Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани шумными группами, покупая себе у торговок разную снедь и усаживаясь обедать тут же, на мостовой, в тенистых уголках, – появился Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки, а за ухо он заткнул себе маленькую, только что сорванную ветку липы. Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал.

1) сказка;

2) повесть;

4) рассказ.

1) играет роль вставного эпизода;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета;

4) является экспозицией.

1) портрет Челкаша;

2) тема труда;

3) тема добра и зла;

4) тема судьбы.

1) попрошайничеством;

2) воровством;

3) работой на заводе;

4) у него были богатые родители, поэтому ему не надо было постоянно думать о пропитании.

1) выявляет положительные и отрицательные стороны характера героя;

2) объясняет своё отношение к герою;

3) показывает его незаурядность;

4) подчёркивает социальное положение героя.

Ответ_______________________________________________________

Ответ ________________________________________________________________

Ответ _________________________________________________________________

Ответ __________________________________________________________________

С2. В чем вы видите особенности романтизма Горького? (перечислить некоторые особенности)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С3. Как и в чем выражается столкновение двух мировоззрений в рассказе М.Горького «Челкаш» (чьи это мировоззрения, их идеология).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Скачать:


Предварительный просмотр:

М. Горький «Челкаш» (11 класс) / ФИО :_________________________

А0.Назовите имена главных героев произведения __________________________________________________

(Прочитайте фрагмент)

Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани шумными группами, покупая себе у торговок разную снедь и усаживаясь обедать тут же, на мостовой, в тенистых уголках, – появился Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки, а за ухо он заткнул себе маленькую, только что сорванную ветку липы. Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал.

А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) сказка;

2) повесть;

3) быль;

4) рассказ.

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) играет роль вставного эпизода;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета;

4) является экспозицией.

А 3. Главной темой данного фрагмента является:

1) портрет Челкаша;

2) тема труда;

3) тема добра и зла;

4) тема судьбы.

А 4. Чем зарабатывал Челкаш себе на жизнь?

1) попрошайничеством;

2) воровством;

3) работой на заводе;

4) у него были богатые родители, поэтому ему не надо было постоянно думать о пропитании.

1) выявляет положительные и отрицательные стороны характера героя;

2) объясняет своё отношение к герою;

3) показывает его незаурядность;

4) подчёркивает социальное положение героя.

В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («вытертых», «холодными», «хищными», «острые», «угловатые»).

Ответ_______________________________________________________

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Он был бос…»).

Ответ ________________________________________________________________

В 3. Из фрагмента выпишите название птицы, с которой автор сравнивает Челкаша.

Ответ _________________________________________________________________

В 4. Во фрагменте найдите эпитеты, которые характеризуют воровские качества Челкаша.

Ответ __________________________________________________________________

Литература 8 класс Тест
М. Горький «Челкаш»
Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани шумными группами, покупая себе у торговок разную снедь и усаживаясь обедать тут же, на мостовой, в тенистых уголках, – появился Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки, а за ухо он заткнул себе маленькую, только что сорванную ветку липы. Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал.
А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) сказка;
2) повесть;
3) быль;
4) рассказ.
А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) играет роль вставного эпизода;
2) завершает повествование;
3) является кульминацией сюжета;
4) является экспозицией.
А 3. Главной темой данного фрагмента является:
1) портрет Челкаша;
2) тема труда;
3) тема добра и зла;
4) тема судьбы.
А 4. Чем зарабатывал Челкаш себе на жизнь?
1) попрошайничеством;

·2) воровством;
3) работой на заводе;
4) у него были богатые родители, поэтому ему не надо было постоянно думать о пропитании.
А 5. С какой целью автор выделяет Челкаша среди остальных босяков?
1) выявляет положительные и отрицательные стороны характера героя;
2) объясняет своё отношение к герою;
3) показывает его незаурядность;
4) подчёркивает социальное положение героя.
В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («вытертых», «холодными», «хищными», «острые», «угловатые»).
Ответ_______________________________________________________

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Он был бос»).

