Алхимию можно отнести к разделу оккультных наук. Она учит достигать сути каждой отдельной вещи. Каждый из нас привык воспринимать ее исключительно как псевдонауку. Действительно, большинство алхимиков занимались ею исключительно из корыстных побуждений (например, добыча золота). Однако, в то время, когда она только появилась алхимия, несла преимущественно философский смысл, который давал четкое определение устройству мира и человека. Еще одна вещь, которая приходит на ум при слове «алхимия» - магия.

Алхимию можно отнести к разделу оккультных наук // Фото: agniyogi.ru


Настоящие алхимики, активно занимающиеся данной деятельностью, восхваляют единство мира. Можно даже сказать, что они принимают участие в процессе его космического творения. Также некоторые люди полагают, что алхимия напрямую связана с зельевареньем. Вот в этом утверждении можно найти некоторый смысл. В ней очень часто практикуется смешивание различных ингредиентов для достижения определенного результата.

Возникновение слова «алхимия»

Само слово «алхимия» может ответить на вопрос, что это такое. Происхождение псевдонауки уходит корнями в Древний Свет. Изначально она начала возникать в Древней Греции, а затем перебралась в Египет, Рим и последовала на Восток. К сожалению, нельзя точно сказать значение термина, потому как алхимия обладает огромным количеством корней. Одна из версий гласит, что название связано со словом Chymeia, которое переводится, как «наливать» или «настаивать». Оно как-раз указывает на связь с врачебной практикой.

Иная версия утверждает, что термин происходит от Khem. Это слово когда-то обозначало земли, на которых находится Египет. Более древние источники говорят, что она связанна со словами «хемевсис» и «хюма». Переводятся они как смешивание, лист или же поток.


Само слово «алхимия» может ответить на вопрос, что это такое // Фото: ekabu.ru

Центральный элемент алхимии

Центральным элементом псевдонауки можно считать философский камень. Он известен как некий эликсир, обладающий способностью превращать любую вещь в изделие, выполненное из благородного металла. Во все времена этот эликсир описывали не только как обычный камень. Часто он принимал форму порошка или жидкости.

Часть адептов представляет нам способ приготовления данного «Великого Магистерия». К примеру, Альберт Великий изобрел для себя рецепт, в котором использовал ртуть, окалину серебра, мышьяк и нашатырный спирт. Все компоненты должны пройти через несколько стадий очищения, затем смешиваются, подогреваются и перегоняются до тех пор, пока не образуется белая субстанция. По словам алхимика она в итоге должна превратиться в твердую кристаллообразную массу. Способности философского камня не ограничивались превращением металлов. Алхимики Возрождения и даже Средневековья утверждали также, что с помощью эликсира можно выращивать драгоценные камни, исцелять неизлечимые болезни, в разы увеличивать плодоносность растений. Также существовали версии, что с его помощью некоторые продлевали жизнь при этом сохраняя молодость.


Центральным элементом псевдонауки можно считать философский камень // Фото: interesno.cc

Изготовителя философского камня

Француз Николас Фламель, который активно занимался алхимией в XIV столетии, отнесен к тем деятелям, которым удалось изготовить эликсир. Якобы после того, как он наткнулся на трактат Авраама, посвятил всю свою жизнь на его расшифровку. На его страницах автор оставил рецепт реального «ключа к Долголетию». В результате долгой и кропотливой работы он «обрел» свое бессмертие.

Легенда приобрела распространения благодаря очевидцам. Несколько людей утверждали, что своими глазами видели Фламеля, который абсолютно не постарел даже спустя несколько лет после официальной даты смерти. Более того, после вскрытия могилы тела там не оказалось. В любом случае философский камень ни в коем случае не стоит рассматривать в качестве какой-то материальной субстанции. Некоторые адепты полагали, что это всего лишь истина, которая решала сложнейшую задачу герметизма. Иными словами, она могла избавить человека от первородных грехов.


ранцуз Николас Фламель, который активно занимался алхимией в XIV столетииhttp:// Фото: 900igr.net


Со временем алхимия стала на одну ступень с медициной и астрологией. Именно эта псевдонаука дала толчок к возникновению химии и медицины, как науки. Некоторые ученые химики иногда называют алхимию сумасшедшей матерью разумной дочери химии. Но, это не совсем верно. Несмотря на то, что и химия, и алхимия работают с природными материалами их цели и принципы кардинально отличаются друг от друга. Для химии обязательными являются химические элементы, а вот для алхимии – сам человек. Последняя также руководствуется философскими соображениями и моральными основами. Ее опыты проводятся не только при наличии физического тела. Для нее достаточно присутствия души.

Алхимия, рассадник безумцев или лоно современной науки?

Некоторые считают алхимию наукой, другие - магией и даже обычным обманом. Однако нет никаких сомнений в том, что на протяжении веков многие ученые изучали эту область.

Почему алхимия вызывает такие эмоции? Была ли алхимия чем-то большим, чем просто безумием сумасшедших умов? Есть много признаков того, что удивительная тайна мира связана с алхимией, открытие которой позволяет человеку совершать настоящие чудеса.

