Василий Суриков художник, выдающийся мастер в русском изобразительном искусстве 19 века, и начала 20-го века. Творчество Сурикова тесно связано с яркими периодами истории России, в своих масштабных произведениях художник правдиво передал характерные признаки русского народа, его самобытность и жизненную сущность.

Василий Суриков выходец из небогатой казачьей семьи и с раннего детства был близок со своим народом. Картины художника Сурикова очень примечательны своей великолепной колористической трактовкой письма, где присутствует явное новаторство художника в создании колоритных полотен, красочный состав которых и сегодня изучают современные художники.

Суриков Василий Иванович краткая биография и творчество. . Художник родился в городе Красноярск в казачьей семье. С раннего детства у художника проявились зачатки таланта к рисованию. В возрасте восьми лет мальчика принимают на учебу в Красноярское приходское училище, где способность к рисованию обнаруживает его учитель Гребнев Н. В., который помог молодому художнику работать с красками, отдельно занимаясь с ним рассказывал и показывал многие тонкости живописной грамоты и о великих мастерах живописного искусства. Это был хороший трамплин для будущего развития Сурикова.

Но в жизни Сурикова было не все гладко, в 11 лет отроду у него от болезни умирает отец, семья оказалась в трудном материальном положении. Тем не менее после окончания учебы в училище, его устраивают в канцелярию, параллельно с этим мальчик упорно занимается с рисунками, пишет акварели и развивает себя как художника, надеясь в будущем обязательно поступить учиться на художника. И волей случая акварели понравились губернатору, в семье которого потом Суриков давал даже уроки.

В семье губернатора частым гостем был местный золотопромышленник Кузнецов П. И. увидев недюжинный талант молодого мастера, решил материально посодействовать желанию юноши поступить учиться в академию художеств в Санкт Петербурге, куда он поступил не сразу, провалив экзамен по рисованию с гипса, это конечно была первая неудача. Поэтому он решает поступить в училище рисования союза поощрения художников, где усиленно работает над собой в рисунке и других направлениях, через три месяца учебы он вновь пытается сдать экзамен в академии и успешно проходит и за годы обучения 1869 по 1875 г.

С успехом наверстывает то очем мечтал, заслуженно получая за свои работы различные награды. Изучая древнее античное искусство он мастерски создает рисунок Пир Валтасара, где его работу отмечают в журнале под названием Всемирные иллюстрации.

Наконец он казалось бы заслуживает большую золотую медаль с пенсионерской поездкой за рубеж за картину Апостол Павел, но некоторым деятелями руководствующими в академии было решено отказать в награде. Тем не менее за время учебы в академии Василий Суриков получил несколько серебряных медалей, с материальной премией.

Конечно глядя на такое положение художникуне нравились принципы учебы в академии, не смотря на это художник много работает в 1870 г. создает картину Вид памятника Петру 1 на Сенатской площади.

Переехав в Москву, ему поручат роспись фресок в храме Христа Спасителя. Суриков создает первое широко масштабное произведение Утро стрелецкой казни, в котором художник ярко описывает трагические моменты после стрелецкого бунта при Петре Первом.

Картина была написана к 1881 году, году вступления в ряды товарищества передвижников, где Суриков выставляет свои работы на показ широкой общественности.

Зарядившись желанием в написании картин о русской истории художник создает очередные шедевры Меньшиков в Березове и картину Боярыня Морозова, которая была продемонстрирована на 15-й выставке художников передвижников.

В 1887 г. в 1888 году умирает его супруга, с трудом переживая эти времена, позднее он с дочерьми отправляется на родину в Красноярск находясь там в некотором унынии, дабы поднять настроение вспоминая игры своего детства.

Он решает написать более веселое и жизнерадостное произведение картину Взятие снежного городка, в сцене персонажей были задействованы местные крестьяне а сам снежный городок крестьяне слепили прямо во дворе его дома.

Картина была восторженно встречена общественностью и даже была направлена на выставку во Францию, где демонстрировалась в Париже в 1890 г., и награждена именной медалью.

В 1891 Василий Суриков опять обращается к русской истории, задумав писать картину Покорение Сибири Ермаком, несколько лет работая над историческим произведением, в разных местах России художник создает эскизы и этюды к картине.

На полотне Суриков ярко отразил характерные образы героев, показав смелый порыв, готовых к сражению казачков, красочно отобразив насмерть воюющие стороны.Картина была написана полностью в 1895 году.

Очередное произведение с подобной исторической темой Василий Суриков создает картину Переход Суворова через Альпы, начиная работать в Красноярске он также едет за границу в Швейцарию, где изучает гористую местность и выбирает место для написания этюдов, картина была выставлена в Петербурге и в Москве и была куплена самим Царем.

Следующий этап также историческое полотно картина Степан Разин с казаками плывут на большой лодке. Также художник обращается к быту царской семьи и 1912 год создает картину Посещение царевной женского монастыря, художник выразительно описывает нахождение царевны в церкви среди смиренных монашек.

Художник Василий Суриков был очень предан своему статусу свободного художника, будучи весь в мыслях о создании своих исторических полотен, никогда не желал отвлекаться от выбранного пути.

Ему часто предлагали работу преподавателя в художественных училищах и в академии художеств, на что он всегда давал отказ, на этом поприще он даже несколько посорился с Репиным, который также уговаривал его преподавать в академии.

Характер художника больше стремился к уединению, не любил он различных светских туссовок.

Также редко кто либо мог зайти к нему в мастерскую, где у мастера рождались исторические образы.По сути своей он был несколько замкнутым человеком и у него было немного друзей, тем не менее, он был очень добрый и трогательным в семье, всегда был в хороших отношениях со своими родственниками, часто писал в Красноярск письма маме и брату.

К концу своей насыщенной творческой жизни Василий часто посещает родину, пишет ряд пейзажей, акварельные зарисовки, иногда пишет портреты.

К 1915 году Суриков чувствует ухудшение здоровья, едет полечиться в Крым, но из за больного сердца в 1916 году он скончался и был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Творчество Сурикова высоко оценено в Русском изобразительном искусстве, его исторические произведения правдиво отражают не простые периоды жизни русского народа в истории России.

Суриков В. И. автопортрет

Гениальный художник 2-й половины 19-го века, совершивший подлинный переворот в исторической живописи своего времени. Основным героем исторических полотен Сурикова стал народ.

Суриков родился в Сибири, в Красноярске, произошел от вольных казаков, чем очень гордился. Окружающая сибирская действительность очень отличалась от центра России, там еще остались следы седой древности - в быту, обычаях, одежде, архитектуре. Во времена Сурикова еще кое-где сохранились в домах слюдяные окна, дворы, мощеные тесаными бревнами; у охотников в употреблении все еще были кремниевые ружья. Молодежь пробовала силы в кулачных боях.

