Вопросы к действию № 1 комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1. Что рассказывает Софья о Чацком (явл. 5)? Какие качества в нём она выделяет?

2. Лиза упоминает, что Чацкий лечился «на кислых водах». От чего?

3. Чем Молчалин отличается, по мнению Софьи, от Чацкого? Почему её слова вызывают смех Лизы?

4. Ждали ли приезда Чацкого в доме Фамусова?

5. Каково отношение Софьи к Чацкому при встрече? Почему? Чем вызвана холодность Софьи по отношению к Чацкому?

6. Каково мнение Чацкого о Москве (явл. 7)? Над какими москвичами и из-за чего он открыто смеётся (выделить в тексте всех!)? Справедлив ли он в своей критике, ведь он не был тут 3 года?

7. Что думает Чацкий (явл. 7)? Что вызывает смех Чацкого? Совпадает ли его мнение с мнением Софьи?

8. Как Фамусов встречает Чацкого (явл. 9)? О чём Фамусов сокрушается в явл.10? Кого бы из двух женихов он выбрал?

Вопросы к действию № 2 комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1. Какими делами наполнена «трудовая неделя» московского барина Фамусова (явл.1)? Успевает ли он устать от службы?

2. Чем Чацкий вызывает неудовольствие и даже обиду со стороны Фамусова (явл. 2)? Кто здесь прав?

3. Сравните два монолога: монолог Фамусова («Вот то-то, все вы гордецы») и монолог Чацкого («И точно, начал свет глупеть»). В чём вы видите разницу в жизненных позициях этих героев (их идеалы, уважаемые ими люди и т.д.)? Чья позиция вам ближе?

4. Почему Фамусов называет Чацкого карбонари (= революционером)? От каких слов Чацкого Фамусов в ужасе?

5. Почему Фамусов так суетится, встречая полковника Скалозуба? О чём Фамусов предупреждает Чацкого (явл. 3)?

6. Каково мнение сложилось у вас о полковнике Скалозубе? Как он сделал свою карьеру? Можно ли назвать его честным офицером? Как характеризует Скалозуба его речь (явл. 5 - 7)?

7. О каких внесценических персонажах рассуждает Фамусов в монологе «Вкус, батюшка…»? Кого он ставит в пример для подражания и почему?

8. Совпадает ли характеристика московских «тузов» (= судей и законодателей жизни в Москве), данная Чацким, с отзывами Фамусова (явл. 5) в монологе «А судьи кто»? Что вызывает гнев Чацкого?

9. Какую новую информацию о Молчалине даёт нам явл. 12? Изменилось ли ваше мнение об этом герое? В какую сторону?

Вопросы к действию № 3 комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

    О каких своих достоинствах говорит Молчалин Чацкому? Как секретарь Фамусова относится к Чацкому (явл.3)?

    Какие люди (одни и те же) вызывают восхищение Молчалина и осуждение Чацкого (явл.3)? Почему?

    Перечислите всех гостей Фамусова. В чём своеобразие каждого из них, что их сближает?

    Почему княгиня, привезшая на бал к Фамусову своих дочек, сначала отправляет мужа срочно знакомиться с Чацким, а потом еще быстрее зовет его назад (явл.7)?

    Кто такой Загорецкий? Каково ваше мнение об этом персонаже? Уважают ли его прочие герои?

    Видит ли графиня Хлёстова разницу между своей служанкой и собачкой? Кто ей более дорог (явл.10)?

    Как Молчалину удалось успокоить рассерженную графиню Хлёстову (явл.12)? Что говорит о нем Чацкий (явл13)

    Кто распускает слух о сумасшествии Чацкого?

    Почему все гости и сам Фамусов так охотно поддерживают и распространяют эту сплетню?

    В чем видят основную причину безумства Чацкого и людей, похожих на него, гости Фамусова и сам хозяин дома (явл.21)?

    Перечитайте монолог Чацкого в конце 3 действия. О чем говорит Чацкий? Согласны ли вы с ним?

Тест на знание содержания 1 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1. Как зовут служанку дочери Фамусова? А) Маша Б) Арина В) Лиза Г) Катюша

2. Чем всю ночь занималась дочь Фамусова?

