Привет всем, кто сегодня попал ко мне на блог! Как ваше настроение? Я надеюсь, что оно веселое и у вас все хорошо. Ведь скоро наступит другое время года, а вместе с ним придет весенний праздник Международный женский день. И мы с радостью будем поздравлять всех женщин с этим днем.

Давайте преподнесем мамам и бабушкам красивые и оригинальные поделки, которые будут выполнены с заботой и любовью.

Безусловно можно наделать кучу и осыпать ими своих любимых девчонок и сестренок. А можно сделать шикарные букеты из цветов или смастерить оригинальные открытки и сувениры. Из этой статьи вы научитесь эту всему, так что поехали…

Из чего можно сделать поделки? Конечно же из подручных материалов, которые всегда есть у вас под рукой, пусть это будет бумага, ватные диски и куча салфеток. Ведь главное придумать, а потом воплотить идею на яву.

Мне очень понравилась такая поделка, которую вы можете подарить маме — это цветок. Причем сделан он из бумаги, а посмотрите как волшебно он смотрится в этом горчошке.

Понадобится гофрированная бумага, причем ее нужно будет нарезать на небольшие квадратики, все они должны быть одинаковыми.


А потом методом торцевания приклеить к основанию. Основание также вы можете сделать из длинной ленточки бумаги, скрутите его в трубочку и склейте. После этого каждый кусочек бумаги подготовленный для этого дела скрутите на стержне и приклейте к основанию.


Сделайте лепестки и возьмите любой цветочный горшок, его можно залить гипсом или придумать что-нибудь другое.


Будьте изобретательными и у вас все получится.


Используя эту технику можно сделать другой вид.


Если хотите найти более нежный вариант, то сделайте из атласных ленточек цифру 8 и ее можно даже повесить на стену. Здесь конечно нужны определенные навыки, чтобы выполнить такую красоту в стиле казанши.


Используя технику квиллинг также можно соорудить настоящий весенний шедевр, смотрите сами.


Обалденно симпатично и очень оригинально смотрится такое произведение, даже ваша учительница будет в восторге получить такой подарок.


Самым распространенным детским сувениром является открытка в виде цветов тюльпанов или каких-нибудь других.


Также мне понравилась вот эта корзинка-магнитик на холодильник, клево как, вы не находите?

Или вот такого плана небольшая разноцветная полянка.


Не обошлось конечно и без вытынанок, самый мой любимый вид, кому нужен шаблон пишите, вышлю бесплатно. Так шикарно и совсем не сложно, буквально пять минут и ваш шедевр в виде ажурной восьмерки будет стоять на столе и от него не оторвешь глаз.


Есть еще легче вариант, из обычных полосок можно сделать такой замечательный букетик, выполнить сможет и ребенок детского сада и школьник.


Задействовать можно аппликацию, сделайте шаблон вазы или корзины украсьте ее листьями и цветами.


Папам, помните дарили , когда готовились к 23 февраля, можно здесь эту идею перевоплатить. Как вы на это смотрите?


Для следующей замечательной идеи понадобится материал, а именно фетр, иголка с ниткой и ножницы. Можно сотворить такой волшебный и яркий букет.


Сначала сделайте вот такую основу, также использовать можно атласную ленту для фиксации.


Цветы вырежьте из фетра, а серединкой будет бусинка.


В принципе можно вместо бусинки использовать что-нибудь другое, разноцветные камешки или блестяшки.


Еще меня покорила вот такая нежно-розовая прелесть, и зачем идти в магазин, когда можно и самим сделать чудо. Похоже на орхидею, ну просто классно!


Объемные открытки из бумаги и картона

В этот день все дочки и сыночки радуют своих мамочек и бабушек славными подарками, преподносят им открытки, которые они сделали сами на уроках труда или в детском саду. Сделать такие можно быстро и в тоже время красиво.

Предлагаю вам изготовить вместе с детками такую славную поздравительную открытку из гофрированной бумаги, выглядеть она будет еще и объемной, берите себе на заметку. Использовать можно этот поэтапный мастер класс в старшей, подготовительной группе или начальных классах. Получится букетик роз или полевых цветов.


Нам понадобится:

  • картон
  • гофрированная бумага
  • лента атласная
  • салфетки для выпечки ажурные


Этапы работы:

1. Возьмите картон желательно синего, голубого или зеленого цвета. После приклейте к нему по ниже центра салфетку.

2. Из гофрированной бумаги вырежьте полоски и приложите ее на карандаш или ручку и начните скручивать, вот так как показано на этом фото.


3. А потом вытяните, стяните с карандаша, как гармошку.


4. Закрутите по спирали, чтобы получилось нечто похожее на раскрывшийся бутончик.


5. Пальцами рук раскрутите, распушите изделие.


6. Приклейте яркие творения на салфетку.

7. Из зеленой гофробумаги вырежьте листики.


8. И оформите ими поделку.

9. Сделайте бантик из атласной ленточки и завяжите букет.

10. Довольно неплохо и я бы сказала очаровательно это смотрится. Творческих успехов! Не забудьте выучить стихотворение на эту тематику.


Можно еще вот такое креативное изделие сделать.


С подготовишками можно сделать вот такую красоту из ажурной салфетки и картона — ромашки.


Если ищите вариант попроще, например для самых маленьких от 3-5 лет, например для средней группы садика, то эта подсказка возможно натолкнет вас на нужную мыслью.


Для младшей группы сделайте общую огромную поделку из пластилина, буквально 10 минут и готово. Смотрите как великолепно можно сделать из шариков.


Или фиалку.


Для школьников можно сделать изделие из ниток, типо вышивки. В самом изделии не используется клей, ниточки проходят через отверстия.


Довольно интересной мне показалась идея сделать цифру 8 и использовать при этом музыкальный диск в качестве подставки.


И вот что из этих материалов может получиться.


Самые красивые идеи сувениров

Первым делом хочу вам предложить к просмотру этот видеосюжет, как вам такая мысль? Обязательно после просмотра напишите свое мнение внизу этой заметки.

С приходом весны можно заметить не только цветочки, но и прилет птиц и насекомых. Поэтому давайте сделаем полянку с пчелкой, ух и смотрится это все ну просто здорово и очень красиво.

Нам понадобится:

  • втулка от туалетной бумаги
  • скотч двусторонний
  • киндер-сюрприз формочка


Этапы работы:

1. Возьмите втулку и двусторонний скотч, обматните им по всему диаметру.


2. Затем приклейте лист бумаги на двусторонний скотч.


3. Заверните во внутрь не нужные остатки бумаги.


4. Возьмите листы зеленой бумаги разных тонов, сверните их пополам, а потом нарежьте на полоски, как будто вы делаете закладку.


5. Используя степлер, намотните заготовки на подготовленное основание и закрепите.


