«Весь мир есть текст», – утверждает философская школа … герменевтики

    «Истина – это соглашение», – считали представители … конвенционализма

    C точки зрения конвенционализма основным критерием истины является … соглашение между учеными

    C точки зрения прагматизма основным критерием истины является … успех

    Анализ динамики научного знания становится одной из центральных проблем в философской школе … постпозитивизма

    Атрибуты материи являются … всеобщими и неотъемлемыми свойствами материальных объектов

    Б. Спиноза полагал, что существует только одна субстанция, которая является причиной самой себя – это … природа

    Базовым понятием материалистического подхода к истории является … общественно-экономическая формация

    Бытие определенного класса природных объектов (микроорганизмы, растения и животный мир, включая человека) называется … жизнью

    В итальянской философии образ утопического государства – города Солнца – был создан … Т. Кампанеллой

    В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является … диалектика

    В мышлении выделяются следующие уровни: разум рассудок

    В новоевропейской философии вопрос о первооснове мира решается с помощью понятия … субстанция

    В основе современной биологической картины мира лежит принцип … эволюции

    В основе современной научной картины мира лежит … теория относительности

    В основе философской картины мира лежит решение проблемы … бытия

    В отличие от идеализма, материализм рассматривает идеальное как … субъективный образ объективной реальности

    В рамках китайской философии существует представление о том, что мир возник в результате взаимодействия пяти первоначал (У-син), такая позиция в философии получила название … плюрализма

    В средневековой философии источником и высшей формой бытия считался(-ась, -ось) … Бог

    В средневековой философии особенный статус человека в системе мироустройства определяется тем, что он создан … по образу и подобию Бога

    В философии постмодернизма было введено понятие «симулякра», обозначающее копию несуществующего оригинала

    В философии Просвещения главным признаком человека считался (-ась) … разум

    В философии различные исторические теории, определенная «философия истории» обозначаются термином … историцизм

    В философской системе Г. Гегеля центральным понятием, направляющим и осуществляющим процесс развития всего сущего, является … абсолютная идея

    В ХХ столетии противопоставление двух социальных систем – социализма и капитализма, обозначалось термином … «биполярный мир»

    В этике И. Канта всеобщий и необходимый нравственный закон, не зависящий от фактических условий человеческого воления и потому безусловно обязательный к исполнению, получает название … категорического императива

    Важнейшей социальной ценностью является … человек

    Важнейшей сущностной характеристикой бытия А. Камю считает … абсурд

    Важнейшим компонентом материально-производственной сферы является … труд

    Важной характеристикой развития является … необратимость изменений

    Вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей характерна для _ познания. Религиозного

    Взаимосвязь проблемы истины с анализом логической структуры языка является предметом исследования в философской школе … неопозитивизма

    Внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых свойств бытия, называется … сущностью

    Внутренняя расчлененность материального бытия называется … структурностью

    Воздерживаться от суждений призывала античная школа … скептицизма

    Вопросы – познаваем ли мир, достижима ли истина? – относятся к ___________ проблемам философии. Гносеологическим

    Вопросы – что первично? что есть бытие, субстанция, материя? – относятся к _____________ проблемам философии. Онтологическим

    Вопросы – что такое добро и зло? что такое мораль, нравственность, достоинство? – относятся к __________ проблемам философии. Этическим

    Воспитание и образование относятся к __________ культуре. духовной

    Восприятие представляет собой форму отражения действительности на _ ступени познания. Чувственной

    Всецелая собранность, неизменность и полнота бытия и жизни, нескончаемая длительность называется … вечностью

    Всякая неживая система стремится к наиболее вероятному для нее состоянию, то есть к хаосу, – гласит закон … энтропии

    Выдвигая теорию о наличии множества духовных сущностей – «монад», составляющих первооснову мира, Г. В. Лейбниц становится представителем онтологического … плюрализма

    Выполняя идеологическую функцию, философия формулирует … систему определенных ценностей

    Выражение «Человек человеку волк» принадлежит … Т. Гоббсу

    Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит … Протагору

    Высшая степень ценного, или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, называется … идеалом

    Высшая форма психической деятельности, присущая человеческому способу жизни, называется … сознанием

    Высшей ступенью познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека является … мышление

    Высшим благом для человека, с точки зрения гуманизма эпохи Возрождения, является … удовольствие, счастье

    Гегель рассматривал всемирную историю как закономерный процесс развития … абсолютной идеи

    Главное препятствие к счастью Л. Фейербах усматривает в … отчуждении человеческой сущности

    Главным отличием веры от знания является … субъективная значимость

    Глобальные проблемы, связанные с катастрофическим разрушением природной основы существования мировой цивилизации, загрязнением окружающей среды, изменением климата, носят название … экологических

    Глобальные проблемы, связанные с чрезмерным увеличением численности народонаселения Земли, ухудшением здоровья населения, старением населения в развитых странах, высокой рождаемостью в слаборазвитых странах, носят название … демографических

    Гносеологическое течение, сомневающееся в достоверности человеческого познания и признающее относительность всех знаний, называется … скептицизмом

    Движущей силой всякого развития, согласно диалектике, является … противоречие

    Девиз «Познай самого себя» связан в истории философии с именем … Сократа

    Деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов называется … познанием

    Деятельность философов эпохи Просвещения, направленная на критику пороков общества и государства, существующих на основе церковных установлений, может быть обозначена как … антиклерикализм

    Диалектика появилась как оппозиция … метафизике

    Диалектический материализм в качестве сущности человека выделяет … практическую деятельность

    Длительность и последовательность сменяющих друг друга событий называется … временем

    Для разграничения научного и ненаучного знания К. Поппер предложил принцип … фальсификации

    Для средневековой философии, связанной с христианской религией, характерен … монотеизм

    Достаточным условием нравственного действия, по Сократу, является … знание добра

    Духовную ценность человеческой личности в контексте реалий ХХ века отстаивает религиозно-идеалистическое течение … персонализма

    Естественный конец единичного живого существа, который только для человека выступает как определяющий момент его жизни и мировоззрения, называется … смертью

    Защита христианских истин от критики со стороны поздних античных школ получила название … апологетики

    Знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью, называется … опытом

    Знание, сознательно искажающее представление о действительности, называется … антинаучным

    Игра как всеобщий принцип становления человеческой культуры была предложена … Й. Хейзингой

    Идеи марксистской философии на русской почве развивал … А. А. Богданов

    Идеология, абсолютизирующая роль государства в обществе и предполагающая широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества, получила название … этатизм

    Идею «конца истории» в современном глобальном мире предложил … Ф. Фукуяма

    Идею в качестве первоосновы мира предлагал … Платон

    Идею регресса исторического развития предложил … Гесиод

    Изменение объекта под влиянием присущих ему противоречий, факторов и условий называется … самодвижением

    Исторически развивающаяся совокупность создаваемых человеком средств, которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей, называется … техникой

    Исторически устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности языка, территории, экономической жизни, материальной и духовной культуры, называется … нацией

    История – это линейное поступательное движение, логика которого выражается в смене общественно-экономических формаций, считают представители ____________ подхода. Формационного

    История культуры человечества, в которой существовало множество самобытных культурных традиций, называется … мировой культурой

    К глобальным проблемам межгосударственных связей относится проблема … войны и мира

    К естественным наукам относятся … физика химия биология

    К идеальным объектам научного познания относятся … геометрическая точка, идеал справедливости

