Проблема настоящей жизни.
Князь Андрей Болконский. Он пытался найти настоящую жизнь на войне, уйдя в армию и разочаровавшись в той жизни, которую вел. Князь понял одно: скучная, однообразная светская жизнь не для него. На войне он жаждал славы, признания, желал отличиться, составляя стратегические планы и представляя, как он спасет армию в критический момент. Но после ранения под Аустерлицем, когда князь Андрей вернулся домой и здесь на его глазах умерла жена, оставив ему маленького сына, все, к чему он стремился на войне, отошло на второй план. Болконский осознал, что это не есть настоящая жизнь, и его поиски таковой продолжились.
Проблема счастья в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Пьер возвращается в общество ранее оставленное им, возвращается в поисках счастья, но, с какой-то стороны, его спасает война развязавшаяся с французами. Он пытается посвятить себя войне, для того, чтобы снова постараться забыть былое и отыскать так нужное ему счастье. Но как всегда попытки его тщетны и ни какая армия ему не только не в счастье, но даже и в тягость. Пьер понимает, что он не рожден для военной жизни. И все снова возвращается на круги своя.

Проблема великого человека

В своем романе Л. Н. Толстой ярко выразил мысль о том, что великим человек может быть только в том случае, если он неразрывно связан с народом, если он искренне разделяет его взгляды, стремления, веру. Если он живет теми же идеалами, мыслит и поступает так же, как поступил бы любой сознательный человек. Только в народе главная сила, только в связи с народом может проявиться настоящая, сильная личность.

Показ особого характера войны 1812 года как войны народной.

Народный характер войны показан Толстым различными способами. Используются авторские историко-философские рассуждения о роли личности и народа в истории вообще и войне 1812 года в частности, рисуются живые картины выдающихся исторических событий; народ может изображаться (хотя и крайне редко) как целое, общее (например, замечания о том, что мужики не везли в Москву сено, что все жители покидали Москву и т, д.) и как бесчисленное множество живых рядовых персонажей. Побуждения и чувства всей нации концентрируются в образе представителя народной войны полководца Кутузова, ощущаются лучшими представителями дворянства, сблизившимися с народом.

Проблема истинного и ложного патриотизма.

Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным.
Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые афишки, призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина.

