выбор падает именно на этого персонажа. Часто любимым героем становится образ, уже чем-то напоминающих нас самых. Возможно, сходство это в характере, или пережитом и героем, и вами. Или же этот персонаж находится в ситуации, подобной вашей, и вы понимаете и сочувствуете ему. В любом случае это не плохо. Главное, чтобы вы подражали только достойным героям. А их в литературе предостаточно. Желаем вам встречаться только с хорошими героями и подражать лишь позитивным чертам их характера.

Они настоящие герои. Не просто персонажи книг, а именно герои: они борются со злом. И даже если не побеждают, в них воплощаются представления эпохи о том, что такое хорошо и что такое плохо. Меняются взгляды на справедливость и добро, враги принимают новые обличья, но, несмотря на все условности и непостоянство правил игры, даже в нашу ироничную эпоху появляются книги о тех, кто воюет с несправедливостью. Конечно, вчерашние герои могут выглядеть сегодня комично. Но ведь то же самое может завтра про­изойти и с героями нашего времени.

1. Илья Муромец

Былины об Илье Муромце

ГеройИлья Муромец, сын Ивана Тимофеевича и Ефросиньи Яковлевны, крестьян села Карачарова под Муромом. Самый популярный персонаж былин, второй по силе (после Святогора) русский богатырь и первый отечественный супермен.

Иногда с былинным Ильей Муромцем отождествляется реальный человек, преподобный Илия Печерский по прозвищу Чоботок, похороненный в Киево-Печерской лавре и канонизированный в 1643 году.

Годы создания. XII–XVI века

В чем суть. До 33-х лет Илья лежал, разбитый параличом, на печи в родительском доме, пока не был чудесно исцелен странниками («каликами перехожими»). Обретя силу, он обустроил отцовское хозяйство и отправился в Киев, по пути взяв в плен терроризировавшего окрестности Соловья-Разбойника. В Киеве Илья Муромец вступил в дружину князя Владимира и нашел богатыря Святогора, который передал ему меч-кладенец и мистическую «настоящую силу». В этом эпизоде он продемонстрировал не только физическую мощь, но и высокие моральные качества, не отреагировав на заигрывания жены Святогора. Позже Илья Муромец разбил «силу великую» под Черниговом, замостил прямую дорогу из Чернигова в Киев, инспектировал дороги от Алатырь-камня, испытал молодого богатыря Добрыню Никитича, спас богатыря Михайлу Потыка из плена в Сарацинском царстве, победил Идолище, вместе со своей дружиной ходил на Царьград, один разбил войско Калина-царя.

Илье Муромцу не были чужды и простые человеческие радости: в одном из былинных эпизодов он гуляет по Киеву с «голями кабацкими», а его отпрыск Сокольник рожден вне брака, что позже приводит к схватке между отцом и сыном.

Как выглядит. Супермен. Былины описывают Илью Муромца как «удаленького дородного доброго молодца», он сражается палицей «в девяносто пуд» (1440 килограммов)!

За что борется. Илья Муромец и его дружина предельно четко формулируют цель своей службы:

«…постоять один за веру за отечество,

…постоять один за Киев-град,

…постоять один за церкви за соборные,

…поберечь он князя да Владимира».

Но Илья Муромец не только государственник - он одновременно один из самых демократичных борцов со злом, так как всегда готов сразиться «за вдов, за сирот, за бедных людей».

Способ борьбы. Поединок с врагом или битва с превосходящими силами противника.

С каким результатом. Несмотря на трудности, вызванные численным преимуществом противника или пренебрежительным отношением князя Владимира и бояр, неизменно побеждает.

Против чего борется. Против внутренних и внешних врагов Руси и их союзников, нарушителей правопорядка, незаконных мигрантов, захватчиков и агрессоров.

2. Протопоп Аввакум

«Житие Протопопа Аввакума»

Герой. Протопоп Аввакум проделал путь от сельского священника до лидера сопротивления церковной реформе патриарха Никона и стал одним из вождей старообрядцев, или раскольников. Аввакум - первый религиозный деятель такого масштаба, не только пострадавший за свои убеждения, но и сам же это описавший.

Годы создания. Приблизительно 1672–1675.

В чем суть. Уроженец приволжской деревни, Аввакум с юности отличался как благочестием, так и буйным нравом. Перебравшись в Москву, принимал активное участие в церковно-просветительской деятельности, был близок к царю Алексею Михайловичу, но резко воспротивился церковным реформам, которые осуществлял патриарх Никон. С присущим ему темпераментом Аввакум повел против Никона ожесточенную борьбу, выступая за старый порядок церковного обряда. Аввакум, нисколько не стесняясь в выражениях, вел публичную и публицистическую деятельность, за что неоднократно попадал в тюрьму, был проклят и лишен сана, ссылался в Тобольск, Забайкалье, Мезень и Пустозерск. С места последней ссылки продолжал писать воззвания, за что был заточен в «земляную яму». Имел множество последователей. Церковные иерархи пытались уговорить Аввакума отказаться от «заблуждений», но он остался непреклонен и в конце концов был сожжен.

Как выглядит. Можно только догадываться: себя Аввакум не описал. Может, так, как выглядит священник на картине Сурикова «Боярыня Морозова» - Феодосия Прокопьевна Морозова была верной последовательницей Аввакума.

За что борется. За чистоту православной веры, за сохранение традиции.

Способ борьбы. Слово и дело. Аввакум писал обличительные памфлеты, но мог собственноручно побить зашедших в деревню скоморохов и поломать их музыкальные инструменты. Считал самосожжение формой возможного сопротивления.

С каким результатом. Страстная проповедь Аввакума против церковной реформы сделала сопротивление ей массовым, но сам он вместе с тремя своими соратниками был казнен в 1682 году в Пустозерске.

Против чего борется. Против осквернения православия «еретическими новизнами», против всего чужого, «внешней мудрости», то есть научного знания, против развлечений. Подозревает скорое пришествие антихриста и воцарение дьявола.

3. Тарас Бульба

«Тарас Бульба»

Герой. «Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам с своими козаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саб­лю, именно: когда комиссары не уважили в чем старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства».

Год создания. Повесть была впервые напечатана в 1835 году в сборнике «Миргород». Редакция 1842 года, в которой, собственно, все мы и читали «Тараса Бульбу», существенно отличается от первоначального варианта.

