Мураметова Луиза Рахманкуловна

Данный материал полезен для учителей русского языка и литературы. Мероприятие предназначено для проведения в рамках недели русского языка и литературы,недели Книги в 9-10 классах. Игра поможет учащимся вспомнить изученные художественные произведения и узнать много интересного и познавательного, отвечая на предложенные вопросы.

Цель : привлечь учащихся старших классов к изучению русского языка и литературы и к чтению книг при помощи познавательных вопросов.

Оборудование : проектор, компьютер, волчок, допускается расчерченная доска

Ход игры

1. Знакомство с правилами игры

Мероприятие, посвященное Неделе Книги, проведем в форме игры «Что? Где? Когда?» и «Своя игра». Класс разделится на команды, каждая команда выберет капитана, придумает название. Сначала играет одна команда, затем другая. Вы будете играть против команды учителей и учеников нашей школы. Первая команда знатоков садится за стол, раскручивают волчок, выбирая номер вопроса, на раздумье дается 30 секунд, затем отвечают на вопрос. Отвечает тот знаток, которого называет капитан. Если ответ верен, команда получает очко, если ответ неверен – очко получает команда учителей и учеников. Каждая команда отвечает на 10 вопросов.

1 Раунд «Разминка». Вопросы задаются каждому участнику отдельно

1. Объясните, каким образом связаны между собой слова ШАБА’Ш и СУББОТА

Шабаш – довольно, хватит;

суббота (из еврейского языка)-

отдых – день отдыха.

2. Как заканчивается название одной из пьес А.Н. Островского «Свои люди - ...»?

сочтемся»

3. О героине какого произведения идет речь :

Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим.

И что ж? Оно приятно, звучно;

Но с ним, я знаю, неразлучно

Воспоминанье старины.

Татьяна Ларина из «Евгения Онегина»

4. Кому Державин посвятил свою оду «Фелица»?

Екатерине Великой

5. Перед вами «обновленное» название известного произведения русского писателя. Восстановите истинный заголовок и укажите автора. «Предки и бэби»

«Отцы и дети» Тургенева

6. Перед вами «обновленное» название известного произведения русского писателя. Восстановите истинный заголовок и укажите автора.«Шнобель»

«Нос» Гоголя

7.Перед вами начальные строки стихотворения известного русского поэта. Продолжите его.

«Мороз и солнце. День чудесный...»

Еще ты дремлешь, друг прелестный,

Пора, красавица, проснись…

8.Перед вами начальные строки стихотворения известного русского поэта. Продолжите его.

«Я пришел к тебе с приветом…»

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало

9. Кому из литературных героев принадлежит следующее изречение? Кто автор? Как называется произведение?

«Не хочу учиться, а хочу жениться!»

Митрофан из комедии «Недоросль» Фонвизина

10.Кому из литературных героев принадлежит следующее изречение? Кто автор? Как называется произведение?

Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Фамусов из «Горя от ума» Грибоедова

11.Персонаж какого произведения получил от отца следующее наставление:

«Смотри же, учись, не дури, не паясничай, а больше всего угождай учителям и начальникам».

Гоголь «Мертвые души», Чичиков

12.Значение русского слова АБЕВЕГЕ мы привыкли узнавать в другом звучании. Назовите его .

«Азбука»

13. Перед вами несколько репродукций с картин русских художников (Суриков «Боярыня Морозова», Репин «Царевна Софья», Флавицкий «Княжна Тараканова»). Героине какой из картин посвящены строки, созданные В. Шаламовым ?

Перед ней склоняются иконы,

Люди – перед силой прямоты

Яростно земные бьют поклоны

И рисуют в воздухе кресты.

И над толпой порабощенной,

Далеко и сказочно видна,

Непрощающей и непрощенной

Покидает торжище она.

«Боярыня Морозова», Суриков

14. Какой композитор положил музыку на стихотворение Пушкина

«Я помню чудное мгновенье…»?Кому Пушкин посвятил эти строки?

Глинки, Анне Керн

15.Замените выделенное словосочетание одним иностранным словом, равным по значению.Мама связала теплую фуфайку с высоким воротом.

Свитер

16. Дайте три лексических значения слову БОКС.

1. Мужская стрижка;

2. Вид спорта;

3. Отгороженная часть помещения в лечебных учреждениях для изолированного содержания больного

17. Кем по роду занятий был Кирибеевич из «Песни про царя Ивана Васильевича…»?

