Творчество Василия Кандинского - это точное пошаговое отражение его жизненного пути. Все что чувствовал художник, внутренние переживания, восприятие жизненных реалий отображается в его картинах. С раннего детства у Кандинского были способности к живописи, однако он становиться юристом и удостаивается звания доцента с правом преподавать. Одно единственное событие переворачивает все его мировоззрение, и он решает стать художником. Будущий основатель собственного направления в абстракционизме, увидит творение Клода Моне. Он решает творить сам, изначально рисует в стиле импрессионизма. Самые известные картины Кандинского приведены ниже.

Постимпрессионистская работа художника посвящена его ученице и возлюбленной. Он нарисовал ее со спины, как она работает (рисует, творит) на фоне осеннего парка. Кандинский за всю свою творческую жизнь написал очень мало портретов, но свою возлюбленною изобразил в нескольких своих известных картинах. Лица Мюнтер не видно, но это не главное, внимание привлекает игра красок и как фигура художница ярко отличается от окружающего фона. Габриель Мюнтер сыграла одну из основных ролей в становлении Кандинского абстракционистом. Даже после расставания с художником из-за начала первой мировой войны она сохранила его работы, оставленные им в Германии в доме Мурнау.

Синий всадник

«Синий всадник». Довольно маленькое полотно художника (по сравнению с другими полотнами автора) относится к раннему периоду становления Кандинского художником. Но некоторые эксперты уже в этих работах видят предпосылки к абстракции, которая станет его стилем намного позже. Нечеткие очертания, вольные мазки передают идею автора, о не важности того, что изображено, главное что чувствует созерцатель картины. Это своеобразная философия художника переноситься на его рабы в стиле абстракционизма. Также как картина называлось творческое объединение, созданное вместе с Францем Марком. Но Кандинский никогда не связывал название объединения и своей знаменитой картиной.

Композиция VII

«Композиция VII». Как и более ранние полотна этой логической цепи Композиция VII посвящена теме апокалипсиса. Главной темой картины является – Страшный суд, однако отличает ее от Композиций V и VI обилие светлых красок. Картина отображает не угнетение, страх и ужасы, наоборот, высвобождение души из материального бытия в светлый, лучший мир. Судя по записям, Габриель Мюнтер она написана всего за четыре дня, однако подготовительный процесс, известного на весь мир полотна, занял много месяцев. Было сделано много набросков и точных планов, около 30 эскизов, кроме того множество набросков масло, акварелью, гравюры.

Несколько кругов

«Несколько кругов». Создание этого известного полотна приходится на самый плодотворный период в творчестве Кандинского. Это кульминация работ художника с кругами в стиле абстракционизма. В этом же году Кандинский выпускает книгу своих суждений и мыслей об абстракционизме. В книге он рассуждает о музыкальных и эмоциональных эквивалентах красок. Картина написана 1926 году, когда знаменитый «Баухауз» переехал из Веймара в Дессау. До 1933 года пока к власти не пришли нацисты, художник написал более 300 акварелей и 160 картин маслом. Но «Баухауз» закрыли и Кандинский спешно переехал в Париж. Многие работы, написанные в этот период, были уничтожены.

Капризный

«Капризный». Детство и юность Кандинского прошли в Одессе, в портовом городе. И во многих работах художника можно проследить морскую тематику. Данная картина явное тому подтверждение. На первый взгляд образы на знаменитой картине вполне понятные. В центре лодка или корабль, можно различить волны, рыб, команду и флаги, однако не стоит забывать, что это абстракционизм. Стоит немного по-другому взглянуть и это уже не морское судно, а космическое и элементы все похожи на космические тела. Для кого-то это похоже на фантастическую рыбу. Эта картина Кандинского считается немного юмористической, шутливой по отношению к остальным работам автора.