А) крепко спала, т.к. на следующий день был бал В) провела ночь с любимым человеком, играя на рояле

Б) читала французский роман Г) горько плакала, т.к. любимый человек не отвечал ей взаимностью

3. Встретившись рано утром с отцом у дверей своей комнаты, дочь Фамусова:

А) радостно целует отца в щеку В) выпрашивает у отца деньги на новые наряды и драгоценности

Б) выдумывает и рассказывает страшный сон, в котором отец – причина всех бед Г) плачет от страха

4. С кем вместе выросла дочь Фамусова (с кем ее вместе воспитывали)?

А) с Молчалиным Б) с полковником Скалозубом В) с Чацким Г) со старшей сестрой

5. В каком городе происходит действие комедии Грибоедова?

А) в Петербурге Б) в Саратове В) в Москве Г) название города не указано

6. О ком из героев комедии Софья говорит: « Не человек, змея !» А её служанка, наоборот, хвалит, отмечая, что этот человек « и весел, и остёр »?

А) об отце Б) о Молчалине В) о Скалозубе Г) о Чацком

7. В кого на самом деле влюблена семнадцатилетняя дочь Фамусова?

А) в Чацкого Б) в буфетчика Петрушу В) в Молчалина Г) в полковника Скалозуба

8. Кого из героев комедии зовут Алексей Степанович?

А) Скалозуба Б) Фамусова В) Чацкого Г) Молчалина

9. Кто такая мадам Розье, о которой говорит Фамусов в 1-ом действии комедии?

А) его жена, мать Софьи, которая давно умерла В) нанятая Фамусовым воспитательница для его дочери

Б) мать Молчалина, родственница Фамусова Г) мать Скалозуба, с которым Фамусов хочет породниться

10. Кем служил Молчалин в доме Фамусова?

А) старшим лакеем Б) секретарем Фамусова В) учителем музыки Г) управляющим делами

Тест на знание содержания 2 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1. С чего начинается 2-ое действие комедии Грибоедова?

А) Фамусов встречает Чацкого, которого несколько лет не видел

Б) Фамусов велит Петрушке внести записи в календарь о своих планах на следующую неделю

В) к Фамусову приходит Скалозуб, за которого тот мечтает выдать замуж свою дочь

Г) Фамусов с Молчалиным разбирают бумаги (т.к. в 1-ом действии Молчалин нёс папку с бумагами на подпись)

2. Как зовут Чацкого?

А) Павел Афанасьевич Б) Алексей Степанович В) Александр Андреевич Г) Сергей Сергеевич

3. Кем из московских богачей восхищается Фамусов, говоря с завистью, что тот «на золоте едал», был «весь в орденах» и «при государыне служил Екатерине»?

А) Сергеем Сергеевичем Б) Алексеем Степановичем

В) Максимом Петровичем Г) Иваном Ивановичем

4. Какой чин был у Скалозуба? А) бригадир Б) полковник В) штабс-капитан Г) генерал-аншеф

5. Что происходит с Молчалиным во 2-ом действии комедии «Горе от ума»?

А) он, плохой наездник, упал с лошади

Б) Молчалин, боясь упустить богатую невесту, решается сделать предложение Софье

В) Молчалин вызывает Чацкого за дерзость на дуэль

Г) Фамусов выгоняет его

6. Как отреагировала Софья на то, что произошло с Молчалиным»?

А) ушла вместе с ним из родительского дома

Б) лишилась чувств (упала в обморок)

В) стала плакать и отговаривать Молчалина от дуэли

Г) упрашивает отца дать согласие на брак с Молчалиным

7. Какое отчество было у дочери Фамусова?

А) Сергеевна Б) Андреевна В) Алексеевна Г) Павловна

8. Молчалин признается, что любит дочь Фамусова «по должности». А кто ему действительно нравится?

А) богатая тетушка Софьи Б) горничная Лиза В) богатая вдова-докторша Г) мадам Розье, француженка

9. Кто из героев комедии рассказывает дикую историю о «театрале», который отобрал у крепостных крестьян детей, а потом, когда разорился, распродал «Амуров и Зефиров поодиночке»?