39. нравственная и философская проблематика романа «война и мир». Философская проблематика романа . Философская проблематика романа. Основные фило­софские темы романа: человек и его место в мире, место человека в истории (проблема личной свободы воли и исторической необходимости: проблема роли отдельной личности в истории, взаимосвязь личной судьбы и исторической перспективы), смысл истории (первопричина исторических событий, в первую очередь войны; оценка деятельности тайных обществ, в том числе декабристов), экзистенциальные проблемы (смысл человеческой жиз­ни), концепция этики: определение нравственных импе­ративов, вытекающих из такой картины мира (герои раз­мышляют о том, как стать «вполне хорошим» (чье это выражение?), как обрести гармонию жизни). Эти про­блемы в романе обнаруживаются на всех уровнях сюже­та («война» и «мир», частные судьбы и судьба России, мысли и поступки вымышленных героев и деятельность реальных исторических лиц) и на надсюжетном уровне (философские рассуждения Толстого).Поскольку в романе конструируется очень четкая этическая система, то на каждом из вышеназванных уровней сюжета легко можно обнаружить отрицатель­ный и положительный «полюса», воплощаемые в героях (Кутузов и Наполеон, Наташа и «злая» Вера и т. д.).Мир и человек. Место человека в мире. Мировое «все­единство». Картину мира у Толстого полезно сравнить с картиной мира у Достоевского. Достоевский воссозда­ет христианскую персоноцентрическую модель мира: отдельная личность равноценна целому миру, человек воссоединяется с Богом через Богочеловека - Христа. Главный герой произведения Достоевского - личность как таковая, в ней отражается Мир. Поэтому герои Достоевского - это в какой-то степени символические фигуры, воплощающие духовные, метафизические нача­ла. Толстой воссоздает пантеистическую модель мира: человек - лишь один из элементов бесконечного эволю­ционного процесса, он - песчинка в огромном мире-космосе. Здесь нет понятия «Богочеловек», а Бог - это философский синоним понятий «вся жизнь», «приро­да», «история», «мир как целое», «всеединство». Итак, на первом месте Мир, потом уже человек. Формула, ус­лышанная Пьером Безуховым в его московском сне («Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Жизнь - это непре­рывное самосознание Божества»), отсылает к восточным религиозно-философским традициям (для христианства мир - не непрерывное самосознание Бога, а его едино-кратное творение). Можно сказать, что Достоевский изображает скорее «мир в человеке», а Толстой - «чело­века в мире». Человек у Толстого - прежде всего части­ца большого Мира - семьи, народа, человечества, при­роды, невидимого исторического процесса. Обратим внимание, например, что в «Преступлении и наказании» сравнение человечества с муравейником предполагает уничижительный характер, а в философских отступле­ниях Толстого сравнение человеческих сообществ с ро­ем, ульем или стадом возникает совершенно естественно и не предполагает никакого отрицательного смысла.Если сравнить два близких по времени написания романа - «Преступление и наказание» и «Война и мир», то мы увидим сходную проблематику, но рассмотренную с принципиально разных сторон. Оба названия заключа­ют в себе идею полярности, антитезы положительного и отрицательного начал, но название романа Достоев­ского указывает на индивидуальный внутренний мир ге­роя, а название романа Толстого указывает на мировой масштаб изображаемого, на общность и связь многих человеческих судеб. «Наполеоновская» тема также по-разному выглядит в этих романах: для Достоевского это этический вопрос, обращенный к отдельному человеку («Имеешь ли ты право быть Наполеоном?»), а для Тол­стого это скорее историософский вопрос, обращенный к человечеству («Был ли Наполеон великим челове­ком?»). Поэтому Наполеон становится персонажем Тол­стого, а Достоевский никогда не писал ничего похожего на исторический роман.Все это не означает, что Толстой принижает ценность отдельной человеческой личности: ведь подразумевает­ся, что каждый человек - необходимая частица мира, без которой мир был бы неполным.В романе Толстого часто используется символика час­ти и целого (ступени лестницы и звенья цепи в «масон­ском» монологе Пьера на пароме в Богучарове; гармо­ническое слияние музыкальных голосов в видении Пети Ростова; состоящий из отдельных капель водяной шар в сновидении Пьера, где шар символизирует мир, а кап­ли - человеческие судьбы; рассуждение о «личной» и «роевой» жизни человека в одном из авторских фило­софских отступлений; метафоры, связанные с ульем, роем, стадом (найдите их в тексте романа); рассуждение о том, что невидимая историческая воля складывается из «миллиардов воль»). Все эти символы выражают идею мирового «всеединства», в толстовском его понимании. Каждый элемент большого целого является неотъемле­мым.В соответствии с этой картиной мира в романе рас­сматривается вопрос о роли и месте отдельного человека в истории, природе, обществе, государстве, народе, семье. Это и есть философская проблематика романа.Смысл исторического процесса. Роль личности в ис­тории. Эта тема в романе впервые подробно рассмат­ривается в историософском рассуждении о причинах войны 1812 г. (начало второй и начало третьей частей третьего тома). Рассуждение это полемически направле­но против традиционных концепций историков, кото­рые Толстой считает стереотипом, требующим переос­мысления. Согласно Толстому, нельзя объяснить начало войны чьей-то отдельной волей (например, волей Напо­леона). К этому событию Наполеон объективно причастен также, как любой капрал, отправляющийся в этот день на войну. Война была неизбежна, она началась со­гласно невидимой исторической воле, которая складыва­ется из «миллиардов воль». Роль личности в истории практически ничтожна. Чем больше люди связаны с дру­гими, тем более они служат «необходимости», т. е. их воля переплетается с другими волями и становится ме­нее свободной. Поэтому общественные и государствен­ные деятели являются наименее субъективно свободны­ми. «Царь - раб истории». (Как эта мысль Толстого проявляется в изображении Александра?) Наполеон заблуждается, когда думает, что может влиять на ход со­бытий. «...Ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участ­вующих в этих событиях, и... влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное» (гл. XXVIII второй части третьего тома). Кутузов прав в том, что предпочитает четко следовать объективному процессу, а не навязывать свою линию, «не мешать» то­му, что должно произойти. Заканчивается роман форму­лой исторического фатализма: «...необходимо отказаться от несуществующей свободы и признать неощущаемую; нами зависимость».Отношение к войне. Война оказывается не поединком Наполеона с Александром или с Кутузовым, это поеди­нок двух начал (агрессивного, разрушительного и гармо­нического, созидательного), которые воплощаются не только в Наполеоне и Кутузове, но и в персонажах, фи­гурирующих на других уровнях сюжета (Наташа, Платон Каратаев и др.). С одной стороны, война - противное всему человеческому событие, с другой - это объектив­ная реальность, означающая для героев личный опыт. Нравственное отношение к войне у Толстого отрицатель­ное (антивоенный пафос чувствовался уже в автобиогра­фических ранних военных рассказах). Для сравнения:

Достоевский осуждал только гражданскую («братоубий­ственную») войну, но в международных войнах усмат­ривал положительный смысл: укрепление патриотизма, героического начала (см.: Ф. М. Достоевский. «Дневники писателя», глава «Парадоксалист»). Обратим внимание, что Достоевский, в отличие от Толстого, никогда лично не принимал участия в военных событиях. В мирной жизни тоже происходит своеобразная «вой­на»: между «войной» (агрессивное начало) и «миром» (позитивное, гармоническое начало). Осуждаются герои, представляющие светское общество, карьеристы - сво­его рода «маленькие наполеоны» (Борис, Берг), а также те, для которых война - место реализации агрессивных побуждений (дворянин Долохов, крестьянин Тихон Щер­батый). Эти герои принадлежат к сфере «войны», в них воплощается наполеоновское начало.«Личная» и «роевая» жизнь человека. Может пока­заться, что такое видение мира глубоко пессимистично: отрицается понятие свободы, но тогда жизнь человека теряет смысл. На самом деле это не так. Толстой разде­ляет субъективный и объективный уровни человеческой жизни: человек находится в малом круге своей биогра­фии (микрокосм, «личная» жизнь) и в большом круге всеобщей истории (макрокосм, «роевая» жизнь). Чело­век субъективно сознает свою «личную» жизнь, но не может видеть, в чем состоит его «роевая» жизнь. На «личном» уровне человек наделен достаточной свободой выбора и способен отвечать за свои поступки. «Роевой» жизнью человек живет бессознательно. На этом уровне он сам ничего решить не может, его роль навсегда останется той, которую отвела ему история. Этический принцип, вытекающий из романа, состоит в следующем: человеку не следует сознательно относить­ся к своей «роевой» жизни, ставить себя в какие-либо отношения с историей. Любой человек, который пытает­ся сознательно участвовать в общеисторическом процес­се и воздействовать на него, заблуждается. В романе дискредитируется Наполеон, ошибочно полагавший, что судьба войны зависит от него - на самом деле он был игрушкой в руках неумолимой исторической необходи­мости. Реально он оказался лишь жертвой процесса, затеянного, как он думал, им самим. Все герои романа, пытавшиеся быть наполеонами, рано или поздно расста­ются с этой мечтой или плохо кончают. Один из при­меров: князь Андрей преодолевает иллюзии, связанные с государственной деятельностью в кабинете Сперанско­го (и это правильно, независимо от того, насколько «прогрессивен» Сперанский). Закон исторической необходимости люди выполняют неведомо для себя, слепо, ничего не зная, кроме своих частных целей, и лишь подлинно (а не в «наполеонов­ском» смысле) великие люди оказываются способными отрешиться от личного, проникнуться целями историче­ской необходимости, а это единственный способ стать сознательным проводником высшей воли (пример - Кутузов). Идеальное бытие - состояние гармонии, согласие с миром, т. е. состояние «мира» (в смысле: не война). Для этого личная жизнь должна быть разумно согласова­на с законами «роевой» жизни. Неправильное бытие - вражда с этими законами, состояние «войны», когда ге­рой противопоставляет себя людям, старается навязать миру свою волю (это путь Наполеона). Положительные примеры в романе - Наташа Росто­ва и ее брат Николай (гармоничная жизнь, вкус к ней, понимание ее красоты), Кутузов (умение чутко реагиро­вать на ход исторического процесса и занять в нем свое разумное место), Платон Каратаев (у этого героя личная жизнь практически растворяется в «роевой», у него как бы нет своего индивидуального «Я», а только коллектив­ное, народное, общечеловеческое «Мы»). Князь Андрей и Пьер Безухов на разных этапах сво­его жизненного пути то уподобляются Наполеону, ду­мая, что могут своей личной волей повлиять на истори­ческий процесс (честолюбивые планы Болконского; ув­лечение Пьера сначала масонством, а потом тайными обществами; намерение Пьера убить Наполеона и стать спасителем России), то обретают правильный взгляд на мир после глубоких кризисов, душевных потрясений, разочарований. Князь Андрей после ранения в Бородин­ском сражении умер, пережив состояние гармониче­ского единства с миром. К Пьеру подобное состояние просветления пришло в плену (обратим внимание, что в обоих случаях герои наряду с простым, эмпирическим опытом получают также и мистический опыт посредст­вом сна или видения). (Найдите это в тексте.) Однако можно предположить, что честолюбивые планы снова вернуться к Пьеру, он увлечется тайными обществами, хотя Платону Каратаеву это, возможно, не понравилось бы (см. разговор Пьера с Наташей в эпилоге). В связи с представлением о «личной» и «роевой» жиз­ни показателен спор Николая Ростова с Пьером о тай­ных обществах. Пьер сочувствует их деятельности («Тугендбунд - это союз добродетели, любовь, взаимная по­мощь; это то, что на кресте проповедовал Христос»), а Николай считает, что «тайное общество - следова­тельно, враждебное и вредное, которое может породить только зло, <...