15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Ирины Сергеевны Ильинской: «Образность изложения создается, как правило, применением различного рода тропов».

К средствам выразительности относятся тропы: эпитеты, метафоры, сравнения и так далее. Вот и в тексте К. Паустовского мы встречаем различные тропы, помогающие понять авторский замысел.

Например, в предложении 14 использована метонимия: «с открытым, простодушным лицом». Это сам слуга простодушен, и, несмотря на некоторую нечестность, качество это отражается у него на лице. Поэтому Андерсен и не сердился на слугу, плохо выполняющего свои обязанности.

А в предложении 24 Паустовский использует сравнение «как алмазные капли». С алмазами он сравнивает слезы шумных неопрятных женщин, которые дрались, «вцепившись друг другу в волосы». Это сравнение доказывает, что Андерсен во всем вокруг себя видел только хорошее. Он не раздражался из-за шума и драк женщин, не испытывал к ним презрения из-за их нелепого поведения. Наоборот, он видел в них что-то хорошее: яркие слезы, похожие на алмазы, на злых покрасневших лицах.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Его страсть к путешествиям усиливалась изо дня в день даже от таких забавных пустяков».

Мне кажется, Андерсен путешествовал не по необходимости, а ради новых впечатлений, которые помогали ему в творчестве. Он видел вокруг себя много прекрасного и интересного, и это помогало ему писать сказки и стихи.

Но Андерсен видел мир не так, как большинство из нас. Он смотрел вокруг очень жадными и добрыми глазами. Он обращал внимание на моль, вылетающую из портьеры, и рой насекомых казался ему золотистыми искрами (предложение 15). Он восхищался энергией и страстью, с которой дрались женщины, постоянно находившиеся на первом этаже гостиницы и производившие жуткий шум. Он смотрел на некрасивую посудомойку и видел в ней прекрасную даму, которой преподносил розу.

Все, что окружало Андерсена, казалось ему добрым и чудесным, все помогало ему сочинять книги. Он ни на что не злился и не раздражался, а все складывал в копилку своего творчества.

Забавные пустяки, которые окружали писателя: ленивый слуга, жалкий огарок свечи в шикарном серебряном канделябре, розовый мрамор, вспыхивавший на солнце под покрывавшей его плесенью - будили в душе Андерсена идти еще дальше, получить еще больше впечатлений, еще больше пищи для своих чувств, для своего творчества. Вот почему, как мне кажется, писатель хотел поскорее ехать дальше и путешествовать еще дольше.

15.3 Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Красота - это все удивительное и восхитительное, что есть вокруг нас. Но у разных людей разные представления о красоте. Кто-то ищет что-нибудь потрясающе прекрасное, он готов потратить жизнь на то, чтобы найти чистую и недоступную красоту. А кто-то видит красоту повсюду: в рое золотистой моли на фоне бархатной занавески, в заплесневелом розовом мраморе, в загнившей воде канала. И Венеция становится для него «увядающим лотосом», а жизнь - вереницей интереснейших событий и удивительнейших встреч с прекрасным.

Андерсен в рассказе Паустовского - это человек, способный находить красоту повсюду, ценить крупицы красоты во всем. Это счастливый дар, который и отличает истинного художника. Он умеет видеть красоту и показывать ее нам всем.

Человек, который способен на такое, всегда будет радостен и счастлив. Я читал однажды притчу о том, как два художника поспорили, кто из них более гениальный. Люди решили: более гениален тот, кто нарисует наиболее красивую женщину, самую красивую в мире. И один из них нарисовал такую красавицу, что все восхитились. Они с презрением взглянули на своих подруг, ведь те и близко не могли сравниться с женщиной на картине. А второй нарисовал свою жену. Люди сначала начали возмущенно кричать, но потом они поняли, что имел в виду художник: по-настоящему красиво то, что любишь. Они присудили победу второму художнику и извинились перед своими женщинами.

Красота есть во всем, но ее надо еще уметь видеть.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф. И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Ф.И. Буслаева.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «– Таланта! - повторил Лёня громче. - Это понимать надо! Это беречь и ценить надо! Ведь правда?»

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)На рас­све­те мы с Лёнькой на­пи­лись чаю и пошли на мшары ис­кать глу­ха­рей. (2)Идти было скуч­но.