А) Фамусов Б) Молчалин В) Чацкий Г) Скалозуб

10. Фамусов рассказывает Чацкому «поучительную» историю о своём дяде-покойнике, который добился богатства и положения при дворе Екатерины (см. вопрос 3). Каким образом он стал царским фаворитом?

А) подарил царице чудо-птицу В) рассказал государыне, что на неё готовится покушение

Б) прославился как полководец Г) упал на балу и рассмешил царицу и придворных

Тест на знание содержания 3 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1. Кому Чацкий дал такую характеристику: « Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки »?

А) Молчалину Б) Скалозубу В) Максиму Петровичу Г) Фамусову

2. По какой причине перед балом дочь Фамусова затаила обиду на Чацкого?

А) Чацкий требовал, чтобы Софья танцевала лишь с ним В) Чацкий уехал, так и не простившись с ней

Б) Чацкий сказал, что Молчалин недостоин Софьи Г) Чацкий поругался с отцом Софьи

3. Какие два «бесценных» таланта есть у Молчалина (он о них говорит Чацкому)?

А) честь и трудолюбие В) умеренность и аккуратность

Б) умение услужить и умение смолчать Г) покорность и скромность

4. Откуда Чацкий знает Платона Михайловича Горича?

А) это его сосед, их имения находятся рядом Б) он женился на знакомой Чацкого, Наталье Дмитриевне

В) он служил с Чацким в одном полку Г) познакомились на балу в доме Фамусова

5. Сколько дочерей привезли на бал к Фамусову князья Тугоуховские?

А) 3 Б) 4 В) 2 Г) 6

6. Кто взял с собой от скуки на бал к Фамусову « арапку-девку и собачку »?

А) княгиня Тугоуховская Б) Наталья Дмитриевна Горич В) старуха Хлёстова Г) господин Загорецкий

7. Кто распускает слух о сумасшествии Чацкого (кто первым пустил эту сплетню)?

А) Молчалин Б) Софья В) Загорецкий Г) Хлёстова

8. В чем Фамусов и его гости видят основную причину, что появляются свободолюбивые люди типа Чацкого?

А) в отсутствии контроля со стороны властей Б) в излишней гордости и нежелании жить по законам «отцов»

В) в образовании, в учении и учености Г) в отсутствии строгих законов, пресекающих вольнодумство

9. Какое слово (об этом рассказывает Чацкий) вызвало смех гостей на балу в доме Фамусова?

А) мадам Б) сударыня В) мадмуазель Г) госпожа

10. Кто вручает Софье в качестве подарка билет в театр, а чуть раньше подарил Хлёстовой « двоих арапченков »?

А) Загорецкий Б) Молчалин В) Скалозуб Г) князь Тугоуховский

Участие в литературных викторинах требует от обучающихся знаний литературных произведений, отдельных событий литературной жизни и биографии писателей. Литературные викторины приучают к внимательному чтению текстов, тренируют память, обогащают знаниями в области литературы и умениям анализировать произведение. Данная викторина может быть проведена на литературном вечере, посвященном творчеству А.С.Грибоедова, читательской конференции, заседании литературного клуба и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №14 г. Коврова Владимирской области

Викторина

по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Подготовила учитель русского языка и литературы

Алешина Наталья Алексеевна

г. Ковров

Пояснительная записка

Участие в литературных викторинах требует от обучающихся знаний литературных произведений, отдельных событий литературной жизни и биографий писателей.

Литературные викторины приучают к внимательному чтению текстов, тренируют память, обогащают знаниями в области литературы и умением анализировать произведения.

Данная викторина может быть проведена на литературном вечере, посвященном творчеству А.С.Грибоедова, читательской конференции, заседании литературного клуба и т.д.

Грибоедовская викторина

В 1825 году Пушкин жил в ссылке, в селе Михайловском. В одном из своих писем к Бестужеву он, подробно разбирая бессмертное произведение Грибоедова «Горе от ума» и восхищаясь изумительным народным языком комедии, писал: «О стихах я не говорю: половина должна войти в пословицу».

И действительно, многие грибоедовские слова стали крылатыми. Часто мы их произносим, не зная даже, кому из действующих лиц они принадлежат. Прочтите внимательно «Горе от ума», и вам нетрудно будет найти ответы на помещенные ниже вопросы.