Композиция VIII

«Композиция VIII». Кандинский был глубоко верующим человеком, и это могло не отобразиться в творчестве художника. Являясь продолжением апокалипсической линии, создание картины пришлось на период, когда рациональное начало, строгость и логика преобладали в работах автора. Именно тогда он пишет свою знаменитую книгу «Точка и линия на плоскости», описывая психологическое значение каждой фигуры на картинах. Автор понимал, что для обывателя будет сложно понять всю глубину мысли, поэтому рекомендовал не заострять внимание на каждой детали. Художник советует попробовать провести через себя эмоции исходящие от картины, прочувствовать музыку в формах и линиях.

Двое на лошади

«Двое на лошади». Одна из ранних и известных работ Кандинского, на первый взгляд не имеет ничего общего с его более поздними работами и стилем. Но и здесь можно заметить предпосылки в виде ярких пятен и линий. Не четкое изображение лиц людей намекает, что их эмоции - это не главная идея. От картины веет спокойствием и умиротворенностью. Направление движения указывает, что всадники возвращаются домой, они не управляют конем, он везет их сам. Такие намеки дают широкий простор для философских размышлений. Протекающая рядом река также намекает на бренность жизни.

Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами

«Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами». Знаменитая картина художника является переходным моментом в творчестве Кандинского от хаотичности к строгой геометрии. Некоторым толчком в этом стала выставка его картин в 1912 году, холодно принятая критиками. Однако после выставки имя Кандинского стало известно во всем мире. 1913 году создается «Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами». Художник начинает изучать отзывы зрителей относительно своих картин. Отмечает, какие фигуры и цвета оказывают на них положительные или отрицательные эмоции, какие ассоциации вызывает та или иная картина. Выявляет нюансы, не только радующие глаз, но и затрагивающие струны души.

Синее небо

«Синее небо». После вынужденного переезда из Германии в Париж Кандинский снова возвращается к фигурной живописи. Но назвать ее таковой довольно трудно, так как это смесь с абстрактным искусством. Фигуры, линии и цвета дают явный намек на абстракцию. Картины в этом периоде отличаются своей шутливой формой. Изображенные на известной картине «Синее небо» некие существа заставляют усомниться, что это небо. Может быть, это море с плавающими в нем рыбами, кальмарами и медузами. Автор не дает определения этим существам, тем самым оставляя простор для фантазий. Каждый зритель увидит то что ближе ему.

Вид Мурнау

«Вид Мурнау». Долгое время Кандинский прожил в Мурнау со своей возлюбленной Габриель Мюнтер. Среди работ художника множество известных картин с пейзажами, в которых он изображает свой дом и местную природу. Расположенный у подножья Альп, город и красота вокруг вдохновляли художника. В картинах, созданных в этот период творчества Кандинского, уже прослеживаются отступления от фигурного изображения, игра линий и пятен выходит на первый план. Именно в этом месте художник переосмысливает свое творчество и больше задумывается о беспредметном искусстве. Однажды он видит картину с удивительной игрой красок, но в сумерках не узнает свое картину, стоящую вверх ногами. Он понимает не важно, что изображено на картине, главное какие эмоции оно вызывает у зрителя.

«Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».

Художник на фоне картины «Маленькие радости». 1913 год

В 1900-м Кандинский поступил в Мюнхенскую академию живописи, в класс Франца фон Штука, одного из лучших немецких рисовальщиков. Учитель был доволен учеником, хотя и находил его палитру слишком яркой.

Активный, бьющий энергией Василий Кандинский как магнит притягивал к себе людей и как вирус заражал их своими идеями. Он организовал группировку «Фаланга», в которой сам устраивал выставки и сам преподавал. На одном из таких уроков и произошла встреча художника с ученицей Габриэлой Мюнтер, его второй женой.

С ней Кандинский путешествовал по Европе, посещал Америку и Россию. Затем вернулся в Баварию, поселился в Мурнау и продолжил эксперименты - писал экспрессионистские пейзажи окрестностей, пробовал себя в фовизме и абстракции.

