Панамский канал

Панамский канал - судоходный канал, соединяющий Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном, расположен на Панамском перешейке на территории государства Панама.


Длина - 81,6 км, в том числе 65,2 км по суше и 16,4 км по дну Панамской и Лимонской бухт (для прохода судов к глубокой воде), общая ширина - 150 метров (ширина шлюзовых камер 33 метра), глубина - 12 метров. Официально открыт 12 июня 1920 года.


Проход судов через шлюзовые камеры. Шлюзы в две полосы, шириной по 33,5 м каждая. Длина шлюзовой камеры 305 м


Несмотря на официальное открытие канала в 1920 году, первым судном, прошедшим через него, был американский пароход "СС Анкона" 15 августа 1914 года

Строительство Панамского канала стало одним из крупнейших и сложнейших строительных проектов, осуществлённых человечеством. Панамский канал оказал неоценимое влияние на развитие судоходства и экономики в целом в Западном полушарии и во всём мире, что обусловило его чрезвычайно высокое геополитическое значение. Благодаря Панамскому каналу морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тыс. км до 9,5 тыс. км.


Невероятная сложность и масштабность для того времени проекта запечатлена на фото 1912 года


Морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тыс. км до 9,5 тыс. км

Канал пропускает через себя суда самых разных типов - от частных яхт до огромных танкеров и контейнеровозов. Максимальный размер судна, которое может пройти по Панамскому каналу, стал фактически стандартом в судостроении, получив название Panamax.


Стандарт Panamax предполагает максимальные размеры судна: длина - 965 футов (294,13 м), ширина – 106 футов (32,31 м) и 39, 5 футов (12,04 м) - глубина посадки при загрузке

Проводка судов через Панамский канал осуществляется лоцманской службой Панамского канала. Среднее время прохода судна по каналу - 9 часов, минимальное - 4 часа 10 минут. Максимальная пропускная способность - 48 судов в сутки. Ежегодно через сооружения канала проходят около 14 тыс. судов, несущих около 280 млн т груза. (5% мировых океанских грузоперевозок). Канал перегружен, поэтому очередь прохода по нему продаётся на аукционах. Суммарная плата за проход судна по каналу может достигать 400 000 долларов. К 2002 году услугами канала воспользовалось уже более 800 тыс. судов.



В декабре 2010 года канал впервые за 95 лет был закрыт для проводки судов из-за непогоды и повышения уровня воды в результате непрекращающихся ливней.



В июле 2014 года был объявлен окончательный маршрут Никарагуанского канала, соответствующего по ширине и глубине параметрам современных судов и призванного стать альтернативой Панамскому.


Предлагавшиеся трассы Никарагуанского канала. Строящийся канал пройдёт по зелёной ветке


Панамский канал – главная и самая известная . Трудно представить себе человека, который никогда не слышал это название. Ведь многие едут в именно для того, чтобы посетить знаменитый канал. Наша статья поможет вам совершить заочную на Панамский канал и познакомиться с историей его создания.

Здесь вы найдете ответы на главные вопросы: где находится Панамский канал, какие океаны он соединяет. Также вы узнаете, какова глубина Панамского канала, и какую страну он пересекает.

Общие сведения

Панамский канал – искусственно созданный судоходный путь, расположенный на Панамском перешейке на территории Панамы. Соединяет он Атлантический и Тихий океаны. Географические координаты Панамского канала: 9 градусов северной широты и 79 градусов западной долготы. Роль знаменитой судоходной артерии переоценить сложно, а значение Панамского канала достаточно велико – это важнейший водный транспортный узел государства на международном уровне. Некоторые его протоки имеют самую высокую пропускную способность в мире.

Историческая справка

Грандиозный проект по строительству Панамского канала был реализован не сразу. Несмотря на то, что идея соединить водным переходом два океана возникла задолго до начала его возведения, технически это стало возможно только в конце XIX века. После первой неудачной попытки создания канала в 1879 году огромное количество акционеров было разорено, а тысячи строителей погибли от малярии. Руководители проекта были уличены в преступных деяниях. В 1902 году за строительство Панамского канала серьезно взялись американцы, и на этот раз довели дело до конца.