В чем суть. Всю свою жизнь лихой козак Тарас Бульба борется за освобождение Украины от угнетателей. Ему, славному атаману, невыносима мысль о том, что родные дети, плоть от плоти его, могут не последовать его примеру. По­этому изменившего священному делу сына Андрия Тарас без раздумий убивает. Когда же в плен попадает другой сын, Остап, наш герой специально проникает в сердце вражеского стана - но не для того, чтобы попытаться спасти сына. Единственная его цель - убедиться, что Остап под пытками не проявил малодушия и не отрекся от высоких идеалов. Сам Тарас погибает как Жанна д’Арк, предварительно подарив русской культуре бессмертную фразу: «Нет уз святее товарищества!»

Как выглядит. Чрезвычайно тяжел и толст (20 пудов, в пересчете - 320 кг), очи хмурые, исчерна-белые брови, усы и чуб.

За что борется. За освобождение Запорожской Сечи, за незалежность.

Способ борьбы. Военные действия.

С каким результатом. С плачевным. Все погибли.

Против чего борется. Против ляхов-угнетателей, иноземного ярма, полицейского деспотизма, старосветских помещиков и придворных сатрапов.

4. Степан Парамонович Калашников

«Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове»

Герой. Степан Парамонович Калашников, купеческого сословья. Торгует шелками - с переменным успехом. Москвич. Православный. Имеет двух младших братьев. Женат на красавице Алене Дмитриевне, из-за которой и вышла вся история.

Год создания. 1838

В чем суть. Лермонтов не увлекался темой русского богатырства. Он писал романтические поэмы про дворян, офицеров, чеченцев и евреев. Зато он одним из первых выяснил, что XIX столетие богато разве что героями своего времени, а вот героев на все времена следует искать в глубоком прошлом. Там, в Москве Ивана Грозного, ибыл найден (вернее, придуман) богатырь с говорящей ныне фамилией Калашников. Молодой опричник Кирибеевич влюбляется в его жену и нападает на нее ночью, уговаривая отдаться. На следующий день оскорбленный муж вызывает опричника на кулачный бой и убивает его одним ударом. За убийство любимого опричника и за то, что Калашников отказывается назвать причину своего поступка, царь Иван Васильевич велит казнить молодого купца, но не оставляет милостью и заботой его вдову и детей. Такая вот царская справедливость.

Как выглядит.

«Горят очи его соколиные,

На опричника смотрит пристально.

Супротив него он становится,

Боевые рукавицы натягивает,

Могучие плечи распрямливает».

За что борется. За честь своей женщины и семьи. Нападение Кирибеевича на Алену Дмитриевну видели соседи, и теперь она не может показаться на глаза честным людям. Хотя, выходя на бой с опричником, Калашников торжественно заявляет, что борется «за святую правду-матушку». Но герои иногда передергивают.

Способ борьбы. Кулачный бой со смертельным исходом. Фактически убийство среди бела дня на глазах у тысяч свидетелей.

С каким результатом.

«И казнили Степана Калашникова

Смертью лютою, позорною;

И головушка бесталанная

Во крови на плаху покатилася».

Но зато и Кирибеевича закопали.

Против чего борется. Зло в поэме олицетворяет опричник с иноземным отчеством Кирибеевич, да еще и родственник Малюты Скуратова, то есть враг в квадрате. Калашников называет его «басурманский сын», намекая на отсутствие у своего врага московской регистрации. Да и первый (он же последний) удар это лицо восточной национальности наносит не в лицо купцу, а в православный крест с мощами из Киева, что висит на молодецкой груди. Алене же Дмитриевне он говорит: «Я не вор какой, душегуб лесной, / Я слуга царя, царя грозного…» - то есть прикрывается высочайшей милостью. Так что героический поступок Калашникова не что иное, как преднамеренное убийство на почве национальной розни. Лермонтову, который сам участвовал в кавказских кампаниях и много писал о войнах с чеченцами, тема «Москвы для москвичей» в ее антибасурманском разрезе была близка.

5. Данко «Старуха Изергиль»

Герой Данко. Биография неизвестна.

«Жили на свете в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди… Данко - один из тех людей…»

Год создания. Новелла «Старуха Изергиль» впервые напечатана в «Самарской газете» в 1895 году.

В чем суть. Данко - плод неудержимой фантазии той самой старухи Изергиль, чьим именем названа новелла Горького. Знойная бессарабская старуха с богатым прошлым рассказывает красивую легенду: во времена оны произошел передел собственности - случились разборки между двумя племенами. Не пожелав оставаться на оккупированной территории, одно из племен ушло в лес, но там у народа случилась массовая депрессия, ибо «ничто - ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы». В критический момент Данко не позволил своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предложил следовать за ним - в неизвестном направлении.

Как выглядит. «Данко… молодой красавец. Красивые - всегда смелы».

За что борется. Поди знай. За то, чтобы выбраться из леса и тем самым обеспечить своему народу свободу. Где гарантии, что свобода именно там, где закончится лес, непонятно.

Способ борьбы. Неприятная физиологическая операция, свидетельствующая о мазохическом складе личности. Саморасчленение.

С каким результатом. С двойственным. Из леса выбрался, но тут же умер. Изощренное издевательство над собственным организмом даром не проходит. Благодарности за свой подвиг герой не получил: его собственноручно вырванное из груди сердце было растоптано чьим-то бессердечным каблуком.

Против чего борется. Против коллаборационизма, соглашательства и низкопоклонства перед завоевателями.

6. Полковник Исаев (Штирлиц)

Корпус текстов, от «Бриллиантов для диктатуры пролетариата» до «Бомбы для председателя», важнейший из романов - «Семнадцать мгновений весны»

Герой. Всеволод Владимирович Владимиров, он же Максим Максимович Исаев, он же Макс Отто фон Штирлиц, он же Эстилиц, Бользен, Брунн. Сотрудник пресс-службы правительства Колчака, чекист-подпольщик, разведчик, профессор истории, разоблачающий заговор последователей нацизма.

Годы создания. Романы о полковнике Исаеве создавались на протяжении 24 лет - с 1965 по 1989 год.