Опричник

18. Пушкин в «Капитанской дочке» описывает такой случай: перед нападением Пугачёва на крепость комендант, прощаясь с семьёй, велел Маше надеть сарафан.

Почему он так поступил?

Сарафан – это одежда русских крестьянок, а людей из народа пугачёвцы не трогали.Значит, капитан не был уверен, что крепость выстоит

19. Запишите одним словом 3724-летие.

трёхтысячесемисотчетырёхлетие

20. Как одной крошкой накормить досыта всю семью?

Добавить к ней букву О и разлить получившуюся окрошку всем по тарелкам

Раунд 2. «Кто во что горазд» (По таблице)

«В мире животных»

10. Именно оттуда звонил слон Корнею Ивановичу Чуковскому.

(от верблюда)

20. Именно они явились во сне гоголевскому Городничему: «…пришли, понюхали и пошли прочь…».

(две необыкновенные крысы)

30. К этому дикому животному один советский писатель приравнивает первую любовь.

Дикая собака Динго или повесть о первой любви» Р.И.Фраерман)

40. Главный герой этой повести Джека Лондона Бэк был сыном сенбернара и шотландской овчарки.

(«Зов предков»)

50. Древние римляне говорили: «Там лежит заяц». А что говорим мы?

(вот где собака зарыта)

«Цифра 3»

10. В живописи – триптих, а в литературе?..

(трилогия)

20. Эти три движителя так и не сдвинули с места немеханическое транспортное средство.

(Лебедь, Рак и Щука)

30. Эта сказка А.С.Пушкина начинается так: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»

(«Сказка о царе Салтане»)

40. В этих японских стихотворениях всего три строки и 17 слогов.

(хокку)

50. Название трёх его романов начинается с буквы «О».

(И.А.Гончаров: «Обрыв», «Обломов», «Обыкновенная история»)

«Поэзия»

10. Это не только изящное животное, но и форма восточной поэзии.

(газель)

20. Именно этот поэт впервые назвал Санкт-Петербург Петроградом.

(А.С.Пушкин: «Над омрачённым Петроградом/ Дышал ноябрь осенним хладом».)

30.Он был мужем знаменитой Айседоры Дункан.

(С.А.Есенин)

40. К этому слову так и не смогли найти рифмы ни известный поэт Цветик, ни его ученик Незнайка.

(пакля)

50. В одном из его стихотворений в 1821 году впервые появилась строка: «Гений чистой красоты».

(В.А.Жуковский)

«Вам, гурманы»

10. Он не мог сделать выбор между мёдом и сгущёнкой и попросил и того, и другого.

(Винни-Пух)

20. Именно это блюдо заказал Буратино в «Харчевне трёх пескарей».

(три корочки хлеба)

30. Этот мастеровой решительно отказался от английского «горячего студинга в огне»: «Это я не знаю, чтобы такое можно есть!»

(Левша)

40. Огромное количество этого лакомства съел самый старый посетитель цирка.

(эскимо съел старик Хоттабыч)

50. Именно этому была посвящена последняя книга Александра Дюма-отца.

(кулинария)

«Все цвета радуги»

10. Именно эта книга что ни год переиздаётся Международным союзом охраны природы и природных ресурсов.

(«Красная книга»)

20. Какого цвета были цветы, которые М.А.Булгаков вложил в руки Маргарите во время первого свидания с Мастером?

(жёлтого)

30. Именно это прозвище носил всем известный герой Шарля Перро. Его прототипом был маршал Франции Жиль де Рэ.

(Синяя борода)

40. Эту замечательную сказку о подземных жителях написал Антоний Погорельский.

(«Чёрная курица, или подземные жители»)

50. Эта известнейшая сказка заканчивается словами: Но волк, увы, чем кажется скромней,/ тем он всегда лукавей и страшней»

(Ш.Перро «Красная шапочка»)

«Книжный мир»

10. Семь городов древности спорили за честь называться его родиной.

(Гомер)

20. «Мороз Красный нос», «Приключения капитана Врунгеля», «В окопах Сталинграда»… Что общего у таких разных произведений?

30. Так называется стихотворение, в котором первые буквы строк образуют слово или даже целую фразу.

(акростих)

40. Ей было всего 20 лет, когда она пророчески написала: «Моим стихам, как драгоценным винам,/ Настанет свой черёд».

(М.И.Цветаева)

50. Он издавал по 2 романа в год, а писал ещё быстрее, так что издателю после его смерти хватило работы ещё на 9 лет.

(Жюль Верн)

Раунд 3 «Игра со зрителями»

«Сказка – ложь…»

10. Эту полезнейшую штуковину можно получить за три хороших поступка.

