Теперь мы приступаем к русским пословицам, знать которые тоже не помешало бы каждому из нас.

Русские пословицы и поговорки , как всем известно – это народная мудрость, пришедшая к нам из жизненного опыта. А теперь давайте-ка посмотрим наиболее часто употребляемые среди них в народе, а также их толкования в том числе. Для удобства русские пословицы и поговорки представлены по алфавиту.

Русские пословицы и поговорки и их значение

Аппетит приходит во время еды.
Чем глубже вникаешь к чему-либо, тем больше этого понимаешь и узнаёшь.

Баба с возу – кобыле легче.
Об уходе ненужного человека, не столь полезного чему-либо.

Беда не по лесу ходит, а по людям.
Несчастья именно с людьми являются настоящей бедой, а не с тем, что их окружает.

Беда никогда не приходит одна.
Она обязательно прихватит за собой минимум ещё одну.

Бедность не порок.
Не стоит осуждать людей за бедность, поскольку не она является их отрицательным качеством.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Ничто не может быть достигнуто без упорства и усилий.

Береги платье снову, а честь смолоду.
О нормах поведения в обществе и т.п. А потеряв что-либо или изодрав, восстановить уже не удастся.

Бережёного Бог бережёт.
Осмотрительному, осторожному в своих решениях и поступках человеку легче избежать опасностей, неоправданных рисков.

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Редко что-либо бесплатное даётся нам без подводных камней, без подвоха.

Бог шельму метит.
Злые деяния и прочие отрицательные качества не остаются безнаказанными.

Большому кораблю – большое плавание.
Человеку с большими способностями достаются большие возможности.

Будешь долго мучиться – что-нибудь получится.
Действительно постаравшись в сложном деле, можно добиться хоть чего-то.

Бумага всё стерпит.
Бумага, в отличие от людей, стерпит любую ложь, любую ошибку, написанную на ней.

В гостях хорошо, а дома лучше.
Домашний уют, созданный своими руками или руками близкого человека, невозможно заменить никаким походом в гости.

В здоровом теле здоровый дух.
Сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное благосостояние.

В семье не без урода.
В любой семье или коллективе всегда найдётся человек с отрицательными качествами.

В тесноте, да не в обиде.
Небольшое неудобство для всех будет лучше, чем более серьёзная проблема только у одного.

В тихом омуте черти водятся.
В тихих и спокойных с виду людях часто скрывается сложная натура.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
В чужом коллективе не стоит вести себя только по своим правилам и порядкам.

В чужом глазу соринку видим, а в своём бревна не замечаем.
Ошибки и недостатки чужих людей заметны намного лучше своих собственных.

Век живи, век учись, а дураком помрёшь.
О невозможности знать всё, даже при постоянном и упорном наборе знаний.

Взялся за гуж – не говори, что не дюж.
Взявшись за дело, доведи его до конца, несмотря на трудности.

Видна птица по полёту.
О людях, которые своими делами, своей внешностью показывают окружающим свою натуру.

Вода камень точит.
Даже незначительный труд, проявляющийся долго и упорно, даёт хорошие плоды.

Воду в ступе толочь – вода и будет.
О занятии бестолковым делом, не приносящем ничего полезного.

Волка ноги кормят.
Чтобы заработать на жизнь, надо двигаться, активно действовать, а не сидеть на месте.

Волков бояться – в лес не ходить.
Если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело.

Все болезни от нервов.
Злость, обиды и негодование ослабляют иммунитет, что приводят к образованию болезней. Избегайте всего, то заставляет вас нервничать. Набирайтесь терпением.

Всё перемелется – мука будет.
Любая проблема рано или поздно оборачивается хорошим результатом.

Всё хорошо, что хорошо кончается.
Если окончание чего-либо хорошее, то и переживать не о чем.

Всему своё время.
Все совершается в назначенный срок, не раньше и не позже.

Всяк по-своему с ума сходит.
У каждого человека свои преимущества и недостатки.

Всяк сверчок знай свой шесток.
Каждый должен знать своё место и не лезть в чужое.

Всякое лыко в строку.
Все может пригодиться, все может пойти в дело; любая ошибка ставится в вину.

Где гнев, там и милость.
Не всё обходится лишь гневом единым, со временем наступает и помилование.

Где дрова рубят, там и щепки летят.
В любом деле всегда есть потери, затраты…

Где родился, там и пригодился.
О месте рождения, которое не стоило бы покидать вовек.

Где тонко, там и рвётся.
Прочное всегда остаётся прочным, а слабое звено всегда даёт затрещину.

Глаза боятся, а руки делают.
Страшно браться за дело, пока всё-таки не возьмёшься за него.

Голь на выдумки хитра.
Нужда, бедность человека делают его более умным и изобретательным.

Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдётся.
О людях, вопреки горам, способных по природе своей понимать, идти навстречу.

Горбатого одна могила исправит, а упрямого – дубина.
Тяжело человеку, а иногда и невозможно избавиться от своих дурных привычек.

Готовь сани летом, а телегу зимой.
Прежде чем приступить к какому-то делу, надо сначала подготовиться.

Дарёному коню в зубы не смотрят.
За любой подарок положено благодарить и радоваться ему, мол, что дарят, то и бери.

Два медведя в одной берлоге не живут.
О двух соперниках, претендующих на лидерство. В одном доме нет места двум хозяевам.

Дело мастера боится.
Дело, проводимое мастером, выполняется качественно и быстро.

Делу время, потехе час.
Основное время должно уходить на учёбу и труд, и лишь отчасти – на развлечения.

Для милого дружка и серёжка из ушка.
Для хорошего друга или любимого человека не жалко даже самого ценного.

Долг платежом красен.
Хорошее отношение к людям обязательно вернётся тем же.

Дорого яичко к пасхальному дню.
Всегда приятно получать ожидаемое в нужное время, в нужном месте.

Дружба дружбой, а служба службой.
Дружеские отношения не должны влиять на служебные, впрочем, как и наоборот.

Друзья познаются в беде.
Только друг сделает всё возможное для тебя ради спасения в тяжёлой ситуации.

Дуракам закон не писан.
Только умный человек поддаётся правилам, дуракам всё равно не до них.

Дурной пример заразителен.
О подражании плохому примеру, дурному поступку другого человека.

Жизнь прожить – не поле перейти.
Жизнь – штука сложная, прожить её не так-то просто.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Невозможно достичь две цели одновременно, всё надо делать последовательно.

За деревьями леса не видать.
Зацикливаясь на мелочах или на одном и том же, невозможно увидишь главного.

Запретный плод сладок.
Брать чужое или запретное куда приятнее, чем своё личное.

Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибёт.
Не в меру усердный человек может навредить делу.

Игра не стоит свеч.
Затрачиваемые на что-либо средства не оправдываются полученными результатами.

