Модернизм в архитектуре представлен разными течениями, которые появились в начале 20 века в противовес романтическому Модерну . Заметим, что существует много путаницы в определениях этих двух стилей или направлений.

Модерн или модернизм: как разобраться

Модернизм в архитектуре СССР (Конструктивизм)

Конструктивизм

Получил признание в Советском Союзе в прошлом веке в 1920-е годы и начале 1930-х годов. Он сочетал передовые технологии и технику с общепризнанной в государстве целью — построения коммунизма. Наделён механистическими и динамическими формами.

Абстрактный стиль или абстракционизм

Данное направление соприкасается с авангардом и продвигает отказ от изображения реальных форм вещей. Такие архитектурные стили и их особенности, как кубизм и супрематизм — его производные.

Заменяет симметрию и статику на асимметрию и равновесие масс.

Модернизм в архитектуре СССР (Абстракционизм). Я. Чернихов. Композиция №28 (1925–1933 гг.)

Модернизм в архитектуре Голландии: Де Стейл (De Stijl)

Данный стиль образован как художественное движение обществом художников, в голландском городе Лейден в 1917 году. Ещё именуется неопластицизмом . На движение Де Стейл повлияли картины кубистов и движение DaDa с их идеями об идеальных геометрических формах. А работы Де Стейл, в свою очередь, повлияли на стиль Баухауз и Интернациональный стиль. Влияние этого движения на архитектуру можно увидеть больше всего в доме Ритвельд Шредер, который является единственным зданием, созданным исключительно с использованием принципов De Stijl — белые и серые стены, черные дверные рамы и множество элементов, окрашенных в яркие основные цвета.

Стиль Де Стейл. Дом Ритвельд Шредер, Голландия

Модернизм в архитектуре Германии: Баухаус

Здание Bauhaus, Дессау, Германия

Стиль получил название, благодаря одноимённому художественному объединению, основанному в Германии немецким архитектором Вальтером Гропиусом. Несмотря на свою относительную недолговечность (с 1919 по 1933 год), он оказал огромное влияние на дизайн двадцатого века, классический современный стиль и авангард.

Одной из основных целей Баухауза было сочетание широкого спектра искусств — архитектуры, скульптуры, живописи с ремеслами и техникой, где функциональность стоит на первом месте.

Минималистский внешний вид зданий, ориентация на упрощенные геометрические формы, отсутствие декора является признаком революционных принципов Баухауза — красоты и простоты.

Минимализм

Истоки минималистской архитектуры восходят к кубизму, De Stijl и Bauhaus. В некотором роде, эти движения были похожи между собой.

Здание Farnsworth House, 1951, Mies, штат Иллинойс, США

Например, движение Де Стиль одобрило простоту и абстракцию и уменьшило художественное оформление до его основной формы и цвета. Они основывали свою философию дизайна на функционализме, прямолинейности плоскостей и устранении декоративной отделки поверхности, как это показано в доме Шредера Ритвельда.

С другой стороны, Баухаус был основан как художественная школа в Германии с целями продвижения массового производства и объединения ремесел с технологиями. Баухаус разделял принципы Де Стиль в функционализме, чистоте и уменьшении формы.

Всего несколько секунд на видео показывают суть минимализма:

В дополнение к Bauhaus и De Stijl минималистская архитектура находилась под влиянием традиционной японской архитектуры, оценив её простоту.

Этот стиль демонстрирует определенные характеристики формы, света, пространства и материала наряду с такими методами как

  • сокращение,
  • упрощение и
  • унификация.

Минималисты считают эти характеристики сущностью архитектуры.

Минимализм устраняет несущественные детали, уменьшая и уплотняя содержимое проекта до минимума необходимых элементов, параметров и средств, таким образом определяя его форму.

Функционализм

Архитектурный стиль 20 века, который привёл в соответствие здания и сооружения с их функциями. Зародился в Германии, в школе «Баухауз», и Нидерландах. Хотя функционализм и не является исключительно современной концепцией, он тесно связан с современным стилем архитектуры, который сложился в течение второй четверти 20-го века.