В чем суть. В 1921 году чекист Владимиров освобождает Дальний Восток от остатков Белой армии. В 1927-м его решают направить в Европу - именно тогда рождается легенда о немецком аристократе Максе Отто фон Штирлице. В 1944 году он спасает Краков от уничтожения, помогая группе майора Вихря. В самом конце войны ему поручена важнейшая миссия - срыв сепаратных переговоров Германии с Западом. В Берлине герой вершит свое нелегкое дело, попутно спасая радистку Кэт, конец войны уже близок, и Третий рейх рушится под песню Марики Рекк «Семнадцать мгновений апреля». В 1945 году Штирлицу присвоено звание Героя Советского Союза.

Как выглядит. Из партийной характеристики члена НСДАП с 1933 года фон Штирлица, штандартенфюрера СС (VI отдел РСХА): «Истинный ариец. Характер - нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет служебный долг. Беспощаден к врагам рейха. Отличный спортсмен: чемпион Берлина по теннису. Холост; в связях, порочащих его, замечен не был. Отмечен наградами фюрера и благодарностями рейхсфюрера СС…»

За что борется. За победу коммунизма. Неприятно себе в этом признаваться, но в некоторых ситуациях - за родину, за Сталина.

Способ борьбы. Разведка и шпионаж, местами дедуктивный метод, смекалка, сноровка-маскировка.

С каким результатом. С одной стороны, он спасает всех, кто в этом нуждается, и успешно ведет подрывную деятельность; выявляет законспирированные агентурные сети и побеждает главного врага - шефа гестапо Мюллера. Однако Советская страна, за честь и победу которой он борется, благодарит своего героя по-своему: в 1947 году его, только что прибывшего в Союз на советском теплоходе, арестовывают, и по распоряжению Сталина расстреливают его жену и сына. Штирлиц выходит из тюрьмы только после смерти Берии.

Против чего борется. Против белых, испанских фашистов, германских нацистов и всех врагов СССР.

7. Николай Степанович Гумилев «Посмотри в глаза чудовищ»

Герой Николай Степанович Гумилев, поэт-символист, супермен, конкистадор, член ордена Пятый Рим, вершитель советской истории и бесстрашный уничтожитель драконов.

Год создания. 1997

В чем суть. Николай Гумилев не был расстрелян в 1921 году в застенках ЧК. От расстрела он был спасен Яковом Вильгельмовичем (или Джеймсом Уильямом Брюсом), представителем тайного ордена Пятый Рим, созданного еще в XIII веке. Обретя дар бессмертия и могущества, Гумилев шагает по истории XX века, щедро оставляя в ней свои следы. Укладывает в постель Мэрилин Монро, попутно строя куры Агате Кристи, дает ценные советы Яну Флемингу, по вздорности характера затевает дуэль с Маяковским и, бросив в Лубянском проезде его хладный труп, бежит, предоставив милиции и литературоведам сочинить версию самоубийства. Принимает участие в съезде писателей и подсаживается на ксерион - магическую дурь на основе драконьей крови, которая дарит членам ордена бессмертие. Все бы ничего - проблемы начинаются позже, когда злые драконьи силы начинают угрожать не только миру вообще, но семейству Гумилева: жене Аннушке и сыну Степе.

За что борется. Сначала за добро и красоту, потом ему становится уже не до высоких идей - он просто спасает жену и сына.

Способ борьбы. Гумилев участвует в немыслимом количестве битв и сражений, владеет приемами рукопашного боя и всеми видами огнестрельного оружия. Правда, для достижения особой ловкости рук, бесстрашия, всесилия, неуязвимости и даже бессмертия ему приходится закидываться ксерионом.

С каким результатом. Этого не знает никто. Роман «Посмотри в глаза чудовищ» обрывается, так и не дав ответа на этот животрепещущий вопрос. Все продолжения романа (и «Гиперборейская чума», и «Марш экклезиастов»), во-первых, куда в меньшей степени признаны поклонниками Лазарчука - Успенского, а во-вторых, и это самое важное, тоже не предлагают читателю разгадки.

Против чего борется. Узнав о реальных причинах бедствий, обрушившихся на мир в XX столетии, он борется прежде всего с этими напастями. Другими словами - с цивилизацией злобных ящеров.

8. Василий Теркин

«Василий Теркин»

Герой. Василий Теркин, рядовой запаса, пехотинец. Родом из-под Смоленска. Холост, детей нет. Имеет награду по совокупности подвигов.

Годы создания. 1941–1945

В чем суть. Вопреки распространенному мнению потребность в таком герое появилась еще до Великой Отечественной войны. Твардовский придумал Теркина во время финской кампании, где он вместе с Пулькиными, Мушкиными, Протиркиными и другими персонажами газетных фельетонов сражался с белофиннами за Родину. Так что в 1941 год Теркин вошел уже опытным бойцом. К 1943-му Твардовский от своего непотопляемого героя устал и хотел было отправить его в отставку по ранению, но письма читателей вернули Теркина на фронт, где он провел еще два года, был контужен и трижды попадал в окружение, отвоевывал большие и малые высоты, вел бои в болотах, освобождал деревни, брал Берлин и даже говорил со Смертью. Его простоватое, но искрометное остроумие неизменно спасало его от врагов и цензоров, но вот девушек оно решительно не привлекало. Твардовский даже обратился к читательницам с призывом полюбить его героя - просто так, от сердца. Все-таки не обладают советские герои сноровкой Джеймса Бонда.

Как выглядит. Красотою наделен Не был он отменной, Не высок, не то чтоб мал, Но герой - героем.

За что борется. За дело мира ради жизни на земле, то есть задача у него, как у любого солдата-освободи­теля, глобальная. Сам Теркин уверен, что воюет «за Россию, за народ/ И за все на свете», но иногда на всякий случай упоминает и советскую власть - как бы чего не вышло.

Способ борьбы. На войне, как известно, любые средства хороши, поэтому в ход идет все: танк, автомат, нож, деревянная ложка, кулаки, зубы, водка, сила убеждения, шутка, песня, гармошка…

С каким результатом . Несколько раз находился на волосок от смерти. Должен был получить медаль, но из-за опечатки в списке награда так и не нашла героя.

Зато его нашли подражатели: к концу войны практически в каждой роте был уже свой «Теркин», а в некоторых - и по два.

Против чего борется. Сначала против финнов, потом против фашистов, еще иногда против Смерти. На самом деле Теркин был призван бороться с депрессивными настроениями на фронте, что с успехом и делал.