Из песни слова не выкинешь.
Невозможно изменить или утаить что-либо словами, не исказив действительности.

Кабы знал, где упасть, так соломки бы подстелил.
Об осторожности, предусмотрительности, дабы не было беды.

Каждый кулик своё болото хвалит.
Всякий человек хвалит место, в котором он живёт, а всё остальное – чужое, непривычное.

Как аукнется, так и откликнется.
Любые поступки к окружающим людям, хорошие или плохие, со временем оборачиваются тем же.

Как корабль назовёшь, так он и поплывёт.
На что настроишься, то и получишь.

Кашу маслом не испортишь.
Полезное, приятное не может принести вреда, даже если его слишком много.

Клин клином вышибают.
Устранять результаты какого-либо действия следовательно теми же средствами, которые вызвали это действие.

Конец – всему делу венец.
Любое дело важно доводить до конца.

Кончил дело – гуляй смело.
Закончив работу, можно отдыхать спокойно, не думая о ней.

Конь о четырёх ногах – и то спотыкается.
Даже самые умные, ловкие и умелые люди иногда могут ошибаться.

Копейка рубль бережёт.
Чтобы накопить многое, надо не пренебрегать малым.

Красна изба не углами, а пирогами.
Хозяин в доме ценится не богатством, а гостеприимством.

Кто ищет, тот всегда найдёт.
Когда человек действительно старается искать, он действительно находит.

Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
Кто рано встать не ленится, тому и день длинней и урожай пышней.

Куда иголка, туда и нитка.
О зависимом от кого-либо человеке или о плотной привязанности друг к другу.

Куй железо, пока горячо.
Пока возможность позволяет, лучше действовать, а то потом её может и не быть.

Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.
Делая что-либо регулярно, пусть хоть и понемногу, можно добиться результата.

Лбом стены не прошибёшь.
Невозможно идти вопреки власти.

Лежачего не бьют.
Добивать пострадавшего или попавшего в беду – не принято.

Ложка дёгтя в бочку мёду.
Когда всё хорошо, любая, даже незначительная пакость может всё испортить.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
На лжи далеко не уйдёшь, в отличие от правды, будь она какая.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Не стоит верить словам, стоит смотреть только на действия.

Лучше поздно, чем никогда.
Лучше сделать что-либо хоть когда-нибудь, чем не сделать вообще.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Лучше иметь малое и вполне доступное, чем большое и трудно достижимое.

Любви все возрасты покорны.
Человек имеет свойство влюбляться в абсолютно любом возрасте.

Любишь кататься – люби и саночки возить.
Чтобы чего-то достичь в своей жизни – прикладывай усилия.

Меньше знаешь – крепче спишь.
Чем больше знаешь, тем больше при этом волнений, переживаний.

Мир не без добрых людей.
Всегда найдутся щедрые люди с желанием помочь в чужой беде.

Молодо – зелено.
Молодёжь, в отличие от взрослых людей, недостаточно зрелы в своих знаниях.

Молчание – знак согласия.
Молчание – как предположение утвердительного ответа.

Москва не сразу строилась.
Всё сложное и совершенное никогда не даётся сразу, лишь только с набором опыта.

На безрыбье и рак – рыба.
При неимении лучшего может пригодиться что-нибудь похуже.

На Бога надейся, а сам не плошай.
Не стоит при выполнении какого-либо дела надеяться исключительно на Бога. Всё делай сам, а Бог лишь поддерживает.

На вкус и цвет товарищей нет.
Вкусы и пристрастия разных людей могут отличаться друг от друга.

На всех не угодишь.
Невозможно угодить всем, что бы ты не делал. Даже если ты – ангел, кому-то может не понравиться шелест твоих крыльев.

На всякого мудреца довольно простоты.
Как бы мудр и прозорлив не был человек, и его можно обмануть.

На ловца и зверь бежит.
Смелым, настойчивым, упрямым легче добиться чего-либо желаемого.

На нет и суда нет.
О смиренном принятии отсутствия чего-либо или же отказа от просьбы.

На обиженных воду возят.
Человек вынужден уметь прощать. А обиженный человек выглядит никому не интересным.

Надежда умирает последней.
Даже при разочаровании или полной неудаче остаётся надежда на лучшее.

Назвался груздем – полезай в кузов.
Похвалился или пообещал что-то сделать – исполняй.

Насильно мил не будешь.
Никого нельзя силой, против его воли заставить любить.

Не Бог горшки обжигает.
Каждый человек обречён справляться со своими задачами сам, а не рассчитывать лишь на Бога одного.

Не в свои сани не садись.
Эквивалентно выражению «Не лезь не в своё дело.»

Не всё коту масленица, бывает и великий пост.
Не всегда жизнь – праздник. Она идёт переменчивыми полосами.

Не всё то золото, что блестит.
Любая вещь или сущность, как бы красиво она не выглядела, не определяется лишь по внешним признакам. Важнее признаки внутренние.

Не зная броду, не суйся в воду.
Прежде чем что-то делать, следует узнать, каким образом это делается.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Деньги исчезают при первом же походе в магазин, а друзья остаются вовек.

Не место красит человека, а человек место.
Человек при плохой должности может быть отличным работником, а при хорошей должности – наоборот.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Пока есть возможность, лучше выполнять задуманное сразу, во избежание приобретения лености и сожаления.

Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.
Не стоит портить отношения с человеком, каким бы он ни был. А ведь в дальнейшем он может оказаться очень полезным, и даже жизнь спасти.

Не пойман – не вор, не уличена – не гулена.
Человек не виновен в содеянном, пока вина не доказана.

Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.
Человек, делающий плохое другому человеку, страдает и сам, нарвавшись на последствия своих же действий.

Не руби сук, на котором сидишь.
Не делай глупостей и зла, ибо сам можешь этим же и подавиться.

Не так страшен чёрт, как его малюют.
Об указании на преувеличение значимости какого-либо отрицательного явления.

Не хлебом единым жив человек.
Человек обладает не только материальными качествами, но и духовными.

Нет дыма без огня.
Просто так ничего не бывает, например, нет сплетен без основания.

Нет худа без добра.
При любой сложной ситуации всегда можно извлечь что-нибудь приятное, полезное.

Обжёгся на молоке – дует на воду.
Совершив ошибку раз, в дальнейшем становишься более острожным, предусмотрительным.

Один в поле не воин.
В одиночку сложнее выстоять чего-либо, победить в борьбе, нежели с кем-либо вместе.

Одна голова – хорошо, а две – ещё лучше.
Два человека смогут лучше и быстрее решить какую-либо задачу, в отличие от одного.

Одна ласточка не делает весны.
Самый первый и единственный признак какого-то явления – это ещё не само явление.

От любви до ненависти – один шаг.
Не составит особого труда разозлить человека и заставить его ненавидеть.

От случая никто не застрахован.
Как ни старайся предотвратить беду, она может всё-таки случиться.

