- Работа с родителями

Название:
Номинация: Школа, Исследовательские и научные работы педагогов, 11 класс, Александр Николаевич Островский

Крылатые выражения в ранних пьесах А.Н. Островского

Александр Николаевич Островский биография .
Ранние пьесы А.Н. Островского определили приемы его повествовательного стиля, его авторскую уникальность. «Бедность не порок» (1853), «Не в свои сани не садись» (1852), «Не так живи, как хочется» (1854) ознаменовали раннее творчество драматурга. Само название данных произведений отражает авторскую самобытность, которая заключается в очевидном использовании писателем крылатых слов и выражений. Рассмотрим каждую драму в отдельности.

«Не в свои сани не садись». Само название пьесы указывает на обращение автора к пословицам, поговоркам, афоризмам и крылатым словам. В тексте пьесы так же наблюдается обращение автора к данному виду лексем. Крылатые слова присутствуют в пьесе в количестве 25: в действии 1 – 11, во втором – 4, в третьем – 10.

Среди всех персонажей именно речь Степана является наиболее выразительной. Общаясь с другими героями, он допускает в своей речи крылатые слова и выражения, пословицы и поговорки, просторечия – все это обогащает его речь и делает более красочной и выразительной. В рамках его диалогов и монологов находим примеры данных лексем..

Пьеса уникальна не только по своеобразию сюжета и тематики, но и своей лексической основой. Ее высоко оценивали многие критики и писатели – современники А.Н. Островского.

Не менее выразительна речь героев пьесы «Бедность не порок». Она представляет собой произведение в жанре комедии, состоящей из трёх действий. Написана была А.Н. Островским в 1853 году и напечатана отдельным изданием в начале 1854 году.

Название пьесы говорящее. Оно выражается русской пословицей. Неправильно воспринимать бедность человека как недостаток в его характере.

В ходе анализа пьесы на предмет наличия в ней крылатых слов выявлено 42 лексические единицы данного типа: в действии 1 – 24, во втором – 9 и в третьем – 9.

Одной из последних пьес раннего периода творчества А.Н. Островского критики (Н. А. Добролюбов, А.И. Ревякин и др.) считают драму «Не живи так, как хочется». В данной пьесе, по сравнению с предыдущими, меньше всего представлены крылатые слова и выражения, но это не дает повода утверждать языковую и фразеологическую бедность произведения.

В пьесе выявлено 15 случаев использования крылатых слов и выражений.

Очевидно, что в рамках данной пьесы А.Н. Островский прибегает к использованию крылатых слов с целью придать экспрессию их чувствам, эмоциям и мыслям.

На основе сравнительного анализа ранних пьес А.Н. Островского выявлен факт использование автором крылатых слов и выражений намерено с целью точного выражения мысли и чувств героев, придания их речи более эмоциональной окраски.

Название:
Номинация: Школа, Островский пьесы Гроза, Островский Бедность не порок, Свои люди сочтемся, Бесприданница, 11 класс

Должность: преподаватель русского языка и литературы
Место работы: ГАПОУ ПО ПКАС
Месторасположение: Россия, г. Пенза

Неспособность лицемерить. Любовь. Замоскворечье. Полемика вокруг пьесы. Занятия Катерины. Идея драмы «Гроза». Основная тема «Грозы». Речевая характеристика. Смысл заглавия. Как воспитывалась Катерина. Результаты действий героев. Московский Государственный Университет. Колумб Замоскворечья. Кудряш. Малый Академический Художественный театр. Поведение лицемерно. Человеческие чувства. Смысл заглавия пьесы «Гроза».

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Стихотворные строки. Печальная песня о бесприданнице. Нужна ли Лариса Паратову. Тайна пьесы Островского. Анализ пьесы. Что же за человек Паратов. Цыганская песня. Каков Карандышев. Любовь для Ларисы. Романс. Жених Ларисы. Проблемные вопросы. Навыки изложения своих мыслей. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Островский. Жестокий романс. Приобретение навыков анализа текста. Выстрел Карандышева.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Докажите справедливость слов Н.Добролюбова. Могла ли Катерина найти счастье в семье? Драматург воссоздал необычайно яркие, живые и узнаваемые в жизни характеры. История создания драмы «Гроза». Борьба Катерины за счастье. «Гроза» в русской критике. Приведите примеры из текста. Варвара. Литературные персонажи. Дикой Савел Прокофьич - типичный представитель «темного царства». Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?