6. Получатся соблазнительные листики или травка. Основание из втулки нужно еще раз обмотать бумагой, чтобы спрятать все не нужное.


7. Или сделать вот так.


8. Затем в магазине приобретите фигурки для декора или наделайте такие сами, бабочки, жучки, паучки и т.п. Дайте волю фантазии и оригинально и в разброс нанесите их на травку.


9. После этого сделайте заготовку крыльев для бабочки, которая будет сделана из футляра от киндера сюрприза.


10. Не забудьте про глазки и возможно ротик, который можно нарисовать маркером. Вот тона весенняя прелесть, которая украсит любой дом или квартиру.



Используйте подручные материалы, крышечки, трубочки для коктейля и к вам обязательно придет озарение.


Вариантов великое множество, я не перестаю восхищаться и поражаться иной раз.


Видите, даже коробку из под яиц и то применили здесь. Ну и конечно использовали обычные макароны, чтобы сделать еще один шедевр.


Как говорится, кто на что горазд, а вы что придумали? Или вы все еще в поисках и не знаете, что выполнить?


Ну, тогда возможно вас заинтересует сделать такой сувенир, используя обычные одноразовые ложки, и вправду вышли тюльпаны, только необычные.


Несомненно корзинка или горшок подчеркнет оригинальность этой простой идеи.


В школе увидела на днях вот такую работу.


Между прочим и даже из ватных палочек и пластилина можно сделать одуванчики или ромашки, кому какой цветок напоминает эта работа?


Ну, вот здесь точно одуванчик.


А здесь скорее всего астры.


Или ромашки.


Используя краски и кисти можно нарисовать сюжет и поздравление.


Умелым мастерицам можно сделать изделие из бисера, это конечно сложно, но для тех кто этим увлекается не составит большого труда.


Для большинства остается самой любимой открытка ладошка. Как просто, а можно даже на конкурс или на выставку отнести.


Делаем поделки для детского сада вместе с детьми

С ребятишками в первую очередь можно сделать всевозможные рисунки к этому международному дню. Используйте что-то необычное, например рисование с помощью мятой бумажки или ватного шарика.


Ну, а для совместной деятельности можно сделать такой подарок мамам, бабушкам и поместить его около группы на кабинках с поздравлениями.


Нам понадобится:

  • салфетки бумажные красные
  • гофрированная бумага
  • ножницы
  • степлер
  • кисточка
  • картон


Этапы работы:

1. Возьмите обычную бумажную салфетку, смотрите схемы слева направо. Сверните ее напополам, затем еще раз, соедините в центре степлером. Затем вырежьте фигуру напоминающую круг. Сделайте небольшие разрезы по всему диаметру, а после распушите изделие.


2. Из картона вырежьте форму букета и обмотайте его горфобумагой, привяжите бантик.

3. Сделайте листики и дайте ребятишкам наклеить в любом порядке получившиеся цветочки.

4. Вот такое чудненькое и волшебное творение получилось, ну просто потрясающе выглядит, как будто настоящий букетик розочек.

Дарим мамам на 8 марта Цветы

В этой заметке я сильно не буду углубляться на эту тему, в самом начале вы уже видели некоторые идеи, сейчас вам покажу наиболее простые, а в следующем выпуске будут новинки и очень классные варианты цветочков к этому женскому дню. Так, что не пропустите новую заметку, добавьте эту к себе в закладки, чтобы не потерять.

Из бумажек для заметок можно наделать кулечки смотрите и потом их приклеить по кругу, вот что получится.

Между прочим такую прелесть можно и любимой учительнице подарить).

Ничего вроде бы особенного, а смотрится классно.

Или же вы можете воспользоваться этим роликом:

Также воспользуйтесь раскрасками, ведь дети очень любят это дело. Любой маме будет приятно получить такой рисунок.

Можно использовать со зверятами картинки, можно просто с одними цветами.


Или заодно даже оформить в виде посланий и пожеланий.


Выбирайте любой понравившийся шаблон, распечатывайте на принтере и поздравляйте!

Нам понадобится:

  • ватные диски
  • ножницы
  • нитки
  • кисточка
  • краска гуашь
  • шпажка или палочка
  • гофрированная бумага


Этапы работы:

1. На палочку оденьте ватку, можно приклеить ее клеем.


2. Затем окрасьте ее в желтый цвет, а после заверните ватный диск по всей окружности палочки, при этом используйте нитку, чтобы он не упал.


3. Палочку задекорируйте гофрированной зеленой бумагой, получится стебель, листик вырежьте и также примотайте на стебелек.


4. Вот такие цветочки получатся белые и в тоже время нарядные, довольно красивые и милые, супер!

Мастер класс для учащихся начальной школы

Хочу предложить вам необычную поделку, которая выполнена будет из пряжи. Также понадобится ваза и ваше хорошее настроение, потому что получатся яркие желтенькие и всеми любимые цветочки, под названием мимоза.

В следующий раз в другой заметке вы найдете инструкцию в этой бумажной мимозе.


Ну, а сейчас давайте сделаем вот такую веточку из ниток пряжи. Тут все шаги сразу показаны, вам остается только повторить.

Теперь давайте сотворим шкатулку, или такое чудо может служить конфетницей или вазочкой, 3 в 1 , причем это можно выполнить из картона, зубочисток и шерстяных ниток.

1. Вырежьте из картона сердечко и в него воткните зубочистки. Но первым делом сначала на картоне сделайте иголкой дырки и капните в них клей, а после воткните зубочистки.



3. Вот что со временем получится, можно добавить бусинки или бисер.


4. Ну и конечно с формами можно поиграть, сделать круглой или квадратной.


Ну, как вам такая идея? Если не понравилось, то переходите к следующему виду поздравительной объемной открытки, так сказать 3д.

Нам понадобится:

  • картон — 1 шт.
  • бумага цветная
  • клей ПВА
  • ножницы
  • панч дизайнерский
  • стразы или набор для скрапбукинга


Этапы работы:

1. Возьмите белый лист картона и сложите его напополам, сделайте два надреза по центру шириной 5 см, вот так, как показано на этом фото.


2. Теперь руками выгните, чтобы получилась как будто лесенка, это будет основание на которое вы наклеите поделку.


3. Из цветной бумаги наметьте корзину и вырежьте ее.



5. Количество изделий определите сами.


6. Теперь при помощи специального дырокола сделайте украшение, для этого возьмите полоску толщиной 2-3 см.


7. Приклейте такой декор по бокам, а корзинку по центу.


8. Затем укрсьте цветочками и бабочками, а также стразиками или блестками. Вообщем тем, что у вас есть под рукой из украшений.

Можно воспользоваться таким шаблоном и сделать необычайно выразительные и симпатичные герберы.