Суриков помнил, с каким упоением дети слушали рассказы о казачьей вольнице, о походах Ермака, о раскольнице боярыне Морозовой. Все это определило выбор тем для живописи будущего художника, наложило отпечаток на все его творчество.

Суриков любил рисовать с детства. В уездном училище на него обратил внимание учитель рисования. Он стал заниматься с мальчиком специально, рассказывал ему о великих художниках прошлого. Возможности учиться рисованию у юноши не было возможности, надо было зарабатывать на жизнь. Но помог ему сам губернатор Красноярска, он узнал о талантливои юноше и на одном из парадных обедов устроил сбор средств на обучение Сурикова в Академии художеств.

Поступить в Академию с первого раза не удалось, у Сурикова не было необходимой подготовки, во второй раз его приняли вольнослушателем, а через год - действительным слушателем Академии. Учился Суриков с огромным желанием, был среди лучших учеников. По окончании Академии Суриков отказался от пенсионерской поездки и принял заказ из Москвы на выполнение росписей в храме Христа Спасителя.

В Москве художник сразу проникся ее историческим духом. Памятники старины всколыхнули в памяти Сурикова его старые сибирские впечатления, его любовь к русской истории. Он осознал свое призвание быть историческим живописцем, он написал такие знаменитые полотна, как "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в березове", "Боярыня Морозова" и другие.

Проникновенное чувство эпохи, понимание движущих сил истории, восприятие исторических событий с позиции человека, живыми нитями связанного с современночтью, и сделали Сурикова великим историческим художником, равного которому не было в европейской живописи 19-го века.


Утро стрелецкой казни (1881)



Первое большое историческое полотно Сурикова. В нем художник изобразил бурную эпоху петровских преобразований, переломный момент в истории русского государства. Осуществляя коренную ломку старых порядков, тормозивших дальнейшее развитие страны, Петр действовал насильственными, варварскими методами, не считаясь ни с какими жертвами. Петр задумал ликвидировать стрелецкое войско ради формирования более современной и боеспособной регулярной армии. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Расправа с бунтовщиками завершилась в 1698 году казнью более двух тысяч человек, происходившей в разных местах Москвы. Стрельцы мужественно держались во время пыток, ни один из них не раскаялся, не склонил головы.

Но и тут стрелец не покоряется,
Он противится царю, упрямствует.
Отца, матери не слушает,
Над молодой женой не сжалится,
О детях своих не болезнует...

Суриков изобразил в картине момент перед казнью. В мглистом сумраке предрассветного часа вырисовываются громада Василия Блаженного, белокаменные стены Кремля, толпа народа, запрудившая Красную площадь. Приготовления к казни закончены. К Петру подходит с докладом офицер Преображенского полка, ожидая распоряжения начать казнь. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. Суриков изображает стрельца со спины, чтобы не показывать зрителю его лица - лица смертника. Его могучая, но теперь вся как-то обмякшая фигура, его заплетающиеся ноги и так очень красноречиво передают его душевное состояние. Брошенные прямо наземь, в грязь, бархатный кафтан и шапка стрельца, а также задутая свеча усиливают ощущение того, что для него уже кончены все счеты с жизнью. Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. Выделяются они и своим душевным состоянием. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. Каждый из них в последние минуты жизни полон внутренней серьезности, собранности, думает свою большую думу.

Суриков писал, что он хотел передать "Торжественность последних минут...а совсем не казнь".

В центре внимания зрителя четыре стрельца: рыжебородый, черный, седой и чуть в глубине стрелец, прощающийся с народом. Рыжебородый стрелец, отличающийся таким горячим нравом, полный такой бешеной ярости, что его, единственного из всех, привезли на площадь закованным в колодки, со связанными веревкой руками. И рядом стрелец с большой черной бородой и космами волос, закрывающими почти все лицо; его ярость не выплескивается наружу, как у рыжебородого, но он также одержим ненавистью к Петру, тяжелой и глухой, подавляющей в нем все другие чувства. Эта ненависть и привела их к бунту, и до сих пор они находятся во власти этих чувств.

На лице седого стрельца, который машинально перебирает волосы дочери, прощаясь с ней, застыло выражение скорбной муки и вместе с тем твердой убежденности в своей правоте. Но в его облике уже нет ненависти, только отрешенность и тишина. А над всей толпой возвышается фигура стрельца, который прощается с народом.

Однако все переживания и чувства стрельцов, все разнообразие их характеров перекрывает поединок взглядов, которыми обмениваются Петр и рыжебородый стрелец, как бы бросающий в лицо царю свой дерзкий вызов, утверждающий вопреки его грозной воле свою бешеную ярость, свою непримиримость, свою ненависть. В этом поединке - столкновение двух исторических сил, двух правд - Петра и народа.

Суриков изображает Петра не только грозным, но и уверенным в своей правоте, убежденным. Художник написал образ царя овеянным налетом героизма, как бы подчеркивая, что он боролся за дело прогресса, что действовал он в интересах России, а не в личных интересах. И все-таки истинными героями здесь являются стрельцы.

Колорит картины приглушенный, сумрачный, хорошо передает общее настроение события. Суриков намеренно сгустил мглу, окутывающую изображение, чтобы ярче загорелись на этом фоне огоньки свечей в руках осужденных. Их мерцание в холодном сумраке наступающего утра подчеркивает страшный смысл всего происходящего здесь в этот необычный час.

Картина была выставлена 1 марта 1881 года, в день убийства народовольцами Александра II, и вызвала особенно живой отклик. Полотно было куплено П.М.Третьяковым, а сам Суриков стал членом Товарищества передвижников.

Утро стрелецкой казни (1881) (фрагмент картины)


Боярыня Морозова (1887)



После поездки из-за границы Суриков начал картину "Боярыня Морозова", над которой работал много лет. В процессе написания художник дважды увеличивал размеры полотна, добиваясь впечатления движенияя саней с Морозовой.

Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. По приказу царя Никон велел исправить тексты церковных книг по греческим образцам и заново их перепечатать. Реформа вызвала возмущение - в ней видели измену старине, покушение на национальный характер религии. Церковь раскололась. Поборники старой церкви - раскольники, старообрядцы, как их называли, считали величайшим грехом креститься по-новому - тремя перстами - и признавали только "двуеперстный крест". Они не соглашались по чужеземному образцу стричь усы и бороды; считали, что крестный ход должен ходить только "по солонь" - по ходу солнца и т.д. Раскольников стали преследовать. Их предавали анафеме - церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Но твердо стояли на своем - защищали старые обряды, не принимали ничего нового, иноземного, по их понятиям.

Во главе раскола стоял неистовый протопоп Аввакум, фанатик, которого потом сожгли на костре.

Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. Дочь знатного боярина, она семнадцати лет была выдана замуж за Морозова, человека, близкого к царскому двору, и сама была "в чести у царицы". С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Рано овдовев, она превратила свой дом в тайный монастырь, где собирались раскольники, где одно время жил и протопоп Аввакум. Вскоре боярыня тайно приняла монашеский постриг. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней "увещателей". "Како крестишься и како молитву творишь?" - допрашивали ее "увещатели".