«Герои «Снегурочки»» - Красота природы. Фантастические персонажи. Образ Леля. Любовь. Зимняя сказка. Пастуший рожок. Весенняя сказка. Музыкальные инструменты. Бережное отношение к культурным традициям народа. Стихия русских народных обрядов. Содержание песен. Древний русский обряд. Пляски птиц. Утро любви. Музыка. Идеалы автора. Герои. Какие герои только сказочные. Финал оперы. А.Н. Островский. Снегурочка. Песни. Народный фольклор.

«Пьеса «Бесприданница»» - Все поступки героя мотивируются стремлением поддержать такое впечатление. Матерым вожаком, например. Как на пароход небывало скоростной, как на виллу шикарную. Стать богатой содержанкой?.. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Катерина. Образ Паратова. Образ Паратова Ю. Олеша восхищался фамилиями героев Островского. Лариса. О Паратове сказано: «Блестящий барин». А может вот верное решение: откровенное предложение Кнурова….

«Островский «Бесприданница»» - Анализ драмы «Бесприданница». Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Что мы узнаем о Паратове. Действующие лица. Паратов Сергей Сергеевич. Символический смысл имен и фамилий. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Идеи творчества А.Н. Островского. А.Н. Островский Драма «Бесприданница». Карандышев. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Цель урока.

Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых — не занятий, но наслаждений.

Л. Н. Толстой

Дорогие друзья!

Мы предлагаем вам коллекцию русских и зарубежных пословиц и поговорок.

А знаете ли вы, чем они отличаются друг от друга? Ответ очень прост. Как гласит народная мудрость:

Поговорка — цветочек, пословица — ягодка.

Дело в том, что поговорка отнюдь не всегда является целой фразой, законченным предложением, — часто это только намёк:

Гляди в оба (о бдительности).

Винтиков не хватает (о глупости).

На воде вилами писано (о неопределённости).

Хоть верёвки из него вей (о слабохарактерном).

Его голыми руками не возьмёшь (обувёртливом).

Языком кружева плетёт (о болтуне, о краснобае).

Решетом воду носит (о бестолковом).

Поговоркой может быть пожелание, мечта:

Отвяжись, худая жизнь, привяжись хорошая.

Будет и на нашей улице праздник.

Очень популярны именные поговорки:

У всякой Машки свои замашки.

У всякого Федорки свои отговорки.

Федот, да не тот.

Мели, Емеля, — твоя неделя (о болтуне).

Эх, Ерёма, сидел бы ты дома!

Зевотушка-зевота, поди на Федота, с Федота — на Якова, с Якова — на всякого.

Существуют даже исторические поговорки:

Погиб, как швед под Полтавой! (Воспоминание о Полтавском сражении 1709г., когда Пётр I разгромил войска шведского короля Карла XII.)

Пусто, словно Мамай прошёл. (Воспоминание о татарском нашествии; Мамай — татарский хан, правитель Золотой Орды, известный опустошительными набегами на Русь.)

Пословицей называют законченное предложение — краткое и всегда нравоучительное; это поучение, высказанное или прямо, или обиняком:

Кончил дело — гуляй смело.

Ум хорошо, а два лучше.

Уговор дороже денег.

Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь (об осмотрительности).

Волков бояться — в лес не ходить (о трусости).

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел (то есть не за дурной вид, а за дурные дела).

Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.

Н. В. Гоголь писал о русских пословицах так: «Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов... В них отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, — словом, всё шевелящее и задирающее за живое... Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами».

Мы находим эти «жемчужины народной речи» в произведениях многих русских писателей. А. Н. Островский, например, использовал пословицы и поговорки в названиях своих пьес:

«Бедность не порок», «За чем пойдёшь, то и найдёшь», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не в свои сани не садись», «Не всё коту масленица (будет и Великий пост)», «Сердце не камень» и другие.

С пословичной мудростью и образностью тесно связано творчество И. А. Крылова. Строки многих его басен давно уже вошли в обиходную речь, став пословицами, поговорками и крылатыми выражениями:

Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!

Навозну кучу разрывая, Петух нашёл Жемчужное Зерно.

Строками из басен Крылова, в коих «весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться» (Л. С. Пушкин), завершается эта книга.

Цель урока. А.Н. Островский Драма «Бесприданница». На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Символический смысл имен и фамилий. Паратов Сергей Сергеевич. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Карандышев. Идеи творчества А.Н. Островского. Действующие лица. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Анализ драмы «Бесприданница». Что мы узнаем о Паратове.