1. Кто из действующих лиц «Горе от ума произносит следующие слова:

  1. «Грех не беда, молва нехороша».
  2. «А судьи кто?»
  3. «Петрушка, вечно ты с обновкой, с разодранным локтем».
  4. «Счастливые часов не наблюдают».
  5. «Мне завещал отец: //Во-первых, угождать всем людям без изъятья…»
  6. «…говорит, как пишет!»
  7. «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
  8. «Свободен, вдов, себе я господин...//Монашеским известен поведеньем!..»
  9. «…ври, да знай же меру…»
  10. «А как не полюбить буфетчика Петрушу!»

2. В какое время года – зимой, летом или весной – и в какой день недели развертываются события пьесы, действие которой происходит в течение одного дня, с утра до вечера?

3. Какой орден, когда и за что получил Скалозуб?

4 . Как звали дедов Чацкого и Софьи – по отцовской и материнской линиям?

5. На ком был женат Репетилов?

6. Была ли у Софьи еще тетушка, кроме Хлестовой?

7. Где находилась комната Молчалина?

8. Кто из фамусовских гостей единственный усомнился в безумии Чацкого?

9. Сколько лет Софье?

10. Назовите два таланта Молчалина.

11. Как звали дядю Фамусова? Кем он был?

12. Кого с собой привезла на бал старуха Хлестова?

13. В какой дивизии служил Скалозуб?

14 .Кто предлагает: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь»?

15. Какой фразой заканчивается комедия?

Ответы

1. Лиза (1 действие, явление 5)

2.Чацкий (2 действие, явление 5)

3.Фамусов (2 действие, явление 1) 4.Софья (1 действие, явление 3)

5.Молчалин (действие 4, явление 12)

6.Возмущается Фамусов Чацким (2 действие, явление 2)

7.Произносит Чацкий (1 действие, явление 7)

8.Фамусов (1 действие, явление 4)

9.Говорит Репетилову Чацкий (4действие, явление 4)

10.Говорит Лиза (2 действие, явление 14)

2. Действие комедии происходит в четверг, зимой:

«У нас там общество, и тайные собранья// По четвергам. Секретнейший союз…» (Репетилов, 4 действие, явление 4)

«И день и ночь по снеговой пустыне, //Спешу к вам, голову сломя» (Чацкий, 1 действие, явление 7)

«За третье августа; засели мы в траншею:// Ему дан с бантом, мне на шею» (2 действие, 5 явление)

4 .Дедов Чацкого звали Илья и Алексей

«…Вот-с – Чацкого, мне друга,//Андрея Ильича сынок». (Фамусов, 2-е действие, явление 5)

«По матери пошел, по Анне Алексевне;//Покойница с ума сходила восемь раз…» (Фамусов о Чацком, 3-е действие, явление 21)

5 .Репетилов был женат на баронессе фон Клоц,

«…тогда//Барон фон Клоц в министры метил, //А я// К нему в зятья…»

«…Женился, наконец, на дочери его…» (Репетилов, 4-е действие, явление 5)

6 .Кроме Анфисы Ниловны Хлестовой, у Софьи была еще одна тетушка – Прасковья.

«…мне и сестре Прасковье// Двоих арапченков на ярмарке достал…» (Хлестова, 3-е действие, явление 10)

7. Комната Молчалина находилась под лестницей.

«Молчалин, вот чуланчик твой». (Хлестова, 4-е действие, явление 8)

8. Платон Михайлович Горич, бывший однополчанин Чацкого

«Ну все, так верить поневоли;// А мне сомнительно».(4 действие, явление 21)

9 .Софье 17 лет:

«…а теперь,//В семнадцать лет вы расцвели прелестно». (Чацкий, 1-е действие, явление 7)

10. Умеренность и аккуратность. (3действие, явление 3)

11. Дядю Фамусова звали Максимом Петровичем. Был он «вельможей в случае», т.е.пользовался благоволением императрицы Екатерины Второй.

«Вот то-то, все вы гордецы!» (2-е действие, явление 2. Монолог Фамусова)

12. Старуха Хлестова привезла на бал арапку-девку да собачку.

«От скуки я взяла с собой// Арапку-девку да собачку» (3 действие, явление 10)

13. Скалозуб служил в 15-й дивизии.