– (3)Ты бы, Лёня, рас­ска­зал чего-ни­будь по­ве­се­лей.

– (4)Чего рас­ска­зы­вать? - от­ве­тил Лёнька. - (5)Разве про ста­ру­шек в нашей де­рев­не. (6)Ста­руш­ки эти - до­че­ри зна­ме­ни­тей­ше­го ху­дож­ни­ка По­жа­ло­сти­на. (7)Ака­де­мик он был, а вышел из наших пас­ту­шат, из соп­ли­вых. (8)Его гра­вю­ры висят в му­зе­ях в Па­ри­же, Лон­до­не и у нас в Ря­за­ни. (9)Не­бось ви­де­ли?

(10)Я вспом­нил пре­крас­ные, чуть по­жел­тев­шие от вре­ме­ни гра­вю­ры на сте­нах своей ком­на­ты в доме у двух хло­пот­ли­вых ста­рух. (11)Вспом­ни­лось мне и пер­вое, очень стран­ное ощу­ще­ние от гра­вюр. (12)То были порт­ре­ты ста­ро­мод­ных людей, и я никак не мог из­ба­вить­ся от их взгля­дов. (13)Толпа дам и муж­чин в на­глу­хо застёгну­тых сюр­ту­ках, толпа се­ми­де­ся­тых годов де­вят­на­дца­то­го сто­ле­тия, смот­ре­ла на меня со стен с глу­бо­ким вни­ма­ни­ем.

– (14)При­хо­дит как-то в сель­со­вет куз­нец Егор, - про­дол­жил Лёня. - (15)Нечем, го­во­рит, чи­нить то, что тре­бу­ет­ся, по­то­му да­вай­те ко­ло­ко­ла сни­мать.

(16)Встре­ва­ет тут Фе­до­сья, баба из Пу́стыни: (17)«У По­жа­ло­сти­ных в доме ста­ру­хи по мед­ным дос­кам ходят. (18)Что-то на тех дос­ках на­ца­ра­па­но - не пойму. (19)Эти доски и при­го­дят­ся».

(20)Я пришёл к По­жа­ло­сти­ным, ска­зал, в чём дело, и по­про­сил эти доски по­ка­зать. (21)Ста­руш­ка вы­но­сит доски, завёрну­тые в чи­стый руш­ник. (22)Я взгля­нул и замер. (23)Мать чест­на́я, до чего тон­кая ра­бо­та, до чего твёрдо вы­ре­за­но! (24)Осо­бен­но порт­рет Пугачёва - гля­деть долго нель­зя: ка­жет­ся, с ним самим раз­го­ва­ри­ва­ешь. (25)«Да­вай­те мне доски на хра­не­ние, иначе их на гвоз­ди пе­ре­пла­вят», - го­во­рю ей.

(26)3апла­ка­ла она и го­во­рит: (27)«Что вы! (28)Это на­род­ная цен­ность, я их ни за что не отдам».

(29)В общем, спас­ли мы эти доски - от­пра­ви­ли в Ря­зань, в музей.

(30)Потом со­зва­ли со­бра­ние, чтобы меня су­дить за то, что доски спря­тал. (31)Я вышел и го­во­рю: (32)«Не вы, а ваши дети пой­мут цен­ность этих гра­вюр, а труд чужой по­чи­тать надо. (33)Че­ло­век вышел из пас­ту­хов, де­сят­ки лет учил­ся на чёрном хлебе и воде, в каж­дую доску столь­ко труда вло­же­но, бес­сон­ных ночей, му­че­ний че­ло­ве­че­ских, та­лан­та...»

– (34)Та­лан­та! - по­вто­рил Лёня гром­че. - (35)Это по­ни­мать надо! (36)Это бе­речь и це­нить надо! (37)Ведь прав­да?

(По К. Г. Па­у­стов­ско­му) *

* Па­у­стов­ский Кон­стан­тин Ге­ор­ги­е­вич (1892-1968 гг.) - рус­ский пи­са­тель и пуб­ли­цист, ма­стер ли­ри­ко-ро­ман­ти­че­ской прозы, автор про­из­ве­де­ний о при­ро­де, ис­то­ри­че­ских по­ве­стей, ху­до­же­ствен­ных ме­му­а­ров.