Автор: Foto: Jonn Leffmann, CC BY 3.0 , Ссылка

Прогрессивная строительная техника, необходимость в новых типах зданий, изменения культурных и эстетических идеалов повлияли на популярность этого направления. Главным лозунгом в архитектуре становится удовлетворение практических потребностей. Самое сильное влияние направления наблюдалось в Германии, Чехословакии, СССР и Нидерландах.

Брутализм

Модернизм в архитектуре Индии. Брутализм. Здание Текстильной ассоциации (Mill Owners’ Association Building), Ахмедабад

Модернизм в архитектуре Брутализм представляет с 1950-х до середины 1970-х годов. Бруталистские здания имеют повторяющиеся модульные элементы функциональных зон, которые отчетливо сформулированы и сгруппированы в единое целое. Поверхности литого бетона сделаны, чтобы подчеркнуть основной материал конструкции с текстурой деревянной опалубки, используемой для литейных форм. Строительные материалы, используемые в этом стиле включают кирпичи, сталь, стекло, необработанный камень. Представляет резкий контраст с изысканными и орнаментированными зданиями, построенными в элитном стиле Beaux-Arts (Боз-Арт).

Как иллюстрацию путаницы в течениях Модерн и Модернизм, можно посмотреть короткое видео (скорее всего сделанное на основе англоязычных источников), в котором модернистские здания идут в одном ряду с Модерном.

Искусство периода модернизма охарактеризовалось резким рывком в развитии множества стилей. Множество изменений было привнесено во все виды искусства, и процесс изменений конца XIX — начала XX веков коснулся достаточно ощутимо и Россию того времени.

В советском государстве модерн стал непосредственным началом для развития модернизма, и специалисты говорят о необходимости различать данные понятия во избежание путаницы.

Сильнейшее воздействие модернизм оказал на изобразительное искусство как в СССР, там и зарубежом. В понятие модернизма входят различные направления:

  • экспрессионизм;
  • неоимпрессионизм;
  • импрессионизм;
  • постимпрессионизм;
  • фовизм;
  • футуризм;
  • кубизм.

Чуть позднее появились такие явления как абстрактное искусство и дадаизм, а также сюрреализм. Можно рассматривать модернизм в качестве ранней ступени авангардизма, и именно в этот период были заложены основы для пересмотра классических традиционных основ в искусстве.

(Василий Васильевич Кандинский "Квадраты с концентрическими кругами" )

Влияние на архитектуру также было оказано достаточно серьезное, поскольку столь резкие перемены в искусстве не могли обойти стороной данную сферу творчества. В этот период возникли абсолютно новые тенденции, а само определение архитектурного модернизма означает современную архитектуру.

Среди основных архитектурных направлений выделяют:

  • европейский функционализм;
  • конструктивизм;
  • рационализм;
  • "баухаус";
  • арт-деко;
  • интернациональный стиль;
  • органический стиль;
  • брутализм.

Конструктивизм и рационализм характерны больше для России, а вот "баухаус" остался популярен только на территории Германии в основном.

Основные направления модернизма в искусстве

Модернизм характеризуется резким переломом в тенденциях. Творческие люди стремились создать нетрадиционные новые стили. Для модернистской парадигмы характерна отвлеченность и схематизация стиля.

Можно перечислить достаточно много направлений и стилей, которые относятся к модернизму, но стоит остановить свое внимание на главных:

Символизм в искусстве

Крупное направление, берущее начало в Франции 70-80 годов девятнадцатого века, и получило наибольшее развитие ближе к началу двадцатого века на территории Франции, а также Бельгии и России того времени. Символисты стремились разрабатывать новаторские идеи, активно использовали символику и недосказанность, а также таинственность и намеки....

Импрессионизм в искусстве

Импрессионисты старались придать естественность и жизни изображению реального мира в своих произведениях. При этом подчеркивались подвижность и изменчивость реальности - самого мира и человеческих чувств.

Для этого активно применялись очень яркие краски, а также промежуточные тона и прозрачные тени. Стоит отметить, что Рубенс отказался в этот период от использования черного цвета, и это стало популярным приемом среди других импрессионистов....

Сюрреализм в искусстве

Данный стиль отличился достаточно активным применением аллюзий, а также парадоксальных сочетаний самых разнообразных форм и образов. Считается, что в основе идеи сюрреализма лежит совмещение реальности и сна, что само по себе абсурдно и противоречиво.