    К общенаучным методам относятся … абстрагирование, анализ, индукция

    К основным формам теоретического знания относятся … проблема, гипотеза, закон

    К особенностям личностного познания относится … зависимость от способностей субъекта

    К формально-логическим критериям истины относится принцип … непротиворечивости

    К числу сократических школ относится школа …киников

    К. Ясперс считает, что особенность современной технической цивилизации состоит в том, что … техника лишь орудие в руках человека

    Картина мира, возникшая в XVII веке, основанная на принципах деизма, называется … механистической

    Классическая наука основана на принципе … объективности

    Классическое определение личности в западноевропейской философии было дано … Боэцием

    Количественная мера возможности называется … вероятностью

    Концепция современной науки и философии, считающая необходимым рассматривать эволюцию человеческого общества и биосферы в единой научной системе, получила название … коэволюции

    Концепция, согласно которой личность рассматривается в качестве высшей ценности, смыслом земной цивилизации, называется … персонализмом

    Концепция, согласно которой человек был создан Богом, называется … креационизмом

    Критерием истинности знания, с точки зрения рационализма Р. Декарта, является … очевидность, ясность

    Культурная общность со своим ограниченным кругом приверженцев, со своими ценностями и представлениями, стилем одежды, языком, нормами поведения, называется … субкультурой

    Личность как особая индивидуальная сущность стала объектом философского анализа в период Средневековья

    Личность как субъект социальных отношений характеризуется …активностью

    Материалистическая диалектика была разработана и обоснована … Ф. Энгельсом

    Междисциплинарное направление, изучающее процесс эволюции и самоорганизации сложных систем, называется … синергетикой

    Международная общественная организация, занимающаяся научным исследованием глобальных проблем, называется ___________ клубом. Римским

    Метафизика как модель развития абсолютизирует … устойчивость

    Мировоззренческая позиция, ограничивающая роль Бога актом творения мира и приведения его в движение, получила название … деизма

    Многообразие производимых человеком предметов, а также природные вещи и явления, измененные воздействием человека, называются … материальной культурой

    Мыслителем, введшим в научный оборот понятие «всемирно-исторический дух», был … Г. Гегель

    Мыслителем, обосновавшим концепцию «постиндустриализма», является … Д. Белл

    Мыслителем, отстаивающим приоритетность географических факторов в общественном развитии, был … Ш. Монтескье

    Мыслителем, отстаивающим приоритетность демографического фактора в общественном развитии, был …Т. Мальтус

    Мыслителем, развивающим теорию общественного договора происхождения государства, является … Т. Гоббс

    Мыслителем, рассматривающим культуру как продукт сублимации бессознательных психических процессов, является … З. Фрейд

    Мыслителем, рассматривающим научно-технологический потенциал главенствующим показателем исторического развития, является … Д. Белл

    Мыслителем, рассматривающим ход развития цивилизаций через схему «вызов – и – ответ», является … А. Тойнби

    Мыслителем, считавшим, что «в современном общественной жизни Европы… вся власть в обществе перешла к массам», является … Х. Ортега-и-Гассет

    Мыслителем, утверждавшим, что выдающаяся личность должна обладать тремя решающими качествами: страстью, чувством ответственности и глазомером, был … М. Вебер

    Наиболее общие законы и ценности общественного бытия изучает … социальная философия

    Наиболее существенные достижения философии Фомы Аквинского были развиты школой …томизма

    Направление в средневековой схоластике, утверждавшее реальное (физическое) существование вещей и признававшее общие понятия лишь именами вещей, называется … номинализмом

    Направление в теории познания, представители которого считают чувственный опыт основным источником познания, называется … эмпиризмом

    Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего, называется … идеализмом

    Направление развития от низшего к высшему называется … прогрессом

    Направление, считающее главной причиной глобальных проблем науку и научно-технических прогресс и критикующее их, называется … антисциентизмом

    Направленность на избранного потребителя, обладающего художественной восприимчивостью и материальными средствами, характерна для ___________ культуры. Элитарной

    Направленные, необратимые качественные изменения системы называются … развитием

    Наука, изучающая все формы социального поведения живых существ, включая человека, на основе принципов генетики и эволюционной биологии, называется … социобиологией

    науки в системе культуры, духовной жизни общества, называется … сциентизмом

    Наукой о формах и приемах рационального мышления является … логика

    Начало спору между славянофилами и западниками положила публикация «Философических писем» … П. Я. Чаадаева

    Неделимое, несоставное единство, начало бытия, мера и прообраз числа называется … монадой

    Необходимость отстаивать состоятельность религиозных истин в контексте господствующей научной картины мира становится предпосылкой формирования философской школы … неотомизма

    Непосредственным предшественником экзистенциализма считается датский философ … С. Кьеркегор

    Область знания о системной организации общества, изучающая структурный аспект общественной жизни, называется … социологией

    Область знания, в которой описываются и изучаются закономерности «второй природы», называется ___________ науками. Техническими

    Область исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее влияния на общество, культуру и человека, называется … философией техники

    Область философского знания, стремящаяся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, называется … натурфилософией

    Областью знания, исторически первой совершившей переход к собственно научному познанию мира, является … математика

    Образ человека как совокупность инстинктов, влечений, конфликтов возникает в … психоанализе

    Общественное бытие определяет общественное сознание, считают представители _ подхода. Марксистского

    Общественное бытие определяет общественное сознание, считают представители _______________ подхода. марксистского

    Общество, достигшее партнерских отношений с государством, способное поставить государство под свой контроль, при этом обеспечить безопасность своих граждан, называется … гражданским

    Общество, его структура и историческое развитие определяются законами природы, считают представители ____________ подхода. Натуралистического

    Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им, называется … материей

    Ограниченность знания историческими условиями жизни общества отражается в категории « _____ ». Относительная истина

    Одним из виднейших представителей древнегреческого атомизма был … Демокрит

    Одним из виднейших представителей римского стоицизма является … Марк Аврелий

    Одним из наиболее ярких представителей «философии жизни» является … Ф. Ницше

    Одним из признаков псевдонаучных теорий является … некритическое использование фактов

    Одним из принципов неклассической науки является … иррационализм

    Одним из фундаментальных принципов современной космологии, который фиксирует связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной и существованием в ней человека, является ______________ принцип. Антропный

    Одним из ярчайших представителей русского Просвещения является … А. Н. Радищев

    Одной из величайших заслуг немецкой классической философии является выработка законов объективной … диалектики

    Одной из естественнонаучных предпосылок формирования марксистской философии является … теория эволюции Ч. Дарвина

    Одной из первых научных картин мира была ___________ картина мира. Математическая

    Одной из существенных характеристик гегелевской философской системы является … панлогизм

    Одной из теорий, оказавших влияние на распространение понятия «система» во всех сферах научного знания, была … эволюционная

    Одной из характеристик истины является … конкретность

    Онтологическая позиция Б. Спинозы, утверждавшего наличие единственной субстанции, лежащей в основе мира, может быть охарактеризована как … монизм

    Определение человека как политического (общественного) существа принадлежит … Аристотелю

    Основа существования, выступающая в качестве неизменных первоначал и принципов, называется … субстратом

    Основателем объективного идеализма является … Платон

    Основателем первой в античной традиции системы объективного идеализма становится философ … Платон

    Основной чертой сциентистского направления в философии является … вера в безграничные возможности науки

    Основными методами эмпирического исследования являются … научное наблюдение, эксперимент, описание объекта

    Основными принципами диалектики, с позиций диалектического материализма, являются … всеобщая связь и развитие