А боярыня Федосья Прокопьевна и сестра ее, княгиня Урусова, которую она тоже увлекла за собой, нерушимо стояли на своем. Тогда заковали их в цепи, бросили на простые дровни (сани) и повезли на пытку. Федосья Прокопьевна, когда ее пытали, говорила так:" Вот что для меня велико и поистине дивно, если сподоблюсь сожжению огнем в срубе на болоте! Это мне преславно, ибо этой чести никогда еще не испытала".

Боярыня Морозова и ее сестра умерли в Боровской земляной тюрьме от голода. Сила боярыни Морозовой была в том, что она слепо верила в свой путь, в свою правду и бесстрашно принимала муки и гибель за эту веру.

В картине Суриков изобразил провоз боярыни Морозовой по улице города. Толпа запрудила улицу. Народ глубоко потрясен происходящим. Подвиг боярыни находит живой отклик в сердцах людей. Конечно, есть здесь и противники Морозовой, ничтожные и низменные в своем злорадстве и мелочном удовлетворении. Это попик в шубе с лисьим воротником, оскаливший редкие зубы в издевательски-ехидном смехе, и стоящий рядом богатый купец, откинувшийся в приступе торжествующего хохота.

В центре композиции сама боярыня Морозова, сидящая в санях. Ее черный силуэт отчетливо рисуется на фоне снега, саней, пестрых одежд, краски которых приглушены легкой дымкой голубого морозного воздуха. С вдохновенной страстностью и исступлением бросает боярыня в толпу призыв постоять за старую веру. Неподвижный взгляд Морозовой устремлен в пространство, охватывая толпу. Ее поднятая рука с двумя перстами - символом веры - высоко парит над головами людей.

Лица за спиной Морозовой слегка отодвинуты в глубину, чтобы чуть приглушить толпу, а образ боярыни был ярче.Самые яркие образы из толпы находятся справа, у края картины. Вот богатырского сложения юродивый с глубоко запавшими, по-детски наивными глазами, сидит прямо на снегу в одной дырявой рубахе и благословляющий боярыню на подвиг. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. В глубокое, трудное раздумье погрузился странник - все они живут одними мыслями и чувствами с Морозовой, прощаются с ней, поклоняясь ее подвигу.

Суриков изобразил на фоне заснеженной улицы пеструю, красочную толпу, яркую одежду людей. Картина похожа на пестрый, многоцветный, радостный ковер народных мастеров. И в эту звучную, радужную игру красок резким противоречием врывается черный цвет в одежде боярыни. Это противоречие подчеркивает трагическое звучание образа Морозовой, привносит ноту глухой тревоги и скорби в это полотно.

Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Иногда персонаж находился случайно. На толкучке нашел юродивого. Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Почти все женские типы для своей картины нашел на Преображенском старообрядческом кладбище. Но никак не удавался главный образ - самой боярыни. Все получалось не то, не так. И совершенно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. И получилось именно то, что он хотел.

И снова картина Сурикова произвела фурор в обществе. П.М. Третьяков купил и это полотно Сурикова, и так был этому рад, что решил открыть в своей галерее суриковский зал.

Образ боярыни Морозовой (фрагмент картины Боярыня Морозова (1887))

Образ боярышни (фрагмент картины "Боярыня Морозова" (1887))

Образ юродивого (фрагмент картины "Боярыня Морозова" (1887))

Меншиков в Березове (1883)



Еще одно большое историческое полотно. А.Д.Меншиков был одним из наиболее близких сподвижников Петра I. Его судьба характерна для петровского царствования. В своих преобразованиях Петр опирался на людей, которых оценивал только по деловым качествам, а не по именитости рода. Александр Меншиков был в прошлом разносчиком пирогов, слугой Лефорта, а затем, волею случая, познакомился с молодым Петром, стал его камердинером, сумел завоевать его расположение. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Наделенный живым умом, кипучей энергией, силой характера, Меншиков был непременным участником всех начинаний Петра. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. Но обстоятельства оказались сильнее его. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Перед смертью она подписала продиктованный Меншиковым указ о престолонаследии - российским императором объявлялся 12-летний сын казненного Петром царевича Алексея Петр II с предписанием ему по достижении совершеннолетия жениться на одной из дочерей Меншикова - Марии или Александре. Вскоре после провозглашения Петра II императором состоялось и торжественное обручение его с Марией Меншиковой. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Однако противникам его удалось взять верх. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Последовал указ об аресте и ссылке всесильного вельможи в далекий сибирский городок Березов. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Национальные интересы России были принесены в жертву честолюбивым планам сменявших друг друга временщиков.

Посвятив свою картину Меншикову. Суриков не свел ее к изображению личной драмы героя. Дыхание истории ощущается в этом произведении художника. Он показал Меншикова в первые месяцы ссылки.

Низкая бревенчатая изба. Слюдяное заиндевелое оконце.Скупо пробивается свет. В углу иконы, зажженные лампады. Меншиков сидит у стола. Огромный, небритый, со спутанными волосами, в овчинном тулупе и с драгоценным перстнем на сжатой в кулак руке, тяжело лежащей на колене, он погружен в глубокую думу. Быть может, гнетет его сознание собственного бессилия, невозможность действовать, в то время как враги его предают дело Петра, губят Россию. Контраст низкой избы и громадной фигуры Меншикова подчеркивает величие его образа и душевное состояние узника, заключенного в тюрьму.

Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Безнадежно больная, хрупкая, сломленная горем несостоявшаяся невеста царя Мария доверчиво прильнула к отцу, словно ища у него защиты. Близко к отцу сидит и сын, с болезненным лицом, на котором застыло выражение недетской горечи и печали о несбывшихся надеждах. И только младшая Александра, более простая, живая по характеру, жизнедеятельная оптимистка, еще на что-то надеется, у нее еще возможно будущее. И нелепым выглядит в этой темной избенке богатый парчовый наряд Александры, что еще более подчеркивает трагическую безысходность происходящего.

Колорит картины отличается удивительной цветовой насыщенностью и гармонией тонов. Самоцветами сверкают краски во мраке избы: "вспыхивает серебряная парча, теплится свет лампад. блестят золотые иконы, сгустком малинового светится суконная скатерть" (М.Алпатов).

Картина "Меншиков в Березове" была выставлена на 11 Передвижной выставке, была приобретена П.М.Третьяковым. Благодаря этому, Суриков смог поехать за границу совершенствовать свое мастерство.

Образ Меншикова (фрагмент картины "Меншиков в Березове")

Переход Суворова через Альпы (1899)


Славным делам и событиям русской истории посвящена и эта картина. Самобытная натура гениального русского полководца А.В. Суворова заинтересовала Сурикова как яркое проявление русского национального характера.