Одесса. Порт. 1898. Государственная Третьяковская галерея

Ахтырка - Темное озеро. 1901. Мюнхен, Германия. Городская галерея в Лебаххаусе

Изар около Grosshessolohe. 1901. Мюнхен, Германия, Городская галерея в Ленбаххаусе

Синий всадник. 1903. Цюрих. Частная коллекция

«Синий всадник». 1911–1914

Так называлась картина, написанная Кандинским в 1903 году, альманах и художественное объединение, которые появились в 1911-м. Его вдохновители - друзья-художники Василий Кандинский и Франц Марк. Теперь «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, югендстиль и теософия Рудольфа Штайнера» , - писал живописец.

Мастерская художника стала научной лабораторией, в которой ставились опыты, ради получения нового знания. Не будем забывать, что Кандинский был ученым и поиск истины, взаимосвязь современных теорий и современного искусства были очень важны для него. Эти опыты вылились в книгу Кандинского «О духовном в искусстве» - первый труд художника, посвященный абстракции.

«Живопись есть искусство, и искусство в целом не есть бессмысленное созидание произведений, расплывающихся в пустоте, а целеустремленная сила; она призвана служить развитию и совершенствованию человеческой души… Живопись - это язык, который формами, лишь ему одному свойственными, говорит нашей душе о ее хлебе насущном».

В. Кандинский. «О духовном в искусстве»

Кандинский и революция. 1914–1921

С началом Первой мировой войны Кандинский расстается с Габриэлой Мюнтер и переезжает в Москву. Здесь в 1916 году он встречает Нину Андреевскую, свою третью жену. В послереволюционной России у Кандинского много дел: он сотрудничал с ИЗО Наркомпроса, создавал музеи современного искусства в 22 городах провинции, преподавал в «Свободных мастерских» и ВХУТЕМАСе.

Однако учение Кандинского в штыки восприняли конструктивисты Варвара Степанова, Александр Родченко и Любовь Попова, ставившие во главу угла рациональный подход. Живописец критиковал их в ответ: «Если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом» .

Проникновение социалистической идеологии в искусство Кандинскому не по душе. В декабре 1921 года он отбыл с женой в Берлин для организации там отделения Российской академии художественных наук. И больше в Россию не возвращался.

Мурнау. Сад. 1909. Швейцария, коллекция Мерцбахера

Картина с тремя пятнами.1914. Мадрид, Испания. Коллекция баронессы Тиссен

Смутное. 1917. Государственная Третьяковская галерея

Белая линия. 1920. Кёльн, Германия. Музей Людвига

Баухаус. 1922–1932

Вальтер Гропиус, основатель Высшей школы строительства и художественного конструирования (Баухаус), пригласил Кандинского возглавить мастерскую настенной живописи. Одновременно с преподаванием Василий Васильевич выпускает книгу «Точка и линия на плоскости», участвует в выставках в США и там же читает лекции.

В его живописи появляется больше геометрии, особенно кругов: «Круг, который я использую в последнее время столь часто, можно назвать не иначе как романтическим. И нынешняя романтика существенно глубже, прекраснее, содержательнее и благотворнее: она - кусок льда, в котором пылает огонь. И если люди чувствуют только холод и не чувствуют огня - тем хуже для них…»

В 1932 году пришедшие к власти в Германии национал-социалисты закрыли Баухаус - и чета Кандинских переехала во Францию.

Парижские годы. 1933–1944

Парижские мастера живописи восприняли приезд Кандинского весьма прохладно, поскольку не любили, во-первых, иностранцев, а во-вторых, абстракционизм. Поэтому художник общается только с друзьями и продолжает экспериментировать с кистью в руках. Краски на его картинах бледнеют, а формы становятся биоморфнее. Публика и коллеги по цеху не понимали и не принимали его искусство, но Кандинский оставался верен себе: «Абстрактное искусство создает рядом с «реальным» новый мир, с виду ничего общего не имеющий с «действительностью». Внутри он подчиняется общим законам «космического мира». Так, рядом с «миром природы» появляется новый «мир искусства» - очень реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством» .