    Основными характеристиками пространства являются … трехмерная структура и обратимость

    Основой каждой ценности является … идеал

    Основой самосознания является … рефлексия

    Основоположник русского космизма Н. Ф. Федоров под философией общего дела понимал … проект воскрешения мертвых

    Основоположником рационалистического метода в новоевропейской философии становится философ … Р. Декарт

    Основоположником теории общественного договора является философ … Т. Гоббс

    Основоположником философской школы неоплатонизма является … Плотин

    Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, называется … наукой

    Отношение к кому-либо или чему-либо как к безусловно ценному, объединение и соединение с кем (чем) воспринимается как благо, называется … любовью

    Отрицание общественно-исторической природы личности характерно для … экзистенциализма

    Отстаивая идею об особом статусе главы государства, стоящего вне системы обывательской морали, Н. Макиавелли становится родоначальником такого социально-политического течения, как … реальная политика

    Первая научная картина мира (ХVII–XIX вв.) получила название … механической

    Передача культуры происходит по принципу … «социальных эстафет»

    Передача ложного знания как истинного или истинного знания как ложного называется … дезинформацией

    Период «Большой» науки начинается с … конца XIX – начала XX вв.

    Период средневековой философии, ознаменовавшийся сосредоточением философской жизни вокруг университетов и доминирующим стремлением рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение, получил название … схоластики

    По выражению М. Хайдеггера, _________ – дом бытия. Язык

    По мнению Декарта, критерием истинности научного познания является правильная … дедукция

    По мнению Ж.-П. Сартра, специфика человеческого бытия заключается в том, что … существование предшествует сущности

    По мнению И. Канта, основой личности является … моральный закон

    По мнению К. Г. Юнга, бессознательные компоненты фундаментальных ценностей культуры называются … архетипами

    По мнению Конфуция, человек должен преобразовать самого себя, стать … благородным мужем

    По мнению Н. Я. Данилевского, самобытная цивилизация, замкнутое самодостаточное образование называется … культурно-историческим типом

    По мнению Пифагора, гармонию Космоса можно постигать с помощью … чисел

    По мнению Т. Гоббса, до возникновения государства естественным состоянием общества была … война всех против всех

    Под активностью сознания понимается его … избирательность и целенаправленность

    Подход к проблеме развития научного знания, утверждающий принцип несоизмеримости научных теорий, называется … антикумулятивизмом

    Подход к проблеме развития научного знания, утверждающий, что основные движущие силы развития науки находятся во внутренних факторах научного знания (внутренняя логика развития науки и т.д.), называется … интернализмом

    Подход, согласно которому абсолютизируется роль науки в системе культуры, духовной жизни общества, называется … сциентизмом

    Подход, согласно которому культура – это система информационных кодов, закрепляющих жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации, называется … семиотическим

    Подход, согласно которому человек – это природное существо, животное, называется … натурализаторским

    Позиция в гносеологии, согласно которой основой познания является опыт, характерна для … эмпиризма

    Позиция, исходящая из признания равноправности и несводимости друг к другу двух первоначал бытия (духа и материи), называется … дуализмом

    Позиция, согласно которой материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, называлась … физикалистской

    Позиция, согласно которой мир по отношению к человеку имеет две испостаси – волю и представление, принадлежит … А. Шопенгауэру

    Позиция, согласно которой опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания, характерна для … рационализма

    Позиция, согласно которой существуют два мира – ноуменальный («вещей в себе») и феноменальный (представлений о вещах), принадлежит … И. Канту

    Позиция, согласно которой только нравственная ценность определяет ценность человеческой индивидуальности, принадлежит … И. Канту

    Познание мира через произведения искусства и литературные ценности характерно для_ познания. Художественного

    Познание мира через произведения искусства и литературные ценности характерно для ______________ познания. художественного

    Полное исчерпывающее знание, которое тождественно своему предмету и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания, понимается как _____________ истина. Абсолютная

    Понятие «научное сообщество» вводит …Т. Кун

    Понятие «ценность» появляется в трудах … И. Канта

    Понятие представляет собой форму отражения действительности на ______________ ступени познания. рациональной

    Попытка разграничения научного и ненаучного знания, определения границ области научного знания называется проблемой … демаркации

    Попытка синтеза философии и искусства была предпринята представителем немецкой классической философии … Ф. Шеллингом

    Потенциальная форма бытия называется … возможностью

    Появление первых оригинальных философских текстов на Руси относят к … XI–XII векам

    Предметом философии науки на современном постпозитивистском этапе развития является … динамика знания

    Преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину называется … ложью

    Представителем английского Просвещения, обосновавшим принцип разделения властей, был философ … Дж. Локк

    Представителем герменевтической традиции в философии является … В. Дильтей

    Представителем современной философии, считавшим, что рост научного знания происходит в результате выдвижения смелых гипотез и осуществления их опровержения, является … К. Поппер

    Представление о бытии как о природе-механизме, противостоящей человеку, возникло в философии … Нового времени

    Представление о том, что бытие образуется как единство материи и формы, принадлежит … Аристотелю

    Представление о том, что мир существует только в сознании одного воспринимающего субъекта, называется … солипсизмом

    Преимущества эмпиризма как универсального метода научного познания отстаивал английский философ … Ф. Бэкон

    Признание наличия единственного начала бытия называется … монизмом

    Принимать свою судьбу как проявление благого промысла, следовать долгу и добродетели вопреки желаниям и страстям призывает античная философская школа … стоицизма

    Принцип верификации был предложен … Л. Витгенштейном

    Принцип определения значимости знания его практическими последствиями был сформулирован в философской школе … прагматизма

    Принципами диалектики как всеобщего метода познания являются … принцип объективности, принцип системности

    Проблемы, связанные с проблемой ресурсов, энергетики, продовольствия, окружающей среды, классифицируются как _____________ проблемы. природно-социальные

    Проблемы, связанные с разоружением, предотвращением термоядерной войны, мировым социальным и экономическим развитием, классифицируются как ___ проблемы. интерсоциальные

    Процесс возникновения и развития человека как биологического вида называется … антропогенезом

    Псевдонаучная теория, связанная с попытками получить совершенный металл (золото, серебро) из несовершенных металлов, называется … алхимией

    Психологическая установка, состоящая в признании безусловного существования и истинности чего-либо, есть …вера

    Равноправность всех возможных направлений пространства называется … изотропностью

    Развитие – это процесс, характеризующийся изменением … качества

    Развитие – это процесс, характеризующийся изменением … качества

    Развитие антропологической проблематики в средневековой философии было связано, в первую очередь, с решением вопроса о … свободе воли

    Раздел философии, занимающийся исследованием проблем человека, человеческого существования, называется … антропологией

    Раздел философии, изучающий сознание и познание, называется … гносеологией

    Разделом философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях, является … гносеология

    Распространение принципов материалистической диалектики на объяснение закономерностей живой и неживой природы было осуществлено … Ф. Энгельсом

    Распространенность и общедоступность являются признаками ______ культуры. массовой

    Реализация единственной возможности в определенных условиях называется … необходимостью

    Реальная протяженность территории, на которую распространяется исторически обусловленная политическая система или осуществляется ее политическое влияние, называется … политическим пространством

    Результатом процесса познания является … знание

    Результаты конкретных наук, неполное знание о предмете понимаются как _ истина. Относительная

    Религиозное мировоззрение утверждает в качестве смысла человеческой жизни … спасение души