Суровый и величественный горный пейзаж. Уходящие ввысь, за пределы картины, скалы окутаны седыми облаками. Крутой обледенелый обрыв. Снег. Ледяные уступы обрыва синеватые, полупрозрачные. Горы полуосвещены солнцем. И горы, и снег, и самый воздух - все здесь чужое, суровое.

По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. На краю обрыва остановил своего коня Суворов в синем походном плаще, без шапки, весь подался вперед, он шуткой и острым словом подбадривает своих воинов. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Около Суворова немолодой солдат - в походе он всегда рядом со своим полководцем. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. За ним солдат закрыл лицо плащом, не решается смотреть в пропасть и все-таки спускается вниз. Вот старик, георгиевский кавалер, с суровым и решительным лицом, осеняет крестом лоб, перед тем, как ринуться в пропасть. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика...Солдатам, кажется, нет конца. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву.

Главное в картине - беззаветная храбрость, отвага солдат, которые всегда готовы выполнить любой приказ полководца.

Портрет Ольги Васильевны Суриковой (дочери художника в детстве 1888)


Суриков с любовью пишет портрет своей "прилежной" дочки. ...Ей 9 лет. она стоит у белой кафельной печки в красном с горошками платье, с большим белым кружевным воротником. Одну руку приложила к теплой печке, в другой - кукла. Как внимательно, серьезно стоит, "позирует" девочка! Какой чудесный портрет - ласковый, душевный!.

Степан Разин (1903)



"Степан Разин" - последняя значительная историческая картина Сурикова, завершившая его творческий путь. Суриков работал над полотном долго, переписывал, дополнял, добиваясь нужного ему впечатлению.

Широкая даль Волги. Большой струг (старинное речное деревянное судно). Гребцы взметнули весла. Замерли. Играет на гитаре казак-гитарист, спит на борту другой казак...В мерных взмахах весел в широких просторах Волги есть что-то песенное, эпическое, роднящее картину с теми народными песнями и сказаниями о Степане Тимофеевиче Разине:

"Из-за острова на стрежень, на простор речной волны
Выплывают расписные, Стеньки Разина челны..."

А сам Разин, атаман казацкой вольницы, облокотившись на узорное седло, погружен в глубокую думу...И кажется, выплыл он на волжский простор, чтобы напомнить людям о великих битвах прошлого, о войнах крестьянских...

Покорение Сибири Ермаком (1895)



По преданию, в конце 16-го века славный атаман Ермак Тимофеевич "полевал" - грабил - в низовьях Волги и на Каспии купеческие караваны. Потом, спасаясь от преследователей, ушел со своей казачьей вольницей на Каму, где лежали "места пустые, леса черные, речки и озера дикие", богатые солью, рыбой, всяким зверьем. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам - купцам Строгановым. Строгановы завели там соляные варницы, понастроили крепости-острожки для защиты от набегов хана Кучума, который опустошал земли, грабил, угонял в рабство русских людей.

Ермак со своей дружиной пошел к Строгановым в "ратную службу" - охранял их границы, торговые караваны. Когда Строгановы стали собирать "охочих людей", чтобы идти на Кучума, атаман Ермак со своими казаками первый пошел "воевать Сибирь":

Перейдемте мы, братцы, горы крутые,
Доберемся мы до царства бусорманского,
Завоюем мы царство Сибирское,
Покорим его мы, братцы, царю белому,
А царя-то Кучума во полон возьмем.

Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. А когда осталось их немногим более пятисот человек, порешил Ермак идти на Иртыш к столице хана Кучума - к городу Искер. Завязалась битва великая, и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. Атаман Ермак утвердился в ханской столице и "бил челом" царю Ивану Грозному - просил принять сибирскую землю под свою "высокую руку".

Прошло несколько лет. Погиб Ермак - утонул в Иртыше, когда Кучум, как "тать презренный", напал на спящих казаков.
Так кончилась жизнь Ермака, славного атамана казацкой вольницы.
Много поется о нем песен, много рассказывается всяких былей и небылиц. Они с детства запали в душу Сурикова. Так возник замысел будущей картины.

Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. Грозному натиску дружины казаков, пестрое вооружение которых говорит о жизни, проводимой в боях и походах, противостоит сплошная масса разноплеменного войска, собранного Кучумом со всех концов Сибири. Тут и остяки, и вогулы, и сами татары. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Прижатые к крутому берегу Иртыша, они бесстрашно встречаются лицом к лицу с дружинниками Ермака, осыпая их градом стрел. Рисующиеся в отдалении на фоне неба фигурки бешено скачущих по кромке берега всадников усиливает ощущение тревоги в стане татар. Строй казаков с ружьями в руках осеняет знамя "Спаса", под которым стоит Ермак, повелительно простерший руку в сторону врагов, указывая направление основного удара. Знамя это - подлинно историческое; оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Не раз за долгую историю под знаменем "Спаса" ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле).

Колорит картины удивительно красив: краски глубокие, сдержанно-строгие, отвечающие характеру суровой сибирской природы.

Кстати, ученые-искусствоведы совсем недавно выяснили, что Суриков дал картине несколько другое название, которое сейчас вернули этому произведению: "Добровольное прсиоединение Сибири Ермаком".

Вид на памятник Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге (1870)



Суриков знал о Петре I с детства, читал "Полтаву", "Медного всадника" Пушкина. Великолепный памятник Петру Первому на Исаакиевской площади в Петербурге снова напомнил ему о Петре, и он начал с увлечением писать картину. Осенью в 1870 году картину выставили в Академии художеств, и она понравилась публике. Картину купили, и Суриков писал домой, что получит за нее сто рублей и пришлет денег матери.

Взятие снежного городка (1891)



В апреле 1888 года внезапно умерла жена Сурикова, Елизавета Августовна - не только жена, но и самый близкий друг. Суриков писал брату: "Тяжко мне, брат Саша...Жизнь моя надломлена; что будет дальше и представить себе не могу".

Казалось, все умерло, все было потеряно вместе с женой. Он почти перестал работать, почти не виделся с людьми, и только дети еще привязывали его к жизни. "Он нас кормил, и одевал, и водил гулять, и мы трое составляли тесную семью", - вспоминала позднее дочь его Ольга.

А из Красноярска писали и звали домой. Суриков решил ехать. В мае 1889 года он уехал с детьми в Красноярск. Медленно, трудно возвращался художник к жизни, к искусству. Прошло сибирское знойное лето, наступила осень. Девочки пошли в Красноярскую гимназию. Суриков понемногу начинал работать.