Еще в 1910-е годы Кандинский создал четыре сценические композиции: «Зеленый звук», «Фиолетовый занавес», «Черный и белый» и «Желтый звук». Последняя считалась самой значительной и интересной. Ее либретто было опубликовано в альманахе «Синий всадник» в 1912 году.

В 1914-м Кандинский вместе с композитором Фомой Гартманом занимался подготовкой постановки «Желтого звука» в Мюнхене. По его замыслу, композиция гармонично соединяла музыку, цвет, пластику и слово, то есть оркестр, цветные проекторы, пантомиму и певцов. Но Первая мировая война нарушила планы Кандинского. Впервые это произведение было поставлено лишь 12 мая 1972 года в Музее Гуггенхайма.

Рекордная продажа картины «Супрематическая композиция» (1916) из легендарной серии Казимира Малевича на торгах аукционного дома Christie’s в мае 2018 года стала для нас поводом собрать воедино ценовые достижения продаж работ русских художников. Какие максимальные суммы заплатили в разные годы покупатели за работы Валентина Серова, Марка Шагала, Николая Рериха, Василия Кандинского, Натальи Гончаровой?

Накал страстей на торгах Christie’s был нешуточный. Помимо непосредственной борьбы за «Супрематическую композицию» искусствоведы и галеристы ждали, побьет ли работа Кандинского ценовой рекорд продаж русских художников, установленный работой Марка Ротко в 2012 году? Рекорд остался прежним: цена «вопроса» - разница в 1 миллион долларов.

1. Марк Ротко

Первое место в списке самых дорогих русских художников шестой год занимает знаменитый мастер живописи цветового поля Марк Ротко. Его полотно «Оранжевое, красное, желтое», написанное художником в 1961 году, было продано на торгах Christie’s 8 мая 2012 года за 86,88 миллиона долларов. Ценители искусства Ротко регулярно голосуют полновесным долларом за желание приобщиться к феномену этого загадочного художника. Картина «Оранжевое, красное, желтое» знаменита еще и тем, что стала самым дорогим произведением послевоенного и современного искусства, проданным на открытых торгах.

Марк Ротко. Оранжевое, красное, желтое
1961, 236.2×206.4 см

2. Казимир Малевич

«Супрематическая композиция» (1916) из легендарной серии Казимира Малевича стала самым дорогим лотом на распродаже Christie’s, прошедшей 15 мая 2018 года. Таким образом, Малевич остался номером 2 в ТОП-10 самых дорогих русских художников: хотя цена самой дорогой его работы поднялась с 60 млн долларов на торгах в 2008 году до 85,8 млн долларов в 2018, и всего 1 миллиона не хватило, чтобы Малевич возглавил список.

Картину приобрела частная галерея «Леви Горви», установив новый ценовой потолок для работ русского абстракциониста.

Казимир Северинович Малевич. Супрематическая композиция
1916, 88.5×71 см

Появляясь на аукционах, работы Казимира Малевича всегда создают ажиотаж. Так было и в 2015 году, когда неизвестный покупатель приобрел на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке полотно «Мистический супрематизм» (1922). За картину, принадлежавшую наследникам художника, было заплачено 37,7 млн долларов.

Казимир Северинович Малевич. Мистический супрематизм
1922, 100.5×60 см

В том же 2015 году, 24 июня был побит предыдущий максимум, который платили за Малевича на открытых торгах. За картину «Супрематизм. 18-я конструкция» (1915), которую также продавали наследники Малевича, на торгах Sotheby’s в Лондоне неизвестный покупатель заплатил 33,8 млн долларов.