В работах которые длились 10 лет, участвовало более 70 000 человек. Годом официального открытия Панамского канала считается 1914. В августе этого года через канал торжественно прошел первый корабль, «Кристобаль». Крупный оползень, сошедший той же осенью, нарушил переправу по Панамскому каналу, однако после реконструкции 1915 года на втором торжественном открытии канала движение полностью восстановилось.

Основные характеристики канала

Воплотив в жизнь масштабный проект, американцы показали настоящие чудеса инженерии: длина Панамского канала равна 81,6 км, причем 65 км из них проложено по суше. Общая ширина канала достигает 150 м, глубина – всего 12 м. Через Панамский канал ежегодно проходит примерно 14 000 судов различных типов – это и частные яхты, и крупные танкеры, и контейнеровозы. Из-за большой загруженности канала очередь на прохождение по нему продают на аукционах.

Движение по транспортному коридору осуществляется с юго-востока на северо-запад. Структуру Панамского канала определяют несколько групп (Гатун, Педро Мигель и Мирафлорес) и два искусственных водоема. Все здешние шлюзы двусторонние, что обусловливает безопасное движение встречных судов.

Знаменитый канал Панамы, с одной стороны, соединил два океана, а с другой – разделил два материка. Это испытали на себе жители и , оказавшись изолированными от остальной территории государства. Проблему решили, начав в 1959 году строительство моста через Панамский канал, известного как . С 1962 года функционирует сплошная автомобильная линия, которая соединила два континента. Ранее эта связь обеспечивалась посредством разводных мостов.

Перспективы Панамского канала

Главная достопримечательность Панамы, несмотря на свой солидный возраст, до сих пор пользуется огромным спросом. Однако объемы мирового судоходства постоянно растут, и Панамский канал сталкивается с очередными проблемами – всё чаще стали образовываться «морские пробки». Поэтому сегодня встает вопрос о строительстве второго канала. Планируется проложить аналогичный канал в Никарагуа, который станет отличной альтернативой Панамскому каналу. К тому же этому способствуют природные условия.

Как добраться до Панамского канала?

Из города Панама до местной достопримечательности проще всего добираться на такси. Из центра города до места назначения поездка на такси будет стоить не больше 10$. А вот обратно, как ни странно, лучше возвращаться на автобусе компании MetroBus. За 0,25$ можно доехать до , а затем на метро до города.

Побывать в Панаме и не увидеть Панамский канал – значит не побывать в Панаме. Сегодня мы рассказываем об этой достопримечательности, а также делимся советами о том, как лучше посетить Панамский канал самостоятельно.

Панамский канал. Факты.

Для тех, кто никогда особенно не интересовался Панамским каналом, он может показаться небольшим ручейком, который соединяет Тихий и Атлантический океан. На самом деле его длина составляет около 80 км, которые суда проходят за 8-10 часов. До недавних пор ширина канала в местах шлюза составляла 34 метра. Благодаря открытию нового ответвления, которое состоялось в июне 2016 года, канал теперь может пропускать суда шириной 55 метров и глубиной под ватерлинией более 18 метров.
Канал состоит из системы шлюзов (ворот), которая, если двигаться со стороны Карибского моря, вначале повышает уровень воды на 26 метров над уровнем моря в районе Гатуна. После прохода основной части уровень воды понижается с помощью шлюза Педро Мигель (9,5 метров) и системы шлюзов Мирафлорес (две камеры 16,5 метров).

Электрификация объекта выполнена в том числе с помощью двух гидроэлектростанций, мощностью 22.5 и 36 МВт, расположенных в Гатуне и возле Miraflores.

История постройки Панамского канала.

Идея постройки канала впервые упоминается в 16-м веке, а история его согласования и строительства сопровождалась политическими и экономическими противостояниями таких стран как США, Испания, Великобритания, Франция. Сейчас аналогичный канал собираются прорыть через Никарагуа: проект принят относительно недавно – в 2014 году.
В 1879 году разработчик Суэцкого канала, французский дипломат Фердинанд де Лессепс, начал кампанию по строительству Панамского канала. В результате в 1881 году в Панаму прибыли французы и в 1882 году начали работы по выемке грунта. Таким образом, 1882 год можно считать началом строительства канала.