Большое влияние на это направление в процессе его развития оказали труды психоаналитика Зигмунда Фрейда, а целью сюрреалистов была демонстрация духовного возвышения и отделения живого духа от материальных ценностей....

Кубизм в искусстве

Данный стиль достаточно сильно распространился в Европе в свое время, и для него характерно использование разнообразных геометрических фигур и точных четких линий. Чаще всего реальные объекты разделялись на разные фигуры и стереометрические примитивы.

В России кубизм смешался с итальянским футуризмом, и данную манеру написания картин назвали "кристаллической". Впрочем, были мнения специалистов того периода касательно того, что это совершенно не новое течение, и что ранее уже было нечто подобное в мотивах скифских творцов....

Футуризм в искусстве

Это направление представляет собой достаточно крупное ответвление модернизма, основанное на идеях культа будущего, а также дискриминации прошлых стереотипов. Оно подразумевало отказ от традиционных основ грамматики, словотворчества или ритмики. В этот период появилось достаточно большое количество новых слов и приемов, а основной тематикой искусства явился технический прогресс и новейшие технологии.

Все произведения наполнены ярко выраженным пафосом разрушения и философией взрыва. В них воспеты революционные идеи и необходимость перемен во всем мире в целом. Динамичное движение сменило статичные фигуры на картинах или скульптурах, а активное развитие технологий позволило перейти многим творческим натурам в новые на тот момент творческие направления, в том числе кино и фотоискусство....

Абстракционизм в искусстве

Абстракционисты в своих работах стремились продемонстрировать абсолютный отказ от традиционных форм и изображения реалистичных элементов. Для этого использовались яркие краски и геометрические формы, а большой акцент делался на белый в сочетании с яркими контратными оттенками.

Для этого направления характерна беспредметность. Весь абстракционизм строится на основании исключительно ассоциотивного ряда, а философские сложные сюжеты могут иметь достаточно различные трактовки в зависимости от видения читателем или зрителем ситуации, а также настроения....

Постмодернизм в искусстве

Он завершил по сути эпоху модернизма, и характеризуется прежней философской направленностью, однако при этом сменяет стиль на более близкий к классическому и реалистичному. Частично направление повернуло в сторону традиционных понятий и приемов, представляя собой своеобразное переосмысливание прошлых тенденций при осознании, что полностью искоренить их будет невозможно.

По своей сути это своеобразный антитез модернизму, облеченный в игровую или саркастичную форму, который был призван уничтожить разницу между слоями общества, уравняв их в правах и низведя элиту до обычной массы жителей...

МОДЕРНИЗМ - комплекс нереалистических направлений и групп, появившийся в литературе и других видах искусства после периода безоговорочного господства реализма, в России - с начала 1890-х гг. Модернизм - порождение кризисной эпохи, отражающее неприятие многих устоявшихся к тому времени норм и традиций общественного бытия и сознания. Ho это глубоко новаторское явление. Особенности поэтики, даже мироотношения модернизма повлияли и на художников, оценивавших его отрицательно, прежде всего на Горького, Бунина. С другой стороны, обновлявшийся реализм также влиял на некоторых модернистов.

Модернизм по определению - стремление к новому, небывалому и вместе с тем к использованию ценностей многих, иногда, в идеале, всех культурных эпох прошлого; даже их громогласное отрицание футуристами сопровождалось широчайшим вовлечением в поэзию религиозной образности, особенно у раннего Маяковского. Духовные ценности прошлого в модернизме радикально трансформировались, перетолковывались, форма же литературных произведений была ориентирована на почти абсолютное (в футуризме - абсолютное) новаторство, традиции признавались лишь в новых сочетаниях.