Что такое алхимия?

Алхимия является предварительной научно-философской традицией. Практикуется по всей Европе, Африке и Азии. Комбинированные элементы, содержащиеся в таких современных областях как химия, физика, металлургия, медицина, искусство, психология, парапсихология, астрология, мистика и религия.

Обычно алхимия известна изучением методов трансмутации неблагородных металлов (например свинец) в благородные, главным образом в золото. Кроме того, алхимики концентрируют свои усилия на создании или поиске философского камня, эликсира бессмертия и лекарства от всех болезней.

Было принято несправедливое мнение, что алхимия - это «искусство делать золото». Напомним, что алхимия была наукой, основанной на опыте, на эмпирическом исследовании природных явлений. Благодаря этому были открыты и испытаны свойства многих веществ, введены в производство процессы дистилляции, ферментации, сублимации и т.д. Однако, поскольку рецепты и описания практических экспериментов были пронизаны «секретным знанием», потому что составы были полны аллегорий, алхимики не внушали доверия многим современникам.

Стоит отметить, что алхимия не фокусировалась только на физическом аспекте нашей реальности. Алхимики придавали большое значение духовным вопросам. Они стремились не только к совершенству тела, но и к развитию духа.

Современные дискуссии по алхимии делятся на изучение ее практических применений и эзотерических духовных аспектов. Первые проводятся историками физических наук, изучая предмет с точки зрения достижений древних ученых, а также философский и религиозный контекст, в котором эти события имели место.

Духовные аспекты алхимии представляют интерес для исследователей в различных эзотерических областях, спиритуалистов, а также психологов и некоторых философов. Следует помнить, что алхимия также оказывает постоянное влияние на литературу и искусство.

Этимология понятия алхимия.

Слово «алхимия» было заимствовано от старого французского слова «алкемия», которое, в свою очередь, заимствовано из арабского языка (al-kimiya). Арабское слово заимствовано из позднегреческого chemeia (что означает «смесь» и относится к фармацевтической химии).

Это древнегреческое слово происходит от раннегреческого названия Египта (Хемия), основанного на египетском названии Египта - keme (означает «черная земля», противоположная красному песку пустыни).

История алхимии.

Алхимия включает в себя несколько философских традиций, которые развивались около четырех тысячелетий на трех континентах. К сожалению, в этих традициях обычно используется символический язык, который часто кодируется, что значительно усложняет отслеживание их взаимного влияния и взаимоотношений.

Можно выделить как минимум три основных направления алхимии, которые кажутся в значительной степени независимыми, по крайней мере, на ранних стадиях:

Китайская алхимия - сфокусирована на Китае и его сфере культурного влияния (тесно связана с даосизмом);
Индийская алхимия - ориентирована на индийский субконтинент (связанна с дхармическими верованиями);
Западная алхимия - развивается в бассейне Средиземного моря, центр которого на протяжении тысячелетий перемещался от территории Египта, через греко-римскую культуру и исламский мир к средневековой Европе. Западная алхимия разработала свою собственную философскую систему, которая была в значительной степени независимой от религии, хотя она оставалась под ее влиянием.

До сегодняшнего дня мы не знаем, имеют ли эти три ветви алхимии какое-либо общее происхождение, или они влияли друг на друга в некоторой степени.

Календарь развития алхимии:

3-й век до н.э. - великое развитие алхимии во времена правления Птолемея II в Александрии (285-246 гг. до н.э.). В это время развивались новые алхимические идеи (в том числе концепция философского камня, эликсира жизни).

1-й век н.э. - деятельность пророка Марии, которой приписывают изобретение аппарата для дистилляции.

Второе столетие нашей эры - первое упоминание о превращении обычных металлов в золото, встречающееся в буддийских текстах.

Третье столетие нашей эры - греческий алхимик по имени Зосимос, который жил в Панаполисе (Верхний Египет). Написал двадцать работ, в которых изложил все алхимические знания. Зосимос утверждал, что алхимия происходит со времен Древнего Египта (со времен фараонов), где она была областью священства (в настоящее время нет никаких доказательств).

250 год - так называемая дата папируса из Лейдена (также известный как папирус из Стокгольма), один из важнейших алхимических документов, сохранившихся до наших дней.

283-343 г. - самый старый китайский алхимик, оставивший свои знания на бумаге, - это Хе Хун. В своей книге (Пао Пу Идзу) он описал алхимические превращения, позволяющие создать средство для обеспечения бессмертия.

760-815 г. - жизнь и творчество арабского алхимика по имени Джабир ибн Хаян (известный на Западе как Гебер), считается величайшим алхимиком своего времени. Он значительно изменил теорию четырех элементов Аристотеля (земля, воздух, огонь, вода), к которым он добавил серу и ртуть.

850-925 г. - персидский алхимик Мухаммад ибн Закария аль-Рази, один из величайших врачей средневекового исламского мира.

9-й век - с этого периода поступают первые заметки, касающиеся производства пороха, что является одним из важнейших изобретений китайских алхимиков.

1144 год - издание арабской книги под названием «Книга о композиции алхимии».

1193-1280 г. - жизнь и деятельность одного из первых европейских алхимиков Альберта фон Больштадта, более известного как Альбертус Магнус.

1214-1292 г. - жизнь и деятельность Рейгера Бэкона, который проводил много эмпирических исследований.

14-й век - алхимия стала более доступной для европейцев. Алхимический дискурс перешел от чисто научной философской дискуссии к более широкому социальному комментарию. Идеи, связанные с алхимией, также проникли в искусство. Данте, Пирс Пахман или Чосер писали алхимические картины.

1317 год - папский указ, запрещающий практику алхимии.

1403 год - Генрих IV в Англии запретил практику воспроизводства и трансмутации металлов. Однако можно было приобрести лицензию на попытку добычи золота алхимическими методами.

15-й век - развитие эзотерических систем, представляющих собой смесь алхимии с оккультным герметизмом, магией, астрологией. Ключевой фигурой в этом направлении был Генрих Корнелиус Агриппа (1486-1535).

16-й век - период значительного развития алхимии. Яркие представители: Георг Бауэр (1494-1555), называемый Агрикола, Феофраст Бомбастус фон Хоэнхайм (1493-1541), называемый Парацельс.

1527-1608 г. - жизнь и деятельность Джона Ди, английского оккультиста, который также был алхимиком, каббалистом и исследователем тайных знаний. Считается, что он является автором текста «Рукопись Войнича». Ему также приписывают изобретение термина «Британская империя».

1597 год - публикация работы «Алхимия» немецкого ученого Андреаса Либау, также известного как Либавий.

1604 год - публикация произведения «Триумфальная машина сурьмы», выпущенная Иоганном Тельде.

1612 год - смерть императора Рудольфа II Габсбурга, одного из величайших покровителей алхимии. Он сделал свой двор убежищем для всех видов алхимиков, астрологов, колдунов и каббалистов. Он верил в откровения, передаваемые такими людьми.

17-й век - развитие идеи эмпирического исследования постепенно способствовало отказу от существующих целей алхимии. Исследователи начали сосредотачиваться на более общих познавательных целях.

1720 год - впервые было проведено различие между алхимией и химией.

1781 год - Джеймс Прайс (1752-1783) объявил, что он произвел пыль, которая позволила преобразовать ртуть в серебро или золото. Когда его спросили о его откровениях и предложили трансмутацию перед заслуживающими доверия свидетелями, он покончил жизнь самоубийством.

19-й век - возрождение алхимии. Двумя наиболее интересными персонажами этого периода являются Мэри Энн Этвуд и Итан Аллен Хичкок, которые независимо друг от друга опубликовали похожие работы по духовной алхимии. Работа Этвуд повлияла на других оккультных авторов, включая Элифаса Леви, Эдварда Уэйта и Рудольфа Штейна.

1845 год - Барон Карл Райхенбах (1788-1869) опубликовал свое исследование силы Одики, концепции несколько похожей на алхимию.

20-й век - Альберт Ричард Ридель и Жан Дюбуа объединили алхимию с оккультизмом. Исследовательское общество «Paracelsus» популяризировало производство травяных настоек и аналогичных продуктов.

ВВЕДЕНИЕ

До недавнего времени алхимия считалась самой туманной наукой, доставшейся нам в наследство от средневековых ученых. Если вы откроете какой-либо трактат XV века и попробуете его читать, то через некоторое время вы поймете, что без специальных знаний там ничего невозможно понять.

Именно поэтому об алхимии сложилось мнение, что она состоит из крайне замысловатых аллегорий, которые не имеют ни какой практической пользы и пригодны лишь для развлечений. Вовсе не трудно отрицать то, чего не понимаешь. Гораздо сложнее что-то понять и найти в древней науке определенный скрытый смысл.

Труды алхимиков действительно трудны для понимания. Но если вы имеете достаточно терпения и ума, если вы действительно желаете понять алхимию, то для начала необходимо изучить главные принципы этой науки. Поняв алхимию, вы научитесь использовать то, что для других кажется полной бессмыслицей.

Бытует ошибочное мнение, что алхимия является предшественницей химии. Однако, используя такой подход, невозможно ее понять как рациональную науку. Между ними весьма мало общего. Если химия основана на наблюдениях, которые тщательно фиксируются и систематизируются, то алхимия имеет противоположное направление. Она идет как бы изнутри, от духовного к физическому. То есть в химии знания (мысли) появляются в результате практических наблюдений. При этом происходит передача информации от материального явления (лабораторный опыт) к духовному (знания). В алхимии все наоборот. Здесь духовная идея воплощается в реальность. Хотя в некоторых случаях алхимия может использовать методы химии, но идея, заложенная в ней, резко отличается от того, что нам объясняют с детства. Настоящий алхимик сначала составляет формулу, а потом делает свои опыты.

История алхимии похожа на историю многих других незаслуженно забытых древних наук. Ее придумали египетские жрецы, которые из поколения в поколение производили таинственные опыты в тишине своих святилищ. Когда римляне завоевали Египет во II веке, то алхимия проникла в Европу. Эту дату считают началом европейской алхимии как науки. До нас дошли трактаты Гермеса, Останеса, Синезиуса, Зосимы, Клеопатры и Пелага об искусстве делать золото из других, менее благородных металлов.

Когда дикие племена гуннов (варваров) наводнили Европу, то мировая цивилизация переместилась на восток к арабам. Их талантливые ученые сделали из алхимии настоящее искусство, избавив ее от всего лишнего. Особенно прославились Авиценна, Гебер, Розер, Алфидиус, Калид, Мориен и Авензоора. Со временем арабы до предела усовершенствовали алхимию, и в таком виде она впоследствии досталась крестоносцам.

Алхимию создавал весь мир. Труды Аристотеля и других не менее известных античных алхимиков побывали на востоке, были там усовершенствованы и снова очутились в Европе. В Средние века появляются книги Алана де Лилля, Альберта Великого, Роджера Бэкона, Фомы Аквинского, Джорджа Липпи, Бартоломея, Нортона, Раймонда Луллия, Бернара Тревизана, Николая Фламеля и Василия Валентина. С именем последнего связан новый период развития алхимии, которая была соединена с магией и каббалой.

Наиболее знаменитым европейским алхимиком XVI века считается Парацельс, который основал целую школу, в которой были наиболее известны: Турнейсер, Дорн, Рох Бельи, Бернард Карцелянус и Кролиус. В то время в алхимии, как и во всякой серьезной науке, существовали оппоненты, которые противопоставляли школе Парацельса свои собственные научные взгляды. Это: Дионисий Захарий, Блес де Виженер, Гастон Главес, Виколь, Келли, и Сендивогий.

В XVII веке алхимия была великолепна! Многочисленные адепты трудились по всей Европе, доказывая своими опытами справедливость науки о трансмутациях (превращениях). Жажда искусственного золота охватила весь мир. Все христианские монастыри имели собственные лаборатории. Князья и короли щедро финансировали опыты алхимиков, надеясь первыми получить «Великое Деланье» (превращение свинца в золото). Именно в этот период появляется знаменитое общество Розенкрейцеров, об алхимических достижениях которых ходят самые невероятные легенды. В этот период наиболее известны имена Филарета, Мишеля Майера, и Планискампи.

Парацельс утверждал, что «алхимия позволяет превращать одно в другое». А Дионисий Захарий считал эту науку «естественной философией материальных предметов». Его дополнял Роджер Бекон, поясняя, что «алхимия – это наука приготовления некоего состава или эликсира, который, будучи прибавлен к несовершенным предметам, превращает их в совершенные». «Если обычная химия разрушает вещества, которые сформировала природа, то алхимия, напротив, помогает природе их совершенствовать», – писал в XVIII веке Пернетти.

Естественно, как и в любой науке в алхимии, были как настоящие ученые, так и мошенники, выдававшие свои вымыслы за реальные открытия. Однако настоящие ученые искали философский камень (эликсир) не из жадности, а из любви к искусству. В своих исследованиях они, как правило, использовали глубокие познания теории, предпочитая опыты с благородными металлами, чистыми веществами, в хороших лабораториях.

Наряду с гениальными учеными в алхимии трудились множество посредственных практиков-исполнителей, которые делали свои опыты вслепую. Хотя эти исполнители и не понимали причин наблюдаемых явлений, но благодаря многочисленным экспериментам периодически совершали полезные открытия. Именно такими исследователями были изобретены краски, кислоты и искусственные минералы. Они явились родоначальниками современной химии, которая со временем вытеснила алхимию, заняв ее место. В свое время Беккер писал, что «ложные алхимики ищут лишь способ делать золото. А настоящие алхимики-философы жаждут науки. Первые делают краски и поддельные камни. А вторые приобретают знание вещей».

В XVIII веке благодаря своей практической полезности, химия стала опережать алхимию. Открытия следовали одно за другим, в результате чего химия превратилась в общепризнанную науку. В то же время на алхимиков стали смотреть как на безумцев. С тех пор алхимия незаслуженно забыта, и в ней не сделано ни одного нового открытия. Остановившись в развитии, эта наука фактически перестала существовать. Немногочисленные последователи довольствуются лишь перепечаткой древних трактатов, не имеющих никакой практической ценности. В настоящее время сохранился лишь определенный интерес к истории алхимии, связанной с общей историей человеческого общества.

Справедливости ради надо заметить, что труды многих алхимиков опередили свое время. Поэтому они до сих пор не востребованы. В современной алхимии можно делать открытия не только путем практических экспериментов, но и изучая старинные научные манускрипты. В истории есть несколько примеров, когда истинные открытия были востребованы лишь спустя много столетий. Например, Пифагор утверждал, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца. Но только через две тысячи лет Коперник снова доказал миру эту старую истину…

Есть области человеческих знаний, которые признаны научными, а есть, которые считаются ненаучными. К последнему типу относится и алхимия. Но так ли уж ненаучна она была? И только ли поисками философского камня занимались алхимики? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо проследить историю возникновения алхимии как науки.

Слово "алхимия" восходит через арабское слово "cheo" к греческому "chemeia", что означает "лью, отливаю". Этимология прямо указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Есть и другое толкование - от египетского иероглифа "хми", означавшего плодородную землю в противовес бесплодным пескам. Этим иероглифом обозначался Египет, место, где, как считают, возникла алхимия.

Впервые термин "алхимия" встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога IV в. Важнейшей задачей алхимики считали трансмутацию (превращение) неблагородных металлов в благородные. Эта задача вплоть до XVI в. была главной не только в алхимии, но и в химии. Идея возможности трансмутации металлов возникла не на пустом месте, она базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких "первоэлементов", которые при определенных условиях могут переходить друг в друга.

Период, когда алхимия зарождалась и процветала (IV-XVI вв), был периодом развития не только "умозрительной" алхимии, но и практической химии. И эти две науки прямо влияли друг на друга. Знаменитый немецкий химик Либих писал про алхимию, что она "никогда не была ничем иным, как химией". Можно провести параллель и сделать вывод, что алхимия относится к современной химии так, как астрология к астрономии. Да, астрологию не принимает академическая наука, однако имеется огромнейшее количество доказательств, что астрологические законы работают, и астрологи на самом деле предсказывают будущее.

Средневековые алхимики старались отыскать два неких таинственных вещества, с помощью которых можно было бы достичь желанной трансмутации металлов. Первое, обладавшее свойством превращать в золото не только серебро, но и свинец, ртуть и т. д., носило название философского камня, красного льва, великого эликсира (слово "эликсир" произошло от арабского "аль-иксир" - "философский камень"). Предполагалось, что философский камень не только облагораживает металлы, но и служит универсальным лекарством. Раствор его, так называемый золотой напиток, мог исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь.

Другое таинственное вещество, второстепенное, носившее название белого льва, белой тинктуры, имело способность превращать все неблагородные металлы в серебро.

Если отбросить все предрассудки, то алхимия не столько наука, сколько высочайшая ступень символического мышления, учение, которое постигает путь "достижения центра всех вещей". Алхимия определяется как моделирование космического процесса и создание "химической модели космического процесса". Алхимик создавал в своей реторте модель мира и миросозидающих процессов и затем в своих сочинениях подробнейшим образом описывал все предметы, помогающие ему в этом, и приемы. Для алхимиков вообще было свойственно тщательное отношение к описанию эксперимента (при этом использовалась невероятно символичная терминология). Ведь алхимик ставит своей задачей воспроизведение и одухотворение космоса, соучастие в космотворческом процессе, исходит из представления о субстанциальном единстве мира и универсальности перемен. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде гностического змея уробороса, змея, пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической Работы.

Любопытно, что и в Европе, и на Востоке алхимия являла собой комплекс из еще двух наук - астрологии и медицины, и воспринималась как путь к духовному совершенству, как стиль жизни и тип человеческого поведения. При этом различались внутренняя и внешняя алхимия. Внутренняя - форма внутреннего делания, она направлена на достижение адептом просветленного состояния через одухотворение микрокосмоса. Внешняя - работает с очищением космологических сущностей, скрытых под формой вещества. В основе лежит древнее представление о materia prima (первоматерии), являющейся субстанцией микро- и макрокосма, способной трансформироваться и образовывать новые формы.

Алхимия работала в системе четырех модусов первоматерии - первоэлементов греческой натурфилософии: воздуха, земли, огня и воды (плюс пятый в греческой алхимии - всепроникающий эфир или металл в китайской) в сочетании с тремя философскими элементами: соли, серы и ртути. Ртуть (Меркурий) - пассивное женское начало (инь) - представляет первую очистку и являет собой чувство, воображение. Сера выступает как активное мужское начало (аналогия янь в китайской алхимии) - более тонкая очистка: разум, интуиция. Великое делание или преображение (киноварь) - алхимический андрогин, гармоническое сочетание мужского и женского (инь и янь): "Тот, кому не удается "стать двумя в одном теле", станет двумя в одном духе" (Де Оливье).

Алхимия также известна как взаимодействие энергии Кундалини - символа женского аспекта - с высшей энергией, или мужским принципом. Через понимание работы мужского и женского принципов она связана с системой Таро.

Да, получение философского камня или эликсира жизни было для алхимиков самоцелью. Однако философский камень обозначает, прежде всего, глубокое внутреннее стремление найти свою истинную духовную природу, известную алхимикам как активный принцип.

Такая хорошо отработанная система аналогий позволила алхимии с ее универсальным языком занимать одно из ведущих мест вплоть до наших дней не только внутри себя, но и в современной литературе, театре, мистических учениях. В связи с этим иносказательность многих алхимических трактатов может быть объяснена тем, что в них органически слились естественнонаучные и художественные представления о мире. Поэтому-то в некоторых странах алхимия легализована христианской идеологией, там она считается белой магией. В тех же странах, где алхимия выступает в своем языческом качестве (черная магия), она признается неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, алхимика Александра Сетона Космополита и др.).

Существовало несколько школ алхимии: греко-египетская, арабская и западноевропейская. Во времена эллинизма существовало такое направление алхимии, как герметизм. Это было религиозно-философское течение, сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и египетской алхимии. Этот период представлен значительным числом сочинений, приписывавшихся Гермесу Трисмегисту. Традиция герметизма получила продолжение в европейском Ренессансе, им пропитаны труды Парацельса, он повлиял даже на Джордано Бруно и Исаака Ньютона.

Родиной алхимии считается Древний Египет. Алхимики вели начало своей науки от Гермеса Трисмегиста, считавшегося основателем этой науки (его отождествляли с египетским богом Тотом, а в Древнем Риме - с Меркурием), и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса - отсюда пошло выражение "герметически закрытый". Существовало предание, что искусству обращать "простые" металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми вступили в брак, о чем рассказано в "Книге Бытия" и "Книге пророка Еноха" в Библии.

Колыбелью химии принято считать Александрийскую академию. Основанная Александром Македонским в 332 г. до н.э. новая столица Египта Александрия очень быстро стала крупнейшим торговым и культурным центром античного Средиземноморья. Александрийскую академию основал Птолемей Сотер, соратник Александра, ставший после смерти последнего (323 г. до н.э.) царем Египта. Эта академия вместе с созданным при ней крупнейшим хранилищем античных рукописей - Александрийской библиотекой (около 700 000 рукописей) - просуществовала около тысячи лет (до VII в. н.э.). С ней связаны имена таких выдающихся мыслителей античности, как Евклид, Архимед, Птолемей.

На протяжении всего своего существования алхимия оставалась наукой герметической - т.е. закрытой для непосвященных. Основными объектами изучения александрийской алхимии являлись металлы; именно в александрийской алхимии сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующая планета и день недели. Впрочем, в европейской алхимической традиции ртуть металлом не считалась, поскольку не упомянута в Библии.

Несмотря на мистические философствования, ныне признанные ненаучными, алхимики, тем не менее, в процессе своих поисков добились очень многого для развития академической химии. Например, еще греко-египетские алхимики открыли такое явление, как амальгамирование металлов. Александрийскими алхимиками был усовершенствован способ извлечения золота и серебра из руд, для чего широко применялась ртуть, получаемая из киновари или каломели. Они же начали применять амальгаму золота для позолоты, ими был разработан способ очистки золота купелированием - нагреванием руды со свинцом и селитрой.

При этом, помимо практического значения, уникальная способность ртути образовывать амальгаму привела к появлению представления о ртути как об особом, "первичном" металле. Тому же способствовали и необычные свойства соединения ртути с серой (киновари), которая в зависимости от условий получения имеет различную окраску - от красной до синей.

Примерно в те же времена было открыто и получение латуни - желтого сплава меди с цинком. Правда, знаменитый тогда алхимик Болос считал, что латунь являлась золотом.

К сожалению, об александрийском этапе алхимии известно очень мало, так как Александрийская библиотека была практически полностью уничтожена. Кроме того, римский император Диоклетиан, дабы исключить возможность получения дешевого золота, приказал уничтожить все труды по алхимии.

Утверждение христианства в качестве государственной религии Римской империи при императоре Константине (285-337) привело к еще большим гонениям на алхимию, которую христиане считали ересью. В 529 г. папа римский Григорий I запретил чтение древних книг и занятие не только алхимией, но и математикой и философией. В итоге христианская Европа погрузилась во мрак раннего средневековья. Однако научные и культурные традиции греческой школы на Востоке сохранялись какое-то время в Византийской империи, которая стала распространителем алхимических идей в Европе в IV в. (крупнейшая коллекция алхимических рукописей хранится в Библиотеке Святого Марка в Венеции), а затем они были восприняты арабским миром.

После того, как арабы в VII в. завоевали Египет, они принесли наследие александрийской школы в завоеванную ими Испанию, которая стала вторым после Византии источником распространения алхимических идей в Европе.

В VII в. началось победоносное шествие новой мировой религии - ислама - что привело к созданию огромного Халифата, включившего в себя Малую и Среднюю Азию, Северную Африку (включая и Египет) и юг Пиренейского полуострова в Европе. Арабские халифы, подражая Александру Македонскому, покровительствовали наукам. На Ближнем Востоке - в Дамаске, Багдаде, Кордове, Каире - были созданы университеты, на несколько столетий ставшие главными научными центрами и давшие человечеству целую плеяду выдающихся ученых. Влияние ислама в арабских университетах было сравнительно слабым. Кроме того, изучение трудов античных авторов не противоречило трем обязательным исламским догматам - вере в Аллаха, в его пророков и загробный суд. Благодаря этому на Арабском Востоке могли свободно развиваться научные представления, в основе которых лежало научное наследие античности, в том числе и александрийская алхимия.

Среди арабских ученых, занимавшихся алхимией, выделяется знаменитый бухарский врач Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, или Авиценна (980-1037). Однако он подходил к вопросу крайне нестандартно: он явился первым в истории критиком идеи трансмутации металлов, каковую он считал невозможной. Основной задачей алхимии Авиценна считал приготовление лекарственных средств.