Палка о двух концах.
На каждое желаемое действие есть и противодействие.

Первый блин – комом.
Любое дело не всегда получается действительно хорошо с первого раза.

По одёжке протягивай ножки.
О жизни по своим средствам, доходам, в соответствии со своими возможностями.

По одёжке встречают, по уму провожают.
Встреча с каким-либо человеком ценится по внешним признакам, а расставание – по внутренним, умственным.

Повинную голову и меч не сечёт.
Добровольно признающего свою вину не стоит наказывать всерьёз.

Повторение – мать учения.
Больше повторяешь – лучше знаешь.

Под лежачий камень вода не течёт.
Если ничего не делать, ничего и не выйдет.

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Человек будет затягивать свою болезнь, или другую проблему, до последнего, пока не сложится окончательно.

Попытка не пытка, и спрос не беда.
Ничто не мешает хотя бы попытаться что-то сделать, чем не делать вообще.

После драки кулаками не машут.
Недопустимо что-либо изменять, когда уже поздно.

Поспешишь – людей насмешишь.
Любое дело следует выполнять спокойно, не спеша, во избежание смешного положения.

Предупреждён – значит вооружён.
О чём предупреждён, к тому и готов.

Пришла беда – отворяй ворота.
Беда не приходит одна. Следовательно, нужно быть внимательнее и готовым ко всему.

Пуганная ворона и куста боится.
Если человеку действительно страшно, он будет бояться всего, что его окружает.

Пьяному море по колено, а лужа – по уши.
Пьяного тянет на поступки, на которые будучи трезвым ни за что бы не решился.

Раз в год и палка стреляет.
Очень редко, но всё-таки невозможное вполне может стать возможным.

Рождённый ползать летать не может.
Если человек родился дураком, то дураком он и умрёт.

Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
О людях, желающих о лучших устройствах своей жизни.

Рыба тухнет с головы.
Если правительство дурное, такими же будут и его подчинённые.

Рыбак рыбака видит издалека.
Близкие люди легко находят общий язык.

С волками жить – по-волчьи выть.
При вступлении в какое-либо сообщество не исключена жизнь по их принципам.

С глаз долой – из сердца вон.
Принцип человека – забывать того, с кем не видится и не общается.

С кем поведёшься, от того и наберёшься.
С кем общаешься, дружишь, от того и перенимаешь его взгляды, привычки и прочее.

С любимым и в шалаше рай.
С любимым человеком хорошо в любом месте и при любых условиях.

Свет не клином сошёлся.
Если всё хорошо на каком-то объекте, не стоит обходиться только им.

Свои люди – сочтёмся.
Близкие люди обречены помогать друг другу, не прося ничего взамен.

Своя ноша не тянет.
Доставшееся лично тебе переносится легче, в отличие от переносимости чужого.

Своя рубашка ближе к телу.
Интересы собственные дороже интересов других людей.

Свято место пусто не бывает.
Если хорошее место опустевает, его тут же занимает кто-нибудь другой.

Семеро одного не ждут.
Одного опаздывающего ждать не станут, когда все уже собрались и готовы к делу.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Прежде чем что-то делать, нужно сначала как следует подумать, всё предусмотреть, во избежание несчастного случая.

Сердцу не прикажешь.
О неспособности властвовать над своими чувствами.

Сколько волка ни корми, он всё равно в лес смотрит.
Невозможно изменить природные инстинкты и наклонности другого человека.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
О предвещании какого-либо дела, как в сказке – быстро и легко, а на деле всё сложнее.

Скупой платит дважды.
В отличие от покупки дешёвой вещи, а потом дорогой, в связи со скорой поломкой дешёвой, лучше купить сразу дорогую и качественную вещь на долгий срок.

Слезами горю не поможешь.
Не стоит унывать, если можно избавиться от горя. А если проблема неизбежна, лить слёзы бессмысленно.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Оказавшись в неловкой ситуации, произнеся дурное слово, невозможно вернуться назад.

Слово – серебро, молчание – золото.
Сказать что-нибудь полезное – дело чести, а о бесполезном и пустом трепе лучше промолчать.

Слухом земля полнится.
Человек знает тайную информацию благодаря слухам.

Собака бывает кусачей от жизни собачьей.
Недобрый, агрессивный человек зачастую становится таким от условий его жизни: от недостатка любви, заботы окружающих людей, частых несчастий и т.д.

Собаку съел, да хвостом подавился.
Невозможно сделать что-либо большое, не споткнувшись на пустяке.

Совершенству нет предела.
Как ни пытайся улучшить обстановку, всегда можно сделать лучше.

Соловья баснями не кормят.
Разговорами не накормишь тех, кто хочет есть. Ему стоит предложить еду.

Старого воробья на мякине не проведёшь.
Опытного человека трудно чем-либо обхитрить, завести в тупик.

Старый друг лучше новых двух.
Старый, проверенный, давно знакомый, предсказуемый куда надежнее, в отличие новых, малознакомых, ещё не проверенных житейскими ситуациями.

Сытый голодного не разумеет.
Трудность одного непонятна другому, пока тот не опустится до этой трудности сам.

Терпение и труд всё перетрут.
Терпение и настойчивость в работе победят все препятствия.

Терпи, казак – атаманом станешь!
Побуждение стать терпеливым человеком, когда любая трудность – нипочём.

У семи нянек дитя без глазу.
Чем больше людей берутся за одно дело, тем меньше на него уделяется внимания.

У страха глаза велики.
О боязливых людях, всё мелкое и незначительное воспринимающих за крупное и страшное.

Уговор (договор) дороже денег.
Уважительный договор, в отличие от денег, может быть утрачен безвозвратно. Следует строго придерживаться его условий.

Утопающий и за соломинку хватается.
Человек, находящийся в беде, готов на всё ради спасения. Даже если способ не даст особых результатов.

Утро вечера мудренее.
Утром решения принимаются более эффектно, в отличие от усталого вечера.

Ученье – свет, а неученье – тьма.
Учение – путь к знаниям, достижениям, успехам. А неучение – причина отсталости в развитии и бескультурья.

Хорошо там, где нас нет.
Часто человек недооценивает того, где он сейчас, и переоценивает особенности того места, где его ещё не было.

Худую (дурную) траву из поля вон.
От вредного, чего-либо ненужного следует избавляться, чтобы дело шло быстрее.

Цыплят по осени считают.
Об успехе какого-либо дела можно говорить лишь при его видимом результате.

Человек – сам кузнец своего счастья.
Для счастья нужно что-то делать, а не ждать, пока оно не придёт само по себе.

Человек предполагает, а Бог располагает.
Не стоит быть уверенным на сто процентов в успехе ещё не состоявшегося действия или предприятия.

Чем похвалишься, без того и останешься.
Человек, много говорящий о своём счастье, остаётся без него.