Казимир Северинович Малевич. Супрематизм 18-я конструкция
1915, 53.3×53.3 см

3. Василий Кандинский

21 июня 2017 года на торгах Sotheby’s «Картина с белыми линиями» Василия Кандинского была продана за 41,8 миллиона долларов. Она побила рекорд того же аукциона: за 20 минут до этого полотно «Мурнау. Пейзаж с зелёным домом» (1909) «отца абстракции» было продано за 26,4 млн долларов. Эти две работы знаменуют переломные моменты как в творчестве художника, так и во всём искусстве XX века, и входят в небольшое число значительных картин Кандинского, остающихся в частных руках.

Василий Кандинский. Картина с белыми линиями
1913, 119.5×110 см

Василий Кандинский. Мурнау. Пейзаж с зелёным домом
1909

Рекорд по продажам картин Кандинского держался с 2012 года, когда его картина «Эскиз к импровизации № 8» была продана на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 23 миллиона долларов.

Василий Кандинский. Эскиз для "Импровизации 8"
1909, 98×70 см

А до 2012 года самой дорогой картиной Василия Кандинского была «Фуга» (1914). За нее 17 мая 1990 года на торгах аукционного дома Sotheby’s заплатил 20,9 млн долларов швейцарский коллекционер Эрнст Бейлер.

Василий Кандинский
1914, 129.5×129.5 см

4. Марк Шагал

На вечерней распродаже произведений импрессионистов Sotheby’s 14 ноября 2017 года одна из ранних картин Шагала «Влюблённые» (1928) была продана за рекордные 28,5 млн долларов при эстимейте от 12 млн до 18 млн долларов. Война ставок между тремя претендентами длилась более десяти минут. На картине (Les Amoureux) художник изобразил себя со своей музой и первой женой Белой Розенфельд. Полотно было приобретено вскоре после завершения через парижскую галерею Bernheim Jeune & Cie. С и тех пор оно оставалось во владении одной семьи.

Марк Захарович Шагал. Влюблённые
1928

Предыдущий «потолок» для открытых торгов картинами Шагала был достигнут еще в 1990 году. Тогда на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке японский бизнесмен и рьяный коллекционер работ Марка Шагала, Хиронори Аоки, купил картину «Юбилей» (1923). Новая жемчужина коллекции японца (около 30 картин Шагала) обошлась ему около 14 млн долларов.

Марк Захарович Шагал. Юбилей
1915, 80.8×100.3 см

5. Хаим Сутин

11 мая 2015 года на торгах Christie’s в Нью-Йорке полотно Хаима Сутина «Бычья туша» («Le Bœuf»), написанное около 1923 года, было продано за 28,2 млн долларов, не превысив верхнюю планку эстимейта в 30 млн. Созданное в период с 1923 по 1925 год, полотно является одной из девяти картин с бычьими тушами, написанными Сутиным с натуры. Только три картины из этой серии находятся в частном владении.

Хаим Соломонович Сутин. Бычья туша
1923, 81×60 см

6. Алексей Явленский

На момент продажи картины Алексея Явленского «Шокко в широкополой шляпе» специалисты называли эту сделку «инвесторской удачей». Если в 2003 году картину приобрели на Sotheby’s за 8,3 млн долларов, то на торгах этого же аукционного дома 5 февраля 2008 года цена на «Шокко» взлетела более чем в 2 раза и составила почти 18,6 млн долларов. Тогда многие подчеркивали способность цен стремительно расти одновременно с интересом к творчеству художника. Возможно, после экспозиции в Русском музее, открывшей творчество Явленского широкой публике, интерес к его работам у русских коллекционеров вырастет еще больше.

Алексей Георгиевич Явленский. Шокко в широкополой шляпе
1910, 75×65.1 см

7. Валентин Серов

«Портрет Марии Цетлиной» (1910), написанный знаменитым русским живописцем, был продан на Christie’s 24 ноября 2014 года. Сумма, вырученная за картину - чуть более 14,5 млн долларов - стала рекордом специализированных «русских торгов», которые Christie’s регулярно проводит в Лондоне.