Для этого распечатайте цветы, а после склейте их один на один, чтобы вышло довольно пышно и объемно.

Мне понравилась еще работа в виде веера, а на нем тюльпаны.


Или вот такая открытка.



Также отличным вариантом для школьников может стать такое симпатичное изделие из проволоки.


Или из бумажных полосок сложить такой сувенир.

На этом у меня все. Я желаю чтобы все задуманное у вас получилось. Творческих успехов, вдохновения и всего самого доброго и позитивного! Всем пока-пока!

С уважением, Екатерина Манцурова

Краткое содержание: Поделки для мамы на 8 марта своими руками. Красивые поделки из бумаги к 8 марта в детском саду. Поделки на 8 марта в школу.

Любой маме или бабушке будет приятно получить от ребенка на 8 марта подарок, сделанный своими руками. На нашей сайте вы найдете самые разнообразные поделки к 8 марта для детей. Ребенку дошкольного и младшего школьного возраста может потребоваться помощь взрослого при изготовлении подарка для мамы своими руками. Малышам надо заранее подготовить все необходимые для творчества материалы. Их участие в изготовлении поделки на 8 марта будет пока небольшим. Дети старшего дошкольного возраста могут уже сами вырезать детали поделок из цветной бумаги, склеивать несложные конструкции, складывать из бумаги простые поделки в технике оригами. Поощряйте проявление ребенком фантазии и самостоятельности при изготовлении поделок на 8 марта своими руками.

Открытка, сделанная своими руками ко дню 8 марта, может быть как самостоятельным подарком, так и дополнением к основному подарку. В специальной статье мы рассказывали о том, как сделать оригинальные открытки на 8 марта для мам и бабушек. См. ссылку . Прочитав эту статью, вы узнаете как изготовить простые и объемные открытки для любимых женщин. Открытки, украшенные цветами, открытки в форме женских шляпок, сумочек, платьев и чашек с чаем, открытки оригами и многое другое.

Невозможно представить 8 марта без цветов. И если папа подарит маме на 8 марта букет живых тюлпанов или мимозы, то ребенок может порадовать любимую мамочку или бабушку самодельными цветами из бумаги. Как сделать цветы из бумаги, читайте в нашей специальной статье . Здесь вы найдете мастер классы по изготовлению цветов из обычной и гофрированной бумаги. Поделки разной степени сложности, есть совсем простые поделки к 8 марта для малышей.


Цветы на 8 марта своими руками можно сделать не только из бумаги, но и из других материалов: пластиковых бутылок, пуговиц, пряжи, природного материала, пластилина и др. См. ссылку .


Оригинальным подарком для мамы на 8 марта будут самодельные цветы, которые ребенок подарит в вазочке, сделанной своими руками. О том, как сделать вазу своими руками, см. в нашей специальной статье . Мы расскажем вам о том, как сделать вазу из обычной стеклянной бутылки и гофрированной бумаги, как сделать красивую вазочку в технике декупаж. Вы узнаете как смастерить оригинальную вазу из ниток или из прищепок, также вас ждет мастер класс по изготовлению вазы из природных материалов (бересты, веточек деревьев).


Букет самодельных цветов может дополнить яркая, красочная бабочка, сделанная ребенком своими руками из бумаги и красивых бусин. См. ссылку .


Любая мама обрадуется стильному браслету, сделанному ребенком специально для нее. Мы научим вас как плести браслеты из бисера, бусин, ниток, шнурков, бумаги. Вы также узнаете, как сделать браслеты из деревянных палочек для мороженого или пластиковых бутылок, научитесь плести фенечки. Статью "Браслеты своими руками" читайте на нашем сайте .


Красивая поделка на 8 марта - самодельный веер. Эту поделку к 8 марта будет интересно сделать не только девочкам, но и мальчикам. Мы расскажем вам как сделать веер из бумаги и деревянных палочек для мороженого. Также из статьи "Как сделать веер своими руками" вы узнаете, как сделать оригинальный веер из пластиковых одноразовых вилок.


Кстати, сумочку можно дополнить кошелечком, сделанным из пакета из-под молока или сока. Инструкцию читайте .

Туфельки из бумаги

Чтобы сделать элегантную туфельку из бумаги как на фото ниже, вам надо воспользоваться готовым шаблоном . Распечатайте его на плотной бумаге, вырежьте. Пунктиром на шаблоне отмечены линии сгиба, красной линией - места для склеивания.


В готовую туфельку можно положить маленький сувенир или конфеты в мешочке. Купите конфеты на развес, заверните их в ткань-органзу, перевяжите кулечек золотым шнурком, тесьмой или лентой, вложите в туфельку.


Пусть хотя бы раз в году ваша мама почувствует себя настоящей королевой. Для этого возьмите на себя в этот день все домашние хлопоты, сделайте заранее уборку в доме, приготовьте вкусные блюда к столу. А еще можно сделать и подарить маме корону из бумаги. Предлагаем вам на выбор два варианта.

Поделки к 8 марта в детском саду будут отличным подарком маме или бабушке. Дети также будут рады этому занятию – ведь в дошкольном возрасте малыши с удовольствием делают что-то руками. Задача воспитателей – подготовить интересные идеи для создания поделок, в случае необходимости нарезать трафареты и мелкие детали. Деткам будет особенно интересно создавать оригинальные шедевры, используя разнообразные материалы, поэтому не скупитесь при подготовке. Итак, какие поделки дети могут осуществить мамам на 8 марта в детском саду , читайте в нашей статье.

Идеи поделок к 8 марта в детском саду

Аппликации на картоне – самый распространенный вариант поделок для детей. Задача воспитателей обеспечить хороший выбор идей для оформления, чтобы дети чувствовали уникальность своего труда. При работе с детками младшей группы доверять ножницы детям нельзя, поэтому педагогам важно потрудиться вырезать все детали самостоятельно. В старшей группе малышам уже интересно выполнять всю работу самостоятельно – в таком случае проверьте, чтобы у всех участников были безопасные детские инструменты.

Цветы – главный подарок на 8 марта. Детки могут сделать букет в стиле оригами, нарисовать открытку, сделать аппликацию или оформить картину из пластилина. В старшей группе ребята могут попробовать поработать в технике квиллинг, используя готовые полоски и наклеивая их по заранее нарисованному контуру. Интересной идеей будет использование разноцветных ниток для вязания.

Форма открыток не обязательно должна быть классической – это может быть перевернутый конверт или открытка в форме восьмерки. Создать оригинальную поделку можно с помощью бархатной бумаги, гофре или газетных страниц. Идеи современных поделок предлагают большое разнообразие. Цветы можно сделать объемными, плоскими, фактурными и минималистичными.

Еще одной идеей для оформления открытки может статья композиция «Мама и малыш». Ее можно сделать в качестве аппликаций. Две совушки – маленькая и большая, две панды, две птички и другие пары животных в стиле «мама-дитя».