    Решающую роль в становлении человека, согласно теории антропосоциогенеза, сыграл … труд

    С позиций диалектического материализма источником движения является … противоречие

    С позиций креационизма источником движения является … Бог

    С позиций немецкого классического идеализма учение о развитии действительности в целом называется …диалектикой

    С точки зрения аксиологического подхода, культура – это … система ценностей

    С точки зрения Д. Белла, в постиндустриальном обществе основной профессиональной группой станут специалисты ______________ наук. Технических

    С точки зрения деятельностного подхода, культура – это … способ жизнедеятельности человека

    С точки зрения диалектического материализма основными формами истины являются … абсолютная и относительная

    С точки зрения Ж.-Ж. Руссо, индивид, не испорченный условностями и предрассудками культуры, называется … естественным человеком

    С точки зрения Л. Мамфорда, строгая иерархическая социальная организация, приводящая к увеличению количества материальных благ ценой ограничения возможностей и сфер человеческой деятельности, называется … мегамашиной

    С точки зрения позитивизма, истинное знание должно быть подтверждено … опытом

    С точки зрения цивилизационного подхода, понятия культура и цивилизация … противопоставляются друг другу

    Свойство истины, которое предполагает зависимость знания от связей и взаимодействий, места и времени, в которых они существуют и развиваются, называется … конкретностью

    Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства социальной жизни, называется … культурой

    Система существенных, с точки зрения конкретного научного исследования, свойств и признаков объекта, называется … предметом исследования

    Система философских воззрений К. Маркса и Ф. Энгельса называется … диалектическим материализмом

    Системность, обоснованность, логичность характерны для __________ познания. Научного

    Смысл жизни пантеизм и материализм усматривают в … самой жизни, экзистенции

    Смыслом исторического развития общества, по мнению П. Тейяра де Шардена, является … соединение душ людей в космическом Христе

    Совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве, называется … добродетелью

    Совокупность всех форм существования материи, Вселенная во всем ее многообразии называются … миром

    Совокупность материальных, духовных и художественных ценностей, выработанных человечеством в процессе эволюции, называется … культурой

    Совокупность научных исследований, направленных на выявление сущности глобальных проблем, проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого отдельного человека, и поиск путей их преодоления, называется … глобалистикой

    Совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение ее основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях, называется … структурой

    Совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостность, называется … системой

    Современные социологи и философы для характеристики специфических черт современного общества употребляют понятие … «массовое общество»

    Современный западный философ Й. Хейзинга считает, что сущностной характеристикой человека является … игра

    Согласно концепции В. С. Соловьева, идеально совершенный человек является высшим проявлением … Софии

    Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на свой внутренний мир, замкнутый, застенчивый, называется … интровертом

    Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на внешний мир, общительный, активный, называется … экстравертом

    Согласно позиции Аристотеля, возможность быть чем угодно называется … материей

    Согласно фундаментальному принципу христианской антропологии, каждый человек является … личностью

    Созидательное воздействие философских принципов и понятий на формирование естественно-научных теорий показывает _ роль философии. Конституирующую

    Социальное предназначение философии состоит в том, чтобы способствовать решению _ проблем. Мировоззренческих

    Специфическим свойством времени является … необратимость

    Способ определения и метод философии называется … рефлексией

    Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обращения к логическим аргументам называется … интуицией

    Способность человека к созданию образов, ранее не воспринимавшихся, называется … воображением

    Средневековые представления о создании всего живого и неживого Богом характеризуются как … креационизм

    Средневековым мыслителем, выдвинувшим тезис о «гармонии между верой и разумом», был … Ф. Аквинский

    Стандартизация и унификация производства культурных образов характерны для ___________ культуры. массовой

    Становление антропологической проблематики в античной философии связано со школой … софистов

    Становление классической логики как науки осуществляется в творчестве древнегреческого философа … Аристотеля

    Столкновение цивилизаций как сценарий ближайшего будущего мировой истории описывает философ … С. Хантингтон

    Структурным компонентом сознания, выполняющим управляющую функцию, является … воля

    Субстратно-субстанциональная концепция рассматривает материю как … носитель свойств, отличный от них

    Субъект, представляющий собой уникальную духовно-телесную целостность, «автор» жизни, определяющий ее смысл и цели, называется … личностью

    Существенная определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет, называется … качеством

    Существенной особенностью развития русской философии ХХ века является ее раскол на …советскую и русскую зарубежную

    Существенной чертой философии периода средневековья становится … теоцентризм

    Существенным отличием Античности от последующих этапов развития западноевропейской философии является ее … синкретизм

    Существование человека предшествует его сущности с точки зрения … Ж.-П. Сартра

    Сущность в ее существовании называется … явлением

    Сущность христианской религии, с точки зрения Л. Фейербаха, заключается в том, что … человек создает Бога по своему образу и подобию

    Тезис «познай самого себя» становится ведущим в философии … Сократа

    Теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания, называется … сенсуализмом

    Теоретическим ядром мировоззрения является … философия

    Теория, которая показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, называется теорией … относительности

    Течение русской общественно-политической мысли 40-х гг. XIX в., выступавшее за преодоление исторической отсталости России от стран Западной Европы, получило название … западничества

    Тип культуры, характеризующийся организованной индустрией потребления и широко разветвленной сетью средств коммуникации, называется ____________ культурой. Массовой

    Тип научной рациональности, учитывающий межсубъектные связи между учеными, внелогические методы и процедуры познавательной деятельности, социальную природу научного познания, называется … постнеклассическим

    Точность и однозначность являются характерной особенностью _____ знания. Научного

    Трудовая концепция происхождения человека была предложена … Ф. Энгельсом

    Универсальными свойствами материи, выражающими ее системность (единство и взаимосвязь) являются … вечность существования во времени и бесконечность в пространстве

    Установите соответствие между видами знания и их специфическими свойствами. 1. Объективность, рациональность 2. Рефлексивность, критичность 3. Авторитарность, подчиненность нравственно-этическим нормативам 4. Опора на здравый смысл, бесписьменный характер 1 научное знание 2 философское знание 3 религиозное знание 4 обыденное знание

    Установите соответствие между исторической эпохой и характерным для нее пониманием предмета философии. 1. Философия – «служанка богословия». 2. Главная цель философии – поиск универсального метода познания мира. 3. Распространение света разума есть главное дело философии. 1 Средневековье 2 Новое время 3 Просвещение

    Установите соответствие между мыслителем и характерным для его философии представлением о сущности мира. 1. Существует два мира: «мир идей» и «мир вещей». Платон 2. Мир состоит из бесконечного множества монад. Г. Лейбниц 3. Бог создал мир из ничего. Августин 4. Существуют два рода субстанций: материальная и духовная. Р. Декарт

    Установите соответствие между различными подходами к решению проблемы бытия и их характеристиками: 1. Все вещи и весь мир в целом понимаются как живые организмы. 2. Бог и природа отождествляются. 3. Материя и дух – две независимые друг от друга субстанции. 4. Все в этом мире материально. 1 гилозоизм 2 пантеизм 3 дуализм 4 материализм

    Установите соответствие между типом мировоззрения и его характеристиками. 1. Изучает всеобщие законы развития мира 2. Основано на вере в сверхъестественное 3. Знания отражены в виде художественных образов 1 философия 2 религия 3 искусство