Однако арабский период алхимии обогатил человечество такими основополагающими аспектами, как создание основных теорий алхимии и химии, лабораторной техники и методики эксперимента. Арабскими алхимиками был разработан и понятийный аппарат. Они добились несомненных практических успехов - ими выделены сурьма, мышьяк и, по-видимому, фосфор, получены уксусная кислота и растворы сильных минеральных кислот. Арабская алхимия, в отличие от александрийской, была вполне рациональна: мистические элементы в ней представляли собой, скорее, дань традиции. Важнейшей заслугой арабских алхимиков стало создание фармацевтики, развившей традиции античной медицины.

После XII в. по ряду как внутренних, так и внешних причин арабская алхимия начала приходить в упадок. Последним крупным арабским алхимиком стал Ал Джилдаки (XIV в.), написавший ряд сочинений, очень полно суммирующих труды его предшественников. Центр научной мысли перемещается в Европу.

Алхимия развивалась и в Китае. Начало китайской алхимии восходит к IV-III вв. до н.э. Самый ранний из известных нам письменных источников - алхимический трактат "Цань тун ци" ("О единении триады") относится ко II в. Китайская алхимия через индусов и арабов повлияла даже на средневековую европейскую алхимию. В III в. алхимическими влияниями становится затронутой и Индия. Индийская алхимия работала с идеей колеса с шестью спицами, делящими поле на шесть планетных царств, шесть классов существ, шесть человеческих состояний, шесть металлов. Точка в середине соответствует царю - на земле, солнцу - на небе и золоту.

Европейские государства, прежде всего страны южной Европы, достаточно тесно контактировали с Византией и арабским миром, особенно после начала крестовых походов (с 1096 г.). Европейцы получили возможность ознакомиться и с блестящими достижениями арабской цивилизации, и с наследием античности, сохранившимся благодаря арабам.

В XII в. начались попытки перевода на латинский язык арабских трактатов и сочинений античных авторов. Тогда же в Европе были созданы первые светские учебные заведения - университеты: в Болонье (1119), Монпелье (1189), Париже (1200). Начиная с XIII в., можно говорить о европейской алхимии как об особом этапе алхимического периода. В период с XII по XVII вв. алхимией занимались известные ученые, оставившие след в европейской науке.

При этом между арабской и европейской алхимией имелись весьма существенные различия. Европейская алхимия развивалась в обществе, где католическая церковь активно вмешивалась во все светские дела; изложение идей, противоречащих христианским догмам, было делом весьма небезопасным. Поэтому алхимия в Европе находилась на полуподпольном положении. В 1317 г. Папа Иоанн XXII предал алхимию анафеме, после чего всякий алхимик в любой момент мог быть объявлен еретиком со всеми вытекающими последствиями. Однако любопытно, что европейские властители (и светские, и церковные), объявив алхимию вне закона, в то же время покровительствовали ей, рассчитывая на выгоды, которые сулило нахождение способа получения золота. Вследствие этого европейская алхимия, как и александрийская, изначально являлась герметической наукой, доступной только посвященным. Этим объясняется характерное для европейской алхимии чрезвычайно туманное изложение достигнутых результатов. Впрочем, в течение довольно долгого времени европейские сочинения по алхимии представляли собой лишь переводы либо компиляцию арабских трактатов.

Первым знаменитым европейским алхимиком стал монах-доминиканец Альберт фон Больштедт (1193-1280), более известный как Альберт Великий (Альбертус Магнус). Он первым из европейских алхимиков детально описал свойства мышьяка, поэтому ему иногда приписывают его открытие.

Его современник, английский монах-францисканец Роджер Бэкон (1214-1292) в своих трактатах дает подробное описание природы металлов с точки зрения ртутно-серной теории. Бэкон дал классическое определение алхимии: "Алхимия есть наука, указывающая, как приготовлять и получать некоторое средство, эликсир, которое, брошенное на металл или несовершенное вещество, делает их совершенными в момент прикосновения".

Как и в сочинениях арабских алхимиков, в работах Альберта Великого и Роджера Бэкона доля мистицизма была сравнительно невелика. В то же время для европейской алхимии в целом мистические элементы значительно более характерны, нежели для арабской.

В итоге мистицизм и закрытость европейской алхимии породили значительное число мошенников от алхимии. И тем не менее, в XIV-XV вв. европейская алхимия добилась значительных успехов, сумев превзойти арабов в постижении свойств вещества. В 1270 г. итальянский алхимик кардинал Джованни Фиданца (1121-1274), известный как Бонавентура, в одной из попыток получения универсального растворителя получил раствор нашатыря в азотной кислоте, который оказался способным растворять золото, царя металлов (отсюда и название - aqua Regis, т.е. царская водка). Имя самого значительного из средневековых европейских алхимиков, работавшего в Испании в XIV в., осталось неизвестным - он подписывал свои сочинения именем Гебера (под таким именем в Европе был известен выдающийся арабский ученый и алхимик Абу Муса Джабир ибн Хайян (721-815)). Псевдо-Гебер первым подробно описал сильные минеральные кислоты - серную и азотную. Использование концентрированных минеральных кислот в алхимической практике привело к существенному росту знаний химиков и алхимиков о веществе.