Валентин Александрович Серов. Портрет Марии Цетлиной
1910, 109×74 см

8. Николай Рерих

Продажа картины Николая Рериха «Мадонна Лаборис» (1931) стала рекордом продаж произведений русских живописцев аукционным домом Bonhams. 5 июня 2013 года в Лондоне этот лот ушел с молотка за 12 млн долларов. До того момента максимальная цена работ Николая Рериха составляла порядка 3,4 млн долларов (2007 года). И вот 6 лет спустя на торги Bonhams была выставлена очень известная, даже хрестоматийная вещь, которая с 1930-х годов была недоступна широкой публике. Несмотря на то, что уменьшенная копия «Мадонны Лаборис» выставляется в Музее Рерихов в Нью-Йорке, обладание оригиналом и история, провенанс работы, определенно повлияли на высокие результаты торгов.

Николай Константинович Рерих. Мадонна Лаборис (Труды Богоматери)
1931, 8.4×12.4 см

9. Наталья Гончарова

Единственное женское имя, попавшее в список десяти самых дорогих русских художников - «амазонка авангарда» Наталья Гончарова. На протяжении десяти последних лет ее работа «Цветы» (1912) остается самой дорогой среди картин русских художниц, реализованных на открытых торгах. Произведение было продано на аукционе Christie’s в Лондоне 24 июня 2008 года почти за 10,9 млн долларов, ненамного превысив верхнюю планку эстимейта.

Наталья Сергеевна Гончарова. Цветы
1912, 72.7×93 см

10. Николай Фешин

Завершает десятку самых дорогих русских художников Николай Фешин и его картина «Маленький ковбой». С результатом в 10,8 млн долларов полотно было продано на аукционе Macdougall’s в Лондоне 2 декабря 2010 года - самый дорогой лот русского искусства, когда-либо проданный этим аукционным домом. Вдобавок к этому, картина оказалась и топ-лотом всей русской недели того года в Лондоне. С верхним пределом эстимейта в 700 тысяч фунтов, «Маленький ковбой» вызвал огромный ажиотаж и был куплен коллекционером из России.

Николай Иванович Фешин. Маленький ковбой
1940, 7.6×5.1 см

Подготовлено по материалам публикаций artinvestment.ru, sothebys.com, christies.com, macdougallauction.com, bonhams.com, tass.ru, собственным публикациям Артхива. Титульная иллюстрация: коллаж из работ Марка Ротко «Оранжевое, красное, желтое» (1961), Казимира Малевича «Супрематическая композиция» (1916), Василия Кандинского «Картина с белыми линиями» (1913).

На долю Василия Кандинского выпало немало испытаний. Он смог пережить и войны и революции, диктаторский режим. Его искусство не понимали, что вызывало возмущение со стороны критиков.

На 1911 год приходится становление Кандинского как абстракциониста. Он называет свои работы композициями, впечатлениями, импровизациями. Классический пример полотно «Импровизация 21А». Это абстрактная композиция, но если всмотреться, можно увидеть реальные предметы. Например, в центральной части видна гора с башней. Четкие чёрные линии окружают участки интенсивного цвета. Такие линии станут основными в творчестве Кандинского.

Одной из редких картин написанной маслом является «В сером». Она была задумана как композиция с горами, лодками и фигурами людей. Но на окончательном полотне эти предметы и фигуры почти не различимы. Все сведено к абстрактным иероглифам. Картина отражает стремление художника к продуманной композиции живописного пространства. Палитра мастера становится более мягкой. Приглушенные серые, коричневые, голубые тона характерны для так называемого русского периода творчества Кандинского. Уехав в Германию, цвета становятся однотипными и плоскими.