Объемный букет бумажных цветов также смотрится очень эффектно, ведь его можно поставить даже в центр кухонного стола, и он будет напоминать маме о поздравлении от своего малыша.

Дети старшей группы могут дополнить свои поделки пожеланиями, написанными собственноручно. Даже признание с опечатками будет вызывать у мамы восторг, ведь именно такие открытки мы готовы хранить всю жизнь, как теплую память о детстве своего малыша.

Является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro – украшаю, а в определении “прикладное” содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно-прикладное искусство - одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности.

В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно – прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

Ø В предварительном создании эскизов на бумаге;

Ø В продумывании элементов узора;

Ø В расположении их на объемах

Ø В создании предметов декоративного характера;

Ø Умения найти способ изображения и оформления предмета;

Ø В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

Дикоротивно - прикладное искусство , включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Изделия народно-прикладного искусства, которое видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают усвоить обычаи, учат понимать и любить прекрасное. Орнаментальное основа народного искусство близка и доступна дошкольника для восприятия в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей .

Декоративно-прикладное искусство используется в педагогическом процессе в трех направлениях :

Для оформления интерьера дошкольного учреждения, праздников, досугов;

Специальное обучение детей росписи татарского орнамента;

Для развития детского творчества, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.

Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства желательно начинать с младшей группы.

Воспитателю необходимо подготовить наглядные пособия для ознакомления детей с орнаментальным творчеством, изделиями украшенными аппликацией и вышивкой. Наряду с народными образцами желательно иметь фотографии, зарисовки, выполненные в нескольких вариантах цветовых и композиционных решениях.

Рассматривание изделий, рассказ воспитателя содействуют лучшему запоминанию и закреплению знаний. Большое значение отводится рассказу воспитателя. Рассказ воспитателя включает сведения о народных умельцах, которые создают красивые вещи (тюбетейки, калфак, керамическая посуда и т. д.) . Особое внимание уделять орнаменту, его элементам, построению узоров. Чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстрации так же является важным средством приобщения к национальному искусству. При рассматривании иллюстрации воспитатель должен обращать внимание на специфику национального костюма или других предметов, и орнаментальное оформление и знакомишь с их названиями (калфак, камзол,пиала…)

В месте с детьми можно собирать иллюстрации и оформлять папки, альбомы с открытками, вырезками из журналов, фотографии. Также подбирать предметы, национальные костюмы с характерными очертаниями и узорами. Так, постепенно пополняется уголок татарского народного прикладного искусства, туда же помещать детские индивидуальные и коллективные работы.

Одновременно готовит наглядный материал для проведения занятий по аппликации, декоративному рисованию и лепке. В соответствии с возможностями детей создать вариативные образцы, выполненные в технике рисунка, аппликации, вышивки к их систематизировать.

Анализ оригинальных образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного материала должны помочь образованию у детей конкретных представлений о народном искусстве, запоминанию ими очертаний народного орнамента, его композиционного строя, колорита, используемых в традиционном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви, головных уборов и т. д. Знания эти постепенно расширяются, уточняются в процессе разнообразных форм и видов детской деятельности.

Как же нужно знакомить детейс декоративно - прикладным искусством?

В первую очередь это, конечно рассматривание изделий, т. е.

1. внесение в группу, в мини-музей (калфака, тюбетейки, ичигов) ;

2. рассказ воспитателя о народных умельцах, создающих красивые вещи;

3. собирать материал для проведения занятий по рисованию, аппликации, лепке.

Такая работа помогает сформировать у детей конкретные преставления о народном искусстве, запомнить очертания народного орнамента, его композиционного строя и колорита.

Без специального обучения освоения детьми росписи татарского орнамента затруднительно. Поэтому разработан цикл занятий по обучению детей способам создания узора, т. е. отбираем доступные для детей элементы и композиции узора.

В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договаривать о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другу.

На занятие обязательно приглашаем гостей в соответствующей одежде, т. е. в национальном костюме. Если проводим украшение ичигов, вносим ичиги, рассматриваем орнамент, из каких элементов составлен узор. В татарском орнаменте используется такие цветочно растительные мотивы (тюльпан,мак,гвоздика,колокольчик,ромашка,астра,пьен,трилистник,лотос), элементы листьев декоративно-прикладное искусство вводит в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм яркими орнаментальными построениями. Это вызывает у детей живой эмоциональный отклик, желание отобразить увиденное в рисунке, в аппликации, что способствует формированию личности, воспитанию у ребенка интереса и любви к искусству своего народа.

Успешное проведение учебно-воспитательной работы на материале народного орнамента определяется степенью художественной образованности воспитателя. В организацию работы народно прикладного искусства надо начать с ознакомления особенностями украшения различных изделия быта, народного костюма, понять специфику народной орнаментации, ее связь с образами природой и национальными традициями.

Красота татарских орнаментов достигается сочетанием разных цветов, которые располагаются на цветной основе. Часто используются красный, зеленый, синий, желтый, фиолетовый. Надо подчеркивать, что в каждом случае мастера народного искусства продумывают какие взять цвета, чтобы орнамент получился ярким и нарядным. Затем воспитатель показывает образец, рассматривает, предлагает детям самим составить такие узоры. Во время выполнения работ включаем спокойную народную татарскую мелодию. Для приобщения детей к народно-прикладному искусству татарского народа, у нас в группе создан уголок, где есть дидактические игры: «Мозаика», «Назови, что это», «Украсть так же», куклы национальных костюмах, красочный иллюстративный материал, виды орнаментов. На занятиях с детьми украшаем фартуки, тюбетейки, полотенца, посуду. В младших группах учим детей составлять из готовых растительных мотивов несложную композицию, а более старших группах вырезать сложные узоры путем складывания пополам, в несколько раз. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать их творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносить людям радость - большая ценность.

Татарская народная культура существует издревле и сегодня тоже украшает нашу жизнь. Я верю, что наши народные искусства расцветёт и в будущим, а среди творческих людей этой области появятся и наши воспитанники.

МКУ «Отдел образования Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан»

Тема:Декоративно-прикладное искусство в детском саду .