Первоначальным планом было постройка канала шириной 22 метра и глубиной 9 метров. Интересно, что проект не включал в себя систему шлюзов: канал должен был естественно соединять два океана с одним уровнем моря, что означало срезку перешейка и глубокие раскопки. Помимо инженерных трудностей, строительство было осложнено эпидемией желтой лихорадки, финансовым кризисом, а также судебным скандалом, в котором многие политики, в том числе и Фердинанд, были обвинены в получении взяток.
В результате проект выкупили американцы, которые приняли ключевое решение использовать систему шлюзов для уменьшения работ по выемке грунта. За семь лет на сухих разработках было выкопано 153 миллиона кубических метров земли. Работы включали в себя также бурение и взрыв горных пород.
Для увеличения глубины канала применялась различная техника, в том числе и корабли. Данное судно специально построено в Шотландии и приступило к работе в 1912 году. Цепь с 52 ковшами позволяла выкопать более 1000 тонн материала менее чем за 40 минут.

10 октября 1913 года президент США Уилсон по телеграфу скомандовал о взорвать оставшуюся небольшую часть суши, которая разъединяла Атлантический и Тихий океаны. Первым кораблем, прошедшим канал еще на стадии работы, был плавучий кран Александре Ле Валле. Это случилось в январе 1914-го. В августе этого же года его путь повторил грузопассажирский корабль Кристобаль. Официальным же открытием канала считается 15-е августа 1914 года и проход грузового корабля Анкон .

Как посетить Панамский канал.

Немногие знают, что проход кораблей через Панамский канал можно увидеть в нескольких местах: в Колоне (ворота Гатун) и около Панама-Сити (ворота Мирафлорес). Гатун выгодно отличается дешевизной посещения и отсутствием толп туристов. С другой стороны, эти плюсы абсолютно перечеркиваются минусами. Колон – один из самых опасных городов в Панаме. Мы часто скептически относимся к страшилкам из Лоунели Плэнет, где также написано, что в Колон не стоит ехать, так что поначалу планировали его посещение. Однако после разговора с местными мы бросили эту затею. Колон оказался действительно опасным, и нам сказали, что даже на вокзале существует вероятность ограбления. «Как повезет», – резюмировала одна из наших случайных местных попутчиц.
Если у вас куча времени в Панаме, вы можете совершить проход через канал на судне. Есть коммерческие предложения, но можно также наняться волонтером на яхту, ожидающую своей очереди. Существуют специальные сайты, где владельцы яхт ищут себе команду. По Панамским законам на любом судне должно быть четыре матроса швартовой группы, а их услуги стоят недешево – от 50 долларов, поэтому капитаны и владельцы ищут искателей приключений. Можете загуглить Panama canal transit line handlers или посмотреть на сайте http://www.panlinehandler.com/ . У нас даже возникал вариант с каучсерфингом на такой яхте, но, к сожалению, совсем не подходил по датам.

Есть еще возможность прокатится на специальном поезде вдоль канала. Нам тяжело сказать, что там можно с него такого увидеть, чтобы платить довольно приличные деньги.

В итоге, мы поехали, как и большинство, на Мирафлорес. Добраться туда можно со станции Альбрук, которая наверняка знакома самостоятельно прибывающим в Панама-сити туристам. Автобус на Мирафлорес отправляется каждый час в.00 (выход F), и, о чудо, на табло написано Мирафлорес (обычно логистика в Панаме не так уж проста). Автобус довозит вас до самого комплекса Мирафлорес, стоимость билетов на вход для нерезидентов составляет 15 долларов, детский – 10.

Несмотря на техническую возможность одновременного обслуживания кораблей в двух направлениях, с утра корабли идут в сторону Карибского моря (Атлантики), а после обеда обратно, в сторону Тихого океана. Канал рекомендован к посещению с 9.00 до 11.00 и затем после 13.00. Мы опоздали на первый промежуток из-за затыков с завтраком в гостинице. Немного скоротать время удалось посещением музея и просмотром коротенького фильма о строительстве Панамского канала. Сеанс на английском начинается каждый час в.50, на испанском – в.20 минут.
Музейный комплекс включает в себя магазин сувениров, а также музей с экспозицией, где самым интересным показалось видео прохождения канала с рубки капитана.

Несмотря на все эти развлечения, нам пришлось ждать прохода кораблей еще около трех часов. Между тем, местный персонал с помощью репродукторов рассказывал некоторые факты про канал, а также информировал о вероятном времени прибытия корабля. Вообще поначалу было интересно слушать, также люди с рупором говорили, что сейчас не сезон, но потом эта пластинка стала реально утомлять и раздражать. В нашем случае движение предполагалась с двух часов, по факту случилось и того позже – в три.

Существует несколько возможностей понаблюдать за кораблями. Во-первых, это большая дека на 4-ом этаже. С нее мы наблюдали, как прогулочные кораблики с туристами, заплатившими по 150 долларов за билет, проходят канал с середины.

На втором этаже есть маленький амфитеатр с креслами, как на стадионе. Нам предстояло ждать еще часа три, поэтому мы туда и приземлились. Правда нас терзали сомнения, будут ли так все чинно восседать во время прохода кораблей. Работники центра заверили, что так и будет. Наивные… Ближе к трем народ все прибывал и прибывал, и просто становился возле ограды.

Перед самым прибытием работники с рупором попытались вразумить людей, но после безуспешных попыток быстро ретировались. Мы специально заняли места с краю, чтобы иметь в случае чего обзор в сторону захода кораблей. Но самые умные зрители становились на ступеньки, и их было не сдвинуть. Так что то и дело пришлось привставать, чтобы сделать фото или вообще спускаться вниз и протискиваться внаглую.

Наверное, оптимальным вариантом для наблюдений стоит признать кафе на третьем этаже. Но как забронировать столик и ждать, и какая там вообще политика в этом плане, мы не знаем.
И вот все оживились. В колонках, мы услышали о приближении корабля. Все стали щелкать камерами несмотря на то, что судну было еще плыть и плыть.

Проход корабля конечно интересен и завораживает. Судно заходит в шлюзовую камеру и останавливается, после чего за ним закрываются первые ворота.

Затем из камеры откачивается вода, и судно незаметно опускается вместе с ней. По фотографиям вы можете сами видеть начальный и конечный результат. Как мы уже писали, на этих воротах суммарный перепад составляет 16.5 метров.

Когда уровень воды в двух камерах становится одинаковым, ворота перед кораблем открываются, и он продвигается в следующую камеру. Двигаться судну внутри канала помогают локомотивы или «мулы», как их тут называют.

Последние ворота корабль проходит достаточно далеко от обзорной площадки, по тому же сценарию, что и предыдущие ворота, поэтому на это уже почти никто не обращал внимание.

Таким образом, нам удалось посмотреть, как шли три корабля. Это было впечатляюще. Мы провели здесь почти день и немного утомились от жары, ожидания, людей, которые не могли сидеть спокойно, но все равно оно того стоило. Мы отправились на Панама Бэй, чтобы поужинать у океана, и по пути даже умудрились обогнать уже знакомый нам корабль.

И контейнеровозов . Максимальный размер судна, которое может пройти по Панамскому каналу, стал фактически стандартом в судостроении, получив название Панамакс .

Проводка судов через Панамский канал осуществляется лоцманской службой Панамского канала. Среднее время прохода судна по каналу - 9 часов, минимальное - 4 часа 10 минут. Максимальная пропускная способность - 48 судов в сутки. Ежегодно через сооружения канала проходят около 14 тыс. судов, несущих около 280 млн т груза. (5 % мировых океанских грузоперевозок). Канал перегружен, поэтому очередь прохода по нему продаётся на аукционах. Суммарная плата за проход судна по каналу может достигать 400 000 долларов . К 2002 году услугами канала воспользовалось уже более 800 тыс. судов.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Первоначальный замысел строительства канала, соединяющего два океана, относится к XVI веку , но король Испании Филипп II наложил запрет на рассмотрение подобных проектов, поскольку «что Бог соединил, человек разъединить не может». В 1790-е гг. проект канала был разработан Алессандро Маласпиной , его команда даже обследовала трассу строительства канала.

    В связи с ростом международной торговли интерес к каналу ожил к началу XIX века; в 1814 году Испания приняла закон об устройстве междуокеанского канала; в 1825 году аналогичное решение принимает конгресс центрально-американских государств. Открытие месторождений золота в Калифорнии вызвало в США повышенный интерес к проблеме канала, и в 1848 году США по договору Хейса получили в Никарагуа монопольное право на постройку всех видов междуокеанских путей сообщения. Великобритания , чьи владения соприкасались с Никарагуа, поспешила обуздать экспансию США, заключив с ними 18 апреля 1850 году Договор Клейтона - Булвера о совместной гарантии нейтралитета и безопасности будущего междуокеанского канала. В течение всего XIX века рассматривались два основных варианта направления канала: через Никарагуа (см. Никарагуанский канал) и через Панаму .

    Тем не менее, первая попытка строительства судоходного пути на Панамском перешейке датируется лишь 1879 годом . Инициатива в разработке Панамского варианта была перехвачена французами. В то время внимание США привлекал, главным образом, никарагуанский вариант. В 1879 году в Париже под председательством руководителя постройки Суэцкого канала Фердинанда Лессепса была создана «Всеобщая компания межокеанского канала », акции которой приобрело более 800 тысяч человек, компания выкупила у инженера Уайза за 10 млн франков концессию на постройку Панамского канала, полученную им у правительства Колумбии в 1878 году. Международный конгресс, созванный перед сформированием компании Панамского канала, высказался за канал на уровне моря; стоимость работ намечалась в 658 млн франков и объём земляных работ предусматривался в 157 млн куб. ярдов . В 1887 году пришлось отказаться от идеи бесшлюзового канала, чтобы сократить объём работ, так как средства компании (1,5 млрд франков) были растрачены, главным образом, на подкуп газет и членов парламента; лишь треть была израсходована на производство работ. В результате 14 декабря 1888 года компания прекратила платежи, и вскоре работы были остановлены.

    Панамский скандал явился ярким свидетельством разложения политических и бизнес-элит Третьей французской республики и вскрыл масштаб коррупции среди прессы. «Панама» с тех пор стала нарицательным именем крупного мошенничества с подкупом должностных лиц. Компания обанкротилась, это повлекло за собой разорение тысяч мелких владельцев акций. Данная авантюра получила название Панамской, а слово «панама» стало синонимом аферы, мошенничества в грандиозных масштабах. Назначенный от суда ликвидатор компании Панамского канала создал в 1894 году новую компанию Панамского канала, с самого начала, из-за финансовых затруднений и дурной репутации проекта, обречённую на прозябание .

    По Договору 1903 года Соединенные Штаты получали в вечное владение «зону земли и земли под водой для сооружения, поддержания, эксплуатации, установления санитарного порядка и защиты упомянутого канала», что предусматривалось статьей 2 Договора. Статья 3 давала США все права, как если бы они были сувереном территории. Кроме того США становились гарантом независимости Республики Панама и получали права поддерживать порядок в городах Панама и Колон в случае, если Республика Панама, по мнению США, оказалась бы неспособной самостоятельно поддерживать порядок. Экономическая сторона Договора повторяла Договор Хэя-Эррана, не ратифицированный Колумбией. От имени Панамы договор подписал французский гражданин Филипп Бюно-Варийя за 2 часа до прибытия в Вашингтон официальной делегации Панамы.

    Строительство началось под эгидой Министерства обороны США, а Панама фактически стала протекторатом США .

    В 1900 году в Гаване Уолтером Ридом и Джеймсом Керролом было установлено, что жёлтая лихорадка передается комарами , и был успешно применен метод снижения опасности жёлтой лихорадки путём уничтожения комариных личинок в местах их обитания. Помня о неудаче первой попытки прорыть канал, американцы направили в поход на комаров Aedes aegypti и малярийных комаров - переносчиков жёлтой лихорадки и малярии , соответственно, - большую экспедицию, возглавляемую Уильямом Кроуфордом Горгасом - 1500 человек. О масштабах их деятельности красноречиво говорят опубликованные данные: требовалось вырубить и сжечь 30 квадратных километров кустарников и мелких деревьев, выкосить и сжечь траву на такой же площади, осушить миллион квадратных ярдов (80 га) болот, вырыть 250 тысяч футов (76 км) водоотводных канав и восстановить 2 миллиона футов (600 км) старых рвов, разбрызгать 150 тысяч галлонов (570 тыс. литров) масел, уничтожающих комариные личинки в очагах размножения . Как и незадолго до этого в Гаване , это принесло свои плоды: распространенность жёлтой лихорадки и малярии сократилась настолько, что болезни перестали быть препятствующим фактором.

    К сооружению канала военное министерство США приступило в 1904 году . Главным инженером канала стал Джон Фрэнк Стивенс . На этот раз был выбран правильный проект: шлюзы и озера. На строительство потребовалось 10 лет, $400 млн и 70 тысяч рабочих, из которых, по американским данным, около 5600 человек погибло. Утром 13 октября 1913 года президент США Томас Вудро Вильсон в присутствии многочисленных высокопоставленных гостей, собравшихся в Белом доме , направился к специальному столику и величественным жестом нажал на золочёную кнопку. И в то же мгновение мощный взрыв сотряс влажный тропический воздух в четырёх тысячах километрах от Вашингтона , на Панамском перешейке . Двадцать тысяч килограммов динамита разрушили у города Гамбоа последнюю преграду, разделявшую воды Атлантического и Тихого океанов. Кабель длиной в четыре тысячи километров, соединявший динамит в глубине перемычки у Гамбоа с Белым домом , послушно выполнил волю президента .

    В августе 1945 года Япония планировала осуществить бомбардировку канала .

    Конфигурация канала

    Благодаря S-образной форме Панамского перешейка, Панамский канал направлен с юго-востока (сторона Тихого океана) на северо-запад (Атлантический океан). Канал состоит из двух искусственных озёр, соединённых каналами и углубленными руслами рек, а также из двух групп шлюзов . Со стороны Атлантического океана трёхкамерный шлюз «Gatun» соединяет Лимонскую бухту с озером Гатун . Со стороны Тихого океана двухкамерный шлюз «Miraflores» и однокамерный шлюз «Pedro Miguel» соединяют Панамскую бухту с руслом канала. Разница между уровнем Мирового Океана и уровнем Панамского канала составляет 25,9 метра. Дополнительное водоснабжение обеспечивается ещё одним водохранилищем - озером Алахуэла.

    Все шлюзы канала - двухниточные, что обеспечивает возможность одновременного встречного движения судов по каналу. На практике, тем не менее, обычно обе нитки шлюзов работают на пропуск судов в одном направлении. Размеры шлюзовых камер: ширина 33,53 м, длина 304,8 м, минимальная глубина 12,55 м. Каждая камера вмещает 101 тыс. м³ воды. Проводка крупных судов через шлюзы обеспечивается специальными небольшими железнодорожными локомотивами на электрической тяге, называемыми мулами (в честь мулов , ранее служивших основной тягловой силой для перемещения барок по рекам).

    Администрацией канала установлены следующие проходные размеры для судов: длина - 294,1 м (965 футов), ширина - 32,3 м (106 футов), осадка - 12 м (39,5 футов) в пресной тропической воде, высота - 57,91 м (190 футов), размер от ватерлинии до самой высокой точки судна . В исключительных случаях судам может быть предоставлено разрешение для прохождения при высоте 62,5 м (205 футов), при условии, что проход будет осуществлен при низкой воде.

    На своём протяжении канал пересекается двумя мостами. Вдоль трассы канала между городами Панама и Колон проложена автомобильная дорога и железная дорога.

    Платежи за проход по каналу

    Сборы за проход по каналу официально взимаются Администрацией Панамского канала - государственным учреждением Панамы. Ставки сбора установлены в зависимости от типа судна.

    Сумма сбора с контейнеровозов рассчитывается в зависимости от их вместимости, выраженной в TEU (объём стандартного 20-футового контейнера). С 1 мая 2006 года ставка составляет $49 за один TEU.

    Сумма платежа с прочих судов определяется в зависимости от их водоизмещения . На 2006 год ставка сбора составляла $2,96 за одну тонну до 10 тыс. тонн, $2,90 за каждую из последующих 10 тыс. тонн и $2,85 за каждую последующую тонну.

    Сумма сбора с малых судов рассчитывается исходя из их длины:

    Будущее канала

    23 октября 2006 года в Панаме были подведены итоги референдума о расширении Панамского канала, которое поддержали 79 % населения. Принятию этого плана способствовали китайские бизнес-структуры, управляющие каналом. По плану, к 2016 году канал должен был быть модернизирован и сможет пропускать нефтяные танкеры водоизмещением более 130 тыс. тонн, что существенно сократит время доставки венесуэльской нефти в Китай . Как раз к этому времени Венесуэла обещала увеличить поставки нефти в Китай до 1 млн

    95 лет назад (1914 г.) был открыт Панамский канал.

    К 1882 г. фактически была сделана подготовительная работа по постройке канала открытого нешлюзованного типа. Но компания Лессепса разорилась и в 1889 г. было назначено конкурсное управление.

    В 1894 г. образовалась новая французская компания по постройке Панамского канала, начавшая работать над устройством шлюзованного канала, а в 1904 г. предприятие было продано правительству США за 40 млн. долларов. В 1903 г. Республика Панама стала независимой от Колумбии и в 1904 г. США договорились с правительством Панамы о вечной аренде зоны канала, составляющей полосу в 16 км шириной, за сумму в 10 млн. долларов и ежегодную плату в 250 тысяч долларов.

    Эта сумма впоследствии несколько раз увеличивалась, достигнув 110 млн долларов в 1998 г .

    Строительство Панамского канала продолжалось 11 лет. Стоимость его сооружения составила 220 млн долларов. При строительстве канала применялись уникальные для того времени технические решения. Канал был построен в виде шестиступенчатого шлюзового перехода через гористый Панамский перешеек и шел в направлении с северо-запада на юго-восток от атлантического порта Кристобаль и г. Колон к порту Бальбоаи г. Панама на Тихоокеанском побережье.

    Высота шлюзового подъема - 26 метров, длина канала - 80 км, в том числе искусственного русла вместе со шлюзами - 42 км. Длина шлюзовых камер - 305 метров, ширина - 33,5 метра, что позволяет пропуск каналом примерно 85 % находящихся сейчас в эксплуатации судов мирового торгового флота (до 290 метров длиной, до 32,5 м шириной и осадкой до 12 метров).

    Первое судно прошло через Панамский канал 15 августа 1914 г. , но официальное открытие состоялось лишь 12 июня 1920 г. , после чего канал фактически вступил в строй.

    Панамский канал избавил суда от необходимости следовать по Магелланову проливу или вокруг мыса Горн и изменил направления ряда важнейших морских путей. Наибольшее значение он имеет для связей между восточным и западным побережьями США и Канады, расстояние между которыми сократилось в 2,5-3 раза, между восточными побережьями США и Дальним Востоком, а также между странами Латинской Америки.

    В 20-е гг. ХХ в. панамское правительство поставило вопрос о переходе канала под юрисдикцию Панамы. Однако взаимоприемлемое соглашение было достигнуто только в 1977 г. 7 сентября 1977 г. президент США Джимми Картер и президент Панамы Омар Торрихос подписали договоры "О Панамском канале" и "О постоянном нейтралитете Панамского канала и его управлении". Согласно договору, предусматривалось, что контроль над каналом, включающий вопросы управления им, охраны и обороны, будет передаваться Панаме постепенно и полностью перейдет к ней до 31 декабря 1999 г. - дня окончания действия договора.

    23 октября 1977 г. договоры были одобрены на национальном плебисците в Панаме, после чего ратифицированы панамской стороной. При ратификации договора о нейтралитете Панамского канала (16 марта 1978 г.) и договора о канале (19 апреля 1978 г.) были внесены оговорки, резервирующие за США право военного вмешательства в целях "поддержания канала открытым для судоходства".

    В зоне Панамского канала находилось 14 американских военных баз. Крупнейшие из них ‑ базы стратегической авиации Альбрук-Филд и Рио-Ато, военно-морские базы в Бальбоа, Колоне и Коко-Соло. В Форт-Гулике действовало военное училище по подготовке групп специального назначения для латиноамериканских стран.

    Процесс передачи канала от США Панаме продолжался почти 20 лет начиная с 1980 г.
    В январе 1998 г. состоялась передача под юрисдикцию Панамы территории, известной как "Керри-Хейтс", где располагался штаб Южного командования США.

    1 ноября 1999 г. прошла церемония передачи в полное распоряжение панамского правительства территорий последних военных баз США зоне канала Ховард и Кобе. 14 декабря 1999 г. состоялась официальная церемония передачи канала под юрисдикцию Панамы, но реальный суверенитет над каналом Панама обрела только 31 декабря 1999 г.

    С момента открытия Панамского канала в 1914 г. по 2007 г. включительно через него прошло более 922 тысч судов. В среднем ежегодно через канал проходят более 14 тысяч судов (38 в день). Их грузооборот измеряется в специальных единицах - "тоннах Панамского канала" (PCUMS ). 1 PCUMS = 1 тысяч кубических футов (28,3 кубометров). Средний грузооборот составляет 203 млн PCUMS .

    Основные перевозимые грузы - зерно, железо и сталь, уголь, нефтепродукты, удобрения, автомобили.

    Главные страны-пользователи - США, Китай, Япония, Чили, Южная Корея, Перу, Канада, Эквадор, Колумбия, Мексика.

    Через канал проходит 4% мировых торговых грузоперевозок и 16% торговых грузоперевозок США. 68% судов следуют через канал в порты США или из них.

    Канал управляется государственным агентством Панамы Autoridad del Canal de Panama (ACP ).

    По данным администрации канала, доходы от эксплуатации Панамского канала в 2008 финансовом году составили более 2 млрд долларов, по сравнению с 2007 годом прибыль увеличилась на 17%.

    Тарифы за проход по Панамскому каналу сравнительно невысоки: 2,57 доллара за тонну-нетто для груженого судна и 0,86 доллара - для порожнего.

    Средняя стоимость прохода одного судна - 54 тысяч долларов.

    Сейчас Панамский канал способен пропускать корабли водоизмещением не более 65 тысяч тонн и осадкой не более 12 метров. Это делает невозможным его использование нефтяными супертанкерами (их водоизмещение достигает 650 тысяч тонн, осадка - 26 метров), а также авианосцами ВМФ США класса Nimitz .

    В 2007 г. Панамское правительство объявило тендер на модернизацию канала.

    Его выиграл консорциум фирм, который возглавляет испанская строительная компания Sacyr Vallehermoso . В консорциум также входят итальянская фирма Impregilo , бельгийская Juan de Nul и панамская Constructora Urbana .

    Работы по модернизации Панамского канала должнызавершиться в 2014 г. - к 100-летней годовщине его открытия.

    Проект стоимостью 3,118 млрд долларов предусматривает углубление дна и сооружение третьего каскада более широких шлюзов.

    Ожидается, что в результате модернизации канала его максимальная пропускная способность возрастет до 18,8 тысяч судов в год, грузооборот - до 600 млн PCUMS .Бюджет Панамы к 2015 г. будет ежегодно получать 1,5 млрд долларов доходов от канала, а к 2025 г. доходы возрастут до 4,3 млрд долларов.