9. Анастасия Каменская

Серия детективов об Анастасии Каменской

Героиня. Настя Каменская, майор МУРа, лучший аналитик Петровки, гениальный оперативник, в манере мисс Марпл и Эркюля Пуаро расследующая тяжкие преступления.

Годы создания. 1992–2006

В чем суть. Работа оперативника предполагает нелегкие будни (первое свидетельство тому - телесериал «Улицы разбитых фонарей»). Но Насте Каменской трудно носиться по городу и ловить бандитов в темных переулках: она ленива, слаба здоровьем и больше всего на свете любит покой. Из-за этого у нее периодически возникают сложности в отношениях с руководством. Только первый ее начальник и учитель по прозвищу Колобок верил в ее аналитические способности безгранично; прочим же приходится доказывать, что лучше всего она расследует кровавые преступления, сидя в кабинете, попивая кофе и анализируя, анализируя.

Как выглядит. Высокая худощавая блондинка, черты лица невыразительные. Никогда не пользуется косметикой, одежду предпочитает неброс­кую, удобную.

За что борется. Определенно не за скромную милицейскую зарплату: зная пять иностранных языков и имея кое-какие связи, Настя может в любую минуту уйти с Петровки, но не делает этого. Выходит, борется за торжество правопорядка.

Способ борьбы. Прежде всего аналитика. Но иногда Насте приходится изменять своим привычкам и самостоятельно выходить на тропу войны. В этом случае в ход идут актерские способности, искусство перевоплощения и женское обаяние.

С каким результатом. Чаще всего - с блестящим: преступники разоблачены, пойманы, наказаны. Но в редких случаях некоторым из них удается скрыться, и тогда Настя не спит ночами, курит одну сигарету за другой, сходит с ума и пытается примириться с несправедливостью жизни. Однако пока благополучных финалов явно больше.

Против чего борется. Против преступности.

10. Эраст Фандорин

Серия романов об Эрасте Фандорине

Герой. Эраст Петрович Фандорин, дворянин, сын мелко­го помещика, проигравшего фамильное состояние в карты. Начал карьеру в сыскной полиции в чине коллежского регистратора, успел побывать на Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, послужить в дипломатическом корпусе в Японии и вызвать немилость Николая II. Дослужился до статского советника и ушел в отставку. Частный детектив и консультант при различных влиятельных персонах с 1892 года. Феноменально удачлив во всем, особенно в азартных играх. Холост. Имеет некоторое количество детей и других потомков.

Годы создания. 1998–2006

В чем суть. Рубеж XX–XXI веков вновь оказался эпохой, которая ищет себе героев в прошлом. Акунин нашел своего защитника слабых и угнетенных в галантном XIX столетии, но в той профессиональной сфере, которая становится особенно популярной именно сейчас, - в спецслужбах. Из всех стилизаторских начинаний Акунина Фандорин - самое обаятельное и потому живучее. Его биография начинается в 1856 году, действие последнего романа датируется 1905-м, а конец истории пока не написан, так что от Эраста Петровича всегда можно ждать новых свершений. Хотя Акунин, как ранее Твардовский, с 2000 года все порывается покончить со своим героем и написать про него последний роман. «Коронация» носит подзаголовок «Последний из романов»; написанные после нее «Любовник Смерти» и «Любовница смерти» издавались в качестве бонуса, но потом стало ясно, что так просто читатели Фандорина не отпустят. Нужен, нужен народу элегантный сыщик, знающий языки и пользующийся бешеным успехом у женщин. Не все же «Менты», в самом деле!

Как выглядит. «Это был весьма миловидный юноша, с черными волосами (которыми он втайне гордился) и голубыми (увы, лучше бы тоже черными) глазами, довольно высокого роста, с белой кожей и проклятым, неистребимым румянцем на щеках». После пережитого несчастья его облик приобретает интригующую дам деталь - седые виски.

За что борется. За просвещенную монархию, порядок и законность. Фандорин мечтает о новой России - облагороженной на японский манер, с твердо и разумно установленными законами и их скрупулезным исполнением. О России, не прошедшей через Русско-япон­скую и Первую мировую войну, революцию и войну гражданскую. То есть о России, которая могла бы быть, если бы у нас хватило удачи и здравого смысла ее построить.

Способ борьбы. Сочетание дедуктивного метода, приемов медитации и японских боевых искусств с почти мистической удачливостью. Кстати приходится и женская любовь, которой Фандорин пользуется во всех смыслах.

С каким результатом. Как мы знаем, той России, о которой мечтает Фандорин, не случилось. Так что глобально он терпит сокрушительное поражение. Да и в мелочах тоже: те, кого он пытается спасти, чаще всего гибнут, а преступники так и не попадают за решетку (умирают, или откупаются от суда, или просто исчезают). Впрочем, сам Фандорин неизменно остается жив, как и надежда на финальное торжество справедливости.

Против чего борется. Против непросвещенной монархии, революционеров-бомбистов, нигилистов и общественно-политического хаоса, который в России может наступить в любой момент. По ходу дела ему приходится сражаться с бюрократией, коррупцией в высших эшелонах власти, дураками, дорогами и обыкновенными уголовниками.

Иллюстрации: Мария Соснина

(Приложение № 1)
Урок № 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА В ПОВЕСТИ Н. В.ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА»

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Учебные вопросы:


  • Кто является главным героем повести? (Тарас Бульба)

  • Кем по своему происхождению был Тарас Бульба? (Казак)

  • А кто такие казаки? (Казаки – вольные люди, жившие в степи и не подчинявшиеся государству и его законам, позднее служилые люди)

  • Назовите основные занятия казаков. (Скотоводство, рыболовство, бортничество)

  • Что собой представляли поселения казаков? (Строили хутора в местах, защищенных естественными преградами, либо сооружали преграды сами)

  • В чем разница между простым казаком и реестровым? (Реестровый казак принимался на службу правительством за жалование и вносился в особый список – реестр) Правительство Речи Посполитой признавало только реестровых казаков, остальных же казаков – голытьбу, т. е. беднейших казаков, предполагалось закрепостить, поэтому появились «самовольные» казаки, которые избрали своим центром острова за днепровскими порогами, так сформировалась Запорожская Сечь, место, которое находилось за порогами Днепра, где были засеки, т. е. поваленные деревья.