> составь вы тайное общество, начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни бы­ло, я знаю, что мой долг повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить - ни на секунду не задумаюсь и пойду. А там суди как хо­чешь». Этот спор не получает однозначной оценки в романе, он остается открытым. Можно говорить о «двух прав­дах» - Николая Ростова и Пьера. Мы можем сочувство­вать Пьеру вместе с Николенькой Болконским. Эпилог заканчивается символическим сном Николеньки на тему этого разговора. Интуитивное сочувствие делу Пьера сочетается с мечтами о славе героя. Это на­поминает юношеские мечты князя Андрея о «своем Тулоне», которые когда-то были развенчаны. Таким об­разом, в мечтах Николеньки есть нежелательное для Толстого «наполеоновское» начало - есть оно и в поли­тических идеях Пьера. В связи с этим важен диалог Наташи и Пьера в гл. XVI первой части эпилога, где Пьер вынужден признать, что Платон Каратаев (чело­век, с которым для Пьера связаны главные нравствен­ные критерии), «не одобрил бы» его политической дея­тельности, зато одобрил бы «семейную жизнь». Подлинный смысл жизни. Заключительная фраза в ро­мане провоцирует читателя сделать пессимистический вывод о бессмысленности жизни. Однако внутренняя логика сюжета «Войны и мира» (в котором не случайно воссоздается все многообразие жизненного опыта чело­века: как сказал А. Д. Синявский, «сразу вся война и весь мир») говорит об обратном. Смысл жизни существует, но многие его не понимают, продолжая жить по инерции или ставя перед собой «наполеоновские» цели. Наиболее умные, мыслящие герои романа (и вместе с ними сам автор) говорят о том, что смысл жизни открывается при условии гармонических отношений (единения, прими­рения) человека с миром (с народом, с природой, с «во­лей истории»). Можно привести следующий пример: ко­гда Пьер рассказывает князю Андрею о масонстве и зна­комит его с символикой «ступеней лестницы», «звеньев цепи» и т. д. (разговор в Богучарове), Болконский отве­чает, что это всего лишь книжное «учение Гердера», ко­торое слишком абстрактно: «Жизнь и смерть - вот что убеждает». Можно было бы возразить князю Андрею: то, что он говорит, тоже довольно абстрактно. Однако всем ходом сюжета Толстой дает читателю возможность по­нять, что подразумевается под этим выражением Бол­конского. Речь идет о том, что смысл жизни можно воспринять спонтанно и непосредственно, через конкретный жиз­ненный опыт. Прежде всего это переживания, свя­занные с ключевыми моментами человеческой жизни («коренные ситуации бытия») - любовью, рождением, смертью. Так, смерть жены и рождение сына, любовь к Наташе составляют неотъемлемый жизненный опыт для князя Андрея, но окончательно смысл жизни ему открывается только перед смертью. Болконский испытал близость смерти дважды - сначала под Аустерлицем (и это тоже стало важной вехой в его жизни), а потом - под Москвой. (Перечитайте главы, в которых говорится о последних днях жизни князя Андрея. Обратите внима­ние на символику «двери» и на сравнение смерти с «пробу­ждением» (понимание реальности как сна, а смерти как пробуждения характерно прежде всего для восточных ре­лигиозно-философских систем.) Для многих героев пере­живание близости смерти оказывается важной вехой личностного роста (первый бой Николая Ростова, пре­бывание Пьера на батарее Раевского и в плену). Однако момент откровения не обязательно связан с близостью смерти. Толстой показывает весь драматизм человеческого опыта и все его многообразие: многое от­крывается в ситуациях повседневной жизни (карточный проигрыш Николая Ростова), при общении с природой (вспомним описание охоты, знаменитый дуб в Отрад­ном, обратим также внимание на частые ситуации, когда герой смотрит на небо и размышляет о вечном: Пьер и комета, князь Андрей и небо Аустерлица, Наташа и звездная ночь в Отрадном), при общении с людьми (жизнь Николая Ростова в полку). (Сопоставьте две сюжетные линии: история разоча­рования князя Андрея в Наполеоне и история разочарова­ния Николая Ростова в Александре. Чем отличаются чувства Болконского и Ростова по отношению к «куми­ру»? Как при этом каждый из них воспринимает самого себя? Какие у них возникают мысли о родных и близких? Как происходит разочарование? Каковы психологические последствия разочарования в «кумире» для каждого из ге­роев? Сделайте выводы о характерах Болконского и Рос­това.) Для людей эгоцентрического типа жизнь в конечном счете обесценивается, сводится к суетливому служению своим прихотям (пример этого - семейство Курагиных). Некоторые герои способны ощутить полноту бытия, наполненность жизни глубоким смыслом в самых про­стых, повседневных ситуациях - прежде всего таковы Наташа и Николай Ростовы (см. описание бала, сцены охоты). Другие герои приходят к такому ощущению только через посредство исключительных (экстремаль­ных, кризисных, «пороговых») ситуаций, или как пишет Толстой, «коренных ситуаций бытия» (по выражению князя Андрея: «Жизнь и смерть - вот что убеждает»). Для князя Андрея примером такой встречи с «жизнью и смертью» служит Аустерлиц, смерть жены Лизы, и осо­бенно Бородино. Для Пьера это дуэль с Долоховым, Бо­родино и особенно пребывание в плену после казни поджигателей, поразившей героя. Именно пережив та­кие сложные моменты, князь Андрей и Пьер начинают лучше понимать смысл жизни или, скорее, ощущать на­полненность жизни смыслом. «Путь Наполеона». Наполеон - воплощение волюн­таризма и крайнего индивидуализма. Он стремится навя­зать миру (т. е. огромным массам людей) свою волю, но это невозможно. Война началась в соответствии с объек­тивным ходом исторического процесса, но Наполеон ду­мает, что он начал войну. Проиграв войну, он чувствует отчаяние и растерянность. Образ Наполеона у Толстого не лишен гротескно-сатирических оттенков. Для Напо­леона характерно театральное поведение (см., например, сцену с «римским королем» в гл. XXVI второй части третьего тома), самолюбование, тщеславие. Выразитель­на сцена встречи Наполеона с Лаврушкой, остроумно «домысленная» Толстым по следам исторических мате­риалов. Наполеон - основная эмблема волюнтаристическо­го пути, но этим путем идут в романе и многие другие герои. Их тоже можно уподобить Наполеону (ср. «ма­ленькие наполеоны» - выражение из романа). Тщесла­вие и самоуверенность свойственны Бенигсену и другим военачальникам, авторам всевозможных «диспозиций», обвинявшим Кутузова в бездействии. Многие люди светского общества также духовно подобны Наполеону, потому что всегда живут как бы в состоянии «войны» (светские интриги, карьеризм, стремление подчинить других людей собственным интересам и т. д.). Прежде всего это относится к семейству Курагиных. Все члены этого семейства агрессивно вмешиваются в жизнь других людей, стараются навязать свою волю, использовать остальных для выполнения собственных желаний. Некоторые исследователи указывали на сим­волическую связь любовного сюжета (вторжение веро­ломного Анатоля в мир Наташи) с историческим (втор­жение Наполеона в Россию), тем более, что в эпизоде на Поклонной горе используется эротическая метафора («И с этой точки зрения он [Наполеон] смотрел на ле­жавшую перед ним, невиданную еще им восточную кра­савицу [Москву], <...> уверенность обладания волновала и ужасала его» - гл. XIX третьей части третьего тома). Истинное и ложное в жизни человека. Одно из важ­ных идейных противостояний для Толстого в романе «Война и мир» - Истина и Ложь. Противопоставление истинного (подлинного, естественного) и ложного (мни­мого, искусственного) - сквозной мотив романа. Это противопоставление имеет следующие важные аспекты. Истинное и ложное общение между людьми. Истин­ное общение предполагает естественность и непосредст­венность («простоту»). Это свойственно прежде всего семейству Ростовых, а также некоторым другим персо­нажам (Денисов, Марья Дмитриевна, капитан Тушин, Кутузов и др.). «Простота» сближает их и с народом. Ложное общение подразумевает искусственность, это общение по правилам, оно наигранно, театрально, в ко­нечном счете неискренне и лицемерно. Так принято об­щаться в великосветском обществе (салон Анны Пав­ловны Шерер, семейство Курагиных) и в политических кругах (Сперанский). Князь Андрей Болконский перво­начально склонен жить по правилам светского общест­ва, но постепенно эти правила для него обесцениваются. Пьер Безухов впервые задумывается о лживости светско­го общества после дуэли с Долоховым. Для него «раз­врат» и «зло» света воплощены в его жене Элен, дочери Василия Курагина и сестре Анатоля. В дальнейшем во­площением «простоты, добра и правды» для него стано­вится солдат из крестьян Платон Каратаев, с которым Пьер познакомился в плену. Истинный и ложный патриотизм. Толстой развенчи­вает традиционные эмблемы патриотизма (например, «знамена»), подразумевающие отождествление родины с государством и его официальной политикой. Не вызы­вает сочувствия псевдопатриотическая риторика Растопчина: этому персонажу противопоставляется сдержанно-мудрый Кутузов, не говорящий красивых слов о Москве и России, но действительно всерьез задумывающийся о том, как поскорее «прогнать» французов. Истинная и ложная красота. Здесь основное проти­вопоставление - живая (естественная, «теплая») и мерт­венная (искусственная, «холодная») красота. Другое важ­ное противопоставление - красота внутренняя (душев­ная) и внешняя (телесная). Рассмотрим портрет Элен. Изображая «красавицу», Толстой использует метафоры, отсылающие к неживой материи («мраморные» плечи, на которых был словно лак от взглядов, и т. д.). Ей про­тивопоставляется Наташа, чья красота естественна и по­этому хороша (кроме того, у Наташи сочетается внешнее обаяние и внутренняя, душевная красота). Обратите внимание также на портрет княжны Марьи («некрасивое лицо», но «лучистые глаза») и на портрет Кутузова (фи­зическая немощность, но при этом внутренняя сила духа). Вообще, создается впечатление, что Толстой не­высоко ценит внешнюю (телесную) красоту, словно не доверяет ей. Примечательно, что Наташа Ростова в эпи­логе романа теряет свою девичью живость, но автор при этом упрямо любуется ею. Такое отношение к теме красоты связано с важным для Толстого конфликтом этического и эстетического начал, идеалов Красоты и Добра. Высказывание Дос­тоевского о том, что «красота спасет мир», невозможно у Толстого. Советуем прочитать позднюю статью Толсто­го «Что такое искусство?», в которой писатель со своих этических позиций анализирует историю понятия красо­ты в европейской культуре и философии. Истинное и ложное величие. Эта тема возникает в связи с Наполеоном. «Для нас, с данною нам Христом мерою хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет ве­личия там, где нет простоты, добра и правды».