Как-то брат посоветовал ему написать картину "Взятие снежного городка". Суриков подхватил эту мысль. "Городок" - старинная народная игра. Где-нибудь на площади или на берегу реки строили из снега крепость, невысокую стену с зубцами, воротами. Над воротами устанавливали снежные фигуры казаков, пеших и конных, с винтовками за плечами. У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот - "угощение из снега". Все это обливалось водой. Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. Нападающие должны были верхом ворваться в ворота крепости - городка и разрушить на взлете верхнюю перекладину. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. Трещали трещотки, кричали люди, иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. Страсти разгорались. Битва продолжалась до тех пор, пока какой-нибудь всадник не пробивался в ворота, не занимал крепость-городок. Тогда все сбивалось в кучу. И защитники, и нападающие бросались в погоню за победителем и с криком стаскивали его с коня, валяли, "мыли в снегу".

Как всегда, все хотелось писать с натуры. Суриков провел большую подготовительную работу. А в последний день масленицы, когда в старину обычно "брали городок", Суриков с братом поехали в соседнее село и уговорили молодежь устроить игру. Народу на праздник собралось много, настроение у участников было боевое. И Суриков выбрал для своей картины самый веселый, боевой момент, когда казак под ликующие крики толпы "берет городок".

Суриков писал картину с наслаждением, и каждый мазок, казалось, возвращал его к жизни. Легко, быстро бросал он краски на холст, и под его кистью краска превращалась в праздничный, сияющий цвет.

"Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи", - говорил Суриков. И всю глубину и силу своего восхищения богатырской удалью, красотой русского человека вложил он в эту картину.

Минусинская степь (1873)


Нерукотворный образ (1872)


Портрет А.В. Суворова (1899)


Портрет неизвестной на желтом фоне (1911)

Посещение царевной женского монастыря (1912)


С гитарой (Портрет С. А. Кропоткиной, 1882)

Сибирская красавица. Портрет Е.А.Рачковской (1891)


Княжий суд (1874)



Это первая малоизвестная картина Сурикова, сюжет которой взят из русской истории. Конечно, первые шаги художника еще нетверды. Здесь изображена историко-бытовая сцена, не имеющая особого значения. Действие происходит в великокняжеской, домонгольской Руси. Происходящее не имеет значения для хода истории. На великокняжеском дворе решается личная судьба людей, которых судят.

На высоком крыльце сидит князь, справа на крыльце - княжеская семья, в глубине навеса блестит оружие дружинников. Слева духовное лицо, - вероятно, митрополит. Ступенькой ниже стоит, полуобернувшись к князю, диакон или священник, грек по национальности, с длинным свитком в руках. По-видимому, он выполняет обязанности секретаря суда и читает обвинение. Поразительна эта живая историческая подробность.

На первом плане - подсудимые и свидетели, истцы и ответчики. Видимо, читаемое слишком сложно для них и с трудом доходит до их сознания. Это домысел, очень близкий к правде.

Дело происходит на заре славянской цивилизации. Совершается ломка быта и понятий. Дикарь в правой стороне картины стоит гордый и не понимающий присходящего. Женщина на коленях умоляет князя, как бога, как идола. Древняя Русь еще пребывает в состоянии язычества.

Василий Суриков – российский художник, автор картин «Боярыня Морозова», « », «Утро стрелецкой казни». Российский художник Василий Суриков родился в Красноярске. Родственники мужчины относились к казачьему сословию. Один из них значился атаманом Енисейского казачьего полка. Иван Васильевич Суриков, отец художника, трудился коллежским регистратором. Прасковья Федоровна Торгошина, мать, слыла домохозяйкой.

Когда Сурикову исполнилось 8 лет, семья переехала в Сухой Бузим Красноярского края. Парня отдали в приходскую школу при Всехсвятской церкви. Позже Василий поступает в уездное училище, оставив родителей в Красноярском крае. Через год скончался отец, из-за туберкулеза. У матери не было выхода, поэтому женщина собрала детей и вернулась в Красноярск.

Семья в те годы владела двухэтажным домом. Из-за недостатка денег Прасковья Федоровна решила сдавать второй этаж в аренду, для получения дохода. Любовь к рисованию у Сурикова проявилась в раннем детстве. Еще в красноярском уездном училище Василий Иванович начал брать уроки. Первым учителем пригласили Николая Васильевича Гребнева.


Первую осознанную картину Суриков написал в 1862 году. Это была работа, созданная акварелью. Подросток назвал шедевр «Плоты на Енисее». Сейчас полотно находится в музее-усадьбе В.И. Сурикова в Красноярске. Завершив обучение, парень попадет на службу в губернское управление. Василию Ивановичу досталась работа писца. К сожалению, дальнейшая учеба оказалась не по карману семейству Суриковых, которые жили скромно после смерти отца.

Однажды рисунки художника увидел енисейский губернатор П.Н. Замятнин. Благодаря стараниям чиновника у талантливого автора появился меценат, который заплатил за обучение Сурикова в Академии художеств. Первая попытка поступления в учебное заведение провалилась, но Василий Иванович не отчаивался. Он прошел курс рисования в санкт-петербургской школе Общества поощрения художников.


Осенью, сдав вновь экзамены в Академию художеств, стал вольнослушателем. Еще год потребовался, чтобы талантливого парня перевели в основную группу. Суриков стал старательным учеником П.П. Чистякова. За 6 лет учебы молодого человека награждали медалями и денежными призами. Василий Иванович много работал над композицией. Из-за этого студенты прозвали Сурикова Композитором.

Живопись

Творческая биография художника началась с работы «Вид памятника на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Картину Суриков написал в 1870 году, а после продал П.И. Кузнецову. Интересно, что первый вариант полотна сейчас располагается в Красноярском государственном художественном музее, которому присвоено имя Василия Ивановича.


Через 4 года Суриков отправляется в гости к Кузнецову, на золотые прииски, находящиеся в Хакасии. Благодаря смене обстановки родилась картина «Милосердный самаритянин». Работа стала подарком радушному хозяину, но отметили полотно и специалисты. Василию Ивановичу вручили Малую золотую медаль.

Портреты на заказ не вдохновляли художника, поэтому Суриков отказывался от такой работы. Но за основу подобные картины брал регулярно. В числе произведений Василия Ивановича значатся графические портреты московского гитариста Ф.Ф. Пелецкого.


Один из рисунков представлен на всеобщее обозрение в Третьяковской галерее. Суриков признавался, что увлечение музыкой, в частности оперой, помогало в творчестве. Более того, художник обучался игре на гитаре у Пелецкого.

Наступает время известных полотен. «Утро стрелецкой казни» Василий Иванович писал на протяжении 3 лет. Эта картина стала пропуском в мир большой живописи. Итогом многолетней работы стало включение в Товарищество передвижных художественных выставок.


Ради дальнейшего развития Суриков собирается поехать в зарубежное путешествие. Но отсутствие денег не позволяло художнику мгновенно отправиться в путь. Чтобы решить материальные проблемы, Василий Иванович продал П.М. Третьякову картину «Меншиков в Березове». Благодаря этому автор полотна посетил Италию, Германию, Францию и Австрию, воочию рассмотрел полотна признанных мастеров, размещенные в Лувре и Дрезденской галерее.