  • Такой нам Сечь нарисовал Гоголь. А я вам предлагаю рассмотреть схему «Организация Запорожского войска». Запорожская Сечь строилась на принципах самоуправления. Во главе войска стоял кошевой атаман, который избирался на общем собрании вместе со своими помощниками: войсковым судьей, писарем и есаулом. Войско делилось на полки, во главе которых стояли полковники, полки делились на сотни, во главе каждой сотни стояли сотники, и сотни делились на курени, во главе с куренным атаманом. В походе (и это подтверждает нам Гоголь) кошевой атаман пользовался почти неограниченной властью, в мирное же время ничего не предпринимал без совета с общей Радой (советом).

  • А теперь давайте рассмотрим карту-схему “Размещение куренных селений Черноморского казачьего войска к концу 18 века”. Что мы видим на картине? (Сечь.)

  • А где она находится? (Острова.) Работая с репродукцией, следует обратить внимание детей на изображения частокола и башен, расположенных по периметру, куреней, находящихся на территории Сечи.

  • Судя по изображению, можно ли сказать, что запорожцы занимались:
    ремеслом? (Да, изображен ремесленник.)

  • торговлей? (Да, показаны торговые палатки.)

  • воевали? (Да, наличие пушек, ружей, сабель.)

  • Как вы думаете, что изображено в центре? (Выборы, круг.)

  • Обратите внимание на фрагмент картины, где изображен человек в колодках, он, видимо, за что-то наказан.

  • За что наказывали казаков? (воровство, ложь и т.д.)

  • Что еще мы видим на картине? (Церковь.)

  • Какой мы можем сделать вывод? (Казаки православные.)

  • А кто по вероисповеданию были поляки? (Католики.)

  • Как поляки относились к православным? (Запрещали молиться в православной церкви.)

  • Кроме религиозного какой еще гнет испытывали украинцы со стороны поляков?

  • Историки утверждают, что описанные Гоголем события, действительно имели место в 30-е годы XVII века. В это время казацкие восстания на Украине случались регулярно. Казаки требовали не только увеличение реестра, т. е. количества оплачиваемых правительством Речи Посполитой воинов – казаков, но и прекращение гонений на православную церковь. Еще целых 50 лет шла освободительная борьба.

  • Что в повести являлось самым главным для казаков, делом всей жизни? (Война, ратные подвиги.)

  • Докажите, зачитав отрывок из повести, что Гоголь придерживался строго исторических фактов? (Зачитывается отрывок из повести, в котором приплывшие в Сечь казаки рассказывают о тяжелой судьбе украинцев, находящихся под игом поляков.)

  • Отсюда можно сделать вывод, что Запорожье – это оплот православия. Вот и получается, что защищать свою веру, защищать свой народ приходится запорожцам.

  • Куда отправились запорожцы? (В поход против поляков.)

  • Как проявляли себя в походе? (Очень жестоко.)

  • Почему так себя вели? (Мстили за своих.)

  • Куда стремились и зачем? (Стремились взять город Дубно.)

  • Поход был удачный? (Нет.)

  • Что случилось с Тарасом? (Он был ранен, но его спасли товарищи.)

  • Как сложилась жизнь Тараса после выздоровления? (Собрал отряд и снова выступил против поляков.)

  • Кого захватили в плен? (Коронного гетмана Николая Потоцкого.)

  • Почему ушел из казачьего войска? (Не поверил обещаниям поляков.)

  • Кто преследует войско Тараса? (Отряд поляков под руководством Потоцкого.)

  • К какому периоду освободительной борьбы можно отнести событие, описанное в повести? (1 этап 1648 – 1649 гг.).

  • А сколько всего было этапов? Запишите в таблицу. (2 этап – 1650 г. – 1651 г.; 3 этап – 1652 – 1654 гг.).

  • Каков результат войны? (Украина присоединена к России.)

  • Запорожская Сечь стала одной из главных движущих сил в деле присоединения Украины к России.
Осуществление межпредметных связей :

  • Сожаление о том, что такие люди были, но и вера в то, что такие люди могут быть и должны быть. Вот почему такое внимание к той смутной эпохе. С Гоголем был согласен и художник И. Репин. Над этой картиной Репин работал более 13 лет и ни одну из своих картин не любил так, как «Запорожцев».

  • В чем вы видите сходство между картиной Репина и повестью Гоголя в изображении запорожского казачества? (На картине, как и в повести, изображены события 16-17 века).

  • А какие места в повести Гоголя вспоминаются вам при рассматривании картины? (Пирушка в доме Тараса, пьяный запорожец, растянувшийся на земле, казаки под стенами Дубно дразнят смехом врага.И тут и там – удалые, бесстрашные, веселые, сильные духом люди. Их призвание – совершать подвиги во имя родины. Они сильны чувством товарищества. И те и другие «крепкие, как львы»).
Подведение итогов:

  • Вспомнив все сказанное, расскажите, какие ассоциации возникают у вас, когда произносят словосочетание Запорожская Сечь? (Товарищество казаков, их патриотизм, политическое устройство, при котором у всех равные права, своеобразный быт казаков, сборище безнравственных гуляк способных на воровство, разбой. высокая мораль и др.)

  • Автор нарисовал не реальную Сечь, а образ Сечи – такой, каким он запечатлелся в народном сознании. Н.В. Гоголь создаёт поэтическую картину казачьего общества, показывая его жестокость, стихийность.

  • Сильные и могучие характеры – это следствие уклада жизни, сформировавшей эти характеры. Чувство коллективизма делает героев повести “Тарас Бульба” сильными, потому что каждый из них чувствует плечо другого, они объединены общей идеей – чувством любви к родине.

  • Обратившись к прошлому, Гоголь создал широкую панораму истории и жизни народа. И хотя в повести нет ни одного подлинного исторического лица, характеры героев, события, конфликты, бытовые жанровые сцены изображены так, что заставляют верить в их реальность.
Домашнее задание: наизусть описание степи (по выбору).

Урок № 2. “Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!”

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Проблемный вопрос: что изменилось бы, если бы не было описания степи?

1 учебная ситуация. Описание степи.

Учитель или подготовленные ученики читают наизусть отрывки.