Тимергалиева Фанзия Ахкамутдиновна,

воспитатель МБДОУ- Большенырсинский детский сад



1. Исторические закономерности развития декоративного творчества 3

2. Задачи по знакомству в детском саду 11

3. Программы по обучению декоративно-прикладному искусству 14

4. Методика знакомства детей с декоративно-прикладным искусством 16

5. Практическая часть 19

1. Исторические закономерности развития декоративного творчества

Декоративное искусство прошло огромный путь развития - от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современном интерьере, городе. Развитие это шло в нескольких направлениях, или срезах. Одним из них выступает жанровое развитие декоративного искусства. Декоративное творчество захватывает в свою орбиту постепенно все более широкий круг объектов окружения и сегодня стало едва ли не универсальным. Новые жанры возникали и возникают в нем не только при втягивании в сферу декоративного творчества новых явлений, например кораблестроения в Х - XI веках, книгопечатания в XIV - XV веках, садово-паркового дела в XVI - XVII веках и т. д. Они появляются также в силу развития технологий декоративной обработки материалов. Так, в XVII - XVIII веках возникает европейское производство фарфоровой посуды, вскоре давшее толчок развитию мелкой декоративной пластики. В XIX веке зарождается и результате прогресса в металлургии и металлообработке жанр станковой художественной чеканки, ныне получившей весьма широкое распространение наряду с новым ее жанром - монументальным, вышедшим на улицу.

Характерно, что вскоре после появления первых электрических приборов освещения предпринимаются попытки использовать их для вечерней иллюминации города («русский свет» в Париже на Эйфелевой башне). Сегодня благодаря простоте и безопасности устройства сложных систем электрической иллюминации декоративная театрализация пространства и действий с помощью света, применявшаяся уже в древности с использованием факелов (например, факельные шествия), получила грандиозный размах.

На жанровое развитие декоративного искусства существенное влияние оказывает социальное развитие общества, неуклонно ведущее к демократизации жизни, вовлечению в активную деятельность все больших слоев общества. В частности, с переходом от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной начинается развитие собственно народного декоративного творчества и его своеобразных жанров, зачастую неповторимых у разных народов: расшитых или вышитых полотенец, глиняной игрушки, резной декорировки фасадов изб, ковроделия и др. В современную эпоху декоративное творчество ознаменовалось еще большим развитием самодеятельного начала, в том числе самодеятельности у детей и школьников. Оно прочно проникло в общественный быт, производственный и учебный процессы, став их необходимым элементом в виде стенгазет, досок объявлений, пригласительных билетов, плакатов, наглядных учебных пособий и др.

Особенностью развития декоративного искусства, связанной со спецификой его эстетической функции служить художественному обогащению обстановки жизни, является то, что его жанры, однажды появившись, уже не умирают. Некоторые из них на время, иногда значительное, как бы забывались.

Строгой классификации жанров декоративного искусства нет. Принято их различать по признакам материала, техники исполнения и типам назначения. В настоящее время существуют следующие основные жанры декоративного искусства: оформление интерьеров (бытовых, общественных, производственных, учебных), оформление музеев, выставок и выставочных территорий, садово-парковое искусство, оформление улиц, в том числе вечернее, в праздники и т.п., театрально-декорационное искусство, одежда, декоративные бытовые изделия и украшения, сувениры и значки, игрушки, малые графические, формы, декоративный плакат и стенгазета, станковая чеканка, монументальные виды чеканки, живописи и графики (входят в оформление интерьеров, территорий, улицы), гобелен, художественная мебель, ювелирное искусство и др.

Другой срез в развитии декоративного искусства - смена художественных стилей.

В декоративном творчестве своеобразные черты художественного стиля наиболее ярко обнаруживаются в организации и оформлении интерьеров, уличных и садово-парковых ансамблей, то есть в специфических для той или иной эпохи принципах, приемах и средствах комплексного решения декоративной среды. Ведущая роль этих жанров в стилевом развитии всего декоративного искусства объясняется тем, что импульсы стилевого развития исходят от архитектуры, с которой эти жанры связаны самым тесным образом. Стили в архитектуре в своих основных чертах почти сразу находят отклик и поддержку, развитие в декоративном творчестве. Поэтому периодизация стилей последнего в основном совпадает со стилевой периодизацией истории архитектуры. Однако, изучая историю декоративно-прикладного искусства, нужно учитывать, что наблюдались отдельные периоды, когда этот вид искусства играл сравнительно с архитектурой более важную роль в создании художественного образа интерьера. Это относится, в частности, к современному интерьеру жилых и общественных зданий. Их архитектурно-строительная основа отличается конструктивным рационализмом, одной из причин чего являются жесткие экономические нормативы массового строительства.

Третий срез исторического развития декоративного искусства - темы, мотивы и сюжеты произведений, в том числе орнаментации. Их изменение происходит в прямой связи с появлением в декоративном искусстве новых жанров и сменой стилей. В тематике декоративного искусства всегда находили и будут находить отображение преимущественно такие темы и мотивы, которые связаны с хозяйственно-производственной и общественной деятельностью людей. В памятниках искусства кочевых племен мы видим почти исключительно изображения животных, на которых были сосредоточены интересы и помыслы человека. В тематике декоративного творчества оседлых земледельческих народностей решительно преобладает растительный мир и разнообразная, порой космологическая, символика, связанная с основными циклами жизни природы и сельскохозяйственной деятельности.

В последующие столетия тематическая структура декоративного искусства значительно усложнилась. Но в ней все равно довольно четко прослеживается, пусть часто и не прямое, воздействие главных интересов повседневной жизни людей. Правда, распространение в Европе в VI - Х веках христианства привело к определенной нивелировке местных тематических особенностей декоративного творчества, к интернационализации тем и мотивов. Все же некоторые специфические национальные мотивы сохраняются, особенно в народном творчестве, вплетаясь в композиции общеевропейского типа.

Значительно прочнее сохранялись и во многом дошли до наших дней национальные особенности в художественной трактовке, манере, почерке построения форм и характере выразительных приемов и средств.

Сегодня в декоративном искусстве также находят широкую разработку темы и сюжеты современной хозяйственно-производственной и общественной деятельности людей, например такие, как индустриальное производство, научные исследования, освоение космоса, борьба за мир, забота о сохранении памятников старины и др. Главным образом это относится к изобразительным жанрам декоративного искусства: монументальной живописи, графике, станковой чеканке. Но и в орнаментальных его жанрах легко прослеживается влияние современного уклада жизни, косвенно выражающееся в лаконизме, точности и нетрадиционности ритмов, цветовых сочетаний, фактур, силуэта и в других композиционных качествах произведений.

О народных умельцах рассказывается в Ипатьевской летописи. Наглядное представление о красочности древних хором дают миниатюры Остроумова евангелия. В Изборнике Святослава 1073 года содержатся изображения расписных фасадов зданий.

Народное ремесло Киевской Руси было представлено мастера множества профессий, в том числе художественных и отделочных.

Места концентрации народных художественных промыслов определились давно и связаны прежде всего с наличием того или иного природного материала, а также с перекрестками торговых путей, центрами культуры и рядом других факторов. К XVI - XVII векам на землях нашего государства в основном уже сложилась нынешняя география промыслов, определилось их национальное и местное своеобразие в композиционном решении формы, в понимании материала, в рисунке и пластике, цвете и отделке.