В Веймаре создана картина «Вибрация». Здесь много геометрических фигур. Примечательный элемент – это шахматная доска. Треугольник взаимодействует с кругом. Передается противопоставление форм и цветов. В целом же композиция достаточна, цельна и продумана, а единство цвета и формы создало сложную структуру. Палитра, кроме шахматной доски, приглушенна.

В своей абстрактной живописи Кандинский использует реальные предметы, но передает их с помощью геометрических форм. Например, картина «Казаки». Сюжет навеян во время революции 1905, когда по Москве скакали казаки. На полотне особо изображены два казака, под ними радуга, которая образует дорогу, ведущую к дворцу на холме. Кандинский не стремится, что предметы хорошо были распознаваемы, он хочет, чтобы зритель проникся духовностью. В это время у него происходит поиски нового языка, с помощью которого можно было выразить новое мироощущение. Формы рассыпаются на глазах, оставляя после себя только следы.

Весь путь Кандинского это, прежде всего эволюция. Начинал он с общих рассуждений о духовности, то позже пришла конкретика. Он разрабатывает математическую теорию пластического искусства, которая базируется на взаимодействии геометрических форм на человека, и соотношении их с цветом в живописи.

Знаменитый создатель легендарного «Синего всадника» обратился к сфере искусств относительно поздно - в возрасте около 30 лет, что не помешало ему достичь значительных высот, став одним из создателей абстракционизма, основателем многочисленных художественных объединений и педагогом в Высшей школе строительства и художественного конструирования, более известной как Баухаус.

Кандинский происходил из оригинального купеческого сибирского рода, где причудливо смешалась кровь тунгусских князей с древнейшей родословной, не менее старинного княжеского рода манси и каторжников, сосланных в Нерчинск за Бог весть какие провинности.

В детстве будущего художника его семейство много путешествовало по Европе и территории России, а затем поселилось в Одессе, которая тогда была третьим по значимости городом Российской империи. В этом чудесном южном городе Василий закончил гимназию, а также получил музыкальное и художественное образование. Несмотря на несомненное дарование мальчика, родители прочили ему карьеру юриста, что он и воплотил в жизнь, учась с перерывами в Московском университете.

Однако настоящая жизнь Кандинского как художника начинается с выставки импрессионистского искусства в Москве 1895 года, где его в самое сердце поразила работа Клода Моне. В следующем году он уезжает в Мюнхен, где погружается в среду экспрессионизма, но начало Первой Мировой войны прерывает его становление и он возвращается на родину. Но с Советской Россией ему не по пути, и Василий Васильевич в 1921 году навсегда покидает родные пенаты. Он уезжает в Германию, откуда через некоторое время вместе с женой бежит во Францию от нацистов, закрывших Баухаус и признающих только собственное, глубоко формализованное и статичное искусство. В принявшей его стране он получает гражданство, становится известным и живет всю свою оставшуюся жизнь.

За годы своего творчества Кандинский основал объединение «Фаланга», школу, участвовал в «Бубновом валете», затем заложил Новое мюнхенское художественное объединение, а позже - и знаменитый «Синий всадник».

В начале своей художественной карьеры мастер работал в реалистичной и частично абстрактной манере, экспериментировал с формами и цветом, писал на стекле.

Начав преподавательскую деятельность, Кандинский вскоре стал видным теоретиком абстракционизма и Баухауса. Его самые известные полотна - это «Москва», «Восток», «Колебание» и «Композиция», однако их очень много и каждое из них имеет полное право называться настоящим шедевром. Его картины исключительно интересно рассматривать, возникает ощущение, что с каждой точки зрения в них открывается что-то новое и необычное.

К сожалению, пришедшие к власти фашисты успели уничтожить множество работ Василия Васильевича, как и других талантливых мастеров, причисленных к категории «дегенеративного искусства». Но и оставшихся полотен нам достаточно, чтобы понимать, каким великим талантом был Кандинский. Скончался мастер в 1944 году в Нейи, пригороде Парижа.