Проблематика романа “Война и мир” настолько широка, что объять все её стороны, на первый взгляд невозможно. Именно по этой причине жанр произведения – роман-эпопея. Множество сюжетных линий, огромное количество судеб, широчайшая проблематика – всё это позволяет назвать книгу Л. Н. Толстого литературным шедевром.

Смысл жизни

Все сюжетные линии романа направлены на раскрытие одной масштабной цели – показать поиски смысла жизни человеком думающим. Такими людьми являются Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова. Через призму их судеб, автор делится с читателем своей личной философией: человек должен искать своё место в жизни, сотни раз ошибаться и снова вставать – в этом и состоит смысл жизни. Жить так, как Курагины и большинство людей из высшего общества – это преступление.

Человек должен помогать другим людям, заботиться о ближних, сочувствовать, сомневаться, искать…А леность ума и пустое прожигание жизни – страшный грех. Это – основной мотив, который просматривается во всех “странствованиях” главных героев. Пьер Безухов находит успокоение ни в масонстве, ни в войне, а в словах простого крестьянина Платона Каратаева. Он с удовольствием рассказывает чужому человеку всю свою жизнь, анализирует свои поступки, видит себя как бы со стороны. Каратаев учит Пьера своим примером принимать жизнь такой, какая она есть, не пытаться “свернуть горы”, жить настоящим, замечать простые вещи.

Ложные ценности мешают Андрею Болконскому прожить долгую жизнь, мудрость и понимание того, чем стоило дорожить приходит слишком поздно. Наташа Ростова, как любая молодая наивная девушка познаёт жизнь через горький опыт лжи и обмана. Красота и привлекательная внешность слишком обманчивы и непостоянны, чтобы подарить радость и гармонию. Она находит своё счастье в семейной жизни, в детях рядом с любимым мужем.

Проблематика отношений

Отнюдь не второстепенной является и проблема человеческих отношений и чувств: любовь, истинная и ложная, ревность, предательство, самопожертвование, зависть и злоба. Множество оттенков человеческих чувств и переживаний сплелись в сложнейшие сюжетные перипетии в романе. Людьми движет алчность, зависть, жажда денег и власти – это ярко показано на примере семьи Курагиных. Автор раскрывает “вечные ситуации”, пройдёт несколько столетий, но они будут также актуальны. Миром правят связи, знакомства, положение в обществе, ум и благородство – не всегда способны пробить себе дорогу.

Толстой подчёркивает то, что и сейчас звучит как чистейшая правда: общество принимает тех, кто имеет статус и прочное материальное положение безусловно, не обращая внимания на те пороки, которыми кишат души “избранных”. Внешность, красивая обёртка – служит залогом успеха, всеобщего признания (это прослеживается на примере Элен Курагиной). Душевные качества неинтересны для толпы, восхищаются лишь тем, что снаружи – эта истина неизменна и сейчас.

Возвращение к истокам

Возвращение к народной мудрости – вот ещё одна важная составляющая проблематики романа. Именно простые люди живут в согласии с собой, их не гнетёт излишество, интриги и жажда развлечений. Путь простого человека – труд, семья, дети, помощь близким. Во время Бородинского сражения Пьер восхищается тем, как ведут себя простые люди: они вкладывают душу в каждое слово и дело. Сила русского народа в каждом отдельном человеке, который самоотверженно, честно, бесстрашно бросается в бой за свою родину. “Доблестные” вояки-аристократы в большинстве своём бежали с поля битвы, струсив, оставив товарищей на верную гибель. А простые мужики отдали жизни за будущее своих детей. Глазами Андрея Болконского показана правда войны, автор приводит читателя к пониманию того, в чём сила России.


«Война и мир» - роман-эпопея Льва Николаевича Толстого. На сегодняшний день книге 150 лет. В своём произведении писатель затронул и осветил все проблемы не только российского общества, но и государства в целом. Делая опору на исторические факты, автор подробно описывает военные действия - сражения, настроение народа и солдат.

Проиллюстрировать проблему между мужчиной и женщиной можно на примере Андрея Болконского и Наташи Ростовой и Пьера Безухова и Наташи Ростовой.

Андрей Болконский - овдовевший князь, разочаровавшийся в любви. Наталья Ростова- юная девушка, отличавшаяся простотой и открытостью с ранних лет. Наташа напоминает аленький цветок, который рос в любви и заботе, огражденный от влияний света.

