Среди образов русских крестьян, созданных Некрасовым, особенно выделяется образ Ермилы Гирина. Он, как говорится в произведении, «не князь, не граф сиятельный, а простой мужик», но, тем не менее, пользуется у крестьян огромным почетом. На примере образа Ермилы Гирина в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова можно проанализировать, какие черты характера считались важными для русского народа, каким видел народ своих героев.

«И молод, и умен» – с таких слов начинается в поэме описание Ермила Гирина. Затем крестьянин, заговоривший о Ермиле, рассказывает мужикам-странникам историю, свидетельствующую о безграничном доверии народа к нему. Ермил держал мельницу, которую за долги собирался выкупить купец Алтынников. Ермил выиграл суд, но стряпчие подстроили дело так, что у него не было с собой денег для выплаты. Тогда он кинулся на площадь, к народу и изложил им свою беду. Просьба Ермила: «Коли Ермила знаете, / Коли Ермилу верите, / Так выручайте, что ль!..» как нельзя лучше свидетельствует о его любви и доверии к своим соотечественникам. В этом эпизоде Некрасовым отлично подмечена психология русского мужика, предпочитающего переживать беды и принимать решения «всем миром» . Ермил открывается перед толпой – и получает помощь, каждый, кто был на площади, принес ему хотя бы пятак. Этого хватило на выкуп мельницы.

Главная особенность Ермила – это его неподкупная честность и любовь к правде. Семь лет служил он писарем, и за все это время «мирской копеечки под ноготь не зажал». Каждый мог обратиться за советом к Ермилу, зная, что тот никогда не потребует денег и не обидит невиновного. Когда же Ермил ушел с должности, тяжело оказалось привыкать к новому бессовестному писарю. «Худую совесть надобно – / Крестьянину с крестьянина / Копейку вымогать» – такой приговор выносит народ «чиновникам-хапугам».

Своей порядочностью Ермил заслужил у крестьян веру, и они отплатили ему добром: единогласно избрали Ермила бурмистром. Теперь он Гирин Ермил Ильич, честно царствующий над всей вотчиной. Но испытания властью Ермил не выдерживает. Один-единственный раз отступается он от своей совести, отправляя в солдаты вместо своего брата другого человека. И хотя он вскоре раскаивается и заглаживает причиненное им зло, крестьяне помнят этот поступок. Сложно восстановить свое доброе имя, считающееся у народа наивысшей ценностью – вот какую мысль передает Некрасов в образе Ермила.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Ермил Гирин играет и еще одну немаловажную роль. Именно он – предвестник будущего образа Гриши Добросклонова . Ермил, как и он, живет для счастья простого народа и среди всех остальных героев наиболее приближен к образу счастливого человека, которого ищут странники.

Тест по произведению

Ермил Гирин в поэме Н.А.Некрасова спрятан среди второстепенных персонажей. Автор специально создал сложность читателю. Ему необходимо самому постичь весь замысел гениального поэта.

Образ и характеристика Ермила Гирина в поэме «Кому на Руси жить хорошо» объединяет в себе черты, которые считал самыми важными Некрасов, в нем он увидел одного из претендентов на звание счастливого человека.

Особенности счастья

Ермил (Ермило) Ильич Гирин – молод и не по годам умен. По социальному положению герой простой мужик. В нем нет ни княжеских, ни графских корней. Решительность характера позволили ему стать уважаемым человеком. Вотчина в 6 тысяч душ единогласно выбрала его бурмистром. Добиться доверия у крестьян сложно, а Ермил смог. Чем же заслужил Гирин такое отношение:

«…строгой правдою»;

«умом и добротой»;

отзывчивостью и бескорыстием.

Ермил умел посоветовать, узнавал для простых людей нужные сведения. Он не требовал благодарности и не брал денег за помощь. Для счастья у мужика было, по мнению народа, все: спокойствие, почет, деньги.

Характер героя

Чтобы разобраться в счастье персонажа, нужно рассмотреть его черты характера. Что такого особенного в мужике, чем отличается он от других. Какой характер может претендовать на роль счастливцев по-настоящему?

Сообразительность. Русский мужик видел скрытую хитрость, умел быстро раскусить нечестные намерения. Он по взглядам, поведению оценивал человека. Молча выводил на честность, не разводил скандалов, а уходил в сторону, оставляя хитрецов ни с чем.

Не умение льстить и преклоняться. Ермил не поддавался на ухищрения подьячих и других богатых купцов. Он не принимал на свой счет слащавые, лживые речи, не платил за лесть и приятное вранье.

Честность. Семь лет служит крестьянин бурмистром, не прибирает к своим рукам ни одной «мирской копеечки».