    Установите соответствие между философскими направлениями и их представлениями о сущности мира. 1. Все в мире имеет материальное начало. 2. Внешний мир, действительность существуют только благодаря нашему сознанию, являются продуктами его деятельности. 3. Дух и материя есть две разные и независимые друг от друга субстанции. 4. И внешний мир, и наше сознание являются порождением или проявлением высшего первоначала, имеющего духовную природу. 1 материализм 2 субъективный идеализм 3 дуализм 4 объективный идеализм

    Утверждая, что «свобода есть осознанная необходимость», Б. Спиноза становится на позицию … детерминизма

    Утверждение, принимаемое на веру без доказательства, называется … догмой

    Утверждение, что «в практике должен доказать человек истинность, то есть действительность и мощь, посюсторонность своего мышления», принадлежит философу … К. Марксу

    Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, называется … агностицизмом

    Учение о будущем применительно к историческому и социальному времени называется … футурологией

    Учение о бытии называется … онтологией

    Учение о естественной (материальной) причинной обусловленности всех явлений объективного мира называется … детерминизмом

    Учение об идеальном государстве было создано древнегреческим философом … Платоном

    Феномен техники с точки зрения религиозного смысла впервые был рассмотрен … Н. Бердяевым

    Философия науки как особое философское направление сложилось … во второй половине XIX в.

    Философия техники возникает в (во) … второй половине XIX в.

    Философия, будучи прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего человека со всех сторон мира к миру смысла, выполняет _______ функцию. Гуманистическую

    Философом, обосновавшим идеал жизни по принципу «Человек человеку Бог», был … Л. Фейербах

    Философом, считавшим вражду к культуре прирожденным свойством человека, был … З. Фрейд

    Философом, считавшим личность «связкой или пучком восприятий», был … Д. Юм

    Философом, считавшим сущностью человека совокупность общественных отношений, был … К. Маркс

    Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был … Ф. Ницше

    Философом, считавшим, что мир состоит из атомов единых и неделимых, различных по величине, был … Демокрит

    Философом, утверждавшим, что бытие не возникает и не исчезает, что оно неделимо, целокупно, неподвижно и похоже на шар, был … Парменид

    Философская позиция П. Гольбаха, утверждавшего, что «Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение», может быть охарактеризована как … материализм

    Философская система К. Маркса может быть определена как … диалектический материализм

    Философское направление, представители которого рассматривают понимание и истолкование как основные способы познания, называется … герменевтикой

    Философское направление, признающее субстанциальность бессознательного, называется … иррационализмом

    Философское понятие, служащее для обобщенного выражения сферы высших ценностей и долженствования, есть … мораль

    Философское учение о конечных судьбах мира и человека называется … эсхатологией

    Философское учение о нравственности и морали называется … этикой

    Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, называется … иррационализмом

    Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется … дуализмом

    Философское учение, согласно которому существует знание, полученное человеком до опыта и независимо от него, называется … Априоризмом

    Философскую позицию Л. Фейерабаха можно определить как … антропологический материализм

    Философы Возрождения решали проблему соотношения Бога и мира с позиции … неоплатонизма

    Философы и ученые, участвовавшие в создании «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», объединенные целью распространения знаний и пропаганды просветительских идеалов, были названы … энциклопедистами

    Формой вненаучного знания, для которого характерны мистика и спиритизм, является ________ знание. Паранаучное

    Формой рационального познания является … суждение

    Формой чувственного познания является … ощущение

    Фундаментальная физическая теория, созданная в начале XX в. для объяснения микродвижений, лежащая в основе современной научной картины мира, называется … квантовой механикой

    Функция философии, предполагающая поиск и нахождение ответов на главные вопросы бытия, называется … мировоззренческой

    Функция философии, раскрывающая закономерности мыслительного процесса и познания мира, называется … гносеологической

    Функция философии, реализующаяся в выделении и учете сложного характера связей между методом и объектом познания в науке, называется … координирующей

    Функция философии, реализующаяся в образовании целостной системы знаний, называется … интегрирующей

    Функция философии, реализующаяся в предельно внимательном отношении к человеку, называется … гуманистической

    Функция философии, связанная с объяснением не только прошлого и настоящего, но и будущего называется … прогностической

    Функция философии, связанная с разработкой наиболее общих принципов и способов научного познания мира, называется … методологической

    Функция философии, связанная с формированием философского мышления, передачей опыта социального бытия, надприродных программ поведения и общения, называется … культурно-воспитательной

    Функция философии, состоящая в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий, называется … эвристической

    Функция философии, тесно связанная с проблемой обоснования ценностей для человека и общества, называется … социально-аксиологической.

    Характерное для русской философии пристальное внимание к проблемам развития и смысла мировой и отечественной истории принято называть … историософичностью

    Характерной чертой научного знания является … рациональность

    Характерными для научной картины мира являются принципы … объективности и материальности мира

    Христианские представления об истории представлены в сочинении Августина Аврелия … «О Граде Божьем»

    Художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности называется … искусством

    Ценности, связанные с духовной сферой жизни общества, во многом определяющие образ жизни человека, называются … идеологическими

    Ценности, содержащие в себе общественные установления, запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре, справедливости и т.д.), называются … субъектными

    Центральным понятием философии В. И. Вернадского является … ноосфера

    Чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без воздействия самих предметов на органы чувств, называется … представлением

    Э. Тоффлер разрабатывает концепцию … «электронного коттеджа»

    Экзистенциализм акцентирует внимание, прежде всего, на проблеме … существования

    Электромагнитные взаимодействия представляют собой _______ форму движения. Физическую

    Этическая концепция Эпикура может быть обозначена термином «__________». Эвдемонизм

    Ю. А. Лотман разработал ____________ подход к рассмотрению культуры. Семиотический

    Ядром политической сферы общества является (-ются) … государство

    Ярчайшим представителем агностицизма является … И. Кант

    Ярым противником русского революционного радикализма становится мыслитель … Ф. М. Достоевский

В философии в зависимости от решения ее основного вопроса выделяется два направления - идеализм и материализм . Их противоположность фиксируется самыми разными мыслителями, хотя сам вопрос - вопрос об отношении мышления и бытия, сознания и материи, духа и природы - большинством философов не формулируется в качестве основополагающего.

Рассмотрим подробнее эти две концепции.

Материализм . Одним из важных философских понятий является понятие материального. Совокупность всего материального называется в философии материей. Материя - это предельно широкое понятие, название. Любой предмет окружающего мира является разновидностью или формой материи. Таким образом, материя существует не в виде какого-то определенного предмета, а в виде огромного и даже бесконечного количества своих форм. Материки и океаны, планеты и звезды, растения и животные - это все различные формы материи.

Одним из важных философских вопросов является проблема происхождения материи. В зависимости от ответа на этот вопрос можно выделить несколько глобальных представлений о мире.

Первое из них называется материализмом. Материализм - философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) - вторичным (результатом, следствием).

Развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого её возникновения и встретить повсюду в истории философии. Материализм существовал задолго до появления марксистского его варианта.

В античности еще Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и в неё превращается. Наиболее последовательно проводили материалистическую линию Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античного материализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах.

Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть, склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Французские материалисты понятие материи отождествляли с понятием вещества и утверждали, что все материальные тела состоят из неизменных и неделимых атомов и молекул.

Свойствами материи они признавали тяжесть, непроницаемость, фигуру, протяженность и движение, а под движением понимали перемещение материальных тел в пространстве и движение частиц внутри тел. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кириллова. - М.: Юристъ, 2001. С.176.