Ответ ________________________________________________________________

В 3. Из фрагмента выпишите название птицы, с которой автор сравнивает Челкаша.

Ответ _________________________________________________________________

В 4. Во фрагменте найдите эпитеты, которые характеризуют воровские качества Челкаша.

Ответ __________________________________________________________________

С 1. С какой целью автор подробно описывает внешность Челкаша, его образ жизни?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

М. Горький «Челкаш». Тест. Ответы

А 1. 4.
А 2. 4.
А 3. 1.
А 4. 2.
А 5. 3.
В 1. Эпитет.
В 2. Портрет.
В 3. Ястреб.
В 4. Ловкий, смелый.

Рассказ «Челкаш» Горького был написан в 1894 году. Впервые напечатан в 1895 году в журнале «Русское богатство». Литературные критики относят произведение к позднему романтизму с элементами реализма. Рассказом «Челкаш» Горький предвосхитил появление в русской литературе направления соцреализм. В произведении автор затрагивает темы свободы, смысла жизни; противопоставляет бродяжничество и крестьянство, но не приходит к точному выводу, какой путь лучше.

Главные герои

Гришка Челкаш – «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор» , «длинный, костлявый, немного сутулый» с горбатым, хищным носом и «холодными серыми глазами» .

Гаврила – помощник Челкаша, деревенский парень, «широкоплеч, коренаст, русый, с большими голубыми глазами, смотревшими доверчиво и добродушно» .

Гавань. Звон якорных цепей, грохот вагонов, свистки пароходов, крики рабочих «сливаются в оглушительную музыку трудового дня» . Бегающие люди «смешны и жалки» . «Созданное ими поработило и обезличило их» .

«Раздалось двенадцать мерных и звонких ударов в колокол» . Наступило время обеда.

I

Грузчики, спрятавшись в тени мостовой, обедали. Появился Гришка Челкаш – «среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом» . Было видно, что он здесь «свой» . Челкаш был не в настроении. Вор искал своего друга и подельника Мишку. Однако таможенный сторож Семеныч сказал, что Мишке отдавило ногу чугунной штыкой, и его отвезли в больницу. Несмотря на досадную новость, разговор со сторожем развеселил вора. «Впереди ему улыбался солидный заработок» , но ему нужен был помощник.

На улице Челкаш заметил молодого крестьянского парня. Тот начал жаловаться, что ему очень нужны деньги, но заработать их не удается. Он был на «косовице» в Кубани, но там сейчас платят очень плохо. Недавно у парня умер отец, осталась старая мать и дом в деревне. Если бы ему где-то «рублей ста полтора» заработать, он мог бы стать на ноги. Иначе придется идти «в зятья» к богатому человеку.

На вопрос парня, чем Челкаш занимается, вор ответил, что он рыбак. Парень усомнился в том, что Челкаш зарабатывает деньги законным путем, и признался, что, как и бродяги, очень любит свободу. Немного подумав, вор предложил парню поработать с ним этой ночью – нужно будет только «грести» . Парень начал колебался, опасаясь, что может «во что-то влететь» с новым знакомым.

Челкаш испытал ненависть к парню за то, «что он имеет где-то там деревню, дом в ней» , «а больше всего за то, что этот ребенок смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна» .

Однако парень согласился подработать, и они пошли в трактир. Парень представился – его звали Гаврила. В трактире Челкаш заказал еду в долг. Парень тут же проникся уважением к новому хозяину. Челкаш сильно напоил Гаврилу. Вор «видел перед собою человека, жизнь которого попала в его волчьи лапы» . Челкашу стало жаль парня, все его чувства наконец слились в нечто «отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен» .