Пояснение.

15.1 Русский язык - один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организации. Нельзя не согласиться с высказыванием знаменитого русского филолога Ф. И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». Предложение - единица синтаксиса, в составе которой от-дельные слова и предикативные части приобретают способность взаимодействовать и образовывать речевые компоненты.

Для подтверждения справедливости слов Ф. И. Буслаева обратимся к отрывку из текста Константина Паустовского. В тексте немало выразительных взаимосвязей. Так, например, в предложении № 13 (Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием) грамматической основой является сочетание «толпа смотрела», которое само по себе интересно с точки зрения соответствия лексического и грамматического значения. В составе подлежащего слово «толпа» по своему лексическому значению подразумевает нескольких человек, буквально группу людей. Однако, грамматическое значение слова «толпа» - существительное единственного числа. Таким образом, в самом сочетании подчеркивается, с одной стороны, безликость людей с гравюр, а с другой, как бы их целостность, общность, поэтому и сказуемое употребляется по грамматическим нормам в единственном числе: толпа смотрела.

В предложении 18 (Что-то на тех досках нацарапано - не пойму) дополнительный оттенок приобретает слово «нацарапано», оно употреблено с целью принизить значимость живописи на гравюрах.

Таким образом, проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что в предложении слово, его грамматическое и лексическое значения раскрываются в полной мере.

15.2 Очень часто то, что человек не понимает в силу своей необразованности, неразвитости, неспособности оценить вследствие суетности жизни и сложившихся обстоятельств, он считает неважным, ничтожным. Ценить и понимать искусство способен не каждый человек. Об этом финальные слова Лёни из текста Константина Паустовского.

В тексте рассказывается, как пришлось спасать произведения живописи. Не разбирающаяся в искусстве баба Федосья предлагает забрать у старух Пожалостиных доски: «Что-то на тех досках нацарапано - не пойму». Для Федосьи непонятно предназначение этих досок, она не умеет ценить прекрасное, живёт «хлебом насущным», поэтому считает полезнее переплавить эти «доски» на гвозди. Сколько таких шедевров было погублено в годы революции и гражданской войны.

Автор показывает и другого героя - Лёню, который готов риско-вать своей репутацией, карьерой, жизнью, чтобы спасти эти шедевры. В предложении 30 находим подтверждение этого: героя судить собирались на общем собрании из-за его отношения к работам художника.

Сохранить искусство для потомков - наш долг перед будущими поколениями. Мы должны не только гордиться изумительными про-порциями храма Покрова на Нерли или собором Василия Блаженного, но и сделать всё, чтобы ими могли гордиться наши дети.

15.3 Искусство - это все самое прекрасное, что создано руками и разумом человека. Великолепие природного мира своей нерукотворной красотой сподвигает человека с помощью таланта запечатлеть неповторимость моментов жизни. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить всё, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество.

В тексте Константина Паустовского рассказывается, как пришлось спасать произведения живописи. Не разбирающаяся в искусстве баба Федосья предлагает забрать у старух Пожалостиных доски: «Что-то на тех досках нацарапано - не пойму». Для Федосьи непонятно предназначение этих досок, она не умеет ценить прекрасное, живёт «хлебом насущным», поэтому считает полезнее переплавить эти «доски» на гвозди. Сколько таких шедевров было погублено в годы революции и гражданской войны.

Когда приезжаешь на Красную площадь, главную площадь страны, твой взор невольно будет прикован к храму Василия Блаженного. Это образец настоящего искусства, он манит, завораживает. Как бы ни менялась история нашего государства, храм выстоял, выстоял как символ нашей силы и величия.

Сохранить искусство для потомков - наш долг перед будущими поколениями. Мы должны не только гордиться изумительными пропорциями храма Покрова на Нерли или собором Василия Блаженного, но и сделать всё, чтобы ими могли гордиться наши дети.

6. Герой рассказа А.Куприна «Тапёр» - худенький и плохо одетый тринадцатилетний мальчик - случайным образом оказался в знатном семействе в качестве музыканта. В этом скромном госте трудно было предположить музыкальные способности, но когда он начал играть, всем стало ясно, что перед ними - талантливый музыкант. Среди гостей по счастливой случайности оказался известный пианист Антон Григорьевич Рубинштейн. Он заметил талант мальчика и впоследствии стал для него наставником.