Определяющее влияние на европейскую философию он приобретает в XIX веке (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л.А. Фейербах, Д.Ф. Штраус,. Бюхнер, Э. Геккель, Е. Дюринг). Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почти одновременно в России (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и другие) и в Западной Европе (Маркс, Энгельс). Диалектический материализм Маркса, Энгельса и Ленина, в отличие от всех остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу: материя для него - это "…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них".

Главным в философии материализма является мысль о том, материя ниоткуда не взялась и никуда не может деться, потому что она существует вечно, является первоначалом мира, самим миром. Материя - это все.

Материя существует на различных уровнях сложности. Самой сложной и совершенной формой материи является человеческий мозг, который порождает сознание или мышление. Любая мысль является нематериальной. Ведь ее нельзя воспринять органами чувств, и она не обладает никакими физическими свойствами (ее нельзя увидеть, потрогать, измерить, нагреть и т.д. и т.п.) Все что не воспринимается органами чувств и не имеет физических качеств называется в философии термином "идеальное", который, таким образом, противоположен понятию "материальное". Мысль, следовательно, идеальна, но она - продукт мозга, а мозг - это форма материи. Значит, материальное первично, а идеальное вторично и существует только на базе материального, благодаря ему и после него. Идеальное же вторично и полностью зависит от материального. Где нет мыслящей формы материи - мозга, там не может быть ничего идеального.

С точки зрения материализма материя бесконечна не только в пространстве и времени, но также - в своих свойствах или качествах, а значит бесконечно наше познание окружающего мира, и полных знаний о нем, окончательной истины мы не достигнем никогда

Противоположным материализму философским воззрением является идеализм. Идеальное в философии - это все то, что не воспринимается нашими органами чувств и не имеет физических качеств

Идеализм - это термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, считающих единственно подлинной реальностью чувственно воспринимаемую, а жизненные ценности - сводящимися к телесным вещам и их денежному эквиваленту.

В VII - VIII веках философы постоянно пользуются термином "идея", но "идеализм" у них встречается редко. Считается, что впервые он употреблен в статье Лейбница 1702 г. "Ответ на размышления Бейля".

Идеализм имеет различные, но связанные между собою значения, которые могут быть расположены в последовательный ряд по мере углубления понятия:

в самом обыкновенном и поверхностном смысле под идеализмом понимают наклонность к более высокой, чем следует, оценке лиц и жизненных явлений, то есть к идеализации действительности;

сродный с этим, но более глубокий смысл получает идеализм, когда им обозначается сознательное пренебрежение реальными практическими условиями жизни вследствие веры в могущество и торжество высших начал нравственного или духовного порядка;

идеализм Платона или идеализм дуалистического типа, основанный на резком противоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных явлений.

Значительными представителями идеализма в философии были также Фихте (субъективный идеализм), Шеллинг (объективный идеализм), Гегель (абсолютный идеализм).

Главным утверждением идеализма является мысль о том, что Сознание вечно, несотворимо и неуничтожимо. Оно есть всё (точно так же, как и материя в материализме). Оно - первоначало мира, которое порождает, создает или творит все материальное, физическое, телесное, чувственное. Таким образом с идеалистической точки зрения Сознание первично, а материя вторична, она существует только на базе Сознания, благодаря ему и после него. Таким образом, все материальное - это проявление, воплощение или инобытие (иная форма существования) идеального. Следовательно, если материалистическое воззрение тесно связано с атеизмом, то идеализм, наоборот, близок к религиозным представлениям.

Идеалистическая философия говорит о том, что человеческое мышление или разум - это малая частица мирового Сознания, которая является как бы "божьей искрой", находящейся в любом человеке. Поэтому познание мира, представляющего собой бесконечное Сознание, вполне возможно, ведь в нас представлена его частица, с помощью которой мы можем приобщиться к нему Философский словарь / Под ред. М.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. С. 236. .

Таким образом, основные положения материализма и противоположного ему идеализма, можно сформулировать следующим образом.

Материализм учит, что:

1. Мир материален по самой своей природе, все существующее появляется на основе материальных причин, возникает и развивается в соответствии с законами движения материи.

2. Материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания, и духовное существует вовсе не отдельно от материального, а все умственное, или духовное, является продуктом материальных процессов.

3. Мир и его законы являются полностью познаваемыми и, хотя многое может быть непознанным, нет ничего, что по природе является непознаваемым.

Эти положения материализма противоположны положениям идеализма. Идеализм утверждает, что:

1. Материальный мир зависит от духовного.

2. Дух, или разум, или идея может и действительно существует отдельно от материи. (Самой крайней формой этого утверждения является субъективный идеализм, который считает, что материя вообще не существует и является, чистой иллюзией)

3. Существует область таинственного и непознаваемого, "над", или "за пределами", или "позади" того, что может быть установлено и познано посредство приятии, опыта и науки.


В чем видит Трубецкой сущность идеализма? Прежде всего в признании универсального разума, или Логоса, как начала объектив- ного, всеобщего, составляющего основу и самого мира, и человеческого разума, предпосылку объективности человеческого познания. Полагая, что отвлеченный идеализм немецкой философии потерпел крушение, уступив место позитивизму, скептицизму, материализму, Трубецкой в то же время не согласен, что тем самым потерпела поражение метафизика, как таковая, и ее важнейший момент - идея Логоса в философском смысле, ибо эта идея родилась задолго до немецкого идеализма, еще в античной философии, и, как мы знаем, рационализм Платона и особенно Аристотеля русскому философу ближе, чем панлогизм Гегеля. «Что метафизика не навсегда приостановила свое развитие, что за временным отливом умозрения готовится новый прилив, - очевидно теперь и для врагов метафизики. Что вместе с нею идея универсального разума... займет первенствующее место, - можно заключить с большим вероятием...»1.
Что касается возрождения интереса к метафизике, тут предсказание Трубецкого в значительной мере сбылось. Но идея универсального разума в метафизических течениях XX в. оказалась в значительной мере потесненной: отдано было предпочтение непосредственному переживанию, интуиции, чувству, ориентации на язык, а не на логос в традиционном значении.
В чем же видит Трубецкой специфику конкретного идеализма и его отличие от идеализма абстрактного? Прежде всего он подчеркивает, что конкретный идеализм не может быть беспредпосылочным мышлением, которого требовала гегелевская философия. Как и Соловьев, Трубецкой в качестве исходного понятия философской системы полагает не отвлеченное понятие - таким у Гегеля является «чистое бытие», - а конкретное сущее, самобытное реальное существо, которое является субъектом всех тех определений, тех предикатов, которые в нем открывает мышление. «...В мире, - пишет Трубецкой, - существуют реальные существа, подобные нам и вместе отличные от нас, которые не сводятся ни к чувственному явлению, доступному нашим восприятиям, ни к идеям или понятиям»2. Сущее как раз предшествует всякой мысли о нем, оно и составляет ту предпосылку философского мышления, то его «начало», от которого необходимо отправляться, чтобы не впасть в искушение панлогизма, т. е. рождения из отвлеченной мысли всего богатства ее определений. Учение о предпосылочности философии и тезис о вечном актуальном сознании, предшествующем всякому конечному становящемуся сознанию, о котором мы говорили выше, - это два взаимно связанных момента. Конкретный идеализм Трубецкого, требующий допустить бытие (точнее, сущее) раньше всякого мышления, предполагает религиозное миросозерцание.
Очень современно звучит поправка Трубецкого к положению Декарта «мыслю, следовательно, существую», которое воспринималось обычно как попытка предпослать мышление бытию мыслящего. Против этого и возражает Трубецкой. «...Мысль, - пишет он, - не полагает, а предполагает наше существование, которое обосновывает наше мышление, хотя и не покрывается им. ...Мой субъект, мое существо не есть мысль или понятие мысли, точно так же, как оно не есть простое чувственное состояние или простой объект чувственного восприятия. Оно есть нечто такое, что предполагается мыслью и чувством и сознается не путем логического умозаключения, а путем непосредственной уверенности»3.
Трубецкой здесь предвосхищает ту критику отвлеченного рационализма, как и философии, исходящей из тождества мышления и бытия, которая была осуществлена спустя почти полвека в экзистенциализме. Но при этом он стремится остаться на почве рационализма, что существенно отличает его от господствующей тенденции философии нашего столетия. Доказывая, что бытие, сущее не сводится к логической идее, что общие понятия нашего ума, т. е. логические категории (причинность, необходимость и т. д.), суть только основные типы отношения мысли к своему предмету, Трубецкой в то же время признавал духовность и разумность всего реального, универсальные разумные законы, законы космического Логоса, по которым устраивается жизнь как природы, так и человека и которые