(волшебная палочка)

20. Именно его Балда называл меньшим братом.

(заяц)

30.за ним охотились братья-близнецы в известной сказке Уайльда.

(кентервильский призрак)

50. Принц поднял туфельку с ноги Золушки. А вот была она правой или левой?

(башмак на правую ногу ничем не отличался от башмака на левую)

«Фразы»

10. «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе». Эта древняя христианская заповедь называется…

(золотое правило)

30. В его уста Гёте вложил слова: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»

(Фауст)

40. «Мохнатый шмель на душистый хмель…» Музыка Андрея петрова. А слова…

(Р.Киплинг)

50. На его кольце с наружной стороны было написано: «Всё проходит», а с внутренней – «И это тоже пройдёт».

(царь Соломон)

«Цветы»

10. Как звали человека, который очень хотел создать каменный цветок?

(Данила-мастер)

20. Какой цветок особенно пропагандировал в своём творчестве С.Т.Аксаков?

(«Аленький цветочек»)

(Р.Брэдбери)

40. Из чего был сделан яд, который Джульетта попросила у аптекаря Лоренцо?

(цветы лютика)

3. Подведение итогов. Награждение победителей

: Два слова русского языка с прямо противоположными значениями произошли от одного слова — "бугорок". Причем, одно из этих слов означает нечто прекрасное, а другое — наоборот — ужасное. Вам предстоит назвать оба этих слова.
Подсказка: это прекрасное упоминается в одном стихотворении Б.Пастернака.

Ответ: От латинского "бугорок" произошло два слова: "туберкулез" и "тубероза" — роза, покрытая бугорками.

Комментарий: В стихотворении Б.Пастернака "Пиры" есть такие строки:
"Пью горечь тубероз, небес осенних горечь
И в них твоих измен горящую струю".

Вопрос 20 : А.С.Пушкин в "Маленьких трагедиях" недвусмысленно намекал о том, какую фирму, производящую процессоры, он предпочитает. А какую?

Вопрос 21 : Есть на Волге между Нижним Новгородом и Чебоксарами небольшой город Козьмодемьянск. В начале нынешнего века этот город попал в известное литературное произведение, но под другим именем. Через этот город пролегал путь героев произведения, а события, произошедшие в этом городе, связаны с очень популярной игрой. Что это за произведение и как в нем назывался город?

Вопрос 22 : Маленький ящик, булочное изделие, домашнее животное, часть лица. Закончите этот литературный список.

Вопрос 24 : У какого русского писателя фамилия, имя и отчество состоят из одинакового количества букв?

Ответ:
Грибоедов Александр Сергеевич,
Чаковский Александр Борисович (1913-1994),
Бегичев Дмитрий Никитич (1786-1855),
Бирюков Николай Зотович (1912-66),
Станюкович Константин Михайлович (1843-1903).

ГОУ № 182

Красногвардейского района

Литературная викторина

«В мире русской литературы»

(для учащихся 10-11 классов)

Подготовила:

Адамович Виктория Владимировна


Санкт-Петербург

2014 год

Введение.

Разработка адресована, прежде всего, классным руководителям и организаторам досуга школьников, учителям русского языка и литературы. В основу этой литературной викторины положены базовые знания школьников по предмету «Русская литература 9-11 класса», но предлагается игровая форма проверки этих знания, не традиционные формы заданий.
Подобную игру можно проводить во второй половине учебного года (3-4 четверть), когда некоторый путь по предмету пройден учениками. Викторина может быть приурочена к таким знаменательным датам, как:
Международный день родного языка (21 февраля) Всемирный день писателя (3 марта) Неделя детской и юношеской книги (24-30 марта) Всемирный день культуры (15 апреля)
А так же викторина может быть проведена на олимпиадной неделе по литературе.
Цель работы. Любые игровые формы способствует повышению интереса к предмету. В данном случае к предмету литературы. Проведение подобных викторин особенно актуально, т.к. интерес ребят к чтению книг постепенно снижается, книги заменяет телевидение, Интернет.
Задача викторины: С помощью викторины можно хорошо и ненавязчиво проверить степень знаний ребят по предмету, пробудить дух соревнования, сплотить класс, так как в викторине могут участвовать команды одного класса или классы параллели и даже команды всех 10-х и 11-х классов.

Для создания викторины я пользовалась различными источниками, но, к сожалению, память моя сохранила только один из них. Это книга О.Н.Козака «Литературные викторины», издательство «Союз», Санкт-Петербург, 1998 год . А у некоторых конкурсов нет никаких источников, кроме наблюдательности и опыта.

Ход викторины.


Участники:
    учащиеся 10 – 11 классов (возможно участие всего класса как единой команды, а можно определить состав команды, например, 6 человек от класса, можно предложить ребятам придумать название команды, девиз, эмблему); жюри викторины – учителя словесники, представители от классов; ведущий викторины – учитель литературы.
Правила игры: В игре принимают участие ребята всего класса (или команда), на вопросы отвечать имеет право все члены класса (команды), кроме тех конкурсов, где участники оговариваются дополнительно.
В игре 9 конкурсов (количество и состав конкурсов может меняться от времени, отведенного на игру). Игра занимает 1.5 – 2 часа.
Реквизит для игры:
    протоколы жюри; портреты писателей и поэтов; карточки с названиями произведений; карточки с именами фамилиями писателей (к портретам); ножницы и клей-карандаш по кол-ву команд; газета (любая) одинаковые экземпляры по кол-ву команд; листы бумаги А-4 формата по кол-ву команд карточки 1,2,3 (по кол-ву команд)
Количество конкурсов может меняться в зависимости от времени, выбранного для игры.

1 конкурс «Разминка»

От каждого класса (команды) приглашаются 2 участника, в процессе конкурса возможны замены. У участников таблички 1,2,3 – это номера вариантов ответов. Задается вопрос всем участникам конкурса, и даются варианты ответов, задача участников – поднять карточку с номером правильного ответа.

Вопросы конкурса:

Кто из русских поэтов, восхищаясь комедией «горе от ума», писал Грибоедову: «О стихах не говорю, половина должна войти в пословицу»?
    Некрасов Жуковский Пушкин
Кому из персонажей пьесы «Горе от ума» принадлежат эти слова: А) «Ба! Знакомые все лица». «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов». «Ужасный век! Не знаешь, что начать! Все умудрились не по летам»
    Чацкому Молчалину Фамусову
Б) «Счастливые часов не наблюдают!» «Герой не моего романа». «Что гений для иных, а для меня чума».
    Софье Графине, внучке Хрюминой Репетилову .
Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который окончил свою поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, Великая пятница»?
1. Жуковский 2. Державин 3. Дельвиг

Какой композитор написал оперы на сюжеты пушкинских произведений «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа»?

    Чайковский Мусоргский Бородин
Где находится могила А.С.Пушкина?
    Святогорский монастырь в Псковской области Новодевичий монастырь в Саратове на Красной площади в Москве
Назовите автора памятника Пушкину в Петербурге?
    Церителли Аникушин Шубин
Откуда эти строки: У Лукоморья дуб зеленый, Злотая цепь на дубе том. И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом…
    «Руслан и Людмила» «Сказка о царе Салтане» «Сказка о Спящей царевне…»
Откуда эти строки: Старик! Я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас, Зачем?..Угрюм и одинок, Грозой отрванный листок, Я вырос в сомрачных стенах, Душой дитя, судьбой монах…
    «Песня про купца Калашникова» «Мцыри» «Демон»
Куда был сослан Лермонтов за сочинение стихотворения «Смерть поэта»?
    Закавказье Сибирь на юг, в Одессу.

В каком театре впервые была поставлена комедия Гоголя «Ревизор»?

    Александрийский театр в Петербурге БДТ им. Товстоногова, Петербург МХАТ в Москве
Кому из героев принадлежит этот портрет («Мертвые души»): «Это был среднего роста. Очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег зубами и черными, как смоль, бакенбардами»?
    Чичиков Собакевич Ноздрев

2 конкурс «Портреты»


На сцене выставлены портреты писателей и поэтов, для участия в конкурсе приглашаются по одному человеку от класса (команды). Задание: А) разложить карточки с ФИО писателей к соответствующим портретам Б) разложить карточки с названиями произведений к портретам авторов
Задание выполняется по очереди каждым участником. За ошибку – снимается 1 балл из максимального кол-ва баллов.
4 варианта карточек (каждому участнику карточки своего цвета):
Л.Н.Толстой: «Война и мир» «Воскресенье» «Анна Каренина» «После бала» М.Ю.Лермонтов: «Герой нашего времени» «Мцыри» «Песня про купца Калашникова…» «Парус» А.С.Пушкин: «Руслан и Людмила» «Евгений Онегин» «Дубровский» «Барышня-крестьянка» А.П.Чехов: «Толстый и тонкий» «Лошадиная фамилия» «Чайка» «Три сестры» Н.А.Некрасов: «Кому на Руси жить хорошо?» «Мороз Красный нос» «Дед Мазай и зайцы» «У парадного подъезда» Ф.М.Достоевский: «Преступление и наказание» «Братья Карамазовы» «Бесы» «Униженные и оскорбленные» А.Н.Островский: «Снегурочка» «Гроза» «Бесприданница» «Доходное место»

3 конкурс «Капитаны»


Участвуют в конкурсе по одному человеку от класса (команды), которых объединяют в пары. Например, капитан команды 10 «а» с капитаном команды 10 «б» класса, капитан 11 «а» с капитаном 11 «б» класса. Задание первой паре: по очереди придумывать друг другу ласковые слова (эпитеты) Задание второй паре: по очереди вспоминать пословицы и поговорки
Перед конкурсом дается задание на 5 конкурс «Сочини рассказ»

4 конкурс «Марафон»


Участвует в конкурсе весь класс (команда). Этот конкурс может быть и конкурсом для болельщиков, которые добавят таким образом команде баллы.
Задание: по цепочке вспоминаются строчки из стихотворений, поэм, сказок А.С.Пушкина. Повторяться нельзя, кто останавливается – выбывает из игры. Играют до того момента, пока в игре не останется только одна команда.

5 конкурс « Сочини рассказ»

Выездной конкурс.

От каждого класса участвуют по два человека. Они отправляются в соседнее помещение (класс, рекреацию и т.п.) с заданием сочинить рассказ из газетных заголовков. С собой они получают одинаковый номер газеты, ножницы, клей-карандаш, чистый лист бумаги А-4.
Участники читают свои рассказы. Оценивается: остроумие, связность текста, тематика и т.п.

6 конкурс «Афиша»

Участвует либо команда целиком, либо по одному человеку от класса. Ведущий читает афишу драматического произведения, которое изучается в школе, причем читает, НАЧИНАЯ С КОНЦА. Читает до тех пор, пока кто-то из участников не поднимет руку (готов отвечать). Если ответ неверен, чтение афиши продолжается до тех пор, пока ответ не будет найден кем-то из участников. В противном случае, чтение афиши завершается названием произведения. Афиши смотри в ПРИЛОЖЕНИИ 2 .

7 конкурс «Музыкальный»

Участвует вся команда (класс). Задание:
    На чьи стихи написаны романсы, песни?
Звучат отрывки из муз. произведений, а участники конкура записывают на карточках ответы. После окончания записи карточки сдаются жюри. А. М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу» Б. С.А.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…» В. В.С.Высоцкий «Много неясного в странной стране..»(отрывок «Алиса в стране чудес»
Музыкальные отрывки могут быть и другими по выбору учителя.
    Музыка из к/ф. Какие произведения экранизировались (название и автор)
А. к/ф «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница» Б. к/ф по роману А.Дюма «Три мушкетера»

8 конкурс «Что ответил великий?»

Каждой команде по очереди читается высказывание – вопрос, нужно придумать или вспомнить, что ответил на этот вопрос кто-то из великих. Вопросы смотри в ПРИЛОЖЕНИИ 3 .

Этот конкурс можно заменить другим:

«Литература и кино».

Участвует весь класс (команда). Ведущий читает телеанонсы на к/фильмы по классическим произведениям. Но при этом заменяются все имена героев местоимениями (он, она, они и т.п.) Задача команды – узнать о каком герое идет речь, что это за к/ф, по какому произведению какого автора он снят. За каждый правильно угаданный фильм – 1 балл. Телеанонсы смотри в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЖЮРИ.
(Критерии оценки по каждому конкурсу смотри в ПРИЛОЖЕНИИ «Протоколы жюри»)

Приложение 1.

Телеанонсы.

1.Герой, испытывая свое изобретение – машину времени, попал в 16 век, в палаты Ивана Грозного…(Комедия «Иван Васильевич меняет профессию» по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич», «Мосфильм» 1973 год)
2.Графиня…полюбила управляющего имением…, человека незнатного. Высота положения и женская гордость не позволяли ей раскрыть чувства. Но муки ревности были еще страшнее…(Комедия по пьесе Лопе де Веги «Собака на сене», «Ленфильм» 1977 год).
3.Герцог …взял к себе верным слугой юношу, которому доверил самое сокровенное – свою любовь к красавице… (Комедия В.Шекспира «Двенадцатая ночь» , «Ленфильм 1955 год)
4.Моряк…, вернувшись из плаванья, готовится к свадьбе с …,но в день помолвки неожиданно стал узником мрачной тюрьмы…Он знал, что у него есть соперник, но не представлял всей силы его коварства.(Фильм «Узник замка Иф» по роману А.Дюма «Граф Монте-Кристо», Одесская киностудия 1988 год, фильм «Граф Монте-Кристо Франция-Италия, 1955 год)
5.Разорившийся вдове удалось пристроить двух старших дочерей, осталась одна… красавица, но без приданого. Казалось бы, на что ей рассчитывать, но сердцу не прикажешь, и оно дрожит при встрече с судовладельцем…(«Бесприданница» по пьесе А.Островского, «Рот-фронт» 1936 год)
6.Веселому бродяге … однажды повезло – он поступил в услужение сразу к двум господам. Откуда же было знать пройдохе, что хозяева его знакомы, влюблены и разыскивают друг друга…(Музыкальная комедия «Труффальдино из Бергамо» по пьесе Гольдони «Слуга двух господ» Ленфильм, 1977 год)
7.18 век. Итальянский гипнотизер и авантюрист, удиравший от петербургской полиции, застрял в усадьбе под Смоленском – сломалась карета…(Комедия «Формула любви» по повести А.Н.Толстого «Граф Калиостро» , Мосфильм 1984 год)8.Из-за ошибки писаря, написавшего в царском указе вместо одних слов другие, возникла несуществующая личность. Но бумага уже пошла по высоким столам… (Комедия по рассказу Юрия Тынянова «Поручик Киже», Белгоскино,1934 год)
9.Трое ловких друзей служили королю – на зависть кардиналу. Однажды среди них появился четвертый отчаянный смельчак – сам черт, по определению красавицы фрейлины королевы…(Приключенческий фильм «Д*Артаньян и три мушкетера» по роману А.Дюма «Три мушкетера», Одесская киностудия 1979 год)
10.Напуганные слухом о приезде ревизора чиновники принялись обхаживать остановившегося в гостинице чиновника, приняв его за важную особу…(комедия «Инкогнито из Петербурга» по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», Мосфильм, 1977 год)
11.«Обогатиться просто, нужно всего лишь немного хитрости и расторопности» - так думал один чиновник, отправляясь в российскую глубинку за необычной покупкой…(Комедия по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», Мосфильм 1984 год)
12.Несколько столетий легенда о громадной собаке с горящими глазами пугала наследников старинного рода, живших в уединенном поместье… (Детектив по рассказу Конан Дойла «Собака Баскервилей», Канада 2000 год)
13.Средневековая Англия. Тайно в страну вернулись король… и его оруженосец, оклеветанный приспешниками коварного принца… («Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» по роману Вальтера Скотта «Айвенго», Мосфильм 1983 год)

14.
1757 год. Шла война между Англией и Францией за обладание североамериканскими колониями. Судьба свела Ункаса, сына индейского вождя, и белого охотника Натаниэля по прозвищу Соколиный Глаз с Корой и Алисой, дочерьми английского полковника… («Последний из могикан» по роману Фенимора Купера , США, 1992 год)
15.Он – озорной и находчивый мальчишка, которому скучно слушать проповеди в церкви, красить забор, но зато приятно прогуляться в пещеру с миленькой подружкой… (Детский фильм «Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна» по повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» , Одесская киностудия, 1981 год)

Приложение 2

Афиши

А.Н.Островский.

Бесприданница.

Драма в четырех Действиях.

Лица:

Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет, одета изящно, но смело и не по летам.Лариса Дмиртиевна, ее дочь, девица; одета богато, но скромно.Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием. Василий данилыч Вожеватов, очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец. Юлий Капитоныч Карандышев, молодой человек, небогатый чиновник. Сергей Сергеевич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, лет за тридцать. Робинзон. Гаврило , клубный буфетчик и содержатель кофейной на бульваре.Иван, слуга в кофейной.

А.Н.Островский

Гроза

Драма в пяти действиях

Лица:

Савел Прокофьевич Дикой, купец, значительное лицо в городе. Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный.Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.Тихон Иваныч Кабанов, ее сын.Катерина, жена его. Варвара, сестра Тихона.Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикого.Шапкин, мещанин.Феклуша, странница. Глаша, девка в доме Кабановой. Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая.Городские жители обоего пола.