II

Темная ночь. Челкаш и Гаврила отплывают, выходят в открытое море. Вор очень любил море, парню же было страшно. Гаврила, заподозрив неладное, спросил, где снасть. Вору стало «обидно лгать перед этим мальчишкой» и он прикрикнул на парня. Неожиданно издалека послышались крики «чертей» – охраны. Челкаш шипя приказал Гавриле грести как можно быстрее. Когда они отплыли, вор сказал, что, если бы их догнали, им был бы конец.

Испуганный Гаврила начал умолять Челкаша отпустить его, заплакал и продолжал всхлипывать, пока они не доплыли до стены гавани. Чтобы парень не сбежал, Челкаш забрал у него котомку с паспортом. Исчезнув в воздухе, вор вскоре вернулся и спустил в лодку что-то кубическое и тяжелое. Им оставалось только еще раз «у чертей между глаз проплыть» , и тогда все будет хорошо. Гаврила начал грести во всю силу. Парню хотелось быстрее сойти на берег и бежать от Челкаша.

Мужчины подплывали к кордонам. Теперь лодка шла совершенно беззвучно. Понимая, что рядом могут быть люди, Гаврила уже хотел позвать на помощь, как неожиданно на горизонте появился «огромный огненно-голубой меч» . Испугавшись, парень упал на дно лодки. Челкаш выругался – это был фонарь таможенного крейсера. К счастью, им удалось пройти незамеченными.

По дороге к берегу Челкаш поделился с Гаврилой, что за сегодня удалось «полтысячи тяпнуть» , а может и больше – как повезет продать украденное. Гаврила сразу вспомнил свое убогое хозяйство. Пытаясь ободрить парня, Челкаш завел беседу о крестьянской жизни. Гаврила даже успел забыть, что перед ним вор, увидев в Челкаше такого же крестьянина. Задумавшись, вор вспомнил свое прошлое, свою деревню, детство, мать, отца, жену, как был гвардейским солдатом, и отец перед всей деревней гордился своим сыном.

Подплыв к барке сообщников, они поднялись наверх и, улегшись на палубе, заснули.

III

Челкаш проснулся первым. Отойдя на пару часов с добычей, он вернулся уже в новой одежде. Челкаш разбудил Гаврилу и они поплыли к берегу. Парень уже не был так напуган и спросил, сколько Челкаш выручил за украденное. Вор показал ему пятьсот сорок рублей и отдал долю Гаврилы – сорок рублей. Парень с жадностью спрятал деньги.

Когда они вышли на берег, Гаврила неожиданно бросился к ногам Челкаша и свалил его на землю. Вор только хотел ударить парня, как тот начал умолять отдать ему деньги. «Испуганный, изумленный и озлобленный» Челкаш вскочил на ноги и бросил в Гаврилу купюры, «дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу» .

Гаврила в восторге прятал деньги за пазуху. Смотря на парня, Челкаш думал, что никогда не будет таким жадным и низким. Гаврила же на радостях рассказал, что уже думал ударить Челкаша веслом и забрать деньги – все равно вора никто не хватится.

Разозлившись и схватив Гаврилу за горло, Челкаш потребовал деньги назад. Отобрав заработанное, вор пошел прочь. Гаврила бросил в него камнем. Челкаш схватился за голову и упал. Бросив вора, Гаврила сбежал. Начался дождь. Гаврила неожиданно вернулся и начал просить у вора прощения. Обессиленный Челкаш прогонял его прочь, но тот не унимался. Вор оставил себе одну купюру, а остальные деньги отдал Гавриле.

Мужчины ушли в разные стороны. «На пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминание о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми» .

Заключение

Главный герой рассказа, Гришка Челкаш, предстает перед читателем личностью неоднозначной, у него есть свои моральные принципы, собственная жизненная позиция. За внешним образом закоренелого вора и бродяги скрывается сложный внутренний мир. Мужчина с грустью вспоминает о прошлом. Однако свобода, независимость от денег и спокойствие для него важнее собственного дома, семьи. Горький противопоставляет проявившего благородство Челкаша жадному Гавриле, способному даже убить ради денег.