7. Главный герой повести Л.Н. Толстой. Альберт — гениальный музыкант. Он завораживающе играет на скрипке, и слушателям кажется, что они вновь переживают навек утраченное, что их души согреваются.

8. Герой рассказа Рэя Брэдбери « Улыбка » мальчик Том во время очередной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вернуть людям: Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу.

9. В фильме Джорджа Клуни «Охотники за сокровищами» речь идёт об организации, известной как «Отдел по спасению памятников, произведений искусства и архивов». Сотрудники этой организации, созданной в 1943 году президентом США Франклином Рузвельтом, вернули законным владельцам и в музеи множество культурных ценностей, похищенных нацистами. Спасённые произведения искусства не утратили своей ценности на протяжении столетий.

10. Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды она получила письмо от неизвестной женщины, которая рассказала о том, что, когда она осталась одна, ей не хотелось жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не верит», она стала другим человеком: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зелёная, и солнце светит… Я выздоровела, за что огромное вам спасибо».

11. Русская природа вдохновляла не только композиторов, но и многих поэтов, один из которых - Сергей Есенин . Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы: она разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов, источник, питающий лирические чувства поэта.

12. Удивительная женщина, художник Евфросинья Антоновна Керсновская 12 лет провела в сталинском лагере. После выхода из него она начала зарисовывать этот период жизни, чтобы освободиться от тех тяжёлых воспоминаний. Целых двенадцать общих тетрадей были разрисованы ею в 60-х годах прошлого века. В 1991 году они вышли отдельной книгой, названной «Наскальная живопись». Глядя на эти рисунки, которые появились на свет так давно, где-то глубоко внутри ощущаешь, насколько сильно искусство помогло этому потрясающему художнику и просто благородной женщине выжить.

13. Художник Борис Свешников также долгое время находился в заточении. Альбомы его были нарисованы в неволе, но они были не о лагере, не о той жизни, которой он жил тогда, – они были фантастическими. Он изображал какую-то вымышленную реальность и необыкновенные города. Тоненьким пёрышком он создавал в своих альбомах параллельную, загадочную жизнь. И впоследствии эти альбомы стали свидетельством того, что его внутренний мир, фантазирование, творчество спасли ему жизнь в этом лагере. Он выжил благодаря настоящему искусству.

14. Другой необыкновенный художник, Михаил Соколов , будучи посаженным в тюрьму за экстравагантный вид, тоже пытался искать свободы и спасения в творчестве. Он рисовал цветными карандашами, а порой и огрызками карандашей маленькие картиночки и прятал себе под подушку. И эти маленькие фантастические рисунки Соколова в каком-то смысле грандиозней, чем некоторые огромные картины, написанные иным художником в светлой и комфортной мастерской. Можно изображать реальность, а можно изображать фантазии. И в том и в другом случае то, что ты переносишь из своей головы, из души, из сердца, из памяти на бумагу, освобождает тебя, выпускает на волю, даже если вокруг – тюремные решётки.

15. Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публиковались главы из поэмы А.Твардовского "Василий Тёркин". Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи. В этом сила литературы как вида искусства.

16. Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония ДмитрияШостаковича . Она, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

17. В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей комедии Д.Фонвизина "Недоросль" . Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Митрофанушки, пережили полное перерождение: стали прилежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны.

18. Люди верили в поистине магическую силу искусства. Так, некоторые деятели культуры предлагали французам во время Первой мировой войны защищать Верден - свою сильнейшую крепость - не фортами и пушками, а сокровищами Лувра. "Поставьте "Джоконд у" или "Мадонну с младенцем и святой Анной " великого Леонардо да Винчи перед осаждающими - и немцы не осмелятся стрелять!" - утверждали они.

19. Однажды американский изобретатель Никола Тесла тяжело заболел. Жизнь его находилась в опасности. Выздоровление, по собственному рассказу Теслы, наступило совершенно неожиданно: во время болезни он начал читать "Приключения Тома Сойера" МаркаТвена. Жизнерадостная книга пробудила в нём такое желание жить, что усилием воли он заставил себя перебороть болезнь и вскоре, к удивлению лечивших его врачей, выздоровел.