При встрече с юной красавицей Андрей словно оживает, в нем пробуждаются забытые чувства, дающие ему новый толчок в жизни. Л. Толстой сравнивает князя со старым дубом, который оживает после долгого времени «застоя». Для Болконского любовь Наташи. словно живая вода, придающая ему новые силы. Но, к сожалению, этой любви не суждено стать вечной. Мимолетная связь с Болконским дала почву для развития чувств по отношению к Пьеру Безухову. Молодой граф был советчиком и лучшим другом князя Андрея. За помощью к Безухову обращалась и Наташа. После смерти князя. Дружба между графом и графиней перешла в нечто большее - в такой союз как брак. Если наблюдать за героями в течение всего романа, то можно заметить их схожесть во взглядах на жизнь, они понимали друг друга, можно сказать, что Наташа и Пьер были родственными душами. На примере своих героев Л. Н. Толстой показал, что такое настоящая любовь, как важно взаимопонимание между мужчиной и женщиной.

Ещё одна, не менее важная проблема-проблема патриотизма. Патриот - это человек, преданный своей Родине, своему государству. Андрей Болконский и Пьер Безухов - два главных героя, которые по-разному вставали на защиту России. Князь Андрей неоднократно проявлял себя в боях, доказывая свою любовь к родной земле. В пример можно привести случай, когда напуганная армия солдат ринулась отступать. Преодолевая страх, Андрей со знаменем в руках бросился в атаку, что придало уверенности солдатам. Разве это не проявление патриотизма? Военная служба Болконского была насыщенной, отстаивая честь своей страны Андрей погибает. Пьер Безухов не был участником военных действий, а все его попытки принести пользу на поле боя были увенчаны провалом. Но только ли так модно быть полезным стане? Нет, понимая это Толстой не только дарует своему герою жизнь, но и верную спутницу. Во время войны 1812 года Пьер участвует в благотворительности. А после в декабре 1825 года отстаивает права народа. Разве это не патриотизм? Не смотря на свою беспомощность во время военных действий Пьер делает немалый вклад в развитие государства. Он заботится не только о чести своей страны, он заботится прежде всего об её народе (постройка школ). На примере этих двух совершенно противоположных героев Лев Николаевич показал, что у России были свои защитники, которые не были одержимы славой и властью.

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» - огромный и неоценимый клад в русской литературе. В нем отражены и история России, и нравы высшего света, развитие самого государства и его народа.

Обновлено: 2019-10-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Роман "Война и мир", фундаментальный труд великого русского писателя графа Льва Николаевича Толстого, был написан в период с 1863 по 1869 г.

Замысел произведения автор сформировал задолго до написания, обратившись к теме которое произошло в Петербурге 14 декабря 1825 года. Лев Толстой вознамерился показать жизнь российского общества того времени, а поскольку оппозиционное движение различных тайных обществ с участием декабристов было наиболее радикальным и значимым в политической жизни российского государства, то писатель решил использовать эту тему как основу своего произведения.

Трактовка романа

В черновике предисловия к будущему литературному шедевру "Война и мир" проблемы романа Лев Николаевич Толстой обозначил как поиски главного героя. Писатель предполагал, что это будет образ декабриста, одного из героев того времени, возвращающегося вместе со своим семейством в родные места после ссылки. Однако фабула романа требовала характерного описания главного персонажа со времен его юности, и значит, необходимо было вернуться примерно на 20 лет назад, в его прошлое. Писатель принял решение начать повествование именно с 1805 года. Вместе с тем, общая тема романа "Война и мир" требовала трактовки более широкой, нежели та, которую раскрывал сюжет о декабристах и, таким образом, в ходе написания романа на первое место вышла война против Наполеона и события, так или иначе с ней связанные.

Внимание писателя переключилось на Отечественную войну 1812 года, а также на период, предшествующий вторжению французской армии во главе с Наполеоном Бонапартом. Тем не менее, несколько глав из неоконченного произведения 1860 года под названием "Декабристы" Толстой использовал в романе "Война и мир". Проблемы романа заключались в построении сюжета, который по замыслу автора должен был охватить почти четверть века истории русского народа и русской армии. Писателю это удалось, с задачей он справился блестяще.

Примеры героизма в романе

Свое эпохальное произведение "Война и мир" Толстой Лев Николаевич писал шесть лет, аналогичных по глубине и силе повествования романов в мировой литературе больше нет. Роман впечатляет образностью, каждый персонаж прописан с высокой степенью достоверности, героизм русских солдат очевиден - они воюют за правое дело, за свои семьи, за родную землю. Пример тому и его батарея, сдержавшая наступление неприятеля. Беспримерное мужество русской армии в сражении на когда решилась судьба России, описано писателем с пугающей натуралистичностью, но каждое слово на страницах романа, несомненно, правдиво. Моральное состояние французов, разумеется, не выдерживает никакого сравнения с боевым духом русских солдат, в этом, по большому счету, и была заложена главная основа победы российской армии. Все персонажи Толстого отражены в романе как патриоты своей земли.