Справедливость. Ермил не давал в обиду слабых, защищал бедных. С другой стороны, если человек был виновен, «не попустил» ему грех и черные дела.

Уважение. Гирин относится ко всем сословиям одинаково. Он уважает крестьян, помещиков, купцов. Главное для него не статус, чин, а сам человек.

Работая на мельнице, Ермил принимал строго по очереди и за одну цену. Беднейшие люди, управляющие, приказчики не спорили с мельником, видя справедливый подход к каждому.

Искренность. Совершив плохой поступок, Ермил раскаивается перед всем народом. Он просит по отношению к себе справедливого суда, даже прощение земляков не позволяет ему остаться на службе. Он сам находит себе наказание.

Судьба Гирина

Ермилу выбирают бурмистром. Он семь лет честно и преданно служит народу. Когда наступило время младшему брату идти в рекруты, бурмистр из народа не выдерживает проверки владения властью. Он решает ею воспользоваться. Вместо родственника служить уходит сын деревенской крестьянки. Совесть начинает мучить Гирина, доводит его до решения повеситься, но исправляет положение барин. Он возвращает сына обиженной матери. Ермил оставляет службу и уходит на мельницу. Крестьяне не перестают уважать мужика. Доказательством служит эпизод со сбором денег на выкуп мельницы, которую решили продать. Тысячу рублей, огромную по тем временам сумму, собирает Гирин за полчаса. Никто не пожалел для него последнего гроша. Помощь крестьян удивляет. Гирин выигрывает тяжбу с купцами, возвращает все до копейки тем, кто дал ему денег. Остается у него лишний рубль. Весь день Гирин ходит по площади в надежде найти того, чей это рубль, но не находит. В этой сцене видно, насколько велико доверие к герою. Некрасов показывает, как умеет русский народ принимать решение всем миром. Насколько силен дух простого народа. Открыл свою беду Ермил, и каждый добрый человек ему ответил. Силен русский человек своим бескорыстием, умением поддержать, объединиться. Но не суждено даже ему быть счастливым на Руси. В деревне поднялся бунт, Ермил отказался усмирять крестьян. Его арестовывают и отправляют на каторгу. Рассказ о судьбе завершается печальной новостью:

«…в остроге он сидит…».

Не смог стать по-настоящему счастливым человек с таким ярким характером.

Реальность образа

Литературоведы нашли доказательства, что у Гирина есть реальный прототип. Это управляющий графскими поместьями Орловых – А.Д.Потанин. Он вышел из крестьянских низов. Потанин известен в истории бескорыстием по отношению к жителям имений, честностью поведения и справедливостью правления. Поэт вводит в речь персонажа мысли, близкие к фактам из биографии Потанина:

«Худую совесть надобно …иметь, чтобы…крестьянину с крестьянина копейки вымогать»;

«…Стал он пуще прежнего всему народу люб…».

Ермил и Григорий Добросклонов – два близких персонажа. Можно предположить, что Ермил Ильич мог бы стать в будущем революционером, борцом, человеком, которого ждет Россия. Но каторги, тюрьмы и остроги многих похожих мужиков сломают, лишат здоровья и веры в будущее. Странники ищут счастливого, но проходят мимо Ермила, хотя он ближе всех к их пониманию счастья.

Ермил Гирин (глава «Счастливые»). По поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Начиная с главы "Счастливые" в направлении поисков счастливого человека намечается поворот. По собственной инициативе к странникам начинают подходить "счастливцы" из низов. У большинства из них велик соблазн хлебнуть вина бесплатного. Но сам факт их появления знаменателен в эпопее. Внимание семи странников все более и более захватывает многоголосая народная Русь. Звучат рассказы-исповеди дворовых людей, лиц духовного звания, солдат, каменотесов, охотников. Все мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастии. Конечно, "счастливцы" эти таковы, что странники, увидев опустевшее ведро, с горькой иронией восклицают:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!

Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке, подвигающий действие эпопеи вперед, знаменующий более высокий уровень народных представлений о счастье. Ермил - "не князь, не граф сиятельный, а просто он - мужик!". Но по своему характеру и по влиянию на крестьянскую жизнь он посильнее и поавторитетнее любого. Сила его заключается в доверии народного мира и в опоре Ермила Гирина на этот мир. Поэтизируется богатырство народа, когда он действует сообща. Рассказ о Ермиле начинается с описания тяжбы героя с купцом Алтынниковым из-за сиротской мельницы. Когда в конце торга "вышло дело дрянь" - с Ермилом денег не было,- он обратился к народу за поддержкой:

И чудо сотворилося -

На всей базарной площади

У каждого крестьянина,

Как ветром, полу левую

Заворотило вдруг!

Это первый случай в поэме, когда народный мир одним порывом, одним единодушным усилием одерживает победу над неправдою:

Хитры, сильны подьячие,

А мир их посильней,

Богат купец Алтынников,

А все не устоять ему

Против мирской казны...

Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианской совестливости и чести. Лишь однажды он оступился: выгородил "из рекрутчины меньшого брата Митрия". Но этот поступок стоил праведнику жестоких мучений и завершился всенародным покаянием, еще более укрепившим его авторитет. Совестливость Ермила не исключительна: она является выражением наиболее характерных особенностей крестьянского мира в целом. Вспомним, как Ермил рассчитывался с мужиками за мирской их долг, собранный на базарной площади:

Рубль лишний, чей - Бог ведает!

Остался у него.

Весь день с мошной раскрытою

Ходил Ермил, допытывал,

Чей рубль? да не нашел.

Всей жизнью своей Ермил опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, он имеет "все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет". Но в критическую минуту жизни Ермил этим "счастьем" жертвует ради правды народной и попадает в острог.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/


Ермил Гирин образ и характеристика

1. Общая характеристика . Ермил Ильич Гирин - один из второстепенных персонажей поэмы а " ".

Это простой крепостной крестьянин, очередной кандидат на звание счастливого человека.

О Ермиле странствующие мужики узнают из рассказов Федосея и старого священника. Его главными достоинствами оба считают справедливость и доброту к простому народу. За это Гирин пользуется "почетом завидным, истинным" среди крестьян.

2. История Ермила . В возрасте двадцати лет Ермил был назначен писарем при главном управляющем имением князя Юрлова. Незначительная должность могла испортить молодого человека, получившего определенную власть над крестьянами. Однако Ермил всеми силами стремился помочь простому народу. Давая бедным людям советы и по мере возможности выручая их из бед, он никогда не брал платы за свои услуги. Благодаря своей бескорыстной деятельности Ермил заслужил любовь всех крестьян в имении.

С другой стороны, его доброта, скорее всего, стала причиной увольнения с должности. Крестьяне сразу же оценили перемену, так как новый писарь потребовал вознаграждения за свои труды. Наследник умершего князя выгнал проворовавшегося управляющего и весь его штат. Он предложил крестьянам самим выбрать старосту (бурмистра). Вся вотчина единогласно заявила о выборе новым управляющим Гирина. На протяжении семи лет Ермил честно и справедливо управлял княжеским имением, пользуясь непререкаемым авторитетом.

3. Грех Гирина . В царской России крестьяне призывались в армию согласно строгой очередности. Контроль за соблюдением порядка осуществлял староста. Гирин воспользовался положением и отправил в рекруты вместо своего брата Митрия сына Ненилы Власьевны. Злоупотребление могло остаться без последствий, но Ермил сам почувствовал горькое раскаяние. Он чуть было не повесился и на коленях просил прощения у матери рекрута. Благодаря вмешательству князя сына Ненилы удалось вернуть, отправив вместо него Митрия. В глазах крестьян Ермил искупил свою вину. Однако сам он продолжал чувствовать себя преступником и добровольно отказался от должности старосты.

4. Народное уважение. Ермил взял в аренду мельницу и еще больше полюбился крестьянам за честность при расчетах. Вскоре мельницу по суду решили продать на торгах. Ермил смог "перекупить" конкурентов, но в суде потребовали немедленно предоставить залог в размере тысячи рублей. Такой суммы у Гирина с собой не было и он решил впервые обратиться за помощью к "миру". Выйдя на базарную площадь, Ермил рассказал людям о своей беде. Никто не смог отказать всенародному заступнику. Менее чем за час Ермил собрал необходимую сумму и смог выкупить мельницу. Через неделю на той же площади Гирин рассчитался со всеми и даже последний рубль, которому не нашлось хозяина, отдал нищим.

5. Несчастье Ермила . Долгая честная жизнь позволяет назвать Ермила счастливцем. Однако в конце истории странники узнают о его печальной судьбе. Ермил сидит в остроге, вероятно за то, что отказался уговорить сдаться восставших крестьян.

Образ Ермила Гирина (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")

Николай Алексеевич Некрасов, создавая в поэме "Кому на Руси жить хорошо” широкую картину жизни, населяет ее и различными типами характеров: это и мужики-странники, ищущие счастливого, поп и помещик, попадающиеся на их пути, а больше всего, конечно, крестьян, убогих и вполне благополучных, как Ермила Гирин. В бесплодных поисках ходят наши странники, пока не посоветовали им найти Ермилу Гирина:

"А вам бы, други милые.

Спросить Ермилу Гирина".