В 1881 году Суриков начал трудиться над картиной «Боярыня Морозова». Любовь к композиции привела к тому, что каждая работа начиналась с эскиза. Иногда Василию Ивановичу требовалось несколько лет для создания идеальной зарисовки. Только после этого мастер переносил ее на полотно.

Личность боярыни захватила Сурикова после рассказа тетки Ольги Матвеевны Дурандиной. Но работа долго не клеилась из-за отсутствия требуемого типажа. И вот перед Василием Ивановичем предстает еще одна тетка - Авдотья Васильевна Торгошина.


Первыми рассмотреть «Боярыню Морозову» смогли посетители XV Передвижной выставки, которая проходила в 1887 году. Сразу же после этого Суриков перебрался на лето в Красноярск. Художник находит вдохновение в солнечном затмении, произошедшем 8 августа. Теперь посмотреть на этюд можно в Тверской картинной галерее.

Портреты не увлекали Сурикова, но в 1887 году в сознании творца случился переворот. Мужчина запечатлел на полотне мать, позже появился «Мой брат». После смерти супруги, в 1888 году Василий Иванович с детьми перебирается на несколько месяцев в родной Красноярск, где начал создавать картину «Взятие снежного городка». Работу завершил автор через два года.


Суриков на полотна переносил случаи из жизни. Так случилось и с этой работой. На картине представлена одноименная игра. Идея создания принадлежит младшему брату, которого Василий Иванович изобразил стоящим в кошеве. Позже эксперты оценили работу Сурикова и наградили полотно именной медалью. Это событие произошло на международной выставке в Париже.

Василий Иванович отправился в Сибирь, где произошло знакомство с бытом вогулов, хакасов, остяков. Изучение жизни народов привело к созданию картины «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Работа была кропотливой, завершилась в 1895 году. Таким образом, Суриков трудился над полотном в Сибири, на реке Оби, на Дону.


По возвращении в Красноярск у художника возникает идея написания «Перехода через Альпы». Образ военачальника Василий Иванович писал с отставного казачьего офицера Ф.Ф. Спиридонова. Мужчина работал над родословной семьи Суриковых. Через три года родился этюд, но многие увидели в нем не Спиридонова, а преподавателя гимназии Григория Николаевича Смирнова. Позже Суриков отправляется в Швейцарию для написания эскизов.

К вековому юбилею итальянского похода Суворова Василий Иванович представляет законченную картину. Полотно демонстрировали в Москве и Санкт-Петербурге, а потом оно отправилось в императорскую коллекцию.


Два варианта картины Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы»

Картина Сурикова «Зима в Москве» создавалась в течение трех лет. Официально завершена работа была в 1887 году, незадолго до возникновения у Василия Ивановича идеи создания полотна «Степан Разин». Почти 3 года художник писал этюды в Сибири и на Дону, искал прототипа.

В это время в работе у Сурикова находилась еще несколько картин. В 1901 году мастер познакомился с Красноярским бунтом, в котором участвовали предки Василия Ивановича. Вдохновившись этим периодом, художник создал полотно «Красноярский бунт 1865 года». В 1907 году Сурикова включают в Союз русских художников, но в то же время Василий Иванович покидает Товарищество передвижников.


Мужчина слушает оперу и читает книги. После знакомства с «Домашним бытом русских цариц XVI-XVII веков» авторства Забелина в голове у Сурикова возникает идея создания картины «Посещение царевной женского монастыря». Вдохновлялся Василий Иванович для этого образами внучек.

Поездка на озеро Шира сподвигла Сурикова на написание картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». К сожалению, эта работа осталась лишь задумкой автора.


В академических кругах творчество Василия Ивановича вызывало резкую критику. Мастера не понимали «скученности» композиции, размазанных лиц на полотнах. Но среди экспертов были люди, оценившие художественные замыслы Сурикова. Современные творцы могут изучать картины Василия Ивановича по фото и оригиналам.

Личная жизнь

Долгое время Василий Суриков приглядывался к внучке декабриста Свистунова. Прекрасную девушку с большими темными глазами звали Елизавета Августовна Шаре. Устоять перед красотой дамы художник не смог, поэтому 25 января 1878 года молодые люди заключили брак. В этом же году у супругов родилась дочь Ольга, а через два года – Елена. Талантливый художник с музой проживали в небольшой квартире, расположенной на Зубовском бульваре.


Счастье было недолгим. Через 10 лет Елизавета Августовна скоропостижно скончалась. Убитый горем муж постоянно посещал супругу на кладбище, забросил творчество. Желание работать пропало у Сурикова. Но в какой-то момент картины вновь вернули к жизни Василия Ивановича.


Дочь Ольга подарила отцу внучку . В свою очередь, девушка родила двух известных в современной России людей – кинорежиссера и сценариста и режиссера .

Смерть

Здоровье Василия Ивановича Сурикова в конце жизненного пути оставляло желать лучшего. Несмотря на это, художник отправляется с П.П. Кончаловским в Испанию, для поиска творческого вдохновения. В это же время в Красноярске распахнула двери рисовальная школа. Состояние Сурикова оставалось плохим, но художник уезжает на родину для создания пейзажей.


Через год из-за ухудшения Василий Иванович вынужден поехать в Крым, на лечение. В марте 1916 года художественные круги облетела страшная новость – ишемическая болезнь сердца погубила талантливого Сурикова. Могила российского художника находится рядом с местом захоронения супруги, на Ваганьковском кладбище. В память о Василии Сурикове в 1959 году сняли историко-биографический фильм.

Произведения

  • 1876 – «Вид на Кремль»
  • 1881 – «Утро стрелецкой казни»
  • 1884 – «Венеция. Собор Св. Марка»
  • 1887 – «Боярыня Морозова»
  • 1891 – «Взятие снежного городка»
  • 1895 – «Покорение Сибири Ермаком»
  • 1899 – «Переход Суворова через Альпы»
  • 1900 – «Степан Разин»
  • 1908 – «Крым. Ай-Петри»
  • 1910 – «Девушка с косами»
  • 1910 – «Севилья. Альказар»

Выдающийся русский художник Василий Иванович Суриков родился в 1848 г. в сибирском городе Красноярске в казачьей семье. С малых лет мальчик был свидетелем своеобразных, а временами и жестоких обычаев сибиряков - кулачных боев, штурмов снежных городков. Будущий художник увлекался суровой природой тайги, гордыми, сильными своими земляками - потомками казаков Ермака.

Учась в школе, а со временем в Красноярском уездном училище, Суриков больше всего увлекался рисованием.

После окончания училища он пишет пейзажи, портреты знакомых, дает уроки рисования дочери губернатора.

Богатый золотопромышленник Кузнецов за свой счет отправляет способного юношу учиться в Петербург, в Академию художеств. Первый экзамен в Академии закончился провалом, но Суриков не разочаровался. Он поступил в Рисовальную школу и через полгода все-таки стал учеником Академии. Старательный, упорный в учебе, Суриков неоднократно получал премии за успехи в рисунке и живописи.

Окончив в 1869 г. Академию художеств, молодой художник приехал в Москву. Там он начал работать над картинами на исторические темы. Особенно Сурикова интересовала казнь Петром I стрельцов, поднявших бунт. Царевна Софья, возглавив реакционные силы, которые были недовольны прогрессивными нововведениями, использовала этот бунт в борьбе против Петра. Бунт стрельцов был жестоко подавлен.

Три года напряженной работы, поисков композиции, человеческих типов, цветового решения. И, наконец, картина «Утро стрелецкой казни» (1881) готова.

Осеннее хмурое утро. В голубовато-синем тумане живописной громадой вырисовывается собор Василия Блаженного. В узком проходе между ним и кремлевской стеной - перекладины виселиц. Возле лобного места среди телег, лошадей бушует людской поток. Резкими светлыми пятнами выделяются белые рубашки стрельцов со свечами в руках. Мы словно слышим рыдания родных, глухой шум толпы, сочувствующей осужденным. Однако не все жертвы морально сломлены. Среди толпы выделяется рыжебородый стрелец. Чуть подавшись вперед, он люто смотрит на Петра, гневно осматривающего обреченных. Этот поединок взглядов символизирует противоборство двух сил. Картина помогает лучше осмыслить историческое прошлое нашей Родины.

Следующим большим произведением В. И. Сурикова на историческую тему была картина «Меньшиков в Березове» (1883). А. Д. Меньшиков был любимцем Петра I, его правой рукой. Выходец из народа, он, благодаря своему уму и энергии, поднялся от разносчика пирожков до государственного деятеля. После смерти Петра I Меньшиков взял власть в свои руки, однако в борьбе с другими вельможами терпит поражение. Вместе с семьей он был отправлен на вечную ссылку в.глухое сибирское село Березово. В пути умерла жена Меньшикова. И вот этот энергичный, корыстный и славолюбивый человек обречен на бездеятельность и медленную смерть. Меньшиков углубился в мрачные раздумья, стиснув могучую руку в кулак. В маленькой избушке его фигура кажется огромной. Сломлена сила вершителя человеческих судеб, властелина 3 тысяч сел, 7 больших городов, десятков заводов, мануфактур. Трагедию личности усиливают другие образы’ картины. Кутаясь от холода в шубу, у ног Меньшикова сидит его старшая дочь, невеста одиннадцатилетнего императора Петра II, разделившая судьбу отца. Безучастно снимает воск со свечи сын. Юная красавица младшая дочь читает Библию.

Картину приобрел П. М. Третьяков. На полученные средства Суриков едет за границу, чтобы глубже познакомиться с искусством Запада. Он посетил Дрезден, Венецию, Рим, Париж и другие культурные центры Европы. Возвратившись на родину, художник начал работу над давно задуманной картиной «Боярыня Морозова».

О боярыне Ф. Морозовой Суриков слышал еще в детстве. Она была одним из самых яростных врагов насильно проводимой патриархом Никоном реформы православной религии, правой рукой протопопа Аввакума - духовного руководителя раскольников, которые связывали церковную реформу с социальными притеснениями самодержавия. Несмотря на её знатность и родственные отношения с царем, Морозову схватили и после жестоких истязаний бросили в подземную тюрьму, где она умерла.

Художник избрал для картины момент, когда Морозову везут по московским улицам в тюрьму. Она сидит в санях, закованная в кандалы, с бледным, бескровным лицом, и осеняет народ двуперстным крестом - символом старообрядцев, призывая его к борьбе за старую веру. В глазах боярыни пылает фанатическая вера в правоту своей борьбы.

Картина «Боярыня Морозова» имела огромный успех. Благодаря ей Суриков достиг вершины своей славы.

В 1888 г. преждевременно умерла жена художника. Суриков тяжело переживал утрату и на некоторое время даже оставил живопись. Вместе с детьми он уезжает в Красноярск к своей матери.

Родная природа, теплое отношение земляков постепенно возвращали художнику силы, любовь к жизни. Суриков снова берется за краски и создает жизнерадостную, замечательную по динамике и колориту картину «Взятие снежного городка» (1889), для которой сюжетом послужили праздничные развлечения сибиряков.

В Красноярске Суриков задумал новое историческое полотно «Покорение Сибири Ермаком» (1895). В основу картины был положен легендарный поход Ермака, который со сравнительно небольшим отрядом казаков разгромил войско татарского хана Кучума, грабежами и разбоями терроризировавшего русские земли.

В поисках нужного материала Суриков изъездил по путям дружины Ермака почти всю Сибирь, побывал на Дону, откуда в XVI веке вышла казацкая вольница, изучал летописи и другие документы.

На картине изображена решающая битва дружины Ермака с ханской ордою на реке Иртыш. Небольшой, но сплоченный казачий отряд врезается в многочисленные полчища татарского хана. Используя огнестрельное оружие, казаки теснят врага к высокому берегу: реки. Воины Ермака бесстрашны, мужественны, духовно красивы. С большим мастерством изобразил Суриков и разноплеменное войско Кучума.

Общий колорит картины вызывает состояние напряжения. «Зритель,- писал И. Е. Репин,- ошеломлен этим дивом».

Высоким художественным мастерством отличается картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» (1899). Исторической основой этого произведения стал героический переход русских войск во главе с прославленным полководцем А. В. Суворовым через Альпы в 1799 г. В то время Россия воевала против Франции в составе коалиции европейских государств (вместе с Англией и Австрией).

Суриков, чтобы «все увидеть, ощутить самому, ко всему прикоснуться», побывал в Швейцарии.

На картине показан один из моментов, когда армия А. В* Суворова, словно бурный поток, обрушившийся со скал, осуществляет головокружительный спуск с гор. Исключительно удачен образ А. В. Суворова. Художник изобразил полководца отважным, веселым, бодрым,глубоко убежденным в богатырской, всепобеждающей силе русского солдата.

Последняя картина художника на историческую тему - «Степан Разин» (1908).

В глубоко правдивых, вдохновленных картинах Суриков отразил важные вехи в истории нашей Родины.

Суриков создал также много замечательных портретов, тонких по колориту и психологической характеристике людей, акварельных пейзажей.

Умер Суриков в Москве в 1916 г.

Василий Иванович Суриков родился в 1848 году в Красноярске в казачьей семье. Отец Василия Иван Васильевич Суриков был губернским регистратором, а в прошлом казачьим офицером. Он великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска. Мать, Прасковья Федоровна, принадлежала к старинному казачьему роду Торгошиных, впоследствии занимавшихся торговлей. Она была незаурядным человеком - сильная, смелая, проницательная. Прасковья Федоровна мастерски вышивала цветами и травами по своим рисункам, тонко чувствовала цвет, разбиралась в полутонах.