20. Услышав легендарный хор имениАлександрова , который своими песнями пробуждал в людях мужество, давал им силы для борьбы, английский премьер-министр У. Черчиль назвал музыкальный коллектив "тайным поющим оружием".

21. Выдающийся русский писатель 20 века М.Пришвин в своих дневниках вспоминает такой случай: в скорбные дни первой мировой войны напротив его дома собрался народ и оратор стал говорить людям о том, что Россия скоро превратится в германскую колонию. Тогда одна бедная крестьянка в белом платочке пробилась к оратору через толпу и остановила его выступление, обратившись к людям: "Не верьте ему, товарищи! Пока с нами Лев Толстой, Пушкин и Достоевский, Россия не погибнет!"

22. Ни на один день не покинул Москву Музыкальный театр имени К- С. Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко. По просьбе остававшейся в Москве группы артистов Большого театра был открыт филиал ГАБТа. Затаив дыхание, забыв на время о войне, зрительный зал погружался в прекрасный мир музыки Чайковского, А. С. Даргомыжского, Дж. Верди, Дж. Пуччини.

23. Легендарный атаман Ермак покорял Сибирь в компании песельников с набором народных инструментов, которые были специально выписаны им для поднятия боевого духа своих казаков... Петр I, понимая важность военных песен с как морального фактора и боевого духа войск, издал в 1722 году предписание каждому полку иметь собственный оркестр... Суворовские чудо-богатыри шли на штурм Измаила под казацкую песню "Ночи темны, тучи грозны...".

24. Известны случаи, когда военные песни спасали сотни солдатских жизней. Так, в 1904 году во время битвы с японцами под Мукденом, музыканты Мокшанского пехотного полка подняли в атаку деморализованных огромными потерями и смертью командира полка солдат, которые прорвали окружение. Первыми в бой с духовыми инструментами тогда пошли 25-летний полковой капельмейстер Илья Шатров (будущий автор композиции "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии", которую позже переделали в легендарный вальс "На сопках Маньчжурии"), в компании с семью музыкантами - флейтистами и трубачами.

25. Во время Великой Отечественнойвойны песня — самый распространенный жанр советской музыки. Военная пора во всей полноте и силе проявила ее мобильность, непосредственную близость к повседневной жизни общества. Песня становится духовным оружием фронта и тыла. Она зовет в бой, воодушевляет памятью о мирных днях и вселяет в человеческие сердца уверенность в победе.

Афоризмы, стихи об искусстве

Искусство дает крылья и уносит далеко-далеко! Кому надоела грязь, мелкие грошовые интересы, кто возмущен, оскорблен и негодует, тот может найти покой и удовлетворение только в прекрасном. А.П. Чехов

Искусство есть заражение чувствами других людей. Лев Толстой

Дело художника — рождать радость. К.Г. Паустовский

Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном. Дени Дидро

Только там и есть настоящее искусство, где народ чувствует себя дома и действующим лицом. В.В. Стасов

В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно - полезно. Ф.М. Достоевский

Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, - неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете. Ф.М. Достоевский

Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас. В.В. Стасов

Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем. Эдвард Григ

\ Подлинное искусство всех народов и веков понятно всему человечеству. К.С. Станиславский

Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем. Л.Н. Толстой

Искусство должно раскрывать глаза на идеалы, самим народом созданные. К.С. Станиславский

Добро само по себе не кажется на вид и убеждает нас, только если осветит его красота. Вот почему дело художника - это, минуя соблазн красивого зла, сделать красоту солнцем добра. М.М. Пришвин

Меняются приемы творчества, но никогда не может умереть или устареть душа, вложенная в создание искусства. В.Я. Брюсов

Красота – это окружающий нас удивительный и восхитительный мир. Но представление о ней сугубо индивидуально. Кто-то готов жизнь потратить на поиски чистой, потрясающей и недоступной красоты, а другой умеет находить ее повсюду: в заплесневелом мраморе, в застоявшейся воде канала, в рое моли, кружащейся у бархатной занавески…

В рассказе К.Паустовского Андерсен представлен именно таким человеком, умеющим видеть красоту в мелочах. Венеция для него – «увядающий лотос», тогда как бьющая ключом жизнь – целая вереница удивительных событий и встреч с прекрасным. Позитивный взгляд на мир позволял Андресену всегда оставаться счастливым и радостным. Сказочник обладал уникальным даром находить красоту в обыденности, незначительных мелочах и доносить ее до читателя.

Такое качество присуще лишь истинному художнику.

Как-то я прочел притчу о двух художниках, вступивших в спор о гениальности. Каждый мнил себя талантливее другого. Чтобы рассудить живописцев, люди предложили им создать портрет идеальной женщины. Один изобразил красавицу, которая поразила воображение выступавших судьями горожан. После увиденного мужчины стали с презрением относиться к собственным подругам, которые никак не могли сравниться с изображенной на картине красавицей. А второй художник выставил на суд портрет собственной жены. Поначалу люди возмутились и подняли крик, но затем поняли замысел автора: оказывается, действительно красиво то, что любишь, что дорого сердцу.

Победа в итоге досталась второму художнику. К тому же судьи извинились перед незаслуженно обиженными женщинами.

Красота присутствует буквально везде, но далеко не всем удается ее видеть. О ней можно много и долго рассуждать, но каждый человек имеет собственное понятие о красоте.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-02-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Русский язык, 9 класс

Работа с текстом

при подготовке к сочинению-рассуждению

в формате ОГЭ

Цель : формирование практических навыков написания сочинения-рассуждения.

Задачи : продолжать учить работать с текстом, отбирать материал для аргументов к сочинению, четко и грамотно формулировать мысли; развивать коммуникативную компетенцию, аналитическое и творческое мышление учащихся, поощрять желание работать в группах; воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тексты рабочие листы.

Тип урока: развитие речи, урок-практикум

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Рефлексия

Ход урока.

I. Организационный момент.

1) Приветствие учащихся.

В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь.
Другой - листвы зелёной вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое. Омар Хайям

Нам сегодняан на уроке предстоит убедиться как по -разному можно смотреть на окружающие нас вещи.

Постановка цели и задач урока.2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

II. Актуализация знаний. Работа над построением сочинения - рассуждения.

Начать работу мне хочется со слов Максима Горького. Он говорил: «Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». Следуя совету писателя, постараемся ответить на эти вопросы и мы.

1. Что я хочу написать? (Сочинение –рассуждение)

2. Как я хочу написать? (Композиция)

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

3. Для чего хочу написать? (Для получения высокой оценки – 9 баллов)

(Слайд № КЛИШЕ)

III. Работа над построением сочинения - рассуждения.

  1. Над каким понятием мы будем работать? Помогут ответить на этот вопрос высказывания, находящиеся на доске.
  2. (Чтение, определение понятия - КРАСОТА, Вариант №28 ОГЭ)
  3. Чтение задания к сочинению.

15.3 Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое КРАСОТА», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  1. После собеседования учащиеся приходят к выводу, что

Тезис. КРАСОТА - это

  1. Орфографическая работа:

Индивидуальное задание (Найти определение слова КРАСОТА в словарях) Толковый словарь Ожегова 1

Подобрать синонимы к слову КРАСОТА

Синонимы: великолепие, чудо, очарование, изящество, прелесть, роскошь, блеск, лепота, восторг, благодать, картинность, миловидность, нарядность, прекрасный, привлекательный, хороший, эстетичный

  1. Чтение и анализ текста.