в конечном счете могут быть постигнуты средствами человеческого разума. Однако при этом разум не рассматривается Трубецким в качестве единственного источника познания. Как в человеке можно выделить три основные способности - чувственное восприятие, мышление и волю, так и познание осуществляется с помощью опыта, обусловленного априорными законами нашего восприятия (универсальной чувственности), разума, который устанавливает закономерную связь явлений, и, наконец, веры, устанавливающей реальность мыслимых и воспринимаемых нами существ.

Еще по теме отвлеченного идеализма. Учение о конкретном сущем:

  1. (Часть пятая. ИДЕАЛИЗМ) СМЫСЛ ИДЕАЛИЗМА (МЕТАФИЗИКА РОДА И ЛИКА)
  2. Конкретный характер мышления. Переход от конкретного к обобщенному. Непоследовательность мышления. Некритичность суждений.

ИДЕАЛИЗМ (от греческого ίδέα - видимое, вид, форма, понятие, образ), одно из основополагающих философских течений или направлений, считающее собственно действительным идеальное в той или иной форме (идея, сознание, дух, абсолют и т.п.). Как термин употребляется в новоевропейской философии с 18 века, хотя обозначаемое им философское учение оформилось уже в древнегреческой философии. Понятие «идеализм» многозначно и претерпело значительные изменения в процессе своей истории, вследствие чего нередко ретроспективно переосмыслялась и вся предшествующая история философии. В зависимости от того, идёт ли речь о теоретико-познавательном или метафизико-мировоззренческом аспекте в понимании «идеи», а также от того, что рассматривается в качестве противостоящего течения, выделяют различные виды идеализма.

Г. В. Лейбниц, который впервые употребил термин «идеализм», рассматривал идеализм в оппозиции «величайших материалистов и величайших идеалистов»: образцом первых он считал Эпикура и его сторонников, согласно гипотезе которых «в теле всё совершается так, как если бы не существовало души», образцом вторых - Платона и его последователей, согласно гипотезе которых «всё в душе происходит так, как если бы тела вовсе не было» (Лейбниц Г. В. Соч. М., 1982. Т. 1. С. 332). К числу идеалистов Лейбниц относил представителей картезианства. Уже в 18 веке в качестве синонима идеализма выступал «спиритуализм» (М. Мендельсон и др.). Крайний случай идеализма, признающего существующей лишь собственную душу, назывался в 18 веке «эгоизмом» (в современном словоупотреблении именуется солипсизмом).

И. Кант и Т. Рид основоположником идеалистической метафизики считали Дж. Беркли (сам он называл своё учение «имматериализмом»), однако Рид к «идеальным системам», или к «теориям идей», относил также философию Дж. Локка и Д. Юма. Причиной подобного расхождения оказывалось различное понимание «идеи»: если для английской и французской философии идеей могло оказаться практически любое представление (например, «красное»), то для немецкой традиции (во всяком случае начиная с Канта) в качестве идеи преимущественно выступает понятие разума, носящее, как и у Платона, сверхчувственный и всеобщий характер, а употребление «идеи» в смысле любого представления оказывается невозможным. Русская философия в данном вопросе следует немецкой и древнегреческой традиции.

И. Кант использовал понятие идеализма не только в полемике со своими оппонентами, но и - в новом значении - для обозначения собственной позиции. Он различал формальный и материальный, или психологический, идеализм. Материальный, или «обыкновенный», идеализм «сомневается в существовании самих внешних вещей или отрицает их», при этом в случае сомнения в существовании предметов в пространстве вне нас речь идёт о проблематическом (скептическом) идеализме (Р. Декарт), а в случае объявления вещей в пространстве плодом воображения речь идёт о догматическом, или «мистическом и мечтательном», идеализме (Дж. Беркли). Подобный идеализм, выводы которого о недоказанности существования вещей вне нас, Кант считал «скандалом для философии и общечеловеческого разума», он противопоставил в «Критике чистого разума» собственный формальный, или трансцендентальный, идеализм, в основе которого лежало его учение об эмпирической реальности и трансцендентальной идеальности пространства и времени. Первая состоит в объективной значимости пространства и времени для всех предметов, которые могут быть даны нашим чувствам, в то время как вторая означает отсутствие притязаний на абсолютную реальность и невозможность посредством чувств постигнуть свойства «вещей в себе». Столкнувшись с отождествлением собственной позиции с учением Беркли, Кант включил во 2-е издание «Критики чистого разума» раздел «Опровержение идеализма» и предложил собственный формальный, или трансцендентальный, идеализм во избежание путаницы именовать также критическим идеализмом, согласно которому «нам даны вещи как вне нас находящиеся предметы наших чувств, но о том, каковы они сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления» (Кант И. Собр. соч. М., 1994. Т. 4. С. 44). Таким образом, критический идеализм относится не к существованию вещей, сомневаться в котором Канту «и в голову не приходило», а касается только чувственного представления о вещах. Однако уже И. Г. Фихте признание существования вещей показалось догматизмом. Пытаясь его преодолеть и построить систему «истинного» идеализма, или критицизма, которую он не находил у Канта, Фихте положил в основание философии понятие Я, отождествляя трансцендентальный идеализм с собственным «наукоучением». Если у Канта прослеживалось противопоставление идеальности и реальности, то Фихте пытался их объединить в некоем синтезе идеализма и реализма («реал-идеализм» или «идеал-реализм»).

Ф. В. Шеллинг, истолковывая наукоучение Фихте как «субъективный» идеализм, попытался представить идеализм «во всей его полноте»: выстроенная им система представляла собой соединение трансцендентальной философии (выведение природы из интеллигенции) и натурфилософии (выведение интеллигенции из природы) и получила терминологическое оформление в различении «относительного» («трансцендентального») и «абсолютного» идеализма как некоего «целого», лежащего в основе как реализма, так и «относительного» идеализма (Шеллинг Ф. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки. СПб., 1998. С. 141-142). Трактовке абсолютного идеализма соответствовало также понимание Шеллингом абсолюта как неразличимости реального и идеального.

Г. В. Ф. Гегель, считая, как и Ф. В. Шеллинг, что всякая философия есть по своему существу идеализм, характеризовал свою позицию как точку зрения «абсолютного идеализма», согласно которой «настоящее определение конечных вещей и состоит в том, что они имеют основание своего бытия не в самих себе, а во всеобщей божественной идее» (Энциклопедия философских наук. М., 1975. Т. 1. С. 162-163).