Какие художественные приёмы использовал автор при описании степи? – привести примеры (эпитеты, сравнения, метафоры, оценочные слова, олицетворения …)

2 учебная ситуация. Люди степи.

Степь – образ Родины. О степи из поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души”: “Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда сама ты без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?”

Каких людей, по Гоголю, рождает степь?(Богатырей. Русь – родина богатырей).

Степь – образ Руси, образ Родины. Степь как мать рада своим детям – казакам, даёт им силы. Докажите по тексту. (Степь “приняла их всех в свои зелёные объятия”, “Всё, что смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы” )

Гоголь подчёркивает: “приняла их всех”, и Остапа, и Андрия – они, рождённые ею, богатыри, они должны постоять за неё – тема подвига звучит, не ослабевая – они должны послужить верой и правдой своей отчизне. Гоголь даёт Андрию шанс – он, как и все казаки, рождён для подвига во имя Отчизны. Он богатырь, так путь будет таким – ведь всё смутное (а это для Андрия – стремление к личному счастью) слетело с души его и он вместе с отцом, братом и автором любуется степью, готов защищать её.

Вывод по уроку . Если бы не было описания степи, утратилось бы понимание значимости битвы казаков против врагов Отечества. Казаки отстаивают независимость своей Родины, свою личную свободу. Они могут и должны дать отпор врагам – они богатыри, рождённые достойными прекрасной, могучей, свободолюбивой Отчизны.

Стартовая презентация учителя (Приложение № 1).

Домашнее задание: групповые исследования учащихся.

Чтобы охарактеризовать литературного героя, необходимо:
1) Внимательно прочитать художественное произведение.
2) Выбрать из произведения эпизоды, наиболее полно раскрывающие образ героя.
3) Перечитывая выделенные эпизоды, обратить внимание
- на внешний облик героя, его жесты, речь, его интонацию, манеру говорить;
- на его поведение, взаимоотношения с другими персонажами произведения;
- на окружающую героя обстановку, время и место действия;
- на то, какими средствами выражается авторское отношение к нему.
4) Определить своё отношение к герою: его поступкам, поведению, взглядам, его моральным качествам и жизненной позиции.
5) Продумать план собственного высказывания.

Урок № 3. Создание характеристики героев повести Н. В.Гоголя «Тарас Бульба».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Первый этап урока – вызов (активизация).

Ребята, мы продолжаем работу над повестью Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и сегодняшний урок мы начнем с игры «Да-нет». Она поможет нам определить, насколько хорошо мы узнали героев повести Н.В.Гоголя.
«Да-нет». Этот прием ставит учащихся в активную позицию, учит
- связывать разрозненные факты в единую картину;
- систематизировать уже имеющуюся информацию;
- слушать и слышать товарищей.

Я загадала имя одного из героев повести и написала его с обратной стороны доски (это имя одного из главных героев, над образом которого будут работать ученики). Вы должны попытаться узнать героя, задавая вопросы, на которые я могу отвечать только словами «да», «нет», «и да, и нет».
Примерные вопросы учащихся (задаются до тех пор, пока герой не будет узнан):
- Это главный герой повести?
- Он мужчина или женщина?
- Для него характерны героические поступки?
- Был влюблен?
- У него есть брат?
- В конце повести он погибает?
- Герой участвовал в осаде города?
- Он был атаманом?

Давайте проверим, смогли ли вы угадать героя? (На этом этапе необходимо отметить и похвалить учащихся, задавших точные вопросы, а также прокомментировать вопросы, на которые невозможно ответить в рамках игры).

А получилась ли у нас полная характеристика героя? (Нет, конечно).

Тогда давайте постараемся определить цель нашего урока. (Ребятами формулируется цель: составить полную характеристику главных героев повести, и записывается тема урока).

Второй этап урока – осмысление (активная поисковая деятельность).

(Прием «Привлекательная цель» ) Нам необходимо попытаться собрать, систематизировать и обобщить информацию о главных героях. А также довести до сведения класса результаты своих исследований.
Обучающие делятся на 3 группы (деление происходит в зависимости от уровня подготовленности, индивидуальности ребят и т.д.) Первая группа работает над созданием образа Тараса Бульбы, вторая – Остапа, третья – Андрия. Каждая из групп получает задание (Приложение 1) и текстовый материал (Приложение 2), оформленный в виде старинных рукописей.
Прием НИЛ (научно – исследовательская лаборатория). В группе ребята
- исследуют, отбирают, дополняют и систематизируют литературный материал (Приложение 2);
- обрабатывают результат: обсуждают план доклада, выбирают форму представления спикеров, которые будут представлять результаты классу.
По окончании групповой работы выступают спикеры групп с результатами работы, затем следует выступление ученого совета (он анализирует результаты, оценивает работу групп).

Работы учащихся (Приложение № 2-4).

Третий этап урока – рефлексия.
Итак, мы с вами, ребята, постарались совместными усилиями создать характеристики главных героев произведения Н.В.Гоголя, проведя интересную и важную исследовательскую работу. А теперь я попрошу выразить свое отношение к полюбившимся героям повести при помощи Синквейна.

Прием «Синквейн» позволяет обнародовать собственную позицию и соотнести ее с мнением других.


  1. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).

  2. Во второй следует описание темы в двух словах (обычно прилагательных).

  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами).

  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

  5. Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Например, Тарас Бульба
    Великий, могучий
    Борется, преодолевает, страдает
    Им может гордиться все Запорожье
    Гигант
Домашнее задание :
написать творческую работу на тему «Какие новые грани характера героя открыл я на уроке».
Приложение №1.

Задание группам
1. Выберите только те фрагменты рукописи, которые касаются вашего героя, дополните своими характеристиками.

2. Скомпонуйте их так, чтобы получилась цельная характеристика.

3.Обработайте результат, обсудите его.

4.Выберите самого компетентного архивариуса, который доложить результат работы.
Приложение №2

Был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава.

Был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XVвек на полукочующем углу Европы.

Весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске, и наносит всем удары, и не слышит нанесенных.

Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее; так и летели черные волосы из-под медной его шапки: вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы.

Выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза
свои, - ничто, похожее на стон, не вырвался из уст его; не дрогнулось лицо его.

Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила русскую силу!

Имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата: чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощию изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания.

Казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от нее, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва.

Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

Начал с того свое поприще, что в первый еще год бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественно обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам.