«У нас, в пятнадцатой дивизии, не далее, //Об нашем хоть сказать бригадном генерале». (Скалозуб, 2-е действие, явление 4).

14. Это предлагает сделать Фамусов (3 действие, явление 21).

15. Комедия заканчивается словами Фамусова:

«Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Источники

1. А.С.Грибоедов. Горе от ума. Комедия в четырех действиях, Ленинград «Детская литература», 1972.

1.ТЕМА «ИМЕНА»

    Её имя означает «мудрость». (Софья)

    Имя слуги Фамусова. (Петрушка)

    Имя этой героини- древнееврейское, означает «божья клятва» (Лиза)

    Его фамилия означает в переводе «повторять» (Репетилов)

    Как звали родителей Чацкого? (мать- Анна Алексеевна, отец- Андрей Ильич)

2.ТЕМА «ИНТЕРЬЕР»

1.»Дом зеленью окрашен в виде рощи». Мы используем ЭТО и сейчас. Что это?(Обои)

2. Что такое тафта? (шелковая блестящая материя)

3. Где в доме Фамусова устраивали балы? (в зале)

4. На какой посуде ел Максим Петрович? (на золотой)

5. В какой комнате дома Фамусова начинается действие комедии? (в гостиной)

3.ТЕМА «ЧИНЫ И ЗВАНИЯ»

    Должность Молчалина в доме Фамусова. (секретарь)

    Кем был по должности Фамусов? (управляющий в казенном месте)

    О каком звании мечтаем Скалозуб? (генерал)

    Кем служил Максим Петрович? (камергер)

    Важные чины в Москве. (тузы)

4.ТЕМА «ГЕОГРАФИЯ»

    Откуда приехал Чацкий? (из Спб)

    В каком городе происходит действие комедии?(в Москве)

    Из этого города Молчалин. (из Твери)

    В этот город Фамусов грозит сослать Лизаньку. (Саратов)

    Лиза говорит, что Чацкий лечился на «кислых водах». (Кисловодск)

5.ТЕМА «ОБРАЗОВАНИЕ»

    Эти учебные заведения, по мнению героев комедии, -

причина сумасшествия молодежи.(университеты)

    Фамусов крепко спит именно от ЭТОГО. (русские книги)

    Этого героя «ученостью не обморочить».(Скалозуб)

    Кто в комедии называет себя «истинным философом» ?(Скалозуб)

6.ТЕМА «РОДСТВЕННИКИ».

    Кем приходится Софья Хлестовой? (племянница)

    Максим Петрович для Фамусова. (дядя)

    Что хлопотно для Фамусова? (« быть взрослой дочери отцом)

    Платон Михайлович для Натальи Дмитриевны. (муж)

    Старуха Хлестова для Фамусова. (свояченица)

7. ТЕМА «ПОРТРЕТ»

    «Не хвастаю сложеньем, однако бодр и свеж и дожил до седин». (Фамусов)

    «Созвездие маневров и мазурки». (Скалозуб)

    Курчавая, горбом лопатки. (Арапка-девка)

    «На цыпочках и не богат словами». (Молчалин)

    «Умен, остер, красноречив, в друзьях особенно счастлив»(Чацкий)

8.ТЕМА «СЛОВАРЬ»

1.Краткое изречение. (афоризм)

2. Что такое «дымка»? (вуаль)

3. Кто такой «пономарь»?(служитель церкви)

4. Что означает слово «комиссия» в реплике Фамусова «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!»? (комиссия в переводе с лат-«поручение», в нач.19 века- хлопоты, беспокойство)

5. Что такое «тупей»? (прическа- пучок волос, взбитый надо лбом)

9.ТЕМА «ЗАКОНЧИ ФРАЗУ»

    «Свежо предание…»(да верится с трудом)

    «Злые языки страшнее.. (пистолета)

    «Счастливые часов… (не наблюдают)

    «Служить бы рад… (прислуживаться тошно)

10. ТЕМА «ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»

    Ремарка - пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе.

    Действи е - законченная часть пьесы или спектакля.

    Пьеса - драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре.

    Реплика - элемент сценического диалога.

    Комедия - жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы.