Тяга к рисованию проявилась у Сурикова с ранних лет. Мальчиком он вглядывался в окружающих: "как глаза расставлены", "как черты лица составляются", часами мог рассматривать старинные иконы и гравюры, пытаясь передать увиденное на бумаге.

В 1856 году Суриков поступил в приходское училище в Красноярске. Там способности мальчика к рисованию были замечены преподавателем Н. В. Гребневым, который стал специально заниматься с ним отдельно, рассказывал о произведениях классического искусства, водил рисовать с натуры акварельными красками виды Красноярска.

Когда Сурикову было одиннадцать лет, от туберкулеза умер его отец. Прасковья Федоровна с тремя детьми оказалась в трудном материальном положении. Василий, чтобы поправить материальное положение семьи, в 1862 году оставил учебу и устроился в Енисейское общее губернское управление канцелярским писцом. Однако денег все равно не хватало, приходилось еще подрабатывать: расписывать пасхальные яйца, писать иконы на заказ.

В 1867 году рисунки Сурикова попали на глаза красноярскому губернатору П. Н. Замятину. Губернатор высоко оценил талант молодого человека и послал в Академию художеств прошение о приеме Сурикова учеником. Совет Академии согласился, однако уведомил, что стипендию ему назначить не может. Все расходы взял на себя золотопромышленник П. И. Кузнецов , городской глава Красноярска. Таким образом, 11 декабря 1868 года Суриков отправился в Петербург.

Первая попытка поступить в Академию была неудачной: провал на рисунке с гипса. Однако Суриков не пал духом, не растерялся. Он поступил в Рисовальную школу при Обществе поощрения художников, отучился в ней три месяца, осенью успешно сдал экзамен и был принят в Академию. Учился Суриков в Академии (1869-1875) с увлечением, успешно переходя из класса в класс, получая награды как за рисунок с натуры, так и за живописные композиции.

За время обучения художник неоднократно получал денежные вознаграждения за программы, выставлял свои картины на ученических выставках. Среди ученических работ следует особо отметить «Пир Валтасара» и «Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге».

В 1872 году Василий Иванович пишет несколько картин для выставки, посвященной 200-летнему юбилею Петра I. Лето 1873 года Суриков проводит в Сибири, где живет в имении своего мецената Кузнецова, на промыслах в Минусинской степи. Здесь художник пишет несколько этюдов, которые впоследствии использует в произведениях «Княжий суд» и «Покорение Сибири Ермаком».

В 1875 году художник пишет дипломную работу на христианскую тему «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агрипцы, сестры его Береники и проконсула Феста». За эту работу совет Академии художеств присуждает Сурикову звание классного художника I степени и ходатайствует о заграничной командировке художника. Однако Василий Иванович от командировки отказался, предпочтя ей заказ на роспись храма Христа Спасителя в Москве. Работы по росписи Храма были окончены летом 1878 года.

25 января 1878 года Суриков женится на внучке декабриста П. П. Свистунова Елизавете Августовне Шарэ.

Первым историческим полотном, принесшим широкую известность художнику, стало «Утро стрелецкой казни», оконченное в 1881 году. При написании этой картины Суриков изучает исторические документы, свидетельства очевидцев, делает большое количество этюдов с крестьян и знакомых. Произведение было выставлено на IX Выставке Товарищества передвижников 1 марта 1881 года. М. М. Антокольский назвал «Утро стрелецкой казни» первой русской исторической картиной. Эта картина была приобретена П. М. Третьяковым для своей коллекции.

Еще одна известная картина Сурикова на историческую тему - «Меншиков в Березове» (1881-1883). При написании этого полотна художник использовал тот же метод что и при написании «Утра стрелецкой казни»: задуманные образы Василий Иванович тщательно изучил, а затем обратился к поискам натуры. Жена художника стала прообразом дочери Меншикова Марии. Для сына Меншикова позировал знакомый Сурикову юноша. Образ Меньшикова художник увидел в угрюмом незнакомце на улице (это был учитель математики Невенгловский). Василий Иванович узнал где он живет и уговорил его позировать. Однажды на улице Суриков повстречал девушку, которая послужила моделью для младшей Меншиковой. Картина была выставлена на XI выставке передвижников в 1883 году и была приобретена Третьяковым.

Средства, полученные от продажи двух больших полотен, позволили Сурикову совершить путешествие в Европу. В сентябре 1883 года он с женой и двумя дочерьми - пятилетней Олей и трехлетней Леной посещает в Берлин, затем Дрезден, после чего отправляется во Францию, в Париж. В Париже Суриковы живут больше двух месяцев, а затем уезжают в Италию. Во время поездки Василий Иванович изучает творчество известных европейских живописцев. Находясь за границей художник пишет картины «Собор Св. Петра в Риме», «Две итальянки», «Римский карнавал», «Улица в Риме», «Помпея», «Миланский собор», «Колизей».

Вернувшись в Россию, Суриков приступает к созданию «Боярыни Морозовой». Здесь художник также не изменил своему методу: юродивого он нашел на толкучем рынке, типы монашек, боярышень - в селе Преображенском под Москвой. Картина была выставлена в 1887 году на XV выставке передвижников. И опять же Третьяков покупает картину.

В 1888 году умирает жена художника. Суриков впадает в глубокую депрессию, он не может работать, замыкается в себе. В следующем году по приглашению матери и брата художник с дочерьми посещает Красноярск. Там он вновь возвращается к жизни, пишет картину «Взятие снежного городка».

В Сибири у художника рождается замысел новой исторической картины - «Покорение Сибири Ермаком». Суриков пишет этюды в Минусинском крае, Тобольске, Красноярске, на Иртыше, а затем едет на Дон. Особенность картины заключается в том, что, несмотря на то, что живописец изображает страшную битву, на ней нет крови, трупов, искаженных болью лиц. Картина стала вершиной творчества художника.

Широкую известность получило еще одно историческое полотно Сурикова - «Переход Суворова через Альпы». Произведение впервые было показано публике на XXVII Передвижной выставке в 1899 году, в год столетия знаменитого Суворовского перехода. При написании этой картины художник посетил Швейцарию, чтобы своими глазами увидеть Альпы.

В 1895 году советом Академии художеств Василию Ивановичу Сурикову было присвоено звание академика.

Последняя картина Сурикова, показанная на передвижной выставке (в 1906 году) - «Степан Разин». Первый эскиз картины был сделан еще в 1887 году, а изменения вносились вплоть до 1910 года.

С 1905 года здоровье художника резко ухудшилось. В 1912 году живописец лечился в Берлине, а затем - в Крыму. В 1914 году художник последний раз посещает Красноярск.

Василий Иванович Суриков умер 6 марта 1916 года в Москве от болезни сердца. Похоронен художник на Ваганьковском кладбище.

(по материалам сайта: портал1.рф)