Тесная связь народного прикладного искусства со всем бытом людей, его условиями и традициями определила в нем черты правдивости и эмоциональной непосредственности. Так, не случайна графичность монохромной, скупой на цвет мезеньской росписи, зародившейся па Севере страны. Закономерно и постоянное стремление народов солнечной Средней Азии к яркой многоцветной палитре и в керамике, и в ковроделии, и в мозаике. Народы часто заимствовали друг у друга технику выполнения, рецепты отделки изделий и даже их форму. Но каждый раз, попав в новые условия, заимствованные элементы подвергались переработке в духе национальных традиций или приобретали новое звучание благодаря своеобразной национальной основе изделий.

Народное прикладное искусство зачастую впитывает в себя те или иные достижения в творчестве профессиональных мастеров. Известна, в частности, роль живописцев конца XIX - начала XX века в деятельности подмосковных и Смоленских художественных промыслов, в возрождении вятской игрушки, в развитии мелкой костяной пластики.

Основным видом материала художественного ремесла в лесных районах страны с древних пор и до наших дней служит древесина. Почерк ее обработки самый разный, например, резьба в Сергиевском посаде, Богородском (богородская резьба) и Хотькове, точение с раскраской в Семенове, Хохломе и Рородце. Довольно давно применяется также техника инкрустирования древесины металлом, цветными камнями, ракушечным перламутром, «черепахой», а также техника интарсии - набора картинок или орнамента на поверхности предметов и досок из разнотонных кусочков древесины разных пород, в том числе ценных привозных.

В центральной полосе страны много изделий вырабатывалось из лозы черемухи и ивы - в Костроме, Кинешме, в Ивановской области. Почти повсеместно применялась и береста, из которой изготавливались бураки (туески) для воды, молока и кваса, набирухи, или корзины, для ягод и грибов, короба и пестери (вид заплечного короба). Для изготовления разных бытовых изделий и игрушек шла также солома злаковых растений (в Прибалтике и на юге - камыш, на Кавказе - бамбук).

Изготовление глиняной посуды всегда было одним из самых распространенных промыслов на всей территории страны. От века к веку оно совершенствовалось: научились подбирать сорта глины, замешивать ее с добавками, обжигать при различных режимах, обливать стеклом, расписывать, штамповать. В зависимости от ресурсов сырья и топлива появилась специализация: гончарные изделия производятся в Скопине, Балхаре, Дымкове, Чернигове и др., майолика - в Гжели, Косове и др., фаянс и фарфор - на Верхней Волге.

Украшение одежды - один из самых массовых и самобытных видов творчества у всех народов нашей страны. Ткань, являющаяся почти всегда основным материалом для изготовления одежды, подвергается самой разнообразной художественной отделке. На нее набивается орнамент с резных досок (набойка), ее расписывают, вышивают, в том числе жемчугом и бисером, гофрируют, украшают вязаными кружевами (Вологда, Вятка, Елец, Рязань и т.д.). Бытовал промысел узорного ткачества в России, на Украине, в Белоруссии. В Прибалтике, на Украине и Кавказе давно было распространено шерстяное вязание.

Ковроделие, первоначально появившись в кочевом хозяйстве, было воспринято и развито оседлыми народами. На Севере ковры делались из шкур, в Казахстане и в горном Кавказе - валяные.

У оседлых земледельческих народов Средней Азии, Украины и других высокого совершенства достигает многодельный тканый ковер, вырабатываемый вручную на больших станках.

Север страны славился изделиями из меха и кожи. По ним вышивали цветной ниткой, бусами, бисером. Часто в одном изделии соединялись мех, кожа и сукно. Кожу здесь красили и тиснили (в Прибалтике), часто подкрашивая тисненый орнамент.

Как и изделия из глины, изделия из металла издревле получили повсеместное распространение в качестве продукта народного промысла. Металл ковали, гнули, лили, чеканили, гравировали, чернили. Жестяные изделия в Жостове расписывались. Из металла изготовлялся довольно большой круг бытовых изделий, постепенно расширявшийся. Часто декоративные детали из металла, в основном из листового и полосового железа, применялись как украшения здания с полезной функцией: дымники, водолеи, оковка дверей и др. Широко они применялись и в мебели.

В северных районах страны (Холмогоры, Тобольск, Якутия) видное место заняла мелкая скульптура из кости, гравировка на бивнях моржей, прорезная кость для декорировки мелкой утвари. При раскопках древнего Новгорода также было найдено много костяных изделий, среди которых и шахматные фигуры. Южнее, например, под Москвой в Хотькове, но особенно в горных районах Кавказа (Кисловодск, аулы Дагестана и др.) до сих пор существует промысел обработки рога.

В республиках Прибалтики по сей день видное место занимает янтарный промысел. С древних времен Прибалтика была поставщиком янтаря для всего мира. Польский писатель Я. Маховский в книге «История морского пиратства» писал, что флибустьеры, корсары, каперы специально охотились за кораблями, которые шли из Прибалтики в Египет с грузом янтаря. В Паланге во дворце Тышкевичей в настоящее время создан музей янтаря.

Позже других промыслов начали развиваться обработка камня (Урал, Алтай) и изготовление изделий из стекла (Ленинград, Гусь-Хрустальный и др.).

В Центральных районах России в конце XIX века начала появляться на базе иконописания и лакокрасочного промысла замечательная лаковая миниатюра на мелких шкатулках и позже на небольших платках (Федоскино, Палех, Мстеры, Холуй). Это один из примеров сравнительно недавнего появления нового жанра в народном декоративно-прикладном творчестве. Весьма большое распространение получило также гипсовое литье (копилки в виде кошечек, статуэтки), лубочные картинки и др. Следует отметить также такие, видимо, древние виды художественных промыслов, как роспись яиц (Украина, юг России) и выпечка фигурных и узорчатых резных пряников (Тула, Москва и др.).

Вообще разнообразие промыслен необычайно. Они появляются, по сути дела, там, где в наличии имеется какой-то свободный материал и, конечно, определенная художественная идея. Сегодня порой можно видеть на рынке, например, сравнительно немного обработанные (без сюжета) наплывы на стволах деревьев, интересные и что-то напоминающие корни растений и т. п. Слава российских мастеров художественных промыслов давно стала всемирной. Наша страна богата художественными дарованиями. Только в Российской Федерации ныне работает свыше 70 тысяч мастеров. Среди них видные художники, как Герой Социалистического Труда, народный художник СССР Н. Зиновьев, кружевница Н. Васильева, народные и заслуженные художники РСФСР палешанин Б. Ермолаев, мастер хохломской живописи О. Лушина, кубачинец Р. Алиханов и многие другие. За последние несколько лет более 30 художников народных промыслов стали лауреатами премий имени И.Е. Репина. В разных городах страны организуются выставки народного творчества.