Литература и живопись

При написании произведения "Война и мир" проблемы романа заключались еще и в том, что он являлся беллетристикой, широчайшим полем, мозаикой из человеческих судеб. Персонажи Льва Толстого выписаны тонкими, точными штрихами, его литературное мастерство можно сравнить с живописью Паоло Веронезе, который также досконально передавал каждую черточку в лицах своих героев на огромных полотнах венецианского Дворца дожей, а героев этих сотни.

Художественная ценность произведения

В романе "Война и мир" Толстой представил на страницах все общественные слои, от простого солдата до императора и его окружения. Показаны все возрастные категории, различные сословия, богатые и бедные, добропорядочные и бесчестные, здоровые и больные. Русское общество, низы и средний класс, царь и его подданные - всем нашлось место в величайшем литературном произведении того времени.

Художественность произведения тесно переплетается с реалиями жизни, толпа простолюдинов, маргинальная часть общества бывает порой дикой неуправляемой силой, движимой порывом. Сцена убийства Верещагина тому пример. Зверская, низменная беспощадность как результат импульса все сметает на своем пути - таков народ русский, история знает несколько подобных примеров. В этом и заключается главный смысл романа "Война и мир" - показать русское общество, все его достоинства и недостатки.

Философия романа

На протяжении всего романа Лев Николаевич Толстой старается осмыслить исконное начало жизни русского человека, определить причины стихийности его поступков. Философия произведения заключается в том, что воля и способности отдельных людей пропадают втуне, если они не соприкасаются с реальностью, уходят в сторону от происходящего. Только беззаветное служение идее может подвигнуть человека на битву за правое дело, вывести его на поля сражений, заставить принять смерть как должное.

Характерность

Многочисленные образы романа "Война и мир" представлены автором доходчиво, с описанием характера каждого. Отсюда особое, почтительное отношение писателя к Кутузову, который силен не стратегическим талантом и геройством воина, а тем, что он осознал тот единственный метод, следуя которому можно справиться с Наполеоном. Отсюда отрицание Толстым личных качеств самого Наполеона, который кичился своими достижениями, приписывая их своей мнимой исключительности. Писатель не пожалел красок при описании простого солдата Каратаева Платона, пребывающего, по мнению Толстого, в ипостаси величайшего мудреца, только потому, что тот осознал себя частью целого, общественного и отбросил прочь свою индивидуальность.

Ответственность писателя

Философичность Льва Толстого заключается не в рассуждениях на тему, как это обычно бывает у большинства писателей, а в скрупулезном анализе мельчайших подробностей событий, происходящих в обществе, а также в его гениальной способности объединить разрозненные детали в одно целое, создав законченную картину и подписав ее своим именем. Ответственность Толстого чувствуется в каждой главе его бессмертного произведения, это завораживает читателя, который постепенно начинает мыслить в одном направлении с автором.

Персонажи

В произведении заключались еще и в том, что необходимо было обозначить одним из главных персонажей целиком русскую армию. Красной нитью в произведении проходит тема безоговорочной поддержки солдат и полководцев народом. Очистить землю русскую от нашествия - об этом думали все: офицеры, солдаты, крестьяне, рабочие, чиновники. Самобытность русского народа не могла быть нарушена нашествием извне, это не укладывается в ментальность российского общества, а раз так, захватчик непременно будет уничтожен. На этот результат работала мысль каждого русского человека. Сокрушающий размах патриотизм и любовь к отечеству породили "дубину народной войны", которая уничтожила врагов.

Лев Толстой гордится военной мощью русской армии, помноженной на патриотизм и самоотверженность остального населения российского государства. Народ-богатырь соединился с русским дворянством в годы войны, чтобы выбить неприятеля. Лучшие представители дворянского сословия России потянулись к массам, среди них были и Пьер Безухов, и Андрей Болконский, Наташа Ростова и Василий Денисов.

Образ Кутузова

Герой Михаил Илларионович Кутузов, был неотделим от своих солдат, именно это придавало ему силы. Полководец не получал моральной поддержки от императора, его тайно ненавидели, но Кутузов в лояльности царского окружения и не нуждался, у него был гораздо более мощный источник вдохновения - армия, солдаты и преданные офицеры. Генерал-фельдмаршал Кутузов победил, выполняя волю русского народа, хорошо понимая цель, стоящую перед ним и перед всей страной.

Издания

Характеристика романа "Война и мир" раскрывает могучий потенциал русского общества, история которого не знает порабощений. Недальновидность амбиционных захватчиков вроде Наполеона, их напыщенность, кроме позора, ничего не несет. Историческое военное противостояние неизбежно заканчивается победой русского народа.

В 1865 году в журнале "Русский вестник" были опубликованы две первые части романа под названием "1805 год". Полное издание эпохального произведения "Война и мир" Толстого, в шести томах, вышло в свет в 1869 году.

Лев Николаевич Толстой, роман "Война и мир" навечно вошли в золотой фонд мировой литературы.