Пересказ «Челкаша» будет полезен школьникам при подготовке к проверочным работам, а также всем, кто интересуется творчеством Максима Горького.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 1000.

Рассказ «Челкаш» был написан в 1894 году. Эту историю М. Горький услышал в г. Николаеве, когда лежал в больнице, от соседа в палате. Его публикация состоялась в 1895 году в июньском номере журнала «Русское богатство». В данной статье будет сделан анализ произведения «Челкаш».

Вводная часть

В порту под жарким солнцем грузчики разложили свою нехитрую и простую еду. К ним подошел хорошо поломанный жизнью вор Гришка Челкаш и узнал, что его друг и постоянный напарник Мишка сломал ногу. Это несколько озадачило Григория, потому что ночью предстояло доходное дельце. Он огляделся по сторонам и увидел деревенского коренастого парня, широкоплечего, с голубыми глазами. Вид у него был простодушный. Челкаш быстро познакомился с Гаврилой и уговорил его принять участие в ночной авантюре. Знакомство с рассказом требуется, чтобы был понятен анализ произведения «Челкаш».

Ночной вояж

Ночью Гаврила, трясясь от страха, сидел на веслах, а Челкаш правил. Наконец они доплыли до стены. Григорий забрал у трусливого напарника весла, паспорт и котомку, а потом исчез. Челкаш появился внезапно, передал напарнику что-то тяжелое, весла и его вещи. Теперь надо вернуться в гавань, не попасть под огни патрульного таможенного крейсера. Гаврила от страха чуть не потерял сознание. Челкаш хорошенько его пнул, сел на весла, а Гаврилу посадил за руль. Они добрались без приключений и быстро заснули. Утром Григорий проснулся первым и ушел. Когда он вернулся, то разбудил Гаврилу и отдал ему его долю. Знание действия, происходящего в рассказе, поможет сделать анализ произведения «Челкаш».

Развязка

Когда Челкаш отсчитывал деньги, то его неприятно поразил жадный блеск в глазах деревенского парня. Крестьянин упрашивает отдать ему все. Герой с брезгливостью к такой жадности бросил деньги. Гаврила принялся их собирать и рассказывать, что хотел из-за них убить подельника.

Гришка просто озверел, забрал у него деньги и пошел, Засвистел камень и попал в голову Челкаша. Он повалился на песок недвижимый. Крестьянин от ужаса, что он наделал, побежал приводить в чувство своего напарника. Когда Гришка пришел в себя, то забрал себе сотню, остальное отдал Гавриле. Они разошлись в разные стороны. Теперь, ознакомившись с содержанием рассказа, мы можем произвести анализ произведения «Челкаш».

Герои: Челкаш и Гаврила

Дух романтики и связи с природой пронизывает все ранние произведения М. Горького. Челкаш свободен от законов общества.

Он вор и бездомный пьяница. Длинный, костлявый, сутулый, он похож на степного ястреба. Настроение Челкаша отличное - ночью будет заработок.

Гаврила - крепкий деревенский парень, возвращается домой. Он не заработал денег на Кубани. Настроен он уныло.

Горький подробно описывает мысли каждого из них, прежде чем они договорятся о разбое ночью. Челкаш - гордая натура, вспоминает свою прежнюю жизнь, жену, родителей. Его мысли перескакивают на забитого деревенского парня, которому он может помочь. Главный герой безмерно любит море. В его стихии он чувствует себя свободным, и мысли о прошлом там его не беспокоят. Мы рассматриваем героев рассказа «Челкаш» (Горький). Анализ произведения без их характеров не будет полным.

Гаврила

Не таков Гаврила. Моря, темноты, возможной поимки он безмерно боится. Он труслив, алчен. Эти качества толкают его на прямое преступление, когда утром он первый раз в жизни увидел большие деньги. Сначала Гаврила падает на колени перед Челкашом, выпрашивая деньги, потому что он всего лишь «подлый раб».