Огромная роль в пополнении кадров мастеров художественных промыслов принадлежит современной школе и детским дошкольным учреждениям, плодотворно работающим в ней художникам-преподавателям, многие из которых сами являются энтузиастами декоративно-прикладного творчества на основе народных традиций.

2. Задачи по знакомству в детском саду

Задача развития творчества детей, воспитателей, учителей, преподавателей вузов была выдвинута как одна из центральных задач всей системы образования в нашей стране.

Развитие творчества в обществе, отвергающем «духовную монополию» становится одной из первоочередных задач воспитания подрастающего поколения. В наши дни подчеркивается необходимость формирования нового человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Задачи перестройки системы народного образования в стране, поставленные в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено - дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Работа эта должна начинаться с раннего детства и осуществляться разными средствами, среди которых особое место принадлежит художественно-творческим деятельностям. Одной из таких деятельностей является декоративно-прикладное искусство. Оно рано начинает привлекать внимание

На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для воспитания а дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.

Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи с этим перед нами стояла задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.

Исключительно важное значение в духовном развитии дошкольников, в их трудовом и эстетическом воспитании, в подготовке их к труду в народном хозяйстве имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов.

Высокая духовно-идейная значимость народного декоративно-прикладного искусства оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира детей. Систематические занятия различными видами художественной обработки материалов благотворно сказываются на развитии эстетического вкуса детей и, в то же время, связаны с приобретением ими навыков, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности. Технологический процесс обработки материалов базируется на промышленном оборудовании и вместе с тем невозможен без использования ручных инструментов, умения владеть приемами работ столяря, токаря, фрезеровщика, штамповщика, сварщика, паяльщика, формовщика, электрика, кузнеца м многих других. Занимаясь художественной обработкой материалов, дошкольники осваивают навыки этих конкретных профессий, приобретая умения творческого подхода к выполнению трудовых операций.

Различные виды художественной обработки материалов заставляют детей невольно соприкасаться с техническими и технологическими задачами. Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий декоративно-прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается детям любовь к различным профессиям.

Занятия декоративно-прикладным искусством сочетает в себе основы многих наук, имеющих главное значение в политехническом развитии детей.

Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы дошкольников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал.

Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством в детском саду, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания дошкольников. Это единство обусловлено и современным требованием международных стандартов в промышленных изделиях, которое выражается не только в высокоэффективном уровне рабочего процесса, но и в требованиях технической эстетики.

Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов.

Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.

Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративно-прикладного искусства.

3. Программы по обучению декоративно-прикладному искусству

Научный интерес к народному искусству как средству воспитания в отечественной педагогике особенно возрос в последние два десятилетия. Именно в это время появляются историко-педагогические работы, освещающие проблемы народной педагогики, включающие и вопросы эстетического воспитания.

Ученые справедливо отмечает, что рост числа и расширение числа историко-педагогических исследований по народной проблематике, происшедшие в последние десятилетия, - одно из крупнейших завоеван историко-педагогической науки. Значение этих исследований трудно переоценить. Только с их помощью может быть раскрыта вся сложность и многоплановость процесса развития отечественной школы и педагогики в органическом единстве общероссийских, национальных и региональных проявлений этого.

В последнее время появились публикации и кандидатские диссертации, в которых отразились прогрессивные тенденции методики преподавания декоративного рисования и эстетического воспитания средствами народного искусства.

Диссертационные работы 90-х годов отражают разные уровни адаптирования достижений педагогической теории и достижений искусствоведения в содержании эстетического воспитания и обучения. Важно отметить, что исследования касаются основных звеньев системы эстетического воспитания и обучения детей и подростков.

Так, кандидатская диссертация С.В. Максимова "Роль народного прикладного искусства в художественном развитии детей 5-7 лет" посвящена определению значения и места детской изобразительной деятельности с использованием образцов русского народного декоративно-прикладного искусства в системе эстетического воспитания в детском саду.

При разработке проблем преемственности изобразительной деятельности детей детского сада и младших школьников данное исследование может быть полезным для определения дальнейших путей наиболее эффективного педагогического воздействия на развитие детского творчества под влиянием народного прикладного искусства.

Методике преподавания декоративного рисования на материале народного искусства в начальных классах посвящено несколько диссертаций (Р. Хасанов, Я.А. Савзонов, Л.Н. Любарская, В.С. Белова).

В исследовании Р. Хасанова и Я.А. Савзонова на материале народного искусства Узбекистана и Таджикистана апробирована последовательность заданий, посвященных изучению специфики восточного орнамента в декоративной работе с младшими школьниками.

В диссертации Л.Н. Любарской "Развитие художественно-творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством" на материале украинской народной росписи показан процесс формирования способностей к эстетическому освоению действительности и потребностей к продуктивной эстетической деятельности через развитие чувства декоративности у школьников I - III классов.

Исследование Б.С. Белова "Пути совершенствования методов преподавания изобразительного искусства в подготовке учителей начальных классов (декоративное рисование применительно к факультетам педагогики и методики начального обучения)" направлено на решение важной проблемы - выявления путей более успешного решения педагогической задачи улучшения эстетического воспитания и образования учителя начальных классов для руководства изобразительной деятельности детей.

Важно, что в работе Б.С. Белова с этой целью показаны эффективные способы решения изобразительных задач по декоративно-прикладному искусству с широким привлечением народного искусства Марийской республики, способствующие активизации изобразительной деятельности в целом.

В кандидатской диссертации Д.Г. Пилипенко "Исследовании эстетико-воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в детском саду" находят отражение некоторые положения о значении народного искусства в эстетическом воспитании и обучении дошкольников при определении автором примерной систематизации отдельных видов декоративно-художественной деятельности детей старшей и младшей группы.

4. Методика знакомства детей с декоративно-прикладным искусством

Разные цели, стоящие перед учебными предметами "изобразительное искусство" и "художественный труд" обуславливают и разные подхода в эстетическом осмыслении материалов народного искусства. Так, знакомство с декоративно-прикладным творчеством в детских садах, расположенных в местах традиционных художественных промыслов, нацелено на овладение детьми основ художественного ремесла. В практике знакомства в детских садах такого типа есть прекрасные примеры решения обозначенных целей. Например, опыт детского сада селения Кубачи в реализации системы учебно-творческих работ на занятиях художественного труда по овладению мастерством художественной обработки металла. Коллектив воспитателей в своей работе опирается на комплекс методических материалов: апробированную программу занятий художественным трудом, альбомы, книги, таблицы, посвященные истории кубачинского искусства. Воспитательная работа не ограничивается рамками занятий. Ценить и уважать труд народного мастера учат здесь в повседневной жизни. Опыт народной педагогики кубачинцев, когда на протяжении многих веков в каждой семье отец передавал секреты обработки дорогих материалов сыну, нашел современную трансформацию в эстетическом и трудовом воспитании дошкольников.