Хотя еще с 1830-х гг. в русской литературе установилось преимущество прозы перед стихотворной поэзией, в модернизме последняя лидирует и влияет на прозу так же, как в эпоху Некрасова проза влияла на поэзию. В 1880-е гг. господствовала именно эпигонская по отношению к Некрасову лирика “гражданской скорби” с достаточно однообразной заунывной интонацией, поиск в области формы отсутствовал. Количественно такая поэзия резко преобладала и на рубеже XIX-XX вв., однако ее эстетическое качество несопоставимо с качеством искусства модернистов. Они, кроме акмеистов (но и тут нужны оговорки), обычно тоже не принимали наличную действительность, но не только социальную, а действительность вообще и либо отрицали ее (так, Федор Сологуб воспевал смерть и выдуманную им далекую планету Ойле), либо стремились изменить с помощью искусства и философии, деятельности духа, которая ставилась неизмеримо выше деятельности приземленно-практической. Это приводило к “жизнетворчеству”: сама жизнь художников-модернистов, их поведение, внешний облик формировались по законам искусства, что, в свою очередь, питало художественное творчество.

Главные направления модернизма - символизм, акмеизм и футуризм. Русские старшие символисты, именуемые также декадентами, - это Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Федор Сологуб (Ф.К. Тетерников), К.Д. Бальмонт, В.Я Брюсов и др. Мережковский в начале 90-хгг. писал, что идея общественного служения и “художественный материализм”, идущие от 60-х it. (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), завели литературу и тупик, стали причиной падения художественного вкуса; три элемента будущей новой литературы - мистическое содержание, символы, выражающие “безграничную сторону мысли”, и импрессионизм, т.е. внимание к оттенкам явлений, к темному и бессознательному в нашей чувственности. Острая психологическая напряженность, утонченность, изысканность, изящество выражения стали признаками декадентства наряду с глобальным неприятием реальности, воинствующим эстетизмом и индивидуализмом. Ho старшие символисты существенно различались между собой. Мережковский, по сути, иллюстрировал образами, преимущественно в прозе на историческом материале, свои философские построения (он думал о царстве “третьего завета”, где будут сняты противоречия духа и плоти, христианства и язычества), а Брюсов, далекий от религиозного мистицизма, опирался на культурологические представления о периодах истории, интересуясь более или менее ими всеми, был искусным стилизатором, придавал огромное значение стихотворной технике. Культуру стиха символисты повысили чрезвычайно, создали и новую прозу. К.Д. Бальмонт уже в начале 1900-х гг., оставаясь символистом, занял во многом антидекадентскую позицию, в чем к нему близки появившиеся тогда младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), Вяч. И. Иванов и др. Они особенно высоко ставили философию B.C. Соловьева (1853-1900). Владимир Соловьев верил в христианское возрождение народов мира (с объединением разных конфессий) после страшного поражения в столкновении с желтой расой. Ему виделся вселенский организм как воплощение божественной идеи - Софии (мудрости), которая может выступать и в облике земной женщины. Соловьевство пронизывает творчество Блока от “Стихов о Прекрасной Даме” до “Двенадцати” и “Скифов”. Ho мистицизм Блок критиковал еще в 1907-1910 гг. К 1910 г. символизм испытывает кризис, хотя его представители не становятся творчески бесплодными. К символизму более или менее примыкали в разное время И.Ф. Анненский, М.А. Кузмин, М.А. Волошин, ранние В.Ф. Ходасевич, Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам.

Символизм предполагает некое высшее единство мира, общее во внешних явлениях, сквозящее во всем сущностное начало. Поэтому символистам была близка духовная культура западного средневековья (они осмысливали как классическое наследие не только Античность, но и Средневековье и Возрождение, а также интересовались изначальным, докультурным сознанием - варварством). Русский символизм опирался прежде всего на немецкую романтическую эстетику и философию, но, во-первых, это не “двоемирие”, как романтизм, а “многомирие”, во-вторых, символизм не столько отрицает наличную действительность вообще (в отличие и от романтизма, и от “чистого” декадентства), сколько эстетизирует земное.

На рубеже 1912-1913 гг. заявил о себе акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам и др. Теоретически акмеисты провозглашали приятие мира, ясность форм, отказ от мистической туманности. Ho поэтами они были очень разными, их объединяет главным образом то, что свой внутренний мир они выражали в высшей степени опосредованно. Гумилев воспевал экзотику (романтика странствий и легенд), Мандельштам - культуру в ее различных видах и непреходящем значении, Ахматова же - тонкую, сложную психологию современной женщины, которая не пассивно воспринимает свое место в жизни (пока в основном личной); о ее лирике вполне можно говорить как о психологическом реализме. В дальнейшем главные фигуры акмеизма существенно эволюционировали, как хотя бы условное единство он оказался недолговечен.