Этими и другими учеными были открыты отделение золота от серебра при помощи азотной кислоты, получение мышьяка в чистом виде, серного эфира, соляной кислоты, многие соединения мышьяка и сурьмы, способность селитры взрываться благодаря горящему углю, способы получения сурьмы и ее медицинское применение (сурьма была любимым лекарством алхимиков, которые мечтали получить из нее средство для лечения всех болезней). Ян Баптист ван Гельмонт ввел термин "газ", Иоганн Рудольф Глаубер открыл сульфат натрия (глауберову соль). Он, правда, считал ее тем самым философским камнем. Джамбаттиста делла Порта изготовил оксид олова, Блез Виженер открыл бензойную кислоту. Эти примеры, перечень которых далеко не полон, наглядно свидетельствуют, что "ненаучные" исследования алхимиков пошли на пользу человечеству.

Многие открытия носили без преувеличения сенсационный характер. В 1602 г. сапожник и алхимик Винченцо Касциароло в горах Болоньи нашел камень, который был настолько тяжел, что Касциароло заподозрил в нем наличие золота. В итоге был открыт новый элемент - барий. В середине XVII в. алхимик из Гамбурга Хенниг Бранд, перегоняя человеческую мочу, обнаружил, что при прокаливании осадка последний светится в темноте. Так был повторно получен фосфор. Чуть позже благодаря поискам алхимиков был создан саксонский и мейсенский фарфор.

Большую роль в распространении алхимических сочинений сыграло книгопечатание (первая типография была открыта в Майнце в 1450 г.). Так как печатание было тогда достаточно дорогим, многие анонимные алхимики для придания авторитета своим сочинениям издавали их под именами известных ученых древнего мира - Платона, Пифагора, Демосфена и т.п. Также появились во множестве переводы якобы с арабского языка, хотя впоследствии эти рукописи нигде не были обнаружены.

К середине XVI в. в европейской алхимии стало очевидным быстро прогрессирующее разделение. С одной стороны - вырождающиеся мистики, по-прежнему пытающиеся осуществить трансмутацию металлов с помощью магии, с другой - представители набирающих силу рациональных течений. Наиболее значительными из последних являлись ятрохимия (поиски долголетия и бессмертия) и техническая химия, ставшие своего рода переходным этапом от классической алхимии к новой научной химии.

Если обобщить достижения того периода, то его главным результатом, помимо накопления значительного запаса знаний о веществе, стало становление эмпирического (опытного) подхода к изучению свойств вещества. В целом алхимический период явился совершенно необходимым переходным этапом между натурфилософией и экспериментальным естествознанием.

Однако нельзя не признать, что алхимии изначально были присущи очень серьезные отрицательные черты, которые и сделали ее тупиковой ветвью развития естествознания и химии. Во-первых, это ограничение исследований трансмутацией металлов, ведь все алхимические операции были подчинены лишь этой главной цели. Во-вторых - мистицизм. В-третьих - догматизм теории, лежащий в основе идеи трансмутации, который принимался за истину в последней инстанции без каких-либо обоснований. Наконец, изначально характерная для алхимии закрытость являлась существенным препятствием для развития этой науки.

Основоположником ятрохимии (от греческого "ятро" - "врач") принято считать немецкого врача и алхимика Филиппа Теофраста фон Гогенгейма, известного под именем Парацельса (1493-1541). Алхимия Парацельса фокусировалась на микрокосме, решая вопросы универсальной медицины в поисках Меркурия (эликсира жизни). Подобно Авиценне, Парацельс негативно относился к идее трансмутации металлов (не отрицая, впрочем, принципиальной возможности трансмутации). Парацельс утверждал, что задача алхимии - изготовление лекарств: "Химия - один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства".

Вторая половина XVII в. оставила самые причудливые воспоминания о людях, которые выдавали себя не только за алхимиков, врачей, магов, но и за знатоков всех проблем, волнующих человека. Эта плеяда авантюристов, шарлатанов добивалась титулов, почета, известности, хотя иногда кончала свой жизненный путь весьма печально. Кто не слыхал таких имен, как граф Сен-Жермен, Калиостро, Джон Лонг? При этом истинные алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью. (Тем не менее, Данте в своей "Божественной комедии" определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду, а если точнее, в круге восьмом, рве десятом.) Целью для них был именно сам философский камень (хотя камень - это понятие условное, чаще его представляют либо порошком, либо раствором порошка - тот самый эликсир жизни) и духовное освобождение, абсолютная свобода.

После распространения уже собственно химии, алхимия вызывала интерес у многих, в частности, и у И.В. Гете, который несколько лет посвятил изучению трудов алхимиков.

Если резюмировать все данные об алхимии и алхимиках, то можно сказать, что европейский алхимик - это одновременно теоретик-экспериментатор и практик-ремесленник, поэт и художник, схоласт и мистик, теолог и философ, маг-чернокнижник и истинный христианин. Такой взгляд на алхимию позволяет понять ее как явление, сосредоточившее в себе многие особенности уклада древних, темных и средних веков.