Чем чёрт не шутит (пока Бог спит).
Всё может случиться, всякое бывает.

Что имеем – не храним, а потерявши – плачем.
Истинная ценность чего-либо или кого-либо замечается, когда мы этого лишаемся.

Что написано пером, того не вырубишь топором.
Написанное, ставшее известным, не поддаётся изменению.

Что посеешь, то пожнёшь.
Совершённое кем-либо добро или зло со временем возвращается.

Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
Чтобы хорошо узнать человека, нужно с ним долго прожить, преодолев с ним разные трудности жизни.

Чужая душа – потёмки.
Как бы мы хорошо не знали человека, его мысли всегда будут загадкой. А внешний облик человека – не всегда есть отражение его души.

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.
Чужие беды кажутся более решимыми, более лёгкими, в отличие от своих.

Шила в мешке не утаишь.
Тайное всегда становится явным. А ложь со временем обязательно выйдет наружу.

Щи да каша – пища наша.
О привычке есть простую пищу

Яблоко от яблони недалеко падает.
Какие родители, такие же по менталитету и их дети.

Язык до Киева доведёт.
Расспрашивая людей, можно добраться куда угодно.

Яйца курицу не учат.
Неопытный человек мало чему сможет научить опытного.

Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в деревне Желязова-Воля недалеко от Варшавы (Польша). Прекрасный музыкальный вкус будущему композитору привила его мать, которая хорошо играла на фортепиано и пела. Необыкновенные музыкальные способности, а также самое важное – любовь к игре на фортепиано, проявились у Фредерика еще в раннем детстве.

С семи лет с мальчиком начал заниматься известный пианист Войцех Живный. К двенадцати годам Фредерик достиг уровня лучших пианистов Польши. С 1823 года Шопен учился в Варшавском лицее.

Творческая деятельность

После окончания училища, Шопен начал изучать теорию музыки в классе композитора Юзефа Эльснера. Благодаря покровительству князей Четвертинских и Антона Радзивилла, Фредерику удалось попасть в высшее общество.

С 1829 года Фредерик Шопен, биография которого уже тогда свидетельствовала, что он станет великим музыкантом, начал активно выступать со своими произведениями в Вене. В 1830 году композитор навсегда покидает Варшаву. В 1831 году поселяется в Париже, где моментально становится известным, обретает множество поклонников. Через какое-то время музыкант сам начинает преподавать.

В круг общения Шопена входили многие молодые музыканты и крупнейшие европейские композиторы – Ф. Гиллер, Тюлон, Стамати, Франкомм, Беллини, Берлиоз, Шуман, Мендельсон, художник Э. Делакруа, писатели В. Гюго , Г. Гейне и другие.

Заболевание. Последние годы

Первый приступ заболевания легких случился у композитора Шопена в 1837 году (по мнению биографов музыканта, это был туберкулез). С тех пор он страдал астматическими приступами. В это время Шопен жил с писательницей Жорж Санд. С 1838 по 1839 год влюбленные пробыли на острове Мальорка. Их отношения были непростыми, что также отрицательно сказывалось на состоянии здоровья композитора. В 1847 году они расстались.

В 1848 году Шопен поселился в Лондоне, где продолжал давать концерты и вести преподавательскую деятельность. 16 ноября 1848 года в Лондоне состоялся последний концерт великого композитора. С каждым днем он чувствовал себя все хуже и вскоре вернулся в Париж.

5 (17) октября 1849 года оборвалась краткая биография Шопена. Похоронили великого композитора на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

Тест по биографии

После прочтения краткой биографии Шопена обязательно попробуйте пройти тест.

Фредерик Шопен, является известнейшим музыкантом, композитором и пианистом, не только в Польше, но и во всех странах земного шара. Полное имя и фамилия, Фредерика Шопена звучит как Фридерик Францишек, а на французском Фредерик Франсуа. В основном Шопен творил свои музыкальные произведения в лирическом стиле. Фредерик очень тонко передавал любое настроение в музыке.

Биография Фредерика Шопена

Знаменитый музыкант появился на свет 1 марта в 1810 году. В небольшой деревне под названием Желязова Воля неподалеку от Сохачева. В семье у мальчика были польские и французские корни. Отец семейства, которого звали Миколай Шопен, по национальности был французом, но будучи шестнадцатилетним, он решил переехать и полностью связать свою жизнь с Польшей. А на свою родину Миколай так и не возвращался, мало того он даже не поддерживал связь со своей французской семьей. А всех своих деток он воспитывал как поляков. Мужчина работал в Усадьбе принадлежавшей графу Скарбек. Его работа заключалась в обучении и воспитании детей.

Образование Фредерика Шопена

Проявлять свой интерес к музыке Фредерик Шопен, начал еще в довольно таки раннем возрасте. Мальчика поначалу даже называли вторым Моцартом. Когда Фредерику было всего лишь на всего, около семи лет, он написал уже к тому времени целых два полонеза, один под названием g-moll, а второй B-dur. Первый полонез g-moll, был издан сразу же после написания. Статьи в варшавских газетах о появившемся новом таланте, стали разлетаться со скоростью света. «Mały Chopinek», что в переводе означает Маленький Шопинек становиться главной изюминкой в самых богатых салонах Варшавы. Фредерик Шопен в юном возрасте частенько выступает на всевозможных благотворительных концертах. В 1816 году впервые профессиональные уроки по фортепиано, в течении шести лет, Фредерик получает от Войцеха Живны. Войцех преподавал на основе музыки легендарного Себастьяна Баха, а также других венских классиков. Далее в 1822 году Фредерик Шопен берет частные уроки у очень известного на то время польского композитора Юзефа Эльснера. В 1823 году, парень поступает в Варшавский лицей. Обучаясь в лицее, он пишет свое первое творение, сонату под названием c-moll. Позже, через три года Фредерик Шопен продолжает свое обучение в главной школе музыки столицы. Он выбирает факультет, где преподают теорию музыки, гармонии и композиции. Учился Шопен в этой школе, тоже на протяжении трех лет. Во время учебы еще довольно таки юный композитор пишет Вариацию (для фортепиано и оркестра) по теме дуэта, из оперы самого Моцарта, под названием Дон Жуан. Также он пишет Фантазию ор.13 на тему Польши, и известную g-moll. Закончил, Шопен школу музыки на отлично, мало того его даже официально наградили характеристикой «музыкальный гений».