ТЕКСТ К. Г. Паустовский НОЧНОЙ ДИЛИЖАНС

В старой и грязной венецианской гостинице нельзя было допроситься чернил. Да и зачем было держать там чернила? Чтобы писать дутые счета постояльцам? Правда, когда Христиан Андерсен поселился в гостинице, то в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил. Он начал писать ими сказку. Но с каждым часом сказка бледнела на глазах, потому что Андерсен несколько раз разбавлял чернила водой. Так ему и не удалось окончить ее - веселый конец сказки остался на дне чернильницы. Андерсен усмехнулся и решил, что следующую сказку он так и назовет: "История, оставшаяся на дне высохшей чернильницы". Он полюбил Венецию и называл ее "увядающим лотосом". Над морем клубились низкие осенние тучи. В каналах плескалась гнилая вода. Холодный ветер дул на перекрестках. Но когда прорывалось солнце то из-под плесени на стенах проступал розовый мрамор и город появлялся за окном, как картина, написанная старым венецианским мастером Каналетто. Да, это был прекрасный, хотя и несколько печальный город. Но пришло время покинуть его ради других городов. Поэтому Андерсен не чувствовал особого сожаления, когда послал гостиничного слугу купить билет на дилижанс, отправлявшийся вечером в Верону. Слуга был под стать гостинице - ленивый, всегда навеселе, нечистый на руку, но с открытым, простодушным лицом. Он ни разу не прибрал в комнате у Андерсена, даже не подмел каменный пол. Из красных бархатных портьер золотистыми роями вылетала моль. Умываться приходилось в треснувшем фаянсовом тазу с изображением полногрудых купальщиц. Масляная лампа была сломана. Взамен ее на столе стоял тяжелый серебряный канделябр с огарком сальной свечи. Его, должно быть, не чистили со времен Тициана. Из первого этажа, где помещалась дешевая остерия, разило жареной бараниной и чесноком. Там весь день оглушительно хохотали и ссорились молодые женщины в потертых бархатных корсажах, кое-как затянутых порванными тесемками. Иногда женщины дрались, вцепившись друг другу в волосы. Когда Андерсену случалось проходить мимо дерущихся женщин, он останавливался и с восхищением смотрел на их растрепанные косы, рдеющие от ярости лица и горящие жаждой мести глаза. Но самым прелестным зрелищем были, конечно, гневные слезы, что брызгали у них из глаз и стекали по щекам, как алмазные капли. При виде Андерсена женщины затихали. Их смущал этот худой и элегантный господин с тонким носом. Они считали его заезжим фокусником, хотя и называли почтительно "синьор поэт". По их понятиям это был странный поэт. В нем не бурлила кровь. Он не пел под гитару раздирающие сердце баркаролы и не влюблялся по очереди в каждую из женщин. Только один раз он вынул из петлицы алую розу и подарил ее самой некрасивой девочке-судомойке. Она была к тому же хромая, как утка. Когда слуга пошел за билетом, Андерсен кинулся к окну, отодвинул тяжелый занавес и увидел, как слуга шел, насвистывая, вдоль канала. Потом слуга долго и сосредоточенно плевал с горбатого моста в канал, стараясь попасть в пустую половинку яичной скорлупы. Наконец он попал в нее, и скорлупа утонула. После этого слуга подошел к мальчишке в рваной шляпе. Мальчишка удил. Слуга сел около него и бессмысленно уставился на поплавок, дожидаясь, когда клюнет какая-нибудь бродячая рыба. - О Боже! - воскликнул с отчаянием Андерсен. - Неужели я сегодня не уеду из-за этого болвана? Андерсен распахнул окно. Стекла задребезжали так сильно, что слуга услышал их звон и поднял голову. Андерсен воздел руки к небу и яростно потряс кулаками. Слуга сорвал с мальчишки шляпу, восторженно помахал ею Андерсену, снова нахлобучил ее на мальчишку, вскочил и скрылся за углом. Андерсен рассмеялся. Он ничуть не был рассержен. Его страсть к путешествиям усиливалась изо дня в день даже от таких забавных пустяков. Путешествия всегда сулили неожиданности. Никогда ведь не знаешь, когда блеснет из-под ресниц лукавый женский взгляд, когда покажутся вдали башни незнакомого города и закачаются на горизонте мачты тяжелых кораблей.

Анализ:

Какую иллюстрацию вам хотелось бы нарисовать к тексту?

Чьими глазами мы видим происходящее?

Как и где в тексте показана красота(на взгляд обывателя ее здесь нет)

(предлагаются отрицательные примеры; поиск примеров красивого – подчеркнуть КАРАНДАШОМ)

Как можно записать первый аргумент?

О чем будет второй аргумент? (Используем клише при необходимости.)

(Текст В.Крупина«Скинь мешок»)

О чем нужно сказать в выводе?

5.Запись частей текста по группам, чтение получившихся вариантов.

6. Рефлексия.

Удалась ли работа над текстом? Что оказалось самым легким, что самым трудным?

7. Домашнее задание. Записать текст сочинения-рассуждения в полном объеме.