Грибоедов

Горе от ума

Действующие:

Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте.Софья Павловна, дочь его.Лизанька, служанка.Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме.Александр Андреевич Чацкий. Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич. Наталья Дмитриевна, молодая дама. } ГоричиПлатон Михайлович , муж ее.Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями.Графиня бабушка } Хрюмины.Графиня внучка Антон Антонович Загорецкий. Старуха Хлёстова, своячница Фамусова. Г. N.Г. D.Репетилов Петрушка и несколько говорящих слуг. Множество гостей всякого разбора и их лакеев при разъезде. Официанты Фамусова.

Вильям Шекспир

Гамлет

Трагедия

Действующие лица:

Клавдий, король Датский. Гамлет, сын покойного и племянник царствуюшего короля.Фортинбрас, принц Норвежский. Полоний, ближний вельможа.Горацио, друг Гамлета.Лаэрт, сын Полония.Вальтиманд Корнелий Розенкранц Гильденстерн Озрик Первый дворянин Вторй дворянин Священник. Марцелл, офицерБернардо, офицерФрансиско, солдатРейнальдо, слуга Полония.Актеры. Два могильщика. Капитан. Английские послы. Гертруда, королева Датская, мать Гамлета.Офелия, дочь Полония.Призрак отца Гамлета. Вельможи, дамы, офицеры, солдаты, моряки, гонцы и другие слуги.

Н.В.Гоголь

«Ревизор»

Комедия

Действующие лица:

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничийАнна Андреевна, жена егоМарья Антоновна, дочь егоЛука Лукич Хлопов, смотритель училищАмос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судьяАртемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведенийИван Кузьмич Шпекин, почмейстерПетр Иванович Добчинский городские помещикиПетр Иванович Бобчинский
Иван Александрович Хлестаков, чиновник из ПетербургаОсип, слуга егоХристиан Иванович Гибнер, уездный лекарьФедор Андреевич Люлюков ИВАН Лазаревич Растаковский отставные чиновники,Степан Иванович Коробкин почетные лица в городеСтепан Ильич Уховертов, частный приставСвистунов Пуговицин полицейскиеДержиморда Абдулин, купец Фавронья Петровна Пошлепкина, слесаршаЖена унтер-офицера Мишка, слуга городничегоСлуга трактирный Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.

Список пьес может быть расширен, например, можно добавить афиши таких драматических произведений, которые изучаются в школе: Горький «На дне», Чехов «Вишневый сад», Островский «Свои люди – сочтемся» и другие.

Приложение 3.

Что ответил великий?

1. Александр Дюма-отец как-то вернулся с праздничного обеда домой, сын спросил его: «Ну, как там было, весело, интересно?» Очень,- ответил ему Дюма,- но если бы меня там не было, я бы умер от скуки». )
2. В честь Вальтера Скотта в Лондоне был устроен бал-маскарад. Каждый участник был обязан прийти в костюме одного из многочисленных героев его романов. На маскарад прибыл Чарльз Диккенс, он не успел раздобыть костюм. Организатор маскарада очень удивился: - Кого из героев вы изображаете? (- Я изображаю героя, который имеется в каждом произведении Вальтера Скотта, - его верный читатель!» )
3. Английский писатель-фантаст Герберт Уэллс начал свою литературную карьеру без особого успеха. Он и его друг основали журнал, у которого было только четыре подписчика. Как-то друзья увидели в окно похоронную процессию. Взволнованный Уэллс сказал своему другу: (- Только бы это был не наш подписчик. )
4. Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово: «Свинья». На следующий день он в своей газете поместил ответ: (- Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма» )
5. Однажды Сергей Есенин сказал Маяковскому: - Ваши стихи как будто из чугуна – ну что можно из чугуна сделать? (- Из чугуна сделают нам памятники, - ответил Маяковский)
6. Однажды Дениса Ивановича Фонвизина спросили: - Какая разница между человеком и скотом? (- Огромная,- отвечал сатирик. - Ведь скотина никогда человеком быть не может, а человек, особливо богатый и чванливый, весьма часто скотиной становится. )

Литературная викторина «Путешествие по сказкам».

О себе: В школе работаю 27 лет. Имею немалый опыт в работе с детьми и считаю, что любое общение с ребёнком должно быть пронизано любовью к нему. Очень люблю активный отдых на природе и путешествия.

Цели:
— активизировать детское чтение;
— вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;
— организовать досуг учащихся.

Ход викторины:

Ведущий: Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «По страницам любимых сказок»! Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на две команды. Каждая команда должна выбрать себе название. Викторина состоит из 5-ти конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог. (Представить жюри).

Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка» . В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.
1. На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)

2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)

3. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

4. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)

5. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)

6. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)

7. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)

8. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух)

9. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

10. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

Конкурс «Дальше, дальше…»
Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для второй команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)
15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

Конкурс «Угадай героя сказки».
Ведущий. Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
Загадки для первой команды.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)

5. Нежная девочка с хвостом
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не продав,
Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

Загадки для второй команды.
1. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)

2. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

3. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. (Маша из сказки «Маша и Медведь»)

4. Живёт в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Спит за семерых. (Балда)

5. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

Конкурс «Волшебный сундучок».
Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»

Конкурс «Интеллектуальный».
Ведущий. Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.
Вопросы первой команде:
1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит. (Путаница)
2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)
3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)
4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)
5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)

Вопросы второй команде:
1. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)
2. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)
3. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)
4. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
5. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, я предлагаю провести «Аукцион талантов». Каждый из вас, несомненно, обладает каким-нибудь талантом: кто-то может шевелить ушами, кто-то стоять на голове, кто-то хорошо читает стихи, кто-то хорошо поёт, а кто-то танцует. Сейчас каждый из вас сможет показать свой талант и получить за это приз. Итак, кто самый храбрый?
(Проводится аукцион талантов)

Ведущий. Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.
Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Использованная литература:
1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.
2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.
3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.
4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.

Перефразируя известное выражение, скажем: «Литература – это наше всё». Литература научная, художественная, документальная приобщает нас к событиям прошлого и настоящего, к русскому слову, к мыслям и чувствам человечества.

Викторина «Год литературы 2015» содержит 14 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Каковы основные задачи Года литературы?
Ответ: привлечение внимания к чтению, решение проблем книжной сферы, стимулирование интереса россиян к книгам.

2. Кто представлен на официальном логотипе Года литературы?
Ответ: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.А.Ахматова

3. Назовите основные виды литературы?
Ответ:
Художественная литература
Документальная проза
Мемуарная литература
Научная и научно-популярная литература
Справочная литература
Учебная литература

4. Укажите три классических вопроса русской литературы:
«Кто виноват?» Герцен +
«Что делать?» Чернышевский +
«Что сделаю я для людей?», Данко, Горький
«Кому на Руси жить хорошо» Некрасов +

5. Какие мероприятия запланированы на 2015 год в рамках объявленного Года литературы?
Ответ: Международный писательский форум «Литературная Евразия», проект «Литературная карта России», «Библионочь – 2015», пилотный проект «Всемирный День Книги», конкурс «Литературная столица России».

6. Кто из героев не принадлежит к типу «маленького человека» в русской литературе?
Самсон Вырин («Станционный смотритель» А.С.Пушкин)
Акакий Акакиевич Башмачкин («Шинель» Н.В.Гоголь)
Пьер Безухов («Война и Мир» Л.Н.Толстой) +

7. Когда в русской литературе впервые появился фразеологизм «кисейная барышня»?
Ответ: впервые в литературе данный фразеологизм появился в повести Николая Помяловского «Мещанское счастье» (1861 год)

8. Кого можно причислить к когорте «герои своего времени»?
Евгений Онегин +
Евгений Базаров +
Григорий Печорин +

9. Из какого произведения фразы?

«И нечего дивиться:
Как дереву с огнём дружиться?»
Ответ: из басни И.А.Крылова «Роща и огонь»

«Но чай несут; девицы чинно
Едва за блюдечки взялись,
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались».
Ответ: «Евгений Онегин» А.С.Пушкин

«Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата человека,
Только тот себя переживет».
Ответ: «Зине» Н.А.Некрасов

10. Кто из типажей русской литературы НЕ относится к «тургеневским девушкам»?
Лиза Калитина +
Катя Одинцова +
Ольга Дымова

11. Шуточный вопрос (фразеологизмы)
Как мы говорим?

Седьмая вода на…
Сбитне
Киселе +
Морсе

А Васька слушает да…
Мурлычет
Пятится
Ест +

Вернёмся к нашим…
Баранам +
Козлам
Ослам

Вопросы по истории русской литературы

12. Кто из русских литераторов стоял у истоков сатирического направления в литературе?
А.Д.Кантемир +
В.К.Тредиаковский
М.В.Ломоносов

13. Какое направление доминировало в литературе в XVIII веке?
Символизм
Классицизм +
Футуризм

14. Какое произведение мы называем «Памятником древнерусской литературы»?
Слово о полку Игореве +
Из сказаний об Олексе Довбуше
Сказания о Прометее