Главный герой, испытывая к мелкой душонке брезгливость, жалость и ненависть, бросает ему все деньги. Узнав, что Гаврила хотел его убить, Челкаш приходит в ярость. Он впервые так сильно зол. Григорий забирает деньги и уходит. Гаврила, не в силах совладать с жадностью, стремится убить подельника, но от этого ничтожной душонке становится страшно. Он снова вымаливает прощение у главного героя - человека широкой души. Челкашбросает деньги жалкому Гавриле. Он, пошатываясь, навсегда уходит. Рассмотрев главных героев, можно проанализировать рассказ в целом.

Анализ произведения «Челкаш» (Максим Горький)

Вначале идет подробное описание порта и его жизни. Далее появляются герои. Горький подчеркивает холодные серые глаза и нос, горбатый и хищный, и гордый свободный нрав. Гаврила - добродушный парень, который верит в Бога, как оказалось, готов на все ради денег. Сначала кажется, что злодей Челкаш заставляет свернуть с прямого пути на воровскую дорожку простодушного Гаврилу. Море - важный и значимый компонент рассказа. Оно, как выявляет натуры героев.

Челкаш любит его силу, мощь, бескрайность и свободу. Гаврила его боится, молится и просит Григория отпустить его. Особенно страшно становится крестьянину, когда прожекторы освещают морскую даль. Он принимает свет корабля за символ возмездия и дает себе обещание заказать молебен Николаю Чудотворцу. Утром разыгрывается драма из-за жадности, которая охватила Гаврилу. Ему показалось, что Челкаш дал ему мало денег. Он на грани убийства, и никакие мысли о Боге его не смущают. Раненый им Челкаш с гадливостью отдает почти все деньги, которые Гаврила быстро прячет. Все следы крови смываются дождем. Вода не в силах смыть грязь с души боящегося Бога Гаврилы. Горький рассказывает, как теряет человеческий образ крестьянин, как низко падает существо, считающее себя человеком, когда речь заходит о наживе. Рассказ построен на принципах антитезы. На этом заканчивается «Челкаш». Анализ произведения кратко осуществлен.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Выполнил(а)_______________________________________________________

Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани шумными группами, покупая себе у торговок разную снедь и усаживаясь обедать тут же, на мостовой, в тенистых уголках, – появился Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки, а за ухо он заткнул себе маленькую, только что сорванную ветку липы. Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал.

А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент. 1) сказка; 2) повесть; 3) быль; 4) рассказ.

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении? 1) играет роль вставного эпизода; 2) завершает повествование; 3) является кульминацией сюжета; 4) является экспозицией.

А 3. Главной темой данного фрагмента является: 1) портрет Челкаша; 2) тема труда; 3) тема добра и зла; 4) тема судьбы.

А 4. Чем зарабатывал Челкаш себе на жизнь? 1) попрошайничеством; 2) воровством; 3) работой на заводе; 4) у него были богатые родители, поэтому ему не надо было постоянно думать о пропитании.

А 5. С какой целью автор выделяет Челкаша среди остальных босяков? 1) выявляет положительные и отрицательные стороны характера героя; 2) объясняет своё отношение к герою; 3) показывает его незаурядность; 4) подчёркивает социальное положение героя.

В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («вытертых», «холодными», «хищными», «острые», «угловатые»).

Ответ_______________________________________________________

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Он был бос…»).

Ответ ________________________________________________________________

В 3. Из фрагмента выпишите название птицы, с которой автор сравнивает Челкаша.

Ответ _________________________________________________________________

В 4. Во фрагменте найдите эпитеты, которые характеризуют воровские качества Челкаша.

Ответ __________________________________________________________________

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

ЭТАЛОН: А1.4; А2.4; А3.1; А4.2; А5.3; В1.Эпитет; В2.Портрет; В3.Ястреб; В4.Ловкий, смелый.