Философское развитие в Германии от И. Канта до Г. В. Ф. Гегеля, включая Ф. Шлегеля, Ф. Шлейермахера, Новалиса и др., нередко именуется немецким идеализмом. Несмотря на широкое распространение данного термина, границы его весьма размыты. Дискуссионными остаются вопросы о том, следует ли включать в немецкий идеализм философию Канта, заканчивается ли он на Гегеле или же на А. Шопенгауэре и др. Для многих представителей русской религиозной философии конца 19 - начала 20 века (Н. А. Бердяев и др.) идеализм практически отождествлялся с немецким («германским») идеализмом.

Параллельно с кризисом гегелевской умозрительной философии в середине 19 века сам идеализм как философское учение был подвергнут критике со стороны мыслителей различных направлений (С. Кьеркегор, Л. Фейербах, К. Маркс и Ф. Энгельс, Ф. Ницше и др.). В. Дильтей в развитой им типологии мировоззрений выделил в качестве трёх основных типов «натурализм», «объективный идеализм» и «идеализм свободы» (Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Новые идеи в философии. 1912. №1. С. 156-157, 168-169, 176-177). Наряду с реконструкцией гегелевской философии в различных вариантах неогегельянства (британский абсолютный идеализм и др.) критика её могла инициировать развитие новых разновидностей идеализма, отталкивавшихся от «отвлечённой» гегелевской системы (например, «конкретный идеализм» С. Н. Трубецкого). В 20 веке с критикой идеализма выступили неопозитивизм и аналитическая философия. В целом характерная для 18-19 веков оппозиция идеализма - материализм утратила в 20 веке свою остроту, а проблематика классического идеализма разрабатывалась и дискутировалась в самых различных философских направлениях.

Лит.: Проблемы идеализма. М., 1902; Флоренский П. А. Смысл идеализма. Сергиев Посад, 1914; Idealist tradition: from Berkeley to Blanshard / Ed. by А. С. Ewing. Glencoe, 1957; Willmann О. Geschichte des Idealismus. Aalen, 1973-1979. Bd 1-3; Voßkühler F. Der Idealismus als Metaphysik der Moderne. Würzburg, 1996; Kroner R. Von Kant bis Hegel. 4. Aufl. Тüb., 2006. Bd 1-2.

Конкретный идеализм

Конкретный идеализм

Впервые термин «конкретный идеализм» использовал Сергей Трубецкой применительно к своей собственной философской системе, а также для описания главной тенденции всей русской религиозной философии. С помощью этого термина Трубецкой противопоставлял русскую философскую традицию классическим системам западного идеализма (Декарт, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель), которые он называл абстрактным, или отвлеченным, идеализмом. В этих системах абсолютным началом является Разум, рассматриваемый как нечто абстрактное, одностороннее по отношению к конкретному живому разумному существу (человеку или Богу). Конкретный идеализм в качестве абсолютного начала всего существующего полагается конкретное Сущее, которое есть самобытное реальное существо, содержащее в себе как свои абстрактные моменты все обычные для классического идеализма определения – мышление, субъект, дух. В этом случае разум признается ограниченным (т.е. рационализм не считается универсальной философской парадигмой): конкретный Абсолюта познается в «сверхрациональном», мистическом, интуитивном акте.

Можно согласиться, что такое понимание абсолютного начала и его познания, достаточно характерно для русской философии. Соответствующую критику западной философии вели уже «старшие» славянофилы (А. Хомяков и И. Киреевский), они предполагали, что философия должна брать в качестве Абсолюта представление о живом личном Боге, характерное для религиозного мировоззрения. Наиболее явно такой подход осуществлял Владимир Соловьев в работах «Критика отвлеченных начал» и «О Богочеловечестве», его критика западной традиции в работе «Кризис западной философии» основана на таких же основаниях. Термин «конкретный спиритуализм» использовал для характеристики своей философской системы Лев Лопатин, он точно так же противопоставлял понятия «конкретное» и «абстрактное». Конкретным идеализмом называл свою философскую систему также Николай Лосский.

Хотя исходно определение «конкретный идеализм» подразумевало противопоставление русской философской традиции системам западного идеализма (прежде всего системам Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля), в начале 20 века новое поколение русских мыслителей дало совсем другую оценку немецкому идеализму, увидело в нем не столько противоположность по отношению к русской религиозной мысли, сколько ее естественный исток и основание. Павел Вышеславцев в книге «Этика Фихте» (1914) настаивал на том, что традиционный образ Фихте как прямолинейного субъективного идеалиста глубоко неверен; Вышеславцев доказывал, что поздняя система Фихте основана на признании Абсолютом живой личности Бога, которая непостижима рациональным образом и бесконечно конкретна в своем содержании. Иван Ильин в книге «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (1918) убедительно показал, что гегелевский Абсолют – спекулятивное мышление – нужно понимать именно как абсолютно конкретное и живое начало, т.е. как раз так, как предполагается в модели конкретного идеализма. Тот же Ильин в статье «Кризис идеи субъекта в Наукоучении Фихте Старшего» (1912) противопоставлял систему Фихте всем формам западного идеализма, полагая, что он первый попытался принять в качестве абсолютного начала философии конкретную человеческую личность. Наконец, Сергей Левицкий в книге «Основы органического мировоззрения» (1946) уже вполне уверенно относит Фихте, Шеллинга и Гегеля к направлению конкретного идеализма, считая, что в качестве Абсолюта немецкие философы выбирают конкретный дух, понятый по аналогии с человеческим «я», но возведенный в сверхчеловеческую степень. Нужно также учесть, что два ярких русских мыслителя, которых также можно отнести к направлению конкретного идеализма – Семен Франк и Лев Карсавин, – видели исток своих философских построений в учении Николая Кузанского; это означает, что в русской мысли первой половины 20 века конкретный идеализм был понят как достаточно давняя традиция в европейской философии, идущая от Николая Кузанского к немецкому идеализму начала 19 века и далее нашедшая себе полное выражение в русской философии – у Вл.Соловьева и его последователей.

Литература

Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. Глава IV .Хомяков как философ. Гносеология и метафизика. Томск, 1996. С. 75-92.

Гайденко П.П. «Конкретный идеализм» С.Н. Трубецкого // Трубецкой С.Н. Сочинения. Москва, 1994. С. 3-41.

Евлампиев И.И. Концепция сознания С.Н. Трубецкого в контексте европейской философии ХХ века // Вопросы философии. 2007. № 11. С. 33-44.

Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. С-Петербург, 1998.

Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. С.-Петербург, 1993.

Левицкий С.А. Основы органического мировоззрения // Левицкий С.А. Свобода и ответственность. Москва, 2003.

Лосский Н.О. Идея конкретности в русской философии // Вопросы философии. 1991. № 2. С. 125-135.

Половинкин С.М. Конкретный субстанциальный спиритуализм Л.М. Лопатина // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2008. Том. 9. № 2. С. 172-180.

Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал // Соловьев В.С. Сочинения. В 2 томах. Москва, 1988. Том 1. С. 581-744.

Соловьев В.С. Кризис западной философии (против позитивистов) // Соловьев В.С. Сочинения. В 2 томах. Москва, 1988. Том 2. С. 3-138.

Трубецкой С.Н. Основания идеализма // Трубецкой С.Н. Сочинения. Москва, 1994. С. 594-717.

И.И. Евлампиев


Теги: феноменология религии
Дисциплина: Философия
Авторы: