Страна:

Франция

Научная сфера: Известен как:
Систематик живой природы

Страница на Викивидах

Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк (фр. Jean-Baptiste Pierre Antoine de Monet Lamarck ; 1 августа - 18 декабря ) - французский учёный-естествоиспытатель .

Неоценённая современниками, полвека спустя его теория стала предметом горячих дискуссий, которые не прекратились и в наше время.

Важным трудом Ламарка стала книга «Философия зоологии » (фр. Philosophie zoologique ), опубликованная в 1809 году .

Биография

Таланта и старания молодому учёному было не занимать, и в 1778 году он выпустил трёхтомный труд «Французская флора » (фр. «Flore française» ). В третьем её издании Ламарк начал вводить двураздельную, или аналитическую, систему классификации растений. Система эта есть ключ, или определитель, принцип которого - сопоставлять между собой характерные сходные черты и соединять ряд противоположных признаков, приводя таким путём к названию растений. Эти дихотомические ключи, весьма употребляемые и в наше время, оказали важные услуги, потому что приохотили многих к занятию ботаникой.

Книга принесла ему известность, он вошёл в число крупнейших французских ботаников.

Пять лет спустя Ламарка избрали членом Парижской академии наук .

Ламарк во время Французской революции

Нелегко было почти пятидесятилетнему человеку менять специальность, но упорство учёного помогло преодолеть все трудности. Ламарк стал таким же знатоком в области зоологии, каким был в области ботаники.

Ламарк увлечённо взялся за изучение беспозвоночных животных (именно он в 1796 году предложил назвать их «беспозвоночными»). С по 1822 год выходил в свет капитальный семитомный труд Ламарка «Естественная история беспозвоночных». В нём он описал все известные в то время роды и виды беспозвоночных. Линней разделил их только на два класса (червей и насекомых), Ламарк же выделил среди них 10 классов. Современные учёные, заметим, выделяют среди беспозвоночных более 30 типов.

Ламарк ввёл в обращение и ещё один термин , ставший общепринятым - «биология » (в 1802 году) . Он сделал это одновременно с немецким учёным Г. Р. Тревиранусом и независимо от него .

Но самым важным трудом Ламарка стала книга «Философия зоологии», вышедшая в 1809 году . В ней он изложил свою теорию эволюции живого мира.

Ламаркисты (ученики Ламарка) создали целую научную школу, дополняя дарвиновскую идею отбора и «выживания наиболее приспособленного» более благородным, с человеческой точки зрения, «стремлением к прогрессу » в живой природе .

Ламарк ответил на вопрос, каким образом внешняя среда делает живое приспособленным к себе, так:

Обстоятельства влияют на форму и организацию животных… Если это выражение будет понято дословно, меня, без сомнения, упрекнут в ошибке, ибо, каковы бы ни были обстоятельства, они сами по себе не производят никаких изменений в форме и организации животных. Но значительное изменение обстоятельств приводит к существенным изменениям в потребностях, а изменение этих последних по необходимости влекут за собой изменения в действиях. И вот, если новые потребности становятся постоянными или весьма длительными, животные приобретают привычки, которые оказываются столь же длительными, как и обусловившие их потребности …

Если обстоятельства приводят к тому, что состояние индивидуумов становится для них обычным и постоянным, то внутренняя организация таких индивидуумов, в конце концов, изменяется. Потомство, получающееся при скрещивании таких индивидуумов, сохраняет приобретённые изменения и, в результате образуется порода, сильно отличающаяся от той, индивидуумы которой все время находились в условиях, благоприятных для их развития .

Ж.-Б. Ламарк

В качестве примера действия обстоятельств через привычку Ламарк приводил жирафа :

Известно, что это самое высокое из млекопитающих животных обитает во внутренних областях Африки и водится в местах, где почва почти всегда сухая и лишена растительности. Это заставляет жирафа объедать листву деревьев и делать постоянные усилия, чтобы дотянуться до неё. Вследствие этой привычки, существующей с давних пор у всех особей данной породы, передние ноги жирафа стали длиннее задних, а его шея настолько удлинилась, что это животное, даже не приподнимаясь на задних ногах, подняв только голову, достигает шести метров в высоту .

Ж.-Б. Ламарк

Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк

Некоторые труды Ж. Б. Ламарка

Год Название Комментарий
1776 Мемуар об основных явлениях в атмосфере В 1776 году труд представлен во Французскую академию наук. Сведений о печати нет
1776 Исследования о причинах главнейших физических явлений Издана в 1794 году
1778 Флора Франции
1801 Система беспозвоночных животных
1802 Гидрогеология
Начиная с 1803 Естественная история растений Включает 15 томов. Первые два тома, посвящённые истории и принципам ботаники принадлежат Ж. Б. Ламарку
1809 Философия зоологии . В 2-х томах
1815-1822 Естественная история беспозвоночных. В 7-ми томах
1820 Анализ сознательной деятельности человека

Последние годы жизни

Скончался Ламарк в бедности и неизвестности, дожив до 85 лет, 18 декабря 1829 года . До последнего его часа с ним оставалась его дочь Корнелия, которая писала под диктовку ослепшего отца.

Примечания

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 1 августа
  • Родившиеся в 1744 году
  • Умершие 18 декабря
  • Умершие в 1829 году
  • Умершие в Париже
  • Авторы ботанических таксонов
  • Авторы зоологических таксонов
  • Биологи Франции
  • Эволюционисты
  • Члены Французской академии наук
  • Ботаники по алфавиту
  • Ботаники Франции
  • Естествоиспытатели Франции

Wikimedia Foundation . 2010 .

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Верди Джузеппе

ВЕРДИ (Verdi) Джузеппе (полн. Джузеппе Фортунато Франческо) (10 октября 1813, Ле Ронколе, близ Буссето, Пармское герцогство - 27 января 1901, Милан), итальянский композитор. Мастер оперного жанра, создавший высокие образцы психологической музыкальной драмы. Оперы: «Риголетто» (1851), «Трубадур», «Травиата» (обе 1853), «Бал-маскарад» (1859), «Сила судьбы» (для Петербургского театра, 1861), «Дон Карлос» (1867), «Аида» (1870), «Отелло» (1886), «Фальстаф» (1892); Реквием (1874).

Детство
Верди родился в глухой итальянской деревушке Ле Ронколе на севере Ломбардии в крестьянской семье. Необычайная музыкальная одаренность и страстное желание заниматься музыкой проявились очень рано. До 10 лет он учился в родной деревне, затем в городке Буссето. Знакомство с купцом и любителем музыки Барецци помогло получению городской стипендии для продолжения музыкального образования в Милане.

Потрясение тридцатых годов
Однако Верди не был принят в консерваторию. Он занимался музыкой частным образом у педагога Лавинья, благодаря которому бесплатно посещал спектакли «Ла Скала». В 1836 он женился на горячо любимой Маргерите Барецци, дочери своего покровителя, от брака с которой у него родились дочь и сын. Счастливый случай помог получить заказ на оперу «Лорд Гамильтон, или Рочестер», которая с успехом была поставлена в 1838 в «Ла Скала» под названием «Оберто, граф Бонифачо». В том же году были изданы 3 вокальных сочинения Верди. Но первые творческие успехи совпали с рядом трагических событий в личной жизни: менее чем за два года (1838-1840) умирают его дочь, сын и жена. Верди остается один, а сочиненная в это время по заказу комическая опера «Король на час, или Мнимый Станислав» терпит провал. Потрясенный трагедией, Верди записывает: «я... принял решение никогда больше не сочинять».

Выход из кризиса. Первый триумф
Из тяжелого душевного кризиса Верди вывела работа над оперой «Навуходоносор» (итальянское название «Набукко»).

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Опера, поставленная в 1842 году, имела громадный успех, чему способствовали и великолепные исполнители (одну из главных ролей пела Джузеппина Стреппони, ставшая впоследствии женой Верди). Успех окрылил композитора; каждый год приносил новые сочинения. В 1840-е годы им было создано 13 опер, среди которых «Эрнани», «Макбет», «Луиза Миллер» (по драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь») и др. И если опера «Набукко» сделала Верди популярным в Италии, то уже «Эрнани» принесла ему европейскую известность. Многие из написанных тогда сочинений и в наши дни ставятся на оперных сценах мира.
Произведения 1840-х годов принадлежат историко-героическому жанру. Их отличают впечатляющие массовые сцены, героические хоры, пронизанные мужественными маршевыми ритмами. В характеристиках персонажей преобладает выражение не столько темперамента, сколько эмоций. Верди здесь творчески развивает достижения своих предшественников Россини, Беллини, Доницетти. Но в отдельных сочинениях («Макбет», «Луиза Миллер») вызревают черты собственного, неповторимого стиля композитора - выдающегося реформатора оперы.
В 1847 Верди совершает первое заграничное путешествие. В Париже он сближается с Дж. Стреппони. Ее идея жить в загородной местности, занимаясь творчеством на лоне природы, привела по возвращении в Италию к покупке участка земли и созданию имения Сант-Агата.

«Тризвездие». «Дон Карлос»
В 1851 появляется «Риголетто» (по драме В. Гюго «Король забавляется»), а в 1853 «Трубадур» и «Травиата» (по пьесе А. Дюма «Дама с камелиями»), которые составили знаменитое «тризвездие» композитора. В этих сочинениях Верди отходит от героических тем и образов, его героями становятся простые люди: шут, цыганка, женщина полусвета. Он стремится не только показать чувства, но и выявить характеры персонажей. Мелодический язык отмечен органичными связями с итальянской народной песней.
В операх 1850-60-х гг. Верди обращается к историко-героическому жанру. В этот период были созданы оперы «Сицилийская вечерня» (поставлена в Париже в 1854), «Симон Бокканегра» (1875), «Бал-маскарад» (1859), «Сила судьбы», которая была написана по заказу Мариинского театра; в связи с ее постановкой Верди дважды посетил Россию в 1861 и 1862. По заказу Парижской оперы был написан «Дон Карлос» (1867).

Новый взлет
В 1868 египетское правительство обратилось к композитору с предложением написать оперу к открытию нового театра в Каире. Верди отказался. Переговоры продолжались два года, и лишь сценарий ученого-египтолога Мариетт-бея, основанный на старинной египетской легенде, изменил решение композитора. Опера «Аида» стала одним из его совершеннейших новаторских созданий. Она отмечена блеском драматического мастерства, мелодическим богатством, мастерским владением оркестром.
Смерть писателя и патриота Италии Алессандро Мандзони вызвала создание «Реквиема» - великолепного творения шестидесятилетнего маэстро (1873-1874).
В течение восьми лет (1879-1887) композитор работал над оперой «Отелло». Премьера, состоявшаяся в феврале 1887, вылилась в национальное торжество. В год своего восьмидесятилетия Верди создает еще одно блестящее творение - «Фальстаф» (1893, по пьесе В. Шекспира «Виндзорские проказницы»), в котором он на основе принципов музыкальной драмы осуществил реформу итальянской комической оперы. «Фальстаф» отличает новизна драматургии, построенной на развернутых сценах, мелодическая изобретательность, смелые и утонченные гармонии.
В последние годы жизни Верди написал произведения для хора и оркестра, которые в 1897 году объединил в цикл «Четыре духовные пьесы». В январе 1901 года его разбил паралич и через неделю, 27 января, он скончался. Основу творческого наследия Верди составили 26 опер, многие из которых вошли в мировую музыкальную сокровищницу. Им были также написаны два хора, струнный квартет, произведения церковной и камерно-вокальной музыки. С 1961 в Буссето проводится конкурс вокалистов «Вердиевские голоса».

Сочинения Джузеппе Верди по жанрам с указанием названия, года создания, жанра/исполнительского состава, с комментариями.

Оперы

  1. «Оберто, граф Бонифачо» («Oberto, conte di san Bonifacio»), либретто А. Пьяцца и Т. Солера. Первая постановка 17 ноября 1839 г. в Милане, в театре La Scala.
  2. «Король на час» («Un giorno di regno») или «Мнимый Станислав» («Il finto Stanislao»), либретто Ф. Романи. Первая постановка 5 сентября 1840 г. в Милане, в театре La Scala.
  3. «Набукко» («Nabucco») или «Навуходоносор», либретто Т. Солера. Первая постановка 9 марта 1842, г. в Милане, в театре La Scala.
  4. «Ломбардцы в первом крестовом походе» («I Lombardi alla prima crociata»), либретто Т. Солера. Первая постановка 11 февраля 1843г. в Милане, в театре La Scala. Позднее опера переработана для Парижа под названием «Иерусалим» («Ierusalem»). Ко второй редакции написана балетная музыка. Первая постановка 26 ноября 1847 г. в Париже, в театре Grand Op?ra.
  5. «Эрнани» («Ernani»), либретто Ф. М. Пиаве. Первая постановка 9 марта 1844г. в Венеции, в театре La Fenice.
  6. «Двое Фоскари» («I due Foscari»), либретто Ф. М. Пиаве. Первая постановка 3 ноября 1844 г. в Риме, в театре Argentina.
  7. «Джованна д’Арко» («Giovanna d’Arco»), либретто Т. Солера. Первая постановка 15 февраля 1845 г. в Милане, в театре La Scala.
  8. «Альзира» («Alzira»), либретто С. Каммарано. Первая постановка 12 августа 1845 г. в Неаполе, в театре San Carlo.
  9. «Аттила» («Attila»), либретто Т. Солера и Ф. М. Пиаве. Первая постановка 17 марта 1846 г. в Венеции, в театре La Fenice.
  10. «Макбет» («Macbeth»), либретто Ф. М. Пиаве и А. Маффеи. Первая постановка 14 марта 1847 г. в Флоренции, в театре La Pergola. Позднее опера переработана для Парижа. Ко второй редакции написана балетная музыка. Первая постановка в Париже 21 апреля 1865 г. в Theatre Lyrique.
  11. «Разбойники» («I Masnadieri»), либретто А. Маффеи. Первая постановка 22 июля 1847 г. в Лондоне, в Королевском театре.
  12. «Корсар» («Il Corsaro»), либретто Ф. М. Пиаве. Первая постановка 25 октября 1848 г. в Триесте.
  13. «Битва при Леньяно» («La Battaglia di Legnano»), либретто С. Каммарано. Первая постановка 27 января 1849 г. в Риме, в театре Argentina. Позднее, в 1861 г., опера шла с переработанным либретто под названием «Осада Гарлема» («Assiedo di Harlem»).
  14. «Луиза Миллер» («Luisa Miller»), либретто С. Каммарано. Первая постановка 8 декабря 1849 г. в Неаполе, в театре San Carlo.
  15. «Стиффелио» («Stiffelio»), либретто Ф. М. Пиаве. Первая постановка 16 ноября 1850 г. в Триесте. Позднее опера переработана под названием «Арольдо» («Aroldo»). Первая постановка 16 августа 1857 г. в Римини.
  16. «Риголетто» («Rigoletto»), либретто Ф. М. Пиаве. Первая постановка 11 марта 1851 г. в Венеции, в театре La Fenice.
  17. «Трубадур» («Il Trovatore»), либретто С. Каммарано и Л. Бардаре. Первая постановка 19 января 1853 г. в Риме, в театре Apollo. Для постановки оперы в Париже написана балетная музыка и переработан финал.
  18. «Травиата» («La Traviata»), либретто Ф. М. Пиаве. Первая постановка 6 марта 1853 г. в Венеции, в театре La Fenice.
  19. «Сицилийская вечерня» («I vespri siciliani»), («Les v?pres siciliennes»), либретто Э. Скриба и Ш. Дюверье. Первая постановка 13 июня 1855 г. в Париже, в театре Grand Op?ra.
  20. «Симон Бокканегра» («Simon Boccanegra»), либретто Ф. М. Пиаве. Первая постановка 12 марта 1857 г. в Венеции, в театре La Fenice. Позднее опера переработана (либретто А. Бойто). Первая постановка 24 марта 1881 г. в Милане, в театре La Scala.
  21. «Бал-маскарад» («Un ballo in maschera»), либретто А.Сомма. Первая постановка 17 февраля 1859 г. в Риме, в театре Apollo.
  22. «Сила судьбы» («La Forza del destino»), либретто Ф. М. Пиаве. Первая постановка 10 ноября 1862 г. в Петербурге, в Мариинском театре. Опера позднее переработана. Первая постановка в Милане 20 февраля 1869 г., в театре La Scala.
  23. «Дон Карлос» («Don Carlo»), либретто Ж.Мери и К. дю Локля. Первая постановка 11 марта 1867 г. в Париже, в театре Grand Opera. Позднее опера переработана. Первая постановка в Милане 10 января 1881 г. в театре La Scala.
  24. «Аида» («Aida»), либретто А. Гисланцони. Первая постановка 24 декабря 1871 г. в Каире. К опере написана увертюра (неизданная), исполнявшаяся при постановке «Аиды» в Милане (La Scala) 8 февраля 1872 г.
  25. «Отелло» («Otello»), либретто А. Бойто. Первая постановка 5 февраля 1887 г. в Милане, в театре La Scala (для постановки в Париже в 1894 г. написана балетная музыка: «Арабская песня», «Греческая песня», «Гимн Магомету», «Танец воинов»).
  26. «Фальстаф» («Falstaff»), либретто А. Бойто. Первая постановка 9 февраля 1893 г. в Милане, в театре La Scala.

Сочинения для хора

  • «Звучи, труба» («Suona la tromba») на слова гимна Г. Мамели, для мужского хора и оркестра. Соч. 1848 г.
  • «Гимн наций» («Inno delle nazioni»), кантата для высокого голоса, хора и оркестра, на слова А. Бойто. Соч. для Лондонской всемирной выставки. Первое исполнение 24 мая 1862 г.

Церковная музыка

  • «Реквием» («Messa di Requiem»), для четырех солистов, хора и оркестра. Первое исполнение 22 мая 1874 г. в Милане, в церкви San Marco.
  • «Pater Noster» (текст Данте), для пятиголосного хора. Первое исполнение 18 апреля 1880 г. в Милане.
  • «Ave Maria» (текст Данте), для сопрано и струнного оркестра. Первое исполнение 18 апреля 1880 г. в Милане.
  • «Четыре духовные пьесы» («Quattro pezzi sacri»): 1. «Ave Maria», для четырех голосов (соч. ок. 1889); 2. «Stabat Mater», для четырехголосного смешанного хора с оркестром (соч. ок. 1897); 3. «Le laudi alla vergine Maria» (текст из «Рая» Данте), для четырехголосного женского хора без сопровождения (конец 80-х годов); 4. «Те Deum», для двойного четырехголосного хора и оркестра (1895-1897). Первое исполнение 7 апреля 1898 г. в Париже.

Камерная инструментальная музыка

  • Струнный квартет e-moll. Первое исполнение 1 апреля 1873 г. в Неаполе.

Камерная вокальная музыка

  • Шесть романсов для голоса с ф-п. на слова Дж. Витторелли, Т. Бьянки, К. Анджолини и Гете. Соч. в 1838 г.
  • «Изгнанник» («L’Esule»), баллада для баса с ф-п. на слова Т. Солера. Соч. в 1839 г.
  • «Обольщение» («La Seduzione»), баллада для баса с ф-п. на слова Л. Балестра. Соч. в 1839 г.
  • «Ноктюрн» («Notturno»), для сопрано, тенора и баса с сопровождением флейты obligato. Соч. в 1839 г.
  • Альбом - шесть романсов для голоса с ф-п. на слова А. Маффеи, М. Маджони и Ф. Романи. Соч. в 1845 г.
  • «Нищий» («Il Poveretto»), романс для голоса с ф-п. Соч. в 1847 г.
  • «Покинутая» («L’Abbandonata»), для сопрано с ф-п. Соч. в 1849 г.
  • «Цветочек» («Fiorellin»), романс на слова Ф. Пиаве. Соч. в 1850 г.
  • «Молитва поэта» («La preghiera del poeta»), на слова Н. Соле. Соч. в 1858 г.
  • «Сторнель» («Il Stornello»), для голоса с ф-п. Соч. в 1869 г. для альбома в пользу Ф. М. Пиаве.

Юношеские сочинения

  • Несколько оркестровых увертюр, среди них увертюра к «Севильскому цирюльнику» Россини. Марши и танцы для городского оркестра Буссето. Концертные пьесы для фортепиано и для солирующих духовых инструментов. Арии и вокальные ансамбли (дуэты, трио). Мессы, мотеты, laudi и другие церковные сочинения.
  • «Плач Иеремии» (по библии, в переводе на итальянский язык).
  • «Безумие Саула», для голоса с оркестром, на слова В. Альфьери. Соч. до 1832 г.
  • Кантата для голоса соло и оркестра в честь бракосочетания Р. Борромео. Соч. в 1834 г.
  • Хоры к трагедиям А. Мандзоии и «Ода на смерть Наполеона» - «5 мая», слова А. Мандзони, для голоса с оркестром. Соч. в период 1835 - 1838 гг.

Джузеппе Верди, начинавший свой творческий путь как «маэстро итальянской революции», прожил долгую жизнь – и творчество его стало целой эпохой в истории итальянской оперы.

Человек, которому суждено было стать гордостью итальянской оперы, появился на свет в деревне Ронколе, расположенной в провинции Парма (в то время это была территория империи Наполеона). Примечательно, что родился он в 1813 г. – в один год с будущим своим соперником в оперном искусстве . Отцом Джузеппе был трактирщик, матерью – простая пряха, а первым учителем музыки стал церковный органист Пьетро Байстрокки. Несмотря на бедность, родители купили для сына спинет. На талантливого мальчика, в свои одиннадцать лет исполняющего обязанности органиста, обращает внимание Антонио Барецци – богатый любитель музыки. Его поддержка позволила Джузеппе продолжить обучение в городе Бусетто. Директор Филармонического общества Фернандо Провези, ставший его наставником, не только давал уроки композиции, но и познакомил с классической литературой.

В Миланскую консерваторию, носящую ныне его имя, восемнадцатилетнего Джузеппе Верди не приняли из-за дефектов постановки рук, и обучаться ему приходится частным образом. Но не только уроки контрапункта формируют его творческую индивидуальность. По словам самого Верди, он познавал лучшие творения современников не изучая, а слушая их в театре и концертном зале, посещение которых композитор называл своей «долгой и строгой учебой».

Свою первую оперу – «Оберто, граф Бонифаччо» – Верди создавал по заказу Филармонического общества. Не сразу она была поставлена, но когда это всё же произошло через несколько лет после ее создания, опера имела успех, и импресарио театра Ла Скала Бартоломео Мерелли, заказал ему две оперы. Первая из них – «Король на час» – провалилась. Реакция публики была настолько эмоциональной, что артистам даже не удалось доиграть спектакль. Вероятно, причиной тому было душевное состояние, в котором находился композитор во время работы над «Королем на час»: он похоронил двух детей и жену – не лучшие обстоятельства для создания комедии. Верди тяжело переживал неудачу и уверился, что создавать комические оперы он неспособен. Много лет он к этому жанру не обращался.

Несравненно более успешной оказалась следующая опера – « ». Повествование о евреях, томящимся в вавилонском плену, было созвучно тем революционным настроениям, что царили в итальянском обществе. В сочетании с гением Верди такая тема не могла не произвести фурор. Один из хоров оперы слушали стоя, как гимн, и пели на улицах.

На волне успеха Верди получает новые заказы. В Милане поставлены «Ломбардцы в первом крестовом походе», в Венеции – « », в Риме – «Двое Фоскари», в Неаполе – «Альзира». Имя Верди становится известным и за пределами Италии благодаря постановке «Ломбардцев в Париже. Он обращается к творчеству Уильяма Шекспира («Макбет»), Фридриха Шиллера («Жанна д’Арк», «Луиза Миллер»).

Но вот Верди уже тридцать восемь лет – он прославился, стал состоятельным человеком… не пора ли завершить композиторскую деятельность? Тем более, в его личной жизни происходят изменения: годы спустя после смерти горячо любимой жены он встретил женщину, способную зажечь любовь в его сердце. Ею стала Джузеппина Стреппони – звезда оперной сцены, которая вынуждена задуматься о завершении сценической карьеры из-за проблем с голосом. завершил деятельность оперного композитора, когда его супруга-певица завершила деятельность сценическую, и Верди задумывается о том, чтобы поступить так же, хотя Джузеппина не была его официальной женой (в брак они вступают лишь спустя одиннадцать лет совместной жизни). Но именно Джузеппина его отговорила, и не напрасно! Наступает время подлинного творческого расцвета – и он создает шедевры: « », « », « », « », « », « », « », « ». Не всегда композитору сопутствовала удача – « » была освистана на премьере, добиться постановки « » оказалось очень сложно из-за претензий со стороны цензуры, а « », написанная для постановки в Санкт-Петербурге, вызывала весьма резкую реакцию, причиной которой была не столько опера как таковая, сколько затраченные на ее постановку средства (в то время как на постановку опер русских композиторов денег вечно не хватало). Но время все расставило по своим местам: все эти оперы вошли в мировой репертуар, в них блистали и продолжают блистать великие певцы.

И вот – после такого блестящего расцвета – после 1871 года Верди не пишет ни одной оперы. Правда, в 1874 году он создает , похожий скорее на оперные сцены, чем на мессу – но лишь в 1886 году он приступает к сочинению оперы « ». Уже существовала и пользовалась успехом одноименная опера , но композитор не боялся «вступить в борьбу и быть побежденным». В итоге «победил» все-таки Верди: успех этой музыкально-психологической драмы превзошел все ожидания, а ныне она ставится несравненно чаще, чем «Отелло» .

Еще одной победой «великого старца» стало создание оперы « ». В 1893 г. – через много лет после провала «Короля на час» – Верди рискнул вновь обратиться к жанру комической оперы… рискнул – и победил! Жизнерадостная опера была с восторгом принята публикой. « » стал последним произведением композитора – в 1901 году Джузеппе Верди ушел из жизни.

Музыкальные Сезоны

ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ. VIVA, VERDI!

Для кого-то имя значит целый мир, а кого-то, возможно, просто тронула одна из его опер, скажем, «Риголетто» , и поэтому возникло желание узнать чуть-чуть больше о человеке, написавшем эту музыку. Жизнь Верди-не музыканта – вознесена до уровня мифов и легенд. Он стал национальной гордостью, символом единства Италии. А как музыкант и композитор Верди стал непревзойденным героем итальянского оперы.

Детство Джузеппе Верди и первые учителя

Жизнь была насыщена историческими событиями, удивительными людьми, трагедией и невероятным успехом. Все это стало почвой для рождения мифов, которые часто трудно отделить от реальных фактов. Достоверно известна дата рождения великого маэстро. 1813 года у Карло Верди и Луиджи Уттини родился сын, который при рождении получил имя Джузеппе Фортунино Франческо Верди. Семейная чета проживала в Ронколе, провинция Парма, Италия. Джузеппе был четвертым ребенком и родился в неспокойное время, когда Парма содрогалась под натиском армии Наполеона. Из истории известно, что сразу после рождения мальчика, отряды казаков захватили Ронколь. Считается, что мать Верди была вынуждена бежать с новорожденным. Они укрылись в церквушке, а деревня, в которой они жили, была полностью разрушена. Сейчас уже практически невозможно определить, правда это или нет. Вся биография Верди украшена около-трагическими элементами, так что возможно это одно из трагических приукрашений его раннего детства, выпавшего на военное время.

Много лет Верди утверждал, что его родители были безграмотными бедняками. Однако существуют доказательства того, что его отец был землевладельцем и хозяином трактира. Его можно было назвать некультурным, но отнюдь не безграмотным. Мать была пряхой. Еще один факт, который невозможно ни доказать, ни опровергнуть – в течение многих лет в одной из таверн Ронколя висела памятная табличка, гласящая, что именно здесь и родился великий музыкант. По новым сведениям, однако, этот трактир стал домом для родителей Верди, когда Джузеппе было уже 17, и к этому возрасту он уже покинул родительский дом. Среди этих противоречивых сведений относительно самого рождения, места рождения и некоторых фактов его детства, присутствуют такие, которые не подвергаются сомнению – как Верди пришел к музыки. Достоверно известно, что юного приводил в упоение и поэтический восторг церковный орган, а первым учителем стал деревенский органист. Впрочем, мальчик быстро превзошел своего учителя и даже заменял его на церковной службе. Когда мальчику исполнилось семь, заметив интерес сына к музыке, отец купил юному маэстро старый потрепанный спинет, клавишный инструмент, являющийся разновидностью клавесина. Мастер-изготовитель клавесинов по имени Кавалетти отремонтировал инструмент, при это не взяв денег за свою работу. Сделал он это исключительно «чтобы юное дарование могло учиться музыке».

В 1823 году «дарование» Верди привело его в музыкальную школу Фердинандо Провези, которая располагалась недалеко от Буссето. А в 1825 году он уже был помощником дирижера оркестра в Буссето.

«Оставьте мысль о консерватории»

купец Антонио Барецци

Изучив основы композиции и освоив основы дирижерской техники, а также усовершенствовав умение играть на органе, он покинул школу. В это время большую роль в судьбе композитора сыграл купец и председатель местного Филармонического общества Антонио Барецци, в жизни которого музыка занимала большое место. Сам Антонио умел играть на нескольких духовых инструментах. Мечтой Верди было поступить в консерваторию в Милане. Барецци помог ему получить стипендию на учебу в консерватории в размере 600 лир. Кроме этого, Барецци немного пополнил эту сумму из личных средств. К великому сожалению будущего композитора, его не приняли в консерваторию («из-за низкого уровня фортепианной игры»), кроме того, у консерватории были ограничения по возрасту.

Вместо того, чтобы вернуться домой, решил продолжить обучение музыке независимо и в течении трех лет он брал уроки контрапункта у Винчензо Лавиньи, бывшего композитора Ла Скала. И именно в Милане он открыл для себя оперу. Кроме уроков, Лавиньи предоставил Верди возможность посещать музыкальные представления и концерты, а также репетиции. Он с жадностью впитывал каждое представление, на которое только мог попасть. Именно в это время были заложены основы будущего музыкального театра в Италии и за ее пределами.

Однажды на репетицию не пришел ни один из дирижеров театра, тогда к сидящему в зале Верди обратились с просьбой спасти ситуацию: «Быстро направился я к фортепиано и начал репетицию. Очень хорошо помню иронические насмешки, с какими меня встретили… Когда репетиция кончилась, мне со всех сторон делали комплименты… Вследствие этого случая дирижирование гайдновским концертом было доверено мне».

Счастье и трагедия, первый успех и первый провал

Воодушевленный композитор вернулся в Буссето, где получил пост руководителя музыкальной жизни города. Он руководил духовым и симфоническим оркестрами, ездил на концерты с оркестрами и выступал как пианист. Он дает уроки музыки, среди его учеников – дочь его покровителя Барецци, Маргарита. С любви к музыке начались романтические отношения, которые переросли в любовь друг к другу. В мае 1836 состоялась свадьба Джузеппе и Маргариты. Через год у молодой пары рождается сын, а годом позже – дочь. Именно в этот период семейного блаженства, Верди сочиняет огромное количество произведений – марши и танцы, романсы и песни. Но, главное, он начинает работать над своей первой оперой. Существует версия, что первоначально опера получила название «Rochester» , но потом название было заменено на «Oberto» («Оберто» ). Опера была достаточно хорошо принята, чтобы композитор смог получить контракт на еще три оперы. Трагедия ударила по , когда он начал работать над своей второй оперой «Un Giorno de Regno» («Король на час» ). Неожиданно из-за непонятной болезни умер его маленький сын, а следом за ним, так же скоропостижно умерла дочь. А вскоре после трагедии у Маргариты обнаруживают энцефалит, и через несколько месяцев она также скоропостижно скончалась.

По иронии судьбы, «Un Giorno» была задумана как комическая опера, а Верди писал ее после смерти горячо любимых детей и жены. Не удивительно, что опера потерпела сокрушительный провал. Потеряв всю семью за очень короткий период, и добитый окончательно потерпевшей провал оперой, композитор дает обещание закончить свою, едва начавшуюся карьеру. Но импресарио Ла Скала уговаривает его попробовать еще раз. Верди пишет оперу «Nabucco» («Набукко» ), сюжет которой описывает тяжелую участь израильтян под гнетом Вавилонского царя, Навуходоносора. Премьера оперы была ни что иное, как триумф. Итальянцы, живущие под австрийским правление, увидели себя в опере и надежду на свободу. Опера «Набукко» стала отправной точкой славы композитора .

После постановки «Набукко» нелюдимый одинокий Верди вернулся к жизни и стал выходить в свет. Передовая миланская интеллигенция часто собиралась в доме Кларины Маффеи, горячей патриотки Италии. У него завязывается с Клариной дружба, продолжавшаяся долгие годы вплоть до ее смерти. На стихи мужа Кларины, Андреа Маффеи, комозитор написал два романса, а также Андреа был автором либретто оперы «Разбойники» по драме Шиллера.

Скандалы, шедевры и «Вива, Верди!»

Следующее десятилетие после сумасшедшего успеха «Набукко» пишет очень много, борясь с цензурой в искусстве, навязанной австрийцами. Поэма выдающегося итальянского поэта Торквато Тассо Гросси «Джизельда» стала основой для оперы «Ломбардцы в Первом крестовом походе» . Подобно тому, как в «Набукко» под библейскими иудеями подразумевались современные итальянцы, в «Ломбардцах» под крестоносцами имелись в виду патриоты современной Италии.

Борьба против цензуры стала не единственным скандалом в котором был замешан композитор. В конце 40-х у него начинаются близкие отношения с Джузеппиной Стреппони, певицей (сопрано), которая была ведущей исполнительницей во всех операх композитора, начиная с «Набукко» . Гражданский брак был невероятным скандалом в то время для многих. Прожив вместе больше 10 лет, и Стреппони наконец-то обвенчались в 1857. Когда Джузеппина решила закончить карьеру певицы, Верди, по примеру Джоаккино Россини, решил закончить карьеру композитора. Он был богат, знаменит и счастлив в любви. Достоверно неизвестно, но, возможно, именно Джузеппина убедила его продолжить писать музыку. Во времена счастливых романтических отношений с Дзужеппиной Верди создал «Риголетто» – один из самых совершенных своих шедевров. В основу либретто была взята пьеса Гюго «Король забавляется». Либретто оперы переписывалось много раз из-за цензуры, что выводило из себя композитора, он грозился бросить работу над оперой совсем. Все же опера была завершена и имела грандиозный успех. Существует даже мнение, что «Риголетто» лучшая опера из когда-либо написанных. Определенно, «Риголетто» – лучшая опера, написанная . Невыразимо прекрасные мелодии, небесной красоты пассажи, следуют друг за другом бесчисленные арии и ансамбли, комическое и трагическое сливаются вместе, кипят невероятные страсти на этом празднике музыкального гения.

«Риголетто» стала началом новой эры в творчестве Верди. Он создает один шедевр за другим. «Травиата» (либретто по мотивам пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями»), «Сицилийская вечеря» , «Трубадур» , «Бал-маскарад» , «Сила судьбы», «Макбет» (вторая редакция) – только некоторые из них.

К этому моменту копозитор становится настолько известным, что письмо только с именем «Д. Верди» на конверте могло дойти до адресата. Уже только восхитительной музыки Верди было достаточно, чтобы сделать его настоящей звездой столетия, но именно несгибаемая национальная гордость сделала его настоящей иконой для всех итальянцев не только в музыкальном мире, но и в политическом. В конце каждого представления его опер театр содрогался от криков зрителей «Viva, Verdi!» («Да здравствует, Верди!» ) И это было не просто восхищение талантом композитора, и не только пожелания здравствовать. «Вива, Верди!» стало негласным кодом анти-австрийского движения, нарастающего среди итальянцев. На самом деле они скандировали «Viva, V.E.R.D.I», что являлось аббревиатурой «Витторио Эмануэль, король Италии».

Джузеппе Верди и Ричард Вагнер

Одна из последних великих опер , была ему заказана египетским правительством. К открытию Суэцкого канала планировалось построить театр в Каире, и к композитору обратились с предложением написать оперу на египетскую тему. Сначала он отказался, рассчитывая, что другой композитор согласится взяться за эту работу. Но когда узнал, что заказ получит Ричард Вагнер, решил принять заказ.

исполнение «Реквиема»

Удивительно, но Верди и Вагнер всегда недолюбливали друг друга и считались конкурентами. Оба композитора родились в один и тот же год, каждый из них – лидер своей оперной школы своей страны. Они ни разу не встретились за всю жизнь, при этом сохранившиеся комментарии итальянца о великом немце и его музыке критичны и недоброжелательны («Он всегда выбирает, совершенно напрасно, нехоженую тропу, пытаясь лететь там, где нормальный человек просто пойдет пешком, достигая гораздо лучших результатов»). Тем не менее, узнав, что Ричард Вагнер умер, Джезуппе Верди сказал: «Как грустно! Это имя оставило огромный след в истории искусства». Хорошо известно одно высказывание Вагнера, относящееся к музыке великого итальянца. Прослушав «Реквием» , обычно красноречивый и щедрый на (нелестные) комментарии по отношению ко многим другим композиторам, Вагнер сказал: «Лучше ничего не говорить».

«Период молчания» Джузеппе Верди

Смерть другого великого итальянского композитора – Россини – вызвала короткий перерыв в оперном творчестве Верди. Он работал над частью реквиема, посвященного Россини, премьера которого состоялась в мае 1874. После довольно продолжительного «периода молчания», из-под пера композитора выходят еще несколько опер, «Отелло» и его последняя опера «Фальстаф» , премьера которой состоялась в 1893. Выпустив «Фальстафа» на сцены оперных театров, великий вомпозитор уединяется в домике в деревне, где вместе с Джузеппиной они проводят вместе 4 тихих счастливых года. После смерти жены, потрясенный потерей, он так и не смог оправится: «…Мое имя пахнет эпохой мумий. Я сам высыхаю, когда только бормочу это имя про себя», – признавался он с грустью. Он пережил Дзужеппину на 4 года и умер от обширного паралича 1901 года на 88-м году жизни.

Итальянцы не просто скорбили о смерти великого композитора. Они оплакивали утрату символа, олицетворяющего всю Италию. Две тысячи человек пришли проститься с композитором, не считая 800 человек, исполнивших «Va pensiero» («Размышление» ), хор из оперы «Набукко» .

Был первым композитором, который подбирал сюжет для либретто в соответствии с особенностям своего композиторского дарования. А главной особенностью его дарования была драматическая составляющая, поэтому его привлекали богатые драматизмом сцены, он искал персонажи, в которых кипят страсти. Тесно сотрудничая с либреттистами, композитор удалял из сюжета «ненужные» детали и «лишних» героев. Уже много лет оперы композитора уверенно занимают позиции лучшей двадцатки. Если у кого-то и были опасения, что с течением времени про великого итальянца забудут, сейчас уже нет сомнений, что этого не случится. Написанные им шедевры являются основой любого оперного репертуара через полтора столетия после их написания. Вива, Верди !!

ФАКТЫ

Умел извлекать музыку из любых звуков. Он всегда носил при себе нотную тетрадь, куда записывал все, с чем сталкивался в течение дня. Призывные крики продавца мороженого, выкрики лодочника, приглашающего прокатиться, детский плач, ругань строителей – из всего композитор умел извлечь музыкальную тему. Однажды он написал фугу, вдохновленный темпераментной речью сенатора.

Когда девятнадцатилетний пришел к дирижеру Миланской консерватории, он получил безоговорочный отказ: «Оставьте мысль о консерватории. А если уж вы так хотите заниматься музыкой, поищите себе какого-нибудь частного учителя среди городских музыкантов…» Это было в 1832, а уже через несколько десятилетий Миланская консерватория считала честью называться именем когда-то отвергнутого ею «бесталанного» музыканта.

«Аплодисменты являются неотъемлемой частью некоторых видов музыки, – отмечал . – Их следует вписывать в партитуру».

В Милане напротив знаменитого театра Ла Скала есть трактир, излюбленное место для людей искусства. Там уже много лет под стеклом хранится бутылка шампанского, которая предназначена тому, кто сумеет последовательно и понятно пересказать своими словами содержание оперы «Трубадур» .

Обновлено: Ноябрь 25, 2017 автором: Елена