Жизненный путь Фредерика Шопена

В 1829 году, сразу после того как парень заканчивает обучение в школе музыки, в июле он отъезжает вместе с компанией своих друзей на экскурсию в Австрию, а точнее в город Вена. Вурфел приглашает Шопена в музыкальное общество. Благодаря этому Фредерик два раза дает концерты в Kartnerthortheate, вместе с оркестром он играет Вариации op.2 по Моцарту, а также Рондо а ля Краковяк ор.14. И вот Фредерик уже за границами своей страны приобретает признательность зрителей и творческий успех. Хоть Шопена и критиковали, но только за слабоватую подачу звука, а от его композиций самые серьезные критики были просто в восторге. После такого успеха, в 1830 году, известный критик Тобиас Хаслингер, решает опубликовать Вариации на тему Моцарта. Кстати говоря, это стало первой его заграничным изданием, ранее творения Фредерика издавали, только, в Варшаве. Публикации замечает известный немецкий композитор, а также по совместительству музыкальный критик, которого звали Роберт Шуман, о Шопене он отзывается с восторгом.

Затем Фредерик возвращается обратно в Варшаву, у него имеется, много свободного времени, которое ранее он тратил на учебу и композитор еще с большим рвением принимается за написание новых шедевров. Он пишет много произведений, среди них два Концерта для фортепиано вместе с оркестром e-moll, а также f-moll. Очень большим вдохновением для Фредерика Шопена, стало то, что парень влюбился в студентку консерватории, которая обучалась вокалу, эту девушку звали Констанция Гладковская. Испытывая сильные чувства к Констанции, композитор пишет Концерт f-moll. Также под вдохновением своих чувств, он пишет ноктюрн, различные этюды, вальсы, а также мазурки. Еще в этот период он пишет песни, слова для которых сочинял Стефан Витвицкий.

Осенью, в октябре в 1830 году, Фредерик Шопен выступает со своим концертом e-moll, на торжественно прощальном концерте, который проходил в Национальном Театре. Так же там выступала возлюбленная Фредерика Констанция Гладковска. Приблизительно через месяц, в ноябре Шопен вместе со своим товарищем, которого звали Тытусом Войчеховским, решает переехать в Австрию, с намерениями потом отправится в Италию. Фредерик находясь в Вене всего пару дней, узнает неприятное известие о том, что началось польское восстание (которое еще называют ноябрьским восстанием). Этот бунт был против того, чтобы польское королевство было зависимо от России, также народ не желал видеть царя на польском троне. Шопен принимает эти события близко к сердцу и свои эмоции он выливает в свою новую пьесу, которая всем известна под названием «Революционный этюд». У композитора не получается отправиться в Италию, как он планировал, так как там, на то время проходили боевые действия, против Австрии. А так как Фредерик сильно поддерживал польскую независимость, из-за происходящих в Польше событий, в Варшаву он тоже не спешил. Поэтому он принимает решение поехать во Францию, в город Париж.

И уже осенью в 1831 году, Фредерик постепенно обосновывается в Париже. Там о нем узнают, как о знаменитом пианисте и талантливом педагоге. Шопен попадает в высшие круги столичной аристократии. Он встречает там множество великих пианистов, среди них, Плейел и Калькбреннер, они помогают Шопену обосноваться в городе. Также он начинает тесно общаться с Франсуа Жозефом Фетисом, этот человек известный музыковед и композитор родом из Бельгии. Также в круг его общения входят такие знаменитые личности как: композитор Ференц Лист, живописец Эжен Делакруа, писатель Генрих Гейню. Еще польский композитор знакомиться и впоследствии тесно дружит с князем Адамом Чарторыским. Там же Фредерик вступает в Польское Литературное Товарищество.

В 1835 году, композитор отправляется в Германию, для встречи с Феликсом Мендельсоном, а также Шуманом. Позже, летом в 1837 году он отправляется в Англию, в город Лондон. Далее он находит свою спутницу жизни, этой девушкой становиться известнейшая французская писательница, которую звали Жорж Санд. Фредерик младше своей избранницы на шесть лет, Жорж была разведена и имела уже на то время двоих деток, она как автор писала прекрасные повести. Шопен нашел в этой женщине все то, чего ему так не хватало, Жорж была нежна, заботлива и верна. Зимой с 1837 года по 1838 год, влюбленные проживают в старинном монастыре прямо в горах, который находиться на острове называвшемся Майорка. Судьба преподносит композитору очень неприятную неожиданность. Фредерик сильно заболевает. Спустя время Шопен узнает, что болен серьезной болезнью, туберкулезом легких. С каждым днем болезнь прогрессировала, так что музыкант становился очень слабым и уже даже с трудом мог выходить из дома. Все это время рядом с ним находилась его любимая, Жорж. Но, даже не смотря на серьезную болезнь, на безумную слабость, он все равно усердно работает и творит свои замечательные произведения. Среди них цикл 24 Прилюдий, Баллада F-dur, Полонез c-moll, а также Scherzo cis-moll. После десяти лет проведенных вместе с Жорж, они решаются разойтись. После чего здоровье Фредерика Шопена резко ухудшается. В марте в 1839 году, композитор проходит лечение в Марселе.

Зимой в 1848 году Шопен выступает последний раз, со своим концертом в столице Франции. Затем ему приходиться отправиться в Великобританию. Он находиться там, около полу года. Чтобы занять себя как-то и отвлечься от тяжелой болезни он выступает в аристократических салонах, преподает там уроки. Он даже играет даже для самой королевы Виктории.

Затем он снова вернулся в Париж, так как силы начали его вовсе покидать, там он пишет свое самое последнее произведение под названием Мазурку f-moll соч. 68.4. Летом из Польши к Фредерику переезжает его сестра Луиза Енджеевич, для того чтобы помогать больному брату.

Но осенью 17 октября, в 1849 году, происходит непоправимое Фредерик Шопен уходит из жизни в своем жилище, которое находилось на Вандомской площади. Отпевали великого композитора в Париже, в церкви Марии Магдалины. На этом печальном событие было три тысячи человек. Его так и похоронили на кладбище Пер-Лашез в городе Париж. На похоронах звучали, его же прелюдии h-moll из соч. 28, а так же e-moll. Также оркестр естественно сыграл траурный марш великого Фредерика Шопена. Последним желанием композитора Фредерика Шопена было, чтобы его сердце захоронили в Польше. Это пожелание выполнила его родная сестра, она отвезла его сердце в Варшаву, где его замуровали в стенах костела Святого Креста.

Биография и эпизоды жизни Фредерика Шопена. Когда родился и умер Фредерик Шопен, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты композитора, изображения и видео.

Годы жизни Фредерика Шопена:

родился 22 февраля 1810, умер 17 октября 1849

Эпитафия

«В душе моей мелодия твоя,
В ней радость и печаль,
И жизнь, и мечты.
Когда закат ложится на поля,
Одевшись в свет и тень,
Приходишь ты».
Из песни Анны Герман «Письмо к Шопену»

Биография

Биография Фредерика Шопена - история жизни великого польского композитора, прославившего культуру своей страны на весь мир. Шопена можно без какого-либо преувеличения назвать гением. И гениальность эта начала проявляться еще в самом детстве композитора. Он всегда невероятно тонко чувствовал музыку и был буквально ей одержим. Когда мальчику еще не было восьми лет, в одной из варшавских газет написали о его первой пьесе, назвав Шопена «настоящим гением музыки» и «вундеркиндом».

Занятия в музыкальном училище и школе музыки давались Шопену легко. Вскоре он стал виртуозным пианистом. Однажды педагог Шопена, пианист Войцех Живный, отказался заниматься с двенадцатилетним Фредериком, сказав, что ему больше нечему научить этого ребенка. В двадцать лет Шопен уже гастролировал по Европе. Во время его турне в Польше возникло восстание, и композитор, поддавшись уговорам друзей и близких, предпочел остаться в изгнании. Тем не менее эта разлука с семьей и родиной очень тяготили его всю жизнь. В Европе Фредерика ждали любовь и слава - Шопена с радостью принимали во всех салонах и аристократических кругах. У него также не было недостатка в учениках, тем более, что преподавание музыки было еще одной страстью композитора помимо ее сочинения и исполнения.

Известность Шопена привлекала к нему множество людей, в том числе и влюбленных в него женщин, но официально женат он не был. В свободном браке он прожил несколько лет с писательницей Жорж Санд. Но первым серьезным объектом любви Шопена была полька Мария Водзинская, с которой он заключил тайную помолвку. Увы, ее зажиточные родители не захотели в зятья музыканта, зарабатывающего себе на жизнь тяжелым трудом, пусть и всемирно известного. После разрыва Шопена с Водзинской Жорж Санд буквально «прибрала» к рукам скромного и интеллигентного поляка. Годы отношений Шопена и Жорж Санд были годами расцвета творчества композитора, но затем Санд разбила хрупкое сердце возлюбленного, который и без того был ослаблен болезнью. Тоска по родине, смерть отца, разрыв с Санд и плохое самочувствие (последние исследования говорят, что у Шопена был муковисцидоз) лишили композитора сил бороться.

Последний год жизни Шопен не давал концертов и уроков. Смерть Шопена наступила в Париже, причиной смерти Шопена стал туберкулез. Похороны Шопена состоялись на кладбище Пер-Лашез, куда с гениальным композитором и пианистом пришли проститься тысячи его почитателей. Сердце Шопена было извлечено из его тела, помещено в урну и замуровано в одной из колонн церкви в Варшаве. Память о Шопене не угасает во всем мире и по сей день. Постоянно проводятся фестивали и конкурсы его имени, пополняются коллекции его музеев, а музыка Шопена - остается вечной, как совершенный и прекрасный дар одного из лучших композиторов за всю историю человечества.

Линия жизни

22 февраля 1810 г. Дата рождения Фредерика Франсуа Шопена.
1818 г. Первое публичное выступление Шопена в Варшаве.
1823 г. Поступление в Варшавский лицей.
1826 г. Окончание Варшавского лицея, поступление в Варшавскую Высшую школу музыки.
1829 г. Окончание школы музыки, поездка в Вену с выступлениями.
1830 г. Первый самостоятельный концерт Шопена в Варшаве.
11 октября 1830 г. Последний концерт Шопена в Варшаве.
1830-1831 гг. Жизнь в Вене.
1831 г. Переезд в Париж.
26 февраля 1832 г. Первый концерт Шопена в Париже.
1836-1837 гг . Расторжение помолвки с Марией Водзинской, сближение с Жорж Санд.
1838-1846 гг. Наивысший расцвет творчества Шопена.
зима 1838-1839 гг. Жизнь в Вальдемосском монастыре в Испании.
май 1844 г. Смерть отца Шопена.
1847 г. Разрыв с Жорж Санд.
16 ноября 1848 г. Последнее выступление Шопена, прошедшее в Лондоне.
17 октября 1849 г. Смерть Фредерика Шопена.
30 октября 1849 г. Похороны Фредерика Шопена.

Памятные места

1. Деревня Желязова-Воля, где родился Шопен.
2. Дом Фредерика Шопена в Желязовой-Воле, где он родился и где сегодня работает музей Шопена.
3. Музей Фредерика Шопена в Маленьком салоне семьи Шопен в Варшаве.
4. Усадьба Ноан (имение Жорж Санд), где Шопен жил со своей возлюбленной.
5. Памятник Шопену в Киеве.
6. Памятник Шопену и Санд в Ботаническом саду Сингапура.
7. Парк Шопена в Познани, где установлен памятник Шопену.
8. Музей Шопена и Жорж Санд в Вальдемосском монастыре в Испании, где пара жила в 1838-1839 гг.
9. Кладбище Пер-Лашез, где похоронен Шопен.
10. Базилика Святого Креста, где в одной из колонн замуровано сердце Шопена согласно его воле.

Эпизоды жизни

Шопена все считали невероятно добрым и воспитанным человеком. Его любили все - от коллег по искусству до знакомых и учеников, ласково называли ангелом или наставником. Цитата о Шопене из одного из рекомендательных писем - «лучший из людей».

Шопен не сразу был очарован Санд. Наоборот, при первой встрече она и вовсе показалась ему неприятной. Но Санд решила завоевать гениального композитора, несмотря на то, что у нее постоянно были другие любовники. Когда, наконец, Шопен был очарован, он полностью попал под власть своей возлюбленной. Жорж Санд любила композитора, но это было эгоистичное, истощающее чувство. За спиной Шопена его друзья обсуждали, что Фредерик тает прямо на глазах, а Жорж Санд «наделена любовью вампира». Когда Жорж Санд, воспользовавшись удобным предлогом, рассталась с Шопеном, это сильно подкосило его и без того ослабленное здоровье.

Завет

«Вежливостью достигнешь больше, чем насилием».

«Время есть лучший цензор, и терпение - верховный учитель».


Биография Фредерика Шопена

Соболезнования

«Чтобы его до конца понять и передать, надо всецело, всей душой погрузиться именно в его единственную душу».
Генрих Нейгауз, русский пианист

«Все, что я смогла бы сказать на своем жалком французском языке, будет столь далеко от него, столь недостойно его памяти. Глубочайшее почитание, обожание, подлинный его культ восторженно сохранились у всех, кто знал его и слышал. Никто не похож на Шопена, никто даже отдаленно не напоминает его. И никто не сможет объяснить все, чем он был. Какая смерть мученика, какая мученическая и сама жизнь - у существа столь совершенного, столь чистого во всем! Наверняка он на небе… если только…»
Соланж Санд, дочь Жорж Санд, падчерица Шопена

Обладая редким музыкальным даром, Шопен сосредоточил своё творчество в основном на фортепьянной музыке. Но то, что он создал в этом жанре, заслуживает только одной оценки – это создание гениального композитора.

Его произведения входят в репертуары пианистов всего мира.

Шопен создал только два фортепьянных концерта, всё же остальное написано им в рамках камерного жанра. Но и всё написанное – это рассказ о его любимой Польше, где он родился, развил своё дарование и которую так рано покинул: надеясь – ненадолго, оказалось – навсегда.

Биография Ф. Шопена

Детство

В семье Шопенов все дети были одаренными: сёстры Людвика , Изабелла и Эмилия имели разносторонние, в том числе и музыкальные, способности. Людвика даже была его первой учительницей музыки, а в дальнейшем между братом и сестрой были очень теплые и доверительные отношения. Мать (Юстына Кжижановская ) обладала замечательными музыкальными способностями, хорошо пела и играла на фортепьяно. Она сумела привить мальчику любовь к народным польским напевам. Отец (Николя Шопен , француз по происхождению) владел иностранными языками и содержал пансион для воспитанников лицея. В семье царила атмосфера любви и взаимопомощи, дети были окружены вниманием и заботой, особенно это относилось к Фредерику.

Он родился в деревне Желязова Воля , недалеко от Варшавы, 22 февраля 1810 г. и жил в этом доме.

Этот дом принадлежал графу Скарбеку, отец будущего композитора был здесь семейным учителем музыки. Уже осенью 1810 г. семья переехала в Варшаву, но мальчик часто приезжал в Желязову Волю на каникулы. Во время Первой мировой войны поместье было разрушено, а в 1926 г. здание было восстановлено. Теперь здесь музей, в котором летом проводятся концерты, на которые съезжаются пианисты со всего мира.

Юность

Проявив необыкновенные музыкальные способности уже в раннем детстве, Шопен был очень восприимчив к музыке: он мог плакать, слушая музыку, бесконечно импровизировать на фортепьяно, поражая слушателей своим прирождённым пианизмом. В возрасте 8 лет он сочинил свою первую музыкальную пьесу «Полонез», на которую был опубликован восторженный отзыв в одной варшавской газете: «Автор этого «Полонеза» – ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание ».

Молодого Шопена учил музыке пианист , чех по происхождению, он начал заниматься с 9-летним мальчиком, а уже к 12 годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам, и Живный отказался от занятий с ним, сказав, что ничему больше не может его научить. Затем Шопен продолжил теоретические занятия у композитора Йозефа Эльснера , польского композитора немецкого происхождения. К этому времени молодой Фредерик Шопен сформировался как обаятельный человек с изысканными манерами, что привлекало к нему особое внимание окружающих. Довольно полная характеристика Шопена того времени принадлежит композитору Ф. Листу: «Общее впечатление его личности было вполне спокойное, гармоничное и, казалось, не требовало дополнений в каких-либо комментариях. Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были подёрнуты задумчивостью; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, нос слегка закруглённый; он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомлённый, часто глухой. Его манеры были полны такой порядочности, в них была такая печать кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя… В общество Шопен вносил ту ровность расположения духа лиц, которых не беспокоят заботы, которые не знают слова „скука“, не привязаны ни к каким интересам. Шопен был обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже и в таких проявлениях, которые не всем бросаются в глаза».

Его музыкальному и общему развитию способствовали также поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он побывал на концертах выдающихся музыкантов.

Артистическая деятельность Шопена

Артистическая деятельность Ф. Шопена началась в 1829 г., когда он отправился на гастроли в Вену и Краков, исполняя там свои произведения.

Польское восстание

29 ноября 1830 г . началось польское национально-освободительное восстание против власти Российской империи на территории Царства Польского, Литвы, частично Белоруссии и Правобережной Украины. Оно продолжалось до 21 октября 1831 г . под лозунгом восстановления независимой «исторической Речи Посполитой» в границах 1772 г.

30 ноября собрался Административный совет: окружение Николая I было в растерянности. «Николай, король Польский, ведёт войну с Николаем, императором всероссийским», - так охарактеризовал обстановку министр финансов Любецкий. В тот же день генерал Хлопицкий был назначен главнокомандующим.

Г. Вундер «Николай I сообщает гвардии о восстании в Польше»

Сразу же обозначились два крыла движения: левое и правое. Левые рассматривали польское движение как часть общеевропейского освободительного движения. Правые были склонны искать компромисс с Николаем на основе конституции 1815 года. Переворот организовали левые, но по мере присоединения к нему элиты влияние переходило на сторону правых. Правым был и генерал Хлопицкий, назначенный главнокомандующим армии. Но он пользовался влиянием и среди левых, как соратник Костюшко.

В результате национально-освободительная война была подавлена, 26 февраля 1832 г . появился «Органический статут», согласно которому Польское Царство объявлялось частью России, упразднились сейм и польское войско. Административное деление на воеводства было заменено делением на губернии. Фактически это означало принятие курса на превращение Царства Польского в русскую провинцию - на территорию Королевства распространялись действовавшие во всей России монетная система, система мер и весов.

Советский и российский историк П.П. Черкасов так пишет о результатах подавления польского восстания: «В 1831 г. тысячи польских повстанцев и членов их семей, спасаясь от преследований властей Российской империи, бежали за пределы Царства Польского. Они осели в разных странах Европы, вызывая сочувствие в обществе, которое оказывало соответствующее давление на правительства и парламенты. Именно польские эмигранты постарались создать России крайне неприглядный образ душителя свобод и очага деспотизма, угрожающего «цивилизованной Европе». Полонофильство и русофобия с начала 1830-х годов стали важными составляющими европейского общественного мнения».

Подробный рассказ об этом историческом событии необходим, чтобы легче было понять причину вынужденного расставания Шопена с родиной, которую он очень любил и по которой так сильно тосковал.

Когда в 1830 г. пришла весть о вспыхнувшем в Польше восстании за независимость, Шопен мечтал вернуться на родину и принять участие в боях. Он даже начал сборы, но по дороге в Польшу узнал: восстание подавлено. Некоторым образом оказались причастны к восстанию и его родители, скрывавшие в своём доме повстанцев, поэтому возвращаться в Польшу ему было невозможно. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби – тоски по родине. Скорее всего, это же было и причиной его болезни и преждевременной смерти в возрасте всего 39 лет.

Жорж Санд в жизни Шопена

В 1831 г . Шопен гастролировал в Париже. Его знаменитый «Революционный этюд» был написан под впечатлением поражения польского восстания.

Через некоторое время он познакомился с Жорж Санд, отношения с которой были долгими (около 10 лет), нравственно тяжёлыми, что в соединении с тоской по родине сильно подточило его здоровье.

Жорж Санд – французская писательница. Её настоящее имя – Амандина Аврора Люсиль Дюпен (1804-1876).


О. Шарпантьё «Портрет Жорж Санд»

Отношения Шопена и Жорж Санд начались в 1836 г . К этому времени у этой женщины позади было бурное прошлое, ей было уже 32 года, она пережила неудачное замужество, была матерью двоих детей и писательницей. Кстати сказать, она является автором более 30 романов, самый известный из которых «Консуэло».

В их первую встречу она не понравилась ему: «Какая несимпатичная женщина эта Санд. Да и женщина ли она, я готов в этом усомниться!» - заметил он хозяйке салона, где произошла их встреча. В то время Жорж Санд, известная всему Парижу писательница, носила мужской костюм, который дополняли высокие сапоги и сигара во рту. В этот период Шопен переживал расставание со своей невестой Марией Водзиньской. Надеясь, что климат Майорки окажет благотворное действие на здоровье Шопена, Санд вместе с ним и детьми на зиму уезжает туда. Но начался сезон дождей, и у Шопена открылись приступы кашля. В феврале они вернулись во Францию. Отныне Жорж Санд хочет жить только для детей, Шопена и своего творчества. Но слишком велики были различия в их характерах, пристрастиях, к тому же Шопена мучила ревность: он достаточно понимал характер Жорж Санд. В результате их взаимная привязанность не могла быть долгой. Санд быстро поняла, что Шопен опасно болен и преданно заботилась о его здоровье. Но как бы ни улучшалось его положение, долго быть в спокойном состоянии Шопену не позволяли его характер, его болезнь и его творчество. Об этой ранимой натуре Генрих Гейне писал: «Это человек необыкновенной чувствительности: малейшее прикосновение к нему – это рана, малейший шум – удар грома; человек, признающий разговор только с глазу на глаз, ушедший в какую-то таинственную жизнь и только изредка проявляющий себя в каких-нибудь неудержимых выходках, прелестных и забавных ».

М. Водзиньская "Портрет Шопена"

В 1846 г. между сыном Жорж Санд Морисом и Шопеном произошёл конфликт, Морис решил уйти из дома. И когда она приняла сторону сына, Шопен обвинил её в том, что она его разлюбила. В ноябре 1846 г. Шопен покинул дом Жорж Санд. Возможно, через некоторое время состоялось бы их примирение, но в конфликт вмешалась дочь писательницы, Соланж: она поссорилась с матерью, приехала в Париж и настроила Шопена против своей матери. Жорж Санд пишет Шопену: «… она ненавидит свою мать, клевещет на неё, чернит её самые святые побуждения, оскверняет ужасными речами родной дом! Вам нравится слушать всё это и даже, может быть, верить этому. Я не буду вступать в подобную борьбу, меня это приводит в ужас. Я предпочитаю видеть вас во враждебном лагере, чем защищаться от противницы, которая вскормлена моей грудью и моим молоком».

Жорж Санд умерла в возрасте 72 лет. Она и после расставания с Шопеном осталась верна себе: когда ей было 60 лет, её любовником был 39-летний художник Шарль Маршаль, которого она называла «мой толстый ребенок». И только одно могло заставить заплакать эту женщину – звуки вальсов Шопена.

Последние годы Шопена

В апреле 1848 г. он отправился в Лондон – концертировать и преподавать, чтобы отвлечься от всех событий, связанных с Парижем. Это оказалось последним его путешествием. Здесь также был полный успех, но нервная, напряженная жизнь, сырой британский климат и периодически обострявшееся хроническое заболевание лёгких окончательно подорвали его силы. Вернувшись в Париж, Шопен умер 17 октября 1849 г.

О нём глубоко скорбел весь музыкальный мир. На похороны собрались тысячи поклонников его творчества. Согласно его желанию, на похоронах был исполнен «Реквием» Моцарта (его любимого композитора).

Шопен похоронен на кладбище Пер-Лашез (между могилами композиторов Керубини и Беллини). Сердце Шопена, согласно его воле, было отправлено в Варшаву, где замуровано в колонну церкви Святого Креста .

Творчество Шопена

«Шапки долой, господа, перед вами гений!» (Р. Шуман)

Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года с полным успехом. В дальнейшем с концертами Шопен выступал редко, но в салонах с польской аудиторией и французской аристократией слава его была очень высокой. Он также любил преподавательскую деятельность, что среди великих пианистов является чрезвычайно редким явлением, многие, наоборот, сторонятся преподавательской деятельности, считая её тягостной.

Всё творчество Шопена посвящено его родине – Польше.

– торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца ¾. В полонезах и балладах Шопен рассказывает о своей стране, её пейзажах и трагическом прошлом. В этих произведениях он использует лучшие черты народного польского эпоса. Вместе с тем музыка Шопена исключительно самобытна, отличается смелой изобразительностью и простотой рисунка. К этому времени на смену классицизму пришёл романтизм , и Шопен стал один из главных представителей этого направления в музыке.

– польский народный танец. Его название произошло от жителей Мазовии мазуров, у которых этот танец появился впервые. Музыкальный размер 3/4 или 3/8, темп быстрый. В XIX в. мазурка получила распространение как бальный танец во многих странах Европы. Шопен написал 58 мазурок, в которых также использовал польские народные напевы, придав им поэтическую форму. Вальс, полонез и мазурку он превратил в самостоятельную музыкальную форму, сочетая классичность с мелодическим богатством, изяществом и техническим совершенством. Кроме этого, им написаны множество скерцо , экспромтов , ноктюрнов , этюдов , прелюдий и других произведений для фортепьяно.

К лучшим произведениям Шопена можно отнести этюды . Обычно этюдами назывались произведения, способствующие техническому совершенству пианиста. Но Шопен сумел в них раскрыть свой удивительный поэтический мир. Его этюды отличаются юношеской порывистостью, драматизмом и даже трагизмом.

Музыковеды считают, что вальсы Шопена можно рассматривать как его своеобразный «лирический дневник», они носят явный автобиографический характер. Отличавшийся глубокой замкнутостью, Шопен раскрывается в своих лирических произведениях. Его произведения любят и исполняют во всём мире, а композитора называют "Поэтом фортепьяно".

Виктор Боков

СЕРДЦЕ ШОПЕНА

Сердце Шопена в костеле Святого Креста.

Тесно ему в замурованной каменной урне.

Встал бы владелец его, и немедля с листа

В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.

Сердце Шопена в фашистские, черные дни

Черным погромщикам и палачам не досталось.

Около предков и около близкой родни

Сердце Шопена с корнями деревьев срасталось.

Как ты не лопнуло, сердце

Шопена? Ответь!

Как твой народ уцелел в этой схватке неравной?

Вместе с Варшавой родной ты могло бы сгореть,

Остановили б тебя огнестрельные раны!

Ты уцелело!

Ты бьешься в груди варшавян,

В траурном марше

И в трепетном пламени воска.

Сердце Шопена - ты воин, герой, ветеран.

Сердце Шопена - ты музыки польское войско.

Сердце Шопена, тебе я усердно молюсь

Возле свечей, отдающих пыланию тело.

Если позволишь, я всей своей кровью вольюсь,

Донором буду твоим,-

Только ты продолжай свое дело!


Памятник Шопену в Варшаве