Однако же заметно стал он пасмурен и печален. Три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него. Оглянулся он теперь вокруг себя: все новое на Сече, все перемерли старые товарищи. Ни одного из тех, которые стояли за правое дело, за веру и братство.

Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их хлопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам со своими казаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда комиссары не уважали в чем старшин и стояли перед ними в шапках, когда глумились над Православием и не чтили обычая предков и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства.

Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет; женщина чаще стала представляться горячим мечтам его; он, слушая философские диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную: пред ним беспрерывно мелькали ее сверкающие, упругие перси, нежная, прекрасная, вся обнаженная рука: самое платье, облипавшее вокруг ее девственных и вместе мощных членов, дышало в мечтах его каким-то невыразимым сладострастием. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать казаку о женщине и любви, не отведав битвы.

Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы казак покинул в беде или продал как-нибудь своего товарища. И те и другие нам товарищи - меньше их или больше, - все равно, все товарищи, все нам дороги.

Сильный был он казак, не раз атаманствовал на море и много натерпелся всяких бед. Схватили их турки у самого Трапезонта и всех забрали невольниками на галеры, взяли их по рукам и ногам в железные цепи, не давали по целым неделям пшена и поили противной морской водою. Все вынесли и вытерпели бедные невольники, лишь бы не переменять православной веры. Не вытерпел атаман, истоптал ногами святой закон, скверною чалмой обвил грешную голову, вошел в доверенность к паше, стал ключником на корабле и старшим над всеми невольниками.

Считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях - обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайне мере никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время. Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову.

Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымется из Русской земли свой царь, и не покорилась ему!..
Домашнее задание:


  1. Выразительное чтение речи Тараса о товариществе.

  2. В повести возникает мотив дороги. Зачем? Есть возможность проследить жизненный путь, истоки зарождения героизма и предательства. Что оставляют и куда едут герои? Дорога, разделённая на две части. Нарисовать, можно устно.
Урок № 4. Истоки героизма и предательства.

Ключевые слова: патриотизм, патриот.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

– Моя Родина! Наши предки любили свою родину, а патриотическое сознание было выработано в средневековой Руси на много веков раньше, чем у европейских народов. В повести “Тарас Бульба” мотивы патриотизма, горячей любви к родине также находятся в центре внимания. Не зря В.Г.Белинский назвал это произведение “Поэмой о любви к родине, о ненависти к захватчикам”.

Как вы понимаете слова «патриотизм» и «патриот»? (Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Патриот - человек, проникнутый патриотизмом).

- Фронтальная беседа:


  • Можем ли мы назвать героев повести патриотами? (Да).

  • Назовите их.(Тарас Бульба, Остап, Кошевой, Бовдюг и другие).

  • Почему? (Они отдали жизнь за Родину, они сражались за свободу своего народа, спешили друг к другу на помощь во время боя).

  • Не об этом ли и речь Тараса о товариществе? Читаем её. (Именно о любви к товарищам, к русской земле, родине речь Тараса).

  • Можно ли назвать патриотом Тараса Бульбу? Почему? (Тарас- великий патриот, народный герой, п. ч…)

  • А каких сыновей взрастил он для Родины, каких сыновей он подарил ей? Вот об этом мы будем говорить на уроке.

  • Как воспитывал Тарас сыновей? (Строго, был требовательным. До 12-и лет дети жили с родителями, вели вольную жизнь. Затем их отдавали учиться в бурсу. В бурсе они учились 8 лет).

  • Воспитывались сыновья одинаково, но Остап погиб как герой, и отец был горд за него, а Андрий принял смерть от отца своего. Почему мы говорим о смерти Андрия и гибели Остапа? (Смерть может наступить при разных обстоятельствах, само слово несёт в себе налет обыденности. Гибель предполагает необыкновенные обстоятельства, зачастую связанные с героизмом и подвигом).

  • В чем вы видите причины героического поступка Остапа и предательства Андрия?
Чтобы ответить на этот вопрос, подумаем…

Каждый поступок, совершённый человеком, характеризует его, закрепляет какие-то качества. В юности человек может “сделать себя”, проявив силу воли. Происходит становление характера.

Дом – это первое, что есть у человека. Это – святое. Спросите себя: чтите ли вы родной дом, его традиции, родителей. В детстве человек мечтает. О чём он мечтает – это он понесёт с собой в дальнейшую жизнь.

Книга “Тарас Бульба” - учебник жизни для молодёжи. И главный нравственный вопрос, над которым задумывается Гоголь – как вырасти достойным человеком, способным в решающую минуту совершить подвиг во имя Родины. Гоголь даёт читателям подсказки. Не случайно он прослеживает жизнь братьев, показывает их дом, жизнь в бурсе. Один придёт к подвигу, другой – к предательству. И истоки героизма и предательства заложены уже в детстве, юности героев. Гоголь подчёркивает это.

Итак, это наша задача. Найти подсказки Гоголя, определить истоки героизма и предательства.Это и есть проблемный вопрос урока.

1 учебная ситуация. Дорога.

Проверка д/з: Защита своих устных и письменных работ.

Примерно: Тарас оставил могилы друзей, дом, жену, станицу, огромное пространство степи; едет куда – на битву за веру христову – впереди храм (и позади тоже храм), Днепр, оружие, кони, товарищи, недруги- татары, поляки, турки.

Остап – позади детство, игры, дом, храм, мать, друзья, луга, степи; впереди – кони, оружие, отец, Днепр, товарищи, недруги.

Андрий – позади красивая полячка; впереди всё то же, что у брата, но затянутое дымкой.

Вывод: отличие братьев в чём показывает нам Гоголь? В отношении к матери. Оба брата были смущены расставанием. Но Остап продолжал думать о матери. А Андрий вспоминал полячку.

Это была первая проверка на подлинность чувств, на подлинность любви к матери, а значит, к Отечеству.

2 учебная ситуация. В бурсе.

В группах проанализировать жизнь братьев в бурсе. Найти контрастные характеристики для заполнения таблицы. Обратите внимание, что Гоголь подчёркивает, что каждый из них обладает достоинствами.

3 учебная ситуация. История с полячкой

Андрий смелый. Он не побоялся: залез к полячке через трубу. Внимательно перечитайте текст и докажите, что Гоголь приводит этот эпизод совсем не для того, чтобы показать смелость Андрия. А для чего?