Самым шумным, даже скандальным направлением в постсимволизме стал футуризм, мысливший себя как искусство будущего. Он резко отрицал настоящее и особенно прошлое, пытался быть оригинальным буквально во всех отношениях, вплоть до создания нового “заумного” языка. В творчестве и поведении футуристов было много эпатажа, вызова буржуазной публике. К умеренной футуристической группе “Центрифуга” принадлежал Б.Л. Пастернак. Самой ранней и наиболее радикальной группой была “Гилея” (кубофутуристы), которую организовал Д.Д. Бурлюк, “художник по специальности и антрепренер-скандалист по призванию” : хотя первым заговорил о футуризме в 1911 г. сочинитель “поэз” Игорь Северянин (И.В. Лотарев), лидер эго-футуристов, “гилейцы” выпускали свои сборники с 1910 г. (“Садок судей”, 1910, “Пощечина общественному вкусу”, 1912, “Дохлая луна”, 1913, “Взял”, 1915, и др.). В них было много антиэстетических приемов. Особую роль сыграл “будетлянин” (интересовавшийся славянской древностью) Велимир (Виктор) Хлебников. Он обладал подлинно оригинальным, подчас очень глубоким, хотя во многом фантастическим мышлением, мечтал о возвращении к мифологическим началам бытия и создании нового естественного языка всех землян. В.В. Маяковский называл этого “Председателя Земного Шара” (самоприсвоенный титул) поэтом не для “потребителей”, а для “производителей”, который своим творческим опытом, языковым чутьем, экспериментами со словом много дает другим поэтам. Ho вполне успешно учился у Хлебникова только сам Маяковский, наиболее крупный поэт-новатор XX в., явивший редчайший пример художника, который, отвергая долгое время все классические традиции, создал немало произведений, равноценных классике. На рубеже XIX-XX вв. и позже не только футуризм, но и весь модернизм воспринимался как противоположность классики. Итог XX столетия - признание его классиками многих художников-модернистов.

В СССР модернизм подавляется к началу 30-х гг. В русском зарубежье его традиция жила, но общественно-исторической почвы для развития модернизма, каким он предстал в Серебряном веке, больше не было. Однако он существовал и во взаимодействии с другими художественными принципами, прежде всего реалистическими. Творчество лучших поэтов и прозаиков столетия А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака, О.Э. Мандельштама, CA. Есенина, В В. Маяковского, М.А. Булгакова, А.П. Платонова, В В. Набокова и др. необъяснимо только с помощью пришедших из XIX в. понятий “реализм” и “романтизм”. У каждого из них свой оригинальный синтез разных творческих принципов, не остававшийся неизменным.

Инструкция

Философскими истоками модернизма на рубеже веков стали новые идеологические концепции, в основе которых лежал принцип иррационализма, т.е. признание бессилия человеческого разума в познании вселенной, признание ее «хаотического» начала. Это понимание соответствовало тревожному мироощущению человека той эпохи, предчувствию событий, близких к катастрофе или апокалипсису. Общее обозначение кризисных, упадочных настроений получило название декаданса. Длительное время понятия «модернизм» и «декаданс» отождествлялись, однако понимание значительно упрощает значение этих понятий.

Модернизм как новое искусство современности был противопоставлен в целом традиционному искусству в выборе тем для творчества, форм, средств и приемов воплощения реальности. Идеи абсурдности и алогичности мира проникли в разные виды творчества и изменили общие представления о роли художника, который мог воспринимать мир только субъективно. Модернисты представляли себя творцами новой реальности и нового искусства, которое веяниям времени.

Культурное пространство эпохи модернизма включало в себя множество самостоятельных направлений, которые были различны по своей значимости и влиянию на развитие искусства в целом: символизм, экзистенциализм, экспрессионизм, футуризм, кубизм, имажинизм, сюрреализм и т.д. Общими для них были принципы отрицания академической культуры, традиций искусства прошлой эпохи и, как , отказ от традиционного языка и активный поиск новых приемов в изображении мира и человека. Иногда такие эксперименты приводили к абсолютно бессмысленным формам подачи творческого материала, например «заумный» язык, созданный кубофутуристами, который принципиально разрушал словесную текста, или полный отказ от принципов линеарного воспроизведения явлений в живописи.