Активный поиск программного содержания уроков художественного труда ведут воспитатели детских садов на базе предприятий художественных промыслов Горьковской области. Благодаря совместным усилиям работников системы дошкольного воспитания в детских садах области изучение основ народной художественной росписи по дереву осуществляется с помощью народных мастеров с фабрик "Хохломский художник" (село Семино) и "Хохломская роспись" (г.Семенов), мастеров промыслов росписи по дереву в Полхове-Майдане и Городце.

В осмыслении эстетического содержания воспитания на занятиях по труду в детских садах на базе предприятий народных художественных промыслов большую помощь воспитателям оказывают труды сотрудников ВНИИ художественной промышленности. Например, двухтомник «Основы художественного ремесла». Сотрудники института художественной промышленности разрабатывают серию программ уроков художественного труда с учетом специфики традиционной техники народного творчества, сложившихся художественных школ мастерства.

Привлечение народного декоративного искусства как активного средства эстетического воспитания в системе уроков декоративного рисования в детском саду имеет свои преимущества. Главные из них - широкие горизонты эстетического познания и многообразные аспекты воспитательного воздействия народного искусства в процессе гармонического воспитания личности дошкольника.

Знакомство с передовым педагогическим опытом эстетического воспитания средствами народного декоративного искусства в детских садах Российской Федерации позволяет говорить о многочисленных примерах реализации воспитателями эффективных методов и приемов, раскрывающих особенности стиля разных художественных школ народного искусства с целью более полного использования воспитательных функций произведений народных мастеров. Например, воспитатели старших групп г. Костромы и области увлеченно работают с детьми над темами, связанными с народной художественной росписью и резьбой по дереву. С этой целью происходит знакомство не только с памятниками деревянного зодчества родного края, но и широко привлекается искусство народных мастеров соседних областей: Ярославской, Ивановской, Владимирской, Горьковской. Благодаря педагогическому мастерству небольшие беседы на занятиях декоративного рисования превращаются в серию увлекательных путешествий в страну красоты и добра, созданную руками народных мастеров,

В детских садах Загорска Московской области - центре по производству традиционной деревянной русской игрушки - воспитатели разнообразно проводят занятия с опорой на искусство русской игрушки. Много воспитательных возможностей открывается перед детским садом по пропаганде русского народного искусства в совместной работе с сотрудниками Загорского государственного музея-заповедника.

Неисчерпаемое богатство художественных идей таит в себе изучение народного костюма, и, как свидетельствует практика, особенно перспективны два направления в разработке этой темы. Изучение истории народного костюма родного края и интерпретация мотивов в иллюстрации преданий, исторических событий края, создание сувениров. Такой подход отражен в работе воспитателей-специалистов детских садов г. Павлово Горьковской области. Другая трактовка темы связана с изучением действующего центра народных художественных промыслов, продукция которого связана с использованием народных эстетических традиций в современном костюме. Такую работу ведут воспитатели-специалисты в г. Павловском Посаде Московской области, где производятся знаменитые набивные павловские платки, шали, набивные шерстяные платки.

5. Практическая часть

Построение новой системы учебно-творческих заданий на основе народного декоративного искусства мы рассматриваем как построение части системы занятий по изобразительному искусству в детском саду в целом. Систему изучения изобразительного искусства, как и всякую методическую систему характеризуют ведущая идея (цель) и дидактические принципы, которые определяют отбор содержания программы, своеобразие методов обучения.

Ведущая цель, поставленная обществом перед нашим предметом - достичь тесного единства трудового, нравственного и эстетического воспитания для всестороннего, развития личности каждого ребенка. В учебно-воспитательном процессе на занятиях по декоративному рисованию решение столь важной государственной задачи мы видим в реализации системы учебно-творческих заданий на материале народного декоративного искусства. Такая система должна служить раскрытию духовных сил ребенка, быть эффективной для эстетического развития личности дошкольника, активизировать декоративное творчество ребят.

Социальный заказ современного общества должен отразиться на содержании преподавания декоративного рисования средствами народного декоративно-прикладного искусства. С этой целью нами учитывались единство содержательной и процессуальной сторон обучения с точки зрения дидактики, разработка современного состояния преподавания изобразительного искусства в детском саду. Это дало нам основание определить следующие ведущие факторы для построения системы учебно-творческих заданий:

Системное и комплексное планирование учебно-воспитательных целей и задач на занятиях декоративного рисования;

Системный отбор произведений народного декоративно-прикладного искусства, объектов действительности для эстетического познания и декоративной работы детей;

Дифференцирование методов, приемов педагогического руководства, методов стимулирования как процессом эстетического познания, так и декоративной работой детей;

Учет оценки уровней эстетической воспитанности по результатам, достигнутым детьми в декоративной работе.

Учет названных методологических предпосылок в построении системы учебно-творческих заданий позволил нам выделить существенные стороны учебно-воспитательного процесса на уровне: виды декоративной работы детей; ведущие эстетические знания и формы эстетического познания; межпредметные и внутрипредметные связи; объем графических умений и навыков.

Опираясь в изучении народного искусства на реализацию важнейших дидактических принципов, мы стремились к обобщению методических приемов, определению места и значения художественного анализа произведений народного искусства на занятиях декоративного рисования, а также к разработке критериев уровней эстетической воспитанности детей, имея в виду конечной целью эффективное творческое развитие личности дошкольника.

Принципиально важным в этой системе является единство эстетического познания и содержания декоративной работы (трудовой деятельности) детей на материале народного декоративно-прикладного искусства, причем разрабатываются такие методические приемы, которые стимулируют творческое создание детьми самостоятельных композиций, а не простое подражание приемам народного искусства. Для этой цели на занятиях по декоративному рисованию привлекаются народная роспись Городца, Полховского Майдана, Хостова, Хохломы, глиняные дымковские и филимоновские игрушки, деревянная народная игрушка, бытовые изделия мастеров Севера, вышитые изделия из Рязани, Владимира, Торжка, произведения мастеров художественных лаков Палеха. В работе с детьми углубляются и систематизируются эстетические познания дошкольников на основе знакомства с народной керамикой Гжели, Скопина, с народной набойкой, народной гравюрой - лубком.

Конкретизацию существенных сторон учебно-воспитательного процесса на занятиях по декоративному рисованию, проводимых на основа системы учебно-творческих заданий, можно увидеть в динамике форм эстетического познания и видов декоративной работы детей (таблица I).

Таблица 1

Примерные формы эстетического познания детей

Список использованной литературы

    Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. – М., 1989.

    Моран А. История декоративно-прикладного искусства. – М., 1986.

    Основы декоративного искусства в школе. – М., 1981.