«Герои «Снегурочки»» - Песни. Холодное существо. Огромная сила. Снегурочка. Какие герои только сказочные. А.Н. Островский. Образ Леля. Утро любви. Герои. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Зимняя сказка. Финал оперы. Персонажи. Пастуший рожок. Идеалы автора. Сцена. Любовь. Стихия русских народных обрядов. Мощь и красота природы. Бережное отношение к культурным традициям народа. В.М.Васнецов. Купава и Мизгирь. Дед Мороз.

«Пьеса «Бесприданница»» - Финальная сцена. «Бесприданница». Но ведь способность увлекаться и мотовство вовсе не отвергают трезвый расчет. Отношения Ларисы и Паратова напоминают отношения хищника и жертвы. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Катерина - истинно трагическая героиня. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”. Как на пароход небывало скоростной, как на виллу шикарную.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом). Тихон - добрый, искренне любит Катерину. С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»? Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти? Почему Катерина остается одна со своим горем? Докажите справедливость слов Н.Добролюбова. При каких условиях? Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством.

«Герои «Грозы»» - Особенности стиля Островского. Портрет Островского. Александр Николаевич Островский. Пьеса «Гроза» написана в 1859 году. Н.А.Добролюбов. Общественная деятельность А.Н.Островского. Беседа по восприятию пьесы. Основная тема «Грозы». Смысл заглавия. Поведение лицемерно. Национальный театр. Приём контраста. Наиболее известные пьесы А.Н.Островского. Кудряш. Памятник А.Н.Островскому. Протест Катерины. Словарь.

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Стихотворные строки. Навыки изложения своих мыслей. Печальная песня о бесприданнице. Проблемные вопросы. Каков Карандышев. Любовь для Ларисы. Что же за человек Паратов. Анализ пьесы. Приобретение навыков анализа текста. Жених Ларисы. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Островский. Выстрел Карандышева. Тайна пьесы Островского. Романс. Жестокий романс. Нужна ли Лариса Паратову. Цыганская песня.

Островский Александр Николаевич - русский драматург, писатель. Пьесы Островского еще при жизни писателя сформировали репертуар в Москве. И сейчас его пьесы являются основой репертуара этого театра.

Островский любил русские пословицы. Многие его пьесы имеют названия, заимствованные из русских пословиц: "Бедность не порок" (1854), "Не все коту масляница" (1871), "Не было ни гроша, вдруг алтын" (1872) и т.д. Пьесы Островского удивительно актуальны и сегодня, несмотря на то, что были написаны более 100 лет тому назад.

Годы жизни: 1823 - 1886.

Отец писателя Николай Федорович Островский был сыном костромского священника. Окончил курс в духовной академии, но служил стал в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Он был успешным адвокатом, в итоге разбогател, купил несколько домов (сдавал их в аренду) и получил дворянский титул.

Мать Любовь Ивановна родом из низшего духовенства (умерла в раннем детстве писателя). Систематического образования не получил. Детство и часть юности прошли в центре Замоскворечья. Отец хотел сделать из Островского юриста. Окончив в 1840 гимназический курс в 1-й Московской гимназии, Островский поступил на юридический факультет Московского университета . Но проучившись всего 2 года (до 1843 года), писатель ушел из МГУ, так и не окончив его.

В 1843 году по желанию отца, он поступил на службу канцеляристом в Московский совестный суд. В 1845 году он перешел в Московский коммерческий суд. В московских судах Островский служил до 1851. Службу в судах Островский воспринимал как повинность. Но он ее добросовестно исполнял. Впоследствии, опыт судебной работы очень помог ему при создании злободневных произведений. Многие идеи для пьес Островский взял именно оттуда.

Судя по всему, отец был недоволен своим сыном. Он хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Но сына явно тянуло в драматургию.

Первую пьесу драматурга "Картины семейного счастья" опубликовал московский журнал "Московский городской листок" в 1847 году. Свою первую работу Островский прочитал узкому кругу на квартире профессора Московского университета Шевырева С.П. и получил высокую оценку. Позже, незадолго до своей смерти, драматург напишет "С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание".

Литературную известность Островскому принесла комедия "Свои люди - сочтемся!" (первоначальное название - "Банкрут"), опубликованная в 1850. К постановке на сцене комедия была запрещена, так как московское купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось царю. Островский был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I (надзор был снят только после воцарения Александра II). На сцену пьеса была допущена только в 1861.