11. ТЕМА «АЛЕКСАНДР ГРИБОЕДОВ»

1. На каком инструменте играл Грибоедов? (рояль)

2. Каким произведением, кроме «Горя от ума», известен А.С. Грибоедов? (вальс)

3. За ЧТО Грибоедов был щедро награжден и возведен в ранг полномочного министра-резидента России в Персии? (Заключение Туркманчайского мира с Персией, выгодного для России)

4. Сначала за границей- в 1858 году, затем в России- в 1862 году. О чем речь? (издание комедии «Горе от ума»)

5. Кого А.С.Грибоедов называл «Мадонной Мурильо»? (Нину Чавчавадзе)

12. ТЕМА «ЧЬИ СЛОВА?»

1. Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится. (Фамусов)

2. Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь! (Лиза)

3. Счастливые часов не наблюдают. (Софья)

4. Карету мне! Карету! Чацкий)

5. Злые языки страшнее пистолета (Молчалин)

ФИНАЛ

1.ТЕМА «КАРТЫ»

«Батюшка с мадамой за….». Назовите карточную игру. (Пикет, рассчитана на двух игроков)

2.ТЕМА. «МИФОЛОГИЯ»

«Все девушкой, Минервой/, все фрейлиной Екатерины Первой?»- Чацкий в этих словах упоминает богиню древнеримской мифологии. Богиней ЧЕГО являлась Минерва? (мудрости).

3. ТЕМА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»

С каким инструментом сравнил Чацкий Скалозуба и почему? («Хрипун, удавленник, ФАГОТ»- фагот- труба низкого звучания.)

4. ТЕМА «КАРЬЕРНЫЙ РОСТ»

Благодаря ЧЕМУ карьера Максима Петровича, дяди Фамусова, пошла в гору? (оступился на куртаге- приёмном дне при дворе)

5.ТЕМА « РАБЫ И ГОСПОДА»

После того, Фамусов застал Софью наедине с мужчиной(-Молчалиным), он грозит наказанием своим слугам. ЧТО грозило Лизаньке и Фильке?(Лизаньке- стать птичницей, Фильке- поселение)

    ТЕМА «НАГРАДЫ»

О ЧЁМ РЕЧЬ- «Ему дан с бантом, мне- на шею»? (ордена св.Владимира 4 степени и св.Анны 2 ст.- носили на шейной повязке)

    ТЕМА «ИСТОРИЯ»