Условно эпоху существования модернизма можно разделить на несколько этапов. Ранний модернизм, оформившийся в течениях символизма, акмеизма, футуризма в 10-е годы ХХ столетия, отличался особой силой отрицания традиционного, эпатажностью и крайней экстравагантностью произведений искусства. Яркой иллюстрацией может служить моностих лидера московских символистов В. Брюсова «О закрой свои бледные ноги», которое стало концентрированным проявлением формальных экспериментов модернистов.

В годы Первой мировой войны в европейской и живописи возникло течение дадаизма, ставшее воплощением крайней нелепости жизни, отрицающее и человека и искусство вообще. Дадаизм сформировал важнейшие приемы модернистской техники: «расчленение» реальной действительности на незавершенные фрагменты, «калейдоскопичность» случайных событий и их хаотичное соединение.

В 20-30-е годы возникло одно из самых значительных направлений в искусстве модернизма – сюрреализм. Теоретик течения Андре Бретон провозгласил абсолютно бунтарский характер сюрреализма против основ жизни, морали, . Из недр этого направления «вышли» Луи Арагон, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали.

В годы после второй мировой войны модернизм воплотился в направлениях «театра абсурда», школах «нового романа», «поп-арта», в кинетическом искусстве и т.д. В 60-70-е годы

Модерн - cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.

Лев Бакст "Портрет Андрея Львовича Бакста, сына художника"

Тecнo cвязaн c мoдepнoм - cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн, кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй. Модерн имел в разных странах разные названия, которые в сущности являются синонимами: Ар Нуво - во Франции, Сецессион - в Австрии, Югендстиль - в Германии, Либерти - в Италии.


Алнксандр Бенуа "Купальня маркизы. " 1906

Для живописи модерна характерно стремление к созданию самостоятельной художественной системы. Одним из основоположников этих идей стала понт-авенская школа с Полем Гогеном. В отличие от других стилей, картины и панно модерна рассматривались как элементы интерьера, придавая ему новую эмоциональную окраску. Поэтому декоративность стала одним из главных качеств живописи модерна.


Густав Климт "Жизнь и смерть" (1908 -1916 г.г.)

Для живописи характерно парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных «ковровых фонов» и «вылепленных» со скульптурной чёткостью фигур и лиц первого плана (Г. Климт, Ф. Кнопф, М. А. Врубель), а также больших цветовых плоскостей (Л. С. Бакст, Э. Мунк) и тонких подчеркнутых нюансов (Врубель, Бенуа). Все это придавало картинам большую выразительность. Также символизм привнёс в живопись модерна символику линии и цвета; были широко представлены темы мировой скорби, смерти, эротики; распространённым стало обращение художников к миру тайны, сна, легенды, сказки и др. Ярким образцом живописи модерна являются полотна Густава Климта. Художники модерна творили во всех странах Европы и Америки: Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Голландии, России, США и др.

Альфонс Муха "Зодиак" 1896 г.

Модернизм - (от фр. modern - современный) общее название ряда направлений искусства первой половины XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого. Модернизм близок авангардизму и противоположен академизму.

В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, с тем, чтобы избежать путаницы.

Модернизм — совокупность художественных направлений в искусстве второй половины XIX — середины XX столетия Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год — год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка, нередко сопровождающиеся эпатажем и определенным вызовом устоявшимся канонам.

Авангардизм - общее понятие,объединяющее все виды экспериментальных,модернистских, подчеркнуто необычных начинаний в искусстве, поисков в искусстве 20 века.


Казимир Малевич "Спортсмены" (1930 -1931)

Общие черты всех авангардных направлений - постоянная конфронтация со всеми устоявшимися и признанными направлениями и постоянная готовность выдвигать новые небывалые художественные принципы, способные ошеломлять художественную среду и публику. Для этой цели используются приемы, методы, темы, образы, ранее считавшиеся несовместимыми с искусством. Постоянное внедрение в искусство столь "невероятных", "немыслимых " новшеств создавало вокруг авангарда атмосферу постоянного напряжения, революционных ожиданий, скандалов и столкновений.