В январе 1853 года на сцене Большого театра состоялась первая театральная постановка - пьеса "Не в свои сани не садись". Причем пьесу выбрала для своего бенефиса знаменитая актриса того времени Косицкая Л.П. Актриса (слегка располневшая после родов) играла Дуняшу. Спектакль прошел с успехом и принес известность драматургу. В последующем, большая часть пьес драматурга ставилась в Малом театре. Из 47 пьес писателя 46 поставлено на сцене малого театра, который часто называют "Домом Островского".

В 1856 году Островский написал пьесу "Доходное место", где разоблачались мелкие страсти чиновников. В основу пьесы драматург положил сведения, полученные им из работы в судах. Известный актер того времени Садовский П.М. выбрал эту комедию для своего бенефиса. Все билеты были раскуплены, но спектакль запретили к показу как "сочинение, позорящее государственных чиновников". Впервые эта пьеса вышла на сцену в 1863 году в Петербурге в Александрийском театре.

С 1856 Островский становится постоянным сотрудником журнала "Современник".

В 1860 в печати появилась "Гроза", вызвавшая статью Добролюбова ("Луч света в темном царстве").

В 1863 Островский был награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук.

С января 1866 был заведующим репертуарной частью московских императорских театров. В 1874 было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти. Работая в комиссии "для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления", учрежденной в 1881 при дирекции Императорских театров, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов. В 1885 Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.

В последние годы А.Н. Островский все летнее время проводил в имении Щелыкове . Это имение купил в свое время его отец, а потом, после его смерти, Александр со своим братом Михаилом выкупили имение у мачехи. В этом имении было написано 19 пьес, среди которых "Бесприданница", "Лес", "Волки и овцы". Здесь писатель занимался переводами (известно, что он владел 5 иностранными языками). В гости к Островскому приезжали актеры и писатели.

Островский был добрым помещиком. Крестьяне любили его. С одним из крестьян - Иваном Соболевым, Островского связала дружба. Иван был мастером краснодеревщиком и был учителем драматурга по этому ремеслу.

14 июня 1886 Островский скончался в своем костромском имении Щелыкове , там же его и похоронили (в сейчас Дом музей писателя).

27 мая 1929 перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому (скульптор Н.А. Андреев, архитектор И.П. Машков).

Большую известность получил фильм Эльдара Рязанова "Жестокий романс" (снят в 1983 году). Этот фильм снят по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница".

Основные произведения - "Записки замоскворецкого жителя" (1847), "Свои люди - сочтемся!" (первоначальное название - "Банкрут"; 1850; комедия), "Бедная невеста" (1851; комедия), "Не в свои сани не садись" (1852), "Бедность не порок" (1854), "Не так живи, как хочется" (1854), "В чужом пиру похмелье" (1855, комедия), "Доходное место" (1856, комедия), трилогия о Бальзаминове (1857 - 1861), "Праздничный сон до обеда" (1857), "Не сошлись характерами" (1858), "Воспитанница" (1858-1859), "Гроза" (1859-1860, драма), "Старый друг лучше новых двух" (1860), "Свои собаки грызутся, чужая не приставай" (1661), "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (1861, 2-я редакция 1866; историческая пьеса), "Минин" (1862, историческая хроника), "Тяжелые дни" (1863), "Шутники" (1864), "Воевода" (1864, 2-я редакция 1885; историческая пьеса), "Пучина" (1865-1866), "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1866; историческая пьеса), "Тушино" (1866-1867; историческая пьеса), "Василиса Мелентьева" (1867, трагедия), "На всякого мудреца довольно простоты" (1868, комедия), "Горячее сердце" (1868-1869), "Бешеные деньги" (1869-1870), "Лес" (1870-1871), "Не все коту масляница" (1871), "Не было ни гроша, вдруг алтын" (1872), "Снегурочка" (1873; сказка, опера Н.А. Римского-Корсакова), "Поздняя любовь" (1874), "Трудовой хлеб" (1874), "Волки и овцы" (1875), "Богатые невесты" (1876), "Правда хорошо, счастье лучше" (1877), "Женитьба Белугина" (1878; написана в сотрудничестве с Н.Я. Соловьевым), "Последняя жертва" (1878), "Бесприданница" (1878-1879), "Добрый барин" (1879), "Сердце не камень" (1880), "Дикарка" (1880; написана в сотрудничестве с Н.Я. Соловьевым), "Невольницы" (1881), "На порог к делу"(1881; написана в сотрудничестве с Н.Я. Соловьевым), "Светит, да не греет" (1881; написана в сотрудничестве с Н.Я. Соловьевым), "Таланты и поклонники" (1882), "Без вины виноватые" (1884), "Красавец-мужчина" (1888), "Не от мира сего" (1885).