«Сужденья черпают из забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма»- говорит Чацкий. Назовите год завоевания Крыма и взятия крепости Очаков. (1783)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №14 г. Коврова Владимирской области
Викторина
по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Подготовила учитель русского языка и литературы
Алешина Наталья Алексеевна
г. Ковров
Пояснительная записка
Участие в литературных викторинах требует от обучающихся знаний литературных произведений, отдельных событий литературной жизни и биографий писателей.
Литературные викторины приучают к внимательному чтению текстов, тренируют память, обогащают знаниями в области литературы и умением анализировать произведения.
Данная викторина может быть проведена на литературном вечере, посвященном творчеству А.С.Грибоедова, читательской конференции, заседании литературного клуба и т.д.
Грибоедовская викторина
В 1825 году Пушкин жил в ссылке, в селе Михайловском. В одном из своих писем к Бестужеву он, подробно разбирая бессмертное произведение Грибоедова «Горе от ума» и восхищаясь изумительным народным языком комедии, писал: «О стихах я не говорю: половина должна войти в пословицу».
И действительно, многие грибоедовские слова стали крылатыми. Часто мы их произносим, не зная даже, кому из действующих лиц они принадлежат. Прочтите внимательно «Горе от ума», и вам нетрудно будет найти ответы на помещенные ниже вопросы.
1.Кто из действующих лиц «Горе от ума произносит следующие слова:
«Грех не беда, молва нехороша».
«А судьи кто?»
«Петрушка, вечно ты с обновкой, с разодранным локтем».
«Счастливые часов не наблюдают».
«Мне завещал отец: //Во-первых, угождать всем людям без изъятья…»
«…говорит, как пишет!»
«Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
«Свободен, вдов, себе я господин...//Монашеским известен поведеньем!..»
«…ври, да знай же меру…»
«А как не полюбить буфетчика Петрушу!»
2. В какое время года – зимой, летом или весной – и в какой день недели развертываются события пьесы, действие которой происходит в течение одного дня, с утра до вечера?
3. Какой орден, когда и за что получил Скалозуб?
4. Как звали дедов Чацкого и Софьи – по отцовской и материнской линиям?5. На ком был женат Репетилов?
6. Была ли у Софьи еще тетушка, кроме Хлестовой?
7. Где находилась комната Молчалина?
8. Кто из фамусовских гостей единственный усомнился в безумии Чацкого?
9. Сколько лет Софье?
10.Назовите два таланта Молчалина.
11.Как звали дядю Фамусова? Кем он был?
12.Кого с собой привезла на бал старуха Хлестова?
13.В какой дивизии служил Скалозуб?
14.Кто предлагает: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь»?
15.Какой фразой заканчивается комедия?
Ответы
1.
1. Лиза (1 действие, явление 5)
2.Чацкий (2 действие, явление 5)
3.Фамусов (2 действие, явление 1) 4.Софья (1 действие, явление 3)
5.Молчалин (действие 4, явление 12)
6.Возмущается Фамусов Чацким (2 действие, явление 2)
7.Произносит Чацкий (1 действие, явление 7)
8.Фамусов (1 действие, явление 4)
9.Говорит Репетилову Чацкий (4действие, явление 4)
10.Говорит Лиза (2 действие, явление 14)
2.Действие комедии происходит в четверг, зимой:
«У нас там общество, и тайные собранья// По четвергам. Секретнейший союз…» (Репетилов, 4 действие, явление 4)
«И день и ночь по снеговой пустыне, //Спешу к вам, голову сломя» (Чацкий, 1 действие, явление 7)
3.Орден Анны на шее, 3 августа, за сидение в траншее.
«За третье августа; засели мы в траншею:// Ему дан с бантом, мне на шею» (2 действие, 5 явление)
4.Дедов Чацкого звали Илья и Алексей
«…Вот-с – Чацкого, мне друга,//Андрея Ильича сынок». (Фамусов, 2-е действие, явление 5)
«По матери пошел, по Анне Алексевне;//Покойница с ума сходила восемь раз…» (Фамусов о Чацком, 3-е действие, явление 21)
5.Репетилов был женат на баронессе фон Клоц,
«…тогда//Барон фон Клоц в министры метил, //А я// К нему в зятья…»
«…Женился, наконец, на дочери его…» (Репетилов, 4-е действие, явление 5)
6.Кроме Анфисы Ниловны Хлестовой, у Софьи была еще одна тетушка – Прасковья.
«…мне и сестре Прасковье// Двоих арапченков на ярмарке достал…» (Хлестова, 3-е действие, явление 10)
7.Комната Молчалина находилась под лестницей.
«Молчалин, вот чуланчик твой». (Хлестова, 4-е действие, явление 8)
8.Платон Михайлович Горич, бывший однополчанин Чацкого
«Ну все, так верить поневоли;// А мне сомнительно».(4 действие, явление 21)
9.Софье 17 лет:
«…а теперь,//В семнадцать лет вы расцвели прелестно». (Чацкий, 1-е действие, явление 7)
10.Умеренность и аккуратность. (3действие, явление 3)
11.Дядю Фамусова звали Максимом Петровичем. Был он «вельможей в случае», т.е.пользовался благоволением императрицы Екатерины Второй.
«Вот то-то, все вы гордецы!» (2-е действие, явление 2. Монолог Фамусова)12.Старуха Хлестова привезла на бал арапку-девку да собачку.
«От скуки я взяла с собой// Арапку-девку да собачку» (3 действие, явление 10)
13.Скалозуб служил в 15-й дивизии.
«У нас, в пятнадцатой дивизии, не далее, //Об нашем хоть сказать бригадном генерале». (Скалозуб, 2-е действие, явление 4).
14.Это предлагает сделать Фамусов (3 действие, явление 21).
15.Комедия заканчивается словами Фамусова:
«Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
Источники
1. А.С.Грибоедов. Горе от ума. Комедия в четырех действиях, Ленинград «Детская литература», 1972.
2. http://www.booksite.ru/department/center/helpl/vik_rus_read_11.htm