По мнению знающих его, Ермил - счастливый человек. Его ценят окружающие, уважает помещик,

Гирин занимается полезным делом - содержит мельницу, на которой работает, не обманывая крестьян. Он пользуется особым доверием людей.

Пример тому - сбор денег на сиротскую мельницу. Приехал Ермил в город без денег, а мельница продается, не успеть ему съездить за деньгами, и уйдет мельница купцу Алтынникову.

Тут уж не поздоровится никому. Ермил обращается к народу (благо был воскресный день):

Богат купец Алтынников,

А все не устоять ему

Против мирской казны.

"Коли Ермилу знаете,

Коли Ермилу верите.

Так выручайте что ли!"

Как ветром полу левую

Заворотило вдруг.

Люди объединились в едином порыве, чтобы совершить доброе дело. Они верят, что их деньги не только не пропадут, но и успеют совершить справедливое дело. Через неделю, как и обещал, Ермил раздает долги. Никто не взял лишнего, а еще и рубль остался, и целый день Гирин ждет его хозяина:

Ходил Ермил, допытывал.

Чей рубль, да не нашел.

Как удалось простому крестьянину завоевать авторитет среди людей? А был Ермил писарем, помогал неграмотным людям, не обдирая их. За это и сыскал уважение у "мира”. Почему же странники не посчитали его счастливым? Ошибся Ермил, не выдержав испытания властью. Послал в солдаты вне очереди сына вдовы вместо своего родного брата. Раскаивается наш герой в содеянном, не хочет жить грешником, но поздно. Люди уважают его, ценят, но помнят этот поступок. Нельзя считать Гирина счастливым, так как сам Ермил после этого жить не хотел. Он винится перед крестьянами:

Судил я вас по совести.

Теперь я сам грешнее всех.

Судите вы меня!

Несмотря на все это, народ по-прежнему верит Гирину, оступившемуся, но раскаявшемуся. Жизнь всегда сложнее и богаче литературы. И Некрасов смог показать это в своей поэме "Кому на Руси жить хорошо".

некрасов ермила гирин поэма

Человек не может пройти по жизни, не ошибившись, но добрые дела, помощь народу запоминаются и ценятся, поэтому и идет про Гирина добрая молва.

Начиная с главы "Счастливые" в направлении поисков счастливого человека намечается поворот. По собственной инициативе к странникам начинают подходить "счастливцы" из низов. У большинства из них велик соблазн хлебнуть вина бесплатного. Но сам факт их появления знаменателен в эпопее. Внимание семи странников все более и более захватывает многоголосая народная Русь. Звучат рассказы-исповеди дворовых людей, лиц духовного звания, солдат, каменотесов, охотников. Все мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастии. Конечно, "счастливцы" эти таковы, что странники, увидев опустевшее ведро, с горькой иронией восклицают:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!

Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке, подвигающий действие эпопеи вперед, знаменующий более высокий уровень народных представлений о счастье. Ермил - "не князь, не граф сиятельный, а просто он - мужик!". Но по своему характеру и по влиянию на крестьянскую жизнь он посильнее и поавторитетнее любого. Сила его заключается в доверии народного мира и в опоре Ермила Гирина на этот мир. Поэтизируется богатырство народа, когда он действует сообща. Рассказ о Ермиле начинается с описания тяжбы героя с купцом Алтынниковым из-за сиротской мельницы. Когда в конце торга "вышло дело дрянь" - с Ермилом денег не было, - он обратился к народу за поддержкой:

И чудо сотворилося -

На всей базарной площади

У каждого крестьянина,

Как ветром, полу левую

Заворотило вдруг!

Это первый случай в поэме, когда народный мир одним порывом, одним единодушным усилием одерживает победу над неправдою:

Хитры, сильны подьячие,

А мир их посильней,

Богат купец Алтынников,

А все не устоять ему

Против мирской казны.

Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианской совестливости и чести. Лишь однажды он оступился: выгородил "из рекрутчины меньшого брата Митрия". Но этот поступок стоил праведнику жестоких мучений и завершился всенародным покаянием, еще более укрепившим его авторитет. Совестливость Ермила не исключительна: она является выражением наиболее характерных особенностей крестьянского мира в целом. Вспомним, как Ермил рассчитывался с мужиками за мирской их долг, собранный на базарной площади:

Рубль лишний, чей - Бог ведает!

Остался у него.

Весь день с мошной раскрытою

Ходил Ермил, допытывал,

Чей рубль? да не нашел.

Всей жизнью своей Ермил опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, он имеет "все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет". Но в критическую минуту жизни Ермил этим "счастьем" жертвует ради правды народной и попадает в острог.