Андрий ловок, дерзок, но отдаётся порыву, не способен обдумывать свои действия, поэтому перед полячкой растерялся, сделался игрушкой в её руках, предметом забавы.

Выводы по уроку:

“Героизм – это особая форма человеческого поведения, когда человек берёт на себя решение какой-то большой задачи, берёт на себя и бо льшую, чем в обычных условиях, ответственность, когда ему приходится действовать в особо трудных условиях. Героизм всегда приводит к подвигам, то есть к поступкам, которые требуют от человека предельного напряжения воли и силы” (Т.В.Зверс) Подвиг – это, на 90%, готовность к нему.

Кто из братьев готов к подвигу? А кто способен на предательство?

Подумайте, а у вас какие черты характера преобладают: из правого или из левого столбика:


Остап

Андрий

1

Любовь к Отечеству, к дому, к матери

На первое место ставит любовь к женщине – чувство личное.

2

(Преодолевает нежелание учиться, лень)

Сила воли, терпение, умение преодолевать трудности


(Учится без напряжения, легко)

Не преодолевает трудности


3

(Никогда не выдаёт товарищей)

Умение увёртываться, уклониться от ответственности, значит подводить кого-то из товарищей

4

Прямодушие

Скрытность

5

Считался одним из лучших товарищей

Отдаляется от товарищей

6

Хладнокровие

Безрассудство. Горячность, запальчивость, вспыльчивость.

- Имеем ли мы право называть Андрия предателем? Разве плохо, что он пожалел голодающих и отнес хлеб? Разве плохо, что он пожалел любимую девушку, которая голодает? Разве плохо то, что он защищает свою любовь? Разве можно человека называть предателем за то, что он любит не украинку, а полячку? (Нет).

Но что значит слово «патриот»? (Это человек, беззаветно любящий Родину).

– А как от своей Родины, Отчизны отказался Андрий? (Остап любил Родину, а Андрий – женщину).

- Именно это делает его предателем. Итак, какую проблему рассматривает автор в своей повести? (Через образы Остапа и Андрия автор поднимает проблему подвига и предательства).

- Каково авторское отношение к братьям? (Путь Остапа – путь верного служения Родине, выполнение священного долга перед нею. Образ Андрия создан Гоголем как контрастный образу Остапа. Сценой казни сына, убитого рукой собственного отца, Гоголь утверждает мысль о Божьей каре за предательство, за измену).

- Так какова идея произведения? (Патриотизм – это активная любовь к своей земле).

- А кого вы ещё могли бы назвать патриотами из истории и литературы?

Рефлексия.


  • Продолжите предложение: «Я считаю, что особенностями русского характера являются …»

  • Ваше мнение, как вырасти достойным человеком, способным в решающую минуту совершить подвиг во имя Родины?
Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на тему: “Подвиг и предательство в моем понимании”.

Герой литературного произведения - действующее лицо в художественном произведении, обладающее отчётливыми чертами характера и поведения, определённым отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям, показанным в произведении.

Героем часто называют всякое многосторонне изображённое действующее лицо в произведении. Такое основное или одно из основных действующих лиц может быть положительным художественным образом, положительным героем, выражающим в своих воззрениях, поступках, переживаниях черты передового человека своего времени и вызывающим у читателя стремление стать похожим на него, следовать ему в жизни. Положительными героями являются многие герои художественных произведений русских классиков, например: Чацкий, Татьяна Ларина, Мцыри, Тарас Бульба, Инсаров и другие. Героями для целого ряда поколений революционеров были герои романа Н. Г, Чернышевского «Что делать?» - Вера Павловна и Рахметов, герой романа А. М. Горького «Мать» - Павел Власов.

Основным или одним из основных действующих лиц может быть и образ отрицательный, в поведении и переживаниях которого писатель показывает людей с отсталыми или реакционными, враждебными народу взглядами, вызывающих гнев и отвращение своим отношением к родине, к людям. Такой отрицательный художественный образ помогает глубже разбираться в действительности, показывает, что осуждает писатель и тем самым что считает он положительным в жизни, вызывает стремление бороться с отрицательными явлениями в ней.

Русская классическая литература создала ряд отрицательных образов: Чичиков, Плюшкин, Хлестаков и другие в произведениях Н. В. Гоголя, Каренин («Анна Каренина» Л. Н. Толстого), Иудушка Головлёв («Господа Головлёвы» М. Е. Салтыкова-Щедрина), Маякин, Васса Железнова, Клим Самгин и другие в произведениях А. М. Горького.

Советские писатели создали галерею новых положительных героев, в образе которых отразились черты человека социалистического общества.

Таковы, например, Чапаев и Клычков в произведениях Д. Фурманова, Левинсон и другие в романе А. Фадеева «Разгром», коммунисты и комсомольцы-подпольщики в его романе «Молодая гвардия», Давыдов («Поднятая целина» М. А. Шолохова), Павел Корчагин и его боевые товарищи в произведении Н. Островского «Как закалялась сталь», Басов («Танкер "Дербент"» Ю. Крымова), Воробьёв и Мересьев в «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого и др. Наряду с этим советские писатели (А. А. Фадеев, А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, Л. М. Леонов и другие) создали ряд отрицательных образов - белогвардейцев, кулаков, фашистов, авантюристов, фальшивых людей и т. п.

Понятно, что в литературе, как и в жизни, человек выступает в процессе роста, в развитии, борьбе противоречий, в переплетении положительных и отрицательных свойств. Поэтому мы встречаем в литературе самые различные характеры, которые лишь в конечном счёте относим к положительным и отрицательным образам. В этих понятиях выражаются наиболее резко разграниченные виды образов. Практически в каждом данном литературном произведении они получают конкретное воплощение в самых различных формах и оттенках. Следует подчеркнуть, что в советской литературе, важнейшей задачей которой является изображение передовых борцов за коммунизм, - создание образа положительного героя имеет основное значение.

Правильнее будет называть героем лишь положительного героя произведения - действующее лицо, поступки и мысли которого могут явиться, с точки зрения писателя, примером поведения для человека. В отличие от положительных героев других изображённых в произведениях людей лучше называть художественными образами, действующими лицами или, если они не влияют на развитие событий в произведении, персонажами.